Толстая стена выложенная восемьдесят. Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? О чем гласят исторические сведения

УСТЮЖНА, город, райцентр в Вологодской области, пристань на реке Молога. Маслосыродельный завод. Краеведческий музей. Известен с 1252 под названием Железный Устюг; с 16 века называется Устюжна-Железнопольская; город с 1738.

Устюженский уезд (Устюжский уезд)
Устюжна-Железнопольский уезд

Губерния

Новгородская губерния

Центр
Образован
Площадь

11 317,1 вёрст²

Население

99 737 чел. (1897)

Устюженский уезд. 1792 г.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Устюженский уезд (Устюжна-Железнопольский уезд , Устюжский уезд) — один из уездов (1727), и наместничества (1727—1918), а затем (1918—1927). Уездный город — Устюжна (Устюжна-Железнопольская).

История

В 1685 году было предписано выделить из Угличского уезда Устюжно-Железопольский уезд . Так уезд был образован впервые.

В 1719 году в Санкт-Петербургской губернии была создана Белозерской провинции ) , в состав которой вошёл Устюжно-Железопольский дистрикт . В 1727 все дистрикты были ликвидированы, а сами губернии стали делиться не только на провинции, но и на уезды. Устюжна-Железнопольская дала имя уезду. В 1727 году из Петербургской губернии была выделена Новгородская губерния в составе 5 провинций (Новгородской, Псковской, Великолуцкой, Тверской, Белозерской). Уездный город с 1738 года — Устюжна. Тогда в Белозерской провинции было 4 уезда: Белозерский, Каргопольский, Устюженский и Чарондский.

С 1918 года уезд в составе Череповецкой губернии. В 1927 году — упразднён, территория распределилась между районами .

Волости

Устюженский уезд в современной сетке районов

  • Барановская волость
  • Барсанихская волость
  • Белокрестская волость
  • Верховско-Вольская волость
  • Весско-Пятницкая волость
  • Дубровская волость
  • Кирво-Климовская волость
  • Лентьевская волость
  • Маловосновская волость
  • Мегринская волость
  • Мезженская волость
  • Моденско-Плотичьевская волость
  • Никифоровская волость
  • Охонская волость
  • Перская волость
  • Растороповская волость
  • Соболевская волость
  • Соминская волость
  • Хрипелевская волость
  • Черенско-Жерновская волость
  • Чернянская волость
  • Чирецкая волость
  • Вотлажемская волость

Персоналии

  • Козлянинов, Владимир Петрович — автор трудов по сельскому хозяйству, 1833—1835 годах являлся предводителем дворянства Устюженского уезда.
  • Колюбакин, Александр Михайлович — член III Государственной думы, с ноября 1897 — был председателем Устюженской уездной земской управы.

Источник — «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Устюженский_уезд&oldid=68180740 »

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907

Устюжна — уѣздн. гор. Новгородской губ., при р. Мологѣ. Жит. 5111 (2252 мжч. и 2859 жнщ.); главную массу населенiя составляютъ городскiя сословiя: почетн. гражданъ и купцовъ 251, мѣщанъ 3042. Церквей православн. 13 (всѣ каменн.); земская больница (147 кроват.) и аптека, городск. богадѣльня; 6 учебн. заведенiй, въ томъ числѣ 1 женск. прогимназiя и 1 муж. дух. училище. Фабрикъ и заводовъ (1899) 11, съ 88 рабоч. и производствомъ на 162 тыс. руб. Самые значительные заводы — 1 винокуренный, 1 чугунолитейный и механическiй и 1 мельница. Постройка судовъ («тихвинокъ»). Въ 1899 г. съ пристани на Мологѣ отправлены 83 судна, съ грузомъ въ 259 тыс. пд., на 99 тыс. руб., и 330 плотовъ, вѣсомъ въ 456 тыс. пд., на 25 тыс. руб.; разгружено 159 судовъ, товаровъ 309 тыс. пд., на 235 тыс. руб. Отправка лѣсныхъ матерiаловъ, овса и желѣзныхъ издѣлiй; разгружаются товары бакалейные, мануфактурные и хлѣбъ. Въ 1900 г. получено городскихъ доходовъ 17560 руб., израсходовано 16418 руб., въ томъ числѣ на город. управление 2813 руб., на народное образованiе — 3280 руб., на медиц. часть — 124 руб.
Исторiя . Время основанiя У. неизвѣстно; мѣстность, нынѣ занимаемая городомъ, въ старину называлась «Желѣзнымъ полемъ» отъ добываемой здѣсь болотной желѣзной руды, изъ которой на мѣстѣ же вырабатывались изстари земледѣльческiя орудiя и гвозди. Въ 1551 г. на мѣстѣ нынѣшняго городского собора стоялъ монастырь, а съ 1564 г. упоминается и селенiе «У. желѣзопольская». Названiе У. произошло отъ слова Усть-Ижина; рч. Ижина впадаетъ въ Мологу въ предѣлахъ города. Въ 1609 г. У. была укрѣплена; жители ея выдержали осаду польскаго войска, посланнаго Тушинскимъ самозванцемъ. Въ 1712 г. У. передана въ ведомство адмиралтейства; здѣсь изготовлялись желѣзныя принадлежности для флота. Въ 1738 г. У. сдѣлана уѣздн. городомъ Новгородской губ.
Устюжнскiй уѣездъ расположенъ въ вост. половинѣ губернiи и занимаетъ площадь въ 11371,7 кв. в., въ томъ числѣ под озерами — 54,6 кв. в. Поверхность ровная, низменная, покрытая лѣсами и болотами. Почва на Ю. уѣзда — глинисто-песчаная, на С.В. и С.З. — сѣропесчаная, на В. — болотистая; мѣстами встрѣчаются пески. Болотная руда въ изобилiи, хотя въ послѣднее время добыча ея и сократилась. Лѣсовъ много, особенно по рр. Кобожѣ, Чагодощѣ и Колпи. Рѣки принадлежатъ бассейну Мологи, которая орошаетъ южную часть уѣзда; изъ ея притоковъ, кромѣ упомянутыхъ, значительны притоки Чагодощи — Лидь , Горюнъ и Песь. Тихвинскiй водный путь пересѣкаетъ уѣздъ на 257 вер. Озеръ много, изъ нихъ значительныя: Меглино (на юго-зап. границѣ), Талецъ, Отле, Важанское, Черное и др. Болотъ много, особенно въ сѣв. частях уѣзда. Жителей (1897) вмѣстѣ съ городомъ 99737 (47619 мжч. и 52118 жнщ.): на 1 кв. в. приходится 8,8 чел. жит.; слабѣе заселены въ Новгородской губ. уу. Бѣлозерскiй (6,9 жит.) и Тихвинскiй (6,4 жит.). Населенiе великорусское, православное, расположено въ 1 городѣ и 813 селенияхъ, составляющихъ 1208 сельскихъ обществъ. Главную массу уѣзднаго населенiя составляютъ крестьяне — 90945 чел.; затѣмъ идутъ мѣщане — 2368, дух. званiе — 609, потомств. дворяне — 323, почетн. гражд. и купцы — 202, лицъ проч. сословiй — 179 чел. Изъ селенiй самое крупное въ уѣздѣ — пристань Сомино (1108 жит.). По даннымъ земск. исслѣд. 1896 г., крестьянамъ принадлежало въ надѣлѣ 173340 дес., прикупленной земли — 162481, дворянамъ — 286238, другимъ частн. владѣльцамъ — 338801, казнѣ — 195781, удѣлу — 5375, г. Устюжнѣ — 5274, церквамъ и м-рямъ — 6250, озеръ въ общемъ владѣнiи разныхъ учрежд. и лицъ — 1619 дес., всего 1175159 дес., въ томъ числѣ удобной — 964229 дес. Въ 1868 г. пот. дворянамъ принадлежало 418380 дес. Земледѣлiе составляетъ основное занятiе жителей. Подъ усадебными землями 4830 дес., пашни — 83327, покосовъ — 94946 (12725 дес. заливныхъ луговъ), выгонныхъ земель — 4503, лѣса — 776623 дес. Во владѣнiи крестьянъ находится до 720 тыс. дес. пашни (87%). Среди крестьянскихъ семей безземельныхъ — 2507 (15%). Прикупленную землю имѣютъ 7343 домохозяина. Частновладѣльческихъ хозяйствъ 199; изъ нихъ въ 135 ведется хозяйство самими владѣльцами, въ 54 пашня сдается въ аренду или испольно, въ остальныхъ 10 (купцовъ и дворянъ) хлѣбопашества нѣтъ — это исключительно лѣсныя дачи. Кромѣ того, въ У. уѣздѣ 52 хозяйства церковныхъ служителей. Изъ хлѣбовъ въ уѣздѣ преобладаютъ рожь и овесъ. Средняя урожайность съ 1 дес.: ржи — 40 мѣръ, овса — 62, ячменя — 52 мѣры. Рожь вся потребляется на мѣстѣ, овесъ сбывается по Тихвинской системѣ въ Петербургъ. Среднiй укосъ съ естественныхъ луговъ: съ заливныхъ (по Мологѣ и Чагодощѣ) — около 100 пд., съ суходольныхъ и лесныхъ — 50 пд. съ 1 дес. Скота въ уѣздѣ въ 1900 г. числилось головъ:

