Характеристика категории деятельности в психологии. Категория деятельности в отечественной науке. Категория деятельности в психологии

Философские предпосылки введения понятия деятельности (Д) в психологию:

1. Гегель даёт принципу Д (характеристика абсолютного духа, связанная с имманентной потребностью в самоизменении) структурно развёрнутое выражение через категории цели, средства, результата . «Субъект есть деятельность удовлетворения влечений ».

2. Маркс видел специфику человеческой Д в её производственном характере, в труде . Воздействуя на внешнюю природу, человек изменяет свою собственную природу (АНЛ: «люди в своей общественной по своей природе Д производят и своё сознание»). «Продукт труда есть труд, закреплённый в предмете, это естьопредмечивание труда ». «Каждое из человеческих отношений к миру – зрение, слух, обоняние, хотение, Д,– все органы его индивидуальности являются в своём предметном отношении, в своём отношении к предмету, присвоением последнего, присвоением человеческой действительности». Критика предшествующего материализма: предмет и действительность берутся в форме объекта или созерцания, а не как человеческая Д, практика.

Теоретико-методологические предпосылки теории деятельности (ТД):

· Преодоление постулата непосредственности путём введения категории предметной Д – «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» (Юдин). (Постулат непосредственности описал Узнадзе как гипотезу непосредственности, «при принятии которой поведение осуществляется помимо соучастия субъекта, личности как конкретной целостности»).

· Идея Д как единство процессов отражения и преобразования действительности

· Идея единства «внешних» и «внутренних » форм Д и формирование «внутреннего» через интериоризацию «внешнего»

· Идея единства субъективного и объективного , индивидуального и социального в Д и через Д

· Историко-генетический принцип анализа , реализующий системный подход в смысле Маркса. (Системный анализ есть анализ движения, порождающего явления, т.е. раскрытие субстанции этих явлений, их сущности)

(АНЛ) Деятельность – «молярная единица индивидуального бытия человека, осуществляющая то или иное жизненное его отношение, т.е. целостная, неаддитивная система, обладающая многоуровневой организацией».

Узнадзе (ученик Вундта): «Всякая активность есть отношения субъекта к действительности», «Активность имеет всегда предметный характер», «Воздействуя на него непосредственно, действительность настраивает человека к действию по отношению к предмету – на этой основе субъект развёртывает целесообразные акты поведения». Поведение у Узнадзе «интенционально, предметно, молярно». Установка – механизм стабилизации Д. Установки: смысловые, целевые, операциональные, и уровень психофизиологических механизмов – реализаторов установки.

Блонский видел задачу психологии в изучении поведения. Что он вкладывал в это понятие? Поведение – это действие, поступок. «Общественное производство является базисом, на котором основывается поведение человечества. Марксистская т.зр.». не бихевиорист: в предмет психологии должны включаться все факторы, обуславливающие поведение . «Поведение индивидуума есть функция поведения окружающего общества».

Басов в 1926 году ввёл в пси понятие ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Ввёл представление о специфическом строении, принципиальной планомерности и целенаправленности Д.

ЛСВ. «Сознаваемость нами нашей психики выводится из действенного характера наших реакций». Говорил о «своеобразии активного трудового приспособления человеком природы к себе, в противоположность пассивному приспособлению животных к среде».Пиаже ЛСВ критикует за «отсутствие практической деятельности ребёнка», отрыв от практики при социализации. Перекличка с Марксом : «предметы окружающего мира как бы требуют от нас известных действий». Перекличка с АНЛ : «человеческая личность представляет собой иерархию деятельностей, из которых далеко не все сопряжены с сознанием» + понятие «ведущий тип Д» (применительно к игре в дошкольном возрасте). ЛСВ критикует Левина за противопоставление двух «сортов» Д: мышления и реальной Д в актуальной ситуации и говорит, что есть два единства динамических функций : мышление и реальная Д.

Рубинштейн критиковал АНЛ за теорию и периодизацию развития психики и за рассмотрение Д как исходного понятия. «Поскольку Д выступает в качестве взаимоотношения между субъектом Д и окружающим миром, нельзя объявить Д ведущей и определяющей». «В действительности действие и Д – практически материальные процессы, которые определяются не психологическими критериями». Рубинштейн рассматривал Д и бытие отдельно, несвязно. В конце 50х, позиция смягчается. Пишет, что «основным способом существование психического является его существование в качестве процесса, в качестве Д». Различает Д и процесс. «Д – процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру». «Психология изучает не только психическую Д, но и психические процессы». «При объяснении любых психических явлений личность выступает как связанная воедино совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». Возникает мысль о способе существования психического в качестве Д.

Вехи ТД по Леонтьеву

К началу 1940 годов:

1. Практическая Д ребёнка , реализующая отношение ребёнка к действительности, есть формирующая сила его сознания. В Д – единство субъекта и действительности

2. Главное противопоставление – не «внешнее» и «внутреннее», а«образ» и «процесс» . Образ отстаёт от процесса. Овладеть орудием, значением = процессом, операцией.

3. Предмет психологии Д субъекта по отношению к действительности, опосредованная отображением этой действительности . Отображение = переживание. Т.е., пси изучает, как действительность становится переживанием субъекта.

4. Д структурна . Образующие: субъект, предмет, мотив, средство, задача . Это непсихологические понятия. Корреляты: для продукта – цель, для мотива – потребность, для средства и способа действия – значение, для задачи – намерение. Единицы Д – Д, действие, операция.

5. Разделение типов Д : игра, труд, …, формы Д: практическая, теоретическая.

6. Д - высшая форма жизнедеятельности .

7. Формы переживания суть формы переживания смысла Д.

8. Проблема личности – проблема взаимосвязи деятельностей. Переход от «действовать, чтобы удовлетворять потребности» к «удовлетворять потребности, чтобы действовать, чтобы делать дело своей жизни».

9. Генезис действий связан с расчленением совместной производственной Д людей и т.о. осознания цели действия, способа и орудия. Фаза подготовки, фаза осуществления. Условие этого отражения – язык.

К 60м годам («Проблемы развития психики»):

1. Д - процесс, осуществляющий жизнь субъекта

2. Развитие Д приводит к возникновению психического отражения реальности

3. Д - процесс, переводящий отражаемое в отражение

4. Психическое отражение опосредует Д и управляет ею

5. Психическое отражение у человека кристаллизуется в продуктах Д.

К 70м годам («ДСЛ»)

1. Сознание - система внутренней регуляции процессов Д.

2. Психическое отражение реальности - её субъективный образ

3. Д входит в предмет психологии своей особой функцией – полагания субъекта в предметной действительности и её преобразования в форму субъективности

4. Повторение за ЛСВ идеи об интериоризации ВПФ. Интериоризация – процесс формирования внутреннего «плана сознания».

5. Главное различение: не внешнего мира и мира внутренних явлений (Декарт – Локк), а предметная реальность и Д субъекта.

6. Личность – иерархия Дтей и их мотивов. Личность человека (в отличие от индивида) порождается Д.

