Черпак в армии - расшифровка

Армейскую общину можно с уверенностью приравнять к самостоятельной социальной структуре, где существует определенная иерархия. И речь в данном случае идет не о должностях, присваиваемых военнослужащим на государственном уровне, а о неуставных званиях. Таким образом происходит разграничение военнослужащих на группы относительно срока их службы. Переломным моментом стало сокращение срока до 1 года. Однако это не привело к упразднению неуставных званий в армии – они лишь несколько видоизменились.

Построение армейской дедовщины основано на наличии жесткой неуставной иерархии, которая базируется на продолжительности службы с момента призыва. Сокращение срока службы в армии позволило практически полностью устранить дедовщину, однако определенная градация между ступенями иерархии осталась. И чтобы лучше вникнуть во все ее тонкости, следует рассмотреть каждую ступень более подробно.

Запах


Лишь после принятия присяги, новобранец становится “полноценным” военнослужащим

Это первая ступень иерархии, которая не учитывается большинством военнослужащих. После прибытия в часть, большинство военнослужащих ошибочно полагает, что они сразу становятся «духами». Однако это не так. Дело в том, что по армейским меркам призывник, пусть даже и прошедший распределение, еще не является солдатом. По определению, он лишь запах солдата.

«Запахи» во многом схожи с «дембелями», поскольку и те, и другие одной ногой находятся на гражданке. Однако последние пользуются значительно большим уважением у солдат.

После распределительного пункта, призывник может быть отправлен в следующие места:

  1. Учебная часть.
  2. Воинская часть. В данном случае новоиспеченные солдаты попадают в отдельную роту, так сказать, на карантин. Именно здесь будет проходить их обучение.

Как правило, период обучения продолжается не более двух месяцев. Переход на следующую ступень осуществляется лишь после принятия присяги, когда призывник станет полноценным солдатом.

Находясь на карантине, «запахи» приобретают следующие знания:

  • основы строевой подготовки;
  • нюансы прохождения службы;
  • прохождение первых нарядов;
  • обучение марш-броскам.

Духи


Солдат со статусом “Дух” служит не менее 3 месяцев

Статус «духа» бывший «запах» получает после того, как примет присягу. С этого момента он может считаться полноценным солдатом, он получает право на ношение оружия и определенные уставные обязанности.

Кроме представителей офицерского состава и старшин, правом командования духами обладают слоны, о которых речь пойдет ниже.

«Духи» носят данное звание в течение 100 дней. Иногда продвижение по иерархии наступает быстрее. В период пребывания в статусе «духа», солдат узнает обо всех «прелестях» армейской жизни. Речь идет об уборке, и ПХД, нарядах через день и т. д.

Следует заметить, что процесс уборки является отдельным армейским ритуалом. Умение наводить порядок в казарме считается целым искусством, которому духи обучаются с особой тщательностью. Но есть у этого и определенный плюс, ведь солдат на всю жизнь приобретает навык по наведению чистоты в жилом помещении.

Особенностью «духа» является наличие повышенных требований при полнейшем отсутствии прав. Высокие требования предъявляются к гигиене этих солдат. Если «дух» находится не на полевом выходе, а в расположении, то его обувь должна блестеть, он должен быть гладко выбрит и аккуратно подстрижен. За соблюдением данных требований в армии следят с особой тщательностью.

Значительное внимание уделяется и процессу заучивания устава. Речь идет о своде правил, который заучивается военнослужащим наизусть. Устав для «духов» является весьма привычным занятием. Опытные солдаты рекомендуют солдатам в данный период времени держаться вместе, что позволит им легче пережить его.

Слон


Уборка снега солдатами со статусом “Cлон”

По истечении 100 дней службы, солдат из бестелесного «духа» становится «слоном». Так начинается новый период в его армейской жизни. Подобное звание свидетельствует о том, что военнослужащего можно нагружать всевозможными поручениями. И основой несения службы в данный период являются хозяйственные работы. Речь идет о следующих действиях:

  1. Расчистка снега на территории части.
  2. Выкапывание ям.
  3. Подметание территории.

Звание «слона» в армии закрепляется за солдатом до достижения 160 дня службы. А поскольку слон является выносливым животным, то и поручений в данный период времени будет немало. Однако таким образом закаляется характер бойца.

