Китайские жд дороги. Железные дороги между Россией и Китаем. Китай и Юго-Восточная Азия

Железная дорога в Китае была и остаётся транспортом №1 для перемещений между городами. Пассажирская ж.д. сеть в Китае, наверное уже самая крупная в мире и продолжает постоянно расти и крепнуть. В принципе для страны с такой высокой плотностью населения сложно было бы придумать что-то другое.


1. Итак, если вы путешествуете по Китаю, то так или иначе столкнётесь с китайскими железными дорогами. Поездов на любой станции страны будет очень много в любом направлении. Даже, казалось бы, маленький задрипанный городок обязательно будет связан с центром провинции 10-12 поездами в сутки, с Пекином – 2-3, как минимум, ну и другими соседними облцентрами.

2. На любой китайской станции жизнь кипит практически круглосуточно. Помнится, когда наш поезд «Пекин – Москва» стоял на глуховатой но узловой станции Цзининь, что находится во Внутренней Монголии, то на соседнем пути за время нашей 20-минутной стоянки успело остановиться и уехать в нашем же направлении четыре поезда! Ещё другие поезда ехали навстречу от других платформ.

3. Практически из любой провинции можно доехать в любую без пересадок на прямом поезде. Маршрутов очень много, какие-то протянуты через всю страну, идут 2-3 суток. Вот, например, поезд Шеньчжень-Баотоу. :) Или из +25 в -25.. Более понятный нашему человеку аналог: "Адлер-Воркута".

4. С крупных станций, как видим, поезда отходят практические каждые несколько минут.

Все китайские поезда делятся на несколько типов, обозначаемых буквой перед номером поезда.
K – пассажирские укаждостолбные поезда.
Z – скорые поезда.
D –скоростные поезда (до 200 км/ч).
G – cверхскоростные поезда (до 300 км/ч).
C – скоростные поезда на недалёкие расстояния (100-200 км).

5. Есть также поезда Т (среднее между Z и K) и совсем немного поездов c номером без буквы.

Рассмотрим каждый из типов более подробно.

6. Поезда типа Z и K больше всего похожи на наши дальние спальные поезда. Градация вагонов здесь практически такая же, как у нас. Цены на Z, T, K и безбуквенные одинаковые.

7. Но в целом, даже такие поезда едут существенно быстрее российских. Разгоняются они до 130-140 км/ч, обычно держат 100-110, средняя выходит чуть меньше 100. После этого как-то совсем грустными кажутся наши средние 50-70..

Купе. Аналог нашего купе. Несколько отдельных комнат с четырьмя полками. Фото нет, т.к. на таком не ездил.
8. Плацкарт. Китайский плацкарт несколько отличается от нашего. В каждом отсеке тут про три полки: нижняя, средняя и верхняя. Вдоль прохода стоят столики, за которыми можно сидеть, кушать.

9. Стоит примерно 20 юаней на 100 км. (6,3 юаней = 1 доллар. 1 юань примерно 11-12 рублей сейчас)

10.
При этом стоимость разных полок различается примерно на 10%. Самая дорогая - нижняя, самая дешёвая - верхняя, самая средняя - средняя.

11.
Проводница забирает билет после посадки и выдаёт вместо него специальную карточку. С этой карточкой можно ходить в вагон-ресторан (она нужна чтобы вернуться обратно, дверь в дорогие вагоны часто бывает закрыта).

12. Сидячий вагон. Самый популярный в народе класс. Цены - 10-12 юаней на 100 км.

13. В отличие от России, где сидячих вагонов мало и встречаются они лишь в отдельных поездах, здесь их обычно около 40% от всего состава, и присутствуют сидячие вагоны в каждом поезде.

14. Раньше в сидячие вагоны продавали столько билетов, сколько было желающих. Соответственно тем, кому места не хватило, продавались билеты без места, они ехали стоя, или валяясь в проходах. Сейчас, похоже, такую практику прекратили, хотя может мне просто такие перегруженные вагоны не попадались.

15. В принципе, в сидячку почти всегда есть места. Но долго ехать там реально некомфортно, особенно ночью. Кресла не откидываются как в электричке. Китайцы вокруг всё заваливают вещами, едой, спят в проходах и у туалетов, разговаривают, лузгают семечки, жрут свою лапшу и т.д. Свет горит всю ночь. Если повезёт и не будет соседей, можно разлечься на тройном сидении, что все по возможности и делают. Но такое далеко не всегда случается.

16. Но зато в сидячке весело, колорит. :) Иногда негры попадаются.

17. В любом вагоне есть туалеты и бесплатный кипяток. Ну всё как у нас.

18.

19.

20. На всех вагонах двухалфавитные таблички. Что удобно для иностранцев. На автобусах такого нет.

21. Очень хорошо, что таблички сохранились на вагонах, а не как теперь у РЖД, где вообще невозможно разглядеть куда поезд идёт.

22. Скоростные поезда типа C. По сути это междугородние электрички, встречаются они далеко не везде. Так, например, поезда C ходят между Гуанчжоу и Чжухаем, Гуанчжоу и Шеньчженем, Тянцзинем и Пекином.

23. Стоимость везде разная. Гуанчжоу-Чжухай (110 км) стоит 70 юаней! Альтернативы никакой нет.

24. Максимальная скорость чуть меньше 200 км/ч.

25. Скоростные поезда типа G. Самые крутые скоростные поезда, развивающие скорость до 300 км/ч. Если вы большой любитель ж.д. – вам определённо стоит хоть раз на таком поезде прокатиться. Стоимость заоблачная – самый дешёвый класс стоит примерно 0,5 юаня за км.

26. Зато каково представить, что тысячу км вы можете проехать за какие-то пять часов!

