«Каменщик» В. Брюсов. «Каменщик», анализ стихотворения Брюсова

«Каменщик» Валерий Брюсов

— Каменщик, каменщик в фартуке белом,
Что ты там строишь? кому?

— Эй, не мешай нам, мы заняты делом,
Строим мы, строим тюрьму.

— Каменщик, каменщик с верной лопатой,
Кто же в ней будет рыдать?

— Верно, не ты и не твой брат, богатый.
Незачем вам воровать.

— Каменщик, каменщик, долгие ночи
Кто ж проведет в ней без сна?

— Может быть, сын мой, такой же рабочий.
Тем наша доля полна.

— Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй,
Тех он, кто нес кирпичи!

— Эй, берегись! под лесами не балуй…
Знаем всё сами, молчи!

Анализ стихотворения Брюсова «Каменщик»

Рубеж 19 и 20 веков ознаменовался революционными брожениями в обществе, которые поддерживали многие русские литераторы. Среди них оказался и Валерий Брюсов, который в тот момент считал себя декадентом и видел мир исключительно в мрачных тонах. Как и , Валерий Брюсов был убежден, что России необходима революция, которая смогла бы коренным образом изменить ситуацию и уравнять людей в своих правах. Позже поэт переменит свое мнение, равно как и литературные пристрастия, став символистом. И первые попытки объединить два литературных направления хорошо прослеживаются в стихотворении «Каменщик», написанном в 1901 году.

От декадентства в произведении присутствует мрачность и безысходность, что прослеживается и в самой работе каменщиков, и в их мыслях по поводу того, что именно они строят. С другой стороны, образы героев этого стихотворения весьма символичны, так как олицетворяют собой весь русский народ, угнетенный и добровольно загоняющий себя в кабалу. Автор пытается показать, что люди прекрасно осознают безвыходность собственного положения, но при этом не пытаются что-то изменить в своей жизни. Стремление уйти от проблем, которые очевидны, поэт считает настоящим бичом современного общества. Он убежден, что такой путь развития является тупиковым, он неизбежно ведет к пропасти.

Образ каменщика в произведении является собирательным, и под ним Брюсов подразумевает весь простой народ. Обратившись к своему герою с вопросом о том, что он делает, автор получает характерный и очень символичный ответ: «Эй, не мешай нам, мы заняты делом, строим мы, строим тюрьму». Причем, подразумевается, что она предназначена для простых людей, у которых нет всемогущественных покровителей, денег и положения в обществе. Сами каменщики прекрасно это осознают и даже пытаются шутить по поводу всего происходящего. И именно в этих шутках проявляется вся безысходность и обреченность так милого сердцу поэта декадентства.

С точки зрения поэта строить собственными руками тюрьму для своих же детей – абсурдно и совершенно неприемлемо. Ведь никто из людей, которые беспокоятся о будущем, не желает подобной участи новым поколениям. Однако каменщики не видят иного пути развития общества и продолжают добровольно возводить тюрьму, которая в стихотворении олицетворяет бесправие в обществе, его коррумпированность и четкое разделение на сословия. Гораздо больше людей волнуют мелкие насущные проблемы, и они с большим вниманием относятся к случайным проходим, чем к собственным потомкам. Предостерегая поэта от случайно упавшего камня, они не замечают, что общество уже накрывает лавиной отчаяния и безысходности.

От редакции : Этот текст редакция РЛ получила по e-mail из Барнаула. Его автор обвиняет правящего архиерея епископа Барнаульского и Алтайского Максима (Дмитриева) ни много ни мало - в масонстве. Мы отдаЈм себе отчет, что обвинения в принадлежности к масонству - вещь абсолютно бездоказательная, хотя в патриотической публицистике используется сплошь и рядом. Мы бы и не подумали публиковать эту статью, если бы она не была подписана. Однако автор не скрывает своего имени, а значит - готова нести ответственность перед Богом и людьми за свои слова. Кроме того, помимо обвинений в масонстве в статье содержится ряд не конспирологических, а совершенно реальных претензий к архиерею со стороны православных мирян. Напомним, что РЛ в июне сего года публиковала открытое обращение православной общественности Барнаула "Почему Вы отвернулись от Вашей паствы, Владыко? ".

