Югендстиль в риге

В Риге еще достаточно интересных мест! И там тоже обязательно надо побывать!

Центральный рынок, аэропорт Спилве, который сейчас восстанавливают, Ботанический сад Латвии с уникальными растениями и цветами, рижский зоопарк, который хорош в любое время года, новое здание Национальной библиотеки...


Что еще смотреть в Риге - творческие кварталы, хипстерские районы

Тот, кто думает, что бурная жизнь в Риге происходит лишь в Старом городе, ошибается. В Риге есть несколько самобытных мест с богемным налетом, со своей особой атмосферой и постоянной публикой. Там (особенно по вечерам) жизнь бьет ключом - проходят музыкальные концерты, арт-перформансы, устраивают выставки или просто публика отдыхает в уютных кафе.

Что обязательно посмотреть в Риге - Югендстиль в Риге

Югендстиль или стиль модерн, или арт-нуво был популярен в Европе во второй половине 19-го - начале 20-го вв. Как архитектурный стиль, Югендстиль достаточно неоднороден - он варьируется от города к городу. Входные павильоны парижского метро, Дом Бальо авторства Гауди в Барселоне, московская гостиница “Метрополь” - все это примеры Югендстиля. Но наибольшей концентрацией архитектуры в этом стиле славится Рига - центральные рижские улицы просто усеяны зданиями с причудливыми растительными декорами, масками женщин и лепниной в виде драконов и прочих мифических существ.

Такое огромное количество домов в Риге в Югендстиле , наиболее любопытные образцы которого сконцентрированы на улицах Альберта, Элизабетес, Бривибас , во многом связано с тем, что в конце 19 века - начале 20-го в городе была запрещена типовая застройка и при строительстве новых зданий архитекторы могли проявить свою неуемную фантазию. И часто результат их воображения подвергался бурной критике.

Например, дома, спроектированные Михаилом Эйзенштейном (отцом режиссера Сергея Эйзенштейна) называли “безвкусицей” и “эпатажем” . Архитектор Г. Пиранг в 30-е гг. писал о Югендстиле в архитектуре: "Он продержался недолго и не оставил в Риге особых следов. Только достойная сожаления улица Альберта полностью пала его жертвой". Знал бы Пиранг, что спустя много лет Рига будет славиться обилием Югендстиля, а “достойная сожаления улица Альберта” станет гордостью города.

Эйзенштейн спроектировал б Ольшую часть домов на улице Альберта . К примеру, дом №2 на Альберта построен с использованием эскизов Сергея Эйзенштейна - скульптуры сфинксов, “охраняющие” вход в дом, когда-то были зарисованы будущим режиссером.

Угловой дом № 13 по Альберта , созданный архитектором, - один из открыточных зданий в Югендстиле. Также наиболее значительные дома, построенные Эйзенштейном, которые чаще всего демонстрируют туристам, - это № 10а, 10b, 33 на улице Элизабетес . Улицы Элизабетес и Альберта являют собой собрание архитектурных шедевров той поры, многие из которых реконструированы.

Среди наиболее примечательных архитекторов Риги, придерживавшихся Югендстиля (модерна, арт нуво) - Эйжен Лаубе, Пауль Мандельштам (его архитектурному “перу” принадлежит жилой дом на ул. Калею 23 , привлекающий внимание своим входным порталом с мотивами солнца), Константин Пекшенс и другие.

Интересно ходить по центральным улицам города (Кр. Барона, Чака, Гертрудес ) и смотреть на крыши домов, практически, каждый дом венчается какой-нибудь оригинальной композицией, часами, шпилем и т.д.


Отчего-то многие, посещая Ригу, игнорируют её главную изюминку, или уделяют ей ничтожно мало времени. И сейчас я не о Старом городе (кто ж его пропустит?!), хотя и о нём, частично, тоже.
Речь идёт об архитектуре в стиле модерн . Югендстиль, ар-нуво. Общепризнанно, что в Риге представлено самое богатое в Европе собрание зданий в этом стиле.

