Несколько придаточных в сложноподчиненном предложении. Готовимся к ГИА «СПП с несколькими придаточными

Лекция 75 Типы подчинения придаточных

В настоящей лекции рассматриваются основные типы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

Типы подчинения придаточных

В настоящей лекции рассматриваются основные типы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

План лекции

75.1. Последовательное подчинение придаточных.

75.2. Однородное подчинение придаточных.

75.3. Параллельное подчинение придаточных.

75.1. Последовательное подчинение придаточных

В лекциях 73 и 74 мы говорили о сложноподчиненном предложении, о различных типах придаточных, но в основном обращали внимание только на предложения с одним придаточным. Гораздо чаще в текстах встречаются предложения из трех и более частей, в которых используется несколько придаточных.

В зависимости от того, каким образом эти придаточные присоединяются к главному, сложноподчиненные предложения (СПП) делятся на:

1) СПП с последовательным подчинением придаточных;

2) СПП с однородным подчинением придаточных;

3) СПП с параллельным подчинением придаточных;

4) СПП с различными типами подчинения придаточных.

Проанализируем предложение:

Стрелочками мы показываем, откуда именно мы задаем вопрос к придаточному (с конца предыдущей части, с начала или с середины). В данном предложении к обоим придаточным мы задаем вопрос с конца предыдущей части.

Рассмотрим еще несколько предложений с последовательным подчинением придаточных.

Из данной схемы видно, что вторая часть разрывает первую, так как вопрос задается с середины главного предложения.

Хочу обратить внимание еще на один тип сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением придаточных. Этот случай достаточно сложный, поэтому обратите на него особое внимание.

[Я подумал] 1 , (что впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки) 2 , (если в сию решительную минуту не переспорю старика) 3 .

Теперь попробуйте самостоятельно начертить схемы нескольких предложений. Для этого вам необходимо перетягивать различные элементы из нижнего поля в таблицу.

1) Она писала ему, что решилась ускорить свой отъезд из Дрездена, потому что здоровье ее тетки совершенно поправилось.

2) Мечику не верилось, чтобы Левинсон был действительно таким, каким изобразил его Чиж.

3) Она глядела на него, как смотрят на человека, в котором увидели то, чего давно ожидали.

75.2. Однородное подчинение придаточных

Об однородном подчинении придаточных мы говорит в том случае, если в сложноподчиненном предложении все придаточные

  • относятся к одному и тому же слову главной части,
  • являются однотипными,
  • связаны между собой бессоюзной или сочинительной связью.

Рассмотрим несколько примеров.

В других случаях однородный характер придаточных может быть не столь очевиден:

[Она пошла вместе с ним, довольная] 1 , (что угодила ему) 2 и (теперь может побыть на берегу и отдохнуть от нянченья наскучившего Павлика) 2 .

Между однородными придаточными стоит соединительный союз, но во второй придаточной опущено союзное средство (союз ЧТО), но он легко может быть восстановлен:

[Для средневекового читателя имеет по преимуществу значение], (чему посвящено произведение) и (кем оно создано).

А сейчас попробуйте из рассыпавшихся простых предложений собрать сложные с однородным подчинением придаточных. Обращайте внимание на смысл предложения.

75.3. Параллельное подчинение придаточных

Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных встречается в двух случаях:

  • если придаточные присоединяются к одному слову главной части, но являются разными по семантике ;
  • придаточные одинаковые по значению, но относятся к разным словам главной части.

Рассмотрим оба случая на примерах.

(Так как мы никогда не держали птиц) 1 , [то я понял] 2 , (что эта клетка принадлежит новому жильцу) 3 .

В этом предложении главной является вторая часть, оба придаточных зависят от одного и того же слова, но при этом являются разными по значению: 1 часть - это придаточное причины, а 3 часть - придаточное изъяснительное. Изобразим теперь это предложение схематично.

Обратите внимание на то, что схема очень похожа на схему сложноподчиненного предложения с однородными придаточными, но вопросы задаются при этом разные.

Теперь рассмотрим предложение с придаточными, одинаковыми по значению, но относящимися к разным словам главной части.

Оба придаточных в данном предложения являются изъяснительными, соединяются одинаковыми союзами, но при этом зависят от разных слов.

