Что случилось с либидо? Так что случилось с Георгием


Тема материнского комплекса актуальная для всех людей в период подросткового возраста (сепарации), когда активно бунтующий подросток стремится к отделению себя от подавляющей Ужасной Матери. Пишу с большой буквы, потому что это - архетип. И воплощением его может быть любой взрослый опекун - и мать и отец, или другой значимый взрослый.

И вот в этой картинке хорошо отражен весь символизм сепарационной битвы

Во-первых,Герой тут мирно пьет чай с Драконом. Убить Дракона освободиться от гнетущего - это было бы разыгрыванием мифа. А все мифы про Героев заканчиваются их трагической гибелью. Или же, если говорить о сказках, убивший Дракона превращается сам в дракона.

Во-вторых, у Героя на палице висит плюшевый мишка -

борьба с Драконом это борьба мальчика с образом своей матери в подростковый период. На самом деле, подростковые конфликты это внешнее отыгрывание внутри-психических процессов, происходящих в психике подростка. В нем борются два принципа - развития, потребность в обновлении, движении вперед, и ригидные энергии, принцип безопасности, потребность сохранять, оставаться в уютном и желанном. Ни один ребенок не выйдет из семьи, если не сможет проиграть этот внутри-личностный конфликт во внешнем мире. Невозможно уйти от материнской опеки и заботы, от хорошей матери. поэтому мать наделяется качествами архетипа Ужасной Матери, становится Драконом. Именно поэтому волчица в определенный момент рычит на своих щенят. Так природы помогает развитию психики
И именно поэтому часто родители недоумевают: "Я уже и даю ему свободы, и уже не запрещаю ничего, а он все воюет и воюет со мной". Если подросток не будет проигрывать это во внешней ситуации, то у него не будет энергии чтобы развиваться дальше. С другой стороны, для завершения сепарации, необходимо осознание противоборствующих принципов. Понимание, что материнский образ, от которого так хочется оторваться, часть его самого. Это гораздо легче и быстрее происходит, когда родители не втягиваются в сепарационные битвы и не пытаются держать ребенка в слияние. То есть не препятстуют его росту и взрослению. Тогда, если в реальности никто не сражается с тобой, в конце концов этот Дракон обнаруживается внутри. Что приводит к пониманию и принятию противоположных принципов -сохранения и развития.

В-третьих, Дракон - женщина. Ригидные установки, ориентированность на сохранение и устойчивость - это принципы Материнского Архетипа

В-четвертых, Дракон - соблазнительная женщина. Это история про то, что материнский образ влияет на формирование мужской анимы (на образ, тип женщин, в которых мужчина будет влюбляться, на его представление о женственности, красоте и сексуальности, на его ожидания от партнерши). Часто, мужчина не проживший сепарацию в подростковом возрасте, выстраивает отношения именно с теми женщинами, с которыми затем продолжает разыгрывать сепарационную битву.

Это второе письмо магического курса Драгон Руж 2.0 будет посвящено введению в магию, связанную со вторым инициатическим уровнем. В числе прочего это письмо включает и другие вещи: главу об астральной магии, введение в теорию К.Г. Юнга и список символов в сновидениях. Также представлены три базовые концепции драконианской магии и пять элементарных принципов. Они должны быть темой ваших медитаций и размышлений. Они основаны на древних учениях западных и восточных философов. Эти учения включены в драконианскую философию. Если вы знакомы с философией, некоторые принципы уже могут быть вам близки. В целом, драконианская философия связана с идеями пресократиков, таких как Гераклит, древней мудрости Лао-цзы в Даосизме и пост-христианскими (или западными нехристианскими) философами, такими как Ницше. Но драконианская философия – это карта для экспериментов с главной целью бытия, инструмент, который может принести магу магический опыт и силу скорее, чем если пытаться искать теоретически верное объяснение модели реальности. Поэтому драконианская философия покоится на эволюционных и инициатических системах, таких, как алхимия. Пять элементарных принципов проще в широкой перспективе, чем взятые как основа. Каждый из них отражает один из пяти элементов (земля, огонь, воздух, вода и эфир). Первое задание в этой части – соотнести принципы по отношению к элементам и элементы по отношению к (Клипотической) Каббалистической системе.

На втором драконианском уровне маг исследует сны и астральный план. Это включает теоретическое понимание этого уровня, и психология К.Г. Юнга может хорошо помочь разобраться. Но это также означает, что маг должен работать с практической астральной магией и погружаться в свои сны. В предыдущем магическом курсе 1.0 некоторые упражнения приходили в каждом письме, во втором курсе будут более глубокие упражнения по достижению астральной памяти и астрального зрения.

Астральная память

Когда сила дракона пробуждается и переходит на второй уровень – Свадхистана-чакра – начинается переход на другую сторону. Переход становится полным и окончательным, если переместиться за пределы себя через последний уровень – Коронную чакру. На втором уровне, за который отвечает Йесод / Гамалиэль в каббале, начинается восприятие импульсов с другой стороны и из астрального плана. Это импульсы из миров, о которых раньше было неизвестно и которые блокировались сознанием. Эти импульсы по большей части имеют эмоциональную природу с корнями в неосознанную сексуальность. Сначала на уровне Манипуры (относится к низшей части Тиферет / Тагирион) появляются воспоминания бессознательных астральных путешествий. Но какой-то аспект этих воспоминаний возникает на уровне Свадхистаны. Здесь начинается раскопка астрального хранилища воспоминаний. В результате достигается состояние, похожее на дежа-вю с местами, людьми, событиями, которые раньше никогда фактически не происходили. Иногда дежа-вю – случай, пережитый на астральном плане, и поэтому похожие чувства возникают и в реальной ситуации.

