Задания для ориентировки на листе. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве)

Агрызская коррекционная школа-интернат 8 вида

Ориентировка на листе бумаги.

Подготовила
Магдантдинова
Альфия Наилевна
учитель-дефектолог
II категории
открытый урок по
развитию
психомоторики и
сенсорных процкссов
во 2 классе

Конспект открытого урока по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Тема: Ориентировка на листе бумаги.
Цели и задачи: Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
Воспитывать дисциплинированность, умение слушать одноклассников, бережное отношение к раздаточному материалу и к учебным принадлежностям. Развивать умение выделять углы на листе бумаги, мелкую моторику пальцев, активный словарь. Корректировать внимание, межличностные отношения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: бумажные листы, простой карандаш, цветные карандаши, дидактическая карточка, карточка с ответами, наборы геометрических фигур, игрушки машинки.
Ход урока. 1Организационный момент.
- здравствуйте!
- садитесь.
- кто сегодня дежурный?
- кого нет?
а) Упражнение "Цветок" речь с движением.
Цветок наш в бутончик собрал лепестки. Солнце свои посылает лучи. Утром под солнцем цветок раскрывается. Солнышко село и сумрак сгустился. И до утра мой цветочек закрылся.
б) Беседа о том, что изучали на прошлом уроке.
- мы учились ориентироваться в помещении.
в) Сообщение темы и целей урока.
-мы будем учиться ориентироваться на листе бумаги.

2 Актуализация знаний учащихся.
а) Чтение стихотворения В. Берестова с последующим разбором.
Стоял человек на развилке дорог.
Где право, где лево - понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и пол подметал,
«Победа!» - раздался ликующий крик:
Где право, где лево узнал ученик.
Вопросы: о чем это стихотворение?
Для чего нам нужно знать где какая сторона?
Что мы делаем правой рукой? А левой?
Как вы понимаете выражение: " Он моя правая рука?"
Можно так сказать о вас?

3 Объяснение новой темы.
а) Обучение ориентировке на листе бумаги.
- дежурный раздай всем по листу бумаги.
-поднимите правую руку и положите на правую сторону листа, потом - левую руку положите на левую сторону как я. Покажите стороны листа. Если провести сверху вниз линию и разделить лист пополам, то можно сказать, что это правая, а это левая половина листа. Поведите линию красным карандашом как у меня. Покажите половины, которые получились.
-если провести линию слева направо по - середине листа,
то поделит линия этот лист на верхнюю и нижнюю половины. Поведите
линию синим карандашом как у меня. Покажите половины, которые
получились.
-где линии пересеклись - это середина листа. Покажите середину листа.
-у листа есть края. Я вам покажу. Это правый, а это левый. Ближе к вам
- нижний, а дальше от вас - верхний. Покажите края листа.
-посмотрите, еще есть углы, сколько их, посчитаем.
Найдите правую сторону листа. На правой стороне - один и другой правый угол. Угол вверху листа - это правый верхний угол, а внизу листа - это правый нижний угол. Закройте как я сначала верхний, а потом нижний угол. Найдите левуюсторону листа. На левой стороне - один и другой левый угол.

Угол вверху листа - это левый верхний угол, а внизу листа - это левый нижний угол. Закройте как я сначала верхний, а потом нижний угол
-повторяйте за мной названия и показывайте.
б) Моделирование сказочных историй «Лесная школа» (Л.С. Горбачева)
Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги. На доске домик, вырезанный из картона и лист-поляна.
-ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные
зверушки. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и рисуйте
простым карандашом на своем листе домик в том месте, о котором говорится в
сказке.
В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери
построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали
думать, в каком месте ее поставить.
Медведь предложил построить в левом нижнем углу.
Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу.
Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу,
рядом со своей норой.
Заяц просит построить в правом нижнем углу.
В разговор вмешалась мышка. Она сказала: «Школу нужно построить в
центре».
Прислушались звери к совету мыши и решили строить школу на лесной
поляне посередине. Так всем удобно.
4 Физкультминутка.
- слушайте и повторяйте за мной движения.
Мы в строю шагаем браво.
Мы науки познаем. Знаем лево, знаем право. И, конечно же, кругом. Это правая рука. Ох, наука нелегка!
5 Закрепление изученного материала.
а) игра «Назови соседей».
Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены
изображения различных предметов.
-посмотрите на друзей, а я вас спрошу, о том кто где находится.
- в правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.