Существует определенный солдатский ритуал, который осуществляется перед переходом солдата в стадию «слона». В ходе него, «дембель» трижды ударяет солдата по мягкому месту ремнем, что символизирует прохождение последним трех месяцев службы.

Рано или поздно в жизни каждого солдата наступает тот момент, когда происходит увольнение всех старослужащих солдат. Оно зависит от времени призыва и символизирует автоматический переход «слона» в «деда». В некоторых случаях данное звание получается уже спустя полгода после начала службы. Однако существует и промежуточное звание, которое «слон» получает в том случае, если увольнения предыдущего состава не наблюдается.

Черпаки или черепа


Во многих воинских частях неуставные звания “Черпак” и “Череп” уже упразднены

Приблизительно на 200 день службы, солдат становится «черепом». Другое название у данной должности – «черпак». Наименование выбирается в зависимости от установленных в части правил.

Этот период характеризуется облегчением жизни солдата. Он испытывает меньший контроль со стороны старослужащих, а его обязанности перед ними практически сводятся к нулю. Появляется личная свобода, а былые тяготы армейской жизни начинают переноситься все легче.

Ранее звание «череп» в Российской Армии было одним из основных, наряду с «дедом» и «слоном». Однако в 2008-м году, ввиду сокращения срока службы, прямая необходимость в нем попросту отпала. Поэтому на данный момент солдаты во многих частях становятся «дедами» сразу же после звания «слон».

Дед

В армии данное неуставное звание получают те солдаты, которые перешли с предыдущего призыва. Таким образом, они являются в казарме старожилами, оставаясь в этом звании вплоть до увольнения в запас.

Перевод в звание «деда» не может произойти без соответствующего желания военнослужащего. Обычно речь идет о битье табуретом по мягкому месту, потому отказ в данном случае может быть вполне обоснованным.

Некоторые солдаты становятся «дедами», дослужившись до определенных воинских званий и имея личный состав в подчинении. Считается, что если «дед» скопил за время прохождение службы много негатива, то это непременно отразится на прибывших в подразделение «запахах».

В большинстве случаев приказ приходит дважды в год, за 100 дней до того, как срок службы солдата заканчивается. И несмотря на то, что дедовщина в современной армии уже не является столь явной, как раньше, некоторые ее черты все же сохранились.

Дембель


Дембель – это самое долгожданное неуставное звание для солдата

Это своеобразная вершина армейской иерархии, действующая в современной армии. Солдат становится «дембелем» тогда, когда выходит соответствующий приказ Министерства обороны. Звание сохраняется до того момента, когда солдату вручается военный билет командиром батальона.

В некоторых частях имеется следующая традиция: «дембели» заводят себе персональных «духов» до окончания службы. Как правило, в обязанности последнего входит приносить «дембелю» сигару, на которой пишется количество дней до окончания службы.

При переводе в это звание также имеется своеобразный ритуал. Однако он куда более лояльный, чем в предыдущих случаях. Так, тумаки будущему «дембелю» наносятся нитью. Причем делается это через слой матрасов. При этом солдат должен изображать невероятную боль. Данный ритуал присутствует далеко не во всех частях.

Основной обязанностью «дембеля» является достойное окончание службы. Как правило, солдатам в данном звании предлагаются так называемые «дембельские аккорды». Речь идет о возможности сделать что-то полезное для части, в которой служил «дембель».

Очень важным этапом является подготовка формы. Никто не запрещает военнослужащему ехать домой в «гражданке», однако многие солдаты хотят предстать перед родными во всей красе, продемонстрировав им все знаки отличия.

Что изменилось в последние годы

На данный момент переход между званиями не является столь заметным. Объясняется это в первую очередь коротким периодом службы. Следует заметить, что в некоторых частях и вовсе отсутствует вышеописанный воинский жаргон, а подобным армейским традициям не придается особого значения.

Иногда взводы состоят исключительно из солдат одного призыва, руководство над которыми осуществляется сержантами-контрактниками. Таким образом, армейские традиции постепенно становятся пережитками прошлого. Однако в некоторых подразделениях солдаты, несмотря ни на что, остаются верны им.