В добрые старые времена, когда наша Россия была еще православной, и люди, "любя свое, живя своим", чтили традиции, тогда о человеке, чье поведение непонятно обществу, говорили, как в "Евгении Онегине": "Он фармазон".

И тогда становилось ясным, почему этот человек совершает поступки, возмущающие окружающих, нарушает установленные веками правила, абсолютно пренебрегая мнением сограждан, никак не объясняя мотивы своих - часто чудовищных - действий.

"Фармазоны", то есть франкмасонство, по постановлению греческого собора иерархов Церкви от 12.10.1933, "есть религия, совершенно отличная от религии христианской и чуждая ей".

"В семье не без урода",- говорит русская пословица. Довольно часто христиане попадали в масонские организации. Но как-то не укладывается в сознании, что "вольным каменщиком" может быть православный епископ.

Нет, Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский, - верное чадо Русской Православной Церкви! Он не может принадлежать к организации, "имеющей собственные церемонии, ритуальные посвящения, иерархический порядок и дисциплину". Изыди, сатана, и не смущай народ! Подумаешь - третий год барнаульцы ищут объяснение его оригинальных - чтобы не сказать кощунственных - поступков!

Задумываться жители Барнаула и Алтайского края стали довольно давно, когда поняли, что почему-то очень сложно, почти невозможно попасть на прием к владыке. Об этом писали и "Вечерний Барнаул", и "Свободный курс". Как тут не вспомнить классическое:

Сначала все к нему езжали,
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Чуть только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги,-
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним...
("Евгений Онегин")

Но с христианским смирением люди постарались найти оправдание: владыка очень занят, у него масса неотложных дел, и как-то неприлично, кроме "Прямых линий" в газетах, обращаться к епископу со своими нуждами. Хотя - "я только в скобках замечаю", что даже светский руководитель такого уровня следит за тем, чтобы слова о внимании к ближнему не слишком расходились бы с делами. А уж архипастырю, на непросвещенный - непосвященный взгляд, положено хотя бы изредка быть открытым для всех страждущих.

Однако владыка не принял даже монахиню, о чем рассказала газета "Свободный курс" от 11.09.03. Безрезультатными были три попытки инокини Ольги уладить внутрицерковную проблему. "Владыко, Вы своим бездействием вынуждаете меня обратиться в гражданский суд, чего мне очень не хотелось бы делать",- цитирует газета обращение монахини к правящему архиерею. В статье "Монахиня выиграла два суда" говорится, что даже "судебная коллегия краевого суда, рассмотревшая жалобу инокини Ольги, была обескуражена инцидентом. Этот судебный процесс, невольно брызнув грязью в Церковь, немало позабавил недоброжелателей. Странно, что епископ не предотвратил этого.

Вопрос: заинтересован ли епископ Максим в том, чтобы возможно большее количество людей, через общение с архипастырем в том числе, было привлечено к Церкви? Заинтересован ли он в том, чтобы внутрицерковные нестроения не были в обществе предметом насмешек? Или - как раз наоборот? Пусть все, кому не лень, высмеивают Православную Церковь? Ответа нет.

Далее, летом 2003 года из уст в уста передавалось шокирующее известие о том, что "без соблюдения законных норм, без получения согласия матери, без оповещения священнослужителей епархии и верующих барнаульцев был перезахоронен епископ Антоний - в нарушение требований ст.4,15,16 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", п.4.10 САНПИН 2.1.1279-03. Священный Синод вынес епископу Максиму порицание, а алтайская пресса пожелала владыке "открытости, доверия, уважения к пастве, совета с нею во всех последующих делах" ("Св. курс" от 13.11.03)

Лично мне все же абсолютно непонятно: зачем все-таки потревожен прах епископа Антония? Как это соответствует православному мироощущению - "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам"? Не напоминает ли это надругательство, устраиваемое на кладбищах вандалами?

Кстати, интересно, самому Преосвященнейшему Максиму хотелось бы вот так быть "перезахороненным"?

"Что же это такое творится на белом свете?"- задавали себе вопрос все, кто узнал о перенесении могилы.

Каменщик, каменщик в фартуке белом,
Что ты там строишь? Кому?...