У крестьянъ У частн. влад. Всего.
Лошадей 16437 2312 18749
Крупнаго рогат. 33413 6897 40310
Овецъ и козъ 32239 2222 34461
Свиней 2091 712 2803

Около 88% всего скота принадлежитъ крестьянамъ. Изъ продуктовъ скотоводства сбываются сыръ (съ 18 мѣстныхъ сыроваренъ), коровье масло и кожи. Промысловая жизнь развита. Изъ мѣстныхъ промысловъ распространены: лѣсные (заготовка и отправка дровъ и лѣсныхъ матерiаловъ, сидка дегтя, бондарный, телѣжный и др.) — въ сѣв. части уѣзда, судостроенiе — въ юго-вост. части, желѣзодѣлательный и гвоздарный (Уломсiий районъ; см. Улома), кожевенный, обдѣлка камня и ломка известняка (по р. Песь). Фабрикъ и заводовъ (1899) 242, с 829 рабоч. и производствомъ на 407 тыс. р.; болѣе крупные — 4 стекольныхъ завода (на 300 тыс. р.), 8 гончарныхъ, 1 желѣзодѣлательный и гвоздарный (на 24 т. руб.), 3 лѣсопильни. Много мельницъ. Отходъ на сторону значителенъ (въ Петербургъ и по воднымъ системамъ). Торговля сосредоточена въ г. Устюжнѣ и на прист. Соминѣ (XXX, 849), въ сѣв. части уѣзда. Въ У. уѣздѣ (исключая г. Устюжну) 3 почт.-телегр. отд. и 2 почт. Въ 1899 г. съ 65 пристаней У. уѣзда отправлено 690 судовъ и 12330 плотовъ, съ грузомъ въ 20554 тыс. пд. (вѣсъ плотовъ 16853 тыс. пд.); разгружено 378 судовъ и 320 плотовъ (товаровъ 983 тыс. пд.); послѣ г. Устюжны самая значительная пристань въ уздѣ — Сомино (отправка лѣса). Больницъ (1901) 3, на 70 кроватей (1 въ г. Устюжнѣ на 47 кроват.), прiемныхъ покоевъ 2 (5 кров.), 4 фельдшерскихъ пункта. Врачей 6, низшаго медиц. персонала — 29 чел. Всѣ эти учрежденiя и лица содержатся земствомъ. Школъ (1901) въ У. уѣздѣ: двухкл. мин. — 2, однокл. мин. — 1, земскихъ — 52, црк.-прих. — 31, школъ грамоты — 23, земско-заводск. — 2. Учащихся 3753 мал. и 1277 дѣв., всего 5030, изъ нихъ 2816 (56%) въ земскихъ школахъ. Среди новобранцевъ призыва 1899 г. грамотныхъ было 54%. Расходы уѣзднаго земства на 1901 г. — 135466 руб., изъ нихъ на содержанiе управы — 11577 руб., на народное образованiе — 27441 руб., на медицину — 36297 руб. Главный доходъ — сборъ съ недвижимыхъ имуществъ (113049 р.). Ср. «Матерiалы для оцѣнки земельн. угодiй Новгородской губ.; У. уѣздъ» (Новгор., 1897, изд. губ. зем.).

Д. Р.

ПРИМЕЧАНИЯ

ГУБЕРНИЯ, адм.-терр. единица, установленная в России Петром I. Указом 1708 Россия была разделена на 8 Г., управлявшихся губернаторами. Число Г. к концу 18 в. увеличилось до 50. Губернское адм.-терр. деление сохранялось в первые годы существования Советской власти. Деление на Г. ликвидировано в 1924—29 в связи с районированием СССР и заменено делением на области и края.

ДИСТРИКТ, административный, судебный или избирательный округ в некоторых капиталистических странах: в США, Англии, её доминионах.

ПРОВИНЦИЯ, 1) в Древнем Риме — завоёванные римлянами территории, к-рые управлялись римскими наместниками. 2) Адм.-территориальная единица в нек-рых гос-вах (Бельгия, Испания, Италия и др.). 3) Местность, удалённая от столицы.