Ритуализация армейской службы в СА давала о себе знать с первых же дней попадания молодого бойца в часть (в роту). Новобранец был «духом» («салагой», «солобоном», «слоном» и т.д). При двухгодичном сроке службы первые 6 месяцев «духи» должны были «умирать» – вся грязная работа, которая только существовала в армии, лежала на их плечах – мытье полов в казармах, уборка территории и многое другое. С приходом нового призыва в роту «духи» переходили в разряд «молодых» («фазанов» и т.д.). «Молодые» контролировали и направляли «духов» и с нетерпением ждали перевода в «черпаки». Отслужившие год, как положено, получали бляхой или черпаком по пятой точке и становились «черпаками» («черепами»). Они теперь командовали и «духами», и «молодыми».

Армейскими «ворами в законе» в советских Вооруженных Силах можно назвать «дедов», которым оставалось служить где-то около полугода, «100 дней до приказа». Деды – негласные короли подразделений СА, с которыми считались даже младшие офицеры: деды поддерживали порядок в ротах, а ротным командирам, соответственно, было меньше хлопот. Какими средствами поддерживать дисциплину, не так важно, лишь бы все это не выходило за пределы части. Термин «дедовщина» не зря получил название по статусу самых главных представителей иерархической лестницы в Советской армии – все ужасы неуставных отношений в ней связаны именно с этой категорией военнослужащих.

Временной предел мечтаний любого советского срочника – дембель, время исхода. Дембель как статус военнослужащего – это что-то вроде армейского вольнослушателя: дембеля как бы вычеркнуты из армейской повседневности, но еще не уволены в запас. Приказ об увольнении их призыва уже вышел, и они мысленно уже там, на гражданке.

Последний для срочников ритуал в Советской армии был связан с дембелем (как явлением) – «дембельский аккорд». В сущности, он представлял собой бессовестную игру армейского начальства на солдатской надежде и желании поскорее вернуться домой. Когда военнослужащего демобилизовали, его дальнейшее пребывание в части ограничивается максимум парой недель или же несколькими днями. За это время командование заставляло дембелей что-то построить (или, наоборот, сломать), выкопать (закопать) – спектр работ для «аккорда» был широчайший. Чистота «эксперимента» в данном случае, как правило, блюлась – работа выполнялась только дембелями, без участия «духов» или других помощников, находившихся ниже по армейской иерархии.

Дедовщина в армии была всегда. Но в конце 1960-х гг. она расцвела махровым цветом, и полностью ее не искоренили до сих пор. Расцвет ее связывают с введением закона о всеобщей воинской обязанности, когда в одну часть попадали физически выносливые крестьяне и вчерашние студенты, неграмотные жители Средней Азии и оленеводы с просторов Чукотки.

Дедовщина - это не просто набор садистских и порой странных приемов воздействия на новобранца, это еще и строгая иерархия, пренебрегать которой решались немногие.

От «дрыща» до «васьки»

Только что оторванный от семьи, обритый и неуверенный в себе новобранец в армии считался существом никчемным и прав не имел. До присяги он именовался «дрыщем», «карантином» или «бесплотным духом». Это длилось от двух недель до полутора месяцев, после чего он принимал присягу и становился «духом», салагой, «зеленым» или «ежом». Во внутренних войсках таких называли «SOSами» или «чеками», а в стройбате – «васьками». «Васька-дух» прав не имел, у него были только обязанности. Он должен был выполнять пожелания старослужащих, например, доставал водку, сигареты, изображал «поезд», рассказывал сказки или чистил сапоги. Если «зеленый» соглашался с правилами, получал одобрение, если шел против, его избивали, а если не помогало, начинали травить.

«Духи» бывают разными

В изданном в 1991 году сборнике аналитических статей «Дедовщина в армии» (издательство «Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН») отмечается, что «духи» бывают четырех типов. Солдат мог стать «исполнителем» (к таким относились хорошо социализированные молодые люди, принимающие правила игры) или «летуном» (это мягкотелые новобранцы, которых легко сломать, и бунтовщики, которые поначалу сопротивлялись, но потом были все-таки сломлены). Эти два типа «духов» были наиболее многочисленными.

