Экзистенциальный подход к пониманию истории создал. Экзистенциальная- гуманистическая психотерапия. Как она работает. Книги по экзистенциальной психологии

В середине ХХ ст. наиболее влиятельным направлением современной западной философии считался Экзистенциализм , или философия человеческого существования. Известным представителем экзистенциализма, лауреатом Нобелевской премии (1957) был французский писатель и философ Альбер Камю (1913–1960). Роль и место человека в мире с точки зрения экзистенциальной философии он раскрывает в получившей широкую известность благодаря своим художественным достоинствам работе «Миф о Сизифе» – составной части «Эссе об абсурде».

Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд <…>.

Имеются различные мнения о том, как он стал вечным тружеником ада. Его упрекали прежде всего за легкомысленное отношение к богам. Он разглашал их секреты… Гомер рассказывает также, что Сизиф заковал в кандалы Смерть. Плутон не мог вынести зрелища своего опустевшего и затихшего царства. Он послал бога войны, который вызволил Смерть из рук ее победителя.

Говорят также, что, умирая, он решил испытать любовь жены и приказал ей бросить его тело на площади без погребения. Так Сизиф оказался в аду. Возмутившись столь чуждым человеколюбию послушанием, он получил от Плутона разрешение вернуться на землю, дабы наказать жену. Но стоило ему вновь увидеть облик земного мира, ощутить воду, солнце, теплоту камней и моря, как у него пропало желание возвращаться в мир теней. Напоминания, предупреждения и гнев богов были напрасны. Многие годы он продолжал жить на берегу залива, где шумело море и улыбалась земля. Потребовалось вмешательство богов, явился Меркурий, схватил Сизифа за шиворот и силком утащил в ад, где его уже поджидал камень <…>.

Этот миф трагичен, поскольку его герой наделен сознанием. О какой каре могла бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех? Сизиф… знает о бесконечности своего печального удела; о нем он думает во время спуска. Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу… …сокрушающие нас истины отступают, как только мы распознаем их… Они превращают судьбу в дело рук человека, дело, которое должно решаться среди людей…

В неуловимое мгновение, когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь, Сизиф, вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий, ставшую его судьбой. Она сотворена им самим, соединена в одно целое его памятью и скреплена смертью. Убежденный в человеческом происхождении всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца, слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень.

Я оставляю Сизифа у подножия его горы! Ноша всегда найдется. Но Сизиф учит высшей верности, которая отвергает Богов и двигает камни. Он считает, что все хорошо. Эта вселенная, отныне лишенная властелина, не кажется ему ни бесплодной, ни ничтожной. Каждая крупица камня, каждый отблеск руды на полночной горе составляет для него целый мир. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым.

Камю А. Эссе об абсурде. Миф о Сизифе // Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990. – С. 90–92.

Оригинальной попыткой объединить в осмыслении сущности человека и его места в мире экзистенциалистские идеи с не менее распространенным и популярным психоанализом стали теория и практика логотерапии И Экзистенциального анализа Виктора Франкла – всемирно известного специалиста по вопросам психологии личности и психотерапии, автора большого количества философских, психологических, медицинских книг. Логотерапия и экзистенциальный анализ предполагают, что в ходе психотерапевтической беседы с врачом пациент сможет обнаружить в своей жизни значимый смысл и, благодаря этому, избавиться от большинства своих психологических проблем. Философские основы экзистенциального анализа раскрываются им в сборнике работ под названием «Человек в поисках смысла».

У каждого времени свои неврозы – и каждому времени требуется своя психотерапия… Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, – поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме <…>.

Достижим ли смысл? Возможно ли вновь оживить утерянные традиции или даже утраченные инстинкты? Или же был прав Новалис, заметивший однажды, что возврата к наивности уже нет, и лестница, по которой мы поднимались, упала? <…>.

Смысл должен быть найден, но не может быть создан . Создать можно лишь субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Тем самым понятно и то, что человек, который уже не в состоянии найти в своей жизни смысл, равно как и выдумать его, убегая от чувства утраты смысла, создает либо бессмыслицу, либо субъективный смысл. Если первое происходит на сцене (театр абсурда!), то последнее – в хмельных грезах, в особенности вызванных с помощью ЛСД. В этом случае, однако, это сопряжено с риском пройти в жизни мимо истинного смысла, истинного дела во внешнем мире (в противоположность сугубо субъективному ощущению смысла в самом себе) <…>.

Смысл не только должен, но и может быть найден , и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть – это орган смысла. Ее можно определить как способность обнаружить тот единственный смысл, который кроется в любой ситуации <…>.

Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации. В век, когда 10 заповедей, по-видимому, уже потеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому, чтобы воспринять 10 000 заповедей, заключенных в 10 000 ситуаций, с которыми его сталкивает жизнь <…>.

Из всего этого вытекает, что смысл, о котором идет речь, должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку. Однако смысл вездесущ. Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело <…>.

…человек не только ищет смысл в силу своего стремления к смыслу, но и находит его, а именно тремя путями. Во-первых, он может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо. Помимо этого, он видит смысл в том, чтобы переживать что-то, он видит смысл в том, чтобы кого-то любить. Но даже в безнадежной ситуации, перед которой он беспомощен, он при известных условиях способен видеть смысл. Дело в позиции, в установке, с которой он встречает свою судьбу, которой он не в состоянии избежать или изменить. Лишь позиция и установка дают ему возможность продемонстрировать то, на что способен один лишь человек: превращение, преображение страдания в достижение на человеческом уровне <…>.

Первый [путь] – это то, что он дает миру в своих творениях; второй – это то, что он берет от мира в своих встречах и переживаниях; третий – это позиция, которую он занимает по отношению к своему тяжелому положению в том случае, если он не может изменить свою тяжелую судьбу <…>.

Ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях, мы будем называть «созидательными». Помимо созидательных, существуют ценности, реализуемые в переживаниях, – это «ценности переживания». Они проявляются в нашей чувствительности к явлениям окружающего мира, например, в благоговении перед красотой природы или произведений искусства…

Можно также определить и третью возможную категорию ценностей, поскольку жизнь остается осмысленной, даже когда она бесплодна в созидательном смысле и небогата переживаниями. Эта третья группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Именно реакция человека на ограничения его возможностей открывает для него принципиально новый тип ценностей, которые относятся к разряду высших ценностей. Таким образом, даже очевидно скудное существование – существование, бедное в отношении и созидательных ценностей, и ценностей переживания, – все же оставляет человеку последнюю и в действительности высшую возможность реализации ценностей. Ценности подобного рода мы назовем «ценностями отношения». Ибо действительно значимым является отношение человека к судьбе, выпавшей на его долю…

Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого конца – до самого его последнего вздоха. И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность <…>.