27. Есть и другие скоростные поезда, не такие дорогие. Это тип D. Подвижной состав тот же самый, однако максимальную скорость они развивают лишь 200 км/ч. Стоимость уже будет 0,3-0,4 юаня за км (30-40 юаней за 100 км).

28. Китайские "сапсаны" часто сцепляют в СМЕ

29. Скоростные поезда C, D и G ходят по отдельным специально проложенным под скоростное движение путям. Как правило, эта пара путей, проложенная вдоль основной линии. Иногда маршруты слегка отклоняются. Обычные пассажирские и грузовые туда не заезжают.

30. Кажется невероятным, что можно было вот просто так взять и проложить тысячи новых километров путей. Однако вот так и есть. Более того, эти скоростные пути часто проложены по многокилометровым эстакадам и тоннелям. Попробуйте представить эстакаду длиной в несколько десятков километров? Причём не через какие-либо водные или другие преграды, а просто эстакады, проложенные по обычной местности. Тут такое в порядке вещей!

31. Очень часто скоростные поезда С, D и G отправляются от отдельных вокзалов. Обычно в любом городе есть специальный вокзал для скоростных поездов. В Пекине, например, это Пекин-Южный, в Даляни – Далянь-Северная, в Ханчжоу – Ханчжоу-Северный. Если вы покупаете билет на них, внимательно проверьте точную станцию отправления. Отдельные скоростные поезда могут отправляться и от главных вокзалов, равно как и отдельные обычные – с вокзала для скоростных.

32. Поездов много, поэтому вокзалы порой просто гигантские! Вокзал города Гуанчжоу напоминает больше аэропорт.

33. Ханчжоу тоже не отстаёт. Это, кстати, вокзал для скоростных поездов Ханчжоудон (Ханчжоу-Северный).

34. Вообще, когда покупаете билет, или смотрите расписание, обращайте всегда внимание на то, откуда поезд уходит. В Пекине, например, 4 ж.д. вокзала, поезд может уходить с любого. Пекин-Западный (Beijingxizhan).

35. Увы, большинство ж.д. вокзалов построены недавно и представляют собой унылые функциональные коробки.

36. Особенно это ж.д. вокзалы для скоростных поездов.

37. Но есть и красивые вокзалы. Например, в Циндао

38.

39. Или ж.д. вокзал Пекин-Главный.

40. Внутри

41. Как выглядит весь процесс проезда на поезде из точку А в точку Б? Увы, тут нельзя просто как у нас купить билет, выйти на платформу и сесть в поезд. Из-за китайской параноидальной терроризмофобии войти на вокзал и уж тем более на платформу чтобы просто, например, пофотографировать поезда, невозможно! Всё чётко регламентировано.

42. Прибыв на вокзал, вы сначала проходите через процедуру досмотра. Металлические рамки, конвейеры.

43. Затем вы идёте в кассу и покупаете билет. Кассы всегда имеют отдельный вход. Без билета вас в вокзал не пустят.

44. Как покупать билет? Советую предварительно посмотреть расписание поездов, цены и доступные места на www.travelchinaguide.com\china-trains, а затем идти в кассу, зная нужный номер поезда (можно выписать его на бумажке).

45. Если станция большая, то кассир всегда найдёт того, кто говорит по-английски. Если нет – лучше на всякий случай выучить типы вагонов (ying wo – спальный плацкартный вагон, ying zo – сидячий вагон). Вы называете пункт назначения, кассирша вбивает его, и вам показывается список доступных поездов на мониторе, где вы можете выбрать нужный вам.

46. Для оформления билета нужен паспорт. Лучше всегда приходить сильно заранее, т.к. в кассе могут быть очереди (а может и не быть, тут не угадаешь).

47. Купив билет, вы идёте внутрь вокзала, где находятся залы ожидания. Повторюсь, залы ожидания ВСЕГДА имеют отдельный вход. Тут у вас строгие сотрудники проверяют билеты, сверяя их с номером паспорта…

48.

49. И… снова рамки и конвейеры. Второй раз извольте провериться. А что, мало ли, вам кто-то через забор бомбу передал?

50. В Уйгурии дополнительные проверки ещё также при в входе в кассовый зал. Так вот вас проверят три раза на пути от улицы к поезду. Справедливости ради, вот так перегорожены привокзальные площади далеко не везде. В основном это встречается в городах запада страны.

51. Пройдя этот повторный контроль вы, наконец-таки оказываетесь в зале ожидания. Тут есть магазинчики, кафешки.

52. Можно налить себе кипяточку в ожидании поезда.

53. И даже подзарядить телефон или ноутбук!

54. Но на платформу выйти нельзя пока не разрешат! Ни-ни!

55. На платформы выход вот через такие двери. Прямо как в аэропорту.

56. Где-то за 15-20 минут до отправления выход открывается и сотрудники по билетам выпускают пассажиров на платформу.

57.

58. Иногда вместо сотрудников стоят турникеты, считывающие штрих-код.
И вот, мы на платформе, садимся в нужный поезд. Третий раз проверяют билеты уже в нём. Мышь не проскочит!

59. Проводники всегда стоят как штыки перед своими вагонами. Вытянуты, будто военные. Впрочем, это вообще характерно для Китая.

60. Впрочем, в некоторых скоростных поездах при посадке билеты не проверяют. Можно спокойно садиться и ехать в любом вагоне.

61.

62. На промежуточных станциях можно выйти погулять, но не дальше платформы. Куда вы с подводной лодки денетесь?

63. Проблема ещё и в том, что стоянки, как правило, короткие. А расписания в вагоне не висит. Если вы заранее не позаботились о его распечатке, то и не узнаете, где можно долго гулять, а где нет.

64. Впрочем, я не знаю насколько возможно при длительной стоянке выйти в город через выход, а потом обратно попытаться зайти через вход. Попробуйте, интересно что будет.

