«Тупейный художник», анализ рассказа Лескова. Анализ «Тупейный художник» Лесков. Подробный анализ рассказа "тупейный художник"

Произведение имеет подзаголовок: "Рассказ на могиле (Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.)". Здесь описан крепостной театр графа Каменского в Орле, однако автор говорит, что не может уточнить, при ком из графов Каменских - при фельдмаршале М. Ф. Каменском или его сыновьях - происходили данные события.

Рассказ состоит из девятнадцати глав. В данном произведении звучит тема гибели народных талантов на Руси, а также тема обличения крепостнического строя, и решаются они автором с большим художественным мастерством. В этой повести рассказывается о зверски растоптанной любви, о жизни, погубленной деспотом, который в силу определенных обстоятельств имеет неограниченную власть над людьми. В русской литературе имеется небольшое количество книг, запечатлевших период крепостного права с такой художественной силой.

История крепостных напоминает сюжет повести Герцена "Сорока-воровка".

Жанр "Тупейного художника" очень своеобразный. Это рассказ, написанный в сатирико-элегических тонах. На элегический тон настраивает уже подзаголовок: "Рассказ на могиле". Эпиграф еще более усиливает это впечатление: "Души их во благих водворятся… Развитие сюжета предваряется рассуждениями повествователя о самом понятии "художник". С такого полемического захода начинается первая главка рассказа. Далее повествователь приводит несколько примеров, которые иллюстрируют, как именно понимают это слово другие люди. Русский "тупейный художник" Аркадий, всматриваясь в живое, неповторимое лицо, находит в нем всякий раз "новое воображение". Даже придавая благородство и важность лицу графа-крепостника, жесткого по своей натуре, Аркадий не лжет своим искусством, а как бы высвобождает при этом то доброе начало, которое обязательно таится в любом человеке, даже в самом ничтожном и никудышнем. По мнению Лескова, высшая одаренность заключается именно в чистоте нравственного чувства, человечности.

Повествовательная манера этого произведения многоступенчата, так как здесь сложно переплетаются разные времена. События, которые составляют сюжетную основу рассказа, воспроизводятся семидесятилетней женщиной, а происходили они в ее далекой молодости. В свою очередь, повествователь, уже будучи зрелым человеком, делится с читателями своими детскими воспоминаниями. Бывшая крепостная актриса была его няней. Так в повести появляется живое единство времен. Взаимопонимание и сочувствие между няней и маленьким мальчиком, которое рождается в этом общении, укрепляет связь людей, не давая тем самым распасться цепи поколений. Здесь, в героях, органично присутствует прошлое, показывая свою огромную значимость для настоящего.

Слова из погребальной песни, приведенные в эпиграфе, означают у писателя ненапрасность добра, совершаемого человеком. Ведь все, что происходит в жизни, не пропадает бесследно. Аркадий, защищая свою любовь, отстаивал добрые, светлые, истинно человеческие жизненные начала. Все, что случилось с ним и его любимой девушкой, не напрасно, так как их история оказала такое сильное нравственное влияние хотя бы на одного человека - повествователя. События чужой судьбы, возникшие в памяти, открывают простые, но мудрые истины уже взрослому мужчине, принимая участие в его духовном развитии, а чувство сострадания, к которому его призывала няня, вошло в душу ребенка и на всю жизнь вооружило человека страстным стремлением к деятельному добру и красоте.

Таким образом, трагическая судьба крепостного художника-гримера Аркадия и актрисы Любови Онисимовны подтверждает основную мысль автора: "Простых людей ведь надо беречь, простые люди все ведь страдатели".

В этой повести Лесков проявляется как социальный сатирик, поднимаясь тем самым до уровня лучших произведений "гоголевского" литературного направления.

План

Рассуждение о художниках. Няня Любовь Онисимовна. Тупейщик Аркадий. Благосклонность графа. Неудачный побег. Возвращение Аркадия с войны и его гибель.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ рассказа Н. С. Лескова «Тупейный художник», план уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Автор и повествователь в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 2. Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 3. Образ России в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 4. Нравственный идеал в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 5. Мотив пути в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 6. Мир природы в повести Н. С. Лескова " Очарованный странник ". 7. Судьба и случай в повести
    Повествователь рассуждает о том, что многие люди понимают под словом "художники", а затем сообщает о мастере, который был и на Руси. Его младшего брата нянчила старушка Любовь Онисимовна, актриса бывшего Орловского театра графа Каменского. Она водила их гулять на кладбище к простой могилке со старым крестом. Здесь автор и услышал от нее историю о "тупейном художнике", то есть крепостном парикмахере и гримировщике, который причесывал и "рисовал" всех актрис театра. Был
    1. Смысл названия повести "Собачье сердце". 2. Портрет эпохи в повести "Собачье сердце". 3. Художественное своеобразие повести "Собачье сердце". 4. "Великие преобразователи природы" (по повестям М. А. Булгакова "Роковые яйца" и "Собачье сердце"). 5. Образ профессора Ф. Ф. Преображенского в повести "Собачье сердце". 6. Сравнительная характеристика образов Шарика и П. П. Шарикова в повести "Собачье сердце". 7. Своеобразие проблематики повести "Собачье сердце". 8. Пролетариат и интеллигенция в повести "Собачье сердце".
    Повесть - среднее по объему прозаическое художественное произведение, в котором раскрывается несколько эпизодов из жизни литературного героя на фоне изображения судеб других персонажей. Повесть представляет собой эпический жанр, занимающий среднее - между рассказом и романом - положение. Повесть больше рассказа, но меньше романа. Причем это не столько количественная разница, сколько качественная, содержательная. В повести больше действующих лиц, история развития характеров которых образует более сложную конструкцию. Здесь несколько сюжетных линий, ряд эпизодов,
    Все сочинения разделяются на несколько видов. 1. Сочинения на нелитературные темы. Среди сочинений на нелитературные темы наиболее распространены сочинения на темы искусства и сочинения на основе личных наблюдений. К сочинениям на нелитературные темы относятся рассказы, описания, размышления. Сочинение-рассказ - это связный текст, последовательно рассказывающий о каких-то событиях. Содержание рассказа состоит из трех частей: начала действия, его развития и конца действия. Сочинение-описание - это связный текст, дающий описание основных признаков предмета, явления или человека. В
    По горизонтали: 5. “Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, дар бессмертный - речь” (стихотворение). 6. Стихотворение из поэтического сборника «Листопад». 9. Персонаж из рассказа «Митина любовь». 10. Действующее лицо рассказа «Генрих». 11. Автор исторического романа «Катастрофа», главный герой которого - И. Бунин. 14. Русский писатель, который сказал о литературном творчестве И. Бунина: “Так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо
    Сочинение состоит из трех частей. В сочинениях на литературные темы это Вступление, основная часть, вывод. В сочинениях на нелитературные и на свободные темы - это Тезис, доказательство, вывод. Вступление к сочинению (тезис) не должно быть стандартным Оно должно отвечать теме, а изложение материала вызывать не только мысли, но и чувства. Важная черта основной части - ее конкретность. Тему нужно раскрывать не общими фразами, а, освещая идейно-художественное содержание произведения, следует аргументировать свои мысли. Конкретность

Ольга Валентиновна ЧЕРНОВА (1966) - учитель русского языка, литературы, курса «МХК» МОУ «Судогская средняя школа № 2» г. Судогда Владимирской области. Прислано на конкурс «Методическая разработка».

