Анализ лирического стихотворения «Смерть поэта. Стихотворение «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова. Восприятие, толкование, оценка Смерть поэта лирический герой

Злобина Анастасия

Данная исследовательская работа содержит сравнительный анализ нескольких стихотворений, написанных разными поэтами, одновременно откликнувшимися на смерть Пушкина. Обучающаяся анализирует язык, стиль, систему образов, эмоциональное состояние авторов, что сближает и что отличает друг от друга данные лирические произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов п. Восточный
Омутнинского района Кировской области

Исследовательская работа

Сравнительный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» со стихами современников, также откликнувшихся на гибель А. С. Пушкина

Выполнила Злобина Анастасия

ученица 9 Б класса

Руководитель работы

учитель русского языка и литературы

Серебрякова Елена Витальевна

2014 Оглавление

  1. Введение стр.2
  1. Глава 1 Чувства и настроения ранней лирики Лермонтова стр.3

Глава 2 Характер лирического героя в стихотворении М. Ю. Лермонтова

«Смерть поэта» стр.4

Глава 3 Сравнительный анализ стихотворений М. Лермонтова, В. Жуковского, Ф.Тютчева и А. Полежаева

Параграф 3. Тема возмездия стр.6

  1. Заключение стр.7
  1. Библиографический список стр.8
  1. Приложение стр.9-11

Введение

Актуальность исследования

15 октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского поэта, прозаика, драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова. За 27 неполных лет своей жизни Лермонтов оставил уникальное творческое наследие, сочетающее в себе гражданские, философские и личные мотивы и имеющее исключительное значение не только для отечественной, но и для мировой культуры.

Как А. С. Пушкин, так и М. Ю. Лермонтов задумывался о судьбе поэта в обществе и в мире, но, в отличие от Пушкина, для которого участь поэта могла быть печальна, но могла быть и наполнена радостью творчества, восторгом вдохновения, для Лермонтова она была часто трагична и связана с непониманием и гонением. Подтверждение своим мыслям о тяжкой и суровой доле певца-поэта Лермонтов нашел в гибели Пушкина.

На смерть А. С. Пушкина откликнулся не только Лермонтов, но и многие другие современники. У кого из известных в России поэтов того времени есть стихи на эту тему, как в них воспринимается это трагическое событие, в чем увидели поэты причину гибели Пушкина? На эти вопросы я попыталась ответить в своей исследовательской работе.

Проблема

Каким видел Лермонтов отношение к поэту и какой видел судьбу поэта в современном обществе?

Цель исследования

Выявление новаторского, революционного характера стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» в сравнении со стихами современников, посвященными этой же теме.

Задачи исследования

1. Выявить чувства и настроения ранней лирики Лермонтова

2. Раскрыть характер лирического героя в стихотворении «Смерть поэта»

3.Провести наблюдения над темой, проблематикой, языком, стилем, системой образов, изобразительно-выразительными средствами выбранных стихотворений

4. Выяснить, как в стихах разных поэтов

*объясняется причина гибели А. С. Пушкина

*отображается образ убийцы А. С. Пушкина

*поднимается тема возмездия

Основная часть

Глава 1

Чувства и настроения ранней лирики Лермонтова

Поэзия Лермонтова – явление сложное, порождённое определённой исторической эпохой. Страстное желание понять своё назначение, понять психологию героя своего времени, понять исторические судьбы Родины и народа – всё это определило содержание и стиль лермонтовской лирики. Глубокий психологизм, тонкий анализ человеческой души, в первую очередь своего собственного внутреннего мира, гневные обличения – таковы особенности творчества Лермонтова, определившие его язык и стиль.

Для ранней лирики Лермонтова характерны тоска по свободе, ненависть к рабству, вера в неизбежную гибель тирана. В лексике широко используется словарь декабристской лирики, слова – символы, связанные с идеалом свободы и ненавистью к рабству: рабство, цепи, отчизна, свобода, святая вольность, тиран и т.д. Эти слова знакомы нам по произведениям Рылеева, Грибоедова, молодого Пушкина.

Но у Лермонтова по- иному звучат мотивы и образы декабристской поэзии. В стихах Рылеева и молодого Пушкина мы слышим ораторские интонации, бодрый, оптимистический призыв к борьбе. Жажда деятельности наполняет и стихи юного Лермонтова, но они приобретают пессимистическую окраску, так как поэт осознаёт неосуществимость своих желаний.