65. По прибытию, выходящие пассажиры выходят через выход. Обычно залы ожидания находятся над путями, и пассажиры их них спускаются в поезда. А выходы находятся под путями в подземных переходах. Так входящие и выходящие потоки не пересекаются.

На выходе финальный четвёртый контроль билетов. Впрочем, тут обычно смотрят их довольно халатно, можно сунуть им что угодно – не заметят. Однако не всегда.

66. В поездах есть вагоны-рестораны. Там, конечно, дороже, чем в уличных забегаловках, однако при большом желании покушать можно. В скоростных поездах вместо вагонов-ресторанов буфеты.

Как ездить зайцем на китайских поездах?
70. Начнём с того, что попасть в поезд без билета в принципе вам не удастся. Поэтому какой-никакой билет купить всё же придётся. Единственный вариант – покупать билет до ближайшей станции и ехать далеко. Важно понимать, что вы практически ничем не рискуете. В случае поимки на станции назначения вам в худшем случае предложат заплатить разницу между вашим билетом и билетом до этой станции. А скорее всего – просто, помурыжив, выпустят, т.к. подобные случаи крайне редки и совершенно внештатны.

71. По мне ездить зайцем лучше в скоростных поездах. Во-первых, проверки в них куда более халатные, чем в обычных. Во-вторых, если уж и рисковать, то ради большой суммы. А экономить стоимость половины пути в дешёвой сидячке как-то и не красиво и малоосмысленно. В третьих, в плацкартных и купейных вагонах выйти позже своей станции не получится. Тут проводники выдают вам вместо билета карточку, а перед станцией прибытия её забирают. Разве что, забрав у проводницы билет, вы пойдёте в вагон-ресторан и будете там сидеть долгие часы. Но вагоны-рестораны имеют свойство закрываться.

72. В скоростных же поездах тоже, бывает, ходят проводники, и записывают себе на бумажку, кто на каком месте до какой станции едет. Однако раз на раз не приходится – один раз на моей памяти в поезде G так записывали, а другой – вообще билет в поезде не проверили (это был поезд D), хотя я ехал не очень долго, около часа.

73. В любом случае, лучше стараться выбирать поезда с меньшим количеством остановок. Проверки, как правило, бывают после посадки. Ну и если вас запалят, то хотя бы сильно больше проедете. Если в поезде есть признаки строгого контроля, то после окончания «оплаченного» участка, лучше уходить в другие вагоны, а лучше всего – в буфет. Я так сидел несколько часов с ноутбуком, у розетки, якобы заряжаясь, в самом логове проводников. Никому не пришло в голову проверить мой билет.

74. В случае, если вдруг вас попросили показать билет, лучше не показывать настоящий. Не надо нервировать проводников тем, что вы проехали свою станцию. Лучше сделайте вид, что не можете его найти, и на первой же станции постарайтесь выйти. Также и на выходном контроле – не надо показывать настоящий билет. Лучше иметь всегда какой-нибудь старый и показать его. В случае проверки всегда можно сделать вид, что по ошибке не тот достали, и пойти на другой выход (как правило, их два на крупном вокзале). Выходить лучше тогда, когда идёт большая толпа – в этот момент бдительность проверяющих сотрудников притуплена.

75. А так, китайская железка развивается бурными темпами. Как вы знаете, несколько лет назад была построена линия в Лхасу, ставшая самой высокогорной железной дорогой мира, отобравшая этот титул у перуанской линии Лима - Уанкайо. Я очень хотел проехаться, но такие проблемы с пермитом... Лучше в следующий раз как-нибудь.

76. Но в целом, несмотря на то, что железных дорог становятся больше, происходят здесь сходные с российскими процессы: обычные поезда заменяются постепенно на скоростные. Есть маршруты, по которым на обычных дешёвых поездах не проехать в принципе: Гуанчжоу-Гуйлинь, Шанхай-Циндао, Гуанчжоу-Шеньчжень (только поезда С). Это, кстати, была одна из причин, почему я считал оправданным ездить зайцем (дешёвой альтернативы то нет).

77. Ещё интересный момент. Несмотря на то, что такое бурное развитие железной дороги, несмотря на полчища дальних поездов во всех направлениях, в Китае отсутствуют в принципе где-либо пригородные поезда.

Китай сейчас занимает первое место по протяженности скоростных железных дорог (более 150 км в час). На конец 2012 в Китае их было 6400 км, в России – 180 км. К 2020 году китайцы планируют построить 50 000 километров скоростных дорог, соединив тем самым все крупные города. На это дело Китай ежегодно планирует инвестировать около 100 миллиардов долларов.


Строительство ведется очень быстро, сразу на протяженных участках. Например, дорогу “ХаДа” (Харбин-Далянь, 914 км., поезда типа G) построили всего за 5 лет, это очень быстро, достаточно сравнить с планами по строительству дороги Лондон-Бирмингем – она, если получится, будет введена в эксплуатацию только в 2026 году.


Датой рождения скоростных железных дорог в Китае считается 2004 год. Министерство железных дорог заключило несколько договоров с японцами и англичанами, которые тогда были самыми продвинутыми в этом деле. Китай же был в аутсайдерах: в 1993 году средняя скорость движения пассажирских поездов была 48 км/ч, и этот показать не увеличивался.


В общей сложности в 2006-2010 годах на строительство высокоскоростных магистралей было потрачено более около 150 млрд. долларов.

Через 5 лет после открытия скоростных дорог они перевозили в Китае в месяц вдвое больше людей, чем самолеты. Сейчас дорогами пользуются примерно 54 миллионов человек - столько же, сколько американцев – внутренними авиарейсами.


