Что в имени тебе моем? Названия кораблей русского флота. Названия кораблей. Как корабль назовешь…

Как вы лодку назовете…

Люди, не совсем сведущие в морском деле, склонны называть кораблями всякое увиденное более или менее большое плавучее средство. Но настоящие морские волки только ухмыльнутся, послушав такие объяснения. Так что же такое корабль и какие есть виды кораблей? Самым емким термином, который охватывает полную номенклатуру плавсредств, является «судно». Даже водные велосипеды - это суда. Любое сооружение, которое имеет водонепроницаемый корпус и перемещается, опираясь на водную поверхность (в том числе, под водой), относится к данной категории. Известно также такое понятие, как «воздушное судно». Этот термин применим к аппаратам, призванным покорять воздух.

Понятие «корабль», если речь идет о плавсредстве, имеет более узкое значение и применяется для обозначения, как правило, военных и крупных морских судов. В эпоху парусного флота так называли трехмачтовые боевые единицы с прямым парусным вооружением. Современный русский язык вполне допускает применение понятия «корабль» в отношении гражданских судов разного назначения, несмотря на распространенную среди военных моряков точку зрения о том, что данное средство - это исключительно транспорт, несущий военно-морской флаг. При этом словосочетание «военный корабль» также является корректным и употребляется в том числе и как юридическое понятие.

По каким признакам классифицируют морской транспорт

Гражданские суда принято классифицировать по назначению. Различают транспортные, промысловые, служебно-вспомогательные и плавсредства технического флота. Транспортные суда, в свою очередь, бывают грузовыми, пассажирскими, грузопассажирскими и специальными. Они составляют основную часть флота. Существует множество видов кораблей, занятых грузовыми перевозками. Это балкеры (созданы для навалочных грузов), контейнеровозы, лихтеровозы (перевозят плавучие контейнеры-баржи), рефрижераторные и трейлерные корабли, лесовозы. К грузовым относят также наливные виды морского транспорта: танкеры и газовозы. Если судно способно взять на борт более двенадцати пассажиров, то его относят к пассажирским. При этом грузопассажирским называют то, у которого грузу отводится более 40 % площади. Пассажирские корабли обслуживают регулярные линии, в том числе - трансокеанские. Другой класс таких судов предназначен для туристических круизов. Существуют также плавсредства для местных сообщений. К специальному морскому транспорту относятся паромы (в том числе железнодорожные), транспортные буксиры и буксиры-толкачи. Таким образом, можно сделать вывод, что существует огромное количество разновидностей и классификаций кораблей, остается лишь узнать о них подробнее.

Первые парусники

Наиболее древние изображения парусных судов относят к третьему тысячелетию до нашей эры. Место их появления - долина Нила и побережье Персидского залива. Древние египтяне строили лодки из папируса и снаряжали их парусом. На них они могли не только передвигаться по Нилу, но и выходить в море. Известно об их экспедициях вдоль северо-восточного побережья Африки.

Пальму первенства среди древних мореплавателей заслуженно завоевали финикийцы. Они создали новые виды кораблей. Такие средства имели весла и прямоугольный парус. Они строили не только торговые лодки, но и военные корабли. Именно им приписывают разработку галер и изобретение тарана. Существует мнение, что финикийцы первыми обогнули всю Африку.

Греки переняли у финикийцев искусство строительства кораблей. Они смогли освоить Средиземное и Черное моря, пройти Гибралтар и достичь Британских островов. Они создали биремы и триремы - галеры с двух- и трехъярусным расположением рядов весел. Это были первые виды военных кораблей.

Основным движителем судов оставались гребцы на веслах, но с развитием и усовершенствованием парусного оснащения возрастала и роль ветра. Устанавливались морские торговые пути в Индию и на Дальний Восток, сокращались сроки морских переходов.

Северные мореходы

Несколько позже моря завоевывают викинги. Они создали лучшие виды парусных кораблей своего времени. Наибольшую славу снискали драккары - боевые морские плавсредства, отличавшиеся высокой быстроходностью, надежностью и легкостью. Они были приспособлены для захода в реки и причаливания к пологим берегам. При необходимости северные воины переносили их на руках. Вдоль бортов закреплялись щиты, а весла пропускались в специальные люки, что защищало гребцов во время боя. Для торговли и перевозки переселенцев викинги строили кнорры - более широкие и тихоходные, по сравнению с драккарами, суда. Кнорры обладали большей осадкой и вмещали до 40 человек. Парусная оснастка позволяла ходить под углом 60 градусов к ветру. Мачты были съемными.

Викинги могли долгое время находиться вдали от берега, ориентируясь по солнцу и ночным светилам. Они использовали наблюдения за повадками морских животных и птиц, учитывали морские течения, приливы и отливы. На своих лодках они достигли Исландии, Гренландии и Северной Америки. Проложили путь из варяг в греки, уверенно чувствовали себя в Средиземноморье.

Эпоха великих открытий

Пятнадцатый век ознаменовался великими морскими путешествиями и открытиями. Это стало возможным благодаря созданию новых, более совершенных видов морских кораблей, способных пересекать океаны. Именно тогда научились строить трехмачтовые суда. Изменился способ формирования обшивки корабля - доски набирались не внакрой, а вплотную одна к другой. Название типа обшивки стало поводом для наименования транспорта нового типа - каравелл. Самыми большими грузовыми судами в то время были трехмачтовые португальские карраки, имевшие две палубы. Корпус кораблей имел округлую форму - соотношение длины к ширине составляло от 2:1 до 2,5:1. Это позволяло улучшить мореходные качества, повысить безопасность длительных морских путешествий. Основными военными видами водного транспорта по-прежнему оставались гребные галеры, носящие паруса.

Корабли эпохи Возрождения

Основные черты парусного флота, который сохранился вплоть до середины 19 века, были обозначены в шестнадцатом веке. Именно в этот период европейские государства формируют регулярные морские флоты. Судостроители освоили новые типы кораблей с большим водоизмещением. Парусная оснастка включала разные типы парусов - традиционные прямоугольные и косые. Были созданы специальные морские пушки, которые начали размещать в несколько ярусов, очистив от них верхнюю палубу.

Основными видами кораблей 16 века были военные галеры и галеасы, военно-транспортные галеоны, каравеллы и карраки, транспортные ааки и флюйты.

Основными видами парусных военных кораблей были фрегаты, корветы и шлюпы. Фрегаты, имевшие задачи захвата водных пространств, стали впоследствии самыми распространенными. От линкоров их отличало наличие одной орудийной палубы. Отдельной ветвью их развития стали корветы - более быстроходные единицы с меньшим пушечным вооружением. Дозорную службу, разведку и борьбу с пиратами вели шлюпы. На них также возлагались транспортные и экспедиционные задачи. Для борьбы с другими военным водным транспортом они не привлекались.

В торговом флоте широко использовались шхуны. Их отличительной особенностью было наличие не менее двух мачт с косыми парусами. Крупные перевозки грузов возлагались на барки. Для особо важных персон начали строить яхты - быстроходные комфортные суда. Они трансформировались в современные виды кораблей. Фото выше демонстрирует одну из элитных яхт тех времен.

