Лекции по противодействию экстремизму для школьников. Лекция «Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде. Социальный проект «информационно-психологическое противодействие терроризму»

Виды и цели терроризма. Терроризм как государственная политика. Терроризм в России. Методы борьбы с терроризмом.

Организация доврачебной помощи пострадавшим от терроризма. Действие населения при нахождении в качестве заложников террористов.

Согласно ФЗ №35-ФЗ (от 06.03.2006; последняя редакция от 31.12.2014) "О противодействии терроризму", терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.).

Основные особенности современного терроризма:

1) изменение мотивации : если ранее террористические акты совершались против политических и классовых врагов, то в настоящее время террор стал средством разрешения национальных и религиозных противоречий.

2) жертвами террора становятся мирные люди;

3) возникновение новых видов терроризма;

4) изменение динамики террористических актов и увеличения количества жертв террора;

5) терроризм становится анонимным;

6) на первое место вышел международный терроризм.

7) использование новых средств для запугивания людей и целых государств.

Особенности терроризма в РФ:

    наличие продолжительной истории (деятельность организации "Народная воля", серия покушений и убийство царя Александра II в 1881 году);

    наличие мирового спектра;

    различная оценка террористической деятельности различными слоями общества;

    "смешанный" характер действий террористов;

    большая продолжительность борьбы с террористическими группировками.

Причинами возникновения терроризма следует считать:

    распад СССР, образование независимых государств;

    пересмотр послевоенного мироустройства;

    отсутствие успеха в продвижении идеи многополярного мира

    объединение Европы, кризисы политические и межнациональные на ближнем востоке и Балканах;

    возрастание роли США;

    продвижение военного блока НАТО к границам России;

    возрастание числа локальных конфликтов .

Виды терроризма:

По средствам , используемым при осуществлении террористических актов:

      • традиционные , когда для совершения теракта применяются огнестрельное и холодное оружие, взрывчатые вещества, яды и другие средства:

        технологические , когда для совершения теракта используются новейшие достижения науки и техники в области компьютерных и информационных технологий, радиоэлектроники, генной инженерии и т. д.

        1. По характеру субъекта террористической деятельности:

    • Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) - в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль и др.);

      Организованный, коллективный - террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцы эсеры, Аль-Каида, ИРА, ЭТА, государственный терроризм). Организованный терроризм - наиболее распространённый в современном мире.

В зависимости от преступной мотивации :

    Националистический - преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;

    Религиозный - может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и христиане) и внутри одной веры (суниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную;

    Идеологически заданный, социальный, политический - преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме. Иногда это вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый» терроризм и др.

    Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определённых уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов насилия и устрашения, заимствованных из практики террористических организаций.

    Бытовой терроризм - преследует цель дестабилизации семьи, захвата, перераспределения между семьями. Этот вид терроризма ещё называют семейным. Примером бытового терроризма служат систематические воздействия одного члена семьи на другого с помощью скандалов, упреков, и симуляция болезненного состояния. Как правило, бытовой терроризм подпитывается в семьях путем психологической обработки младших членов, более старшими.

    Технологический терроризм заключается в применении или в угрозе применения ядерного, химического или бактериологического оружия, радиоактивных и высокотоксичных химических, биологических веществ, а также угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей. Как правило, технологический терроризм ставит перед собой политические цели.

    Кибертерроризм - действий по дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба или наступления иных общественно опасных последствий.

Цели терроризма

    В зависимости от субъекта терроризма и направленности его деятельности:

    внутриполитические:

    изменение политического режима и общественного устройства страны;

    подрыв демократических преобразований или их затруднение;

    дестабилизация внутриполитической обстановки;

    затруднение и дезорганизация деятельности органов власти и управления или соперничающих политических партий и организаций;

    провоцирование государственной власти на совершение действий, которые могут скомпрометировать ее в глазах населения или поднять авторитет террористов;

    срыв определенных мероприятий органов власти и управления (по консолидации внутриполитических сил, обеспечению безопасности и порядка в районах распространения кризисных и конфликтных ситуаций и т. п.).

    внешнеполитические:

    ослабление международных связей или ухудшение отношений страны с иностранными государствами;

    срыв международных акций по разрешению международных или внутриполитических конфликтов;

    создание неблагоприятных условий для деятельности граждан и учреждений страны за границей; выражение осуждения или протеста против тех или иных акций страны на международной арене или внутри страны;

    компрометация страны как источника международного терроризма в глазах мирового сообщества и т. д.

    В зависимости от масштаба и содержания:

    стратегическими (например, подготовка условий для свержения существующего строя, дестабилизация обстановки в стране, признание террористической организации властями и общественностью как самостоятельной политической силы и т. п.);

    тактическими (популяризация идей и целей террористической организации, обеспечение сплочения участников самой организации, получение материальных средств для продолжения ее деятельности, освобождение отдельных отбывающих наказание террористов, выражение отрицательного отношения к отдельным лидерам или организациям страны, к правоохранительным органам, к вооруженным силам и т. д.).

Для организации и осуществления конкретных террористических акций, подчиненных стратегическим и тактическим целям терроризма, экстремистские структуры вырабатывают задачи, которые обусловлены внутриполитическими и внешнеполитическими целями терроризма того или иного направления и служат для создания условий для их достижения. Например, цель дестабилизации внутриполитической обстановки в стране может вызвать постановку задач по осуществлению убийств и взрывов для запугивания населения тех или иных регионов, по осуществлению насильственных актов против высокопоставленных сотрудников правительственных и правоохранительных органов, против лидеров общественных организаций, поддерживающих власти. Для осуществления цели срыва международных акций по урегулированию острых межнациональных конфликтов террористы могут выдвинуть задачи по созданию опасности пребывания представителей международных организаций в определенном регионе, по провоцированию новых вспышек межнациональной вражды и т. д. Цель демонстрации негативного отношения к изменению страной ее внешнеполитического курса может достигаться постановкой перед террористической организацией задач по захвату дипломатических и иных представителей страны в качестве заложников, по созданию помех для нормальной деятельности ее учреждений (путем проведения взрывов их помещений, организации тревожащих сообщений о готовящихся насильственных актах и т. д.) и др.

В соответствии с выдвинутыми задачами террористическая организация определяет конкретные объекты террористических посягательств, определяет потребность в силах и средствах для осуществления насильственного акта, порядок их использования и т. д.

Пути достижения целей терроризма:

Страх терроризма активно используется для внедрения в массовое сознание «образа врага».

Страх перед террором – эффективный инструмент борьбы за изменение общественного мнения в пользу расширения спецслужб, их полномочий и финансирования.

Процесс группового манипулирования, делится на три стадии:

Первая стадия – «эмоциональная актуализация ксенофобий». Такая психологическая обработка, осуществляемая с помощью специальной литературы и средств массовой информации, направлена на то, чтобы задеть наиболее чувствительные струны человеческой психики, затрагивающие честь и личное достоинство каждого представителя данной религиозной группы или этноса.

Вторая стадия – «практическая ориентация групп». Массовое сознание («соотечественников» или «единоверцев»), разогретое пропагандой «народного возмущения», направляется на конкретные свершения с помощью привлекательных политических целей, программ.

Третья стадия – намеченные к реализации цели, конкретные программные установки и практические шаги должны быть морально санкционированы господствующим в данной среде общественным мнением, после чего любые акции этого национального движения, даже если они сопряжены с неминуемыми беспорядками и кровопролитием, заведомо будут восприниматься как нравственно оправданные, отвечающие высшим интересам нации или конфессии.

Объекты терроризма:

Первая группа – общие – эт о объекты ослабления и подрыва:

    внутренняя и внешняя безопасность страны;

    международные связи, позиции и интересы;

    независимость и суверенитет государства;

    основы общественного строя;

    политическая организация общества;

    государственная власть и ее институты;

    безопасность граждан.

Главным объектом террористической деятельности против РФ и в РФ является ее конституционный строй.

Вторая группа – объекты непосредственного насильственного (террористического) воздействия – безопасность людей и различных материальных объектов; жизнь, здоровье, свобода конкретных лиц или их персонально неопределенных групп; нормальное функционирование и физическая целостность тех или иных предметов и сооружений (например, имущества, принадлежащего терроризируемым лицам, учреждениям и т. п.).

Применяя различным образом, насилие или угрожая применить его по отношению к лицам или конкретным материальным объектам, террористические организации, в конечном счете, рассчитывают на достижение выдвинутых ими целей и задач ослабления и подрыва общих объектов терроризма.

МЕТОДЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С учетом способа достижения поставленных террористами целей и задач и характера объектов можно выделить четыре группы методов:

    организационного характера,

    методы физического воздействия,

    материального воздействия (на неодушевленные объекты),

    и психологического воздействия.

К методам организационного характера относятся, прежде всего, те, которые используются для создания террористических структур и подготовки актов непосредственного насильственного воздействия (инспирирование террористической деятельности путем привлечения людей к участию в ней, их организационное сплочение, подготовка террористических акций, организация взаимодействия с другими экстремистскими организациями и т. д., а также стимулирование террористической деятельности путем оказания финансовой, материальной и иной поддержки террористическим организациям, группам, отдельным лицам - террористам).

Методы физического воздействия на людей связаны с прямым физическим причинением ущерба жизни, здоровью и свободе людей. Среди них можно выделить противоправное лишение людей жизни (использование огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, ядов и отравляющих веществ, удушения, радиоактивного поражения, заражения и др.); причинение ущерба их здоровью (нанесение побоев, применение способов, используемых для лишения людей жизни); лишение или ограничение их свободы (захват и похищение людей, насильственное лишение их возможности связи с внешним миром, удержание на месте пребывания - в транспортном средстве, служебном помещении и т. п., насильственное перемещение на контролируемые террористами объекты и удержание их в тайном укрытии до выполнения требований террористов).

Методы материального воздействия на неодушевленные объекты разнообразны и связаны главным образом с уничтожением или повреждением объектов этой группы. К ним относятся преимущественно использование взрывчатых и воспламеняющихся веществ, механическое нанесение повреждений или приведение этих объектов в негодность. Другими словами, это, прежде всего взрывы, поджоги, погромы.

Используемые в этих случаях методы в какой-то части аналогичны тем, которые относятся к первой группе методов.

Методы психологического воздействия ("психологический террор") занимают в террористической деятельности все большее место. Это объясняется, с одной стороны, сущностью террора как метода принуждения и устрашения, что, прежде всего, достигается использованием рассмотренных выше трех групп методов, а с другой стороны, - стремлением в ряде случаев упростить механизм достижения террористических целей, широким распространением политического экстремизма в различных кругах населения. В данную группу методов входят две подгруппы. Первую образуют действия, непосредственно носящие физический характер, но в основном рассчитанные на достижение психологического результата. К ним относятся нападения на определенных лиц, повреждение их имущества, погромы в их жилищах и т. п. Вторую подгруппу составляют действия, также носящие по преимуществу демонстративно угрожающий характер, но не связанные с прямым причинением какого-либо физического вреда лицу или его близким. Это, прежде всего, угрозы (открытые или анонимные) в адрес должностных лиц, учреждений, общественных деятелей и т. п. Такие угрозы обычно передаются устно, письменно, по телефону и, как правило, содержат угрозы расправы и других неблагоприятных последствий для адресатов. Нередки случаи подобных угроз в листовках, публикациях в прессе. Террористические организации в определенных случаях могут организовывать целенаправленные и массированные кампании запугивания своих противников или других избранных ими объектов террора путем дальнейшей эскалации террористической деятельности. Для современной политической и оперативной обстановки в странах СНГ и ряде регионов РФ характерно широкое распространение методов "психологического террора".

Терроризм как государственная политика

На карте Мира, было (есть) немало стран, в которых террор превращен в государственную политику, как, например, в ЮАР. Международная комиссия по расследованию преступлений расизма и апартеида на юге Африки объявила правительство ЮАР режимом государственного терроризма.

В марте 1981 года 50 африканских стран - членов ООН опубликовали заявление, в котором подчеркивалось, что открытая поддержка вашингтонской администрации южноафриканского режима (а это всем известный факт) является поощрением политики «государственного терроризма», осуществляемой властями Претории, и пособничеству расовому угнетению коренного населения Южной Африки. В ЮАР действовало множество террористических организаций, состоящих из белого населения. Они организовывали взрывы бомб в офисах, театрах и во многих других местах, куда допускались представители всех рас, угрожали видным африканским деятелям.

К настоящему моменту этот очаг терроризма «погашен». В результате первых в стране всеобщих свободных выборов к власти пришел выдающийся африканский деятель Нельсон Манделла, и сейчас полным ходом идет реорганизация старого политического строя.

Еще две страны, в которых терроризм широко используется в качестве государственной политики, расположены на Ближнем Востоке. Этими государствами являются Израиль и Ирак.

Израиль проводил захватнические войны, направленные на завоевание и подчинение соседних с ним стран. Например, вторжение в Ливан и захват Бейрута, в Палестину. Во всех случаях, особенно в Палестине, израильские войска проводили «чистки» арабского население, принуждая оставшихся в живых покидать свои земли. В Палестине это привело к тому, что Организация Освобождения Палестины (ООП) начала сопротивляться всеми возможными способами, в том числе и терроризмом. Хотя, как показывает подобный опыт в Северной Ирландии, Чеченской республике и самой Палестине, процесс примирения проходит очень сложно. Находятся силы, которые различными способами препятствуют развитию мирного процесса.

Ирак также является еще одним очагом нестабильности в том регионе. Глава Ирака - Саддам Хусейн, проводит агрессивную политику по отношению к своим соседям. Он пытался захватить маленькое, но богатое нефтью государство - Кувейт. Причины этого захвата ясны. Если бы Ирак удержал в своей собственности нефтяные промыслы Кувейта, он получил бы громадную экономическую выгоду и получил бы возможность проводить агрессии и далее. Не зря ведь говорят - «нефть - кровь войны». Но коварные замыслы Ирака были сорваны вмешательством НАТО. Ирак в войне потерпел поражение и пока приостановил проведение политики терроризма и агрессии.

Существует немало государств, которые используют терроризм в той или иной степени. Я перечислила лишь несколько наиболее «ярких» представителей. Надеюсь, мировое сообщество будет с неослабевающим вниманием следить за такими странами и предупреждать их агрессии. Хотя, если брать по большому счету, терроризм используют все страны мира. Только одни настолько явно, что это всем видно, а другие - менее явно. Задачей мирового сообщества является пресечение (по крайней мере, на первом этапе) наиболее агрессивных государств и разрешение старых конфликтов.

Ситуация с терроризмом в России занимает немало места в ежедневных новостях. Террористические акты в России происходили сразу же после развала Союза, в 1994-1995 годах, не прекращались они и позже. Самым масштабным актом за последние годы в РФ был страшный захват Беслана в Северной Осетии, когда жертвами стали дети. Террористы - это люди, которые не имеют какой-либо морали, поэтому они и посягнули на жизнь детей. В школе, которая была захвачена преступниками 1 сентября 2004 года, всего находилось около 1200 человек, погибло за три дня террора - 326. Согласно расследованию спецслужб, в том страшном действе принимало участие 32 человека, 31 из которых был убит в процессе освобождения людей. Живым остался только один из бандитов. Вспомнить можно еще о Норд-Осте, столичном дворце культуры, который был заминирован террористами вместе с 700 зрителями и работниками заведения. Террористы продержали заложников три дня, морально издеваясь над родственниками бедных людей. Закончился акт штурмом, который по официальной версии начался после того, как бандиты начали расстреливать людей. В этой борьбе спецназ против террористов выступил профессионально, но пришлось использовать смертельный газ. К сожалению, многие невинные люди погибли от его воздействия. Еще одной террористической угрозой для современной России являются арабские ваххабиты. Эта группировка проводит акты религиозного террора, от которого могут пострадать россияне. Террористы, фото которых имеются в досье международных и российских служб, занимающихся данной проблемой, могут жить среди нас и при этом планировать свои злодеяния. Методы борьбы с террористами О борьбе с терроризмом говорить в сложившейся ситуации можно много. Прежде всего, хочется сказать о том, какие органы непосредственно борются в России с преступными группировками или отдельными террористами. Главным борцом считается Федеральная служба безопасности РФ. Кроме этой службы, отделы по борьбе с терроризмом есть в МВД РФ, Службе внешней разведки РФ, Федеральной службе охраны РФ и МО России. В РФ созданы антитеррористические подразделения, основными из которых являются группы "Альфа" и "Вымпел". Также спецслужбы, которые ведут борьбу с терроризмом, созданы и при армии, при министерстве ВД (группа "Вега"), при силовых структурах. Террора можно избежать только совместными усилиями разных стран, которые настроены на серьезное разрешение проблемы. Необходимо разработать комплексный подход к борьбе с данным явлением путем не только правового и силового воздействия, но и выявлением основных причин его возникновения. Самое главное - не искать оправданий терроризму, не делить его на правильный и неправильный. Необходимо бороться против любого его проявления. На законодательном уровне во всех странах необходимо усилить уголовную ответственность за акт террора. Закон о противодействии терроризму и уголовное законодательство необходимо ужесточить, вплоть до введения смертной казни.

