К признакам манипуляции не относится. Манипуляции в общении. виды, приемы, характеристика манипуляций в общении. Методы манипулирования и способы защиты

Манипулировать - значит пытаться косвенно влиять на чье-либо поведение или действия. Манипулирование не обязательно должно быть хорошим или плохим: человек может пытаться манипулировать другими как из лучших побуждения, так и для того, чтобы заставить другого человека сделать что-либо противозаконное. Манипулирование всегда скрытно и часто направлено на наши слабые места, поэтому его сложно выявить. Сопровождающая манипулирование хитрость бывает незаметна и ее легко проглядеть, ведь она часто скрыта за чувством долга, любви или привычки. Тем не менее, можно выявить признаки манипулирования и не поддаться ему.

Шаги

Поведение

    Отметьте, старается ли ваш собеседник, чтобы вы всегда говорили первым. Манипуляторы хотят сначала услышать нас, чтобы определить наши сильные и слабые стороны. Вам зададут наводящие вопросы, при ответе на которые вы выскажете свою точку зрения и чувства. Как правило, эти вопросы начинаются с "что", "почему" и "как". Ответ и реакция собеседника будут зависеть от полученной им информации.

    • Если ваш собеседник хочет услышать вас первым, это не всегда означает, что он пытается манипулировать вами. Следует учитывать также другие факторы.
    • Манипулятор старается как можно меньше рассказывать о себе и больше слушать вас.
    • Если подобное поведение наблюдается в большинстве случаев, это может свидетельствовать о том, что вами пытаются манипулировать.
    • Даже если вам кажется, что человек искренне интересуется вами, помните, что такие расспросы могут иметь скрытую подоплеку. Если собеседник уходит от прямых ответов на ваши вопросы и старается быстро перевести разговор на другую тему, это может свидетельствовать, что он неискренен.
  1. Присмотритесь к тому, не пытается ли собеседник понравиться вам. Некоторые люди обладают природным шармом, и манипуляторы пытаются использовать это в своих целях. Прежде чем попросить о чем-либо, манипулятор может похвалить вас. Он может также сделать небольшой подарок, после чего попросит вас о какой-то услуге.

    • Например, кто-то может угостить вас великолепным ужином и ласково общаться с вами, прежде чем попросить занять денег или помочь с работой.
    • Хотя такое поведение часто не представляет опасности, помните о том, что вы не обязаны делать что-либо лишь потому, что кто-то проявляет к вам доброе отношение.
  2. Обратите внимание на попытки принудить. Манипулятор может пытаться принуждать вас к чему-либо путем запугивания и угроз. В попытках добиться своего он может кричать, критиковать и оскорблять собеседника. Вы можете услышать от него "Если ты не сделаешь этого, то я..." или "Я не сделаю этого до тех пор, пока ты не...". Манипулятор может использовать такую тактику не только для того, чтобы вынудить собеседника к определенным поступкам, но и взамен обещания прекратить делать что-либо.

    Обратите внимание на то, как человек обращается с фактами. Если ваш собеседник слишком свободно обращается с фактами с целью убедить вас в чем-то, возможно, он пытается манипулировать вами. Человек может лгать, недоговаривать, придерживать информацию, притворяться несведущим или преувеличивать. Манипулятор может также притворяться экспертом в каком-либо вопросе и засыпать вас фактами и статистикой. При этом он постарается показаться намного более сведущим, чем вы.

    Обратите внимание, если собеседник постоянно представляет себя мучеником или жертвой. При этом человек может делать то, о чем вы не просили его, а затем ссылаться на это. После "оказания услуги" он ожидает, что вы постараетесь отплатить за нее, а если этого не произойдет, он может начать жаловаться.

    • Манипулятор может также жаловаться и говорить: "Меня никто не любит (я болен, меня унижают и тому подобное)" в попытках вызвать ваше сочувствие, чтобы затем использовать его в своих целях.
  3. Задумайтесь, зависит ли хорошее отношение к вам от чего-то конкретного. Манипулятор может быть добрым и ласковым с вами, если вы делаете то, что ему нужно, но это отношение резко изменится, если вы не оправдаете его надежд. Кажется, что манипулятор данного типа имеет два лица: маску ангела, когда хочет понравиться вам, и пугающее обличье, когда ему требуется, чтобы вы боялись его. Все идет прекрасно лишь до тех пор, пока вы оправдываете ожидания.

    • Иногда кажется, что вы ходите по лезвию бритвы и боитесь рассердить манипулятора.
  4. Понаблюдайте за характерным поведением. Все люди время от времени пытаются манипулировать, однако манипуляторы занимаются этим постоянно. У манипулятора есть скрытая цель, и он намеренно старается использовать другого человека для того, чтобы достичь за его счет власти, контроля или каких-либо других преимуществ. Если такое поведение проявляется регулярно, перед вами может быть манипулятор.

    • Манипулятор редко учитывает ваши права и интересы, они для него неважны.
    • Помните о том, что свою роль могут играть психические заболевания или инвалидность. Например, в состоянии депрессии человек может и не иметь намерений манипулировать вами, а при синдроме дефицита внимания и гиперактивности люди часто забывают проверять свою электронную почту. При этих и ряде других расстройств может казаться, что больной пытается манипулировать вами, хотя это не так.

    Манера общения

    1. Отметьте, если вас упрекают или осуждают. Распространенный метод манипулирования состоит в том, чтобы придраться к человеку и заставить его чувствовать себя виноватым. Неважно, что вы делаете, манипулятор всегда найдет, к чему придраться. Как бы вы ни поступали, что-то окажется не так. Вместо того чтобы посоветовать и высказать конструктивную критику, манипулятор будет указывать вам лишь на ваши недостатки.

      • Такое поведение может выражаться в виде сарказма и шуток. Манипулятор может подшучивать над вашей одеждой и внешним видом, манерой вождения автомобиля, местом работы, семьей или чем-нибудь другим. Хотя такие замечания часто подаются в виде шутки, они могут быть довольно болезненными. При этом вы выступаете объектом насмешек, цель которых состоит в том, чтобы подорвать у вас веру в свои силы.
    2. Обратите внимание на периоды молчания. Чтобы получить над вами контроль, манипулятор может использовать молчание. Он может не брать телефон, не отвечать на ваши текстовые сообщения и электронные письма в течение продолжительного времени. Это делается для того, чтобы заставить вас чувствовать неуверенность или наказать за "неправильное поведение". Такое поведение отличается от простой попытки остыть, прежде чем возобновить общение, и оно используется для того, чтобы заставить вас чувствовать себя беспомощным.

    3. Распознайте ловушку вины. Этот прием заключается в том, чтобы заставить вас чувствовать ответственность за поведение манипулятора. Он ставит вас под контроль эмоций другого человека: его радости, успеха или неудач, гнева и так далее. В результате вы почувствуете себя обязанным делать что-то, чего от вас хотят, даже если это кажется вам неправильным.

      • Ловушку вины часто предваряют такими утверждениями, как "Если бы ты лучше понимал меня, то...", "Если ты действительно любишь меня..." или "Я сделал это для тебя, почему же ты не хочешь сделать это для меня?" (причем это говорится по поводу того, о чем вы не просили).
      • Если вы согласитесь сделать что-то, чего вы в обычных условиях не сделали бы (или что не нравится вам), возможно, вы стали жертвой манипуляции.
    4. Заметьте, не приходится ли вам постоянно извиняться. Манипулятор может сделать так, чтобы вам казалось, что вы в чем-то виноваты. Он может обвинить вас в чем-то, чего вы не делали, или взвалить на вас ответственность за какую-либо ситуацию. Например, вы договорились о встрече в 13:00, но человек опоздал на два часа. В ответ на ваши упреки он говорит: "Да, ты прав. Я все делаю неправильно. Даже не знаю, почему ты продолжаешь общаться со мной, я не заслуживаю этого". В результате вы смягчаетесь и меняете тему разговора.