Один умирающий, о последних событиях жизни которого мы расскажем ниже, последовательно и драматично реализовывал все три категории ценностей. Этот молодой человек лежал в больнице с диагнозом неоперабельной опухоли головного мозга. Ему уже давно пришлось оставить свою профессию, он был парализован и не мог работать. Таким образом, у него совсем не осталось возможности реализовывать созидательные ценности. Но даже в таком тяжелом состоянии ему доступен был мир ценностей переживания. Он проводил время в оживленных разговорах с другими больными – развлекая, подбадривая, утешая их. Он читал хорошие книги и в особенности любил слушать по радио хорошую музыку. Однако наступил день, когда он уже не смог переносить натиска звука в наушниках, полностью парализованные руки уже совсем не держали книги. Настал новый этап его жизни; и если ранее от созидательных ценностей он вынужден был перейти к реализации ценностей переживания, теперь он должен был отступить еще дальше – ему оставались доступными лишь ценности отношения. Иначе его поведение и не охарактеризуешь – ведь теперь он принял на себя роль советчика, наставника больных, находящихся рядом, изо всех сил старался своим поведением быть для них примером. Он мужественно переносил свои страдания. За сутки до смерти – а он предвидел день своей смерти – он узнал, что дежурному врачу назначено было сделать ему ночью инъекцию морфия. И что же сделал этот больной? Когда врач после обеда делал обход, молодой человек попросил его сделать этот укол вечером – чтобы из-за него доктор не прерывал своего ночного отдыха <…>.

Экзистенциальный анализ признает человека свободным, однако этот «вердикт» отмечен двумя особенностями…:

1. Экзистенциальный анализ лишь условно признает человека свободным, поскольку человек не может делать все, что он хочет; человеческая свобода отнюдь не тождественна всемогуществу.

2. Экзистенциальный анализ не признает человека свободным, не признавая его в то же время Ответственным . Это означает, что человеческая свобода не тождественна не только всемогуществу, но и произволу <…>.

…ответственность, которую экзистенциальный анализ помещает как раз в центр своего поля зрения, не сводится к простой свободе постольку, поскольку ответственность всегда включает в себя то, за что человек каждый раз несет ответственность. Как выясняется, ответственность подразумевает (также в отличие от простой свободы) еще что-то сверх того, а именно то, перед чем человек несет ответственность <…>. Инстанция, перед которой мы несем ответственность – это совесть.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1991. – С. 24–43, 114–115, 173–175. 300.

Экзистенциальная психотерапия – психотерапевтическое течение, которое ставит во главу угла задачу подтолкнуть человека к осмыслению своего жизненного пути как целостной совокупности и нахождению значимых личностных ценностей. А в дальнейшем — коррекция стратегии поведения в соответствии с этими выделенными ценностями. И самое главное – принятие за это ответственности. Данный подход применяется, помимо прочего, и .

Именно поэтому экзистенциальная терапия скорее напоминает диалог, подталкивающий пациента к самопознанию. А экзистенциальный психолог не следует строгому плану консультации и не навязывает никакую точку зрения. Он стремится лишь дать возможность клиенту осознать свои особенности и самого себя.

Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии – это, прежде всего, направление, предполагающее глубинные изменения, а не работа с «обрезанием» проявлений и видимых проблем. Если можно сказать коротко, то согласно этому направлению, работа с симптоматикой не имеет смысла. Ведь рассматриваемый экзистенциально-гуманистический подход стоит на основе того, что главный внутренний конфликт – это конфликт с «данностями» конечности существования любого человека в этом мире.

Вообще, название экзистенциальная психотерапия включает в себя два важных понятия: « », как признание существования человека разумного, строящего свой личный жизненный путь. Таким образом человек рассматривается в «человеческом», а не во внешнем мире проявлений. И понятия «гуманистичности», как веры в способность человека брать на себя ответственность и реализовать свой потенциал через осмысление.

Как можно заметить даже по вступительной части, основы экзистенциального подхода берут свои истоки из философии. Многие исследователи видят предпосылки развития такого направления в работах Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера и Сартра. Кстати, сам Хайдеггер надеялся, что придёт день, когда его идеи выйдут за рамки философии и придут на помощь «страдающим людям».

Что касается первых психотерапевтов, которые непосредственно применили такой подход, как экзистенциальная психотерапия, то можно выделить К. Ясперса, Л. Бинсвангера, М. Босса, Р. Мэя.

Отдельно хочется остановится на логотерапии, автором которой является Виктор Франкл. Это особое экзистенциальное направление, которое основано на поиске смысла в каждом происходящем явлении, как позитивном, так и негативном. То есть, всё происходящее даётся человеку не просто так. Важно понять – для чего и что необходимо из этого вынести. Сам основатель подхода, Франкл, прошёл ужасы концентрационных лагерей. И своим примером демонстрировал возможность находить смысл даже в переживании немыслимых страданий.


Основные постулаты экзистенциальной психотерапии

Основными постулатами, важными для экзистенциально-гуманистической психотерапии являются понимание всех житейских проблем любого человека в рамках:

  • осознания «конечности и бессмысленности» существования как такового. И в связи с этим, необходимости поиска своего смыслополагаюшего начала;
  • как следствие – осознание обязательной смерти и соответствующего страха перед этой смертью;
  • присутствие постоянного страха выбора и ответственности за этот выбор, в связи с данностью человеку свободы воли;
  • понимание и осознания холодности и безразличности окружающего мира, при необходимости взаимодействия с ним.

Таким образом, обозначились четыре основные проблемы, сформулированные Ирвином Ялом:

Вся остальная напряжённость основана на поведенческих конфликтах, которые являются производными из основных. И только осмысленный подход к этим упомянутым четырём ключевым проблемам даёт возможность найти облегчение и наполнить существование своим личностным значением.

Человеческое существование является чередой таких конфликтов, которые подвигают личность к переоценке ценностей и нахождению новых понятий «для того, чтобы…» Поэтому даже крайние формы аффективных переживаний видятся не как психолого-психиатрические проблемы, а как естественные кризисы, которые являются своеобразными ступенями для дальнейшего саморазвития.

Например, депрессия служит маркером того, что прежние ценности стали для нас незначимы, и личность готова к поиску новых. Тревожные переживания связаны с внутренним напряжением из-за необходимости важнейшего (или важнейших) выборов и, соответствующего, осознания ответственности за это.

Таким образом, задача экзистенциального психотерапевта сводится к побуждению философских размышлений над данными вещами в случае, если сам пациент откладывает или боится углубляться в эти понятия и надолго остаётся в аффективных реакциях.

Ирвин Ялом и противодействие «протокольной терапии»

Резким критическим подходом к «строго прописанной терапии» отличался один из ведущих мастеров данного подхода — Ирвин Ялом. Он начинал свой путь от психоанализа, но не был согласен с выделенными в нём движущими силами.

По его мнению, основным конфликтом любого человека является понимание своей собственной смерти и её неизбежности. Как только человек способен осознать и противостоять этому постоянному страху, так он начинает перестраивать свои личностные ценности и приоритеты: ценит близких и тёплые взаимоотношения, берёт на себя риск и ответственность…

Кроме того, центральным моментом его подхода было желание подобрать индивидуальную терапию для каждого, кто к нему обращался. А не следовать заранее отработанной схеме. По его мнению, экзистенциальное консультирование только даёт толчок к переоценке ценностей и философским умозаключениям пациента, а также помогает при его страхе следовать этим размышлениям.