Система мер борьбы с терроризмом

Программа борьбы с терроризмом представляется состоящей из следующих подразделов или блоков:

Правовые меры борьбы с терроризмом, включающие в себя законодательные акты, а также международные конвенции по борьбе с терроризмом и организованной преступностью;

Общепредупредительные меры, в том числе установление контроля над "рынками" оружия и других средств массового поражения;

Административно-режимные меры, к которым следует отнести меры по межгосударственному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом;

Специальные (оперативные, розыскные, технические и охранные) меры предупреждения террористических проявлений.

Как представляется, разработка, принятие и последующий контроль за реализацией таких мер противодействия терроризму является одной из актуальных задач деятельности органов государственной власти России.

Но наряду с государственными органами немалую роль в деле борьбы с терроризмом может сыграть и общественность, в том числе и научная, средства массовой информации, общественно-политические партии, организации и движения. Весьма эффективным может стать отказ всех без исключения социально-политических сил и субъектов от насильственных и вооруженных способов борьбы за реализацию своих целей. Важнейшим условием является ликвидация всех незаконных военизированных формирований в стране. Общественные авторитеты могли бы также способствовать прекращению конфликтов, междоусобных стычек, противостояния, снижению социальной напряженности в городах и регионах России, что является питательной средой для терроризма и экстремизма.

Только совместные действия государственных структур и гражданского общества могут стать действенным фактором противодействия распространению терроризма в России, достижения и сохранения подлинного гражданского мира в обществе.

Особенности медико-санитарного обеспечения при террористических актах

Исходя из существующей системы медико-санитарного обеспечения в ЧС, оказание медицинской помощи населению при террористических актах организуется следующим образом.

На местном и территориальном уровнях в зону террористического акта первоначально направляются дежурные бригады ближайших станций (отделений) скорой медицинской помощи. При недостаточном их количестве привлекаются дежурные бригады скорой медицинской помощи соседних станций (отделений). При необходимости задействуются резервные бригады скорой медицинской помощи, оперативные бригады центра по лечению острых отравлений и другие формирования службы медицины катастроф. Специализированной медицинской помощи, БЭМП

До прибытия медицинских формирований в зону террористического акта (взрыва), территория для их размещения (развертывания) и прилегающая к ней территория, должна быть проверена специалистами-взрывотехниками на наличие взрывчатых веществ.

При захвате заложников необходимо доразвернуть ближайшие ЛПУ и подготовить их к приему пострадавших. При необходимости усилить их бригадами специализированной медицинской помощи, медикаментами и другим медицинским имуществом. При перемещении террористов с заложниками в группу сопровождения выделяются врачебные бригады скорой медицинской помощи подготовленные к проведению неотложных мероприятий первой врачебной помощи.

Содержание конкретных мероприятий первой медицинской помощи зависит от поражающих факторов ЧС и характера повреждения. Так, при ЧС с преобладанием механических поражающих факторов (при террористических актах они превалируют), они включают:

извлечение или освобождение пораженных из-под завалов разрушенных зданий, сооружений, искореженных транспортных средств;

восстановление проходимости верхних дыхательных путей, проведение искусственной вентиляции легких методом «изо рта в рот» или «изо рта в нос»;

непрямой массаж сердца;

временная остановка наружного кровотечения всеми доступными методами;

придание пострадавшему оптимального физиологического положения;

наложение повязок на раневые и ожоговые поверхности;

иммобилизацию конечностей при переломах, обширных ожогах, размозжениях мягких тканей, фиксацию туловища к доске или щиту при травмах позвоночника;

обезболивающую терапию;

обильное теплое питье с добавлением 0,5 чайной ложки питьевой соды и поваренной соли на 1 литр жидкости;

обильное сладкое питье с добавлением алкоголя.

Объем оказания медицинской помощи пострадавшим с тяжелой травмой на месте ограничивается оказанием первой медицинской, доврачебной, и неотложных мероприятий первой врачебной помощи с последующей эвакуацией пораженных в ближайшие стационары для оказания квалифицированной, а при возможности и по показаниям – специализированной медицинской помощи.

Медицинские работники при погрузке пострадавших на неприспособленный транспорт должны обязательно контролировать правильность размещения пострадавших в транспортном средстве с целью – не допустить ухудшения состояния пораженного при транспортировке.

В отдельных случаях (значительная удаленность, захват террористами ближайшего лечебного учреждения и т.п.) в качестве первого этапа медицинской эвакуации в зоне террористического акта развертывается полностью или частично госпиталь (отряд) центра медицины катастроф. В последующем при необходимости санитарными автомобилями или вертолетами пораженные эвакуируются в специализированное лечебное учреждение (областную, краевую, республиканскую больницу и т.п.), где им оказывается медицинская помощь в полном объеме, проводится лечение и реабилитация до окончательного исхода. При эвакуации максимально используются возможности санитарной авиации.

Пораженные с наиболее тяжелыми и сложными ранениями (заболеваниями), находящиеся в транспортабельном состоянии, могут эвакуироваться, главным образом авиационным транспортом, в федеральные клиники и больницы.

После оказания первой медицинской и доврачебной помощи пораженные санитарным или дополнительно выделенным транспортом срочно эвакуируются в ближайшие лечебные учреждения - первый этап медицинской эвакуации, где организуется и оказывается первая врачебная, квалифицированная, а по возможности - и специализированная медицинская помощь.

Захват заложником

В последние годы во всем мире участились случаи захвата заложников. Эти преступления, как правило, сопровождаются оскорблением чести и достоинства захваченных граждан, причинением им моральных и физических страданий, телесных повреждений или даже смертью.

Поэтому если вы захвачены преступниками в заложники, то следует применять следующие меры обеспечения безопасности:

    не подвергайте себя излишнему риску и ограничьте всякие контакты с преступниками, особенно если они находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

    будьте покладисты, спокойны и по возможности миролюбивы. Внимательно следите за поведением преступников и их намерениями;

    при первой же возможности постарайтесь сообщить о своем местонахождении родным или в милицию;

    не падайте духом и в случае удобной и безопасной возможности спасайтесь бегством;

    во время освобождения группой захвата лучше всего лечь на пол подальше от окон и дверей или укрыться (спрятаться).

Чтобы уменьшить риск похищения, следует придерживаться следующих мер предосторожности:

    хорошо знать местность, где вы проживаете, ее уединенные участки;

    как можно чаще менять время и маршрут передвижения;

    выбирать маршрут для движения, проходящий через оживленные и хорошо освещенные улицы, избегая при этом кратчайших путей через лес, пустыри, свалки;

    идя по маршруту, стараться держаться на расстоянии от подъездов и подворотен, а также от незнакомых людей, выглядящих подозрительно;

    если чувствуете, что кто-то преследует вас, не стесняйтесь повернуться и проверить свои подозрения. В том случае, если эти подозрения подтвердились, меняйте направление, темп ходьбы или спасайтесь бегством;

    не садитесь к незнакомым и малознакомым людям в автомобиль;

    если вы подверглись нападению с целью похищения, поднимите как можно больше шума, чтобы привлечь внимание окружающих и постарайтесь отбиться от нападающих.

Оказаться заложником можно не только в результате похищения, а, например, при захвате террористами самолета, теплохода, автобуса или другого транспортного средства.

В захваченном террористами транспортном средстве оставайтесь на своем месте и постарайтесь не привлекать к себе внимания. Не реагируйте на провокационные действия террористов, не задавайте им вопросов и старайтесь не смотреть им в глаза. Без препирательств выполняйте требования террористов и спрашивайте у них разрешения на любые ваши действия. При необходимости симулируйте симптомы болезни или плохого самочувствия, однако избегайте необдуманных действий, которые могут поставить под угрозу вашу жизнь и жизнь других пассажиров.

При штурме транспортного средства группой захвата немедленно ложитесь на пол и лежите до конца операции. Вставайте с пола и покидайте транспортное средство только после команды. Выходите как можно быстрее, беспрекословно выполняйте все команды группы захвата.

экстремистским проявлениям в среде обучающихся

в образовательных учреждениях

Экстремизм (равно как и терроризм, сепаратизм и ксенофобия) в начале 21 века относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности.

В настоящее время экстремизм приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы.