Процитирую periskop - его фраза абсолютно точно отражает произошедшее со мной в латвийской столице.

Себя я по этой классификации, конечно, отношу к любителям модерна. :)

Архитектуру модерна (1890 - 1910-е годы) отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
… Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались.

В Петербурге мне в душу западали отдельные дома (когда-нибудь я напишу про них). Как человек любознательный, я лезла в интернет, чтобы что-нибудь прочитать про здание и забыть через пять минут. И после нескольких подобных исследований я заметила, что ВСЕ дома, которые мне приглянулись – одного архитектурного стиля. Модерн. Выяснив, что моя любовь не иррациональна, и объясняется наличием вполне конкретных признаков, я расширила свою любовь на все дома этого стиля, даже заочно – я их не видела, но уже любила.

Так что в Ригу я ехала хорошо подготовленная, с распечатками пешеходных экскурсий, позволяющих посмотреть максимальное число архитектурных сооружений в стиле модерн.

Самая известная и плотно застроенная модерном часть Риги – улицы Альберта (Alberta iela) и Элизабетс – Мекка для поклонников югендстиля.

Кроме этого заповедника модерна дома рассредоточены по старому городу и за его пределами.

Предлагаю начать прогулку с центральной части, оставив самое интересное на десерт. Ведь даже не выходя за пределы Старого города можно посмотреть много выдающихся зданий в стиле модерн.

1. В самом начале утренней прогулки по городу нашли такой дом, на углу улиц Noliktavas и Muitas .

2. Дом на ул. Смилшу (Smilšu iela), 2 (1902, арх. К. Пекшенс). Растущее дерево, юность и старость, находящиеся в опоре эркера, выражают идею непрерывного обновления. На эркере распушил хвост павлин – довольно характерный мотив украшений.

Поближе:

3. Ранний модерн – здание под номером 8 на ул. Смилшу (1902, арх. Г.Шеель, Ф.Шеффель).

Растительный орнамент, таинственные маски.

Над дверью.

На фасадах романтические образы девушек, держащих венок.

Вообще лица, «головы» - один из символов рижского модерна. Почти на каждом доме среди лепных украшений прячется лицо.

4. Кошкин дом, Мейстару, 10 (1909, арх. Ф.Шеффель) – одно из самых известных рижских зданий. По большому счёту, относится к стилю национального романтизма – более позднее ответвление модерна. Главные отличия – утяжелённые формы, народные орнаменты, облицовка грубым камнем. Но не забыты в «кошкином доме» и мотивы модерна: плавные линии в обрамлении парадной. Верхушки башен украшают скульптуры вздыбленных кошек.

Об этих кошках придумано множество легенд: мол, купца - хозяина дома – не приняли в Большую гильдии и от обиды тот установил на здании кошек, повёрнутых хвостом в сторону здания Большой гильдии. Сейчас кошки смотрят в сторону Гильдии мордочками – то ли купец добился принятия в гильдию, то ли возмущённые горожане заставили его развернуть кошек.

5. Забавно, что следующим в нашем маршруте был Дом с собакой: на ул.Шкюню 10/12 (1902, арх. Г.Шеель, Ф.Шеффель). Здесь мы видим удивительное многообразие растительного орнамента.

Венчает башенку над эркером скульптура собаки. По преданию, эта скульптура связана с кошкой на крыше дома на Мейстару, 10. Оба животных выражают раздоры между домовладельцами.

Довольно типичный символ.

6. Здание на Tirgonu iela, 4. Сейчас там хостел, и мне немедленно захотелось пожить в нём:)

7. Дом № 25/29 на улице Яуниела (Jauniela) (1903, арх. Бокслафф), тоже скорее относится к национальному романтизму. Но элементы модерна есть и здесь: растительный орнамент, лица-маскароны и лучистое солнце над порталом.