Лирический герой раннего Лермонтова обращается к самому себе или близкому другу, он не произносит речей, а размышляет над своей судьбой, пытается разобраться в своём внутреннем мире. Его стихи - не призыв к борьбе, а лишь тоска по борьбе («так жизнь скучна, когда боренья нет…»), глубокие мучительные раздумья.

Глава 2

Характер лирического героя в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»

29 января 1837 года лучших людей России поразила страшная весть: Пушкин смертельно ранен на дуэли. Их гнев и скорбь, их чувства и мысли выразил дотоле никому не известный молодой поэт – М.Ю. Лермонтов. Герцен сказал, что выстрел Дантеса, убившего Пушкина, разбудил душу Лермонтова.

Всенародное горе, страстное негодование заставили по-новому зазвучать поэзию Лермонтова. От раздумий и самоанализа поэт обращается к гражданской лирике. Перед нами уже поэт-оратор, поэт-трибун, и голос его звучит, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Стихотворение представляет собой лирический монолог, в котором гневная речь поэта-оратора состоит из резко меняющихся по своей ритмике отрывков. Столь же резко меняется тональность и стиль. С одной стороны, возвышенная, декламационная лексика, восходящая к жанру оды, с другой - плавная, задумчивая речь с воспоминаниями, размышлениями, сожалениями, обычная в элегии. С одной стороны, обличительные эпитеты, броские и негодующие:

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

С другой стороны, слова и образы, взятые из элегий:

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать. Гневное обличение сменяется рассказом («Его убийца хладнокровно…»), затем элегическим размышлением, затем снова ораторской речью, элегией и опять декламацией («А вы, надменные потомки…») Ритм и речь передают нервное состояние и страстное переживание исполненного негодования и чрезвычайно взволнованного поэта.

Лирический герой стихотворения говорит не только о себе, он выступает от имени лучших людей России. Если раньше он лишь предчувствовал неизбежность гонений, то теперь он безбоязненно совершает гражданский подвиг, во всеуслышание обвиняя высокопоставленных убийц Пушкина и зная, что за это ждёт его неизбежная кара.

Чем особенно близок ему погибший поэт? Лермонтов видит в его жизни то же непримиримое противоречие, которое определяет и его положение в обществе: «свободный, смелый дар», «сердце вольное», «пламенные страсти» - и «завистливый и душный свет». Конфликт Поэта с окружающим его миром выглядит трагически неразрешимым. Родную душу увидел Лермонтов в своём старшем собрате, и образ поэта, нарисованный им, - это не только образ Пушкина, но и образ лирического героя самого Лермонтова.

Глава 3

Сравнительный анализ стихотворений М. Лермонтова, В. Жуковского, Ф. Тютчева и А. Полежаева

Гибели Пушкина посвятили свои стихи и другие поэты: В.А. Жуковский («Пушкин»), Ф.И.Тютчев («29 января 1837 года»), А.Полежаев («Венок на гроб Пушкина»).

Глубокая скорбь звучит во всех стихах, все поэты горестно оплакивают безвременно погибшего гения. Несколько особняком стоит по-своему замечательное стихотворение Жуковского. Прямо, непосредственно горе в нём не выражено, но глубоко трогает самый тон раздумий над прахом усопшего, самый образ мёртвого поэта, так просто нарисованный в стихотворении:

Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе

Руки свои опустив. Голову тихо склоняя,

Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем

Мёртвому прямо в глаза…

Параграф 2. Объяснение причин гибели Пушкина, портрет убийцы

Никто с такой ясностью, гражданской смелостью не обличал виновников гибели Пушкина, как автор «Смерти поэта».

Лермонтов открыто обвиняет в гибели Пушкина всю придворную клику, правящую знать, раболепствующую толпу, для которой был нетерпим сам факт существования совсем другого невольника - «невольника чести». Он дает убийцам социально-историческую, а не только нравственную характеристику: «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов»- это новая знать, сделавшая карьеру в ущерб знатным родам, обиженным «игрою счастия». «Подлые»- значит не только морально низкие, но и люди относительно низкого происхождения. Николай 1особенно не доверял независимой старинной знати, из которой вышли многие декабристы. Пушкин гордился своим шестисотлетним дворянством и светскую «чернь» оценивал весьма сурово.