Б) игра «Я еду на машине».
Перед каждым ребёнком лист бумаги и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции учителя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа - гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.
в) игра «Геометрический диктант».
Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Учитель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг - в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения: заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту.
г) пальчиковая гимнастика.
д) выкладывание по инструкции.
Перед детьми лежит лист бумаги и в тарелочке крупа: горох и фасоль.
- на листе нужно выложить то, что я сейчас скажу, а где выкладывать, вы
узнаете, если будете внимательно меня слушать.
1. Наступила весна. Ярко светит солнышко. Выложите солнце с помощью
крупы в левом верхнем углу.
2. Появились первые цветы. Выложите цветок в левом нижнем углу.
3. Нас это радует. Выложите в верхнем правом углу улыбку.
4. Прилетели птицы. На середине листа выложите 3 птички.
5. Зеленеет травка. Нарисуйте ее по нижнему краю листа.
6. Плывут по небу облака Выложите их по верхнему краю листа.
7. Какой угол остался свободным? Там мы подписываем рисунок.

Проверьте себя. Посмотрите, как должно было получиться.
- придумайте название.
- Можно назвать "Весна". А какое сейчас время года?
Какой месяц? Какой день недели? Какое число?
6. Итог урока.
а) беседа.
-Чем мы занимались на уроке?
-Вам понравились игры?
б) оценивание работы класса и каждого ученика.
в) Д.З. Вырежьте и наклейте на лист бумаги по углам предметные картинки.
На следующем уроке посмотрим ваши работы и я спрошу, что и где
наклеено.

Методика ориентировки на листе бумаги – Волшебные листочки

Автор: Емельянова Сирина Раисовна Место работы воспитатель МБДОУ №10 "Созвездие" ЗМР РТ Республика Татарстан г. Зеленодольск
Цель: развивать у детей зрительно-пространственную ориентацию, формировать элементарные математические представления.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу Вас познакомить с методикой ориентировки на листе бумаги , которая имеет важнейшее значение для развития у детей зрительно - пространственных представлений.
В своей работе я использую файловый прием, который назвала «Волшебные листочки». Здесь два вида листочков формата А4, которые пролинованы один по 1.5см, второй по 2 см. Особенность состоит в том, что Квадратики здесь большие и удобные для детей, а так же в многоразовом использовании - Листочки вставляются в папки-уголки, и сверху по квадратикам нужно рисовать фломастером.

Методика состоит из нескольких этапов .
1. Знакомство с листом.
Он начинается с ознакомления с простым белым листом, которое можно проводить начиная со средней группы.
-Что это? Лист бумаги
-Какой он формы? Прямоугольной
Эта сторона находится наверху и называется – верхняя.
Эта сторона находится внизу и называется – нижняя.
Эта сторона находится справа и называется – правая.
Эта сторона находится слева и называется – левая.
Этот угол находится наверху слева и называется – верхний левый.
Этот угол находится наверху справа и называется – верхний правый и т.д.
На этом этапе я использую сказку – игру – путешествие по листу - «Волшебный лист». Жил-был Лист и пять карандашей. Решили они однажды поиграть вместе и отправились карандаши в путешествие по листу. Первым пошел желтый карандаш, он нашел верхнюю сторону и прочертил желтую линию. Вторым отправился красный карандаш, он нашел нижнюю сторону и прочертил красную линию. Правую сторону прочертил зеленый карандаш, а левую – синий. В центре листа остался черный карандаш, он построил там домик. Уголки решили разделить поровну, и прочертили двумя цветами. Собрались все карандаши в домике и стали думать, как еще им поиграть. Думали-думали, и решили играть в догонялки. Наверху была прочерчена желтая линия, и наверх побежал желтый карандаш, вниз побежал красный карандаш, вправо – зеленый, а влево – синий. Затем, чтобы было нескучно, побежали карандаши по двое: в верхний правый угол – побежали желтый и зеленый; в верхний левый – желтый и синий; в нижний правый – зеленый и красный; а в нижний левый – синий и красный. И не смог черный карандаш их поймать. В процессе игры, дети понимают, что это не просто лист, а он цветной, и с ним можно играть. Они зрительно обозначают каждую сторону, и понимают что у листа есть ориентиры: верх, низ, правая сторона, левая сторона, центр листа - середина.