По мнению ряда экспертов на начало 21 века в мире действовало около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние 10 лет ими совершено более 6500 актов международного терроризма, от которых погибло более 5 тысяч человек и 11,5 тысяч пострадало.

Цель наиболее крупных акций - нанесение ударов, в том числе психологических, по странам, являющимся своеобразными лидерами современной цивилизации; нанесение ущерба демократическим и прогрессивным социальным преобразованиям, собственности организаций, учреждений, частных лиц; запугивание людей, насилие над ними и физическое уничтожение в угоду реакционным взглядам и идеологии фашистского, расистского, анархистского либо шовинистического толка, а также получение доступными элементами или покровительствующими им организациями, группами, лицами материальной или иной выгоды; дезорганизация и нанесение ущерба нормальным отношениям между государствами, между людьми.

Расширяются связи террористов с наркобизнесом и незаконной торговлей оружием.

Значительно возрос интеллектуальный и образовательный уровень лидеров терроризма. На фоне слияния и сотрудничества руководителей легальных и нелегальных структур экстремистского толка с руководящим ядром националистических, религиозно-сектантских, фундаменталистских и других сообществ. На основе взаимовыгодных личных интересов происходит сращивание политического и уголовного терроризма.

Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами и народами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между государствами, между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни всего поколения.

Мир вступил в уникальную эпоху терроризма, который может превратить все современное общество в его потенциальную жертву. Никогда прежде терроризм не был глобальным феноменом. В течение последнего времени произошла его глобализация и универсализация.

В связи с этим определяется необходимость качественной перестройки борьбы с ним.

В современной литературе насчитывается более 100 определений терроризма. Слово «терроризм» («террор»), довольно широко распространенное, не имеет, однако, четко фиксированного содержания. Оно пришло из латинского языка (terror - страх, ужас) и очень близко к таким понятиям, как «терроризировать», «держать в повиновении», «запугивать», «творить расправу» и др. «Толковый словарь» В.И.Даля трактует терроризм как стремление устрошать смертью, казнью, угрозами насилия и физического уничтожения, жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами.

Терроризм - это насилие, содержащее в себе угрозу другого, не менее жестокого насилия, для того, чтобы вызвать панику, нарушить и даже разрушить государственный и общественный порядок, внушить страх, заставить противника принять желаемое решение, вызвать политические и иные изменения.

По мнению целого ряда экспертов, пристального внимания со стороны силовых структур требуют следующие экстремистские, террористические группы и организации: «Ал-Гамаат ал-исламийа», «Ал-Джихад», «Фронт исламского спасения», «Вооруженная исламская группа», группа Абу Сайафа, «Джамаат ал-фукра», «Харакат ал-ансар», «Хезболлах», «Аль-Каида», «Исламский джихад», «Аум Синреке», Настоящая Ирландская республиканская армия, Бакская родина и свобода, исламское движение Узбекистана, Народный фронт освобождения Палестины, Объединенные силы самообороны Колумбии и другие. Особого пристального внимания требует «Аль-Каида».

В последнее время представители ряда наук (юриспруденции, медицины, психологии, политологии) значительное место стали уделять изучению личности (образа, облика, портрета) террориста.

Причин, вызывающих этот интерес несколько. Это рост количества терактов и их масштабность. Необходимость выработки в обществе негативного отношения и путей противодействия терроризму и террористам. И самое главное - сложность природы и причин терроризма, что вызывает неоднозначные, порой противоположные, суждения ученых, экспертов при характеристике личности террористов, мотивах и стимулах их индивидуального и группового поведения.

Известный криминолог академик В.Кудрявцев определяет три типа террористов: это политики-экстремисты, религиозные фанатики, которых вербуют из числа малограмотных людей, и психопатические личности. Последние как раз и становятся смертниками.

В современных условиях возрастает опасность совершения актов «технологического терроризма», под которым понимается использование или угроза применения ядерного, химического и бактериологического оружия, радиоактивных или высокотоксичных химических, биологических веществ. Потенциально весьма опасным является информационный или электронный (компьютерный) терроризм, поскольку современное общество, в том числе оборона, деятельность спецслужб и правоохранительных органов, банковское дело, работа транспорта в значительной степени становятся зависимыми от электронных баз данных и передаваемой информации.

К одним из основных факторов, способствующих втягиванию в террористические организации больших групп населения, относятся:

    преследования в отношении участников движения за независимость, культурную идентичность или религиозные свободы;

    попустительство и неприятие своевременных мер к экстремистским проявлениям;

    отсутствие целенаправленной религиозной и национально-культурной политики, учитывающей особенности и специфику конкретного этноса;

    искусственно разжигаемый экстремизм национальными и религиозными лидерами, криминальными элементами, а также иностранными спецслужбами в целях подрыва мощи государства;

    отсутствие в ряде социальных групп собственных общественных организаций, из-за чего они не имеют возможности участвовать в достаточной степени в политической жизни общества.

События последних дней на территории Московской области (тяжкое избиение учащимися образовательных учреждений, повлекшее за собой смерть 50-летнего гражданина Таджикистана в Орехово-Зуевском районе; тяжелые ножевые ранения школьника, уроженца одной из республик Северного Кавказа в городе Долгопрудном, нанесенные учащимися; задержание органами внутренних дел города Москвы студентов государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Балашихинский промышленно-экономический колледж», участников несанкционированного митинга) свидетельствуют о некоторых деструктивных процессах, запущенных в молодеждной среде.

Необходима эффективная система просвещения граждан, включая обучающихся и их родителей, по вопросам опасности, масштабов экстремизма, терроризма и его идеологии.

Идеология экстремизма и терроризма - это тот стержень, который не только сплачивает людей в организацию единомышленников, но и оправдывает террористическую деятельность путем создания и культивирования в террористической организации некоей «идеологической суррогатной солянки», в которой подменяются признанные в обществе ценностные ориентации, понятия справедливости и чести.

Чертами террористической идеологии являются: безапелляционность; повышенная агрессивность; жесткое деление людей на «своих» и «чужих», «плохих» и «хороших»; представление действительности в черно-белых красках. Основой террористической идеологии выступают национализм, клерикализм, сепаратизм, религиозный фанатизм - как проявление экстремизма.

Профилактика и нейтрализация идеологии экстремизма нуждаются в повышении моральной планки относительно того, что допустимо в обществе, а что нет, когда речь идет от этнической или религиозной принадлежности граждан.

В связи с вышеизложенным необходимо в образовательных учреждениях активизировать воспитательную, в том числе превентивную, деятельность по следующим направлениям:

    выявление (по возможности) совместно с правоохранительными органами фактов причастия к центрам идеологического обеспечения и поддержки террористических, экстремистских и сепаратистских движений;

    повышение качества образования, создание условий для развития традиционной и самобытной культуры;

    усиление пропагандистской работы, разъяснение сути антитеррористических идей, укрепление в сознании обучающихся и студентов понимания, что потенциальными жертвами будут не отдельные индивиды или группы, а большинство граждан;

    обеспечение системы мер, направленных на осуждение экстремистской идеологии и практики, терроризма, насилия в средствах массовой информации, усиления контрпропаганды;

    создание эффективной системы просвещения в части культурного и конфессионального многообразия, исторического единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом и терроризмом;

    обеспечение систем мер, направленных на усиление эффективности функционирования защитных механизмов в сфере нравственности.

На протяжении последних трех лет в московских школах начали преподавать «уроки толерантности» и уроки по профилактике экстремизма. Эти занятия призваны научить проявлению терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций, а также предостеречь ребят от вовлечения в ряды экстремистки настроенной молодежи.
Студенты Института социально-экономических и гуманитарных наук в качестве практических занятий проводят подобные уроки в школах Центрального административного округа столицы.
Представляем вашему вниманию план урока, который взят за педагогическую основу проведения подобных занятий.

План урока по профилактике экстремизма.
«Экстремизм и патриотизм».

Цели урока:
- сформировать у учащихся представление об экстремизме как об одной из актуальных проблем современного общества;
- сформировать у учащихся представление об ответственности, предусмотренной законодательством РФ за экстремистскую деятельность.

Задачи урока:
- ознакомить учащихся с понятиями «толерантность», «патриотизм» и «экстремизм»;
- показать на примерах разрушительные последствия экстремистской деятельности;
- определить основные отличия действий, продиктованных патриотическими чувствами, от проявлений экстремистской направленности;
- ознакомить учащихся с понятиями административной и уголовной ответственности;
- предоставить учащимся сведения об ответственности, предусмотренной статьями административного и уголовного кодексов РФ за экстремистскую деятельность (с анализом конкретных ситуаций).

