Из какой басни герои мужик гуси прохожий. Наши предки рим спасли. Смотреть что такое "Наши предки Рим спасли" в других словарях

En War and Peace) - кинофильм режиссёра Кинга Видора, вышедший на экраны в 1956 году. Экранизация знаменитого романа Льва Толстого. " /> мелодрама
военный">

Русское название Война и мир
Оригинальное название War and Peace
Жанр драма
мелодрама
военный
Режиссёр Кинг Видор
Продюсер Дино Де Лаурентис
Сценарист Бриджет Боланд, Роберт Уэстерби, Кинг Видор, Марио Камерини, Эннио Де Кончини, Иво Перилли, Джан Гаспар Наполитано, Марио Солдати
Актёры Генри Фонда
Одри Хепбёрн
Мел Феррер
Композитор Нино Рота
Оператор Джек Кардифф
Время 208 мин.
Страна США - Италия
Компания Paramount Pictures, Ponti-De Laurentiis Cinematografica
Бюджет 6 млн $
Год 1956
imdb_id 0049934

«Война и мир» (en War and Peace) - кинофильм режиссёра Кинга Видора, вышедший на экраны в 1956 году. Экранизация знаменитого романа Льва Толстого.

Сюжет

В начале XIX века Наполеон управлял большей частью Европы. Армия России, одной из немногих европейских стран, не завоёванных великим полководцем, готовится сразиться с ним в Австрии. Среди русских офицеров Николай Ростов и князь Андрей Болконский.

Пьер Безухов, друг князя Андрея, не интересуется борьбой. Его привлекает сестра Николая Ростова, Наташа, но он женится на меркантильной княжне Элен. Брак быстро заканчивается, когда Пьер понимает истинную сущность своей жены.

Болконский попадает в плен к французам, позднее он отпущен. Его жена умирает при родах.

Князь Андрей влюбляется в Наташу Ростову, но его отец требует отложить заключение брачного союза на год. В то время как Болконский с армией находится в Польше, Наташа увлекается Анатолем Курагиным, негодяем и распутником. Пьер Безухов открывает Наташе прошлое Анатоля, прежде чем она сбежит с ним.

Армия Наполеона вторгается в Россию. Пьер навещает князя Андрея перед битвой и наблюдает за сражением. Потрясённый бойней, он клянётся лично убить Наполеона.

В ролях

  • Одри Хепберн - Наташа Ростова
  • Генри Фонда - Пьер Безухов
  • Мел Феррер - Андрей Болконский
  • Витторио Гассман - Анатоль Курагин
  • Герберт Лом - Наполеон Бонапарт
  • Оскар Хомолка - Кутузов
  • Анита Экберг - Элен Курагина
  • Хельмут Дантин - Долохов
  • Бэрри Джонс - Граф Ростов
  • Лиа Зайдль - Графиня Ростова
  • - Николай Ростов
  • Шон Баррет - Петя Ростов
  • Мэй Брит - Соня
  • Туллио Карминати - Князь Курагин
  • Уилфрид Лоусон - Князь Болконский
  • Анна-Мария Ферреро - Мари Болконская
  • Милли Витале - Лиза Болконская
  • Патрик Крин - Денисов
  • Джон Миллс - Платон Каратаев
  • Гертруда Флинн - Мария Перонская

Неточности

Последовательность кадров

  • В батальной сцене под Аустерлицем князь Андрей спешивается, чтобы взять флаг у падающего раненного солдата. В следующем кадре подстреленный солдат во второй раз падает на колени, когда князь Андрей подбегает к нему.
  • После оперы, когда Анатоль и Наташа встречаются, он подходит к ней сзади и кладет левую руку на плечо. Следующий кадр показывает их на небольшом расстоянии друг от друга.
  • Когда Наташа сидит у постели умирающего князя Андрея, обе её руки лежат на коленях. В следующем кадре, когда Коля входит в комнату, её правая рука находится на верхушке столбика кровати.