Лермонтов характеризует Дантеса, убийцу Пушкина, как ничтожество, жадного карьериста: он не просто «искатель счастья и чинов», он отправляется в Россию на их «ловлю», он не только ищет, он ловит чины и богатства. Дантес презирает язык России, то есть её культуру, поэзию, народ.

Жуковский не говорит о причине гибели Пушкина, никого не обвиняет, и мысли его над прахом Пушкина – это мысли о таинствах смерти, о загробной жизни, о вечном покое:

Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось:

«Что видишь?»

Другие поэты, в отличие от Жуковского, говорят не только о гибели Пушкина, но и о её причинах. Однако говорят они об этом глухо, туманно, полунамёками, никого прямо не обвиняя, не делая никаких политических выводов. А. Полежаев выражает глубокую скорбь, но весьма неопределённо говорит о причинах несчастья:

Когда рука его сулила

Нам тьму надежд, тогда сразила

Его судьба, седой палач!

Однажды утро голубое

Узрело дело роковое…

О, плачь, Россия, долго плачь!

Здесь иначе, нежели у Лермонтова, рисуются обстоятельства и причины гибели Пушкина. Это – «дело роковое», во всём виноваты судьба, рок. И Лермонтов, и Полежаев используют образ «палача»; но Полежаев говорит: «сразила его судьба, седой палач», а Лермонтов считает, что во всём виноваты «Свободы, Гения и Славы палачи».

Тютчев об убийце Пушкина говори т так:

Будь прав или виновен он

Пред нашей правдою земною,

Навек он высшею рукою

В «цареубийцы» заклеймён.

Параграф 3. Тема возмездия

При сопоставлении концовки лермонтовского и тютчевского стихотворений (в стихотворении Полежаева тема возмездия отсутствует) мы видим, что оба поэта апеллируют к Божьему суду. Но Тютчев решает эту тему в духе христианской религии. Обращаясь к Пушкину, он говорит:

Вражду твою пусть Тот рассудит,

Кто слышит пролитую кровь…

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Здесь речь идет о примирении (в таком смысле, как принято было говорить: «Бог ему судья»), а у Лермонтова «Божий суд» - условный образ, и грозит этот суд расплатой, местью, кровопролитием. Понятно, почему из всех поэтов, посвятивших свои стихи гибели Пушкина, каре подвергся один Лермонтов и почему именно его стихи распространились по всей России.

М. Горький сказал о Лермонтове: «…и один он проводил гроб поэта криком злобы, тоски и мести».

Заключение

Революционность лермонтовского стихотворения, отличающая его от других стихов на эту же тему, определила и его реалистичность- реалистичность образов и языка, также отличавшую его от стихов Жуковского, Тютчева, Полежаева.

Реализм «Смерти поэта» проявляется прежде всего в том, что Лермонтов раскрывает типический конфликт своей эпохи - конфликт между самодержавно-крепостнической монархией, правящими кругами и передовыми силами русского общества. Образы Лермонтова исторически и социально конкретны. Рисуется не отвлеченный образ поэта – вдохновенного певца, а типический, конкретный образ поэта, живущего в условиях самодержавно-крепостнического строя.

Библиографический список

1.Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збарский; под ред. В. Я. Коровиной._М.: Просвещение, 2014. - 416с.

2.Висковатов П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество [Текст]/ Висковатов П. А.- М.: Современник,1987. – 520с.

3. Золотарева, И. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. - 4-е изд.. перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2008.-416 с.

4. Качурин, М. Г., Шнеерсон, М. А. Изучение языка писателей [Текст] / Качурин, М. Г., Шнеерсон, М. А.-М.;Учпедгиз, 1961.- 303с.