Но не все проходило у китайцев гладко. Строительство скоростного поезда Пекин-Шанхай в 2009 г. было омрачено скандалом, связанным с судебным разбирательством между иностранными (Сименс, Кавасаки) и местными компаниями. Вкратце, дело выглядело следующим образом: иностранцы начали строить линию, китайцы поняли, как это надо делать, выгнали иностранцев и достроили все сами, намного дешевле. Красота!


Бывший руководитель департамента и главный инженер министерства науки и технологий Чжоу Имин в одном из интервью признавал: «Our trains look almost exactly the same as their peers overseas».


По сути, китайцы делают копии иностранных поездов, которые ни в чем не уступают по качеству, но гораздо выгоднее по цене. Если вам нравятся немецкие поезда Siemens – поезжайте в Таншань, где на местном вагоностроительном заводе налажено производство номинально китайских, а фактически все тех же немецких поездов. Если же вы предпочитаете французские Bombardier, ваш путь – в Циндао, на тамошний вагоностроительный завод. Кроме того, скоростные поезда делают в Чанчуне, а лидером отрасли считает Китайская южная вагоностроительная компания, действующая по инвестсоглашению с японской компанией «Кавасаки».


В 2011 году вокруг железных дорог разразился крупный коррупционный скандал. Министр железнодорожного транспорта КНР Лю Чжицзюнь, как оказалось, брал откаты со строительства дорог в размере до 2,5%(!), получив таким образом 122 млн. долларов незаконно. Кроме того, у чиновника оказалось множество любовниц в разных городах Китая. Такого ему простить уже не могли, и посадили злополучного министра в тюрьму. Да, кстати, его приговорили к смертной казни, но потом отложили ее исполнение на 10 лет. Любовниц у него было 18.


Начнем с вокзалов. Китайский носильщик ждет клиентов. Все сотрудники ходят в костюмах и вообще очень опрятные и аккуратные.



Обязательный досмотр на входе.



Кассы. Без знания китайского купить что-то очень сложно. Для туристов есть специальные сайты, где информация дублируется на английский, но выкупить билет все равно придется в кассе, предъявив паспорт. Чем-то напоминает Россию. Представьте, что вы хотите без знания русского покататься на поездах у нас. Если в Москве вам еще помогут, то в провинции у вас точно возникнут проблемы. Английский в Китае почти никто не знает.



Билет можно купить и через автомат, если вы китаец и у вас есть местный паспорт. Иностранцу – только в кассу.



На вокзалах идеальная чистота.



Зал ожидания.



Выход на перрон только перед посадкой через турникеты, как на самолет.



Станция скоростного поезда в небольшом провинциальном городке.



Народу почти нет.



Почти все станции для скоростных поездов выглядят одинаково. Я снял некоторые по дороге из Пекина в Шанхай.



Везде высоченные потолки и куча платформ.







Мелкие станции выглядят так. Все скоростные дороги проходят по эстакадам.




А вот и сами поезда.



Почти все копии





А вот наш Сапсан, то есть китайская подделка на Сименс




Скоростные поезда обозначают буквой «G». Изначально поезда G (от gaotie – гаоте – “на высоких рельсах”) должны были гонять со скоростью 350 км в час, но в июле 2011 года произошла авария (один поезд нагнал другой на мосту в Вэньчжоу, авария получила название инцидент 7/23 (по дате), погибло более 30 человек, серьезно пострадали более 200. После этого скорость движения поездов была ограничена 300 км в ч.



Здесь только сидячие места. Расстояние Пекин-Шанхай (1300 км) такой поезд преодолевает за 5.5 часов, поездка стоит 553 юаня (3100 рублей) в эконом-классе. Это бизнес:



А вот эконом



В общем, как наш Сапсан, только быстрее ходят.



А это скоростной поезд поезд D (? – Dong), первое поколение скоростных поездов. Средняя скорость 150 км/час, максимальная 252 км/час. Такие поезда часто называют электричками – они ходят между главными городами Китая с высокой частотой.

На нашем сайте уже появлялась заметка о впечатлениях о путешествии по железным дорогам Китая блогера Ильи Варламова.

Однако, интернет большой. Да и путешественников в России также немало, как и их отчетов о своих вояжах.
Ниже - взгляд на железные дороги Китая и общей их инфраструктуре от пользователя vaily популярного портала www.yaplakal.com . Национальный оператор железных дорог Китая - China Railways , основанная в 1949 году.

Железнодорожная сеть Китая - самая протяженная в мире. Также Китай может похвастаться высокоскоростной магистралью Гуанчжоу-Пекин : 2300 километров за 8 часов. Существует план развития сети под названием «4х4» - строительство четырех магистралей Восток-Запад и 4 магистралей Север-Юг до 2020 года.


С чего начинается поездка? Правильно - с вокзала. Практически в любом китайском городе он присутствует. Названиями вокзалы не блещут и, как правило, складываются из названия города и стороны света (например, «Ханчжоу-Южный»).



Вокзалы бывают разные. Есть те, что поражают инфраструктурой и размерами (как, например, «Шанхай-Ханчжоу», который и не вокзал а огромный комплекс из железнодорожного, автобусного и аэровокзала)...



А есть и достаточно маленькие, например, вот вокзал-симпатяга «Джудзи».



Встречаются недавно отстроенные и хорошо внедренные в общую инфраструктуру, как, например, втиснутый в центре города на эстакадах «Хайкоу-Восточный».



В то же время много и достаточно старых зданий, которые стоят на своих текущих местах с незапамятных времен. Такие, как вокзал «Аншан».



При всем многообразии вокзалов, требования к ним везде одинаковы. Дело в том, что вход и выход на вокзал осуществляется только по билетам. И там, и там стоят валидаторы, которые считывают баркод с билета, и в случае несовпадения станций отправления и назначения валидатор просто вас не выпустит и вы будете платить штраф.
Кстати, билеты есть двух типов – красные и синие. Соответственно, две отдельные очереди. В чем разница – я понятия не имею, на одни и те же поезда порой попадались как красные, так и синие.



