Иван сусанин когда происходили события. Кто такой Иван Сусанин: краткая биография и рассказ о подвиге

Имя этого человека известно сегодня каждому отечественному школьнику. Биография Ивана Сусанина связывается прежде всего с его знаменитым подвигом, благодаря которому была спасена жизнь царя Михаила Федоровича. Да, речь идет о том самом событии, произошедшем с польскими интервентами и о котором каждый из нас хоть раз, да слышал в жизни. Именно биография Ивана Сусанина и станет основной темой этой статьи. А также сложности, связанные с ее восстановлением.

Иван Сусанин. Биография: краткое содержание

Этот крестьянин был рожден в деревне Деревеньки. По поводу его возраста исследователи не пришли к единому мнению. Одни утверждают, что ему было лет 30-35, другие - что он был в преклонном возрасте.

Согласно не подтвержденной легенде, зимой когда значительная часть тогдашнего Московского царства была оккупирована войсками крестьянин Иван Сусанин был нанят на службу отрядом польско-литовских войск. Он должен был стать их проводником в село Домнино, в котором тогда находился еще юный Михаил Федорович Романов. Однако крестьянин обманул захватчиков, указав им неверный путь. Он повел поляков в противоположную сторону, по направлению к селу Исупову, а в Домнино послал собственного зятя с известием о надвигающейся опасности (упоминание о зяте и натолкнуло историков на мысль о зрелом возрасте героя).

Когда обман был раскрыт, Ивана Сусанина подвергли жестоким пыткам, но герой так и не выдал местонахождение молодого царя. За это он был изрублен на мелкие куски, навсегда оставшись в том лесу. Вот, в общем-то, и все сведения, которыми располагает биография Ивана Сусанина.

Выдвигались версии о том, что он был крепостным помещика Шестова. Другие же исследователи считали, что этот человек был не обычным крестьянином, а деревенским старостой.

Биография Ивана Сусанина и проблемы историографии вопроса

И вот здесь-то выясняется, что не все так просто. Обычно для историков не представляет особой сложности восстановление жизнеописания более или менее известных деятелей новейшей эпохи. Сложнее обстоят дела с уточнением подробностей событий более ранних эпох, поскольку ни документов, ни материальных свидетельств в достаточном количестве, как правило, не сохранилось. А Иван Сусанин вовсе не был важной персоной.

Сегодня мы можем восстанавливать события из жизни средневековых царей и полководцев, сопоставляя их с реформаторской деятельностью, военными походами и другими деяниями, оставившими след в истории. Но кого в конце XVI века интересовали отдельные крестьяне? Довольно долго единственным документом, в котором упоминалось это имя, была грамота царя Михаила Федоровича. В ней упоминался сам Иван Сусанин, биография краткая этого человека, а также общее описание его подвига. Бумага датирована 1619 годом. Тогда же она была вручена родственникам героя. Существовали и другие, более поздние грамоты, но они лишь повторяли текст первой, ничего нового не привнося.

Интересно, что героизация образа этого крестьянина началась лишь на заре XIX века. Композитор Сергей Глинка, историк и литератор Дмитрий Бантыш-Каменский, известные поэты того времени описали его в своих произведениях как настоящего спасителя русского царя и национального героя.

Вместе с тем рядом исследователей подвергалась и подвергается сомнению даже реальность личности Сусанина. Одним из таких скептиков, например, был российский историк Николай Карамзин.

Дело в том, что подобный «сусанинскому» сюжет известен и во время войны, в которой участвовал Тогда украинский казак Никита Галаган завел польских шляхтичей в непроходимые дебри, обеспечив таким образом победу своему войску в битве под Корсунем в 1648 году. Есть мнение, что легенда об Иване Сусанине навеяна именно этим эпизодом.

Однако с XIX века началось неудержимое создание того образа, который нам известен сегодня. Сусанину начали посвящать стихи, пьесы, повести и драмы. Ему досталось почетное место в творчестве знаменитых деятелей культуры: Рылеева, Полевого, Глинки.

В 1838 году по велению императора Николая I был поставлен первый в России памятник Сусанину. Таким образом, пребывавший в забвении в течение двух веков после своего вероятного подвига крестьянин стал уже к началу XX века настоящим национальным героем.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.

Стоящий на месте, где, по преданию,
находился дом Богдана Собинина.