5.Федоров Л. В. «Смерть поэта» среди других откликов на гибель Пушкина [Текст] /: статья /Лит. в школе,1967. №3 - с.32

Традиционно творчество Лермонтова делят на три периода: 1828 - 1832 (время ученичества, поиска своего пути, собственного голоса, осознания своего дара), 1833 - 1836 (годы становления, поиска собственных тем, окончательное определение позиции лирического героя поэта по отношению к миру), 1837 - 1841 (последний период творчества начинается стихотворением «Смерть поэта», после появления которого Лермонтов, как когда-то Байрон после выхода в свет двух первых песен «Паломничества Чайльд Гарольда», «проснулся знаменитым»; мыслящими людьми России Лермонтов воспринят как законный наследник Пушкина, однако молодой поэт идет не по пути развития и углубления реализма, а продолжает и завершает, по мнению исследователя В.С. Баевского, эпоху высокого романтизма в русской поэзии).

Главная тема Лермонтова - личность в процессе самопознания и развития. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника - недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записи - датой или словами «отрывок», «исповедь», «монолог». Лирика Лермонтова - летопись становления души, и в этой исповедальности, абсолютной искренности - художественное открытие автора. Лирический герой всего лермонтовского творчества предельно близок автору, в то время как всему внутреннему строю самого поэта глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм - с его культом избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к миру - и отторжения от людей. Часто стихи Лермонтова являются вариациями на тему одного и того же поэтического сюжета, где мы встречаем устойчивый образ лирического героя: романтический герой лермонтовской поэзии - цельный, бескомпромиссный, устремленный к свободе, но предельно, катастрофически одинокий. Одинокий герой противостоит толпе, всему миру, Богу. Это один и тот же тип героя, однако необходимо помнить, что в «Демоне», например, воплощен «пессимистический», а в «Мцыри» - «гармонический вариант лирического героя». Лирический герой, гордый и непреклонный, всегда платит сполна не только за свободу (ключевое для поэзии Лермонтова понятие), как Демон, но даже за порыв к свободе, как герой поэмы «Мцыри».

Творческий метод Лермонтова, во всяком случае до «Героя нашего времени», можно определить как психологический романтизм (русский литературный опыт уже обогащен пушкинскими психологизмом и историзмом как основополагающими художественными принципами, что не могло не отразиться в поэзии Лермонтова). Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Таким образом, мы находим ключевые слова к миропониманию поэта: оно строится на понятиях свободы, личности и судьбы. Эти категории восприняты Лермонтовым во всей их неоднозначности. И сама неоднозначность понятий приводит к внутренней конфликтности мировидения поэта.

Лермонтов погружается в исследования сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенства. Эта тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека - удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. Романтическое двоемирие, как замечает В.С. Баевский, представлено у Лермонтова необыкновенно настойчиво и убедительно. Чем хуже, безнадежнее земная жизнь, тем более упорно лирический герой поэта стремиться прочь от нее - к небу, к идеалу, в мир своих воспоминаний, своей души. Но и душа героя подвержена разъедающему, отравляющему влиянию мира. В традиционный «внешний» конфликт романтизма (личность и мир) Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил - сил добра и зла - в душе самого человека. Именно поэтому одного из ранних своих автобиографических героев назвал он «странным человеком», тем самым определив новизну, странность для общества и такого типа сознания, подобной психологии личности. Своеобразие лермонтовского героя заключается как раз в том, что временами он устремлен к слиянию с природой, душа его открыта добру, любви, Богу. Таково стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…», завершающееся строками:

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Но временами «мировая скорбь», вызванная неудовлетворительным состоянием мира, где нет места могучей личности, оборачивается в лирике поэта разъедающим душу скепсисом. Вот как подводит итог скорбным размышлениям о жизни герой стихотворения «И скучно, и грустно»:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -

Такая пустая и глупая шутка…

В лермонтовском творчестве нередко можно обнаружить стихи, контрастные по настроению, в них выраженному, но написанные почти одновременно: («Ветка Палестины» и «Узник» (1837), «Молитва» («В минуту жизни трудную…») и «Не верь себе…» (1839)). Таким образом, пессимистическое мировосприятие в душе лирического героя соседствует, переплетается со стремлением к гармонии, тягой высокому и вечному, что характерно для всей лермонтовской поэзии. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро, и зло находятся не вне человека, но внутри него, в его душе. И нельзя, совершенствуя окружающий мир, ожидать, что он, изменившись к лучшему, изменит людей. Поэтому так мало в лермонтовской лирике отражения внешней жизни: все его внимание сконцентрировано на духовном пути героя. Лучше всего он сам сформулировал свой основной творческий принцип в «Герое нашего времени»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...» Лирический герой Лермонтова сам творит свою Судьбу.

