Как не переживать когда уволил сотрудника. Как достойно пережить увольнение. Настройте себя на положительный лад

По накалу страстей оно уступает разве что разводу или смерти близкого человека. Особенно если речь идет об увольнении.

Специалисты советуют: постарайтесь уйти достойно, не оскорбляя других и не разрушая себя. От того, как вы себя поведете в это трудное время, зависит ваша будущая жизнь.

Волю в кулак!

Существует огромное искушение напоследок высказать начальству все, что вы о нем думаете. Или сделать какую-нибудь гадость: спрятать необходимые данные, унести с собой номера телефонов важных клиентов, на какое-то время парализовав работу некогда родной фирмы.

Не делайте этого! Во-первых, профессиональный круг очень узок, и когда ваш новый начальник позвонит бывшему, то вряд ли он найдет хоть пару добрых слов в ваш адрес. Во-вторых, если вы хотите, чтобы шеф по-настоящему пожалел о вашем увольнении, действовать надо прямо противоположным образом.

Соберите волю в кулак и в последний день тепло попрощайтесь с ним, сказав самые добрые слова. Может быть, он и не позовет вас обратно (что, кстати, не исключено), но наверняка даст отличную характеристику. Неважно, какие отношения у вас были до этой минуты. Как известно, больше всего запоминаются первые и последние слова.

Группа риска

Потеря работы часто подрывает самооценку человека. У него возникает чувство обиды и ощущение потери контроля над жизнью: «Почему уволили именно меня?», «Неужели я самый плохой работник?», «В этой жизни я ничего не решаю». Если вас посещают подобные мысли, нужно сказать себе: «Стоп! Жизнь – это не только работа. В столь сложной ситуации гораздо конструктивнее задаться другим вопросом – почему судьба подкинула вам такое испытание, какие уроки можно из этого извлечь?

Практика показывает: чаще всего работу теряют люди, имеющие две противоположные психологические установки. Прежде всего это те, кто незаметно для себя стал жить по инерции, кому работа давно не приносит ни морального, ни материального удовлетворения. Но самому положить заявление на стол у бедолаги не хватает смелости. И каждое утро отправляется на работу, как на каторгу. Вот судьба и подбрасывает ему неожиданное разрешение проблемы – в виде сокращения персонала или ротаций, ведущих к увольнению.

Как ни странно, рискуют потерять работу и люди с другой установкой – трудоголики, которые идентифицируют свою жизнь с работой, ставя ее на первое место в шкале жизненных ценностей. Нередко судьба наказывает за подобную однобокость. К тому же слишком ретивый сотрудник нередко вызывает раздражение у начальства: вдруг он окажется профессиональнее своего руководства?

Порочный круг

Лишившись работы, человек получает в свое распоряжение огромное количество свободного времени. Возможно, поначалу это даже радует: наконец-то удастся отдохнуть! Но расслабиться по-настоящему, как правило, не получается. И безработный человек начинает переживать вдруг образовавшуюся в его жизни пустоту. По наблюдениям психологов, подобная ситуация – питательная среда для появления невроза.

Возникает своеобразный замкнутый круг: из-за того, что нет работы, вы испытываете депрессию, а это, в свою очередь, не дает возможности найти работу. Если такое состояние длится достаточно долго, дело может дойти не только до депрессии, но и до тяжелых физических недугов. Такой эффект «психофизического износа» психиатры часто наблюдают не только у потерявших работу, но и у тех, кто вышел на пенсию: интенсивно работающий человек вдруг начинает стремительно стареть, к нему начинают липнуть всевозможные болячки.

Чтобы до этого себя не доводить, специалисты советуют: поиски нового места надо начинать в тот же день, когда вам сообщили об увольнении. Чем больше времени проходит после потери работы, тем сложнее будет ее найти. Отнеситесь к увольнению как к испытанию на прочность, как к экзамену, сдав который вы придете к успеху.