Ряд содержательных эпизодов в романе "Война и мир" исключительно образно и емко раскрывает перед читателем наиболее запоминающиеся черты характера Наташи Ростовой, которая сумела не только пройти через выпавшие на ее долю тяжелейшие испытания, но и найти в себе силы внутренне возродиться и начать жить ради других. Смерть князя Андрея настолько потрясла Наташу и Марью, что они "не смели взглянуть в лицо жизни". Однако вскоре Марья нашла в себе силы подчиниться внешним обстоятельствам, потребовавшим от нее самых решительных действий. Наташа же совершенно отстранилась от людей, поглощенная только своим горем. Так, она постоянно вызывала в памяти картины болезни и смерти Андрея ("Она смотрела туда, куда ушел он, на ту сторону жизни"). Толстой посвящает этому состоянию героини всю первую главу. Он называет горе Наташи "сладким", как бы подчеркивая этим невозможность подобного положения для своей героини. Толстой намеренно завершает главу словами Дуняши, вбежавшей в комнату Наташи: "Несчастье о Петре Ильиче..." Так в статичную атмосферу самосожаления и погружения в личную трагедию, врывается подлинная действительность, живущая по своим, часто неумолимым, законам.

Поначалу известие о несчастье даже не тронуло всегда такую чуткую и отзывчивую Наташу. Уйдя в себя, она "испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи". И тут происходит что-то неожиданное. "Какое там у них несчастие..?" Прежний ритм пассивной созерцательной опустошенности героини вдруг исчезает, уступая место всплеску деятельной, живой энергичности. "Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи", словно что-то ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль, и в то же время ощутила "освобождение от запрета жизни, лежащего на ней". В результате она смогла забыть себя и свое горе. Наташа снова стала жить для других. Она поняла, что близкие нуждались в ее любви, неутомимой деятельности и неуемной жажде жить. Автор выражает это словами: "Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение ".

Толстой не единожды подчеркивал, что Наташа центральная и главенствующая фигура в семье. Здесь можно хотя бы вспомнить поведение маленькой Наташи на именинах и ее действия во время отъезда из Москвы. Будучи решительной личностью, она умеет подчинить себе окружающих. В то же время Наташа выражает в себе самое лучшее начало в семье Ростовых, а именно жертвенность. Точно также поступит Николай, когда вернется из армии в разоренное неприятелем родовое имение. Для Ростовых семья воплощает не просто родственные чувства, обычно испытываемые друг к другу, но, в первую очередь, стремление помочь в беде и объединиться ради общего благополучия любящих людей. Совсем не случайно Толстой делает семью Ростовых идеалом семейной жизни.

Далее писатель раскрывает перед читателем еще одну положительную черту характера Наташи - способность видеть свои ошибки. После событий, связанных с несостоявшимся побегом с Анатолем Курагиным, героиня горячо молиться, чтобы очистить свою душу. Она смотрела на мать, "и в лице ее была только мольба о прощении и любви". Характер героини отличает горячая любовь к матери, ко всем людям, к жизни. Это не может не вызвать самые искренние, самые добрые симпатии по отношению к ней. "Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни..." Это отчетливо динамичное предложение психологически точно передает энергичный характер Наташи, ее способность принести себя в жертву, что она вскоре и делает, когда в течение трех недель не отходит от матери и все время разговаривает с ней, "потому что один нежный, ласкающий голос ее успокаивал графиню". Именно этими двумя простыми словами "нежный", "ласковый" Толстой передает теплоту души Наташи в отношении к матери.

После потери любимого человека, Наташа не хотела замечать, что ее окружают люди, нуждающиеся в любви, заботе и ласке. Она не воспользовалась своим редчайшим даром - способностью любить и отдавать себя и свою любовь людям. "Проснулась любовь, и проснулась жизнь", - еще раз подчеркивает автор, утверждающий, что счастье человеческое не в приобретении, а в возможности дарить людям все то, чем наделен сам. Наташа олицетворяет собой лучшее женское начало, являющееся, по мнению Толстого, основой и опорой человеческого бытия.

Нелепая смерть Пети, самого младшего из семьи Ростовых, невольно отодвинула обиду, которую Наташа затаила на Марью, готовившуюся к отъезду. "Новое несчастье еще более сблизило их", - отмечает автор. Между героинями "установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами".