Урок-исследование по рассказу Н.С. Лескова «Тупейный художник»

У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться, - они есть.
Н.С. Лесков

Бедность, смиренная и трудолюбивая, выше самодовольного богатства.
А.И. Герцен

Эпиграфы (вначале скрыты от класса).

Репродукции: Н.И. Аргунов. «Портрет П.Ковалёвой-Жемчуговой»; Рафаэль. «Святая Цецилия…».

Музыкальная запись: П.И. Чайковский. «Симфония № 6», финал (тема нарастающего протеста).

Цели урока

  • Закрепление основных понятий, связанных с творчеством Н.С. Лескова (праведники и праведничество, русский национальный характер в понимании писателя, житие, сказ).
  • Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы.
  • Развитие творческого и ассоциативного мышления, умения анализировать и сопоставлять художественные произведения.
  • Воспитание тактичности и чувства коллективизма (в ходе групповой работы).
  • Воспитание нравственных качеств, эстетического вкуса учащихся.

Подготовка к уроку

Раздаются задания исследовательским группам (поисковые листы), проводятся групповые и индивидуальные консультации (важно бережно отнестись к мнениям учащихся), предлагается список литературы и книги по теме урока, имеющиеся в кабинете и библиотеке.

Класс распределяется на пять исследовательских групп. Парты (столы) расставляются так, чтобы ученики могли работать вместе. У каждой группы - таблички с условными названиями: «История создания», «Композиция», «Главные герои», «Изображение крепостного права», «Язык рассказа».

I этап урока - организационный.

Негромко звучит музыка Чайковского.

Учитель объявляет тему урока и просит ребят записать основную мысль рассказа в форме афоризма. Каждая группа оформляет свои записи маркерами на листе и передаёт учителю. Учитель вешает их на магнитную доску, затем спрашивает, знакомо ли ребятам прозвучавшее произведение; если незнакомо, называет его.

Открывается левая створка доски с эпиграфами. Эпиграфы прочитываются и сопоставляются с афоризмами учащихся.

II этап - обсуждение в группах результатов исследовательской работы, выбор выступающих.

III этап - выступления старших в группах (выступающих может несколько, но время ограничено - не более 5 минут).

Поисковый лист 1-й группы

Направление исследования: история создания рассказа; время и место действия; прототипы.

«Тупейный художник» Н.С. Лескова и «Сорока-воровка» А.И. Герцена.

Вопросы и задания

1. Прочитайте примечания к рассказу. Что известно о том, где, когда, на основе каких событий он был создан? Чему (кому) посвящается? Как понимаете смысл эпиграфа?

2. Где и когда происходит действие рассказа Любови Онисимовны?

3. Есть ли прототипы у героев рассказа? Что о них известно? Как вы думаете, почему Лесков не изменил их имена?

4. Прочитайте рассказ А.И. Герцена «Сорока-воровка». Когда он был написан? Можно ли сравнивать судьбы Анеты и Любы? Почему?

Результаты исследования

Рассказ был впервые напечатан в 1883 году, вошёл в единственное прижизненное собрание сочинений Лескова. Как отметил А.Н. Лесков, сын писателя, “рассказ соткан из подлинных былей или верно сбережённых народом памятей. В итоге - остро впечатляющая картина, в которой, по старинному присловью, «что взаправду было и что миром сложено - не разберёшь»”.

Посвящается произведение “святой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года” - в этот день императором Александром II был подписан Манифест о глубоком реформировании государственного устройства России, и прежде всего - отмене крепостного права. Эпиграф - слова из погребальной песни - “Души их во благих водворятся”, что в переводе с церковно-славянского значит - “среди святых, праведников”. И посвящением, и эпиграфом Н.С. Лесков указывает на главную тему рассказа и выражает своё к ней отношение.

Действие рассказа происходит в Орле во время царствования Александра Павловича (Александра I) или Николая Павловича (Николая I) - рассказчица точно не помнит, да и для автора это не так уж важно, главное, что было это при крепостном праве.

Крепостники - графы Каменские - не вымышленные персонажи. Комментаторы рассказа поясняют: имеются в виду генерал-фельдмаршал Михаил Федотович Каменский (1738–1809) - участник семилетней войны 1756–1763 годов и русско-турецких войн - и его сыновья: Николай Михайлович (1778–1811) - генерал, одарённый полководец, в 1810 году главнокомандующий молдавской армией, и Сергей Михайлович (1771–1835) - генерал, вышедший в отставку в 1822 году и имевший в Орле знаменитый крепостной театр. Он и является одним из прототипов «Тупейного художника».

Кроме того, в рассказе упоминаются бабушка писателя со стороны матери Альферьева Акилина Васильевна, купец Иван Иванович Андросов и другие, кто мог бы подтвердить достоверность событий. Мы прочитали рассказ А.И. Герцена «Сорока-воровка». Оказывается, Н.С. Лесков - не единственный русский писатель, поведавший миру о погубленной жизни талантливой крепостной актрисы. Прототип Анеты, главной героини рассказа Герцена, - Кузьмина, крепостная графа Каменского.

Но Герцен написал свой рассказ в 1846 году, в годы крепостного права, и его произведение является злободневным обличительным документом. Граф Каменский носит фамилию Скалинский. Надо сказать также о разнице между героинями: у Герцена Анета - профессиональная актриса, получившая прекрасное образование, а у Лескова Люба - простая, хотя и очень талантливая дворовая девушка, запоминающая роли “наглядкою”, то есть на память, наблюдая, как играют другие.

Интересно то, что оба рассказа построены на одном историческом материале, объединены общей темой, в них отчётливо виден социальный конфликт. Мы заметили, что очень созвучны авторские чувства. Они выражены так.