Один из важнейших мотивов творчества Лермонтова - Земля и Небо в противостоянии их символических значений. Издавна Небо и Земля символизировали Дух и Плоть, возвышенное и обыденное, абсолютное Добро и абстрактное Зло. Лермонтов не отрицает этих значений, но, опираясь на них, ставит свои акценты, наполняет абстрактные философские категории личностным содержанием. Для него нет абсолютного Добра и абсолютного Зла. Поэт видит смысл этих понятий лишь при соотнесении их с конкретной личностью. И тогда в его творчестве начинают равноправно существовать пантеистические (пантеизм (от гр. pan - все и theos - бог) - религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества) и богоборческие мотивы. Осмысливая библейские сказания, он стремится воссоздать (без поправки на века толкований) изначальный их смысл, увидеть плоть этих легенд. И тогда его Демон перестает быть вместилищем порока. Перед нами открывается мятущаяся душа падшего Ангела, усомнившегося в мудрости Бога, в однозначности Добра - и отвергшая и Добро, и Бога. Таким образом, сомненье, то есть духовный поиск - исток зла, проклятье. Но этим «злом» движется мир. Безусловная вера в мудрость Бога приводит к статике, к остановке на духовном пути, к тупику. И «Дух отрицанья, дух сомненья», Демон избирает свой путь - путь бесконечного одинокого поиска. Образы Демона и Ангела воплощают для Лермонтова столкновение непримиримых идей вечного сомненья и безусловной веры.

В стихотворении «Ангел» поэт создает картину начала земного пути души. В «мир печали и слез» душа попадает, сохранив воспоминание о «песне святой» Ангела. Это воспоминание претворяется в тягу к идеалу, к абсолютному совершенству, - тягу, томящую душу:

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

И это же «воспоминание» души о Небе, о недостижимом идеале, становится дьявольским искушением:

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня.

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня;

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда

И, дав предчувствие блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

(«Мой демон», 1831)

Но в сложном, противоречивом духовном мире лермонтовского лирического героя сомнение и искус могут привести к вере:

Когда б в покорности незнанья

Нас жить создатель осудил,

Неисполнимые желанья

Он в нашу душу б не вложил,

Он не позволил бы стремиться

К тому, что не должно свершиться,

Он не позволил бы искать

В себе и в мире совершенства,

Когда б нам полного блаженства

Не должно вечно было знать.

(«Когда б в покорности незнанья…», 1831)

Земля и Небо в понимании Лермонтова не просто противостоят друг другу. Они, выражая разнонаправленные силы, существуют только в своем единстве, более того - во взаимопроникновении. Прочтем стихотворение 1830 года «Ночь I», попробуем вникнуть в суть этой поэтико- философской медитации. Что происходит с человеком в момент смерти, что обретает душа, «не слыша на себе оков телесных», воистину ли тело - темница души, оковы, не позволяющие ей свободного полета в бесконечности? Вот душа освободилась от пут земной жизни - и что же?! Тело, бывшее при жизни лишь тюрьмой, оказывается не оковами души, но ее естественным продолжением. При виде разлагающегося тела душа испытывает физические страдания, «судорожную боль». Только вдумайтесь: судорожная боль - души! Дух и Плоть оказываются едины, Земля и Небо в человеке - неразрывны. Удивительное философское осмысление этой трагической сути человека дает Лермонтов в стихотворении «1831-го июня 11 дня»:

Есть время - леденеет быстрый ум;

Есть сумерки души, когда предмет

Желаний мрачен: усыпленъе дум;

Меж радостью и горем полусвет;

Душа сама собою стеснена,

Жизнь ненавистна, но и смерть страшна.

Находишь корень мук в себе самом,

И небо обвинить нельзя ни в чем.

Я к состоянью этому привык,

Но ясно выразить его б не мог

Ни ангельский, ни демонский язык:

Они таких не ведают тревог,

В одном все чисто, а в другом все зло.

Лишь в человеке встретиться могло

Священное с порочным. Все его

Мученья происходят оттого.

