Как вести себя с грубыми людьми. Как разговаривать с хамами - мастер-класс от психолога. Правила поведения на дорогах

Как бороться с хамством? На автобусной остановке, в соседнем магазине, в офисе, самолете, на родительском собрании и даже в очереди за билетами в театр - кажется, нам хамят повсюду. Хамство давно стало характерной чертой нашего общества, как хроническое заболевание, которое нельзя вылечить. Мы спросили экспертов, как уберечь себя от последствий этой болезни.

Шаг 1: понять

«Первая реакция на грубость может быть эмоциональной, но если абстрагируешься, становится чуть ли не жаль этих хамов - это же сколько негатива нужно в себе нести», - делится Андрей, 25 лет.

Чтобы выработать оптимальную тактику общения с хамом, необходимо для начала разобраться в причинах его поведения. Мотивы могут быть различными, но они почти всегда говорят о недостатке самоуважения, желании самоутвердиться или доказать другим свою силу.

«Хам компенсирует внутреннюю слабость, завоевывает жизненное пространство через столкновение с другими», - объясняет Надежда Казаринова.

Или же проверяет границы дозволенного.

«Так ведут себя маленькие дети по отношению к родителям: «Так с тобой можно? А вот так?» На первый взгляд это демонстрация силы, но исходит она из неуверенности в себе», - утверждает Екатерина Дубовская.

В хамство нередко «убегают» от ситуаций дискомфортного общения - уклоняются от выяснения отношений, претензий начальства или неловких моментов.

К чему нам понимать хама, вместо того чтобы защищаться от него? В том-то и дело, что понимание во многом защищает нас - и позволяет не принимать грубость слишком близко к сердцу.

«Нужно помнить, что многие случаи хамства относятся не к вам лично. Тогда, во-первых, зачем огорчаться? А во-вторых, на безличный выпад легче ответить», - объясняет Екатерина Дубовская.

Шаг 2: набрать дистанцию

«При столкновении с грубостью я всегда чувствую растерянность, не знаю, как ответить на хамство, - рассказывает Валерия, 37 лет. - Понимание, как следовало себя вести, приходит гораздо позже».

Подобным образом ощущает себя большинство людей. Oстроумная реплика приходит к нам тогда, когда хам уже скрылся за поворотом. Это болезненный удар по самооценке, однако ответить агрессору во что бы то ни стало не должно быть самоцелью.

«Дело в том, что хамство не предполагает диалога, для взаимоотношений оно деструктивно. Грубость свидетельствует об отсутствии контакта, - предупреждает Екатерина Дубовская. - Два человека, которые пытаются таким способом разрешить конфликт, катятся по параллельным путям».

Превентивное лекарство от чужого хамства - воспитание чувства собственного достоинства и в первую очередь - уважения к самому себе.

Хама не стоит бояться и тем более показывать ему свой страх

Эффективная тактика - верная дистанция.

«Хама не стоит бояться и тем более показывать ему свой страх. Помните, что его главная цель - вовлечь вас в диалог, построенный по его правилам. Хам потому и чувствует себя безнаказанным, что его «жертва» не может немедленно нарушить эти правила», - комментирует Надежда Казаринова.

«Умение выстраивать рамки, которые нарушать нельзя, - важная характеристика взрослого человека», - замечает Екатерина Дубовская.

Шаг 3: изменить сценарий

Прежде чем «научить» хама хорошему поведению, задумайтесь, чего вы хотите добиться своей реакцией. Показать ему, как омерзительно его поведение? Это включит вас в круговорот грубости.

Маловероятно, что чужой человек скажет: «Спасибо, что обратили внимание на мою бестактность. Я больше так не буду».

В данном случае главное - отчетливо донести до хама мысль, что он не имеет права вести себя подобным образом по отношению к вам. Конечно, без агрессии и нападок.

Психолог Анна Мстиславская предлагает рассмотреть эту ситуацию с точки зрения транзактного анализа:

«Согласно транзактному анализу, в каждом из нас есть 3 состояния «Я» - Родитель, Взрослый, Ребенок. С позиции Родителя нам привычно поучать других, показывать, что хорошо, а что плохо. Но не стоит забывать, что Родитель не только критикует (Критикующий Родитель), он также заботится о других (Заботливый Родитель).

Реакцией на хамство с позиции Критикующего Родителя будет: «Что вы себе позволяете? Как вы можете так со мной обращаться?» Такая реакция не ведет к дальнейшему конструктивному диалогу. Заботливый Родитель хочет помочь другому, пытается понять его потребности. Это более конструктивный подход.

Из позиции Заботливого Родителя мы можем сказать: «Я вижу ваше недовольство моим поведением/ моим поступком, мне очень жаль» или же использовать несколько манипулятивную фразу: «Как я могу вам помочь?»

Так мы показываем свою силу и в то же самое время не опускаемся до грубости».

Желание защитить себя будет провоцировать нас на агрессию

Взрослый при столкновении с хамом, скорее, уклонится от прямого конфликта - промолчит или извинится (в зависимости от ситуации), без оправданий. Находясь во Взрослом состоянии, мы способны понять, что движет человеком, почему он так груб с нами.

Из детского состояния (Ребенок) мы вряд ли сможет противостоять хаму: желание защитить себя будет провоцировать нас на агрессию. А это приведет только к эскалации конфликта.

Поэтому, если мы хотим показать другому, что нам нельзя хамить, лучше ориентироваться на позиции Взрослого или Заботливого Родителя».

Нет сил молчать?

В пособии «Как защититься от хамства. 7 простых правил» психолог Владината Петрова описывает вербальные техники самозащиты в общении с хамами. Приведем некоторые из них:

1. Все ситуации, когда на вас нападают, сходны между собой: агрессор присваивает себе право судить нас и вторгаться в нашу жизнь.

Любого агрессора, сколь бы высокое положение он ни занимал, можно поставить на место, указав ему на несоответствие его реального статуса и той роли, которую он себе присвоил: «На каком основании вы задаете мне эти вопросы?», «На каком основании вы меня экзаменуете?»;

2. Если вам сказали что-то явно неприятное, но вам трудно найти слова , чтобы выразить, что именно вас задело и с чем именно вы не согласны, спросите: «Это вопрос?», «Это утверждение?» или «Это указание?», в зависимости от того, на что больше похожа реплика с неприятным содержанием;

3. Что делать, если неприятное общение затягивается и агрессор не оставляет вас в покое? «В таком случае следует задать грубияну вопрос с глаголом в страдательном залоге, например: «Что заставило вас это сказать (сделать)?»