Герцен: это был “протест, раздирающий душу ” - о пении Анеты;

Лесков: “Более ужасных и раздирающих душу поминок я во всю мою жизнь не видывал” (19; учитывая то, что могут использоваться разные издания рассказа, даю в скобках арабскими цифрами ссылку лишь на его главы; курсив мой. - О.Ч. )

А вообще мы считаем, что сравнение двух этих произведений - тема отдельного урока или серьёзного исследования, например, реферата.

Поисковый лист 2-й группы

Направление исследования: сюжет и композиция рассказа; образы рассказчиков.

Вопросы и задания

1. Что вы можете сказать о композиции произведения? Сколько в нём глав? Как оно построено?

3. Как вы думаете, могла бы история тупейного художника окончиться счастливо? Если нет - почему?

Результаты исследования

Композиция рассказа проста: вступление - о талантливых людях из народа, художниках своего дела; экспозиция, в которой мы знакомимся с местом действия и рассказчицей; основная часть - рассказ Любови Онисимовны о судьбе своей и тупейного художника Аркадия Ильича; короткое заключение - замечание автора о “раздирающих душу поминках”.

Рассказ «Тупейный художник» написан в любимой форме Н.С. Лескова - рассказ в рассказе (вспомним «Очарованного странника»). Это даёт возможность читателю услышать о событиях “из первых уст”. Но старая няня, женщина недостаточно образованная, не всё способна рассказать и раскрыть, да и не всё может знать (например, разговоры барина с братом), поэтому часть событий автор излагает сам, часто цитируя рассказчицу. В произведении девятнадцать глав. Из них мы узнаём о судьбе двоих талантливых крепостных - актрисы и гримёра, их неудачном побеге от жестокого графа и постигшем их наказании, за которым последовала служба главного героя “в полковых сержантах”, а затем его гибель.

Перед нами сказовая форма, речь рассказчицы здесь преобладает. Есть слушатель - девятилетний мальчик с его репликами, например:

“- Погляди, милый, туда… Видишь, какое страшное?

Страшное, няня.

Ну, а что я тебе сейчас расскажу, так это ещё страшней” (3).

Или в конце рассказа: “Я был растроган и обещался, что никогда и ни за что не расскажу о её «плакончике»” (19).

Речь героини, диалоги, реплики слушателя создают сказовую ситуацию.

Главное средство создания образа рассказчицы - её речь. В ней отражается её характер, социальное положение, культурное развитие, род занятий и т.д.

Речь автора-повествователя литературно правильная, о характере трудно что-либо сказать. Но ясна его позиция: хотя рассказ написан спустя много лет после описанных событий, мы слышим яростный протест автора против крепостнического порядка, потому что остатки его ещё сохранились в сознании бывших крепостных и бывших их владельцев.

Мы думаем, что история Аркадия Ильича и Любы вряд ли могла окончиться счастливо. Это было нетипично для того времени. Лесков остаётся верен правде жизни. Кроме трусливого попа-предателя и алчного убийцы - “постоялого дворника”, ещё одно обстоятельство стояло на их пути. “Беглецы стремились в турецкий Хрущук”, “куда, - утверждает Любовь Онисимовна, - много наших людей от Каменского бежали”. “Турецким Хрущуком” крепостные графа Каменского называли Рущук - болгарский город на Дунае, находившийся под владычеством турок. Не раз во время русско-турецких войн XVII–XIX веков переходивший из рук в руки, разрушенный войной, он не мог быть и не был пристанищем для беглецов из России. Хрущук был такой же мечтой и легендой, как легенды о стране Беловодье, об Ореховой земле и многих других “далёких землях”. Но Лесков сохраняет в рассказе этот мифический город как символ несбыточных надежд крепостных на свободу и счастье в крепостническом государстве.

Учитель демонстрирует репродукцию портрета крепостной актрисы П.И. Ковалёвой-Жемчуговой кисти крепостного художника Николая Ивановича Аргунова. “Дочь кузнеца Параша Ковалёва тринадцатилетней девочкой сыграла роль Луизы в опере «Беглый солдат», растрогав и покорив публику крепостного театра графа Шереметева. У неё был замечательный голос и большой драматический талант” (Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика, 1989. С. 137). Это исключительный случай в истории русского крепостного театра: крепостная Прасковья Ковалёва-Жемчугова стала графиней Шереметевой. Но вскоре она умерла от чахотки.

Поисковый лист 3-й группы

Направление исследования: характеры главных героев; можно ли назвать их праведниками?

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте главного героя - тупейного художника Аркадия Ильича. Почему его называют художником, артистом?

2. Какою предстаёт перед нами главная героиня - Любовь Онисимовна - в собственном рассказе и в восприятии автора?

3. Согласны ли вы со словами литературоведа Вл. Муравьёва: Аркадий и Люба - “полнокровные реалистические образы, их характеры проявляются, развиваются и окончательно складываются на протяжении рассказа” (Муравьёв Вл. Приговор потомства // Н.Лесков. Тупейный художник. - http://tmn.fio.ru/woks/76x/3n/index.htm )? Обоснуйте своё мнение.

Результаты исследования

Главный герой рассказа - тупейный художник Аркадий Ильич. “Тупей, - читаем у Даля, - взбитый хохол над головой”. Модная в то время причёска. Значит, тупейный художник - мастер по причёскам. По словам повествователя, он был мастер “в необычайном художественном роде”.

“…Он был «тупейный художник», то есть парикмахер и гримировщик, который всех крепостных артисток графа «рисовал и причёсывал». Но это не был простой, банальный мастер с тупейной гребёнкой за ухом и с жестянкой растёртых на сале румян, а был это человек с идеями - словом, художник . Лучше его… никто не мог «сделать в лице воображения»”. Это “неподражаемый артист”, то есть мастер своего дела, “чувствительный и смелый молодой человек”. Вот как рассказывает о его внешности повествователь со слов Любови Онисимовны: “ростом он был умеренный, но стройный, как сказать невозможно, носик тоненький и гордый, а глаза ангельские, добрые, и густой хохолок прекрасиво на глаза свешивался, - так что глядит он, бывало, как из-за туманного облака. Словом, тупейный художник был красавец и «всем нравился»” (4).

Аркадий - крепостной графа Каменского, жестокого и деспотичного барина. Но он не боится ни своего хозяина, ни его брата, такого же ужасного человека. Ради задуманного побега он ослушался первого, а второму на вопрос, не заговорённый ли Аркадий, раз барских пистолетов не боится, “точно в полуснях проговорил:

Заговора на мне нет, а есть во мне смысл от Бога: пока бы ты руку с пистолетом стал поднимать, чтобы в меня выстрелить, я бы прежде тебе бритвою всё горло перерезал” (9).

