Метод психодрамы. Отделение пространства психодраматической сцены от пространства группы. Примеры реализации принципа действия в психодраме

Психодрама, или психодрама Морено, что обусловлено именем создателя методики — это психотерапевтический метод. Основателем выступает Я. Морено. Традиционное понятие психодрамы подразумевает проведение групповых терапевтических процессов, где главный инструмент — это импровизация пациентов как актеров.

Драматерапия преследует несколько целей — изучить внутренний мир, развить творческий потенциал и расширить возможности взаимодействия человека с социумом. Причем драматерапия может использоваться как психотерапия, так и в качестве обучения.

Важные особенности

Метод психодрамы основан на психотерапевтическом действии, представляющем собой ролевые игры. В процессе этой игры проводят своего рода драматические импровизационные действия, за счет которых удается изучить внутренний мир человека и создать условия для самопроизвольного раскрытия пациентом чувств, переживаний или эмоций, имеющих непосредственное отношение к возникшим у него проблемам. То есть пациент сам приходит к осознанию проблемы путем игры.

Существуют различные формы и виды психодрамы, которые в свое время предложил Якоб Морено. Со временем драматерапия не стояла на месте, а активно развивалась, расширяя свои возможности.

Гештальтпсихология и драматерапия имеют тесную связь между собой. Современная гештальтпсихология предусматривает необходимость осознать собственные потребности, ощущения, чувства и эмоции, а также предпочтения в социуме. У психодрамы цели во многом похожи. Эти методы являются невероятно востребованными и эффективными в психотерапии.

Техника психодрамы, которую разработал сам Морено, была создана во многом случайно. Можно сказать, самая первая техника психодрамы, которую наблюдал специалист, происходила в парке города Вена, где играли дети. Они разыгрывали вымышленные сценки. Причем как оказалось в ходе наблюдений, каждому из участников была отведена своя роль. В результате игра сформировалась в настоящее свободное творчество, перерастающее в контакт.

Основой же психодрамы как метода психотерапии называют инсайт. Также сюда относят катарсисы, роли и спонтанность. Инсайтом называют внезапное осознание, резкое понимание ситуации, положения в жизни, в котором оказался человек. Инсайт происходит во время игры и позволяет достичь человеком главного — осознания проблемы.

Техники психодрамы имеют важное отличие от классического понятия театральной сцены. Ведь там тоже есть свои актеры и роли. Однако что такое психодрама? Это действие, основанное на практически полной импровизации. Здесь раздаются только роли, своего рода фундамент для каждого участника. Его практически не ограничивают какими-либо рамками, то есть простор для творчества и импровизации огромен. Если в театре заранее известен финал, то методика психодрамы предусматривает всегда неожиданную концовку.

За распределение ролей отвечают сами пациенты или участники, в то время как задача терапевта — наблюдать и смотреть, насколько тот или иной человек справляется со своими задачами, положением, как ведет себя в той или иной роли.

Разновидности

Морено делал акцент на трех основных видах психодрамы. Отличие между ними заключается в том, чему именно посвящается проблема.

  1. Проблема отдельного человека. Здесь речь идет о проведении при психодраме упражнений, направленных целиком и полностью на проблему одного из членов группы.
  2. Проблема группы. Тут упор делается на отношения внутри группы между самими участниками, а также ведущего, который активно вовлекается в процесс.
  3. Проблема темы. Основывается такая техника на теме, которая волнует всех участников группы.

На самом деле драматерпия позволяет решить множество проблем, ответить на ряд вопросов и помочь человеку обрести собственное я. В настоящее время активно используется людьми семейная практика психодрамы, монодрама, общение с безработными для получения ответов о своих неудачах. Психодрама с безработными во многом позволяет понять, почему именно человек оказался без работы, действительно ли виноваты другие, а не он сам.

Активно проводится лечение, совмещенное с простыми тренингами для саморазвития детей. Ребенок, принимающий участие в таком действии как театротерапия или драматерапия, познает себя, лучше адаптируется в обществе. Важные вспомогательные преимущества психодрамы для детей — это возможность развить в себе творческую личность и развить способность к импровизациям. То есть подобная практика носит и профилактический эффект. Детская психодрама обретает все большую популярность.

Цели драматерапии

Театротерапия или психодрама затрагивает множество аспектов жизни человека. Подобная психотерапевтическая деятельность может использоваться в различных областях:

  • при работе с детьми — детская психодрама;
  • с родителями и их детьми одновременно, создавая смешанные группы;
  • семейная терапия, где участие принимают буквально все, от бабушек и дедушек до правнуков;
  • супружеские тренинги, необходимые для решения сложившихся проблем в паре;
  • с рабочими коллективами, компаниями или организациями.

Человек, потеряв работу, мотивацию или себя, может обратиться за помощью к психодраме. Этот метод психотерапии отличается высокой эффективностью. Хотя решиться на подобный шаг может не каждый.

Кому-то больше подходит монодрама, то есть игра одного актера и раскрытие собственных проблем. Здесь участие принимает только один человек. Другим важна и полезна социодрама, то есть психотерапия с группой людей. Работу с ними проводит психодраматист. Для проведения психодрамы обучение специальный психодраматист должен пройти очень серьезное. Эта задача по силам далеко не каждому.

Элементы психодрамы

Все техники психодрамы объединяют пять основных элементов, которые применяют в каждом психодраматическом методе.

  • Первый или главный актер. Более распространенное обозначение этого элемента тренинга — протагонист. Это человек, который занимает центральное место в действии. В процессе терапии он исследует собственную личность. Важная особенность заключается в том, что первый актер не должен играть или пытаться быть именно актером. Задача противоположная. От него ждут раскрытия самого себя и собственного внутреннего мира на сцене. То есть необходимо быть свободным, осуществлять все действия, которые приходят на ум. Быть собой, а не изображать кого-то — вот основная суть протогониста в психодраме.
  • Директор. Это и есть психодрамист. Каждая терапия проводится с обязательным участием ведущего или психотерапевта в группе. Его принято называть психодраматист. Его задача — совместно с протагонистом определять течение процесса и создавать определенные условия, чтобы формировать индивидуальные драмы. Всего психодраматист выполняет сразу четыре функции. О них расскажем позже.
  • Дополнительный «я». Это в основном участники группы психотерапии, функция которых — сыграть роль важных для первого актера людей. За счет этого развивается процесс драмы. Также дополнительные «я» являются помощниками для психодраматиста. Они обязаны выполнять его инструкции и следовать всем указаниям. Но все же их главная задача — это помощью протагонисту. Они могут изображать как вполне реальных, так и вымышленных персонажей из жизни первого актера. Именно с этими персонажами актер связывает возникшие у него проблемы. Для их решения нужно с ними встретиться. Здесь и вступают в работу дополнительные «я».
  • Группа или просто зрители. Это часть людей из психотерапевтической группы психодрамы, не принимающие участие в процессе драмы. Несмотря на это, зрители остаются активными участниками всего процесса, получая от него определенное удовольствие и, что самое главное, пользу. Не стоит недооценивать значение зрителей. Морено четко сравнил их с обычными зрителями кино. Вы можете сами представить себе, каково это смотреть на цунами с экрана, либо наблюдать такое действие вживую. Примерно так отождествлял разницу между обычными зрителями и зрителями психодрамы Морено. От наличия зрителей удается получить двойной эффект. Прежде всего, они оказывают поддержку и помощь главному актеру, настраивают его, подбадривают или наоборот, критикуют. Не редко зритель может спонтанно стать участником действия. Чем изолированнее ощущает себя первый актер, тем большую роль будут играть зрители как люди, сопереживающие, признающие и понимающие его. Вторая важная особенность — это возможность посмотреть на свою ситуацию со стороны. Часто сеансы психодрамы проводят с людьми, объединенными одной проблемой. Потому действие, осуществляемое первым актером или протагонистом, непосредственно касается каждого из присутствующих.
  • Сцена. В большинстве случаев это обычная площадка, на которой имеется достаточно свободного места, чтобы осуществлять различного рода физические действия. Хотя Морено разработал для этих целей специальную сцену, где можно разыгрывать процесс на различных уровнях.