В флибустьерском дальнем синем море…

История парусного флота неразрывно связана с пиратством. Конечно, никаких пиратских кораблей специально никто не строил. Джентльмены удачи приспосабливали для нужд морского разбоя разные виды кораблей - то, что попадало в их распоряжение. Захватить судно могла взбунтовавшаяся команда. Изредка это происходило с участием самого капитана. Но чаще всего пираты совершали захваты в море. После этого корабли, как правило, переделывались. Перестройка сводилась прежде всего к приспособлению палубы под установку мощной артиллерии и расширению места для размещения абордажной команды. Для этого со средства убирались все кормовые и носовые надстройки, срезались элементы украшений. Устанавливались дополнительные пушки по ходу корабля вперед и назад. Такелаж менялся с целью придать судну большую быстроходность. Судя по всему, пираты не испытывали недостатка в необходимых материалах - их они также добывали разбоем.

Наиболее распространенными видами пиратских кораблей были бригантины, шхуны и шлюпы. Крупные плавсредства были редкостью в пиратском флоте. Не брезговали корсары и небольшими фелюгами, баркасами и пинасами.

Кроме боевых, пираты использовали транспортные корабли. Как правило, это были захваченные голландские флюйты, а также их британские аналоги - флайботы.

Военные средства современности

Современные виды военных кораблей, с точки зрения решаемых задач и вооружения, довольно разнообразны. Перечень их внушителен.

Основу мощи современного флота составляют авианесущие корабли и крейсеры (в том числе подводные). Они нужны для завоевания стратегического превосходства на море, нанесения ударов по территории противника, решения широкого круга военных задач. Эскадренные миноносцы (эсминцы) действуют в составе ударных авианесущих групп, могут самостоятельно уничтожать надводные и подводные вражеские суда, обеспечивают противоракетную и противовоздушную оборону, поддерживают высадку десанта. Специально для борьбы с подлодками и защиты их соединений используются большие и малые противолодочные корабли. Ракетные предназначены для нанесения неожиданных ракетных ударов на дальних расстояниях от целей. Противоминную оборону обеспечивают минно-тральные виды. Дозорную службу несут сторожевые плавсредства. А для перевозки и высадки десанта используются десантные корабли. Кроме того, современный флот немыслим без судов разведки и управления.

Заправлены в планшеты космические карты…

Еще в древности наши предки мечтали о полетах. Сказка о летучем корабле определила название летательного аппарата, которому суждено было покорить небо. Понятия «космический корабль» и «небесный корабль» использовал Константин Циолковский для обозначения аппаратов, способных совершить пилотируемый полет в космическое пространство. Если говорить о видах космических кораблей, то для начала необходимо обратиться к понятию «космический аппарат». Под ним понимают устройство, которое призвано выполнять разные задачи в космосе, а также на поверхности небесных тел. К категории таковых относятся и искусственные спутники Земли, и межпланетные станции, и планетоходы. Космический аппарат, который предназначен для транспортировки грузов или людей в космос, называется космическим кораблем. Его главным отличием являются герметичные отсеки или отсеки, поддерживающие режим жизнеобеспечения.

Виды космических кораблей классифицируются по типу доставляемых грузов, способу управления, по возможности возвращения и многоразового использования. Они бывают грузовые, автоматические и пилотируемые. Пилотируемые корабли содержат в своем составе спускаемые аппараты. Также существуют многоразовые грузовые и пилотируемые корабли. Среди наиболее известных можно назвать «Восток», «Союз», «Аполлон», «Шеньчжоу», «Спейс Шаттл».

Заключение

Мы познакомились лишь с некоторыми - самыми известными - видами кораблей. Список их можно продолжать весьма долго. И вряд ли он получится исчерпывающим. Потому что полет человеческой фантазии безграничен, а задачи, которые ставит жизнь, побуждают конструкторов и инженеров находить новые решения. Кто знает, какими будут корабли всего через каких-нибудь сто лет. и какие новые пространства им придется покорять... Об этом в настоящее время можно только догадываться. Главное - знать, какие есть виды кораблей сейчас. А об этом мы вам рассказали.

«Приключение» (Adventure Galley) — любимый корабль Уильяма Кидда, английского капера и пирата. Эта необычная галера-фрегат была оснащена прямыми парусами и вёслами, что позволяло маневрировать как против ветра, так и в безветренную погоду. 287-тонное судно с 34 пушками вмещало 160 человек команды и в первую очередь предназначалось для уничтожения кораблей других пиратов.


«Месть королевы Анны» (Queen Anne"s Revenge) — флагманский корабль легендарного капитана Эдварда Тича по прозвищу Чёрная Борода. Этот 40-пушечный фрегат изначально назывался «Конкорд», принадлежал Испании, затем перешёл ко Франции, пока наконец не был захвачен Чёрной Бородой. Под его руководством корабль укрепили и переименовали. «Месть королевы Анны» затопила десятки торговых и военных судов, вставших на пути знаменитого пирата.


«Уида» (Whydah) — флагманский корабль Чёрного Сэма Беллами, одного пиратов золотого века морского разбоя. «Уида» была быстроходным и маневренным судном, способным перевозить множество сокровищ. К несчастью для Чёрного Сэма, лишь через год после начала пиратской «карьеры» корабль попал в ужасный шторм и был выброшен на отмель. Вся команда, кроме двух человек, погибла. К слову, Сэм Беллами был самым богатым пиратов в истории, если верить пересчёту Forbes, его состояние насчитывало в современном эквиваленте около 132 млн. долларов.


«Королевская удача» (Royal Fortune) принадлежала Бартоломью Робертсу, знаменитому валлийскому корсару, с гибелью которого окончился золотой век пиратства. Бартоломью за свою карьеру сменил несколько кораблей, но 42-пушечный трёхмачтовый линейный корабль был его фаворитом. На нём он и принял свою смерть в бою с британским военным кораблём «Ласточка» в 1722 году.


«Фантазия» (Fancy) — корабль Генри Эвери, так же известного как Долговязый Бен и Архипират. Испанский 30-пушечный фрегат «Чарльз II» успешно грабил французские суда, но в конце концов на нём вспыхнул бунт, и власть перешла к Эвери, служившему первым помощником капитана. Эвери переименовал корабль в «Воображение» и плавал на нём, пока не окончил свою карьеру.


«Счастливая доставка» (Happy Delivery) — небольшой, но любимый корабль Джорджа Лаутера, английского пирата XVIII века. Его коронной тактикой был таран своим кораблём вражеского с одновременным молниеносным абордажем.


«Золотая лань» (Golden Hind) — английский галеон, под командованием сэра Френсиса Дрейка совершивший кругосветное путешествие между 1577 и 1580 годами. Первоначально судно носило название «Пеликан», но по выходу в Тихий океан Дрейк переименовал его в честь своего покровителя, лорда-канцлера Кристофера Хаттона, у которого на гербе красовалась золотая лань.


«Восходящее солнце» (Rising Sun) — корабль, принадлежавший Кристоферу Муди, поистине безжалостному головорезу, не бравшему пленных из принципа. Этот 35-пушечный фрегат наводил ужас на врагов Муди, пока того благополучно не повесили — но он вошёл в историю самым необычным пиратским флагом из известных, жёлтом на красном фоне, да ещё и с крылатыми песочными часами слева от черепа.


«Говорливый» (Speaker) — первый из крупных кораблей корсара Джона Боуэна, успешного пирата и великолепного тактика. «Говорливый» — крупное 50-пушечное судно с водоизмещением в 450 тонн, первоначально использовалось для перевозки рабов, а после захвата Боуэном — для дерзких нападений на мавританские суда.