8. Из окна нашей гостиницы было видно задние по адресу Kaleju Iela 23 . Это дом (1903) архитектора Paul Mandelstamm, знаменит своим порталом с мотивами солнца и каштановым деревом.

9. Здание на ул. Театра (Teātra iela), 9 (1903, арх. Г.Шеель, Ф.Шеффель). Украшения фасада в стиле барокко, но среди них проглядывает модерн: цветная мозаика и необычное решение окна. Три классических атланта держат земной шар.

Audeju iela, 7

Ирисы - ещё один традиционный мотив ар нуво.

К сожалению, адреса не знаю.

С тиль модерн имеет условные хронологические границы: конец 1880-х – 1914 год – начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы .

В период модерна происходило переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства.

В каждой стране этот стиль имеет собственное название: в США – Тиффани, во Франции – ар-нуво, в Германии – югендстиль, в Австрии – стиль сецессион, в Англии – модерн-стайл, в Италии – стиль либерти, в Испании – модернизмо, в Нидерландах – Nieuwe Kunst (новое искусство), в Швейцарии – еловый стиль, в России – модерн.

Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов – симметрии, ордера и античного декора фасадов – в пользу природных плавных текучих форм. Кривая изогнутая линия – главная черта в декоре фасадов и интерьера.

Особняк С.П. Рябушинского, архитектор Ф. Шехтель, Москва, 1900 год

Особняк «Дом Шаронова», архитектор Ф. Шехтель, Таганрог, 1912 год

Особняк А. Курлиной, архитектор А. У. Зеленко, Самара, 1903 год

Маскарон на особняке Е.Е. Карташова, архитектор А.Л. Обер, Москва, 1902 год

Каждая постройка эпохи модерн обладает индивидуальным архитектурным образом, каждая по-своему уникальна. Исчезает деление на конструктивные и декоративные элементы здания. Фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами, фантастическими животными или маскаронами в форме женских головок. Они результат свободного полета фантазии художника. Архитектура и изобразительное искусство сближаются, влияют и дополняют друг друга. Здание – это холст, на котором важны даже мельчайшие детали, форма лестничных перил, рисунок дверей и окон...

Архитектурно-художественный образ здания обязательно учитывает функциональное назначение строения. Строительные материалы модерна – железобетон, сталь, стекло, керамика, бронза, медь, кирпич.

Основные цвета в модерне – пастельные приглушенные оттенки: табачные, увядшей розы, жемчужно-серые, пыльно-сиреневые.

Интерьер особняка А. Курлиной в Самаре

Декор потолка в особняке С.П. Рябушинского в Москве

Декор потолка в особняке А. Курлиной в Самаре

Лестница в особняке С.П. Рябушинского в Москве

Стилю свойственен принцип единства целого. В модерне здание проектируется «изнутри наружу», то есть от внутренних помещений к внешнему облику строения. Возрождается традиция, когда архитектор проектировал строение от фасада и до мелких деталей. Все – от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников и других составных элементов – решено в одном ключе.

В оформлении здания часто используется дерево и кованные изогнутые элементы для дверей, лестниц, решеток балконов и ограды строения.

Двери и окна, как правило, прямоугольные, часто арочные. Двери – иногда во всю стену, раздвижные, распашные или поворотные с богатым растительным орнаментом. Ленточные – во всю стену окна или «магазинные» – широкие, наподобие витрин.

Декоративный десюдепорт над дверью в особняке А. Курлиной в Самаре

Окно-витраж в особняке А. Курлиной в Самаре

Окно-витраж в особняке С.П. Рябушинского в Москве

Камин, декорированный медными маками, в особняке А. Курлиной в Самаре

Мозаика, эмаль, витражи, латунь – любимые техники, используемые для украшения интерьера здания и мебели.

