Цель взаимопосещения уроков учителями образец заполнения. Отчет-отзыв о взаимопосещении урока
Цель посещения
Структура урока:
Новое д/з (3 мин.).
Просмотр содержимого документа
«Отчет-отзыв о взаимопосещении урока математики.»
Отчет-отзыв о взаимопосещении урока математики.
Дата посещения 17.11.2016
Класс 3 «Б» количество учеников 13 человек
Урок ведет преподаватель Рыбкина И. А.
Посетила Мишечкина С. А.
Тема урока Увеличить в несколько раз
Цель посещения обмен опытом проведения уроков
Структура урока: урок состоял из традиционных элементов:
Орг. момент, включая все необходимое: приветствие, проверка готовности к уроку, дисциплина, озвучивание темы, соответствующей рабочей программе и календарному плану, целей урока. (4мин);
Проверка д/з (7 мин.) в письменной и устной форме;
Повторение изученного материала учащимися (29 мин.): работа как индивидуально, так и с учениками у доски;
Выставление и обоснование оценок за работу на уроке (2 мин.);
Новое д/з (3 мин.).
17 ноября мною был посещен урок математики в 3 классе. По посещенному уроку был составлен анализ.Урок был организованным, дисциплина на уроке хорошая. На уроке присутствовали различные формы работы. Рабочее место учителя и ученика было рационально организованным. В начале урока была проведена интересная разминка, что способствовало более быстрому включению детей в урок, повышению интереса к уроку. Для того чтобы у учащихся появился интерес к уроку, чтобы мобилизовать внимание всего класса, было прочитано стихотворение. Цели урока определялись совместно с детьми.Основныезадачи урока были сформулированы педагогом четко и ясно. Учитель показывает примеры чётко и доступно, объясняя важные для понимания учениками моменты, учитель указывает и исправляет ошибки в процессе выполнения упражнений учащимися. Правильно подобранные упражнения по уровням сложности позволяют наращивать сложность по мере усвоения материала. Учащиеся к занятиям относятся с большим энтузиазмом и охотно выполняют задания в тетрадях.
Учитель относится к детям с уважением, пониманием, соблюдает тактичность. Урок проводился согласно программе. Для урока были характерны моменты молчания, замешательства, паузы, т.к. некоторые ученики не были готовы к уроку, не имели домашнего задания.
В ходе урока учителю все же удалось наладить контакт с детьми, создать необходимую обстановку, задействовать весь класс в процесс обучения, контролируя работу каждого ученика.
Во время урока учитель привлекает внимание учеников, задавая вопросы, чаще выходит на уровень диалога с учениками. Методы обучения и воспитания достаточно результативны, не сложны, скоординированы. В процессе урока учитель исправляет ошибки, в случаях затруднений делает подсказки. Учитель придерживается дидактических принципов обучения и воспитания: активности, наглядности обучения, систематичности, последовательности, доступности. Привлекает детей к анализу выполненных заданий, самооценке
В заключительной части урока закрепление основных моментов, рефлексия. Проводится подведение итогов урока, дается домашнее задание.
Учитель был в полной мере подготовлен к уроку.
Цель посещения урока достигнута в полном объеме, получен опыт проведения такого типа урока.
Общие впечатления от урока:
Учитель уверенно и настойчиво требует выполнений задач урока. Он умело держится перед классом. К детям относится с уважением, соблюдает тактичность. Взаимоотношения детей с учителем хорошие. Он дает указания детям правильно, его речь четкая и ясная. К отдельным ученикам применяет индивидуальный подход.
Выводы и замечания:
Урок был построен в соответствии с требованиями к современному уроку:
Урок был четким, целенаправленным (средства обучения соответствовали цели).
Полного управления процессом обучения на уроке добиться удалось сразу.
Урок носил комплексный характер: на уроке были использованы устные и письменные формы работы.
Урок был построен логично и был познавательным.
Урок носил обязательную коммуникативную направленность.