У каждого человека существует свой собственный путь преодоления боязни своей неминуемой конечности этой жизни, и у каждого при этом выявляются так же лишь индивидуальные прерогативы и ценности.

Экзистенциальный психоанализ

С критикой подхода Фрейда выступал и Жан-Поль Сартр. И хотя он также назвал свой подход «психоанализом», но по сути предложил вариант экзистенциального подхода. Во-первых, Сартр рассматривал личность как целостность, в противовес Фрейдовскому убеждению постоянной конфликтности личностных качеств и биологических инстинктов. Отсюда следует, что оговорки, жесты, слова, равно как и симптомы выражают не область проблемы, а фундаментальный выбор, который намеревается сделать человек.

Сартр не мог смириться, что личность сводится к таким простым моментам, как первичным желаниям, ещё и, как правило, сексуальным. Куда же в этом случае пропадает вся многослойность и индивидуальность каждой конкретной этой самой личности? Кроме того, он критично относится и к понятию бессознательного. Ведь если человек, посредством рефлексии понимает свои симптомы и идёт с ними к терапевту, то как же можно говорить о бессознательном, если оно осознаётся?

По мнению автора, признаком существования человека есть его желания, но желания существуют при дефиците или ограниченности жизни. Таким образом, человек пытается восполнить недостаток существования, которые отражаются в двух комплексах:

Размышления над этими базисами и ведут к переоценки внутренних установок, желаний и дают возможность справиться со всеми проблемами, преображая глубинные уровни личности.

Взгляд Джеймса Бюджентала

Одним из самых продуктивных практических терапевтов, который более тридцати лет занимался непосредственной практикой, является, пожалуй, Д. Бюджентал. Важнейшими его фундаментальными тезисами можно выделить такие моменты:

  • любому человеку присущ мотив «поиска здравого», который побуждает двигаться к наибольшей эффективности и удовлетворённости;
  • «жизнеизменяющая терапия» — это совместная работа клиента и терапевта над переосмыслением ответов первого на вопросы жизни, чтобы позволить сделать саму эту жизнь более «аутентичной» и позволить человеку больше самореализоваться.

Таким образом, терапия может происходить на двух уровнях:

Одними из важнейших проблем в развитии личности, автор видит в жёстких идентификациях и «идеальных образах», которые и выливаются в ощущение неудовлетворённости и «проблемности». Осмысление не всегда ведёт к реальной аутентичности, для этого и необходим терапевт, который способен заметить «шаблонности».

Совместный поиск, «осознание нашей сознательности» (с помощью рефлексивного самосознания), приводит пациента к подлинной «экзистенциальной эмансипации». Но, при этом, ни в коем случае не теряется, а, наоборот, увеличивается ответственность за свои выводы и свой выбор.

Школы в России

Становление экзистенциального направления в психологии России ознаменовано визитами Франкла и Роджерса в конце 80-х годов прошлого века. Именно они зародили интерес к этому направлению и способствовали становлению своих школ, таких как Высшая Школа гуманитарной психотерапии и Восточно-европейская школа экзистенциальной психотерапии. В настоящий момент имеются очень интересные и продуктивные терапевты, работающие в этом ключе.

Экзистенциальная психотерапия: критика подхода

Стоит отметить, что каждый автор вносил в подход свои элементы работы. Поскольку экзистенциальное направление принципиально не прописывало чёткую стратегию построения консультации. Поэтому сложно выделить обобщённые критические замечания. Но, в целом, основным вопросом является аспект готовности – неготовности человека касаться довольно фундаментальных тем бытия и мочь при этом делать определённые базисные выводы, проводить аналогии. Тем более, принимать тяжёлые переживания как моменты переосмысления.

Однако, терапевты говорят про возможность работать с любым клиентом именно благодаря гибкости подхода и возможности человека самому преобразовывать свои ценности. Так, например, упомянутый Бюджентал писал, что успешно работал с клиентами, среди которых были: инженеры, проститутки, полицейские, чиновники, представители духовенства и монахини, домохозяйки, врачи, студенты разных специальностей, юристы, секретари, солдаты, сиделки и няни, профессоры, актёры, чернорабочие и политики.

Таким образом ещё раз утверждая, что экзистенциально-гуманистический подход может быть широко применим для помощи самым разным клиентам.

Экзистенциальная терапия считается, имеет своим основателем американского психолога Ролло Мэя (рис.13).

Рис. 13. Основатель экзистенциальной терапии американский психолог Ролло Мэй.

Ролло Мэй считал недопустимым сводить человеческую природу к реализации глубинных инстинктов или к реакциям на стимулы среды. Он был убежден, что человек в значительной мере ответственен за то, каков он есть, и как складывается его жизненный путь. Развитию этой идеи посвящены его многочисленные труды, этому же он на протяжении десятилетий учил своих клиентов.

Экзистенциальная психотерапия – одно из направлений гуманистической психологии. Основной акцент делается не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми.

Экзистенциальная психотерапия - это собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути.

В известной мере все психотерапевтические подходы экзистенциальной психотерапии имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии - философией существования, возникшей в XX столетии как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.

Центральное понятие учения - экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой- экзистенции - забота, страх, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются через смерть - человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.

Философской основой экзистенциальной терапии служит феноменологический подход, цель которого состоит в отказе от принятия всех концепций реальности, чтобы дойти до того, в чем нельзя сомневаться, - до чистых явлений. Феноменологический подход связан с именем Эдмунда Гуссерля. Из него исходит философия Мартина Хайдеггера.

Хайдеггер утверждал, что люди, в отличие от предметов, существуют в интерактивном единстве с реальностью. Они, скорее, являются источником активности, чем фиксированными объектами, и постоянно ведут диалог со своим окружением. В каждый конкретный момент индивид является творческим соединением прошлого опыта и нынешней ситуации. В результате он ни на минуту не остается постоянным. Хайдеггер посчитал бы, что вера в фиксированную личностную структуру, включая навешивание различных ярлыков пограничной, пассивной или нарциссической личности, есть неаутентичный способ отношения к себе и к другим. Люди не «обладают» личностью; они постоянно создают и пересоздают ее с помощью собственного выбора и действий.



Жан-Поль Сартр предположил, что, когда люди сталкиваются с необходимостью нести ответственность за себя и за свой выбор, они начинают испытывать тревогу. Концепция фиксированной идентичности снижает тревожность. Отношение к себе как к хорошему человеку заменяет исследование своего поведения и возможность выбора на основе правильности и добродетели. Если вы определяете себя как пограничную личность, вам больше не нужно считать себя ответственным за свои импульсивные действия. Чтобы избежать ощущения тревожности при выборе, нам всем нужна зафиксированная идентичность, такая как «врач» или «честный человек». Однако на самом деле важно не то, кем мы являемся, а то, что мы делаем, то есть какой стиль поведения мы избираем.

