В чем разница цели и задачи – учимся отделать семя от плевел. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках различной целевой направленности. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и ос

Бывали случаи, когда наличие цели спасало жизнь людям, когда уже, казалось бы все потеряно… но не цель. Мы собрали постарались собрать примеры целей в жизни человека. Читайте, сохраняйте в закладки и возвращайтесь для перечитывания и осмысления, переоценки.

Понятие цели и её значимость

Существует закон постоянной динамики. Он распространяется на все сферы жизнедеятельности человека. И на цели. Цель – это результат, который человек стремится получить в итоге по окончании всех своих действий. Реализация одной цели порождает другую. И если вы имеете престижную работу, огромный дом, в котором вас ждёт любящая семья, то это вовсе не предел ваших мечтаний. Не останавливайтесь. Продолжайте и достигать их несмотря ни на что. А тот успех, который вы уже смогли достичь поможет вам в реализации следующих замыслов.

Цель и её виды

Постановка жизненных целей является самым важным шагом на пути к успеху. Необязательно останавливаться на какой-то одной задаче и пытаться её реализовать. В теории существуют несколько разновидностей целей в жизни. В зависимости от сферы общества выделяют три категории:

  1. Высшие цели. Они ориентированы на человека и его окружение. Отвечают за развитие личности и помощь обществу.
  2. Основные цели. Направлены на самореализацию личности и его взаимоотношение с другими людьми.
  3. Обеспечивающие цели. К ним относятся все материальные человека, будь то автомобиль, дом или поездка на отдых.

Опираясь на эти три категории, человек самореализуется и . В том случае, если хотя бы одна целевая категория отсутствует, он уже не будет счастливым и успешным. Поэтому так важно иметь несколько целей одновременно, чтобы развиваться во всех направлениях.

Правильно формулируйте свои цели. Чётко сформулированные цели в жизни человека обеспечивают 60% успеха их достижения. Лучше сразу обозначить приблизительные временные рамки. Иначе цель всей вашей жизни может так и остаться недостижимой мечтой.

Как правильно ставить перед собой цель

Каждый человек сталкивается с трудностями по достижению своих целей исходя из неточной формулировки. Какие цели в жизни человека можно привести в качестве примера?

  • Иметь квартиру, дом, дачу.
  • Отдохнуть на море.
  • Обзавестись семьёй.
  • Обеспечить родителям хорошую старость.

Все приведённые выше цели в большей степени, так или иначе, являются мечтой человека. Он этого хочет, возможно, от всего сердца. Но возникает вопрос: когда его цели реализуются и что он для этого делает?

Для того чтобы добиться желаемого результата, необходимо поставить перед собой чёткую и ясную задачу. Она должна уместиться в одну фразу. Наглядным примером правильной постановки целей в жизни человека являются следующие формулировки:

  • Иметь в 30 лет квартиру (дом, дачу).
  • Похудеть на 10 кг к сентябрю.
  • Отправиться на море в первый месяц лета.
  • Создать счастливую и крепкую семью.
  • Забрать родителей к себе в дом и обеспечить им хорошую старость.

Из вышеперечисленных целей можно сделать вывод, что почти все они имеют определённый временной промежуток. Исходя из этого, человек может распланировать своё время для реализации задуманного; разработать ежедневный план действий. И тогда он будет видеть полную картину того, что необходимо сделать и предпринять, чтобы цель в жизни была достигнута.

Как быстрее достигать цели

Чем больше у вас энергии, тем быстрее вы достигаете цели. Но энергия требуется особого рода – ментальная. Эта та энергия которая позволяет вам мыслить, испытывать эмоции и вообще строить свою реальность (вы же знаете что мысли материальны, не так ли?). Проблема среднего человека в том, что ментальная сфера сильно загажена. Чем? Разными негативными эмоциями (страхи, ненависть, обиды, ревность, тревоги и т.д.), психологическими комплексами, ограничивающими убеждениями, эмоциональными травмами и прочим ментальным хламом. И этот хлам порождает внутренние конфликты, противоречия, которые мешают достижению цели.

Избавившись от ментального хлама вы избавляетесь от подсознательных противоречий и увеличиваете силу мысли. При этом чистота мышления увеличивается, что, однозначно, ускоряет реализацию цели. Освобождение от такого груза делает жизнь счастливей и легче, что само по себе является главной ценностью для любого человека . Самый быстрый инструмент для очищения ментального пространства это система Турбо-Суслик. Преимущество этой системы в том, что она задействует ресурсы подсознания, которые обычно простаивают. Т.е. основную работу выполняет ваше подсознание в фоновом режиме, пока вы занимаетесь своими делами. А вам нужно только зачитать готовые инструкции. Просто, быстро и как показывает практика (самое главное) – результативно. .