Этот прием - разновидность метода «Поставьте над агрессором начальника». Таким вопросом вы покажете нападающему, что он стал игрушкой собственных страстей, которые им управляют;

4. Если вы хотите сделать замечание тому, кто вел себя с вами непочтительно, не упрекайте противника в действиях и качествах, которых нельзя представить с помощью зрения или слуха. Если вы скажете: «Не следует повышать на меня голос», это будет замечание по существу. Или, к примеру: «Прошу вас не говорить обо мне в третьем лице, если я нахожусь в том же помещении».

Если же вы скажете: «Прекратите разговаривать по-хамски», вы припишете собеседнику действия, визуально не представимые, абстрактные, о реальном содержании которых можно поспорить. То, что ваш обидчик ведет себя «безобразно» или «по-хамски», - это только ваше личное мнение.


Приоритет - отношения

В целом все наши эксперты сходятся в одном: вербальная агрессия как ответ на хамство - это крайний и не лучший выход. И действует он только в ситуациях, выключенных из жизни. Поставив на место невоспитанную официантку или хама в метро, мы на мгновение можем почувствовать себя удовлетворенными - и больше никогда не увидим обидчика.

Но в ситуации длительных отношений - с коллегами или родственниками - подобные методы неконструктивны. Нужно понимать, что конфликтная ситуация всегда означает плохое взаимопонимание. В таком случае нужно на время отойти в сторону, чтобы осознать его причины.

Автор: Антон Ясыр. Родители с детства учили нас быть вежливыми с другими людьми. В частности, они нас учили не хамить старшим, и уважительно относиться к младшим. Однако, к сожалению, это верно далеко не для всех людей. Есть люди, которые выбирают хамство главным способом доказать человеку свою правоту. Стоит ли порицать их, они ведь так воспитаны, по-другому не умеют…

В наши дни человек сталкивается с хамством чуть ли не каждую минуту своей жизни. Представьте себе ситуацию – рано утром вы, как и прежде, собрались на работу в приподнятом настроении, зашли в маршрутное такси, и совершенно случайно наступили на ногу стоящему впереди вас человеку. Как поведет себя в данной ситуации культурный воспитанный человек? Безусловно, он повернется к вам чтобы посмотреть, кто посмел потревожить его ход мыслей столь наглым образом. И тогда вы, глядя человеку прямо в глаза, виновато говорите: “Простите пожалуйста, я не нарочно”, на что человек спокойно ответит вам: “Ничего, все в порядке”.

Совершенно иначе обстоит дело с человеком некультурным и дурно воспитанным, для которого хамство – вещь обыденная. Вы даже не успеете открыть рот, дабы извиниться за то, что наступили ему на ногу, как услышите в свой адрес: “Что ты делаешь! Совсем обалдели, топчутся как слоны в посудной лавке! И откуда вы такие находитесь”. И тогда вы, как человек воспитанный, понимаете, что с одной стороны вы виноваты, однако с другой стороны ваш поступок не настолько ужасен, чтобы вызвать у собеседника столь агрессивную реакцию.

Итак, наверняка, вы неоднократно сталкивались с ситуациями, в которых вам незаслуженно нахамили. В данной статье пойдет речь о том, как человеку следует вести себя в случаях хамства со стороны других людей.

Кто такие эти хамы и что побуждает их к хамству? Хамы – это люди, видящие в любой коммуникации с другими людьми цель обидеть собеседника, унизить его или запугать любым доступным способом. Иногда, дабы обидеть человека, показать ему его ничтожность, хамы используют ухмылки, которые говорят красноречивее любых слов.

Пример: Одна подруга рассказала знакомой, что познакомилась вчера с парнем в кафе, на что та ехидно ухмыльнулась и спросила: “Ты с кем-то познакомилась?!” – и добавила – “дааа, он, небось, тот еще Казанова”. Что в переводе на человеческий язык означает: ты настолько некрасива, что вряд ли на тебя кто-либо обратит внимание.

Чаще всего с целью обидеть хамы проявляют к человеку агрессию, опускаясь до банальной истерики. В данной ситуации хамы не считают нужным говорить завуалированные фразы, говоря про человека все что думают прямо ему в лицо. Формула данного хамства проста – слово “Ты” + все нелицеприятные слова, имена существительные, которыми можно максимально задеть самооценку человека.

И еще одним видом хамства является…молчание. Да-да, именно молчание, а точнее полное игнорирование присутствия собеседника. Так, если человек задает хаму вопрос с целью узнать точку зрения последнего, а он в ответ молчит, это показывает абсолютное безразличие хама к собеседнику, что порой ранит острее любого слова.

Каковы основные причины хамства?

1. Желание хама быть замеченным окружающими его людьми, дефицит общения, любви и внимания. Безусловно, данная причина является основной. Хамами чаще всего становятся люди, которым родителе в детстве не говорили слов похвалы, которым не уделяли достаточно внимания, к словам которых не относились всерьез. Каждому ребенку внимание и любовь родителей необходимы как воздух – это факт, а потому ребенок, не получив внимание родителей естественным путем, прибегает к ужасному поведению и грубости. И тогда-то родители ребенка совершают, возможно, главную ошибку в жизни самого ребенка – они дают ему желаемое, обращают на него внимание и начинают ему потакать. Ребенок подмечает для себя – данный способ дает результат, и продолжает пользоваться им во взрослой жизни. Вот так-то и появляются на свет хамы. Именно поэтому игнорировать подобные способы достижения цели со стороны ребенка – большее, что могут сделать для ребенка его родители.

2. Стремление хама к самоутверждению за счет хамского поведения. Когда собеседник не может достойно ответить на хамство, хам замечает это и начинает унижать человека, возвышаясь в собственных глазах. Чаще всего человек не может ответить хаму потому, что боится его, либо зависит от хама. Нет необходимости отмечать, что в подобных условиях факт хамства не заслуживает не то что уважения – даже понимания и принятия. Хамы просто пользуются своим положением для самоутверждения. Если бы человек никак не зависел от хама, последний вряд ли бы прибегал в разговоре к хамству. Чаще всего такие хамы встречаются среди людей, обладающих даже минимальной властью. Начальники часто срываются на своих подчиненных, а те, движимые страхом выговоров и увольнения, покорно молчат и слушают.

