Что такое движение в физике? Понятие движения в философии. Основные формы и виды движения. Движение и развитие. Виды механического движения

ДВИЖЕНИЕ

ДВИЖЕНИЕ

ДВИЖЕ́НИЕ , движения, ср.

1. только ед. Состояние, противоположное покою и состоящее в перемещении предмета или его частей (книжн. научн.). Вращательное движение. Поступательное движение. «Находиться в состоянии движения. - форма бытия материи.» Ленин . «Он (Ленин) немыслим без движения, он немыслим без труда.» Безыменский .

|| перемещение предмета или его частей в пространстве в определенном направлении. Движение планет. Движение поезда. «С балкона кафе, которое создано снобизмом и прихотью, я смотрю на великое движение тысяч (демонстрацию).» Ленин .

2. Переход, перемещение с места на место, непрестанное изменение положения чего-нибудь в пространстве. Движение паровоза. Движение неприятельских войск.

|| Действие, работа какого-нибудь механизма. Наблюдать движение машины.

3. Изменение положения тела или его отдельных органов в пространстве, жест. Движение руки. Ритмические движения. Аудитория следила за всеми движениями оратора. В гневе он сделал резкое движение. Изящное движение. Неловким движением он разбил стакан. Лежать без движения.

4. перен. Внутреннее побуждение, изменение в душевном состоянии (книжн.). Душевное движение. Движение жалости.

5. только ед. Действие того или иного вида транспорта, перевозка пассажиров и грузов, езда. Открылось автомобильное движение. Товарное движение. Трамвайное движение.

|| Езда и ходьба в разных направлениях (на улицах и дорогах). На площади оживленное движение. Регулирование уличного движения.

6. перен., только ед. Оживленность. быстрота и напряженность действия (книжн.). В пьесе много движения.

7. перен., только ед. Общественное возбуждение, волнение, брожение, проявляющееся в каких-н. фактах социальной жизни (книжн.). Движение умов. В 1905 г. в массах обнаружилось сильное движение против правительства.

8. перен., только ед. Общественная деятельность, ставящая себе какую-н. определенную цель (книжн.). История революционного движения. Аграрное движение. Профессиональное движение. Колхозное движение. Рабочее движение. Движение в пользу ликвидации неграмотности.

9. только ед. Переход из одной инстанции в другую (офиц.). Движение бумаг. Движение сумм. Повышение с одной должности на другую, более высокую (офиц. дорев.). Движение по службе.

10. только ед. Прохождение, течение, перемещение, развитие во времени. Движение событий.

11. только ед. Количественное изменение чего-нибудь во времени. Диаграмма показывает движение народонаселения. Движение цен.

❖ Вольные движения (спорт.) - особого рода гимнастические упражнения без приборов. Приходить в движение - см. приходить . Приводить в движение - см. приводить . Служба движения (ж.-д.) - отдел железнодорожного управления, ведающий движением поездов.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ДВИЖЕНИЕ" в других словарях:

    В широком смысле всякое изменение, в узком изменение положения тела в пространстве. Д. стало универсальным принципом в философии Гераклита («все течет»). Возможность Д. отрицалась Парменидом и Зеноном из Элей. Аристотель подразделил Д. на… … Философская энциклопедия

    ДВИЖЕНИЕ - ДВИЖЕНИЕ (греч. κίνησις, лат. motus), любое изменение вещи, предполагающее ее переход из одного состояния в другое. Видами движения являются: качественное и количественное изменение, изменение положения в пространстве (перемещение) и… … Античная философия

    См. ход приводить в движение... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. движение перемещение, ход, передвижение, продвижение, перестановка; процесс, течение, тенденция, общее… … Словарь синонимов

    движение - структурная единица деятельности результат работы психофизиологического аппарата по реализации акта двигательного, посредством коего происходит взаимодействие живого существа с внешней средой. В движении проявляется физиологическая активность… … Большая психологическая энциклопедия

    Движение - Движение ♦ Mouvement Перемена места, состояния, положения или расположения. Аристотель («Физика», III, 1 и VIII, 7) различал четыре вида движения, которые на современном языке лучше назвать изменениями. Главные изменения соответствуют… … Философский словарь Спонвиля

    Группа художников, возродившая традицию конструктивизма и обосновавшая принципы кинетизма в русской культуре 1960 70 х гг. Ее лидером был Л. В. Нусберг, активными участниками Ф. Инфанте, В. Ф. Колейчук и др. Движение стремилось вывести… …