Ход урока.

1. Введение.
Мы с вами граждане одного государства - Российской Федерации. Все вы прекрасно знаете, что в нашей стране проживают люди множества разных национальностей и вероисповеданий. К сожалению, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество молодых людей, которые прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.
Поэтому сегодня мы поговорим о том, чем патриотизм отличается от экстремизма, о разрушительных последствиях проявлений экстремизма и о том, как научиться быть толерантными и терпимыми друг к другу.

2. Толерантность
Учащимся показываются фотографии, по которым они должны предположить особенности характера того или иного человека. Ответы учащихся обсуждаются, а потом рассказываются факты, касающиеся этих людей. Несовпадения анализируются и делается вывод о том, что первое мнение о человеке может быть абсолютно неверным.
Как вы считаете, что такое толерантность? Кто из вас может попробовать дать определение этого понятия или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).
Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Во многих языках понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское — tolerantia; английское — tolerance; немецкое — toleranz; французское — tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.
Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость». Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.
Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.
Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 30-х годов XX века оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х годов XX века.
В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность доброжелательно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

3. Понятие «экстремизм»
Отсутствие толерантности в людях зачастую ведет к негативным последствиям: неспособность признавать и принимать чужое легко перерастает во враждебность и в итоге может принимать поистине разрушительные масштабы.
Показ слайдов, отражающих разрушительные последствия экстремистских проявлений и их обсуждение.
Как вы считаете что такое экстремизм? Кто из вас может попробовать дать определение или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).
Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить организацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме».
Экстремизм - это приверженность крайним взглядам и мерам.
Экстремистские акты можно определить более точно, опираясь на два основных критерия:
а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;
б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.
Первейшая цель экстремистских актов - не непосредственный физический вред, а их психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан.
Под политическим экстремизмом следует понимать политическую активность, которая выражается в стремлении политически активных индивидов, общественных воплотить в жизнь свои политические идеалы всеми доступными средствами, включая формы насильственного воздействия, направленные на государственную власть, общество в целом или на какие-либо его элементы. Экстремизм проникает во все области общественной жизни:
Экономический экстремизм. Направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства и др.
Националистический (национальный) экстремизм. Находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями.
Экстремизм в области культуры. Ориентирован на изоляционизм, отвержение опыта, достижения других культур, проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников.
Экологический экстремизм. Выступает против научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств - единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.

4. Понятие «патриотизм»
Мы уже говорили о том, что в наше время есть люди, которые, прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.
Как вы считаете, что такое патриотизм? Кто из вас может попробовать дать определение или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).
Патриотизм - это любовь к Отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к родине и родному народу проникнутые просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, являются основой культурной общественной жизни; но те же чувства, пропитанные темными предрассудками и враждой к другим народам, вырождаются в узкий национализм и деморализующий шовинизм.
В чем выражается Патриотизм:
Зрелость характера, миротворчество, любовь к Родине и людям, сопереживание и самопожертвование.
- Крепкая благополучная семья, воспитание детей достойными Гражданами страны.
- Профессиональный и творческий вклад в конструктивное развитие культуры, экономики, спорта, здравоохранения, политики, образования страны.
- Качество характера и поступки, достойные всеобщего уважения, ложатся в основу патриотизма
Таким образом, мы с вами выяснили, чем отличается патриотизм от экстремизма. Запомните главное:
Патриотизм - это любовь к стране, а экстремизм - это ненависть к людям. Поэтому настоящий патриот никогда не станет экстремистом.

5. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма
В декабре 2010 года в Москве произошла серия массовых митингов и уличных столкновений коренных жителей с выходцами из кавказских республик в городах России, последовавшая за убийством в Москве футбольного болельщика Егора Свиридова. Молодой человек погиб в ходе драки, произошедшей 6 декабря 2010 года между компанией фанатов ФК «Спартак Москва» и группой выходцев с Северного Кавказа. Действия правоохранительных органов в ходе расследования убийства были восприняты в обществе как покрывательство подозреваемых, что и спровоцировало протесты.
Все вы помните, что самым массовым в этой серии стал несанкционированный митинг на Манежной площади. В результате более 60 человек были привлечены к административной ответственности и около 10 к уголовной.
Какие же законы были нарушены теми, кто вышел в тот день на Манежную площадь и теми, кто участвовал в дальнейших митингах на площади Европы, у Киевского вокзала и других? По каким статьям предусмотрена ответственность за данные преступления?
Во-первых, это хулиганство. Причем за мелкое хулиганство предусмотрена административная ответственность. За более тяжкое - уголовная.
Разберемся сначала с тем, что такое мелкое хулиганство.
Согласно ст. 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство - это нарушение общественного порядка, которое выражает явное неуважение к обществу. Это может быть:
- нецензурная брань в общественных местах;
- оскорбительное приставание к гражданам;
- уничтожение или повреждение чужого имущества.
Все эти действия влекут за собой:
- либо наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей. Штраф может быть увеличен до 2500 рублей, если хулиганство сопровождалось неповиновением законному требованию представителя власти.
- либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Но если хулиганство совершенно с применением оружия либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, то это уже считается преступлением и, согласно ст. 213 УК, влечет за собой более суровую ответственность в виде:
- обязательных работ на срок от 180 до 240 часов
- либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет;
- либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Во-вторых, административным правонарушением является
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, предусмотренное ст. 20.3 КоАП РФ. Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты.
Этот запрет связан с тем, что он оскорбляет память о жертвах Великой Отечественной Войны.
Таким образом, если человек не просто пришел участвовать в митинге, но и оделся соответствующим образом или использовал в своей речи нацистские приветствия, то по отношению к нему могут быть применены следующие санкции:
- либо штраф в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией атрибутики или символики.
- либо арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией атрибутики или символики.
В-третьих, на таких митингах всегда действует закон толпы: одни участники призывают других к протестам, к мести за обиженных (в данном случае за убитого Егора Свиридова), а другие, заражаясь общим настроем, кричат, дерутся, наносят вред чужому имуществу.
Первые в этом случае могут быть осуждены по статье 280 УК РФ, которая устанавливает ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Данной статьей предусмотрен достаточно большой штраф - до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период до двух лет. Возможен также арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет.
Кроме того, может быть применена и ответственность по Статье 282 УК РФ, которая устанавливает ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Ответственность наступает только в том случае, если эти действия были совершены публично или с использованием СМИ. Не забываем, в рассматриваемом нами случае речь идет о публичном митинге.
Наказанием за данное преступление является:
- либо штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период от одного года до двух лет;
- либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
- либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов;
- либо исправительными работами на срок до одного года;
- либо лишением свободы на срок до двух лет.
Вторые же, помимо уже упомянутого нами хулиганства, совершают следующие правонарушения:
Статья 214. устанавливает ответственность за Вандализм. Вандализм - это осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Если эти деяния совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, то они считаются экстремистскими и наказываются ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
Если же в результате даже случайного повреждения пострадает здание или памятник, имеющие историческую или культурную ценность (а мы с вами помним, что Манежная площадь - это центр Москвы), то в силу вступат уже другая статья - статья 243, которая устанавливает ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры. За данное преступление предусмотрены:
- либо штраф в особо крупном размере - до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период до восемнадцати месяцев;
- либо обязательные работы на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов;
- либо лишение свободы на срок до двух лет.
Если же люди пришли на митинг, направленный против лиц другой национальности, не случайно, а предварительно подготовившись и организовав сплоченную группу, то их действия попадают под статью 282.1 УК РФ - организация и участие в экстремистском сообществе. Экстремистское сообщество - организованная группа лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности. Естественно, что за организацию экстремистской группы предусмотрена более строгая ответственность, нежели просто за участие. Например, штраф за организацию может доходить до двухсот тысяч рублей, а за участие - только до сорока тысяч рублей. Кроме того, лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности экстремисткой группы, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

6. Подведение итогов урока
. Каждый из вас - хозяин своей жизни, своей судьбы.
. Вокруг Вас существует много сил, которые хотят использовать ваши способности, вашу решительность, но выбирая за кем идти - подумайте, какую плату от вас потребуют. Экстремистские организации предлагают борьбу за свободу, свержение существующей власти, «Россию для русских» и т.д. Но все это достигается путем террора, насилия, бессмысленных, жестоких убийств.
. Это путь животных, а не людей. Никогда насилие не приводило к прогрессу нации. Это подтверждает история.
. Все великие военные империи - пали.
. Перед вами открыты сейчас все пути - выберите путь мира, путь развития, путь создания своей жизни, а не разрушения чужой!