На уроке присутствовало единство обучающей и контролирующей функций, что дает возможность учителю анализировать свою деятельность и деятельность учащихся на уроке.
10 Дифференцированный подход к организации деятельности учащихся, учитывая их различную подготовку.
Структура урока отражала все вышеуказанные принципы.
Преподаватель, посетивший занятие:
/ Мишечкина Светлана Александровна
Лист наблюдения урока.
Джаныбекова Бибигуль Наримановна
СКО, г.Сергеевка, район Шал акына
КГУ «СШ имени Героя Социалистического Труда Е. Шайкина»
В современных условиях работы школы, становится все труднее и труднее выполнять нашу благородную миссию – обучение и воспитание. И не потому, что учителя стали меньше любить свой предмет…
Учитель – это индивидуальность. Результат его работы зависит как от объективных причин, условий, так и от его индивидуального стиля деятельности. Каждый учитель работает в том или ином стиле, исходя из своих индивидуальных особенностей. И эти особенности администрация школы должна знать. Четкое представление о каждом учителе можно составить по многим параметрам. Важным элементом является контроль, способствующий повышению качества образовательно-воспитательного процесса. Функция контроля имеет определенную систему и последовательность операций и действий. Одной из них является – это посещение уроков с его последующим анализом. В современной школе урок – основная форма организации учебного процесса.
Вот уже, который год, посещая уроки своих коллег, использую вопросы и шкалу, которая помогает мне при работе. Вниманию коллег предлагаю «Лист наблюдения урока», вопросы по деятельности учителя можно вносить в таблицу (приложение №2) или использовать при заполнении шкалы (приложение №1 вопросы из листа наблюдения приложение №2) в данном случае выбор за вами.
Лист наблюдения урока
Дата:
Класс:
Количество учащихся по списку:
Количество учащихся на уроке:
Предмет:
Ф.И.О. учителя:
Тема урока:
Цель посещения урока:
Приложение №1
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Приложение №2
Деятельность учителя
Оцен
ка
Замечания, пожелания
1.Психологический режим:
А) мобилизационное начало урока;
Б) эмоциональный настрой;
В) дисциплина;
Г) проверка домашнего задания
2. Постановка перед учащимися цели и задачи их деятельности, её мобилизирующая роль в активности мыслительной деятельности учащихся:
А) при проверке домашнего задания;
Б) в объяснении нового материала;
В) при закреплении.
3.Знание учителем теоретических основ:
А) соответствует программным требованиям;
Б) соответствует задачам урока;
В) в рамках учебного материала;
Г) использование дополнительного,
энциклопедического материала.
4. Оптимально избранная структура урока и темп его проведения:
А) соответствие всех этапов урока;
Б) связь между этапами;
В) соответствие возрастным возможностям учащихся;
Г) занижен;
Д) завышен.
5. Содержание урока:
А) объем;
Б) доступность;
В) научность;
Г) межпредметная связь;
Д) сложность;
Е) логичность;
Ж) стройность;
6. Оптимально выбранные методы:
А) словесные;
Б) наглядные примеры;
В) методы самостоятельной работы;
Г) другие методы.
7. Сочетание форм обучения на уроке:
А) общеклассная;
Б) групповая;
В) индивидуальная;
Г) коллективная.
8. Дифференцированный подход к
слабоуспевающим и наиболее подготовленным
учащимся:
А) при опросе;
Б) при сообщении нового материала;
В) при самостоятельной работе.
9. Рациональное использование времени,
отведенного на все этапы урока.
10. Организация внимания учащихся:
А) отбор дидактического материала;
Б) использование ИКТ
В) наглядные пособия в соответствии с целью урока
11. Контроль успеваемости учащихся.
Регулирование и коррекция знаний учащихся.
12. Приёмы стимулирования активности
учащихся.
13. Единство требований и воздействий
(преемственность).
14. Использование опыта учителей новаторов,
Использование новых педтехнологий.