    В философии способ существования материи, в самом общем виде изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного … Большой Энциклопедический словарь

    В техническом анализе изменение величины или цены. По английски: Movement См. также: Графики движения рынка Классические фигуры технического анализа Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Движение Э.Т.И. российская арт группа, созданная Анатолием Осмоловским в Москве в конце 80 х годов. Содержание 1 История создания 2 Участники … Википедия

    движение - ДВИЖЕНИЕ, передвижение, перемещение ДВИГАТЬСЯ/ДВИНУТЬСЯ, передвигаться/ передвинуться, перемещаться/переместиться, подвигаться/подвинуться … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Книги

  • Движение к здоровью, молодости и долголетию. Сам себе доктор (комплект из 2 книг) , Юрий Тангаев, Евгений Шереметьев. Вашему вниманию предлагается комплект из 2 книг: Юрий Тангаев "Движение к здоровью, молодости и долголетию", Евгений Шереметьев "Сам себе доктор"…

Основное свойство материи - движение, как способ существования. Она становится возможной только при наличии этого действия, проявляя себя через него. В мире, во Вселенной всё подвержено движению: предметы, системы, явления. И в то же время, оба понятия «материя» и «движение» - абстракционные понятия, так как не существуют сами по себе, есть движение материальных предметов, так же, как и материя не существует без него.

Что такое движение

Мы рассмотрим кратко движение, как способ существования материи. В философии понятиям «движение» и «материя» посвящено множество трудов выдающихся мыслителей. Что можно назвать движением? Любое изменение состояния предмета, системы. Оно может принимать любую форму от простого передвижения до социального процесса в обществе.

Движение абсолютно, так как движется всё. Если, на наш взгляд, тело находится в покое, то это не значит, что движение прекращено полностью, оно переходит во внутренние процессы. Оно продолжает двигаться вместе с Землёй, Солнечной системой, Галактикой. То, что движение и материя неразрывны, признавали ещё древнегреческие философы-материалисты.

Философы-метафизики понимали движение с точки зрения механики. На вопрос, что же является началом движения, ответ был однозначный, оно происходит от внешних обстоятельств. Если движение передаётся от одного предмета к другому, что же тогда послужило началом. Что было первым движением? По мнению Ньютона, этому послужил первотолчок, который можно рассматривать, как Божественную силу.

Понятие движения в диалектическом материализме

Понятие в философии движения, как способа существования материи было введено учёными, придерживающимися взглядов диалектического материализма. Они основываются на следующем:

Неотъемлемое свойство существования материи - это движение. Без него существование материи невозможно. Если представить себе материю без движения, то мы увидим застывшую статическую массу - хаотическое неизменное нагромождение. Но всё в мире изменяется, принимает различные формы и состояния. Этому способствует движение.

Движение - это всякое изменение во Вселенной.

Движение - это противоречие, началом его материалисты называют единство противоположностей.

Рассмотрим это подробнее.

Начало движения

Движение - способ существования материи. Материализм видел причину начала движения внутри тела, системы, явления, она представляла собой определённую противоречивость, например, постоянство и изменчивость, притяжение и отталкивание, старое и новое, простое и сложное и так далее. В результате единства противоречий внутри материи зарождается активность, которая и является причиной начала движения. Другими словами, в существующем внутри материи едином целом идёт процесс разделения на противоположности, после чего начинается борьба между ними.

Движение, согласно диалектическому материализму, есть результат внутренней активности, порождающей единство противоположностей, в результате чего происходит самодвижение, то есть первичное движение. Согласно диалектики, всё во Вселенной существует друг с другом в связи, именно из этого можно сделать логическое заключение о самодвижении.

Движение, как способ бытия. Устойчивость и изменчивость

В диалектике устойчивость и изменчивость являются парой противоположностей, которые определяют движение. Что такое устойчивость? Это есть сохранение определённых свойств, отношений и состояний неких материальных систем. Отсюда следует предположить, что изменчивость - это перемена свойств, что ведёт к созданию новых материальных систем.

Движение заключает в себе обе противоположности, которые не встречаются в чистом виде, а существуют взаимосвязано. Например, изменчивость движения очевидна, она повторяется, что само по себе служит определённого вида постоянством. Говорить об устойчивости или изменчивости, как источнике движения невозможно. Так как их единство, взаимодействие и, как действие противоположностей, взаимоисключение - есть движение. Другими словами, кратко, движение, как способ существования материи, состоит в борьбе противоположностей.