«Возмездие» (Revenge) — десятипушечный шлюп Стида Боннета, так же известного как «джентльмен пиратов». Боннет прожил насыщенную, хотя и недолгую жизнь, успев побыть мелким землевладельцем, послужить под началом Чёрной Бороды, попасть под амнистию и снова встать на путь пиратства. Небольшое манёвренное «Возмездие» потопило множество более крупных судов.

Крупные и крохотные, мощные и манёвренные — все эти суда, как правило, строились совсем для других целей, но рано или поздно оказывались в руках корсаров. Некоторые окончили свою «карьеру» в бою, другие перепродавались, третьи тонули в шторма, но все они так или иначе прославили своих владельцев.

31 марта судостроительный завод "Северная верфь" в Санкт-Петербурге спустил на воду новейший сторожевой корабль ближней морской зоны "Сообразительный". Многоцелевой корвет "Сообразительный" стал вторым кораблем, построенным по проекту 20380 разработки ЦМКБ "Алмаз".

Но есть серии, где отсутствует всякая система, например, в одной из серий, несмотря на то, что головной корабль назвали «Кронштадт», остальные корабли получили в качестве названий имена флотоводцев российского и советского флота, а также советских маршалов. Еще в одной серии головной корабль назван "Удалой", а остальные корабли того же типа названы именами советских адмиралов, маршала и... города Симферополь. Также есть серия ракетных крейсеров с названиями "Грозный", "Адмирал Головко", "Адмирал Фокин" и "Варяг", другая ‑ "Слава", "Маршал Устинов", "Червона Украина".

В последние годы восстанавливается давняя традиция русского флота давать боевым кораблям имена святых Русской Православной Церкви. Например, двум большим десантным кораблям Тихоокеанского флота присвоены имена героев Куликовской битвы святых преподобных иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби. Более 100 лет назад в русском флоте уже существовали корабли с такими названиями, таким образом была восстановлена историческая преемственность. Ранее эти корабли имели номерные названия.

В 2005 г. дизельной подводной лодке было присвоено наименование "Святой Николай Чудотворец" в связи с установлением шефских связей над ней Благотворительным фондом святителя Николая Чудотворца.

В Северодвинске выпустили серию подводных лодок, названных именами русских князей - "Дмитрий Донской", "Юрий Долгорукий", "Александр Невский", "Владимир Мономах".

В настоящее время там же начинают строить новый атомный подводный крейсер, который будет носить имя Николая Чудотворца . Подлодка "Святитель Николай" войдет в серию подлодок нового стратегического вооружения.

При названии нового пограничного сторожевого корабля было решено продолжить традицию советских времен, он получил имя "Рубин" .

Во флоте продолжают поддерживать старую традицию: когда корабли стареют и уходят на слом, их названия передают новым. В то же время появляются и новые традиции, например, называть корабли названиями фирм . В 2003 г. дизель-электрической подводной лодке было присвоено имя "Алроса".

Сейчас появились новые типы кораблей, поэтому традиции наименования кораблей преобразуются . Новому артиллерийскому кораблю присвоили имя города Астрахани. Тип этого корабля не знает аналогов в мире, потому что корабль проектировался специально с учетом особенностей Каспийского моря и дельты Волги.

В России подбором имен военным кораблям занимается специальный отдел в Министерстве обороны. На именованный корабль составляется анкета, выписывается "свидетельство о рождении".

Имя кораблю присваивается приказом главнокомандующего ВМФ России.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Из книги В.Дыгало "Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло"


Для многих в детстве волшебной музыкой звучали названия, начертанные на бортах прославленных кораблей: “Слава”, “Паллада”, “Чесма”, “Диана”, “Варяг”... Традиция давать кораблям имена очень давняя. Одним из первых было название мифического корабля “Арго”. По преданию, его построил мастер Арг с помощью богини Афины. На нем Ясон отправился в Колхиду за золотым руном.

Известны названия и других античных судов, например знаменитой трехмачтовой “Александрии”, построенной по приказу царя Гиерона II коринфским мастером Архиасом, и александрийского судна для перевозки пшеницы “Изис”.

Корвет "Варяг"

Кораблестроители прошлого наделяли свои суда качествами живых существ и даже рисовали в носовой части их корпуса большие глаза, чтобы они хорошо видели подводные мели и рифы. Быть может, поэтому им и в голову не приходило писать названия на бортах. Лишь в хрониках XVII в. можно найти сведения о появлении названий, написанных на корме кораблей, но это относится лишь к западноевропейским флотам. В России же такая традиция окончательно установилась только в конце царствования Петра I, хотя и до него случалось, что некоторым судам давали названия. Первым в России морским судном, получившим название, был корабль “Фредерик”, построенный (в 1636 г.) в царствование Михаила Федоровича и названный так в честь герцога Голштинского. Мы уже знаем, что первый русский боевой корабль назывался “Орел”. В указе царя Алексея Михайловича по этому поводу говорилось: “Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать “Орлом”. Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же” . Когда “Орел” был готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.

Неудача первого Азовского похода летом 1695 г. заставила Петра I форсировать строительство кораблей. 3 апреля 1696 г. на верфи, основанной в Воронеже, были спущены на воду три галеры. Первая из них была названа “Принципиум”, то есть “основа”, “начало”, что вполне отвечало историческому моменту-началу создания русского регулярного флота. Во втором Азовском походе галерой “Принципиум” командовал сам царь под именем Петра Алексеева. Две другие галеры назывались “Св. Марк” и “Св. Матвей”. Двум парусно-гребным 36-пушечным кораблям были также даны названия в честь православных святых: “Апостол Петр” и “Апостол Павел”. В период строительства Азовского флота не было еще ни значительных побед, ни прославленных героев, ни боевых традиций, поэтому на первых порах выбор названий, как правило, ограничивался именами столпов православной церкви.

Появившись на заре создания регулярного военно-морского флота, эти названия кораблей стали традиционными и особенно часто употреблялись в XVIII в. Так, эскадра контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова в сражении с турецкой эскадрой у мыса Калиакрия почти сплошь состояла из кораблей, названных именами православных святых, а два корабля были названы в честь особо почитаемых христианских праздников: “Рождество Христово” и “Преображение Господне”.

Начиная с петровских времен названия кораблей в России, как правило, утверждал царь и лишь в редких случаях - Адмиралтейств-коллегия (с 1827 г. - Адмиралтейств-совет). Венценосный моряк хорошо понимал значение названий корабля как носителей флотских традиций и государственного престижа. Анализ названий кораблей позволяет сделать вывод, что уже в начале создания регулярного флота Петр I стремился свести их в некую систему. В частности, судам стали давать названия, сообразуясь с их рангом и назначением - чем выше ранг, тем выше и престижнее название.

