Как отстоять свое мнение и точку зрения. Как научиться отстаивать свое мнение и точку зрения

В процессе общения между людьми, нередко возникают ситуации спора, когда мнение одного человека, расходится с мнением другого. Каждый в таком случае хочет отстоять свою точку зрения, полагая, что именно она является верной. При этом многие совершенно не задумываются над тем, по каким причинам, у собеседника иная точка зрения, почему она вообще имеет место. И уж тем более аргументы собеседника в таком случае пропускаются мимо ушей, ведь если тебя не интересует причина появления точки зрения собеседника, то естественно его аргументы тебе не интересны. Если вы уверенный в себе человек, то будете стоять на своем до последнего, если нет, то вполне возможно ваши убеждения претерпят изменения, и не факт что вы поменяете свою точку зрения, взяв за основу точку зрения собеседника. Вот здесь-то и зарыта собака, ведь как правило любое мнение, на чем-то строится, либо на собственном жизненном примере, либо просто на вере чужим словам.

Спор свойственен глупым людям, чем они глупее, тем чаще в общении с другими доводят разговор до спора, нередко заканчивающимся ссорой. Если конечно общение с другими людьми для вас всего лишь способ самоутвердится, для себя в своей правоте, а для них в вашей глупости, то конечно можно строить свои диалоги подобным образом. Но если вы ждете от общения чего-то большего, например принятия решения, или просто хотите расположить к себе человека, а может и в чем-то убедить его, то строиться ваше общение должно иначе. Чья точка зрения является более верной, по сути, не так важно на первом этапе, куда более важно, понять причину ее возникновения. Если человек что-то утверждает, поскольку пережил это собственным опытом, и лично принимал участие в том, о чем говорит, значит, в этом что-то есть, и игнорировать это глупо. Но если точка зрения человека строится на том, что он когда-то, где-то, что-то услышал, принял это на веру и считает истиной, то эта точка зрения не является основанием отстаивать ее с пеной у рта.

Большинство мнений людей строится на их вере тому, что они услышали от других людей, которых возможно считают авторитетами и очень их уважают. Следовательно, любая точка зрения, которая не строится на собственном жизненном опыте, личном ощущении, переживании, или даже пробе на вкус, может быть ошибочной. Стоит ли в таком случае она того, что бы стоять за ней горой, особенно тогда, когда речь идет о взаимопонимании собеседников? Даже соль может быть не соленой, если вы не пробовали ее на вкус, так зачем же это утверждать, что вам это даст? Подумайте над тем, в чем вы так уверены кроме самого себя, за что можете голову на плаху положить, чтобы утверждать, что оно [что-то] устроено именно так, а не иначе. В том-то и дело, что уверенными вы можете быть только в себе, и ваша точка зрения, должна быть именно вашей, а не чьей либо.

Поймите это сами, и дайте понять это вашему собеседнику, быть может в вашем диалоге найдется место и еще одной точке зрения, которая станет вашим общим результатом поиска истины. Ну а уж если вам попался такой собеседник, которому наплевать на истинность своей точки зрения, лишь бы ее отстоять, то здесь уместно либо согласится с ним, либо просто банально на него надавить, в зависимости от того, кто вам попался. Главное не забывайте про свою цель, которую вы преследуете, общаясь с другим человеком. Делайте все, что бы получить результат, не надо показывать свою гордость, споря с глупцом, проявите мудрость. Пусть собеседник уйдет с чувством собственного достоинства, считая себя умным и правым, вы же должны уйти с результатом, и каждый останется при своем.

Глупец останется со своей глупостью, а вы останетесь с тем, что хотели, и кто прав уже не так важно. Люди либо хотят знать истину, либо их устраивает их собственная, но главное надо понимать, что отстаивание своей точки зрения, важно только в том случае, если ваш собеседник выполнит необходимые вам действия в результате того, что вы его убедили. Иного смысла впихивать в голову человеку свои убеждения не имеет смысла, ведь если это так просто сделать, то следующий, с кем он будет общаться, перепрограммирует его по-своему. Неуверенный в себе человек имеет массу точек зрения, кроме своей естественно, уверенный и глупый, будет стоять на своем до последнего. Но мудрый человек понимает, что каждая точка зрения на чем-то основана, и именно это основание он и ищет, чтобы договорится, убедить, и получить свое от собеседника.