Чем больше действий, тем сильнее отдача

А чтобы за время «от работы до работы» не разрушить себя, а заодно отношения с друзьями и близкими, постарайтесь выработать четкую стратегию:

● Сохраняйте прежний ритм и распорядок жизни. Вставайте, завтракайте, обедайте и ужинайте в то же время, что и раньше. Если вы мужчина, непременно брейтесь каждое утро. Если вы женщина, причесывайтесь и наносите легкий макияж.

● Ежедневно что-нибудь делайте для поиска работы: просматривайте сайты в Интернете, рассылайте резюме, изучайте журналы по трудоустройству, ходите на собеседования. Подмечена закономерность: если вы сегодня позвонили не в пять, а в десять фирм, то завтра вы получите звонков в два раза больше, чем в предыдущие дни.

● Свободное время используйте на то, чтобы заняться своим здоровьем. Не смотрите допоздна телевизор, высыпайтесь, не пейте кофе и крепкий чай, обязательно выходите каждый день на улицу. Посетите стоматолога, других врачей, пройдите курс лечения, если нужно. Сделайте все скучные, но необходимые домашние дела, до которых раньше не доходили руки.

Не замыкайтесь

К сожалению, нередко в период вынужденного бездействия у человека портятся отношения с близкими. В первое время ему сочувствуют, но по мере того, как он замыкается, уходит в депрессию, это начинает раздражать окружающих.

● Старайтесь не выключаться из жизни семьи: возьмите на себя какие-то обязанности, которые раньше выполнялись другими, делитесь своими мыслями, обсуждайте домашние проблемы.

● Если вас приглашают в гости друзья, не отказывайтесь, ссылаясь на плохое настроение. Может, как раз там вы встретите того, кто поможет вам найти работу. Несмотря на прогресс в сфере трудоустройства (Интернет, рекрутинговые агентства), брать на работу у нас предпочитают, как прежде, «по знакомству».

● Не пренебрегайте предложением временной работы, продолжая искать постоянную. Если вы себя хорошо зарекомендуете, она может стать постоянной.

● От драматичных поворотов судьбы не застрахован никто. Даже гении. Широко известен пример одного из игроков мадридского футбольного клуба «Реал». Нелепая автокатастрофа на целый год приковала его к инвалидному креслу. В конце концов ему удалось встать на ноги, но с блестящей футбольной карьерой пришлось проститься. «Чем же заняться? Ведь, кроме футбола, я ничего не умею делать!» – терзался бывший футболист. Друзья посоветовали ему попробовать себя в … певческом жанре. И не прогадали. Так миру явился блистательный Хулио Иглесиас.

● Не менее знаменательна история другого известного человека. До того, как прославиться на литературной ниве, он был… бухгалтером. Все изменилось, когда никому не известный мистер Портер был обвинен в растрате и угодил в тюрьму. От тоски и безысходности он принялся писать рассказы. Из тюрьмы он вышел популярным новеллистом, известным под псевдонимом О"Генри.

7 верных способов потерять работу

1. Не иметь планов.

2. Не поддерживать на должном уровне и не обновлять свои умения и навыки.

3. Не предоставлять никаких результатов.

5. Окружать себя подхалимами.

6. Забывать воздавать должное другим.

Кстати

Стресс, вызванный увольнением, сильнее проявляется у мужчин. Женщины более устойчивы к ударам судьбы и гибко реагируют на стрессовую ситуацию. Очень болезненно переживают потерю работы люди пенсионного возраста, а также те, кто перешагивает «опасные» возрастные рубежи: так называемый возраст первого взросления (33-35/35-37 лет) и зрелый возраст – 46-48/52-54.

Уровень переживаемого стресса зависит и от психологического типа, к которому принадлежит человек. Темпераментные, общительные люди, хотя и воспринимают известие об увольнении тяжело, преодолевают стрессовую ситуацию относительно быстро. Как правило, им хватает двух недель, чтобы освободиться от стресса. Другое дело – люди флегматичные, замкнутые. Стресс развивается у них по нарастающей и растягивается на длительный период.

Ваш начальник приглашает вас в офис, закрывает дверь и говорит: "...нас не устраивает то, как вы работаете в этой должности, поэтому мы приняли решение об увольнении. Освободите рабочее место и получите расчет в бухгалтерии." Как же справиться с этой ситуацией, не уронив своего достоинства?