Укажите номера сложноподчиненных предложений с параллельным подчинением придаточных. В случае неверного ответа обязательно прочтите всплывающий комментарий.

Дата: 2010-05-22 10:47:52 Просмотров: 25390

Соединение предложений при помощи подчинительных союзов или союзных (относительных) слов. Макар и не заметил раньше, что на равнине как будто стало светать (Короленко).

Раз разные, то это параллельное подчинение. От одного предложения ставятся вопросы к придаточным или от разных? Среди предложений 712 найдите СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ с однородными придаточными (7) Артист же, вышедший на сцену, сам становится рабочим инструментом. Среди предложений 6 7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательной связью. Найдите СПП с последовательным подчинением придаточных 1.Вся трудность состоит в том, чтобы явилось зерно и чтобы оно попало в благоприятные условия.

Сложноподчиненное предложение

СПП - это предложение, части которого связаны подчинительными союзами.Подчинительные союзы - что, потому что, если, хотя, чтобы, как, когда, для того чтобы, так как и многие другие. СПП с запятой на стыке 2-х союзов имеет последовательное подчинение. От главного предложения к придаточному всегда даём вопрос. 3. Придаточное от главного всегда отделяется запятыми.

Комбинированное подчинение. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Следует иметь в виду, что при однородном соподчинении придаточных возможен пропуск союза или союзного во втором (третьем) придаточном.

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

Сложноподчинённые предложения усложнённой структуры

Гораздо чаще в текстах встречаются предложения из трех и более частей, в которых используется несколько придаточных. Стрелочками мы показываем, откуда именно мы задаем вопрос к придаточному (с конца предыдущей части, с начала или с середины). Из данной схемы видно, что вторая часть разрывает первую, так как вопрос задается с середины главного предложения. В данном примере однородность частей устанавливается просто: между ними стоит союз И, при этом в обеих частях повторяется союз КАК. Обратите внимание на пунктуацию при однородных придаточных. В предыдущих предложениях придаточные части присоединялись с помощью одинаковых союзов.

И в этот день, когда граф уже ушел, Александр старался улучить минутку, чтобы поговорить с Наденькой наедине (А. Гончаров). Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьезно учиться (Л.Н. Толстой).

Состоит из трёх обычных предложений: 1-ое — главное, другие — придаточные дополнительные. В данном предложении есть сочетание подчинительных союзов на стыке предложений 2 и 3 (что в том случае). Не считая того, сочинительный альянс а, который относится к предложению 6, стоит перед предложением 5, образуя сочетание союзов с подчинительным союзом в том случае (а в том случае). По общим правилам они должны делиться запятыми, однако дальше следует 2-ая часть двойного союза в том случае… Каковы правила постановки символов препинания в сложноподчинённом предложении? Каковы условия неотклонимого расчленения составного союза в сложноподчинённом предложении? Где отыскать упражнения по теме «Сложноподчинённые предложения»?

Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений). Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым). 2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных. 13. Проанализируйте сложные многочленные предложения с подчинительной связью. Пытаюсь привить любовь к сложным предложениям и детям. Говорю, что можно дать на разбор одно предложение и понять, насколько хорошо ученик знает Синтаксис.

Сначала потренируемся в составлении схем СПП с одной придаточной частью. Приставки в слове «позиция» уже содержат указание на место придаточной части в предложении. Поясним, что сложные предложения в тексте могут иметь различные случаи осложнения, и если вы не узнаёте их, то можете запутаться, поэтому мы будем пояснять эти осложнения в каждом примере. Если бы придаточных частей с аналогичным строением было бы более двух, то один из союзов ЛИ был бы опущен, чтобы избегнуть повтора. Почему? Оттого, быть может, что эти люди были близки ей, из того же круга, что и она… И Воротов почувствовал страшную пропасть между собой и этим кругом. Переведены уже четыре книги, а Воротов не знает ничего, кроме слова «memoires», и когда его спрашивают об его научной работке, то он машет рукой и, не ответив на вопрос, заводит речь о погоде.