Несмотря на поразительное разнообразие названий кораблей Азовского флота, все же можно сказать, что часть из них была выбрана с целью выразить идеи высокого боевого духа моряков, силу и мощь русского флота. Примером этого могут служить названия кораблей: “Безбоязнь”, “Цвет войны”, “Лев”, “Единорог”, “Геркулес”. Не меньшее военное звучание имели названия некоторых бомбардирских кораблей: “Крепость”, “Скорпион”, “Флаг” и др. На названия строившихся для Азовского флота кораблей в известной мере повлияло и заграничное путешествие Петра I в Голландию и Англию, во время которого он увлекся эмблемами, символами, аллегориями и девизами, через которые раскрывалась суть названий кораблей. Вот только некоторые заимствованные им названия, раскрываемые с помощью соответствующих девизов: “Мяч” - “Коль вяще биен бываю, толь вяще поднимаюся”, “Струе” - “Сила сокрушает крепость”, “Камень”-“Над водами силу имеет”, “Слон” - “Злым лих” и т.д. Бомбардирские корабли, имевшие мощную артиллерию для борьбы против береговых укреплений, были названы: “Гром”, “Молния”, “Громовая стрела” - девиз “Юпитеру и молнии его”, “Бомба” - девиз “Горе тому, кому достанусь” . Лучших названий для подобных кораблей, пожалуй, подобрать трудно. Но названия, данные двум из этих кораблей, звучат диссонансом: “Миротворец” и “Агнец” , то есть ягненок-символ кротости и покорности. Чем вызваны эти названия? Ответ может быть только один: склонностью Петра к юмору, шутливому противопоставлению миролюбивого названия корабля и его огневой мощи. Были и другие озорные названия: “Колокол” - девиз “Звон его не для него”, “Три рюмки” - девиз “Держите во всех делах меру”, “Еж” - девиз “Лестию и рукою” , и многие другие.

Однако галеры и брандеры, построенные “кумпанствами”, собственных названий не имели. Они были известны по именам их капитанов, или начальников, держащих на них флаг: галеры адмирала Лефорта, вице-адмирала Лима, шаутбенахта де Лозьера; капитанов Брюса, Трубецкого, Ушакова, Репнина и др.; брандеры капитанов-князей Черкасского, Велико-Гагина, Лобанова-Ростовского... Это говорит о том, что Петр I в период строительства Азовского флота затруднялся в подборе названий для большого количества кораблей.

К весне 1700 г. “кумпанства” в основном выполнили судовую повинность, и Петр I повелел дальнейшее строительство флота вести за счет государства. Названия кораблей и девизы зачастую заимствовались им из западноевропейских эмблематических сборников, в частности из популярной в Голландии книги “Символы и эмблемата” , изданной в Амстердаме в 1705 г.

Какие же названия получали казенные корабли в этот период? Вот некоторые из них: “Разжженное железо” - девиз “Надлежит трудиться, пока время есть”, “Шпага” - “Покажите мне, где суть лавровые венцы”, “Сулица” (Старинное холодное оружие, род копья или рогатины, а также метательное копье) - “Умерети или выиграти” . Часть названий выражали мощь, благородство, терпение и т.п., что раскрывалось в соответствующих девизах: “Старый дуб” - “Обновляет надежду” , “Старый орел” - “Не гласом, но делами моими”, “Спящий лев” - “Сердце его бдит”, “Черепаха” - “Терпением увидишь делу окончание” . Среди названий новых кораблей не были забыты святой Георгий, чтимый на Руси как Победоносец, и библейский богатырь Самсон, обладавший необыкновенной физической силой. Двухпалубный 62-пушечный корабль получил название “Воронеж” в память о первом Российском Адмиралтействе и главной верфи, строившей суда для Азовского флота.

Наиболее соответствовали своим названиям брандеры, предназначавшиеся для сожжения судов противника: “Вулканус”, “Феникс”, “Сулемандр” . Эти названия в какой-то степени были связаны с огнем и его обжигающим действием. Между тем названия кораблей Азовского "периода имеют одну особенность. Большинство приглашавшихся из-за границы кораблестроителей и офицеров-моряков не знали русского языка, поэтому для большего взаимопонимания многие корабли носили по два и более названий, чаще всего русское и его перевод на голландский, английский, немецкий, французский (К примеру: “Барабан” - “Трумель”, “Колокол”-“Клок”, “Еж”-“Игель”, “Сила”-“Старкт”, “Соединение” - “Уния”, “Безбоязнь” - “Судербан”, “Сондерфрес” и “Онберфрест”, “Благое начало” - “Гутанфанген”, “Гут бегин” и “Десегельбегин”, “Крепость” - “Замок”, “Кастель”, “Старгейт” и “Ситадель”). Однако Петр это делал в рекламных целях, для укрепления престижа молодого флота России. 27 апреля (8 мая) 1700 г. в истории судостроения произошло знаменательное событие - в Воронеже был спущен первый корабль, построенный без участия иностранцев по чертежу, привезенному Петром, скорее всего, из Англии. Строителем, как указано в документах, был “Его Царское Величество” , а в его отсутствие надзор за работами вели два молодых мастера, учившиеся с ним за границей, - Ф. Скляев и П. Верещагин. Двухпалубный 58-пушечный корабль, построенный ими, был назван “Гото Предестинация” , что на русском языке означало “Божье предвидение” . Это звучное и многообещающее название, имевшее к тому же глубокий политический смысл, говорило о том, что выход России к морю предвидел сам Всевышний.


28-пушечный фрегат
"Штандарт"
1703 г.

1 (12 мая) 1703 г. русские войска взяли штурмом шведскую крепость Ниеншанц, расположенную неподалеку от устья Невы. Путь к Балтийскому морю был свободен. Изменился и царский штандарт - двуглавый орел на нем теперь держал в лапах и клювах не три, а четыре карты с очертаниями Белого, Каспийского, Азовского и Балтийского морей. В честь этого события первый 28-пушечный фрегат, построенный на Олонецкой верфи в августе 1703 г., был назван “Штандарт” . Другим фрегатам и кораблям присваивались имена городов и географических мест, где были одержаны “виктории” русской армией и флотом (“Иван-город”, “Кроншлот”, “Шлиссельбург”, “Санкт-Петербург”. “Нарва”, “Пернов”, “Рига”, “Выборг”, “Полтава”, “Ингерманланд”, “Ревель”, “Лесное”, “Гангут”).

При создании Балтийского флота появляются суда, названные в честь царской фамилии. Так, царская яхта “Фрегат Рояль” получила название “Принцесса Анна” , вторая яхта, “Золоченая”, была названа “Принцесса Елизавета” (обе - в честь дочерей Петра I), а третья - “Наталья” (в честь его матери).

Когда в Архангельске в июне-июле 1715 г. завершилось строительство серии 52-пушечных линейных кораблей, им дали имена Архангелов - “Гавриил”, “Михаил”, “Уриил”, “Салафаил”, “Варахаил” и “Ягудиил” .

Название кораблей именами представителей дома Романовых и православных святых способствовало формированию у офицеров и нижних чинов веры в незыблемость религии и устоев императорской власти.

Одним из правил, заведенных при Петре I, была преемственность в названиях кораблей, особенно тех, которые заслужили это право в боях. На Балтике повторялись названия периода Азовского флота - “Лизет”, “Мункер”, “Дегас”, “Фалк”, “Елифант”, “Фридемакер” . Названия же кораблей, окончивших срок своей службы, были даны новым: “Нарва”, “Выборг”, “Шлиссельбург” . От них веяло пороховым дымом баталий Северной войны, и в сохранении этих названий Петр I видел зарождение еще одной традиции русского флота. Со временем преемственность названий стала правилом. Многие названия подолгу не сходили с бортов, образуя целые династии одноименных кораблей. За историю русского флота больше других повторялись следующие названия: “Штандарт” и “Гангут” - по 5 раз, “Ингерманланд” - 6, “Не тронь меня” и “Азов” - по 7, “Полтава” и “Самсон” - по 8, “Выборг” - 10, “Меркурий” - 11, “Нарва” -14, “Москва” - 18, “Надежда” - 22. Они живы и поныне, их сегодня носят корабли нашего ВМФ.