"...Под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные, молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри", - этими словами Толстой завершает четвертую главу романа. Эта развернутая метафора только придает повествованию особую эстетическую красоту, но и удивительно точно передает психологическое состояние Наташи в один из труднейших периодов ее жизни.

  • , 40.39kb.
  • Урок литературы в 10 классе Тема: «Тема «горячего сердца» , 142.99kb.
  • Урок литературы в 6 классе. Учитель О. С. Маевская Вконце прошлого года мы прочитали , 39.61kb.
  • Урок русской литературы в 7 классе. Тема: М. В. Ломоносов. Оды , 35.6kb.
  • Урок литературы в 10 классе. Тема: «Ум и деятельность» , 166.15kb.
  • Урок литературы в 8 классе тема урока: «А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема , 108.04kb.
  • Урок литературы в 9-ом классе. Тема урока: тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова , 169.91kb.
  • Урок литературы в 10 классе.

    Тема: «Наташа Ростова на пути к счастью»

    I. Стадия вызова.

    Учитель читает стихотворение…

    Ходит тёмной аллеей Болконский,

    Задумчивый, бледный…

    Мечтает о славе,

    Для нее лишь одной он живет…

    Смерть и раны,

    Потеря жены –

    Ничего уж не страшно ему…

    Разочарованья,

    взлеты –

    все это станет судьбою его…

    И поймет князь, что в мире, огромном и вечном,

    Что может ценнее быть славы его:

    Это НЕБО в бездонной своей бесконечности синей,

    БЛИЗКИЕ,

    Мечется Пьер,

    В мире правду ища…

    В щедрость людскую,

    Порядочность искренне веря…

    Вот вопросы, что мучают душу его:

    Что дурно? И что хорошо?

    Что надо любить и что ненавидеть?

    Что есть жизнь, что есть смерть?

    Для чего надо жить?

    О, как страдает мучительно он от боли

    Всеобщего горя и потерь,

    И всем существом, усилием воли

    Ждет перемен,

    Быть вполне хорошим быть без всякого залога,

    без выкупа у Бога и судьбы…

    Он ненавидит тех,

    Кто живет, предательством играя,

    чья наглая уступчивость - без края,

    чье злобное презрение – без дна…

    И, истину в мученьях постигая,

    Поймет он сам, страдая, мучаясь, любя:

    Величья нет лишь там,

    Где места нет ДОБРУ,

    Где жизнь почувствовать во всем её цвету

    Мешает СМЕРТЬ

    И гибнет ПРАВДА…

    У Наташи распахнуто в полночь окно…

    Дышит чудною прелестью сад,

    И задумчиво светит луна…

    И готова Наташа взлететь высоко-высоко

    Над землею таинственной,

    К звездам, далеким и ярким….

    Жизнь для неё не станет дорогою легкой

    В поисках мира и счастья на свете…

    О, как трудно ей было!

    Но она не забыла

    Разлуки, что были так тяжелы,

    И встречи с любовью…

    Они по-весеннему радостны были…

    Она училась любить и прощать,

    Любить легко, отвержено и грустно…

    В чем прелести ее секрет?

    Нам разгадать его совсем не сложно:

    ЛЮБИТЬ…. Она несет свой крест

    По жизни столько, сколько можно…

    Странный мир такого далекого века и

    гроза далекой суровой войны

    В твой и мой мир врываются

    со страниц величайшей книги-судьбы…

    Тишина за окном…

    Нас никто не тревожит.

    И мы снова листаем потертый от времени том…

    Мы читаем роман

    и на каждой странице итожим,

    Ищем мы продолженье

    Любимых героев судеб…

    То возвращаемся снова и снова

    в дом хлебосольных Ростовых,

    то уносимся в Лысые Горы,

    к героям,

    над которыми время невластно,

    к подвигу, к страстным порывам готовым…

    С ними и нам уж прощаться так жаль…

    И, том закрывая, мечтаем о собственном СЧАСТЬЕ,

    О светлой ЛЮБВИ

    и о НЕБЕ, в своей бесконечности синем…

    Тишина за окном,

    Нам ничто не мешает…

    В окна струится по-весеннему ласковый день…

    Но сквозь тени веков,

    И сквозь тот же шепот, и то ж придыханье

    Услышишь вдруг ты эхо важных слов,

    Что сказаны прекрасными людьми

    И что звучат, как заклинанье,

    На неизменном языке любви,

    Все те же самые признанья:

    «Надо жить,

    Надо верить,

    Надо любить….»