Это стихотворение очень многое объясняет в духовном мире лирического героя Лермонтова. Человек сложнее просто чистоты и просто зла, поэтому его душа состоит из сопряжения ангельских и демонских сил. Этот хаос противоречий по самой сути своей устремлен к достижению гармонии, ибо хаос не самодостаточен. Поэтому так важен космический масштаб лермонтовского творчества: тяготение к Космосу как к высшей гармонии, абсолютному Идеалу - естественный и единственный путь преодоления внутренних противоречий личности.

Мотив странничества, скитальчества - еще один важнейший мотив в творчестве поэта. Тема странничества, как известно, достаточно широко разрабатывалась в западноевропейской романтической литературе (у Байрона, немецких романтиков), в русской поэзии к ней обращались В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин. «Скитальцами», «странниками» часто осознавали себя и сами поэты-романтики, и в том числе Лермонтов, писавший в 1832 году:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой…

А через пять лет - в 1837 году в стихотворении «Молитва» - напишет:

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника, в свете безродного...

В этом выразился классический стереотип романтического поэта (странник, противостоящий миру), соединяющий в себе одновременно «избранничество» и «гонения». Перед нами особое - добровольное - одиночество странника, когда отторжение от окружающего мира становится для лирического героя не клеймом проклятия, а знаком избранности:

Изгнаньем из страны родной

Хвались повсюду, как свободой…

(«К***» («О, полно извинять разврат!»), 1830)

Но мотив странствия, скитальчества выходит у Лермонтова за пределы конкретной, индивидуальной судьбы поэта и становится выражением судьбы всего современного автору поколения. В зрелом творчестве Лермонтова этот традиционно романтический мотив становится одним из центральных. Достаточно вспомнить условно-символические образы листка-«странника» («Листок»), тучек небесных - «вечных странников» («Тучи»), «странниками» становится и целое поколение в лермонтовской «Думе», особым образом «странничество» интерпретируется в поэме «Мцыри». Мотив странствия является одним из ведущих и в романе «Герой нашего времени».

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М., 1994.

Баевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980 гг. Компедиум. - Смоленск: Русич, 1994.

Стихотворение «Смерть поэта» относится ко второму периоду творчества поэта и датируется 1837 годом. Считается, что Михаил Лермонтов в это время автор стал наиболее остро чувствовать реалии окружающей его действительности. Стихотворение стало откликом Михаила Юрьевича на трагическую гибель Пушкина.

В произведении показаны не только личные чувства автора, но и отношение к той утрате, которую понесла Россия, после смерти Пушкина. Раздумывая над причинами гибели Пушкина, Лермонтов показывает яркую картину общественной травли, клеветы, на которую шли враги. Поэт стал жертвой клеветы, затрагивающей его достоинство - враги добились своей цели.

Погиб Поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..

Несмотря на смерть Пушкина, противостояние поэта (как образного явления) и подлой толпы не прекратилось. Толпа в этом стихотворении - орудие судьбы, в которой отсутствует разумное начало. Но Бог все видит и слышит, он будет судить виновных справедливо. Его нельзя подкупить золотом, деньгами, как наш земной суд, который находится во власти богачей.

Но есть и божий суд, наперсники - разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Божья кара будет для них вечной, так как невинную смерть
никогда не искупишь.
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Но, пока божий суд не свершился, Лермонтов беспощаден к Дантесу: убийце Пушкина. Он называет его хладнокровным убийцей, человеком, который презирает саму Россию и ее жителей.

Чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть выразительность языка, автор использует изобразительные средства: тропы.

Для того, чтобы лучше передать, как и из-за чего погиб поэт, как к нему относились люди знати, как после его смерти они поняли, что потеряли, а, также, чтобы показать, каким был Александр Сергеевич, Лермонтов использует очень много эпитетов: «оклеванный молвой», «мелочных обид», «пустых похвал ненужный хор и жалкий лепет оправданья», «свободный, смелый дар», «дивный гений», «торжественный венок»). Также употребляются метафоры для того, чтобы представить происходящее перед нами в более яркой форме: «невольник чести», «мир кровавый» и др., а также перифразы: «взят могилой», «на устах его печаль»; сравнения:

И он убит - и взят могилой, как тот певец,
неведомый, но милый…
…Сраженный, как и он, безжалостной рукой.;

Гиперболы:

…Пятою рабскою поправшие обломки.