Шаги

    Дайте себе минуту (или пять) на то, чтобы прийти в себя после шока и соберитесь с мыслями. Сделайте вдох. Если вам хочется заплакать, пожалуйста – это не изменит ситуации, но, возможно, поможет вам лучше ее преодолеть, выплеснув свои эмоции.

    Воспринимайте ситуацию правильно. Возможно, ваше первое побуждение – считать себя плохим работником, человеком и вообще неудачником, но это всего лишь голос паники. Вместо этого скажите себе: "Я выполнял неподходящую для себя работу". Это важно: работа не виновата и вы не виноваты, именно сочетание работы и вас не сработало. Так что не стыдитесь ситуации. Существуют миллионы причин, почему работа не получается, и ни одна из них не подразумевает 100% вашей вины.

    Не старайтесь изменить решение. Вас может посетить искушение просить дать вам еще один шанс, но следует устоять перед ним. Решение принято и почти всегда безвозвратно. Мольбы лишь ослабят вашу способность к дальнейшим переговорам.

    Ведите переговоры относительно условий своего увольнения. Работодатель не хочет лишних проблем, в частности, заслужить дурную репутацию. Так что вот, о чем вы можете договариваться:

    • Договоритесь о том, как работодатель будет отвечать, в случае обращения к нему за рекомендацией. Самый безопасный вариант его ответа: "Да, он работал у нас сотрудником, но в нашей организации действует политика неразглашения оценки деятельности".
    • Попросите щедрую компенсацию. Требуйте выплаты отпускных и больничных, а также такой компенсации, на которую, по вашему мнению, они могут быть согласны – между месячной и трехмесячной зарплатой. Возможно, вам не заплатят столько, сколько вы попросите, но это хорошее начало переговоров.
    • Попросите работодателя продлить на какой-то период действие ДМС.
    • Попросите помощи в поисках новой работы. Некоторые работодатели предлагают услуги фирм по трудоустройству. Если нет, спросите, какие организации вам могли бы порекомендовать для поиска работы. Возможно, у них есть информация о свободных вакансиях.
  1. Увольняйтесь с чувством собственного достоинства. Не ждите окончания рабочего дня – соберите вещи на рабочем месте и уходите. Если вас будут останавливать коллеги, чтобы попрощаться, вежливо поблагодарите их, но не сотрясайте стены воплями по поводу того, что с вами только что случилось. Никогда не говорите ничего плохого ни о начальнике, ни о компании – сожгите все мосты, чтобы вас не преследовали обиды.

    Сразу же сообщите о случившемся семье. Даже если вы еще испытываете шок и стыд, скажите своей семье о том, что произошло и обсудите, как вы можете все вместе с этим справиться. Несмотря на то, что ваши родные тоже испытают шок и неприятные чувства, в долгосрочной перспективе вам будет проще начать предпринимать дальнейшие действия вместе.

    Дайте себе время на восстановление. У вас будет искушение тут же начать поиски новой работы, но нужно дать себе время пережить случившееся, избавиться от стыда и паники и начать ясно мыслить. Возьмите пару недель на то, чтобы провести его с семьей и сконцентрироваться на дальнейших планах.

  2. Осознайте, что это не конец пути. Несмотря на то, что это иногда бывает сложно, не стоит думать о том, что вместе с увольнением с работы у вас закончилась вся жизнь. Начните рассматривать ситуацию, как поворотный момент на пути к переменам к лучшему. Конечно, это непростое время, но именно оно может подарить вам новые возможности.