Это господа его боятся: “Я тебе как брат советую: ты его бойся, когда он бритвой бреет” (10).

В Аркадии зреет протест против постоянного унижения его человеческого достоинства. После этого случая с братом графа он уже ничего не боится. Действия его решительны и продуманы: после спектакля, когда Любу “убрали Цецилией”, чтобы вести к графу, он “вскочил в… каморочку… схватил стол и вдруг всё окно вышиб…”. И бежал, захватив потерявшую сознание Любу.

Он не сдался и после того, как был пойман. Берёт всю вину на себя: “…Везите меня на терзание, но она ни в чём не повинна: я её силой умчал.

А к попу обернулся да только и сделал всего, что в лицо ему плюнул” (13).

После неудавшегося побега Аркадий был наказан и “сдан в солдаты”. Даже жесткосердный барин относится к нему с уважением: “Я не хочу, чтобы ты был ниже того, как сам себя с благородным духом поставил… не будешь служить в простых во солдатах, а будешь в полковых сержантах и покажи свою храбрость” (15).

Прошло три года. Аркадий верой и правдой служил государю, заслужил “офицерский чин и благородное звание”, “ордена и кресты”, отпуск и пятьсот рублей “для излечения ран”. Вернулся в Орёл в надежде Любу выкупить и обвенчаться с нею “перед престолом Всевышнего создателя”. Но был зарезан хозяином постоялого двора, позарившимся на его деньги. На похоронах Аркадия Ильича присутствовал сам губернатор. Хоронили его со всеми военными почестями, как дворянина, офицера. Любовь Онисимовна, по воспоминаниям повествователя, во время своего рассказа “была ещё не очень стара, но бела как лунь; черты лица её были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки. Матушка и тётка, глядя на неё, не раз говорили, что она несомненно была в своё время красавица” (2).

Да, Любовь Онисимовна тогда “была не только в цвете своей девственной красы, но и в самом интересном моменте развития своего многостороннего таланта”. Сама рассказчица скромна и мало говорит о своей красоте. Обмолвилась лишь о своих роскошных волосах. Они у неё в молодости “были удивительно какие большие и русые, и Аркадий их убирал - заглядение”. Своей удивительной русой косой она “замоталась”, пытаясь покончить с собой (можно представить себе, что это была за коса!), и когда в себя пришла, испугалась: “голова побелела” “ещё там, как... из косы выпутали”.

О характере её автор говорит так: “она была безгранично честна, кротка и сентиментальна; любила в жизни трагическое и… иногда запивала” (2). До побега, в театре, она была занята в главных ролях, её любил Аркадий, а граф Каменский хотел сделать своей наложницей. Наверное, она была трогательно хороша в “уборе” святой Цецилии: в белом платье-хитоне и “тоненьком венце обручиком”.

Учитель обращает внимание девятиклассников на репродукцию картины Рафаэля «Святая Цецилия…». Это святая католической церкви, образ девственной невинности. Изображалась с музыкальными инструментами, считалась покровительницей исполнительского искусства, потому что однажды ей было бы дано услышать пение ангелов. Она так же, как и героиня нашего рассказа, пострадала за свои убеждения - веру в Христа (Информация о святой Цецилии: http://www.212.188.13.168/izdat/Svyat/Nov22.htm).

“Аркадий и Люба предстают перед читателями в решительный момент. Они поставлены перед трудным выбором: подчиниться, претерпеть унижение и продолжать жить покорными рабами, как живут многие тысячи крепостных, или же восстать против законов, попирающих человеческое достоинство. Они выбирают второй путь, хотя это грозит им почти неминуемыми «мучительствами» и гибелью. И вот тут-то в них начинают проявляться скрытые доселе гордость, смелость, решительность. Проснувшееся ощущение свободы облагораживает каждый их поступок, придаёт им силы” (Вл. Муравьёв).

Любовь Онисимовна вспоминает, что во время побега, заметив погоню, Аркадий Ильич пригнулся к ней и спросил: “Любушка голубушка! за нами гонятся… согласна ли умереть, если не уйдём?”

Она “отвечала, что даже с радостью согласна” (11).

Как уж было сказано, Лесков в «Тупейном художнике» продолжает тему праведничества. “Души их во благих водворятся”, - говорится в эпиграфе. А благими, то есть праведниками, святыми, на Руси (да и не только на Руси - неслучайно, наверное, упоминается святая католической церкви - Цецилия) всегда называли людей, способных на самопожертвование ради любви к Богу и людям, ради идей добра и справедливости.

Поисковый лист 4-й группы

Направление исследования: изображение крепостного права в рассказе.

Вопросы и задания

1. Граф Каменский - хозяин крепостного театра. Можно ли сказать, что его образ дан “вполне в фольклорной традиции” (Вл. Муравьёв)? Почему?

2. Кто ещё из крепостников и как изображён в рассказе?

3. Судьбы крепостных крестьян в рассказе (пестрядинка Дросида).

4. Образы “господских прислужников” (поп, тульский палач). Как вы думаете, зачем так подробно рассказывает Любовь Онисимовна о наказании мужиков “за жестокого графа” и “постоялого дворника” - за Аркадия Ильича? Как это характеризует рассказчицу?

5. Только ли в эпоху крепостного права проявлялась жестокость в людях?

Результаты исследования

Как известно, рассказ был написан в 1883 году, спустя двадцать два года после отмены крепостного права 19 февраля 1861 года. “Святой памяти” этого “благословенного дня” и посвящает Н.С. Лесков своё произведение.

О нравах крепостнической эпохи мы узнаём от той, которая прекрасно помнит то недоброе время, когда ей довелось вынести столько мучений, душевной и физической боли (у неё до сих пор болят застуженные во время побега ноги), постоянных унижений от своего угнетателя. Она всё видела, всё пережила, сумела вынести и теперь рассказывает об этом.

Крепостники - в рассказе это два брата, графы Каменские - жестокие самодуры. Это отражается в их внешности: у хозяина Аркадия, графа Каменского-старшего, “некрасивое и ничтожное лицо”; “Деревенский же брат графа был ещё некрасивее городского и вдобавок в деревне совсем «заволохател» и «напустил в лицо такую грубость», что даже сам это чувствовал…” (7).