А вот это валидаторы. Процесс проверки билета занимает секунды две от силы.



Посадка на поезд – только за 15 минут до отправления. Соответственно, на перронах в период времени между поездами нету никого. И перроны выглядят достаточно пустынно.



Что мне здесь дико нравится – так это очень понятная система навигации на вокзалах. Сразу понятно, где первый вагон, а где десятый. Не надо вслушиваться в тарабарщину «от головы поезда, прицепные в середине».



На всех вокзалах действует рентген-контроль багажа и стоят металлоискатели . Правда, из личного опыта, досматривают спустя рукава или вообще не досматривают. Везде по-разному. В Шанхае чуть-ли раздеваться не заставили, а в Гуанчжоу махнули рукой, мол, проходи.

Ладно, до поезда мы добрались. Давайте разберемся с поездами. Итак...
Их можно разделить на несколько типов в зависимости от скорости и комфорта. Для определения типа необходимо обратить внимание на литеру перед номером поезда. Для примера мы будем руководствоваться маршрутом Пекин-Гуанчжоу .

Самые крутые поезда - под литерой «G» (сокращенно от «высокоскоростные ж/д»). Они развивают скорость до 300 км/ч, практически не совершают остановок на своем маршруте, оборудованы розетками, кондиционерами. Ездит на них, соответственно, достаточно обеспеченая публика. Стоимость проезда по вышеозначенному маршруту протяженностью 2298 километров (8 часов в пути) - 862 юаня (около 140 долларов США).




Поезда с литерой «D» уже не такие крутые, но все же... Развивают скорость – 200 км/ч. Остановок гораздо больше, чем у G-шного состава, розеток в вагонах уже не наблюдается, но общий комфорт сохраняется. Стоимость проезда, к примеру, по маршруту Шанхай-Джудзи протяженности 256 километров (1 час 48 минут в пути) составляет 74 юаня (около 12 долларов).




В поездах нумерации «T» крутость падает на порядок. Такие составы имеют достаточно обычную скорость около 130 км/ч. В расписании значится, что подобный поезд проезжает 2294 километра за 20 часов 30 минут. Стоимость билета за такую поездку составит на сидячее место 251 юань (около 40 долларов), на спальное – 450 (около 72 долларов).




«K»-номера - это уже тихий ужас, хотя значатся они здесь как «скорые поезда». Это обычный поезд со спальными местами, сидячими местами, кучей остановок и соответствующим комфортом. Но зато в них можно проехать очень дешево, но при этом очень долго - 3112 километров за 29 часов, но отдав при этом 250 юаней (около 40 долларов) за сидячее место или 515 юаней (около 83 долларов) за спальное.

Причем в «Т» и «К» поездах есть так называемые «билеты без места» , которые стоят еще дешевле... Но как людям удается 20 часов простоять или пролежать на полу - представить очень сложно. «L», «Z» и прочие редковстречаемые номера не попадались, поэтому про них я ничего не скажу.



И, наконец, самое страшное, что может вам встретиться в путешествиях по Китаю – это поезд без буквы . Если увидите такой в расписании – бегите подальше. Это кромешный ужас. Именно в них и можно встретить крестьян с курами и козами, спящих на полу и в тамбурах людей, слой мусора высотой с человека. Я ездил в таком только раз, и в дальнейшем буду избегать их, как огня...
Фотографий по понятной причине нет - я не рискнул доставать камеру. Вообще, занесло меня туда по ошибке... Просто попробуйте себе представить худший поезд в мире и умножьте на два.

Обратите внимание на фотографии - ан всех локомотивах присутствуют китайские иероглифы, обозначающие понятие «гармония». Что это значит я не знаю, могу лишь предполагать, что с китайским отношением к цифрам, номер поезда влияет на его безотказную работу.



Двухэтажные вагоны встречались только раз, в провинции Гуанси. Кстати, по комфорту это обычный Т-поезд...



Конечно же, рассказ о китайских железных дорогах будет неполон, если не вспомнить «МагЛев»/«MagLev» (в названии используется производная от английского «magnetic levitation» - «магнитная левитация»). Это единственный в мире серийно эксплуатирующийся поезд на магнитной подушке . Ходит из Шанхайского аэропорта Пудонг до станции метро ЛуньянЛу. Время в пути – 7 минут, скорость – 431 км\ч. Стоимость билета в две стороны – 70 юаней (около 11 долларов), в одну сторону – 40 (около 6,5 долларов). Вот тут сравнений с московским аэроэкспрессом никак не избежать. .. За те же деньги немного другой уровень сервиса...




Естественно, все билеты на поезд можно купить онлайн и распечатать баркод, по которому вас пропустят на посадку. Самый удобный сервис по поиску и покупке, который я нашел - www.qunar.com . Будете в Китае - советую пользоваться.
Само собой, для покупки нужно удостоверение личности или паспорт. По факту поездки и проверки билетов - номера документа на билете и в паспорте должны совпадать.

Вообще, общее впечатление от китайских железных дорог однозначно позитивное. Год назад «G»-поездов из Пекина до Гуанчжоу, «D»-поездов от Шеньяна до Аньшаня еще и не существовало. Теперь они есть. Собственно, что обещают, то и делают. И если будет выбор между самолетом и поездом я выберу последнее, ибо:

  • не теряется время на поездку в и из аэропорта;
  • не теряется время на регистрацию;
  • поезда ходят независимо от погоды.
В итоге, на расстояния 1000-1500 километров тут гораздо проще и быстрее путешествовать на поезде. Полет Тяньцзинь-Шанхай на самолете занял у меня 6 часов, на поезде – 5. На пригородных расстояниях альтернативы поездам вообще нету. Ну, и главное, что оставляет впечатляние – это прогресс и скорость.

