Жизнь крепостной семьи 17 века. Крестьянский быт: жилище и хозяйственные постройки

БЫТ РОССИИ В 17 ВЕКЕ ПОДГОТОВИЛ УЧЕНИК 7 КЛАССА СИДОРОВ НИКИТА.

В 17 веке главным, что объединяло уклад жизни всех сословий, была православная вера. Церковь предписывала определенный порядок, который строго соблюдался: чтение молитв, хождение на службу в церковь, соблюдение обычаев и обрядов

БЫТ БОЯР И ДВОРЯН Обеспеченные люди жили в деревянных и каменных хоромах. Окна в таких домах закрывались слюдой, реже стеклом, в дворянских и купеческих домах для освещения использовались свечи.

СРЕДИ НОВШЕСТВ В ОБИХОДЕ ЗНАТИ ПОЯВИЛИСЬ ЗЕРКАЛА И ЧАСЫ. НА СТЕНАХ ХОРОМ МОЖНО БЫЛО УВИДЕТЬ КАРТИНЫ, ГРАВЮРЫ, ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ. ВХОДИЛА В МОДУ ЗАГРАНИЧНАЯ МЕБЕЛЬ.

ОДЕЖДА БОГАТЫХ ЛЮДЕЙ Одежда мужчин и женщин была нательная рубашка – сорочка. Мужчина сверху надевал штаны, зипун и кафтан. Кафтаны различались по покрою. Одежда богатых украшалась вышивками и драгоценными камнями. В обычную одежду женщин входили сарафан, юбка, душегрея. Знатные дамы носили наряды вышитые золотом и украшенные драгоценными камнями. Зимняя одежда богатых людей была из меха. Мужчины и женщины обувались в сапоги на высоком каблуке.

Быт крестьян и горожан Основная масса крестьян и горожан проживала в курных избах. Курная изба - это изба с печью без дымохода. В такой избе дым при топке выходит через окно, открытую дверь или через дымницу в кровле. Дома освещались лучиной. Окна затягивались бычьими пузырями.

Обиход крестьян был простым. Состоял в основном из самых необходимых вещей без излишеств.

Одежда крестьян и горожан Простые горожане носили кафтаны поскромнее, чем у бояр и дворян. Зимой надевали шубы и разнообразные по форме шапки-в зависимости от достатка. В гардероб крестьянина входили – лапти, штаны, сорочка; зимой – шуба и треух.

Пища русских людей Пища русских людей не отличалась разнообразием. 200 дней в году следовало поститься, в эти дни довольствовались хлебом и хлебными изделиями, овощами, рыбой. Обычным напитком был хлебный квас. Употребляли и пиво, а так же «горячее вино»-водку, но производить их и продавать имели право казенные предприятия – кабаки или кружечные дворы. Любителей выпить называли питухами, их не уважали.

традиции СЕМЬЯ. Глава семьи – мужчина. Младшие не смели перечить старшими подчинялись им. Жизнь женщин протекала дома. Посещали церковь. По субботам мылись в бане, в воскресные и праздничные дни не работали. СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД. Девушке строго полагалось блюсти свою честь. До свадьбы она нередко даже не видела своего жениха. Вступать в брак дозволялось не более трех раз. Разводов церковный брак не признавал. Долг перед семьей считался главным долгом человека

Крестьяне были основным и наиболее многочисленным сословием России. Именно на них держалась вся хозяйственная жизнь государства, поскольку крестьяне были не только гарантом выживания страны (снабжали её всем необходимым), но и являлись главным податным, то есть налогооблагаемым сословием. В хозяйстве крестьянина все обязанности были чётко распределены. Мужчины занимались работой в поле, ремёслами, охотой, рыбной ловлей. Женщины вели домашнее хозяйство, ухаживали за скотом, огородом, занимались рукоделием. В летнее время крестьянки помогали и в поле. Детей тоже с детства приучали к работе. Примерно с 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом на лошади, загонять на двор скотину, стеречь лошадей ночью, а в13 лет – боронить поле, пахать, брали на сенокос. Постепенно их приучали также владеть косой, топором, сохой. К 16 годам мальчик уже становился работником. Он владел ремёслами и мог сплести неплохие лапти. Девочка с 7 лет начинала заниматься рукоделием. В 11 лет она уже умела прясть, в 13 – вышивать, в 14 – шить рубахи, в 16 – уже ткать. Над теми, кто не овладел мастерством в определённом возрасте, насмехались. Мальчиков, не умевших плести лапти, дразнили «безлапотниками», а девочек. Не научившихся прясть, – «непряхами». Всю одежду крестьяне также делали дома, отсюда и её название –– домотканая. Иногда, когда крестьянин работал, детали его одежды затягивало в ткацкий станок, например, просак – станок для кручения верёвок. Человек оказывался в неудобном положении. Отсюда и поговорка «попасть впросак» – т.е. в неудобное положение. Русские рубахи были широкими и длинными. Почти до колен. Чтобы в рубахе было удобно работать, под мышками выкраивали ластовицы – специальные заменяемые детали, которые не мешают движениям рук в рукавах, собирают пот и могут быть заменены. На плечах, груди и спине рубахи пришивали подоплёку – подкладку, которую так же можно было заменить. Основным видом верхней одежды был кафтан из сукна. Делали его на подкладке и застёгивали спереди на крючки или медные пуговицы. Кроме кафтанов крестьяне носили поддёвки, зипуны, а зимой – овчинные тулупы до пят и валяные шапки.