      • Помимо этого манипулятор переиначивает ваши слова наихудшим образом, из-за чего вам приходится извиняться за них.
    5. Обратите внимание на то, что вас постоянно сравнивают с другими людьми. При попытках заставить вас сделать что-либо манипулятор может заявить, что вы хуже кого-то другого. Он может назвать вас глупым человеком, если вы откажетесь делать то, что он хочет. Это рассчитано на то, чтобы вызвать у вас чувство вины и все-таки вынудить вас сделать то, о чем вас просят.

      • При сравнении с другими могут прозвучать следующие фразы: "Любой другой на твоем месте сделал бы это", "Если бы я попросил Марию, она бы сделала это" или "Кроме тебя, все остальные считают это нормальным".

    Общение с манипулятором

    1. Умейте в нужный момент сказать "нет". Человек продолжит манипулировать вами до тех пор, пока вы будете позволять ему делать это. Чтобы защититься от манипуляций, следует вовремя говорить "нет". Встаньте перед зеркалом и потренируйтесь говорить "Нет, я не могу сделать этого" или "Нет, это не для меня". Вы должны уметь защитить себя, чтобы к вам относились с должным уважением.

      • Не следует испытывать чувство вины, когда вы говорите "нет". У вас есть полное право делать это.
      • Можно отказать достаточно вежливо. Если манипулятор просит вас о чем-то, попробуйте ответить: "Я бы сделал это, но в ближайшие месяцы я очень занят" или "Спасибо за предложение, но нет".
    2. Установите соответствующие границы. Если манипулятор обнаружит, что вы поддаетесь на его уговоры и хитрости, он постарается завоевать ваше расположение, чтобы использовать вас в дальнейшем. В этом случае он будет упирать на свою "беспомощность" и попытается получить от вас финансовую, эмоциональную или какую-либо другую помощь. Обратите внимание на такие фразы, как "Ты единственный, кто у меня есть", "Мне не с кем больше поговорить" и так далее. У вас своя жизнь, и вы не обязаны все время помогать этому человеку.

      • Если вы слышите от человека фразу: "Мне не с кем больше поговорить", попробуйте противопоставить ей конкретные примеры:
        • "Помнишь, Анна долго разговаривала с тобой вчера после обеда? А Мария сказала, что она всегда рада поговорить с тобой по телефону. Я рад побеседовать с тобой в течение 5 минут, но затем у меня важная встреча, которую я не могу пропустить".
    3. Не вините себя. Манипулятор постарается выставить вас виноватым. Помните о том, что вами пытаются манипулировать, чтобы вы почувствовали вину, и что проблема не в вас. Если вы почувствуете себя неправым, внимательнее присмотритесь к происходящему и еще раз проверьте свои эмоции.

      • Спросите себя: "Проявляет ли этот человек уважение ко мне?", "Предъявляет ли он разумные требования и ожидания?", "Не является ли это односторонними отношениями?", "Нравятся ли мне такие отношения?".
      • Если ответ на эти вопросы отрицателен, то проблемы в ваших отношениях, скорее всего, связаны с манипулятором, а не с вами.
    4. Проявляйте настойчивость. Манипуляторы часто перекручивают и искажают факты, чтобы представить себя в более выгодном свете. Отвечайте на это настойчивостью и стремитесь прояснить факты. Объясните, что вы запомнили факты по-другому, и вам хотелось бы лучше понять, что именно произошло. Задавайте собеседнику простые вопросы и старайтесь выявить точки соприкосновения. Когда вы выясните то, в чем согласны, примите это в качестве отправной точки для дальнейших рассуждений. Например:

      • Ваш собеседник говорит: "Больше ты меня не заманишь на эти встречи. Ты используешь их лишь для своей выгоды, а меня всегда оставляешь на съедение акулам".
      • Ответьте следующим образом: "Это неправда. Мне казалось, ты был готов рассказать инвесторам о своих идеях. Если бы я услышал, что ты допустил ошибку, то я тут же вмешался бы, но мне показалось, что ты превосходно справился со своей задачей".

Все мы хотя бы раз в жизни сталкивались с людьми, пытающимися повлиять на нас ради достижения собственных целей. Играя на наших чувствах, они манипулируют нами, добиваясь желаемого. Такие люди – манипуляторы. Как их распознать и как им противостоять?

Человек манипулятор - кто он

Проанализируйте поведение своих знакомых, возможно среди них есть такие, кто беззастенчиво пользуется вами в своих корыстных целях. Всего существует несколько типов манипуляторов:

  • Диктаторы стремятся повлиять на свою жертву приказами, доминированием. Они часто цитируют высказывания известных людей, чтобы с помощью чужого авторитета добиться подчинения.
  • Противоположность диктаторам составляют тряпки. Такие люди склонны добиваться своего демонстрацией личной гиперчувствительности. Они часто забывают, предпочитают не слышать замечания и пассивно молчать.
  • Манипулятор-калькулятор стремится всех держать под контролем. При этом сам он не гнушается обманывать и увиливать. В силу своей склонности к обману, он и других подозревает во лжи и все время перепроверяет.
  • Прилипала – это человек, предпочитающий находится в зависимом положении. Он хочет, чтобы его окружали заботой и вниманием.
  • Хулиган демонстрирует свою агрессию, угрожает, поступает жестоко с другими и тем добивается желаемого.
  • Антиподом хулигана считается славный парень. Он предпочитает действовать демонстрацией преувеличенной заботы и внимания. Славный парень просто душит своей любовью.
  • Манипулятор-судья предпочитает всех обвинять, никого , он всегда полон негодования.
  • Противоположными методами действует манипулятор-защитник. Он всегда снисходительно относится к ошибкам других и подчеркнуто поддерживает каждого.

Как распознать манипулятора

Определить, что вами хотят воспользоваться, не так просто. Ведь манипулятор всегда стремится скрыть свой корыстный умысел. Он будет плести вокруг своей жертвы паутину до тех пор, пока она сама не преподнесет ему желаемое. Открыто действовать – не в характере манипулятора. Но все же есть несколько характерных черт, по которым можно их распознать.

Такие люди всегда последовательны. Они придерживаются правила, что раз человек что-то пообещал, то должен выполнить. При этом в расчет не берутся изменившиеся обстоятельства и прочие аргументы. Манипуляторы часто пользуются информацией о желаниях и потребностях своей жертвы, которая позволяет им добиваться желаемого. Например, намекнув человеку на то, что у него есть возможность осуществить давнее желание жертвы, потом забросать его своими просьбами. Человек начинает чувствовать себя обязанным и выполняет желания манипулятора, расплачиваясь за обещанные блага.

Манипуляторы очень любят эксплуатировать такие положительные черты человека как порядочность и честность, добросовестность и принципиальность. Особенно любимый манипуляторами прием – обмен любезностями. Сделав для своей жертвы какую-то мелочь, например, купив пирожки на обед, манипулятор обязательно попросит об ответной услуге. При этом это ответное действие будет обязательно большего масштаба, чем купленные пирожки. Например, просьба подежурить вместо него.

Признаки манипуляций

Психологическое давление, которое на вас оказывает манипулятор, заметить очень сложно. Вы должны прислушаться к своим ощущениям. Самым верным признаком манипуляции является чувство вины. Вы знаете, что ничего плохого не делаете, но все чувствуете себя виноватым при общении с человеком. Это ощущение и есть первый признак манипуляции. Будьте осторожны, вас пытаются обмануть!

Другой верный признак расставляемой ловушки – чувство тревоги. Вы подспудно ощущаете опасность при разговоре с, казалось бы, милым собеседником. Эти два чувства порождают ответственность. Вы начинаете осознавать свою зависимость от манипулятора, потерять его расположение. В итоге вы выполняете все его требования, стараясь ему угодить, подчас вопреки своим желаниям и выгоде.

Защита от манипуляций

После осознания того факта, что вами пытаются манипулировать, постарайтесь предпринять ответные меры, защищающие ваши интересы. Для начала разорвите контакт с манипулятором. Можно просто прервать общение, уйдя таким образом от неудобного разговора.

Другой способ – притворится непонимающим. Тем самым вы вынудите манипулятора более ясно объяснить мотивы своих действий. Этого же эффекта вы добьетесь, прямо спросив манипулятора о его желании. Как вариант, можно самому озвучить это желание, если вы его раскусили. Например, задать такой вопрос: «Я правильно понимаю, вы хотите добиться от меня…?»