Топ 100 основных целей в жизни человека

В качестве примера можно привести следующие цели в жизни, из перечня которых каждый человек найдёт себе желаемое:

Личные цели

  1. Добиться определённых успехов в своей деятельности.
  2. Перестать употреблять спиртные напитки; курить сигареты.
  3. Расширить свой круг знакомых по всему миру; обзавестись друзьями.
  4. Овладеть несколькими иностранными языками в совершенстве.
  5. Перестать употреблять в пищу мясо и мясные продукты.
  6. Ежедневно просыпаться в 6 утра.
  7. Читать хотя бы одну книгу в месяц.
  8. Отправиться в путешествие по всему миру.
  9. Написать книгу.

Семейные цели

  1. Создать семью.
  2. (-ой).
  3. Обзавестись детьми и воспитать их должным образом.
  4. Обеспечить детей хорошим образованием.
  5. Отметить медную, серебряную и золотую свадьбу с супругом (-ой).
  6. Увидеть внуков.
  7. Устраивать праздники для всей семьи.

Материальные цели

  1. Не брать денежные средства в долг; в кредит.
  2. Обеспечить пассивный доход.
  3. Открыть вклад в банке.
  4. Ежегодно увеличивать свои накопления.
  5. Откладывать сбережения в копилку.
  6. Обеспечить детей солидным наследством.
  7. Заниматься благотворительностью. С чего начать .
  8. Купить автомобиль.
  9. Построить дом своей мечты.

Спортивные цели

Духовные цели

  1. Заняться укреплением своей воли.
  2. Изучить книги по мировой литературе.
  3. Изучить книги по личному развитию.
  4. Освоить курс психологии.
  5. Заниматься волонтёрством.
  6. Выражать искреннюю благодарность.
  7. Реализовать все намеченные цели.
  8. Укрепить веру.
  9. Безвозмездно помогать окружающим.

Творческие цели

  1. Освоить игру на гитаре.
  2. Издать книгу.
  3. Изобразить картину.
  4. Вести блог или личный дневник.
  5. Создать что-то своими руками.
  6. Открыть сайт.
  7. Побороть страх перед сценой и зрителями. Как высиупать публично – .
  8. Научиться танцевать.
  9. Освоить курсы кулинарии.

Другие цели

  1. Организовать поездку родителям за границу.
  2. Лично познакомиться со своим кумиром.
  3. Жить одним днём.
  4. Организовать флешмоб.
  5. Получить дополнительное образование.
  6. Простить всех за когда-либо причинённую обиду.
  7. Посетить сакральную землю.
  8. Расширить круг своих знакомых.
  9. Отказать от интернета на месяц.
  10. Увидеть северное сияние.
  11. Побороть свой страх.
  12. Привить себе новые полезные привычки.

Совсем неважно, выберите ли вы цели из уже предложенных или придумаете свою. Главное – действовать и не отступать ни перед чем. Как сказал знаменитый немецкий поэт И.В. Гёте:

«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации».


Деятельностная цель:
формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.).

Уроки «открытия» нового знания имеют следующую структу­ру:

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап выяв­ления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

5) этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи;

6) этап первичного закрепления с ком­ментированием во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) кучебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной
деятельности («надо»);

Установить тематические рамки учебной деятельности
(«могу»).

При выполнении первого условия данного этапа учитель может высказать добрые пожелания учащимся, выразить поддержку и т.д. Второе требование возможно выполнить при понимании учащимися нормы учебной деятельности (что значит «уметь учиться»). Выпол­нение третьего требования можно организовать в процессе диалога, самопроверки домашнего задания по готовому образцу и т.д.

Результатом этапа является положительная мотивация (в даль­нейшем и самоопределение) каждого учащегося к учебной деятель­ности на уроке, что существенно отличает этот этап от организаци­онного момента традиционного урока.

Этап мотивации к учебной деятельности занимает 1-2 минуты урока. Несмотря на небольшую продолжительность данного этапа, он является очень важным и не должен проходить формально. Этот этап необходим не только для успешной работы на уроке каждого учащегося, но и для дальнейшего формирования и тренировки спо­собности к самоопределению, что является одной из приоритетных целей на этапе обучения в средней школе.

2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организа­ция осознания ими внутренней потребности к построению нового знания.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;


Активизировали соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

Актуализировали норму пробного учебного действия («надо» -
«хочу» - «могу») и попытались самостоятельно выполнить индиви­дуальное задание на применение нового знания, запланированного
для изучения на данном уроке;

Зафиксировали возникшее затруднение в выполнении проб­ного действия или его обосновании.