Крестьянки одевались в рубахи, сарафаны, понёвы – юбки из сукна, которые завязывались у пояса. На голове девушки носили повязку в виде широкой ленты. Замужние женщины тщательно убирали волосы под кички и кокошники : «опростоволоситься» означало опозориться. На плечи накидывали душегреи – широкие и короткие кофты без рукавов, похожие на расклешенную юбку. Всю одежду крестьянки украшали вышивкой.

В крестьянском доме всё было продумано до мелочей. Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодных помещений – клети и сеней и тёплого избы . Сени соединяли холодную клеть и тёплую избу, хозяйственный двор и дом. В них крестьяне хранили своё добро. А в тёплое время года спали. В доме обязательно были подклёт или подпол – холодное помещение для хранения съестных припасов. Центральное место в доме занимала печь. Чаще всего печь топили «по чёрному», т.е. потолков не было, а дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными . Печь с трубой и изба с потолком – атрибут бояр, дворян и вообще зажиточных людей. Однако и в этом были свои плюсы. В курной избе все стены были закопченными, такие стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» гораздо меньше. Печь в крестьянской избе любили все: она кормила вкусной, пропаренной, ни с чем не сравнимой едой. Печь грела дом, на печи спали старики. Но более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около устья печи называли – бабий кут – женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник . Другой угол напротив окна и около двери был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. Между печью и боковой стеной под потолком настилали полати ­­ ­­­– место, где спали дети, сушили лук, горох. Специальное железное кольцо вставлялось в центральную балку потолка избы, к нему крепилась детская люлька. Крестьянка, сидя за работой на лавке, вставляла ногу в петлю люльки и качала её. Чтобы не было пожара, там, где горела лучина, обязательно на полу ставили ящик с землёй, куда летели искры.

Главным углом крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница , под ней стоял обеденный стол. Это почётное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и кланялся на иконы. И только потом здоровался.

Вообще крестьяне были глубоко верующими людьми, впрочем, как и все другие сословия в Русском государстве. Само слово «крестьянин» является видоизмененным от «христианин». Большое значение крестьянские семьи уделяли церковной жизни ­– молитвам: утренним, вечерним, до и после еды, перед и после любого дела. Регулярно крестьяне посещали церковь, особенно старательно зимой и осенью, когда были свободны от хозяйственных тягот. В семьях строго соблюдали посты. Особую любовь проявляли к иконам: их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Божницу украшали вышитыми полотенцами – рушниками . Русские крестьяне, искренне веровавшие в Бога, не могли плохо работать на земле, которую считали божьим творением. В русской избе практически всё было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции: стол в красном углу по числу едоков, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи, сундуки, в которых хранилось добро. По этой причине их часто обивали железными полосами и закрывали на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась крестьянская семья. Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали тщательно и регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник – глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Вся посуда в крестьянском доме была деревянной, и только горшки и некоторые миски глиняными. Глиняную, посуду покрывали простой глазурью, деревянную украшали росписью и резьбой. Многие из ковшей, чашек, мисок, и ложек сегодня находятся в музеях России.

Русские крестьяне были чуткими к чужой беде. Живя общиной – миром , они очень хорошо знали, что такое взаимопомощь и взаимовыручка. Русские крестьяне были милосердны: они старались помочь пострадавшему слабому, нищему. Не дать краюху хлеба и не пустить на ночлег страдающего человека считалось большим грехом. Часто мир направлял топить печи, готовить еду, ухаживать за скотом в семьи, где все были больны. Если в какой либо семье сгорел дом, мир ему помогал срубить деревья, вывезти брёвна и построить дом. Выручить, не покинуть в беде – было в порядке вещей.

Крестьяне считали, что труд благословен Богом. В повседневной жизни это проявлялось в пожеланиях работнику: «Бог в помощь!», «Помогай Господь!». Тружеников крестьяне очень ценили. И, напротив, в крестьянской системе ценностей осуждалась лень, ведь работа часто являлась смыслом всей их жизни. Про лентяев говорили, что они «бьют баклуши». Баклушами в то время называли деревянные плахи, из которых делали ложки и другую деревянную посуду. Заготовление баклуш считалось простым, лёгким, несерьёзным делом. То есть лень в современном понимании как форма полного безделья даже не могла быть представлена в то время. Универсальная, отточенная веками, форма быта крестьян, окончательно сформированная именно в эту культурную эпоху стала наиболее устойчивой в русской культуре, пережила различные периоды и окончательно исчезла (была уничтожена) только в двадцатые – тридцатые годы прошлого века.