3. Состояние разочарования, усталости и отчаяния. Находясь в одном из этих состояний каждый из нас способен ни с того, ни с сего нахамить собеседнику, даже не будучи при этом хамом. Как правило, после случившегося человек извиняется, а собеседник (если конечно он не является хамом) принимает его извинения. Однако если культурный человек нахамит человеку менее культурному (т.е. хаму), то никакие его извинения не пройдут, ибо хам будет уже на взводе, сделав все для начала конфликта.

Также следует отметить, что к хамству может привести неумение человека четко аргументировать свою точку зрения. Когда двое людей спорят, и один из них приводит конкретные доводы относительно правильности собственной точки зрения, другой, будучи абсолютно уверенным в своей правоте, но не имея возможности донести свою позицию до собеседника, решает все же идти до конца и переходит на откровенное хамство. Как правило, в 99 % случаев перешедший на уровень хамства собеседник не только проигрывает в споре, но и показывает окружающим людям свой низкий уровень культуры.

Как реагировать на хамство? Реакция у человека на хамство может быть самая различная. Однозначен ответ на вопрос относительно того, как не стоит вести себя – как ведут себя неуверенные в себе люди, когда им нахамят. Неуверенные в себе люди принимают все замечания и оскорбления хама на свой счет, чем еще больше подрывают в себе остатки уверенности. Они полагают, что если им нахамили, значит для этого абсолютно точно имеются предпосылки. Так, если неуверенную в себе женщину назовут “слоном”, она начнет считать себя не в меру упитанной, и у нее разовьется комплекс неполноценности.

Для защиты своих прав и интересов, а также сохранения высокой самооценки рекомендуется следовать следующим советам по правильному реагированию на хамство:

1. Не позволяйте хаму захватить абсолютный контроль над ситуацией. Если хаму удастся контролировать ситуацию, мало вам не покажется. Помните – вне зависимости от того, каков статус вашего собеседника, вы вправе требовать к себе уважения. Если же собеседник хамит вам и ни во что не ставит – читаем совет 2.

2. Поставьте хама “на место”. Очень часто хамы так увлечены своей игрой, что теряют чувства контроля, и их несет в словесном потоке хамства. В таких случаях на хамство лучше также ответить хамством, чтобы умерить пыл самого хама. Помните – даже если вы не хам, вы также являетесь человеком и накапливаете эмоции, как позитивные, так и негативные. Поэтому, если вы промолчите в ответ на хамство, придя домой вы выплеснете весь ваш негатив не на хама, которого вы впервые видите и быть может никогда более не увидите, а на родных и близких вам людей – на свою семью. Многие хамы, прибегая к неуважительному способу общения, искренне верят в свою безнаказанность. Ваша задача – развеять этот миф. Чем чаще отвечать хаму в жесткой форме, тем реже у него будет появляться желание хамить.

Следует заметить, что когда вы будете хамить в ответ на хамство, вам следует контролировать черту, зайдя за которую вы опуститесь до уровня этого хама и станете ничуть не лучше, чем он. Пусть ваше ответное хамство будет адресовано исключительно хаму, и не носит характер показательного выступления (громкий крик, размахивание руками и т.д).

3. Не принимайте все негативные фразы хама на свой счет. Когда хам начинает откровенно хамить вам, обзывая вас нелестными словами, лучшее что можно сделать – посочувствовать ему, и не принимать его слова близко к сердцу. Эти слова сказаны не лично вам, а всему, что происходит вокруг этого человека. Человек не может быть доволен своей жизнью, если допускает хамство по отношению к другим людям. Скорее всего жалость и понимание – единственное, что заслуживает этот человек. Если человек в процессе нормального диалога начинает хамить, это показывает то, что он слабее вас, а разве можно всерьез воспринимать слова более слабого человека, чем вы. Конечно нет. Вы такой, каким себя считаете сами, а не каким вас видят другие люди. Если человек хочет видеть только плохое – он его и будет видеть. И вы никак этого человека не переубедите в том, что на самом деле в жизни есть много прекрасного. Вот так и в отношении оценки хамом вас как человека – вы хоть миллион раз доказывайте, что он вы не такой – он будет стоять на своем. Поэтому просто проигнорируйте все негативные замечания, брошенные хамом в ваш адрес.

4. Подавите хамство юмором. Иными словами, просто высмейте всяческие попытки хама унизить или обидеть вас. В следующий раз, когда вам бесцеремонно хамят прямо в лицо, ответьте на хамство улыбкой, которая как бы скажет собеседнику – “Хами-хами, хоть лопни от злости, мне твое негодование “до лампочки”. И пускай ваша слегка ехидная улыбка вызывает у хама целую бурю негативных эмоций, пусть он еще интенсивнее начнет обзывать вас, вам это будет безразлично. Более того, впоследствии это может вызвать у вас безудержный смех. И тогда хам поймет, что потерпел сокрушительное поражение, не вызвав у вас ничего, кроме насмешки. Когда вы видите, что хам вскипел подобно нагретому чайнику, добейте его вопросом: “А почему вы нервничаете? Вас что-то задевает? Неужели вы хотите обидеть меня? Ну ладно вам, довольно!” и вновь расплывитесь в улыбке, что окончательно подавит вашего собеседника. Старайтесь сделать так, чтобы последнее слово всегда оставалось за вами, когда хам психологически будет надломлен, вы захватите нити разговора в свои руки.

5. Пожалейте хама. Хамы всегда на хамство отвечают ответным хамством, тем самым подпитываясь энергетикой конфликта подобно энергетическому вампиру. Когда в разговоре сходятся два хама, разговор перестает носить характер диалога, превращаясь в два монолога, в котором каждый из собеседников кричит на другого и обвиняет его во всех грехах, при этом абсолютно не слыша того, что ему отвечает другой. Теряется главная черта диалога – обратная связь. Умный, вежливый и психически адекватный человек, услыхав хамство в свой адрес, не станет отвечать обидчику тем же, а просто проигнорирует его слова. Однако есть еще более прекрасный способ подавить всяческое желание хама унизить вас – пожалеть его.