Кроме них были «борзые» – те, кто несмотря на побои, отказываются подчиняться преступной системе. Если солдата не удавалось заставить повиноваться, обычно его оставляли в покое. Были и «стукачи» - в этот разряд попадали те, кто хоть раз пожаловался офицеру на издевательства. Избить стукача мог каждый, не взирая на срок службы. На них сваливали всю самую грязную работу, а в тех частях, где насаждались уголовные порядки, могли изнасиловать, и все два года службы человек оставался «опущенным».

«Слон» или «шнурок»?

Но проходило полгода и военнослужащий становился «слоном», «помозой», «шнурком», «моржом», «старшим бобром», во внутренних войсках таких называли «гусями», а в ВДВ – «воронами». Переход на новую ступень обязательно знаменовался ритуалом «перебивания». Солдата били пряжкой ремня, табуретом, часто по голове, правда, в этом случае можно было смягчать удар, закрываясь руками; были и другие не менее садистские приемы. Если солдат отказывался от прохождения этого обряда, он навсегда оставался "духом".

Новоиспеченный «слон» имел право бить тех, кто «моложе» его. Отказ от этой «почетной» обязанности рассматривался как бунт, и тогда «слон» мог легко стать «летуном».

Били меня, теперь бью я!

Через год после призыва положение солдат серьезно менялось. Они становились «черепками», «черпаками», «фазанами» или «котлами» и получали все права, которых были лишены. Теперь они сами могли избивать и унижать «духов» и «слонов». В соответствии с характером они становились либо «умеренными» – теми, кто понимает, что находится в особой системе, и кому нет нужды проявлять жестокость; либо «садистами», получающими удовольствие от мучений жертв. Могли стать «независимыми» - теми, кто вообще отказывается принимать участие в дедовщине (такие выпадали из социума, но их не трогали), или, наконец, «отверженными» - «стукачи» и «летуны», их статус не менялся до конца службы.

За полгода до демобилизации солдаты приобретали почетный статус «дедов» или «стариков». Они могли пренебрегать обязанностями, возлагая их на других, и отстраняться от унижения «черпаков» и «духов». Бывали и «черные деды» - бойцы, вернувшиеся в часть дослуживать после дисциплинарного батальона. После официального приказа о демобилизации солдаты переходили в разряд «дембелей».

Как это было на флоте

На флоте на небольших кораблях и подводных лодках дедовщины почти не было: все на виду, офицеров много. Однако на больших кораблях тоже зверствовали старослужащие. Если учесть, что служили на флоте три года, а не два, многоступенчатая иерархия была еще жестче. Прослужившие полгода превращались из «духов» в «карасей», год - в «борзых карасей»; полтора года - в «полторашников». После двух лет службы матроса называли «подгодо́к», после двух с половиной - «годо́к», ну а потом он становился «гражданским». Дедовщину на флоте именовали годковщиной, по названию морских «дедов». Ритуалы «перебивания» тут были особыми: "карасей" кидали за борт или окунали в прорубь, причем сделать это надо было неожиданно, а с «гражданского» нужно было в день приказа сорвать и разорвать в клочья всю одежду вплоть до белья.

В армии есть две группы званий: одни присваиваются по уставу, а другие являются неуставными. Тем не менее во всех воинских частях они присутствуют. В некоторых частях они могут называться по-разному, но в большинстве случаев такие понятия, как «духи», «слоны» знакомы каждому солдату. «Слон» в российской армии – статус, который присваивается человеку, прослужившему 100 дней. На 101-й день проводится даже специальный ритуал посвящения. Тот, кто удостоен звания «дед», должен 3 раза ударить солдата на 101-й день бляхой ремня. Эти 3 удара символизируют период службы – 3 месяца.

Что означает этот статус

Почему именно этим термином называют тех, кто служит более 100 дней? «Слон» – это аббревиатура, которая расшифровывается как «солдат, любящий огромные нагрузки». Этот термин был взят не случайно. Дело в том, что на 100-й день службы и в ближайшие несколько месяцев молодые люди выполняют различную работу, связанную с физическим трудом. Можно сказать, что всю работу, которая требует особых физических нагрузок и порой даже является неприятной для выполнения, поручают «слонам». В этот период службы каждый подвергается частым физическим нагрузкам. При этом никто не отменяет и подготовку к экзаменам.