Функции директора

Как мы уже отмечали, когда проводится театротерапия или психодраматический сеанс, важным его звеном выступает психодраматист. У него есть свои определенные функции.

  • Первостепенная задача директора или психодраматиста — организовывать процесс, начинать действие и стимулировать участников к активности. Своего рода режиссер-постановщик. Наблюдая за процессами протагониста, психодраматисты должны стремиться приближать актера к максимально глубокому самопознанию и раскрытию ситуации, в которую он вошел.
  • Директор выступает в роли ведущего для группы психотерапии. В этом качестве на его плечи возлагается обязанность следить за тем, чтобы сохранить эмоциональный контакт между главным актером и остальными участниками группы. Основная цель — формирование атмосферы поддержки и понимания друг с другом.
  • Директор может выполнять как активную, так и пассивную роль. Пассивная роль выполняется в том случае, если протагонист берет на себя инициативу и не нуждается в стимуляции. Если же первый актер ведет себя достаточно пассивно, задача терапевта заключается в необходимости его разговорить, подвести к определенным действиям. Для этих целей могут применяться различные методы и приемы — нападение, выкрики или даже шутки в сторону протагониста.
  • Аналитик. Последняя, но не менее значимая роль терапевта. Он не должен вовлекаться в процесс драматический действий, но обязан давать всем необходимые инструкции. Терапевт анализирует происходящее, следит за настроениями и оценивает текущие мысли, чувства или особенности поведения каждого отдельно взятого участника группы. На основании этого делаются соответствующие выводы и заключения, выбираются темы для раскрытия и пр.

Как проводится терапия

Как взрослая, так и детская психодрама в основном проводится группами. Изначально проводились исключительно групповые психотерапевтические сеансы. Сегодня возможны и индивидуальные тренинги.

Чем больше людей принимает участие в терапии, тем шире возможности по охвату наиболее значимых и проблемных ситуаций в ходе занятий. Их называют сессиями. Каждая сессия включает в себя три этапа. Причем на каждой новой сессии проводятся повторные шаги:

Когда в результате психодрамы удается разобраться в проблеме выбранного на первом этапе протагониста, может быть принято решение пройти повторный круг. То есть вновь начать с процесса выбора протагониста, провести действие и завершить все шерингом.

Важной особенностью психодрамы является возможность получения результата не только при разыгрывании жизненных реальных ситуаций. Определенную помощь человек получает даже при участии в процессах, которые в действительности никогда с ним не происходили. Это в основном имеет отношение к испытываемым негативным эмоциям. С помощью психодрамы можно решить такие проблемы как чувство ненависти, страх перед чем-то или кем-то, а также отчаяние или злоба.

Главная задача психодрамы — избавить человека от эмоциональных блокаторов, поменять отношение к окружающему миру в положительную сторону и решить имеющиеся внутренние проблемы.

Глава 5. ПСИХОДРАМА

ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Психодрама - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе.

Понятие о драме как о коррекционном методе возникло в результате эксперимента, который был поставлен Якобом Леви Морено (1892-1974) по окончании первой мировой войны. Этот эксперимент получил название "спонтанный театр". Впервые Морено задумался о терапевтическом потенциале игровых методик, когда обратил внимание на то, как гуляющие в парках Вены дети разыгрывали свои фантазии.

По версии самого Морено, идея психодрамы как метода воздействия возникла у него после того, как один из актеров его театра рассказал о своих проблемах в отношении с невестой. При содействии труппы Морено вывел актера вместе с его личными проблемами на сцену. Эксперимент оказался весьма полезным как для жениха с невестой, так и для всей группы.

Морено стал экспериментировать с подобными групповыми представлениями дальше, применяя уже более формализованные исследовательские методы и разрабатывая технические приемы, которые позже стали неотъемлемой частью психодрамы. Создавая свою методику, Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуации возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующий достижению творческой активности и инсайта.

В психодраме человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах. Таким образом, он может свободно выражать свои чувства в направляемых психологом импровизациях, а другие актеры исполняют роли главных персонажей его реальной жизни.

Участники сеанса внимательно следят за событиями и соотносят происходящее на сцене со своими собственными затруднениями.

Цель психодрамы - диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Психодрама помогает клиенту раскрыть глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального. Клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент. Действие структурируется так, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтернативные, аффективные и поведенческие стили, осуществляются поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы. Действия, физические движения, на которых построена психодрама, повышают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения.

Работа группы психодрамы проводится в форме сюжетно-ролевой игры на избираемую самими клиентами тему, которая представляет собой реальную проблему

кого-либо из участников. Роли в психодраме задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать глубокому пониманию и решению возникшей проблемы.

Психодрама призвана помогать тем клиентам, у которых имеются трудности в вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом. В психодраматической ситуации клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, исследователь себя и своей жизни.

Используется этот метод при отклоняющемся поведении у детей и подростков для устранения неадекватных эмоциональных реакций и отработки навыков социальной перцепции. В качестве разновидностей терапевтической драматизации А. Вольтман использует биодраму и кукольную драматизацию. Особенность биодрамы в том, что между детьми распределяются роли зверей. Авторы данного метода полагают, что ребенку, особенно дошкольнику, легче принять роль

животного, чем роль самого себя, своих товарищей или родителей. При кукольных драматизациях взрослые разыгрывают перед ребенком кукольный спектакль, проигрывая конфликтные или значимые для него ситуации. Целесообразно использовать кукольные драматизации с преддошкольниками и дошкольниками, с которыми затруднен контакт.

Возможна и другая форма, когда один из участников группы в театрализованной форме рассказывает о событиях своей жизни. При этом важное значение имеют импровизация и доброжелательность группы.

Наиболее успешно психодрама используется в комплексе с другими методами групповой работы (в частности, с групповой дискуссией, психогимнастикой), так как препятствует излишней рационализации и интеллектуализации, помогает клиенту выразить трудновербализуемые эмоции и способствует достижению осознания. Психодрама как составная часть групповой работы широко используется при коррекционной работе с эмоциональными расстройствами, некоторыми психосоматическими заболеваниями, в работе с детьми и подростками, а также в семейной психокоррекции.

Рассказчик в зависимости от избранной формы работы может быть участником или зрителем, больше или меньше влиять на ход драматизации. Необходимое условие для проведения психодрамы - доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. "Проживая" важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы своего реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным делам. Он открывает новые возможности построения отношений и самореализации.

Большое значение в психодраме уделяется катарсическому эффекту, возникающему при отреагировании внутренних конфликтов, выявляемых в ходе психодраматического действия.

Элементы психодрамы широко используются в других направлениях: в гештальттерапии, в поведенческой терапии, в социально-психологическом тренинге, деловых играх и т.д.

Задачи психодрамы:

1. Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.

2. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом.



3. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.

4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

Психодраматическое разыгрывание ролей изменяет поведение клиента, его отношение, установки, способы эмоционального реагирования. В качестве факторов , положительно влияющих на изменение установок, указывают: предоставление клиенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли, вовлечение клиента в исполнительскую деятельность, появление возможности внести в

игру собственные импровизации, получение клиентом положительного подкрепления по окончании действия.

Психодрама способствует преодолению защитных позиций у клиента, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению катарсиса и инсайта.

Классическая процедура психодрамы включает в себя 5 основных элементов:

1. Протагонист.

2. Режиссер (фасилитатор).

3. Вспомогательные "Я".

4. Зрители.

Протагонист - первый игрок (от греческих слов "ргоtos" - первый и "agon" -борьба, игра), изображает в психодраме героя, главного исполнителя психодраматической сцены, который представляет свои проблемы. Протагонист создает образ собственной жизни. Он является главным персонажем, и на него обращены взгляды всей группы. С помощью режиссера, аудитории и специальных постановочных приемов протагонист воссоздает свою актуальную психологическую реальность, чтобы достичь инсайта и улучшить способность функционирования в реальной жизни.

Режиссер - тот, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы. Как правило, это психолог. Его функции заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре, выявлении проблем, переживаний клиента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена и анализа, интерпретации происходящего. Режиссер создает в группе определенную атмосферу, распределяет роли (запускает представления, дает им определенные направления),

предоставляя тем самым всем членам группы возможность перевести свои мысли и чувства на язык драматического действия. От хорошего режиссера требуются такие качества, как гибкость, способность привлечь к участию в психодраме всю группу.