2. Знакомство с клеткой.
В начале используем клетку большего размера, а затем переходим, к маленьким. Чтобы ребенок научился видеть границы клетки, необходимо сначала, обводить клетки по одной, а затем можно усложнить задачу. Обводим клетки через одну до конца страницы – это строка. Обводим клеточки через одну вниз до конца страницы – это столбик.


3. Рисование в клетках.
На этом этапе детям даются задания для закрепления ориентировки на листе. Например, найди верхний левый угол и нарисуй там треугольник. Найди верхний правый и нарисуй там круг, найди нижний левый и нарисуй там квадрат, а в нижнем правом – звездочку. Можно также закреплять цвета и счет: найди верхнюю левую клетку и нарисуй в ней синий круг, отступи вниз 4 клетки и нарисуй желтый треугольник, отступи вправо 3 клетки и нарисуй зеленый квадрат, отступи вниз 5 клеток и нарисуй красный квадрат, от зеленого квадрата отступи вправо на 7 клеток и нарисуй черный круг, от черного круга отступи на 3 клетки вниз и нарисуй синий треугольник, и т. д. Задания и цвета могут быть любыми.


4. После освоения ребенком ориентировки на листе, начинается Рисование по клеточкам «Сделай так». Ребенку предлагают образец рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, формирования элементарных математических представлений. Дети закрепляют такие понятия, как, влево, вправо, вниз - вверх.


5. «Дорисуй вторую половину». Детям предлагают образец с готовой одной половиной рисунка, и необходимо закончить рисунок, дорисовав вторую часть. Ребенок обводит готовую сторону рисунка и дорисовывает противоположную.


6. Затем детям предлагают «Математический диктант». Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15 – 20 минут. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие. Выполняя задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться на листе и в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов, диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет. Математические диктанты способствуют развитию кратковременной памяти. Целевые ориентиры в рамках ФГОС предполагают наличие у ребенка на выпуске к школе способности к волевым усилиям и умение слышать и выполнять последовательные инструкции, и диктанты прекрасно этому способствуют.


7. «Продолжи ряд». В этой игре у ребенка на листочке есть начало ряда с изображением, и ему необходимо продолжить ряд до конца. В начале
ребенку предлагают самые простые изображения, а затем они усложняются: вводится несколько цветов, несколько элементов, верхнее и нижнее изображение, элементы, которые необходимо дорисовывать, не отрывая руки от листа. И т.д. Можно усложнить и проводить занятие на время, используя песочные часы. Затем ребенок сам проверяет, сколько он сделал правильно и вырабатывает самоконтроль.


Эти игры обладают уникальным развивающим эффектом, которые способствуют развитию памяти, речи, воображения; развитию навыков ориентировки на листе и в тетради; формируют элементарные математические представления, настойчивость и терпение.
Спасибо за внимание!!!

Автор: Емельянова Сирина Раисовна Место работы воспитатель МБДОУ №10 "Созвездие" ЗМР РТ Республика Татарстан г. Зеленодольск
В своей работе я использую файловый прием, который назвала «Волшебные листочки». Здесь два вида листочков формата А4, которые пролинованы один по 1.5см, второй по 2 см. Особенность состоит в том, что Квадратики здесь большие и удобные для детей, а так же в многоразовом использовании - Листочки вставляются в папки-уголки, и сверху по квадратикам нужно рисовать фломастером.