Если от вас требуют немедленного принятия решения, ни в коем случае этого не делайте. Просто примите к сведению информацию и отложите решение на потом. Не идите на поводу своего , всегда держите в поле зрения свои собственные желания, держитесь подальше от слишком любезных предложений.

Хороший способ защититься от манипуляции – отказ без объяснения причин. Не вступайте в споры с манипулятором и не объясняйте ему мотивы своего отказа. Так вы дадите ему поле для деятельности, и он сумеет опутать вас своей паутиной.

Защита от манипуляторов всех мастей Власова Нелли Макаровна

1. Как распознать манипулятора?

Манипулятор предоставляет вам почетное право быть его рабом. При этом ваше рабство добровольное. И вы делаете то, что угодно манипулятору, потому, что вам есть что терять. Вас «подкупили» хорошим отношением или навязали вам такой образ, что теперь неудобно ему не соответствовать. Вы просто становитесь средством для достижения чужих целей. Манипулятор делает нужное ему дело вашими руками. Вы просто оказались в руках опытного дрессировщика.

Ничего страшного в этом нет. Кто не грешит манипуляцией? И кто не был орудием в руках манипуляторов? По большому счету все, осознанно или бессознательно манипулируют друг другом. Просто у разных людей получается разный эффект. Женщина, которая, выражая обиду, добивается поблажек и подарков, явно манипулирует мужчиной. Дети манипулируют родителями, мужчины - женами, начальники - подчиненными, а те - начальниками.

Но иногда это достает. И не для каждого мы готовы делать то, что он хочет. В бизнесе могут манипулировать сознательно и во вред вам. Вот тогда и важно знать, как не попасть в лапы манипуляторов. И как их распознавать? Этим знаниям учат разведчиков. Ведь в бизнесе тоже приходится быть разведчиком. Заглянем в один из учебников, предназначенных для разведшкол. Там обобщены признаки часто встречающейся манипуляции.

Признаки, по которым можно заподозрить манипуляторов

1. Интерес к фактам вашего прошлого опыта.

Очень плохо, если партнер высказывает информированность о ваших планах и перспективных устремлениях. Еще хуже, когда он слишком много знает о том, что именно вы планировали из числа неудавшихся затей. Чем выше информированность подобного рода, тем партнер в большей степени готов к манипулированию вами. Подумайте, зачем другому человеку изучать ваши планы, как не для манипулирования вами?

2. Повышенное личное внимание к вашей персоне.

Повышенный интерес к фактам вашей биографии, семейному положению, хобби и проявление этой осведомленности - признак манипулятивного интереса.

3. Повышенный интерес к философским темам.

Разнообразные разговоры на темы «смысла жизни», столь притягательные в партнерском застолье, на самом деле могут скрывать разработку планов воздействия на вас.

4. Темы личностной мотивации.

Прощупывание вашей мотивации (почему, зачем, с какой целью, что это вам дает?) - это всегда разведка вашей личности.

5. Лесть.

Явное завышение оценок ваших личностных, статусных, профессиональных качеств и возможностей.

6. Тема личностных ориентаций.

Перевод разговора с обсуждаемой темы на ваши личностные ценности, ориентации, мнения, отношения, идеалы.

7. Драматизация ситуации.

Описание устрашающих последствий.

8. Акцентуация цейтнота.

Партнер подгоняет вас, акцентирует ваше внимание на отсутствии времени для обдумываний и промедлений.

9. Апелляция к третьим лицам.

10. Настойчивое стремление оказать вам услугу.

11. Апелляция к позитивному прежнему опыту.

«Да мы так тысячу раз делали с тем-то и с тем-то».

13. Приближение.

Навязывание самого себя, своего окружения, любого нового лица.

14. Программирование.

Партнер пытается навязать вам свое видение, отличное от вашего.

Предупреждение!

Присваивайте ярлык манипулятора только тем людям, которые используют целые комплексы указанных приемов. На единичных проявлениях не делайте заключений о том, что вами сознательно манипулируют. Мы все бессознательно пытаемся манипулировать друг другом.

Манипулятора можно распознавать и по эмоциональным реакциям

1. Высокая устойчивость при ваших выпадах.

Склонность человека к подавлению эмоциональных реакций может сигнализировать о скрытности и двуличности натуры.

2. Искусственный юмор.

3. «Отзеркаливание».

Вы улыбнулись, вам улыбнулись; вы говорите в быстром темпе, вам отвечают так же; вы скрестили ноги, партнер сел так же. Вы отражаетесь, как в зеркале.

4. Нагнетание тревожности.

5. Экстраординарные реакции.

Реакции, неадекватные ситуации (например, один кричит на другого при разборках в сверхповышенных тонах).

6. Попытка дезорганизовать вашу деятельность, поставить вас в точку бифуркации, т. е. в точку неустойчивого равновесия.

Манипуляция на переговорах

На что следует обращать внимание на переговорах?

1. На состав бригады.

Как только увидите, что роли в группе партнеров четко персонифицированы и выдержаны, - принимайте, перед вами артисты «оригинального жанра»! Особенно распространимы дуэты и трио «злой, плохой, хороший».

2. На стартовое поведение.

Стартовое поведение - это домашняя заготовка. Можно его разбить контрманипуляцией. Например, если партнер агрессивен, то предложить пересесть на мягкий диван рядом с собой, зажечь мягкий свет. Имидж-игра улетучивается. Непросто будет войти в образ по-новому, когда антураж изменился столь неожиданно. Выбивание из седла пригодно и для устоявшегося контакта. Если партнер вошел в образ «крутого», то можно поинтересоваться его детьми. Можно спросить, почему у него такие холодные руки и нет ли покалывания у него в спине?

3. На личное обращение.

Насколько подчеркнуто внимательно и изысканно обращается к вам партнер?

4. На стиль вербального обращения.

Насколько партнер пытается атаковать ваше воображение? В психологии есть понятие «фасцинация», что означает «чары», «очарование». Фасцинация может быть семантической, когда используют красивые образы, метафоры, и акустической, когда модулируют голосом, понижая его, переходя на эмоциональное звучание или театральную декламацию.

5. На технику слушания.

Сверхвнимательное слушание, с явной эмоциональной поддержкой, может выдавать либо хорошо обученного психологами слушателя, либо манипулятора.

6. На общее впечатление от партнера.

Если партнер на вас произвел слишком хорошее впечатление только за счет поведения по отношению к вам, то задумайтесь! Явно попахивает отработанной манипулятивной техникой.

7. На проявление недоверия к вам.

Вам могут неявно высказывать опасения и недоверие. А это включает подсознательные ответы. Тем самым вас могут явно провоцировать к желаемым для партнера действиям.

8. На построение и ведение беседы.

Обращайте внимание на структуру беседы:

Как направляется и подталкивается разговор?

Как происходит переключение тем?

Какова вопросная эквилибристика?

Два основных правила совершенной манипулятивной техники

1. Манипулятор работает на тонком уровне. Это больше обращение к подсознанию, чем к логике. Манипулятор высокого класса - это человек шарма и обаяния.

2. При дешифровке чужого поведения ориентируйтесь на ощущения! Даже если ваш разум можно обмануть, то в области подсознания, где варится всевозможная ценная информация, вас провести невозможно. Тем более, если вы усвоили «грубую» технику манипулирования и всегда в состоянии рассмотреть чужие «пионерские приемчики».

Манипулятор часто ведет себя так, как мы хотели бы, чтобы к нам относились. И тут возможны только два варианта. Либо перед вами человек высочайшего искреннего интереса к вам (что если и встречается, то слишком мало и редко), либо вами явно манипулируют, расслабляют, подкупают, настраивают ваше поведение на желаемый для себя курс.

Если вы уловили много из указанных приемов, то просто включите сигнал: «Осторожно!». Не повредит!

