Можно ли с платки перевестись на бюджет. Как перевестись с контракта на бюджет или "я знаю точно невозможное - возможно"


Самых активных людей, желающих перевестись, было в группе двое: я и одногруппник.
Мы начали писать заявления после первой же сессии, в то время как по Уставу вас могут перевести не раньше второй положительно закрытой сессии (т.е. не раньше первого курса). Тем не менее моя зам. декана лично посоветовала писать заявления с первой сессии (и несмотря на оценки), и только сейчас я осознаю, что причиной этого было ее понимание, что к этим заявлениям никто никогда не прикоснется, а не желание помочь. Также Устав гласит, что должна быть информация по бюджетным местам, вновь выделенным направлению (факультету) или освободившимся, рейтинги студентов-платников, на основании которых осуществляется перевод. Сразу оговорюсь, не знаю как дела на других фак-ах, но конкретно на моем родном У никаких рейтингов и информации о местах нет и не было.
Начну расписывать по семестру как складывалась ситуация.
1 сессия: я – все 5 и только одна 3 по матану. Одногруппник – все 5.
Написали заявления, мол просим перевести такого-то студента с платной на бюджетную форму обучения. Отдали зам. декану, больше нас ничего не просили прикладывать и предоставлять, да и вообще не шли на контакт с нами, только повторяли: «пишите заявление, кладите, уходите, будут места – переведут».
2 сессия: я - все 5 и только одна 3 по матану. Одногруппник – оценки 4 и 5.
Ситуация не меняется, заявления берут и больше ничего.
3 сессия: я - все 5 только одна 3 по матану. Одногруппник – оценки 4 и 5.
Наши заявления продолжают оставаться без ответа. Тем временем из группы по собственному желанию уходит один человек-бюджетник, что естественно еще больше подогрело мое желание перевестись. Также я понимала и боялась, что даже если что-то и выгорит, то вряд ли в мою пользу, т.к. о переводе с тройками по Уставу не может быть и речи. Но будучи активисткой, я не сдавалась.
4 сессия: я - все предметы на 5, да-да, даже по матану. Одногруппник - 4 и 5.
Тут я почувствовала полное право за собой добиваться перевода. Я начала читать Устав, искать информацию. Мои заявления перестали быть безликими, я стала прикладывать ксерокопии зачетной книжки, в заявлении указывать, что я принимаю участие во многих студенческих мероприятиях, являюсь старостой и тд и тп.
Но все равно попытки донести заявление до кого-то не приносили успеха. Желание было уже не перевестись, а хотя бы просто добиться внимание к проблеме и получить информацию по таинственным свободным местам.
5 сессия: я - все 5. Одногруппник - оценки 4 и 5.
Не знаю, писал ли он в этом семестре заявление, но я пошла дальше. Я проконсультировалась с преподавателем права в МИФИ (спасибо Вам. Он посоветовал посылать заказным письмом или добиваться, чтобы на заявлении поставили отметку о том, когда оно принято, кем, в течение какого срока подлежит рассмотрению, и что в связи с отсутствием обратной связи я имею право обращаться к Стриханову с проблемой. Также спасибо за моральную поддержку Мифическому Боту;)
Что я и сделала. Естественно меня еще в приемной Стриханова развернули, но хотя бы развернули к Путилову (проректор), что было уже успехом. Я пошла к нему. Он прочел, но брать отказался, сославшись на то, что нет мест и вообще я ему мешаю. Я начала добиваться от него информации о том, как и кому отдавать заявление, где информация по бюджетным местам, почему мое заявление не рассматривают и что я буду посылать его заказным письмом и после подавать в суд. Естественно это его немного насторожило.
Он меня отправил к какому-то мужчине по учебной части (не помню фамилию, но сидит он на втором этаже, правое крыло, худого телосложения). Он мне долго и упорно пытался объяснить систему распределения бюджетных мест между факультетами, получалось у него это плохо и вынесла я из этого крайне мало. Отправил меня в деканат, оставить заявление там. В деканате сказали идти к Путилову. Я сказала, что я только оттуда. Отправили к зам. декану; она отправила в деканат. Тут мое сердце не выдержало и я начала истерить. Сказала, что не сдвинусь с места, пока мое заявление не подпишут и не рассмотрят. Стена рухнула. Она сказала, что сейчас мое заявление примут, будет назначена комиссия о рассмотрении всех заявлений и выбора лучшего студента по рейтингу. Созвонилась с деканатом, где приказала меня все же принять и положить отдельно мое заявление.
На этом моменте моя духовная связь с заявлением обрывается. Я плохо поняла в итоге кто, как и через кого договаривался о переводе. Но знаю одно: комиссия, которая должна абсолютно после каждой сессии формироваться и рассматривать заявления студентов, так и не была созвана и вряд ли вообще созывается когда-либо. Все «рассматривается» одним человеком за всю «комиссию». И то опять же тогда, когда вы добились хотя бы этого. Потом ваше заявление лежит достаточно долго, вы, чтобы не упустить последний шанс, обязаны приходить в деканат каждую неделю, как минимум, и узнавать про комиссию, рассмотрели ли они и тд и тп.
После того как «они» рассмотрели заявление, а это может занять около месяца точно, выходит приказ о переводе, которое потом подписывается также очень долго (опять же около месяца).
Когда все было сделано, для меня осталось самое страшное, это пропустить документы через юр. отдел, который сверяет все данные по студенту с положениями Устава. Наличие тех троек могло все испортить. Но деканат был за меня, и в целом мои тройки были еле заметны в зачетке на фоне всех остальных пятерок. Поэтому чудом документы были одобрены.
Меня перевели на бюджет, вернули деньги за 5-ый семестр, в течение которого была эта вся канитель. Одногруппник переведен не был, т.к. и с заявлениями он никуда как я не бегал.
Резюме всей истории: учитесь хорошо, чтобы не было повода придраться к вам, но и при наличии троек не оставляйте попыток перевестись, если желание имеется. Никто не заинтересован в вашем переводе, в вас вообще никто не заинтересован. Даже впечатление, будто они держатся за вас как за «платника» не сложилось. Просто начинайте попытки со второй сессии, ходите по кабинетам и «долбите» их. Да, это очень мерзко и местами унизительно, но потерпите, это того стоит. Никто не хочет платить +/- 60 тыс. руб. за семестр, не получая при этом стипендии, так еще будучи не разгильдяем, а примерным студентом. И главное, делайте все, чтобы ваше заявление было подписано хоть одним лицом, которое тем самым берет на себя ответственность за ваш перевод. Этот человек начинает пугаться невозможности «ничегонеделанья» и подгонять остальных своих коллег.
Нетерпение к проблеме и труд все перетрут.