Методика состоит из нескольких этапов .
1. Знакомство с листом.
Он начинается с ознакомления с простым белым листом, которое можно проводить начиная со средней группы.
-Что это? Лист бумаги
-Какой он формы? Прямоугольной
Эта сторона находится наверху и называется – верхняя.
Эта сторона находится внизу и называется – нижняя.
Эта сторона находится справа и называется – правая.
Эта сторона находится слева и называется – левая.
Этот угол находится наверху слева и называется – верхний левый.
Этот угол находится наверху справа и называется – верхний правый и т.д.
На этом этапе я использую сказку – игру – путешествие по листу - «Волшебный лист». Жил-был Лист и пять карандашей. Решили они однажды поиграть вместе и отправились карандаши в путешествие по листу. Первым пошел желтый карандаш, он нашел верхнюю сторону и прочертил желтую линию. Вторым отправился красный карандаш, он нашел нижнюю сторону и прочертил красную линию. Правую сторону прочертил зеленый карандаш, а левую – синий. В центре листа остался черный карандаш, он построил там домик. Уголки решили разделить поровну, и прочертили двумя цветами. Собрались все карандаши в домике и стали думать, как еще им поиграть. Думали-думали, и решили играть в догонялки. Наверху была прочерчена желтая линия, и наверх побежал желтый карандаш, вниз побежал красный карандаш, вправо – зеленый, а влево – синий. Затем, чтобы было нескучно, побежали карандаши по двое: в верхний правый угол – побежали желтый и зеленый; в верхний левый – желтый и синий; в нижний правый – зеленый и красный; а в нижний левый – синий и красный. И не смог черный карандаш их поймать. В процессе игры, дети понимают, что это не просто лист, а он цветной, и с ним можно играть. Они зрительно обозначают каждую сторону, и понимают что у листа есть ориентиры: верх, низ, правая сторона, левая сторона, центр листа - середина.


3. Рисование в клетках.
На этом этапе детям даются задания для закрепления ориентировки на листе. Например, найди верхний левый угол и нарисуй там треугольник. Найди верхний правый и нарисуй там круг, найди нижний левый и нарисуй там квадрат, а в нижнем правом – звездочку. Можно также закреплять цвета и счет: найди верхнюю левую клетку и нарисуй в ней синий круг, отступи вниз 4 клетки и нарисуй желтый треугольник, отступи вправо 3 клетки и нарисуй зеленый квадрат, отступи вниз 5 клеток и нарисуй красный квадрат, от зеленого квадрата отступи вправо на 7 клеток и нарисуй черный круг, от черного круга отступи на 3 клетки вниз и нарисуй синий треугольник, и т. д. Задания и цвета могут быть любыми.


4. После освоения ребенком ориентировки на листе, начинается Рисование по клеточкам «Сделай так». Ребенку предлагают образец рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, формирования элементарных математических представлений. Дети закрепляют такие понятия, как, влево, вправо, вниз - вверх.

5. «Дорисуй вторую половину». Детям предлагают образец с готовой одной половиной рисунка, и необходимо закончить рисунок, дорисовав вторую часть. Ребенок обводит готовую сторону рисунка и дорисовывает противоположную.


6. Затем детям предлагают «Математический диктант». Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15 – 20 минут. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие. Выполняя задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться на листе и в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов, диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет. Математические диктанты способствуют развитию кратковременной памяти. Целевые ориентиры в рамках ФГОС предполагают наличие у ребенка на выпуске к школе способности к волевым усилиям и умение слышать и выполнять последовательные инструкции, и диктанты прекрасно этому способствуют.


7. «Продолжи ряд». В этой игре у ребенка на листочке есть начало ряда с изображением, и ему необходимо продолжить ряд до конца. В начале
ребенку предлагают самые простые изображения, а затем они усложняются: вводится несколько цветов, несколько элементов, верхнее и нижнее изображение, элементы, которые необходимо дорисовывать, не отрывая руки от листа. И т.д. Можно усложнить и проводить занятие на время, используя песочные часы. Затем ребенок сам проверяет, сколько он сделал правильно и вырабатывает самоконтроль.

Тема «Ориентировка в пространстве и на листе бумаги»

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и приёмов в работе с детьми по развитию математических представлений по ориентировке в пространстве и на листе бумаги.

Повысить уровень профессионализма воспитателей.

Познакомить с приёмами и методами работы по ознакомлению детей с ориентировкой в пространстве и на листе бумаги;

Создать условия для активного участия педагогов в проведении мастер-класса;

Развивать интерес коллег к работе по закреплению с детьми ориентировки в пространстве и на бумаге с целью дальнейшего их использования в своей педагогической деятельности.

