Тест дивергентного творческого мышления вильямса. Модифицированные креативные тесты вильямса. Коэффициенты корреляции были равны

Творческие люди способны не только создавать произведения искусства, но и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Их решения сложных теоретических или конструкторских задач оригинальны, а нередко и .

Многие сотни лет ученые и философы пытались разобраться, что является основой творчества, что дает человеку возможность преобразовывать окружающий мир, создавать новые, совершенно уникальные вещи. В XX веке с развитием психологии стало ясно, что для творческих людей характерен особый тип мышления. Известный исследователь психологии творчества Джой Гилфорд назвал его дивергентным – направленным в разные стороны.

Тот же Дж. Гилфорд создал целую систему развивающих упражнений, многие из которых в настоящее время входят в состав тренингов креативности. В качестве примера можно предложить несколько вариантов развивающих занятий.

Заставляем мысль двигаться в разные стороны

Для этого можно выполнить упражнения на поиск разнообразных оригинальных решений несложных задач.

Например, выберите любой привычный для вас предмет, допустим, мобильный телефон. А теперь возьмите бумагу и ручку и напишите как можно больше вариантов использования этого предмета. Сначала в голову будут приходить стандартные решения. Это нормально, помните: мысль легче всего движется по «протоптанной» дорожке.

Но не останавливайтесь на этом, и после фонарика, аудиоплейера и фото- и видеокамеры, в голову будут приходить более оригинальные варианты. Постарайтесь увлечь себя этой задачей, почувствовать азарт. Для этого лучше выполнять упражнение в группе, соревнуясь с коллегами или друзьями.

Учимся задавать вопросы

Бывают проблемы, которые сложно решить, но еще сложнее найти проблему там, где ее не видят другие. Можно сказать, это высший пилотаж творчества. В основе любой проблемы – вопрос, поэтому умение задавать вопросы необходимо для развития дивергентного мышления.

Потренируйтесь в этом. Начните с простого упражнения. Выберите одно из событий текущего дня и постарайтесь сформулировать несколько связанных с ним вопросов. Чем больше вы придумаете вопросов, тем лучше. Запишите их, поразмышляйте над списком и выберите самый интересный или важный вопрос. Возможно, вы поймете необходимость поискать на него ответ.

Играем с ассоциациями

Ассоциативность мышления очень важна в творчестве, ведь спонтанно возникающие у нас в голове мысли и образы могут стать основой оригинального, а то и гениального решения. Поэтому нужно научиться управлять стихийным процессом рождения ассоциаций. Тренинги креативности, как правило, включают в себя упражнения на ассоциативное мышление.

Одно из таких упражнений сводится к созданию поля ассоциаций. Возьмите лист бумаги и напишите в центре любое слово, затем начертите от него в разные стороны 5 стрелочек и на конце каждой напишите слово-ассоциацию, которое возникло у вас в голове. А теперь от каждой ассоциации тоже начертите 5 стрелочек и напишите ассоциации уже к этому понятию. Будет хорошо, если вы постараетесь выйти за пределы смыслового поля.

Например, слово «лист» и ассоциации к нему: дерево, ветка, растение, весна, свежесть. Все слова находятся в одном смысловом поле. А вот если к слову «ветка» записать такие ассоциации: метро, поезд, толпа, скорость, работа, - то это уже будет переход в другое смысловое поле. Чем легче совершаются подобные переходы, тем более развито творческое мышление.

Занимаясь развитием дивергентного мышления, следует помнить, что конвергентное не менее важно для мыслительной деятельности и успешной работы. Максимально продуктивным творчество будет тогда, когда оба типа мыслительного процесса работают во взаимодействии.

Дивергентное мышление – это метод мышления, который подразумевает под собой творческий подход и поиск нескольких решений для одной задачи. При этом, решения равноценны по правильности и соответствию одному и тому же объекту. Этот тип мышления опирается на воображение и креативность, подразумевает способность мыслить вширь и видеть разнообразные свойства объекта.

Данный вид является противоположным к понятию «Конвергентное мышление», при котором разум концентрируется на одном решении.

История возникновения понятия

Впервые термин «Дивергентное мышление» ввел Джой Гилфорд, американский психолог, занимавшийся исследованием человеческого разума и интеллекта. Гилфорд пытался выстроить модель интеллекта, которая была многомерной и включала в себя 3 измерения (содержание, операции, результаты мышления), которые в свою очередь делились на переменные. Конвергентное и дивергентное мышление являлись, согласно его модели, переменными операций, то есть одного из измерений интеллекта.

Предложив два новых вида мышления, Гилфорд отошел от классического разделения на индуктивное (решение задач, путем выведения общего правила на основе частных наблюдений) и дедуктивное (логическое) мышление.

Развитие теории Гилфорда продолжили другие психологи: Тейлор, Торранс, Груббер. Они более четко сформировали само понятие дивергентности, установили критерии ее выявления, установили, что этот тип мышления позволяет человеку в создании нестандартных идей, гипотез, классификации и группировки полученной информации.