В плоскости нормальной человеческой логики ответа нет. Но - "ищите, и обрящете", ответы могут обнаружиться в самых неожиданных местах. "Собственные церемонии" имеет масонство, и вторичное перезахоронение, по материалам Интернета http://antropology.ru/ru/texts/safonov/tanatos5.html - одна из этих церемоний. "Ритуал вторичного захоронения напоминает инсценировку главной масонской легенды об Адонираме, являющейся основой церемоний "вольных каменщиков". В чем смысл перезахоронения епископа Антония, спросим Преосвященнейшего Максима. Вдруг ответит? Хотя вряд ли по существу, скорее всего фразой типа: "Кто досаждает епископу, да будет извергнут".

Владыко, вновь досаждая Вам, приведу цитату из того же постановления греческих иерархов: "Масонство принимает в свои ряды не только христиан... Поэтому верные сыны Церкви, обладая истиной явления Господа Нашего Иисуса Христа, должны масонства избегать и не отпадать от благодати Христовой".
Как писала газета "Московский комсомолец" (7-14 апреля 2004), епископ Барнаульский и Алтайский не верит в реальность "барнаульского чуда", явленного Господом, чтобы Вера наша жила,- воскресения из мертвых Клавдии Устюжаниной.

А как же многочисленные книги о православных чудесах, имеющиеся в библиотеках православных храмов? Как владыка относится к этим книгам? Или нет в нашей реальности никаких чудес?

Владыко, а как же святыня земли Алтайской - обновившаяся Коробейниковская Казанская икона Божией Матери? Слышали Вы о чудесах исцелений, происходящих по молитвам у иконы? Веруете ли Вы в это?

Хочется услышать ответ православного епископа: "Верую!" И тогда задать еще несколько вопросов.

Почему, удалив - без всяких понятных причин! - из Коробейниковской обители Божией Матери и.о. наместника монастыря иеромонаха Никандра, Вы, Владыко, сорвали все работы по благоустройству и укреплению монастыря, разорив тем самым обитель?

Почему - без всяких понятных причин! - запрещен в служении иеромонах Никандр, который, имея авторитет среди верующих, мог многое сделать для дальнейшего устроения Коробейниковской обители.

Почему - без всяких понятных причин!- не состоялся весной крестный ход с чудотворной Коробейниковской иконой по границам Алтайского края? Кто заинтересован в том, чтобы Свет Православия не доходил до отдаленных уголков края? Вы, Владыко?

Почему в местных СМИ почти нет информации о жизни Церкви, не печатаются как ранее уважаемые пастыри, тем более в преддверии очередного архиерейского собора? Отсутствие этого порождает самые невероятные слухи. Например, поговаривают, что наш владыка хочет вообще закрыть Коробейниковский Богородице-Казанский мужской монастырь, а величайшую его святыню чудотворную икону Божией Матери, ежегодное празднование которой в с. Коробейниково благословлено Святейшим Патриархом перенести в Бийск.

Может быть, владыка не знает, сколько Радости приносят людям эти праздники в Коробейниково?

Что ж, прогуляемся по городу...

Гулять же по городу, видеть автобус,
Лицо проститутки, трамвай...
Ведь это же гадость!
Тогда я взял глобус
И в грезах поехал в Китай.
(И.Северянин)

И прежде всего мы увидим людей, пьющих пиво. Как много их стало в последнее время! Уже не только компании молодых людей на лавочках пьют пиво - и женщины "бальзаковского возраста", и школьники, подражая взрослым, и даже молодые мамы, везущие колясочки! Если так пойдет и дальше, то скоро и в маленькой ручке ребенка окажется банка с пивом. Упаси, Господи!

Пиво в придачу к современному телевидению - это такая ловушка для наших детей, вырваться из которой они могут только чудом.