15. Соблюдение принципов развивающего
обучения.
16. Система поощрений активности учащихся
на протяжении урока.
17. Педагогический такт:
А) учитель избегает прямых указаний;
Б) слабые места в ответах учащихся отмечаются тактично;
В) речь учителя свободна от насмешек;
Г) подбадривание учащихся, испытывающих трудности на уроке;
Д) с нарушителями дисциплины проведение индивидуальной работы после урока;
Ж) к вопросам учащихся учитель относится внимательно, с уважением.
18. Результативность урока (степень освоенности основных понятий).
19. Соответствие оценок
А) учитель объясняет её;
Б) учащиеся поощряются за конкретную работу, деятельность учащихся не остается без внимания.
20. Организация домашнего задания:
А) инструктаж по подготовке Д/З
Б) задание на повторение;
В) индивидуальное;
Г) соответствие содержанию урока;
Д) имеет место перегрузка.
21. Характер общения:
А) доброжелательный;
В) присутствуют элементы нервозности, раздражения.
22. Система письменных и устных работ
23. Итог урока.
24. Выводы урока:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прежде всего, стараюсь контроль использовать демократический (право выбора форм и содержания контроля), неразрушающий (цель контроля не создание худших условий для работы и не преследование контролем, а использование контрольно-диагностической деятельности в целях создания продуктивной, профессиональной среды и повышения качества работы, творчества), стимулирующий (использование контроля для повышения мотивации), поддерживающий (выделять достоинства, возвышать и поддерживать специалистов в их поисках и достижениях), обучающий (именно обучать контролируемых, а не поучать их). Чтобы деятельность учителя была плодотворной.
Учитель перестает быть учителем, когда перестает учиться сам.
А. Макаренко.
Но на деле происходит так: молодые педагоги всячески увиливают, уроки посещают только администрация или руководители методобъединений (должность обязывает), а проведение открытых уроков нередко воспринимается как сущее наказание учителя.
Конечно, многое зависит от условий работы в конкретной школе. Как правило, взаимопосещение уроков — дело добровольное, и регламентируется исключительно локальными актами и приказами. Хотя нередко слышишь, что в некоторых школах наличие тетради взаимопосещения обязательно. Более того, установлено даже минимальное количество уроков за четверть.
Как же организовать взаимопосещение уроков таким образом, чтобы это занятие было полезным и не напряжным? Коллеги, давайте делиться опытом.
- Делимся на группы . Обычно учителей объединяет либо методобъединение, либо отношения "наставник — молодой специалист". Почему бы не объединиться учителям, работающим в одном классе? Особенно это действенно для тех, кто начинает работать в 5-х классах: новые детки после младшей школы — удобнее изучать класс вместе. Или объединится учителям, работающим в выпускных классах.
- Ставим цель . Для чего вы идете на урок? Опустим все формальности вроде "администрация обязывает", "учитель проходит аттестацию", "предметная неделя" и т.п. Гораздо удобнее и практичнее, если каждый учитель (МО, группа учителей, работающих в одном классе) составит перечень целей.
Например, в течение 1-ой четверти — "применение новых технологий и ИКТ", во 2-ой четверти — " ", в 3-ей — "способы работы с отстающими/одаренными учениками" и т.д. Во-первых, вы знаете, на какие аспекты преподавания обращать внимание (к вам же тоже будут ходить). Во-вторых, по итогам четверти накапливается немалая база приемов и методов по одному конкретному вопросу, которую можно обсудить в рамках группы.
- Составляем график . Если вы решили организовать взаимопосещение в рамках такой группы, хорошо бы заранее составить график. В графике желательно учитывать и "окна", и пожелания самих учителей, которые будут приглашать на уроки.
- Облегчаем задачу . Предложите учителям готовые схемы анализов урока. Например, на нашем сайте есть , каждый из которых можно доработать, согласуясь со своими целями. Еще удобнее заполнять эти бланки с помощью компьютера, чем писать постоянно от руки и вести эти толстенные тетради.