Естественным ожидаемым ответом на хамство для каждого хама естественно служит хамство. Однако внезапно вы начинаете жалеть хама: “Вы наверное неважно чувствуете себя?”, “Вы выглядите уставшим, не хотите ли отдохнуть?”. Также можно не прибегать к жалости, а просто ответить хаму в вежливой форме: “Простите, уважаемый, вы, наверное, меня с кем-то перепутали”. Хамы, как правило, это люди, которые в детстве не получили от родителей должной заботы и воспитания, не любимы противоположным полом, неуспешные в жизни. Разве они не заслуживают сострадания. Согласен, сложно проявлять сострадание, когда тебе в лицо совершенно необоснованно “поливают грязью”. Но, уж поверьте, куда хуже ответить хамством, что означает встать на один интеллектуальный уровень с хамом, а нам это ни к чему.

Человек за своим хамством нередко скрывает собственные комплексы, с которыми он не способен справиться. Поэтому отнеситесь к хаму как к убогому человеку – ему и так досталось от жизни, бедняге. Ваше нестандартная с точки зрения хама реакция собьет его с толку и разрушит все его планы по эмоциональной подпитке вашими нервами и переживаниями.

6. Общайтесь с вышестоящими. Данный совет применим в случаях, когда вам хамят в каком-либо учреждении (банк, ресторан, магазин, заправочная станция и т.д.). Если вдруг в процессе обслуживания один из сотрудников начинает вам в наглую хамить, он тем самым посягает на ваши права. В таком случае хамить в ответ этому сотруднику бесполезно, ибо это не более чем пустая трата сил и энергии. Уточните у менеджера, кто является его непосредственным начальником, и обратитесь к нему с жалобой на качество обслуживания клиентов. В любом случае нельзя оставлять случаи хамства со стороны работников сферы обслуживания безнаказанными, ибо сотрудник-хам не поймет допущенной им ошибки, и следующего за вами клиента он обслужит точно также, а потому необходимо преподать сотруднику урок вежливости. После общения с начальником сотрудника-хама следует попросить жалобную книгу и описать в ней все произошедшее. Помните о том, что у вас есть права, и каждый кто задействован в сфере обслуживания должен уважать эти права и считаться с ними.

7. Подключите фантазию. Когда хам выражает все что он про вас думает вам в лицо, вы можете представить себе, будто хам находится за большим стеклом, и вы абсолютно не слышите того, что он говорит вам – ни единого слова. Этот прием очень веселый – вы видите, как хам размахивает руками, шевелит губами, пытается всячески завладеть вашим вниманием, но все тщетно – вы не слышите его.

8. Поговорите с хамом. Бывают такие ситуации, когда хамство нельзя просто проигнорировать либо высмеять. В частности, это относиться к вашим близким людям, знакомым, друзьям и коллегам, так как общение с этими людьми вы в любом случае будете продолжать, несмотря на хамство с их стороны. В таких случаях лучшее, что вы можете сделать для себя и для хама – поговорить с ним по душам. Спросите его, что у него сегодня стряслось, как он чувствует себя, узнайте у него, зачем он говорит вам неприятные вещи, чем обусловлено его поведение и т.д. Основная цель этого разговора – позволить хаму взглянуть на себя со стороны, переосмыслив свое поведение.

9. Перестраивайтесь на позитивный лад. Как правило, к хамству в процессе разговора прибегают люди с негативным взглядом на жизнь. Основное правило: “Подобное притягивает подобное” еще никто не отменял, поэтому можно сделать вывод, что людей с негативным взглядом на жизнь вы притягиваете сами посредством собственных мыслей. Отследите, какие мысли, позитивные или негативные, преобладают в вашей голове. Если вы заметите, что негативных мыслей существенно больше, вы должны начать работу по замене негативных мыслей на позитивные посредством позитивного взгляда на мир. Измените собственные мысли, и вы способны будете изменить вашу реальность.

Какой бы способ реагирования на хамство вы не выбрали, помните одно – не хамите в ответ на хамство, современные хамы только этого и ждут, дабы подпитаться вашей энергетикой. Лучше просто проигнорировать хамство и не принимать его на собственный счет. Удачи вам.

Взято с therapy.by/

Прошла прямо в грязных сапогах в детскую комнату, по белому ковролину, оставляя черные следы. Потом она начала кричать на моего ребенка, из-за того, что он тихо сказал, сколько ему лет, потом ей не понравилось, что мы с температурой 37,5 вызвали ее на дом. «С такой температурой могли бы и на прием прийти». (Это зимой, в мороз!) И так далее, все в таком духе. При этом она постоянно подчеркивала, что работает за копейки.

Я не выдержала и сказала: «Ну так уйдите, если вам так не нравится эта работа и ваша зарплата. Зачем вы отыгрываетесь на детях и на их родителях, они же ведь ни в чем не виноваты?» Она обозвала меня истеричкой, сказала, что мне нужно пойти провериться у психиатра и что она больше никогда не придет к нам по вызову. Я просто не знаю, как в данной ситуации нужно было себя вести и вообще как поступать с такими людьми, чтобы поставить их на место. И вообще – возможно ли это сделать или такие люди не поддаются никакому воздействию?»
Мама

Сразу определимся, что в формате данных комментариев в принципе невозможно полноценно обсудить столь емкую проблему, как хамство , поэтому назовем нижеследующие комментарии просто заметками на полях.

Как всегда в конфликте присутствуют две стороны: люди для которых, такое поведение считается нормой и его наблюдатели. С первой стороной все более или менее ясно. Эти люди растут у нас как грибы на благодатной почве современного российского иждивенчества, потакания лени, бескультурья, преобладания материальных ценностей над духовными, подавления личностных свобод, самоуважения и самореализации. Врач, проучившийся немало лет для того, чтобы ненавидеть собственную профессию, своих пациентов и саму себя, кроме безусловного порицания, заслуживает жалости. Той самой, которая ее еще более унизит и приведет к моральному тупику. Она не верит в свою возможность быть уважаемой, любимой, почитаемой, сравнивает свой достаток с каждым из своих пациентов, пытается хоть как-то компенсировать свое ущербное самоощущение, унижая и презирая других.

По-вашему, ее можно победить? Она себя уже давно сама победила, как миллионы других россиян, не видящих своего завтра и не верящих в то, что их кто-то услышит, что они кому-то нужны, что их голос на только что прошедшем голосовании что-то может изменить. Стоит ли воевать со следствием, а не с причиной явления?