Из книги Тренинг жизненного успеха автора Теске Оксана

Как распознать манипуляцию …Чем больше слабости, тем больше лжи. У силы путь прямой.Иоганн Пауль Фридрих РихтерКогда вы чувствуете, что делаете для других то, чего вы делать совсем не хотите, вами манипулируют. Если вы соглашаетесь с чужой точкой зрения и чужими

Из книги Психология политического блефа автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

1.4. КАК РАСПОЗНАТЬ БЛЕФУЮЩЕГО? Научитесь для начала определять ложь по жестам у детей. Например, обычно, если ребенок говорит неправду, то сразу же после этого прикрывает рот руками. Необходимо отметить, что взрослый человек также использует этот жест, когда лжет. В отличии

Из книги Защита от манипуляторов всех мастей автора Власова Нелли Макаровна

ВЫВОДЫ О ЛИЧНОСТИ ПОЛИТИКА КАК МАНИПУЛЯТОРА (Политическими манипуляторами рождаются или становятся?)Автору удалось произвести статистическую оценку (более 40 респондентов) феномена политических манипуляций личности. В целом его можно разделить на три типа:1. Грубые

Из книги Лень – это полезно. Курс выживания для ленивцев автора Берендеева Марина

2. Как вылезти из паутины манипулятора? В основе защиты от манипуляции лежат классические принципы восточных единоборств. Суть их сводится к тому, чтобы повернуть оружие против нападающего. Чем сильнее атакует ваш противник, тем сильнее ваше контрдействие. Получается,

Из книги Как преодолеть НЕТ: переговоры в трудных ситуациях автора Юри Уилльям

Как распознать ленивца Прежде всего загляните в его глаза. Если вы почувствуете, как вас начинает охватывать истома, – это ленивец.Еще один способ: попросите его что-нибудь сделать и внимательно наблюдайте. Если никакой реакции не последовало, это еще не значит, что

Из книги Как понять, что ваш собеседник лжет: 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Распознать тактику Чтобы успешно противостоять тактике оппонента, нужно распознать ее. Если вы поймете, что противная сторона использует тактику обструкции, то с меньшей вероятностью поверите в отсутствие у них гибкости. Вовремя распознав атаку, вы не станете жертвой

Из книги Советы брачующимся, уже забракованным и страстно желающим забраковаться автора Свияш Александр Григорьевич

Правило № 30 Природная пластичность – помощник манипулятора Мы все по-разному владеем своим телом. Кто-то ходит легко и грациозно, принимает естественные позы, другой не умеет красиво себя преподнести, принять непринужденную позу. Могут ли врожденная пластичность или

Из книги Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть обманутым автора Малышкина Мария Викторовна

1-7 Как распознать бракофобию? Девушка, можно с вами познакомиться? -Нет.- Слава Богу!Короткий диалогВ этой главе речь пойдет о явлении, которое отравило жизнь многих мужчин и женщин, страстно мечтающих о семейном очаге, но потерпевших неудачу (и может быть, неоднократную)

Из книги Психология манипулирования автора Козлова В. А.

Как распознать обман Дети начинают убедительно обманывать приблизительно в возрасте четырех с половиной лет. Они довольно рано начинают понимать, что можно избежать наказания, если сказать неправду о своем поведении, и очень быстро учатся применять эту тактику с

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

3.2. Наиболее распространенные приемы манипулятора Речевые техники. В этой группе главное место занимают трюизмы. Трюизм – это самое очевидное утверждение, общеизвестная, избитая, банальная истина. Если вы в процессе переговоров говорите оппоненту: «Иногда люди

Из книги Все виды манипуляций и методы их обезвреживания автора Большакова Лариса

Как распознать манипулятора и иметь с ним дело Стать жертвой хитроумных уловок скрыто-агрессивной личности легко. Если вы хотите избежать виктимизации, вы должны сделать следующее.1. Познакомьтесь поближе с характером этих волков в овечьей шкуре. Поймите, чего они хотят

Из книги Избавляемся от вредных привычек автора Ланц Карл

Глава 1. Что такое манипуляции. Как отличить манипулятора Как распознать манипуляцию В стремлении самому управлять кораблем своей судьбы очень важно не перегибать палку. Ведь если в каждом собеседнике видеть потенциального манипулятора, можно не только испортить

Из книги автора

Как распознать манипуляцию В стремлении самому управлять кораблем своей судьбы очень важно не перегибать палку. Ведь если в каждом собеседнике видеть потенциального манипулятора, можно не только испортить отношения со всем миром, но и очень быстро прийти к

Из книги автора

Удаление манипулятора Соответствующий активный способ – это не удаляться самому, а удалить от себя манипулятора. Если говорить о физическом удалении, можно, к примеру, выставить из дома навязчивого коммивояжера или захлопнуть дверь перед носом назойливого соседа.

Из книги автора

Вскрытие тайных замыслов манипулятора Вспомним цитату из «Гамлета», приведенную в начале книги. Гамлет разрушает манипулятивную схему, прямо обвиняя Розенкранца и Гильденстерна в том, что они пытаются им играть. Манипуляция в подавляющем большинстве случаев –

Из книги автора

5.2. Как распознать игромана? Игромания – не просто вредная привычка, это социально опасное заболевание. Желание немного развлечься и испытать удачу может превратиться в навязчивую привязанность к азартным играм незаметно как для самого игрока, так и для его окружения.

Манипуляторы – это люди, которые имеют сверхъестественный способ заставить нас поверить, что они обаятельны, благосклонны и добры. Но к тому времени, когда мы понимаем обратное, мы оказываемся в их сетях тонкого обмана, игр разума и управления.

Они умеют манипулировать людьми, управлять их эмоциями и контролировать исходный результат с пользой для себя.

Я уверена, что вы испытали манипуляцию в отношениях раньше, и проходило некоторое время, прежде чем вы почувствовали привкус горечи. Со временем вы поняли, что ситуации становятся странными, и вы просто не можете положиться на этого человека.

Вы могли заметить, что вам некомфортно, вы чувствуете себя раздраженно или путаетесь в присутствии манипулятора. Существует токсичность , которая задерживается в воздухе, когда вы проводите время с ним или с ней.

Может быть достаточно мучительным с манипулятором, особенно если вы пытаетесь быть добрыми и рассудительными. В ответ вы не получите ничего, кроме манипуляций и попыток использовать вашу доброту .

Наверняка вы слышали выражение «Лучшая защита — это нападение» , и я полностью поддерживаю эту стратегию, когда речь заходит о манипуляторах.

Если вы хотите избежать боли и страдания в отношениях с манипулятором , вам нужно знать его тактику поведения, и уметь общаться с манипулятором.

10 хитрых тактик манипуляторов, за которым нужно следить

  1. Манипулятор оттачивает ваши слабости

  2. Манипулятор умеет находить вашу слабые точки, ставя вас в неловкие положения и подрывая вашу . Он очень внимательно наблюдает за вашим поведением и задает вопросы, чтобы выявить любые темные тайны или недостатки , которыми вы могли бы обладать.

    Он может также создавать комфорт для вас, потому что вы чувствительны, теплы и щедры — качества, которые он знает, что может крутить в своих целях. Манипулятор рассматривает ваше доброе сердце как слабость, а не положительную .

    Первоначально может показаться льстивым, что этот человек проявляет к вам такой интерес. Он может предложить сочувствие и поддержку, чтобы отвлечь вас от своих скрытых мотивов.

    И это подводит меня к следующей тактике.

  3. Манипулятор использует ваши слабости и вашу щедрость

  4. Как только этот человек обнаружит ваше слабое место, он начинает «убивать». Манипулятор будет использовать ваши слабости, чтобы вы подчинились его воле.

    Он может скрытно угрожать шантажом, указывая на то, что у него есть смущающая информация о вас. Манипулятор является хозяином при использовании вашей неуверенности в качестве инструмента, чтобы заставить вас отказаться от какой-то части себя для того, чтобы служить его интересам .

    Или манипулятор будет использовать личные знания о вас и доверительные отношения , которыми вы поделились с ним, если вы попытаетесь отступить или выступить против его поведения.

    Зная, насколько вы добры и щедры, манипулятор будет слишком много задавать вопросов, и использовать ваше время и ресурсы.