    Учитель:

    Вспомнили героев Толстого? Узнали?

    Их судьбы, по мнению критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и грядущих».

    О Пьере и Андрее Болконском мы говорили. Героиней сегодняшнего урока станет Наташа Ростова.

    ^ Проблемный вопрос.

    Лев Толстой утверждал:

    «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание». (Запись на доске).

    Писательница 6о-х годов 19 века в статье « Наши бабушки» упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женской эмансипации. Кто же прав, автор романа или критик? На этот вопрос попрошу ответить в конце урока.

    ^ II. Стадия осмысления.

    Беседа по вопросам:

    1. С какими женскими образами мы встречались, изучая литературу 19 века?
    2. Какие они? (Вспоминая героинь, учащиеся отмечают: романтичные, одухотворенные, знают место в жизни, сильные натуры, могут пожертвовать собой, неуспокоенные сердца и т.д.).
    3. В романе много женских образов. Назовите их. Какие они? Кто любимый идеал Толстого?
    4. Почему автор более всего любит Наташу?
    5. «Люди, как реки»,- замечал Толстой. Как вы понимаете эти слова?
    (Ребята рассуждают и о «диалектике души», отталкиваясь от образа Наташи)

    Учитель:

    Чтобы правильно понять смысл образа Наташи, чтобы понять ее поступки, чтобы ярче представить ее стремление к счастью, чтобы понять, почему именно она идеал Толстого, обратимся к наиболее ярким моментам её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души»

    Итак, первая встреча ( Учащиеся работают с т. 1ч.1 гл.7-11, читают портрет Наташи).

    Красива ли Наташа? В чем её прелесть?

    /Учащиеся отмечают простоту героини, естественность, жизнерадостность, искренность – главное в её обаянии! В ней есть какой-то внутренний огонь, особая духовная переполненность. «Она порох!» - говорит о ней мать. Наташа переполнена жаждой

    Вторая встреча. Жажда жизни влияла каким-то образом на людей, которые были рядом с нею. Вот князь Андрей едет к ростовым в Отрадное по хозяйственным делам. Он разочарован. Кажется, уже ничего не может вернуть его к жизни. Он убежден: ничего не надо начинать, не надо… он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая. И вдруг…

    (Учащиеся читают т.2, ч3, гл.2. стр. 454-455 эпизод встречи с Наташей по дороге в Отрадное)

    Ученик читает наизусть эпизод «Ночь в Отрадном» (т.2,ч.3, гл.2. стр.455) под звуки «Лунной сонаты» Бетховена.

    Учитель:

    Светлый, счастливый мир Наташи поможет князю Андрею по-новому чувствовать ощущать мир.

    А как вы отнеслись к её восторженности? Глупость?

    А как оценивают

    ^ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ (прием)

    Учитель: вот еще одна страница в литературе, где герои встречаются под луной.

    В.Шекспир «Ромео и Джульетта ».

    Клянусь тебе

    Священною луной,

    Что серебрит цветущие деревья…

    Джульетта:

    О, не клянись луной

    Непостоянной,

    Луной, свой вид меняющей

    Так часто,

    Чтоб и твоя любовь

    Не изменилась…

    Учитель:

    Луна, холодная луна – это все-таки знак, что любовь порвется, что ей не суждено быть…

    А как вы отнеслись к её восторженности? Глупость?

    А как оценивают поведение Наташи Берг, Пьер? Вера?

    /Берг: «У неё неприятный характер, и ума нет…и эдакое, знаете…неприятно….»

    Пьер (в разговоре с Мари Болконской): «Умна ли она? Я думаю, нет. Она не удостаивает быть умной… Она обворожительна, и больше ничего…» Вере, сестре. Она тоже кажется глупой…/

    А каким было бы ваше отношение к Наташе, если бы она была вашей одноклассницей?

    - А какими нравственными критериями оценивает Толстой своих героев?