Жилище

Быт русского крестьянина и горожанина на продолжении столетий изменялся очень медленно и мало. Русский традиционный дом, сложившийся в древности, оставался все той же однокомнатной постройки с маленькими окнами, заткнутыми бычьим пузырем или материей, пропитанной в конопляном масле. Внутри дома значительную часть занимала печь, топившаяся по черному: дым скапливался под крышей (потолков не было) и выходил через дверь и особые окна, сделанные в верхней части стены. Эти черты были общими как для сельского, так и для городского дома. Сельский дом дворянина или сына боярского отличался от крестьянского только немного большими размерами. Судя по некоторым остаткам старинных домов в Трубчевске, городской дом иногда строился из камня. Стены делались очень толстыми – до двух метров. Нижняя полуподземная часть дома – подклет – имела сводчатые потолки. В потолке были железные кольца для подвешивания продовольствия. Верхняя часть дома порой украшалась лепными дверными и оконными наличниками. В окна вставлялись художественно выполненные решетки. Такими были редкие дома очень зажиточных людей.
Как и раньше, главной мебелью в доме был стол и неподвижные лавки. На полках хранилась деревянная и глиняная посуда. В наиболее богатых домах бытовала посуда из стекла. В больших и малых сундуках лежало различное добро: одежда, скатерти, полотенца. Отдельно складывалось приданное на свадьбу дочери. Наиболее ценной частью обстановки были иконы, висевшие в "красном" (красивом) углу.
Дверь из дома вела в сени – неотапливаемое помещение, сделанное обычно не из бревен, а из досок или прутьев. В сенях хранились различные орудия труда, часть хозяйственных запасов.
В целом жилой дом представлял собой либо избу (главным образом на севере и востоке Брянщины), либо хату – на юге и юго-западе. Крыша у избы двухскатная, у хаты – четырехскатная. Избы ставились узкой (торцовой) частью на улицу, хаты – широкой. Хата нередко делалась из столбов, между которыми укладывались бревна или жерди. Вся постройка обмазывалась глиной. Общей чертой для избы и хаты было то, что на Брянщине они ставились обычно без подклета, характерного для русского Севера. Дом на подклете лучше, чем наземный, приспособлен для защиты от глубокого снега и весеннего половодья. Дверь из сеней вела во двор. По сравнению с XIV-XV веками количество надворных построек у крестьян и горожан выросло. Это говорит о росте благосостояния населения. Во дворах стояли амбары, сараи, клети, бани. Торговые люди устраивали при доме склады для товаров. У ремесленника, если он работал вне дома, было специальное помещение для работы. При доме располагался огород.
Мир вещей, который окружал семейный быт человека XVI-XVII веков, состоял в основном из деревянных предметов. В лесном крае дерево было самым доступным и легко обрабатываемым материалом. Кроме дерева часто использовалась глина. Железные изделия были сравнительно редкими. Из них делали рабочие части инструментов, орудий труда, оружие. Металлические изделия очень ценились.


Поселения

Выйдя за пределы своего двора, человек оказывался на улице деревни, села или города. До XVI века в России в ходе освоения территорий возникали новые и новые деревни в один-два двора. Теперь стало расти количество дворов в сельских населенных пунктах. Уже к концу XVI века привычными становились деревни в 10-20 дворов. Были села и в несколько десятков дворов, как, например, Супонево, принадлежавшее Свинскому монастырю и протянувшееся вдоль большой торговой дороги. Усадьбы крестьян располагались в одну линию в тех случаях, если село застраивалось вдоль дороги или по берегу реки. В других случаях заметного порядка в планировке поселений не было. Только в XVII веке стала появляться уличная планировка сел. Заметным строением в селе была церковь, как правило, деревянная. При церкви стояли дворы церковнослужителей.
Города имели более однотипную постройку. В XVI-XVII века продолжала существовать система застройки городов, сложившаяся еще в древности. В центре города стояла крепость. От крепости лучами расходились дороги. Вдоль этих дорог возникали улицы. Эти улицы образовывались не домами, как в современных городах, а усадьбами, огороженными более или менее высокими заборами. Признаком городской застройки было то, что усадьбы примыкали друг к другу. Ровной линии они не образовывали, и одна усадьба выдаться вперед, ближе к дороге, другая – отступить от нее. От этого улица местами становилась то уже, то шире. Улицы, а так же слободы нередко отделялись друг от друга огородами, ручьями, лужками. Они были несколько изолированы друг от друга, тем более, что обычно слободы были заселены людьми одного рода службы. Таковы Стрелецкие, Пушкарские, Затинные, Казацкие, Солдатские, Ямские слободы в Брянске, Карачеве, Севске. По ночам улицы не освещались и не были замощены.
В городах юго-запада России центральные крепости были деревянными. Стены брянской крепости были сделаны из дуба и покрыты тесом. В крепости было 9 башен, причем две из них имели ворота для входа в крепость. Во второй половине XVII века к старой крепости была сделана пристройка из нескольких башен с воротами. Территория крепости расширилась вдвое. Среди серых деревянных построек и зелени выделялись высотой церкви, особенно сделанные из камня. Много церквей было в Брянске, Севске, Стародубе. Большинство из них было выстроено из дерева, видимо, в традиционном для XVI-XVII веках шатровом стиле – с высокими пирамидальными навершиями, напоминавшему русскому человеку шатер. Такие каменные шатры сохранил в своем архитектурном облике Спасо-Преображенский монастырь около Севска. Хотя он и выстроен в самом начале XVIII столетия, в его постройках проявляются черты архитектуры предшествующей эпохи. Посреди Стародуба в наши дни стоит Рождественский собор, поставленный в XVII веке. Он состоит как бы из трех больших и широких башен, прилепившихся друг к другу. Так строились храмы на Украине. Здание украшено выпуклыми, как бы выступающими из стен деталями – узорчатыми наличниками на окнах, лопатками – плоскими выступами по углам собора. Каждую башню венчает купол. Со временем украшений на церквах становилось все больше – приближалась эпоха господства причудливого, нарядного стиля барокко. Черты этого стиля заметны в архитектуре каменной надвратной церкви Свенского монастыря. В облике церквей Брянщины сочетались черты русского и украинского искусства.
В центре города на площади располагался рынок, куда ежедневно приходили городские жители. Это было самое оживленное место в городе. Лавки на рынке стояли рядами – одна линия лавок как бы смотрела на такую же противоположную линию. В ряду, как правило, торговали определенным набором товаров. Так, в Брянске на рынке стояли ряды рыбный, мясной, москательный (галантерейный). Рядом с рынком находился гостиный двор, где останавливались приезжие купцы.