На написание этого текста меня неожиданно сподвигла дискуссия на форуме, можно ли передвигаться и ориентироваться на китайских жд самостоятельно, или нужно, чтобы вас водили за ручку. Как результат - мне ужасно захотелось рассказать, как же работают жд Китая в реальности. Сразу оговорюсь, что мы ездили только на скоростных поездах и, конечно, охватили не все вокзалы даже Пекина, но в целом представление о местных железных дорогах составили.

Обычно в начале статьи про железные дороги я даю ссылку на официальный сайт местных жд, где можно посмотреть расписание и купить билеты. Увы - сайт китайских жд вам ничем не поможет, ибо все там указано иероглифами и лаовая , вроде нас с вами, только напугает:) Предприимчивые люди и фирмы этим активно пользуются, продавая билеты с небольшой наценкой, например, мы для трех поездок в Китай пользовались сайтом ctrip.com . У них приемлемая комиссия и довольно понятный интерфейс. Оплачиваешь билеты картой, получаешь от сервиса письмо с кодом, распечатываешь и везешь с собой в Китай. Предполагается, что ты чуть раньше придешь на вокзал и получишь этот билет в кассе, предъявив код бронирования и свой паспорт.

Сразу скажу, что на некоторых вокзалах мы видели автоматы по продаже билетов, но купить там билеты иностранцам нельзя - требуются местные реквизиты.

Железнодорожные вокзалы Китая вызвали у нас шок и трепет: вот, к примеру, Северный вокзал Пекина, который выглядит как вполне себе современный европейский аэропорт.

Едем вниз поесть

Под вокзалом - торговый центр и кафе

Кассы и табло

Табло крупно - да все понятно!

Турникеты на перрон

Посадка

Еще одно табло у турникетов

А вот Северный вокзал Нанкина (3 км в поперечнике, настоящая махина).

Вокзал в Сиане

Справедливости ради не могу не отметить, что даже в Пекине не все жд вокзалы такого уровня: тот же Центральный вокзал гораздо ближе к какому-нибудь нашему Курскому до реконструкции, включая толпы крестьян с баулами, сидящих на площади прямо на полу, невнятными закутками, торгующими разной ерундой.

В Китае повсеместная проверка безопасности: в ключевых туристических местах просто так не войдешь: стоит рамка металлоискателя и лента для вещей, точно так же все на входе в место и вокзалы, движение "закинул руку за плечо, достал рюкзак, положил на ленту, закинул на спину" отработан у меня до автоматизма. Кроме проверки вещей, безопасность на входе на станции проверяет ваши билеты и паспорта (хотя мне до сих пор непонятно, что они там понимают).

Контроль безопасности сверху

***
В наших поездках в Китай мы только один раз ездили на более-менее привычном поезде средней скорости - когда ездили в Бадалин, смотреть Великую китайскую стену.

Специально для туристов - билеты на поезд в Бадалин продаются на улице в специальном окошке, в вокзал входить не надо

Советую прийти пораньше - мы пришли за час примерно, чтобы осмотреться, и не зря - весь немаленький зал сидел и ждал нашего поезда. Выход на платформу - на противоположной от входа стороне, лучше сразу переместиться туда и стоять у выхода, потому что как только начнут открывать двери, в зале мгновенно выстроится огромная очередь.

Поезд внутри - этакая электричка какой-нибудь трениталии

Поезд до Бадалина рядом со скоростным на вокзале Пекина

Вокзал довольно стремный (единственный такой мы видели именно в Бадалине), но чистый, просто очень бедненький, что странно, учитывая, что отсюда идут к Великой Китайской стене и потоп довольно значимый.

На каждой китайской станции и даже на каждой станции место обязательно есть бесплатный туалет, где есть кипяток - китайцы носят с собой термосы и заваривают чай с жасмином, я писала об этом в рассказе о китайской еде.

Все прочие переезды по стране мы осуществляли на скоростных поездах - я называю такие паровозы утятями

К слову о дублировании на английском - это Нанкин

Билеты в кассе получить довольно просто : вы суете в окошко паспорт и бумажку с бронью, вам выписывают билет. Помню, когда мы делали это впервые, за нами тут же выстроилась очередь из туристов, которые до нас просто слонялись возле касс и, вероятно, прикидывали, что им делать со своими бронями. Я, наверное, так уверенно топала к кассе, что все решили, что я знаю, что делаю, и потопали за нами, что оказалось верным решением:)

И тут мы осознали сюрприз - никто не гарантирует, что билеты будут рядом, и даже что они будут в одном вагон . У нас был один случай, когда билеты за 3 дня до выезда выдали нам в разные вагоны. Делать нечего - пришлось топать в разные (меняться местами у местных не особо принято, они просто не понимают, чего от них хотят). Придя на свое место, я увидела две пары кресел, повернутых друг к другу, сидящих на них четырех китайцев, играющих в карты. Я так растерялась, что уперла руки в боки и на чистом русском сказала: "Мужики, чего сидим, место вон то - мое!" Китайские мужики тоже растерялись, но моя мимика и интонация обычно настолько доходчивы, что местное населения меня отлично понимает. Сперва они попросили показать билет - я показала - издалека. Затем они жестами попытались отправить меня в другой вагон (у нашего друга там, мол, есть место), я продолжала на русском же объяснять, что никуда с сумкой не потопаю, в итоге китайцы вздохнули и пошли играть в тамбур, сидя на корточках, а я в итоге несколько часов сидела одна как прынцесса. Можно было, конечно, зазвать Дениса из соседнего вагона, но у нас не было уверенности, что хозяева мест не вернутся:)