  5. Манипулятор использует ваше чувство вины

  6. Одной из любимых тактик управляющего манипулятора является обвинение вас . «Если бы ты действительно заботился обо мне, ты бы сегодня не ушел к своим друзьям». « придет сразу же и поможет, в отличие от тебя».

    Эта тактика особенно хорошо работает на людях, которые неосторожны или любят людей, а манипулятор часто ищет такого человека, потому что он знает, что они — легкая добыча .

    Но манипуляторы используют чувство вины беспощадно и без разбора, даже с теми, кто смог назвать их обманщиками и притворщиками. Манипуляторы любят отвлекать ответственность от себя , и они испытывают странное удовольствие, заставляя других людей чувствовать себя плохо или неудобно.

    Если вы разоблачите манипулятора на его шпионаже, признаете его виноватым, он будет возмущаться и обижаться. Вы тот, кто не помогает. Вы эгоистичный, недобрый друг, жена, ребенок или помощник.

  7. Манипулятор играет жертву

  8. Обвинения — это лишь один из многих способов, которыми манипулятор способен играть жертву. Манипулятор будет делать это не только для того, чтобы получить нужное, но и привлечь внимание.

    Если вы разделяете одинаковое горе или проблему, у него всегда будут ситуации более болезненные . Ваша боль никогда не бывает такой большой, как у него. Ваше трудное детство не заставит манипулятора искренне всплакнуть.

    Большинство из манипуляторов быстро понимают, что если они будут казаться беспомощными, ранеными и неспособными, они смогут заставить других людей начать действовать и принимать меры вместо них . Их можно простить за плохое или , потому что они жертвы и «просто не смогли помочь».

  9. Манипулятор перекручивает правду

  10. Манипулятор является мастером в запутывании в полуправде. Он будет перекручивать свои собственные слова, чтобы придать элемент сомнения или путаницы в ситуации .

    Хороший манипулятор знает, как скрыть свои следы и запутать свои слова настолько, что вы начинаете сомневаться в себе. «Возможно, я этого не говорил». «Я думала, что мы подтвердили дату нашей свадьбы, но, видимо, мы этого не сделали».

    Манипулятор может сказать все это с обычным видом и спокойным голосом — лучше, чем любой двуличный политик. Как только он замечает, что вы в недоумении, он понимает, что вы попались на его крючок.

  11. Манипулятор делает тонкие намеки

  12. Манипулятор не будет явно унижать вас или указывать на вас. У него гораздо более заниженные способы заставить вас чувствовать себя плохо или неприятно.

    Он скажет то, что может показаться безобидным, возможно, даже полезным или добрым, но вы можете почувствовать негативные, обидные подтексты за комментарием.

    Эти пассивные агрессивные комментарии и тонкие намеки кажутся укусами пчел, и они имеют кумулятивный эффект медленно убивающего яда.

    «О, я вижу, ты наконец-то решила носить это платье». «Тебе нужна помощь с расчетами? Я знаю, насколько тяжелая математика для тебя». «Как вы относитесь к тому, что ваша дочь не поступила в тот колледж, в который она хотела пойти?»

    Если ваш манипулятор хорошо вас знает, он будет использовать самое болезненное место из тех, что знает, для того, чтобы вставить нож, не выглядя при этом жестоким или недобрым, но с полным пониманием того, как это влияет на вас.

    Если вы покажете свою обиду, он будет отрицать, отрицать, и еще раз отрицать. «Ты слишком чувствителен. Я вообще не имела в виду это. Я никогда не причинила бы тебе боль, ты же знаешь».

  13. У манипулятора детская реакция на ситуации

  14. Манипуляторы - это дети-хулиганы в глубине души. Возможно, они не имеют навыков общения, присущих зрелым людям. Или, может быть, их самолюбие превышает норму, и они выяснили, что использование и злоупотребление людьми дает им то, чего они хотят .

    В любом случае, создается ощущение, что они застряли в раннем подростковом возрасте, когда они не могут достичь цели естественным путем. Они могут обижаться, плакать, жаловаться другим людям, не давать им обещанную поддержку или действовать импульсивно.

    Более того, манипуляторы хотят привлечь ваше внимание и вызвать у вас столько и дискомфорта, что вы согласитесь на практически любые их требования.

  15. Манипулятор обвиняет других людей

  16. Часть игры в жертву манипулятора состоит в обвинении других людей в любых проблемах, неудачах или моральных упущениях.

    Манипулятор может мастерски указывать пальцем на кого угодно, кроме себя, даже когда болезненно очевидно, кто именно виноват.

    Даже когда они поймают с поличным или они скажут что-то неверно или неуместно, всегда найдется кто-то, кто заставил их сделать это или сказать .

    Или они предполагают, что все остальные видят ситуацию неправильно и что только они, манипуляторы, понимают «настоящую» истину.

    Манипуляторы возьмут обязательство на все, что происходит прямо или косвенно в их жизни, но они всегда отказываются брать на себя какую-либо ответственность, когда что-то идет не так.

  17. Манипуляторы не видят границ

  18. Манипуляторы не уважают ваши границы. До той поры, пока они выдерживают большое сопротивление, они будут продолжать говорить и делать то, что пересекает линию вашего терпения. Иногда они пересекают линию, даже когда вы просите их остановиться.

    Они могут занимать слишком много вашего времени, незванно появляться, часто просить деньги или вещи, вносить себя в вашу жизнь ненадлежащим образом и делать много других вещей, которые не соответствуют вашим ценностям, и личным ограничениям .

    Манипуляторы, похоже, не заботятся о том, что они могут вас обидеть или беспокоить. На самом деле, они чувствуют себя оскорбленными тем, что вы не сразу откликнулись на удовлетворение всех их потребностей.

  19. Манипулятор является мастером в дисбалансе отношений

  20. Манипулятор, как правило, любит драму и часто использует друзей, родственников или партнеров по работе, чтобы способствовать ей.

    Он знает, как создавать сценарии и взаимодействия, которые приводят к интригам, соперничеству или ревности . Он наслаждается дисгармонией и хаосом, и будет прилагать все усилия, чтобы поощрять и продвигать это.

    Манипуляторы часто сплетничают о других людях, которых вы знаете, или будут рассказывать о ваших недобросовестных ситуациях своим друзьям или семье. Обсуждение грязного белья — это форма искусства для манипулятора, и как только смятение рассеялось, они будут сидеть, сложа руки, и наслаждаться шоу .

    Манипулятор в таких ситуациях пытается остаться единственным человеком рядом с вами, перессорив вас со своими близкими.

    Если вы позволите манипулятору оставаться в вашей жизни, вы наверняка увидите, как ухудшается качество вашей жизни . Этот человек заразит вас своими токсичными словами и поведением до такой степени, что вы потеряете и внутренний покой.

Возможно, вы вынуждены проводить время с манипулятором, который является сотрудником или членом семьи , но вы можете свести к минимуму время, которое вы проводите с ним, и защищать себя от неблагоприятных ситуаций.

Когда вы раскусываете манипулятора, постарайтесь не реагировать на его поведение. Не допускайте словесных запутываний. Не сомневайтесь в том, что он не уважает ваши границы и ценности. Имейте власть в этих ситуациях.

Но лучший способ справиться с манипулятором – это не быть замешанным в его интриги . Вооруженные знаниями и осознанностью, вы сможете обнаружить эти вредные и разрушительные действия, прежде чем приглашать манипулятора в свою жизнь.

Есть ли у вас отношения с манипулятором на сегодняшний день?

В народе говорят: чтобы защититься от врага, нужно хорошо знать его в лицо. То же самое можно сказать и о таком явлении, как манипуляция. Обычно ее определяют как скрытое управление поведением человека для достижения собственных целей. Манипулятор сознательно, а порой и неосознанно применяет обманные трюки для того, чтобы нейтрализовать или подчинить себе волю «объекта». Сокрытие истинных чувств и намерений, отношение к другим людям как к неодушевленным предметам материального мира - вот отличительные черты манипулятора. Для него важна не истинная суть вещей и событий (его это просто не интересует), а то, чтобы эти вещи и события были преподнесены и истолкованы в его пользу. Воздействуя на человека, манипулятор использует такие болевые точки «жертвы», как порядочность, обязательность, добросердечность. Вот почему тем, кто старается жить правильно, так трудно распознать, перестроиться и сразу дать отпор.