- Стимулируем . Можно, например, расписать рейтинг учителей и предложить листы стимулирования. Провел открытый урок — 10 баллов в копилку, организовал мероприятие в рамках предметной недели — еще 5 баллов, посетил урок коллеги с целью наставничества — 1 балл, с целью ознакомления — 0,5 баллов и т.д. Самых отличившихся учителей можно поощрять материально или, например, давать незапланированные отгулы. Наверняка, в арсенале каждой администрации есть .
Пожелания для администрации
- Свободное посещение . Конечно, удобно, когда взаимопосещение уроков регламентировано. Но давить на учителей и требовать по "20 анализов" в четверть — плодить бумагомарательство. Пока вы не покажете практическую действенность взаимопосещения уроков, результатов, увы, не будет.
- Доброжелательное отношение . Опытный педагог знает, что , а отчитывать и критиковать — исключительно наедине. Почему мы забываем это правило, когда идем на урок к коллеге? В крайнем случае, всегда можно найти обтекаемую форму критики: "А посему бы не попробовать вот так? А может изменить вот этот пункт урока на другой?" и т.д.
- Обязательный анализ . Если уж вы пришли на урок, то ограничиваться двумя-тремя общими фразами неразумно. Спрашивается: "Чего тогда приходили?". Хорошо, если вы заранее будете предупреждать учителя о цели анализа урока, что именно вы хотите оценить (умение работать со всем классом, дифференцированный подход, применение новых методик и т.д.). И по итогам обязательно дать развернутую оценку по данному аспекту.
А как у них?
Один из наиболее приемлемых вариантов организации взаимопосещения уроков предложен японскими специалистами. Этот способ получил название Lesson Study или "Исследование в действии".
Вкратце суть такова: формируются группы учителей (обычно, в группе не более 3-5 человек). Затем выбирается один доброволец и ставится конкретная цель анализа уроков.
Например, учитель английского языка. Цель анализа: использование диалога как метода обучения языку. Группа коллег посещает уроки этого учителя (не менее трех) и исследует именно работу с диалогом. В качестве исследуемых (этаких "контрольных точек") в классе выбираются по три ученика (отличник, ученик со средней успеваемостью и отстающий). После проведения 3-4 запланированных на данном этапе уроков, с этими учениками проводят анкетирование (рефлексию).
По итогам происходит "разбор полетов". Но при этом группа учителей становится не только критиками, но и полноправными соучастниками каждого урока. Вполне возможно, что уже после первого посещения можно предложить коллеге свой вариант работы, свою методику, совет, на что обратить внимание и т.д.
Впрочем, это тема для отдельной статьи. А как организовано взаимопосещение уроков в вашей школе?
Организация внутришкольного контроля – один из самых сложных видов деятельности руководителя ОУ, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения различными технологиями.
С целью совершенствования ВШК и повышения уровня преподавания, обмена опытом работы, с целью расширения охватываемости ВШК каждого учителя, каждого ученика, с целью обеспечения демократизации управления школой, кроме традиционных видов контроля в своей работе большое внимание уделяю взаимопосещению руководителями МО, учителями уроков своих коллег . При этом в основном через взаимопосещение решаются такие актуальные и проблемные направления УВР для школы, как:
1. Организация индивидуальных и дифференцированных работ
2. Прослеживание работы учителя по теме самообразования
3. Систематизация деятельности педколлектива по единой методической теме
4.Обощение и распространение ППО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Положение о взаимопосещений уроков
Общие положения
- Настоящее Положение о взаимопосещений уроков является составной частью нормативной документации, регламентирующей порядок ведения образовательной деятельности в МКОУ «Кош - Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» и определяет порядок проведения и функции взаимопосещений уроков в школе.