    /Оценивает их одним: насколько близки они к народу, природе. Мы ни разу не увидим ни Элен, ни Анну Павловну Шерер, ни Жюли Курагину среди лугов, в поле, в лесу. Они словно застыли в своей неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки».

    ^ Учащиеся читают эпизод «У дядюшки». (т.2, ч.4, гл.7 стр.551)

    Почему Наташей все любуются?

    / главная идея этого эпизода: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимой. Толстой так определяет её жизненный путь: «Сущность её жизни - любовь». Она живет любовью, ожидая её, и тогда, когда становится женой и матерью.

    Первый бал Наташи.

    Учитель:

    Это самые мои любимые страницы в романе. Почему?

    Волнения, тревоги…Кто их не испытал, идя на первый в своей жизни бал? Первый выход, первое ожидание ЕГО, желание быть приглашенной и на танец ИМ!

    Просмотр эпизода «Первый бал Наташи» из видеофильма «Война и мир» (7 минут).

    Беседа:

    1. Как думаете, почему в этой сцене автор прибег к внутреннему монологу?
    2. Как сложится судьба Наташи дальше, после бала? /Бал- начало любви её и князя Андрея/
    3. Чем она пленила Андрея?
    / «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все счастье, надежды, свет; другая – всё, где её нет, там уныние и темнота. Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив» Он полюбил её за естественность. Он любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа/.

    4. Что же заставило князя Андрея на год отсрочить свадьбу? Зрелый человек, Андрей мог ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с мнением старого Болконского?

    /он как бы зацикливается на себе, на своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не интересует. Он поступил эгоистично. Можно ли в любви думать только лишь о себе?

    Поистине гордость Болконских и простота Ростовых несовместимы. Поэтому-то Толстой не оставит наших героев вместе на всю жизнь. Тяжело Наташе в разлуке с князем Андреем.

    Что чувствовала она? что переживала? /нравственную болезнь/.

    ^ Ребята слушают стихотворение поэта Кочеткова «С любимыми не расставайтесь».

    И пусть героев стихотворения отделяют от Наташи и Андрея не один десяток лет, но любовь, встречи и разлуки люди переживают одинаково.

    Учитель:

    Почему Наташа увлеклась Анатолем?

    Как вы оцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы её судить?

    ^ Анализ эпизода «Наташа у постели умирающего князя Андрея».

    Работа с репродукциями картин Шмаринова /выступление ученика/

    Учитель:

    Читает т.4, ч. 4, стр.493- 495 «Наташа после смерти князя Андрея».

    Что же возрождает Наташу к жизни?

    /Что же? Страдания её были велики. Она одинока. Соня, мама, отец – у них все как всегда. У неё нет ЕГО! Произошло непоправимое.

    Но вот горе обрушилось на семью: погиб Петя, мальчик, который на войне играл в войну. Сначала Наташа не понимает чувств матери. Но кто ещё может помочь маме? Наташа её поддержка. Поддерживая мать, она и сама возрождалась к жизни.

    «Любовь к матери показала ей, что сущность её жизни – любовь – ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь»,- пишет Толстой. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними/.

    Наташа – русский характер? Русская душа?

    Соответствует ли она тем критериям, которыми оценивает своих героев Толстой?

    Эпилог романа.

    Какой мы видим Наташу в семье?

    /Пересказ ученицы/

    III. Стадия рефлексии.

    Обращаемся к эпиграфу: кто же прав: Толстой или критик, утверждавший Наташу в отсутствии стремления к эмансипации? /ребята высказываются/

    - К чему же пришла героиня?

    - Чего добилась в жизни?

    / Наташа многое пережила. Душевные страдания, конечно, её изменили: она стала чувствовать глубже, они стали сдержаннее, и внешне изменилась. Женщина, которую мы видим перед собой в конце романа, безразлична к проблеме эмансипации. Но видим мы её в самый прекрасный момент её жизни, когда важнее ребенка нет ничего важнее. А её отношение к мужу? Не все понимала она в его деятельности. Но он для неё – самый лучший, самый честный, самый справедливый. Пьер занимается деятельностью, которая может вывести его на Сенатскую площадь. И мы не сомневаемся, что Наташа, бросив все, последует за ним и в Сибирь.