November 24th, 2015

Наверняка, все кто хоть раз был в Риге или читал о ней, слышал о квартале в стиле Югендстиль, или дома в стиле Ар-нуво (это одно и тоже), так вот я хочу рассказать именно о этом потрясающем месте, квартальчике где находится множество аристократических домов, где каждый может почувствовать эту атмосферу роскоши и невероятно творческих и даже немного безумных идей архитекторов и строителей.



Вообще у меня было дикое нежелание сюда идти, так как стиль ар-нуво я не очень люблю, но как же я была не права. Это очень приятное место, где часами можно рассматривать эти сказочные домики. (а на главном фото посмотрите какая потрясающая дверь)

Немного из истории: Югендстиль или стиль модерн, или ар-нуво был популярен в Европе во второй половине 19-го - начале 20-го вв. Как архитектурный стиль, Югендстиль достаточно неоднороден - он варьируется от города к городу. Входные павильоны парижского метро, Дом Бальо авторства Гауди в Барселоне, московская гостиница “Метрополь” - все это примеры Югендстиля. Но наибольшей концентрацией архитектуры в этом стиле славится Рига - центральные рижские улицы просто усеяны зданиями с причудливыми растительными декорами, масками женщин и лепниной в виде драконов и прочих мифических существ.


Посольство Франции. Raina bulvaris, 9.

Такое огромное количество домов в Риге в Югендстиле связано с тем, что в конце 19 века - начале 20-го в городе была запрещена типовая застройка и при строительстве новых зданий архитекторы могли проявить свою неуемную фантазию. Хотя часто результат их воображения подвергался бурной критике. Но мне кажется эти здания невероятно классные.

Квартал (а точнее множество домов разбросанных на большом участке) начинается как мне кажется с улиц Альберта, Элизабетес, Бривибас , на них находятся наверное одни из самых значимых и самых красивых зданий. (пойдем знакомиться с конца улицы Альберта)

Здание по адресу Alberta iela 13 одно из моих самых любимых. Поэтому с него и начну. Это один из домов Михаила Эйзенштейна на противоположной стороне улицы по соседству с колоритным сооружением в стиле финского национального романтизма (он же северный модерн) - то здание так себе. Вначале рассмотрим очаровательные башенки со шпилями, эркеры, пилястры и фронтон. Интересно было бы посмотреть на башенку изнутри, там наверняка очень уютная комната. На фасаде можно найти и любимейшие французские окна, так часто встречаемые в зданиях модерна, кричащие женские маскароны (почему-то они есть почти на всех зданиях - и они ужасные), напряжённые женские фигуры, черепа, и куча других элементов. А на самом верху три горгоны, в их головах извиваются змеи. В 1998 году здание было куплено и отдано Рижской высшей школе права.


Alberta iela 13. 1904 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

В этом здании сейчас есть ресторан в стиле ар-нуво Alberta 13 , говорят очень даже не плохой, в следующий раз заглянем туда)

А это выдающееся здание по адресу Alberta iela 12, было спроектировано архитектором К. Peksena как личный дом. В разработке принимал участие Е. Laube еще будучи студентом архитектурного факультета. Этот дом необычен своими большими объемами и выразительными силуэтами а также сочетанием разных архитектурных форм: ризалитами, эркерами, балконами, лоджиями, фронтонами, угловой башней и массивными входными порталами. Здесь используются отдельные мотивы архитектурных форм ренессанса и средневековья, но общий образ постройки близок к национальному романтизму. Если присмотреться на окнах нескольких жилых помещений есть витражи с изображениями экзотических растений. В помещении с винтообразной лестницей орнаментальные росписи потолка были отреставрированы в 70-х годах 20 века (жаль что не удалось их посмотреть). На первом этаже до 1907 года была квартира К. Пекшена и его мастерская. На пятом этаже находится квартира - музей художника Розентала и писателя Р. Блауманиса с построенной на чердаке мастерской художника. Это здание трудно не заметить.


Alberta iela 12. 1903 год, архитектор - Konstantīns Pēkšēns.