Любовь Онисимовна рассказывает о том, какие “мучительства” терпели от них крестьяне. Их за малейшую провинность секли на конюшне, могли отдать в солдаты, у провинившихся женщин “все дети поступали на страшное тиранство”, полюбившихся барину актрис “доставляли на барскую половину”, а непокорных отправляли “на мучительства”. “А мучительства у нас были такие, что лучше сто раз тому, кому смерть суждена. И дыба, и струна, и голову крячком скрячивали и заворачивали - всё это было. Казённое наказание после этого уже за ничто ставили. Под всем домом были подведены потайные погреба, где люди живые на цепях как медведи сидели. Бывало, если случится когда идти мимо, то порою слышно, как там цепи гремят и люди в оковах стонут. Верно, хотели, чтобы об них весть дошла или начальство услышало, но начальство и думать не смело вступаться. И долго тут томили людей, а иных на всю жизнь. Один сидел-сидел, да стих выдумал:

Приползут, - говорит, - змеи и высосут очи,
И зальют тебе ядом лицо скорпионы.

Стишок этот, бывало, сам себе в уме шепчешь и страшишься.

А другие даже с медведями были прикованы, так, что медведь только на полвершка его лапой задрать не может” (11).

Доставалось от барина не только крестьянам и дворовым людям. “Граф сам в Бога не верил, а духовных терпеть не мог, и один раз на Пасхе борисоглебских священников со крестом борзыми затравил” (4).

Образы помещиков-крепостников в рассказе Лескова действительно похожи на фольклорных злодеев. О них не сказано ни одного доброго слова. В этом выражается отношение к ним автора и рассказчицы.

Но ещё более страшным нам показалось поведение людей, одержимых слепой покорностью и страхом перед хозяевами жизни. Эти люди, “господские прислужники”, способны на предательство, как попик-иуда, и даже на какую-то бессмысленную жестокость к себе подобным, как тульский палач, наказывавший “постоялого дворника” за убийство. “Ему перед делом три стакана рому дали выпить… сто кнутов ударил всё только для одного мучения… а потом как сто первым щелканул, так всю позвонцовую кость и растрощил… Всё ещё покрикивал: «Давай ещё кого бить - всех орловских убью»” (19).

Народ был доведён до отчаяния. Многие жизни были загублены, судьбы - искалечены. Мы узнаём также о несчастной судьбе пестрядинки Дросиды, доброй женщины, ухаживавшей за больной Любой на скотном дворе и научившей её топить своё горе в вине, потому что “оно горе горькое, а яд горевой ещё горче, а облить уголь этим ядом - на минуту гаснет”. С тех самых пор Любовь Онисимовна не засыпает без содержимого своего “плакончика”. Такой она и осталась в памяти автора-повествователя, поминающей своего Аркашу на “простой могилке с старым крестом”.

И заключительный аккорд рассказа - только одно предложение: “Более ужасных и раздирающих душу поминок я во всю мою жизнь не видывал”. В этой короткой фразе выразилась вся душевная боль автора за поруганное человеческое достоинство и загубленные жизни своих героев. А виной всему - несправедливые, уродливые общественные отношения - крепостное право и жестокость людей.

Поисковый лист 5-й группы

Направление исследования: язык рассказа.

Результаты исследования оформляются в виде таблицы, которая вывешивается на магнитную доску; выступающий ученик даёт пояснения, делает выводы.

IV этап. Учитель выступает с заключительным словом, обобщая сказанное.

Любимые герои Лескова - талантливые натуры из народа: мастеровые из рассказа «Запечатленный ангел»; конюх Иван Флягин, герой «Очарованного странника»; кузнец, тульский оружейник из рассказа «Левша»; крепостной парикмахер, театральный гримёр Аркадий Ильич из «Тупейного художника»; солдат Постников из рассказа «Человек на часах»… Всех их роднит стремление жить по заповедям Божиим, деятельная любовь к людям, самопожертвование, бескорыстие, трудолюбие, скромность…

Наверное, поэтому истории многих из них хочется сравнить с тем, как повествуется о праведниках в житиях святых.

V этап. Домашнее задание. Итоговая творческая работа «Моё постижение героя рассказа Лескова».

Особенности речи сказительницы Примеры из текста Черты характера героини
1. Построение фраз:
- инверсия Спектакль хорошо шёл, потому что все мы как каменные были, приучены и к страху и к мучительству: что на сердце ни есть, а своё исполнение делали так, что ничего и незаметно (10) Эмоциональность
- прерывающиеся фразы Как почуяла я, что это его терзают… и бросилась… в дверь ударилась, чтоб к нему бежать… а дверь заперта… Сама не знаю, что сделать хотела… и упала, а на полу ещё слышней… (14) Страстная натура, способная на сильные поступки
2. Обороты разговорной речи А как всё представление окончилось, тогда сняли с меня платье герцогини де Бурблян и одели Цецилией - одно этакое белое, просто без рукавов, а на плечах только узелками подхвачено, - терпеть мы этого убора не могли. Ну а потом идёт Аркадий, чтобы мне голову причесать в невинный фасон, как на картинах обозначено у святой Цецилии, и тоненький венец обручиком закрепить, и видит Аркадий, что у дверей моей каморочки стоят шесть человек (11) Простота, душевность
Свобода рассказа в стремлении передать пережитое
3. Изобразительно-выразительные средства:
- гипербола А мучительства у нас были такие, что лучше сто раз тому, кому смерть суждена (11) Восприимчивость к красоте и выразительности народной речи
- переносное значение слов Снег так и брызжет из-под копыт у коней… (11)
И вдруг тут мы по льду какую-то речку перелетели… (11)
- олицетворение Горе не спит (15).
- сравнения Скотинки эти у меня как детки были (15)
Сердце у меня как уголь горит, и истоку нет (19)
Доброта, способность тонко чувствовать, сопереживать
- просторечия Наглядкою, мучительства, страдатели, ввечеру, отчаянные свадьбы, перевенчает, кровью истёк, кончается (умирает) и т.д.
- окказионализмы, слова, построенные на принципах народной этимологии Подпури (попурри); серьги камариновые (аквамариновые); плакончик (флакончик + плакать); тьма промежная; позвонцовая кость; в ожидации (ожидание + ажитация - от франц . волнение), турецкий Хрущук (Рущук - город в Болгарии)
4. Обращения Погляди-ка, милый, туда… Видишь, какое страшное? (3)
Филюшка, батюшка! не слыхал ли, про что это люди идут да так любопытно разговаривают? (18)
Не могу, тёточка, - сердце у меня как уголь горит…
А ты, хороший мальчик, мамаше этого никогда не говори, никогда не выдавай простых людей…
Спасибо, голубчик, - не говори: мне это нужно (19)
Доброе, мягкое отношение к окружающим, несмотря на пережитое
5. Уменьшительно-ласкательные суффиксы Каморочка; старушка старенькая; во всю переднюю половинку; старой тонкой кисейкой затянут; старичок-священник… кричит скоренько; телятки тут были… много теляточек; постельку из свежей овсяной соломки сделала; покрыли рогожечкой, да в острог и повезли Способность терпеть и прощать, терпимость к людям, сотворившим зло

Литература

  1. Бухштаб Б.Я. Сказы о народных праведниках // Вершины. М.: Детская литература, 1983.
  2. Старыгина Н.Н. Лесков в школе. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2000.