Противостоять манипуляции нелегко. Но сделать это обязательно нужно! В противном случае можно стать заложником чужой воли, автоматически выполняющим любую установку расчетливого «кукловода» . А ведь Создатель наделил нас (людей) свободой выбора, свободой воли. Светлые силы не посягают на нее. Применяя манипуляцию, человек становится проводником зла в этот мир и рано или поздно, но дорого за это расплачивается.

Как действуют манипуляторы? По-разному:

  • Есть такие, кто управляет людьми с помощью активных методов. Активный манипулятор демонстрирует свое превосходство в отношениях, играет роль решительного и предприимчивого человека. Он давит на собеседника, используя при этом свой социальный статус (например, статус начальника или родителя).
  • В противоположность активному пассивный манипулятор в силу своих психологических особенностей напрочь лишен какого-либо напора. Наоборот, он притворяется беспомощным и недалеким, разыгрывает из себя вечно обиженного. Тем самым манипулятор вынуждает контактирующего с ним человека пожалеть его, совершить в его пользу то или иное действие.
  • Можно еще выделить так называемого соревнующегося манипулятора . Для него жизнь - постоянное соревнование, вечная борьба, в которой он может либо победить, либо проиграть, а окружающие люди - потенциальные соперники. Методы соревнующегося манипулятора варьируются: он владеет и активными, и пассивными.

Методы манипуляции

Сама по себе манипуляция многолика. И не всегда поддается стопроцентной «диагностике». Однако выделить ее основные признаки все же возможно. Попытаемся это сделать.

И чтоб никто не догадался...

Тайный умысел - пожалуй, главный признак манипуляции. Как мы уже говорили, манипулятор действует таким образом, чтобы как можно надежнее скрыть от вас то, ради чего он собственно и затевает свою игру. Чтобы вы ни в коем случае не поняли, что вас хотят использовать. Манипулятор будет плести паутину: играть роль агрессора (активный метод) или жертвы (пассивный метод) ровно до тех пор, пока вы сами, как бы по своей воле, не преподнесете ему на блюдечке то, к чему он так стремится . Открыто попросить и потом поблагодарить за помощь - это не его метод.

Пример 1

Свернуть Показать

В службе ДОУ настоящий аврал. Сотрудники готовят копии документов к налоговой проверке. Все завалены работой и от усталости буквально падают с ног. В этой ситуации ни у кого и мысли не возникнет о том, чтобы взять отгул на день-другой, а уж тем более проситься в очередной отпуск. Все равно начальник не отпустит и никакие аргументы тут не помогут.

Но одной из сотрудниц отпуск нужен, как говорится, позарез: муж наконец-то выполнил обещание и купил долгожданный тур по Европе. И тогда женщина начинает вести свою игру. На работе она грустит, ни с кем не разговаривает, украдкой плачет. На расспросы коллег не реагирует. Так продолжается какое-то время, пока руководитель не приглашает ее в свой кабинет для того, чтобы выяснить причину перемен, произошедших с ней. Женщина, особенно не откровенничая, объясняет свое поведение семейными неурядицами. И тогда руководитель (ценя подчиненную как толкового и исполнительного работника) по собственной инициативе предлагает ей немного отдохнуть, придти в себя, а для этого сходить в отпуск недели на две. Что и требовалось ловкой притворщице!

Использование принципа последовательности

Стремление людей всегда и во всем быть последовательными (порой даже вопреки собственным интересам) - хорошая приманка для манипулятора. Ну кто хочет иметь репутацию непостоянного и ненадежного партнера? А именно таким и представляется в глазах общественности человек, у которого слово расходится с делом. Отсюда вывод: если вы что-то сказали, то обязательно должны это делать. Даже если впоследствии ситуация изменилась и ваше прежнее решение теперь не кажется вам таким уж удачным.

Манипуляторы этим активно пользуются. Главный их аргумент при этом: «Ну ты же обещал! Я на тебя надеялся!» В результате человек вопреки здравому смыслу и личной выгоде покорно (или возмущаясь при этом), но все же выполняет «заказ» манипулятора.

Игра на интересе

Следующий признак манипуляции - использование деликатной информации о жертве . Делясь с коллегами подробной информацией о себе, о своих интересах и планах, вы становитесь крайне уязвимы для действий недобросовестного партнера. Играя на слабостях человека, на его желаниях и потребностях, манипулятор подчас с легкостью может добиться нужного ему результата. Как в приведенной ниже ситуации.

Пример 2

Свернуть Показать

Сотрудник одной из московских компаний (назовем его К.) крайне нуждался в улучшении жилищных условий: в небольшой однокомнатной квартире на окраине города вместе с ним проживало еще три человека - жена, ребенок и престарелая теща. Личная неустроенность коллеги была достоянием всего коллектива. К. часто и довольно охотно обсуждал в курилке свои бытовые трудности.

Знал о проблемах подчиненного и его непосредственный начальник. И решил на этом сыграть. Однажды во время разговора с подчиненным он как бы невзначай сказал, что собирается «выбить» для него у руководства компании кредит на покупку жилья. Обрадованный сотрудник не знал, как и благодарить босса! Однако вскоре после этого на «осчастливленного» работника буквально потоком посыпались различные просьбы начальника: «А не согласились бы Вы нам помочь с подготовкой отчета?», «Очень надеемся на Ваше участие в благотворительной акции», «Вы не будете возражать, если мы перенесем Ваш отпуск на ноябрь?» и т.п. Ну как тут отказать? Конечно, подчиненный не возражал и выполнял все, о чем его просили. Вот и получается: человек реально еще ничего не получил (да и вряд ли получит), а уже чувствует себя в долгу перед руководителем, чувствует себя обязанным на «добро» отвечать добром.

Пример 3

Свернуть Показать

Если хотят помочь, то помогают. Вот прямо противоположная реальная история!

Частная компания за более чем десятилетний срок выросла до размеров холдинга с заметной долей на рынке. Руководитель и основной владелец бизнеса узнал, что один из водителей ищет способ занять денег, чтобы решить свой квартирный вопрос. И надо же было случиться такому совпадению, что этот сотрудник на тот момент оказался самым долго работающим, таким не вымершим единственным «динозавром», еще помнящим былые времена, когда бизнес начинали делать «на коленке», да и Новый год приближался - решался вопрос о его корпоративном праздновании. Руководитель отказал ему в займе, но (!) во время празднования корпоративного Нового года при всех подарил ему недостающую сумму на квартиру со словами благодарности за честный труд и вклад в общее дело.

Как вы думаете, как это подействовало на всех присутствующих, как повысило их лояльность к родной компании? От добра добра не ищут (его не выторговывают), сначала дарят сами и потом получают плоды.

Пример 4

Свернуть Показать

Сотрудник в неформальном разговоре с сослуживцем поделился, что никогда не может отказать человеку в том случае, если тот обращается к нему вежливо, деликатно, пусть и чисто внешне демонстрируя любовь и уважение. А отпор может давать только в случае агрессивного поведения. Эту слабость характера коллеги берет на вооружение недобросовестный сослуживец. С тех пор, желая получить какую-либо выгоду для себя, он обращается к товарищу с позиции ласкового родителя, применяя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Жертва манипуляции, страдая внутренне, «ведется» на подобную тактику и обреченно, через силу, выполняет просьбы манипулятора.

Эксплуатация порядочности

Зачастую при манипуляции активно используются положительные характеристики потенциальной жертвы. Такие, как ответственность, принципиальность, добросовестность. Давя на совесть человека, манипулятор буквально загоняет его в угол , и последнему ничего не остается, кроме как действовать в интересах манипулятора.