1.2. Основными целями и задачами взаимопосещений являются:
Обмен опытом работы между педагогами;
Повышение качества преподавания в школе;
Апробирование и введение инновационных форм и методов преподавания;
Совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение уроков взаимопосещений;
Выявление учащихся, обладающих творческими способностями, стремящихся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.
2. Организация и порядок проведения взаимопосещений уроков.
2.1. Уроки проводится в соответствии с учебным планом, планом методической работы, планом проведения открытых уроков.
2.2. План проведения рассматривается на заседании Методического совета или на заседаний методического заседания учителей школы и согласовывается с заместителями директора школы по учебно-воспитательной работе.
2.3. Задачей учителя, присутствующего на уроке взаимопосещения, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, педагогических находок, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.
2.4.Для проведения урока взаимопосещения может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Тема и форма проведения урока определяются учителем самостоятельно
3. Проведение урока.
3.1.Урок взаимопосещения проводится в деловой обстановке.
3.2. Приглашенные входят в класс до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и учащихся.
3.3. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога, ведущего его.
3.4. Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели; с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности.
3.5. Результаты наблюдений отражаются в Листе взаимопосещения урока (Приложение 1).
- Каждый учитель обязан посетить не менее двух открытых уроков в год.
4. Обсуждение и анализ уроков взаимопосещений.
4.1. Обсуждение урока проводится в день его проведения или сразу после урока.
4.2. Цель обсуждения - оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.
4.3. Оценка сценария урока осуществляется с учётом следующих критериев:
- соответствие программе;
- методическая проработка плана и хода урока;
- полнота и разнообразие используемых материалов по теме;
- доступность и оригинальность подачи материала;
- методы и приемы организации деятельности учащихся;
- мотивация деятельности учащихся;
- разнообразие используемых технических и программных средств;
- соответствие итогов поставленной цели;
- тиражируемость (возможность использования коллегами).
4.4. Все присутствующие на уроке сдают заполненные Листы взаимопосещения урока председателю методического совета. На основе листов наблюдений, обсуждении и анализа учебного занятия подводятся итоги посещения. При положительном опыте и возможности использования коллегами, Методический совет принимает решение о его внедрении в педагогическую практику.
Приложение 1
ЛИСТ ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЯ УРОКА
Дата «____» __________ 20___г. Класс _______ _______
Предмет _______________________________
Учитель _______________________________
Посещающий_______________________________________________
ФИО должность
Цель посещения____________________________________________________ __________________________________________________________________
Тема урока _______________________________________________________ ___________________________________________________________________
Цели урока______________________________________________________
___________________________________________________________________
Оборудование______________________________________________________________________________________________________________________
Всего учащихся по списку __________чел. Присутствовало _________ чел.
Формат урока | Проявление на уроке | Комментарии |
||
да | частично | нет | ||
| ||||
Организация урока:
|
Обмен опытом – один из наиболее важных видов методической работы и эффективный путь повышения уровня методической подготовки любого учителя. Обмен опытом может осуществляться через посещение уроков у коллег. Однако продуктивность таких посещений зависит, как минимум, от нескольких факторов.
Подготовка руководителей к посещению уроков
Основные элементы подготовки:
- Повторить основные определения и понятия.
- Повторить типологию уроков и классификацию методов обучения.
- Изучить технологию личностно-ориентированного обучения.
- Сформулировать цель посещения (скорректировать).
- Просмотреть соответствующий раздел учебной программы и материал имеющихся школьных учебников, жела-тельно просмотреть также методические пособия в помощь учителю.
- Постараться самому мысленно смодели¬ровать предстоящий урок.
- Ответить себе на вопрос: «Знаю ли я об учителе то главное, что характеризует его как педагога — уровень квалификации, отношение к делу, детям, к своему профессиональному росту? «
- Если учитель молодой, недостаточно квалифицированный, провести с ним предварительную беседу за несколько дней до посещения урока, дать свою программу наблюдения на уроках. Познакомиться с тематическими и поурочными планами, выяснить, какие основные затруднения испытывает учитель при подготовке к предстоящему уроку, высказать свои соображения. При этом не забывайте, что поурочный план — это личный документ учителя, и в отношении его нужно давать не указания и директивы, а рекомендации и советы. Учитель может по своему усмотрению использовать старый календарно-тематический план, внося в него коррективы.