Критерии дивергентности

  • Беглость (количество решений, которые возникают за определенное время).
  • Оригинальность (решения должны быть нестандартными).
  • Чувствительность или гибкость (способность переключаться от одной задачи к другой).
  • Образность (мышление символами, образами, ассоциациями).
  • Ответственность или точность (последовательность мыслительного процесса и выбор в результате подходящего, адекватного решения).

Дивергентное мышление состоит из неорганизованных мыслей и идей, поэтому его нельзя измерить стандартными, общепринятыми методиками. Это творческое мышление, не связанное с уровнем знаний и логикой. Человек может иметь плохие показатели IQ , но при этом у него будет очень высоко развито творческое мышление. Этот метод мышления связан с активностью познавательных процессов.

Способы оценки дивергентного мышления

Чтобы оценить уровень развития данного типа мышленияу человека, используются творческие задачи и тесты с неожиданными вариантами ответов или вообще без них. Они могут быть арифметическими, текстовыми, вербальными или графическими (например, необходимо закончить рисунок, придав его сюжету как можно более нестандартное направление).

Вот простой тест на креативность, который был придуман самим отцом понятия «Дивергентное мышление» Джоем Гилфордом: За 3 минуты нужно придумать как можно больше вариантов применения скрепок для бумаги, придуманные варианты можно кратко записывать. Затем подсчитайте сколько у вас получилось вариантов:

  • Меньше 10 – уровень креативности ниже среднего;
  • 10 – 12 – средний уровень;
  • 12-20 – хороший уровень;
  • Больше 20 – высокий уровень креативности.

Методы дивергентного мышления:

  • Мозговой штурм.

Этот метод появился в 1953 году и в настоящий момент широко используется для поиска решения творческих и других задач во многих организациях. Смысл его в том, что участники штурма (оптимально от 4 до 10 человек) накидывают идеи, связанные с решением задачи и потом из них выбираются самые подходящие. Основные принципе штурма: на этапе генерации идей, никто из участников не дает им оценку, определяется модератор, которые записывает абсолютно все идеи, даже те, которые кажутся самыми нереальными. Идей должно быть максимально много, главная задача участников – не боятся высказывать свои варианты решения, какими бы абсурдными они не были. В конце штурма, на основании авторитетного мнения приглашенного эксперта, выбираются лучшие идеи, которые уже развиваются индивидуально ответственными за задачу.

Чтобы штурм прошел максимально эффективно, всем участникам необходимо предварительно подготовиться – изучить глубже информацию по теме, обдумать ее и, возможно, придумать заранее несколько идей.

В начале штурма модератору лучше еще раз кратко, пунктами, изложить задачу, чтобы избежать недопонимания среди участников.

Если есть ощущение, что штурм идет тяжело и идеи почти иссякли, можно привлечь людей со стороны, которые могут быть даже не в курсе темы. Это поможет влить в обсуждение свежие идеи.

  • Составление карты памяти.

Этот метод используется для более быстрого понимания и запоминания большого количества разнообразной информации одного направления (например, история, математика, химия) и позволяет разместить всю информацию о задаче на одном листе. Составление карт памяти помогает фиксировать ключевые моменты информации, лучше видеть взаимосвязь между объектами, оценивать информацию с разных точек зрения, восстанавливать в памяти и воспроизводить информацию спустя промежуток времени, лучше понимать абстрактный материал.

Карта создается от общего к частному, то есть сначала в центре листа изображается основной предмет задачи (главная тема), далее от него отходят линии, которые обозначают основные признаки данного предмета, от них отходят линии, являющиеся свойствами признаков и так далее. В изображении так же используются геометрические фигуры, стрелки, абстрактные изображения, удобные и понятные для того, кто будет использовать карту.

Информация усвоится лучше, если при создании карт памяти, пользоваться ручками или маркерами разных цветов.

Карты памяти применяются в различных сферах и для решения очень разноплановых задач: подготовка к лекции, экзамену, презентации, публичной речи и так далее.

  • Метод фокальных объектов.

Этот дивергентный метод подразумевает поиск новых решений путем сочетания основного объекта задачи со свойствами случайно выбранных объектов.

Для начала необходимо выделить основной объект задачи, которому будут придумываться дополнительные свойства, затем выбрать несколько случайных объектов (чем больше, тем лучше, желательно от 4 до 10). Для случайных объектов придумываются и записываются характерные свойства, которые потом переносятся на основной объект. В результате образуются новые интересные и креативные сочетания основного объекта и новых свойств, заимствованных от других понятий. Наиболее удачные из этих сочетаний додумываются и развиваются.

Пример:

Объект — Мыло.

Случайные объекты:

Трава (свежая, сочная, яркая);

Дождь (сильный, бодрящий, тропический);

Итог: Мыло свежее, бодрящее, яркое, тропическое, сильное.

Метод фокальных объектов часто используется в рекламе, например, для создания Уникального торгового предложения (УТП).

  • Ромашка Блума.