Ставка на признательность

Чувство признательности глубоко укоренилось в сознании человека. Если в нашей жизни кто-то сделал нам что-то хорошее, доброе, подразумевается, что мы должны оказать человеку ответную любезность. Например, если нам преподнесли подарок, одолжили денег или поделились урожаем с дачных грядок, то нам непременно следует позаботиться об ответных действиях (иначе душа себя чувствует обязанной). В противном случае можно прослыть неблагодарным. А кому же этого хочется? Вот и получается, что принцип признательности фактически стал неотъемлемой частью человеческой культуры.

И эту установку на обмен любезностями часто и активно используют манипуляторы. При этом они строго дозируют размер подарка и «отдарка» . Ежедневно оказывая коллеге пустяковую услугу (например, закрывая по его просьбе форточку в офисе или покупая в обед пирожки в местном буфете), они тут же просят взамен о любезности куда большего масштаба (например, подежурить вместо себя, «прикрыть» от начальства отсутствие на работе или поменяться отпусками на невыгодных для жертвы условиях). Человек под воздействием подобной манипуляции попадает в неудобное положение: вроде и делать то, о чем его просят, не хочется, в то же время и отказать неудобно... Но что ж тут неудобного, если с вами поступают нечестно?!

«...не должно сметь свои суждения иметь»

«Отсылка к авторитету» - также явный признак манипуляции. Слово «авторитет» означает власть, влияние. В обществе признается обязанность безусловного подчинения кому-то сильному, могущественному, умному, иными словами, авторитетному. Во многих областях жизни авторитет действительно играет решающую роль. Например, в государственной сфере, в сфере науки, искусства. Ну кто станет оспаривать авторитет Николая Коперника или, допустим, Карла Юнга? Силу авторитета прекрасно понимает манипулятор, программируя очередную жертву на выгодное (удобное) для себя действие или бездействие.

Пример 5

Свернуть Показать

А., рядовой сотрудник службы ДОУ, приходит к своему непосредственному руководителю с конкретными предложениями по улучшению работы отдела. Пообщавшись с бывшим однокурсником, ныне работающим в другой компании аналогичного профиля деятельности, А. узнал, как можно решить наболевшие проблемы своей организации и сколько реально это стоит (одно дело, услышать цифры от разработчика СЭД и совсем другое - от заказчика, уже осуществившего внедрение, - это ценнейшая информация), А. уже провел первичное «маркетинговое исследование» и сформулировал конкретные предложения по автоматизации.

Но у руководителя нет ни времени, ни желания разбираться в проектах не в меру активного подчиненного. И вместо того чтобы внимательно ознакомиться с материалами, он, слегка пробежав по ним глазами, снисходительно роняет: «Ерунда, Иван Иванович так не считает и Петр Петрович выступает против этого». Зная, что Иван Иванович и Петр Петрович непререкаемые авторитеты, подчиненный чувствует себя пристыженным. Он покидает кабинет начальника и навсегда гасит в себе реформаторские порывы.

Признаки «неискренности» манипулятора

Выше мы определили отправные точки, используя которые манипулятор добивается поставленных целей. На конкретных примерах увидели, как работают его технологии.

А теперь зададимся таким вопросом: как распознать в человеке манипулятора, как понять, искренне ли общается с вами ваш собеседник? Или в его намерения входит использовать вас в качестве пешки в заранее продуманной «шахматной партии»? Чтобы безошибочно ответить на этот вопрос, нужно быть по меньшей мере прирожденным психологом. Не каждому такое под силу. Но все же и обычный человек, не наделенный тонким чутьем «душеведа», в ряде случаев вполне может распознать манипуляцию. Например, если общение связано с нарушением норм этикета, с изменением ранее установленных стереотипов, с появлением у него чувства дискомфорта, вины, состояния глубокой внутренней опустошенности.

Нарушение этикета

Следует отметить, что манипулятор всегда обращается к человеку в самый неподходящий момент : когда вы разговариваете по телефону, спешите успеть на рейсовый автобус и т.п., т.е. когда ваш ресурс на обдумывание и принятие решения относительно его просьбы невелик. При этом манипулятор может извиняться, просить прощения за то, что обратился к вам не вовремя... но все же он будет это делать. Тем самым он ставит вас в неудобное положение и буквально вынуждает согласиться на его просьбу: вы готовы отдать все, только бы он оставил вас в покое.

Еще один распространенный прием: манипулятор просит вас сделать доброе дело для третьего человека прямо в присутствии третьего человека , чтобы вам было сложно отказать. В результате манипулятор сделал «добро» вашими руками, не поинтересовавшись вашими обстоятельствами и намерениями (плевать он на них хотел), он решил сделать это «добро» за ваш счет, а не сам. Чувствуете разницу?

Изменение стереотипов

А вот другой сигнал, внешне свидетельствующий о возможной манипуляции. Допустим, вы давно знаете человека. Ваши отношения определены, предсказуемы и стереотипны. Встречаясь в коридоре, вам иногда приходится перебрасываться с коллегой двумя-тремя словами. Обычно это утреннее приветствие или вечернее прощание. И вдруг в один из дней поведение человека резко меняется. Он, радостно улыбаясь (как будто сто лет вас не видел), идет навстречу, а поравнявшись с вами, с чувством пожимает руку. При этом вы чувствуете некоторую наигранность в его действиях, едва уловимую фальшь. Такая перемена в поведении коллеги должна служить предупредительным знаком: возможно, сослуживец просто готовит почву для того, чтобы что-то получить от вас.

Гиперболизация просьбы

Внешне это выглядит так: сотрудник просит руководителя о какой-то совершенно незначительной услуге. Например, отпустить его на час раньше с работы или предоставить положенный отгул. Но при этом оговаривается, что если последний не пойдет ему навстречу, то случится нечто ужасное: он не сможет проводить в аэропорт жену, а это равносильно разрыву семейных отношений. Преувеличивая значимость просьбы , сотрудник-манипулятор таким образом давит на совесть руководителя и подталкивает его к принятию нужного для себя решения.

Конечно, обычно сложно разобраться, где ложь, а где правда. Но иногда человек обладает дополнительной информацией (кроме услышанной от просящего), и тогда сопоставив, кое-что можно понять.

Синдром «вампиризма»

Распознать, что в отношении вас применяется скрытое управление, можно и по другим субъективным признакам. Вдруг, совершенно непонятно почему, во время разговора у вас появляется чувство вины или внезапно возникшей опасности . А с ним и потребность загладить эту вину или избежать возможной угрозы. Это результат действия манипулятора, подготовившего почву для психологической обработки жертвы.

Бывает и так, что в период общения у вас ухудшается самочувствие . Постепенно тяжелеет голова, становятся ватными ноги. Ощущение такое, что вас лишили энергии, жизненной силы. Буквально выкачали все соки. Что происходит? Их действительно «выкачивают», и ваш организм дает вам понять, что происходит. Доверяйте своим ощущениям, особенно если они систематически возникают при общении с конкретным «персонажем». Тело первым реагирует на психологическое давление, тогда как голова еще не вполне осознает, что происходит на самом деле.

Как только жертве становятся понятными цели манипулятора (собственно, она с этого момента и перестает быть жертвой), все соматические явления начинают исчезать. Помните, манипуляция жива ровно до того момента, пока ее истинные цели не осознаются объектом манипуляции!

Берем Щит и Меч в свои руки!

Итак, мы определили характерные черты и признаки манипуляции. А теперь посмотрим, каким образом можно защитить себя, обезопасить от этого неприятного явления.

Пассивная защита

Эта форма защиты применяется тогда, когда человек не знает, как ответить манипулятору или когда не хочет окончательно портить с ним отношения. В этом случае достаточно будет действовать следующим образом:

  • например, поменять тему разговора или проигнорировать слова манипулятора, просто сделать вид, что не расслышали их ;
  • можно притвориться «тугодумом» , который никак не возьмет в толк, что же от него хотят;
  • помогает и такая уловка: вначале согласиться с манипулятором, затем задать уточняющий вопрос, тем самым побуждая его продолжить речь и выигрывая время для обдумывания ответа .