Гальперин. Попытка понять отношение между внутренней и внешней Д привела к формированию гипотезы поэтапного формирования умственных действий . Психическая Д - результат перенесения внешних материальных действий в план отражения – в план восприятия, представлений и понятий. Формирование ориентировочной основы действия – главная задача и содержание первого этапа формирования действия. «Система отражённых форм предметного действия составляет конкретное содержание психической Д, скрытой за разными психическими явлениями». В дискуссии 1969 г. Гальперин указывал, что в ТД выпадает операциональная сторона Д ; показано, что действие влияет на формирование психических образований, но не показано, как именно . «Отсутствие психологической теории о предметном, операциональном содержании Д коренилось в неопределённом «классическом» представлении о предмете психологии.

9. Деятельность как родовое качество человека и конституирующая характеристика специфики и особенностей его психологии и "механизмов" психического развития.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность человека отличается от активности животных тем, что 1)она носит продуктивный, творческий, созидательный характер, а у активности животных потребительская основа; 2) она преобразует его самого; 3)связана с предметами материальной и духовной культуры.

Исходным вариантом деятельности, наиболее простым по своей структуре, будет неопосредствованный вариант взаимодействия организма со средой. Последующее развитие (и, соответственно, усложнение) деятельности связано с изменением ее структуры - возникновением опосредствованных форм. Спецификой труда как истинно человеческой деятельности в отличие от деятельности животных является то, что это «процесс, опосредствованный орудием и вместе с тем опосредованный общественно». Акцент ставился на втором факторе - коллективном характере деятельности. Также важна роль разделения труда, появляющегося у человека. Третья стадия – когда не орудие, совершенствующее, увеличивающее возможности органов, и не другой член сообщества, а орудие, замещающее этого другого является специфическим человеческим способом опосредствования деятельности. Таким образом, описание основных стадий эволюции деятельности должно быть дополнено еще одним, качественно новым этапом, во время которого структура деятельности обогатилась третьим опосредствующим звеном - орудиями, функция которых в отличие от естественных орудий предыдущего этапа заключается в замещении других представителей сообщества и, следовательно, в вытеснении общественного опосредствования. Структура психической деятельности на третьем этапе качественно отлична от строения деятельности предшествующих стадий, характерных для мира животных, и универсальна для всех представителей человечества. Специфичным для деятельности человека также является ее творческий характер. Описание деятельности, специфичной для человека, может быть дополнено и новыми отношениями. Например, последовательное развитие деятельности связано не только с введением новых опосредствующих звеньев, но и с преобразованиями субъекта и объекта.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Любой вид деятельности неразрывно связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движения руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов.

По форме деятельности

принято различать действие и движение.

Действие – элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи.

Движение – составная часть действия.

Несмотря на внешнее многообразие, все движения человека складываются, как правило, из трех простых элементов – «взять», «переместить», «отпустить» – в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы. В разных видах движений эти элементы отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются.

С точки зрения качества движения характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и координированностью.

Кроме предметных движений, в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, перемещение и коммуникацию. К средствам коммуникации относят выразительные движения (мимика и пантомимика), смысловые жесты, наконец, речевые движения.

С точки зрения физиологии все движения человека могут быть разделены на две группы:

Основные характеристики деятельности

это предметность и субъектность.

Специфика предметной определенности деятельности – в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованными в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами объектов – ключевыми раздражителями, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.

Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности, а в личностном смысле – «значении для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.

При анализе деятельности

выделяются три плана ее рассмотрения:

1) генетический – в нем исходной формой любой человеческой деятельности является совместная социальная деятельность, а как механизм развития психики выступает интериоризация, в ходе которой происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю деятельность;

2) структурно-функциональный – в основе такого рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому.

3) динамический – здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности.
Для отечественной психологии А.Н. Леонтьев останется автором оригинальной психологической теории деятельности .

Основные моменты теории деятельности Леонтьева

1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (например, такие как: интроспективная психология; гештальт психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (такие как: бихевиоризм; необихевиоризм);

2) введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях обязательно предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития психического отражения.

А . Н . Леонтьев

Два подхода в психологии - две схемы анализа

Последние годы в советской психоло­гии происходило ускоренное развитие от­дельных ее ветвей и прикладных исследо­ваний. В то же время теоретическим проблемам общей психологии уделялось гораздо меньше внимания. Вместе с тем советская психология, формируясь на мар­ксистско-ленинской философской основе, выдвинула принципиально новый подход к психике и впервые внесла в психологию ряд важнейших категорий, которые нуж­даются в дальнейшей разработке.

Деятельность в современной психологии интерпре­тируется либо в рамках идеалистических концепций, либо в естественнонаучных, материалистических по своей общей тен­денции направлениях - как ответ на вне­шние воздействия пассивного субъекта, обусловленный его врожденной организа­цией и научением. Но именно это и раска­лывает психологию на естественнонаучную и психологию как науку о духе, на психо­логию бихевиористскую и "менталистскую". Возникающие в связи с этим в пси­хологии кризисные явления сохраняются и сейчас; они только "ушли в глубину", стали выражаться в менее явных формах. Характерное для наших дней интен­сивное развитие междисциплинарных ис­следований, связывающих психологию с нейрофизиологией, с кибернетикой и ло­гико-математическими дисциплинами, с социологией и историей культуры, само по себе еще не может привести к реше­нию фундаментальных методологических проблем психологической науки. Остав­ляя их нерешенными, оно лишь усилива­ет тенденцию к опасному физиологичес­кому, кибернетическому, логическому или социологическому редукционизму, угро­жающему психологии утратой своего предмета, своей специфики.

При всем многообразии направлений, о которых идет речь, общее между ними, с методологической точки зрения, состо­ит в том, что они исходят из двучленной схемы анализа: воздействие на реципи­рующие системы субъекта ® возникаю­щие ответные - объективные и субъек­тивные - явления, вызываемые данным воздействием.

Схема эта с классической ясностью выступила уже в психофизике и физиоло­гической психологии прошлого столетия. Главная задача, которая ставилась в то время, заключалась в том, чтобы изучить зависимость элементов сознания от пара­метров вызывающих их раздражителей. Позже, в бихевиоризме, т. е. применитель­но к изучению поведения, эта двучленная схема нашла свое прямое выражение в зна­менитой формуле S ® R.

Неудовлетворительность этой схемы заключается в том, что она исключает из поля зрения исследования тот содержа­тельный процесс, в котором осуществля­ются реальные связи субъекта с предмет­ным миром, его предметную деятельность. Такая абстракция от деятельности субъ­екта оправдана лишь в узких границах лабораторного эксперимента, имеющего своей целью выявить элементарные пси­хофизиологические механизмы. Достаточ­но, однако, выйти за эти узкие границы, как тотчас обнаруживается ее несостоя­тельность. Это и вынуждало прежних ис­следователей допускать при объяснении психологических фактов вмешательство особых сил, таких, как активная апперцеп­ция, внутренняя интенция и т. п., т. е. все же апеллировать к деятельности субъекта, но только в ее мистифицированной идеа­лизмом форме.