Значение противоположностей: устойчивости и изменчивости, как способов движения велико. Например, если мы возьмём эволюционные процессы в природе, то здесь явно присутствует изменчивость, которая идёт от низшего к высшему. Но представить эволюцию без устойчивости просто невозможно. Её формой здесь будет закрепление полученного опыта, преобразований в виде информации, накопленной, закреплённой и переданной следующим поколениям. Это называется наследственностью.

Характеристики движения

Материалистическая диалектика переходит через физическое и метафизическое понимание движения, как механического, т. е. простого перемещения предметов в пространстве относительно друг друга, при котором процесс движения происходит как бы сам собой по замкнутому кругу. Она смотрит на движения с точки зрения материализма и считает, что движение можно охарактеризовать, как:

Материальное. Движение может быть только материальным, так как без материи оно невозможно.

Абсолютное. Как говорилось выше, движется абсолютно всё. Любое существование подразумевает под собой изменение, которое есть движение.

Относительное. Движение одного предмета происходит относительно другого. Даже когда предмет (материя) находится в абсолютном покое относительно одних тел, он движется относительно других.

Противоречивое. Так как мы рассматриваем движение, как способ существования материи, причиной его начала является противоречивость. В каждом предмете, веществе постоянно происходят определённые изменения. С этой точки зрения, предмет, оставаясь тем же, каждый момент меняется, он, в результате изменений в нём, уже другой. Только этим можно объяснить многообразие мира.

Состояние покоя

С точки зрения противоречивости, если существует движение, значит должно существовать другое состояние. И оно есть, его называют покоем, который не является реальностью, находящейся рядом с движением. Его нельзя отнести к антиподам. Это есть движение, как способ существования материи. Под покоем необходимо понимать момент стабильности, отсутствия изменений, равновесия, временное единство противоположностей.

Движение, как способ существования, есть постоянное изменение, а покой - есть сохранение состояния устойчивости вещей и условием их существования. Давайте представим себе отсутствие состояния покоя. Бесконечное движение превратило бы всё в хаос. И только состояние покоя даёт качественно различимые предметы, которые, находятся в нём, существуют определённое время в определённом месте. При этом нужно подчеркнуть главное, что абсолютно движение, а относителен покой.

Три типа движения

Движение и развитие, как способ существования материи можно проследить в живой и неживой природе, в обществе в виде изменений. Но оно не представляет собой однородный процесс. Даже если мы рассмотрим человека, то заметим в нём изменения различного типа. Сначала человек рождается, и происходят изменения в развитии. Потом постепенно начинаются изменения в сторону угасания, старения. Итак, каковы типы движения:

По восходящей линии - от простого к сложному. Развитие.

По нисходящей линии - от сложного к простому. Старение.

По прямой линии. При нём нет ни нисходящих, ни восходящих движений. Длится короткий промежуток времени. После его окончания возможно движение по любому из ранее названных типов.

Все эти изменения относительны по отношению к другим предметам.

Многообразие форм движения

Диалектика рассматривает многообразие движения материи и его основные формы, переходы одной в другую. Каждая из них имеет различные носители (материю), каждая из них имеет свои законы, работающие на определённом уровне. Простые формы движения образуют более сложные, при этом в сумме они составляют качественно новую.

Классификация форм движения и вместе с ними наук, законам которых они подчиняются, впервые была разработана Он определил их, как основные пять форм, которые хорошо известны. Это механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Все они взаимосвязаны, в них входят более простые формы движения. В свою очередь, они также образуют ещё более сложные формы.

Даже самая простая форма движения - механическая, по Энгельсу, состоит из множества движений, таких как прямолинейное, криволинейное, хаотическое, ускоренное и так далее. Самая сложная форма - это социальная.

Социальная форма движение

Почему данная форма, с которой связано и мышление, считается самой сложной? Это происходит за счёт носителя - социальной материи, которая является самой сложной. Именно она включает в себя все изменения, происходящие в организме человека. Примером может быть перекачка в организме человека крови по сосудам, - в этом принимает участие сердце человека, которое выполняет механическую работу, но механизмом оно не является, так как его работа подчиняется органам нервной системы. Основные виды жизнедеятельности человека, такие как трудовая, общественная и другие, обуславливают изменения в демографии, этнических группах, развитии производительных сил и так далее. Они происходят в соответствии с законами движения, которые действуют на на уровне социальном.