«Тупейный художник» (1883), анализ которого мы проведем, входит в круг самых известных и даже популярных произведений Лескова. Культурный читатель нередко знает сюжет рассказа с детства. Этот сюжет построен на предании и в предание же вошел. Лесков рассказал историю любви и гибели крепостной актрисы «бывшего орловского театра графа Каменского» и служившего в этом театре тупейного художника (то есть парикмахера и гримировщика; слово «тупей» на языке XVIII—XIX вв. означало прическу или, как пояснял «Толковый словарь» В. Даля, «взбитый хохол на голове»).

При каком из исторически известных графов Каменских происходит действие, не ясно, да это и не важно, для автора существенно другое: события совершались в пору крепостного владения людьми. Один из подзаголовков рассказа акцентирует именно антикрепостническую тему: «Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.».

Оба графа Каменских, действующие в произведении, отличаются не просто жестокостью, лютостью нрава, но и сугубым внешним безобразием. Граф — владелец театра — «страшно нехорош», «на всех зверей сразу походил». Его брат собою был еще непригляднее: «все лицо у него в буграх заросло», так что даже брить было опасно.

Под «проклятой усадьбой» по традиции подведены подвалы, где сидели на цепях рядом с медведями провинившиеся, согласно усмотрению графа-театрала, актеры. Вступиться за них было некому: все опасались барина. Бежавших от его лютости героев, Любу и Аркадия, выдает не имеющий никакого отношения к Каменскому священник, потому что боится расправы точно так же, как и крепостные графа. Тема страха объединяет всех героев рассказа: рабов и хозяев жизни. По отношению к Каменским она реализована в упоминании исторического факта, получившего легендарное распространение: «Фельдмаршала Михайлу Федотовича крепостные убили за жестокость в 1809 году...». Легендарности этого события способствовало посвященное ему стихотворение В. А. Жуковского «На смерть фельдмаршала графа Каменского» (1809). Стихотворение публиковалось Жуковским в разных вариантах, и в одном из них, прославляя военные заслуги екатерининского полководца, поэт тем не менее не умолчал и о его «презренной» гибели:

Здесь рок Каменскому конец презренный дал

Живым лишь только в устрашенье!

Перерабатывая свое произведение для последующих после первого изданий, Лесков вносил в него поправки, усиливающие антикрепостническую тенденцию. По мысли писателя, читатель и двадцать с лишним лет спустя после отмены крепостного права, то есть в 1883 году, должен был воспринимать антикрепостническое содержание рассказа как незабываемый, живой, не ушедший в историю опыт.

Подчеркнем, что этот неугасимый пафос лесковского «Тупейного художника» актуален и для читателя XXI века. Психологические травмы многовекового рабства по-прежнему ощутимы в национальном сознании. Оппозиция раб — хозяин реализуется в современной жизни нередко и разнообразно. Страх продолжает быть стойким побудителем действий русского человека.

В разработке крепостнической темы Лесков открыто опирается на творческий опыт своих предшественников. В «Тупейном художнике» подробно развита фабула известной повести А. И. Герцена «Сорока-воровка», опубликованной в журнале «Современник» еще в 1848 году.

Многие мотивы, существенные для лесковского рассказа, были впервые введены в литературу другим русским классиком, И. С. Тургеневым, в его знаменитом повествовательном цикле «Записки охотника» (1847-1852). Среди них нужно также отметить следующие: «раб» — прежде всего человек, он тоже способен любить, постигать красоту природы и жизни, он способен чувствовать сопричастности мирам. Мир русских дворян и крестьян — единый русский мир; талантливость русского человека не зависит от его социальной принадлежности и у всех вытекает из одного источника — человеческой природы и Божьих даров.

С творчеством Н. А. Некрасова и Ф. М. Достоевского произведение Лескова связано темами страдания, страдателей и сострадания. Героиня «Тупейного художника», бывшая крепостная актриса, в другом времени — няня рассказчика ее истории, обращается к своему слушателю с знакомыми для русской литературы XIX века словами: «А ты, хороший мальчик, мамаше этого никогда не говори, никогда не выдавай простых людей: потому что простых людей ведь надо беречь, простые люди все ведь страдатели».

В отличие от Герцена, Тургенева, Некрасова и даже Достоевского тема страдания и страдателей не получит, однако, у Лескова ни философско-нравственного, ни эстетического разрешения или катарсиса — духовного очищения через ужас и сострадание. Возлюбленный Любови Онисимовны, Аркадий, перенесет пытки в графских подвалах, будет умирать, но выживет и после кровавых военных сражений; вернувшись к ней, он погибнет от руки «своего брата» — простого человека, дворника. Граф в конце концов помимо воли определил герою путь в соответствии с благородным характером Аркадия — послал на войну, дал шанс выслужить личное дворянство, открыл «путь чести». Человек из народа — «постоялый дворник» — зарежет Аркадия ночью, сонного, увидев на его груди деньги: «Совсем,— говорит,— горло перехватил и пятьсот рублей денег с него снял. Поймали его, весь в крови, говорят, и деньги при нем». Героиня рассказа утоляет свои страдания тоже по-русски, пытаясь залить их «из плакончика»: «облить уголь», «Аркашу помянуть».

Трагедийный пафос в рассказе Лескова лишь нарастает к финалу. Обращен он, повторим, к сознанию читателя, живущего после отмены крепостного права.

Название своего произведения писатель никогда не менял. Этот факт свидетельствует, что антикрепостнические мотивы усилены здесь размышлениями о судьбе художника, и в особенности о судьбе художника в России.