В царствование Екатерины II при наименовании кораблей предпочтение по-прежнему отдавалось именам православных святых, библейских пророков, а также императоров и императриц России, членов царской семьи, названиям религиозных праздников.

Не менее популярны были имена древнерусских князей. Эти названия предназначались, как правило, для кораблей высших рангов, в основном линейных кораблей и фрегатов. Вот, например, названия линейных кораблей и фрегатов эскадры Черноморского флота в 1791 г.: “Иоанн Предтеча”, “Мария Магдалина”, “Св. Владимир”, “Св. Павел”, “Преображение Господне”, “Св. Александр Невский”, “Георгий Победоносец”, “Св. Андрей Первозванный”, “Св. Иоанн Богослов” , фрегаты: “Св. Нестор” и “Св. Марк” . Корабли же более низких рангов (бриги, шлюпы, корветы) обычно получали названия частей света, стран, городов, расположенных на приморских территориях, а также планет, созвездий и звезд.

Большую группу названий кораблей составляли также названия хищных животных и птиц.

В царствование Павла I в системе названий кораблей изменений почти не произошло. Но при нем была сделана первая попытка узаконить место их написания. Своим указом император обязал писать названия на корме. Там же сообщалось, когда, где и кем построен корабль.

Создание новых классов и типов кораблей в эпоху парового флота вызвало появление новых групп названий, вследствие чего частично прервалась связь времен, исчезла историческая преемственность. На это обстоятельство повлиял, очевидно, и трагический исход Крымской войны. Например, паровые канонерские лодки Балтийского флота получили названия, связанные с явлениями в атмосфере и на море, с оружием, со сказочными персонажами, с морскими рыбами, птицами и насекомыми (“Молния”, “Гром”, “Шквал”, “Метель”, “Вьюга”... “Меч”, “Секира”, “Копье”, “Пищаль”, “Лук”, “Панцирь”, “Щит”, “Кольчуга”, “Броня”... “Русалка”, “Ведьма”, “Домовой”... “Ерш”, “Щука”... “Копчик”, “Коршун”, “Чайка”... “Комар”, “Пчела”, “Оса”, “Шмель”).

Другие классы паровых кораблей - пароходофрегаты и парусно-винтовые корветы - стали называться именами русских богатырей и князей: “Илья Муромец”, “Олег”, “Пересвет”, “Ослябя”, “Дмитрий Донской”, “Александр Невский” .

Первым опытным кораблем русского флота с броневой защитой, вступившим в строй 22 июня 1861 г., стала канонерская лодка. Она получила название “Опыт” . В 1864 г. вступила в строй броненосная батарея, построенная в Англии. Это был первый корабль такого класса в составе русского флота. Поэтому назван он был “Первенец” . Вслед за ним на петербургских судостроительных заводах были построены еще две броненосные батареи, которые имели более мощное артиллерийское вооружение. Как бы подчеркивая свою неприступность, они получили названия “Не тронь меня” и “Кремль”.

В 1870 г. Балтийский флот, кроме трех броненосных батарей, располагал 13 броненосными лодками-мониторами, построенными по так называемой Мониторной программе 1863 г. Головная из них была. названа “Броненосец” , а остальные - “Единорог”, “Лава”, “Смерч”, “Стрелец”, “Ураган”, “Вещун”, “Перун”, “Русалка”, “Чародейка” и т.д.

К началу 70-х годов относится также первая попытка России создать оборонительный флот на Черном море в связи с отменой ограничительных статей Парижского трактата 1856 г. С этой целью адмиралом А.А. Поповым были сконструированы и построены два броненосца береговой обороны, так называемые круглые броненосные корабли. Один из них был назван “Новгород”, а второй-именем своего создателя - “Вице-адмирал Попов”. Неофициально эти броненосцы называли “поповками”.

С началом царствования императора Александра III начался переход к строительству броненосцев большого водоизмещения. В соответствии с новыми программами для Черноморского флота в течение 20 лет должно было быть построено восемь броненосцев и значительное количество других кораблей. Вновь была возрождена традиция давать наиболее престижные названия кораблям высших рангов. Вступившие в состав Черноморского флота броненосцы были названы: “Екатерина II”, “Синоп”, “Чесма”, “Двенадцать апостолов”, “Георгий Победоносец”, “Три святителя” и “Ростислав” . Последний был назван в честь князя Великоморавской державы, который в 846-870 гг. вел борьбу против немецкой агрессии. В 862 г. он пригласил к себе из Византии Кирилла и Мефодия. Эскадренные броненосцы, построенные по этим программам на Балтийском море, также получили названия, связанные с именами императоров, победами Российских флота и армий: “Император Александр II”, “Император Николай 1”, “Гангут”, “Наварин”, “Полтава”, “Севастополь”, “Петропавловск”, “Сисой Великий” , - а броненосцы береговой обороны были названы именами известных русских адмиралов: “Адмирал Спиридов”, “Адмирал Грейг”, “Адмирал Лазарев”, “Адмирал Чичагов” . Несколько минных крейсеров были названы именами героев моряков: “Лейтенант Ильин”, “Капитан Сакен”, “Казарский” .

Первый мореходный миноносец русского флота, вступивший в строй в 1877 г., был назван “Взрыв” , а последующие миноносцы и эскадренные миноносцы получили названия различных географических пунктов: “Котлин”, “Лахта”, “Луга”, “Ревель”, “Свеаборг”, “Нарген”, “Гогланд”, “Биорке”, “Моонзунд” , - что стало одним из правил при наименовании других кораблей этого класса. В связи с ухудшением отношений с Японией правительство России вынуждено было разработать и утвердить дополнительную программу, получившую название программы “для нужд Дальнего Востока” . В ее состав входили пять эскадренных броненосцев (“Цесаревич”, “Ретвизан”, “Император Александр III”, “Князь Суворов”, “Слава” ), четыре крейсера 1-го ранга (“Баян”, “Варяг”, “Аскольд”, “Богатырь” ), четыре крейсера 2-го ранга (“Новик”, “Боярин”, “Жемчуг”, “Изумруд” ), а также 20 эскадренных миноносцев. В их названиях не было строгой системы, но правило называть крупные корабли именами императоров и знаменитых полководцев сохранялось. Для названий эскадренных миноносцев были использованы имена прилагательные (“Бедовый”, “Блестящий”, “Беспощадный”, “Быстрый”, “Боевой”, “Бесстрашный”, “Грозовой” и т.д.), выражавшие некоторые качества, свойственные кораблям этого класса. Аналогичные названия широко использовались и в дальнейшем.