Еще в 1991 году врач-подвижник Ф.Углов в книге "Ломехузы" задавал вопрос: "Как прикажете понимать такую политику, когда государство наполняет и наполняет стаканы алкоголем?" И далее утверждал: Употребление алкоголя - не вредная привычка, а наркомания со всеми вытекающими последствиями. Просветительная работа без законодательных мер неэффективна. Только законодательное положение по ограничению выпуска и покупки спиртных напитков, вплоть до сухого закона, может оказать серьезное влияние на здоровье общества"

"Зеленое вино скотинит и зверит человека", - говорил Достоевский. "Городская межведомственная комиссия подчеркивает, что приобщение молодежи к пиву ведет к психическим и соматическим заболеваниям пишет "Вечерний Барнаул" (N88 от 18.06.04). В этом же номере на вопрос о выручке от пивных бутылок приемщица стеклотары отвечает, что эта выручка не радует, так как у нее "два сына тоже пьют пиво".

А Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский, благословляя заместителя директора пивзавода "В.Б."(N69 от 14.05.04), говорит, что на эти "пивные деньги" строятся храмы, и даже сравнивает предпринимателя, заливающего пивом нашу Родину, с "собирателями земли Русской Сергием Радонежским и Даниилом Московским"!

Во-первых, Владыко, не надо кощунствовать, сравнивая православных светочей с бражником-пивником. Во-вторых, для кого в перспективе строятся эти храмы, когда спаиваемая молодежь будет думать только о том, как бы "оттянуться со вкусом"? В-третьих, не о таких ли храмах пророчествовали старцы, говоря, что в них нельзя будет молиться? Впрочем, все это не правда. Прихожане одного из Барнаульских храмов, который по утверждению владыки Максима, построен на пивные деньги, с возмущением рассказывают, что никаких средств от этих "благодетелей" на его строительство и благоукрашение не поступало и не поступает.

Да и вся публикация о том, как пивной деятель "имеет непосредственное отношение к Православию, помогает ему, стремится к святости", сопровождается замечанием: "Оплачено из избирательного фонда Николая Нечаева". Широким массам тут неясно, что именно оплачено: газетное пространство, выступление епископа или его благословение на балотирование, кстати, никуда не избранного кандидата в депутаты?

"Мы одурачим и развратим гоевскую молодежь",- сказано в "Протоколах". И вот наши едва подросшие дети тянутся к бутылке, а епископ Максим, используя авторитет Русской Православной Церкви, способствует этому!

А мы не будем пить, Владыко! Мы будем воспитывать наших детей по христианским образцам, в трезвости и чистоте. И будем защищать их от развратителей! И если Вы в их числе - то и от Вас!

Русская земля - Божия обитель,
Льется на заре несказанный Свет.
Русская земля, кто тебя обидел?
Недругам твоим прощенья нет!

"Масонство - непримиримый враг христианства. Оно поставляет своей целью разрушение Церкви, потрясения национальной христианской государственности",- говорил митрополит Антоний (Храповицкий)

"Бомбы в Сербии - секты в России!"- было написано на одном из плакатов, с которыми в 1999 году православная молодежь с иеромонахом Никандром (Речкуновым) пикетировала сектантов, собравшихся на стадионе.

В 2002 году Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский, в интервью "Свободному курсу", от 30.05.2002 говорил: "Сектанты не уважают наши законы. Мне это оскорбительно". Владыка изрекал: "Мы боремся за достоинство своего Отечества. Мы отстаиваем интересы Родины", - и тогда еще люди верили в эти слова. Архиерей проинформировал: "В епархии есть миссионерский отдел, который борется с сектантами". К сожалению, о конкретных действиях этого отдела более ничего слышно не было. Мало того...

В мае-июне 2004 года адвентисты седьмого дня в самых крупных залах города вели пропаганду своего учения, устроив при этом "крещение" в бассейне "Обь". В итоге, по сообщению агентства " ", "в городе после этой акции зарегистрированы две новых общины адвентистов седьмого дня". Каково отношение к этому Преосвященнейшего Максима, епископа Барнаульского и Алтайского?

Во-первых, епископ не благословил пикет против сектантов; во-вторых, назвал пикетчиков "отщепенцами", а в пикете принимали участие прихожане православных храмов Барнаула, Алтайский отдел Союза казаков России, Барнаульское отделение Петровской академии наук и искусств, Общественный Родительский комитет, молодежный клуб "Пересвет". В-третьих, проповедник адвентистов утверждал, что владыка дал свое согласие на проведение "мероприятия" сектантов! А на вопрос: "Почему Вы отвернулись от своей паствы, Владыко?"", как говорит " ", ответа нет. В полном соответствии с масонским правилом не оправдываться.