Облик населения. Повседневная жизнь

Одежда рядовых жителей края мало изменилась с древних времен. Жители сел и городов носили рубахи из домотканой материи. У женщин рубахи украшались вышивкой. Зимой носили одежду из овечьей шкуры – овчины. Обувь была в основном кожаной, в некоторых случаях обували лапти.
Обычная жизнь как в городе, так и в селе начиналась рано. Еще до рассвета женщины вставали, чтобы отправить скотину в общее сельское или городское стадо. Завтрака в современном нашем представлении не было, ели остатки вчерашней пищи. Потом начиналась работа в поле или мастерской. В обед семья собиралась вновь вместе. Мужчины садились обедать, женщины им прислуживали. Затем весь дом погружался в сон. Спали часа два. Потом снова возобновлялась работа до вечера. После ужина семья отдыхала и ложилась спать.
Праздничные дни вносили разнообразие в привычный распорядок. Семья шла на торжественное богослужение в церковь, выходила смотреть на игры молодежи в городе или на лугу близ города. Многие игры носили древний, языческий характер. Гостей принимали на пиршество, которое происходило днем до вечера.


Духовная жизнь

Духовные потребности населения удовлетворяло чтение религиозных книг, богослужение. Каждая церковь, каждый монастырь имели хотя бы небольшое собрание богослужебных книг. Вместе с переселенцами-старообрядцами в юго-западных уездах России появлялись рукописные и печатные книги. Некоторые из них вышли из типографии Ивана Федорова.
Большое значение в быту населения имело песенное творчество, Некоторые дошедшие до нашего времени песни отразили исторические события, черты быта в русском пограничье, в частности в землях Севска. В некоторых песнях отразились впечатления народа от Смутного времени. В них высмеивались люди, которые из интересов выгоды и наживы легко перебегали от одного претендента на власть к другому. Песенному творчеству сродни были пословицы и поговорки. Из среды, явно враждебной Лжедмитрию I и его сторонникам, вышли поговорки, в которых в виде басен самозванец назывался поросенком и раком: "Севчане рака с колоколами встречали", "Смотри-ка, брат, воевода ползет и щетинку в зубах волочет", "Севчане поросенка на насест сажали, приговаривая: "Не убейся, не убейся – курочка на двух лапках да держится". То же стремление унизить, высмеять участников антиправительственного движения заметно и в таких поговорках: "Орел да Кромы – первые воры (преступники), а Елец всем ворам отец, а Карачев на поддачу (вариант: им впридачу), а Ливны – всем ворам дивны, а Дмитровцы (вариант: комаринцы) старым ворам не выдавцы". "Брянцы-куролесы: они сами Брянск сожгли". Эти присловья родились, вероятно, уже после гражданской войны, но по свежим воспоминаниям, когда можно было посмеяться над жителями тех местностей, которые пытались поддержать неудачных претендентов на Московский престол. Как и прежде, в народе бытовали старинные обрядовые песни, связанные с событиями в семье. Укрепление семьи, усложнение свадебных обрядов рождало новые и новые песни. Свадьбы длились по нескольку дней, и каждому из них соответствовали определенные обычаи. С песнями и обрядами проходили сельскохозяйственные работы, особенно сев и уборка урожая.
Быт жителей юго-западных уездов России отличался сохранением многих старинных черт. Это объясняется тем, что значительные районы этого края были изолированы густыми лесами от больших торговых дорог и городов, от центральной и местной власти.