Важно! Предварительно беседу до посещения урока в ряде случаев полезно провести совместно с опытным учителем, при этом выяснить учебные возможности учащихся, особенности мотивации. Необходимо познакомить учителя с типичными ошибками при проведении урока и схемой самоанализа урока.
- С помощью записей о ранее посещенных уроках у данного учителя восстановить, какие выводы были сделаны, какие даны советы, предложения.
- В некоторых случаях надо решить, не следует ли пригласить на урок опытного специалиста по данному предме-ту, который сможет более квалифицированно проанализировать, оценить урок по содержанию, методам работы, результативности. Ваша позиция при этом будет выражена в вопросах к обоим учителям.
- Если предлагается посетить не один, а ряд уроков, то необходимо заранее выяснить место и роль изучаемой темы в системе всего учебного курса, мысленно спроекти¬ровать в основных чертах тот учебно-воспитательный процесс, который должен протекать на занятиях, вычленить роль каждого из предстоящих уроков, четко определить основные результаты образования, которые необходимо достичь учащимся по изучаемой теме.
- Готовясь к посещению занятий, следует заранее определить форму выявления результативности обучения, подобрать соответствующие тексты, задания для контрольной работы, тесты, вопросник для проверочной фронтальной беседы с классом и т.д.
Основные первичные понятия
Анализ (разложение) — расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы.
Форма — строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием.
Рефлексия (обращение назад) — 1.Размышление, самонаблюдение, самопознание. 2.Форма теоретической деятельности человека направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
Мониторинг
— наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи
с хозяйственной деятельностью человека.
Тип — 1.Единица расчленения изучаемой реальности в типологии. 2. Высшее подразделение в систематике чего-нибудь.
Вид — подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела — рода.
Структура (строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе.
Аспект — точка зрения, с которой рассматривается явление, понятие, перспектива; взгляд на что-нибудь.
Функция — заранее определенная операция над данными.
Общая функция урока — целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и вос-питывающего обучения.
Цель
— 1. То к чему стремятся, что надо осуществить. 2.Заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познава-тельного, развивающего и воспитывающего.
Задача — 1. То, что требует исполнения, разрешения. 2. Поручение, задание
Задача обучения — один из методов обучения и проверки знаний и практических навыков учащихся.
Обучение — передача кому-нибудь какие-нибудь знания, умения и навыки.
Обучение — планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя.
Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойст-во: в результате развития возникает новое качественное состояние объекта — его состава или структуры.
Развитие — процесс перехода от одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Воспитание — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, культурной и общественной деятельности.
Воспитание — навыки поведения привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Метод — форма практического и теоретического освоения действительности, исходя из закономерностей изучаемо-го объекта.
Методы обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направлен-ных на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем.
Метод обучения — это осознанный, схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности.
Приемы обучения — это одна или несколько конкретных операций, преследующих достижение частных, вспомогательных целей того или иного метода. Связь методов с приемами — одни приемы обслуживают определенные ме-тоды, другие пригодны при всех методах, но при всех условиях они выступают в качестве элементов реализуемых методов и методик обучения, вариантно и по выбору, осуществляемому учителем, выступающих в качестве средств и способов достижения конкретных, частных его целей.
Знания — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека.
Умения — способность делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом.
Навыки — умение, созданное упражнениями, привычкой.
Способ — действие или система действий, применяемых при исполнении какой — нибудь работы, при осуществлении чего — нибудь.
Прием — 1. Отдельное действие, движение. 2. Способ в осуществлении чего-нибудь.
Средство — прием, способ действия для достижения чего-нибудь.