    • Уделите время тому, чтобы разобраться, хотите ли вы оставаться в той же сфере деятельности или стоит попробовать что-то другое.
    • Возможно,в первые несколько дней вам будут постоянно звонить ваши друзья и коллеги, чтобы узнать, как ваши дела. Удержитесь от того, чтобы со всеми подряд разговаривать. Передайте всем через одного друга, что у вас все в порядке и что вы просто взяли время на передышку, а затем в ближайшие несколько дней, недель или месяцев – неважно – перезвоните всем.
    • Убедитесь, что увольнение проведено в соответствии с условиями вашего трудового договора и трудовым законодательством, в целом.
    • Будьте ответственны. Вернувшись домой, отмените все покупки, кроме самых необходимых и сформируйте бюджет в соответствии с теми средствами, что у вас есть. Разработайте финансовый план. Это снизит уровень стресса и удержит вас от того, чтобы хвататься за первую попавшуюся работу.
    • Иногда компенсация при увольнении дается на определенных условиях: вы не можете ни с кем обсуждать причины увольнения, не можете обсуждать условия компенсации, не можете негативно отзываться о компании или ее руководстве, не можете переходить на работу к конкурентам и так далее. Если вы нарушите эти условия, компенсация может быть взыскана с вас обратно через суд.
    • Получите официальное письменное подтверждение намерений компании.
    • Как правило, после сообщения об увольнении доступ к персональному компьютеру закрывается. Соответственно, (раз вы читаете эту статью, вас еще не уволили) сегодня, придя на работу:
      • Отправляйте на свой личный электронный адрес всю личную информацию с компьютера, которую вы хотели бы сохранить после увольнения: личную почту, примеры рабочих матералов, рецепты своих коллег – все, что угодно. Не отправляйте все это со своего рабочего адреса, зайдите в личную почту и отправьте оттуда.
      • Сделайте копии всех файлов, которые вы хотите оставить себе (шаблоны документов, материалы по работе, контакты) и унесите домой.

    Предупреждения

    • Сопротивляйтесь побуждению позвонить коллегам и пожаловаться на компанию и ее руководство.
    • Придя домой, не вздумайте собрать вещи и уехать из города. Бегство от проблем лишь усугубляет ситуацию, а кроме того переезд в другой город без видимой на то причины – красная тряпка для работодателей. Лучше обновите свое резюме и разместите его на соответствующих сайтах.

Увольнения сегодня - не редкость, и они далеко не всегда свидетельствуют о низких профессиональных качествах сотрудника. По самым разным причинам свои рабочие места ежедневно покидают сотни успешных, амбициозных, опытных и продуктивных людей. В этой статье мы сосредоточимся на практичных советах по достойному , вызванного потерей работы.


Что испытывает человек, которого уволили?

Спектр эмоций человека, которого «попросили», сложно описать в нескольких предложениях. Даже если вы ожидали подобного развития событий, неприятная новость все равно станет причиной сильного стресса. , злость, агрессия, ступор, истеричное веселье – первая реакция будет зависеть от выдержки, взаимоотношений с руководителем и темперамента:

    Холерики могут вступать в конфликты и бурно выяснять отношения.

    Сангвиники, вероятнее всего, постараются решить все мирным путем.

    Флегматики, как правило, не проявляют ярких эмоций (что, в прочем, не означает, что они их не испытывают).

    Меланхолики могут сильно расстраиваться и даже .

1. Попытайтесь сдержать первую волну эмоций

Уравновешенность – одно из главных качеств настоящего профессионала, поэтому даже если вас уволили несправедливо, не распыляйтесь в праведном гневе. В конфликтах чаще всего побеждает именно холодный рассудок, а «горячие головы» рискуют оказаться в невыгодном свете. Сохраняйте достоинство и уходите с высоко поднятой головой: в будущем вам будет приятно об этом вспомнить.

2. Думайте о последствиях

Увольнение – первая ступенька к вашей новой карьере, и вы должны извлечь из него максимум. Чаще всего руководству действительно не нравится увольнять сотрудников, поэтому оно старается обставить все в максимально мягкой манере. Не теряйтесь, просите рекомендации, компенсацию за неиспользованный отпуск и другие «регалии», которые полагаются вам за службу.

3. Не считайте себя неудачником

Позитивный настрой – основа счастливой жизни. Эта банальная истина актуальна и во время увольнения. Даже если вы проиграли в корпоративной борьбе и лишились любимой работы, это не должно уничтожить вашу самооценку и ввести в состояние . Во-первых, жизнь – это не только карьера. Во-вторых, страхи и комплексы лишь помешают вам удачно устроиться на новом месте. А оно обязательно будет!