Это простой метод понимания и усвоения информации, путем составления на ее основании вопросов разного уровня и ответов на них. Американский психолог Бенджамин Блум создал удобную и четкую классификацию вопросов:

  1. Простые вопросы (проверяют общее знание задачи или текста и подразумевают четкие однозначные ответы).
  2. Уточняющие вопросы (определяют понимание задачи и требуют ответы «да» или «нет»).
  3. Объясняющие вопросы (используются для анализа информации, как правило начинаются со слова «Почему» и подразумевают развернутый ответ на основании причинно-следственной связи, новый, не содержащий упоминавшуюся ранее информацию).
  4. Творческие вопросы (задаются в форме прогноза, фантазии или предложения, содержат частицу «бы» и подразумевают обобщение имеющейся информации).
  5. Оценочные вопросы (помогают пониманию оценки фактов и явлений, упоминавшихся в задаче).
  6. Практические вопросы (нацелены на применение полученной информации, на выводы и поиск взаимосвязи между теорией и практикой).

Развитие дивергентного мышления

Существует множество простых упражнений, направленных на развитие творческого мышления:

  1. Составление списка слов, которые соответствуют заданному критерию. Например, те, которые заканчиваются на «я», начинаются на «л» или состоят из равного количества букв.
  2. Выбор любого слова, например, «Солнце» и составление из каждой его буквы отдельного предложения. Будет еще эффективнее, если эти предложения будут объединены по смыслу в один общий рассказ.
  3. Придумывание необычных способов применения обычным предметам.
  4. Визуальное упражнение: составление изображений из бумажных геометрических фигур, различных по размеру.
  5. Нахождение как можно большего количества общих признаков для пары совершенно не похожих предметов (Корова — коньки)
  6. Создание инструкции к какому-либо необычному предмету или действию.
  7. Поиск необычных причин для обычных ситуаций (Собака бежала по улице в одну сторону, потом остановилась, резко развернулась)
  8. Придумывание истории, опираясь на один не связный набор слов (Валенок, Кухня, Лето, Кот, Стройка).
  9. Придумывание экзотических имен. Очень простое и веселое упражнение, суть которого в том, чтобы придумать несуществующие имена, как женские, так и мужские.
  10. Решение загадок головоломок. Они могут быть как текстовыми, так и графическими.

Во всем мире графические загадки известны как Droodle и автором этого направления является комедийный писатель Роджер Прайс. Загадки были очень популярны в середине прошлого века и сейчас вновь становятся интересны аудитории. Друдл представляет собой лаконичный рисунок, по которому нельзя точно определить, что на нем изображено и чем больше вы придумаете вариантов, тем лучше. Воспользуйтесь нашими для тренировки дивергентного мышления.

  1. 5 дней Мечты. Очень приятное упражнение для тренировки творческого мышления, связанное с придумыванием в течение 5 дней своих желаний, связанных с той или иной жизненной сферой.
  • 1 день – мечты, связанные с личной жизнью;
  • 2 день – с карьерой, работой;
  • 3 день – с семьей;
  • 4 день – мечты, связанные с новыми знаниями и навыками;
  • 5 день – глобальные мечты, касающиеся вашего города, страны, планеты в целом.

«Для меня креативность – это не просто творческий акт, это образ жизни. Креативность требует внутренней свободы, желания рисковать и умения существовать в хаосе. Поэтому креативность начинается не с практических приемов, а с мировоззрения. Не думаю, что такой образ жизни подходит каждому, но и не каждый способен стать джедаем.»

Дивергентное мышление является основой креативности, поэтому развивая его, вы совершенствуете так же свой творческий потенциал и способность нестандартно мыслить.

ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА


ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ №1

психолого-педагогическая диагностика в образовательных учреждениях

На тему: "особенности творческого мышления"


Санкт-Петербург


Введение


Актуальность:

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Объект исследования: 23 ребенка 3 класса, в возрасте от 8 до 10 лет Предмет исследования: особенности творческого мышления Цель: исследовать уровень развития творческого мышления

Задачи исследования: 1. Выявить уровни развития творческого мышления.

Выявить уровень беглости мышления

Выявить уровень гибкости мышления

Выявить уровень разработанности мышления

Выявить уровень оригинальности мышления

Выявить уровень словарного запаса ребенка.

Выявить гендерные различия в развитии творческого мышления. Гипотеза: Фактор гендерного различия в развитии творческого мышления

Методы исследования:

Наблюдение

Тестирование

Методики исследования:

1.Тест творческого (дивергентного) мышления

2.Шкала Вильямса. Опросник для учителей и родителей.

База практики:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 57 Приморского района Санкт-Петербурга Ф.И.О. методиста - Чаплыгина Ольга Александровна Сроки практики: 14.10.13- 10.11.13


1. Организация и методы исследования


Обследование проводилось на младших школьниках, учащихся 3его класса (8-10 лет).

Работа проводилась в группе.

Почти все дети были заинтересованы в обследовании, с интересом относились к каждой методики.

Обследование проводилось в первой половине дня.

Занятия длились 40-45 минут.


НАЗВАНИЕ - Тест дивергентного (творческого) мышления

НАЗНАЧЕНИЕ - Тест дивергентного мышления направлен на диагностику комбинации вербальных левополушарных показателей и правополушарных визуально-перцептивных показателей. Используется для детей от 5 до 17 лет.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, ОБОРУДОВАНИЕ - Для однократного обследования одного человека необходима тестовая тетрадь, которая состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А4, на каждом листе бумаги изображено по четыре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи.

