Карл линней биография. Линней и его «Система природы

В характеристике научной деятельности Линнея, при самом жизнеописании, было довольно подробно рассказано о всех основных его трудах по ботанике, причем каждый из них был характеризован в отдельности. Очень немного при этом говорилось о работе Линнея в области зоологии, минералогии и медицины.

Значение работ Линнея может быть более ясно понято при рассмотрении их в связи с общим состоянием естествознания к началу его научной деятельности.

Прежде чем перейти к этому вопросу, уместно было бы ознакомиться с оценкой самим Линнеем его собственной деятельности, по примеру того, как это было сделано при рассмотрении его отдельных сочинений. Исключительный интерес в связи с этим представляет опубликованная Афцелиусом в автобиографии глава «Linnaei merita et inventa». Перевод этой главы мы здесь и приводим.

Заслуги и открытия Линнея

Он построил ботанику от основания на месте, ранее бывшем в развалинах, так что можно считать, что с его времени эта наука получила совсем другой облик и начала новую эпоху.

  1. Он обозначил точными терминами в первую очередь Листья растений, благодаря чему все описания растений получили новый вид и освещение.
  2. Он первый обладал Предугадыванием Растений (Prolepsin Plantarum), редчайшим открытием в природе, в котором проявляются следы самого Создателя.
  1. Он рассмотрел по-новому Превращения (изменения) растений и этим доказал основу воспроизведения.
  2. Он представил в ясном свете Пол растений, каковой подвергался сомнениям, и показал действие пыльцы на влажность рыльца.
  3. Он построил Половую систему в результате бесчисленных наблюдений тычинок и пестиков у всех растений, чем до того времени пренебрегали.
  4. Он впервые ввел в ботанику многие Части воспроизведения под их собственными названиями, такие, как Чашечка, Околоцветник, Обвертка, Чешуя, Крыло и т. д. Венчик и Нектарники, Пыльники, Завязь, Столбик, Рыльце, Стручок и Боб, Костянка и Цветоложе, кроме многих слов, также Прилистник и Прицветник, Стрелка, Цветоножка и Черешок.
  5. Он описал заново, в соответствии с числом, обликом, положением и соразмерностью всех частей плодоношения, Роды, о которых думали, что их нельзя достаточно точно определить, - и они стали признанными; он открыл вдвое больше родов, чем их было найдено всеми авторами до него.
  6. Он впервые отграничил Виды растений основательными отличиями и определил также большинство индийских.
  7. Он ввел впервые во все естествознание Простые названия, к его ясности и краткости.
  8. Разновидности, затоплявшие ботанику, он низвел к их видам.
  9. Местопроизрастания растений (Loca plantarum) он добавил к видам как обоснование для культуры растений.
  10. Он исследовал местообитания растений (Stationes plantarum) как основу для сельского хозяйства.
  11. Он впервые разработал Календарь Флоры как путеводную нить для всех действий в сельском хозяйстве и из Распускания деревьев он показал время посева.
  12. Он впервые увидел и описал Часы флоры.
  13. Он впервые открыл Сон растений.
  14. Он отважился говорить о гибридах растений и дал потомству указания на Причину [возникновения] видов (Specierum causam).
  15. Он поставил Pan suecicus и Pandora suecica как работы, которые должны продолжаться всеми слоями народа, так как прежде не умели правильно вести хозяйство. (Этими названиями обозначается широко поставленная Линнеем работа по изучению кормовых растений Швеции.)
  16. Он понимал лучше, чем кто-нибудь другой до него, Порождение минералов и показал, что кристаллы возникают из солей и что твердые камни происходят из мягких (пород), подтвердил убывание воды и доказал 4 Поднятия суши, уже не говоря о том, что он сначала обосновал истинный метод в царстве минералов.
  17. Он один открыл животных больше, чем все до него, и самый первый дал их Родовые и видовые признаки по естественному методу. Ему следует приписать знание насекомых и их признаков, не говоря о том, что он первым нашел искусственный метод для распознавания рыб по плавникам, моллюсков по раковинам, а змей по щиткам. Он отнес китов к млекопитающим, голых гадов к амфибиям и отделил червей от насекомых.
  18. Он показал в физиологии живую природу медуллярной (сердцевинной) субстанции, бесконечную в воспроизведении и умножении; что она никогда не может быть воспроизведена в потомстве, кроме как принадлежащей материнскому организму; что вопроизведенное по внешности тела относится к отцу, а по медуллярной системе принадлежит матери; как и следует понимать сложные животные (Animalia composita); а мозг получается из электрических воздействий, воспринимаемых посредством легких.
  19. В патологии он дал наиболее отчетливые Признаки болезней на основе принципов Соважа, но значительно улучшил; он пробудил идею об инфаркте желез как причине мучительных смертей; он был первым, кто ясно видел, что Лихорадка происходит от внутреннего заболевания, распространяющегося от простуды и сокращающегося при тепле, и он доказал заразность живых кожных шелушений. Первым правильно распознал ленточных глистов.
  20. Он впервые ввел в практику у шведских врачей Dulcamara, Herb. Brittanica, Senega, Spigelia, Cynomorium, Conyza, Linnaea.
  21. Он впервые показал свойства растений, обосновал этим действующие начала лечебных средств, которые до того были загадочными, показал способ действия их и опроверг представления об ядовитости у практиков.
  22. Диету он представил по собственному методу, основываясь на наблюдениях и опыте, и дал ей форму опытной физики.
  23. Он никогда не пренебрегал хозяйственным использованием растений, но собирал [сведения об этом] с величайшим вниманием при видах, что ранее натуралистами только редко принималось во внимание.
  24. Он обнаружил Организованность Природы (Politia Naturae) или Божественное хозяйство, и открыл этим путь потомкам в неизмеримейшую новую область.
  25. Он ставил на первое место для науки Фауну и первым исследовал натуралии северных областей Скандинавии вплоть до самых мельчайших; не говоря уже о том, что он здесь в стране учредил первый и крупнейший Ботанический сад, который до него не был достоин даже упоминания, и что он здесь основал первый музей животных в винном спирте.

На протяжении XVI и XVII вв. научная ботаника и зоология состояли более всего в простом ознакомлении с живыми организмами и описании их, с перечислением в том или ином порядке. К фактическому знанию растений и животных, населявших европейские страны, с течением времени добавлялось все большее и большее число заморских. Это увеличивающееся разнообразие живых организмов, охватываемых наукой того времени, в высокой степени содействовало накоплению фактического знания их и делало обзор их с течением времени все более трудным.

В начале XVII в. швейцарский ботаник Каспар Баугин опубликовал свод (Pinax theatri botanici, 1623) всех известных тогда растений, общее число которых составляло около шести тысяч. Это сочинение имело в свое время очень большое научное значение, так как подводило итог всему тому, что ранее было сделано в ознакомлении с растениями. Нужно, однако, заметить, что в наше время эта книга для нас мало понятна, несмотря на то что фактические знания растений за эти века неизмеримо увеличились. Малая доступность ее для читателей нашего времени объясняется тем, что описания растений здесь очень часто так не точны и сбивчивы, что часто по ним невозможно представить себе растение, о котором идет речь. При этом многословие описаний отнюдь не облегчает читателю составление более ясного представления об описываемом растении. Многословные же названия растений, которые невозможно запомнить, также только в редких случаях могут быть поняты.

Этой книгой и аналогичными сочинениями того времени очень трудно было пользоваться и их современникам, именно из-за неточности описания органов растений, неопределенности описательных терминов, отсутствия общепонятных названий растений и пр. Можно представить себе трудности ботаников XVII в., которые хотели бы сопоставить растения, взятые в природе, с описаниями их в этих сочинениях.

Растение, не узнанное по такому своду, опять описывалось уже другими авторами и, конечно, также невыразительно и получало при этом новое громоздкое название. Таким образом, последующие читатели ставились в еще более затруднительное положение из-за терминологической нечеткости и разноречия авторов. Число таких описаний с течением времени увеличивалось и нагромождение описательных материалов становилось все более хаотическим.

Трудности, встававшие в связи с этим перед натуралистами, увеличивались еще из-за того, что это множество неотчетливо характеризованных форм было очень плохо классифицировано. Надобность в классификации была в то время действительно крайней необходимостью, так как без нее не было возможности обозрения описательного материала. Надо сказать, что потребность классификации организмов на уровне науки того времени была чисто логической необходимостью формального упорядочения изучаемых форм. Последние только таким образом могли быть поставлены в определенные рамки, позволяющие их обозрение.

Нет необходимости напоминать здесь классификации растений, с течением времени сменявшие одна другую. Они, конечно, постепенно улучшались, но были очень далеки от совершенства прежде всего по недостаточной ясности самой их основы и тому, что они могли быть приложены лишь к высоким категориям. Фруктицисты, калицисты или короллисты в равной степени ошибались и попадали в равные трудности прежде всего потому, что не было достаточно отчетливого представления об особенностях органов растений, на которых основывались их классификации, т. е. соответственно на плодах, чашечках или венчиках цветков.

В самом конце XVII в. и в первые годы XVIII в. были достигнуты некоторые успехи в практическом очерчивании родов растений (Турнефор) и в попытке выявления видов (Джон Рэй). И то и другое определялось той же логической необходимостью.