Не могу не отметить полное безразличие китайцев к личному пространству : совершенно нормальная практика толкаться в очереди в кассу, как только между вами и впереди стоящим человеком образуется хотя бы пара сантиметров, туда тут же пытается втиснуться кто-то без очереди. Совершенно нормально (для них) влезть и посмотреть, что я там подаю кассиру (один раз не выдержала и сказала "цирк что ли!", так половина очереди удивилась, чего это я возмущаюсь, антиресно же, чо там лаоваи делают)

У выхода с номером билеты проверяют тетеньки в форме и пропускают вас через турникеты. Это и дополнительный контроль, чтобы вы не прошли без билета, и контроль за тем, чтобы местное население не запуталось, на какой поезд садиться (да-да, местные там тоже путаются). До прихода поезда на перрон часто не пускают. И не из вредности, а из соображений безопасности: как-то мы стоили у турникета первыми и двери на перрон были приоткрыты - от проходящего поезда шла такая ударная волна, что нас чуть не снесло даже в здании вокзала, представляю, как это ощущается на самом перроне (напоминаю, что скоростные поезда ходят со скоростью 400 км/ч и выше, внутри этой скорости не ощущается и меня даже не укачивает).

На платформе

Номер вагона

Меня жутко волновал вопрос - когда стоянка проходящего поезда 2 минуты, как такое количество народу умудряется сесть? Все просто: на перроне есть разметка, где какой вагон и где двери, все выстраиваются по разметке в линейку, затем быстро заходят, поэтому 2-3 минуты - это нормальное время, чтобы весь вагон вышел через одни двери и вошел через другие двери (потоки не смешиваются).

Расселись

Туалеты. Есть европейские, есть с дыркой в полу (это, кстати, для Китая вполне нормально, ненормально то, что они двери не закрывают, толкаешь дверь - а там дед над дыркой сидит и даже не смущается, подмигивает мне, мол, дело житейское:)

Кипяток

По запросу дополнительно нашла дома парочку билетов, можно посмотреть, какая информация есть на билете.
Итак, смотрим:
1 билет - Пекин Южный - Сиань, 2 билеты - Лоян - Пекин Южный

Красные цифры - номер билета.
Слева вверху дата и время отправления.
Справа вверху - номер вагона и номер места. т.е. 6-й вагон и 98-е место.
515,50 - цена в юанях.
ФИО - понятно
Ниже, номер удостоверяющего дока/паспорта (российский загранпаспорт)
Пекин - Сиань иероглифами и ниже латиницей.
Между ними стрелкой направление движения, номер поезда. G - буквенное обозначение скоростных поездов, "утять".

Железные дороги Китая – самый удобный и популярный вид транспорта, когда есть необходимость дальней поездки. Железнодорожной сетью охвачены фактически все провинции, за исключением Макао – специального административного района. Впервые этот вид перевозок появился в Китае в .

На сегодняшний день ж/д транспорт Китая обеспечивает почти четвертую часть всех железнодорожных перевозок по всему миру и несет огромный вклад в экономику Поднебесной. По длине путей страна находится на 2-м месте в мире (и это подтверждает карта), уступая только США. Железные дороги достигли длины в 103 тыс. км к концу 2013 года, половина из которых электрифицирована. По прогнозам специалистов через 35 лет длина их будет почти в три раза больше.

Почти десять лет назад (в 2006) была запущена самая высокогорная ж/д магистраль в Тибете, находящаяся на высоте 5 тыс. км над уровнем моря. Если говорить о скорости перевозок, то пассажирские поезда здесь идут в темпе 200 км/ч. Но карта железных дорог Китая все расширяется, на сегодня в стране идет активная разработка новых маршрутов и электрификация существующих.

Скоростные железные дороги

Скоростные железные дороги в Китае – это те, средняя скорость передвижения по которым достигает 200 км/ч или выше между . Эта сеть включает в себя: высокоскоростную дорогу, модернизированную после обычных ж/д линий, построенные новые пути, а также первую в мире линию для перевозки пассажиров на магнитной подушке.

Сейчас в Поднебесной огромный ажиотаж вокруг высокоскоростного железнодорожного строительства. Государство поддерживает и стимулирует этот вид транспорта и ожидается, что в 2015 году, общая длина, которой достигнет высокоскоростная железная дорога, составит 18тыс.км.

В апреле 2011 министром железнодорожного сообщения было заявлено, что Китай будет снижать скорость передвижения поездов со скоростью 350км/ч до 300 км/ч и того ниже. Ведь такие дороги тоже имеют свои недостатки. И главная из них, довольно большие цены за проезд, что приводит к накоплению долгов. Также неоднократно случались аварии, что требовало ограничения в скорости этого транспорта. Но, несмотря на все это, Китай внедряет современные технологии нового уровня, и планирует создать поезд, который разовьет невиданную доселе скорость в 500 км/ч.

Стальная артерия Китая и скандалы, связанные с ней

Железная дорога в Китае была втянута в коррупционный скандал. Министром ж/д транспорта КНР брались взятки от строительства дорог. Он смог «нагреть» на этом 122 млн. долларов! К тому же было установлено, что данный чиновник, поддерживает отношения с 12-ю любовницами по всему Китаю. Ему даже грозила смертная казнь, но впоследствии приговор был заменен 10-ю годами тюрьмы.

Еще одним щекотливым моментом является тот факт, что китайцы изготавливают точные копии с иностранных поездов. Лидирующие позиции по производству занимает Китайский южный вагоностроительный завод, сотрудничающий с японской компанией «Кавасаки». Одно из строительств высокоскоростного состава для курсирования между Пекином и Шанхаем закончилось скандалом и судебными разборками. Иностранные специалисты производили строительство линии в Китае. После того как китайцы разузнали тонкости этих работ, они уволили иностранцев и доделали все самостоятельно, но дешевле. от нашего блога.