Даже обычное предрасположение к себе другого человека, подразумевает под собой определение причины его позиции в разговоре. Для некоторых людей крайне важно, что бы их мнение услышали и хотя бы просто рассмотрели в качестве возможного. Для них это крайне важно, поскольку их могли часто в жизни игнорировать, и тот, кто воспримет их в серьез, вызовет у них большую симпатию. Так что прежде всего определите, какой собеседник перед вами, а после этого подумайте, какую стратегию общения вам выбрать, стоит ли отстаивать свою точку зрения с ним и как относится к его точке зрения.

Каждый имеет свое мнение о чем-либо или ком-либо. Умение отстоять свою точку зрения придает ребенку уверенность в себе, не позволяет манипулировать собой другим.

Как научить сына или дочь искусству убеждать собеседника в своей правоте и при этом не терять отношения, не делать друзей врагами?

Объясните любимому чаду, что, доказывая правильность своей точки зрения, нужно обладать как можно большей информацией по вопросу, вызвавшему полемику. Чем глубже он будет знать предмет обсуждения, тем больше достоверных конструктивных фактов, доводов, аргументов приведет.

Естественно, обсуждая, нужно уважать не только себя, но и того (тех), с кем дискутирует. Необходимо вести себя вежливо. Грамотно, четко, понятно выражать мысли. Немногословно, но убедительно, не теряя контроля над ситуацией. Пусть старается не раздражать собеседника излишней жестикуляцией, резким тоном, избегает обвинений, повышения голоса. Посоветуйте ребенку перед зеркалом потренироваться вести полемику.

Что порекомендовать, если любимое чадо в споре быстро выходит из себя? В этом случае лучше проявить благоразумие и предложить перенести разговор на другое, более подходящее время. Тем самым он дает возможность себе и своему оппоненту еще раз все хорошенько обдумать.

Каждое мнение на чем-то основано. И задача понять – на чем? Тогда проще будет либо переубедить своего визави, либо самому признать правоту собеседника и принять его точку зрения. Поэтому важно научить ребенка уметь выслушивать аргументы собеседника, уяснять ход рассуждений другого человека. Почему он так думает? Ему будет ясно, с какого пункта обсуждения начинаются разногласия. Далее посоветуйте спокойно высказаться по поводу тех позиций, с которыми он не согласен, обязательно отметив моменты, по которым нет расхождений. Противоположные взгляды помогут разносторонне подойти к пониманию предмета спора и найти истину.

Ребенок должен уяснить, что дискуссия не должна переходить в конфронтацию, вызвать отчуждение, разрыв отношений. Лучше выбрать вариант равноправного дружеского обсуждения, а не ожесточенного спора. Ведь именно в этом случае предмет несогласия может предстать совсем в ином свете, могут выявиться новые сведения, факты, о существовании которых он ранее и не подозревал.

Научите ребенка не обижаться, если с ним не соглашаются. Если он все-таки считает себя правым, но другие этого не признают, значит, он недостаточно убедителен и не может доказать свою правоту.

Все имеют право на ошибку. Каждый может заблуждаться, не имея в достатке фактов, информации. Нужно иметь силы признать это и поблагодарить, что ему помогли увидеть все в правильном свете.

Объясните любимому чаду, что иногда другой человек в пылу дебатов может просто не услышать его слова или не понять его позицию, и поэтому возникают расхождения. Пусть попросит собеседника коротко сформулировать, с чем конкретно он не согласен. Тогда оппоненту придется пересказать его точку зрения и прокомментировать ее.

Самый лучший совет – вообще не доводить дело до споров. Достаточно конструктивно, аргументировано обговорить возникшую проблему и достигнуть взаимопонимания. Не исключено, что в дружеском диспуте ребенок вместе с собеседником придет к новой точке зрения, не совпадающей с той, которой они начинали разговор.

Иногда самый верный выход – не спорить, даже если именно он прав на все сто процентов и знает об этом. Всегда ли нужно выяснять истину? Бывают случаи, когда совершенно не важно, кто прав, так как это не принципиально или не значительно для него. Пусть ребенок подумает: может быть, важнее сохранить теплые, дружеские отношения, чем ссориться по сомнительным поводам.

Говорят: сколько людей, столько и мнений, и это естественно. Но есть люди, которые в любом споре считают свою точку зрения единственно правильной, даже если она ошибочна и необоснованна. Они спорят до хрипоты, и убедить их в обратном невозможно.