Режиссер в психодраме выполняет функции постановщика, аналитика, терапевта.

В роли постановщика режиссер организует работу в группе, побуждает участников к выражению их мыслей в сценических действиях. Постановщик должен быть чрезвычайно чувствительным ко всем вербальным и невербальным проявлениям психических состояний актеров психодрамы и настроения ее зрителей. Главными качествами хорошего постановщика считают творческий подход к работе, гибкость, способность вовлекать в психодраматическое действие всех без исключения членов группы.

В роли аналитика режиссер обсуждает действия всех участников психодрамы, интерпретирует их поведение, мысли и чувства. В роли аналитика руководитель группы интерпретирует и комментирует поведение каждого члена группы во время представления. Кроме того, он выделяет и анализирует общие реакции участников на отдельные эпизоды.

В роли терапевта руководитель психодраматического действия направляет его в нужное психокорректирующее русло. В роли терапевта режиссер психодрамы старается помочь участникам изменить нежелательные формы поведения. Терапевт может позволить себе сидеть в кресле, разрешая участникам вести спектакль самостоятельно, или может быть в высшей степени активным, подталкивая членов группы к действиям. Как любой руководитель режиссер может оказаться мишенью для критики со стороны группы, но, будучи в то же время членом группы, должен быть открытым для критики и не защищаться от нападок.

Вспомогательные "Я" - это клиенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции психолога. Вспомогательные "Я" могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного "Я".

Основные функции вспомогательных "Я": сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами; сделать видимым неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.

Вспомогательные "Я" решают в психодраме следующие задачи:

· Изображают отсутствующих реальных или воображаемых лиц, имеющих отношение к протагонисту, и становятся носителями его переносов и проекций в психодраме.

· Являются посредниками между ведущим психодрамы и протагонистом и, как таковые, должны концентрироваться как на протагонисте и его игре, так и на ведущем психодрамы и его указаниях.

· Выполняют социотерапевтическую функцию, помогая протагонисту изображать и исследовать собственные межчеловеческие отношения, а также проводить диалог со своими жизненными партнерами. Благодаря интенсивному сопереживанию в разыгрываемой ситуации ролевая обратная связь предоставляет возможность протагонисту еще больше прояснить себе и понять изображенные в драме межчеловеческие отношения.

Вспомогательное "Я" олицетворяет тех людей, которые имели особенное значение в жизни протагониста. Этих персонажей изображают в психодраме члены группы с целью усиления впечатления от межличностных отношений протагониста. Это могут быть роли властной матери, деспотичного отца, пылкого любовника, несправедливого начальника, заботливого друга и др. Хороший исполнитель роли вспомогательного "Я" должен уметь быстро в эту роль войти, точно ее исполнить. Играть он должен так, как представил роль протагонист или как подсказывает интуиция, но не так, как он сам вел бы себя в аналогичных реальных обстоятельствах.

В некоторых группах вводятся профессиональные вспомогательные "Я", которые прошли специальную подготовку и могут легко входить в любые образы.

Таким образом, вспомогательные "Я" - это участники группы, представляющие отсутствующих людей такими, какими они предстают во внутреннем мире клиента. Вспомогательные "Я" выступают в двойном качестве: являясь, с одной стороны, как бы продолжением режиссера в его взаимодействиях с клиентом, с другой - продолжением клиента, так как они помогают ему изображать его внутренние отношения к значимым другим в его жизни. Клиент-протагонист обычно сам выбирает вспомогательные "Я". Они могут быть либо другими клиентами, либо режиссером, либо зрителями.

Несмотря на то что клиент выбирает в качестве вспомогательного "Я" того, кто напоминает ему конкретного человека, внешнее сходство оказывается отнюдь не решающим фактором. Например, клиент, всю жизнь ощущавший давление со стороны матери, может выбрать для исполнения роли своей матери массивного высокого мужчину, хотя в реальной жизни его мать может быть небольшого роста и хрупкого сложения. Здесь важно то, что клиент всегда воспринимал свою мать великаном и потому выбирает очень крупного мужчину для изображения ее в психодраматическом действии.

В качестве зрителей выступают члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения (не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе). На заключительном этапе занятия они демонстрируют свое эмоциональное отношение к происходящему, рассказывают о волнующих их проблемах и конфликтах, которые аналогичны разыгранным в психодраме.

Задача зрителей, с одной стороны, помочь протагонисту, реагируя критически или сочувственно на то, что происходит на сцене, с другой - помочь самим себе, переживая происходящее на сцене и таким образом достигая инсайта в отношении своих собственных мотивов и конфликтов. Когда сценическое действие заканчивается, зрители

могут помочь протагонисту осознать его собственные проблемы, не анализируя их по стереотипу психолога, диагностирующего клинический случай, а рассказывая различные случаи из своего личного опыта, похожие на то, что происходило с протагонистом.

В результате он чувствует себя увереннее, зная, что неодинок со своими проблемами, что другие тоже могут испытывать подобные трудности и вследствие этого они способны к сопереживанию и пониманию его ситуации.

Сцена - это место в пространстве, где разворачивается действие. Часто психодраму применяют в специально организованных для этого театрах или приспособленных для игры кабинетах.

Классической формой психодраматической сцены является сцена в Мореновском терапевтическом театре, в Беконе, штат Нью-Йорк. Она представляет собой трехъярусную конструкцию, над которой возвышается полукруглый балкон.

Располагаясь на первом ярусе, протагонист и ведущий психодрамы оказываются вне групповой ситуации, попадают

непосредственно в пространство психодрамы. На втором ярусе, где они сидят друг перед другом или прохаживаются по сцене, происходит вступительная беседа, при этом группа в той или иной степени исчезает из поля зрения протагониста. На третьем ярусе может осмысливаться и эмоционально переживаться уже разыгранная сцена, которая затем может плавно перейти в другую. Само психодраматическое действие разыгрывается на третьем ярусе, на круглой платформе, которая насчитывает 4 м в диаметре.

Балкон служит для конкретизации различного пространственного опыта, например взлета или падения, подъема или спуска, вскарабкивания или соскальзывания.

Если же нет подобной сцены, то вместо нее может быть использовано любое пространство в кругу группы. Оно должно быть достаточно велико, чтобы протагонист и антагонист имели простор для психодраматического действия, а само помещение должно иметь правильные пропорции.

Слишком маленькие помещения ограничивают свободу перемещения исполнителей, слишком большие - отрицательно сказываются на групповом чувстве, слишком светлые, невыразительные непригодны для изображения драматичных воображаемых или исполненных теплыми человеческими чувствами сцен. Если нет цветовых возможностей освещения, то освещение можно варьировать с помощью оконных штор и переносных ламп. В качестве реквизита используются простые для транспортировки стулья с небольшим столиком.

  • Краткое изложение психодраматического подхода
  • Фаза разминки
  • Игровая фаза
  • Изменение отношений, существующих в группе
  • Фаза интеграции
  • Заключительные замечания

    Психодрама принадлежит к гуманистической и ориентированной на переживание психотерапии и восходит к Дж. Л. Морено, который создал эту форму психотерапии, основываясь на спонтанных ролевых и импровизированных играх детей. Кроме этого, Морено создал способ измерения, диагностики и описания групповых структур (социометрия), используемый также и в терапевтических группах психодрамы. Психодрама в первую очередь является групповой психотерапией, однако может использоваться и в форме индивидуальной терапии (монодрама). В рамках психодрамы и с использованием имеющегося в настоящее время обширного инвентаря методов психодраме может быть предан психоаналитический глубинный, поведенческо-терапевтический или социометрический акцент. Это создает для психодрамы огромную сферу применения и способствует ее использованию для решения самых разных задач и применительно к самым разным группам клиентов. В различных техниках психодрамы обнаруживается родство с такими подходами, как гештальт-терапия (Фриц Перлс и Морено в течение многих лет работали вместе), переживание воспринимаемого (общим знаменателем служит аутотренинг и имажинация) и телесно ориентированной психотерапии. Особенность психодрамы состоит в том, что материал для переживания, например, конфликта или проблемной ситуации, а также желаний и надежд создается при помощи терапевта и других членов группы на сцене в групповых сценках, которые разыгрываются и затем обсуждаются. Особых дарований, например, актерских способностей, для психодрамы не требуется, они скорее даже препятствуют психодраме.