А вам удалось перевестись? Как это было?

Возможно ли это?

Стандартная ситуация – поступал на бюджет, недобрал пару баллов и поэтому вынужден учиться на платке. Насколько возможно в дальнейшем перевестись на бюджет и чем при этом следует руководствоваться?

Однозначного ответа на поставленный вопрос нет – все зависит от вуза, выбранной специальности и многих других факторов. Тем не менее, есть ряд общих моментов, на которые следует обратить внимание. Перечислим наиболее важные из них.

1. Все конкретные положения, касающиеся перевода, регламентируются внутренними документами вуза, и у каждого вуза свой подход к этому вопросу. Найти нужные для этого случая документы можно либо на сайте вуза, либо в учебной части.

2. В среднем по статистике с первых курсов бюджета отчисляется до 15-20% студентов. Таким образом, вероятность появления свободные бюджетных мест достаточно велика.

3. Важным обстоятельством является наличие вакантных мест именно на выбранной Вами специальности. Чтобы быть в курсе происходящего, желательно периодически заглядывать в деканат и интересоваться этим вопросом, конечно, не особо при этом надоедая.

4. Перевестись на бюджет, при желании, можно и на другую специальность. Главное, чтобы учебные программы не очень отличались друг от друга.

5. Перевод на бюджет, как правило, возможен со 2 курса. Раньше это сделать не получится, т.к. для осуществления перевода у деканата должны быть веские основания.

6. Для осуществления перевода необходимо подать в деканат соответствующее заявление. Только при его наличии этот вопрос может в дальнейшем рассматриваться.

7. При переводе студента, в первую очередь деканат обращает внимание на его успеваемость. Как правило, требуется, чтобы студент 3 или 4 семестра отучился на «хорошо» и «отлично».

8. Не исключено, что количество желающих учиться на бюджете будет превышать число вакансий. В этом случае, как правило, во внимание принимается рейтинг студента, а также такие факторы как отсутствие дисциплинарных взысканий, активное участие в общественной (научной, спортивной, культурной) жизни вуза, рекомендация студенческой совета или любой другой организации студенческого самоуправления.