Продолжительность данного этапа составляет 5-7 минут. Вместе с тем, он является достаточно насыщенным по содержанию и по объ­ему работы. Для того чтобы данный этап не был затянут по времени, можно предлагать многофункциональные задания, то есть задания, на которых решается целый ряд поставленных задач. Также важно помнить, что предлагаются только необходимые для построения но­вого знания задания. На этом этапе не ставится задача повторения пройденного материала. Она является здесь второстепенной.

Подбор заданий для второго этапа является достаточно сложной задачей для учителя. Но без тщательного их подбора у учащихся могут возникнуть проблемы на этапе построения проекта выхода из затруднения. Важно помнить, что нужно повторить только ЗУНы, не­обходимые для самостоятельного построения детьми нового знания.

На рассматриваемом этапе урока можно использовать разные формы работы. Например, актуализацию знаний можно проводить в форме коммуникативного взаимодействия как со всем классом, так и по группам, таким образом используя как фронтальную, так и групповую формы работы.

Принципиальным отличием данного этапа от традиционной актуализации знаний является осознание и фиксация учащимся индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия, что является мотивом к его решению, к преодолению возникшего затруднения. Подчеркнем, что затруднение - это фик­сация того, что человек не может что-то сделать, то есть фиксация невозможности получить запланированный результат.

Для реализации этой задачи необходимо использовать индиви­дуальные формы работы: математический диктант, задание для са­мостоятельного выполнения и т.д. Для фиксации каждым учащимся возникшего затруднения можно организовать диалог, в результате которого класс разделится на несколько групп и ученик сможет определить, какое именно затруднение у него возникло:

1. Не смог выполнить задание;

2. Не смог правильно решить поставленную задачу (получил
неверный ответ);

3. Получил верный ответ, но не смог его обосновать (обосновать -
это значит предъявить абстрактный критерий (определение, правило,
алгоритм и т.д.), с помощью которого осуществлено решение;

4. Получил верный ответ, его обосновал, но не смог объяснить
способ получения используемого правила, способа действия и т.д.

Также возможен вариант затруднения:

5. Не смог выполнить условия задания.

Например, решил задание, но не за указанное время. Следо­вательно, затруднение может быть сформулировано следующим образом: «Не могу решить задание за 1 минуту».

Отметим, что в настоящее время готовится к печати статья по организации фиксации учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или в его обосновании. В ней будут рассмотрены разные типы затруднений и приведены примеры организации их фиксации на уроках по разным предметам.

Также, в отличие от традиционной актуализации знаний, на данном этапе осуществляется подготовка мышления учащихся к самостоятельному построению нового знания, тогда как в традицион­ном уроке речь в основном идет о повторении материала, пройденного на прошлом уроке.

3. Основной целью этапа выявления места и причины, затруд­нения является осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись
и проговорили в слух, что и как они делали;

Зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруд­нение (место затруднения);

Соотнесли свои действия на этом шаге с изученными спосо­бами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
(причина затруднения).

Продолжительность данного этапа составляет 3-4 минуты. На этом этапе можно использовать побуждающий или подводящий диалог, включить эмоциональный компонент. Отметим, что на дан­ном этапе происходит мотивация учащихся к той учебной задаче, которую им предстоит решить на уроке. Насколько эффективно каждый учащийся включится в деятельность по построению нового знания зависит от того, насколько четко будет проведен данный этап. Принципиальным отличием данного этапа от формулировки темы и цели урока учителем является то, что результатом этапа должно стать осознание каждым учащимся причины своего за­труднения.

4. Основной целью этапа построения проекта выхода из за­труднения является постановки целей учебной деятельности, и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель
своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникше­го затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно
построить и чему научиться);

Предложили и согласовали тему урока, которую учитель
может уточнить;

Выбрали способ построения нового знания (как?) - метод
уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из
ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов
нет и требуется введение принципиально нового знака или способа
действий);

Выбрали средства для построения нового знания (с помощью
чего?) -
изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы
записи и т.д.;

Сформулировали план своих действий по построению нового
знания.

Продолжительность данного этапа 4-6 минут. Для того, чтобы все задачи были решены, необходимо тщательно продумать органи­зацию проектной деятельности учащихся. Принципиальным отли­чием данного этапа от объяснения нового материала в традиционном уроке является то, что построение нового знания учащимися на основе выявленной причины затруднения заключается, во-первых, в определении учащимися каким образом будет построено новое знание (построение плана) и, во-вторых, в реализации этого плана. Таким образом, результатом этапа построения проекта является план действий выхода из затруднения.