    1. Краткое изложение психодраматического подхода

    Типичное занятие в группе психодрамы протекает в трех фазах, общей продолжительностью 1,5-2,5 часа. Разминка (около получаса) имеет аналитические и диагностические цели; здесь необходимо выявить и собрать любой материал о конфликтах и переживаниях, и это образует основу для психодраматической работы в игровой фазе. Игровая фаза (час-полтора) имеет психокатартические цели; повторением ролевой игры должен быть получен эмоциональный опыт. Заключительная фаза интеграции (чуть более получаса) имеет аналитико-коммуникативные цели, анализ с рациональной точки зрения. Занятия могут происходить раз в неделю или один раз в месяц по 4 занятия сразу. Общая продолжительность психодрамы составляет 25-100 часов и меняется в зависимости от цели группы и проблематики отдельных участников. Обычно группа психодрамы включает от 8 до 12 человек; помимо этого, участвует еще руководитель, ко-терапевт, возможны стажеры, повышающие свою квалификацию, медицинская сестра или социальный работник. Желательно соотношение 50% мужчин: 50% женщин, а также участие клиентов разных возрастов. Участники психодрамы – это клиенты консультаций, пациенты в клинике, ученики и педагогические работники (педагогические ролевые игры).

    Областями применения психодрамы являются работа с молодежью, образование взрослых, предпринимательское консультирование, консультирование организаций и др.

    • долгосрочно вскрыть и переработать историю жизни. Здесь проявляются те же феномены, что и в психоанализе: регрессия, перенос, сопротивление;
    • центрирование на конфликте и на настоящем в смысле локальной терапии: здесь можно увидеть связь с тренировкой в рамках терапии поведения;
    • имеет отношение и к будущему, причем реальное разыгрывание проблемной ситуации при помощи членов группы оказывается действеннее, чем ее обдумывание;
    • психодрама способствует пробуждению креативности, спонтанности и ролевой подвижности. Психодрама доставляет радость и удовольствие руководителю и группе в отличие от многих прочих "серьезных" занятий в нашей жизни.

    Модификациями психодрамы являются социодрама, поведенческая драма, дидактический театр.

    Как и для любой групповой психотерапии, для психодрамы необходимы навыки жизни в группе, то есть каждый отдельный член группы должен быть в состоянии 1,5-2,5 часов активно участвовать в групповом процессе. Как и для других групп, в группе психодрамы пациентам с зависимостями (например, алкоголикам) лучше работать совместно с пациентами с той же симптоматикой. Клиенты с сильными страхами должны готовиться к групповой работе в индивидуальном консультировании или психотерапии.

    2. Фаза разминки

    После открытия группового заседания на этой фазе психодрамы члены группы приходят к активизации и открытию себя. Страх ожидания должен быть преодолен и групповой процесс "встречи" друг с другом должен помочь получить от отдельных участников или от группы в целом материал о конфликтах или переживаниях, который потом будет разрабатываться в игровой фазе. Этот процесс "размораживания" в разных психотерапевтических группах протекает с разной скоростью, для размораживания тяжелобольных и страдающих членов группы требуется больше времени. Задача руководителя психодрамы состоит в том, чтобы определить, что происходит в группе.

    Некоторые техники фазы разминки:

    Вспышка: После короткого обдумывания каждый участник группы говорит, что он воспринимает в данный момент, чувствует или хочет сделать.

    Идентификация с частью: От членов группы требуют поставить себя на место какого-либо предмета, одежды или части тела и говорить от его имени в Я-форме.

    Диалог на ходу: Разговор между руководителем и членом группы, причем внешнее совместное движение должно дать ход также и психическим процессам.

    Косвенное представление: После того, как участники разобьются по парам и поделятся информацией друг о друге, каждый член группы представляет другим своего партнера.

    В качестве заданий для размораживания полностью подходят также любые из множества невербальных упражнений.

    3. Игровая фаза

    После того, как в ходе разминки выкристаллизовывается тема для игровой фазы, например, материал о конфликтах и переживаниях кого-либо из членов группы или же общая групповая тема, в игровой фазе этот материал будет перенесен на сцену и разыгран на сцене, причем будут применяться различные техники психодрамы. Содержанием этой игровой фазы будет игра протагониста, в которой один из участников будет представлять свои актуальные проблемы или психические ситуации из прошлого. Это будет поддерживаться руководителем психодрамы, а также членами группы, которые будут исполнять специфические роли. Может быть разыграна общая групповая тема. Материалом для игровой фазы могут быть также сны, сказки или планы на будущее.

    Важнейшими психодраматическими техниками являются следующие:

    Дублирование: Здесь руководитель психодрамы, ко-терапевт или отдельный член группы стоит позади протагониста и вчувствуется в его действия, тон голоса, жестикуляцию. От своего лица он говорит то, что мог бы сказать протагонист. Хорошее дублирование позволяет протагонисту глубже погрузиться в переживания и этим существенно помогает процессу терапии. Чаще всего дублирование бывает поддерживающим, однако оно может быть также провоцирующим, конфронтирующим и даже парадоксальным. Дублирование не является "внушением", протагонист, как показывает опыт, воспринимает то, что ясно лишь для него. Дублирование связано с кажущейся неограниченной близостью и идентификацией между Я и Ты (или между матерью и младенцем).

    Зеркало: Здесь член группы – часто по просьбе руководителя – копирует по возможности точно или слегка акцентированно действия, речь протагониста в какой-либо сценке. Вследствие этой конфронтации протагонист получает знание о себе, и его поведение изменяется. Поскольку ожидается, что эта конфронтация сильно заденет протагониста, то кто-либо из членов группы должен оказывать ему поддержку. Аналогично с зеркалом происходит осознание себя в раннем детстве.

    Смена ролей: Здесь протагонист в игровой сценке исполняет роль другого, причем, насколько это возможно, он думает, чувствует и ведет себя как этот другой. В истории раннего детства смена ролей соответствует ступени познания другого (Ты) – когда ребенок, например, становится в состоянии понять роль своей матери.

    Также к числу техник психодрамы принадлежат также "речь в сторону", "внутренний монолог", "активная социограмма" (члены группы располагаются в пространстве с дистанцией, которая соответствует их взаимной симпатии или антипатии). Особыми формами активной социограммы является "социальный атом" (Морено) (протагонист группирует вокруг себя соответственно существующим в реальности отношениям важнейших людей из своего окружения, которых изображают другие члены группы) и "спектрограмма" (члены группы подразделяются в пространстве в соответствии с их самовосприятием между полярными полюсами, например, активные/пассивные).

    Так как готовность протагонистов к игре, в которой каждый в отдельности будет играть свои собственные проблемы, достигается быстрее, если группа хорошо себя знает и справилась со страхом или редуцировала его, то для начала группы лучше всего подходят "игры-экспромты". Другой возможностью групповых игр являются игры-сказки. Здесь игровым материалом служит известная или сочиняемая по ходу игры сказка. В прогрессирующих группах или в учебных группах, в которых центр тяжести лежит на самоосознании, игры протагонистов занимают основное время, поскольку они дают членам группы хорошую возможность познать самих себя и поработать над самими собой.

    4. Изменение отношений, существующих в группе

    Если возникает несколько поводов для игр протагонистов, то имеет смысл предпринять предварительную игру с кандидатами, причем в нее включаются и другие члены группы. В случае необходимости можно осуществлять голосование. При этом часто обнаруживается, что протагонист, имевший латентную тему для групповой работы, легче обнаруживает свое желание играть, поскольку видит резонанс и интерес группы. В выборе протагонистом партнеров по игре также часто проявляются актуальные отношения протагониста к этим членам группы, которые тоже можно изменять в ходе игры.

    Существуют следующие возможности преодоления конфликтов в группе:

    • вербальное разъяснение (партнеры садятся на стулья друг напротив друга);
    • смена ролей (контрагенты представляют роль противоположной стороны);
    • игра секундантов (контрагенты выбирают одного или нескольких членов группы, которые будут совместно с ними вести переговоры).