Астральное зрение

Способность видеть астральные феномены находясь в физическом теле называется астральным зрением. Астральное зрение – одна из главных техник приближения к другой стороне. Через видения астральных миров маг может получить энергию, знания или вдохновение. Также можно установить разные формы общения с астральными сущностями. Слова ясновидение и астральное зрение часто используются для обозначения одинаковых вещей. Иногда это верно. В скраинге или парапсихологии ясновидение означает видение астральных энергий. Но на глубоком уровне эти слова не являются синонимами. Астральное зрение – способность видеть сны, видения и фантазии. Также можно видеть энергии полей и паттернов, связывающих людей и вещи между собой. Астральные тела и призраки – явления, которые видны астральным зрением. Видение знаков со второго уровня относится к каббалистически-драконианской карте. Над этим планом мы можем найти солнечную сферу – ментальный план и звёздную сферу – божественный план. Ясновидение или ясное зрение в драконианском контексте означает достижение на высшем плане, когда третий глаз открывается, и все иллюзии уничтожаются. Это настоящее ясновидение и настоящее значение слова «дракон» («видеть»). Чтобы научиться достигать этого уровня, маг должен научиться астральному зрению.

Демоны, ангелы и другие, с кем можно столкнуться на астральном плане

Один из главных вопросов, которые задают изучающие магию, звучит так: как реагировать, когда сталкиваешься с существами, населяющими этот уровень. Многие изучающие магию в нашей светской культуре обнаруживают, что очень сложно представить встречу с ангелами и демонами. Более современные ученики с научным подходом могут заметить, что встречи с эльфами и призраками совершенно абсурдны. Этот скептицизм раскрывает тотальное непонимание астрального плана и методов, с помощью которых драконианские маги работают с этим планом. Астральный план – уровень концепций и восприятия. Здесь маг сталкивается с концепциями, которые характеризуют как его, так и общество и целый мир. Маг сначала должен пройти уровень, где сталкиваются субъективные концепции. Светские ученики могут столкнуться с начальником или налоговым инспектором вместо Дьявола. Но позже маги входят в пространство коллективных понятий и встречаются с архетипами (часто похожими на то, что имел в виду К.Г. Юнг) и экзистенциально-религиозными сущностями, такими как Бог и ангелы или демоны. Вызывая эти силы, маг перемещает из бессознательного в сознание. Вызов демонов, один из видов астральной магии, является древним методом воплощения бессознательных персонифицированных сил. Вопрос, существуют ли все эти демоны, духи и налоговые инспекторы на самом деле, остаётся без ответа. Некоторые воспринимают их как порождения разума, другие верят, что они объективно существуют. Оба взгляда могут быть верны. В любом случае, эти силы встретятся магу, если он не контролируется ещё более мощными силами.

Драгон Руж
Visio, vires, actio

*Видение, сила, действие

Три основных понятия драконианской магии

Видение. Маг – визионер, созерцающий бесконечность и пути влияния на свои действия.

Сила. Маг стремится использовать потенциальную силу, сокрытую в человеке и природе.

Действие. Маг преобразует видение в реальность с помощью действия.

Пять элементов драконианских принципов

Всё едино. Уроборос или дракон, кусающий себя за хвост, показывает вечное возвращение и то, что начало – это конец, а конец – это начало, в малом есть великое, а в великом – малое, один – это всё и всё едино. Что наверху, то и внизу.

Всё есть сила. Вселенная – это сила в различных формах. Сила – это движение. Сила показывает себя через семь лучей или уровней вибрации, которая представлена семью цветами спектра. Дракон – это сила, и когда Дракон появляется с семью головами, они представляют семь лучей.

Всё возможно. Все ограничения иллюзорны. Только видения и сила человека создают границы. Следование своей истинной воле – единственный закон. Человек способен стать творцом самого себя.

Всё течёт. Реальность постоянно меняется. Порядок – иллюзия. Через движения и действия человек получает жизнь и силу творить свою жизнь. Стагнация ведёт к упадку. Покоиться в руках Дракона – значит следовать потоку силы.

Всё существует. Ничего не существует. Реальность – вопрос времени и восприятия. Нигилизм – это выражение, показывающее недостаток энергии. Существует значение, если существует энергия. Всё может быть истиной и становится истиной, фокусируясь на правильном взгляде с помощью правильной силы и правильного действия к правильной цели.

Эзотерические комментарии для трёх понятий драконианской магии

1. Видение. Слово «дракон» пришло из греческого глагола, означающего «видеть». Слово также означает «мелькнуть». Драконианская магия – это магия ясновидения. Большинство людей живёт в стеклянном шаре, который затуманен ими же. Через туман они могут видеть только контурные линии мира снаружи. Туман отражает их образ себя, и они интерпретируют внешний мир через своё отражение. Они пойманы в «пузырь собственного восприятия». Человек получает информацию о другой стороне только после фильтрации через себя. Когда мы получаем интеллектуальные знания, они фильтруются через ряд категорий, создающихся нашим пониманием. Три главных категории, через которые мы понимаем мир, это время, пространство и причинность (причина и следствие). Категории сохдают нашу вселенную. Картина, которую мы получаем через наш разум и категории, мы называем космосом, порядком и светлой стороной. Идеальное состояние совершенного логического и интеллектуального понимания в системе категорий – это то, что в мистицизме и религии приписывают миру богов. Мир снаружи стеклянного шара – это то, что называют Хаосом и неизвестным. Это «тёмная сторона». Это также «другая сторона» или «другое» по отношению к человеку, который внутри стеклянного шара является точкой отсчёта для собственного понимания «один», «единственный» или «первый». Эти понятия обычно относят к Богу. Бог или боги – идеальные образы себя как одного мира, того, как хотелось бы видеть себя и каким хотелось бы видеть реальность в зеркальном отражении. Другое или Тьма – это неизвестное снаружи. На него человек проецирует страх того, что за его пределами. Драконианский путь ясновидения очищает шар от тумана, и мир выглядит чистым во всей своей полноте. Драконианский путь также делает трансцендентное снаружи стеклянного шара возможным. Видение мира снаружи – это драконианский принцип: «видеть».
2. Сила. Видение мира / миров приносит знания. Знание – сила. Каждая закрытая система (мир внутри шара) имеет ограниченное количество энергии. Подключается энергия и способность к восприятию. Поэтому драконианские пути (Кундалини-йога, Одинистическая инициация, Тифонианская алхимия и т.д.) концентрируются на внутренней энергии усиливающегося восприятия, чтобы достигнуть ясновидения, которое будет способностью получать энергию снаружи. Внутренняя сила называется «внутренним драконом», а внешняя сила называется «внешним драконом». Всё есть сила и энергия в разных уровнях вибраций. Мир внутри шара – стабильная система энергии в связанной форме. Связанная энергия недоступна для человека. Внутри связанной формы есть ядро чистой, свободной и подвижной энергии, подобной лаве в центре Земли. Это та сила, которую маг использует и концентрирует, чтобы сделать трещину в шаре и сделать доступным внешний мир. Во внешнем мире бесконечное количество силы пока недоступно магу. Маг использует внутреннюю силу, чтобы научиться видеть внешнюю силу. Видение требует огромной силы, и видение даёт огромную силу.
3. Действие. Третий принцип драконианской магии – необходимое следствие и результат видения и силы: действие. Магия — это наука и искусство производить действия, внешние и внутренние, чтобы воплотить видение в реальность. Если маг в поиске видения и увеличения силы не производит конкретные действия, он сгорит. Действия – это необходимый канал для силы, чтобы маг достиг видения «другой стороны». Действие – это выражение магии. С помощью силы действия маг может делать видения реальными.