    Учитель читает сочинения ребят, которые выполняли в качестве домашнего задания:

    Юноши писали на тему: «Каков мой идеал женщины», а девушки – «В чем я вижу своё счастье?»

    «Счастье уже в том, что живу… но любить и быть любимой – об этом любая девчонка мечтает…».

    «Быть счастливой – это значит быть признанной в обществе, иметь много друзей, никогда не терять самообладания, верить в добро и справедливость и самому вокруг себя делать счастливыми людей…».

    «Счастье- это иметь хорошую работу, …чтобы родные твои были всегда здоровы. Чтобы тебя любили… и понимали…».

    «Счастье любой женщины состоит в благополучии семейной жизни. работа тогда будет увлекать, когда у тебя крепкий тыл и ты знаешь, во имя чего трудишься…».

    «Счастье – быть удачливой во всем, преуспевающей. Если этого добиться, тогда и любовь, и уважение к этому приложатся…»

    «Я не знаю, что такое счастье… Вот я встала - утро солнечное, мама слово ласковое сказала… мне хорошо-хорошо… хорошо, что живу, что меня любят и ценят…».

    «Счастье женщины – в детях…».

    «Идеал? Сейчас таких нет. Готовы с парней не слазить, образно выражаясь, всю жизнь сидеть и скрипеть: то не то, а это не так..».

    «хочу, чтоб моя будущая жена была красивая не внешне, а внутренне. Была мне верна всегда. Любила меня, детей. Была хозяйственной, умела готовить, садить грядки, выращивать цветы, а обрабатывать я их буду. И чтоб работала и имела хорошее здоровье… ».

    «Идеальная женщина – это та, для которой главное – дом, семья, в которой она создает уют, бережет семейный очаг. Верность, преданность и любовь должны царить в этой семье. Остальное – второстепенное…».

    Учитель: Идеалы наши не совсем совпадают. Наташа другая, она жила в другое время. Но у неё можно поучиться умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой и любящей матерью, растить достойных дочерей и сынов Отчизны.

    Сочинение – размышление «Почему Наташа Ростова – идеал Толстого?»












    Включить эффекты

    1 из 12

    Отключить эффекты

    Смотреть похожие

    Код для вставки

    ВКонтакте

    Одноклассники

    Телеграм

    Рецензии

    Добавить свою рецензию


    Аннотация к презентации

    Презентация на тему "Образ Наташи Ростовой в романе "Война и мир" представляет собой набор изображений с главной героиней романа "Война и мир", Наташей Ростовой. Наташе по душе русские обычаи, нравы простых людей. Она с удовольствием слушает пение дядюшки, всей душой отдается русской пляске.

    1. Дети Ростовых
    2. Встреча в Отрадном
    3. На охоте
    4. У дядюшки
    5. Пляска Наташи
    6. Увлечение Курагиным
    7. После смерти князя Андрея

      Формат

      pptx (powerpoint)

      Количество слайдов

      Аудитория

      Слова

      Конспект

      Присутствует

    Слайд 1

    Образ Наташи Ростовой в романе Л.Толстого "Война и мир"

    Наташи Ростовой

    в романе Л.Толстого

    "Война и мир"

    Слайд 2

    Дети Ростовых

    Дети Ростовых

    Слайд 3

    Встреча в Отрадном

    Встреча в Отрадном

    Слайд 4

    Ночь в Отрадном

    Ночь в Отрадном

    Слайд 5

    На охоте

  • Слайд 6

    У дядюшки

    У дядюшки

    Слайд 7

    Пляска Наташи

    Пляска Наташи

    Слайд 8

    Первый взрослый бал Наташи

    Первый взрослый бал Наташи

    Слайд 9

    Увлечение Курагиным

    Увлечение Курагиным

    Слайд 10

    • Так это не правда, что он женат?
    • Нет, это правда.
  • Слайд 11

    У постели умирающего князя Андрея

    У постели умирающего князя Андрея

    Слайд 12

    После смерти князя Андрея

    После смерти князя Андрея

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Конспект урока литературы

    Цель урока :

    Оборудование:

    презентация;

    ОСК «Наташа Ростова»;

    иллюстрации;

    записи на доске:

    а) темы урока;

    б) эпиграфы:

    Люди, как реки…

    Л.Н.Толстой

    Л.Н.Толстой

    Л.Н.Толстой

    Ход урока

    Оргмомент

    Слово учителя.