Что известно нам достоверного о Сусанине? Крайне мало, почти ничего. Любопытно его прозвание, ведь “Сусанин” – это не фамилия в нашем понимании, которых в те времена у крестьян не было. Прозвание же давалось, как правило, по имени отца – вспомним, например, Кузьму Минина, прозываемого Мининым потому, что отца знаменитого нижегородца звали Миной; внук Сусанина Даниил, сын его зятя Богдана Собинина, опять-таки по отцу проходил в документах как “Данилко Богданов” и т.д. Прозвание Сусанин явно происходит от женского имени Сусанна (“белая лилия” по-дренееврейски; такое имя носила одна из жён-мироносиц). Вероятнее всего, Сусанной звали мать Ивана Сусанина, и прозвание по имени матери позволяет нам предположить, что Сусанин рос без отца, может быть, умершего, когда его сын был совсем маленьким. В литературе о Сусанине обычно сообщается его отчество – Осипович, но оно является вымышленным. В источниках XVII века ни о каком отчестве Сусанина не упоминается, и это естественно, так как официальных отчеств крестьянам тогда и не было положено: они являлись привилегией лишь бояр и дворян. Если бы отца Сусанина действительно звали Осипом (Иосифом), то тогда его прозвание было бы Осипов, а не Сусанин. а

Одним из важнейших является вопрос – кем был в домнинской вотчине Иван Сусанин? В документах XVII века об этом ничего не говорится. Историки XVIII–XIX веков обычно называли его крестьянином. Протоиерей А.Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой. Он писал: “Что Сусанин был старостою вотчинным, это я считаю достоверным потому, что слышал об этом от двоюродного деда моего, престарелого священника села Станков Михаила Федорова, воспитанного, вместе с родным моим дедом, у деда их, а моего прапрадеда, домнинского священника Матвея Стефанова, урожденца домнинского и умершего около 1760-го года, а сей был внук домнинского священника Фотия Евсевиева – самовидца упомянутого события. Сей в дарственной грамоте от великой старицы Марфы Иоанновны в 1631-м году записан дьячком при отце своём священнике Евсевии”.23 В другом месте он вновь повторяет: “Домнинские старые крестьяне тоже говорили, что Сусанин был старостою”.24

После А.Д. Домнинского некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком Марфы Ивановны, и, видимо, это соответствует действительности. Как известно, в боярских вотчинах XVI–XVII веков было два основных должностных лица: староста и приказчик. Староста являлся выборным лицом местной общины (“мира”), приказчик же (или “посельский”) назначался владельцем вотчины. Н.П. Павлов-Сильванский писал: “Управление и хозяйство господского имения обыкновенно были в руках уполномоченного господином приказчика /посельского/… Посельский заведовал собственным хозяйством господина на боярской земле, в отношении же участков, занятых крестьянами как самостоятельными хозяевами, он был только сборщиком оброков и податей, а также судьёй и управителем. Вознаграждением ему служило пользование пожалованным участком земли в особенности особые пошлины, которые он собирал с крестьян в свою пользу”.25 Историк продолжает: “Господский приказчик (…посельский) не был полновластным управителем; его власть была ограничена выборным старостой и мирскою сходкою общины”.26

Судя по всему, Сусанин был не выборным старостой, а именно приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной и живущим в Домнине при боярском дворе. Этому выводу отнюдь не противоречит то, что А.Д. Домнинский называет Сусанина “вотчинным старостой”. Во-первых, ещё в старину термин “староста” имел и значение “управитель”.27 Во-вторых, ко временам А.Д. Домнинского этот термин несколько изменил своё значение, которое он имел в XVII веке, и из обозначения выборного лица, выполнявшего ряд важных мирских функций, стал – по крайней мере, в дворянских поместьях – также синонимом слов “приказчик”, “управитель”, “бурмистр”. б

О семье Сусанина нам также известно крайне мало. Поскольку ни в документах, ни в преданиях не упоминается о его жене, то, скорее всего, к 1612–1613 гг. она уже умерла. У Сусанина была дочь Антонида , бывшая замужем за местным крестьянином Богданом Собининым.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.

Деревня Деревеньки - родина Ивана Сусанина.

О её замужестве нам известно только на 1619 год, но, судя по тому, что Собинин умер к 1631 году, а его сыновья Даниил и Константин числились на этот год хозяевами двора, 29 можно уверенно предполагать, что Антонида к 1612–1613 гг. уже была замужем и что, скорее всего, к этому времени уже появились на свет внуки Сусанина, дети Богдана и Антониды – Даниил и Константин (по крайней мере, Даниил – явно бывший старшим).

О Богдане Собинине нам известно ещё меньше, чем о его знаменитом тесте. Мы знаем, что Собинин был местным крестьянином; прозвание его, скорее всего, происходит от старинного имени “Собина” в , как, видимо, звали его отца. Как говорилось выше, на 1612–1613 гг. он, вероятно, уже был женат на дочери Сусанина. В литературе обычно пишется, что Собинин был сирота или приёмыш Сусанина, стараясь тем самым объяснить тот факт, что, судя по всему, не Антонида пошла к нему в семью, а он пошёл во двор, принадлежавший, видимо, его тестю.

Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки г , но сам жил в Домнине, а в Деревеньках жили Богдан и Антонида.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.


Село Спас-Хрипели. В центре - Спасо-Преображенский храм.

Деревня Деревеньки издавна относилась к церковному приходу погоста Спас-Хрипели д – он находился над речкой Шачей, тремя верстами ниже Домнина. Впервые в известных нам источниках погост упоминается в грамоте Марфы Ивановны от 1631 года, где сказано: “… сельцо Храпели, а в нём храм во имя Боголепное Преображение Господа нашего Исуса Христа, да другой храм тёплой с трапезою во имя Архистратига Михаила…”, 36 однако, безусловно, что это селение возникло задолго до начала XVII века (в одном документе 1629–1630 гг. про церковь Михаила-Архангела говорится, что она “ветха”).

По-видимому, именно погост в Спас-Хрипелях был главным религиозным центром для крестьян домнинской вотчины (Воскресенская церковь в Домнине, как мы помним, явно была усадебной), в том числе, конечно, и для Ивана Сусанина. Вероятнее всего, что именно здесь он был крещён, здесь венчался и крестил дочь Антониду; на приходском кладбище у стен Преображенского и Михайло-Архангельского храмов, конечно, похоронили его мать (которую, видимо, звали Сусанной) и неизвестную нам жену, мог быть похоронен тут и его отец. Здесь же, в погосте Спас-Хрипели над Шачей, судя по всему, был первоначально предан земле (об этом ниже) и сам Иван Сусанин.

Подвиг Ивана Сусанина - яркий пример любви к Родине, Отечеству.

Иван Сусанин как историческая личность – пример человека из народа, олицетворяющего Россию.

Не смотря на, что само имя Ивана Сусанина стало практически нарицательным для русского человека в ситуации, когда нарочно или не намеренно указывают неверное направление, более подробно о героическом поступке этого человека известно не так уж и много.

Несколько строк из учебника по истории России 17 века дают мало представления о подвиге простого русского крестьянина, который отдал свою жизнь по девизу, который только через два века сформулируют русские офицеры "За Веру, Царя и Отечество!".

Предистория подвига Ивана Сусанина

Восхождению на российский престол предшествовало Смутное время. Страна стояла на краю гибели. Отсутствие длительного времени законного царя грозило потерей государственности. После смерти извечные враги русских поляки пожелали не просто захватить близлежайшие земли, но захватить и российский престол.

Несколько самозваных Лжедмитриев, которых поощряла и всячески поддерживала Речь Посполитая, претендовали на российский престол. Столица и несколько крупных городов оказались в руках врага. Дошло до того, что большая часть бояр была согласна посадить на российский трон польского короля. Но русский народ решил отстоять свое государство.

Под началом Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского было собрано народное ополчение и осенью 1612 года произошло решающее событие, положившее конец польской интервенции. 4 ноября поляки окончательно были изгнаны из Москвы.

Всеобщий Земский Собор избрал новым царем шестнадцатилетнего боярина Михаила Романова. Его в это время не было в Москве. Он бежал из захваченного интервентами Кремля в свою вотчину под Кострому. Это было село Домнино. Оно находилось в лесах.

Его мать Марфа Иоанновна поручила сына старосте села Ивану Сусанину и его зятю Богдану Собинину. Сама поселилась в окрестностях Макарьево-Унженского монастыря.

Жизнь за царя

Польский король Сигизмунд, который желал русский престол для собственного сына, отдал приказ отыскать избранного царя до его помазания на царство. Взять в плен или убить, как получиться. Полякам приходилось сторожиться ополченцев и действовали они тайно. Зная приблизительно, где находится Михаил Романов, они пытались найти проводников, чтобы пройти через топи и болота.

Хватали попадавшихся им крестьян и силой выпытывали место, где прятали Михаила Романова. Староста села Домнино Иван Сусанин отправил своего зятя, чтобы тот переправил молодого царя в более надежное место, а сам вызвался быть проводником у поляков. Долго водил он их по глухим лесным тропам и вывел к непроходимому Исуповскому болоту. Когда ему стало понятно, что поляки не смогут организовать погоню, он сознался, что специально завел их совсем не туда.

подвиг Ивана Сусанина фото

Разъяренные враги зарубили Ивана Сусанина на месте и попытались выбраться самостоятельно. Но время уже было упущено. Посланцы от Земского Собора первыми встретили Михаила Романова и Россия получила законно избранного русского царя. Закончилась пора смут и бесправия на Руси.