Общее положение в науке в связи с этим улучшилось, однако немного, так как накопление описательного материала совершенно подавляло науку и сам материал часто не вмещался в классификационные рамки. Положение в естествознании стало совершенно критическим, и уже казалось, что выхода решительно нет.

Некоторым отражением этого положения может быть упомянутое нами определение ботаники, данное знаменитым лейденским профессором Бургавом. Он говорил: «Ботаника есть часть естествознания, посредством которой удачно и с наименьшим трудом познаются и удерживаются в памяти растения».

Из этого определения совершенно ясны и задачи, стоявшие перед ботаникой того времени, и катастрофическое состояние в ней терминологии и номенклатуры. В сущности, в таком же положении была и зоология.

Линней, может, более глубоко, чем Бургав, еще в студенческие годы в Упсале все это осознал и задался целью реформировать естествознание.

Мы уже говорили, что Линней исходил из того, что «основа ботаники состоит в разделении и наименовании растений», что «Ариаднина нить ботаники - классификация, без которой хаос», а само «естествознание есть разделение и наименование естественных тел».

Но прежде чем приступить к самой классификации, нужно было выполнить очень большую подготовительную работу, с которой он, как было сказано, блестяще справился. Работа эта - терминологическая реформа и создание универсальной классификационной схемы.

В «Основах ботаники» была разработана точная, очень выразительная и простая терминология, а в «Системе Природы» и в «Классах растений» удивительная по изяществу и простоте всеобъемлющая классификационная половая система. Окончание этих работ принесло чрезвычайно быстрый успех. Строго продуманная терминология и простая схема классификации позволили с неведомой ранее выразительностью очертить около тысячи родов («Genera plantarum») и дать невиданные по ясности характеристики многих сотен видов («Hortus Cliffortianus», «Flora Lapponica»). В названных сочинениях, как было ранее сказано, была доведена до совершенства биномиальная номенклатура полиномиалов, именно в связи с тем, что была определена категория «род».

Трудами этого периода (1735-1738) была завершена большая часть реформаторских работ Линнея, однако в отношении номенклатуры был достигнут только первый этап.

В результате дальнейшей работы, к 1753 г., Линней сумел «протянуть Ариаднину нить систематиков» до видов, очертил с определенностью эту классификационную категорию и в «Species plantarum» предложил в связи с этим новый номенклатурный прием - простые названия, ставшие основой современной биномиальной номенклатуры. Обо всем этом нами уже было сказано с достаточной подробностью. Здесь же уместно напомнить лишь о том, что методической основой этого сочинения были принципы Аристотелевой логики, касающиеся понятий, классификации их, разделения и т. д.

Линней совершенно основательно приписывает себе создание ботаники на месте бывшего до него хаоса.

Мы видели, что он разработал терминологию и точный диагностический язык, он предложил строгую номенклатуру, он разработал всеобъемлющую и практически очень удобную классификацию. На основании всего этого он пересмотрел огромное количество фактического материала, ранее накопленного наукой. Отобрав все достоверное и отбросив ошибочное и сомнительное, он систематизировал добытые ранее сведения, т. е. сделал их научными.

Здесь уместно сказать, что некоторые исследователи при оценке деятельности Линнея нередко говорят о том, что он лишь «подытожил прошлое, а не наметил будущее», или, что то же, «написал эпилог, а не пролог».

Прежде чем возражать на это, следует указать на необходимость принять во внимание то, что реформаторская деятельность Линнея в исключительной степени способствовала прогрессу исследовательской работы и накоплению фактического знания организмов. Достаточно сказать, что за пол века, протекшие от выхода в свет важнейших сочинений Линнея по ботанике (1753) и зоологии (1758), число достоверно известных организмов более чем удесятирилось.

Когда говорят о том, что Линней не наметил будущее, а лишь подытожил прошлое, имеют обычно в виду то, что он разработал лишь искусственную систему растений и очень мало сделал для системы естественной. Линней понимал, как об этом было сказано ранее, необходимость естественного метода и для своего времени немало в этом отношении сделал. Надо, однако, сказать, что под естественным методом в наше время подразумевают естественную, или филогенетическую, систему, совсем забывая в то же время, что естественный метод в XVIII в. есть не более, чем установление черт сходства организмов и классификационное группирование их именно по этому принципу. Тогда имелось в виду именно сходство, а отнюдь не родство в смысле общности происхождения. Дело в том, что идея развития в то время еще не была известна. Блеснув в «Теории неба» у Канта (1755), она только через полвека была положена в основу космогонии (гипотеза Канта-Лапласа). Потребовалось еще полвека, чтобы она во всем величии могла проявиться в применении к живой природе в эволюционном учении Дарвина.

Естественный метод Линнея и естественные классификации более поздних авторов конца XVIII и начала XIX в. по существу не различались. Задача их - установление черт сходства организмов, чтобы постигнуть творческий план «создателя», выраженный в естественном порядке природы.

Стремление найти в сочинениях Линнея начало эволюционной идеи также не имеет под собой основания, как и упреки по его адресу за то, что он не эволюционист.

Очень внимательно следует, конечно, отнестись к § 16 перечня его открытий, из которого мы узнаем о глубоком интересе Линнея к вопросу о возникновении видов и о понимании им чрезвычайной важности этого вопроса. Немногим позднее, в тринадцатом издании «Systema Naturae» (1774 г.), Линней писал следующее: «… всемогущий Бог в начале, в продвижении от простого к сложному и от малого ко многому, при начале растительной жизни, создал столько различных растений, сколько есть естественных отрядов. Что он сам же затем эти растения отрядов так перемешал между собой скрещиванием, что появилось столько растений, сколько существует разнообразных отчетливых родов. Что затем Природа эти родовые растения, посредством изменчивых поколений, но без изменения цветочных структур, перемешала между собой и умножила в существующие виды, все, какие возможно, из этого числа поколений должны быть исключены гибриды - ведь они бесплодны».

Мы видим, что творческая роль «создателя» теперь ограничивается. Им созданы, оказывается, только представители отрядов (каковых было 116), которые гибридным смешением образовали роды, а последние путем гибридизации, без участия «творца», самой природой были размножены в существующие виды. Уместно напомнить, что за сорок лет до того Линней писал: «Мы насчитываем столько видов, сколько различных форм было вначале создано».

Известно также на основании сочинения ученика Линнея, Гизеке, изложившего взгляды своего учителя по вопросу о признаках естественных порядков, что Линней занимался этими вопросами до старости. Он говорил Гизеке: «Я долго трудился над естественным методом, сделал то, что мог достигнуть, еще больше остается сделать, буду продолжать это, пока живу».

Учение о поле у растений, строгая органография, ясная терминология, разработка половой системы, реформа номенклатуры, описание около тысячи двухсот родов растений и установление более восьми тысяч видов составляют важнейшую часть ботанической работы Линнея, но не единственную, как то можно видеть из его перечня.

Он широко занимался биологией растений («Календарь Флоры», «Часы Флоры», «Сон растений») и многими практическими вопросами, из которых он особо выделял изучение кормовых растений Швеции. Насколько широки были его научные интересы, можно видеть из десятитомного собрания диссертаций его учеников («Amoenitates Academicae»). Из девяноста ботанических диссертаций почти половина представлена темами флористико-систематическими; около четверти посвящено растениям лекарственным, пищевым и хозяйственно-полезным; около десятка относится к темам по морфологии растений; в нескольких диссертациях разрабатываются разные вопросы биологии растений; отдельные темы посвящены местообитаниям растений, ботанической библиографии, терминологии, научному садоводству и одна диссертация теме, которая и у нас недавно была чрезвычайно злободневной, - перерождению хлебных злаков.

Значение работ Линнея как зоолога почти так же велико, как и ботанических, хотя он был более всего ботаником. Основополагающие зоологические работы его относятся к тому же голландскому периоду деятельности и в особенности связаны с сочинением «Systema Naturae». Хотя классификация животных, разработанная им, и была в значительных ее частях более естественной, чем ботаническая, она имела меньший успех и существовала более кратковременно. Мы уже говорили ранее, что особый успех ботанической классификации принесло то, что она была в то же время чрезвычайно простым определителем. Царство животных Линней разделил на шесть классов: млекопитающие, птицы, гады (ныне пресмыкающиеся и земноводные), рыбы, насекомые (ныне членистоногие) и черви (многие беспозвоночные, в том числе и черви).

Большим классификационным достижением было для того времени точное определение класса млекопитающих и отнесение к нему в связи с этим китов, которые даже у отца ихтиологии, Артеди, относились к рыбам.

Удивительным кажется в наше время то, что уже в первом издании «Systema Naturae» (1735 г.) человек помещен Линнеем среди человекообразных.

Первое же издание «Системы Природы» дало толчок развитию систематической зоологии, так как изложенная здесь классификационная схема и разработанные терминология и номенклатура облегчили описательную работу.

Увеличиваясь от издания к изданию, этот раздел «Системы Природы» достиг 823 страниц в десятом издании, вышедшем в 1758 г. и замечательном тем, что в нем была последовательно проведена биномиальная номенклатура организмов, в связи с чем именно это издание и является отправным в современной зоологической номенклатуре.