Пространство и время, как формы движения

Пространство и время - это абстракция, их не существует, так как в принципе не могут существовать в реальности, они есть только в нашей голове и существуют только как пустые формы. Как ни парадоксально это осознавать, но в течение двух тысяч лет учёные-философы работали с пустыми формами. В своей книге «Анти-Дюринг» Маркс и Энгельс дали определение пространству и времени, как характеристикам, признакам движения.

Открытие новых форм движения

Но как показала жизнь, классификация форм движения в наше время претерпела значительные изменения. Развитие науки приводит к открытию и изучению новых форм движения. Но по-прежнему, изучение движения и развития, как способов существования материи остаётся наиболее важным. Например, в наше время встал вопрос об изучении новых форм: геологической, космологической, квантово-механической и так далее. Суть их заключается в специфике носителей. Эту материю изучают учёные. Знания о различных формах движения, ещё не известных несколько десятилетий назад, позволяют сделать вывод, что это ещё не конец. Природа готова преподнести человеку множество форм движения, материй.


Рефлексы головного мозга

В данном произведении И.М. Сеченов утверждает свой тезис о том, что все внешние проявления мозговой деятельности могут быть сведены на мышечное движение . (Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение).

Это произведение И.М. Сеченова является вводной частью в его, так называемую, теорию. Именно в ней он делит по происхождению все мышечные движения на две группы - невольные и произвольные, именно им он посвятит свои последующие главы, где он даст им более полный и точный анализ.

Невольные движения

Три вида невольных движений:

1) Рефлексы (в тесном смысле) на обезглавленных животных, движения у человека во время сна и при условиях, когда его головной мозг, как говорят, не действует

2) Невольные движения, где конец акта ослаблен против начала его более или менее сильно-задержанные невольные движения

3) Невольные движения с усиленным концом - испуг, элементарные чувственные наслаждения. - Случаи, где вмешательство психического момента в рефлекс не изменяет природы последнего. - Сомнамбулизм, опьянение, горячечный бред и пр.

Основная теоретическая часть по теме невольных движений доказывается И.М. Сеченовым через примеры экспериментов на обезглавленной лягушке.

Невольные движения И. М Сеченов описывает как простейший механизм: от кожи к спинному мозгу тянутся чувствующие нервные нити, а из спинного мозга выходят к мышцам нервы движения; в самом же спинном мозгу обоего рода нервы связываются между собою при посредстве так называемых нервных клеток. Благодаря этой связи происходят отраженные движения - возбуждение чувствующего нерва отражается на движущем.

Но и головной мозг может действовать по принципу машины. И.М. Сеченов приводит в пример нервную даму, которая вздрагивает от ударов кулака по столу при определенной силе удара. Со временем она вздрагивать перестает. При увеличении силы удара опять вздрагивает, а при его повторении - перестает. В этом явлении проявляется детерминированность поведения, которую И.М. Сеченов формулирует в закон: если возбуждение чувствующего нерва сильнее того, какое ему когда-либо случалось выдерживать, то оно при всевозможных условиях вызывает роковым образом отраженны, т.е. невольные движения .

Но при этом если человек подготовлен к внешнему воздействию, то независимо от окончательного эффекта, в нем всегда родится противодействие этому влиянию. Это происходит благодаря функционированию головного мозга.

Кроме того головной мозг регулирует отношение между силой раздражения и его эффектом.

При внезапности действия раздражителя у человека возникает испуг. Высшая степень испуга - обморок и окаменелость. Эти явления родственны. Обморок происходит вследствие отражения с чувствующего нерва на бродящий. Возбужденный, тот ослабляет или даже приостанавливает биение сердца. Окаменелость выражается обыкновенно усиленным и продолжительным сокращением мышц лица и некоторых из других мышц туловища.

сеченов рефлекс головной мозг

Потом Сеченов плавно переходит к раскрытию сочетания деятельности отдельных отражательных элементов в сложное отраженное действие.

Он логически выводит так называемую необходимость: вне межклеточной связи нельзя было бы объяснить способа происхождения даже самого элементарного рефлекса .

Но сочетаются ли все отражательные элементы тела равномерно между собой?

Ответ: все тело животного можно разделить на 4 главных отражательных группы: головную - кожи и мышцы головы с их отражательной связью, туловищную - кожу и мышцы туловища с их нервной связью, группу верхних конечностей и такую же группу нижних. Каждая группа отделена от прочих и может действовать самостоятельно, но в то же время она связана со всеми остальными.