То, чем именно занимаются служащие в этот период, зависит от ряда факторов. Вид деятельности и степень нагрузки может отличаться. В основном они выполняют работы на складах, ремонтируют автомобили (автобусы, КАМАЗы). Также они принимают участие в строительстве новых объектов в воинской части. Некоторым, конечно, такой сложный период службы не нравится. Однако его никак нельзя миновать. После 100 дней каждый солдат должен пройти процедуру посвящения.

После получения такого неуставного звания служащий находится в нем еще около 160 дней. В некоторых случаях «слонами» остаются на протяжении 5 месяцев.

Это зависит от времени призыва и времени прохождения обучения. В любом случае наступит момент, когда старослужащих уволят в запас, и «слоны» получат следующий более высокий статус.

Кем становится солдат после «слона»

Когда «дембеля» уезжают домой, солдат перестает быть «слоном». Он переводится в «черпаки». «Черпак» – это звание, которое присваивается в переломный момент в службе. Главная обязанность заключается в контроле поведения «духов» и «слонов». «Черпак» должен следить, чтобы солдаты с меньшими полномочиями не мешали «дедам» и «дембелям». В отличие от «слонов», «черпаки» не подвергаются практически никаким физическим напрягам. Однако «черпак», в отличие от такого звания, как «дед» или «дембель», имеет намного меньше полномочий. Если он превысит свои полномочия по отношению к «слону» или «духу», у него будут крупные неприятности. В этот период службы солдат может быть поощрен:

  1. Произойдет повышение в звании по уставу.
  2. Отпуск на родину домой на определенный период времени.

После «черпака» остается получить еще два звания:

  • «дед»;
  • «дембель».

Все мы знаем, как тяжело бывает в российской армии из-за существующей там дедовщины. Кого-то просто избивали до полусмерти, а кого-то даже доводили до самоубийства. Деды издеваются над новобранцами и самое печальное, что всё это происходит с позволения офицеров. Также ситуация с дедовщиной усугубляется из года в год из-за национальной ненависти внутри армии. Читайте далее жуткие истории солдат, которые стали жертвами дедовщины. Не для слабонервных.

Антон Поречкин . Спортсмен, член сборной Забайкальского края по тяжелой атлетике. Служил на о.Итуруп (Курилы), в/ч 71436. 30 октября 2012 г. на 4 месяце службы забит до смерти пьяными дедами. 8 ударов саперной лопатой, от головы мало что осталось.

Руслан Айдерханов . Из Татарстана. Призван в армию в 2011 г., служил в в/ч 55062 в Свердловской обл. Через три месяца его вернули родителям вот таким:

Следы побоев, выбит глаз, переломаны конечности. По версии военных все это Руслан причинил себе сам, когда пытался повеситься на дереве недалеко от части.

Дмитрий Бочкарев . Из Саратова. 13 августа 2012 г. умер в армии после многодневных садистских издевательств со стороны сослуживца Али Расулова. Последний избивал его, заставлял подолгу сидеть на полусогнутых ногах с вытянутыми вперед руками, нанося удары в случае изменения положения. Так же, кстати, сержант Сивяков издевался над рядовым Андреем Сычевым в Челябинске в 2006 г. Сычеву тогда ампутировали обе ноги и половые органы, но он остался жив. А вот Дмитрия привезли домой в гробу.

До армии Али Расулов учился в медучилище, поэтому решил попрактиковаться на Дмитрии как врач: вырезал ему маникюрными ножницами хрящевые ткани из носа, поврежденные во время избиений, зашивал наживую разрывы левого уха хозяйственной иглой и нитью. "Я не знаю, что на меня нашло. Могу сказать, что Дмитрий раздражал меня тем, что не желал мне подчиняться", - заявил Расулов на суде.

Дмитрий раздражал его тем, что не желал подчиняться...

С учетом того, что Расулов 1.5 месяца проводил садистские опыты над жертвой и замучил её до смерти, приговор российского суда садисту следует считать смехотворным: 10 лет колонии и 150 тысяч рублей родителям убитого. Компенсация типа.