Оборудование: листы бумаги с клеточками и цифрами; картинки: самолёт, мяч, ракета; цветной картон.

Ход мастер-класса

Вступительное слово:

«Ориентировка в пространстве – один из разделов программы по развитию у детей элементарных математических представлений». Но это не означает, что тема «Пространственные представления» сугубо математическая.

Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности . Например, качество рисунка определяется композиционным построением, эстетическая выразительность – симметрией, ритмичность – чередованием элементов. А освоение правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.

У большинства детей вызывает затруднение ориентировка в пространстве. Чтобы процесс обучения проходил легко и интересно, я использую в своей работе дидактические игры, направленные на умение ориентироваться на листе бумаги, объясняю значение выражений «в центре», «посередине», «справа», «слева», «левый (правый) верхний угол», «левый (правый) нижний угол». Работа проводится на листе бумаги и опирается на активную деятельность детей с раздаточным материалом.

Продуктивная деятельность:

1. Дидактическая игра «Фигуры высшего пилотажа». (у детей лист голубого картона и картинка – самолёт)

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
чтобы чему-то научиться.

Воспитатель: Скоро праздник - День Победы, на Красной площади пройдёт парад, в нём примут участие различные рода войск и военная техника. Отгадайте загадку какую технику я загадала:

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое? (самолёт)

В: Молодцы, в параде примут участие лётчики, которые покажут фигуры высшего пилотажа. Сегодня с вами будем лётчиками.

Перед вами лежит взлётное поле (лист бумаги). Нам какую фигуру похоже оно? Что есть у прямоугольника? Покажите мне верхние углы, нижние углы, правую сторону…т. д.

В: Поставьте свой самолёт на взлётное поле-лист бумаги, внизу. Самолёт быстро поднимается вверх.

В: Где находится твой самолёт?

В: Затем стремительно падает вниз, поднимается в правый верхний угол.

В: Ты куда поставил свой самолёт? И т. д.

По аналогии проводятся игры: «Футбол», «Я еду на машине», «Космос. Дети выполняют словесную инструкцию воспитателя, могут работать в парах. Игровой сюжет привлекает детей, повышается их познавательная активность.

2. Д/игра «Сделай шаг».

Детям даётся матрёшка (фишка и т. д)

Воспитатель: Наша матрёшка хочет погулять, но она ещё маленькая и одна никуда не ходит, давайте погуляем вместе с ней.

В: Поставьте свою матрёшку на цифру 1. Теперь сделайте два шага вправо.

На какой цифре сейчас стоит матрёшка? (3)

В: Следующий шаг – один вниз?

Где сейчас матрёшка? (7)

В: Затем один шаг влево? (6)

В: Скажите куда и сколько нужно сделать шагов, чтоб добраться до смайлика?

В дальнейшем дети могут самостоятельно давать указания по движению на листе.

3. Д/ игра «Посчитай треугольники»

Воспитатель: Отгадайте мою загадку:

Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
(треугольник)

В каждом углу на листе бумаги нарисованы треугольники разного цвета.

Какой треугольник находится в левом верхнем углу? (синий).

Сколько треугольников вы там видите? (3) и т. д.

С помощью этой игры закрепляется не только ориентировка на лист, но и развивается логическое мышление, умение правильно находить треугольники, четырёхугольники.

4. Д/гра «Собери-разложи фигуры»

Воспитатель: Посмотрите, как разбросаны наши фигуры. Я наверно уже догадалась кто их так раскидал. И вы тоже узнаете, если отгадаете мою загадку.

Скромный серенький воришка,

Прошмыгнул почти неслышно,
Утащил он хлеба корку,
Затаился снова в норке.
Держит ушки на макушке,
Очень умная зверюшка.
Знаешь ты её, малыш?
Озорница – это (Мышь ).

Воспитатель: Наша мышка бежала, хвостиком махнула и рассыпала все наши фигуры. Помогите мне их собрать, но собирать мы их будем по моим указаниям.

Возьми красный круг, который лежит справой стороны коробки.

Почему ты взял эту фигуру? (круг, красный, справой стороны)

Возьми синий квадрат под коробкой.