Механизм группирования отражательных элементов заключается:

1. Вообще в сочетании нервных клеток между собою отростками

2. В связи некоторых отражательных элементов, из общей суммы их в теле, с изолированными от прочих центральными механизмами в продолговатом мозгу (а может быть и в др. частях головного мозга).

Главнейшие характеры невольных движений:

1. Движение происходит быстро вслед за чувственным раздражением.

2. И то и другое более или менее соответствуют друг другу.

3. Невольные движения всегда целесообразны. Они направлены на выживание (в некоторых из случаев целесообразность доведена до такой степени, что движение перестает казаться наблюдателю автоматичным и начинает принимать характер разумного).

Рассмотрим такое сложное поведение человека, как пьяное состояние и поведение лунатика. При анализе данных примеров получаем:

1. Невольные движения могут сочетаться с движениями, вытекающими из определенных психических представлений

2. Невольные движения могут представлять целый ряд актов

3. Бывают случаи невольного движения, где присутствие чувственного возбуждения, начало всякого рефлекса, хотя и понимается, но не может быть определено с ясностью.

Так у лунатика эквилибристика невольное движение может сочетаться с ходьбой, - актом, вытекающим из какого-нибудь психического представления, с движением неинстинктивным.

Все движения по механизму своего происхождения всегда невольны, если происходят без участия рассуждающей способности.

Этим и исчерпывается сфера невольных движений.

Произвольные движения

Основными свойствами произвольных движений И.М. Сеченов считает:

1. В основе движения не лежит ощутимого чувственного возбуждения

2. Движения определяются лишь самыми высокими психическими мотивами, самыми отвлеченными представлениями, например, мыслью о благе человеческого рода, любовью к родине и пр.

3. Колебания внешней деятельности вниз до совершенного бесстрастия подчиняется воле; усиление же движений возможно лишь до известной степени

4. Время наступления внешнего акта, если психический мотив его не осложнен страстностью, лежит в воле человека (и это осложнение вытекает преимущественно из самосознания)

5. Продолжительность внешнего движения опять до известной степени подчинена воле (по самосознанию); предел ей кладет большее или меньшее утомление нервов и мышц. Высшая страстность психического мотива всегда доводит внешнюю деятельность до возможных, лежащих в организации мышц и нервов, пределов

6. В высшей степени произвольные движения идут часто наперекор чувству самосохранения. Они целесообразны только с точки зрения обуславливающего их психического мотива

7. Группированием отдельных произвольных движений в ряды управляет воля (по самосознанию). Условие здесь опять - отсутствие страстности в психическом мотиве

8. Произвольное движение есть всегда сознательное.

Но действительно ли в основе произвольного движения нет чувственного возбуждения? Если же есть, то почему в типической форме этого явления оно замаскировано?

Пример: человек рождается на свет с очень незначительным количеством инстинктивных движений и ощущений. В том числе и зрительные ощущения у новорожденного слабы. У ребенка перед глазами держат обыкновенно предметы ярких цветов. Глаз его, блуждая в разные стороны, получает различной силы световые ощущения, но сильнее всего, когда зрительная ось упала на предмет. Мозг ребенка так устроен, что свет, чем ярче, тем больше ему нравится. Ясно, что при этом условии ребенок без всякого рассуждения, т.е. невольно, будет стремиться удержать глаз в том положении, в каком ощущение приятнее. История повторяется не раз, не два, а тысячу, и ребенок выучивается смотреть. Мышечное движение, играющее здесь главную роль, есть акт всегда невольный, развивающийся в данном направлении под влиянием привычки.

Таким образом, путем совершенно непроизвольного изучения последовательных рефлексов во всех сферах чувств у ребенка является тьма более или менее полных представлений о предметах - элементарных конкретных знаний. Последние в цельном рефлексе занимают то же место, что и ощущения страха в невольном движении; соответствуют деятельности центрального элемента отражательного аппарата . Огромную роль играет тут и активность самого новорожденного.

Теперь о новой сущности: человек, как известно, обладает способностью думать образами, словами и другими ощущениями , не имеющими никакой прямой связи с тем, что в это время действует на его органы чувств. В его сознании рисуются, следовательно, образы и звуки без участия соответствующих внешних действительных образов и звуков. Но поскольку все эти образы и звуки он прежде видел и слышал в действительности, поскольку и способность думать ими, без соответствующих внешних субстратов, называется воспроизводящею ощущения способностью .

Получается, что звук, образ и всякое ощущение сохраняются в нервных аппаратах в скрытом состоянии между действительным ощущением и моментом его воспроизведения. Речь идет о памяти. Без нее каждое действительное ощущение не оставляло б о себе следа и в миллионный раз воспринималось как в первый.