ИНСТРУКЦИЯ - " Это задание поможет узнать насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков. Предлагается 12 рисунков. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Вам будет дано 20(25) минут, чтобы нарисовать ваши рисунки. Работайте в квадратиках по порядку,не прыгайте с одного квадратика на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите название в строчке под картинкой. Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл".

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ - Тестирование проводится в групповой форме. Желательно, чтобы во время тестирования дети сидели за столом или партой по одному.

Для детей детского сада тестирование следует проводить в малых группах по 5-10 человек.

Воспроизводится инструкция, после того как психолог убеждается в понимании детьми инструкции, раздает стимульный материал и дети начинаю работу.

ОБРАБОТКА, РЕГИСТРИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ - Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:

1.беглость (Б)

2.гибкость (Г)

.оригинальность (О)

.разработанность {Р)

Название (Н)

1. Беглость - продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания. Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок). 2. Гибкость - число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка. Четыре возможные категории:

1.живое (Ж)- человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.

2.механическое, предметное (М)- лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.

.символическое (С)- буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т. д.

.видовое, жанровое (В)- город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д. (см. иллюстрации на следующей странице).

Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой. 3. Оригинальность- местоположение (внутри - снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок. Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.

Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

·1 балл - рисуют только снаружи.

·2 балла - рисуют только внутри.

·3 балла - рисуют как снаружи, так и внутри.

Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме баллов по этому фактору по всем рисункам. 4. Разработанность- симметрия-асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным.

·0 баллов - симметрично внутреннее и внешнее пространство.

·1 балл - асимметрично вне замкнутого контура.

·2 балла - асимметрично внутри замкнутого контура.

·3 балла - асимметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура.

Общий сырой балл по разработанности (Р) - сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам.

5. Название- богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

·0 баллов - название не дано

·1 балл - название, состоящее из одного слова без определения.

·2 балла - словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.

·3 балла - образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, т. е. скрытый смысл.

Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок.

ИТОГОВЫЙ ПОДСЧЕТ ПО ТЕСТУ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ

БЕГЛОСТЬ Общее количество выполненных рисунков. Возможно max 12 баллов (1 балл за каждый рисунок).

ГИБКОСТЬ Количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно max 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ Где выполняется рисунок:

  • (суммируются баллы по данному фактору по всем нарисованным картинкам). Возможно max 36 баллов.
  • РАЗРАБОТАННОСТЬ Где дополняющие детали создают асимметрию изображения:

НАЗВАНИЕ

  • название не дано - 0 баллов
  • название из нескольких слов - 2балла

Образное название, выражающее больше, чем показано на картинке - 3балла

(суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно max 36 баллов. Итог подсчета по основным параметрам теста дивергентного мышления

Беглость - учащийся работает быстро, с большой продуктивностью. Нарисовано 12 картинок. Оценивание - по одному баллу за каждую картинку. Максимально возможный сырой балл - 12.

Гибкость - учащийся способен выдвигать различные идеи, менять свою позицию и по-новому смотреть на вещи. Один балл за каждое изменение категории, считая с первой перемены (существует четыре возможные категории). Максимально возможный суммарный сырой балл - 11.

Оригинальность - учащегося не сдерживают замкнутые контуры, он перемещается снаружи и внутри контура, чтобы сделать стимульную фигуру частью целой картины. По три балла за каждую оригинальную картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл - 36.

Разработанность - учащийся добавляет детали к замкнутому контуру, предпочитает асимметрию и сложность при изображении. По три балла за каждую асимметричную внутри и снаружи картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл - 36.

Название - учащийся искусно и остроумно пользуется языковыми средствами и словарным запасом. По три балла за каждую содержательную, остроумную, выражающую скрытый смысл подпись к картинке. Максимально возможный суммарный сырой балл - 36.

Максимально возможный общий суммарный показатель (в сырых баллах) за весь тест - 131.


Информационная психодиагностическая карточка


НАЗВАНИЕ - Шкала Вильямса. Опросник для родителей и учителей

ИСТОЧНИК ОПИСАНИЯ - Е. Е. Туник Практикум по психодиагностике "Модифицированные креативные тесты Вильямса", Спб, Речь, 2003 г.

НАЗНАЧЕНИЕ - Шкала Вильямса представляет собой опросник, с помощью которого посредством наблюдения можно оценить восемь факторов креативности. В опроснике приводится по 6 характеристик для каждого из восьми факторов, по которым родителям и учителям предлагается оценить ребенка. Имеется так же 4 вопроса открытого типа для самостоятельной характеристики ребенка родителями и учителями.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, ОБОРУДОВАНИЕ - Для однократного обследования одного человека необходим лист ответов, в который состоит из из восьми подразделов - показателей, характеризующих поведение творческих детей. По каждому показателю приводится шесть утверждений, по которым учитель и родители должны оценить ребенка так, чтобы наилучшим образом охарактеризовать его.