9. Обязательным условие перевода является отсутствие задолженности по оплате обучения. Тем не менее, нет правил без исключений. Как показывает практика, некоторые вузы дают возможность студенту перевестись на бюджет, если изменение семейных обстоятельств привело к отсутствию возможности дальнейшей оплаты обучения.

И последнее. Как гласит русская пословица – «Под лежащий камень вода не те течет». Именно этим подходом следует руководствоваться, если хочешь учиться на бюджете. Не такая уж тяжелая эта задача, как может показаться на первый взгляд.

Если абитуриент не проходит на бюджетное место, но проходит по общему конкурсу, то ему предлагается заключить договор, по которому его принимают на обучение на коммерческой основе. То есть студент будет обязан до определённой университетом или факультетом даты, своевременно вносить определённую соглашением сумму денежных средств за каждый семестр обучения через кассы учебного заведения. Вот казалось бы и всё - человек будет обречён платить за свою учёбу до самой защиты диплома. Однако, это не совсем так. Существуют пути решения данной проблемы. Вопросом о том, как перевестись с платного на бюджет следует задаваться, начиная с первого же семестра. В большинстве вузов механизм перевода отработан на протяжении долгих лет.

Платное обучение в вузе основано на договорной основе, поэтому при переводе на бюджет перво-наперво расторгается соглашение об оказании платных образовательных услуг. Главным критерием для перевода студента на бюджет является его успеваемость. В первую очередь, это отметки за время зачётной и экзаменационной сессии. Промежуточная успеваемость практически не влияет на изменение статуса "платника". Для того, чтобы иметь шанс для перехода на бесплатную основу, первую сессию нужно однозначно сдавать без отметок "удовлетворительно" - только на "хорошо" и "отлично". Желательно выложиться по максимуму, ведь, чем выше будут оценки, тем больше в глазах деканата своего факультета студент заслуживает того, чтобы не платить на образование.

В некоторых учебных заведениях возможно перевестись на бюджетное отделение уже после первой сданной на положительные отметки сессии. Это обычно происходит в том случае, если некоторые студенты, обучающиеся на бесплатной основе, не смогли закрыть все экзамены и зачёты, и попали в список на отчисление. Вместо тех, кого в итоге убрали из вуза, решением деканата, на их места будут переведены лица, лучше всех проявившие себя во время сдачи экзаменационной и зачётной сессий. То есть в начале второго семестра, такие студенты будут вызваны в деканат для расторжения договора и оформления стипендии. Всё это будет оформлено специальным приказом по факультету, который подтверждается печатью вуза и подписью его главы - ректора.

Но не всегда перевод осуществляется после первой семестра. Возможно, что придётся хорошенько поработать и на летней экзаменационной сессии, а оплата учёбы да этого момента всё также должна будет осуществляться в срок. Если сдача экзаменов летом точно также, как и зимой, удалась успешно, то с нового учебного года деканат факультета не вправе отказать студенту-отличнику или хорошисту, в переходе на бесплатное обучение. Если всё же вторая сессия не прошла так, как хотелось бы, то можно постараться исправить положение, и попробовать пересдать неудачный предмет. Для этого необходимо подать заявление в деканат и договориться с конкретным преподавателем о пересдаче. Чаще всего, они идут на встречу таким учащимся.

Если всё же исправить удовлетворительные баллы и добиться положительного результата не удалось сходу, то придётся напрягаться и на втором, и последующих курсах. Если у студента есть твёрдое желание преодолеть свой статус "платника", то рано или поздно у него это всё равно получится. Видя подобное рвение учащегося, многие сотрудники вуза будут идти ему навстречу, и давать определённые поблажки на экзаменах. Вообще, хорошие отношения с преподавателями и активное участие в общественной жизни вуза тоже будут отличнейшим подспорьем для достижения данной цели. Образование на бесплатной основе - вещь вполне доступная для студента, который хочет по-настоящему добраться до неё. Ответственная работа во время семестра, а также достойные ответы на экзаменах являются залогом успеха.

Число бюджетных мест в вузах ограничено, и попасть на них не так-то просто. Однако, если вы – примерный студент, у вас есть шанс перевестись на «бюджет».