    ».

    см. 2-ой эпиграф .

    ?

    Итак, первая встреча с Наташей.

    )

    13-летняя девочка -R )

    Красива ли она? ()

    2) Встреча в Отрадном (

    3) Ночь в Отрадном (т. II, ч. III, гл. II )

    («Лунная соната» Бетховена )

    !

    *

    4) Эпизод «У дядюшки»

    5) Сцена пляски Наташи ()

    *

    *

    6) Первый бал Наташи (т. II, ч. III, гл. 16-17

    *

    (Кадры из х/ф С.Бондарчука )

    ()

    !

    !!!

    ?

    ?

    !

    ! Она сама себя судит!!!

    События!!! Война 1812 года

    (Видеофрагмент )

    ?

    !

    * Патриотизм (1812 - подводы)

    пилог X гл. )

    Итог: ОСК «Наташа Ростова»

    Литература:

    Приложение

    Приложение

    »

    Конспект урока литературы

    Тема урока: «Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

    Цель урока :

    углубление знаний об образе главной героини романа, подготовка учащихся к сочинению.

    Оборудование:

    презентация;

    фрагменты х/ф С.Бондарчука «Война и мир»;

    ОСК «Наташа Ростова»;

    иллюстрации;

    записи на доске:

    а) темы урока;

    б) эпиграфы:

    Люди, как реки…

    Л.Н.Толстой

    Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание.

    Л.Н.Толстой

    Сущность её жизни [Наташи] - любовь.

    Л.Н.Толстой

    требования к положительным героям Л.Н.Толстого.

    Ход урока

    Оргмомент

    Слово учителя.

    Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих ».

    Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова. Сам автор «Войны и мира» утверждал: см. 2-ой эпиграф .

    ? - Почему Толстой больше всех других героинь любил Наташу? (критерии оценки положительных героев (по Толстому)

    Остановимся на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души».

    Итак, первая встреча с Наташей.

    1) Зачитайте портретную характеристику героини (т. I, ч. I, гл. VIII, стр. 54 )

    В чём, по-вашему, прелесть героини, её обаяние? �(13-летняя девочка -R )

    Красива ли она? (Нет, Толстой много раз это подчёркивает. Обаяние её в простоте, в естественности. Наташа переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, порой даже удивляешься… )

    2) Встреча в Отрадном (т. II, ч. III, гл. II «Князь Андрей невесёлый… - невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей»)

    Андрей Болконский разочарован в жизни и едет по делам через Отрадное.

    Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были с нею рядом. После встречи с Наташей пробуждается ото сна.

    3) Ночь в Отрадном (т. II, ч. III, гл. II )

    («Лунная соната» Бетховена )

    Ночь, проведённая в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днём.

    ! Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь.

    * Писатель оценивает героев: насколько они близки к народу и природе.

    Нелюбимые герои словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки…»

    4) Эпизод «У дядюшки»

    Пение крепостного, затем дядюшки пробуждают что-то главное, исходное в Наташе.

    5) Сцена пляски Наташи (рассказывает наизусть ученица )

    (В этом эпизоде одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым)

    * Сущность её жизни – любовь. (Л.Н. Толстой)

    * Любовь определяет её жизненный путь тогда, когда она только живёт, ожидая её, и тогда, когда она становится женой и матерью.

    6) Первый бал Наташи (т. II, ч. III, гл. 16-17 ) – одна из самых ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним.

    * Как хорошо, когда рядом оказывается человек, который поймет тебя.

    В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.

    (Кадры из х/ф С.Бондарчука )

    Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?

    Зрелый человек, князь Андрей, все же посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?

    (Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую, он опять замкнулся в себе )

    ! Но в любви нельзя думать только о себе!

    !!! Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы.

    ? - Почему Наташа увлеклась Курагиным?

    ? - Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе мы судить её?

    ! Жить полно, любить, быть любимой… Перед нами живой человек!

    ! Она сама себя судит!!!