Всякий раз, когда человек делает выбор, он открывает новые возможности как в себе, так и в окружающем мире. Например, если вы ведете себя жестоко по отношению к кому-нибудь, то вы обнажаете и свои негативные стороны, и, возможно, негативные стороны этого человека. Если вы ведете себя заботливо, вы можете позволить выйти наружу вашим потенциальным позитивным качествам.

Таким образом, люди - это существа, посредством которых реальность проявляет себя. Действия человека позволяют ясно выразить то, что было раньше лишь потенциальным или «спрятанным» в реальности. Наиболее важным видом знания является знание того, «как» (то есть оно связано с действиями). Например, обучение игре на гитаре выявляет не только творческий потенциал играющего, но и музыкальный потенциал инструмента. Мысленное знание фактов менее полезно. Терапия должна научать быть человеком, а не получать знания о себе, то есть о своем прошлом. Людям необходимо учиться слушать себя и соответствовать природе своей развивающейся личности .

Экзистенциальная психотерапия, как и само понятие «экзистенциализм», включает множество разнообразных направлений и течений, однако в ее основе лежат некоторые общие идеи и принципы.

Конечной целью экзистенциальной терапии является предоставление клиенту возможности понять собственные цели в жизни и сделать аутентичный выбор. Во всех случаях терапия помогает им «снять с себя ограничения», а также способствует их развитию. Клиенты должны открыто посмотреть в лицо себе и тому, чего они избегали, - своей тревожности и, в конечном счете, своей предельности. Часто для контроля тревожности люди отказываются от своих глубинных потенциалов. Выбрать реализацию своего потенциала означает пойти на риск, но в жизни не будет ни богатства, ни радости, если люди не научатся прямо смотреть в лицо возможности утраты, трагедии и, наконец, смерти.

Первое, что нужно сделать клиенту, - это расширить способность осознания, то есть осмыслить: потенциал, от которого он отказывается; средства, используемые для поддержания отказа; реальность, которую он может выбрать; тревожность, связанную с данным выбором. Чтобы помочь клиенту преуспеть в этом, терапевт применяет два основных инструмента - эмпатию и аутентичность.

Эмпатия используется как форма феноменологического метода. Терапевт пытается отреагировать на клиента без предубеждений. Эмпатичное и неосуждающее отношение может помочь клиенту раскрыть свой внутренний мир.

Другой важный инструмент - собственная аутентичность терапевта. Если целью терапии является достижение аутентичности клиента, то терапевт должен эту аутентичность смоделировать. Для того чтобы стать аутентичным, клиенту необходимо узнать, что ему не надо играть какую-то роль, не следует стремиться быть совершенным или таким, каким его хотят видеть. Ему не нужно также отказываться от аспектов собственного опыта и можно идти на риск. Терапевту следует смоделировать эти качества и попытаться стать реальным лицом в терапии.

В экзистенциальной терапии быть реальным или аутентичным означает делиться с клиентом, своими непосредственными впечатлениями и мнениями о нем. По сути, это предоставление клиенту непосредственной личной обратной связи.

Консультативный контакт в экзистенциальной терапии можно описать так: экзистенциальный терапевт заботится о том, чтобы его пациент был максимально открыт навстречу возникающим в течение его жизни возможностям, был способен осуществить выбор и актуализировать их.

Цель терапии – максимально полное, насыщенное, осмысленное существование.

В русле экзистенциальной терапии возникло еще одно важное направление, представленное отдельной международной образовательной программой нашего института – логотерапия.

Можно найти или даже придумать множество определений того, что такое экзистенциальная психотерапия. Самым верным, но совершенно не понятным, было бы такое:

«способы практического применения экзистенциальной философии и гуманитарной психологии».

Мы же стремимся к пониманию, поэтому попробуем разобраться в сущности проблематики. Как воспринимают неврозы, психические отклонения, в частности, - депрессию, навязчивые мысли, фобии или тревожные состояния сами пациенты, их близкие и многие психотерапевты? В качестве негативных явлений, если и не заболеваний, то каких-то подобных болезням комплексов страданий и их последствий. Отсюда делается однозначный вывод о том, что необходимо избавить от них человека и в наиболее оптимальные сроки перевести его в разряд здоровых и полных оптимизма сограждан.

Экзистенциальная психотерапия — собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, где делается акцент на свободное развитие личности

Иногда создаётся впечатление, что сюжет фильма «Анализируй это» не такой уж художественный вымысел. Определённые психотерапевты на самом деле будут помогать пациенту-мафиози и даже подведут под это определённую моральную базу. Вполне возможно, что все люди имеют право на врачебную помощь, и психотерапевтическую в том числе. Однако чаще всего она выражается в попытках отвечать ожиданиям клиента даже в том случае, если в период маниакальной фазы тот слишком много набедокурил.

Итак, к сожалению, большая часть психологов-врачей исправляют психические отклонения в рамках формулы «больному плохо - лечение - исцеление, явное или мнимое». Иногда больным потакают в их слабостях не просто так… Это же очень выгодно. До тех пор, пока пациент не поймёт, что истинная причина его дискомфорта - это его собственное несовершенство, пока это понимание не превратится в ряд практических действий, включая размышления над своей жизнью, то облегчение возможно только на совсем небольшой срок. А потом пациент, а значит - ещё и клиент, придёт на новый платный сеанс.

В этом отношении методы экзистенциальной психотерапии составляют определённое исключение. Они проистекают из достаточно обширной философской базы и многогранных теоретических основ гуманитарной психологии. Все психологические проблемы рассматриваются в качестве следствия самой человеческой природы и сложности тех задач, которые нельзя решить только в уме, решение которых превращается в характерные особенности личности и поведенческие факторы. Дело не в том, что экзистенциальная направленность терапии подразумевает наличие терапевтов-бессребреников. Экзистенциальная психотерапия многое переворачивает с ног на голову, поэтому многим она недоступна. Речь и о самих специалистах, и об их пациентах. Не все могут так…

Каким же образом рассматривают представители данной школы тревожные и депрессивные состояния, социальное отчуждение, фобии и другие негативные явления? Каких-то чётких правил не существует, ведь экзистенциальный психотерапевт - это не врачебная специализация, но мировоззренческая тенденция. Она основывается на том, что жизнь штука сложная , а основные сложности выражаются в периодически охватывающем понимании того, что индивидуум не знает, зачем, ради чего и почему он живёт. У каждого есть свобода воли, но она-то как раз сама по себе и не становится «лекарством», но в первозданном виде и является для многих источником проблем. Мы не просто можем выбирать, но сама жизнь рано или поздно ткнёт нас носом в то, что выбирать придётся. И никому, даже самому провидению, будто бы нет дела до того, готовы ли мы этот свой выбор сделать. В определённый момент каждый человек осознаёт, что всем людям вокруг себя он безразличен, но другого мира у него нет, приходится жить в этом.

Каждый человек подсознательно стремится к свободе и изоляции от внешнего мира

Достаточно подробно свой взгляд на то, какие вопросы решает данное направление и в чём видит источник их возникновения раскрыл американский психотерапевт Ирвин Ялом. Экзистенциальная психотерапия, с его точки зрения, должна исходить из того, что на разных этапах жизни и в разном преломлении у каждого возникают четыре основные проблемы:

  • смерть ;
  • изоляция ;
  • свобода ;
  • ощущение бессмысленности всего вокруг и внутренняя пустота .