Астральный план

С приходом современной науки традиционные религии устарели. Всё меньше людей чувствуют, что церковь способна отвечать на важные вопросы. Но науке тоже не хватает возможности дать хоть сколько-нибудь реальный ответ. Это объясняет, почему оккультизм распространён на пути индустриализма и в постиндустриальных сообществах. Оккультизм даёт возможность искать ответы к тайнам собственной жизни. Для многих людей достаточно изучить только поверхность оккультизма по популярной литературе и журналам. Но другие погружаются в сокрытые миры, чтобы увидеть истину, спрятанную в них. В следующих трёх главах будет рассказано об этих мирах и методах их достижения.

Исследования показали, что, по меньшей мере, каждый десятый человек пережил выход из физического тела и нашёл себя в невидимом теле без ограничений физического тела. Опыт наиболее часто встречается в состоянии сна, полусна или физического изнеможения. Большинство людей держат этот опыт в себе, боясь, что их признают психически ненормальными или лжецами. В обществе, которое оставило понятие души позади, это одно из самых больших табу. В других обществах, например, среди племён, эти опыты считаются естественными и открыто обсуждаются.

Люди переживают околосмертный опыт при хирургической операции или других экстремальных ситуациях, когда их душа выходит из физического тела и путешествует. Часто они чувствуют, что они были у границы другого мира и иногда путешествовали по нему. Часто люди видят длинный туманный и мерцающий тоннель. В конце тоннеля они видят яркий свет. Во многих случаях они видят фигуру, стоящую с распростёртыми руками. Эти опыты описываются одинаково людьми разных культур в разные времена.

Оккультисты и маги систематически работают над управлением способностью выходить из тела. Они верят, что благодаря этому они достигнут мудрости и знаний, которые иначе были бы недостижимы. Они также описывают встречи с сущностями из других измерений в мирах по ту сторону. Эти миры называются астральными мирами, а невидимое тело – астральным телом. Слово «астрал» произошло от латинского «alsta ‘lis», означающего звезду и уже при неоплатонизме обозначающего мир между материальным и божественным. Это мир души, куда она идёт, покидая физическое тело, что временно происходит в течение сна и окончательно – при смерти.

Люди, входившие в астральные миры, часто пытались запомнить схему своих опытов разными способами. Это путь, создавший Каббалу, Енохианскую магию и шаманизм. Многие оккультисты верят, что путешествия ведьм к местам типа Брокен (гора в Германии, где, по легендам, ведьмы устраивали шабаши – прим. переводчика) – это описание астральных путешествий.

Астральные миры описываются как различные уровни. В этом мире можно остановиться при первом выходе из тела. Одни передвигаются вокруг подобно духу и могут проходить через стены и закрытые двери. Существуют многочисленные истории о ведьмах и магах, развлекающихся астральным шпионажем, часто подобно астральному подглядыванию Тома. В то время как многие люди входят в более высокие уровни и изучают их. На низких уровнях астрала можно заметить призраков и недавно умерших людей. Считается, что призраки – это астральные тела умерших людей, которые имеют причину для задержки на этом уровне. Некоторые могут встретить в астральном путешествии духов-соблазнителей и получить великолепный опыт астрального секса. Другие часто встречают ужасающих демонов. Многие описывают астральные пейзажи и города. Иногда астральные путешественники ходят по сюрреалистичным мирам, сравнимым с искусством Дали или Босха. В части астрального плана, включающей материальный мир, можно встретить эльфов, фей и других лесных мифических существ. В высших астральных уровнях можно столкнуться с богами, богинями и более архетипичными божествами.

Описания астральных путешествий

Все мы слышали о людях, посещавших другие миры. В сказках и литературе фэнтези можно прочитать о красочных мирах, полных легенд. Детские книжки о людях, заходивших в мир Нарнии через гардероб. Религии с уважением говорят о своих основателях, нашедших истину, заглянув в другой мир. Большинство людей в нашей культуре верят, что это чистая выдумка или доступно только для ограниченной группы. Но маги и оккультисты сегодня знают, что каждый может ощутить астральные миры, и они создали системы для открытия врат в другие миры.

В индустриальном обществе западного мира понятие души оставили в прошлом. По сравнению с древним взглядом о существовании человеческой души, возрос более механистичный взгляд на человека. Человек стал машиной. Такой взгляд живёт в нашем обществе. На людей, имеющих духовный опыт, смотрят с подозрением. Некоторые верят в ложь, в то время как другие заперты в психбольницах и получают медикаментозное лечение. В других культурах, особенно в диких племенах, где существует вера в жизнь души, имеется совершенно другой подход. Там проблема, если у кого-то нет духовных опытов, видений или воспоминаний о других мирах.

Майкл Харнер, профессор социальной антропологии и практикующий шаман внимательно изучил в теории и на практике феномен посещения других миров. Он был посвящён в шаманские мистерии среди племён хиваро и конибо в Южной Америке и среди северо-американских индейцев. Он описал свой опыт и открытия в книге «Путь шамана». Свой первый выход из тела он получил в деревне индейцев конибо. Томáс, старейший человек индейского племени, сообщил Харнеру, что если он хочет получить настоящие знания о шаманской мудрости конибо, он должен съесть «лиану духов». Лиана готовится в виде смеси, названной яге, или аяхуаска, и является очень сильным галлюциногеном, который среди индейцев известен как «маленькая смерть». Харнер пережил множество сильных видений других миров, богов и демонов.