Людям, склонным любой ценой оставить за собой последнее слово, они советуют подумать: ты хочешь быть прав или счастлив? Ведь бывают случаи, когда точка зрения не имеет принципиального значения и лучше подождать более благоприятного момента, чтобы убедить своего оппонента в его неправоте.

В то же время нередко от выбора правильной точки зрения зависит чья-то судьба, здоровье или жизнь и решение нужно принять как можно быстрее.

Всегда ли в споре рождается истина

Многие из нас знакомы с выражением «Истина рождается в споре». То есть в процессе спора люди обмениваются мнениями, подкрепленными аргументами, и выясняют истину, что и является целью любого спора. Данное выражение приписывают древнегреческому философу .

Но оказывается, Сократ смотрел глубже: он говорил, что в споре каждый пытается доказать свою правоту, отстоять свою точку зрения. Но поскольку человеческое знание несовершенно, то и правота ― понятие относительное. Сам он любил общаться с людьми и от каждого он получал необходимые знания, приближающие его к истине. Это позволяло ему решать разные проблемы, не возбуждая в людях агрессивности, обид и ненависти. Ведь в споре важно не только доказать правильность своего мнения, но и обогатиться знанием оппонента. Поэтому Сократ считал, что не спор, а диалог, ― и с человеком, а не толпой помогает сформировать и отстоять правильное мнение.

То есть истина не рождается в споре, поскольку спорящие не слушают оппонента, а обдумывают в это время свой ответ. Они заранее настроены на то, что они правы, а все остальные ошибаются.

Как справедливо заметил кто-то из великих: «Спор― лучшее средство похоронить заживо Прекрасную даму ― Истину».

Что мешает людям отстаивать свое мнение

1. Его отсутствие

Чтобы отстоять собственное мнение, его нужно иметь. Всевозможные соцопросы показывают, что примерно десятая часть людей попадает в категорию ― «затрудняюсь сказать», «не уверен(а)», «не могу определиться». Людей, которые не имеют собственной точки зрения и слепо подчиняются мнению большинства, называют конформистами, или приспособленцами. Они пассивно принимают существующий порядок вещей и придерживаются господствующего мнения.

В последние годы появился такой термин, как «офисный планктон». Офисным планктоном, в частности, называют пассивного и безразличного человека, который, по сути, является кадровым балластом.

Правда, некоторые больше предпочитают иметь дело с человеком, не имеющим своего мнения, нежели, к примеру, с «идиотом», который слишком агрессивно отстаивает свою точку зрения. Тех же, кому все «фиолетово», предупреждают: «Если вы не имеете собственного мнения, то вас имеют те, кто его имеет».

2. Неуверенность в себе

Человек имеет свое мнение, он оно кажется ему не стоящим внимания и незначительным. Он избегает его высказывать и опасается уверенных в себе людей. Психологи считают, что «ноги» у этой проблемы «растут» из детства. Неуверенные в себе дети вырастают в семьях, где с их мнением никто никогда не считался, они не имели права голоса, им не доверяли и беспрестанно контролировали.

Такое ощущение собственной незначительности ребенок переносит во взрослую жизнь. В любом принципиальном споре он будет считать, что чужое мнение важнее и правильнее, чем его собственное.

3. Некомпетентность

Люди, которые недостаточно изучили ситуацию или вопрос, не разбираются в теме, но при этом упрямо отстаивают свою точку зрения, выглядят нелепо. В то же время человеку эрудированному и уверенному в себе и своих знаниях отстаивать свое мнение гораздо проще. Как писал Немецкий поэт Иоганн Шиллер: «Убежденному убеждать других нетрудно».

О чем не стоит забывать, отстаивая свою точку зрения?

Не нужно отстаивать свое мнение с горячностью или агрессивностью.

Английский писатель и дипломат , который знал толк в спорах и переговорах, справедливо замечал: «Никогда не доказывай собственное мнение громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте, ― выскажи его скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить».

Агрессивность, крики, скандальное навязывание своего мнения обычно заканчиваются разрывом отношений. Тем более, что «когда кипят страсти, истина испаряется». А британский писатель Карлейль справедливо заметил: «Как только мы почувствовали гнев во время спора, мы уже спорим не за истину, а за себя».