Во время русско-японской войны флот понес тяжелые потери, лишившись большей части - своих новых боевых кораблей. Героизм моряков, проявленный при обороне Порт-Артура и в Цусимском сражении, вызвал среди русского народа волну патриотизма и стремление к возрождению мощного флота. В соответствии с кораблестроительными программами 1908 и 1912-1916 гг. было принято решение о строительстве принципиально новых линейных кораблей, линейных крейсеров, крейсеров, эскадренных миноносцев и подводных лодок. Было выдвинуто также требование, чтобы все вновь закладываемые корабли в целях утверждения исторической преемственности и сохранения боевых традиций наследовали наименования от своих предшественников. В соответствии с этими программами в Петербурге в 1909 г. на верфях Балтийского и Адмиралтейского заводов были заложены четыре линейных корабля, которым дали названия “Гангут”, “Полтава”, “Севастополь” и “Петропавловск” . Для Черноморского флота в Николаеве были заложены линейные корабли, которые получили названия в честь жены Павла 1 - Марии Федоровны - и российских императоров: “Императрица Мария”, “Император Александр III”, “Императрица Екатерина II” (с 27 июня 1915 г. - “Императрица Екатерина Великая” ) и “Император Николай 1” (достроен не был). На Балтийском и Адмиралтейском заводах строились линейные крейсера для Балтики - “Бородино”, “Измаил”, “Кинбурн”, “Наварин” (ни один из них достроен не был). Все легкие крейсера, которые также строились по этим программам, получили название в честь адмиралов Российского флота - “Адмирал Бутаков”, “Адмирал Спиридов” и “Адмирал Грейг” для Балтики и “Адмирал Нахимов”, “Адмирал Лазарев”, “Адмирал Корнилов” и “Адмирал Истомин” для Черного моря. Исключение составлял крейсер “Светлана” , который унаследовал название крейсера, погибшего в русско-японской войне. Заслуживают внимания названия эскадренных миноносцев.

Было принято, что один дивизион (в каждом по девять кораблей) носил имена героев морских сражений и боев: “Лейтенант Ильин”, “Лейтенант Дубасов”, “Капитан Изыльметьев” и др. Второй дивизион был назван в честь знаменитых сражений: “Гренгам”, “Гогланд”, “Хиос”, “Тенедос”, “Рымник” и др. Третий - носил названия судов парусного флота, прославившихся в различных морских боях и сражениях: “Гром”, “Орфей”, “Забияка”, “Победитель”, “Самсон”, “Азов” и др. И наконец, четвертый - имел названия судов парусного флота, участвовавших во многих сражениях: “Владимир”, “Константин”, “Гавриил”, “Громоносец” и др. В начале 1-й мировой войны Российский флот начал оснащаться новыми подводными лодками. Они получили названия хищных зверей: “Барс”, “Пантера”, “Львица”, “Тигр”, “Ягуар”, “Вепрь”, “Кугуар”, “Волк”, “Леопард”, “Гепард”, “Рысь”, “Тур” и др.

Таким образом, к 1914 г. в России была выработана и документально закреплена новая, может быть, не очень стройная система наименования кораблей военного флота, которая восприняла многие традиции, зародившиеся в петровские времена.

Нельзя сказать, чтобы Февральская революция и Октябрьский переворот до основания изменили, как это кажется на первый взгляд, сложившуюся в Российской империи систему: названий кораблей военно-морского флота. Конечно, с бортов военных кораблей и судов сразу же исчезли имена святых апостолов и праведников, а названия, связанные с царями и великими князьями, были заменены фамилиями большевистских вождей и набором слов или словосочетаний, заимствованных из революционной фразеологии, но суть системы названий осталась прежней, только одни кумиры были заменены другими. В системе названий кораблей сохранился и принцип преемственности, но с его реализацией возникли некоторые трудности из-за того, что политическая жизнь “пролетарских вождей” зачастую была недолговечной, и, когда их имена только-только появлялись на бортах кораблей, они сбрасывались с партийных пьедесталов. Так исчезли новые названия эскадренных миноносцев типа “Новик” - “Троцкий” (“Лейтенант Ильин”), “Зиновьев” (“Азард”), “Рыков” (“Капитан Керн”), “Петровский” (“Гаджибей”). Названия кораблей стали изменять чуть ли не на второй день после Февральской революции. Павшая династия Романовых в первую очередь была стерта с бортов самых больших кораблей. Этой процедуре подверглись линейные корабли бывшего Российского императорского флота: “Заря Свободы” (“Император Александр 1”), “Гражданин” (“Цесаревич”), “Республика” (“Император Павел 1”), “Воля” (“Император Александр III”), “Свободная Россия” (“Императрица Екатерина Великая”), “Демократия” (“Император Николай 1”).

Крейсер I-го ранга
"Аврора"
1903 г.

После Октябрьского переворота были переименованы все остальные корабли бывшего царского флота, за исключением крейсера “Аврора” , но и в это название стали вкладывать другой смысл - оно теперь олицетворяло зарю коммунизма.

Львиную долю новых названий составили имена вождей революции и мирового пролетариата, а также новые словообразования, возникшие в советский период. Во все другие названия неизменно добавлялось слово “красный” , что было характерно не только для кораблей. Вспомним новые вывески на зданиях заводов, фабрик и колхозов: “Красный путиловец”, “Красный треугольник”, “Красная нить”, “Красный пахарь” и др.

Названия сохранившихся линкоров-дредноутов символизировали собой три этапа мирового революционного движения - Французскую революцию в лице зачинателя революционного террора Марата, Парижскую коммуну и Октябрьский переворот. Они получили названия: “Марат” (“Петропавловск”), “Парижская коммуна” (“Севастополь”) и “Октябрьская революция” (“Гангут”).

Черноморские крейсера стали называться именами советских республик с добавлением слова “красный” : “Красный Крым” (“Светлана”, затем “Профинтерн”), “Червона Украина” (“Адмирал Нахимов”) и “Красный Кавказ” (“Адмирал Лазарев”).

Изменились и названия эскадренных миноносцев - самой многочисленной группы кораблей. Почти все они были названы именами вождей мирового пролетариата и революции (“Карл Маркс”, “Энгельс”, “Ленин”, “Сталин”, “Карл Либкнехт”, “Дзержинский”, “Калинин”, “Свердлов”, “Фрунзе”, “Володарский”, “Куйбышев”, “Шаумян”, “Артем”).

Подводные лодки типа “Барс” также получили названия, соответствующие духу времени. Так, отличившаяся в августе 1919 г. “Пантера” в конце 1922 г. была названа “Комиссар” , а другие - “Краснофлотец”, “Товарищ”, “Коммунар”, “Большевик”, “Красноармеец” и т. п.

Кроме “Авроры”, есть еще одно название, которое употреблялось как в Российском, так и советском военном флоте, - это название столицы нашего государства - Москвы . Впервые оно были присвоено 64-пушечному линейному кораблю, заложенному в 1712 г. в Санкт-Петербурге и спущенному на воду через три года. Еще несколько кораблей с тем же названием, построенных в Архангельске, служили флоту с 1750 по 1809 г. В июле 1878 г. в состав нашего военного флота вошел вспомогательный крейсер “Москва”, переоборудованный из парохода, купленного на пожертвования населения. Вскоре он был передан Добровольному флоту. А впоследствии в его составе находилось еще два корабля с этим именем.

Первым советским кораблем, носившим с 1919 г. имя “Москва”, стала плавбатарея Северо-Двинской военной флотилии, а затем лидер эсминцев Черноморского флота, построенный в 1937 г. В настоящее время имя столицы носит противолодочный крейсер “Москва”. Этот крупный надводный корабль оснащен современной ракетной и авиационной техникой.