Обо всем этом вы узнаете на уроке. Упражнения, тесты и тренажеры нужно выполнить не только для того, чтобы усвоить тему, но и как средство повторения раздела «Сложноподчиненное предложение». Задаем вопрос от главной части: грустно думать о чем? что напрасно была нам молодость дана. 1-е придаточное – изъяснительное. Еще один вопрос от главного: жажды какой? которая сжигает меня – придаточное определительное. Но вопрос уже задаем от придаточного меры и степени. Задаем вопросы: какой тот? кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом – придаточное местоименно-определительное. Следующий вопрос: может считать свою молодость бесследно потерянной несмотря на что? как бы весело она ни прошла – придаточное уступки.

Многочленные сложноподчиненные предложения (с несколькими придаточными)

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

План

1. Многочленные СПП с придаточными, относящимися к одному главному:

а) однородное соподчинение придаточных;

б) неоднородное соподчинение придаточных.

2. Многочленные СПП с последовательным подчинением.

3. Знаки препинания в СПП.

4. Синтаксический разбор многочленных СПП.

Литература

1. Валгина Н.С Синтаксис современного русского языка: [Учеб. для вузов по спец. «Журналистика»] / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 1991. – 431 с.

2. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В.А. Белошапкова, В.Н.Белоусов, Е.А. Брызгунова. – М.: Азбуковник, 2002. – 295 с.

3. Поспелов Н.С. Сложноподчиненное предложение и его структурные типа / Н.С. Поспелов // Вопросы языкознания. – 1959. ‑ №2. – С. 19-27

Сложноподчинённые предложения могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов :

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению (однородного и неоднородного, т. е. параллельного подчинения);

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе – к первому придаточному и т. д. (последовательное подчинение).

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением придаточных.

При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главной части или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.



Например:

[Я пришёл к тебе с приветом, рассказать что? ], (что солнце встало ), (что оно горячим светом по листам затрепетало ). (А. Фет.)

[Тот , (кто жизнью живёт настоящей ), (кто к поэзии с детства привык ), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык ]. (Н. Заболоцкий.)

[В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места какие? ], (где она родилась ) и (где так памятны были месяцы детства ).

В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз.

Например: (Если будет вода ) и (в ней не будет ни одной рыбки ), [я не поверю воде ]. (М. Пришвин.) [Вздрогнем ], (если вдруг взметнётся птица ) или (лось протрубит вдалеке ). (Ю. Друнина.)

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая - к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Например: (Когда у меня в руках новая книга ), [я чувствую ], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное ). (М. Горький.)

(Если мы обратимся к лучшим образцам прозы ), [то убедимся ], (что они полны подлинной поэзии ). (К. Паустовский.)

[Из мира, (который называется детской ), дверь ведет в пространство ], (где обедают и пьют чай ) (Чехов).

II. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.

К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ], (так как боялись отца ), (который тоже был несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать ). (Н. Гоголь)

Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

Например: [Вода обрушилась так страшно ], (что , (когда солдаты бежали внизу ), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.

Например: (Когда бричка выехала со двора ), [он (Чичиков ) оглянулся назад и увидел ], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать ), (куда гость поедет ). (Гоголь)

Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.

Лекции №10-11

Многочленные сложноподчиненные предложения (с несколькими придаточными)

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

План

1. Многочленные СПП с придаточными, относящимися к одному главному:

а) однородное соподчинение придаточных;

б) неоднородное соподчинение придаточных.

2. Многочленные СПП с последовательным подчинением.

3. Знаки препинания в СПП.

4. Синтаксический разбор многочленных СПП.

Литература

1. Валгина Н.С Синтаксис современного русского языка: [Учеб. для вузов по спец. «Журналистика»] / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 1991. – 431 с.

2. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В.А. Белошапкова, В.Н.Белоусов, Е.А. Брызгунова. – М.: Азбуковник, 2002. – 295 с.

3. Поспелов Н.С. Сложноподчиненное предложение и его структурные типа / Н.С. Поспелов // Вопросы языкознания. – 1959. ‑ №2. – С. 19-27

Сложноподчинённые предложения могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов :

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению (однородного и неоднородного, т. е. параллельного подчинения);

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе – к первому придаточному и т. д. (последовательное подчинение).

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением придаточных.

При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главной части или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.



Например:

[Я пришёл к тебе с приветом, рассказать что? ], (что солнце встало ), (что оно горячим светом по листам затрепетало ). (А. Фет.)