Что нужно уметь, чтобы отстоять свое мнение

1. Владеть искусством общения

Говорят, что в споре чаще всего выигрывает не тот человек, который прав, а тот, который умеет спорить ― вести диалог, то есть владеет искусством общения и красноречия. На первый взгляд здесь нет ничего сложного, но если мы попытаемся найти в своем окружении людей, которые служили бы примером спокойного и разумного общения, то вряд ли их будет много. Кстати, не могут служить примером и герои современных сериалов, большинство из которых, отстаивая свое мнение, истерично кричат в два-три голоса и не слышат друг друга.

Искусство общения включает и умение управлять конфликтной ситуацией, и владение навыками подстраиваться к собеседнику, и ораторское мастерство, и владение голосом, мимикой и жестикуляцией. И этому искусству необходимо учиться.

2. Использовать приемы аргументации

Прием классической риторики подходит для слишком агрессивного оппонента. Собеседника внимательно выслушивают с видом, показывающим согласие с его точкой зрения, а затем одним сильным аргументом опровергают его доказательства. Прием положительных ответов. Разговор строится таким образом, чтобы на все наши первые вопросы собеседник сказал «да». В дальнейшем, отвечая на более значимые вопросы, ему по инерции будет проще согласиться с нашим мнением.

Прием «салями». Оппонента постепенно подводят к получению от него согласия в главном вопросе, а уже затем ― в частных вопросах, необходимых для получения полного согласия. Прием перелицовки. Оппонента постепенно подводят к противоположным выводам.

3. Мысленно поставить себя на место собеседника

Мы считаем, что он неправ, но сам он уверен в своей правоте. Когда мы определим причины, по которым он думает так и не иначе, нам будет легче переубедить его и отстоять собственное мнение.

4. Не выказывать обиду и не раздражаться, если нас не понимают и не принимают наше мнение

Нередко в этих случаях оппонентами выступают близкие родственники, которые в прошлом имели негативный опыт и теперь хотят «подстелить солому» детям и внукам, чтобы не ушиблись. И переубедить их поможет только наша уверенность в собственной правоте и примеры наших удач.

5. Вести себя с достоинством, если нам не удалось отстоять свое мнение

Значит, оно оказалось недостаточно веским и аргументированным. Зато мы обогатили свои познания и получили новый опыт. Если же верх взяло наше мнение, то стоит поблагодарить оппонента за познавательную беседу, а не показывать ликование и торжество вроде: «Я же говорил!».

У авторитарных родителей обычно растут дети, не имеющие своего мнения, дети, которые без согласия мамы или папы не могут принять самостоятельное решение. В подростковом возрасте такой ребенок попадает под влияние сильного лидера и «смотрит ему в рот». Люди, не умеющие отстоять своей точки зрения, не продвигаются по карьерной лестнице, и в семейной жизни они попадают под влияние второй половинки.

Кого-то устраивает такая жизненная позиция, за них решают другие. Но это значит, что они согласны жить «по указке » и, возможно, не добьются того, чего могли бы добиться. С потребностью встать на защиту своих взглядов человек сталкивается ежедневно. От банального: что приготовить на завтрак, до защиты стратегического плана развития компании.

Отстаивать себя, прислушиваться к другим, а не слушаться чужих указаний, это те качества, которые взрослый человек должен воспитывать в себе, если они не были сформированы ранее.

Основная проблема людей, не умеющих отстаивать свое мнение – неуверенность в себе. В первую очередь разбираться нужно именно с ней.

Навыки которые требуется развить

Отстаивать мнение без веры в то, что вы говорите, и без веры в себя нереально. Низкая самооценка бьет по всем аспектам жизни, в том числе и при спорах с другими людьми – человек теряется и не знает, что ему говорить, в итоге оказывается подавленным более уверенным оппонентом.

Уверенность в себе

Уверенность в себе развить не так просто, но вполне возможно, более того, это крайне важно. С уверенностью в себе жизнь гарантированно изменится в лучшую сторону.