Для просмотра нажмите на картинку

Тема урока: Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи.

Цели урока:

Познавательные:

Активизировать мыслительную деятельность учащихся в усвоении роли экстремизма и терроризма в современной жизни общества и определить меру опасности данных явлений для жизни человека;

Расширить представление детей о молодежной субкультуре;

Развивающие:

Способствовать развитию логического мышления, внимания и самостоятельности;

Способствовать развитию критического отношения к восприятию разного рода информации;

Воспитательные:

Способствовать формированию непримиримого отношения к проявлениям экстремизма и терроризма;

Формировать критическое отношение к модным молодежным течениям, имеющим экстремистскую направленность;

Способствовать формированию социокультурной и гражданской идентичности обучающихся.

Задачи урока:



  • определить причины и цели экстремизма и терроризма;




  • воспитывать чувство ответственности учащихся за судьбу человечества.
Оборудование урока:

  • рабочие тетради учащихся;


  • текст ФЗ РФ «О противодействии терроризму», текст Уголовного кодекса РФ;

Основные понятия и термины:

  • глобальные проблемы современности, террор, терроризм, экстремизм, молодежная субкультура.
Форма урока:

План урока


  1. Организационный момент.




  2. Изучение новой темы урока.


  3. Групповая работа с текстом документов.


  4. Подведение итогов.
План-конспект урока

Мини-лекция учителя:

О террористических актах нам рассказывают средства массовой информации. Терроризм давно из абстрактного понятия превратился в реальный кошмар, перед угрозой которого стоит все человечество. Сегодня терроризм является фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству как в своей внутренней, так и внешней политике. Терроризм как социально-политическое явление далеко не молод. Его история насчитывает минимум полтора века.

В последние десятилетия все российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма. Особую опасность представляет тот факт, что экстремистская идеология активно использует самые доступные для молодежи каналы донесения информации и легко проникает в молодёжную субкультуру, предлагая достаточно простые и «радикальные» решения в достижении целей путем крайних мер уничтожения или нейтрализации всего «чужого». К сожалению, все чаще отмечаются факты преступлений, совершаемыми молодыми людьми, которые квалифицируются как экстремистские.

Постараемся разобраться в причинах и истоках экстремизма и попытаемся осуществить поиск решения этой глобальной проблемы человечества.

Мозговой штурм:

Как вы думаете, почему сегодня активно развиваются экстремистские настроения среди молодых людей?

1 этап. В тетрадях фиксируются причины по которым, по мнению учащихся, активно развиваются экстремистские настроения среди молодежи? На выполнение данного задания дается 5 мин.

2 этап работы заключается в том, что все причины, которые выделили учащиеся, записываются на доске (без повторений и критики, см. «Правила проведения мозгового штурма»).

3 этап работы выстраивается иерархия причин от наиболее важных, к наименее по мнению учащихся (Приложение 1.).

Подведение итога учителем о важности профилактики экстремистских настроений именно в молодежной среде. Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. В силу своего возраста, молодые люди, характеризуются такими психологическими особенностями как: максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.

Формирование основных понятий .

Всем учащимся накануне урока дается опережающее задание найти в справочной литературе определение понятий «экстремизм», «терроризм», «террор». На уроке эти определения необходимо заслушать и сравнить их, выделить существенные признаки. Целесообразно осуществить запись некоторых понятий в тетрадях. На основе анализа выбрать несколько рабочих понятий для дальнейшего изучения проблемы.

Экстремизм (от лат. ехtremus - крайний) переводится как приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам.

Экстремистские настроения молодых – это отражение необходимости совершать рискованные поступки, бороться за справедливость в их понимании, а также за «чистоту» своей нации.

Терроризм рассматривается как использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов.

Терроризм – это крайняя форма проявления экстремизма.

Терроризм это насилие, осуществляемое со стороны оппозиционных группировок.

Террор ( от лат. “ terror” - страх, ужас) – это политика репрессий со стороны государства, опирающегося на мощь своих силовых институтов.

Терроризм есть мотивированное насилие с политическими целями (Б. Крозье, директор лондонского института по изучению конфликтов).

Терроризм это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить положение и даже свергнуть должностных лиц и вызвать политические изменения в обществе” (Уолтер Лакер, зарубежный эксперт).

Терроризм это тактика политической борьбы, характеризующаяся систематическим применением насилия, выражающегося в убийствах, диверсиях, саботаже, похищениях и других действиях, представляющих угрозу жизни и безопасности людей” (Е.П. Кожушко).

Учащиеся делают выводы о том, что экстремизм как социально-культурное явление сложное и неоднородное, определяется как приверженность к крайним мерам и взглядам, отвергающим существующие социальные нормы или нацеленность на их радикальные преобразования, что оружием террора являются репрессии, оружием терроризма – террористический акт. Во имя достижения определенных политических, религиозных, социально-экономических целей террористы используют насильственные методы.

Дискуссия: Молодежная субкультура – это плацдарм для развития экстремизма.

Для проведения дискуссии учащимся предлагается занять одну из следующих позиций.

Да, согласен

Согласен, но с оговорками

Не согласен

Не знаю, не определился

После того как участники определили свою позицию, предлагается каждой группе защитить свой тезис используя разные факты и аргументы в защиту своего тезиса.

При подведении итога дискуссии использовать подходы к определению молодежной субкультуры (Приложение 2.).


Групповая работа с текстом документов

На данном этапе урока организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 года) и Уголовного кодекса РФ. Тексты документов подготовлены заранее для участников каждой рабочей группы. Работая с текстом, ученики делают необходимые записи в тетрадях. Учащимся могут быть предложены следующие задания:

Задание для первой группы. Работая с текстом Федерального Закона определите понятия, правовую основу и основные принципы противодействия терроризму в РФ. Опираясь на статьи Уголовного кодекса РФ назовите преступления террористического характера.

Задание для второй группы. Определите организационные основы противодействия терроризму, цели, субъекты, осуществляющие эту деятельность, их компетенцию и функции.

Задание для третьей группы. Покажите, как осуществляется проведение контртеррористической операции, кто осуществляет ее управление, какие силы и средства привлекаются для этого, как осуществляется правовой режим в зоне проведения операции, ведение переговоров с террористами.

Задание для четвертой группы. Определите, как осуществляется возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, социальная реабилитация пострадавших, их правовая и социальная защита, ответственность организаций за причастность терроризму.

По завершению обсуждения группам предлагаются ватманы и маркеры для графической презентации результатов работы.

По окончании работы участники оглашают результаты, обмениваются полученной информацией, делают выводы.

Разработка и защита проектов

На заключительном этапе второго урока каждой группе предлагается разработка проектов «Роль и возможности молодежных субкультур в формировании антиэкстремистской идеологии молодых людей».

Группа «Теоретики» представляет исследовательский проект, конечным продуктом которого могут являться справочники «Основные молодежные субкультуры южного региона» и др.

Группа «Пресс-центр» представляет творческий проект в форме специального выпуска школьной компьютерной газ еты, посвященной проблеме профилактики экстремизма и терроризма в современном мире.

Группа «Политики» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме правил поведения для школьников, Программы молодежной организации «Молодежь против терроризма».

Группа «Психологи» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме программы психолого-педагогического сопровождения молодежи, защита основных направлений сопровождения.

Материалы для разработки проектов : интернет ресурсы, приложения 1- 3.

Данный этап урока посвящен презентации групповых проектов учащихся. Заранее (за 1-2 недели) сформированные группы выбирают тему и тип проектов, продумывают источники сбора информации, варианты оформления работы, форму презентации проекта.

После защиты проектов учитель завершает занятие и дает домашнее задание.

Приложение 1.

Причины развития эктремизма среди молодежи


  1. Возрастные особенности молодых людей и особенности условий их развития. Неопределенность социального статуса, маргинальность социальных позиций, психофизиологические изменения, которые сопровождают взросление молодого человека, процессы становления личности делают молодых людей уязвимыми по отношению к разным формам дискриминации. В первую очередь речь идет о дискриминации по возрасту, когда юноши и девушки ощущают ограничения своих прав в различных сферах.

  2. Неустойчивость желаний, нечеткость целей, нетерпимость к инакомыслию и свойственная молодым людям импульсивность составляют специфику юношеского возраста. Такие особенности отдаляют молодого человека от родителей и от других взрослых людей, заставляют предпринимать шаги в направлении поиска себе подобных. Молодые люди объединяются в группы однородные по возрасту и социальной принадлежности, в которых удовлетворяются их типичные потребности в досуге, общении, группировании.