Газета "Московский комсомолец" от 11-18 августа 2004 констатирует: "Алтай становится столицей сектантства": "Адвентисты и кришнаиты, хлысты, виссарионовцы, муниты, белые братья и т.д., и т.п. - по самым скромным подсчетам сегодня на Алтае порядка 70 различных религиозных образований, чью деятельность можно считать тоталитарной.... Число сект значительно уменьшилось в Красноярском крае, Новосибирской и Омской областях. На Алтае же количество сект, наоборот, выросло. Представителям сект удается вполне легально контролировать как минимум две частные телекомпании, радиоканал и еженедельную газету. Естественно, этот мощный пропагандистский рупор используется на полную катушку. Реакции властей - никакой". "Ох, ох, бедная Русь!"- как говорил протопоп Аввакум.

И все-таки - что же это творится на белом свете? Организатор пикетов против сектантов, инициатор крестных ходов в Барнауле и в Алтайском крае, почетный член "Союза ветеранов Афганистана", воспитатель молодежи, любимый многими иеромонах Никандр запрещен епископом Максимом в служении! Вот так и "укрепляется" Православие на Алтае...

Да, Владыко, заслуги Ваши перед "братьями-каменщиками" трудно переоценить. Своей деятельностью в Барнауле вы подтверждаете, что "христианство и масонство абсолютно непримиримы друг с другом, что долг у масона один - сражаться с триумфом Галилеянина, длящимся двадцать веков".

Масоны считают, что двадцати веков достаточно. И для православных строится тюрьма.

- Каменщик, каменщик, долгие ночи
Кто ж проведет в ней без сна?
- Может быть, сын мой, такой же рабочий,
Тем наша доля полна.
- Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй,
Тех он, кто нес кирпичи!...

Наверное, в страхе, что когда-нибудь придется отвечать за свои действия, прячется от людей владыка. Иногда, даже жалко его. Как у Некрасова:

Бедняк! И из чего попрал
Ты долг священный человека?

В сане епископа мог бы столько сделать для Родины, для Православия! Мог бы быть вместе со всеми. Но не захотел. Выбрал другой путь: разрушение Традиции. И вот, облеченный властью, Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский, не противодействуя врагам Православия, препятствует в служении именно тем священникам, чей авторитет в народе высок. Так предписывают ему масонские правила. Ну что ж!

Тут система, ну а мы - стихия!
А за нами - матушка-Россия,
А за нами - Божия гроза...

Упал крест с Коробейниковского храма. Упал крест с храма в Бийске. Но не даст Пресвятая Богородица разорить свою Коробейниковскую обитель! И мы, с Божией помощью, тоже сделаем все, что в наших силах. Ведь "если не мы - то кто? Если не сейчас - то когда?" Перестанет действовать старый масонский принцип "разделяй и властвуй". Им хочется, чтобы все мы были порознь. А мы объединимся, как хорошо сказала православная поэтесса Нина Васильевна Карташева:

Русский русского да не покинет,
И в беде своего пожалеет,
Не забудет и не отринет.
Ни за то, что он стал безродным,
Ни за то, что он пьет да курит,
Ни за то, что он стал неугодным,
Что его только бьют да дурят.

А иначе возьмут всех даром,
А иначе России не будет,
Продадут всех дешевым товаром...
И пусть Бог нас за это судит.

"О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай нам со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь."
Татьяна Карпова , учитель русского языка и литературы средней школы 52 г.Барнаула

Стихотворение «Каменщик» было написано Брюсовым в 1901 г. и опубликовано в сборнике «Urbi et orbi» в 1903 г. в цикле «Картины. На улице».

Литературное направление и жанр

Стихотворение по форме представляет собой жанровую сценку: любопытствующий прохожий беседует с каменщиком. Сценка очень реалистична и проявляет социальное неравенство и разные условия жизни каменщика и прохожего господина. Но стихотворение стало знаменитым благодаря своему символическому подтексту.

Жанр стихотворения – гражданская лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 строф, оно написано как диалог из 4 реплик прохожего и 4 ответов каменщика. Прохожий спрашивает каменщика вежливо, пытаясь разобраться в сути его деятельности и подталкивая его к размышлениям. Но каменщик отвечает довольно грубо и с досадой.