  1. Первое, что нужно запомнить, чтобы не бояться отстоять свою точку зрения – ваша жизнь находится только в ваших руках. Только вы ответственны за все переживаемые вами действия, совсем не ваши родители, друзья или кто-то еще. Что это значит? Что вы имеете право на свое мнение. Вы имеете право его отстаивать в случае, если кто-то хочет вас подавить и убедить в обратном.
  2. Не бойтесь ошибаться. Неверный выбор – всегда опыт, после которого вы будете знать, что не нужно делать в будущем. Ваш выбор – это всегда ваше решение, оно было взвешенным, разумным, оно было лучшим конкретно для вас. Прожить жизнь без ошибок просто невозможно, даже «идеальные» люди (которые, конечно, совсем не идеальны) в свое время неоднократно «наступали на грабли». Только признавая тот факт, что вы имеете право ошибаться, вы перестанете бояться этих ошибок.
  3. Помните, что ваша точка зрения для вас всегда должна быть самой правильной. Чужое мнение, конечно, тоже имеет место, но на то оно и чужое – оно правильно для кого-то другого, а не для вас. Принимая другую точку зрения без спора, вы, можно сказать, начинаете жить чужим умом – а это вряд ли приятно. Если вам кажется, что это заставит окружающих лучше к вам относиться, подумайте еще раз. В реальности, такие действия совсем не повышают вашу значимость в глазах других людей, мало кто уважает человека, который со всеми соглашается. Поэтому идите от обратного и старайтесь вовсе не думать о том, что вас кто-то уважает или нет. Не задумывайтесь о том, что думают о вас люди вовсе – важнее то, что думаете о себе вы. В процессе разговора концентрируйтесь на самой теме разговора, поддерживайте ее, и активно отстаивайте свою точку зрения.
  4. При споре оппонент часто может ссылаться на свой более обширный опыт. Этот аргумент не работает, потому что его опыт был получен в особенных обстоятельствах, в которых вы не находились; и с другими людьми. Более того, опыт для каждого человека свой собственный, потому что, очевидно, все люди разные. Гораздо более важен ваш собственной опыт, даже если его не очень много – но он все-таки ваш собственный, полученный путем ваших осознанных действий.

Саморазвитие

Иногда люди бояться вступать в спор из-за отсутствия достаточных знаний и опыта. Это далеко не проблема. В первую очередь подумайте о том, что многие люди активно спорят и ругаются по поводу своего мнения, даже если оно фактически неверное, не имея особо никаких доказательств. Конечно, тут соль в том, что этот человек действительно верит в свою точку зрения, но сейчас не об этом. Гораздо приятнее отстаивать свое мнение, когда оно подтверждено фактическими данными. При споре с человеком, который действительно разбирается в теме и готов привести к своим тезисам доказательства – в выигрыше стопроцентно останется именно этот человек. Поэтому старайтесь всегда саморазвиваться и заполнять необходимые пробелы. Но, один момент, – при отсутствии каких-то знаний ни в коем случае не считайте кого-то умнее или лучше себя – так вы принижаете самого себя и делаете себя легкой целью для подавления.

Агрессия в споре

Что делать, если вы вспыльчивый человек? При отстаивании своей точки зрения очень постарайтесь не переходить на личности и повышать голос. Во-первых, это гарантированно снижает вашу аргументацию в споре. Известно, что, когда у человека заканчиваются аргументы, он начинает переходить на личности – не делайте так. Во-вторых, не стоит по-настоящему ссориться с вашим оппонентом. Да, в пункте про уверенность мы написали, что не стоит особо заботиться о том, что думают о вас люди. Но одно дело – спокойно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, не стесняясь того, что ваше мнение не понравится кому-то. И совсем другая ситуация – когда вы осознанно начинаете оскорблять человека, кричать и всячески накалять атмосферу.

Но бывает обратная ситуация- когда ваш оппонент начинает ругаться и переходить на повышенные тона. Распространенное суждение – «он начал кричать, значит я буду кричать в ответ». Нет! Тогда ваш разговор превратится в примитивные попытки перекричать друг друга. Если человек начинает пытаться вас задеть лично, это означает, что у него просто закончились аргументы, но ему очень хочется остаться в выигрыше. В таком случае ведите себя спокойно и просто постарайтесь закончить спор, либо перевести его в более спокойное русло.