Здание на фото внизу - считается первым проектом Михаила Эйзенштейна на Alberta iela. Главным элементом является лев символизирующий величие и власть. Гармоничное сочетание белого и голубого цветов на фасаде разделенные пилястрами, женские и мужские маскароны над пилястрами (что-то из египетской мифологии), а также очаровательный эркер в центре (обожаю эркеры), объединяющее два этажа, и балкон на 4 этаже, с окном необычной формы - все это придает зданию неповторимый вид.


Alberta iela 8. 1903 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

А это безумно элегантное здание с огромным симметричным овальным окном на фасаде, находится так же на улице Albertaи построено Михаилом Эйзенштейном, где он, кстати, и жил. Рассматривать сверху: львы, повёрнутые хвостами друг к другу (вроде как должны символизировать неразрешимое противоречие и непрекращающуюся борьбу в человеке). Даже снизу видно, как напряжены большие кошки с оскалившимися мордами и поднятыми хвостами, размером три-четыре метра. Но самое интересное оформление центральной части фасада. Там же, наверху, маскарон с изображением трёх медуз. Кстати, журналисты начала ХХ века угадывали в женских маскаронах, которыми Михаил Эйзенштейн украшал фасады проектируемых зданий, лица популярных оперных певиц. То-то медузы так широко открывают рот, прямо оперную арию исполняют. Впрочем, ни одна певица не подтвердила, что узнаёт себя в маскароне. Три этажа центральной части фасада украшают три разных типа окон. На третьем этаже очень часто встречающийся в модерне тип окна в виде замочной скважины. На первом этаже так называемое промышленное окно, также часто применяемое в архитектуре модерна. Но самое интересное на мой взгляд окн (именно оно цепляет взгляд сразу когда смотришь на здание) - это окно на втором этаже.Такой тип окна называется одна треть, так как охватывает три комнатных пространства: огромное и в то же время изящное окно за строгой решёткой балкона. Хотелось бы пожить в таком пространстве хоть денек - открываешь дверь на балкон, выходишь с чашечкой чая и любуешься такими же красивыми зданиями по соседству. Прелестно! И уже на уровне первого этажа надвратное изображение женский маскарон с крыльями (символизирует что-то о тайном человеческом знании) и ниже по сторонам входа два крылатых грифона.


Alberta iela 4. 1904 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

Это следующее здание по улице (сбоку виден даже лев), сейчас реконструируется. Оно мне даже нравится больше чем предыдущие, посмотрите на эти эркеры и арочные французские окна с балкончиками. А на верхних балконах летом цветут традиционные цветы, оживляющие серый фасад здания.


Alberta iela 2. архитектор - Mihails Eizenšteins

В этом здании прежде всего, привлекают внимание четыре орущих скульптуры лица (снова) над входом в здание. А над ними женские фигуры в мокрых одеждах, очень модных на рубеже XIX и XX веков (их условно называют оперными певицами), а у входа лежат ещё две фигуры только на этот раз сфинксов. Но в целом здание, по сравнению с другими на этой улице - весьма скромное, лишь цветовой контраст красного кафеля в простенках между окнами выделяет его на фоне других зданий.


Alberta iela 2a. 1906 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

Дальше пройдем на другие улицы. Домик по адресу Strēlnieku iela 4a с фантастически богатым орнаментальным убранством фасада. Вообще как утверждают источники этот дом "является образцом эклектичного декоративного направления югендстиля с чрезмерно разнообразным использованием рельефных элементов в отделке фасадов", наверное так и есть. Если рассмотреть дом вблизи то трудно не заметить такое ослепляющие изобилие украшений, многие формы традиционных исторических стилей пронизывают мотивы югендстиля, и соединяются в разнообразных комбинациях. Изначально в здании располагалась частная школа, а в советское время оно использовалось как общежитие. В 1993-1994 годах здание было перестроено под нужды Высшей экономической школы в Риге. Его фасад был отреставрирован, но к сожалению в отделки помещений сохранились лишь отдельные детали.