Особенно много Линней работал по классификации насекомых, причем он описал большинство родов и около двух тысяч видов (двенадцатое издание 1766-1768 гг.). Им были разработаны и основы органографии, причем в особом сочинении «Основание энтомологии» (1767) было изложено строение тела этого класса животных. В параллель с «Флорой Швеции» Линней написал «Фауну Швеции», значение которой для фаунистики было таким же, какое имело для флористических работ издание его «Флоры». Последующие сочинения по фауне писались по образцу того, как это было сделано Линнеем в «Фауне Швеции».

Занимаясь пробирным искусством, как прикладной минералогией, поисками полезных ископаемых, изучением минеральных источников, пещер, рудников, изучением кристаллов и классификацией камней - литологией, Линней не только был вполне на уровне своего времени в относящихся сюда вопросах, но немало продвинул развитие некоторых из них вперед. Геологи считают, что если бы он ничего не написал, кроме относящегося к палеонтологии и геологии, имя его было бы и без того прославлено.

В «Museum Tessinianum» среди прочего были описаны трилобиты, чем было положено начало изучению этой группы ископаемых ракообразных, а в специальной работе «О балтийских кораллах» он описал и изобразил кораллы Балтийского моря.

В связи с изучением тех и других он правильно понял значение ископаемых для установления далекого прошлого суши, как правильно оценил и значение последних морских террас для более близкого времени. Из его описаний обнажений, с их чередующимися пластами можно видеть, что он глубоко интересовался возникновением осадочных пород («Система Природы», 1768). Кроме классификации минералов, он дал также классификацию кристаллов; коллекция последних в его музее составляла полтораста натуральных образцов.

Врач по образованию и по началу своей практической деятельности, Линней пользовался чрезвычайной популярностью в Стокгольме как практикующий врач в годы 1739-1741, будучи в то же время главой адмиралтейского госпиталя. С переездом в Упсалу он почти оставил медицинскую практику. Как профессор, читавший три медицинских курса, он пользовался чрезвычайной популярностью. Курсы эти - «Materia medica» («Учение о лекарственных веществах»), «Semiotica» («Semiologia» - «Учение о признаках болезней») и «Diaeta naturalis» («Учение о питании»).

В связи с чтением названных курсов Линней написал обстоятельные учебные руководства. О «Materia medica» было сказано ранее подробно и здесь достаточно лишь напомнить, что эта работа Линнея (1749) стала классическим руководством по фармакологии.

Сочинение «Genera Morborum» («Роды болезней», 1759) представляет собой классификацию болезней по их симптомам. Основа классификации была заимствована Линнеем из работы французского медика и натуралиста Соважа, несколько переработана и расширена. Всего здесь установлено одиннадцать классов болезней. Задача этой книги - дать руководство к распознаванию болезней по их внешнему проявлению.

В книге «Clavis Medicinae duplex» («Двойной ключ к медицине», 1766), которую Линней чрезвычайно высоко ценил, излагается конспект его лекций и данные по общей патологии и терапии.

Лекции Линнея по диететике пользовались особенным успехом, да и сам курс этот был для него едва ли не наиболее любимым. Начатый им еще в 1734 г., в виде черновых заметок, он десятки лет дополнялся и все более расширялся. Лекции эти при жизни Линнея напечатаны не были. Успех курса среди учащихся увеличивался может быть и тем, что, кроме изложения правил лечебного питания и всего, к этому относящегося, профессор сообщал множество санитарно-гигиенических сведений, советов и чисто практических указаний, касавшихся повседневной жизни, и т. д.

Личными заслугами Линнея в практической медицине было введение в лечебную практику некоторых средств растительного происхождения, отчасти сохранившихся и в современной фармакопее, а также разработка метода борьбы с ленточными глистами.

Говоря о значении деятельности Линнея как медика, нельзя не указать на то, что принято связывать с его именем, - начало изучения болезней животных. Некоторое внимание этому Линней уделил еще во время Лапландского путешествия, интересуясь повреждениями кожи оленей. Один из его учеников стал позднее первым ветеринарным врачом в Швеции.

В заключение следует сказать, что Линней своими реформами и организующим влиянием определил на десятилетия развитие основных направлений в ботанике и зоологии.

Имя: Карл Линней (Карл фон Линней)

Возраст: 70 лет

Деятельность: естествоиспытатель, медик

Семейное положение: был женат

Карл Линней: биография

Карл Линней – ученый, академик и профессор с мировым именем, который сделал огромный вклад в науку. Ботаники считают его создателем своей науки, но на самом деле научное творчество Линнея гораздо шире. Мужчину ценят и как создателя литературного шведского языка в его нынешнем виде. Кроме того, ученый поспособствовал введению преподавания естественных наук в систему университетского образования.

Детство и юность

Карл родился в 1707 году в небольшой швейцарской деревне Росхульт. Николаус Линнеус - отец мальчика, работал священником. Поскольку он был сыном крестьян, денег на его учебу у родителей не хватало. Некоторое время учился в Лундском университете, но так и не получив ученой степени, был вынужден вернуться домой. Там молодой человек устраивается помощником к местному пастору, а вскоре принимает духовный сан и работает помощником в церкви для прихожан.


Мать Карла - дочь священника. Карл стал первым ребенком пары, после него в семье родились еще четверо детей. Отец матери, пастор Бродерсониус, умирает в год рождения первого внука. А через 2 года Николауса назначают священником, и семья переезжает в дом, в котором жил дед.

Устраиваясь на новом месте, глава семейства разбивает вокруг дома сад, сажает овощи, фрукты и цветы. Карл с раннего детства был любознательным, интересовался окружающим миром, а в особенности растительностью. В 8 лет мальчик знал большинство растений своей местности. Николаус выделил сыну небольшой участок рядом с домом, где Карл высаживал различные семена, выращивал цветы и травы.


Начальные знания Карл получал в низшей грамматической школе в городе Векше, в той же, где учился и его отец, а через 8 лет поступил в гимназию. Поскольку этот город располагался далеко от дома, часто бывать с семьей у Карла не получалось, поэтому с отцом и матерью он виделся только на каникулах. В школе мальчик учился плохо, единственный предмет, с которым юноша справлялся – математика, но и биологией он не переставал увлекаться.

Учеба настолько не давалась юноше, что учителя даже предлагали родителям перевести сына обучаться ремеслу. В то время уроки по логике и медицинским предметам в школе преподавал врач, который убедил школьное руководство оставить ученика, чтобы тот выучился на доктора. Для этого Карлу пришлось поселиться у учителя, он индивидуально преподавал для мальчика. Помимо основных занятий, в программу входила и любимая будущим ученым ботаника.

Наука

Окончив школу, в 1727 году Линней поступает в университет в Лунде. Там он заводит знакомство с профессором Стобеусом. В дальнейшем мужчина помогает ему с жильем и поселяет в своем доме. Молодому человеку открывается доступ к библиотеке профессора. Вместе с тем он знакомится с личной коллекцией морских и речных жителей и гербарием растений, собранных преподавателем в Лунде. Лекции Стобеуса сыграли важную роль в становлении Линнея как ботаника.


В 1728 году Линней переходит в университет в Уппсале. Данный вуз предоставлял больше возможностей изучать медицину под началом талантливых профессоров. Студенты старались получить как можно больше знаний и в свободное от занятий время самостоятельно изучали интересующие науки.

Там Карл сдружился со студентом, его тоже интересовала биология, и вместе молодые люди стали работать над пересмотром естественноисторических классификаций, существовавших на тот момент. Карл сосредоточился на изучении растений. Немаловажным этапом в жизни Линнея стало знакомство с Улофом Цельсием, учителем теологии. Это произошло в конце 1720-х годов, мужчина предоставил юноше доступ к библиотеке и позволил жить у себя в доме, так как Карл пребывал в сложном финансовом положении.


Вскоре молодой человек написал первую научно-исследовательскую работу, в которую включил главные идеи будущей половой классификации растений. Среди университетских преподавателей публикация вызвала немалый интерес. Научную работу студента оценил и Рудбек-младший, являющийся профессором в университете, и позволил Карлу преподавать в качестве демонстратора в ботаническом саду университета.

Экспедиционная поезда в Лапландию состоялась у Линнея в 1732 году. Поскольку он не имел возможности самостоятельно финансировать ее, оплату экспедиции взял на себя университет. Мужчина отправился на Скандинавский полуостров, за 6 месяцев экспедиции изучил минералы, животных и растения, а также узнавал жизнь местных саамов. Чтобы не пропустить важных открытий, почти весь путь он шел пешком и только некоторые участки преодолевал на лошади. Помимо богатого собрания образцов естественной науки, мужчина привез в Швецию и предметы быта коренного народа этой страны.


Отчет об экспедиции Карл передает в Уппсальское королевское научное общество, рассчитывая на то, что его записи полностью опубликуют. Но этого не случилось, и в 1732 году в издании напечатали только короткий отчет о лапландской флоре. Это был каталог разных видов растений.

Статья под названием Florula Lapponica стала первой опубликованной работой ученого, где он рассказывает о половой системе классификации растений. Ученый их делил на классы, утверждал о наличии у растений пола, который определяется пестиками и тычинками. Также Карл делил классы на отряды, основываясь на особенностях строения пестиков. При изучении этой темы у Линнея нередко возникали ошибки, но, несмотря на это, созданная профессором система вызывала интерес и сыграла значимую роль в развитии науки.

Интересным фактом является то, что только в 1811 году впервые опубликовали записи из дневника мужчины, где он описывал свои наблюдения за жизнью саамов. Другой информации об образе жизни коренных народов той эпохи практически нет, поэтому для современников его записи представляют большую ценность в области этнографии.