Для успешного результата на данном этапе можно продумать подводящий диалог - то есть такую систему вопросов, которая га­рантированно приведет учащихся к решению учебной задачи, побуж­дающий диалог, мозговой штурм и т.д. Возможна как фронтальная форма работы, так и групповая.

5. Основной целью этапа реализации построенного проекта и решения исходной задачи является построение учащимися нового знания и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении всех задач этого типа.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

На основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипо­тезы;

При построении нового знания использовать предметные
действия с моделями, схемами и т.д.;

Зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в
речи и знаково (с помощью эталона);

Применить новый способ действий для решения задачи,
вызвавшей затруднение и зафиксировать преодоление возникшего
ранее затруднения;

Уточнить общий характер нового знания (возможность при­менения нового знания для решения всех заданий данного типа).

Таким образом, на данном этапе функция учителя - организо­вать реализацию учащимися построенного проекта в соответствии с планом.

Продолжительность этапа составляет 5-8 минут. Для успеш­ного результата на данном этапе возможна как фронтальная форма работы, так и групповая. Но именно на этом этапе групповая форма работы наиболее эффективна и интересна для учащихся.

Подчеркнем, что результатом данного этапа является фиксация решения поставленной учебной задачи, вербальная и знаковая фиксация нового знания. Знаковая фиксация нового способа действия (эталон) необходима не только для лучшего усвоения нового знания, но и для организации грамотной самопроверки своего решения на этапе самостоятельной работы с самопроверкой. Также эталоны являются критериальной базой при проведении уроков рефлексии и развивающего контроля.

Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, что­бы, во-первых, он был математически грамотный, и, во-вторых, был сконструирован вместе с учащимися на уроке открытия нового знания, был им хорошо знаком и понятен. То есть являлся реальным инструментом для решения задач данного типа.

При самопроверке работ учащиеся должны уметь проверять себя по эталону для самопроверки . Это обеспечивает освоение процедуры грамотного, объективного контроля. Отметим, что способность к про­верке учащимся себя по эталону формируется постепенно. Сначала учитель организует фронтальную самопроверку, в результате кото­рой учащиеся соотносят свои действия с эталоном, учатся находить место и причины ошибок, исправлять их на основе правильного применения эталона. В дальнейшем ученики делают эту работу все более и более самостоятельно. Важно подчеркнуть, что в результате проведения самопроверки учащийся должен не просто исправить неправильный ответ на правильный.

Основная цель этой работы - понять место своей индивидуаль­ной ошибки, ее причину и исправить ошибку на основе правильного применения правила, алгоритма, способа действия и т.д.

6. Основной целью этапа первичного закрепления с коммен­тированием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

Решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых
заданий на новый способ действия;

При этом постоянно проговаривали вслух выполненные шаги
и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

Продолжительность этого этапа составляет 4-5 минут. Вместе с тем важно так организовать деятельность учащихся, чтобы каждый из них проговорил новое знание максимальное число раз.

Для этого можно использовать такие формы организации учебной деятельности, как «цепочки», работа в парах и т.д. Можно организовать работу, используя игровые ситуации и соревнования.

Подчеркнем, что при решении типовых заданий целесообраз­но зафиксировать образец оформления заданий на новое знание и организовать вербальное соотнесение учащимися своих действий с каждым шагом построенного эталона.

7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивиду­альная) достижения цели пробного учебного действия.

Для этого необходимо:

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типо­вых заданий на новый способ действия;

Организовать самопроверку учащимися своих решений по
эталону;

Создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ре­бенка;

Для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возмож­ность выявления причин ошибок и их исправления.

Продолжительность данного этапа составляет 3-5 минут. Под­черкнем, что в соответствии с принципом минимакса учащийся должен усвоить содержание на уровне государственного стандарта знаний, поэтому задания, предлагаемые в самостоятельной работе должны соответствовать обязательному уровню. Это не значит, что далее не будет предоставлена возможность научиться выполнять задания более высокого уровня сложности. Но функция данного этапа - проверка каждым учащимся освоения базового уровня. Са­мостоятельная работа может представлять собой письменную работу небольшого объема узкой типовой направленности.

Важно отметить, что именно на этом этапе происходит обучение учащихся грамотному самоконтролю своей работы, поэтому одним из условий его проведения является наличие объективно обосно­ванного эталона. Эталон также позволяет каждому учащемуся не просто формально исправить допущенную ошибку или утверждать, что ее нет, но доказательно аргументировать свое утверждение. Са­мопроверка по эталону позволяет ученику, который верно выполнил задания, пошагово проговаривать и обосновывать свое решение, а в случае, если ошибка допущена, - учиться определять ее место, причину и исправлять свою ошибку на основе правильного примене­ния эталона. При организации обучения самопроверке недостаточно просто предъявить учащимся объективно обоснованный эталон. Необходимо продумывать диалог для вербального сопоставления учениками решения самостоятельной работы с эталоном для само­проверки.