…Пал, оклеветанный молвой…
Поникнув гордой головой

То на предпоследний:

Погиб Поэт! - невольник чести…
С свинцом в груди и жаждой мести…

«Смерть поэта» - это не просто стихотворение, а речь тех, кто был не согласен со складывающимся положением дел, новый образец политики, лирики, бьющей точно в цель.

Сочинение

Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками, творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. Характер своего лирического героя Лермонтов повторил во всех других родах своего творчества: и в героях поэм, и в Арбенине, и в Печорине. Цельность лирическому герою Лермонтова придает система основных мотивов его лирики, проходящая через абсолютно все стихотворения великого русского романтика. И как положено для истинного романтика, исходным и определяющим оказывается мотив резко отрицательного отношения к общественному бытию. Он конкретизируется в образе тирана и ведущей антитезе изображения дворянского света: внешнем благообразии и жестокой внутренней бесчеловечности (”Смерть поэта”, Как часто пестрою толпою окружен”).

Отрицательно оценивает Лермонтов и обратную сторону активной бесчеловечности дворянского света - опустошенность, внутреннюю мертвенность, безвольную, рабскую покорность человека палачам и невеждам. Этот мотив ведущий и универсальный в “Думе” (”Печально я гляжу на наше поколенье”), где все общепринятые ценности поэт признает ложными. Тиранам и рабам противостоит у Лермонтова обладатель острого ума и живого чувства, и чувство это - любовь к свободе. Стремление к свободе порождает мятежность (”Парус”), желание активно бороться за нее (”Я жить хочу! хочу печали”. 1832). Поэтому уделом такой личности остается одиночество в “стране рабов, стране господ” - второй важнейший лермонтовский мотив (”Утес”, “На севере диком”). Герой обречен быть вечным странником (”Нет, я не Байрон”, “Кинжал”, “Листок”), изгнанником (”Тучи”), узником (”Желание” - 1832, “Узник”, “Соседка”). Поэтому герой уходит в себя, в свой внутренний мир.

Уже Белинский показал, что самоуглубление, рефлексия, было в 30-е годы общественно значимо, подготавливало будущую деятельность. В своих размышлениях лирический герой Лермонтова проявляет стойкость, мужество и непримиримость (”Пророк”). Ухода в себя, лирический герой Лермонтова делает свою душу ареной внутреннего конфликта, отражающего его непримиренность с обществом рабов-господ. До Лермонтова русская литература внутреннего конфликта личности не знала, у Онегина он лишь намечен и разовьется после окончания романа. Смысл этого конфликта рас- крывают строки из “Думы”:

* И царствует в груди какой-то холод тайный,
* Когда огонь кипит в крови”,

жажда активной жизни и сознание ее невозможности. Обе стороны этого внутреннего конфликта получили в стихотворениях Лермонтова дальнейшее раскрытие. “Холод тайный” приводит героя к пессимизму и опустошенности:

* И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг
* Такая пустая и глупая шутка”;
* И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
* Глядя насмешливо назад”

”Огонь в крови” заставляет искать иную жизнь, надеяться на нее - третий и тоже характернейший лермонтовский мотив. Стремление отыскать иную жизнь может привести к загробному единению с богом (”Ангел”, “Ветка Палестины”), но чаще всего мы застаем героя в поисках родной души (”На севере диком”, “Утес”, “В полдневный жар в долине Дагестана”). Однако он не верит в дружбу (”…друзей клевета ядовитая…”), что же касается любви -

* Любить… но кого же? на время - не стоит труда,
* А вечно любить невозможно”.

Поэтому любовь в стихотворениях Лермонтова всегда неразделенная, непостоянная, кончающаяся изменой. Безответственность и непостоянство женского чувства у Лермонтова нельзя объяснить биографией поэта: несчастная любовь у него общественно обусловлена. Избавление от одиночества герой находит в соединении с природой. Здесь, подобно Пушкину (от “Брожу ли я вдоль улиц шумных” к “Вновь я посетил”), Лермонтов от констатации равнодушия природы к человеку в стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива” приходит к преодолению этого чувства в своем позднем шедевре “Выхожу я один на дорогу”. Освобождает героя от внутренней конфликтности и одиночества путь к народу, к народной жизни. “Бородино” - очень важная веха на этом пути, ярчайшее проявление единства героя и массы вне антитезы рабов-господ, То же в стихотворении “Валерик” (”Я к вам пишу случайно”).