В 1735 году Карл отправляется в Голландию, там он защищает диссертацию и получает медицинскую докторскую степень. Оттуда устремляется в Лейден, где публикует сочинение на тему «Система природы». За 2 года жизни в голландском городе у профессора рождаются много гениальных идей, которые тот описывает в изданных публикациях. Классы животных ученый делит на виды: это птицы и млекопитающие, амфибии и рыбы, черви и насекомые. Примечательно и то, что человека он относит к млекопитающим, известные в его время беспозвоночные попадают в класс червей, а земноводные и пресмыкающиеся к амфибиям.


За это время биолог описал и классифицировал огромную коллекцию растений, привозимых со всего мира. Одновременно с этим в биографии Линнея появляются публикации, впоследствии изменившие биологическую науку и прославившие мужчину среди ученых.

Годы, проведенные в этой стране, стали самыми продуктивными в научной карьере Карла. В этот период он публикует основные сочинения. Помимо научных работ, мужчина писал и автобиографию, где описывал жизнь и делился с читателями интересными фактами и историями из экспедиций.


После возвращения в Швецию Линней не покидал ее пределов, сначала мужчина жил в Стокгольме, а потом переехал в Уппсалу. Карл работал врачом, возглавлял кафедру ботаники, ездил в экспедиции и передавал свои знания молодому поколению.

Карл Линней сделал множество открытий в области биологии и ботаники. Количество опубликованных статей велико, сочинения издавали при жизни и уже после смерти ученого. Заслуги профессора признаны государством, а его достижения стали известны далеко за пределами родной страны.

Личная жизнь

С будущей женой Сарой Лизой Мореей Линней познакомился в Фалуне. На тот момент девушке было 18 лет, ее отцом являлся местный врач, мужчина был образован и имел внушительное состояние. Спустя 2 недели после знакомства Карл делает Лизе предложение, она сразу же соглашается, а на следующий день молодые получают благословение отца Лизы.


Свадьбу решили отложить на 3 года, уехали за границу, и сразу после возвращения пара обручилась официально. Правда, свадьбу сыграли только на следующий год, торжество прошло в фамильном хуторе девушки.

У Линнеев было 7 детей. Первый сын родился в 1741 году, мальчика тоже назвали Карлом, а уже будучи взрослым, мужчина получил известность как Карл Линней-младший. Двое детей семьи умерли еще в младенчестве.


Личная жизнь ученого сложилась успешно, он любил супругу, и чувства были взаимны. Мужчина даже назвал фамилией жены и ее отца красивые цветы из семейства ирисовых, растущих на юге Африки.

Смерть

С 1758 года Линней с женой и детьми жил в поместье в 10 км от Уппсалы, там он отдыхал и работал.


В 1774-м у Линнея случился удар (кровоизлияние в мозг). Тогда врачи спасли мужчину, но здоровье полностью не восстановилось. Его частично парализовало, и профессор прекратил читать лекции. Эту работу он поручил старшему сыну, а сам жил в поместье.

Следующий удар случился зимой, в период с 1776 по 1777 годы. После второго приступа Карл потерял память, не узнавал близких родственников и даже пытался уйти из дома. Умер мужчина в 1778 году в Уппсале в 71 год.

Поскольку при жизни ученого признали почетным гражданином города, его похоронили в Уппсальском кафедральном соборе.


После смерти Линней оставил огромную коллекцию, в которую в том числе входили гербарии, а также обширную библиотеку. Все это унаследовал его сын Карл-младший, но после того, как мужчина внезапно скончался от сердечного приступа, вдова Линнея решила продать коллекцию. Несмотря на возражения представителей научного мира родной страны ученого, собрание все-таки продали и вывезли. Швеция потеряла труды Линнея, которые имели ценность для развития науки.

Библиография

  • 1735 – «Система природы»
  • 1736 – «Ботаническая библиотека»
  • 1736 – «Основы ботаники»
  • 1737 – «Флора Лапландии»
  • 1737 – «Роды растений»
  • 1738 – «Классы растений»
  • 1745 – «Флора Швеции»
  • 1749 – «Шведский Пан»
  • 1751 – «Философия ботаники»
  • 1753 – «Виды растений»

Карл Линней - шведский натуралист, известный тем, что создал систему биномиальных (состоящих из двух слов) названий, описывающую живых существ, и разработал их стройную классификацию.
Он родился 23 мая 1707 года в шведской деревеньке Росхульт старшим из пяти детей Нильса и Кристины Линней. Через два года после его рождения его отец стал министром в городе Стенбрухульт и семейство переехало туда. Нильс Линней увлекался садоводством и передал своё увлечение сыну: уже в возрасте пяти лет у мальчика был свой собственный сад, и он за ним с удовольствием заботился.
Интересуясь биологией и медициной, в 1727 Линней стал студентом Лундского Университета. Но оказалось, что эти науки преподаются там довольно слабо, и год спустя юноша перевёлся в Упсальский Университет, один из лучших университетов Швеции. Там он привлек интерес Улофа Цельсия, профессора богословия, разделявшего и поддерживавшего его любовь к растениям. Благодаря его покровительству и расположению, молодой учёный получил бесплатное проживание и питание в его доме, а также доступ к обширной библиотеке.
Несмотря на трудности с финансами, Линней нашёл возможность организовать ботанические и этнографические экспедиции в Лапландию (в 1731 году) и в центральную Швецию (в 1734 г.).
В 1735 учёный отправился в Голландию, где закончил медицинское образование в университете Хардервейка, а затем поступил в Лейденский университет. В том же году он опубликовал свой первый труд по классификации живых существ. В эти годы он активно встречался и переписывался со многими европейскими ботаниками, продолжая развивать свою классификационную систему.
В 1739 году Линней женился на Саре Морее, дочери врача. В том же году он сделался «королевским ботаником» и одним из учредителей шведской Королевской академии наук. Вскоре он получил кафедру медицины в Упсальском Университете, впоследствии сменив её на кафедру ботаники. Он продолжал работать над системой классификации, причём распространяя её как на царство животных, так и на царство минералов.
Помимо этого он занимался медициной, специализируясь в лечении сифилиса, и читал лекции в Стокгольме, совершил ещё три экспедиции в различные части Швеции, работал над акклиматизацией ценных растений.
В 1741 году Линнею было присвоено учёное звание профессора в Упсальском университете. Помимо занятий со студентами (которые имели большую популярность), он восстановил практически уничтоженный пожаром Ботанический сад университета. Теперь здесь выращивалась коллекция редких растений со всего света, и её постоянно пополняли путешествующие ученики учёного. Линней по-прежнему находил время для занятий медициной, и в конце концов стал личным врачом шведской королевской семьи. В 1757 году ему было пожаловано дворянство (и был окончательно утверждён в нём в 1762 году). Вскоре после этого он купил поместье Хаммарбю, в Уппсале, где построил небольшой музей для своей обширной личной коллекции.

Линней умер в 1778 году. Его сын, также названный Карлом, также ставший профессором в Упсале, скончался пять лет спустя. Не найдя иных достойных наследников, его мать и сестры продали обширную библиотеку рукописи и коллекции Линнея английскому натуралисту сэру Джеймсу Эдварду Смиту, создавшему лондонское Линнеевское общество.

На протяжении всей своей жизни Линней глубоко любил природу, и не переставал удивляться её чудесам. Религиозные убеждения привели его к философии естественной теологии, гласящей: поскольку Бог создал мир, то можно глубже понять мудрость Бога, изучая его творение. Иерархическая классификация и биномиальная номенклатура, придуманные Линнеем и переработанные его последователями, остаются стандартом на протяжении уже более двух веков. Его труды сделали ботанику одной из самых популярных наук того времени, вдохновив многих учёных и естествоиспытателей, в том числе и Чарльза Дарвина.

Проф. М. Л. Рохлина

«... в области биологии занимались, главным образом, накоплением и первым отбором колоссального материала как ботанического и зоологического, так анатомического и собственно физиологического. О сравнении между собою форм жизни, об изучении их географического распространения, их климатологических и других условий еще не могло быть и речи. Здесь только ботаника и зоология достигли некоторого завершения благодаря Линнею.»
ЭНГЕЛЬС. Диалектика природы

Карл Линней.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Общая картина жизни по Линнею.

Классификация на основе внешних признаков без учета филогении привела замечательного классификатора Линнея к ряду грубых ошибок.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Одной из наиболее ярких фигур среди ученых натуралистов XVIII в. был Карл Линней (1707-1778). В научном отношении он стоит на рубеже двух эпох. Линней обобщил всю сумму фактических знаний, накопившихся с эпохи Возрождения, создал систематику животного и растительного мира и тем самым как бы завершил биологию метафизического периода. Для эпохи Линнея характерны две идеи: признание «творческого акта», создавшего живой мир, и одновременно идея неизменности, постоянства видов и их иерархии, их постепенного усложнения, идея, видевшая в целесообразном строении организмов единый план, проникнутый «мудростью творца».

Господствовало убеждение, что «Natura non faclt saltus» («природа не делает скачков»).

Энгельс пишет, что рассматриваемый период особенно характеризует «образование единого, цельного мировоззрения, центром которого является учение об абсолютной неизменности природы» (Энгельс. Диалектика природы).