  3. В объединениях молодых людей закономерно складываются собственные культурные нормы и установки, культивируются своеобразные ценности, действуют генерационные факторы, которые могут стать основанием психологического противопоставления «мы» и «они ».
Исследователи выделяют четыре основных источника терроризма и экстремизм:

Во-первых, терроризм и экстремизм проявляются в обществах, вступивших на путь трансформаций, резких социальных изменений или в современных обществах постмодерна с выраженной поляризацией населения по этносоциальным признакам. Участниками террористических действий становятся маргинальные и иммобильные группы населения.

Во-вторых , социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву для терроризма.
В-третьих , проявления экстремизма нарастают в начальные периоды социальных модернизаций. На завершающих этапах успешных перемен проявления экстремизма и терроризма резко идут на спад.
В-четвертых, незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно нерегулируемая миграция, порождают экстремизм и интолерантность в обществе.

В-пятых, важную роль в распространении этнического и религиозного экстремизма и терроризма в исламском мире играет преобладание авторитарных политических режимов. Они провоцируют насилие как форму разрешения политических противоречий и придают ему характер культурной нормы.

Приложение 2.

Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.

Под субкультурой понимаются малые культурные миры - система ценностей, установок, способов поведения и стиля жизни, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. При этом субкультурные атрибуты, ценности, ритуалы и другие устойчивые модели поведения, как правило, отличаются от ценностей и образцов поведения в господствующей культуре, хотя и тесно связаны с ними.

С одной стороны, молодежная субкультура – это активное желание молодых людей к самореализации, самоутверждению, с другой стороны – это своеобразный стихийный протест против доминирующих в обществе ценностей и стереотипов поведения, а также стиля жизни, с третьей стороны – для большинства молодых людей субкультура становится психологической защитой от многочисленных проблем, непонятных для них преобразований. Самым объемным и наиболее подходящим можно считать определение молодежной субкультуры, данное С.И. Левиковой .

Приложение 3.

Важнейшие жизненные планы молодых людей связаны со смысложизненными ориентациями. Смысложизненные ориентации испытывают влияние той системы ценностей, которая доминирует в ближайшем окружении. А ближайшее окружение молодого человека – это те молодые люди, которые являются носителями особой культуры, субкультуры современной молодежи. От того, насколько изученными будут вопросы социальных и экзистенциальных смыслов молодежной субкультуры, особенности структуры ценностно-смысловой сферы молодежи, а также возможные деформации смысложизненных ориентаций, зависит успешность построения психолого-педагогического воздействия и психолого-педагогической поддержки молодых людей.

Молодые люди в условиях российской модернизации вынуждены «примеривать» на себя существующие стандарты поведения, провозглашаемые духовные ценности. Формирование смысложизненных ориентаций и нравственных предпочтений происходит достаточно сложно, оно не может ограничиваться декларациями и волевыми решениями, этот процесс происходит на фоне существующих традиций и на фоне инноваций.

Современная молодежь имеет разные ценностные ориентации и можно говорить об их подвижности, зависимости динамики ценностных ориентаций юношей и девушек от уровня их социализации, от целого ряда внешних факторов. В такой неоднозначности реализуются разноплановые жизненные позиции. Некоторым молодым людям удается успешно адаптироваться, кому-то очень трудно дается самоопределение и выбор своего пути.

Необходимость оказания психолого-педагогического воздействия и психолого-педагогической поддержки молодых людей актуальна по целому ряду обстоятельств. Прежде всего, следует сказать о том, что молодежь - важнейшая демографическая группа, от которой зависит будущее российского общества. А развитие личности молодого человека происходит на фоне все более усложняющихся социальных, экономических, политических условий, которые не могут не откладывать отпечаток на систему ценностей, на моральные нормы. Важнейшие жизненные планы молодых людей связаны с их смысложизненными ориентациями.

Репрезентация в сознании молодого человека необходимости расходования энергии и способностей молодых людей в нужные обществу сферы деятельности и последующие за этим изменения стиля поведения тем реальнее, чем больше продуманы условия оказания психолого-педагогического воздействия и психолого-педагогической поддержки.

В частности, на наш взгляд, создание формальных (официальных) молодежных объединений будет способствовать адекватному психолого-педагогическому воспитанию молодежи, что будет выражаться в формировании адекватной ценностно-смысловой сферы и направлению потенциала молодежи в нужное русло для общества.

К сожалению, необходимо отметить, что сегодня почти не существует или имеются, но в очень малом количестве, организации, которые бы были в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачи духовно-нравственного воспитания молодых людей. В обществе все ярче появляется идеал успеха и процветания, не укладывающиеся в стереотипы способы поведения молодых людей, особенности их молодежной культуры раздражают взрослое поколение. Но если вместо раздражения, негодования психологи, педагоги, родители и все те представители старшего поколения, которые непосредственно оказывают осознанное или неосознанное влияние на молодежь, станут проявлять терпение, любовь, объединят свои усилия, то возможна организация комплексной психолого-педагогической работы с юношами и девушками. Необходимо создание модели педагогического взаимодействия педагогов и родителей еще на стадии обучения в школе с целью взаимного влияния образовательного учреждения и семьи друг на друга.

В основу всей работы по психолого-педагогическому сопровождению, несомненно, должен быть положен системный подход, в логике которого процесс сопровождения молодых людей, может быть осуществлен на различных уровнях взаимодействия государства, общества и конкретных организаций и учреждений.

Психолого-педагогическое воздействие следовало бы направить на: формирование у молодежи такой системы ценностей, которая позволяла бы выработать перспективные жизненные позиции, стратегию в своей профессиональной, познавательной, социальной деятельности;

формирование культуры мышления – духовного образования, характеризующего меру социального развития и чувства ответственности;

интегративность ценностных установок, проникновение которых сформирует тот образ жизни, который обеспечит гарантированную надежность в различных сферах деятельности и принесет пользу обществу, членом которого является молодой человек.

Можно было бы выделить ряд направлений по психолого-педагогическому воздействию и психолого-педагогическому сопровождению молодежи:

социально-педагогическое направление, предполагающее реализацию системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным слоям современной молодежи;

программно-структурное направление, включающее организацию совместной деятельности молодых людей;

экономическое направление, которое включало бы определение объектов и источников материального стимулирования и финансирования молодежных организаций, спортивных клубов и др.;

инновационное направление, которое вместо привычного педагогического воспитания в назидательной форме переходит к модели развития активного нравственного сознания, формирования ценностных и смысложизненных ориентаций.


  1. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000.

  2. Концепция противодействия терроризма в Российской Федерации.

  3. Левикова С.И. Место в системе ценностей молодежной культуры // Общественные науки и современность. 2001. № 4.

  4. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. 1998. № 11.

  5. Федеральный Закон РФ «О противодействии терроризму»

  6. Хриенко Т.В. Динамика духовных ценностей современной молодежи // Социал.-гуманитар. знания. 2005. № 1.

  7. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.

Раздел 7. Образец пропагандистского материала «План-разработка урока по ОБЖ (11 класс)»-2

Тема урока: Роль СМИ в формировании антиэкстремистских установок у старшеклассников.

Цели урока:

Показать возможности и роль СМИ в противодействии идеологии экстремизма и терроризма.

Задачи урока:


  • углубить знания учащихся о глобальных проблемах современности;

  • определить роль СМИ в жизни современного человека;

  • определить возможности и опасности СМИ в формировании установок и мировоззрения молодежи;

  • осуществить поиск путей решения данной проблемы;

  • способствовать развитию критического отношения к восприятию разного рода информации;

  • совершенствовать навыки работы со справочной, политической, юридической литературой, развивать критическое мышление учащихся;

  • продолжить формирование умений работать в группах, представлять и отстаивать собственную позицию, осуществлять презентацию проекта;

  • воспитывать чувство ответственности учащихся за свое будущее.
Оборудование урока:

  • рабочие тетради учащихся;

  • компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации проектов-презентаций учащихся;

  • тексты с характеристикой форм деятельности СМИ;

  • специально оформленная классная доска.
Основные понятия и термины:

  • СМИ, идеология экстремизма и терроризма, антиэкстремистские установки, критическое мышление.
Форма урока: групповая работа учащихся, защита проектов.

План урока


  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание.

  3. Актуализация представлений учащихся о проблеме.

  4. Обобщение и систематизация опорных знаний.

  5. Изучение новой темы урока

  6. Формирование основных понятий.