ИНСТРУКЦИЯ - Обведите одну из букв на листе ответов справа от номера соответствующего утверждения. Значение выбранной буквы должно лучше всего описывать поведение ребенка. При этом буквы имеют следующие значения:

Ч - часто И - иногда Р - редко

Пожалуйста, ничего не пишите на опроснике, отмечайте свои ответы только на данном листе ответов.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ - Шкала Вильямса - опросник для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка - проводится индивидуально, время не ограничено.

Раздается учителями в школе на дом для родителей тех детей, которых тестировали по одной или двум предыдущим методикам. Родители обычно заполняют шкалу в течение 30 минут или быстрее. Учителя могут заполнить шкалу, где им удобно. Для получения более объективной оценки мы считаем целесообразным, чтобы шкалу заполняли два-три педагога (если это возможно). В этом случае затем берется средняя оценка нескольких педагогов.

ОБРАБОТКА, РЕГИСТРИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ - Все восемь факторов - дивергентного мышления (4) и личностных творческих характеристик (4) модели Вильямса включены в эту шкалу для оценки родителями и учителями. Для каждого фактора представлены 6 утверждений, для каждого утверждения дается выбор из 3 возможных типов поведения: "часто", "иногда" и "редко".

  1. После шкалы из 48 пунктов следует дополнительная страница с открытыми вопросами, которая заполняется родителями и / или учителями. Подсчет оценки состоит из следующих процедур: Подсчитайте количество ответов, отмеченных в колонке "часто", и умножьте это число на два (2). Это ответы с двойным весом, которые получают по два (2) балла каждый.
  2. Подсчитайте количество ответов, отмеченных в колонке "иногда". Эти ответы получат по одному (1) баллу каждый.
  3. Подсчитайте количество ответов в колонке "редко". Эти ответы получат ноль (0) баллов каждый.
  4. Четыре открытых вопроса в конце шкалы получат по одному (1) баллу каждый, если ответ "да" сопровождается аргументами или комментариями.

Это количественный подсчет имеющихся данных. Оценка примечаний и комментариев может помочь тем, кто составляет программы для творчески одаренных учащихся, с помощью ранжирования частоты встречаемости одинаковых или похожих комментариев. Например, если наибольшее количество экспертов дают такой комментарий: "ребенок творчески одарен потому, что он артистичен", то эта черта (артистический талант) - будет иметь высший ранг для данной группы детей. Подобные ранги по ряду творческих проявлений личности будут характеризовать наличие и качественную особенность творческих черт различных детей

9. ИТОГОВЫЙ ПОДСЧЕТ ПО ОПРОСНИКУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ. ШКАЛА ВИЛЬЯМСА.

Число ответов в колонке "часто" х 2 =

Число ответов в колонке "иногда" х 1 =

Число ответов в колонке "редко" х 0 =

Число ответов в "открытых" вопросах,

с ответом "да" и комментариями х 1 =

Число ответов в "открытых" ответах,

с ответом "нет" х 0 =

Суммарный балл = сумме баллов в вышестоящих строках.

Суммарные баллы учеников можно проранжировать от большего к меньшему, начиная с наивысшего балла 100, т. к. 100 баллов - это максимально возможный суммарный сырой балл.


КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

МАЛЬЧИКИ

Имя, возрастПоведение на уроке (активность)Личностные особенностиВячеслав Б. 8 летВ меру активен, боится сделать ошибку, но не боится уточнить правильность написания слова у учителя. Не боится отвечать на уроке. Периодически отвлекался от заданий, ерзал на стулеЧасто уходит в себя, учится хорошо, переживает за оценки, ответственно относится к учебеЕгор Б. 8 летОчень часто отвлекается, сидит боком, на замечания иногда не реагирует.Учится не плохо (3,4), очень терпелив, некоторые предметы даются с трудом. Позитивный, общительный.Тимур З. 9 летМного читает, старается успеть везде, много интересов, задает много вопросов, не из-за того, что не понимает, а просто так, что бы уточнить.Очень развит, избалованный, повышенная агрессия, вспыльчив, может начать драку без причины, просто из-за того, что у него плохое настроение.Артем К. 9 летТихоня, сидит тихо, вопросов не задает."Темная лошадка", может подставить, задира, завистливый.Анатолий К. 9 летУчится плохо, если что-то не получается отказывается от выполнения задания, истерит, рвет тетрадь.Плаксив, всегда считает, что прав только он, если что-то не по его, сразу в слезы, истерика, может оскорбить взрослого (учитель) и не подумать об этом, должен быть в центре вниманияДмитрий К. 9 летСтарательный.Завышенная самооценка, избалованный, если что-то не по его начинает орать, может с материться.Даниил М. 9 летВ классе отвечать не хочет.Ябида, может сделать что-то из под тяжка, общительный, может с материться.Даниил П. 9 летСтарательный, учиться хорошо, любознательный.ОбщительныйМаксим П. 9 летУчится плохо, но старается.Ответственный, переживает за оценки, позитивный, старается что бы его заметили, общительныйКонстантин 9 летУчится так себе, во время урока сам плохо занимается и отвлекает других.Иногда витает в облаках, расторможен, отвлекается постоянно, ёрзает.Даниил Р. 9 летУчится хорошо, все понимает с первого раза, всегда готов к ответу.Очень воспитанный, относится ко всем с почтением, спокойный, не любит повышенный голос, нежный, заботливый, ранимый.Арсений С. 9 летУчится хорошо, все понимает с первого раза, всегда готов к ответу.Ответственный, общительный, позитивный, добрый.Александр 9 летУчится не плохо, тихоня.Ответственный, самостоятельный.Адлан Ш. 9 летПостоянно отвлекается и отвлекает других, хочет быть в центре внимания, через каждые 5 минут, приходится его одергивать.Никого ни во что не ставит, постоянно врет, может взять Дмитрий Я. 10 летУчится хорошо, на уроке не привлекает к себе внимания.Положительный, тихий.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