Эти видения изменили жизнь Харнера, и после путешествия он посвятил свою жизнь шаманским путешествиям в другие миры. Вместо использования аяхуаски или других галлюциногенов он использует монотонные барабанные ритмы, чтобы достичь транса. В «Пути шамана» он также описывает опыты своих учеников, когда они с помощью барабана путешествуют через кристальные тоннели в другие миры.

Карлос Кастанеда — другой западный человек, тоже посвящённый по методу американских индейцев. Он, как и Харнер, социальный антрополог, и приехал в Мехико в шестидесятых, чтобы изучать лечебные растения. Он встретил индейского мага Дона Хуана Матуса, который заманил Кастанеду на шаманский путь. Описания опытов Кастанеды собраны в серии книг, разошедшихся миллионами копий по всему миру. Карлос Кастанеда учился входить в другие миры с помощью таких галлюциногенов, как пейот, псилоцибин и дурман. Это сделало его книги очень популярными среди хиппи в конце 60-х, когда они использовали все виды наркотиков для расширения сознания. Для Кастанеды приём галлюциногенов был ненамеренным, в основном его заставлял учитель. Наиболее трезвое описание выхода из тела можно найти в книгах Роберта Монро.

Ключи к другой стороне

Опыты выхода из тела настолько частые и настолько необычные, чтобы их обсудить. В них нет ничего сверхъестественного, но есть что-то, что будет вполне обычным и естественным в обществе будущего. Люди, контролирующие свои внетелесные путешествия, знают, что этому может научиться каждый. Одно из наиболее древних средств для освобождения души – это барабан. При прослушивании или танце под монотонный ритм, сознание и мозговые волны входят в трансоподобное состояние, что облегчает астральные путешествия. В языческие времена и в диких племенах ритуалы с барабаном были очень важны для контакта с духовным миром. Сейчас на Гаити распространены церемонии с барабаном и экстатическими танцами для общения с предками и входа в изменённое состояние сознания. На современных дискотеках участники рассказывали, как они во время танца покидают тело. В качестве контролируемого способа выхода из тела используется гипноз. Многие формы гипноза действуют подобно монотонному ритму. Если подвергать мозг ритмичным воздействиям, сознание войдёт в гипнотическое состояние. Часто используется мигающий свет, маятник, который движется кругами, или пульсирующий звук. Гипнотизёр выводит человека из тела. Самогипноз — более сложный, но эффективный способ достижения внетелесного опыта. Это значит, что можно вывести из тела самого себя так же, как это сделал бы гипнотизёр, однако придётся вести себя самостоятельно и при этом сохранять контроль. Глубокая медитация действует подобно гипнозу, и это самый обычный способ выхода из тела. Медитация с наблюдением за горящей свечой и повторениями мантры или формулы может вызвать трансовое состояние. Во многих культурах галлюциногенные наркотики используются для общения с другими мирами. Среди шаманов в Сибири используются мухоморы (Amanita Muscaria). В Южной и Средней Америке шаманы для связи с другой стороной используют псилоцибы, аяхуаска, пейот и кактус Сан Педро, и растение дурман. Дурман используют ведьмы в Европе для путешествия в Брокен. Среди дервишей и арабских суфиев для видений и астральных путешествий используется гашиш. В современности для посещения других миров используются синтетические вещества, такие как ЛСД, ДМТ и МДМА. Хотя маги и оккультисты часто считают, что наркотики – опасный и сомнительный путь достижения астрального плана. Астральные путешествия могут показаться абстрактными тем, кто их не испытывал. Но для тех, кто испытал их, переживание очень реалистичное. На первом этапе обычно преодолеваются различные сомнения относительно себя и реальности происходящего. Но когда астральных опытов становится больше, этот этап обычно заканчивается. Эти опыты откроют бесконечные миры и возможности для мага. Каждый, кто научился путешествовать вне тела, описывает это как что-то, к чему стоит стремиться. У тех, кто при жизни путешествовал вне тела, почти исчезает страх смерти. Возможно, в будущем способность путешествия на астральном плане не стала бы выглядеть как что-то сверхъестественное.


Рисунок из книги «Цигун Железная рубашка».

Драконианский маг становится обеими ногами на землю и направляет энергию из подземного мира и таким образом наполняет энергией астральное тело (душу или тело Ци), так что оно может освободиться и перенести дух на божественный уровень.

К.Г. Юнг и архетипы

Фрейд, Юнг и их коллеги рассматривают психе как динамическую систему, постоянно меняющую гибкие настройки внутренних связей, которых имеется больше, чем сумма отдельных частей. Далее следует короткое описание психологической модели Юнга и наиболее общих понятий, которые могут встретиться в его книгах.

Либидо

Фрейд позаимствовал термин «либидо» из латыни, чтобы обозначить «топливо» психической системы. Он считал, что либидо – первичная энергия и использовал этот термин для обозначения сексуальной энергии в частности. С другой стороны, Юнг считал, что обозначать этим термином только сексуальную энергию было бы слишком узко. На его взгляд, либидо – это психическая энергия, сила, присутствующая в психе. Либидо – это то, что можно определить через его свойства, например, осознание того, что кто-то направляет наружу или внутрь, магнетизм среди людей и способность добиваться своей цели.

Символы

По Юнгу, символ – это трансцендентальная функция. Это попытка выразить невыразимое, поэтому изображения и особенно слова являются определениями, которые менее точны, чем их исходные значения. Чем выше осознание символа, тем более он индивидуален. И чем он более индивидуален, тем более он удалён от первоисточника.

Символический язык по Юнгу необходим для психического здоровья человека и его способности к развитию, потому что трансцендентальное можно спроецировать на символ и таким образом выразить. Символ может трансформировать либидо к высшему выражению (сравните с подъёмом кундалини по чакрам и превосходством первичной жизненной силы).