Принципиальные трудности, создавае­мые в психологии двучленной схемой ана­лиза и тем "постулатом непосредственно­сти", который скрывается за ней, породили настойчивые попытки преодолеть ее. Одна из линий, по которой шли эти попытки, нашла свое выражение в подчеркивании того факта, что эффекты внешних воздей­ствий зависят от их преломления субъек­том, от тех психологических "промежуточ­ных переменных" (Э. Толмен и другие), которые характеризуют его внутреннее со­стояние. В свое время выразил это в формуле, гласящей, что "вне­шние причины действуют через внутрен­ние условия". Конечно, формула эта яв­ляется бесспорной. Если, однако, под внутренними условиями подразумевают­ся текущие состояния субъекта, подверга­ющегося воздействию, то она не вносит в схему S®R ничего принципиально ново­го. Ведь даже неживые объекты при изме­нении своих состояний по-разному обна­руживают себя во взаимодействии с другими объектами. На влажном , размяг­ченном грунте следы будут отчетливо от­печатываться, а на сухой, слежавшейся почве - нет. Тем яснее проявляется это у животных и человека: голодное животное будет реагировать на пищевой раздражи­тель иначе, чем сытое, а у человека, инте­ресующегося футболом, сообщение о ре­зультатах матча вызовет совсем другую реакцию, чем у человека, к футболу впол­не равнодушного.

Введение понятия промежуточных пе­ременных, несомненно, обогащает анализ поведения, но оно вовсе не снимает упомя­нутого постулата непосредственности. Дело в том, что хотя переменные, о которых идет речь, и являются промежуточными, но толь­ко в смысле внутренних состояний самого субъекта. Сказанное относится и к "моти­вирующим факторам" - потребностям и влечениям. Разработка роли этих факто­ров шла, как известно, в очень разных на­правлениях - и в бихевиоризме, и в шко­ле К. Левина, и особенно в глубинной психологии. При всех, однако, различиях между собой этих направлений и разли­чиях в понимании самой мотивации и ее роли неизменным оставалось главное: про­тивопоставленность мотивации объектив­ным условиям деятельности, внешнему миру.

Особо следует выделить попытки ре­шить проблему, идущие со стороны так называемой культурологии. Признанный

основоположник этого направления Л. Уайт развивал идею "культурной де­терминации" явлений в обществе и в пове­дении индивидов. Возникновение челове­ка и человеческого общества приводит к тому, что прежде прямые, натуральные свя­зи организма со средой становятся опос­редствованными культурой, развивающей­ся на базе материального производства. При этом культура выступает для инди­видов в форме значений, передаваемых ре­чевыми знаками-символами. Исходя из этого, Л. Уайт предлагает трехчленную формулу поведения человека: организм человека х культурные стимулы ® пове­дение.

Формула эта создает иллюзию преодо­ления постулата непосредственности и вы­текающей из него схемы S®R. Однако введение в эту схему в качестве посред­ствующего звена культуры, коммуни-цируемой знаковыми системами, неизбеж­но замыкает психологическое исследование в круг явлений сознания - общественного и индивидуального. Происходит простая подстановка: место мира предметов теперь занимает мир выработанных обществом знаков, значений. Таким образом, мы сно­ва стоим перед двучленной схемой S®R, но только стимул интерпретируется в ней как "культурный стимул".

Совсем другая линия, по которой шло усложнение анализа, вытекающего из по­стулата непосредственности, была порож­дена открытием регулирования поведения посредством обратных связей, отчетливо сформулированным еще.

Уже первые исследования построения сложно-двигательных процессов у челове­ка, среди которых нужно особенно назвать работы, показавшие роль рефлекторного кольца с обратными связями, дали возможность по-новому по­нять механизм широкого круга явлений.

За время, которое отделяет нас от пер­вых работ, выполненных еще в 30-е гг., те­ория управления и информации приобре­ла общенаучное значение, охватывая процессы как в живых, так и неживых системах.

Итак, в психологии сложилась следую­щая альтернатива: либо сохранить в ка­честве основной двучленную схему - воз­действие объекта ® изменение текущих состояний субъекта (или, что принципи­ально то же самое, схему S®R, либо ис­ходить из трехчленной схемы, включаю­щей среднее звено ("средний термин") - деятельность субъекта и соответственно ее условия, цели и средства, звено, которое опосредствует связи между ними.

С точки зрения проблемы детермина­ции психики эта альтернатива может быть сформулирована так: мы встаем либо на позицию, что сознание определяется окру­жающими вещами, явлениями, либо на позицию, утверждающую, что сознание оп­ределяется общественным бытием людей, которое, по определению Маркса и Энгель­са, есть не что иное, как реальный процесс их жизни.

Но что такое человеческая жизнь? Это есть совокупность, точнее, система сменя­ющих друг друга деятельностей. В деятель­ности и происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также пере­ход деятельности в ее объективные резуль­таты, в ее продукты. Взятая с этой сторо­ны, деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами "субъект - объект". "В производстве объективируется личность; в потреблении субъективируется вещь", - замечает Маркс.

Деятельность есть молярная, не адди­тивная единица жизни телесного, матери­ального субъекта. В более узком смысле, т. е. на психологическом уровне, это еди­ница жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого cостоит в том, что оно ориентирует субъек­та в предметном мире. Иными словами, деятельность - это не реакция и не сово­купность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и пре - вращения, свое развитие.

Основной, или, как иногда говорят, кон­ституирующей, характеристикой деятель­ности является ее предметность. Собствен­но, в самом понятии деятельности уже имплицитно содержится понятие ее пред­мета. Выражение "беспред­метная деятельность" лишено всякого смысла. Деятельность может казаться бес­предметной, но научное исследование дея­тельности необходимо требует открытия ее предмета. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиня­ющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в резуль­тате деятельности субъекта и иначе осуще­ствиться не может.

Всякая деятельность имеет кольцевую структуру: исходная афферентация ® эф-фекторные процессы, реализующие контакты с предметной средой ® коррекция и обогащение с помощью обратных связей исходного афферентирующего образа. Сей­час кольцевой характер процессов, осуще­ствляющих взаимодействие организма со средой, является общепризнанным и доста­точно хорошо описан. Однако главное зак­лючается не в самой по себе кольцевой структуре, а в том, что психическое отраже­ние предметного мира порождается не не­посредственно внешними воздействиями (в том числе и воздействиями "обратными"), а теми процессами, с помощью которых субъект вступает в практические контак­ты с предметным миром и которые поэто­му необходимо подчиняются его независи­мым свойствам, связям, отношениям. Последнее означает, что "афферентатором", управляющим процессами деятельности, первично является сам предмет и лишь вторично - его образ как субъективный продукт деятельности, который фиксирует, стабилизирует и несет в себе ее предметное содержание. Иначе говоря, осуществляется двойной переход: переход предмет ® про­цесс деятельности и переход деятель­ность ® ее субъективный продукт. Но переход процесса в форму продукта проис­ходит не только на полюсе субъекта. Еще более явно он происходит на полюсе объек­та, трансформируемого человеческой дея­тельностью; в этом случае регулируемая психическим образом деятельность субъекта переходит в "покоящееся свой­ство" ее объективно­го продукта.

На первый взгляд кажется, что пред­ставление о предметной природе психики относится только к сфере собственно по­знавательных процессов; что же касается сферы потребностей и эмоций, то на нее это представление не распространяется. Это, однако, не так.