Трудно представить как сложилась бы история нашего государства без героического поступка простого русского мужика, не пожалевшего своей жизни ради спасения сотней тысяч своих соотечественников. Он видел, к чему приводит безвластие, порождающее смуту, распри и разбой.

Род Романовых отблагодарил семью Ивана Сусанина Жалованной грамотой, которую получил его зять Богдан Собинин в 1619 году. По этой грамоте потомство героического крестьянина освобождалось от повинностей. Кроме того, им был дарован надел земли.

Но самое главное – это человеческая память, которая по сию пору хранит имя Ивана Сусанина – спасителя жизни русского царя и в его лице российской государственности. Любопытный факт Опера Михаила Глинки, рассказывающая о подвиге Ивана Сусанина, изначально называлась "Жизнь за царя”, но после свержения царизма и установления власти народа, опера получила второе название "Иван Сусанин”.

Последние несколько лет деятели культуры, политики и журналисты пытаются найти историческую фигуру, которую можно было бы назвать - « ».

Среди претендентов немало достойных людей - императоры и политики, полководцы, писатели и поэты. Но нет единства в народе.

На каждый аргумент в пользу того или иного, находится другой, который явно не в его пользу. А ведь есть все же в истории примеры людей из народа, которые могли бы действительно быть олицетворением России.

Речь идет об Иване Сусанине. Его подвиг поистине геройский, однако, к сожалению, о народном герое мало что известно. Имя его знакомо многим, причем еще со школы.

На классном часе нам не раз рассказывали о храбром крестьянине, а на уроках музыки повествовали об опере «Иван Сусанин», написанной Михаилом Глинкой.

Иван Сусанин - простой крестьянин, жил в селе Деревеньки, что находилось в Костромском уезде. Что же предшествовало его подвигу?

После смерти , началось в России время великой смуты. Голод, нашествие поляков, самозванцы на русском престоле. Все шло к тому, что русский народ потеряет свою государственность. Но народ храбро отстаивал свою Землю.

Ополчению удалось выбить ляхов из Москвы, освободить русскую Землю от интервентов. Было это осенью 1612 года.

После тех событий, поляки все равно не оставляли надежд посадить своего человека на русский престол. Польские отряды еще долго бродили по русской земле. Стало понятно на всеобщем Земском Соборе, что новым царем станет боярин . Поляки это прознали и решили разыскать будущего царя.

Царь в это время находился в Домнине - вотчине матери. Поляки направились к селу. Местность та болотистая, а кругом ополченцы. Что делать? Поляки брали местных жителей и, угрожая расправой заставляли их указывать им дорогу.

Одним из «проводников» стал Иван Сусанин. Он долго вел поляков через леса и глухие тропы, в итоге отряд вышел к Исуповскому болоту. Провожатый погубил себя и поляков. Он положил свою жизнь, за Родину, за Царя и за Веру. Иван понимал, что если Михаила Романова убьют, наступит на Руси новая смута. Ценой своей жизни, он спас тысячи других жизней своих соотечественников.

Подвиг Сусанина действительно имел место быть в русской истории. Подтверждают это следующие факты. Михаил Федорович Романов в 1619 году вручил зятю Сусанина - Богдану Собинину Жалованную грамоту.

Потомство было освобождено от повинностей, а также награждено наделом земли. С этого момента они свободные крестьяне. Достоверно известно, что пожалования эти были в дальнейшем подтверждены в 1633 и 1644 годах.

В марте 1851 года в Костроме был открыт памятник Михаилу Романову и Ивану Сусанину. Создателем памятника является русский скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский. К сожалению, после революции, монумент был низвергнут большевиками.

В 1913 году, было 300-летия Дома Романовых, в честь подвига Сусанина в Деревеньках была построена часовня, на её открытие присутствовал , вместе с .

Иван Сусанин - пример мужества, стойкости и геройства, простой мужик, отдавший свою жизнь во благо своих соотечественников.

Вот сдесь знают добиться успеха . Обязательно ознакомьтесь.

Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.

Подвиг Ивана Сусанина

С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», – это слова Гоголя.

Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова – «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».

Официальная версия

Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.

В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.

Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.

Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…

Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.

Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней - чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери - имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

История символическая, притчевая, таинственная.

Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?

Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.

Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…

В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.

Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.

И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», – в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.

Строки эти незабываемы:

“Куда ты завел нас?” – Лях старый вскричал.
– “Туда, куда нужно!” – Сусанин сказал.
– “Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: – я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит”. –

“Злодей!”, закричали враги закипев:
“Умрешь под мечами!” – “Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!” –
“Умри же!” Сарматы Герою вскричали –
И сабли над старцем, свистя, засверкали!
“Погибни, предатель! Конец твой настал!” –
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».

«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», – писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.

Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.