    Поскольку в игре вообще больше всего получает протагонист, который в ней активно занимается своей собственной проблематикой, то другие члены группы могут и должны перейти от пассивной позиции наблюдателей к идентификации с сильным эмоциональным участием.

    5. Фаза интеграции

    По окончании игровой фазы в фазе интеграции должно быть достигнуто рациональное осмысление полученного опыта. Здесь члены группы демонстрируют чувственное участие в играх (в том числе и играх протагонистов). Они, например, вкратце сообщают о похожих событиях из своей собственной биографии, воспоминания о которых были актуализированы игрой. Чувственные реакции в группе возникают тогда, когда протагонист что-либо делает совместно с группой.

    В обратной связи протагонист и его партнеры по игре сообщают о переживаниях и опыте, которые они получили в игре в различных ролях (пассивные участники группы также могут сообщать о ролях, с которыми они чувствовали идентификацию во время игры, давая так называемую идентификационную обратную связь.

    Сменой ролей и, в особенности, обратной связью участвовавшие в игре члены группы открывают протагонисту новые самые разнообразные точки зрения, новые пласты проблемы. Чтобы не лишиться этого важного фактора успеха психодрамы, руководитель должен следить за тем, чтобы обратная связь была конкретной, описательной и достаточно ясной, а не общей, оценивающей, интерпретирующей и отыскивающей мотивы.

    6. Заключительные замечания

    Преимущество психодрамы по сравнению с другими методами групповой психотерапии состоит в том, что ее процесс представляет собой естественное осуществление взаимосвязей повседневной жизни. То, что пережито, проделано и обсуждено, – лучше всего прочего наполнено смыслом. Но чтобы полностью использовать это преимущество, без сомнения, требуется особая сенситивность и осторожность руководителя. Для развития психосоциальной компетентности в процессе психодраматической терапии от руководителя требуется большой опыт саморазвития и самоконтроля так же, как и для осуществления встречи требуется открытая, здоровая и выносливая личность.

    Можно сказать, что в психодраме, как и в других формах терапии переживанием, очень быстро вскрывается конфликтный материал. Однако необходимая проработка конфликтного материала не может быть сокращена особыми психотехническими ухищрениями. Какую бы из форм психотерапии мы не взяли, необходима спокойная, продолжительная работа – шаг за шагом (то есть необходим процесс персонального роста и развития). Умелый руководитель будет отстаивать свою суверенность сдержанностью, будет действовать постепенно и структурированно, например, поддерживая и воодушевляя депрессивных, побуждая к восприятию реальности истеричных пациентов.

    ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

    ИНТЕГРАЦИЯ ПСИХОДРАМЫ С ДРУГИМИ ПОДХОДАМИ В РАБОТЕ С ПАЦИЕНТАМИ, СТРАДАЮЩИМИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ И ЗАВИСИМОСТЯМИ

    С. А. Кулаков, Р. Д. Миназов

    РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург Реабилитационный центр «Преодоление», Казань

    Работа с пациентами с «архаическими заболеваниями Я», психосоматическими расстройствами, химическими и нехимическими зависимостями (Г. Аммон) и исследование их корней убедили нас, что применение одной психотехнологии не всегда дает ощутимый эффект, и мы искали вмешательства, подходящие для данной группы пациентов. В этом ключе такой «старый» психотерапевтический метод, как психодрама, на наш взгляд, оказался очень удачным инструментом.

    Чем привлекает психодрама?

    Психодрама обладает своей собственной хорошо разработанной теорией.

    Психодрама позволяет обойти защитные механизмы. Психодраматические сессии не содержат формального анализа. Психодрама избегает оценок.

    Психодрама выносит внутренние образы на психодраматическую сцену.

    Символический (метафорический) разогрев позволяет специалисту быстрее войти в объектные отношения пациента. Психодрама - это одновременно аналитический и действенный метод.

    Этот метод совместим с другими психотерапевтическими подходами.

    С методом психодрамы хорошо сочетались теория объектных отношений , аналитическая психология, кататимная психотерапия или символдрама , арт-терапия и арт-анализ. Объединение психодрамы с экзистенциальным анализом , подчеркивало ее традиционную принадлежность к экзистенциально-гуманистическому направлению. Трудно отказаться от интеграции психодрамы и системной семейной терапии. Семейная терапия, являясь по существу интегративным методом, использует очень много техник психодрамы, а такие методы, как семейные расстановки (Б. Хеллингер), геносоцио-грамма (А.А. Шутценбергер), без сомнения, испытали на себе большое влияние психодрамы и социометрии. Именно в семейной психотерапии впервые получили свое развитие конструктивистский и нарративный подходы , явившиеся своеобразной интеграцией философии постмодерна, теории и практики психоанализа, системного подхода. Психодрама также хорошо объединялась с такими методами, как гештальт-терапия , бихевиоризм, и многими другими. Перечислим некоторые интегративные подходы, которые мы используем в своей практике.

    Психодрама и объектные отношения. З. Морено предпочитала подход, который называли «вертикальным”. Этот подход сосредоточивается на прошлом и примитивных переживаниях и может быть назван регрессивным в том смысле, что рассматривает прошлое, события, происшедшие в детстве, пытаясь объяснить проблемы в настоящем. В этом отношении

    З. Морено имеет много общего с психоаналитиками и их интересом к прошлому.

    Многие психодраматические сессии переходят от сцен в настоящем к драмам детства. Такая способность интегрировать встречные (горизонтальные) и регрессивные (вертикальные) взгляды на функционирование психики является одной из сильных сторон психодраматической техники.

    Основой создания этой теории послужило изучение воздействия индивидуальных отношений человека с внешним миром на его внутренний психический мир. Психика и личность представляются как результат связей людей с внешним миром, которые запоминаются (интернализуются) разумом в виде «объект-

    ных отношений». Детство рассматривается, как период наиболее активного становления личности, хотя внутренние объектные отношения могут быть изменены и в зрелом возрасте (психотерапией или более глубокими переживаниями).

    Процесс изменения психики ребенка при его отношениях с внешним миром называется интернализацией. В результате этого процесса образуется триада опыта: «Я-объект», «Ты/Другой-объект» и аффективная окраска этих отношений. Психическое развитие и после интеграции внутреннего мира не останавливается. Идет развитие «Сверх-Я» и «Я-Идеала», которые ведут к усложнению психики. Вход в объектные отношения можно получить через символические, кататимные предметы. Мики-Маус, что подарил дед внуку, а ребенок поменял на жвачки в школе, это объект, кукла, выброшенная матерью, это тоже объект. Нарушение объектных отношений может способствовать формированию различных ролевых конфликтов, которые можно выявить в ходе психодрамы.

    Психодрама и трансактный анализ. Существует много приложений трансактного анализа к психодраме. Самое очевидное опирается на структурную модель личности и заключается в возможности психодраматической проработки ее составных элементов. Понятие «эго-состояний» как никакое другое подходит для ролевого разыгрывания. Уже простое представление протагониста с помощью трех (Родитель, Взрослый, Ребенок) или пяти (как в функциональной модели эго-состояний) персонажей, которые взаимодействуют между собой, спорят или конфликтуют, способно многое прояснить в понимании себя. Например, обнаруживается, что в какие-то ответственные моменты теряется контакт со Взрослым эго-состоянием, что мешает человеку совершать важные действия. Иногда за проявлениями Родительского эго-состояния стоит реальная родительская фигура, с которой у протагониста сложные и драматичные отношения. Особенности Детского эго-состояния могут дать ключик к проблемам из собственного детства человека.

    С другой стороны, многие роли в психодраме, выражающие субличности человека, являются не чем иным, как вариантами его различных эго-состояний. Всем хорошо знакома роль «Кон-

    тролирующего родителя», «Внутреннего ребенка» (Детское эгосостояние).

    Психодрама и гештальт-терапия. Многие положения и технические приемы гештальт-терапии пересекаются с приемами психодрамы. В последние годы опора гештальт-терапевтов на теорию поля, а не на цикл-контакта еще больше сблизили оба этих опытных подхода, принадлежавших экзистенциальногуманистическому направлению. Преимущества психодрамы заключается в том, что она не столь жестко привязывает пациентов к такому концепту гештальта, как ответственность, а осознавание происходит за счет драматического действия и ин-сайта в действии.