Коллективное бессознательное и его архетипы

Юнг работал в основном с изучением пациентов-психотиков, например, тех, кто страдает шизофренией, тогда как Фрейд изучал невротические и истерические случаи. Юнг заметил, что среди его пациентов встречается много религиозных концепций и мифологических персонажей, которые прослеживались в разные времена и в разных местах по всему миру. Он знал, что они не могли встретить эти символы в каком-либо внешнем источнике. Вместо объяснения возникновения символов в снах и фантазиях он придумал символ коллективного бессознательного.

Он полагал, что существует уровень коллективного бессознательного, где можно найти всё пережитое «с первого дня человечества». Но функция коллективного бессознательного – не только накопление, оно содержит в себе и созидательный элемент, где можно найти первичные картины наших концепций, они сохраняют форму структуры, через которую воспринимается божественное. Кирпичи, из которых строится коллективное бессознательное, Юнг назвал архетипами. Архетипы – это не фиксированные картинки и не позаимствованные идеи. Юнг видит их как определённые формы фантазии; первичные формы, через которые мы воспринимаем мир, и они, как таковые, движутся и создаются. Они выражают всё, о чём человек мечтает или думает. Как глаз не способен себя увидеть, так и мы не можем по-настоящему описать архетипы. Юнг описывает встречи с архетипами в снах, как непостижимые, внушительные и божественные.

Фигурально говоря, взгляд Юнга на психе можно сравнить с гигантским айсбергом, где сознание – небольшая часть над водой. Его внешний слой называется персоной. Слово пришло из греческого языка и означает «маску», то есть лицо, которое нам показывают снаружи. Персона – важная часть нашей сознательной части личности, стремящаяся сохранить Эго и его целостность неповреждённым. Может быть опасно, когда маска воспринимается как «настоящая личность», которая ведёт к тому, что личность закрывается и не может развиваться или быть сознательной.

Центр сознания, центр видимой части айсберга – это Эго. Чуть ниже поверхности находится личное бессознательное, которое содержит доступные и более скрытые психологические комплексы. Эта часть бессознательного содержит то, что Юнг назвал тенью, двойник, который представляет подавленную часть личности. Здесь мы можем найти аниму / анимуса, которые представляют мужское в женской психике и женское в мужской. Ниже личного бессознательного мы можем найти то, что Юнг назвал коллективным бессознательным. Неизвестны границы между личным и коллективным бессознательным, и аспекты тени с анимой / анимусом имеют корни в коллективном бессознательном.

В коллективном бессознательном можно столкнуться со сферой архетипичной картины. Мифологические картины архетипов представлены различные фигуры с различными именами из всех эпох, например, Афина, Венера, Кали и Исида. Внизу / за сферой можно найти сферу архетипических символов, включающих бога-ребёнка, бога-отца и Великую мать. Далее мы достигнем сферы математических и геометрических фигур. Мы там можем найти символы «энграмм», из которых наиболее часты мандала (магический круг) и соединённая квартерность (цифра четыре, квадрат или крест).

Квартерность по Юнгу означает логическое условие всеобщей справедливости. Если вы хотите указать весь горизонт, вы можете использовать четыре направления. Четыре качества, четыре элемента, четыре цвета, четыре касты в Индии, четыре пути духовного развития в Буддизме и т.д. Круг символизирует совершенную полноту, а число четыре – её естественное минимальное разделение.

Четырёхкратность часто делится на 3 + 1, так что в этих частях содержится исключительная позиция и отклонение, как в элементах земля-воздух-вода по отношению к огню. Юнг подразумевал, что если величие четвёрки присоединится к трём другим, возникнет единица, означающая единство. Число архетипов может быть бесконечным, и чтобы упростить описание повторяющихся их проявлений, Юнг разделил их на различные «фигуры» или понятия. Вот некоторые архетипы: Тень, Герой, Анима / Анимус, Мудрый Старец, Божественный ребёнок и эго.

Тень

Так же, как свет создаёт тьму, свет сознания эго создаёт тень личности индивида. Тень – это наше личное «негативное». Это часть нас, несущая всю вину, и сторона нашего сознания, которая подавляется. Все чувства, слабости и желания, которые разрушили бы картину наших представлений о себе.

Мы ощущаем присутствие тени как угрозу. Она смущает, раздражает, пугает и, возможно, создаёт тревогу. И-за этих причин, согласно Юнгу, мы активно подавляем эту часть себя, чтобы сохранить любимую иллюзию того, что мы «совершенны».

Юнг наблюдал, как психологическая тень, когда она подавляется, продолжает действовать за сценой и создаёт различные типы невротического и компульсивного поведения. Он также заметил, что мы вместо подавления тени можем проецировать её на других, и затем думаем, что у них все те мешающие и отталкивающие качества, которые мы не хотим замечать в себе.

В практике Юнга индивидуация пациента (процесс развития, к которому, по Юнгу, стремится каждый) чаще всего начинается со смиренного принятия тени в сознательное самоощущение личности. Это первый и наиболее важный шаг к психическому здоровью.

Осознание тени забирает её силу и вытаскивает все скрытые желания и фантазии на свет, в сферу этического выбора. Затем приходится сталкиваться со сложными этическими решениями и неприятной самодисциплиной, которая иногда способна пройти через невроз. Теперь необходимо столкнуться и взаимодействовать со своей истинной и настоящей волей. Только при встрече с тенью мы можем взять полную ответственность за себя и свои действия.

Юнг подразумевал, что тень относится к коллективному, потому что её можно найти в любом человеке, но часто она имеет сильный культурный или личный окрас. Близкие отношения с тенью и Эго делают возможной интеграцию, но невозможно полностью понять, с какого момента она уходит вглубь коллективного бессознательного, согласно Юнгу, подобно неминуемому появлению тьмы, которую создаёт свет Эго.

Существует концепция, что, войдя в бессознательное, можно достигнуть центральной части эго, которая оканчивается тупиком.

Действительно, Юнг писал, что созерцающий воду сначала видит своё отражение. «Это первый тест на смелость во внутреннем пути, тест, пугающий большинство людей. При встрече с самим собой могут произойти неприятные вещи, которых избегают, когда проецируют негативные черты на других людей».