А как себя вести другой стороне? Конечно, ощущая себя другим, лучше, цивилизованней, справедливей, хочется быть услышанным. Но, если это так, то зачем навязывать другим свое понимание жизни и порядочности? Не лучше ли не портить нервы ни себе, ни врачу, а просто отстаивать свои права там, где они могут быть услышаны и реализованы?

В данном случае совершенно бесполезно перевоспитывать врача. Но если ее поведение вы считаете непорядочным и не соответствующим врачебной этике, то стоит написать заявление руководству или в управление здравоохранения и тем самым попытаться оградить не только себя, но и своих соседей от столь ненавязчивого сервиса подобного врача. Но нам лень связываться. И безнаказанность торжествует. Рабская психология смирения пронизывает нас насквозь, и мы продолжаем потакать непрофессионализму, позволять таким людям и впредь не задумываться о необходимости изменений в себе.

Существует большое количество людей, которым приходилось сталкиваться с подобной ситуацией. Давайте посмотрим на наиболее распространенные ошибки. В чем проблема? А проблема в том, что нотка недовольства или раздражения в голосе порождает подобную ответную реакцию собеседника. Что отдал – то и получил.

Позволять собеседнику вести себя наглым или неподобающим образом – нормальное поведение? Конечно, нет. Осадок недовольства, гнева, раздражения еще долго будет оказывать свое негативное влияние. Какие факторы формируют нормальную форму поведения? Первое – адекватная самооценка. Второе – четкое знание своих прав и прав вашего собеседника. Третье – способность отстаивать свои границы в социально правильной форме.

Каким могло быть поведение в подобной ситуации? Мама ребенка могла сказать: «Уважаемая г-жа врач. Я уважаю вас и вашу профессию, которая является очень значимой для каждого из нас. Кроме того, я понимаю то, насколько вам сложно, однако в данной ситуации я попрошу и вас отнестись с уважением к нам и тем правилам, которые существуют в нашей семье». После этого перечислите основные принципы. И в заключение можно сказать: «Если вы не готовы к такому взаимодействию, мы воспользуемся услугами другого специалиста. Спасибо еще раз за понимание». Возможно, что мама ребенка и потеряет контакт с этим врачом, но она точно сохранит чувство собственного достоинства. А с этим чувством жить легко.

История вторая: «Вот вы и сидите, если так хочется»

«Больше всего меня бесят люди, которые всегда и везде лезут без очереди. Ты от такой наглости тоже начинаешь себя вести как рыночная торговка. Но как еще можно их отпугнуть?! Вот недавно сижу в очереди в налоговую, приехала в восемь утра и второй час дожидаюсь. И тут дама в мехах нагло идет, не останавливаясь, открывает дверь и заходит. У меня бы так никогда не получилось, наверняка бы не хватило самообладания.

Я думала, что сотрудники налоговой ее выгонят из кабинета, но она там остается, несмотря на то, что в кабинете уже есть посетитель, и когда тот выходит, сотрудники налоговой занимаются ей. В итоге она выходит с довольным высокомерным выражением лица, на котором просто читается открытым текстом: «Да имела я вас всех».

Я ей говорю: «Что же вы без очереди, здесь люди часами сидят?» А она отвечает: «Вот вы и сидите, если так хочется». Поворачивается и уходит. В такие моменты хочется просто сделать что-то, что выведет такую хамку из равновесия и сбросит ее с этого пьедестала. К примеру, вылить на ее чудесную шубу из меха баллон краски или что-то в этом духе. В итоге я думала об этом инциденте весь оставшийся день, прокручивала ситуацию в голове, придумывала различные способы мщения. Я фактически потратила на эту женщину весь день. При этом я четко понимаю, что она не стоит моих мыслей, но ничего поделать с собой не могу и это расстраивает еще сильнее, чем все хамство мира ».
Алена

Комментирует Вадим Куров, психотерапевт

В данной ситуации все еще более тонко и запутано, чем кажется на первый взгляд. Для дамы, прошедшей без очереди, очевиден тот факт, что она не может позволить себе существовать, не показывая своего превосходства над окружающими. Ей очень важно быть постоянно на игле новых доказательств, что она выше других, тем самым подчеркивая свои достижения, успехи. А если их нет, она просто сдувается как мыльный пузырь, и у нее уже нет аргументов в пользу того, ради чего она живет, в чем смысл ее пребывания в мире. Она пуста без этих доз адреналина, конфликтов, пирровых побед. Если у нее и есть пьедестал, то мы ей только помогаем на него карабкаться, переживая по поводу ее поведения и поступков.

Рассказчица этой истории протаскала ее в душе «целый день», где-то даже позавидовала ее пронырливости, попереживала по поводу своей неспособности поступить так же или дать адекватный отпор. Да, хамка проскочила быстрей вас, но вы еще дали ей самое главное – внимание и эмоциональную подпитку, позволили вывести вас из себя. Большего подарка для них не придумаешь. Храните самообладание, а если уж совсем неймется, то самовыражайтесь. Но не для того, чтобы пристыдить или перевоспитать таких людей, а в заботе о себе, чтобы снять тяжесть с души.

Позаботьтесь о себе – и это главное. Она преподнесла вам урок, который вы сможете применить позже: либо уточняйте у таких людей впредь – куда они так торопятся, либо, если справедливость для вас важна, преграждайте им дорогу. Спокойно и выдержанно. Они понимают только силу, а сила воспитанного человека в выдержке и самообладании.

Комментирует психолог-психотерапевт Константин Писаревский

Читая данное письмо, вспомнил притчу о трех монахах, которые глядя на море, думали каждый про себя. Один с радостью глядел на плещущие у берегов волны, другой нейтрально размышлял о повседневных заботах, а третий с досадой думал о том, когда же это волнение закончится. Три человека, глядя на одно и то же событие, испытывали совершенно разные эмоции. Алену можно понять. Она пытается отстоять свои границы, свое право на очередь. Но правильным ли было ее поведение? Насколько она довольна результатом? Насколько комфортно для нее переживать чувство мести?

Судить ей. Я бы посоветовал переключиться – не важно, на что, главное, чтобы внимание было направлено на иную ситуацию, где вы сможете эмоционально «остыть» и прийти в себя. Примите для себя несовершенство этого мира. Позвольте ему быть таким, какой он есть. Разрешите ему быть совершенным в своем несовершенстве.