В случае, когда при выполнении самостоятельной работы у учащегося возникло затруднение, ситуация успеха заключается в выявлении причины затруднения и его преодолении. Переживание ребенком ситуации успеха способствует формированию у него поло­жительной мотивации к дальнейшему обучению.

8. Основной целью этапа включения в систему знаний и пов­торения является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого нужно:

Выявить и зафиксировать границы применимости нового
знания;

Организовать выполнение заданий, в которых новое знание
связывается с ранее изученными;

Организовать тренировку ранее сформированных умений,
требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

При необходимости организовать подготовку к изучению
следующих разделов курса.

Продолжительность данного этапа составляет 5-8 минут. Этот этап можно проводить в форме коммуникативного взаимодействия преимущественно в группах или парах. Целесообразно предостав­лять возможность выбора заданий учащимися, включать элементы проектирования, игровые ситуации и т.д.

9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной
учебной деятельности на уроке;

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятель­ности и фиксируют степень их соответствия;

Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются
задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами вы­
бора, творчества).

Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему, тренируется способность к рефлексии своей учебной деятельности. Подчеркнем, что организация данного этапа возможна при понимании учащимися нормы учебной деятельности (что значит «уметь учиться»). В этом случае ученик может провести рефлексию своей учебной деятельность на уроке.

При организации данного этапа разбираются вопросы: из каких основных шагов состоит учебная деятельность, удалось ли реализо­вать эти шаги на данном уроке, где возникло затруднение; какова причина затруднения; каким способом преодолели возникшее затруд­нение; что нового узнали; достигнута ли цель урока; где используется новый способ действия; каковы результаты деятельности класса, собственные результаты; что необходимо сделать в дальнейшем и т.д. Для обозначения степени достижения поставленной цели де­ятельности можно использовать специальные сигналы - цвет, знак, шкала и т.д.

В заключение описания урока «открытия» нового знания отметим, что часто, особенно в средней и старшей школе, объем содержания урока данного типа достаточно велик. Возникает воп­рос - все ли новые знания, появляющиеся на уроке, необходимо «открывать» обязательно самим учащимся? Нельзя ли некоторые понятия, правила и т.д. ввести учителю, на введении другого алгорит­ма, способа действия, правила или понятия организовать проектную деятельность учеников, а какие-то выводы сделать непосредственно из открытого нового знания? Ответ - именно так и надо поступать. А иначе где взять время на уроке?

Наша цель - помимо освоения учащимися необходимых знаний и умений, сформировать на этих уроках у ребят умение самостоя­тельно строить и реализовывать проекты, уметь применять новые знания при решении практических задач и анализировать свою деятельность. Для этого необходимо прохождение и осознание всех 9 этапов. Совершенно очевидно, что для организации даже двух «от­крытий» на уроке времени недостаточно, хотя в начальной школе это и удается. Что говорить, когда необходимо «ввести» 3, 4 и т.д. новых понятий и способов действий.

В этом случае важно уметь структурировать содержание урока: на каком материале будет организована проектная деятельность, какие понятия и т.д. для этого необходимо «ввести», какие выводы можно будет получить из «открытого» знания.

Таким образом, для реализации деятельностных целей обучения каждый урок введения нового знания должен стать уроком «откры­тия» знаний самими учащимися. В случае, когда объем новых знаний на уроке очень большой, на каком именно содержании организовать «открытие» урока - выбирает учитель.

Для подготовки урока «открытия» нового знания предлагается использовать следующий алгоритм конструирования урока.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

тических понятий, алгоритмов и т.д.

Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Так, технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие шаги:

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

устанавливаются тематические рамки («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

мотивацию к проблемному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

фиксацию учащимися индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании проблемного учебного действия и формулировку ими темы урока.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащегося в рефлексию пробного учебного действия.

Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого они должны:

восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – те конкретные знания, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Построение проекта выхода из затруднения(цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), формулируют тему, выбирают способ (дополнение или уточнение), строят план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели, учебник и т.д.). Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.).

Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершении организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность с точки зрения непрерывности развития содержания курса. Таким образом, происходит, с одной стороны, формирование навыка применения изученных способов действий, а с другой – подготовка к введению в будущем следующих тем.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Технология деятельностного метода носит интегративный характер: в ней синтезированы требования к организации учебного процесса как со стороны традиционной школы, так и со стороны новых концепций образования, разработанных ведущими российскими педагогами и психологами. Действительно при реализации шагов 1, 2, 5-9 выполняются требования со стороны объяснительно-иллюстрированного метода обучения к формированию у учащихся знаний, умений и навыков; шаги 2-8 обеспечивают системное прохождение детьми всех этапов, которые были выделены П.Я. Гальпериным как необходимые для глубокого и прочного усвоения знаний; завершение второго шага связано с созданием затруднения в деятельности, или «коллизии», являющейся, по мнению Л.В. Занкова, необходимым условием реализации задач развивающего обучения. На этапах 2-5, 7, 9 обеспечиваются требования к организации учебной деятельности, разработанные В.В. Давыдовым.

Таким образом, методологическая версия теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов) позволила построить структуру организации учебной деятельности учащихся, которая может использоваться в современной сфере образования в качестве синтезирующего предиката.

Один из лучших советов, который можно вам дать: «с уверенностью смотрите в будущее - в направлении своей мечты» и ставьте правильные цели в жизни.

Большинство из нас живет, как ветер - двигаясь вперед-назад, от одного дня к следующему.

Но я верю, что наша жизнь - не просто случайность, и что мы все должны участвовать в ее «проектировании». Можно назвать это дизайном образа жизни.

С тех пор, как вышел фильм «Пока не сыграл в ящик» («The Bucket List» с участием Джека Николсона и Моргана Фримена - рекомендую к просмотру), еще больше людей стало писать список своих собственных целей.

Постановка целей - это не просто написать список. Это отправная точка на пути к проектированию жизни, которой мы живем. Возможно и вам пора задуматься обо всех больших и маленьких вещах, которые вы хотели бы осуществить в своей жизни.

Каждый год, обычно в декабре, люди составляют список вещей, которые хотели бы достичь в следующем году. Однако эти носят краткосрочный характер. 100 целей жизни поставят перед вами более амбициозные задачи. Некоторые из них будут краткосрочными, а выполнение других может занять всю вашу жизнь. Какие-то задачи вы можете начать и сделать сразу, некоторые потребуют больше времени.

100 целей жизни должны быть настолько захватывающими лично для вас, что вам будет трудно заснуть ночью! Если же вы не в восторге от ваших целей, то вы не будете стремиться к ним на достаточно высоком уровне.

Я приведу пример 100 жизненных целей (как базовых, так и «экзотических»), но настоятельно рекомендую сделать свой собственный список. Итак, наберитесь терпения…