РАЙОН, адм.-терр. единица в СССР, входящая в состав округа, области, края, республики, а также крупных городов.

УЕЗД, адм.-терр. деление, существовавшее еще в Древней Руси. Согласно «Учреждению о губерниях» (1775), У. являлся адм., судебной и фин. единицей. Во главе У. стоял исправник — нач. уездной полиции. В СССР, за исключением Латвийской, Литовской и Эстонской ССР, существовали до 1929. В Латвийской ССР У. ликвидированы в 1949, в Эстонской и Литовской — в 1950.

Губерния
Центр
Образован
Площадь
Население

География

Устюжский уезд находился в бассейне рек Сухоны , Юга и в верховьях Северной Двины .

История

Устюжский (Велико-Устюгский или Великоустюжский) уезд образовался XVI веке . В административном плане Устюжский уезд делился на три территориальные единицы - трети: Южскую, Сухонскую и Двинскую, которые делились на станы и волости. По данным описания -1626 годов , Устюжский уезд делился на 34 волости и 8 станов (четыре простых стана: Сухонский Чёрный, Сухонский Нововышлый, Ярокурский, Вондокурский и четыре сложных стана: Белослудский - 5 волостей, Кивокурский - 6 волостей, Быкокурский - 2 волости и Комарицкий, делившийся на 2 конца - в Нижнем конце было 3 волости, а в Верхнем конце - 4 волости). Двинская треть делилась на 5 станов и 9 волостей, Южская треть - на 1 стан и 19 волостей, Сухонская треть - на 2 стана и 6 волостей .

Образование

К 1 января 1913 года число начальных училищ ведомства министерства народного просвещения в уезде было всего 104, - не считая 2 воскресных школ, - с 164 комплектами. Кроме того, с сентября 1913 года открыто 18 новых училищ и 5 дополнительных комплектов при существующих.

Число детей по школьной сети 14 569 человек. Из них учились в г в школах ведомства министерства народного просвещения 5495 и в школах духовного ведомства, по сведениям за г., - 3550 человек, всего 9045 человек, что составляет 60 % всего числа детей школьного возраста, то есть немного больше половины. За порогом школы оставалось ещё 5524 человека (40 %) (К 1-му января 1914 года училищ ведомства министерства народного просвещения в Велико-Устюгском уезде было 124; учащихся в них 6330; из них мальчиков 4439, девочек 1891).

Люди, связанные с уездом

  • землепроходцы: Семён Дежнев , открывший в 1648 году пролив между Азией и Америкой,

За время 1938-1944 годов, когда жизнь в Лонгшене начала распадаться, у нас, кажется, перебывали все, кто когда-либо бывал у нас в Париже. Нелль и А.Ф. еренский живали часто, Ходасевич и Оля тоже. Бунин, Зайцевы, Вейдле, Злобин, Ладинский - по несколько раз. Приезжали Ю.П.Анненков, Е.Н.Рощина-Инсарова, Руднев, Фондаминский, мои друзья из "Последних новостей", - и как все любили это место, каким оно кгзалось счастливым, уютным, прелестным, с куском нерасчищенного леса в конце сада, с лужайками по обе стороны забора, так что соседей было и не видать, и не слыхать.

День объявления войны мы в изнеможении просидели на лавочке под орехом; день взятия Парижа пролежали ничком в канаве, в конце сада. В утро когда немецкий парашютист упал в наш лесок и Мари Луиза, мывшая в доме полы, понесла ему кувшин воды: дать выпить, омыть рану, плеснуть остатком в лицо, прежде чем его забрали как пленного (обе ноги его были сломаны), - мы закрылись от всех и просидели весь день дома. В день прихода американского отряда мы были со всеми вместе на площади. Посреди этой площади стоял каштан. Он, как мне однажды сказала Мари-Луиза, когда-то назывался "деревом свободы" - его посадили здесь в дни Коммуны. Мы были на площади и смотрели на джипы, едущие с грохотом мимо нас, а старуха Вилье, которой исполнилось на днях девяносто лет, говорила:

Тогда они шли той дорогой, что от скирдов Монье к нашим овсам идет, а потом они шли с другого конца, от хлевов Бонье к прудам Тюлье. А вот теперь, поди ж ты, с третьей стороны заходят: наперекосок, от леса к клеверам, по старой дороге. Охти, жизнь какая у меня длинная!

Тогда - это был 1870 год, потом - был июнь 1940 года, теперь - это было сегодня, и она принимала американцев за немцев, пришедших в третий раз.

Как мы жили эти пять лет? Как дожили до этого дня? Как пережили два обыска, регистра-цию для отсылки на работу в Германию? Олину гибель? Лишения, ночные страхи, бомбардиров-ки, смерти, аресты, высылки?.. Сначала - пустой Париж и двойное отчаяние: не только никого нет, не с кем перемолвиться словом, но и нет желания кого бы то ни было видеть, найти кого-либо, хочется от всех укрыться, спрятаться и молчать. Потом возвращение к организованным лишениям: на этот раз они идут параллельно и, так сказать, планово с распадом всей жизни кругом. Не хочется читать новые книги, но не хочется перечитывать и старые. Я не только не могу писать что-либо, мне страшно сесть за письменный стол, страшно и противно, я даже стараюсь не смотреть на него, когда прохожу по комнате. Когда позже я пишу "Воскрешение Моцарта" и "Плач", я пишу их не у себя, а где придется. Я чувствую странную сонливость, которая происходит от двух причин: плохого питания и физической работы (огород разросся, мы сажаем картошку). Сонливость такая, что я не могу совладать с ней: весь день жду семи часов, когда в радиоприемнике дают основную, за день, информацию, но без четверти семь засыпаю - на диване, в кресле, на стуле - и просыпаюсь, когда все кончено, а добудиться меня невозмож-но. Я умоляю не дать мне заснуть, но Н.В.М. тоже клонит ко сну. Он пилит и рубит дрова, мы сидим у печки, похожей на ту, двадцать лет тому назад, какая была у нас в Петербурге; вечерами мы пьем чай, и ровно в одиннадцать начинают летать над нами самолеты оттуда - сюда и отсюда - туда, и Рекс слышит их мерный полет на двадцать секунд раньше нас, он ползет под стол, весь дрожа, с вздыбленной шерстью, и туда же уходит кот и ложится Рексу под живот, а мы, когда падают бомбы, становимся в дверях, где толстая стена, выложенная восемьдесят лет тому назад, как нам сказали, даст нам уцелеть.

Знаю, что у Вас тоже загружено все чрезвычайно, но все таки м. б., и найдется угол? (Но как с передвижением?) Сколько стоило бы доставить? Все вопросы существенные. Вы Ивана любите, я знаю, и дело серьезное. Денег на перевозку мы так или иначе раздобыли бы.