Народ помогает герою обрести родину. Родина - одна из вечных тем лирики. Сначала Лермонтов трактует родину байронически в духе пушкинской элегии “Погасло дневное светило”, чувство родины заменяет радость изгнанника (”Желание”, “Зачем я не птица, не ворон степной”, “Спеша на север издалека”). Здесь родина представлена в духе поздней лирики Пушкина как место рождения будущего последнего успокоения. Итоги исканий героя находим в стихотворениях “Бородино” и “Родина”, в них родина - это народ в войне и мире. Характерно в последнем стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных представлений к конкретно-бытовым образам.

Общение с народом как единственно действенное лекарство от одиночества и определило понимание Лермонтовым фигуры поэта. Поэт для Лермонтова - одно из конкретных проявлений активности личности вообще.

Значительную часть своего творчества М.Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой. Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем “Пророке”: “С тех пор, как вечный судия мне дал всевидение пророка…” Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лирического героя Лермонтова.

И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показал нам уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: “В меня все ближние мои бросали бешено каменья”. “Шумный град” встречает лермонтовского героя насмешками “самолюбивой” пошлости, презрением. Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике.

Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы: …Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его! У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.

Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как “Смерть поэта” и “Поэт”, “Журналист, читатель и писатель” и др. Так стихотворение “Смерть поэта” стало не только тем произведением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу,за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, “кто жадною толпой” стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они гонители таланта, сплетники, наушники, “свободы, гения и славы палачи” стали причиной смерти поэта.

В другом стихотворении, названном Лермонтовым “Поэт”, эта тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием, прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал “как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных”) забыты, толпа презирает его.

Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:

* Проснешься ль ты опять,
* Осмеянный пророк,
* Иль никогда на голос мщенья
* Из золотых ножон не вырвешь
* Свой клинок,
* Покрытый ржавчиной презренья!

Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, богом данной поэзии. Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.

«В... лирических произведениях Лермонтова, - писал В. Г. Белинский, - виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства... Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые омрачают душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов - поэт совсем другой эпохи и что его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития общества...»
Герой лирики Лермонтова исполнен пламенной страсти к свободе - страсти, испепелившей душу гордого Мцыри:
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Ровное, спокойное течение жизни не для него, его мятежный дух «просит бури, как будто в бурях есть покой». Но действительность далека от романтического идеала, поэтому основные чувства лермонтовского героя - грусть и одиночество:
И скучно и грустно, и некому руку подать...
Для него жизнь - «пустая и глупая шутка». Мотив одиночества звучит почти во всех стихотворениях Лермонтова: «стоит одиноко на голой вершине сосна», «одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет», «одиноко он (утес) стоит, задумался глубоко...», «одинок я - нет отрады», «выхожу один я на дорогу». Исследователи считают, что чувство одиночества идет от внутреннего мироощущения поэта. В ту эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от «безвременья» 30-х годов.
Но быть поэтом, утверждал Лермонтов, значит совершать высокий гражданский подвиг, быть пророком, учителем, борцом. Таков лирический герой стихотворения «Смерть поэта» - смелый, гордый, бунтующий, разочарованный и бесконечно одинокий. Он страдает, окруженный «пестрою толпою», вокруг него суета, блеск маскарада, а ему хочется быть бесконечно свободным. И лишь в мечтах он уносится в прекрасный мир, полный ярких и нежных красок. Это мир природы и мир детства, где герой еще способен чувствовать себя счастливым. Но счастье это кратковременно.
Лирический герой Лермонтова несчастлив в любви. «С слезами горькими, с тоскою» просит он любви, но оказывается жестоко обманутым в своих лучших чувствах. Его герой, кажется, не испытывал радости никогда, не знал удовольствий, полноты жизни. И были у него лишь редкие минуты счастья, спокойствия, душевной гармонии.
Перечитывая Лермонтова, мы каждый раз восторгаемся неповторимым лирическим совершенством его поэзии. Пленяют нас в герое Лермонтова и сила пламенных страстей, и глубокий ум, и прямота, честность, и высокая требовательность к себе и другим.