Имя, возрастПоведение на уроке (активность)Личностные особенностиСофья А. 8 летУчится хорошо, во время урока тихая, но иногда отвлекается.Выделяется из класса знаниями, иногда задирает нос, очень развита.Екатерина Б. 8 летУчится из под палки, может прийти без дом. задания.Общается только с мальчиками, ябедничает.Полина Д. 9 летУчится хорошо, дисциплинированная.Избалованная, но ответственная, общительная, веселая.Диана Е. 9 летУчится хорошо, активно отвечает на уроках, не боится задать вопросПедант, воспитанная, всем помогает, общительнаяАнгелина З. 9 летУчится хорошо, все понимает с первого раза, всегда готова к ответу.Общительная, добрая, заботливая.Марина Н. 9 летУчится не плохо, может прийти без дом. задания, постоянно ерзает, отвлекается."Чёртик в юбке", хулиганестая, постоянно травмируется, общительная, позитивная, самостоятельная, не ответственная.Диана П. 9 летУчится плохо, но очень старается.Тихая, забитая, интроверт.Елизавета Ф. 9 летУчится не плохо, старается, много переспрашивает задание.Тихая, ответственная, дружелюбнаяРезультаты диагностики развития творческого мышления детей младшего школьного возраста (по методике тест дивергентного (творческого) мышления)

школьник творческий мышление психодиагностический

?)Б (+)О (+)Г (+)Р (+)Н (+)Б (+)О (+)Г (+)Р (+)Н (+)Группа 112824,736,1315,801,33,815,593,07Группа 211,883,2523,753,7516,880,351,832,552,312,31

Условные обозначения: Б - Беглость творческого мышления; О - оригинальность творческого мышления; Г - гибкость творческого мышления; Р - разработанность творческого мышления; Н - название.

Беглость творческого мышления:

Творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).

Оригинальность творческого мышления:

Где выполняется рисунок:

·вне стимульной фигуры - 1 балл

·внутри стимульной фигуры - 2 балла

·внутри и снаружи стимульной фигуры - 3 балла

(суммируются баллы по данному фактору по всем нарисованным картинкам). Возможно max 36 баллов.

Гибкость творческого мышления:

Количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно max 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).

Разработанность творческого мышления:

Где дополняющие детали создают асимметрию изображения:

·симметрично повсюду - 0 баллов

·асимметрично вне стимульной фигуры - 1 балл

·асимметрично внутри стимульной фигуры - 2 балла

·асимметрично внутри и снаружи - 3 балла

(суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно max 36 баллов.

Название:

Словарный запас и образное, творческое использование языка:

·название не дано - 0 баллов

·название из одного слова - 1 балл

·название из нескольких слов - 2 балла

Образное название, выражающее больше, чем показано на картинке - 3 балла (суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно max 36 баллов.

По результатам таблицы видно, что развитие всех компонентов творческого мышления у всех испытуемых соответствуют норме и видимых гендерных различий не наблюдается.

Результаты диагностики развития творческого мышления детей младшего школьного возраста (по методике Шкала Вильямся. Опросник для учителей и родителей)


Среднегрупповые значения Х (ср)Стандартное отклонение (?)Группа 145,0714,72Группа 246,3810,03

Условные обозначения: Результаты ответов родителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка.

Описание результатов, представленных в таблице.

Из результатов, представленных в таблице, видно, что образные представления об окружающем мире в целом по группе соответствуют средним значениям. Но при этом можно отметить сильный разброс показателей всей группы. Это связано с тем, что у половины детей из группы был выявлен очень высокий и высокий уровень осведомленности об окружающем мире и возможности вербализации. А у другой половины средний и низкий уровень развития. Самые низкие результаты показали Илья и Ярослава. Так, для Ярославы большую сложность составляла вербализация своих ответов, она многое ответила правильно, но не успела объяснить как должно быть на самом деле. А Илья и вовсе не смог ничего сказать. Сравнивая результаты 2 подгрупп, видно, что осведомленность об окружающем мире соответствует возрастным нормативам. Дети из 2 группы продемонстрировали уровень осведомленности выше, чем в 1 группе.