След ощущения остается долгое время и по исчезании сопровождающего его начала ясного субъективного ощущения, совершенно естественна. Ощущение сохраняется в скрытой форме.

Если же сохранение ощущения в скрытой форме в течении ночи объяснимо, то становится объяснимым и сохранение его на годы. Так при запоминании однажды встретившегося человека бывает получено множество разнородных дискретных ощущений: движение и черты лица, поза, походка и манера говорить, звук голоса, предмет разговора - все остается в памяти более или менее долго, смотря по силе впечатления, но, наконец, все следы начинают постепенно ослабевать. Вдруг встречается другой человек, между дискретными ощущениями от которого есть одно очень схожее с соответствующим от первого. Последнее оживает, освежается; как будто вновь стоишь перед старым ощущением. Если такого рода условия время от времени повторяются, то след не исчезает.

Итак, от частоты повторения реального ощущения или рефлекса ощущение делается яснее, а через это и самое сохранение его нервным аппаратом в скрытом состоянии становится прочнее. Скрытый след сохраняется долее и долее, ощущение труднее забывается.

Память зрительную и чисто осязательную можно назвать пространственной .

Слуховую же и мышечную - памятью времени.

Покажем, как сливаются ассоциированные ощущения в целое.

Условия: ассоциация - последовательный ряд рефлексов, в котором конец каждого предыдущего сливается с началом последующего во времени и упрочнение этой ассоциации - это частота повторений ассоциации в одном и том же направлении. При ее образовании малейший внешний намек на ее часть влечет за собой воспроизведение целой ассоциации.

Между действительным впечатлением с его последствиями и воспоминании об этом впечатлении, со стороны процесса, в сущности, нет ни малейшей разницы. Это тот же самый психический рефлекс с одинаковым психическим содержанием, лишь с разностью в возбудителях. Я вижу человека, потому что на моей сетчатой оболочке действительно рисуется его образ, и вспоминаю потому, что на мой глаз упал образ двери, около которой он стоял.

Сеченов делает вывод: все без исключения психические акты, не осложненные страстным элементом, развиваются путем рефлекса. Стало быть, и все сознательные движения, вытекающие из этих актов, движения, называемые, обыкновенно произвольными, суть в строгом смысле отраженные.

И рядом с тем, как человек, путем часто повторяющихся ассоциированных рефлексов, выучивается группировать свои движения, он приобретает (тем же путем рефлексов) и способность задерживать их. Отсюда и вытекает тот громадный ряд явлений, где психическая деятельность остается, как говорится, без внешнего выражения, в форме мысли, намерения, желания…

А что ж тогда размышление? Сеченов отвечает так: мысль есть первые две трети психического рефлекса .

Еще одно свойство мысли - она одарена в высокой степени характером субъективности.

Но то, что мысль является причинной поступка - заблуждение, ведь первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна.

Один из особых актов сознательной жизни - страсть . Сеченов считал ее усиленным рефлексом .

Страстность порождает неудовлетворенная потребность. Чаще всего это очень яркая привлекающая нас вещь и, обязательно, редкая. Так как все, даже малозначимое новое, нас заинтересовывает - а постоянно встречающееся, даже изысканное, надоедает и притупляется. Также и в нравственных идеалах - мальчик, увидев на картине рыцаря в яркой одежде, овладел страстью идеала. Он начал внешне подражать ему. Потом он узнал о нравственных ценностях рыцаря и стал подражать в первую очередь им, считая, что именно в них и кроется основная сущность рыцаря. Потом, повзрослев, мальчик забыл о рыцаре, а прошлые нравственные суждения превратились в стереотипную привычку и стали неотъемлемой частью личности.

Любовь к женщине проявляется подобным образом. Мальчик влюбляется в девушку всегда не своего круга - так как те женщины, какие окружают его с детства, вызывают в нем иные ассоциации. Он влюбляется в смутный образ, который наделяет только лучшими качествами, а потом, встретив, по его мнению, похожую девушку, он переносит свой идеал женщины на нее и любит в ней этот идеал, а не ее реальную, по сути. Потом он открывает в ней много нового, разгорается пламя страсти, но по истечении двух - трех лет страсть угасает (не любовь, а страсть). Так как по законам любого рефлекса - при постоянном проявлении раздражителя его эффект угасает, из-за утомления рецепторов. Но если идеал женщины был близок к идеалу, то любовь продолжается в форме дружбы. И редко возможно проявление такой страсти повторно, потому что идеал найден и эта девушка стала уже неотъемлемой частью его идеала девушки. Повторное зарождение страсти говорит о каком-то неудовлетворении.