Но если управлять этим процессом постепенно, задача решится: личное бессознательное поднимется до уровня сознания. Однако тень – это живая часть нашей личности, которая тоже хочет существовать. Проблема включает целое человечество, и каждый сам справляется со своими слабостями.

Согласно Юнгу, встреча с тенью не имеет тупика, это узкий путь, но он начинает процесс индивидуации, открывающий человека для помощи сил, которые спят внутри на глубоких уровнях коллективного бессознательного.

Герой

Герой – это центральная и универсальная фигура в мифах. Существует общий элемент во многих историях: божественное рождение героя, его вход в тёмный / подземный мир, его опасная миссия и храбрые битвы с монстрами, наличие помощников, которые могут быть мужчинами, женщинами или животными. Можно сказать, что темы героических мифов – это поражение, смерть и восстание.

Юнг пришёл к заключению, что герой – это архетип коллективной психе, которая часто формирует постепенное появление человеческой самооценки. Божественное рождение героя отражает магическое сотворение нашего сознания, «нечто из ничего». Вхождение в подземный мир – метафора переноса бессознательного на сознательный уровень. Но Юнг считал, что идентифицировать себя с таким сильным архетипом, как герой, может быть опасно. В человеческой борьбе за своё сознание он видел шаг в развитии коллективного бессознательного. Женский анимус часто вписывается в архетипический паттерн героя, который борется за получение сознания и энергии.

Анима / Анимус

Как отголосках мифов, историй и великих литературных произведений, Юнг открыл в снах своих пациентов проводника, помощника для сновидца, проявляющего себя как личность другого пола. В мифах «другой или другие» ведут героя к финальной стадии в конце рассказа.

Юнг пришёл к выводу, что за сознательной маскулинной стороной мужчины существует бессознательная женская сторона со своим характером и личностью. Существует женский внутренний аспект мужчины, и это показывает не только тот факт, что внутренняя сторона принимает символическую форму женщины в снах, фантазиях и проекциях.

Абсолютно то же самое характерно для женщин, в их бессознательном можно найти маскулинную часть личности, сторону со своим характером и поведением, которую можно описать как мужчину. Юнг назвал феминную сторону мужчины Анимой, латинским словом, обозначавшим душу, а маскулинную сторону женщины – Анимусом. Функции Анимы / Анимуса важны для связи сознательного и бессознательного. Он или она приглашает и ведёт индивида к глубокому пониманию бессознательного мира.

Юнг писал об Аниме: «Всё, что касается Анимы, становится запретным, магическим, опасным и ясным. Она – змей в раю для личности, полной добрых сил. Она представляет убедительные доказательства для работы с бессознательным, она говорит нам, как разрушить все моральные запреты и освобождает силу, которую лучше было бы оставить в бессознательном. Потому что она желает жизни, желает добра и зла. В той части жизни, где эльфы и феи играют в свои игры, этих категорий нет».

Юнг считал, что, несмотря на свою хаотичную природу, Анима иногда ведёт к тому, что он определяет как скрытое знание и тайную мудрость. Он писал: «Если бы она была только негативной, всё было бы очень просто. Но не в этом случае, та же Анима может раскрыться как ангел света, как психопомп, который может вести нас к целенаправленности, которая показана в Фаусте. Если тень – это отборочный тест, то Анима – это степень мастера».

Мудрый Старец

Знания, размышления, инсайт, мудрость – эти способности Юнг приписывает архетипической фигуре, которую он называет Мудрым Старцем. Фигура может быть отцовской или героической, но у неё также есть качества, которые невозможно отнести к отцу или герою. Он миролюбив, скрытен и подпитывается своей внутренней силой. Он похож на мага или отшельника.

Как и Герой, Мудрый Старец – это не то, что касается только мужской психологии. В женщине он представляет одну из сторон Анимуса, полезную внутреннюю силу и мудрость. Он даёт советы, но не командует, он создаёт, придаёт форму и указывает на путь развития. Юнг пишет: «Маг — это синоним мудрого старца, восходящего по прямой линии к образу шамана в первобытном обществе. Подобно Аниме, мудрый старец является бессмертным демоном, освещающим хаотическую темноту жизни лучом смысла. Он — просветлённый, учитель и мастер». Он также писал: «Если бы имя Люцифер не обросло всякого рода предрассудками, оно полностью подходило бы этому архетипу. Я поэтому удовлетворился такими его обозначениями, как архетип Мудрого Старца или архетип смысла. Как и все архетипы, он имеет позитивный и негативный аспекты, в обсуждение которых я не хотел бы здесь вдаваться».

Божественное Дитя

«Меньше, чем мельчайшее и больше, чем величайшее» — хорошее определение этому архетипу. Когда архетип ребёнка показывается в наших снах, он показывает потенциальное развитие и в тоже время конфронтацию с исходными целостностью и единством.

В историях, мифах и снах незащищённый и покинутый ребёнок так же часто встречается, как и его тайное сверхъестественное рождение. Согласно Юнгу, это показывает, насколько трудна задача ребёнка, как зависимость от окружающего мира в разных случаях создаёт чудовищные препятствия на пути каждой индивидуации.

Но божественное в ребёнке также означает великую силу. Драконы и змеи в мифах угрожают человеческому внутреннему Я – по Юнгу это свидетельствует об опасности поглощения нового сознания бессознательным.

Действия ребёнка часто направлены на завоевание тьмы и рождение в сознании. Юнг писал о появлении архетипа ребёнка: «Часто ребёнок развивается в соответствии с христианскими моделями, но чаще в развитии ребёнка появляются и нехристианские стадии, например, крокодилы, драконы и змеи, а также обезьяны. Часто ребёнок появляется в чаше цветка или золотом яйце или в центре мандалы».

Самость

Самость, завершающая архетипичные переживания, похожа на религиозный опыт присутствия Бога. Юнг обнаружил символы самости во многих религиозных системах мира и удивился их совершенству. Сад Эдема, Золотой век Олимпа, мифологическое мировое яйцо, из которого всё произошло, первочеловек-гермафродит.

Архетип Самости отражает целостность нашего бытия, иногда превышающую сознательное Я и в то же время нечто другое, что позволяет нам развиваться. Самость – причина и цель, одновременно имманентный и трансцендентный архетип.