Но что делать, если осадок недовольства и раздражения все еще присутствует в вашей душе? Используйте маленькие хитрости, которые имеются в современной психотерапии. Просто посмотрите на эту ситуацию со стороны, как бы наблюдая за сценой из вашей жизни, где вы являетесь главным действующим персонажем. Конечно, это не позволит полностью избавиться от негативных чувств, однако точно улучшите ваше эмоциональное состояние.

История третья: «Кобыла, тебе дома надо сидеть, а не за рулем ездить»

Такого хамства, как на московских дорогах, наверное, не встретишь нигде. Недавно в час пик еду на одной из московских улиц в правом крайнем ряду. Сразу хочу сказать, что я адекватно оцениваю свои водительские навыки – я не гонщик, и поэтому обычно, если скоростная трасса, то я никогда не занимаю правую полосу и не стопорю тех, кто быстро едет. Но тут впереди плотный поток машин и сзади тоже, поэтому нет абсолютно никакой разницы, в каком ты стоишь ряду.

Вдруг сзади моей машины перестраивается большой черный внедорожник и начинает мигать дальним светом и сигналить. Я, честно сказать, вначале даже не поняла, чего ему от меня нужно. Оказывается, он таким образом требовал, чтобы я срочно перестроилась в соседний плотно стоящий поток машин и пропустила его. После того, как я не стала этого делать, он втерся в соседний ряд и, когда поравнялся с моей машиной, открыл окно и крикнул: «Кобыла, тебе дома надо сидеть, а не за рулем ездить».

Потом он резко перестроился прямо передо мной (я думала, что он поцарапает мою машину) и затем так же стал мигать фарами и сигналить впереди едущим машинам. Кто-то пропускал его, не хотел связываться, кто-то не пропускал и тогда он перестраивался в соседний ряд и действовал по моей схеме. Интересно, таким людям свойственно хоть что-то человеческое? Может быть, мне нужно было покрыть его трехэтажным, чтобы он понял, что не нужно так себя вести? Просто мне кажется, что пока окружающие будут молча глотать их хамство, они будут себя чувствовать королями.
Вероника

Комментирует Вадим Куров, психотерапевт

И еще один пример человечка, жаждущего вашего внимания и пожирающего ваши эмоции. Правда, если вы позволите ему их пожирать. Это рудименты «новых русских» мальчишек, которые приобретали все материальное быстро и агрессивно. А вот духовного, умственного и морального как-то не успели. Да и труднее это оказалось. У них есть дети, слуги, сотрудники. И все они терпят таких уродов и набираются опыта – как надо жить. Эдакие маленькие «жиринята», производные пустоты, жаждущие света софитов. Не давайте им внимания, эмоций (особенно отрицательных) и помните, что вы вправе жить в мире, где их нет. Смотрите сквозь них, говорите сквозь них, не позволяйте им возвыситься над собой, переживая по поводу их поведения или речей.

Если не можете на самом деле победить на их поле, имейте свое. Самое страшное для них – выглядеть смешно или нелепо, но юмор – оружие редкой остроты и умения. Учитесь и они покажутся вам жалкими, шкодливыми щенятами. А вот перевоспитывать их я бы вам не советовал. Уж очень это неблагодарное занятие. Позвольте жить им на этой планете, как бы в параллельном мире. Не заботьтесь о том, что, как и где они чувствуют. Внимание к себе и только к себе.

Комментирует психолог-психотерапевт Константин Писаревский

Ситуация, о которой пишет Вероника, довольно распространена на московских дорогах. И преодолеть ее, к сожалению, сложно. Да и по силам ли она ей? Разве мало примеров разборок с кулаками, битами, травматическими пистолетами? А если говорить о стереотипах, касающихся женщины за рулем в нашем обществе, то придется затронуть отдельную тему.

В реальной российской действительности есть великолепно работающее правило, смысл которого заключается в трех «Д»: дай дорогу дураку. И, возможно, мудрость этого правила распространяется далеко за пределы автотрассы, поэтому пусть Вероника переформулирует проблему. Пусть она поставит себе задачу, которая будет направлена не на желание сбросить «хама» с пьедестала, а на сохранение своего эмоционального спокойствия. Этого можно достигнуть, задав себе вопрос: «Как сделать так, чтобы я чувствовала себя максимально комфортно, будучи в подобных ситуациях»? Будет цель, а средства, как говорится, найдутся.

История четвертая: «Занято здесь!»

Хамство наших соотечественников ярче всего проявляется где-нибудь на отдыхе среди европейцев. Явственно чувствуется разница менталитетов. Вот красноречивый пример. Мы с сыном отдыхали в Турции. Специально выбрали отель, где обычно мало русских и в основном отдыхают немцы, но какое-то маленькое количество россиян все же есть. Завтрак, аншлаг, все столики заняты. Можно было, конечно, переждать и прийти позже, но у нас экскурсия и нужно быстро что-нибудь закинуть внутрь и через пятнадцать минут сидеть в автобусе.

Мы видим свободный столик, за ним сидит тучная дама, судя по всему, одна. Я подхожу и спрашиваю можно ли присесть. «Занято здесь!», – отвечает она мне грубо и с нажимом. «Можно хотя бы стулья взять», – спрашиваю. «Да на здоровье», – отвечает дама тем же тоном и я окончательно понимаю, что она будет сидеть за столиком одна. Впрочем, сражаться за место нет никакого желания. Мы с ребенком со стульями в одной руке и с тарелкой в другой руке идем вдоль столиков и ищем свободное место. Вдруг немцы, у которых стол был фактически укомплектован (они сидели вчетвером), сдвигаются и знаками приглашают нас присесть. Все это было сделано радушно, от души, с улыбкой. Неужели хамство – это только наша национальная черта? Когда об этом думаешь, становится очень обидно за нацию.
Карина

Есть люди, которые ставят свои желания выше интересов всех остальных. Они совершенно не считаются с тем, что живут и действуют в обществе, где следует соблюдать нормы общения и поведения.

Как правило, такие граждане излишне настойчивы, неоправданно возбуждены и требуют повышенного внимания к себе. А также всюду стараются «пролезть без очереди», нарушая комфорт и спокойствие окружающих. «Мне, и больше никому!» – так кратко можно описать их поведение. Но ведь общеизвестно, что личная свобода одного человека заканчивается там, где начинаются проблемы у других. То есть ты вправе вести себя лишь таким образом, чтобы это не мешало остальным, не создавало для них неудобств и дискомфорта.