Взгляды на эмоционально-потребностную сферу как на сферу состояний и про­цессов, природа которых лежит в самом субъекте и которые лишь изменяют свои проявления под давлением внешних усло­вий, основываются на смешении, по суще­ству, разных категорий, на смешении, ко­торое особенно дает о себе знать в проблеме потребностей.

В психологии потребностей нужно с самого начала исходить из следующего капитального различения: различения потребности как внутреннего условия, как одной из обязательных предпосылок дея­тельности и потребности как того, что направляет и регулирует конкретную де­ятельность субъекта в предметной среде. "Голод способен поднять животное на ноги, способен придать поискам более или менее страстный характер, но в нем нет никаких элементов, чтобы направить дви­жение в ту или другую сторону и видо­изменять его сообразно требованиям ме­стности и случайностям встреч", - писал. Именно в направляющей своей функции потребность и является предметом психологического познания. В первом же случае потребность выступает лишь как состояние нужды организма, которое само по себе не способно вызвать никакой определенно направленной дея­тельности; ее функция ограничивается активацией соответствующих биологичес­ких отправлений и общим возбуждени­ем двигательной сферы, проявляющимся в ненаправленных поисковых движениях. Лишь в результате ее "встречи" с отвеча­ющим ей предметом она впервые стано­вится способной направлять и регулиро­вать деятельность.

Встреча потребности с предметом есть акт чрезвычайный. Этот чрезвычайный акт есть акт опред­мечивания потребности - "наполнения" ее содержанием, которое черпается из ок­ружающего мира. Это и переводит потреб­ность на собственно психологический уровень.

Развитие потребностей на этом уровне происходит в форме развития их предмет­ного содержания. Кстати сказать, это об­стоятельство только и позволяет понять появление у человека новых потребностей, в том числе таких, которые не имеют сво­их аналогов у животных, "отвязаны" от биологических потребностей организма и в этом смысле являются "автономными". Их формирование объясняется тем, что в человеческом обществе предметы потреб­ностей производятся, а благодаря этому про­изводятся и сами потребности3.

Итак, потребности управляют деятель­ностью со стороны субъекта, но они спо­собны выполнять эту функцию лишь при условии, что они являются предметными. Отсюда и происходит возможность оборо­та терминов, который позволил К. Левину говорить о побудительной силе самих предметов.

Не иначе обстоит дело с эмоциями и чувствами. И здесь необходимо различать, с одной стороны, беспредметные стенические, астенические состояния, а с другой - собственно эмоции и чувства, порождаемые соотношением предметной деятельности субъекта с его потребностями и мотивами. Но об этом нужно говорить особо. В связи же с анализом деятельности достаточно указать на то, что предметность деятель­ности порождает не только предметный характер образов, но также предметность потребностей, эмоций и чувств.

Общее строение деятельности

До сих пор речь шла о деятельности в общем, собирательном значении этого по­нятия. Реально же мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребно­сти субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удов­летворения и воспроизводится вновь, мо­жет быть, уже в совсем иных, изменивших­ся условиях.

Отдельные конкретные виды деятель­ности можно различать между собой по какому угодно признаку: по их форме, по способам их осуществления, по их эмоци­ональной напряженности, по их временной и пространственной характеристике, по их физиологическим механизмам и т. д. Однако главное, что отличает одну деятель­ность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятель­ности и придает ей определенную направ­ленность. По предложенной мной терми­нологии предмет деятельности есть ее действительный мотив. Разумеется, он может быть как вещественным, так и иде­альным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении, в мысли. Главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.

Итак, понятие деятельности необхо­димо связано с понятием мотива. Дея­тельности без мотива не бывает; "немо­тивированная" деятельность - это деятельность, не лишенная мотива, а дея­тельность с субъективно и объективно скрытым мотивом.

Основными "составляющими" от­дельных человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия. Действием мы называем процесс, подчи­ненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. Подобно тому как понятие мотива соот­носится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием дей­ствия.

Возникновение в деятельности целенап­равленных процессов - действий - исто­рически явилось следствием перехода к жизни человека в обществе. Деятельность участников совместного труда побуждает­ся его продуктом, который первоначально непосредственно отвечает потребности каждого из них. Однако развитие даже про­стейшего технического разделения труда необходимо приводит к выделению как бы промежуточных, частичных результатов, которые достигаются отдельными участ­никами коллективной трудовой деятель­ности, но которые сами по себе не способ­ны удовлетворять их потребности. Их потребность удовлетворяется не этими "промежуточными" результатами, а долей продукта их совокупной деятельности, по­лучаемой каждым из них в силу связыва­ющих их друг с другом отношений, воз­никших в процессе труда, т. е. отношений общественных.

Легко понять, что тот "промежуточный" результат, которому подчиняются трудо­вые процессы человека, должен быть выде­лен для него также и субъективно - в форме представления. Это и есть выделе­ние цели, которая, по выражению Маркса, "как закон определяет способ и характер его действий...".

Выделение целей и формирование под­чиненных им действий приводит к тому, что происходит как бы расщепление преж­де слитых между собой в мотиве функций. Функция побуждения, конечно, полностью сохраняется за мотивом. Другое дело - функция направления: действия, осуществляющие деятельность, побуждаются ее мотивом, но являются направленными на цель. Допустим, что деятельность челове­ка побуждается пищей; в этом и состоит ее мотив. Однако для удовлетворения по­требности в пище он должен выполнять действия, которые непосредственно на овладение пищей не направлены. Напри­мер, цель данного человека - изготовле­ние орудия лова; применит ли он в даль­нейшем изготовленное им орудие сам или передаст его другим и получит часть об­щей добычи - в обоих случаях то, что побуждало его деятельность, и то, на что были направлены его действия, не совпада­ют между собой; их совпадение представ­ляет собой специальный, частный случай, результат особого процесса, о котором бу­дет сказано ниже.

Выделение целенаправленных действий в качестве составляющих содержание кон­кретных деятельностей естественно ставит вопрос о связывающих их внутренних от­ношениях. Как уже говорилось, деятель­ность не является аддитивным процессом. Соответственно действия - это не особые "отдельности", которые включаются в со­став деятельности. Человеческая деятель­ность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в тру­довых действиях, учебная деятельность - в учебных действиях, деятельность обще­ния - в действиях (актах) общения и т. д. Если из деятельности мысленно вычесть осуществляющие ее действия, то от дея­тельности вообще ничего не останется. Это же можно выразить иначе: когда перед нами развертывается конкретный процесс - внешний или внутренний, то со сторо­ны его отношения к мотиву он выступает в качестве деятельности человека, а как подчиненный цели - в качестве действия или совокупности, цепи действий.

Вместе с тем деятельность и действие представляют собой подлинные и притом не совпадающие между собой реальности. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую, обнаруживая таким образом свою относительную само­стоятельность. Обратимся снова к грубой иллюстрации: допустим, что у меня возни­кает цель - прибыть в пункт N, и я это делаю. Понятно, что данное действие может иметь совершенно разные мотивы, т. е. ре­ализовать совершенно разные деятельнос­ти. Очевидно и обратное, а именно, что один и тот же мотив может конкретизоваться в разных целях и соответственно породить разные действия.