Юнг считал, что реализация Самости имеет два значения: завершение развития личности и крайне важный опыт, находящийся за пределами личности. Наиболее частый символ Самости – это мандала, «круг, разделённый на четыре», который часто использовался в восточной медитации.

Архетипы, обсуждавшиеся здесь, могут проявляться как образы или сущности. Но Юнг также говорил об архетипах изменения. Это различные шаги или уровни процесса индивидуации.

Символы в сновидениях

Движения:
Вверх. Прогресс. Освобождение души. Вдохновение. Сила. Способность видеть вещи сверху. Полёт во сне – частая интерпретация астральных путешествий.

Вниз. Интроспекция. Анализ ситуации. Инициация. Исследования. Путешествие в бессознательное.

По часовой стрелке. Дарить и излучать.

Против часовой стрелки. Брать и собирать.

Дом. Символ личного сознания. Подвал и чердак символизируют бессознательное. Беспорядок в доме означает беспорядок в мозгу. Крайне чистый дом может символизировать требования Суперэго. Мебель может означать организацию Эго.

Животные. Животная сторона себя и существования. Кошмары с животными означают страх дикости. Дрессировка животных означает нужду в контроле. Животные в снах — часто тотемные животные или проводники. Кусающие рыбы, насекомые или крабы могут означать заблокированную энергию, негативные энергии или болезнь.

Мифологические животные:
Единороги. Сила, изобилие, чистота и невинность.
Грифоны. Сила, в основном земная.
Драконы. Духовная и земная сила. Инициация и восхождение человека к божественному. Древность и истоки. Хаос. Тот, кто охраняет сокровища и силы.

Сокровища. Недостижимые сокровища или желаемые вещи означают фрустрацию и скрытые нужды.

Туннели. Бессознательное. Астральные туннели и путешествия души. Метро, автомобильные туннели и канализация – современные символы астральных туннелей.

Притяжение. Желание и/или секс с кем-то означает встречу и страстное желание встречи со стороной себя. Иногда встречается Высшее Я или ангел-хранитель, символизирующий личность, с которой происходит сексуальное единение.

Вода. Бессознательное в различных формах и психические силы. Море означает бессознательное. Реки и течения означают потоки внутренней энергии в теле и душе. Блокированные потоки означают блокированную энергию. Грязная вода означает нечистую энергию.

Огонь. Внутренний огонь. Божественная искра в человеке. Сила. Пожар символизирует неконтролируемые силы.

Земля. Изобилие, жизнь и смерть. Материнство и тайны жизни. Плодородная почва символизирует успех и благоденствие.

Воздух. Свобода и разум. Сны о воздухе означают состояние дыхания. Свежий и чистый воздух означает хорошее дыхание и хорошую прану. Грязный воздух и отсутствие циркуляции означают обратное.

Практики

Неделя 1-2

Выполняйте медитацию кундалини в четырёх различных ситуациях и фокусируйте энергию на Свадхистана-чакре, которая находится между пупком и гениталиями. Эта чакра должна визуализироваться как оранжевый цветок лотоса с шестью лепестками. Исследуйте все чувства и желания после воспоминаний об астральных путешествиях. Попытайтесь позволить энергии течь и убедитесь, что кундалини не блокируется на этом этапе.

Практикуйте астральное видение, наблюдая ауру вокруг горящей свечи. В норме она выглядит как обычный свет. Но опытные могут увидеть весь спектр радуги. Практикуйте, пока не научитесь видеть части спектра вокруг пламени свечи.

Идите на природу и найдите место силы. Место силы – это место, которое даёт вам силу и концентрацию. Посмотрите, как место влияет на ваше астральное видение. Место даст вам чувство повышенного осознания, более ясного видения и активного спокойствия. Охотники и воины используют места вроде этих, когда они ждут удачного времени для атаки. Потому что на месте силы можно ждать целыми днями.

Неделя 3-4

Продолжайте медитировать на цвета вокруг свечи.

Купите или сделайте доску для спиритизма и начните с её помощью общаться с другой стороной. Вы также можете использовать стакан, помещённый на бумагу с цифрами и буквами алфавита. Практикуйтесь, пока движения стакана не станут отчётливыми. Когда невидимая сила двигает объект, появляется особое чувство, когда по-настоящему нет сомнений. Важно не принимать информацию всерьёз, вначале она будет малопонятной мутью или проекциями страхов или ожиданий. Использование спиритической доски или других похожих приспособлений – спорная практика. Многие люди думают, что это опасно и приносит только контакт с низшими астральными сущностями. В Драгон Руж считается, что это полезный, хотя и примитивный способ контакта с другой стороной. Следует быть готовым к управлению этим средством коммуникации, но затем перейти к более продвинутым астральным техникам. В Драгон Руж это первый шаг к более и более сложной практической астральной магии, также включающей автоматическое письмо и левитацию рук.

Перевод: Зера

Мы приходим в этот мир с чистым разумом, но это не значит, что совсем не содержим в себе никакой информации. У каждого новорожденного есть внутренний мир, собственная энергия, которая будет задавать свои ритмы. Маленький ребёнок, войдя в мир, уже начинает пользоваться теми программами, которые ему необходимы для того чтобы поддержать жизнь. Например, он уже умеет всасывать питание. В его ДНК закодированы программы того общества, в котором родился, в его ДНК течёт информация, которую он получил от родителей.

Наше рождение - это начало нашего путешествия, которое называется Жизнь. На протяжении которой будем встречаться с различными людьми, реагировать на них, взаимодействовать и обмениваться программами, менять свои установки, приспосабливаясь к новым условиям жизни. Нам придётся усваивать новую информацию. Работа над собой, расширение сознания, изучение техник релаксации - всё это открывает перед человеком новые двери и возможности, необходимые для того, чтобы он разглядел в своей жизни что-то новое, открыл для себя больше возможностей для реализации. Внутренний мир будет хоронить одни архетипы и давать возможность появиться другим.