Или же другой вариант: м. б., в Париже Вы указали бы верное место? (Я пока такого не вижу.)

Одним словом, милая Нина, отзовитесь! Напишите мне тотчас, что обо всем этом думаете, что можете посоветовать. В Париже из членов Правления сейчас Кнорринг 123 улица дю Шато, Париж (14). Видимо, он, главным образом, и занят этим. Ведь очень уж будет горестно, если архив пропадет. Имейте в виду, что если понадобится мое непосредственное участие, то мы вернемся в Париж раньше конца сентября.

Получил Вашу дружескую открытку спасибо великое за Наташу. Она в восторге от пребывания у Вас, писала нам отдельно

Мы тут живем хорошо. Вера отлично отдыхает и поправляется. Мне, собственно, отдыхать нечего, ибо и в Париже живу котом, как всю жизнь им прожил.

Ходим по грибы, поедаем много слив чудесных, из своего сада. Пишу и читаю довольно много.

Целую Вашу ручку. Вера Вас обнимает. Привет дружеский Н.В. Всего доброго!

Ваш Бор. Зайцев".

Я ответила, что согласна архив Ивана Алексеевича взять в Лонгшен, но для этого, думаю, надо получить его согласие. Он совершенно не представлял себе положение в Париже, судя по его открытке, написанной мне по французски в ответ на мой вопрос об архиве. Привожу ее в русском переводе (в то время можно было переписываться из одной зоны в другую только по французски):

Я написал Кноррингу 21 сентября: "Если возможно, я бы предпочел, чтобы мои чемоданы (количеством девять) были перевезены на мою парижскую квартиру. В этом случае сообщите мне, сколько будет стоить перевозка, чтобы я мог почтой Вам возместить эти расходы. Если же это слишком трудно сделать, сохраните мои чемоданы с Вашими". От всего сердца благодарю Вас за Ваши заботы, Нина. Я Вам писал в августе. Вашу посылку не получил. Что Вы делаете? Я ничего. Только читаю и все. Купанье кончилось. И ничего нового в моей грустной жизни. Ваш старик, который от глубины души целует Вас.

Разумеется, чемоданы было слишком рискованно перевозить на парижскую квартиру Бунина; с другой стороны, что он хотел сказать, когда писал Кноррингу, чтобы он его архив сохранил "вместе со своими чемоданами"? Зайцев вернулся из деревни, и после многих размышлений и переписки мы решили перевезти архив Бунина на улицу Лурмель, где было русское общежитие и столовая. Место было неверное, там через год произошли аресты, но мне кажется, что по возвращении Бунина в Париж, после войны, он получил свои чемоданы. Часть архива впоследствии была отослана в Москву.

Приведу еще два письма (одно Бориса, другое Веры) этих лет:

Chere Ninon, спасибо за письмо... Насчет Лурмель тоже верно, и я всячески предпочитаю, чтобы архив хранился у Вас. Окончательно выяснится это, когда мы вернемся в Париж (собираемся числа 17 го), но я в Правлении (тургеневской библиотеки) довольно одинок, они меня не любят я не уверен, что сделают так, как я хочу. К сожалению, Ивана запросить очень трудно разве только случай выйдет, "оказия"?

Во всяком случае, возвратившись в Париж, хочу с Вами повидаться. А пока могу только дружески поблагодарить за отзывчивость в чем, впрочем, я и был уверен

Ваш Бор. Зайцев".

Дорогая Нина! Прости, что к тебе пристаю, но немного стали мы слабеть. Если можешь, то каши мне достань... и фасоли сухой. Я бы очень хотела тебя повидать и порассказать о разных вещах. Боря тебя и Николашу обнимает, и я тоже. Была на могиле Влади. Все в порядке, хоть гравия нет еще. Но аккуратно все и чисто. Нина! Очень хочется, чтобы Вы пришли...

Твоя Вера.

Сейчас пришла домой 7 ч. 45 м. вечера лежали на полу лунные полотна, и вдруг что то меня пронзило страшно печальное... В ту среду сестра Зинаиды Гиппиус, Анна Ник., упала на рынке мертвая. Разрыв сердца. Сейчас села тебе писать, загудела сирена".

На той скамейке, что стояла под ореховым деревом в Лонгшене, мы больше уже не сидели: мы решили не садиться на нее, пока не вернется Оля. Ко дню, когда был продан Лонгшен (в 1948 году), скамейка эта развалилась. А ореховое дерево, говорят, разрослось теперь и дает с годами все больше орехов. Мы их тогда собирали в старых перчатках свежие грецкие орехи пачкают руки так, что потом и не отмыть.

Лонгшен был куплен Н.В.М. весной 1938 юда. Первые пять лет нашей жизни мы прожили с ним в Париже, но в 1938 году мы решили бросить квартиру и переехать в деревню. Мы давно уже искали место, где можно было бы жить иостоянно, "дикий" дом, и "дикий" сад, и вообще "дикое" место, где стоило бы поселиться. Когда, после длительных поисков и многих поездок на запад и на юго запад от Парижа, мы наконец нашли Лонгшен, нам обоим он показался с первой минуты именно таким местом, где можно было бы прожить весь остаток жизни, потому что лучшего на всем свете быть не могло.

Дом стоял не в деревне потому что деревня во Франции предполагает место, где есть школа, церковь и почтовое отделение. В Лонгшене не было ни того, ни другого, ни третьего. Было четыре больших фермы и десяток домов, в которых жили старые люди, вышедшие на пенсию. По утрам не то пять, не то шесть детей шли под горку, в ближайшее село, в школу. А днем приходил почтальон из этого села; настоящая дорога проходила в двух километрах, а к нам вела только проселочная. Во всем местечке жило не более пятидесяти человек.

Я помню первую ночевку в доме, тогда куда больше похожем на сарай, чем на жилой дом, каким он стал через год. Это была маленькая старая ферма. Мы вернулись от нотариуса, поужинали и легли в верхней комнате, собственно, на чердаке, с отверстием в стене, под потолком, для подачи с возов сена она стала позже моим кабинетом. Сосед принес нам только что скошенного сена, мебели не было, занавесей не было. Мы легли прямо на полу, в сено, глядя в открытое окно, где мерцали звезды. Я точно знала потом, в течение многих лет, в каком именно месте и когда выходил из за леса Марс, откуда вылезал Сириус и куда уходила Венера, загораясь на закате. Было свежо, был май месяц, у дома цвела сирень. Окон закрыть было нельзя, слишком сильно пахло сено. В этом доме мы решили устроить кухню, ванную, нечто вроде столовой, а надо всем этим кабинет и спальню. Надо было расчистить площадку перед домом, на которую выходил и второй дом в одну комнату. Там на чердаке мы нашли надпись дегтем на одном из стропил 1861 Этот второй дом предназначался для Н.В.М. в этой комнате он устроил свою студию художника, в ней ночевали приезжавшие друзья.