Железные дороги между Россией и Китаем

Железнодорожное полотно имеет возможность сделать путешествие из Пекина в Москву быстрым, комфортным, и при этом – недолгим. Совсем скоро появится сообщение Россия - Китай и поможет в этом железная дорога. Поднебесная, вовсю занимается строительством магистрали, связывающей две столицы, что обойдется ей почти в 250 млн. долларов. Общая длина дороги планируются в 7 тыс. км, согласно карты. Ее путь пройдет по территории Казахстана, а путешествие займет два дня.

Этим строительством Китай развивает высокоскоростные технологии с международным размахом.

Железнодорожные вокзалы в Китае

Железные дороги в Китае поражают не только скоростью, комфортными вагонами, но и вокзалами. Они очень разняться между собой по всей территории страны. Имеются магистрали, поражающие инфраструктурой и габаритами как, к примеру, комплекс «Шанхай-Ханчжоу». Но, в Поднебесной еще достаточно зданий, стоящих на своих местах уже очень давно, каким является - «Аншан». На китайской ж/д станции вход в вокзал возможен только по билету, причем пункт отправления и назначения с билета считывает автомат (валидатор).

Поезда бывают разных типов, это зависит от комфорта и скорости. Тип можно понять по букве на фасаде локомотива. Самые лучшие поезда – обозначены буквой «G», они высоко скоростные (до 300 км/), Здесь не будет лишних остановок, в вагонах установлены кондиционеры и ловит сеть. Самые же опасные поезда не обозначены буквой и вовсе. От такого поезда неподготовленному туристу лучше держаться подальше.

Можно купить билет на поезд, используя сайт железных дорог Китая. Но для того, чтобы приобрети его онлайн, нужен китайский паспорт, так что, скорее всего, турист, не имея знакомых в Китае, будет вынужден обратиться в кассу.

Еще некоторые факты железнодорожного транспорта Поднебесной

По самым скромным подсчетам за 2006-2010 годы на постройку высокоскоростных магистралей в Китае затратили больше 150 млрд. долларов. Спустя 5 лет по открытию скоростных путей, ж/д транспортом перевозилось за месяц в два раза больше людей, чем самолетами. Нынче железная дорога востребована для 54 млн. человек, это столько же, сколько в Америке используют полеты.

Первой ж/д магистралью из Шанхая в Усун была дорога, созданная в 1876 г бизнесменами из Англии, при этом это случилось на 51 год позже, чем открылась вообще первая в мире стальная артерия. Начиная с 1876 г по 1911 г. во время правления династии Цинь были заложены 9 тыс. км железных дорог, среди которых была первая магистраль, построенная народом Китая.

Общая концепция построения железнодорожного сообщения в Китае почти век назад была малопродуктивной и отличалась невысоким качеством. Все дело в том, что железные дороги прокладывались большей частью в прибрежных районах, а на западе почти отсутствовали. Все участки полотна управлялись различными организациями, что снижало возможность продуктивного управления ж/д транспортом. То ли дело наше время – управление централизованное и электронное.

В период культурной революции в прокладывании железных дорог произошли значительные вмешательства, но проект не был полностью прекращен. Линии провели во многих местах, а еще был возведен огромный мост через реку Янцзы, имя которому «Нанкин-Чжичэн».

Пройдя множество препятствий на пути своего строительства, претерпев реконструкцию, различные преобразования, заложение новейших линий, железные дороги КНР смогли подняться на новый уровень. С течением времени произошло расширение масштабов железнодорожной сети. Структура этого вида транспорта была улучшена и оптимизирована. Некогда сложная обстановка по основным пропускным пунктам была значительно улучшена. В корне изменились возможности железнодорожного транспорта к адаптации в мире сложных экономических отношений.

За весь период своего существования, ж/д дороги Поднебесной 6 раз испытывали глобальные скоростные улучшения. Движение поездов стало гораздо быстрее. Также в лучшую сторону изменились плотности в расписании поездов. Возросли масштабы пассажирских и грузовых перевозок за последние годы, а коэффициенты перевозок и эффективности резко увеличились.

Железные дороги Китая на местных сайтах

Сразу стоит сказать, что сайт железных дорог Китая не может помочь в перевозках обычному туристу, так как забронировать билет в Поднебесной через него не получится, а сразу даже не поймешь, как посмотреть расписание поездов, потому как все объяснения написаны иероглифами. Дабы точно и без нервов сделать бронь на билет, лучшим вариантом будет обратиться в какую-нибудь местную турфирму, причем лично, а не на сайт. Так можно обеспечить себя проездом на китайских железнодорожных линиях.

Также не принесут особого успеха попытки взять билет в автоматах китайских железных дорог, которые есть на всех крупных станциях. В таких терминалах имеется интерфейс на английском, из общения с ним можно понять расписание поездов или имеются ли свободные места на некоторые поезда, да и к тому же цену билета. Но больше вы от них ничего не добьетесь – дальше необходимо ввести данные паспорта гражданина Поднебесной, так что – тупик.

Еще немного про высокоскоростной транспорт Китая

На локомотивах местных поездов имеются китайские иероглифы, которые означают дословно «гармония». Еще китайцы полагают, что номер поезда влияет на его работоспособность. Здесь все делают правильно и по «фен-шую». Во многих поездах имеются стюардессы, как в самолете – разносящие напитки и еду. Также вагоны разделены по категориям – обычные и бизнес класса, а в салоне имеется панель с индикатором скорости и видео записью в некоторых. Стремлениям китайцев быть первыми в супер скоростях на ж/д дорогах могут помешать Японцы. К 2045 году последние собираются проложить магистраль из Токио в Осака. Расчеты таковы, что, поездка в один конец займет всего час с небольшим.

Хорошие статьи в продолжение:

  • без участия агентства?
  • для русскоговорящих туристов