Линней вошел в историю как создатель метафизической систематики животных и растений, как автор формулы «видов столько, сколько их вышло из рук творца», - формулы, высказанной им в первом издании «Системы природы» (1735).

Линней был энциклопедически образованным ученым с исключительной памятью и наблюдательностью и с особой, как говорили, «систематической жилкой». Линней систематизирует все - минералы, животных, растения и даже болезни (так, к выпущенному им в 1749 г. первому научному труду по лекарственным растениям «Materia medica» Линней приложил «Каталог болезней», причем указал, чем лечить каждую болезнь).

Но вместе с тем Линней был современником К. Ф. Вольфа, о котором Энгельс писал:

«Характерно, что почти одновременно с нападением Канта на учение о вечности солнечной системы К. Вольф произвел в 1759 г. первое нападение на теорию постоянства видов, провозгласив учение об их развитии» (Энгельс. Д. П.).

В разгар научного творчества Линнея выходят в свет произведения великих французских материалистов Ламетри, Дидро и др., в которых высказываются идеи трансформизма (эволюции) видов. Наконец, современником Линнея был Бюффон, который наперекор господствовавшему мировоззрению высказывал идею исторической связи в природе и говорил, что животные сами имеют историю и, может быть, способны изменяться.

Таким образом идея изменяемости видов уже появлялась в сфере научных проблем XVIII в., и, естественно что это не могло пройти мимо Линнея. Он блестяще знал фауну и флору и не мог не видеть переходных, изменяющихся видов. Поэтому не случайно, что «Линней делал уже большую уступку, когда говорил, что благодаря скрещиванию местами могли возникнуть новые виды» (Энгельс Д. П.). В ряде последних своих произведений Линней уже прямо высказывается об изменяемости видов. Таким образом на протяжении своей почти 50-летней научной деятельности он до некоторой степени эволюционировал; не случайно также, что фраза «видов столько, сколько их вышло из рук творца» отсутствует в 10-м издании «Системы природы», вышедшем незадолго до смерти Линнея. Эти факты необходимо подчеркнуть, так как мнение, что Линней неукоснительно стоял на точке зрения постоянства видов, широко распространено. Из писем Линнея видно, что его недостаточно решительные высказывания отчасти объясняются влиянием социальной среды, в частности, профессуры Упсальского университета, где Линней в продолжение 36 лет (1741- 1777) занимал кафедры диагностики болезней, фармакогнозии, диэтетики и естественных наук.

В конце XV и в XVI вв. начинается прокладывание морских торговых путей, завоевание ранее неизвестных стран, из которых в Европу были привезены многочисленные и разнообразные животные и растения. По всей Европе в XVI, а затем и в XVII в. создаются ботанические сады, которые становятся научными центрами. Эта эпоха характеризуется также усиленным интересом к древнегреческим ученым и философам.

Систематическое описание животного и растительного мира, как оно встречается у Аристотеля, Теофриста, Диоскорида и др., дополняется и расширяется новым ботаническим и зоологическим материалом. Рождается необходимость систематизировать и классифицировать тот огромный материал, который дает эта эпоха, - необходимость, вытекающая из практических интересов: «главная задача... заключалась в том, чтобы справиться с имевшимся налицо материалом» (Энгельс, Д. П.). Строго говоря, только с XVI в. начинают закладываться первые основы систематической науки. С этого времени появляется ряд работ, пытающихся построить классификационные схемы и таблицы на разных принципах. Историческая заслуга Линнея заключается именно в том, что он завершает эти многочисленные попытки, создавая наибольшую простую и совершенную для того времени систему.

«Венцом и, вероятно, последним словом подобной классификации была и до сих пор не превзойденная в своей изящной простоте система растительного царства, предложенная Линнеем» (К. А Тимирязев).

Основные заслуги Линнея заключаются в следующем:

1. Он создал очень простую и удобную систему таксономических единиц (класс, отряд, семейство, род, вид), подчиненных одна другой.

2. Классифицировал по своей системе животный и растительный мир.

3. Установил определение вида для растений и животных.

4. Ввел для обозначения видов двойную номенклатуру, т. е. родовое и видовое латинские названия, и установил такие название для известных ему животных и растений.

Таким образом со времени Линнея каждый животный или растительный организм обозначается двумя латинскими названиями, названием рода к которому принадлежит данное животное, и вида; к ним присоединяется обычно в сокращенном виде фамилия исследователя, впервые описавшего данный организм.

Так например обыкновенный волк обозначается - Canis lupus L; где слово Canis обозначает род (собака) - слово lupus это вид (волк) и буква L фамилия автора (Линнея), описавшего впервые данный вид.

Сходные виды по системе Линнея объединяются в роды (так волк, шакал, лисица, домашняя собака объединяются в род собаки). Сходные роды объединяются в семейства (так волк принадлежит к семейству собачьих); семейства объединяются в отряды (напр. сем. собачьих относится к отряду хищных), отряды - в классы (напр. хищные принадлежат к классу млекопитающих), классы - в типы (млекопитающие принадлежат к типу хордовых).

К. А. Тимирязев подчеркивает значение бинарной номенклатуры в следующих словах:

«Как национальные литературы особенно чтут творцов своего языка, так и общечеловеческий язык описательного естествознания должен чтить в Линнее своего творца».

Линнею, правда, бросали упрек, что его латынь была «не вполне цицероновской», но на это горячий поклонник Линнея Жан Жак Руссо возражал: с «А вольно же было Цицерону не знать ботаники» (по Тимирязеву).

Не надо думать, что все введенное Линнеем было придумано им самим. Так, еще Джон Рей ввел понятие вид, бинарная номенклатура встречается у Ривинуса и Баугина, а Адансон и Турнефор до Линнея объединяли сходные виды в роды и т. д. Однако заслуга Линнея от этого не уменьшается, так как его роль заключается в том, что он объединил все это в единое целое, выбрав то, что соответствовало созданию стройных систем растительного и животного мира. Сам Линней так характеризовал значение системы: «Система это ариаднина нить ботаники, без нее гербарное дело превращается в хаос».

«Systema naturae», труд Линнея, вышел в 1735 г. Первое издание появилось в виде конспекта на 12 страницах по всем трем царствам природы, последнее же вышло в 12 томах.

Говоря о трудах Линнея по систематике, нельзя не коснуться и других важнейших его произведений. В 1751 г. вышла его «Философия ботаники», в которой изложено учение о виде и в которой Линией впервые применил бинарную номенклатуру, Жан Жак Руссо характеризовал это произведение как самое философское из всех, какие он знает. В 1753 г. вышло в свет одно из главнейших произведений Линнея: «Species plautarum» («Виды растений»), в котором впервые дается полная систематика всего известного в то время растительного мира. Говоря о взглядах Линнея на систематику, постоянство видов и т. д., придется касаться всех трех названных произведений параллельно.

В нашем кратком очерке нас будут интересовать два вопроса: 1) оценка системы Линнея с точки зрения естественной и искусственной классификации и 2) отношение Линнея к идеям постоянства и изменяемости видов.

Линней сам рассматривал свою систему как искусственную и считал, что на смену ей должна придти естественная система. Классификации до Линнея были чисто искусственными и носили случайный, произвольный характер. Так, одна из первых классификаций животных была составлена по алфавиту, были классификации растений по сигнатуре (т. е. по их лечебному значению), некоторые ученые (Рей, Турнефор) классифицировали растения по венчику, другие по семенам (Цезальпин) или по плодам (Гертнер). Понятно, что все эти систематики искусственно соединяли самые разнообразные виды по какому-нибудь одному взятому произвольному признаку, и стихийно вырастала необходимость в естественной классификации по степени сходства, родственной связи между отдельными видами. Естественная классификация в отличие от искусственной строится не по одному какому-либо произвольно избранному признаку, а по совокупности важнейших морфофизиологических свойств, и пытается установить генетическую связь между различными видами в смысле единства происхождения. Классификация Линнея представляет значительный шаг вперед по сравнению со всеми существовавшими до нее классификациями. Но есть большая разница между его классификацией животного мира и классификацией растительного мира в отношении их приближения к естественной классификации. Рассмотрим вначале классификацию животных.

Линней взял в качестве основного признака для классификации сердце животных и разделил его на шесть классов.

Это деление на шесть классов представляло значительный шаг вперед, уточнение и приближение к естественной классификации. Но вместе с тем оно содержало ряд ошибок: так, к амфибиям были отнесены и пресмыкающиеся и земноводные, а все беспозвоночные были объединены в два класса - черви и насекомые. Деление же классов на отряды содержало ряд грубых ошибок, которые Линней сам знал и постоянно исправлял. Так, класс млекопитающих был разделен вначале на 7 порядков или отрядов, а последние были разделены на 47 родов; в 8-м линнеевском издании было 8 отрядов и 39 родов млекопитающих, а в 12-м издании 8 отрядов и 40 ролов.

К делению на отряды и роды Линней подходил уже чисто формально, принимая во внимание иногда один какой-либо признак, например зубы, и поэтому расположение видов по отрядам носит искусственный характер. Наряду с очень верным соединением близких видов он нередко соединял в один отряд и далеких друг от друга животных или, наоборот, распределял в разные отряды близкие, родственные друг другу виды. Так, в отряд приматов Линней объединил впервые в науке: человека, обезъян (высших и низших) и лемуров, но одновременно он ошибочно присоединил туда же летучую мышь.