№(n/п)ИмяВозрастБеглостьГибкостьОригинальностьРазработанностьНазвание1Софья А.8IIIIIIIIII2Вячеслав Б.9IIIIIIIIII3Егор Б.9IIIIIIIIII4Екатерина Б.8IIIIIIIII5Полина Д.9IIIIIIIII6Диана Е.9IIIIIII7Ангелина З.9IIIIIIIII8Тимур З.9IIIIIIIIIII9Артем К.9IIIIIIIIIIIIII10Анатолий К.9IIIIIIIIII11Дмитрий К.9IIIIIIIIII12Даниил М.9IIIIIII13Марина Н.9IIIIIIIII14Диана П.9IIIIIIIII15Даниил П.9IIIIIIIIII16Максим П.9IIIIIIIIII17Константин Р.9IIIIIIIIII18Даниил Р.9IIIIIIIII19Арсений С.9IIIIIIIII20Елизавета Ф.9IIIIIIIIIIII21Александр Ц.9IIIIIIIIII22Адлан Ш.9IIIIIIIIII23Дмитрий Я.10IIIIIII

Описание результатов, представленных в таблице. Из результатов, представленных в таблице, видно, что мыслительные операции и общие представления об окружающем мире,определяющие успешность познавательной деятельности дошкольников и уровень развития в целом, сформированы на среднем уровне. Высокие способности к обобщению понятий, аналитико-синтетической деятельности, выделению существенных признаков на образном уровне, построению последовательных умозаключений, пониманию связей событий (причинно-следственных и пространственно-временных), а также высокий уровень осведомленности об окружающем мире демонстрирует одна четверть обследованных дошкольников. Примерно для такого же количества детей познавательная активность требовала больших усилий. Эти дети, которые несмотря на достаточно высокую степень сформированости понятий, способности к обобщению и аналитико-синтетической деятельности имели трудности с пониманием связей событий, выделением существенных признаков, а также демонстрировали низкий уровень осведомленности об окружающем мире и житейских ситуациях.


Заключение


В результате исследования мы выяснили, что значимых гендерных различий в особенностях творческого мышления нет. Как у мальчиков, так и девочек развитие творческого мышления одинаковы и соответствуют норме.


Психология творчества, креативности, одаренности Ильин Евгений Павлович

Диагностика уровня развития дивергентного мышления

Проводится в группе, ограничена по времени: 20 минут для старших классов (4-11 классы), 25 минут для младших классов (1–3) и детей детского сада. В младших классах дети могут устно называть подписи к рисункам, а учителя или ассистенты могут записывать их.

Инструкция. Перед началом тестирования нужно прочитать инструкцию к тесту дивергентного мышления.

Это задание поможет узнать, насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков. Предлагается 12 рисунков. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Вам будет дано 20 (25) минут, чтобы нарисовать ваши рисунки. Работайте в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадрата на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите название в строчке под картинкой. Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл.

Тестовая тетрадь

Тест творческого мышления (ТВМ-1)

Ф. И. О. ________________________________________

Дата _____________________ Класс ________________

Возраст __________________ Школа ________________

Рис. 1 Итоговый подсчет по тесту дивергентного мышления

Беглость. Общее количество выполненных рисунков. Возможно максимально 12 баллов (1 балл за каждый рисунок).

Гибкость. Количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно максимально 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).

Оригинальность. Где выполняется рисунок:

Вне стимульной фигуры – 1 балл;

Внутри стимульной фигуры – 2 балла;

Внутри и снаружи стимульной фигуры – 3 балла.

Суммируются баллы по данному фактору по всем нарисованым картинкам. Возможно максимально 36 баллов.

Разработанность. Где дополняющие детали создают асимметрию изображения:

Симметрично повсюду – 0 баллов;

Асимметрично вне стимульной фигуры – 1 балл;

Асимметрично внутри стимульной фигуры – 2 балла;

Асимметрично внутри и снаружи – 3 балла.

Суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок. Возможно максимально 36 баллов.

Название. Словарный запас и образное, творческое использование языка:

Название не дано – 0 баллов;

Название из одного слова – 1 балл;

Название из нескольких слов – 2 балла;

Образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, – 3 балла.

Суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок. Возможно максимально 36 баллов.

Из книги Психоаналитическая диагностика [Понимание структуры личности в клиническом процессе] автора Мак-Вильямс Нэнси

Исторический контекст: диагностика уровня патологии характера В XIX веке до появления описательной психиатрии распознавали несколько форм душевных заболеваний, с некоторой частотой встречавшихся у людей в “цивилизованном мире”. Возможно, большинство наблюдателей

Из книги Аутичный ребенок. Пути помощи автора Баенская Елена Ростиславовна

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ Описание методикиПо аналогии со стадиями интеллектуального развития Ж. Пиаже, Л.Колберг выделил три основных уровня развития моральных суждений. Преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью

Из книги Личностное и профессиональное развитие взрослого человека в пространстве образования: теория и практика автора Егоров Геннадий Викторович

1.4 Взаимосвязь модуса бытия и уровня развития профессионализма Итак, модус, или способ бытия, осознанно и целенаправленно реализуемый, накладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности, включая профессиональную. Характерные особенности, присущие модусу, выражаются

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова ИнструкцияДля выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе: «не знаю» - 0 баллов, «нет, никогда» - 1, «иногда» -