Тема стихотворения – особенности менталитета русского народа, его созидательная и разрушительная силы. Основная мысль: народ трудолюбив и долготерпелив, но физические и моральные лишения довели его до крайности. Перейдя эту черту, он станет опасным.

Тропы и образы

В стихотворении Брюсов использует риторическую фигуру анафору (единоначатие). Каждое обращение лирического героя начинается с дважды повторённого «каменщик». В первом и во втором обращении лирический герой прибавляет к обращению яркую характеристику рабочего: в фартуке белом и с верной лопатой. Брюсов ошибается дважды. Белые фартуки носили пекари, продавцы, а у каменщиков фартуки были тёмные, чтобы не видно было грязи. Кроме того, рабочий инструмент каменщика – вовсе не лопата, а мастерок.

Белый фартук и верная лопата (эпитеты) нужны Брюсову как символы рабочей профессии на благо общества и мирного созидательного труда.

Каменщик быстро отвечает на вопрос, что он строит (тюрьму), но затруднятся ответить, для кого. Лирическому герою приходится спрашивать об этом трижды (во второй раз он спрашивает, кто в ней будет рыдать, а в третий – кто в ней проведёт ночь без сна).

Каменщик трижды пытается отделаться от болтуна. Каждый его ответ – обобщение, глухой и недовольный ропот народа, который всё же не оставляет своего непосильного и унизительного труда. Каменщик – образ собирательный, он символизирует весь народ. Недаром Брюсов использует местоимение нам .

Во-первых, каменщик сообщает, что «мы заняты делом». Труд – постоянное состояние народа. Но, сколько бы он ни трудился, его положение не улучшается. Это символически выражено в образе тюрьмы, овеществление фразеологизма «Россия – тюрьма народов».

Каменщик не отвечает на первый вопрос о том, кому предназначена тюрьма, а на второй вопрос отвечает отрицанием: не тебе и не твоему брату-богачу, потому что богатым незачем воровать. Каменщик выражает точку зрения народа, который не мог проверить, что люди, не нуждающиеся в куске хлеба, могут воровать, что человеческая природа не удовлетворяется никаким богатством и хочет ещё.

В третьей строфе каменщик, наконец, отвечает на вопрос прохожего. Его ответ содержит сразу несколько особенностей менталитета русского народа. Он не верит в лучшее, хотя и надеется (это выражено вводным словом может быть ). Каменщик не верит в то, что его сын будет жить не только лучше, но и по-другому, сможет преодолеть сословный барьер (такой же рабочий). Философское обобщение каменщика – «тем наша доля полна» - это не только констатация факта, но и смирение.

В четвёртой строфе возникает образ другого каменщика – угрожающего. Его собеседник проявляет бестактность, настаивая на ненормальности поступка каменщика – строить тюрьму собственному сыну, который вспомнит, что это сделал родной отец. Но каменщик и сам страдает от своего рабского положения: «Знаем всё сами». Поэтому он даже угрожает прохожему, прогоняя его: «Отойди, под ногами не балуй».

Стихотворение Брюсова написано в лучших некрасовских традициях. Речь каменщика содержит междометия (эй) и просторечия (верно, не балуй), что приближает её к живой разговорной. Угрозы каменщика от грубого «не мешай» вначале усиливаются до «берегись» и «молчи», которые он готов привести в исполнение.

Стихотворение заканчивается на точке лирической и эпической кульминации. Если богач продолжит расспросы, каменщик перейдёт к делу. Это символ критической точки народного кипения, которое готово выплеснуться стачками, восстаниями и революциями.

Как и любое произведение символизма, стихотворение «Каменщик» имеет множество прочтений. Одно из них связано с масонами, называющими себя вольными каменщиками. Их идея состоит в преобразовании мира к лучшему (как они это понимают). Так что каменщик может быть символом такого преобразователя, зажатого в тиски обстоятельств. Или народ Брюсов наделяет функцией преобразователя, предупреждая об опасности таких преобразований «снизу».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано передающим разговорную речь разностопным дактилем (четырёхстопный чередуется с трёхстопным). Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.