Приказ Минобрнауки РФ от 06.06.2013 № 433 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное» закрепляет право студента высшего учебного заведения на перевод с контрактной на бюджетную форму обучения. При этом порядок перевода на бюджет определяется уставом данного учебного заведения.

Подача заявления

Перевестись «с платного на бюджет» сразу после поступления нельзя. Для этого необходимо отучиться в данном вузе определенное время. Этот срок каждый вуз устанавливает самостоятельно, но в любом случае он составит не менее двух семестров. Это нужно для того, чтобы преподаватели смогли оценить вас как студента, и понять – заслуживаете ли вы права учиться на государственные деньги.

Итак, вы отучились минимально необходимое для перевода количество семестров. После этого требуется подать в учебную часть вашего факультета пакет документов:

1. личное заявление на имя ректора;

2. копию паспорта;

3. справки об успеваемости за время обучения либо копию зачетной книжки;

4. вашу характеристику, подписанную деканом факультета;

5. документы, подтверждающие наличие особых оснований для перехода (если они есть);

6. документы, подтверждающие отсутствие задолженности по оплате обучения в предыдущие годы.

Основания для перевода

Главное основание для вашего перевода –отличная успеваемость : сдача экзаменов на «хорошо» и «отлично», при том, что доля оценок «хорошо» не больше 25%.

Так же, в зависимости от устава вуза, могут рассматриваться такие показатели, как о тсутствие дисциплинарных взысканий, активное участие в научной, спортивной или культурной жизни вуза, рекомендация студенческой совета или любой другой организации студенческого самоуправления.

Существует и особое основание , которое равносильно отличной успеваемости, а в некоторых вузах и вовсе ставится на первое место при принятии решения о переводе на «бюджет». Таким основанием служит резкое снижение платежеспособности студента , связанное со смертью лица, оплачивающего его обучение (родителя, опекуна), ухудшением состояния его здоровья, потерей работы, разводом с супругом, оплачивавшим обучение и тому подобное. Если это случилось – необходимо предоставить в учебную часть соответствующий документ: свидетельство о смерти или о разводе, справку о регистрации плательщика в качестве безработного, сведения о доходах семьи студента по форме 2-НДФЛ.

Условия перевода

Одним из основных условий для перевода с контрактной на бюджетную форму обучения служит наличие свободных бюджетных мест на выбранном отделении.

Если такие места есть, решение о переводе студента на «бюджет» принимается ректором вашего вуза по согласованию с деканом и Ученым советом факультета, на котором вы учитесь.

При этом каждое учебное заведение самостоятельно определяет порядок действий, необходимых для осуществления перевода, и закрепляет его в локальном акте данного вуза. Однако, в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, решения о переводе студентов на бюджетную форму обучения принимаются не реже двух раз в год по окончании учебной сессии. При этом приказ ректора о переводе студента вступает в силу с первого дня следующего семестра.

Если число студентов-платников, желающих перевестись на «бюджет», превышает количество вакантных бюджетных мест, Ученый совет вправе предъявить к претендентам дополнительные требования и устроить конкурсный отбор. Список таких требований каждый вуз определяет самостоятельно. Это может быть как «конкурс зачеток» - то есть средний балл за все годы учебы в вузе, так и конкурс дополнительных показателей. В их числе:

посещаемость студентом лекций и семинаров;

итоги промежуточных аттестаций, которые складываются из результатов внутрисеместровых проверочных работ;

наличие/отсутствие оценок «удовлетворительно» за весь период обучения;

наличие/отсутствие благодарственных писем, грамот и прочих знаков отличия

Ложка дегтя

Вам повезло. Вы подали документы, успешно прошли конкурс и получили долгожданный перевод на бюджет. Не спешите радоваться. В некоторых вузах «бюджетики» оказываются в проигрышном положении по сравнению с «платниками». Вот рассказ об этом из первых уст.

Ольга Неверова , студентка одного из столичных вузов:

«После второго курса я перевелась на «бюджет». До этого мое обучение стоило 100 тысяч рублей в год, и родители решили: раз я теперь учусь бесплатно, эти деньги отдадут мне на карманные расходы. Папа так и сказал: «Заслужила!» Однако счастье мое было недолгим. Очень быстро выяснилось, что в нашем универе «бюджетники» - самая дискриминируемая часть студенчества. У нас было самое неудобное расписание. К нам сильнее всего придирались. Нас постоянно привлекали на общественные работы – от разбора бумаг в учебной части до мойки стен. Как сказали старшие товарищи – пожаловаться можно, и отказаться от работ тоже. Но все, кто жаловался и отказывался, вылетали из универа в ближайшую сессию. Поэтому, когда нам выдали план обязательных работ на каникулы – я написала заявление о переводе обратно на «платное».