Разные условия формирования личности и индивидуальные особенности позволяют каждому человеку превратить потребность решения этих задачек и сами решения во что-то своё. Одни становятся героями, а другие пациентами или даже заключёнными, поскольку от отчаянья и неведения совершают самые настоящие преступления.

Четыре указанные проблемы вовсе не рассматриваются в качестве симптомов каких-то нарушений. Способность осознания собственной смертности и смертности своих близких, вообще всех людей, присуще каждому человеку. Точно так же каждый время от времени обременяется свободой, которая накладывает ответственность и является обратной стороной рабства.

Философские основы

Экзистенциальный подход в психотерапии максимально связан с философией. Другое направление, которое создавало бы такую явную возможность для практического применения философских изысканий, указать было бы очень сложно. В качестве философской системы экзистенциализм возник в первой половине XX века. Впервые термин использовал Карл Ясперс, который основоположником направления считал датского философа Кьеркегора. В этой же области развивалась философская мысль Льва Шестова, Отто Больнова.

Французский писатель Жан-Поль Сартр разделял экзистенциализм на религиозный и атеистический. К представителям последнего он относил, кроме себя самого, Альбера Камю, Симона де Бовуара и Мартина Хайдеггера. Религиозное же направление представлено более идеологией Карла Ясперса и Габриэля Марселя. Хотя на самом деле список мыслителей и число разновидностей экзистенционализма намного больше. К этому же течению можно отнести феноменологию Гуссерля и доктрины, изложенные в книгах американского философа, антрополога и писателя Карлоса Кастанеды.

Ирвин Ялом — американский психиатр и психотерапевт, изучавший экзистенциальную психотерапию

В любом случае бытие в экзистенциализме рассматривается с иррациональной точки зрения. Основной же единицей познания является существование , которое представляет собой аспект сущего и отличается от сущности. Существование как экзистенция совпадает с действительностью. Гуссерль вывел из этого особое понятие «очевидности» . Экзистенция же человека обозначает прежде всего уникальное и непосредственно переживаемое его существование.

Чтобы познать себя человек должен оказаться лицом к лицу с противоположностью своей экзистенции. Жизнь познаётся на грани смерти . Поэтому любое психологическое нарушение можно рассматривать в качестве своеобразной «наблюдательной башни». Истинный же способ познания не может быть связанным с логикой, но является интуитивным. Марсель называл это «экзистенциальным опытом» , Хайдеггер использовал термин «понимание» , а Ясперс говорил про «экзистенциальное озарение» . Ещё первые представители нового философского направления понимали, что экзистенциализму не поместиться в формальных рамках философии, литературы, театра или психологии. Более того, нельзя вести речь и о том, что внутри самого направления могут существовать какие-то ограничивающие исследователей догмы.

Общих для всех методов не существует

Если кого-то заинтересовала экзистенциальная психотерапия, то основные понятия он ещё найдёт, но только не рекомендованную, заданную и хорошо проверенную технику применения собственных методов школы. Даже сами концептуальные основы стали такими, какие они есть в настоящий момент, только по причине своей внутренней правдивости.

К примеру, депрессия - это результат потери жизненных ценностей. Что делать? Очень сильно обрадоваться тому, что старые потеряны, потому что цепляться за старьё может любой, а вот найти новые ценности - это задача для настоящего героя. Попытки заместить этот внутренний поиск антидепрессантами и чепухой, вроде хобби, даже здоровым образом жизни, ни к чему не приведут. Если это кому-то не нравится, то его можно понять. Как хочется съесть пару таблеток, сделать зарядку и быть с утра бодрым и свежим. Только будь такое возможным, - не существовало бы никакой философии, литературы, живописи, психологии и всего того, что связано с жизненной проблематикой людей.

Зачастую депрессия — результат потери жизненный ценностей и смысла самой жизни

Обратим внимание на то, что определение депрессии дано не на базе каких-то особых исследований именно экзистенциалистов. Оно такое просто по той причине, что это так. Такова, как сказал бы Гуссерль, очевидность.

В своей работе «Экзистенциальная психотерапия» Ялом достаточно широко ссылается на другие школы и самые разные научные исследования. Непосредственные указания психотерапевтам сводятся к тому, что на каком-то этапе они должны «слиться» со своим пациентом. При этом психолог не только приносит что-то в жизнь своего собеседника, но и сам обогащается от него.

Трансформация психологических проблем

Не следует думать, что в книге Ирвина Ялома «Экзистенциальная психотерапия», прочитать которую рекомендуется и психологам и всем другим людям, указаны какие-то чёткие правила или стандартизированные методики. Понять суть изложения можно, последовательно переворачивая представление о насущных психических проблемах.

Страх

Не следует путать его с боязнью . Страх наступает без причины и охватывает всё существо. Бороться с ним трудно и даже невозможно, потому что непонятно, что его вызвало. В таком случае - это очень эффективное напоминание о том, что дни жизни тратятся впустую. Бояться-то есть чего - собственного неумения распорядиться своей жизнью. Значит наша задача - найти цель, ради которой стоит пройти через собственный страх. В выборе цели дальнейшего движения мы свободны.

Опустошение

Оно наступает потому, что мы слепо верим в то, что у жизни может быть смысл сам по себе. Перед нами стоит лишь одна задача: найти способ выражения творческого потенциала . Творим, тогда не чувствуем опустошения. Думаем, что это слишком сложно и непонятно, тогда испытываем фрустрация и апатию. Никто не виноват в том, что не желающий заниматься творчеством человек жалуется на внутреннюю пустоту, потому что никто не виноват, что он родился человеком, а не котом. Если уж довелось человеком, то нужно быть ещё и творческой личностью.

Депрессия

Очень хорошо, что антидепрессанты не помогают. А то мы и вправду превратились бы в котов. Потеря ценностей восполнима, всё это пройдёт, если следовать интуиции и не рассматривать мир так рационально, как этому научили людей за 2-3 прошлых столетия.

Необходимо следовать своей интуиции и иногда не рассматривать мир столь рационально

Таким образом можно развеять каждый миф о психических отклонениях и даже заболеваниях. Экзистенциальная психотерапия не имеет общих схем только по той причине, что они бесполезны. В каждом случае нужно работать так, как нужно это делать именно в этом случае. Даже если пациент вдруг найдёт себя в медитациях дзен-буддизма, а сам психотерапевт никогда не медитировал - они всё равно поймут друг друга, если они оба являются людьми, которые ищут и стремятся не вылечить какую-то болезнь, но раскрыть свой творческий потенциал.