    Символдрама и психодрама. Символдрама направлена на работу с конкретными образами-символами, на которых фиксируется блокированная энергия, в результате чего эти объекты вызывают глубокие переживания или страх. Актуализировав подавленные чувства, символдрама может переходить в психодраму, если на роль символов, вызывающих определенные переживания, становятся реальные члены группы, заменяющие близких, родных и т.п. Мы в нашей практике обычно комбинируем эти методы.

    Психодрама и экзистенциальный анализ. Экзистенциальный анализ (и логотерапия, как его составная часть) - это психотерапевтический метод, осуществляемый преимущественно в вербальной форме. В центре экзистенциального анализа стоит понятие «экзистенция» - наполненная смыслом, свободно и ответственно воплощаемая жизнь в создаваемом самим человеком мире, с которым он находится в отношениях взаимовлияния/взаимодействия и противоборства. У психодрамы и экзистенциального анализа есть общий базис, который, в принципе, позволяет применение средств из одного арсенала для целей другого направления. Обе школы относятся к экзистенциальногуманистическому направлению, используя феноменологический подход.

    Отличие психодрамы от экзистенциального анализа в том, что теория психодрамы сведена к описанию набора технических средств и почти ничего не говорит о строении и законах разви-

    тия и функционирования психики, а экзистенциальный анализ имеет основательную теоретическую структуру, включающую в себя антропологию, теорию мотивации, теорию эмоций и ценностей.

    Остановка саморазвития, чем бы она ни была вызвана, обусловливает различного рода личностные, в том числе и психические нарушения. «Отказ от саморазвития», отказ от своих возможностей в рамках экзистенциального анализа - основной диагноз при самых различных нарушениях. Критерием эффективности такой психотерапевтической работы выступает восстановление способности к саморазвитию. В этом плане психодрама, устраняя акциональный голод через игровое действие, может одновременно ликвидировать и «экзистенциальный вакуум».

    Соединение психодрамы и экзистенциального анализа помогает укрепить Я протагониста, увеличивает его спонтанность и усиливает контакт всех участников драмы с их глубинными духовными структурами, придавая действию дополнительную ценность и значительность.

    Психодрама и юнгианская терапия. Психодраму можно понимать как некий перевод архетипического содержания на язык конкретных пластических образов и действия. То, что мы можем увидеть и пережить, представляет собой не элементы психических структур, отпечаток которых несет на себе психодрама, а всего лишь некий их след, архетипический образ, который в данном случае является символом.

    Во снах или многих психодрамах мы встречаем, например, паттерны (образы или действия), имеющие символический характер. Так, во время разогревающего арт-аналитического упражнения клиентка нарисовала свою изоляцию как «обезьянку Шиву». При расспросе удалось установить, что она живет у нее внутри, в грудной клетке (протагонистка страдает астматическим бронхитом). В ходе последующей психодрамы выявились ее тенденции к перфекционизму и сверхконтролю над мужем и подростком-сыном. В результате родственники и друзья стали отходить от нее. В одном из эпизодов легенды о Шиве боги послали карлика, который, возможно, не собирался ему вредить. Шива разорвал карлика пополам и станцевал на обезображенном трупе врага танец всепобеждающего добра. Обратная связь от вспомогательных Я, участвующих в психодраме, о чувствах, которые вызывает навязчивая забота протагонистки, позволила ей задуматься о той роли, которая не соответствует уже новому витку развития отношений в их семье.

    Психодрама и поведенческая психотерапия. В рамках психодрамы помощь, которую оказывает психотерапевт, состоит в том, что он вместе с клиентом анализирует причины и характер поведенческих недостатков, выявляемых в ходе психодраматической сессии, приводящих к страданиям, планирует и осуществляет терапевтические мероприятия, направленные на устранение болезненных особенностей поведения . Адаптивные навыки поведения приобретаются и «прорабатываются» также в ходе психодрамы. Терапевты-бихевиористы предполагали, что одни и те же принципы обучения лежат в основе как адаптивного, так и неадаптивного поведения.

    Психодрама располагается где-то между современной терапией катарсиса и поведенческой терапией, поскольку признает лечебное влияние и катарсиса, и репетиции поведения и переобучения.

    Психодрама и нарративная психотерапия. Нарративный подход (от англ. narrative - рассказ, повествование) предполагает, что пациент является тем, чьи знания, эмоции, идеология должны изучаться и использоваться для изменений. Нередко

    именно в таких «воспоминаниях» обнаруживается патогенез различных расстройств.

    Психотерапевт помогает пациенту создать новую реальность, антинарратив - иной жизненный сценарий, искать альтернативные варианты поведения взамен проблемных поведенческих и смысловых паттернов. Анализ может проходить в виде прояснения «тем», которые определяют способы организации жизненных событий. Поскольку у каждого пациента имеется множество таких тем, психодраматист старается обнаружить ту, что имеет непосредственное отношение к проблеме. Этот подход позволяет установить сотрудничество, предпринять совместные усилия по изучению и изменению тем. Дискурсивнологический способ не всегда помогает войти в мир переживаний пациента. Метафорический доступ к переживаниям пациента широко используется в психодраме с пациентами с тяжелыми расстройствами личности.

    Работа с метафорами. В нарративном подходе метафоры рассматриваются как мельчайшие единицы описательнообразного способа мышления, позволяющие ослабить психологические защиты и раскрыть внутренний мир пациента. Они включают любую открытую или скрытую коммуникацию, в которой одно явление связано с другим. Жест, прикосновение, рисунок, скульптура и язык могут иметь «метафорический оттенок». Метафора - это проекция бессознательного, расшифровав послание, можно оптимизировать процесс психотерапии.

    Монодрама. От психодрамы к индивидуальной психотерапии. Одной из возможностей применения техник психодрамы - индивидуальная работа с пациентами . Методический арсенал монодрамы не ограничивается использованием пустых стульев для вспомогательных Я, а включает работу с символическим материалом как воображаемым, так и материализованным с помощью различных предметов, находящихся в кабинете монодрамо-терапевта. Монодрама показана в том случае, если, например, отсутствует группа, определенные моменты требуют строгой анонимности, работы в индивидуальной терапии, требуется быстрое управление в кризисных ситуациях и т.п.

    Так Марина, 29 лет, обратившаяся за психотерапевтической помощью в связи психогенными поносами, на первой встрече сообщила следующую анамнестическую информацию. Замужем второй раз. Мужу 39 лет. Несколько лет не могла зачать ребенка, затем после лечения у гинеколога-эндокринолога возникла беременность, завершившаяся родами в срок. У ребенка был обнаружен порок сердца, успешно прооперированный. Муж, будучи занят на работе, мало уделял ей внимания, снизилась его сексуальная активность. Возник внутренний конфликт между желанием развестись и не расставаться с ребенком («муж ребенка, естественно, не отдаст: слишком тяжело он достался»). На второй встрече пациентке предложили раскрыть свой внутренний мир через методику «Я как сообщество», используя различные игрушки и символические предметы. Она отметила, что у нее есть «маска грусти», «домашняя часть», куклу с распущенными волосами она обозначила как «разлохмаченная обида». Затем остановилась на матрешке и сообщила, что у нее есть желание «большую часть впихнуть в малую», причем одна часть находится в будущем. Конфликт с мужем «раскрутил» ее воспоминания об одном парне, который остался в ее родном городе (она его держала как «запасной вариант», интимных отношений с ним не было). Используя технику «шаг в будущее», мы в монодраме воспроизвели с ней встречу с этим мужчиной (которого играл психотерапевт), и с «разлохмаченной обидой». Возник «инсайт в действии», который привел к осознанию, что она идеализировала брачные отношения и требовала от мужа невозможного.