Оканчивает главу Сеченов доводом, что без внешнего чувственного раздражения возможна хоть на миг психическая деятельность и ее выражение - мышечное движение. Ведь если у человека забрать чувствующие нервы, лишить слуха и зрения ничто не повлияет на его покой, и он будет спать вечно - до смерти.



Механическое движение – это изменение положения тела в пространстве относительно других тел.

Например, автомобиль движется по дороге. В автомобиле находятся люди. Люди движутся вместе с автомобилем по дороге. То есть люди перемещаются в пространстве относительно дороги. Но относительно самого автомобиля люди не движутся. В этом проявляется . Далее кратко рассмотрим основные виды механического движения .

Поступательное движение – это движение тела, при котором все его точки движутся одинаково.

Например, всё тот же автомобиль совершает по дороге поступательное движение. Точнее, поступательное движение совершает только кузов автомобиля, в то время как его колёса совершают вращательное движение.

Вращательное движение – это движение тела вокруг некоторой оси. При таком движении все точки тела совершают движение по окружностям, центром которых является эта ось.

Упоминавшиеся нами колёса совершают вращательное движение вокруг своих осей, и в то же время колёса совершают поступательное движение вместе с кузовом автомобиля. То есть относительно оси колесо совершает вращательное движение, а относительно дороги – поступательное.

Колебательное движение – это периодическое движение, которое совершается поочерёдно в двух противоположных направлениях.

Например, колебательное движение совершает маятник в часах.

Поступательное и вращательное движения – самые простые виды механического движения.

Относительность механического движения

Все тела во Вселенной движутся, поэтому не существует тел, которые находятся в абсолютном покое. По той же причине определить движется тело или нет, можно только относительно какого-либо другого тела.

Например, автомобиль движется по дороге. Дорога находится на планете Земля. Дорога неподвижна. Поэтому можно измерить скорость автомобиля относительно неподвижной дороги. Но дорога неподвижна относительно Земли. Однако сама Земля вращается вокруг Солнца. Следовательно, дорога вместе с автомобилем также вращается вокруг Солнца. Следовательно, автомобиль совершает не только поступательное движение, но и вращательное (относительно Солнца). А вот относительно Земли автомобиль совершает только поступательное движение. В этом проявляется относительность механического движения .

Относительность механического движения – это зависимость траектории движения тела, пройденного пути, перемещения и скорости от выбора системы отсчёта .

Материальная точка

Во многих случаях размером тела можно пренебречь, так как размеры этого тела малы по сравнению с расстоянием, которое походит это тело, или по сравнению с расстоянием между этим телом и другими телами. Такое тело для упрощения расчетов условно можно считать материальной точкой, имеющей массу этого тела.

Материальная точка – это тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь.

Многократно упоминавшийся нами автомобиль можно принять за материальную точку относительно Земли. Но если человек перемещается внутри этого автомобиля, то пренебрегать размерами автомобиля уже нельзя.

Как правило, решая задачи по физике, рассматривают движение тела как движение материальной точки , и оперируют такими понятиями, как скорость материальной точки, ускорение материальной точки, импульс материальной точки, инерция материальной точки и т.п.

Система отсчёта

Материальная точка движется относительно других тел. Тело, по отношению к которому рассматривается данное механическое движение, называется телом отсчёта. Тело отсчёта выбирают произвольно в зависимости от решаемых задач.

С телом отсчёта связывается система координат , которая представляет из себя точку отсчёта (начало координат). Система координат имеет 1, 2 или 3 оси в зависимости от условий движения. Положение точки на линии (1 ось), плоскости (2 оси) или в пространстве (3 оси) определяют соответственно одной, двумя или тремя координатами. Для определения положения тела в пространстве в любой момент времени также необходимо задать начало отсчёта времени.

Система отсчёта – это система координат, тело отсчета, с которым связана система координат, и прибор для измерения времени. Относительно системы отсчёта и рассматривается движение тела. У одного и того же тела относительно разных тел отсчёта в разных системах координат могут быть совершенно различные координаты.

Траектория движения также зависит от выбора системы отсчёта.

Виды систем отсчёта могут быть различными, например, неподвижная система отсчёта, подвижная система отсчёта, инерциальная система отсчёта, неинерциальная система отсчёта.