Дано это не всем, поэтому и подходит метод тоже не всем. Однако мы надеемся, что кому-то такой подход поможет, став толчком для начала самосовершенствования.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Ролло Мэй (русс.) - Экзистенциальная психотерапия

    Базовые понятия экзистенциальной психотерапии

    Открытая лекция «Экзистенциальный подход в психотерапии»

    Гуманистическая и экзистенциальная психология Маслоу, Роджерс, Франкл

    Богданова Т.А. Экзистенциальная психотерапия, dream-коучинг (10.11.2013) - 00130

    Субтитры

    Здравствуйте и добро пожаловать! Меня зовут Джефри Мишлов. Тема сегодня - экзистенциальная психология и в студии Доктор Ролло Мэй. Доктор Мэй является одним из учредительных спонсоров Ассоциации Гуманистической Психологии и настоящий первопроходец в области экзистенциальной и клинической психологии Совершенно недавно он получил награду Блистательная Карьера в области Психологии Американской Ассоциации Психологов. Он является автором многочисленных классических книг, включая "Мужество творить", "Любовь и воля", "Смысл тревоги", "Свобода и судьба"и "Психология и человеческая дилемма". Добро пожаловать, доктор Мэй. Спасибо Очень рад видеть вас здесь. На сегодняшний день вы известны как первопроходец, обосновывающий экзистенциальную психологию как независимую дисциплину в клинической сфере. Это дисциплина, которая в отличие от большинства форм клинической психологии, которые основываются на медицинской модели или поведенческой модели полагается более на философскую модель Вы делаете акцент на работы философов таких как Сартр, Хайдегер, Кьеркегор которые рассматривают базовые понятия такие как тревога иначе чем это делают многие медицинские работники Да. Когда мне было... в году 56-м или 57-м (1956-1957) мне позвонили издатели и спросили не отредактировал бы я книгу по европейской экзистенциальной психотерапии Я был рад услышать, что есть подобная книга Я многое знал об экзистенциальном движении но я знал, что в этой стране, я могу твердо в него верить. Так как это именно те люди, которые делают акцент на тревоге.... на личности, мужестве они делают акцент на чувстве вины оно должно быть как минимум принято во внимание И они видят людей как сражающихся иногда успешно, иногда не успешно. И это была именно та модель, которая была нужна нам в области психотерапии. А модель медицинская зашла в тупик И я был рад шансу отредактировать книгу, включающую в себя главы Европейской экзистенциальной психологии И это было... это отмечало моим собственным потребностям и моему сердцу Буду ли я прав, если стану утверждать, что, когда вы говорите о тревоге вы воспринимаете ее не как симптом, который нужно устранить а как путь к исследованию смысла жизни Да. Это абсолютно правильно. Я считаю, тревога ассоциируется со способностью к созданию. Когда вы в ситуации тревоги вы можете, конечно, от нее убежать. Это, конечно же, не разумно. Или вы можете принять таблетки, чтобы справиться с ней или кокаин, или что угодно... - Вы можете медитировать Вы можете медитировать. Но, я считаю, ни один из этих способов, включая медитацию, в которую я однажды верил ничего из этого не приведет вас к творческой активности. Тревога означает, что мир пытается достучаться до вас и вам необходимо творить, вам необходимо создавать, вам необходимо что-то делать Я считаю, тревога помогает людям открыть сердца и души. Для них это отличный старт для возможности создавать для смелости. Это то, что делает нас людьми. Я предполагаю, что понятие тревоги исходит из основной человеческой дилеммы модели существования, в которой неизбежно необходимо совладать с осознанием собственной кончины. - Да. Мы есть сознание самих себя. задач, которые мы ставим перед собой. Мы знаем, что когда-нибудь умрем. Человек - это единственное существо... мужчины, женщины, и, даже иногда дети - это единственные существа, которые знают о своей смерти. И от этого наступает обычная тревога Когда я позволяю себе почувствовать ее у меня появляются идеи Я пишу книги я общаюсь со своими сверстниками другими словами, происходит творческий обмен между личностями основанный на факте, что мы знаем, что когда-нибудь умрем но животные или, например, трава, они ничего не знают. Но наше знание о смерти от него наступает нормальная тревога которая заставляет нас сделать все, на что мы способны за годы пока мы живы. И это, чем я пытаюсь заниматься. Другой источник тревоги, который вы описали в своей книге - это именно свобода способность делать выбор и сталкиваться с последствиями от этого выбора. Да, это так. Свобода также является матерью тревоги. Если вы не знаете свободы - вы не знаете тревоги. Как рабы в фильмах Люди без каких-либо эмоций на лице. У них нет свободы. Но те из нас, у кого есть (свобода)... мы знаем, что то, что мы делаем, имеет значение. и что у нас есть только семь, восемь, девять лет, чтобы это сделать. Так почему же не сделать это и не получить от этого удовольствие? Разве это не лучше, чем избежать этого? Я считаю, это некая капсула тревоги. Есть ли некий конфликт между тем, чтобы чувствовать тревогу и позволять себе быть открытым, уязвимым к чувству тревоги и в это же время ищущим радости? О, нет. Есть конфликт в том, что мы обычно называем "счастье". Я буду говорить о бессмысленных выражениях... что есть "чувствовать себя хорошо"? Когда кто-то чувствует себя хорошо, он проживает счастливые мгновения. Но удовольствие - это нечто отличное от этого. Удовольствие - это нечто особенное, возбуждение, которое мы получаем от использования своего таланта своего понимания тотальности своего бытия... для великих целей Как музыканты, люди, которые создавали мировую музыку такие как Моцарт, Бетховен и остальные. Они всегда испытывали тревогу в разумной степени потому что они были в процессе любви красоты... чувства радости когда они слышали прекрасное сочетание нот. И это именно то чувство, которое сопровождается творчеством поэтому я называю это "мужество творить" Творчество не появляется просто от того, с чем ты родился Оно должно идти в связке со смелостью. Оба эти понятия вызывают тревогу, но также и огромную радость. Кажется, что большую часть современной культуры была попыткой справиться с основополагающим чувством тревоги путем отвлечения от нее вы называете банальными удовольствиями. Вы только что задели самый значимый аспект современного общества. Мы пытаемся избежать тревоги становясь богатыми... зарабатывая сотни тысяч долларов хотя нам, например только 21 год. Мы становимся миллионерами. Но эти вещи не приводят нас к чувству радости и к творчеству, о которых я говорю. Человек может завоевать мир, но так и не обрести чувства внутреннего чувства радости, удовлетворения, смелости, способности творить. И мне кажется, наше общество претерпевает кардинальные изменения. Общество, которое начало свое существование в период Ренессанса, а сейчас подходит к концу. И мы видим результаты этого окончания социального периода. И интерес к психотерапии растет Почти каждый человек в Калифорнии считает себя психотерапевтом. Да, вроде того Да, так и есть. Это всегда происходит, когда умирает эпоха. Вот, например, греки греческие философы, творившие в 7-6 веках до н.э. Они говорили о красоте, о добре, о правде и других великих вещах, о которых обычно говорили философы. Но к третьему, второму, первому веку до рождества Христова они все были забыты. философы уже говорили о безопасности. И они помогают людям справится с этой болью, насколько это возможно. И они создают модели для человеческого существования. Красота, правда и доброта потеряны. Сейчас наш Ренессанс начался с Нового Времени И в начале этого века нет психотерапевтов. Их роль берет на себя религия, искусство, красота и музыка. В конце эпохи... и в конце каждой эпохи в истории было то же самое... Все люди становятся терапевтами... потому что нет способов взаимодействия между с людьми, когда им это нужно И люди выстраиваются в очереди в кабинет к психотерапевтам. Я думаю, это скорее знак упадочности нашего века а не знак века великих умов. Я знаю, что в вашей книге "Любовь и воля" вы ссылаетесь на замечательный стих Т.С. Эллиота "Бесплодная земля" И вы, несомненно, знаете, что многие люди, прочитав ее, когда она была впервые написана в первой половине этого века не в полной мере поняли пророческой природы этой поэмы. Конечно! Ведь поэма описывает пустоту современного общества. Да, именно. Если помните, король Пустоши был бессильным. И на его земле не росла ни пшеница, ни обычная трава. Поэтому земля и называлась пустошью, и это удивительная деталь. Но спустя не так много времени в 1920х, в век джаза была написана другая пророческая книга Великий Гэтсби Фильм был ужасен! Но давайте забудем о фильме и поговорим о книге. Это Скотт Фитцджеральд! Да, Скотт Фитцджеральд.