Чем являются архетипы? Согласно известному психоаналитику К. Юнгу, это глубоко укоренённые в человеческой психике явные образцы поведения. И то, как мы выбираем партнёра, как мы чувствуем себя в обществе, как реализуем себя - на всё влияют архетипы. Можно сказать, что мы их видим везде - и в искусстве, и в литературе, во снах. Они влияют на нашу жизнь, на наше неосознанное поведение.

То, как архетипы ведут себя в жизни, описала Кэрол Персон в своей книге «Наш внутренний герой». Каждый сгусток психической энергии (архетип) содержит в себе частицу общего мира, имеет разные цели и желания, которые реализуются в жизни. И со временем наши архетипы могут изменяться. Те, которые были на одном этапе, меняются с течением времени на другом. При изменении жизненных обстоятельств мы так же выбираем иной образец или психотип. И каждый архетип является важной частью нашего развития. Чтобы развернуться полностью, архетип отдаёт нам свою энергию, мы живём с этим образцом и выбираем его реакции. Причем делаем это в каждой части нашей эмоциональной, интеллектуальной или душевной жизни. В тот момент, когда происходит становление этой энергии, необходимо вооружиться внутренней честностью и умением наблюдать за своими реакциями, чтобы этот архетип вёл нас к правильному выбору, чтобы помогал, а не мешал нам.

Когда человек познаёт свои архетипы, он лучше понимает самого себя, свои реакции и потребности. Например, Архетип Дракон - это тот, кто чувствует себя преданным, обманутым и прячет свои чувства от людей, уходит в себя. Хотя его потребностью все равно остаётся желание показать свою силу. О Драконах можно сказать, что это разочарованные идеалисты, которые могут стать ужасными. Их негативная мощь проявляется с такой же силой, с какой был разрушен их идеал. Мир их предал, и они теперь видят его как нечто пугающее, таящее в себе опасность, а людей рассматривают как подлых, нечестных и готовых всегда ударить в спину существ. Поэтому доминирующей эмоцией у людей архетипа Дракон является недоверие и страх, что кто-то их использует, а жизнь для них превращается лишь в существование.

В следующих темах мы продолжим рассказ об архетипах и тех сценариях, которые они могут нарисовать нам в жизни.

Мне краткие описания архетипов понадобились - сложу сюда, чтоб не забыть. Возможно, кому-то еще пригодится. Задать вопросы о тренинге, если кто-то заинтересовался, можно . Дополнения к описаниям архетипов приветствуются. :)

Воин (Воительница)
Архетип воина - это энергия человека, способного действовать, ставить цели, бороться, преодолевать препятствия. Его основные качества - импульсивность, воинственность и сила воли. Негативная сторона этого архетипа - агрессивность, жестокость.
Женщина-воительница. Это архетип амазонки, феминистки, женщины, дерзнувшей помериться силой с мужчиной, отстаивать свои права в сражении. В ней немного женского. Ее животные - волки и змеи, это сама хтоническая, всемогущая, подземная сила земли.

Король (Королева)
Король воплощает власть сознания, устоявшееся устройство миропорядка, стабильность. Он обладает самодисциплиной и ответственностью. Негативная сторона этого архетипа - отрицание нового, цинизм, жесткость и консерватизм.
У Королевы гораздо больше ходов. Это женщина, сохраняющая женскую силу и при этом обладающая властью. Она способна творить и вдохновлять, она наделена властью повелевать, к каждому её слову прислушиваются и она в состоянии вершить судьбы. У нее есть большая сила, но на ней лежит и огромная ответственность.

Маг
Маг всегда связан с некой чудесной властью, превосходящей человеческие способности. Он накопил знания, постиг высшие законы мироздания, обрел опыт, философию, познал иерархию, его могущество состоит во владении истинными именами вещей. Этот архетип заставляет человека приподыматься над своими возможностями: находить решения неразрешимых проблем, изыскивать неведомые силы и преодолевать непреодолимое. Негативная сторона этого архетипа - отрыв от реальности.

Жрица
Жрица выступает силой, стоящей над суетой самих богов. Это носительница высших знаний, мудрости, волшебства, таинственности. Она знает всё, но ничему не удивляется - она отстранена, и живет как бы в другом измерении.

Дурак
В сказках выступает не тем, кто он есть на самом деле, выставляя на всеобщее обозрение свои самые худшие качества, соответствующие более низкому уровню развития сознания человечества. Архетипически дурак формирует единое целое с образами других нарушителей культурных и социальных запретов - образами первых разумных существ на Земле, прародителей-близнецов, которые нарушением табу порождают человечество, что становится и причиной смерти людей.
Осознание своей совершенной некомпетентности и неполноты - необходимое условие движения к более высокому уровню знания и полноты. Именно поэтому в сказках царём становится Иван-дурак: обманывая себя и нас полной неспособностью к традиционной нормальной жизни - ради того, чтобы сделать её более полноценной.

Герой
Герой - это смертный, который совершает много великих дел, чаще всего, впрочем, не по своей воле: так складываются обстоятельства. В очень многих сказках и мифах герой совершает великие подвиги: у него есть для этого энергия и способности. Негативной чертой героя является стремление выйти за рамки ограничений для простых смертных и там найти свою гибель.

Дракон
Дракон присутствует во всех символах энергии, в Китае он воплощает Ян - мужское начало начало космического миропорядка. Он символизирует творчество, динамику, силы движения и осознания. Дракон чувствует себя в небесах, как дома. Он является причиной явлений природы и природных аномалий: древние верили, что когда дракон летит по небу, начинается гроза. Драконы могут извергать пламя. Дракон символизирует огромню силу. Негативный аспект этой силы заключается в том, что она может зайти слишком далеко.

Возлюбленый (Возлюбленая)
Возлюбленный мягок и восприимчив, ласков и нежен. Его черты - привязанность, потребность раствориться в партнере… Негативная сторона этого архетипа - зависимость.
Возлюбленная - это образ богини любви, выявляющий мощь земного плодородия, также как и развитые, стабильные и глубокие чувства. Она нежна и сексуальна, её мягкость ничего не требует, но всё принимает, она способна к бесконечному пониманию. В ней есть черты ребенка - иногда шаловливого, иногда капризного, но всегда спонтанного и естественного. И точно так же, как ребенок, она не может быть вполне независимой: ей нужен объект для любви.