Но жизнь показывает, что, к сожалению, сами изменить подобных людей мы не в состоянии. Разве что их можно изолировать от общества с помощью правоохранительных органов – в случае, если они преступили черту закона. Но если до этого все же не дошло, а вы страдаете от чьих-то неприятных выходок, научитесь не обращать внимания или реагировать минимально на чужие выпады, хамство и невоспитанность. Особенно если вы вынуждены общаться с невыдержанными людьми на своем рабочем месте.

Хамство - главное доказательство отсутствия аргументов.
Мария Владимировна Захарова

Спокойствие, только спокойствие...

Лучше всего стараться сохранять невозмутимость и хладнокровие. Вспомните слова сказочного персонажа Карлсона о сохранения спокойствия в любой ситуации.

Весьма полезный совет, когда откорректировать можно не окружающую действительность, а свое отношение к происходящему.

Как известно, бурная реакция на чужую агрессию лишь распаляет хама, поэтому отвечайте в подчеркнуто корректной форме. Особенное если это ваш клиент, а вы по долгу службы от него зависите.

Если, к примеру, он хочет, чтобы вы бросили все дела и срочно уделили внимание ему, то отвечайте так: «Извините, я сейчас занята, но как освобожусь – сразу займусь вами и обслужу».


Затем на какое-то время просто перестаньте его замечать. Для этого мысленно представьте, что вас разделяет стеклянная стена, не пропускающая звук, или водопад. Такой прием психологической защиты станет ушатом холодной воды для разгоряченного и неуравновешенного человека. Ну а потом профессионально корректно постарайтесь ему помочь.

Подумайте о том, что необоснованные претензии недовольного человека могут быть вызваны вовсе не вами, а спровоцированы совершенно иными причинами – сложившимися обстоятельствами в жизни индивидуума, его плохим самочувствием, усталостью, неуверенностью в себе, невозможностью удовлетворить потребности и желания, личными проблемами и т.д.

Вы, что называется, просто попались ему под горячую руку. Так что не следует сразу брать вину на себя, расстраиваться и реагировать на то, что к вам лично совершенно не относится.

Умение переключаться

Учитесь также переключать свое внимание с негатива на позитив. Например, вам пришлось выслушать что-либо неприятное в свой адрес. Но вы не вступаете в перепалку, а вспоминаете, как другие люди вас хвалили и благодарили.

Можно также в этот момент посмотреть на что-либо, радующее ваш взор. Это может быть ваза с цветами, репродукция на стене, забавная статуэтка и все то, что находится в непосредственной близости от вашего рабочего места. Изменить настрой в лучшую сторону способен даже вид из окна.

Обязательно хвалите себя, когда вам удается сдержаться, не вспылить и не выйти из берегов, сохранить свои эмоции под контролем. Ведь это значит, что вы овладели навыками саморегуляции.

Говорить правду – это не хамство, а свойство делового человека, привыкшего беречь время.
Анатолий Степной. Сердце в броне


Будьте также всегда чуть отстранены от тех, с кем вам приходится контактировать, а сосредотачивайтесь не на чужих поведенческих проявлениях, а на своих профессиональных обязанностях. То есть если вы хотите сохранить собственные душевные силы и внутреннее равновесие, то на рабочем месте не слишком погружайтесь в чужие проблемы, особенно когда они не касаются ваших служебных обязанностей.

Не старайтесь заменить собой других специалистов. К примеру, продавец не должен быть психологом, фармацевт – врачом, а таксист – консультантом по ремонту и покупке автомобилей.

Чтобы рутинные обязанности и надоевшие действия вызывали у вас меньше раздражения и неприятия, попробуйте нарушать привычный ход вещей хотя бы в мелочах. Иначе общение с людьми, особенно с посетителями вашего учреждения или клиентами может превратиться для вас в настоящую пытку.

Их неприятные манеры и действия по принципу последней капли вдруг нарушат ваше терпение. Тогда из доброжелательного человека вы способны мгновенно превратиться в . И последствия могут сильно повредить вашей карьере. Поэтому сразу договоримся, что досадные рутинные мелочи способны серьезно помешать правильному общению с людьми.


Допустим, если вы продавец, начинайте раскладку товара с разных полок. И в положенный перерыв то чаю попейте, то просто выйдите на улицу и подышите воздухом. А если, к примеру, вы водитель такси, старайтесь выбирать разные маршруты до конечной точки пути. В общем, придумайте, что и как можно изменить, чтобы вам стало психологически легче.

Придя домой после работы, снимите с себя, как форменную одежду, чужие заботы и проблемы, которыми вас нагрузили на рабочем месте. Для этого обязательно смените наряд на домашнюю одежду – комфортную и уютную, примите душ или хотя бы умойтесь. Затем возьмите паузу в 15-30 минут, чтобы побыть наедине с собой и расслабиться.

Проделайте какое-либо специальное упражнение на расслабление . К примеру, такое:

  • Сядьте в кресло, примите удобную позу, положите руки на колени и закройте глаза.
  • Постепенно расслабляйте мышцы сверху вниз, начиная со лба, щек, губ, шеи и заканчивая икрами ног и стопами.
  • Одновременно представьте, например, что вас греют лучи ласкового весеннего солнца. Вам тепло, спокойно и приятно.
  • Дышите при этом ровно, а когда почувствуете себя лучше, вдохните глубоко, потом задержите дыхание и энергично выдохните.
  • После этого сразу откройте глаза.

Для родных и близких

Понятно, что зачастую бывает сложно общаться даже со знакомыми, друзьями и родственниками. Особенно если вы человек излишне эмоциональный, ранимый и тревожный.

Возьмите себе за правило снисходительнее относиться к чужим слабостям, к тому же вы этих людей знаете давно и вполне способны предугадать их реакцию на те или иные слова и поступки.

Будьте неизменно доброжелательны и не давайте себя спровоцировать на ссору. А если не получается, найдите возможность прекратить неприятный разговор, а еще лучше – покинуть помещение, где назревает скандал.

Заключение

И, напоследок, совсем простое правило: улыбайтесь почаще! Ведь открытые, искренние и радостные люди распространяют вокруг себя позитив. И если вы научитесь создавать в своем близком кругу атмосферу доброжелательности, поверьте: эта привычка распространится и на все ваше окружение в целом.