Первые подводные лодки советской постройки получили названия “Декабрист”, “Народоволец”, “Красногвардеец”, “Революционер”, “Спартаковец”, “Якобинец” . Следующие подводные лодки серии “Л” были названы “Ленинец”, “Сталинец”, “Фрунзевец”, “Гарибальдиец”, “Чартист” и “Карбонарий” . Позже появились подводные лодки следующей серии того же типа “Л” с названиями, придуманными по тому же правилу словообразования: “Ворошиловец”, “Дзержинец”, “Кировец”, “Менжинец” . Естественно, ни о какой преемственности этих искусственных названий не могло быть и речи. Это, вероятно, хорошо понимали и сами “конструкторы человеческих душ” , так как вскоре эти подводные лодки получили литерно-цифровые наименования: Д-1, Д-2... и Л-1, Л-2...

Подводные лодки последующих типов тоже иногда получали собственные названия, но они привились только для серий в целом по названию головной лодки - “Щуки”, “Малютки” и др. Но помимо литерно-цифрового наименования некоторые “Малютки” все же имели и собственные названия: “Ярославский комсомолец” (М-104), “Челябинский комсомолец” (М-105), “Месть” (М-200), “Рыбник Донбасса” (М-202) и т. п. Однако этих названий на корпусах лодок не было. Дело в том, что в период Великой Отечественной войны многие лодки строились на средства, собранные народом, и названия им давали сами инициаторы сбора средств. В момент торжественной передачи этих кораблей представителям флотов присвоенное название писали белой краской на ограждении боевой рубки. Но это название значилось только в корабельных документах и никогда не появлялось на борту корабля. С прибытием в боевое соединение название закрашивалось и на его месте писали соответствующее литерно-цифровое наименование.

В предвоенные годы были заложены новые линейные корабли с названиями “Советский Союз”, “Советская Россия” и “Советская Украина” . Как видно, слово “красный” здесь уступило место слову “советский” , но эти названия так и остались только на, бумаге. Война помешала достроить эти корабли.

Новые крейсера, вступившие в строй накануне войны, получили названия: “Киров”, “Ворошилов”, “Молотов” и “Максим Горький” . По традиции, которая в принципе существовала и до революции, самые крупные боевые корабли были названы именами самых высоких партийно-государственных деятелей. Особняком стоит только “Максим Горький”. В Российском и советском флоте имя писателя впервые было использовано в качестве названия военного корабля. Такой прецедент был только в Италии, когда один из линкоров итальянского военно-морского флота был назван “Данте Алигьери”. Известно, что М. Горький, находясь на Капри, посетил линкор “Парижская коммуна” и крейсер “Профинтерн”, когда они совершали переход из Балтики в Черное море, - может быть, поэтому имя “великого пролетарского писателя”, как его называли в 30-е годы, появилось на борту нового крейсера.

В послевоенной системе названий кораблей можно проследить несколько направлений. Во-первых, возрождение традиции называть корабли именами известных полководцев и флотоводцев, а также именами крупных городов. Во-вторых, обращение к названиям кораблей дореволюционного флота и их возрождение. В-третьих, наименование кораблей в честь героев Великой Отечественной войны. Одновременно старались придерживаться правила давать серии кораблей одного и того же класса родственные по смыслу названия, но это далеко не всегда выдерживалось.

Сегодня на бортах кораблей нашего флота можно прочесть возрожденные названия: “Варяг”, “Очаков”, “Стойкий”, “Слава”, “Адмирал Лазарев”, “Александр Суворов”, “Александр Невский”, “Дмитрий Пожарский”, “Адмирал Макаров”, “Стерегущий”, “Севастополь”, “Петропавловск”. Но многие названия кораблей Российского флота незаслуженно забыты. Следовало бы возродить и такие известные названия, как “Новик”, “Россия”, “Громобой”, “Рюрик”, “Аскольд”, “Олег”, “Богатырь”, “Баян”, “Диана”, “Паллада”, а также названия, данные в честь героев Куликовской битвы - Александра Пересвета и Родиона Осляби, - и обязательно указывать их на матросских ленточках, как это практиковалось ранее.

Как видно, сохранена в ВМФ и традиция присвоения кораблям названий городов: “Киев”, “Минск”, “Москва”, “Новороссийск”, “Ленинград”, “Керчь”, “Севастополь”, “Мурманск” . Эти корабли также плавают сегодня в составе нашего флота. Но среди них нет корабля с названием “Сталинград”. Конечно, имя Сталина может вызвать у многих отрицательные эмоции, но из истории, как и из песни, слова не выбросишь, да и корабль будет называться не в честь Сталина, а в честь величайшей победы под Сталинградом в годы Великой Отечественной войны.

Неизмеримые потери понес наш народ в годы этой войны. Многие имена погибших героев можно видеть теперь на бортах боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ: “Евгений Никонов”, “Федор Видяев”. Матрос, старшина 1-й статьи, офицер - их имена одинаково дороги нам. Традицию давать боевым кораблям имена героев Великой Отечественной войны можно сравнить с Вечным огнем, который мы зажигаем на земле.

Первый авианосный крейсер
пр.1143.1 "Киев"

Появились также и корабли с именами маршалов Тимошенко, Шапошникова и Василевского. Правда, нет среди них пока имени маршала Г. Жукова, но зато есть корабль “Василий Чапаев”. Появление этого имени на борту корабля особенно трудно понять. Неужели мало полков, дивизий и других армейских частей, которым можно присвоить имя этого военачальника? В последние десятилетия, как уже говорилось, стараются придерживаться правила давать кораблям определенных классов родственные по смыслу названия. Так, противолодочные и авианесущие крейсера названы именами городов - “Москва”, “Ленинград”, “Киев”, “Минск” ... а атомные ракетные крейсера - фамилиями партийно-государственных деятелей - “Киров”, “Фрунзе”, “Калинин”, “Юрий Андропов” (Указом Президента России эти крейсера переименованы в “Адмирал Ушаков”, “Адмирал Лазарев”, “Адмирал Нахимов” и “Петр Великий”) . Большие противолодочные корабли одной из серий также названы именами городов: “Николаев”, “Очаков”, “Керчь”, “Азов”, “Петропавловск”, “Ташкент” . Но в другой серии ВПК, несмотря на то что головной корабль назвали “Кронштадт”, остальные корабли получили в качестве названий имена флотоводцев Российского и советского флота, а также советских маршалов. Здесь не прослеживается ни системы, ни логики. Подобная мешанина наблюдается и в следующей серии. Например, головной корабль назван “Удалой”, а остальные корабли того же типа названы именами советских адмиралов, маршала и... города Симферополь. Или еще одна серия ракетных крейсеров с названиями: “Грозный”, “Адмирал Головко”, “Адмирал Фокин” и “Варяг” , другая: “Слава”, “Маршал Устинов”, “Червона Украина” . Здесь, как видно, тоже отсутствует всякая система. Нередки случаи, когда корабли с такими названиями, как “Каганович”, “Молотов”, “Черненко”, “Брежнев” и др., приходилось срочно переименовывать. Это еще раз говорит о том, с каким вниманием и осторожностью следует подходить к наименованию кораблей. Следует всегда помнить, что каждый корабль - это часть территории нашей Родины, и его название должно вызывать у каждого из нас чувство гордости за свой флот и свою страну.

Чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого корабля и его принадлежность к Военно-Морскому Флоту России, в настоящее время комиссия по военной символике Всероссийского геральдического общества разрабатывает гербы для каждого корабля. Рассматривается также вопрос об утверждении гербов для каждого флота - Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского. Основой каждого герба является двуглавый орел. Так, например, накануне Дня ВМФ в июне 1992 г. общим собранием офицеров и мичманов крейсера Северного флота “Адмирал Нахимов” был одобрен проект герба корабля: на фоне исторического отечественного символа изображен кит - животное, которое “покровительствует” этому крейсеру. Другой знак свидетельствует, что этот корабль атомный. Эти гербы будут изображаться на официальных бланках, в частности на пригласительных карточках командира и кают-компании корабля.

Пираты во все времена ассоциировались с искателями приключений, грабителями, разбойниками и дебоширами, снискавшими славу не только на море, в любовных подвигах, но и даже в политике. Но посмотрим на их деятельность на морских просторах, поскольку именно она приносила те баснословные богатства, которые ищут до сих пор. Даже названия пиратских кораблей призваны были устрашить их противников, а флаг «Веселый Роджер» и вовсе внушал панический страх команде атакованного судна.

Самые знаменитые пираты

Говоря об эпохе пиратства, стоит учитывать, что не все приверженцы этого способа заработка и существования были именно пиратами в прямом понимании этого слова. В те времена существовало разделение на откровенных разбойников, корсаров, каперов, флибустьеров и т. д.

Интересно, что каперство было узаконено в Англии, которая всеми силами старалась не допустить Испанию в Новый Свет. Грубо говоря, английская корона негласно выдавала патенты на грабеж испанских галеонов, которые с золотом и серебром возвращались из обеих Америк.

Но вообще, если составить некий список самых отчаянных и прославившихся на своем поприще личностей той эпохи, он мог бы выглядеть примерно следующим образом:

  • Капитан Кидд.
  • Эдвард Тич «Черная борода».
  • Генри Морган.
  • Л’Оллонэ.
  • Джетроу Флинт.
  • Оливье Ле Вассер.
  • Уильям Дампир.
  • Арудж Барбаросса.
  • Джен Ши и многие другие.

Знаменитые названия пиратских кораблей. Список

Естественно, каждый из этих головорезов предпочитал иметь собственный корабль, а по возможности, и флотилии из трех и более судов. Однако, если второстепенные корабли имели названия иногда даже сатирические, флагман в обязательном порядке должен был носить такое имя, чтобы оно было у всех на устах. Зачастую использовались аллегории или откровенно вызывающие названия. Вот неполный перечень самых известных кораблей того времени (названия пиратских кораблей на английском или французском приводятся вместе с русским переводом):

  • «Золотая лань» (Golden Hind);
  • Галера «Приключение» (Adventure Galley);
  • «Месть Королевы Анны» (Queen Ann’s Revenge);
  • «Беспечный корсар» (El corsario descuidad);
  • «Перитон» (Le Periton) - летающий олень;
  • «Мститель» (Avenger);
  • «Уида» (Whydah);
  • «Королевская удача» (Royal Fortune);
  • «Фантазия» (Fancy);
  • «Счастливая доставка» (Happy Delivery);
  • «Восходящее солнце» (Rising Sun);
  • «Возмездие» (Revenge) и т. д.

И это далеко не все. Очень часто можно было встретить и названия пиратских кораблей вроде «Вездесущая смерть», «Виктория - кровавая баронесса», «Приз удачи», «Колокол», «Цербер», «Черная вдова», «Левиафан», «Бреющий воду», в общем, фантазии хватало с избытком. Но остановимся на том, что представляли собой знаменитые пиратские корабли. Названия их не всегда отображали истинную сущность угрозы, ведь по большому счету испанские галеоны представляли собой 36-48-пушечные фрегаты, которые взять на абордаж для захвата не представлялось возможным. Пиратское судно было бы расстреляно еще на подходе, как бы хорошо оно ни маневрировало.

Поэтому обычно разбойники довольствовались фрегатами рангом пониже. Иметь на борту 24, 36 или 40 пушек - считалось верхом. А сопровождение несколькими судами с 20 или даже 12 пушками на борту могло сыграть решающую роль в сражении.

Основные характеристики кораблей

Несмотря на громкие и порой запугивающие названия пиратских кораблей, они далеко не всегда могли сравниться с теми же испанскими судами или английским флотом.

Так, например, «Приключение» Уильяма Кидда представляло собой 34-пушечную бригантину-фрегат необычного типа (с прямыми парусами и вёсельной командой).

«Месть Королевы Анны», изначально называвшаяся «Конкорд», была помощнее, имея 40 пушек. «Золотая лань» сначала спускалась со стапелей как под названием «Пеликан», по разным оценкам, с 18-22 пушками.

Самый известный литературный герой и его эскадра

В литературе названия пиратских кораблей пополнились еще одним известным персонажем - капитаном Бладом (Рафаэль Сабатини - «Одиссея капитана Блада», «Хроники капитана Блада»), чья неразделенная любовь к дочери губернатора Барбадоса (а затем и Ямайки) заставило назвать захваченный у испанцев 36-пушечный фрегат «Синко Льягос» ее именем. С тех пор «Арабелла» стала грозой морей.

Кстати, в произведении упоминается и но зовут Левасер, а его корабль носит название «Ла Фудр» («Молния»). Тут же присутствует и название «Мститель» (Avenger) одного из постоянных противников главного героя - капитана Истерлинга.

Сам же капитан Блад в свойственной ему юмористической манере давал названия второстепенным судам вроде «Элизабет» (в честь королевы Англии) или в честь трех греческих богинь - «Атропос», «Клото» и «Лахезис».

Только к концу повествования был захвачен 80-пушечный фрегат «Викторьез», которым командовал барон де Ривароль. Но переименовать его, по сюжету, автор не смог, ведь Блад стал губернатором, а его корабли вошли в состав ямайской эскадры.

Кинематограф

И как же обойтись без «Черной жемчужины» из квадрологии «Пираты карибского моря»? Тут тоже есть свои нюансы. Имя капитана Барбосса явно перекликается с Барбароссой.

А о «Летучем голландце» вообще говорить не приходится. В фильме обозначается, что это корабль хотя на самом деле никто не знает, кому принадлежало это судно-призрак, и существует ли оно вообще и только ли в единственном экземпляре.

Вместо послесловия

Ну а если взять в расчет, что детишки любят такого рода приключения, название пиратского корабля для детей придумать несложно, ведь у них зачастую фантазия развита намного больше, нежели у взрослого человека. Даже обычные названия вроде «Гроза» или «Гром» подойдут. Тут дети - мастера использования ассоциаций, которые их сверстников пугают.

Но, если серьезно, названия пиратских кораблей очень часто связываются не с отвлеченными понятиями или мистическими явлениями, а, скорее, - с историей Англии, ведь большинство из этих искателей удачи, так или иначе, были связаны с английской короной, и по большому счету воевали против испанцев. Естественно, были и те, кто грабил без разбора, но каперство в те времена было, так сказать, наиболее джентльменским ремеслом с огромным количеством ограничений. Взять того же Генри Моргана, ставшего впоследствии вице-губернатором Ямайки, или сэра (английского адмирала). История полна неожиданностей…