Характеристика отряда приматов следующая: «передних зубов имеют по 4 в верхней челюсти, которые стоит между собою параллельно клыки стоят отдельно от прочих; сосцы, которых имеют по два, лежат на груди, ноги - рукам подобные - с округленными плоскими ногтями. Передние ноги разделены ключицами; питаются плодами, за которыми лазят на деревья».

Характеристика первого рода отряда приматов дается такая: «род I. Человек, Homo, имеет прямое вертикальное положение, сверх того, женский пол - девственную плеву и месячное очищение». Homo (человек) - это родовое название, и к этому роду Линней относит человека и человекообразных обезьян. В этом объединении человека с человекообразными обезьянами выразилась большая для того времени смелость Линнея. Об отношении к этому его современников можно судить по письму Линнея к Гмелину:

«Неугодно то, чтобы я помещал человека среди антропоморфных, но человек познает самого себя. Давайте оставим слова, для меня все равно, каким бы названием мы ни пользовались, но я спрашиваю у тебя и у всего мира родовое различие между человеком и обезьяной, которое (вытекало бы) из основ естественной истории. Я самым определенным образом не знаю никакого; если бы кто-либо мне указал хотя бы единственное... Если бы я назвал человека обезьяной или, наоборот, на меня набросились бы все теологи. Может быть, я должен был бы это сделать по долгу науки». Далее, ко второму отряду Bruta (тяжелые животные) Линней отнес носорога, слона, моржа, ленивца, муравьеда и броненосца, объединив их на основании следующих признаков: «передних зубов совсем не имеют, ноги снабжены крепкими ногтями. Походка тихая, тяжелая. Питаются большей частью плодами и пищу свою раздавливают». Из перечисленных животных по современной классификации ленивец, броненосец и муравьед относятся к отряду неполнозубых (Edentata), слон к отряду хоботных (Proboscidea), носорог к отряду непарнокопытных (Peryssodactyla) и морж к отряду хищных (Сагnivora), подотряду ластоногих (Pinnipedia).

Если в один отряд «тяжелых» (Bruta) Линней соединил роды, относящиеся к четырем разным отрядам, то одновременно роды, относящиеся по современной естественной классификации к одному отряду (например морж и тюлень), попали в разные отряды (морж к тяжелым, тюлень к зверям).

Таким образом линнеевская классификация животных, несмотря на ее бесспорное положительное значение, заключающееся в первую очередь в том, что она дала систему, которую в дальнейшем ученые могли использовать, была искусственной. Тем не менее для своего времени она, конечно, сыграла весьма важную роль и явилась значительным приближением к естественной системе по сравнению со всеми предшествовавшими классификациями.

Более искусственный характер носила линнеевская классификация растений, хотя она отличалась наибольшей простотой и удобством. В ее основу Линией положил строение половой системы (количество тычинок и пестиков, срастаются ли они или остаются свободными). В построении этой системы он исходил из своего закона постоянства чисел, согласно которому каждая растительная особь отличается определенным числом частей цветка (тычинок и пестиков). По этим признакам он разбил всё растения на 24 класса (т. е- искусственно разбил растения по одному признаку). В свою очередь классы были разбиты на 68 отрядов.

При делении растений на отряды Линнею удалось создать более естественную систему, почти не измененную в дальнейшем. Но когда его спрашивали, на основании чего же он разбил растения на отряды (порядки), Линней ссылался «на известное интуитивное чувство, на скрытый инстинкт натуралиста: я не могу дать основания для своих порядков, - говорил он - но те, кто придет вслед за мной, найдут эти основания и убедятся, что я был прав». Но все же и в систематике растений Линней не избежал ошибок. Так, по количеству тычинок (2) он объединил в один класс такие далекие растения, как сирень и один из злаков - золотой колосок.

В § 30 «Философии ботаники» (стр. 170, изд, 1801 г.) Линней пишет: «Брачной системой (Systema sexuale) называется та, которая основана на мужских и женских частях цветка. Все растения по сей системе разделяются на классы (classes), разряды (оrdines), подразряды (Subordines), роды (genera), виды (species). Классы суть главные растений отличия, основанные на числе, соразмерности положения и соединении тычинок... Порядок есть подразделение класса, чтобы там, где приходится иметь дело с большим числом видов, они не ускользнули от нашего внимания, и разум легко уловил их. Легче, ведь, справиться с 10 родами, чем сразу со 100...

…Виды (spesies) суть единицы, в роде заключающиеся как от семян происшедшие, остаются навсегда таковыми же».

В последней фразе Линней утверждает постоянство видов. В этом произведении, где изложены основные принципы и взгляды Линнея, он развивает метафизически представления своей эпохи о неизменности и обособленности видов и родов, которых имеется столько, «сколько их создал бог». Ученики Линнея говорили уже об изменяемости видов. Так, Греберг в изданном в 1749 г. Линнеем сборнике трудов его учеников «Amoenitates academicae» («Академические досуги», 19 томов диссертаций) открыто высказывает предположение, что все виды одного рода составляли раньше один вид; при этом причину изменчивости он усматривает в скрещивании. У биографов Линнея (например у Комарова) можно встретить сомнение в том, разделял ли Линней эту точку зрения; его считают твердо якобы убежденным в постоянстве форм. Но в книге «Species plantarum» «Виды растений»), вышедшей в 1753 г, т. е. только через два года после «Философии ботаники», встречаются совершенно ясные утверждения об изменяемости видов; при этом особенно интересно то, что причину изменчивости Линней видит не только в скрещиваниях (как Греберг), но и возлиянии внешней среды. Так, на стр. 546-547 Линней описывает два вида Thalictrum: F. flavum и Т. lucidum; при этом о Т. lucidura он пишет: «Достаточно ли отличное от Т. flavum растение? - Оно кажется дочерью времени». Далее он описывает вид Achillea ptarmica из умеренного пояса Европы и другой вид Achillea alpina из Сибири и в заключение высказывает следующее предположение: «Не могло ли место (т. е. внешние условия) образовать этот вид из предыдущего?»

Еще более прямые указания на происхождение видов (не разновидностей) от других содержатся во втором, исправленном и дополненном издании книга «Виды растений». Так, на стр. 322 он пишет о Beta vulgaris: «Может быть произошла в чужих странах от Beta maritima». По поводу Clematis maritima Линней пишет: «Маньоль и Рей рассматривают его как разновидность Clematis flanimula. По-моему лучше считать его (происшедшим) из Clematis recta под влиянием изменений почвы».

Можно было бы привести еще много примеров совершенно ясных высказываний Линнея о происхождении различных видов от других видов под влиянием внешней среды. Думаю, что и изложенное достаточно ясно указывает на значительную эволюцию взглядов Линнея.

Собственно говоря, трудно было бы ждать другого от ученого, обладавшего личными качествами Линнея - исключительной эрудицией и памятью, званием самых разнообразных видов и совершенно выдающейся наблюдательностью. Линней сам писал о себе: Lyux faritalpa domi («рысь в поле, крот в доме»), т. е. если он дома слеп, как крот, в экскурсиях он зорок и наблюдателен, как рысь.

Благодаря переписке с ботаниками всего мира Линней собрал в Ботаническом саду при Упсальском университете растения со всего мира и в совершенстве знал известную в то время флору. Естественно, что его взгляды на неизменяемость видов должны были подвергнуться пересмотру. И только, быть может, известной боязнью общественного мнения и нападок со стороны теологов объясняется то, что в «Философии ботаники», вышедшей в 1751 г., т. е. всего за два года до «Видов растений» (и через два года после «Академических досугов», где об изменяемости пишут его ученики), его воззрения не нашли ясного выражения. С другой стороны, не исключена возможность, что в дальнейшем, в период борьбы вокруг эволюционной идеи, противники ее использовали авторитет Линнея, опираясь на его ранние произведения и создав ему славу последовательного метафизика; теперь приходится как бы защищать научную репутацию Линнея, восстанавливая его истинные взгляды и их эволюцию на протяжении почти 50 лет его научной деятельности.

Но, конечно, если он и допускал во второй половине своей научной деятельности изменяемость отдельных видов, их происхождение от других видов, то это еще не значит, что он стоял на точке зрения эволюции органического мира, так как, по-видимому, по поводу родов он был убежден, что «постоянство родов есть основа ботаники».

Вместе с тем Линней, может быть, больше, чем кто-либо из его современников, дал материал для доказательства и обоснования эволюционной идеи, так как он подошел к созданию естественной классификации известных ему растений и животных, которая затем была создана работами Жюсье, Де-Кандоля и др. Естественная классификация, утверждая генетическую связь органических форм, перерастает в эволюционное учение, является как бы базисом для него. Диалектический ход развития науки ярко виден на этом примере. Ученые, искавшие и пытавшиеся создать естественную классификацию, - и Джон Рей, и Линней, и Кювье - сами не разделяли идеи эволюции или, как, например, Кювье, даже активно боролись против нее. Но тем не менее их работы по созданию естественной системы классификации, устанавливающей родство видов между собой, происхождение видов из одного рода и т. д., естественно, привадили к выводу об изменяемости видов и далее - об эволюции органического мира. Этим объясняется, что естественная классификация появляется до эволюционного учения, а не после него, и что она представляет как бы один из источников и одно из доказательств идеи эволюции.