Родители учат своих детей вежливо относиться к другим людям. Ребятам прививаются правила культурного поведения: не хамить старшим, уважительно обращаться с младшими. Но, к сожалению, не все люди следуют таким рекомендациям. Для некоторых хамство - это основной способ доказать другому человеку свою правоту. С такой ситуацией можно встретиться в любом месте: в транспорте, в магазине, на работе. Грубые слова глубоко ранят, и не всегда сразу сообразишь, что ответить обидчику. А настроение на весь день испорчено. Чтобы не происходило подобных ситуаций, следует знать, как реагировать на хамство.

В чем причины? Хамство - это особое желание поступком, словом оскорбить собеседника или окружающих. При этом оно основано на безответственности и анонимности. Если у хама спросить его должность, место работы, фамилию, тональность его разговора заметно изменится. Именно благодаря безнаказанности грубость так процветает. Раньше с неприятным обращением человек сталкивался в магазине, на работе, в некоторых общественных местах. Сегодня с ростом числа автомобилей и расширением социальных сетей недостойное поведение встречается все чаще.

Чтобы знать, как реагировать на хамство, следует понять, в чем его причины. Итак, психологи считают, что грубое поведение свойственно следующим категориям людей:

1) Лица, не получившие в детстве достаточно любви. В этом случае человек старается, чтобы окружающие его заметили. Ведь он все время испытывает дефицит внимания, любви, общения. Это люди, которых в детстве не хвалили, не уделяли времени для общения с ними. Ведь каждый ребенок нуждается в любви и понимании родителей. Не получая необходимой ласки и тепла обычным, естественным путем, малыш прибегает к грубому, ужасному поведению. И именно в это время родители осуществляют желаемое - реагируют на него, начинают ему потакать. Такой метод в сознании ребенка формируется как единственный способ привлечь к себе внимание. Соответственно, во взрослой жизни человек продолжает его использовать.

2) Люди, стремящиеся к самоутверждению. Такая картина наблюдается, если собеседник не может достойно ответить. В этом случае грубиян возвышается в собственных глазах и с еще большей силой продолжает унижать человека. Таким образом, он пытается самоутвердиться. Зачастую такая ситуация складывается, если грубиян – начальник, обладающий даже минимальной властью, либо хам по определенным причинам вызывает у собеседника боязнь.

3) Состояние отчаяния, разочарования, усталости. В такой ситуации даже культурный человек может сорваться и нахамить. Конечно, за этим последуют извинения. И вот здесь все зависит от того, какова культура поведения у собеседника. Воспитанный человек примет извинения и конфликт будет улажен. Но если столкновение произошло с хамом, то он уже будет на взводе. Никакие извинения здесь не помогут.

1. Старайтесь не позволить грубияну захватить контроль над создавшейся ситуацией. Независимо от того, каким является статус вашего оппонента, вы имеете право требовать уважения к себе. Дайте это понять наглецу.

2. Как реагировать на хамство, если грубиян настолько увлечен своей игрой, что полностью теряет контроль? В этом случае поставьте его на место. Постарайтесь умерить пыл этого человека. Не следует накапливать негативные эмоции. В противном случае вы выплеснете их дома на родных и близких. К тому же многие грубияны полностью верят в безнаказанность. Постарайтесь развеять этот миф. Однако не переходите черту допустимого, не теряйте контроль. В противном случае вы опуститесь до уровня невоспитанного человека. Ваше «выступление» не должно носить показательный характер. Не следует размахивать руками или громко кричать.

3. Все негативные фразы не принимайте на свой счет. Просто посочувствуйте грубияну. Такой человек недоволен жизнью. Поэтому заслуживает жалости. Особа, опускающаяся до хамства, обладает слабым характером. Следовательно, разве можно воспринимать всерьез ее оскорбления? Полностью проигнорируйте весь тот негатив, который прозвучал в ваш адрес.

4. Отвечайте на хамство юмором. Постарайтесь пошутить над попытками человека обидеть либо унизить вас. Можно даже улыбнуться в ответ на наглость. Этим вы дадите понять грубияну, что его замечания вам безразличны. Ваша ехидная улыбка спровоцирует бурю негодования. Просто рассмейтесь в лицо такому человеку. Он поймет, что потерпел поражение, и не вызвал у вас в ответ негативную реакцию. Можете «добить» оппонента такими фразами: «Что-то вас задело?», «Почему вы так разнервничались?». Постарайтесь, чтобы последнее слово осталось за вами.

5. Проявите жалость. Грубиян подпитывается энергетикой конфликта. Поэтому вежливый, умный и совершенно адекватный человек, услышав хамство, не будет отвечать тем же. Он проигнорирует подобное обращение. Прекрасный способ подавить негатив - это пожалеть такого человека. Не забывайте, что зачастую такие люди в детстве от родителей не получили должного воспитания и заботы. Они, как правило, неуспешны в жизни. Их не любит противоположный пол. Они заслуживают сострадания. Поэтому ваше нестандартное отношение к ситуации полностью разрушит планы энергетического вампира «подпитаться» переживаниями и нервами.

6. Включите свою фантазию. Если грубиян высказывает вам в лицо все, что он думает, постарайтесь представить, будто этот человек находится за стеклом. Вы не слышите того, что он говорит. Данный прием является достаточно забавной тактикой. Ведь вы видите, как грубиян шевелит губами, размахивает руками, но не улавливаете ни единого слова.

7. Поговорите с человеком. Иногда складывается такие ситуации, когда проигнорировать, а тем более высмеять грубость невозможно. Это касается общения с близкими, друзьями, знакомыми, коллегами. В таких случаях лучше откровенно поговорить с человеком. Постарайтесь выяснить, что произошло у него сегодня, как его здоровье. Вы поймете, чем спровоцировано подобное поведение. Кроме того, позволите грубияну посмотреть со стороны на себя и переосмыслить недостойное общение.

8. Настройтесь на позитив. Хамство - это удел людей, обладающих негативным мировоззрением. Поэтому старайтесь контролировать свои мысли. Не притягивайте к себе неуважительного отношения.

И самое важное: будьте в себе уверены! Только такая модель поведения дает возможность красиво выходить из любой ситуации, при этом полностью сохранять собственное достоинство и не ощущать себя жертвой.