Strēlnieku iela 4a. 1905 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

Перемещаемся на Elizabetes iela, она же Елизаветинская улица. Если искать ярко выраженный модерн, то с Strelnieku iela надо свернуть налево. Но можно прогуляться десять минут направо до Ausekla iela, чтобы на доме 3 найти Ночного сторожа Форбурга (Форбургом называют уголок Риги с претензией на элегантность, где впервые начали строить доходные дома в стиле модерн и ар-деко).

После изучения зданий на Alberta iela постройки Михаила Эйзенштейна узнаются очень легко: в зданиях присутствуют чёткие симметричные линии и вычурный деко. Вот и на доме 33 на Elizabetes iela. На фасаде много орнаментов, женских и мужских фигур поддерживающих резные балкончики, маскароны, и морды львов.


Elizabetes iela, 33. Декоративное украшение.

Вообще, кроме известных домов Михаила Эйзенштейна, на Elizabetes iela много интересных домов с огромными башнями и шпилями, вычурными фронтонами и необычными окнами. Как в этом домике, например.

Вообще эта часть улицы (где-то с 21 по 7 дом) безумно красивая, с маленькими двориками и кованными заборчиками, газончиком, аккуратно подстриженными кустиками и красивейшими зданиями. Даже не похоже на Ригу, ну вот очень советую там прогуляться (правда осенью и зимой мне кажется там не так красиво как летом), но ради зданий - пройдитесь).

Очень рекомендую обратить внимание на здания Elizabetes iela, 11 и 9. Кстати на улице много посольств и консульств, поэтому район называют посольским. И если говорить о недвижимости, то этот район очень элитный, но при это квартиры можно купить по вполне приемлемым ценам - в среднем 330 тыс. евро за квартиру площадью 120 м.кв.

Это одно и любимых зданий, обожаю такие башенки (хотя кто их не любит).


Elizabetes iela, 9 .

А это здание 1898 года, наверное самое выбивающееся на фоне других. Архитектор Hermann Hillbig. Похоже на маленький замок.


Elizabetes iela, 7.

Или на дом с приведениями. В такую погоду особенно атмосферно))

Ну и в завершении немного дверек, все эти находятся на Elizabetes iela.

Посмотрите какие милые малиновые узорчики над дверью, а какие не менее милые вазоны для цветов.

Надеюсь вы узнали для себя что-то новенькое, и если поедете в Ригу обязательно загляните в этот квартальчик и поизучаете маскароны на зданиях архитектора Эйзенштейна. Ведь я показала только 5-ю часть всей красоты что здесь есть.

Хорошего дня и до скорого))!

Рига мне больше всего запомнилась именно свой застройкой в стиле модерн. Несколько сотен зданий, никак не меньше, составляют примерно треть от всей планировки центральной части города и это смотрится действительно прекрасно. И именно благодаря этому, исторический центр города Риги внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Югендстиль (Jugendstil в Германии, Art Noveau во Франции, modernismo в Испании, Sezessionsstil в Австрии, Stile Liberty или Stile Floreale в Италии) в Европе появился на рубеже 19 и 20 веков и свое победное шествие продолжил вплоть до Первой мировой войны.

Это орнаментальный стиль, опирающийся на изогнутые линии, асимметрию в композиции и нерегулярные линии в ритмах, главные мотивы - природа, перекликание с античным искусством и мифологией. В архитектуре югендстиль выражается функциональностью строений и богато декорированным фасадом, это достигается всеми возможными строительными средствами: от формы оконных и дверных проемов, эркеров, до рельефов, скульптур, орнаментальных линий или полей, витражей. Однако важен для стиля не только парадный фасад, а общий образ, поэтому «архитектура югендстиля» означает и интерьер, форму столовых приборов и даже гардероб обитателей. Последнее вы можете увидеть воочию, будучи в Риге и посетив музей Югендстиля , который находится в квартире, где до 1907 года жил и работал великий латвийский архитектор Константин Пекшен.