Не только живописцы, скульпторы, писатели или актеры являются, с точки зрения лесковского рассказчика, художниками. Устаревшему, академическому представлению жизнь противопоставила свои резоны. Как художники известны и золотых и серебряных дел мастера, в Америке, замечает рассказчик, прославился мастер, работавший над лицами умерших. Парикмахер Аркадий тоже был несомненно художественно талантлив. Он не просто причесывал, но «рисовал» актрис. Причем всех, а когда приходилось, и самого графа «отрисовывал» в благородном виде. Сила его художества заключалась, по слову рассказчика, в «идейности», в способности придать лицу тонкое, высокое выражение. Но если грим, выполненный Аркадием для актрис, превращая дворовых девушек в героинь и даже богинь, то «рисовка» урода-графа прикрывала благородной личиной истинный облик крепостника. Лесковым описаны и минуты вдохновения, не раз переживавшиеся тупейным художником. В эти мгновения он гляделся совершенным красавцем, в очах светилась ангельская душа, на челе покоилась дума, смотрел он тогда будто «из-за туманного облака».

В таком описании легко узнаваемы романтические образы и представления. Согласно же романтическим понятиям, художник — существо, возвышающееся над реальностью, ему открыты тайны жизни и искусства, высшая гармония только через художника может войти в жизнь, он, как истинный мастер, наделен совершенным вкусом, ему неведомы противоречия между мыслью и формой, его искусство способно преображать действительность.

Аркадий «рисовал» актрис для сцены, а графа — для жизни. Темы игры «на театре» и игры на жизненной сцене сходятся в судьбе художника — личности исключительной, наделенной чертами истинности, подлинности. Герой Лескова — и в этом также проявляется его романтическая избранность — постоянно находится на грани жизни и смерти, ходит по лезвию бритвы. В такие условия Аркадий поставлен договором с графом, по которому он не мог применять свое искусство ни к какому другому мужскому лицу, кроме графова, не обрекая себя на мучения и гибель в солдатах. Брат покровителя театра, зная содержание договора, под пистолетами заставил Аркадия «убрать» свое лицо, за порез обещая непременно убить. Избежав ожидаемой смерти, герой все-таки погибает, но неожиданно, случайно и поэтому уже совершенно мученически.

Настигнув художника, смерть так изменит его собственное лицо, что он станет почти неузнаваемым, и это значит — своеобразной противоположностью своих художественных образов, антиподом «тупейных» «рисунков». Постоянно испытываемая им близость смерти — знак избранности, но сама смерть выводит его образ за пределы романтики.

Рассказ няни об Аркадии герой-рассказчик не случайно слушает в буквальном смысле слова на могиле художника. Первый подзаголовок произведения Лескова — «Рассказ на могиле».

Итак, катастрофичность судьбы художника обнажает, делает явной глубинную трагичность русской жизни. Именно через художника, по Лескову, проявляется сущность, метафизика судьбы русского человека.

Аркадий решается противостоять тирании и сластолюбию графа и, ни минуты не колеблясь, действует в соответствии со своей благородной натурой. Он спасает, увозит возлюбленную, конечно, не просчитав подробности и последствия побега. В его поведении видны типичные черты, свойственные очень многим лесковским героям, «антикам» (так Лесков именует своих талантливых и благородных чудаков) и праведникам. Более же других Ивану Двягину — герою повести с символико-поэтическим названием «Очарованный странник», герою, очарованному красотой жизни, страннику, наделенному истинным художническим чутьем.

У Лескова, что подтверждают и другие его сочинения, художническая одаренность лежит в основе русского национального характера.

Левша, герой одноименного сказа, искуснейший мастер, выковал микроскопические гвоздики для подков «аглицкой» блохи только после того, как помолился Богу, совершил поклонение иконе святого Николая-угодника, отрешился от мира. Мудрили туляки над своим мастерством, «наружу» не показываясь, неизвестно чем питаясь, не внимая словам извне о пожаре, закончили «безотдышную работу» в самую последнюю минуту отведенного им срока. При этом в «тесной хороминке», в которой они искусничали, «такая потная спираль сделалась», что трудно — нельзя было «продохнуть». Это ли не стихийное, хотя и не романтическое, проявление вдохновения?

В рассказе «Тупейный художник», анализ которого нас интересует, все герои так или иначе связаны с миром искусства, игрой, театром. Трагическая игра есть ив русской жизни, и проявляется она не только в смене ролей, которые вынуждена «исполнять», например, героиня рассказа — Люба. Сначала Любовь Онисимовна — актриса, потом — скотница, няня, наконец — прожившая свою жизнь рассказчица. «Постоялый дворник», зарезавший художника, совершил свой поступок, как это ни парадоксально, тоже по своеобразному наитию, мгновенному «озарению», так, будто вынужден был сыграть роковую роль: увидел деньги — зарезал. Очевидному злодеянию его никто не удивился, нравственной оценки он не вызвал ни у одного из персонажей рассказа, даже у героини. Случайность происшедшего в силу особых русских условий, привычек, деформаций сознания оказывается роковым образом закономерной.

Состояние вдохновения в итоге объединяет и художника Аркадия, и зарезавшего его безымянного «постоялого дворника».

Реалистическое искусство Лескова не разводит в разные стороны, не разделяет противоположности: жестокость и способность к милости (граф и его отношение к Аркадию), изменчивость и постоянство жизни (путь и гибель художника), творческий порыв и преступление. Источник единства — русская жизнь, русское сознание с их одноприродностью, общей сущностью.

Композиция «Тупейного художника», как всегда у Лескова, замысловата. Рассказ ведет герой, некогда мальчиком слушавший горестное повествование своей няни на могиле ее погибшего возлюбленного, неподалеку от которой чернеют развалины театра Каменского. Речь Любови Онисимовны звучит как поминки по художнику, о чем прямо сообщается в финале: «Более ужасных и раздирающих душу поминок я во всю жизнь не видывал».

История о любви, художнике, гибели обращена к ребенку. Она вспоминается героем-рассказчиком в другом времени и в другом возрасте. Цель Лескова — воздействовать на память слушателя с тем, чтобы поколебать сложившийся тип сознания и тип поведения русского человека. Напомнив, ужаснуть и тем самым освободить от прошлого, от нравственного наследства крепостничества.

Читательская судьба произведения «Тупейный художник», анализ которого мы провели, сложилась так, что во многом свидетельствует о реализации авторской установки. В глазах потомков «Тупейный художник» — не только художественное произведение. К этому рассказу обращаются и как к документальному источнику, психологически достоверному свидетельству о трагическом прошлом России.

Произведение Лескова Тупейный художник датировано 1883 годом. Лесков в Тупейном художнике описывает сложную и страшную жизнь крепостных, обличая годы царизма, показывая ужасы крепостного права.