Это небольшая книга которая лучшим образом описывает, как распадается наш век. и в конце концов умирает, как умирает абсолютно одинокий главный герой и никто не приходит на его похороны. И в это и есть трагедия. Но Фитцджеральд видел, что все это происходило не только в Век Джаза, когда все зарабатывали много денег и испытывали новые стили, как это происходит сегодня. Но он знал, что произойдет в итоге. И поэтому и появился Великий Гэтсби. Сейчас мы в веке. когда такие вещи как "Бесплодная Земля" и "Великий Гэтсби" приносят свои результат. И вот почему я верю в то, что если наше общество выживет а я верю все-таки в угрозу ядерного взрыва если оно выживет мы переместимся в новый век Век, где акцент будет не на том, как заработать кучу денег а потом до смерти бояться падения показателей на фондовом рынке. А все-таки акцент будет на правде и радости, понимании и красоте, и тех вещах, ради которых стоит жить. Вы также характеризуете настоящий век как век, в котором современный человек как буд-то обворован своими собственными желаниями Что по психологии Фрейда и другим научным дижения мы видим человечество как зависимое от влияния детерминистических сил и угроз больших социальных движений, ядерной войны и так далее и мы ничего не можем сделать с ощущением беспомощности и отчужденности И вы предлагаете, я так понимаю что путем философского и экзистенциального исследования мы можем достичь эффекта иного состояния сознания в котором мы воссоединяемся со своим желанием на более глубоком уровне. Да. Это то, о чем я писал в книге "Любовь и воля". Так как мы не можем любить пока мы также не сможем желать ("проявлять волю") И я думал, я думаю и думал, когда писал эту книгу что появятся новые способы любить. Люди снова научаться быть близкими. Они будут писать письма,между ними снова возникнет чувство дружбы. Сейчас наступает Новый век. И я не думаю, что философия будет во главе. Взгляните, сегодня нет философов. Последним философом в этой стране был Пауль Тиллих. Но люди не сдались...и сейчас они обращаются к философии. Они обращаются к науке и просто заглядывают за плечо ученого. Они думают, как они могут помочь науке вместе собрать вещи воедино. Это и не философия. Философия - это углубленный поиск правды, которой я могу наполнить себя путем которого я могу создавать философию, основываясь на свободе. Это, также, основа доброты. Которая, кажется, не волнует многих современных людей, но мне кажется, это огромная ошибка. Потому, что нам не хватает этики, нам не хватает морали. Нам нужна доброта и нам нужна красота. Это все философские понятия но, несмотря на это, я являюсь психотерапевтом. Не смотря на все те отвратительные вещи, которые я должен был сказать о психотерапии она является тем самым способом с помощью которого в конце ХХ века можно помочь многим людям найти себя и тот способ жизни который будет их удовлетворять и даст им радость на которую человек имеет полное право. И я абсолютно не стыжусь того что я психотерапевт. Я стал терапевтом, так как увидел способ, как помочь людям облегчить душу. Именно так люди показывают, что у них на сердце. Они не показывают это философии они не показывают этого многим сегодняшним религиям им тоже не показывают, да. Поэтому многие люди в Калифорнии присоединяются к культам Когда-то я верил в медитацию и сам занимаюсь ею. Мы научились многим вещам из Индии и Японии. Но мы не можем стать индусами или японцами и нам необходимо найти для себя форму религиозного изучения определенного религиозного опыта, который будет подходить нам - первопроходцам 21 века. Пару минут назад вы упомянули понятие "Новый век" и, конечно же, Новый век это достаточно популярное понятие на сегодняшний день, включающее в себя широкий спектр различных занятий. И, насколько я знаком с вашими работами, я могу сделать вывод, что вы вы критически относитесь к способам смягчения человеческих страданий и попыткам улучшить свое состояние. И я предполагаю, что эта критика сродни критике Фрейда. Несомненно Очень приятно общаться с вами потому, что вы прочли то, что я написал и вы знаете наверняка, в какое русло направить разговор. Нет, мне не нравится движение Нового века. Я думаю, оно слишком упрощенное и заставляет людей чувствовать себя счастливыми временно. Но оно избегает реальных проблем. Новый век наступит лишь тогда, когда мы сможем встретиться с тревогой, чувством вины за наше ошибочное представление о смысле жизни как способ нашего восприятия смерти как приключения. В данный момент Новый век не включает в себя ни одно из этих понятий. Он лишь говорит о том, как быть веселым и распевать песенки. Вы знаете, я заметил здесь другой парадокс. В вашей книге "Свобода и судьба" я заметил мистическую главу и вы ссылаетесь на великих западных мистиков как Якоб Бёме и Майстер Екхарт а именно их поиск божественного в самих себе И вы кажется, я не знаю как правильно выразиться, но вы это видите как модель глубокого экзистенциализма. О, да. Так и есть. Я верю и я последователь этих мистиков в нашей традиции. Но я не верю и не я последователь Райгниша и других Махариши Да, и Махариши. Я последую наиболее общительных из этих лидеров. Но большинство из них, которые пришли из Индии, провозгласили свою идею но попали в просак и получили иски на миллионы долларов и их идея провалилась. Или как Джим Джонс, который повел за собой 800 или 900 людей на остров и они должны были создать идеальное общество, но они все покончили жизнь самоубийством... 819 человек... Мне кажется, что ваша критика намного глубже, чем просто скандал. Мне кажется, что то, о чем вы говорите это что-то вроде убежища на мистическом Лотос лэнде но где, тем не менее, верят в спиритизм и реинкарнацию. Люди теряют связь с базовым понятием существования. Абсолютно.Вы очень красиво сказали. Я с критикой отношусь к этим движениям, которые смягчают наши проблемы. Они уточняют, что мы должны их забывать. Мне кажется, это именно та мистика, о которой мы с вам говорили. Якоб Бёме был сожжен на костре и другие христианские мистики и мусульманская мистики в нашей давней традиции очень важны. Хотя церковь одно время противостояла им. Несмотря на это, они оставили чудесные книги знания, которые мы можем читать, мы можем понимать и учится по ним. Я знаю, что некоторые экзистенциальные философы, таки как Камю и Сартр, и даже Жанэ внесли свой вклад в идею восстания против обычной общественной морали Мне кажется, что то, о чем вы говорите и есть настоящая мистика. Это как своего рода бунт нашего времени против стадного инстинкта. Да, так и есть. Да, это бунт против стадного инстинкта. Сартр был очень важной фигурой в этом движении восстания. Камю написал книгу о бунте. Пауль Тиллих был дорогим и очень близким мне другом на протяжение 30 лет. Он и другие экзистенциалисты понимали, что радость и свобода приходят лишь с пониманием жизни и столкновением с трудностями. Сартр, когда Францию захватили нацисты, написал драму под названием "Мухи". Это пересказ древнегреческой истории об Оресте. Я хочу немного процитировать Зевс пытается заставить Ореста не возвращаться в его родной город, и убить мать, (то что ему было нужно сделать, чтобы отомстить за отца) Зевс сказал: "Я создал тебя, поэтому ты должен меня слушать". Орест ответил:"Ты создал меня, но ты просчитался. Ты создал меня свободным". Зевс пришел в ярость, он увеличил звезды и планеты вокруг чтобы показать, насколько он могуществен и сказал: "Знаешь ли ты, какое отчаяние тебя настигнет, если ты продолжишь свой путь?" Орест ответил: "Человеческая жизнь начинается на дальней стороне отчаяния." И мне приходилось в это верить. Человеческая радость начинается как алкоголизм. Люди не могу справиться с алкоголизмом если проживут отчаяние и только тогда они смогут постичь свободу от алкоголизма. Поэтому я считаю, что отчаяние имеет свою конструктивную сторону также как тревога имеет свой конструктивный эффект. Вы ранее упоминали художественные достижения Сартра и мы говорим о том, что человек может ощущать то, что мы называем слезами радости. И человек может ощущать это, когда ощущает глубокую радость. Это включает в себя полноту человеческой жизни... и мы видим радость... которая бьет ключем сквозь отчаяние Это и есть настоящая радость. Да. Вы хорошо это поняли. Но все де остается некий пугающий момент. Мы проживаем наши жизни и проходим наши рутины. И боимся погрузиться в полноту жизни. Да, именно так. Если бы это было так просто, это бы не было эффективно. Это не просто. Жизнь сложна. И я верю в то, что в ней много конфликтов и много испытаний, но мне кажется, что без всего этого, жизнь не была бы интересной. Интерес, радость, творчество, которое возникает от прослушивания симфонии Бетховена Наслаждения радостной радостью от того, чем мы восхищаемся. Для меня это конец девятой симфонии Эта радостная радость наступает только после агонии, которая показана в первой части симфонии. Сейчас я верю в жизнь и в радость от человеческого существования. Но эти чувства нельзя испытать если не испытать отчаяние, также тревогу, которые приходится испытать каждому человеку, если он живет без какого-либо творчетва. Ролло Мэй, я очерь рад был находиться здесь с вами и, так сказать, рассмотреть в очень глубоком аспекте агонию и восторг. Должен отметить, что, когда я читал вашу книгу "Любовь и воля", готовясь к этому интервью после прочтения последний главы, я ощутил волны энергии, пульсирующие в моем теле. Это чудесно. Как говорят йоги, это кундалини очень странное чувство восторга и агонии. Кажется что ваше желание заглянуть в глаза жизни это как желание заглянуть в глаза Богу. Это чудесно! Я очень рад что у вас был этот опыт. Для меня большая радость быть здесь. Хочу сказать несколько слов в заключении. Мне кажется что оценивая вашу работу у меня возникает почему "трагедия" считается наивысшей формой У Шекспира, например. Трагедии - это огромное удовольствие и в наше время тоже. "Смерть коммивояжера", например, одна из самых великих пьес 20 века. Ролло Мэй, огромное спасибо, что были сегодня сом ной. Мне понравилось! И спасибо вам, что были с нами!