Пример 6

Свернуть Показать

Директор просит подчиненного выполнить работу, которая не входит в обязанности последнего. На что сотрудник отвечает: «Да, хорошо. Я сделаю. Только скажите, кому я должен передать то задание, которое вы поручали мне вчера?» То есть подчиненный ставит руководителя перед выбором: директор должен определиться, чем именно заниматься подчиненному в ближайшее время. И начальнику ничего не остается, кроме как внести ясность в этот вопрос. Тогда как его первоначальной целью было нагрузить сотрудника «по полной программе».

При пассивной защите очень важно сохранять спокойствие . В противном случае манипулятор почувствует вашу уязвимость. И тогда он будет стремиться во что бы то ни стало пробить брешь в обороне и заставить плясать под свою дудку.

  • Как правило, основная часть негативной информация воспринимается человеком через слух. Поэтому при общении с манипулятором сконцентрируйтесь не на том, что он говорит, а на его внешности и на окружающей обстановке . Пусть манипулятор продолжает «стараться», вещать все что угодно. Вы же, чтобы абстрагироваться от его внушения, постарайтесь внимательно рассмотреть и запомнить детали обстановки и лица собеседника, словно это для вас имеет наиважнейшее значение. Такой «уход» поможет вам сохранить самообладание.
  • А еще хорошо помогает следующий прием. Мысленно уменьшите рост раздражающего вас человека : представьте его карликом или тараканом, которого при желании вы сможете безжалостно раздавить. Пусть, хотя бы и мысленно, но насладитесь тем, как «даете сдачи».
  • И, наконец, последнее: в диалоге с манипулятором держите паузу . Никогда не спешите с ответом. Это позволит вам успокоиться и взять себя в руки.

Активная защита

Теперь об активной защите. Она используется в ситуациях, когда, как говорится, нечего терять и можно не бояться открытого конфликта. Главное в использовании активной защиты - определенный психологический настрой: следует прямо, открыто и решительно говорить манипулятору о том, что вы думаете . При этом либо расставлять все точки над «i», задавая противнику открытые вопросы типа: «Говорите прямо, что от меня требуется», либо перейти к . То есть сделать вид, что ты не осознаешь, что тобой манипулируют, и начать ответную игру, впоследствии завершив ее «лобовым ударом», который напрочь лишит манипулятора психологического превосходства.

Пример 7

Свернуть Показать

Приближается конец квартала. Нужно готовить плановый отчет, но сотрудница не спешит приступать к рутинной, неинтересной работе. Она как можно дольше оттягивает неприятный момент. Жалуется руководителю на депрессию, головную боль, плохое самочувствие (пассивная манипуляция), как бы надеясь, что проблема рассосется сама собой.

Начальник вначале не торопит подчиненную, сочувствует ей, входит в ее положение. Но потом, когда сроки работы поджимают да и хитрость подчиненной становится очевидной, он меняет политику. Однажды утром, зайдя в свой кабинет, девушка видит такую картину. За ее рабочим столом сидит начальник и разбирает папки, в которых содержится информация для отчета. А затем вносит данные в программу компьютера. Сотрудница от неожиданности буквально лишается дара речи. Но окончательно ее добивает вопрос руководителя: «Ну, так Вы будете выполнять свои обязанности? Или мне для этих целей искать нового сотрудника?» Надо ли говорить о том, что подобный «выстрел» попадает в десятку и сотрудница безоговорочно приступает к подготовке отчета.

Пример 8

Свернуть Показать

Позволим себе в этой статье привести один пример на «нерабочую» тему, уж больно он наглядный. Представьте ситуацию: муж принес домой премию.

Еще когда она только замаячила на горизонте, жена убедила его, что ей просто необходима новая шубка, старая-то «совсем износилась», прямо в люди выйти неудобно. Он легко на это согласился: милую любит да и прикидывает, что не вся премия уйдет на покупку - на воплощение его «мечты» в уменьшенном формате еще останется. Но после получения премии жена делает следующий шаг: вечером за ужином сочувствует неожиданным обстоятельствам в жизни своей матери, все это обсуждается в красках целый вечер, и в присутствии мужа и еще нескольких родственников она обещает (не посоветовавшись прежде с мужем), что, конечно же, они это все так не оставят и помогут. Мужу остается либо прямо за столом стать для всех «плохим» и жадным, либо смолчать и потом выполнить обещанное женой.

Что делает умный муж? После ужина, когда остается с милой наедине, говорит: «Конечно же, мы поможем твоей маме. Только вот на шубку останется меньше». И ту сумму, которая нужна на решение «маминой проблемы», вычитает из выделенной на шубку, которая на глазах превращается... в очень хороший пуховичок! Чтоб впредь манипулировать им было неповадно... А шубку он все равно купил, только с другой премии:)

Мы рассказали (пусть и в общих чертах) о том, что представляет собой такое явление, как манипуляция, и как можно от нее защититься. Очень надеемся, что эта информация поможет вам в жизни. В заключение дадим еще несколько советов:

  1. Никогда не начинайте психологическую атаку первым. Не забывайте о том, что в любом случае худой мир лучше доброй ссоры.
  2. Сделайте так, чтобы манипулятор понял, что он разоблачен , целей своих не добьется и продолжать дальнейшую игру не в его интересах.
  3. Не записывайте каждого встречного в манипуляторы. Далеко не все окружающие люди хотят попользоваться вашей добротой. Будучи излишне подозрительным вы можете напрочь лишить себя радости общения.
  4. И главный совет: придерживайтесь в жизни ассертивного поведения - и тогда никакой манипулятор вам не страшен. Философия ассертивного поведения основана на предположении, что многие люди забыли или не знают о том, что мы все равны и имеем равные права. Цель ассертивности - отстаивать свои права без нарушения прав других людей. Основные черты, характерные для такого поведения, можно сформулировать в виде неких внутренних установок:
    - Я имею право быть самим собой и не подстраиваться под других.
    - Я имею право говорить «да» или «нет».
    - Я имею право открыто выражать свои чувства и убеждения.
    - Я имею право менять свое мнение.
    - Я имею право сказать «Я не понимаю».
    - Я имею право не брать на себя ответственность за проблемы других людей.
    - Я имею право просить о чем-то других.
    - Я имею право быть нелогичным, принимая решения.
    - Я имею право, чтобы меня слушали и серьезно ко мне относились.
    - Я имею право делать ошибки и чувствовать себя комфортно, признавая их.

А все вместе эти установки сводятся к уважению. Тотальное уважение - это одновременно уважение к себе и к окружающим. Первое избавляет вас от притязаний манипуляторов, второе - от того, чтобы самому скатиться до таких действий. Уважение всегда бесстрашно.

Свернуть Показать

Брат Девид Штайндл Раст , бенедиктинский монах, один из реформаторов католичества, основоположник христианско-буддистского диалога:

Страх - это корень агрессии. Все войны в мире происходят от страха людей, который искусно используют военные лидеры. Будь в самих лидерах меньше страха, войн можно было бы избежать. А ведь чтобы заключить мир, нужно куда больше мужества, нежели чтоб начать войну. Но если ты боишься, ты становишься агрессивным. Даже маленькие животные становятся агрессивными, если испытывают страх: если маленькая мышка достаточно сильно испугается, она кинется на вас.

Таким образом, страх - это корень всего, что неправильно в нашей жизни.

Страх также прячется за нашим желанием иметь больше денег, больше того, больше этого… потому что мы боимся, что без этих составляющих не сможем двигаться дальше. Если же преодолеть страх и жить без боязни, мы начинаем понимать, что больше не живем из чувства жалости к себе, а живем с чувством самодостаточности. И если у нас появится это бесстрашное отношение, мы начнем жить радостно.

Вот почему в молитве, обращаясь к нашему Небесному Отцу, мы просим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Т.е. буквально «хлеб на сегодня» - давайте не волноваться о завтрашнем дне, давайте думать о хлебе сегодняшнем, и это принесет нам много радости. Если уже сейчас мы начинаем переживать из-за того, что будет завтра - мы на неправильном пути. И это главное, что я хочу сказать: «Не бойтесь».

(Полное интервью Девида Раста и других участников Международного конгресса по трансперсональной психологии и духовности в Москве см. на сайте http://dattamedia.ru в разделе «Фильмы», далее - видео «О главном»)

Сноски

Свернуть Показать