100 целей жизни человека

  1. Создать семью.
  2. Поддерживать отличное здоровье.
  3. Научиться говорить на английском языке (С помощью носителя языка или самостоятельно).
  4. Посещать новую страну мира каждый год. Посетить все континенты.
  5. Изобрести и запатентовать новую идею.
  6. Получить почетную степень.
  7. Внести существенный позитивный вклад в дело мира.
  8. Отправиться в путешествие на корабле.
  9. Увидеть землю из космоса + Получить опыт невесомости.
  10. Совершить прыжок с парашютом.
  11. Участвовать в марафоне.
  12. Создать пассивный источник дохода.
  13. Изменить чью-то жизнь навсегда.
  14. Участвовать в Олимпиаде (или чемпионате мира).
  15. Совершить паломничество в Израиль.
  16. Помочь 10 людям достичь их жизненной цели.
  17. Родить ребенка. Воспитать ребенка.
  18. Быть вегетарианцем в течение месяца.
  19. Прочитать всю Библию.
  20. Пообедать с известным .
  21. Выступить на конференции (+выступить с речью перед более чем 100 людьми).
  22. Написать и опубликовать книгу.
  23. Написать песню.
  24. Запустить сайт в Интернете.
  25. Научиться ездить на мотоцикле.
  26. Создать собственный бизнес.
  27. Взобраться на вершину горы.
  28. Научиться играть в теннис.
  29. Изучить цифровую фотографию и научиться фотографировать.
  30. Сдать Кровь.
  31. Избавиться от вредных привычек(Алкоголь, курение).
  32. Познакомиться с интересным человеком противоположного пола.
  33. Владеть собственными 5 гектарами земли.
  34. Покормить акул.
  35. Найти любимую работу, которая не будет напрягать.
  36. Совершить подводное плавание (заняться дайвингом или, возможно, поплавать даже на подводной лодке).
  37. Прокатиться на верблюде или поездить на слоне.
  38. Полетать на вертолете или воздушном шаре.
  39. Поплавать с дельфинами.
  40. Увидеть 100 лучших фильмов всех времен.
  41. Посетить «Оскар».
  42. Сбросить лишний вес.
  43. Съездить с семьей в Диснейленд.
  44. Прокатиться на лимузине.
  45. Прочитать 100 лучших книг всех времен.
  46. Поплавать на каноэ по Амазонке.
  47. Посетить все игры сезона любимой футбольной\баскетбольной\хоккейной\т.п. команды.
  48. Посетить все самые крупные города страны.
  49. Жить какое-то время без ТВ.
  50. Уединиться и пожить месяц, как монах.
  51. Запомнить стихотворение «Если бы…» Редьярда Киплинга.
  52. Иметь свой собственный дом.
  53. Жить какое-то время без машины.
  54. Совершить полет в истребителе.
  55. Научиться доить корову (не смейтесь, может быть полезным жизненным опытом!).
  56. Стать приемным родителем.
  57. Совершить путешествие в Австралию.
  58. Научиться танцу живота.
  59. Основать некоммерческую организацию, направленную на помощь людям.
  60. Научиться делать ремонт в доме (и сделать его).
  61. Организовать тур по Европе.
  62. Научиться скалолазанию.
  63. Научиться шить/вязать.
  64. Ухаживать за садом.
  65. Сходить в поход по дикой природе.
  66. Освоить боевое искусство (возможно, стать обладателем черного пояса).
  67. Играть в местном театре.
  68. Сняться в фильме.
  69. Отправиться в путешествие на Галапагосские острова.
  70. Научиться стрельбе из лука.
  71. Научиться уверенно пользоваться компьютером (либо помочь в этом своей девушке, маме)
  72. Брать уроки пения.
  73. Отведать блюда французской, мексиканской, японской, индийской и др. кухни.
  74. Написать стихотворение о своей жизни.
  75. Научиться кататься на лошадях.
  76. Поплавать на гондоле в Венеции.
  77. Научиться управлять лодкой или катером.
  78. Научиться танцевать вальс, чечетку и др.
  79. Опубликовать видео в YouTube, которое наберет 1 миллион просмотров.
  80. Посетить штаб-квартиру Google, Apple, Facebook или др.
  81. Пожить на острове + Пожить в хижине.
  82. Получить полный массаж тела.
  83. В течение месяца пить только воду и сок во время еды.
  84. Стать владельцем % акций прибыльной компании.
  85. Иметь ноль личных долгов.
  86. Построить домик на дереве для своих детей.
  87. Инвестировать в золото и/или недвижимость.
  88. Побыть волонтером в больнице.
  89. Отправиться в кругосветное путешествие.
  90. Завести собаку.
  91. Научиться водить гоночный автомобиль.
  92. Опубликовать семейное дерево.
  93. Достигнуть финансовой свободы: иметь достаточно пассивного дохода, чтобы покрыть все расходы.
  94. Стать свидетелем рождения своих внуков.
  95. Посетить Фиджи/Таити, Монако, Южную Африку.
  96. Участвовать в гонках на собачьих упряжках в Арктике.
  97. Научиться серфингу.
  98. Сделать шпагат.
  99. Покататься на горных лыжах всей семьей в Аспене.
  100. Пройти профессиональную фотосессию.
  101. Пожить в другой стране в течение одного месяца.
  102. Посетить Ниагарский водопад, Эйфелеву башню, Северный полюс, пирамиды в Египте, Римский Колизей, Великую китайскую стену, Стоунхендж, Сикстинскую Капеллу в Италии.
  103. Пройти курсы выживания в природе.
  104. Обладать собственным частным самолетом.
  105. Быть счастливым в этой жизни.
  106. …. ваши цели…

___________________________________________________

Может возникнуть вопрос: зачем 100 целей в жизни - так много? Постановка такого количества целей может реально проверить вашу мотивацию и таланты во многих областях и сферах жизни. Жизнь так многогранна, а цели должны продемонстрировать вашу дисциплину и ответственное отношение к ней.

Именно вы берете под контроль свою жизнь. А цели - это как GPS в жизни. Они дают направление и помогут вам выбрать, куда пойти в этой жизни. Ваше видение об идеальном будущем может превратиться в реальность.

Когда вы поставите 100 жизненных целей, а затем оцените достижения, вы сможете увидеть, что вы сделали и на что вы реально способны. Сам процесс достижения целей даст вам уверенность и веру в себя. После того, как вы добились одной цели, вы будете пытаться добиться других целей, возможно, более высоких.

Вы увидите большой прогресс, которого достигли, когда через какое-то время оглянетесь назад. Цели являются отправной точкой для успеха. Просто начните…

А хороший старт, как вы сами знаете, составляет половину успеха!

Известно, что обучение -- процесс целенаправленный. От того, какие ставятся цели и как они поставлены, во многом зависит результат обучения, качество усвоения материала учащимися. Однако, несмотря на большую практическую важность решения вопроса о постановке и реализации целей в обучении, вузовский курс дидактики, как уже говорилось, не включает раздела о целях. С позиции педагогической технологии, с учетом раскрытия прикладного потенциала дидактической теории в плане подготовки учителя изложим здесь основные вопросы, касающиеся целей обучения.