В XVII в. происходит переход к культуре «Нового времени», расширяются связи с Европой. Московская Русь тянулась к образованию и просвещению. В ходе об­мирщения культуры развивается светская культура, происходит отход от религиоз­ности, усиливается внимание к человеческой личности. Однако православная церковь сопротивлялась нововведениям. Она опасались проникновения «латинства» – «западной заразы», которая поколеблет православную веру и «русскость».

Общественно-политическая мысль. Создаются исторические сочине­ния о Смуте: «Временни́к » Ивана Тимофеева , «Сказа­ние » Авраамия Пáлицына , «Иное сказание » Ивана Катырёва-Ростовского . Авторы причину Смуты ви­дели в пресечении династии Рюриковичей. Роль определяющей силы в событиях они отдавали «про­видéнию» (воле Бога).

Обоснование принципов абсолютизма про­явилось в трактате «По­литика » хорвата Юрия Крижанича (1618–1683) – сторонни­ка идеи славянского единства под эгидой Московского государства. В 1659 г. прибыв в Москву, он предложил программу пре­об­разований, но «за некое глупо слово» был сослан в Тобольск, где провёл 16 лет. В 1676 г. он покинул Россию.

В XVII в. появились русские вольнодумцы, ориентированные на Запад. Князь И. А. Хворостинин отступился от православия, был сослан в монастырь, затем бежал в Польшу, где написал «Словеса дней и царей». Он уверял, что «на Москве людей нет, все люд глупый, жить не с кем»; «московские люди сеют землю рожью, а живут все ло­жью». «Это был своеобразный русский вольно­думец на католической подкладке, – пишет В. О. Ключевский, – проникшийся глубокой антипа­тией к византий­ско-церков­ной чёрствой обрядности и ко всей русской жизни, ею пропитанной, – отдалённый предок Чаадаева».

Подьячий Посольского приказа Г. К. Котошихин , сбежав в Швецию, написал сочинение «О России в царствование Алексея Михайло­вича». Он критически (но не всегда объек­тивно) описывал москов­ские порядки: «А иные бояре, брады свои уставя, ничего не отве­чают, потому что царь жалует многих в бояре не по ра­зуму их, но по породе, и многие грамоте не учёные…».

Устное народное творчество. Сказки, исторические песни создавали образ идеального царя. Любимым героем народа был С. Разин.

Летописание. В 1630 г. написана последняя лето­пись – «Новый летописец », охватившая события от смерти Ивана IV до конца Смуты.

Литература. В XVII в. возникли новые жанры: сатира, драма, по­эзия. Появились вымышлен­ные персонажи.

Бытовые повести : «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне». В «По­вести о Горе-Злосчастии » молодой человек, ушедший от родителей, терпит лишения и раскаивается в мона­стыре. «Повесть о Тверском Отроче монастыре » рассказывает о страданиях отрока, у которого князь отнял невесту.

Биографические повести: «Повесть об Улиании Осорь­иной ». Её автор – сын Ульяны, муромский дворянин Дружина Осорьин.

Автобиографические повести: «Житие прото­попа Аввакума, им самим написанное ». Аввакум повествует о церковном расколе XVII в., на примере полной страданий собственной жизни говорит о преданности идеалам древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. Его эмоциональный рассказ написан простым языком.

Сатирические повести : «Служба кабаку», «Азбука о голом и небога­том чело­веке», «Сказа­ние о куре и лисице» имеют обличительный характер. «По­весть о Ерше Ер­шо­виче» и «О Шемякином суде» высмеивают неправедный и корыст­ный суд. Мелкую рыбёшку Ерша, спорившего с сыном бояр­ским Ле­щом, судьи – «господа Осётр, Белуга и Белая рыбица» – су­дили «по мзде» и признали виновным, после чего «плюнул Ёрш судьям в глаза». Судья Шемяка, надеясь на подношение, решил дело в пользу бедняка, который тайком показывал ему обёрнутый в платок камень. В «Калязин­ской челобитной » и «Повести о бражнике » критиковалась церковь, высмеивались нравы духовенства.

Переводная художественная литература : «Повесть о Бове-королевиче», «История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей…».

Силлабическое стихосложение стихи, в которых количество слогов в каждой строке одинаково. Белорусский просветитель, писатель и поэт Симеон Пóлоц­кий (1629–1680), приглашённый в 1661 г. в Москву для обучения царских детей, сочинял силлабические стихи (сборники «Верто­град многоцветный » и «Рифмологион »). Силлабическая поэзия была тяже­ловесна, помпезна, в ней идеализировалось самодержавное прав­ление. Полоцкий – автор пьесы «О Навуходоносоре царе », комедии «Притча о блудном сыне ». Ученики и продолжатели Полоцкого – Карион Истомин , Сильвестр (Симеон) Медведев .

В XVII в. для царя выпускалась рукописная газета «Ку­ранты ».