    В психодраме, которую мы относим к мультимодальной психотерапии , необходимо, в первую очередь, развивать технологии работы с аффектами пациента. Гнев, страх, тревога (angst, anger, аnxiety) имеют общий индоевропейский корень «angh» - ограничивать. Сюда же относится и ангина (стенокардия - angina pectoris). Причем эти «ограничения» возникают как при избытке влияния (агрессии) в «социальном атоме», так и дефиците любви и отражения. Второй важной задачей психодрамы является освобождение «обезьянки из клетки» как мета-

    форы спонтанности (8-фактор, по Морено) через построение различных сцен из прошлого, будущего, фантастического.

    Мы перечислили не все возможные комбинации психодрамы с известными приемами и техниками. Некоторые пациенты с одним и тем же «диагнозом» имеют, вместе с тем, разные интересы, сильные и слабые стороны, и эти различия часто больше влияют на прогноз, чем сам диагноз. Одни пациенты получат больше от психодрамы в сочетании с арт-анализом, другие с юнгианской терапией. Преимущество психодрамы заключается, с одной стороны, в том, что интенсивность лечебного воздействия распределяется между участниками группы, с другой стороны, при этом снижается уникальность симптоматики и появляется возможность обсуждения проблем с другими людьми. В эклектизме делается акцент на технической, практической стороне, на избирательном использовании различных видов вмешательства применительно к конкретной ситуации, интеграция (мультимодальность) чаще ассоциируется с синтезом единой теории на основе различных подходов.

    Интегративные процессы в современной психотерапии являются прогрессивным движением по пути построения универсальных психотерапевтических теорий, методологий и практик. Они помогают дополнять и взаимно обогащать различные психотерапевтические подходы. Интеграция вносит вклад в развитие универсальных языков для взаимопонимания различных теоретических школ, что облегчает не только обмен методами, но и выход за пределы узкой и односторонней картины психологической проблематики, характерной для многих подходов.

    Литература

    1. Аммон Г. Психосоматическая терапия / Г. Аммон. СПб.: Речь, 2000.

    2. БлатнерА. Теоретические основы психодрамы / А. Блатнер // Психодрама и совр. психотерапия. 2003. №4. С. 4-14.

    3. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии / И. Д. Булюбаш. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.

    4. Ефимова И.Н. Психодрама + экзистенциальный анализ: о пользе перекрестного опыления / И.Н. Ефимова // Психодрама и совр. психотерапия. 2004. №1-2. С. 64-73.

    5. Кулаков С. А. Символдрама - психодрама: интеграция подходов в ходе учебной супервизии / С.А. Кулаков, О.А. Жаринов // Психодрама и совр. психотерапия. №1. 200б. С. 12-17.

    6. Кулаков С. А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств / С. А. Кулаков. СПб.: Речь. 2007.

    7. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика / Г. Лейтц. М.: Прогресс. 2007.

    S. Лэнгле А. Person: экзистенционально-аналитическая теория личности: сб. ст.: пер. с нем. /А. Лэнгле. М.: Генезис, 2005.

    9. Морено З.Т. Обзор психодраматических техник / З.Т. Морено // Психодрама и совр. 2003. № 2(3). С. 4-15.

    10. Морено З.Т. Психодрама / З.Т. Морено. М.: ЭКСМО-Пресс. 2001.

    11. Обухов Я. Л. Символдрама введение в основную ступень / Я.Л. Обухов. Ростов н/Д., 2005.

    12. РомекВ.Г. Поведенческая психотерапия. М.: Изд.центр Академия, 2002.

    13. Франкл В. Теория и терапия неврозов: введение в логотерапию и экзистенциальный анализ: пер. с нем. / В. Франкл. СПб., 2001.

    14. Фридман Дж. Конструирование иных реальностей: Истории и рассказы как терапия: пер. с англ. / Дж. Фридман, Дж. Комбс. В.В. Самойлова. М: Класс, 2001.

    15. Холмс П. Внутренний мир снаружи: психодрама и объектные отношения / П. Холмс. М.: Класс. 2000.

    16. Эрлахер-Фаркас Б. Монодрама: исцеляющая встреча: от психодрамы к индивидуальной терапии: пер. с нем. / Б. Эрлахер-Фаракс, К. Йорда. Киев.: Ника-Центр, 2004.

    Психодрама - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе.

    Понятие о драме как о коррекционном методе возникло в результате эксперимента, который был поставлен Якобом Леви Морено (1892-1974) по окончании первой мировой войны. Этот эксперимент получил название "спонтанный театр". Впервые Морено задумался о терапевтическом потенциале игровых методик, когда обратил внимание на то, как гуляющие в парках Вены дети разыгрывали свои фантазии.

    По версии самого Морено, идея психодрамы как метода воздействия возникла у него после того, как один из актеров его театра рассказал о своих проблемах в отношении с невестой. При содействии труппы Морено вывел актера вместе с его личными проблемами на сцену. Эксперимент оказался весьма полезным как для жениха с невестой, так и для всей группы.

    Морено стал экспериментировать с подобными групповыми представлениями дальше, применяя уже более формализованные исследовательские методы и разрабатывая технические приемы, которые позже стали неотъемлемой частью психодрамы. Создавая свою методику, Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуации возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующий достижению творческой активности и инсайта.

    В психодраме человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах. Таким образом, он может свободно выражать свои чувства в направляемых психологом импровизациях, а другие актеры исполняют роли главных персонажей его реальной жизни.

    Участники сеанса внимательно следят за событиями и соотносят происходящее на сцене со своими собственными затруднениями.

    Цель психодрамы - диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Психодрама помогает клиенту раскрыть глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального. Клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент. Действие структурируется так, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтернативные, аффективные и поведенческие стили, осуществляются поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы. Действия, физические движения, на которых построена психодрама, повышают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения.
    Работа группы психодрамы проводится в форме сюжетно-ролевой игры на избираемую самими клиентами тему, которая представляет собой реальную проблему кого-либо из участников. Роли в психодраме задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать глубокому пониманию и решению возникшей проблемы.

    Психодрама призвана помогать тем клиентам, у которых имеются трудности в вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом. В психодраматической ситуации клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, исследователь себя и своей жизни.

    Используется этот метод при отклоняющемся поведении у детей и подростков для устранения неадекватных эмоциональных реакций и отработки навыков социальной перцепции. В качестве разновидностей терапевтической драматизации А. Вольтман использует биодраму и кукольную драматизацию. Особенность биодрамы в том, что между детьми распределяются роли зверей. Авторы данного метода полагают, что ребенку, особенно дошкольнику, легче принять роль животного, чем роль самого себя, своих товарищей или родителей. При кукольных драматизациях взрослые разыгрывают перед ребенком кукольный спектакль, проигрывая конфликтные или значимые для него ситуации. Целесообразно использовать кукольные драматизации с преддошкольниками и дошкольниками, с которыми затруднен контакт.

    Возможна и другая форма, когда один из участников группы в театрализованной форме рассказывает о событиях своей жизни. При этом важное значение имеют импровизация и доброжелательность группы.
    Наиболее успешно психодрама используется в комплексе с другими методами групповой работы (в частности, с групповой дискуссией, психогимнастикой), так как препятствует излишней рационализации и интеллектуализации, помогает клиенту выразить трудновербализуемые эмоции и способствует достижению осознания. Психодрама как составная часть групповой работы широко используется при коррекционной работе с эмоциональными расстройствами, некоторыми психосоматическими заболеваниями, в работе с детьми и подростками, а также в семейной психокоррекции.

    Рассказчик в зависимости от избранной формы работы может быть участником или зрителем, больше или меньше влиять на ход драматизации. Необходимое условие для проведения психодрамы - доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. "Проживая" важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы своего реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным делам. Он открывает новые возможности построения отношений и самореализации.

    Большое значение в психодраме уделяется катарсическому эффекту, возникающему при отреагировании внутренних конфликтов, выявляемых в ходе психодраматического действия.

    Элементы психодрамы широко используются в других направлениях: в гештальттерапии, в поведенческой терапии, в социально-психологическом тренинге, деловых играх и т.д.

    Задачи психодрамы:
    1. Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.
    2. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом.
    3. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.
    4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

    Психодраматическое разыгрывание ролей изменяет поведение клиента, его отношение, установки, способы эмоционального реагирования. В качестве факторов, положительно влияющих на изменение установок, указывают: предоставление клиенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли, вовлечение клиента в исполнительскую деятельность, появление возможности внести в
    игру собственные импровизации, получение клиентом положительного подкрепления по окончании действия.