Энгельс писал о развитии биологии: «Чем глубже проникало это исследование, чем точнее оно делалось, тем больше расплывалась под руками эта застывшая система (неизменных видов, родов, классов, царств) неизменной органической природы. Не только безнадежно исчезали границы между отдельными видами растений и животных, но появились животные, как амфиокс и лопидосирен, которые точно издевались над всеми существовавшими до того классификациями» («Д.П»). И далее: «А ведь именно эти будто бы неразрешимые и непримиримые полярные противоположности, эти наследственно закрепленные границы классификации и придали современному теоретическому естествознанию ограниченно-метафизический характер. Признание, что эти противоположности и различия имеют в природе лишь относительное значение, что, напротив, приписываемая природе неподвижность и абсолютность внесены в нее лишь нашей рефлексией, - это признание составляет основной пункт диалектического понимания природы».

Таким образом труд, проделанный Линеем, сыграл колоссальную роль в развитии естествознания в XVIII в.

Москва, 13/IV 1936 г.

Жизнь великого систематизатора Природы Карла Линнея похожа на старинные рождественские рассказы, где вначале описываются страдания бедного малютки, а потом все завершается умилительным финалом. К тому же в его биографии было так много почти символических совпадений, что она приобретает присущий подобным сюжетам мистический колорит.

Он родился в 1707 г., в мае, когда в доме одуряюще пахло цветами. Аромат шел с близлежащих полей, а главное - из родительского сада. Его отец, бедный сельский пастор, потомок местных крестьян, наверное, еще тянулся к земле. Когда достопочтенный Линнеус не служил богу, он любил возиться в своем известном всей округе саду под развесистой старой липой. Она считалась священной, а сама фамилия Линнеус была взята в ее честь. Ведь липа по-шведски - «линд». Такой же участи честный пастор желал и для своего первенца Карла. А получилось все наоборот: цветы стали для сына основным делом. Правда, и богу кое-что перепало, но уже из скудных остатков времени.

Очаровательный и загадочный мир цветов околдовал мальчика с колыбели. Он переставал плакать и успокаивался, когда мать совала ему в ручку любой стебелек. Семейное предание сохранило рассказ о том, как четырехлетний Карл слушал объяснения садовода-отца, даваемые любознательным соседям. Его глаза так блестели, а щеки так пылали, что мать сочла сына заболевшим. И потом, когда он учился в школе в соседнем городке, то неизменно числился одним из самых неспособных, так как мысли его витали далеко от душного класса. Правда, по физике и математике оценки были очень хорошие, но основные предметы, необходимые будущему пастору, - латынь, греческий и древнееврейский языки - находились в ужасном состоянии. Педагоги, махнувшие на нерадивого Линнеуса рукой, и однокашники, не понимавшие его нелепого увлечения, звали его не иначе как «ботаник». Ирония людей постепенно превратилась в иронию судьбы.

Но это случилось много лет спустя. А пока были одни неприятности. Когда отец приехал в город, чтобы показаться врачу и узнать об успехах Карла, то был поражен единодушным мнением учителей. Все они советовали взять сына из гимназии и обучить ремеслу. Расстроенный пастор уже решил, что Карл будет добывать себе хлеб насущный дратвой и ножницами. К чему тратить последние талеры, когда в семье подрастают еще трое детей? Но, по счастливому совпадению, врач, к которому он пошел на прием, преподавал в гимназии физику. Впрочем, это не так уж и удивительно, ведь тогда физика и медицина были одной дисциплиной.

Узнав, что пациент решил отдать своего сына в ученики к сапожнику, врач пришел в ужас и твердо заявил ошарашенному пастору: «А я вам говорю, вопреки всем, что из всех учеников гимназии один только Карл предсказывает блестящую будущность». Медик Ротман (имя его не должно быть забыто) не только отговорил пастора от его затеи, но взял мальчика на содержание в свой дом, сам занимался с ним и даже ослабил его отвращение к латыни чтением трудов Плиния-старшего по естествознанию. Правда, и в годы славы Линнея коллеги, слушая его латинскую речь, говорили, что «он не Цицерон». Жан-Жак Руссо, оправдывая друга, возражал: «Вольно же было Цицерону не знать ботаники!».

Все же Карл Линней окончил гимназию, хотя и с любопытной характеристикой, способной довести до инфаркта современного приверженца бюрократического стиля. «Юношество в школах уподобляется молодым деревьям в питомнике. Случается иногда - хотя редко, - что дикая природа дерева, несмотря ни на какие заботы, не поддается культуре. Но пересаженное в другую почву, дерево облагораживается и приносит хорошие плоды. Только в этой надежде юноша отпускается в университет, где, может быть, он попадет в климат, благоприятный его развитию».

Вернувшись домой, Карл выдержал серьезную баталию с родителями, в результате которой были приняты два решения. Во-первых, никогда не пускать его брата в сад, чтобы он тоже не пошел по ложному пути. Во-вторых, дать Карлу рекомендательное письмо к дальнему родственнику, соборному декану в ближайшем университетском городе Лунде. Первое решение принесло свои плоды, и Самуэль Линнеус стал со временем пастором в родном селении. Второе, увы, оказалось бесплодным. Когда запыленный пешеход, мечтающий о студенческой скамье, добрался до Лунда, на улицах города его встретила траурная процессия. Хоронили соборного декана. Раздавленный неудачей юноша поплелся сзади «за гробом своих надежд», как пишет один из биографов Линнея. С тех пор он, по собственному признанию, не мог выносить колокольного звона.

Возвращение домой означало полное крушение мечты, и Карл бесцельно слонялся по городу, где у него не было ни пристанища, ни знакомых, ни шанса на поступление в университет из-за уничтожающей характеристики. Но вдруг (о, это полное оптимизма слово!) он сталкивается со своим школьным педагогом, который стал преподавателем философии в университете. Наверное, этот учитель был не очень злопамятным человеком, так как представил Линнея ректору как своего ученика. И вот без лишних формальностей тот зачислен уже в студенты и даже определен на бесплатный постой к профессору Стобеусу.

Квартира профессора не только миниатюрное общежитие, но и маленький естественный музей и неплохая библиотека. Правда, книги в то время были довольно дорогими, а потому их дают читать только особо доверенным людям. Увы, первокурсник Линнеус не в их числе. Однако, используя полученные у Ротмана знания по физиологии, Карл дает консультации одному из допущенных к книжным сокровищам, а взамен получает на ночь фолианты из профессорской библиотеки. И полетели дни полуголодного, но счастливого существования.

Вскоре хозяйка дома заметила блеск огня в окне постояльца. Она решила, что тот забывает по вечерам задувать свечу, и, опасаясь пожара, пожаловалась профессору. Стобеус сам застал жильца на месте преступления. Тихонько открыв дверь, он с удивлением увидел юношу не в постели, а погруженного в изучение тома из его собственной библиотеки. Последовало чистосердечное признание. «Утром зайдете ко мне», - сказал профессор, задувая свечу. С опущенной головой входил Карл в кабинет Стобеуса. Профессор был не без недостатков: хромой, кривой, не в меру вспыльчивый… Но злости не было в этом списке. «Вот, берите, - сказал он юноше, протягивая ключи от библиотеки, - Ночью надо спать». Заметив усердие Карла, он стал приглашать его к собственному столу, брал на визиты к больным, позволил отвечать на письма пациентов и выписывать рецепты. Все складывалось как нельзя лучше, Стобеус обещал даже передать впоследствии Линнею свою клиентуру. И все же молодой студент все с меньшей охотой ходил на занятия. Филологи и теологи и здесь свысока смотрели на медиков и ботаников. Уровень преподавания естественных наук был крайне низким. Карл решается расстаться с гостеприимным профессорским домом и перейти в старинный Упсальский университет, где преподают знаменитые естественники Рудбек и Роберг.

Все начинается сначала. В дырявые башмаки вырезаются стельки из картона. Меньшая часть денег уходит на еду, а большая - на книги и свечи; когда становится совсем туго, приходится, как говорится, экономить и на свечах, читая у городского фонаря. А жизнь наносит свои безжалостные удары; умирает мать, тяжело заболевает отец; родственники все пишут и пишут, чтобы он исполнил свой сыновний долг, вернулся домой, помог поставить на ноги сестренок… Наконец, решение принято. Нет больше сил терпеть и муки совести и муки голода. Перед тем как уйти, собирая милостыню по дорогам, обратно домой, Карл зашел проститься с ботаническим садом университета. Но, видно, судьба готовила этого человека к предназначенной для него роли, посылая ему помощь в критические минуты. На этот раз роль провидения сыграл доктор богословия Олаф Цельзий.

Страстный ботаник-любитель, он решил совместить свое основное занятие и «хобби», создав труд «Растения, упоминаемые в библии». Случайное знакомство у редкого цветка - и сразу вспыхнувшая, как порох, беседа, которая бывает при встрече увлеченных своим делом знатоков. Посыпались названия, почерпнутые из синонимии французского ботаника Турнефора, длинные латинские определения, сопоставления тщательно лелеемых гербариев…

Профессор Цельзий сам пишет письмо отцу Карла. Он приютил юношу в своем доме, устроил ему частные уроки, они вместе бродят по полям, разыскивая цветы и располагая их в альбомах по французской системе, путаной, сложной, громоздкой… В традиционном послании к любимому профессору, которое полагалось делать в стихотворной форме, Линней переходит к прозе: «Я рожден не поэтом, а до некоторой степени ботаником…» Его рассуждение о половых особенностях растений, о способах размножения, о возможности построить классификацию на этой основе чрезвычайно понравилось Олафу Цельзию. Неизвестно, выпустил ли почтенный богослов свой библейско-ботанический трактат, но, бесспорно, славы он ему не принес. А вот неопубликованное новогоднее послание Линнея, где впервые намечен контур его замечательной системы, доставило бессмертие этому доброму человеку.