Книгопечатание. В сер. XVII в. в России было налажено производство бумаги. Однако её не хватало, поэтому бумагу привозили из Европы. Расширялось книгопечатание. На московском Печатном дворе трудились более 150 человек. В 1-й пол. XVII в. было издано свыше 200 книг – богослужебные книги, официальные документы, учебники. По-прежнему широко распространены были рукописные книги.

Просвещение. Развитие торговли, промышленности, государст­вен­ного аппарата содействовало рас­про­странению просве­щения. Вышли в свет «Грамматика» М. Смотрицкого (1629 г.), букварь Кариона Истомина , печатная таблица умножения – «Считание удобное» (1682 г.). «Азбука» В. Бурцева тиражом 2.400 экзем­пляров разо­шлась в один день. Для учебных целей выпускались «Псалтыри» и «Часословы». В 1672 г. в Москве откры­лась первая книжная лавка.

В 1649 г. боярин Ф.М. Ртищев (1626–1673) открыл школу при Андреевском монастыре, пригласив из Киева 30 учёных монахов. В 1640-е годы учёный Епифаний Славинéцкий († 1675) открыл школу в Чудовом монастыре. В 1665 г. Симеон Пóлоц­кий открыл школу в Заиконоспасском монастыре. В 1680–1681 гг. по инициативе патриарха была открыта школа при Печатном дворе (Типографская школа).

В 1687 г. при царевне Софье два грека, учившиеся в Италии, братья Лих ý ды (Иоанникий Лих ý д , 1633–1717 и Софро­ний Лих ý д, 1652–1730) – открыли в Москве при Заиконоспасском монастыре первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию по образцу европейских университетов. Преподавались на греческом и латинском языках грамматика, риторика, «пиитика», логика, фило­софия, богословие, физика, славянский, греческий, польский и латинский языки. Академия предназначалась для людей «всякого чина, сана и возраста», готовила ду­ховенство и чиновников. После ссылки Лихудов в 1701 г. в Ипатьевский монастырь академия пришла в упадок.

Медицина. Медицинские знания основывались на народных «лечебниках» и «травниках», «Фармакопее» («Фармакологии») Ивана Венедиктова . У царя Михаила Фёдоровича появилась собственная медицинская служба. Известно, что он носил очки. В Аптекарском приказе готовили фармацевтов и врачей, в 1654 г. здесь обучались 30 стрель­цов для «лечбы» (лечения) ратных людей. Епифаний Славинецкий перевёл на русский язык труд западноевропейского учёного анатома XVI в. А. Везалия «О строении человеческого тела». Везалий одним из первых стал изучать человеческий организм путём вскрытия умерших. В России это запрещалось церковью. Ф. М. Ртищев на свои средства строил больницы и богадельни.

Научные знания. В XVII в. шло накоп­ление научных знаний. В России умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения. «Книга сошного письма» содержала сведения по геометрии. Опубликовано 500 наименова­ний печатных книг, в том числе труды по военному делу – «Устав ратных, пушечных и других дел» Онисима Михайлова (1621 г.). Были известны свойства взрывчатых веществ (пороха).

Географические сведения были зафиксированы в «Книге большому чертежу», атласе Рéшетова , «Описании новых земель, сиречь Сибир­ского царства», «Чертёжной книге Сибири» С.У. Рéмезова , «Чертеже городам русским и шведским до Варяжского моря». В 1675–1678 гг. Н.Г. Спафáрий (1636–1708) в ходе путешествия описал Китай. Была известна гелиоцентрическая система Н. Коперника, но преобла­дал предрассудок о Солнце, вращающемся вокруг плоской Земли.

Исторические сочинения. Записной приказ занимался сбором исторических материалов. Историче­ские сочинения написали Ф. Грибоедов , типограф­ский «справщик» (редактор) Поликар­пов и автор «Скифской исто­рии » Андрей Лызлов . Монах Киево-Печерского монастыря Инно­кентий Гизель создал «Синóп­сис » (обозрение), в котором доказывал закономер­ность воссоединения Украины с Россией.

Зодчество . Происходило об­мирще­ние архитектуры – отход от церковной строго­сти и аскетизма. Возник нарядный, праздничный «московский стиль», или «узóрочье ». Посадские храмы строились на средства купцов и посадских людей, в них проявились светские настроения: москов­ские церкви Троицы в Никитниках (1628–1636), Рождества Богоро­дицы в Путинках (1649–1652 гг.), ярославские церкви Ильи Пророка , Иоанна Златоуста в Коровниках , Иоанна Предтечи в Толчкове .

Зодчий Бажéн Огурцов построил «пряничный» Теремнóй дворец Москов­ского Кремля (1635–1636 гг.), возвёл на Спасской башне каменный шатёр, а часовщик-англичанин Х. Галовей установил кремлёвские куранты. Кремль с шатровыми завершениями башен из оборонительного сооружения превратился в парадную резиденцию царей. В селе Коломенском возведён деревянный за­городный дворец царя Алексея Михайло­вича: 270 комнат и 3 тыс. окон. (В XVIII в. он был разобран из-за ветхости, восстановлен в 2010 г.). В 1670–1680-х гг. построена резиденция ростовского миторополита – Ростовский кремль . В г. Иванове сохранились постройки XVII в. – Успенская деревян­ная церковь и каменное здание – Щуд­рóвская палатка владельцев села князей Черкас­ских.