В связи с выделением понятия действия как важнейшей "образующей" человечес­кой деятельности (ее момента) нужно при­нять во внимание, что сколько-нибудь раз­вернутая деятельность предполагает достижение ряда конкретных целей, из числа которых некоторые связаны между собой жесткой последовательностью. Иначе говоря, деятельность обычно осуществля­ется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели; при этом случай, характерный для более высоких ступеней развития, состоит в том, что роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся благодаря его осознан­ности в мотив-цель.

Одним из возникающих здесь вопросов является вопрос о целеобразовании. Это очень большая психологическая проблема. Дело в том, что от мотива деятельности за­висит только зона объективно адекватных целей. Субъективное же выделение цели (т. е. осознание ближайшего результата, до­стижение которого осуществляет данную деятельность, способную удовлетворить по­требность, опредмеченную в ее мотиве) представляет собой особый, почти не изу­ченный процесс. В лабораторных услови­ях или в педагогическом эксперименте мы обычно ставим перед испытуемым, так ска­зать, "готовую" цель; поэтому самый про­цесс целеобразования обычно ускользает от исследователя. Другое дело - в реальной жизни, где целеобразование выступает в качестве важнейшего момента движения той или иной деятель­ности субъекта.

Прежде всего здесь очень ясно видно, что цели не изобретаются, не ставятся субъектом произвольно. Они даны в объективных обстоятельствах. Вме­сте с тем выделение и осознание целей представляет собой отнюдь не автомати­чески происходящий и не одномоментный акт, а относительно длительный процесс апробирования целей действием и их, если можно так выразиться, предметного напол­нения. Индивид, справедливо замечает Ге­гель, "не может определить цель своего действования, пока он не действовал...".

Другая важная сторона процесса целе­образования состоит в конкретизации цели, в выделении условий ее достижения. Но на этом следует остановиться особо.

Всякая цель - даже такая, как "дос­тичь пункта N”, - объективно существует в некоторой предметной ситуации. Конеч­но, для сознания субъекта цель может вы­ступить в абстракции от этой ситуации, но его действие не может абстрагировать­ся от нее. Поэтому помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой опера­ционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который опреде­ляется не самой по себе целью, а объектив­но-предметными условиями ее достиже­ния. Иными словами, осуществляющееся действие отвечает задаче; задача - это и есть цель, данная в определенных услови­ях. Поэтому действие имеет особое каче­ство, особую его "образующую", а именно способы, какими оно осуществляется. Спо­собы осуществления действия я называю операциями.

Термины "действие" и "операция" час­то не различаются. Однако в контексте психологического анализа деятельности их четкое различение совершенно необходи­мо. Действия, как уже было сказано, соот­носительны целям, операции - условиям. Допустим, что цель остается той же самой, условия же, в которых она дана, изменяют­ся; тогда меняется именно и только опера­ционный состав действия.

В особенно наглядной форме несовпа­дение действий и операций выступает в орудийных действиях. Ведь орудие есть материальный предмет, в котором крис­таллизованы именно способы, операции, а не действия, не цели. Например, можно физически расчленить вещественный пред­мет при помощи разных орудий, каждое из которых определяет способ выполнения данного действия. В одних условиях более адекватным будет, скажем, операция реза­ния, а в других - операция пиления; при этом предполагается, что человек умеет владеть соответствующими орудиями - ножом, пилой и т. п. Так же обстоит дело и в более сложных случаях. Допустим, что перед человеком возникла цель графичес­ки изобразить какие-то найденные им зависимости. Чтобы сделать это, он дол­жен применить тот или иной способ пост­роения графиков - осуществить опреде­ленные операции, а для этого он должен уметь их выполнять. При этом безразлич­но, как, в каких условиях и на каком ма­териале он научился этим операциям; важно другое, а именно, что формирование операций происходит совершенно иначе, чем целеобразование, т. е. порождение дей­ствий.

Действия и операции имеют разное происхождение, разную динамику и раз­ную судьбу. Генезис действия лежит в от­ношениях обмена деятельностями; всякая же операция есть результат преобразова­ния действия, происходящего в результа­те его включения в другое действие и на­ступающей его "технизации". Простейшей иллюстрацией этого процесса может слу­жить формирование операций, выполне­ния которых требует, например, управле­ние автомобилем. Первоначально каждая операция, например, переключение пере­дач, формируется как действие, подчинен­ное именно этой цели и имеющее свою сознательную "ориентировочную основу" (). В дальнейшем это дей­ствие включается в другое действие, име­ющее сложный операционный состав, на­пример, в действие изменения режима движения автомобиля. Теперь переклю­чение передач становится одним из спо­собов его выполнения - операцией, его реализующей, и оно уже перестает осу­ществляться в качестве особого целенап­равленного процесса: его цель не выделя­ется. Для сознания водителя переключе­ние передач в нормальных случаях как бы вовсе не существует. Он делает дру­гое: трогает автомобиль с места, берет кру­тые подъемы, ведет автомобиль накатом, останавливает его в заданном месте и т. п. В самом деле: эта операция может, как известно, вовсе выпасть из деятельности водителя и выполняться автоматом. Во­обще судьба операций - рано или поздно становиться функцией машины.

Тем не менее операция все же не со­ставляет по отношению к действию ника­кой "отдельности", как и действие по от­ношению к деятельности. Даже в том случае, когда операция выполняется ма­шиной, она все же реализует действия субъекта. У человека, который решает за­дачу, пользуясь счетным устройством, дей­ствие не прерывается на этом экстраце­ребральном звене; как и в других своих звеньях, оно находит в нем свою реализа­цию. Выполнять операции, которые не осу­ществляют никакого целенаправленного действия субъекта, может только "сумас­шедшая", вышедшая из подчинения чело­веку машина.

Итак, в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших, опосредствованных психичес­ким отражением проявлениях, анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные) деятельности - по критерию побуждаю­щих их мотивов. Далее выделяются дей­ствия - процессы, подчиняющиеся созна­тельным целям. Наконец, это операции, которые непосредственно зависят от усло­вий достижения конкретной цели.

Эти "единицы" человеческой деятель­ности и образуют ее макроструктуру.

Деятельность может утратить мотив, вызвавший ее к жизни, и тогда она пре­вратится в действие, реализующее, может быть, совсем другое отношение к миру, другую деятельность; наоборот, действие может приобрести самостоятельную побу­дительную силу и стать особой деятельно­стью; наконец, действие может трансфор­мироваться в способ достижения цели, в операцию, способную реализовать различ­ные действия.

Подвижность отдельных "образующих" системы деятельности выражается, с дру­гой стороны, в том, что каждая из них мо­жет становиться более дробной или, наобо­рот, включать в себя единицы, прежде относительно самостоятельные. Так, в ходе достижения выделявшейся общей цели может происходить выделение промежу­точных целей, в результате чего целостное действие дробится на ряд отдельных пос­ледовательных действий; это особенно ха­рактерно для случаев, когда действие про­текает в условиях, затрудняющих его выполнение с помощью уже сформировав­шихся операций. Противоположный про­цесс состоит в укрупнении выделяемых единиц деятельности. Это случай, когда объективно достигаемые промежуточные результаты сливаются между собой и пе­рестают сознаваться субъектом.