Александр Черепанов . Из деревни Васькино Тужинского района Кировской обл. Служил в в/ч 86277 в Марий Эл. В 2011 г. зверски избит за отказ положить 1000 руб. на телефон одному из дедов. После чего повесился в подсобке (по другой версии - повешен мертвым с целью имитировать самоубийство). В 2013 г. по этому делу бы осужден на 7 лет мл. сержант Петр Завьялов. Но не за убийство, а по статьям "Вымогательство" и "Превышение должностных полномочий".

Николай Черепанов, отец солдата: «Вот такого сына мы отдали в армию, а вот такого нам его вернули..."
Нина Коновалова, бабушка: "Я стала крестик на него одевать, вижу - он весь в ранах, синяка, ушибах, и голова вся проломлена...". Али Расулов, вырезая хрящи из носа у Димы Бочкарева не знал "что на меня нашло". А что нашло на Петра Завьялова, который за 1000 руб. забил в армии другого русского парня - Сашу Черепанова?

Роман Казаков . Из Калужской обл. В 2009г. новобранец 138-й мотострелковой бригады (Ленинградская обл.) Рома Казаков был зверски избит контрактниками. Но видимо, перестарались. Избитый потерял сознание. Тогда решили инсценировать несчастный случай. Солдата, мол, попросили отремонтировать автомобиль, а он угорел в гараже от выхлопных газов. Романа положили в автомобиль, закрыли в гараже, включили зажигание, для гарантии машину накрыли тентом... Получился газенваген.

Но Роман не умер. Отравился, впал в кому, но выжил. И спустя какое-то время заговорил. Мать 7 месяцев не отходила от сына, ставшего инвалидом...

Лариса Казакова, мать солдата: "В прокуратуре я встречалась с Сергеем Рябовым (это один из контрактников - прим. авт), и он сказал - меня заставляли бить солдат-новобранцев. Комбат Бронников мне отбил руки линейкой, я судимый, судимость не погашена до 2011 года, я не мог иначе поступить, и должен был выполнять приказ комбата" .

Дело закрыли, сведения о гематомах исчезли из медицинских документов солдата, машина (улика) через месяц неожиданно сгорела. Контрактников уволили, комбат остался служить дальше.

Роман Суслов . Из Омска. Призван в армию 19 мая 2010 г. Фото ниже сделано на вокзале перед посадкой в поезд. У него был сын полутора лет. До места службы (г.Бикин, Хабаровский край) не доехал. 20 мая сообщил семье в СМС об издевательствах в поезде со стороны офицера и прапорщика, которые сопровождали призывников. Утром 21 мая (на второй день в армии) прислал СМС: «Меня убьют или оставят инвалидом». 22 мая - повесился (по версии военных). На теле были следы побоев. Родственники требовали повторную экспертизу причин смерти. Военной прокуратурой отказано.

Владимир Слободянников . Из Магнитогорска. Призван в 2012 г. Служил в в/ч 28331 в г. Верхняя Пышма (там же на Урале). В самом начале службы заступился за другого молодого солдата, над которым издевались. Чем вызвал лютую ненависть дедов и офицеров. 18 июля 2012 г. через 2 месяца в армии позвонил сестре и сказал: "Валя, я больше не могу. Они меня ночью убивать будут. Так капитан сказал". В тот же вечер повесился в казарме.

Печенга , Мурманская обл. 2013 г.

200-я мотострелковая бригада. Двое кавказцев издеваются на русским парнем.

В отличие от кавказцев, русские, как всегда, атомизированы. Не-солидарны. Скорее сами будут издеваться над младшим призывом, чем помогут кому-то при беспределе нацменьшинств. Офицеры тоже ведут себя как когда-то в царской армии. "Собакам и низшим чинам вход воспрещен" висели таблички в парках Кронштадта и Петербурга, т.е. офицеры вроде как не считали себя и низшие сословия одной нацией. Потом, конечно, матросы без сожалений топили их благородия в Финском заливе и резали на куски в 1917, но что изменилось?

Вячеслав Сапожников . Из Новосибирска. В январе 2013 г. выбросился из окна 5 этажа не выдержав издевательств со стороны землячества тувинцев в в/ч 21005 (Кемеровская обл.). Тувинцы - небольшой народ монголоидной расы на юге Сибири. Нынешний министр обороны РФ Шойгу С.К. - тоже тувинец.