Нелль говорила, когда мы сажали фруктовые деревья, устанавливали ульи, копали огород, что все это ей напоминает китайский роман, где хозяйство началось от одной персиковой косточки, которую герой зарыл в землю. В годы войны, когда я возвращалась из Парижа домой на велосипеде, по полевой дороге, я издали видела две старые черепичные крыши в сизой дымке Иль де Франса, маленькую и большую, потонувшие в зелени старых яблонь и груш, а молодые яблони и груши были в это время не выше меня самой. И я думала: у меня есть мой дом. И так будет всегда, не может быть иначе. Мир стоит. Он остановился. И в нем остановилась и стою я, неподвижно и неизменно. Не может быть, чтобы я когда нибудь проехала мимо этих мест и не принадлежала им.

Но в 1960 году я проехала мимо, и я не узнала ни сада, ни дома. Все было перестроено, груши и яблони разрослись и закрыли все, новые ворота вели куда то совсем в незнакомое место, ульев не было, смородина была выкорчевана. А миндальное дерево, стоявшее тонкой, двузубой вилкой у дома и когда то цветшее бледно розовым цветом, теперь зеленью своей было неотличимо от ясеня и березы.

И вот я теперь не сажаю деревьев, не вожусь с пчелами, не окапываю клубнику. Я пишу сагу о своей жизни, о себе самой, в которой я вольна делать, что хочу, открывать тайны и хранить их для себя, говорить о себе, говорить о других, не говорить ни о чем, остановиться на любой точке, закрыть эту тетрадь, забыть о ней, спрятать ее подальше. Или уничтожив ее написать другую рукопись, другие шестьсот страниц, о другом, хотя тоже о себе самой, но как бы второй том к несуществующему первому. Русские автобиографии писались часто и всегда по разному. Бердяев, начав с детских лет, перешел на описание борьбы идей в предреволюцион ной России и кончил мучительным сомнением в благе Советского Союза и "доброте" Бога; Степун рассказал, как он обрел, перед первой мировой войной, свою настоящую профессию: ездить по русской провинции и читать лекции на тему "как жить?"; Белый, начав свой рассказ о Блоке, затем переписал его заново, доказывая, что он был марксистом, когда Блок еще был барчуком и маменькиным сынком; Набоков рассказал с присущим ему талантом, какие у него были гувернантки. Боборыкин писал о том, как удобны были за границей поезда и как хороши рестораны. Фрейлина царицы о том, как она помогала Распутину сменять министров; социалист как убивал этих же министров. Эмигранты писали, как жили в русском имении с липовой аллеей и портретами предков в двухсветном зале. А сподвижники Ленина о том, как он щурился: в Симбирске, в Лондоне, в Швейцарии, на Финляндском вокзале...

Выбор велик. Кого выбрать примером? У кого мне учиться? И вот я отвожу всех, прежде меня писавших, никого не помню, никого не приглашаю стоять за моим плечом и водить моим пером. Я беру на себя одну всю ответственность за шестьсот написанных страниц и за шестьсот ненаписанных, за все признания, за все умолчания. За речь и за паузы. Все, что здесь пишется, пишется по двум законам, которые я признала и которым следую: первый: раскрой себя до конца, и второй: утаи свою жизнь для себя одной. Автор первого закона мой современник, автор второго Эпикур.

Н.В.М. я знала давно, еще со времен "Дней", газеты эсеров. Для меня он был и остался одним из тех русских людей, которые, как некий герой народной сказки, решительно все умеют делать и решительно ко всему способны. Но почему то так выходит, что в конце концов ничего не остается от этих способностей, вода льется у них между пальцев, слова уносит ветер, дело разваливается. И вот уже никто ничего от них не ждет. И чем меньше верят им, тем больше они теряют веру в себя, чем меньше ждут от них, тем бессмысленнее тратят они себя и остаются в конце концов с тем, с чего начали: с возможностями, которые не осуществились, и с очаровани ем личным, которое дано им было со дня рождения как благодать.

Он мог построить дом, насадить сад, писать картины и импровизировать на рояле. Он умел смеяться и смешить других, был всегда здоров, любил хорошую погоду, прогулки, поездки, Лонгшен, людей которых любила и я, и книги которые и я любила. Таких людей все меньше в мире, в современной жизни им нет места. Легкомыслие, как мировоззрение, умирает, если еще не умерло. После войн, и революций, и бедствий нашего столетия как было ему сохраниться?

Он был одним из самых младших делегатов в Учредительное собрание в 1917 году, членом партии с. р., журналистом, автором книги о России (Лондон, 1919), считался сотрудником "Дней", "Современных записок", выставлял картины в Салоне в тридцатых годах, и не было человека, который бы не чувствовал к нему немедленной приязни. Гостеприимный, веселый, всегда добрый и широкий и вместе с тем взбалмошный, энергичный и способный, он вдруг заметил меня, будучи знаком со мной лет семь, и, раз заметив, уже не отпустил. Мы оказались с ним людьми одной системы символов: сад для нас обоих значил одно и то же, и дом в его и моей символике экзистенциально совпадал в своем смысле. Такие слова, как "настоящее" и "будущее", "дерево" и "река", "ты" и "я", несли с собой одну и ту же ауру подтекста. Он хорошо знал, что значит быть бедным Лазарем, и у него был свой колодец. Он знал все эвересты и мертвые моря моей географии. И он между Ангелом и Товием тоже не всегда хотел делать выбор.

Дорогам, которые мы с ним исходили и изъездили на автомобиле, на автобусе, на велосипедах, нет числа. Всюду из за дымки голубоватого воздуха с вечно вьющимся небом встречали нас платанами и тополями обсаженные дороги Писсарро, холмы Моне, мостики и заводи Сислея. Мы перечитывали Шекспира и Сервантеса, слушали по радио Бетховена и Моцарта. И как мы оба были счастливы, вплоть до сентября 1939 года, когда началась война, как мы были молоды, какие веселые были у нас заботы!