Как отмечает М.В. Кларин, цели обучения формулируются через учебные результаты, выраженные в действиях учащихся Кларин В.М. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М., 1989. - С. 18.. Важнейшим способом решения данной проблемы является построение четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни. Такие системы получили название педагогических таксономии.

Педагогическая таксономия целей -- это группа категорий целей, каждая из которых выражает определенную совокупность и последовательность интеллектуальных операций. Наибольшее распространение в мире получила группа категорий целей в когнитивной (познавательной) области, разработанная под руководством известного американского ученого Б.С. Блума. Данная таксономия включает следующие основные категории: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценку. Эта группа категорий представляется нам наиболее приемлемой для эффективной организации практической подготовки по дидактике будущих учителей. Ознакомимся с ней подробнее, обратившись к описанию, предложенному М. В. Клариным Кларин В.М. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М., 1989. - С. 22-24.

Категория «знание» обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания -- от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории -- припоминание соответствующих сведений.

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, «перевод» его с одного языка на другой. В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Категория «применение» обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Категория «анализ» обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.

Категория «синтез» обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Категория «оценка» обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

Конкретизация целей учебного предмета на основе этой (как и любой другой) таксономии проводится в два этапа. На первом выделяются цели курса. Этим занимаются группы ученых и практиков-экспертов, а также авторы и составители учебников. На втором этапе выделяются цели текущей, повседневной деятельности. Данная работа проводится учителем и в связи с этим он должен пройти соответствующую подготовку.

Цели текущей, повседневной деятельности неразрывно связаны с содержанием образования, с его элементами, с конкретным предметным содержанием. Поэтому для того чтобы оперировать целями, верно их формулировать и вводить в определенное соотношение с содержанием, необходимо прежде рассмотреть комплекс вопросов, связанных с содержанием образования.

Содержание образования и его характеристика. Дадий описание содержания образования по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину Дидактика средней школы / Данилов М.А., Скаткин СМ.Н. М., 1982. - С. 102-108.. Прежде всего выделим основные элементы содержания. Это знания, способы деятельности (умения и навыки), опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Каждый из указанных элементов проявляется через определенные виды и признаки. Виды и признаки конкретны и именно они соотносимы с конкретным учебным материалом.

а) Виды знаний:

Понятия и термины;

Факты действительности и науки;

Законы науки и действительности;

Теории;

Знания о способах деятельности;

Знания о методах познания;

Оценочные знания.

б) Виды способов деятельности:

Интеллектуальные (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение и т. д.);

Практические (конструкторские, трудовые и др.);

Предметные (работа с картой, с измерительными приборами);

Общеучебные (работа с книгой, составление плана, самоконтроль и др.).

в) Признаки творческой деятельности:

Самостоятельный перенос знаний и умений в новую, незнакомую ситуацию;

Видение новой проблемы в знакомой ситуации;

Видение новой функции объекта;

Самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;

Видение структуры объекта;

Видение возможных решений данной проблемы;

Построение нового способа решения проблемы, отличного от известных.

Что касается такого элемента содержания образования, как эмоционально-ценностное отношение к миру, следует отметить, что он непосредственно связан с аффективной областью и соответствующей таксономией целей, поэтому в данной работе, опирающейся на таксономию целей в когнитивной области, он рассматриваться не будет.

Особого внимания требует разработка творческих заданий, учитывающих признаки творческой деятельности. Следует заметить, что в настоящее время не разработаны еще системы заданий, ориентированные на целенаправленное формирование творческой деятельности учащихся.

осознанного восприятия и запоминания, когда используемый образец выделяется в «чистом» виде;

переноса образца в различные знакомые ситуации;

творческого использования знаний и способов деятельности, когда осуществляется их перенос в новые, ранее ученику не знакомые ситуации.

Цели обучения можно разделить на две группы: таксономические (категориальные) и содержательные.

Содержательная цель формулируется таким образом, что представляет собой установку на достижение некоторого результата. Эта установка в то же время соответствует определенным признакам, по которым можно судить о достижении той или иной категориальной цели. Например, содержательная цель «назвать символы, обозначающие скорость, путь и время движения тела» предполагает припоминание и воспроизведение соответствующих сведений, что, в свою очередь, характеризует категориальную цель «знание». Следовательно, категориальные и содержательные цели взаимосвязаны. Их соотношение можно наблюдать при построении целевой модели любой темы по конкретному учебному предмету.