Патри­арх Никон противостоял обмирщению зодчества. Он запретил шатровые храмы, требовал строить тра­диционные 5-главые соборы крестово-купольного стиля. Никон возвёл соборы Новоиерусалимског о монастыря под Москвой и Ивер­ского монастыря на Валдае.

В конце XVII в. под влиянием Западной Европы возни­к на­рышкинский стиль, или «московское барокко» . Характерные черты: устремлённость ввысь, мно­гоярусность, сочета­ние краснокирпичной кладки с белокаменной отделкой (церковь Покрова в Фил я х 1690–1693 гг., построена дя­дей Петра I – Л.К. Нарышкиным ).

Крепостной зодчий Яков Б у хв ó стов возвёл Успенский собор в Рязани. В 1690-х гг. М.И. Чоглоков построил Сýхареву башню в Москве.

Живопись. В иконописи сложились два направления: годуновская и строгановская школы. Годуновские иконы архаичны, выполнялись по заказу Бориса Годунова, по образцам живописи Андрея Рублёва. Стрóгановская школа назва­на по фамилии заказчиков – купцов Строга­новых. Черты строгановской иконописи: миниатюрное письмо, выпи­сывание деталей на малой площади, грациозное изящество поз, обилие золота и серебра (иконописцы Прокопий Чирин , Истома Савин и др.).

Ху­дожник «царский изограф» Симон Ушаков (1626–1686), стремясь к реализму и светскости, писал иконы так, «как показывает зеркало». Икона «Спас неруко­творный » представляет собой живое, одухотворённое лицо Христа. Икона «Насаждение древа государства Всероссийского » изображает Ивана Калиту и митрополита Петра, поливающих дерево, на ветвях которого укреплены медальоны-портреты московских князей и царей. Стремление к реализму позволило Ушакову впервые в русской иконописи изобразить обнажённое жен­ское тело – библейскую Вирсавию.

Фресковая живопись стала более светской, праздничной (роспись церкви Троицы в Никитниках). Артель костромских и ярославских художников Гурия Никитина (Кинешемцева ) (1630-е–1691) и Силы Савина создала яркие фрески ярославского храма Ильи Пророка.

Процесс обмирщения выразился в стремлении к реа­лизму в иконах и портретах. Возникла парс ý на (от слова «пер­сона») – портрет, сочетающий приёмы и́конописи и свет­ской живописи. Писались парсуны на дере­вянных досках, как иконы, но на них изобража­лись светские люди («Князь Скопи́н-Шуй­ский », «Царь Фёдор Иоаннович »).

В кон. XVII в. живописцы переходят от парсуны к европейскому портрету на холсте (портреты князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова, Л. К. Нарышкина). Вырос уровень резьбы по дереву.

Театр . Популярностью в народе пользовались представления скоморохов – бродячих артистов. Скоморошьи «игрища» продолжали языческие традиции. В 1648 г. царская грамота запрещала «позорища» (зрелища), «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды». Их предписывалось ломать и жечь. За ослушание велено было бить батогами. Однако по-прежнему находились люди, которые «приказывают медведчикам и ско­морохам на улицах, торжищах и распутиях сатанинские игры творить, в бубны реветь, в ладоши бить и плясать».

При царском дворе находилась Потешная палата – театр-балаган с шутами и карликами. В 1672 г. Алексей Михайлович открыл придворный театр. Все роли в пьесах исполняли мужчины. Разыгрывались пьесы на легендарно-исторические и библейские сюжеты («Артаксер­ксово действо», «Юдифь»), светские комедии и балетные спектакли. Использовались запад­ные музыкальные инстру­менты: оргáны, скрипки. После смерти царя театр был закрыт.

Быт . Жилище . Богатые и бед­ные жилища очень отличались друг от друга. Богатые дома имели расписные потолки и стены, ковры, гра­вюры, зеркала, люстры. Основным типом бедного русского жилища был срубный дом – изба. Иностранцы отмечали некомфор­табельность избы: отопление «по-чёрному», ма­ленькие оконца и двери, отсутствие кроватей, освещение лучиной, содержание в избе зимой молодняка скота, дымный и спёртый воздух. «Что каса­ется построек этой страны и образа жизни этих людей, – писал Г. Айрман – побы­вавший в России в 1669 г. в составе шведского по­сольства, – их жилища можно скорее сравнивать со стойлами для скота и свиней, чем с домами...»

Домашний быт соответствовал «Домострою». Семейные разводы были запрещены церковью. За XVII в. известны лишь два решения церков­ного суда о разводе. Велась борьба с курением: людей, уличённых в куре­нии, секли кнутом и ссылали в Сибирь.