Смысл нашей встречи и нашего сближения, смысл нашей общей жизни (десять лет), всего вместе пережитого счастья, значение этой любви для нас обоих в том, что он для меня и я для него были олицетворением всего того, что было для обоих на данном этапе жизни самым главным, самым нужным и драгоценным. Нужным и драгоценным для меня было тогда (а может быть, и всегда?) делаться из суховатой, деловитой, холодноватой, спокойной, независимой и разумной теплой, влажной, потрясенной, зависимой и безумной. В нем для меня и во мне для него собралось в фокус все, чего нам не хватало до этого в других сближениях. Здесь, как в двух строчках поэмы, как в поэтическом образе, как в живописном намеке намерении, как в музыкальной фразе, собралось то, что невозможно определить словами, не убив, не разрушив этими словами внутренний, сокровенный смысл данного. Были ли мы друг для друга символом России? Символом молодости, силы и здоровья? Силы, для которой весь мир был точкой приложения? Может быть, но еще и многого другого, о чем мы не задумывались тогда и что невозможно назвать, не повредив eго. "Содержание" и "форма" здесь опять одно, ни расцепить, ни разъять их невозможно, потому что тогда не останется даже факта, о котором стоило бы говорить или думать, вспоминать или писать. И этот смысл мог бы жить очень долго (а не только десять лет), если бы не случилось того, что случилось: внезапного поединка между нами, схватки между мной и им за третьего человека, который встал в центре этой борьбы намеренно и целеустремленно.

Мы оказались соперниками (врагами?) из за этого третьего человека, и в борьбе за него погибло то, что было между нами союз. Я оказалась победившей, он оказался побежденным, но могло бы быть и наоборот. И оба мы вышли из этого поединка потерпевшими, потерявшими друг друга. Соперничество оказалось для нас роковым, из него и возник поединок, где моя победа была такой же "не должной", как было "не должно" и его поражение. Ни для утешенного самолюбия, ни для жалости к побежденному другу врагу не может быть места в любви. Товий, бросивший рыб на песок, уходит, Ангел поднимается к своему небу. И на картине остается пустота: волшебство пропало. Уже становится непонятным, зачем художнику понадобилось написать этот тосканский горизонт, облака, холмы, кусты и даже повернувшуюся к нам фасом собаку, когда художник думал о Мидии и Иудее? Только символически ходить на шаг позади друг друга и есть один артишокныи листик вдвоем есть любовь. Все остальное только конкуренция между двумя людьми, торгующими различными товарами, или даже рукопаш ная, где куда больше, чем дозволенных, недозволенных, то есть штрафных, ударов. Но так случилось, что мы не уступили друг другу были оба из неуступающих, и один унес добычу. Это была я. Я дорого заплатила за свою победу, я, может быть, заплатила бы меньше за свое поражение. Добыча через несколько лет превратилась в груз, который нести не было ни сил, ни желания. И я бросила эту тяжесть и осталась одна: без него, то есть с тем же, с чем остался он: без меня.

За время 1938 1944 годов, когда жизнь в Лонгшене начала распадаться, у нас, кажется, перебывали все, кто когда либо бывал у нас в Париже. Нелль и А.Ф.Керенский живали часто, Ходасевич и Оля тоже. Бунин, Зайцевы, Вейдле, Злобин, Ладинский по несколько раз. Приезжали Ю.П.Анненков, Е.Н.Рощина Инсарова, Руднев, Фондаминский, мои друзья из "Последних новостей", и как все любили это место, каким оно кгзалось счастливым, уютным, прелестным, с куском нерасчищенного леса в конце сада, с лужайками по обе стороны забора, так что соседей было и не видать, и не слыхать.

День объявления войны мы в изнеможении просидели на лавочке под орехом; день взятия Парижа пролежали ничком в канаве, в конце сада. В утро когда немецкий парашютист упал в наш лесок и Мари Луиза, мывшая в доме полы, понесла ему кувшин воды: дать выпить, омыть рану, плеснуть остатком в лицо, прежде чем его забрали как пленного (обе ноги его были сломаны), мы закрылись от всех и просидели весь день дома. В день прихода американского отряда мы были со всеми вместе на площади. Посреди этой площади стоял каштан. Он, как мне однажды сказала Мари Луиза, когда то назывался "деревом свободы" его посадили здесь в дни Коммуны. Мы были на площади и смотрели на джипы, едущие с грохотом мимо нас, а старуха Вилье, которой исполнилось на днях девяносто лет, говорила:

Тогда они шли той дорогой, что от скирдов Монье к нашим овсам идет, а потом они шли с другого конца, от хлевов Бонье к прудам Тюлье. А вот теперь, поди ж ты, с третьей стороны заходят: наперекосок, от леса к клеверам, по старой дороге. Охти, жизнь какая у меня длинная!

Тогда это был 1870 год, потом был июнь 1940 года, теперь это было сегодня, и она принимала американцев за немцев, пришедших в третий раз.

Как мы жили эти пять лет? Как дожили до этого дня? Как пережили два обыска, регистра цию для отсылки на работу в Германию? Олину гибель? Лишения, ночные страхи, бомбардиров ки, смерти, аресты, высылки?.. Сначала пустой Париж и двойное отчаяние: не только никого нет, не с кем перемолвиться словом, но и нет желания кого бы то ни было видеть, найти кого либо, хочется от всех укрыться, спрятаться и молчать. Потом возвращение к организованным лишениям: на этот раз они идут параллельно и, так сказать, планово с распадом всей жизни кругом. Не хочется читать новые книги, но не хочется перечитывать и старые. Я не только не могу писать что либо, мне страшно сесть за письменный стол, страшно и противно, я даже стараюсь не смотреть на него, когда прохожу по комнате. Когда позже я пишу "Воскрешение Моцарта" и "Плач", я пишу их не у себя, а где придется. Я чувствую странную сонливость, которая происходит от двух причин: плохого питания и физической работы (огород разросся, мы сажаем картошку). Сонливость такая, что я не могу совладать с ней: весь день жду семи часов, когда в радиоприемнике дают основную, за день, информацию, но без четверти семь засыпаю на диване, в кресле, на стуле и просыпаюсь, когда все кончено, а добудиться меня невозмож но. Я умоляю не дать мне заснуть, но Н.В.М. тоже клонит ко сну. Он пилит и рубит дрова, мы сидим у печки, похожей на ту, двадцать лет тому назад, какая была у нас в Петербурге; вечерами мы пьем чай, и ровно в одиннадцать начинают летать над нами самолеты оттуда сюда и отсюда туда, и Рекс слышит их мерный полет на двадцать секунд раньше нас, он ползет под стол, весь дрожа, с вздыбленной шерстью, и туда же уходит кот и ложится Рексу под живот, а мы, когда падают бомбы, становимся в дверях, где толстая стена, выложенная восемьдесят лет тому назад, как нам сказали, даст нам уцелеть.