Лесков Тупейный художник

Если кратко, то в работе Лескова Тупейный художник за основу сюжета взята история любви парикмахера и актрисы, которые были крепостными. Здесь парикмахер, несмотря ни на что, спасает свою возлюбленную от судьбы наложницы.

Н.С. Лесков свой рассказ Тупейный художник начинает тем, что автор знакомит всех читателей с понятием художник, и это не обязательно человек искусства, который пишет картины. Художниками называли даже портных, а в нашем случаем художником был парикмахер, который имел большой талант создавать образы актрисам и актерам для игры в театре.

Действия происходят в театре графов Каменских, где и служили наши главные герои, крепостные парикмахер и актриса. Служили в страхе, ведь граф был строгим и постоянно наказывал своих крепостных.

Граф Каменских ценил Аркадия и не желал, чтобы он стриг кого-то постороннего, поэтому запирал его, как запирал и своих актрис, ведь для графа важно было, чтобы его крепостных актрис никто не трогал, только он имел право делать их наложницами.

Вот только полюбился актрисе Любови Онисимовне наш парикмахер, и он отвечал на ее чувства взаимностью, но, нельзя им было быть вместе, мало того, граф присмотрел в свои покои Любовь Онисимовну и хотел сделать ее наложницей.

Спас ее тупейный художник от данной участи. Они убежали вместе и хотели обвенчаться, однако их настигла погоня. Тупейному художнику пришлось не сладко, ведь его отвели на мучительства. Любовь весь вечер слушала крики возлюбленного, а потом, не выдержав, хотела удушить себя своей косой. Очнулась она в телячьей избе, куда ее перевели по приказу графа. Самого парикмахера Аркадия отправили на военную службу, на войну. Все-таки не смог забить до смерти граф Каменских своего фаворита, человека, который не побоялся постричь графского брата.

На службе он заработал чины, дворянское звание и деньги. Хотел он выкупить Любу, но не судьба. Когда он приехал в город, некий дворник, позарившись на деньги Аркадия, убивает его.

На похороны прибыл даже губернатор, а вот Люба, из горя, приложилась к фляге и по сей день любит попивать. Вот и сейчас, рассказывая историю о питейном художнике, она делает глотки из своей фляги.

Лесков Тупейный художник главные герои

В произведении Лескова Тупейный художник главными героями являются Аркадий и Любовь Онисимовна. Николай Лесков в работе Тупейный художник создал таких героев, которые олицетворяли лучшие черты человечества. Они красивые, талантливые, благородные, способны на верную любовь. Так, Аркадий был не просто парикмахером, а настоящим художником. который не стриг и не делал прически, а рисовал актрис, делая из обычных дворовых девушек, настоящих богинь.

Рассказ Лескова «Тупейный художник» датирован 19 февраля 1883 года. Это знаковая дата, имеющая свой подтекст. Дело в том, что это время, когда был подписан указ об освобождении крепостных (19 февраля 1861 года). И в этом году на 19 февраля совпал день поминовения усопших. В том же 1883-м рассказ был опубликован впервые. Он увидел свет в художественном журнале, который не был предназначен для широкой аудитории. Но только, замаскировав произведение под профессиональную литературу, его можно было тогда напечатать.

Мы знаем немало историй о талантливых крепостных крестьянах. Певцы с чудесными голосами, талантливые актеры, поэты, ремесленные мастера и другие. О них нам рассказывает история, литература и кинематограф. Все эти люди не могли развивать свой талант и служили лишь утехой для барина и его гостей. Талантливый крепостной – это вещь, которой всегда спешил похвастаться барин. А если этот «предмет» вел себя не так, как нужно, его убивали или «забривали» в солдаты.

Н.С. Лесков начинает свой рассказ с размышлений о художниках. В обществе обычно так называют живописцев, иногда скульпторов. Но только известных и общепринятых. Но мы забываем о более общем смысле этого слова, философском понятии. Художник – это состояние души.

Главного героя книги сейчас бы назвали парикмахером, визажистом или стилистом. Тогда же его называли цирюльником или тупейным художником. За то, что он умел придавать лицам особое, необходимое для обстановки, выражение. Аркадий служил при театре графа Каменского. И «убирал» актрис к роли, создавая полноценный образ. Крепостные актрисы и сам Аркаша были марионетками в руках жестокого барина. А любимыми развлечениями Каменского были театр и физические истязания крестьян.

Эту трагическую историю мы узнаем из уст Любови Онисимовны. Которая ранее сама была крепостной актрисой графа, а ныне няня маленького брата автора. Таким образом, композиция произведения – «рассказ в рассказе».

Основная тема книги страдания подневольного человека. Это даже не «маленькие люди» из повестей Гоголя и романов Достоевского. Это тяжелая и безысходная судьба человека, который себе не принадлежит. Любовь Онисимовна говорит своему юному воспитаннику: «простого человека жалеть и беречь надобно, он завсегда страдает». Сама она от нелегкой судьбы, которую невозможно исправить начала выпивать. Прикладываться и «посасывать плакон». Это существительное выбрано автором не только, чтобы показать малообразованность героини. Слово будто бы производное от глагола «плакать».

Рассказ по темам перекликается и с другими произведениями Лескова. Тема праведничества, несправедливости и горя. Невинные, добрые, простые и хорошие люди всегда страдают.

Несколько интересных сочинений

  • Самая большая ценность народа - его язык сочинение

    Мысли, чувства и эмоции, которые люди ощущают, всегда будут выражаться через язык. Можно выучить один, два, или даже пять иностранных языков, но язык мышления человека навсегда остаётся один.

  • Анализ сцены Обед в честь Багратиона в романе Война и Мир сочинение

    Под Аустерлицем произошло поражение, которое вызвало у всех москвичей противоречивое мнение. Все остались под странным впечатлением от произошедшего. Все старались не говорить о происходящем под Москвой.

  • Сочинения о войне

    Безусловно, война - это самое страшное, беспощадное и суровое слово в мире. Она приносит людям только самое плохое: страдания, горе, слезы, голод. Война никогда не принесет даже победителю счастье. Она очень жестока.

  • Не раз в жизни у каждого человека возникало непреодолимое ощущение того, что он должен поступить так, как велит не его разум, а именно его внутреннее состояние души. Это состояние можно описать как некую эмоцию

  • Сочинение по картине Портрет А.С. Пушкина Кипренского 9 класс

    Как известно, Пушкин не очень любил позировать перед художниками. Но для Ореста Кипренского сделал исключение. Его об этом попросил лучший друг Дельвиг.