    Психодрама способствует преодолению защитных позиций у клиента, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению катарсиса и инсайта.
    Классическая процедура психодрамы включает в себя 5 основных элементов:
    1. Протагонист.
    2. Режиссер (фасилитатор).
    3. Вспомогательные "Я".
    4. Зрители.
    5. Сцена.

    Протагонист - первый игрок (от греческих слов "ргоtos" - первый и "agon" -борьба, игра), изображает в психодраме героя, главного исполнителя психодраматической сцены, который представляет свои проблемы. Протагонист создает образ собственной жизни. Он является главным персонажем, и на него обращены взгляды всей группы. С помощью режиссера, аудитории и специальных постановочных приемов протагонист воссоздает свою актуальную психологическую реальность, чтобы достичь инсайта и улучшить способность функционирования в реальной жизни.

    Режиссер - тот, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы. Как правило, это психолог. Его функции заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре, выявлении проблем, переживаний клиента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена и анализа, интерпретации происходящего. Режиссер создает в группе определенную атмосферу, распределяет роли (запускает представления, дает им определенные направления),
    предоставляя тем самым всем членам группы возможность перевести свои мысли и чувства на язык драматического действия. От хорошего режиссера требуются такие качества, как гибкость, способность привлечь к участию в психодраме всю группу.

    Режиссер в психодраме выполняет функции постановщика, аналитика, терапевта.

    В роли постановщика режиссер организует работу в группе, побуждает участников к выражению их мыслей в сценических действиях. Постановщик должен быть чрезвычайно чувствительным ко всем вербальным и невербальным проявлениям психических состояний актеров психодрамы и настроения ее зрителей. Главными качествами хорошего постановщика считают творческий подход к работе, гибкость, способность вовлекать в психодраматическое действие всех без исключения членов группы.

    В роли аналитика режиссер обсуждает действия всех участников психодрамы, интерпретирует их поведение, мысли и чувства. В роли аналитика руководитель группы интерпретирует и комментирует поведение каждого члена группы во время представления. Кроме того, он выделяет и анализирует общие реакции участников на отдельные эпизоды.

    В роли терапевта руководитель психодраматического действия направляет его в нужное психокорректирующее русло. В роли терапевта режиссер психодрамы старается помочь участникам изменить нежелательные формы поведения. Терапевт может позволить себе сидеть в кресле, разрешая участникам вести спектакль самостоятельно, или может быть в высшей степени активным, подталкивая членов группы к действиям. Как любой руководитель режиссер может оказаться мишенью для критики со стороны группы, но, будучи в то же время членом группы, должен быть открытым для критики и не защищаться от нападок.
    Вспомогательные "Я" - это клиенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции психолога. Вспомогательные "Я" могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного "Я".
    Основные функции вспомогательных "Я": сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами; сделать видимым неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.

    Вспомогательные "Я" решают в психодраме следующие задачи:
    Изображают отсутствующих реальных или воображаемых лиц, имеющих отношение к протагонисту, и становятся носителями его переносов и проекций в психодраме.
    Являются посредниками между ведущим психодрамы и протагонистом и, как таковые, должны концентрироваться как на протагонисте и его игре, так и на ведущем психодрамы и его указаниях.
    Выполняют социотерапевтическую функцию, помогая протагонисту изображать и исследовать собственные межчеловеческие отношения, а также проводить диалог со своими жизненными партнерами. Благодаря интенсивному сопереживанию в разыгрываемой ситуации ролевая обратная связь предоставляет возможность протагонисту еще больше прояснить себе и понять изображенные в драме межчеловеческие отношения.
    Вспомогательное "Я" олицетворяет тех людей, которые имели особенное значение в жизни протагониста. Этих персонажей изображают в психодраме члены группы с целью усиления впечатления от межличностных отношений протагониста. Это могут быть роли властной матери, деспотичного отца, пылкого любовника, несправедливого начальника, заботливого друга и др. Хороший исполнитель роли вспомогательного "Я" должен уметь быстро в эту роль войти, точно ее исполнить. Играть он должен так, как представил роль протагонист или как подсказывает интуиция, но не так, как он сам вел бы себя в аналогичных реальных обстоятельствах.

    В некоторых группах вводятся профессиональные вспомогательные "Я", которые прошли специальную подготовку и могут легко входить в любые образы.

    Таким образом, вспомогательные "Я" - это участники группы, представляющие отсутствующих людей такими, какими они предстают во внутреннем мире клиента. Вспомогательные "Я" выступают в двойном качестве: являясь, с одной стороны, как бы продолжением режиссера в его взаимодействиях с клиентом, с другой - продолжением клиента, так как они помогают ему изображать его внутренние отношения к значимым другим в его жизни. Клиент-протагонист обычно сам выбирает вспомогательные "Я". Они могут быть либо другими клиентами, либо режиссером, либо зрителями.

    Несмотря на то что клиент выбирает в качестве вспомогательного "Я" того, кто напоминает ему конкретного человека, внешнее сходство оказывается отнюдь не решающим фактором. Например, клиент, всю жизнь ощущавший давление со стороны матери, может выбрать для исполнения роли своей матери массивного высокого мужчину, хотя в реальной жизни его мать может быть небольшого роста и хрупкого сложения. Здесь важно то, что клиент всегда воспринимал свою мать великаном и потому выбирает очень крупного мужчину для изображения ее в психодраматическом действии.

    В качестве зрителей выступают члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения (не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе). На заключительном этапе занятия они демонстрируют свое эмоциональное отношение к происходящему, рассказывают о волнующих их проблемах и конфликтах, которые аналогичны разыгранным в психодраме.

    Задача зрителей, с одной стороны, помочь протагонисту, реагируя критически или сочувственно на то, что происходит на сцене, с другой - помочь самим себе, переживая происходящее на сцене и таким образом достигая инсайта в отношении своих собственных мотивов и конфликтов. Когда сценическое действие заканчивается, зрители могут помочь протагонисту осознать его собственные проблемы, не анализируя их по стереотипу психолога, диагностирующего клинический случай, а рассказывая различные случаи из своего личного опыта, похожие на то, что происходило с протагонистом.

    В результате он чувствует себя увереннее, зная, что неодинок со своими проблемами, что другие тоже могут испытывать подобные трудности и вследствие этого они способны к сопереживанию и пониманию его ситуации.

    Сцена - это место в пространстве, где разворачивается действие. Часто психодраму применяют в специально организованных для этого театрах или приспособленных для игры кабинетах.

    Классической формой психодраматической сцены является сцена в Мореновском терапевтическом театре, в Беконе, штат Нью-Йорк. Она представляет собой трехъярусную конструкцию, над которой возвышается полукруглый балкон.

    Располагаясь на первом ярусе, протагонист и ведущий психодрамы оказываются вне групповой ситуации, попадают непосредственно в пространство психодрамы. На втором ярусе, где они сидят друг перед другом или прохаживаются по сцене, происходит вступительная беседа, при этом группа в той или иной степени исчезает из поля зрения протагониста. На третьем ярусе может осмысливаться и эмоционально переживаться уже разыгранная сцена, которая затем может плавно перейти в другую. Само психодраматическое действие разыгрывается на третьем ярусе, на круглой платформе, которая насчитывает 4 м в диаметре.

    Балкон служит для конкретизации различного пространственного опыта, например взлета или падения, подъема или спуска, вскарабкивания или соскальзывания.

    Если же нет подобной сцены, то вместо нее может быть использовано любое пространство в кругу группы. Оно должно быть достаточно велико, чтобы протагонист и антагонист имели простор для психодраматического действия, а само помещение должно иметь правильные пропорции.

    Слишком маленькие помещения ограничивают свободу перемещения исполнителей, слишком большие - отрицательно сказываются на групповом чувстве, слишком светлые, невыразительные непригодны для изображения драматичных воображаемых или исполненных теплыми человеческими чувствами сцен. Если нет цветовых возможностей освещения, то освещение можно варьировать с помощью оконных штор и переносных ламп. В качестве реквизита используются простые для транспортировки стулья с небольшим столиком.