Еще зима, и еще одна. И третья, и четвертая. И, наконец, последняя, пятая. Мы теряем им счет. После "Плача" я уже ничего не пишу три года. Но я еще в начале войны купила толстую тетрадь, в клеенчатом переплете, с красным обрезом. Я иногда записываю в нее какие то факты и мысли, события и размышления о них; разве я всю жизнь не считала, что все мое существова ние состоит в том, чтобы жить и думать о жизни? Жизнь и смысл жизни. Но теперь я вижу, что смысл ее в ней самой и во мне живой, еще живой. А другого смысла нет. И цели нет, и потому то средства и не оправдываются целью, что цели нет. Цели нет.

Парижу не идет "быть пусту". Париж должен пульсировать, мигать огнями, греметь, дышать. В Петербурге на Васильевском острове на Среднем проспекте в 1921 году паслась коза. Но здесь коз нет, а есть только широкие жилы улиц, одинокий полицейский на перекрестке, закрытые лавки, молчание. Я проезжаю на велосипеде "мимо зданий, где мы когда то танцевали, пили вино". И читали друг другу стихи, и говорили о стихах. Юрий Мандельштам арестован, Фельзен арестован, Раиса Блох и Михаил Горлин исчезли, погибли; Мочульский болен туберку лезом; Адамович, Софиев (потерявший жену) на фронте; Кнут и Оцуп ушли в Сопротивление; Ладинский, Раевский прячутся; Галя Кузнецова на юге, бедствует в "свободной зоне"; Божнев в больнице для нервнобольных; о Штейгере давно никто не слыхал; Присманова и Гингер живут и надеются на чудо.

Здесь жил такой то, там жили такие то. А тут вот жила я сама: улица Четырех труб, в Биянкуре, теперь разбитом бомбами. Где вы, деникинские вояки, врангелевская шпана благородного происхождения, пролетариат православного вероисповедания, по контракту приехавшие стоять у мартенов господина Рено? Один посажен немцами на хлеб и на воду за колючую проволоку за то, что русского происхождения: кто их знает, что они могут выкинуть в дни, когда германская армия стоит под Ленинградом и Сталинградом! Другие надели немецкую форму и сражаются против "совдепов", третьи затихли, их не видно, может быть, торгуют на черном рынке квасом, может быть, моют полы в немецких казармах? Тут я жила, на бульваре Латур Мобур, теперь это военный район; через два квартала от него Притти отель, где я вышивала когда то крестиком. Эти улицы так же безлюдны, как и далекие улицы рабочих районов, как и улица Криме, где было так холодно, когда крестили Олю, и стояла оловянная купель, похожая на детскую ванночку. "Вот тебя сейчас выкупают в ней", пугала я Олю, и она делала испуганные глаза. И я тихо прохожу мимо последней квартиры Ходасевича, откуда его увезли в больницу, откуда, через три года, взяли Олю. Я была тут два раза после этого, консьержка впустила меня, мы поднялись на цыпочках, говорили шепотом. Я взяла чемодан с его бумагами, его (отцовские, с ключиком) золотые часы, его портсигар и одну из литографий, когда то купленных мною: вид угла Мойки и Невского, где изображен дом Елисеева, то есть Дом Искусств, где он жил, с окном его комнаты, в которое он смотрел, когда ждал меня. В первой комнате была просыпана пудра, цветы засохли в вазе и дурно пахли, кровати были в беспорядке: когда пришли за ней, она, вероятно, еще спала. На кухне па тарелке лежали три вареных картофелины в бело зеленом мху. Консьержка торопила меня, стоя на страже в дверях.

Во второй раз я пришла, когда все было вывезено книги, мебель, посуда... "Они были вчера и сказали, что приду и сегодня вечером и наложат печати", сказала консьержка. Я стояла в пустой комнате, где в самой середине, на полу, была подметена кем то небольшая кучка мусора. Кучка мусора. А то еще бывает кучка пепла. Это то, что находишь в карманах героев Беккета. Или в урне, которую замуровывают в стене колумбария. Горсть праха, которую уносит ветер в пространства, пыль, летящая в омуты человечества, в беззаконие его судьбы.

Вокруг меня были выцветшие обои и просто грязные там, где стояла книжная полка с Пушкиным и Державиным.

Я иду на Монпарнас, где нет никого, словно я приехала в Лион или Дижон и там гуляю одна, от поезда до поезда. И я иду на улицу Бетховена, которая называется в Париже "рю Бетовен", где мы жили с Н.В.М. до покупки Лонгшена. Одним концом она упирается в Сену, где сейчас вспухла вода и боятся наводнения, другим концом в лестницу, которая ведет к Пасси, к кафе Турелль, к Трокадеро, но и там тоже нет никого, ничего, только марширующие солдаты и жмущиеся к домам прохожие, чужие мне и друг другу.

Личинки, ... в курсе на... с кучами милиционеров... гнездо в Москве сильно поредело, и множество моих ...

  • Документ

    Усадебных гнезд» муравьиный кучу ... курсах ; чтение курсов ... «Моя литературная судьба». Автобиография нин П. В. Проблемы... Н. Н. Берберова

  • Прежде чем понять общечеловеческие интересы

    Документ

    Усадебных гнезд» , органически... розовой калитки и муравьиный царь» (1906), ... бессвязную кучу ... курсах ; чтение курсов ... «Моя литературная судьба». Автобиография Константина... творчество // Коп-нин П. В. Проблемы... Н. Н. Берберова назвала италофильски окрашенный...


  • Дорогам, которые мы с ним исходили и изъездили - на автомобиле, на автобусе, на велосипедах, - нет числа. Всюду из-за дымки голубоватого воздуха с вечно вьющимся небом встречали нас платанами и тополями обсаженные дороги Писсарро, холмы Моне, мостики и заводи Сислея. Мы перечитывали Шекспира и Сервантеса, слушали по радио Бетховена и Моцарта. И как мы оба были счастливы, вплоть до сентября 1939 года, когда началась война, - как мы были молоды, какие веселые были у нас заботы!

    Смысл нашей встречи и нашего сближения, смысл нашей общей жизни (десять лет), всего вместе пережитого счастья, значение этой любви для нас обоих в том, что он для меня и я для него были олицетворением всего того, что было для обоих - на данном этапе жизни - самым главным, самым нужным и драгоценным. Нужным и драгоценным для меня было тогда (а может быть, и всегда?) делаться из суховатой, деловитой, холодноватой, спокойной, независимой и разумной - теплой, влажной, потрясенной, зависимой и безумной. В нем для меня и во мне для него собралось в фокус все, чего нам не хватало до этого в других сближениях. Здесь, как в двух строчках поэмы, как в поэтическом образе, как в живописном намеке-намерении, как в музыкальной фразе, собралось то, что невозможно определить словами, не убив, не разрушив этими словами внутренний, сокровенный смысл данного. Были ли мы друг для друга символом России? Символом молодости, силы и здоровья? Силы, для которой весь мир был точкой приложения? Может быть, но еще и многого другого, о чем мы не задумывались тогда и что невозможно назвать, не повредив eго. "Содержание" и "форма" здесь опять одно, ни расцепить, ни разъять их невозможно, потому что тогда не останется даже факта, о котором стоило бы говорить или думать, вспоминать или писать. И этот смысл мог бы жить очень долго (а не только десять лет), если бы не случилось того, что случилось: внезапного поединка между нами, схватки между мной и им за третьего человека, который встал в центре этой борьбы - намеренно и целеустремленно.