[Тот , (кто жизнью живёт настоящей ), (кто к поэзии с детства привык ), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык ]. (Н. Заболоцкий.)

[В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места какие? ], (где она родилась ) и (где так памятны были месяцы детства ).

В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз.

Например: (Если будет вода ) и (в ней не будет ни одной рыбки ), [я не поверю воде ]. (М. Пришвин.) [Вздрогнем ], (если вдруг взметнётся птица ) или (лось протрубит вдалеке ). (Ю. Друнина.)

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая - к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Например: (Когда у меня в руках новая книга ), [я чувствую ], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное ). (М. Горький.)

(Если мы обратимся к лучшим образцам прозы ), [то убедимся ], (что они полны подлинной поэзии ). (К. Паустовский.)

[Из мира, (который называется детской ), дверь ведет в пространство ], (где обедают и пьют чай ) (Чехов).

II. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.

К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ], (так как боялись отца ), (который тоже был несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать ). (Н. Гоголь)

Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

Например: [Вода обрушилась так страшно ], (что , (когда солдаты бежали внизу ), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.

Например: (Когда бричка выехала со двора ), [он (Чичиков ) оглянулся назад и увидел ], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать ), (куда гость поедет ). (Гоголь)

Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.

Придаточная в СПП не обязательно должна быть одна. Их может быть и несколько. Тогда стоит рассмотреть все варианты того, какие отношения складываются между придаточными предложениями и главным.

Стоит еще уточнить, схема сложноподчиненного предложения может быть не только линейной (горизонтальной ), как в примерах выше. Для того чтобы наглядно продемонстрировать зависимые отношения между главным предложением и несколькими придаточными, лучше подходят блок-схемы (вертикальные ).

Итак, для нескольких придаточных возможны такие случаи:

    Однородное подчинение. Все придаточные предложения относятся к главному (или к какому-то слову в его составе). Кроме этого они отвечают на один вопрос. И между собой придаточные связаны по тому же принципу, что и однородные члены предложения.

Дети притопывали ногами от нетерпения и не могли дождаться, когда же уже пора будет отправляться, когда же они, наконец, увидят море, когда все смогут вдоволь набегаться по берегу.

    Параллельное подчинение. Все придаточные предложения относятся к главному. Но отвечают на разные вопросы.

Когда пришла ее очередь выбирать, Оля взяла ту коробку, которая первой попалась ей под руку.

    Последовательное подчинение. Одно придаточное предложение присоединяется к главному (его называют придаточным первой степени). Другое придаточное, второй степени, присоединяется к придаточному предложению первой степени. Кстати, при этом виде подчинения одно придаточное может быть включено в состав другого.

Ребята решили, что все вместе сами справятся со сложной задачей, которую мужественно решил взвалить на свои плечи Миша.

Схема разбора сложноподчиненного предложения

Может возникнуть резонный вопрос, зачем же нужны все эти схемы СПП. У них есть как минимум одно прикладное назначение – обязательной частью синтаксического разбора сложноподчиненного предложения является составление его схемы.

Кроме того, как раз схема сложноподчиненного предложения поможет правильно проанализировать его для разбора.

Схема разбора СПП включает следующие пункты-задачи:

    Определить, каким предложение является по цели высказывания: повествовательным, вопросительным или побудительным.

    Каким – по эмоциональной окраске: восклицательным или невосклицательным.

    Чтобы доказать, что предложение именно сложное, нужно определить и обозначить грамматические основы.

    Обозначить, какой вид связи частей сложного предложения присутствует: союзная связь, интонация.

    Указать тип сложного предложения: сложноподчиненное предложение.

    Указать, сколько простых предложений входит в состав сложного, какими средствами присоединены придаточные предложения к главному.

    Обозначить главную и придаточную части. В случае сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными следует обозначить их цифрами (степени подчинения).

    Указать, с каким словом в главном предложении (или со всем предложением) связано придаточное предложение.

    Отметить способ связи предикативных частей сложного предложения: союз либо союзное слово.

    Если они имеются, обозначить в главной части указательные слова.

    Указать тип придаточного: изъяснительная, определительная, присоединительная, обстоятельственная.

    И, наконец, составить схему сложноподчиненного предложения.