4. Не соглашайтесь на первую попавшуюся работу

Многие люди после увольнения поспешно соглашаются на первое поступившее предложение. Но такая стратегия мешает осознать, что человеку действительно интересно и важно в будущей работе. Главное – не наступить на знакомые грабли, поэтому трезво оцените свой прошлый опыт и внимательно изучите новую вакансию. Условия действительно привлекают? Тогда смело соглашайтесь.

5. Отдохните

Внеплановый отпуск – отличный повод освежить голову, расставить приоритеты, подумать о жизни, учесть минувшие ошибки, заняться самообразованием и подготовиться к новому витку в карьере. Но затягивать его не стоит, иначе вы рискуете потерять "боевую сноровку".

6. Не зовите на новое место бывших сотрудников

Даже если вы успешно устроились на новом месте – не спешите перетягивать бывших коллег. Пока еще вы новичок, и не успели разобраться во всех корпоративных правилах. Стоит ли брать на себя ответственность за трудоустройство других? Помните, что профессиональные неудачи товарищей могут разрушить не только ваши дружеские отношения, но и репутацию на новой работе.

7. Не возвращайтесь

Иногда уволенных сотрудников через время зовут на старое место. Увы, такие возвращения обычно не заканчиваются ничем хорошим. Человек начинает с подозрением относиться к руководству, невысказанные обиды мешают нормальному сотрудничеству, а начальник задается вопросом, не зря ли он вернул «неподходящего» работника.

Впрочем, могут быть и исключения: компания терпит финансовый крах, вынужденно прощается с ценными кадрами, а возродившись из пепла, искренне желает вновь собрать лучших людей под своей крышей.

Мария Ниткина

Увольнение - один из самых тяжелых опытов, с которым вы можете столкнуться в своей карьере. Как действующий коуч, я лично наблюдала шок, горе и тревогу, которые этому сопутствуют. Увольнение может вызвать беспомощность и неуверенность в себе в виде пугающей утраты контроля над ситуацией и голоса беспощадного внутреннего критика - особенно если ваши коллеги сохранили работу.

От вашего восприятия зависит, насколько успешно вы перейдете к следующему этапу своей карьеры и жизни. Хотя увольнение временно выбивает почву из-под ног, оно не разрушит карьеру, если вы поймете, как контролировать свое отношение к случившемуся.

Работая с топ-менеджерами, пережившими увольнение, я наблюдала, как некоторые из них берут себя в руки, двигаются вперед и наконец преуспевают, а другие застревают в круговороте гнева и самообвинений. Деструктивные шаблоны мышления удерживают их в болоте неудач, делают неспособными вновь обрести почву под ногами и определиться с дальнейшим. Ниже я предлагаю три способа, которые позволят утихомирить внутреннего критика, повысить стрессоустойчивость и остаться в продуктивном состоянии после увольнения.

Сохраняйте позитивный настрой. Чтобы оправиться после неудачи, перестаньте бесконечно прокручивать в голове одно и то же. Это скорее прибавляет проблем, чем помогает их решению. Образ мыслей влияет на восстановление после увольнения. Приведу в пример истории двух 50-летних мужчин, с которыми я работала. Назовем их Оуэн и Боб.

Оуэн тяжело воспринял известие о своем увольнении, хотя оно было результатом слияния организаций и не основывалось на результатах его работы. Он продолжал обвинять себя, недоумевая: «Как я мог не видеть, к чему все идет? Я не годен для науки и у меня никогда не появится другой работы в мои-то пятьдесят». Вместо обдумывания дальнейших планов Оуэн тратил время на самоистязание и беспорядочное просматривание вакансий, все больше и больше расстраиваясь. Когда Оуэн пришел ко мне на встречу спустя несколько месяцев после увольнения, он уже едва выбирался из постели по утрам. Он не мог избавиться от самокритики, постоянно винил себя за потерю работы, тогда как некоторые коллеги ее сохранили, - и в результате скатился в депрессию.