Движение- любое изменение вообще, начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением. Движение есть атрибут материи, неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения как и наоборот. Движение- абстракция, отвлеченное нашим сознанием от реальных материальных предметов свойство изменять свои параметры. Поэтому движение в «чистом виде» существует только в мышлении, в реальности же существует только движущиеся материальные объекты. Не может быть абсолютно неподвижного материального объекта. Покой- противоположно движению (отсутствие движения).Любой движущийся предмет до определен. времени сохраняет свою качественную определенность, стабильность внутренней структуры, т.е некоторое постоянство, неизменность. Это непременное условие существования любой вещи. Т.о. -движение и покой диалектически противоречивые свойства материального объекта. Развитие- необратимое качественное изменение.Оно бывает прогрессивным - проистекающим с нарастанием сложности и упорядоченности объекта и регрессивным - деградация объекта, его распад, гибель. Энгельс выделил 5 основных форм движения:

  • 1. Механическая
  • 2. Физическая
  • 3. Химическая
  • 4. Биологическая
  • 5. Социальная

Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др.

Наиболее сложной формой движения является социальная, т. к. материальный носитель есть самый сложный вид материи - социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека - это механическая двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной деятельности человека. А жизнедеятельность организма - условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи.

Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности - масса.

Материя - объективная реальность данная нам в ощущениях. Материя - одна из самых общих категорий нашего мышления. Она содержит лишь минимальное количество признаков обозначаемого предмета. Первым шагом в конкретизации материи я-я признание сложной организации объективной реальности, в составе которой различимы материальные объекты(вещи),а также их свойства и отношения. Следующий шаг в конкретизации понятия материя- приписывание всем материальным объектам некоторых общих атрибутивных свойств. Свойства: системность (упорядоченность, структурная определенность), активность (движение, изменение, развитие),самоорганизация, пространственно- временная форма бытия, отражение, информативность. Структурные уровни организации материи: Сначала по сложности определяем три больших типа систем: системы неживой природы, биосистемы и системы социальные. Далее внутри каждого из этих типов систем ищем структурные уровни в неживой природе- физический вакуум, частицы, поля, атомы, молекулы. В живой природе- нуклеиновые кислоты, белки, клетки, биоценозы. В организации общественной жизни просматриваются системы и подсистемы человеческого действия(материальное и духовное производство, политика, мораль).Т.о материальный мир представляет собой многоярусную конструкцию, образуемую структурными уровнями материи.

Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности

Детерминизм - учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. Детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системах взаимодетерминации частей и целого, связь состояний в движении и развитии и др.

Причина и следствие. Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе - как следствие. Причинность есть связь, всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающее возможность в действительность. Принцип причинности имеет огромное значение в научном познании действительности. Взаимодействие причины и следствия именуется принципом обратной связи, который действует во всех самоорганизующихся системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использование информации. Причины бывают внешними и внутренними. Внутренняя причина действует в рамках данной системы, а внешняя причина характеризует взаимодействие одной причины с другой. Объективные причины осуществляются помимо воли и сознания людей. Субъективные причины заключены в целенаправленных действиях людей, в их решимости, организованности, опыте, знании. Непосредственные причины - это те кот. прямо вызывают и определяют данное действие. Опосредованные - которые вызывают и определяют данное действие через ряд промежуточных звеньев.

Необходимость и случайность. Случайность-это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может и иначе. Случайность может быть внешней и внутренней. Пример внешней случайности-человек наступил на арбузную корку и упал. Что такое внутренняя случайность? Согласно теории Дарвина, незаметные случайные изменения полезные для них закрепляются наследственностью. В окружающем мире совершаются и необходимые и случайные события. Необходимость-это такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существенных свойств, взаимоотношений этих явлений. Необходимость бывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для множества объектов или единичного объекта. Случайность находится в многообразных связях с необходимостью, в силу которых в форме случайности проявляется необходимость, и граница между случайностью и необходимостью никогда не бывает закрыта. Однако главное направление развития определяет именно необходимость.

Возможность и действительность. Под действительностью понимают творческий итог действия всех реальных сил мира: это природа и всемирная история, человек и его разум, материальная и духовная культура, это единство сущности и явления, внутреннего и внешнего, необходимого и случайного, единичного и общего. Д. - это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Возможность - это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях. Во времени возможность предшествует действительности. Но действительность, будучи результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом дальнейшего развития. Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новой действительности.