    Мы оказались соперниками (врагами?) из-за этого третьего человека, и в борьбе за него погибло то, что было между нами - союз. Я оказалась победившей, он оказался побежденным, но могло бы быть и наоборот. И оба мы вышли из этого поединка потерпевшими, потерявшими друг друга. Соперничество оказалось для нас роковым, из него и возник поединок, где моя победа была такой же "не должной", как было "не должно" и его поражение. Ни для утешенного самолюбия, ни для жалости к побежденному другу-врагу не может быть места в любви. Товий, бросивший рыб на песок, уходит, Ангел поднимается к своему небу. И на картине остается пустота: волшебство пропало. Уже становится непонятным, зачем художнику понадобилось написать этот тосканский горизонт, облака, холмы, кусты и даже повернувшуюся к нам фасом собаку, когда художник думал о Мидии и Иудее? Только - символически ходить на шаг позади друг друга и есть один артишокныи листик вдвоем есть любовь. Все остальное - только конкуренция между двумя людьми, торгующими различными товарами, или даже - рукопаш-ная, где куда больше, чем дозволенных, - недозволенных, то есть штрафных, ударов. Но так случилось, что мы не уступили друг другу - были оба из неуступающих, - и один унес добычу. Это была я. Я дорого заплатила за свою победу, я, может быть, заплатила бы меньше за свое поражение. Добыча через несколько лет превратилась в груз, который нести не было ни сил, ни желания. И я бросила эту тяжесть и осталась одна: без него, то есть с тем же, с чем остался он: без меня.

    За время 1938-1944 годов, когда жизнь в Лонгшене начала распадаться, у нас, кажется, перебывали все, кто когда-либо бывал у нас в Париже. Нелль и А.Ф.Керенский живали часто, Ходасевич и Оля тоже. Бунин, Зайцевы, Вейдле, Злобин, Ладинский - по несколько раз. Приезжали Ю.П.Анненков, Е.Н.Рощина-Инсарова, Руднев, Фондаминский, мои друзья из "Последних новостей", - и как все любили это место, каким оно кгзалось счастливым, уютным, прелестным, с куском нерасчищенного леса в конце сада, с лужайками по обе стороны забора, так что соседей было и не видать, и не слыхать.

    День объявления войны мы в изнеможении просидели на лавочке под орехом; день взятия Парижа пролежали ничком в канаве, в конце сада. В утро когда немецкий парашютист упал в наш лесок и Мари Луиза, мывшая в доме полы, понесла ему кувшин воды: дать выпить, омыть рану, плеснуть остатком в лицо, прежде чем его забрали как пленного (обе ноги его были сломаны), - мы закрылись от всех и просидели весь день дома. В день прихода американского отряда мы были со всеми вместе на площади. Посреди этой площади стоял каштан. Он, как мне однажды сказала Мари-Луиза, когда-то назывался "деревом свободы" - его посадили здесь в дни Коммуны. Мы были на площади и смотрели на джипы, едущие с грохотом мимо нас, а старуха Вилье, которой исполнилось на днях девяносто лет, говорила:

    Тогда они шли той дорогой, что от скирдов Монье к нашим овсам идет, а потом они шли с другого конца, от хлевов Бонье к прудам Тюлье. А вот теперь, поди ж ты, с третьей стороны заходят: наперекосок, от леса к клеверам, по старой дороге. Охти, жизнь какая у меня длинная!

    Тогда - это был 1870 год, потом - был июнь 1940 года, теперь - это было сегодня, и она принимала американцев за немцев, пришедших в третий раз.

    Как мы жили эти пять лет? Как дожили до этого дня? Как пережили два обыска, регистра-цию для отсылки на работу в Германию? Олину гибель? Лишения, ночные страхи, бомбардиров-ки, смерти, аресты, высылки?.. Сначала - пустой Париж и двойное отчаяние: не только никого нет, не с кем перемолвиться словом, но и нет желания кого бы то ни было видеть, найти кого-либо, хочется от всех укрыться, спрятаться и молчать. Потом возвращение к организованным лишениям: на этот раз они идут параллельно и, так сказать, планово с распадом всей жизни кругом. Не хочется читать новые книги, но не хочется перечитывать и старые. Я не только не могу писать что-либо, мне страшно сесть за письменный стол, страшно и противно, я даже стараюсь не смотреть на него, когда прохожу по комнате. Когда позже я пишу "Воскрешение Моцарта" и "Плач", я пишу их не у себя, а где придется. Я чувствую странную сонливость, которая происходит от двух причин: плохого питания и физической работы (огород разросся, мы сажаем картошку). Сонливость такая, что я не могу совладать с ней: весь день жду семи часов, когда в радиоприемнике дают основную, за день, информацию, но без четверти семь засыпаю - на диване, в кресле, на стуле - и просыпаюсь, когда все кончено, а добудиться меня невозмож-но. Я умоляю не дать мне заснуть, но Н.В.М. тоже клонит ко сну. Он пилит и рубит дрова, мы сидим у печки, похожей на ту, двадцать лет тому назад, какая была у нас в Петербурге; вечерами мы пьем чай, и ровно в одиннадцать начинают летать над нами самолеты оттуда - сюда и отсюда - туда, и Рекс слышит их мерный полет на двадцать секунд раньше нас, он ползет под стол, весь дрожа, с вздыбленной шерстью, и туда же уходит кот и ложится Рексу под живот, а мы, когда падают бомбы, становимся в дверях, где толстая стена, выложенная восемьдесят лет тому назад, как нам сказали, даст нам уцелеть.

    Еще зима, и еще одна. И третья, и четвертая. И, наконец, последняя, пятая. Мы теряем им счет. После "Плача" я уже ничего не пишу - три года. Но я еще в начале войны купила толстую тетрадь, в клеенчатом переплете, с красным обрезом. Я иногда записываю в нее какие-то факты и мысли, события и размышления о них; разве я всю жизнь не считала, что все мое существова-ние состоит в том, чтобы жить и думать о жизни? Жизнь и смысл жизни. Но теперь я вижу, что смысл ее - в ней самой и во мне - живой, еще живой. А другого смысла нет. И цели нет, и потому-то средства и не оправдываются целью, что цели нет. Цели нет.