Одежда была тяжёлая, меховая, с длин­ными рукавами. Алексей Михайлович издал указ о запрете европейской одежды и стрижки: чтоб никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев и шапок с иноземных образцов не носил…». Преследовалось бритьё бороды – «за блудоно­ский образ». Фёдор Алексеевич, наоборот, запретил яв­ляться во дворец в русской одежде, при­казал сменить её на европей­ские кафтаны. Традици­онные русские одежды, по его мнению, были «приличны женскому платью и слу­жилому, и дорожному времени не потребны».

Питание . Еда оставалась традиционной. Народ пил квас, мёд, пиво. В богатых домах имелись привозные вина, пряности, фрукты. В 1638 г. в России появился чай – дар московскому царю от монгольского хана.

Развлечения . Царь и знатные люди были заяд­лыми охотниками. Алексей Михайлович составил пособие по соколиной охоте – «Урядник: новое положение и устроение сокольничья пути ». Чтобы прокормить цар­ских соколов и кречетов, крестьяне несли «голуби­ную повинность», при кречатне содержалось более 100 тыс. пар голубей.

Таким образом , русская культура XVII в. развивалась под влиянием со­циальных конфликтов, изменений в общественно-экономической жизни, расширения связей с западноевропейскими странами. Начинается развитие новой, светской культуры.


Крепостной - от крепость. Слово и понятие "крепостной" применительно к крестьянину происходит от слов закрепить, прикрепить. Крепостные были закреплены за помещиком, были его собственностью, не могли от него открепиться, освободиться.


Шесть дней в неделю крепостные крестьяне вынуждены были работать на помещика. Отсутствие времени и денег определяло их простой быт. По воскресеньям и праздникам они были вынуждены работать на собственных земельных участках, чтобы хоть как- то обеспечить пищей свою семью, в которой зачастую было до 10 детей. Основными развлечениями крестьян были массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки на природе. Еда была довольно скудной - похлебка, щи и мучные изделия. Крестьянские дети не получали образования и в будущем повторяли жизненный путь своих родителей.


Образ жизни крестьян Труд, трудовая этика. Коллективизм и взаимопомощь, круговая порука, уравнительный принцип. Ритмы крестьянской жизни. Обилие праздников в традиционной народной культуре. Сочетание будней и праздников. Быт будней, быт праздников. Патриархальность крестьянского быта. Виды творчества в крестьянском быте, позиции самореализации и самообслуживания. Социальный идеал. Народное благочестие, аксиология крестьянского мира. Ранжирование быта по демографическим и имущественным признакам. С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение, Троица и другие, а также седьмой день недели - воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. Работать в праздничные дни считалось грехом. Однако беднота работала и по праздникам.


Рассмотрим, как же строилась жизнь крепостных крестьян. Центром поместья или вотчины обычно было село или сельцо, рядом с которым стояла господская усадьба с домом и надворными постройками. Село обычно являлось центром примыкавших к нему деревень. В среднем селе насчитывалось около дворов, а в деревнях стояло обычно 2-3 двора.



Черносошные крестьяне - категория тяглых людей в России в XVI-XVII века, это класс земледельческого населения России, сидевший на "черной", т. е. невладельческой земле. В отличие от крепостных крестьян, черносошные крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства. Жили преимущественно на малоосвоенных окраинах страны с суровым климатом, а потому часто вынуждены были заниматься охотой, рыболовством, собирательством, торговлей


За выполнение государственных повинностей отвечал владелец, и государство передавало ему часть административно-фискальных и судебно-полицейских функций. У черносошных крестьян эти функции выполняла община с мирским сходом и выборными должностными лицами: старостой и сотскими. Мирские органы производили раскладку податей, чинили суд и расправу, защищали земельные права общины. Мир был связан круговой порукой, что препятствовало выходу крестьян из общины.


Дворцовые крестьяне Дворцовые крестьяне - феодально-зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии. Земли, населённые дворцовыми крестьянами, назывались дворцовыми. Дворцовое землевладение складывается в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.). Основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение великокняжеского (позже - царского) двора продовольствием. Дворцовые крестьяне занимали промежуточное положение между частновладельческими и государственными крестьянами. Та часть крестьян, которая находилась в личных вотчинах царя в XVII в. была на положении помещичьих. Положение же остальных дворцовых крестьян было ближе к государственным, чем к частновладельческим.


Казачество Казачество – военное сословие в России в XVIII- начале XX вв. В XIV- XVII вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие службу в пограничных районах, городовые и сторожевые казаки; в XV-XVI вв. за границами России и Польско-Литовского государства на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке возникают самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков, главным образом из беглых крестьян, которые являлись главной движущей силой народных восстаний на Украине XVI- XVII вв. и крестьянских войн в России XVII-XVIII вв. Правительство стремилось использовать К. для охраны границ, в войнах и т. д. и в XVIII в. подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие.


Подводя итог, хочется отметить, что несмотря на свое тяжелое положение крестьяне жили и по своему радовались жизни. Наиболее сильно это отражается в проведении различных праздников. Даже начинает складываться впечатление, что русскому мужику действительно море по колено, а горы по плечо.