Высоко оценил эпистолярный научный труд молодого ученого и профессор Рудбек, которого ознакомил с ним Олаф Цельзий. Карл Линнеус становится ассистентом профессора, а иногда даже читает за него лекции. Положение юноши упрочилось. В результате у него появился завистник, враг, преследовавший его многие годы, - доктор наук Нильс Розен, учитель детей Рудбека, метивший на профессорское место. Но появился и друг - Петр Артезий, также увлекавшийся классификацией, но только не растений, а рыб. Его часто считают создателем ихтиологии. Скорее всего, он стал первым критиком линнеевской системы, укрепив уверенность Карла в своей правоте.

Нильс Розен был неглупый человек, раньше многих маститых профессоров он оценил глубину мысли и обширность знаний молодого ученого и поэтому стал ставить ему всяческие рогатки, Пользуясь тем, что у Линнея не было научной степени, а иногда - просто с помощью наветов и клеветы Розен стал выживать его из Упсалы.

Сначала Линней уезжает в трудную и опасную экспедицию по Лапландии, затеям путешествует, собирая растения и минералы, по Далекарлии. Все же, несмотря на ценность собранных им коллекций и оригинальность подготовленных отчетов, ему становится ясно, что без степени доктора труды его не будут оценены по достоинству. Но по традиции следовало защищаться не в Швеции, ибо нет пророка в отечестве своем, а в Голландии. Однако для такой поездки нужны деньги, которых, как всегда, нег.

На этот раз помогла не дружба, а любовь. Сердце молодого ученого пленила юная красавица Сара Лиза, дочь врача. Получив согласие на брак, ом просит у будущего тестя взаймы. Последний, хотя и был, по выражению Линнея, «нежным другом денег», ради счастья дочери раскошелился.

И вот Карл уже в пути. Немногие напечатанные им работы не ускользнули от внимания иностранцев. Его уже знают. В Гамбурге местный бургомистр показывает молодому натуралисту редчайшую диковинку - гидру с семью головами. Она была куплена за бешеные деньги и даже описана в научных трактатах. К возмущению легковерного хозяина Линней разоблачил ловкую шарлатанскую подделку. Летом 1735 г. в городе Гардервике состоялся публичный диспут на тему: «Новая гипотеза о причине перемежающейся лихорадки». Счастливый доктор получает шелковую шляпу и золотое кольцо - символы его научного ранга.

Научная жизнь в Голландии, кажется, просто кипит по сравнению со шведским захолустьем. Новые друзья на свои деньги издают линнеевскую «Систему природы», где классифицированы три царства: минералы, растения и животные. Книга приобрела неслыханную популярность, постепенно разбухая, она в короткое время выдержала 13 изданий.

Особое значение имеет классификация растительного мира по органу размножения - цветку. Растения разбиты на 24 класса, причем первые 13 определяются просто числом тычинок в цветке, последующие 7 классов определяются их расположением и длиной, затем следуют однополые цветы, обоеполые и тайнобрачные. Легкость определения и краткость системы - подкупающие достоинства классификации Линнея. Конечно, автор понимал примитивность и неточность предлагаемого им членения: по разным классам рассыпались злаки, деревья соседствовали с полевыми цветами. Но лиха беда - начало. Главное ведь - найденный принцип: существенные признаки как основа для различения. А что в цветке существенней системы размножения? Во всяком случае, то вавилонское столпотворение, после которого ботаники перестали понимать друг друга, теперь ликвидировалось. Задача классификации стояла так остро, что знаменитый естествоиспытатель того времени Герман Бургав вообще определял ботанику как «часть естествознания, посредством которой удачно и с наименьшим трудом познаются и удерживаются в памяти растения».

Новоиспеченный доктор, конечно же, хотел познакомиться с Бургавом. Но это было не так просто! Даже русский царь Петр I несколько часов ожидал приема: популярный врач и прославленный натуралист был очень занят. Несколько дней Линней околачивался в приемной Лейденской знаменитости, но так и не удостоился аудиенции. Однако после того, как он послал Бургаву свою «Систему природы», тот сразу отправил за ним свою коляску.

Голландский период Линнея был и счастливым и плодотворным. Бургав познакомил его с бургомистром Амстердама, директором Ост-Индской компании Клиффортом, который попросил описать удивительный сад близ Гаарлема, полный экзотических цветов и редких животных. Добросовестное издание «Сад Клиффорта» долгие годы служило образцом для натуралистов. Затем выходят «Fundament a Botanika», «Critika Botanika» и «Genera planiarum». За последнюю из перечисленных работ Линней был избран в Саксонскую академию. Сколько их будет еще, этих академий, почтивших его своим членством: Парижская, Петербургская, Мадридская, Берлинская…

Любопытно, что у Линнея оригинальны не только мысли, но и форма. Свою книгу «Основы ботаники» он составил из 365 (по числу дней в году) афоризмов, разбив их, естественно, на 12 разделов. В этой книге, где перечислены основные руководящие идеи Линнея, в которой, как пишет сам автор, отражено 7 лет труда и внимательное изучение 8 тысяч растений, он не удержался и классифицировал также и ученых-ботаников.

Нельзя сказать, что система Линнея была всеми принята восторженно. Одни не хотели переучиваться, другие находили ее слишком умозрительной, а третьи - вредной. Так, например, приглашенный из Германии в Петербург профессор Иоганн Сигезбек написал диссертацию, осуждающую систему Линнея как безнравственную. Ведь бог никогда не допустил бы в растительном царстве такого порока, чтобы несколько мужчин имели общую жену. Что требовать с Сигезбека, первый научный мемуар которого в России был посвящен опровержению книги Коперника, если даже спустя более ста лет один профессор, читая лекцию о размножении растений, удалил с нее дам. Линней не удостоил Сигезбека ответом, но глубоко обиделся на него. Ведь незадолго до этого он окрестил в его честь одно из растений «сигезбекией восточной». Однажды немецкий профессор получил от Линнея семена с надписью «Cuculus ingrains» - кукушка неблагодарная. Когда он их посеял, то выросло сложноцветное растение «сигезбекия восточная».

По отзывам современников, Карл Линней был веселый человек, ценил хорошую шутку и острый анекдот. По его научным трудам видно, что он не только серьезно изучил логику Аристотеля, откуда почерпнуто много понятий и определений, но и то, что занятия классикой не иссушили его чувства юмора. Так, например, одно колючее растение он назвал пизонтеей в честь критика Пизона. А семейство, цветок которого состоял из двух длинных тычинок и одной короткой, окрестил коммелиновым, в память о трех братьях Коммелинах. Двое из них стали известными учеными, а третий не достиг ничего.

Перед тем как вернуться на родину, Линней решил посетить Париж. Здесь он знакомится с Реомюром, Руссо и известным французским флористом Бернаром Жюссье. Линней пришел на лекцию коллеги и скромно разместился в заднем ряду. Подняв над головой недавно полученный неизвестный цветок с далекого континента, Жюссье спросил: «Кто скажет, откуда родом это растение?» Все молчали, и профессор уже собирался ответить сам, когда раздался голос гостя, давшего правильный ответ. «Ты - Линней, - сказал Жюссье, - ибо только он мог сделать это».

Триумфальное шествие ставшего знаменитым ученого прервалось после возвращения на родину. Не было ни работы, ни денег. Слава Линнея еще не дошла до его соотечественников. Снова, как в молодости, он голодает, пытается заработать деньги лекарским искусством. Но поначалу никто не хотел доверить доктору наук даже лечение собаки. Медленно налаживалось дело. Линней лечил и даром, и за обед в трактире, пока, наконец, не приобрел клиентуру. Появились деньги, его стали приглашать в дома знати и даже в королевский дворец. В это время он с горечью писал другу: «Эскулап приносит все хорошее, а флора - только сигезбеков».

Линней подумывал даже расстаться с наукой, но это оказалось выше его сил. Несколько энтузиастов решили создать академию наук. Должность президента разыграли по жребию на цветках. Первым президентом Шведской академии был избран Карл Линней. Жизнь его вступила, наконец, в безоблачную фазу. Каждый год выходили его труды, а ученики съезжались к нему из всех стран Европы. Он стал главой кафедры в родном Упсальском университете и затем его ректором; получил орден Полярной звезды и дворянство. Изменилось не только его положение, но даже фамилия (Линнеус стал именоваться на благородный манер фон Линне). Но жизненные принципы «короля цветов» остались теми же. Он работал с той же страстностью, что и в молодости, и считал, что «никакое положение не в состоянии заменить положения честного человека».

В завещании Линнея было несколько пунктов. Все они были выполнены, кроме одного: не присылать соболезнований. Они шли и шли от академий, университетов, кафедр, коллег и учеников, прощавшихся с великим систематизатором Природы.