Соответственно происходит дробление или, наоборот, укрупнение также и "еди­ниц" психических образов: переписывае­мый неопытной рукой ребенка текст чле­нится в его восприятии на отдельные буквы и даже на их графические элементы; поз­же в этом процессе единицами восприя­тия становятся для него целые слова или даже предложения.

Выделение в деятельности действий и операций не исчерпывает ее анализа. За деятельностью и регулирующими ее психи­ческими образами открывается грандиоз­ная физиологическая работа мозга. Само по себе положение это не нуждается в доказа­тельстве. Проблема состоит в другом - в том, чтобы найти те действительные отно­шения, связывающие деятельность субъек­та, опосредствованную психическим отра­жением, и физиологические мозговые процессы.


1. Психологическая теория деятельности

Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-30-е гг. XXв. В это время акцент в психологической науке сместился с сознания, на поведение. Наибольший расцвет приобрели теории бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии и другие. Своим содержанием теория обязана работам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.

Основным положением данной теории стал тезис К. Маркса: «не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание». Для анализа категории деятельности в психологии представляется правильным обратиться к работам А.Н. Леонтьева, где этот вопрос освещался сильнее всего. Категория деятельности стала объяснительным принципом, с которым можно подходить к изучению психики, сознания.

Основные исходные положения или принципы теории деятельности, новые по сравнению с предшествующими концепциями. Повторим их еще раз.

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта (“размыкание” круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность - это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; они реализуют социальные - производственные и культурные - цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

2. Вопросы исследования категории деятельности в психологии (А.Н. Леонтеьев)

Всякая деятельность человека представляет собой систему (а не просто процесс!), включенную в систему отношений общества. Поэтому для анализа самой категории деятельности представляется необходимым анализ тех особенностей взаимовлияния общества и деятельности, которые как формируют особенности протекания деятельности, так и сам факт возникновения деятельности. Здесь Леонтьев обращает наше внимание на культурно-исторический контекст анализа вслед за Л.С. Выготским.

Основной характеристикой деятельности является ее предметность. В научном исследовании данной категории необходимо открывать этот предмет деятельности. Сам предмет деятельности при этом выступает двояко: с одной стороны, он подчиняет себе особенности протекания деятельности, ее возникновения, с другой стороны, он является продуктом деятельности (психического отражения) в виде образа предмета. Именно психическое отражение является значимым фактором приобретения той движущей силы деятельности, которая заставляет ее существовать.

Создавая образ предмета, психическое отражение, проходит не только на уровне когнитивного осознания объекта. Задействуются и эмоциональные факторы, которые предстают в деятельности мотивами и потребностями ее осуществления. Однако не все потребности необходимо анализировать, рассматривая категорию деятельности. Рассматривать нужно, прежде всего, предметные потребности (т.е. биологические потребности, встретившие предмет их удовлетворения, при этом еще зафиксировались в памяти и стали не просто, например, потребностями «утолить жажду», а потребностями, например, «выпить колы, а не сока, который не утоляет жажды»). Таким образом, можно резюмировать, что предметность деятельности порождает не только предметный характер образов, но также предметность потребностей, эмоций и чувств.Анализ деятельности необходимо осуществлять с точки зрения предметных характеристик деятельности.

3. Понятие деятельности

Деятельность можно представить как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которой составляют целесообразные изменения и преобразования мира на основе освоения и развития различных форм культуры. Также меняет и преобразует действующего индивида. Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в ко­торой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в ре­зультате появления у него определенной потребности, мотива.

К основным характеристикам деятельности можно отнести наличие мотива, цели, предмета, и средства. Мотивом деятель­ности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляет­ся. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый че­ловеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, про­изведение искусства).Предметом деятельности называется то, с чем она непосредст­венно имеет дело. Так, например, предметом познавательной дея­тельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой дея­тельности - создаваемый материальный продукт. В качествесредств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.


2. Соотношение понятий «деятельность», «активность», «поведение»

Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Активность - общее свойство живых организмов, основное условие их существования. Жить - значит быть активным, действовать. Именно активность позволяет живому существу поддерживать жизненно важные для него связи со средой, она служит основой развития и саморазвития. Активность обеспечивает поведение человека - его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Поведение может быть в разной степени осознано человеком, определяться сознательно поставленными целями или осуществляться по непосредственному желанию, чувству, т.е. быть импульсивным.

Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Деятельность - сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Основные виды деятельности человека - игра, учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности. Изучая психику человека, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек.

Активность - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Таким образом, активность - всеобщая характеристика живого, отличающая его от неживого.

Формами проявления активности выступают произвольные движения. (физические объекты на это неспособны) от самых простых, элементарных, называемых актами, до самых сложных, высокоорганизованных форм, в частности рассудочной деятельности. Если расположить произвольные движения по степени нарастания признака сложности, то получим эволюционную лестницу.

По Гальперину 3 ур.развития активности:

· Уровень физического действия в неживой природе(вибрация,удар по столу)

· Уровень физиологического действия, где есть реакция на окружающую среду(рефлекс,амеба, червяк ползет)

· Уровень собственно-активных действий, характерен для животных и для человека, которые обладают психикой

· Уровень действия личности. Активность проявляется на основе социального значения, которой субъект придает ситуация.

Направления развития активности:

Ø Инициативность. Полная пассивность----Реактивность----Абсолютно спонтанная активность. Реактивность-ответная реакция.

Ø Рост пространственно-временных промежутков между действием, стимулом и началом ответного акта.

Ø Переход от адаптивного приспособительного действия к творческому действию

Активность выступает по отношению к Д как более широкое родовое понятие. Д высший вид активности человека.

В научном смысле понятие "деятельность " применимо только к человеку. Деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями. Таким образом, элементами деятельности выступают: цели, потребности, действия. Термин "действие" в строгом смысле применим только к человеку. Животные неспособны ставить перед собой цель. Стало быть, у них есть произвольные движения, но нет действий (хотя в широком смысле слово, но не понятие "действие" сплошь и рядом применяется по отношению к животным, впрочем, и по отношению к физическим объектам тоже).

Цель - осознанный образ предвосхищаемого действия. Животные запрограммированы природой, ими руководят инстинкты, а не цель. Действия человека всегда осмысленны. Отдельные действия занимают краткое время.: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются из дня в день, мы говорим о деятельности. Однократное посещение магазина - действие, но повторяющееся хождение по магазинам, ставшее чертой образа жизни женщины, ее социальной ролью, это уже деятельность. Отдельные действия - штопка и глажка белья, приготовление пищи, уборка помещений и т.д. - объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. Занятие, работа, деятельность это рядоположенные понятия. Человеческое общество развивается благодаря деятельности людей.

Итак, действие - единица деятельности. Отдельное движение - элемент действия. Движения столь элементарны, что присущи и животным, и людям. Действия и деятельность - только людям. Забить гвоздь - это действие, оно распадается на более мелкие движения (взмах молотка, удар по гвоздю и т.д.). К движениям не применимы цель и потребности, а к действию применимы.

Поведение

Поведение - совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Деятельность, в отличие от поведения может быть внутренней (рассудочная деятельность) и внешней. Поведение относится только ко второму. Поведение - внешняя форма проявления деятельности, т.е. оно лишь один из ее аспектов. Поэтому ученые говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение - непосредственно наблюдаемая деятельность. Деятельность - осознанное им "произвольное поведение".