Подробнее в источнике на

Процедура и условия перевода регулируются Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.06.2013 № 433.

Самым главным условием перевода является наличие свободного бюджетного места по соответствующему направлению подготовки и форме обучения на нужном курсе. Вакантное место может появиться в любое время учебного года: кто-то отчислился, перевелся на другой факультет или на заочную форму обучения. Соответственно, следует постоянно мониторить ситуацию с бюджетными местами: деканат должен предоставлять интересующую вас информацию. К сожалению, далеко не всегда студентов информируют своевременно, однако есть возможность следить за количеством свободных мест на официальном сайте вуза.

Другими условиями для подачи заявления о переводе является отсутствие у студента текущей академической задолженности, дисциплинарных взысканий, а также долгов по оплате обучения.

Кто может претендовать на бюджетное место

Согласно приказу Минобразования, на перевод имеют право:

  1. Студенты, сдавшие не менее двух сессий подряд на «отлично» или «хорошо» и «отлично». Однако пятерок в зачетке хорошистов должно быть не менее 75% от общего числа оценок (учитывая отметки за курсовые работы и практику). В разных вузах требуемый период учебы без троек может отличаться, но не превышает четырех сессий подряд. Единственная оценка «удовлетворительно» лишит вас возможности подать заявление о переводе на бюджет. Поэтому есть смысл попросить преподавателя поставить «неуд», а потом этот экзамен пересдать. Все «хвосты» претендующим на перевод необходимо ликвидировать как можно быстрее.
  2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
  3. Граждане РФ в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя − инвалида I группы, если среднедушевой суммарный доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Этот пункт может помочь и тем студентам, которые претендуют на бюджетное место на основании хорошей успеваемости. Справка из соцзащиты станет бонусом, способным решить вопрос в вашу пользу.
  4. Студенты, потерявшие в период обучения одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя).

Пакет документов

Для того чтобы внести свою кандидатуру в список претендентов на бюджетное место, нужно:

− представить в деканат соответствующее заявление;

− подтвердить право на перевод. Отличнику или хорошисту необходимо сделать ксерокопию зачетной книжки и заверить ее в деканате (должна стоять печать учебного заведения и подпись декана); тому, кто потерял родителя или малоимущему - соответствующие справки и документы из соцзащиты;

− подготовить документы, подтверждающие особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности образовательной организации (дипломы, грамоты, благодарности - при наличии);

− характеристику, которая составляется деканом или его заместителем по воспитательной работе, куратором группы;

Комиссия по переводу

Специальная комиссия, которая решает судьбы студентов, обычно собирается дважды в год. Чаще всего это происходит в августе-сентябре и феврале-марте − по итогам экзаменационных сессий. Точную дату лучше уточнить в деканате или на сайте.

Для претендентов на бюджет это очень важный момент, так как сбор и подпись необходимых документов занимает определенное время. Справки из соцзащиты лучше начать собирать за несколько месяцев до сдачи. Если вы пропустите время, когда собиралась комиссия или не успеете представить все документы, вам придется ждать еще полгода, а значит, и платить еще за один семестр.

Если претендентов больше, чем вакантных мест, комиссия по переводам может назначить дополнительные испытания в виде экзамена или же распределить имеющиеся места в соответствии с поданными документами. По закону, приоритет отдается в первую очередь отличникам, затем − сиротам и студентам, имеющим только одного родителя − инвалида I группы.

При любых равных условиях предпочтение отдается студентам с лучшей успеваемостью.

Как вернуть деньги после перевода

Если вы успели оплатить следующий год или семестр обучения, и после этого вас перевели на бюджет, можно получить свои деньги назад.

Для возврата средств необходимо будет написать соответствующее заявление на основании перевода на бюджетную основу обучения, указав расчетный счет. Если год или семестр еще не успел начаться (вы оплатили авансом или перешли на бюджет во время каникул), то деньги будут возвращены в полном объеме. Если комиссия собиралась во время учебного процесса, то будет сделан перерасчет. Например, если приказ о переводе студента был подписан 11 апреля, то вернут средства только за период части апреля и до конца учебного года.