Почему ты взял эту фигуру?

Принеси то, что лежит слева от коробки.

Что ты принёс? Почему?

Эта игра поможет закрепить ориентировку в пространстве, цвет, геометрические фигуры.

Вот и кончился занятие.
Снова пусть звенит ваш смех,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Коррекционное занятие во 2 классе.

Тема занятия: Ориентировка на листе бумаги.

Тип занятия: Изучение новой темы.

Цель: научить ориентироваться на плоскости листа.

Задачи:

Образовательные:

    Размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа: вверху, внизу, посередине, в центре, слева, справа и др..

    Проводить линии в определённом направлении.

    Словесно обозначать месторасположение объектов на плоскости листа и направления пространства.

    Показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга (выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между).

Коррекционно-развивающие:

    Развитие устной речи, путем требования полных ответов на вопросы учителя.

    Развитие мелкой моторики посредством выполнения практической работы в тетрадях.

    Развитие мышления посредством включения в урок заданий на умения находить закономерности.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской культуре.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, маркерная доска, маркеры, (синий, красный, зелёный, чёрный), лист с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш, ластик.

Структура урока

1. Организационный момент.

    Эмоциональный настрой на урок.

2 .Введение в тему.

    Сообщение темы и цели урока.

    Вводная беседа.

3. Изучение нового материала.

    Задание №1.

    Работа с массажором Су Джук

    Задание №2.

    Задание №3.

    Физминутка.

    Задание №4.

5.Итог урока.

    Обобщение.

    Анализ деятельности учащихся.

I .Организационный момент.

Прозвенел звонок для Вас,

Все зашли спокойно в класс.

Встаньте все у парт красиво,

Поздоровайтесь учтиво!

Не ленитесь – улыбнитесь,

И тихонечко садитесь! (Дети садятся.)

На занятии Вам понадобятся: лист с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш, ластик. Если у кого-то чего-то не хватает, поднимите руку. (Проверка готовности учащихся к уроку.)

II .Введение в тему.

1). Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на коррекционном занятии мы научимся ориентироваться на листе бумаги, размещать объекты в заданной позиции: вверху, внизу, посередине, в центре, слева, справа и др..

2). Вводная часть.

Ой, ребята, тише, тише,

Что – то странное я слышу:

Гость, какой – то к нам спешит

И как будто бы пищит.

Кто бы ни был, заходи

На ребяток посмотри!

Чтобы узнать, кто спешит к нам в гости, надо отгадать загадки.

(Показ слайда №2).

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка

Кто это? (Это петух.) (Показ слайда №3).

(Показ слайда №4).

Зёрнышко клюёт,

Деток зовёт:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Квохчет, хлопочет

Детей созывает,

Всех под крылья собирает!

Кто это? (Это курица.) (Показ слайда №5).

Правильно! Молодцы! Послушайте следующую загадку.

(Показ слайда №6).

Я родился в жёлтой шубке:

«Прощайте, две скорлупки!»

Кто это? (Это цыплёнок.) (Показ слайда №7).

Умницы ребята! (Показ слайда №8).

Петухи, цыплята, куры-

Очень важные фигуры.

По утрам петух поёт,

Будит весь честной народ.

Курица цыплят растит

И яйцом нас угостит. (Показ слайда №9).

III . Изучение нового материала.

Ребята Вы думаете, куриная семья к нам просто так в гости пришла? (Ответы детей).

Они приготовили нам задания, которые мы будем выполнять.

1) Задание №1.

Ребята Вы, наверное, знаете какой большой церковный праздник, мы скоро будем праздновать? (Праздник Пасхи).

Правильно! А главным пасхальным символом воскресения считается яйцо, так как из яйца рождается новая жизнь. При пасхальном целовании и приветствии верующие всегда дарили друг другу крашеные яйца. Вот и вы в первом задании должны раскрасить яйца в нужные цвета.

Возьмите в руки красный карандаш и раскрасьте яйцо с правой стороны.

Возьмите в руки зелёный карандаш и раскрасьте левое яйцо.

Возьмите в руки синий карандаш и раскрасьте им яйцо, которое находиться справа от зелёного.