  7. Групповая работа с текстами.

  8. Презентация проектов учащихся.

  9. Подведение итогов.

Лекция: «Профилактика экстремизма в молодежной среде» Экстремизм - зло против человечества Безопасность жизнедеятельности человека во многом зависит от его мировоззрения, от того, в ком он видит своих единомышленников. Очень опасно не понимать, что противопоставление себя, своих взглядов окружающему миру может спровоцировать неблагоприятные и даже опасные жизненные ситуации. «Терроризм», «террористы», «экстремизм» - слова, которые практически ежедневно появляются в средствах массовой информации, порождая беспокойство и страх наших граждан за свое настоящее и будущее, за свои права и свободы, которые, гарантированны нам Конституцией Российской Федерации. Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализация и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации - это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. За последнее десятилетие крупными террористическими актами в нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске, 9 мая, захват театра на Дубровке, во время представления “Норд-Ост”. Сентябрь 2004 года. В течение двух суток в спортзале школы №1 города Беслана (Республика Северная Осетия) удерживались преподаватели, ученики, и их родители - всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка. 559 человек получили ранения. Это поистине страшные страницы нашей истории… Немалозначительной проблемой сегодня является и экстремизм, который затягивает все больше и больше молодых людей, а особенно в возрасте от 14 до 18 лет. Экстремисты радикально отрицают существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами. Это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Нередко разрешенные массовые демонстрации протеста, перерастают в хулиганские действия и беспорядки, нападения на граждан и сопровождаются призывами к насилию - это уже противоправные действия, которые по степени общественной опасности могут быть квалифицированы как криминальные, преступные. В последнее время большинство терактов происходит под лозунгами «смерть ради спасения». Сегодня религию используют для зла, для уничтожения, для достижения хаоса в мире. Человечество забыло о принципах гуманизма, справедливости, доброты, забыло о сути веры. Понятие "исламизм" появилось еще в прошлом веке. Традиционно считается, что ислам - это религия мира, добра, нравственного совершенствования, а исламизм - это радикальный ислам, который из чисто духовно-религиозного учения превратился в политическую тоталитарную идеологию. Приверженцев исламизма называют исламистами. Исламисты хотят устроить жизнь всего общества по законам шариата, т. е. по законам ислама, записанным в Коране и сунне пророка Мухаммеда. Частные правила для верующих мусульман они хотят сделать обязательными для всех людей, превратить религиозные законы в общегосударственные. Это означает: отрицание равенства мужчин и женщин, свободы совести, светского суда, всеобщей грамотности, установление строгих норм одежды и поведения и т. д. Исламизм означает фундаментализм, как возвращение к крайне консервативным традициям прошлого, резкое и враждебное неприятие современных широких границ социальных норм. Но самое главное, исламисты нацелены на силовую экспансию ислама за рубежи своих стран и считают, что надо вести священную войну с неверными - джихад. Большинство терактов последних десятилетий есть деятельность исламистов. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное такими идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок. Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной в силу простоты и однозначности своих правил, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Экстремизм и одна из его самых опасных форм - терроризм - быстро изменяется, использует все более разрушительные методы. Экстремисты действуют вне каких-либо нравственных рамок и морали, и зачастую превращают свою преступную деятельность в бизнес. Поэтому в настоящее время можно говорить об экономической основе экстремизма и терроризма. Подтверждением являются видеосъемки самих террористических актов, убийств на религиозной почве и их последствий, которые в свою очередь являются отчетом перед заказчиком за предоставленные денежные средства. На территории современной России осуществляют противоправную деятельность международные экстремистские группы, которые пропагандируют исламизм. Данная воинственная идеология проповедуется главным образом через лиц, прошедших обучение в отдельных арабских странах. Обозначенная проблема касается не только Северного Кавказа, но и всей территории Российской Федерации. Хотелось бы отметить не всегда положительную роль средств массовой информации в формировании массового сознания. В потоке информации имеются разнообразные сведения об экстремальных событиях, террористических акциях. При этом в сети Интернет можно натолкнуться на различные запрещенные методы воздействия на психику человека. С этим связана опасность втягивания молодых людей в экстремистскую деятельность. При этом лица, исповедующие крайние взгляды, завязывают знакомства в социальных сетях под предлогом заинтересованности в устройстве личной жизни. Затем в процессе общения происходит навязывание экстремистской идеологии, чуждых религиозных взглядов. В результате это приводит к отказу от семьи, друзей, изменениям в поведении, привычках. Родители, государственные органы воспринимаются как враги. Так, гр. Х., житель Республики Татарстан, познакомился в социальной сети с несовершеннолетней Б., и в течение 3 месяцев переписывался с ней, несколько раз приезжал для встреч в город, где проживала девочка. Во время очередной встречи они, втайне от родителей несовершеннолетней, приобрели билеты и уехали по направлению одной из республик Северного Кавказа. Впоследствии было установлено, что под обещанием жениться скрывалось намерение гр. Х. продать несовершеннолетнюю в рабство в арабскую страну. В связи с проблемой распространения экстремизма и терроризма следует отметить неоднозначность молодежных неформальных объединений. По официальной статистике, большинство членов данных объединений в России - старшеклассники, учащиеся профессиональных образовательных организаций, незанятые подростки. Как показывает практика, именно несовершеннолетние охотно поддерживают разнообразные возникающие движения и субкультуры (эмо, панки, готы, скины и т.п.). Принадлежность к одной из групп, по мнению самих несовершеннолетних, повышает самооценку, помогает почувствовать себя независимым, и, в то же время, нужным для кого-либо. Примыкая к подобным движениям, школьники часто ориентируются на его влиятельность среди сверстников, редко задумываясь о том, что некоторые идеи, пропагандируемые сторонниками этого движения, идут вразрез с общечеловеческими ценностями. Например, набравшее силу движение скинхэдов, проповедует нацистскую идеологию. Их деятельность направлена против нерусских и приезжих и связана с нарушениями общественного порядка, нанесением побоев, тяжких телесных повреждений, совершением убийств. К сожалению, в современной России все больше молодых людей подвержено влиянию сект. Секта - это религиозная организация или группа лиц, замкнувшихся на своих интересах, не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. В чем состоит опасность сект? Дело в том, что основная цель секты - это превращение своих членов в послушных и раболепных людей, которыми можно легко управлять и подвергать любого рода эксплуатации для получения необходимой выгоды. Поэтому в сектах люди теряют здоровье, собственность, деньги, а главное, способность самостоятельно жить в обществе. Большинство сектантских общин, приверженных так называемой «естественной» жизни, вынуждают своих последователей придерживаться сторогой диеты, отвергают медицинскую помощь. Таковой является секта «Свидетели Иеговы». Например, в г. Санкт-Петербурге в одной из больниц скончался 3-летний мальчик, т.к. его мать-иеговистка отказалась от проведения жизненно необходимой ребенку процедуры переливания крови. Для вербовки новых членов секты и дальнейшего руководства ими используется обман, гипноз, техники кодирования и другие средства контролирования сознания. Сектанты предпочитают работать с детьми школьного возраста, психика которых еще не сформировалась, и которые представляют легкую добычу. Детей приглашают прийти на интересную беседу, и уже через несколько бесед по душам у них возникает состояние, близкое к наркотической зависимости. Выбраться из секты крайне трудно, т.к. сознание полностью закрыто от критического восприятия мира. Итак, если к вам подошел кто-то, приглашающий прийти на интересную необычную лекцию или семинар, обещающий вам какие-либо блага (зарплату, учебу за рубежом и т.п.), никогда не давайте своего номера телефона, адреса, проявляйте разумную осторожность, не поддавайтесь любопытству в ущерб здравому смыслу. Помните, что почти все секты имеют долгую историю нарушения законов, судебных разбирательств, громких скандалов, разрушения судеб. Как видим, экстремизм многолик и многообразен. Современный терроризм не знает никаких границ в пространственном отношении. Поэтому большое значение имеет правильное отношение к воспринимаемой информации, умение ее анализировать и иметь представление о механизмах и последствиях влияния на личность. Односторонняя или искаженная информация, которая передается в том числе через Интернет, зачастую обладает большой силой пропагандистского внушения и, несомненно, нуждается в осмыслении и критической оценке. Вот почему необходимо овладевать медиаграмотностью и учиться анализировать информацию, осознавать механизмы манипулятивного воздействия и уметь отстаивать собственную точку зрения. Кроме того, следует воспитывать в себе толерантность как активную нравственную позицию и психологическую готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.