Наружность дома подкреплена и внутренним декором. Здание музея было построено в 1900 году как частный дом К. Пекшена. В музее восстановили аутентичный интерьер 1903 года.

Я находился в Риге всего 2 дня и понятно, что весь модерн города не посмотреть за такой срок и пусть эта карта будет тому подтверждение, на ней обозначены все здания в стиле модерн в центре города.

Поэтому если у вас будет такой же небольшой срок нахождения в Риге, рекомендую целенаправленно направляться к улице Альберта - жемчужине югендстиля. Памятниками архитектуры здесь признаны 8 домов. Большая часть домов на улице Альберта построена по проектам Михаила Эйзенштейна.

Многое реставрируется...

А многое нет.

Одно из самых выразительных зданий, выполненных в стиле эклетично-декоративного модерна, с насыщенной декоративной отделкой фасадов. Считается первым зданием инженера-архитектора Эйзенштейна на этой улице. Строительство практически было закончено в 1903 году, тем не менее дом начал функционировать как доходный лишь с 1908 года. Совсем недавно, в начале 2010 года, была завершена реставрация здания. Здание отличает нарядный, богато и симметрично декорированный эркер, пилястры увенчаны женскими маскеронами, аллюзивно отсылающими к мотивам египетской мифологии; разговорное название для этого дома — «саркофаг».

Самая роскошная часть здания - центральный резалит, который ассоциируется с древом, в верхней части которого расположена голова льва - символ силы и могущества.

Тоже очень живописное здание расположилось на улице Альберта под номером 13. Дом Эйзенштейна, пропитанный неподдельным трагизмом личностного мироощущения автора. Построен в самый разгар русско-японской войны в 1904 году, сразу после известия о разгроме русского флота.

Фасады отличают кричащие женские маскероны, стоячие скульптурные изображения женщин с открытыми ртами с выражением беспокойства и тревоги. Умиротворяющим контрастом на их фоне кажется маскерон бога солнца Аполлона, помещённый в композиционный центр здания.

Вторая по значимости модерн-улиц города является улица Элизабетес, находящаяся в этом же районе города. особенно я бы выделил дом под номером 10b, построенное Эйзенштейном в 1903 году.

Особенно выделяется венчающая фасад композиция из масок, скульптурных голов, хвостов павлинов и геометрических фигур.

Другие детали других домов.

Архитектор этого дома - Рудольф Цирковиц, 1903 год.

Фигура женщины с лирой в руках символизирует искусство и красоту.

Просто для контраста выложу фото рядом стоящего дома - постройки скорее всего уже советского прошлого Риги. Представьте сами насколько убого может выглядеть такая архитектура на фоне застройки модерна...

Но вернёмся к прекрасному. Название для этого дома само прыгает на язык - пчелиный. Архитектор - Константин Пекшен, 1909 год.

В декоративной отделке использован мотив пчёл - символ трудолюбия и усердия.

А тут полным ходом идёт реставрация. Архитектор - Рудольф Цирквиц, 1899-1900 год.

Торгово-жилой дом на улице Калею, 23. Архитектор Мандельштам, 1903 год. декор здание имеет гармоничные геометрические формы. Их удачно дополняет стилизованный орнамент листвы дерева на портале и мотив солнца.

Югендстиль не обязательно должен быть "кричащим", он может быть просто приятной выделяющейся формы и цвета.

Нельзя не упомянуть и"Кошкин дом" - здание в центральной части Старого города Риги, построенное в 1909 году архитектором Фридрихом Шеффелем в стиле позднего рационального модерна. В настоящий момент является одной из самых «легендарных» построек в Старом городе.

Фигуры кошек на башенках овеяны легендами и придают дому характерное для зданий модерна настроение.