В приведенном примере речь идет о поведении больших масс людей (которое можно назвать социальным поведением) как реакции на ожидаемые трудности в снабжении продуктов, удовлетворяющих важнейшую жизненную потребность. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности; мотивация; ожидания (экспектации).

Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например, заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.

Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Действие на что-то направлено, а поступок нет.

Категория деятельности получила широкое распространение в экономике, философии, педагогике, физиологии и других науках. В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова деятельность определяется как занятие, труд. В Философском словаре деятельность рассматривается как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта: человек противополагает себе объект деятельности, как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в предмет и продукт деятельности .

В. Д. Шадриков в своей ранней работе "Психологический анализ деятельности" рассматривает деятельность как активное отношение субъекта деятельности к действительности, направленное на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей (потребительных стоимостей), и освоением общественного опыта . Автор отмечает, что центральными в психологической теории деятельности являются понятия мотива и цели деятельности.

Под мотивом трудовой деятельности понимаются внутренние побуждения человека к данной деятельности. В качестве таких причин могут выступать потребности личности, мировоззрения, убеждения, идеалы и интересы личности, социальные роли и установки.

Цель деятельности – это то, что должен получить человек в результате деятельности.

У субъекта деятельности цель представлена в форме образа. Развивая эту мысль, автор отталкивается от идей Б. Ф. Ломова, который писал, что образ цели формируется как сложный продукт синтеза сенсорно-перцептивных, мнемических и речемыслительных процессов. Роль цели деятельности человека трудно переоценить. Экспериментальные исследования показывают, что образ-цель определяет критерии отбора информации о состоянии предмета труда, орудий труда и среды, направляет процесс переработки информации и принятия решения, корректирует исполнительные действия.

Результат деятельности – это то, что получает человек в итоге деятельности. Продукт деятельности индивида, результат деятельности может совпадать с целью деятельности, но может и не совпадать. В первом случае можно считать, что в итоге деятельности человек достиг цели, во втором – цель не достигнута, и деятельность может быть продолжена.

Параметры деятельности – количественные и качественные характеристики деятельности как процесса способа достижения цели.

Параметры эффективности деятельности – количественные и качественные показатели, по которым оценивается эффективность деятельности. К основным параметрам эффективности деятельности следует отнести: производительность, качество и надежность. Производительность характеризуется количеством продукции, выпущенной в единицу времени, качество – соответствием продукции стандартам и требованиям технологии, надежность – с качественной стороны характеризуется как способность выполнять требуемые функции в заданный интервал времени; с количественной стороны – определяется вероятность выполнения требуемых функций в течение заданного времени и заданных условиях. Следует помнить, что параметры эффективности деятельности тесно взаимосвязаны.

Параметры цели – количественные и качественные показатели цели, которым должен соответствовать результат деятельности в определенных отношениях (измерениях). Например, на производстве они обычно обусловлены технологическими показателями.

Параметры результата – количественные и качественные показатели, по которым проводится сопоставление результата с целью.

Способ деятельности – конкретный путь достижения цели. Способ деятельности определяется условиями, в которых она протекает.

Нормативно одобренный способ деятельности (НОСД ) – обобщенный и закрепленный инструкциями, рассчитанный на абстрактного субъекта и усредненные условия способ деятельности. Нормативно одобренный способ деятельности выступает как общественная категория, в нем обобщен опыт и способности предшественников (общественный опыт и способности).

Индивидуальный способ деятельности (ИСпД) – способ деятельности, обусловленный индивидуально-своеобразным характером учета объективных и субъективных условий деятельности.

Своеобразие ИСпД, степень его отличия от НОСД будут обусловлены спецификой мотивации, полнотой и своеобразием учета объективных и субъективных условий деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) – способ деятельности, учитывающий индивидуальные качества (особенности) субъекта. Индивидуальный стиль деятельности обладает следующими отличительными признаками: он устойчив, обусловлен определенными личностными качествами, является средством эффективного приспособления к объективным требованиям (Климов, 2005).

Индивидуальный стиль может формироваться целенаправленно или стихийно, сознательно или без четкого осознания предпосылок. Стихийное формирование индивидуального стиля не всегда и не у всех протекает успешно, поэтому встает актуальная задача формирования индивидуального стиля в процессе профессиональной подготовки. Решение данной проблемы имеет большое народно-хозяйственное значение, так как способствует повышению производительности труда, качества продукции, росту удовлетворенности трудом работников.

Основные пути формирования индивидуального стиля заключаются:

  • в максимальном использовании профессионально важных качеств личности работника;
  • в компенсации нежелательных с точки зрения профессиональной деятельности проявлений личностных факторов.

Структура – объективно существующее целостное образование, представленное элементами и их взаимосвязями друг с другом и с целым. Важно подчеркнуть, что в структурах число и особенности подструктур зависят от свойств объекта, взятого как целостность, и не зависят от познающего их субъекта. Он может только правильно или ошибочно, полно или неполно познать их.

Функция (элемента, структуры, системы) – продуцирование определенного результата.

Система – это структура, рассматриваемая в отношении определенной функции. Более подробный анализ понятия "система" позволяет выделить следующие общие моменты, присущие любой системе:

  • система представляет собой нечто целостное, отличное от окружающей ее среды;
  • эта целостность носит функциональный характер;
  • система представляется дифференцируемой на конечное множество взаимосвязанных элементов, обладающих вполне определенными свойствами;
  • отдельные элементы взаимодействуют в плане общего назначения системы,
  • свойства системы не сводятся к свойствам образующих ее компонентов;
  • система находится в информационном и энергетическом взаимодействии с окружающей средой;
  • система изменяет характер функционирования в зависимости от информации о полученных результатах;
  • системы могут обладать свойствами адаптивности.

Следует отметить, что один и тот же результат может быть достигнут разными системами, а в одной и той же структуре одни и те же элементы могут группироваться в разные системы в зависимости от целевого назначения. Система всегда носит функциональный характер, поэтому понятия "система" и "функциональная система" следует рассматривать как синонимы.

Элементы структуры, системы – условно неделимые и относительно сопоставимые ее части.

Компоненты структуры, системы – объединяющее название для элементов, подсистем и подструктур.

Динамическая система – это система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее компонентов и связи между ними при сохранении функции.

Структура деятельности – целостное единство компонентов и их всесторонних связей, реализующих деятельность.

Психологическая структура деятельности (ПСтД ) – целостное единство психических свойств субъекта деятельности и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность. Когда говорят о структуре деятельности, имеют в виду абстрактную деятельность как предмет изучения. Психологическая система деятельности (ПСД) – представляет собой психологическую структуру деятельности, организованную в целях выполнения функций конкретной деятельности (в плане достижения конкретной цели). Важно подчеркнуть, что в психологической системе деятельности под связями имеются в виду прежде всего функциональные, а не морфологические связи, т.е. связи между компонентами, обеспечивающие взаимодействие компонентов в достижении цели.