  • Не воспринимайте любую точку зрения как стопроцентную правду и только правду. Чужое мнение – это всего лишь чужое мнение, не подкрепленное фактами, и даже если человек в ваших глазах очень мудрый и авторитетный, его мнение не является истиной в последней инстанции. Авторитетный человек пришел к этому мнению путем собственных действий и ошибок, находясь в другом, отличном от вашего, окружении.
  • При споре старайтесь довериться своим чувствам и посмотреть внимательно на человека, ведь чтобы отстоять свою точку зрения, нужно хотя бы немного понимать своего оппонента. Постарайтесь понять, какие у него идеалы, что ему интересно, какая он личность. Попробуйте разглядеть его достоинства и недостатки. Понимая человека, вам будет проще с ним общаться, вы будете с ним на одном уровне.
  • Спросите у своего оппонента, почему он думает именно так? Как он пришел к такому выводу? Это исходит из того, что было сказано ранее: любой опыт каждого человека получен при различных обстоятельствах и в разном окружении. Зная, почему человек пришел к определенному пониманию ситуации, вы сможете объяснить ему ситуацию со своей точки зрения, как бы противопоставляя. Ну и к тому же, показывая заинтересованность в человеке, вы располагаете его к себе.
  • Манипуляция. Не пытайтесь манипулировать – потому что это элементарно нечестно и не дает вашему оппоненту высказать свою точку зрения наравне с вами. Но если вы чувствуете, что стали жертвой манипуляции, немедленно пресекайте это. Никто не имеет право начинать судить вас, испытываться вашу нервную систему на прочность. Если вы позволяете манипулировать собой, вы позволяете задавить себя и свою самооценку.
  • При высказывании своей точки зрения будьте инициативны, уверенны в себе и конкретны. Не занимайтесь пустословием: чья-то точка зрения воспринимается лучше, когда она подается четко, конкретно и уверенно. Будьте эмоциональны, но в меру: помните, что никогда не стоит начинать злиться и повышать тона. Воспринимайте спор как испытание собственной личности: поиграйте с собой, а сможете ли вы корректно поведать миру о своем мнении? Насколько вы убедительны? Если у вас не получится, не думайте об этом, как об унижении. Просто пообещайте себе, что в следующий раз все обязательно получится.

Очень важно правильно выражать свои мысли и ни в коем случае не бояться, это делать.

С отстаиванием собственного мнения мы сталкиваемся ежедневно. В данном случае речь идет не о конфликтных ситуациях и спорах, а о способах выражения своей точки зрения. Например, просмотр вечернего кино – вы предпочитаете комедии, а ваш избранник хочет посмотреть боевик. В рабочих моментах отстаивание своего мнения происходит не только с завидной регулярностью, но и вносит коррективы в деловую среду вашего обитания. Очень важно правильно выражать свои мысли и ни в коем случае не бояться, это делать.

Если ваше мнение не соответствует мнению окружающих людей, то автоматически ваши действия воспринимаются, как протест, вызывают критику, некоторые люди всеми способами начинают пытаться вас переубедить, даже в какой-то степени запугивают, указывая не только на ваши заблуждения, но и последствия, к которым они могут привести. В такие моменты главное не поддаваться подобным уговорам и уж тем более не реагировать болезненно на критику.

С точки зрения психологии, существует мнение, что человек может собственными силами менять не только свое поведение, но и особенности характера. Например, если при помощи определенных упражнений устраивать себе ежедневные психологические тренировки и не спорить, как клоун на день рождения к ребенку, то вполне вероятно, что совсем скоро вы освоите многие полезные навыки – методику убеждения людей, избавление от комплексов, повышение самооценки, умение отстаивать свое мнение.

Итак, что следует знать при отстаивании своего мнения:

  • Если окружающие вас люди считают вашу точку зрения ошибочной, не спешите с этим соглашаться. Статус, возраст и должность критика в данном случае не имеет никакого значения. Ошибаться может абсолютно любой человек.
  • Если вас критикуют, постарайтесь извлечь для себя выгоду. Подобные ситуации – это не повод замыкаться в себе из-за непонимания, агрессивно реагировать на обсуждение вашего мнения. В первую очередь – это способ выразить себя и свою точку зрения.
  • Главное правило, которое в данном случае надо запомнить – не кричите, не делайте попыток унизить собеседника, не воспринимайте критику молча и уж тем более не старайтесь никого ударить в момент выяснения отношений.
  • Все ваши аргументы должны быть высказаны в спокойной форме, излагать свою точку зрения надо четко и конкретно.

Очень важно в момент отстаивания своего мнения не стараться найти помощь у единомышленников. Этот процесс вы должны совершить самостоятельно. Возможно, что первые попытки не увенчаются успехом, но не забывайте о том, что опыт приходит с годами.