Возьмите в руки жёлтый карандаш и раскрасьте им яйцо которое находиться между синим и красным находиться.

Молодцы! Все с заданием справились. (Показ лучших работ).

2) Работа с массажором Су Джук.

Теперь мы с вами немного отдохнём. Я раздам Вам массажоры и Вы будите повторять все движения за мной. Всё внимание на меня.

Был белый дом,

Чудесный дом.

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо, -

Такое тёплое, такое -

Пушистое и золотое!

Я родился в жёлтой шубке:

«Прощайте, две скорлупки!»

(Все движения ребята повторяют за учителем. После того, как массажор откроется, ребята начинают массировать пальцы массажным кольцом.)

3) Задание №2.

Ребята, найдите на своих листочках задание №2. Кто здесь нарисован в середине квадрата? (В середине квадрата нарисован цыплёнок.)

Правильно, цыплёнок. Посмотрите, он только ещё вылупился из своего яичка и очень хочет кушать, но не знает, куда ему идти. Давайте ему подскажем. Возьмите в руки простой карандаш. Приготовьтесь внимательно слушать. Что располагается в левом верхнем углу? (В левом верхнем углу располагается червяк).

Совершенно верно! Это червяк. Проведите дорожку от цыплёнка к левому верхнему углу. (Дети выполняют задания).

Что находиться в правом нижнем углу? (В правом нижнем углу находиться трава.)

Молодцы, правильно там располагается трава. Проведите линию от цыплёнка к правому нижнему углу. (Дети выполняют задания).

Что цыплёнок найдёт в правом верхнем углу? (В правом верхнем углу находиться божья коровка-жучок.)

Молодцы! Проведите дорожку от цыплёнка в правый верхний угол, к жучку. (Дети выполняют задания).

А что находиться в левом нижнем углу? (В левом нижнем углу находиться зерно.)

Правильно, зерно! Нарисуйте дорожку от цыплёнка к левому нижнему углу. (Дети выполняют задания).

Молодцы! С этим заданием Вы тоже справились.

4) Задание №3.

Ребята, а кто из Вас знает, где живут куры? (Куры живут в курятнике.)

Правильно! Они живут в курятнике. Найдите на своих листочках задание №3. Что у Вас нарисовано в середине квадрата? (Ответы детей).

Правильно, ребята, это курятник. Скажите, а курочкам понравиться здесь жить? (Ответы детей).

Сейчас мы с Вами закончим этот рисунок. Я говорю что, а самое главное, где нужно нарисовать. Вы быстро это рисуете. Приступим к работе. В левом углу нашего рисунка нарисуйте солнце. Внизу курятника нарисуйте траву. В правом нижнем углу нарисуйте цветочек. Сверху курятника нарисуйте облако. Слева от курятника нарисуйте забор. Справа от курятника нарисуйте дерево. В левом нижнем углу нарисуйте гриб. В правом верхнем углу нарисуйте ещё одно облако. У Вас должен получиться вот такой рисунок. (Показ рисунка – образца на маркерной доске.)

5) Физминутка.

Сели ровно. Внимание на меня. Положите свою голову на свои ладони. Работаем глазками. Вверх – вниз (2 раза), вправо – влево (2 раза), в правый верхний угол – в левый нижний угол (2 раза), в левый верхний угол – в правый нижний (2 раза). Закройте глаза ладонями и считаем от 5 до 1. Затем открываем глаза. Молодцы!

6) Задание №4.

И последние задание, которое приготовили нам курочки это штриховка. Кто нарисован у Вас в задание №4? (В задании №4 нарисовваны цыплята.)

Правильно! Вам нужно заштриховать этих цыплят в нужном направлении. Возьмите в руки простой карандаш и заштрихуйте первого цыплёнка сверху вниз. (Дети выполняют задания).

Молодцы! Следующего цыплёнка Вам нужно заштриховать слева направо. (Дети выполняют задания).

И последнего цыплёнка Вам нужно заштриховать с верхнего правого угла в нижней левый. (Дети выполняют задания).

Молодцы! Все с заданием справились. (Показ лучших работ.)

IV .Итог урока.

Сели все ровно. Курочкам очень понравилось как Вы работали. Молодцы! Все встаньте. Можете идти на перемену.