Основными компонентами ПСтД являются:

  • мотивы деятельности как внутренние побуждения человека к данной деятельности (потребности, мировоззрение, убеждения, идеалы, интересы, социальные роли, установки личности);
  • цель деятельности как тот результат, который должен получить человек в итоге деятельности (определенный продукт, его производство, перемещение, приведение в рабочее состояние орудий труда и т.д.);
  • принятие решений как анализ, проводимый на уровне субъекта деятельности, включающий в себя ряд особенностей процесса принятия решений, например, активность и заинтересованность в принятии оптимального решения, ответственность за принимаемое решение, право выбора, возможность осознания оценки и коррекции вырабатываемых решений.
  • программы деятельности, способы выполнения действий, построение деятельности во времени и пространстве и т.д.;
  • профессионально важные качества, т.е. качества субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по таким основным параметрам, как производительность, качество, надежность.

Любая ПСД формируется на базе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их построения, переструктурирования исходя из мотивов, целей и условий деятельности. Человек во всем многообразии его потребностей, интересов, мировоззрений, убеждений и установок жизненного опыта, особенностей отдельных психических функций, нейродинамических качеств, свойств личности является исходной структурой, на основе которой формируется психологическая система деятельности. Одни и те же структуры человека как субъекта деятельности могут в разные периоды времени входить в разные ПСД. Для реализации отмеченной полифункциональности отдельные компоненты индивидуальной структуры человека должны при наличии определенных жестких морфологических и физиологических связей обладать относительной функциональной независимостью.

Системогенез, по В. Д. Шадрикову, – процесс формирования системы. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели.

В словаре "Психология" под редакцией М. Г. Ярошевского деятельность определяется как динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредствованных им отношений субъекта в предметной действительности .

Деятельность рассматривается как реальная движущая сила обществ, прогресса и условие самого существования общества. Главным признаком деятельности является сознательно формулируемая цель, которая формируется в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей. Поэтому любая деятельность тесно связана с нравственными ориентирами общества, социальными факторами. В разных типах культуры она выступает то в роли носителя высшего смысла жизни, то на правах необходимого условия жизни.

Выделяют многообразные формы деятельности : духовная и материальная; производственная, трудовая и нетрудовая; репродуктивная (направленная на получение уже известного результата известными же средствами), продуктивная; учебная, игровая, производственная и т.д.

В психологии получил развитие деятельностный подход как принцип изучения психики и теория изучения предметной деятельности, в основу которой легли идеи относительно категории предметной деятельности (К. Маркс, М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков и др.).

Теория деятельности рассматривает психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев). Деятельностный принцип означает прежде всего признание деятельностного источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни. Согласно деятельностному подходу деятельность рассматривается в контексте принципов развития и историзма; предметности; активности, единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

В контексте данного подхода выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, о структуре деятельности (деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные системы), о значении, личностном смысле и знания, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности .

Предмет психологического изучения деятельности обсуждался многими авторами. Главное, что было выделено в этом контексте, – это целостный характер деятельности по сравнению с отдельными ее элементами. Так, С. Л. Рубинштейн писал в связи с этим: "Анализ психических механизмов деятельности приводит к функциям и процессам, которые уже были предметом нашего изучения. Однако это не значит, что психологический анализ деятельности целиком сводится к изучению функций и процессов и исчерпывается ими. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выделенные процессы".

Поэтому в исследованиях деятельности как психологического феномена преобладает системный подход, позволяющий выявить специфику целостного явления в его взаимосвязи с другими сторонами психики, а также внешними и внутренними условиями жизнедеятельности и в процессе развития. Необходимость системного подхода является специфической особенностью психологического изучения деятельности.

Критерии описания деятельности, согласно С. Л. Рубинштейну, могут быть следующими :

  • деятельность (всегда) субъектна, не может быть бессубъектной деятельности;
  • взаимодействие субъекта с объектом, т.е. предметная, содержательная деятельность;
  • деятельность всегда творческая, хотя бы в минимальной степени;
  • самостоятельная.

Профессиональная деятельность всегда зависит от реализующего ее индивида, развивается во взаимодействии с предметом и объектом его труда, характеризуется определенным предметным содержанием, предлагает возможности для независимой творческой самореализации.

В психологии выделяют несколько различных видов деятельности, например в традиционном делении – трудовую, учебную, игровую. Деятельность бизнесмена в психологическом понимании относится к разряду трудовой деятельности, которую многие авторы выделяют как основной вид деятельности. В чем же заключается специфика трудовой деятельности вообще и деятельности бизнесмена в частности?

Трудовая деятельность (труд) в философском аспекте рассматривается как целесообразная активность человека, в процессе которой человек при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. В этом смысле труд есть вечное естественное условие человеческой жизни. Кроме того, труд имеет иное значение, а именно как целесообразная деятельность человека, связанная с изготовлением орудий труда. Постепенно усложняясь, труд становился более совершенным, многосторонним, сложным. В содержании процесса труда выделяют целесообразную деятельность, предметы и средства труда. Это нашло отражение во многих психологических концепциях трудовой деятельности.

Среди концепций трудовой деятельности наиболее известной является подход Е. А. Климова, в котором развиваются требования к анализу психологического содержания труда . Автор считает, что труд – это функциональный предмет рассмотрения в психологии. При этом трудовая деятельность должна иметь определенный социально ценный результат. Он рассматривает трудовую деятельность как функциональную систему в структуре сознания, системное психологическое образование (целостность), характеризующееся рядом признаков:

  • 1) сознательным предвосхищением социально ценного результата;
  • 2) осознанием обязательности достижения социально фиксированной цели;
  • 3) сознательным выбором, применением, совершенствованием или созданием орудий, средств деятельности;
  • 4) осознанием межчеловеческих производственных зависимостей – реальных (живых) и овеществленных.

Психолог всякий раз должен специально разбираться, присущи ли активности человека эти признаки, чтобы можно было отнести ее к категории трудовой деятельности. Если хотя бы один признак отсутствует или выражен очень слабо, данная активность пока что не есть трудовая деятельность.

Согласно Климову очень важно рассматривать труд не только в отношении его объективного содержания, но и со стороны внутренней, субъективной – со стороны содержания сознания человека. Все указанные признаки характеризуют труд со стороны содержания сознания человека. При этом каждый из выделенных психологических признаков имеет свои компоненты (когнитивные или информационные, аффективные или эмоциональные) и градуальную оценку выраженности. Через градуальную оценку раскрывается конкретное содержание компонентов психологических признаков труда. Психологические признаки труда и их компоненты с градуальной оценкой степени выраженности в активности человека представляют своего рода концептуальную схему формирования человека как субъекта труда.

В соответствии с выделенными признаками Е. А. Климов вводит понятие индивидуальная психологическая структура труда и конкретизирует его как своеобразное, характеризующее данного человека в данное время сочетание уровней выраженности четырех психологических признаков труда в целях формирования его как субъекта труда.

Исходя из понимания трудовой деятельности как процесса активного изменения объектов природы в целях приспособления их для удовлетворения потребностей человека, как процесса создания потребительных стоимостей, предмет психологии при изучении трудовой деятельности можно определить как психические процессы и психологические факторы, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность личности, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. При этом главное значение, в отличие от аналитического изучения психических функций и процессов, должно приобрести исследование взаимодействия и взаимосодействия функций и процессов в контексте конкретной деятельности в целях достижения конкретного результата.

Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004.