Основные концепции

Экзистенциальная терапия, вслед за философским экзистенционализмом, утверждает, что жизненные проблемы человека проистекают из самой человеческой природы: из осознания бессмысленности существования и необходимости искать смысл жизни ; из-за наличия свободы воли , необходимости делать выбор и страха нести ответственность за этот выбор; из осознания равнодушия мира, но необходимости с ним взаимодействовать; из-за неминуемости смерти и естественного страха перед ней. Известный современный экзистенциальный терапевт Ирвин Ялом определяет всего четыре ключевые проблемы, с которыми имеет дело экзистенциальная терапия: смерть , изоляция , свобода и внутренняя пустота . Все остальные психологические и поведенческие проблемы человека, по мнению сторонников экзистенциальной терапии, проистекают из этих ключевых проблем, и только решение, или, точнее сказать, принятие и осмысление этих ключевых проблем может принести человеку подлинное облегчение и наполнить его жизнь значением.

Жизнь человека рассматривается в экзистенциальной терапии как череда внутренних конфликтов, разрешение которых ведёт к переосмыслению жизненных ценностей, поиску новых путей в жизни, развитию человеческой личности . В этом свете внутренние конфликты и проистекающие из них тревога , депрессия , апатия , отчуждение и другие состояния рассматриваются не как проблемы и психические расстройства, а как необходимые естественные этапы для развития личности. Депрессия, например, рассматривается как этап потери жизненных ценностей, открывающий дорогу для нахождения новых ценностей; тревога и беспокойство рассматриваются как естественные признаки необходимости сделать важный жизненный выбор, которые покинут человека, как только выбор будет сделан. В этой связи задача экзистенциального терапевта заключается в том, чтобы подвести человека к осознанию своих самых глубинных экзистенциальных проблем, пробудить философское размышление над этими проблемами и вдохновить человека сделать необходимый на данном этапе жизненный выбор, если человек колеблется и откладывает его, «застревая» в тревоге и депрессии.

Экзистенциальная терапия не имеет общепринятых терапевтических техник. Сеансы экзистенциальной терапии обычно проходят в форме взаимно уважительного диалога между терапевтом и пациентом. При этом терапевт ни в коем случае не навязывает пациенту никаких точек зрения, а лишь помогает пациенту глубже понять себя, сделать собственные выводы, осознать свои индивидуальные особенности, свои потребности и ценности на данном жизненном этапе.

История

Некоторые авторы возводят появление экзистенциальной терапии к античности, рассматривая, например, диалоги Сократа с молодыми людьми, а позднее целые школы Аристотеля , Эпикура и стоиков как некую форму философской терапии , которая была призвана улучшить понимание мира и тем самым облегчить жизнь человека, что роднит её с современной экзистенциальной терапией.

Такое назначение философии было во многом потеряно вплоть до XIX века, когда его возродили Кьеркегор и Ницше . Их работа позднее вдохновила многих мыслителей XX века, таких как Хайдеггер и Сартр , которые не скрывали, что видят роль философии прежде всего в конкретной помощи людям.

Швейцарский врач-терапевт