Боб тоже пережил увольнение, но действовал иначе. После первого шока от известия он обновил свое резюме и страницу на LinkedIn, чтобы показать, что он ищет работу, и стал планомерно налаживать связи со своей аудиторией. Несмотря на переживания из-за временной нетрудоустроенности, он постоянно напоминал себе: «У меня есть навыки в маркетинге, и сейчас подходящий случай, которым стоит воспользоваться, чтобы исследовать свои карьерные возможности». За несколько недель Боб нашел потенциальные варианты трудоустройства. Более тридцати его знакомых согласились посодействовать поиску работы.

Ключевая разница между историями Оуэна и Боба не в том, что один после увольнения чувствует себя лучше, чем другой. Первоначально оба были одинаково расстроены потерей работы. Но, в отличие от Оуэна Боб сосредоточился на контроле ситуации и не стал заниматься постоянной самокритикой.

Не давайте негативным мыслям взять верх. После увольнения совершенно нормально обнаружить себя в тисках гнева и самоуничижения, и эти чувства могут надолго поселиться в вашей голове. Отдавать себе отчет в сопровождающих увольнение чувствах важно, но также необходимо обращать внимание на то, что вы говорите себе, и определять, помогают ли или препятствуют ваши чувства достижению целей. Задавая вопросы своему внутреннему критику, вы можете остановить пагубный круговорот самообвинений, который сдерживает вас в движении вперед.

Вот несколько примеров распространенных негативных мыслей в парах с вопросами, которые вы можете задать себе, чтобы трезво смотреть в будущее.

Мысль: «Я мог бы делать больше и предотвратить увольнение».

Вопрос: «Какие есть основания полагать, что я мог предотвратить увольнение?»

Мысль: «Увольнение приведет к потере навыков или к каким-то другим недостаткам».

Вопрос: «Почему я уверен, что это приведет к ухудшению моих способностей?»

Мысль: «Мне не повезло оказаться в неправильном месте в неправильное время».

Вопрос: «Что могло сделать мою работу невостребованной?»

Мысль: «Это несчастье, от которого я никогда не смогу оправиться».

Вопрос: «Для исследования каких карьерных возможностей я сейчас свободен?»

Переключите внимание с недостатков на преимущества. Как правило, потеряв работу, вы пытаетесь выяснить, что сделали не так, и раздумываете над всевозможными просчетами. Концентрируясь на недостатках, вы, скорее всего, забудете или сведете к минимуму свои сильные стороны.

Чтобы заменить демотивирующий подход на более позитивный, охватите взглядом всю свою карьеру. Если вы только начинаете работать, вспомните ваш образовательный опыт на данный момент. Цель этого упражнения в том, чтобы узнать, какие профессиональные и личные неудачи вы уже пережили и с какими проблемами справились на пути к своему нынешнему положению. Вспомните, как вы страдали от другой сложной ситуации, которую в конечном счете преодолели.

Вспомнив об этом, задайте себе следующие вопросы.

  • Какие сильные качества вы использовали для решения своих проблем?
  • Что вы узнали о себе в процессе преодоления проблем?
  • Как вы можете использовать свои сильные стороны на этом переходном этапе своей карьеры?

В тренинге на стрессоустойчивость, разработанном психологами Университета Пенсильвании для американской армии, участники объединялись и выполняли тяжелые боевые задачи, используя выработанные командные навыки. После увольнения вы можете использовать тот же подход, оглядываясь на ситуации, в которых вы в прошлом проявили упорство.

При правильном настрое и активной постановке вопросов увольнение скорее дает возможность преуспеть, чем закончить провалом. Способность определить свой жизненный курс, выбрать угол зрения, под которым вы смотрите на ситуацию, и выработать осознанное отношение к своим преимуществам - лишь несколько из неожиданных плюсов, которые ждут вас после того, как вы справитесь с багажом из гнева и разочарования. Как сказал мой бывший клиент, приступая к новой работе: «Знал бы я, оставшись без работы, что буду так счастлив год спустя».