    События!!! Война 1812 года

    (Видеофрагмент )

    7) У постели умирающего князя Андрея

    ? - Что же возрождает Наташу к жизни?

    Погиб Петя, мальчик, который на войне играл в войну.

    Любовь к матери показала, что сущность её жизни – любовь.

    ! Проснулась любовь и проснулась жизнь.

    * Патриотизм (1812 - подводы)

    К чему пришла Наташа? Чего добилась? (эпилог X гл. )

    Наташ много пережила; Толстой показал её в прекрасный период её жизни, когда важнее любви для неё ничего нет.

    Пьер – тайное обществоСенатская площадь – декабристка.

    Итог: ОСК «Наташа Ростова»

    Наташа – родник чистой воды в болоте – всё гнилое отталкивается к берегу.

    Литература:

    №3, 2007. О пасторальных мотивах, Оленьке Племянниковой А.П.Чехова и Наташе Ростовой Л.Н.Толстого /Капустин Н.В., кандидат филологических наук, стр.9/

    Приложение

    Критерии для положительных героев (по Л.Толстому)

    1) Каждый положительный герой важен как частица народа;

    2) Живут больше сердцем, чем разумом;

    3) Патриоты, близость к природе;

    4) Жизнь развлечениями, разочарованиями, работой мысли, презрением к общественной лжи и фальши.

    Приложение

    В эпилоге романа «Война и мир» Н.Ростов говорит об отношении Наташи к Пьеру: «Ведь она его под башмаком держит, а чуть дело до рассуждений – у ней своих слов нет – она так его словами и говорит… »

    Нет сомнений, что такая зависимость женских «рассуждений» от мужских понимается Толстым как привлекательнейшее свойство женской натуры. Речь, правда, не о всех женщинах, но о тех, с кем связано толстовское представление об идеальной женской сути и, в первую очередь, живущих не умом, а сердцем, подобно Наташе, «не удостаивающейся быть умной».

    Скачать конспект
    О том, как глупые и никчемные гуси хвалились знаменитыми предками, поведает маленьким слушателям басня «Гуси» Крылова.

    Читать текст басни:

    Предлинной хворостиной
    Мужик Гусей гнал в город продавать;
    И, правду истинну сказать,
    Не очень вежливо честил свой гурт гусиной:
    На барыши спешил к базарному он дню
    (А где до прибыли коснётся,
    Не только там гусям, и людям достаётся).
    Я мужика и не виню;
    Но Гуси иначе об этом толковали
    И, встретяся с прохожим на пути,
    Вот как на мужика пеняли:
    «Где можно нас, Гусей, несчастнее найти?
    Мужик так нами помыкает,
    И нас, как будто бы простых Гусей, гоняет;
    А этого не смыслит неуч сей,
    Что он обязан нам почтеньем;
    Что мы свой знатный род ведём от тех Гусей,
    Которым некогда был должен Рим спасеньем:
    Там даже праздники им в честь учреждены!»
    «А вы хотите быть за что отличены?» –

    Спросил прохожий их. – «Да наши предки…» «Знаю,
    И все читал; но ведать я желаю,
    Вы сколько пользы принесли?»
    «Да наши предки Рим спасли!»
    «Всё так, да вы что сделали такое?»
    «Мы? Ничего!» – «Так что ж и доброго в вас есть?
    Оставьте предков вы в покое:
    Им поделом была и честь;
    А вы, друзья, лишь годны на жаркое».

    Баснь эту можно бы и боле пояснить –
    Да чтоб гусей не раздразнить. *

    * «Наши предки Рим спасли». – По преданию, гуси своим криком выдали галлов, подбиравшихся к Капитолию в Риме.

    Мораль басни Гуси:

    Мораль басни – не кичись прадедами, если сам «полный ноль». Мужик погонял гусей, желая их продать на рынке, а они жаловались на несправедливое отношение. Ведь их предки в давние времена спасли Рим. Но сами гуси не совершили достойных дел. В обыденной жизни встречаются люди, похваляющиеся достижениями родителей или прадедов. Баснописец предостерегает от пустого бахвальства - нужно думать о собственных делах, а не набивать себе цену за счет предшествующих поколений.