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика И. М. Юсупова «Диагностика уровня эмпатии» Инструкция. Для выявления уровня эмпатии необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе «не знаю» - 0 баллов, «нет, никогда» - 1, «иногда» - 2, «часто» -

Из книги Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень] автора Ильин Евгений Павлович

Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» В структуре эмпатии В. В. Бойко выделяет несколько каналов.Рациональный канал эмпатии. Характеризует направленность внимания, восприятия и мышления субъекта, выражающего эмпатию, на существо иного человека - на его

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова ИнструкцияДля выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе: "не знаю" - 0 баллов, "нет, никогда" - 1, "иногда" - 2,

Из книги Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] автора Бриш Карл Хайнц

Методика «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко ИнструкцияЕсли вы согласны с данными утверждениями, ставьте рядом с их номерами знак «+», если не согласны - то знак «-».Текст опросника1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их

Из книги автора

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В предлагаемом варианте методики В. В. Бойко мною оставлены только те шкалы, которые имеют отношение к мотивации трудовой деятельности.Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных

Из книги автора

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с

Из книги автора

Диагностика возникновения и развития конфликта Содержание соответствующего блока «Диагностика возникновения и развития конфликта» представлено на рис. 11.7.Первая задача – определить, к какому типу конфликта (случайный, закономерный, неизбежный) относится конфликт (см.

Из книги автора

Идеализация уровня развития (образования,

Из книги автора

Пренатальная диагностика дефектов развития Пренатальное ультразвуковое диагностическое исследование сегодня регулярно применяется в первой половине беременности для выявления дефектов развития плода. В отдельных случаях сам этот метод обследования, а также

Тест Вильямса предназначен для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет и оценивает как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики.
Тест состоит из трех частей:

· тест дивергентного (творческого) мышления;
· тест личных творческих характеристик (опросник для детей)
· шкала Вильямса (опросник для родителей и педагогов).

Батарея креативных тестов Вильямса - один из лучших психодиагностических инструментов для диагностики креативности, так как тесты Вильямса являются надежными, валидными, удобными в проведении и предназначены для широкой возрастной группы, отражают различные креативные характеристики.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17-18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подпи­сать рисунки. При этом необходимо в точности следовать за­мыслу ребенка.

ТЕСТ ДИВЕРГЕНТНОГО (ТВОРЧЕСКОГО) МЫШЛЕНИЯ

Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты рабо­ты. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.

Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возни­кает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: уп­ражнения, рисунки, картинки и т.д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стре­миться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теп­лоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознатель­ности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для надежности результатов.

Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми задани­ями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, об­разец теста, а также часы или секундомер.

Не следует проводить одновременное тестирование в боль­ших группах учащихся. Оптимальный размер группы - это 15-35 человек, т. е. не более одного класса.

Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5-10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок дол­жен сидеть за столом одинили с ассистентом эксперимента­тора.

Время выполнения теста 25 минут.

Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий раз­личные модификации в зависимости от конкретных условий:

«На этих страницах нарисованы незаконченные фи­гуры. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя могут получиться интересные предметы или истории. Старайся нарисовать такие картинки, которые бы не смог придумать никто, кроме тебя. Делай каждую картинку под­робной и интересной, добавляя к ней разные детали. Придумай интересное название для каждого рисунка и напиши его снизу. На выполнение задания отводится 25 минут. Старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя появи­лись вопросы, задай их сейчас. Начинай работать над рисунками».

ТЕСТОВАЯ ТЕТРАДЬ

ФИО________________________________

Дата ________________________________

Возраст______________________________

Класс________________________________

Школа_______________________________

Город________________________________

Обработка теста

Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергент­ного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, харак­теризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:

Беглость (Б)

Гибкость (Г)

Оригинальность (О)

Разработанность {Р)

Название (Н)

1. Беглость - продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их со­держания.

Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рису­нок).

2. Гибкость - число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.

- живое (Ж) - человек, лицо, цветок, дерево, любое расте­ние, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.

- механическое, предметное (М) - лодка, космический ко­рабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.

- символическое (С) - буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение ит. д.

- видовое, жанровое (В) - город, шоссе, дом, двор, парк, ко­смос, горы и т. д. (см. иллюстрации на следующей странице).

Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.

3. Оригинальность - местоположение (внутри - снаружи от­носительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих лю­дей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи дан­ной стимульной фигуры.

Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать вну­три закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

1 балл - рисуют только снаружи.

2 балла - рисуют только внутри.

3 балла - рисуют как снаружи, так и внутри.

Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме бал­лов по этому фактору по всем рисункам.

4. Разработанность - симметрия-асимметрия, где располо­жены детали, делающие рисунок асимметричным.

0 баллов - симметрично внутреннее и внешнее пространство.

1 балл - асимметрично вне замкнутого контура.

2 балла - асимметрично внутри замкнутого контура.

3 балла - асимметрично полностью: различны внешние дета­ли с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура.

Общий сырой балл по разработанности (Р) - сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам.

5. Название - богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

0 баллов - название не дано

1 балл- название, состоящее из одного слова без опреде­ления.

2 балла - словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.

3 балла- образное название, выражающее больше, чем пока­зано на картинке, т. е. скрытый смысл.

Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок.