Никита кожемяка повесть временных лет. Никита кожемяка - русская народная сказка. Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю

Сказание о простом сыне ратника, который смог победить страшного печенежского воина, входит в состав «Повести временных лет». В нем речь идет о молодом юноше, который сумел победить печенежского силача. В сказании богатырь доказывает свою силу тем, что одерживает победу над страшным врагом, однако есть и другие варианты сюжета, описанного в «Повести».

Завязка

Время действия «Сказания о Кожемяке» - 992 год. Князь Владимир возвращается после победы над хазарами, однако внезапно с другой стороны реки Днепр объявляется войско ненавистных ему печенегов. Прежде чем вступить в бой, было решено провести схватку один на один. Если победит русский воин, то сражение будет отменено. Однако если победу одержит представитель печенежского войска, то противостояние будет длиться три года. По обоим берегам реки Трубеж встали противники.

Все ждали, когда же состоится этот решающий поединок, однако в войске князя Владимира не было ни одного подходящего молодца, который мог бы дать решительный отпор неприятелю. Князь начал глубоко горевать, однако к нему подошел ратник и сказал, что у них дома остался один младший сын, и он до такой степени силен и могуч, что как-то раз от ярости разорвал кожу, которую в тот момент мял.

Необычный сын ратника

«Сказание о Кожемяке» продолжается испытанием доброго молодца. Чтобы проверить его силы, устраивается бой удальца с яростным быком. Молодца доставляют в полк, и напускают на него животное, которого предварительно разъярили раскаленным железом. Сын ратника решил подпустить быка немного поближе к себе и разорвал его кожу по бокам вместе с кусками мяса. И вот начинается бой молодца с воином из войска печенегов. Русский молодец на вид серьезно проигрывал печенегу.

Но в тот момент, когда началась схватка, юноша удавил противника насмерть. Враги очень перепугались и разбежались в разные стороны. На том месте, где произошел главный поединок «Сказания о Кожемяке», князь Владимир решил основать город под названием Переяславль - именно так упоминается в бессмертной «Повести временных лет». И с той самой поры основным персонажем многих сказаний становится Никита Кожемяка, который, доказывая свою мощь и богатырскую удаль, разрывает одновременно несколько бычьих кож, сложенных в одну стопку.

Еще один вариант сказания

Со временем «Сказание о Кожемяке» было мифологизировано, и появился еще один его вариант - теперь уже с участием страшного Змея. Недалеко от Киева поселилось злое чудище. Оно перетаскало немало простого народу в свою берлогу, чтобы затем съесть. Оно также утащило и царевну, но поедать ее Змей не стал, а запер в своей берлоге. За царевной увязалась ее собачка. Когда Змей улетал, то пленница привязывала к ней маленькую записочку к отцу и матери. Собачка относила это послание и приносила на него ответ. Как-то раз родители написали царевне, чтобы она узнала у Змея, кто превосходит его по силе. Пленница стала допытываться у него, кто же сумеет его победить. Змей раскрыл тайну - это Никита Кожемяка. Сказание продолжается тем, что царевна привязывает к собачке записку с этой информацией и просит мать с отцом прислать богатыря на выручку.

Царь с царицей и богатырь

На поиски добра молодца царь с царицей отправились сами. Когда они его нашли, тот как раз мял 12 воловьих кож. Когда он увидел правителей, то испугался, и руки у него задрожали. От страха богатырь разорвал разом эти кожи. После этого Никита осерчал на то, что царь с царицей наделали ему столько убытку, и ни в какую не захотел идти спасать царевну. Тогда правители собрали 5 тысяч маленьких сирот, родители которых были съедены страшным змеем, и послали их умолять Кожемяку спасти народ. Тот сжалился и согласился.

Концовка

Этот вариант повести «Сказание о Кожемяке» продолжается тем, что Змей выходит на поединок с богатырем, однако, когда тот его почти что удушил, начинает просить пощады. Никита жалеет чудище, но сначала решает проложить границу: одной половиной будет владеть богатырь, а другой - Змей. Молодец мастерит соху, в которую запрягает Змея, и тот пропахивает гигантскую борозду. После того, как была разделена земля, решили делить и морские просторы. Никита загоняет Змея в глубокое Черное море, да там его и топит.

Текст «Сказания о Кожемяке» завершается тем, что богатырь возвращается, но ничего не просит у царя и царицы в качестве награды. Дочь возвращается к своим родителям. Говорят, что до сих пор та борозда, которую прокопал Змей, стоит валом огромной высоты. Вокруг нее пашут крестьяне, однако ее саму не трогают в память о богатырском подвиге.

Герои «Сказания о Кожемяке»: Змей и Никита

Нужно отметить, что даже мифологизированный вариант этого сказания отражает реальную жизнь славян того времени. Ведь набеги хазар с захватом пленников (а также дальнейшей перепродажей их в качестве рабов) были достаточно частым явлением. И поэтому Змей, хотя и является фантастическим существом, в то же время представляет собой собирательный образ врага. Он напоминает о реальных неприятелях. Разделение земли и воды, которое происходило между богатырем и Змеем является символом границы того времени, пролегавшей через Каспийское море. Исторически войны с хазарами закончились победой славян, поэтому сказание и имеет счастливый конец.

Богатыри стали упоминаться в летописях после того, как князь Владимир начал привлекать молодых воинов для охраны северных границ государства. Поначалу их насчитывалось порядка 2-3 тыс. чел. Но воспевать мощь богатырскую стали позднее, во времена монголо-татарского ига. Никита Кожемяка - это герой не только летописей, но и многих народных сказок. В «Сказании о Кожемяке» дается его описание. Он обладает невероятной силой. У доброго молодца мужественный характер, он способен постоять за свою родину, защитить слабых и спасти пленников. Только у него есть возможность справиться со страшным врагом, дать ему достойный отпор. Богатырь одет в белую рубаху с красной вышивкой. За плечами у него висят куски воловьих кож.

Отличия между былинами и летописями

В истории было немало переработок «Сказания о Кожемяке», краткое содержание которого было рассмотрено. Например, в бессарабском варианте также встречается силач Стефан Водэ, который вступает в поединок со злым и страшным Змеем. Однако между былиной и летописью существуют важные различия:

  • Герой былины - это обученный воин, а основной персонаж летописи - ремесленник из простого народа. Он одерживает победу над врагом лишь благодаря своим рукам, натруженным в течение долгих часов работы. Вспомним, что Никита Кожемяка был сыном простого ратника.
  • Летопись всегда привязывает разворачивающиеся события к определенному историческому событию (в данном случае, к конфликту славян с печенегами). В былинах такое не встречается. В летописи всегда указаны реалистичные факты, былина же наполнена волшебством.

В старые-старые годы невдалеке от Киева появился страшный змей. Много всякого народа из Киева потаскал змей в берлогу свою, потаскал и поел. Утащил змей этот и дочь царскую. Но не съел её, а крепко-накрепко в своей берлоге запер. Увязалась за царевной из дома маленькая собачка. Как на промысел змей улетит, царевна записочку к отцу, к матери напишет, привяжет записочку собачке на шею и домой её пошлёт. Собачка записочку отнесёт и ответ принесёт.

Вот как-то раз царь с царицей пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

Есть, - говорит змей, - в Киеве Никита Кожемяка - тот меня сильней.

Как ушёл на промысел змей, царевна к отцу, к матери записочку и написала: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее страшного змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручать.

Сыскал царь Никиту. И сам с царицей пошёл его просить выручить дочку их из неволи тяжёлой. В эту пору Кожемяка мял разом двенадцать кож воловьих. Как увидел Никита царя - испугался. Руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и убытку ему наделали. И сколько царь с царицей ни упрашивали его пойти царевну выручить, не пошёл.

Вот и придумал тогда царь с царицей собрать пять тысяч сирот малолетних - осиротил их лютый змей, - и послали их просить Кожемяку освободить всю землю русскую от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слёзы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, смолой её насмолил, весь пенькой обмотался и пошёл.

Подходит Никита к змеиной берлоге. А змей изнутри заперся, брёвнами завалился и к Никите не выходит.

Выходи лучше в чистое поле, а не то я всю берлогу твою размечу! - сказал Кожемяка змею и стал уже брёвна руками разбрасывать.

Увидел змей беду неминучую, некуда ему спрятаться от Никиты. Вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они бились, только Никита змея на землю повалил, и хотел его душить. Тут змей стал молить Никиту:

Не бей меня, Никитушка, до смерти, пощади! Сильнее нас с тобой на всём белом свете никого нет. Давай разделим весь свет поровну: ты в одной половине будешь владеть, а я - в другой.

Хорошо, - согласился Никита. - Только надо же прежде всего межу проложить, чтобы потом промеж нас споров не бывало.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в неё змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать. Та борозда глубиной в две сажени с четвертью получилась. Провёл Никита борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит змею:

Хорошо, землю мы с тобой разделили - давай теперь море делить. Чтобы спору промеж нас о воде не вышло.

Стали они воду делить - загнал Никита змея лютого в Чёрное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, Никита воротился в Киев. Опять кожи мять стал, за свой труд не взял ничего. Царевна же домой воротилась к отцу своему, к матери.

Говорят, борозда Никитина, кое-где и теперь по степи видна. Стоит она валом, сажени на две высотой. Мужички кругом пашут, а борозду не распахивают: на память её о Никите Кожемяке оставляют.

— КОНЕЦ —

Около тысячи лет назад стали появляться первые рукописи на Руси, авторами которых в основном были монахи - малочисленная рать грамотных людей. Одна из них, «Повесть временных лет», содержит описание истории славян, авторское отношение к происходившему.

Отражение жизненных событий

Никита Кожемяка - малолетний юноша-ремесленник, о котором говорилось в «Повести временных лет», в одиночном поединке с врагом-печенегом удавил его. "Сказание о Кожемяке" - это повествование о злом Змее, который регулярно забирал из каждого дома молодую красивую девушку и пожирал ее. Пришла очередь отдавать Змею царскую дочь.

"Сказание о Кожемяке" отражает события, происходившие в те времена в жизни славян и враждебных степняков-хазар. Довольно распространенным явлением был захват славян хазарами с последующей перепродажей их в рабство.

Змей - просто грабитель и захватчик, символизирующий хазар. Даже в финале "Сказание о Никите Кожемяке" напоминает о реальных отношениях с этим народом. Деление земли и воды поровну между Кожемякой и Змеем изображает таможенную службу хазар на берегу Каспийского моря. Такой метафорой автор передал постоянную угрозу для славян со стороны хазарских племен. Так как длительные войны славян с хазарами закончились победой первых, следует думать, что "Сказание о Кожемяке" отражает именно финал отношений, то есть победу в X - начале XI века.

Богатыри

Вообще, богатыри впервые упоминаются с того времени, как князь Владимир стал привлекать охочих северных людей для охраны славянских рубежей. Их насчитывалось около двух-трех тысяч. Правда, воспевать богатырскую силу и удаль стали намного позднее, во времена татаро-монгольского ига; тогда в русский язык пришло слово "богатырь" ("богатур").

Битва с печенегами

Сохранила два сказания: о юноше, побившем печенежского силача, и о белгородском киселе. В первом («Сказание о Кожемяке») речь идет о том, как в противостоянии русичей и печенегов решающую роль должен был сыграть поединок двух силачей. Это были события 992 года. Только закончив войну с хазарами, Владимир вернулся на родину, но тут с другой стороны Днепра появились ненавистные печенеги. Прежде чем начать схватку, решили провести бой один на один. В случае победы русского воина войну отменят, в случае победы печенега она продилтся три года. Противники встали по противоположным берегам Должен был состояться поединок, однако не находилось в стане Владимира удальца, готового сразиться с печенежским богатырем. Стал горевать Владимир, но подошел к нему ратник со словами, что остался у него дома младший сын, который до того силен, что однажды со злости разорвал пополам кожу, что в руках мял.

На вопрос о том, сможет ли он победить печенега, юноша попросил испытать себя, выведя на бой с разъяренным быком. Срочно доставили юношу в полк и напустили на него быка, разъяренного каленым железом. Юноша быка поближе подпустил да и вырвал с его боков клок кожи вместе с мясом. Начался бой. По сравнению с огромным и страшным печенежским воином очень проигрывал русский отрок. Однако, как только оба воина схватились, юноша удавил печенега насмерть. Перепуганные враги разбежались, а на месте боя Владимир основал город Переяславль. Так говорится в русском летописании "Повесть временных лет". "Сказание о Кожемяке" - одна из ее героических страниц.

С тех пор героем многих сказаний стал Никита Кожемяка, который в доказательство своей могучей силы разом разрывает несколько сложенных бычьих кож. Прошло время, и сюжет поединка Кожемяки с печенегом мифологизировали - теперь это была схватка со Змеем. Такие художественные переработки были не единичны. В бессарабском варианте Стефан Водэ также борется со Змеем (в первоначальной трактовке - с турком).

"Сказание о Кожемяке". Краткое повествование

Царская дочь, унесенная Змеем в свою пещеру, не была им съедена, как другие девушки, благодаря своей неописуемой красоте. Змей, вместо того чтобы съесть, взял ее в жены. Узнав от него, что сильнее Змея лишь некий юноша Никита Кожемяка, девушка передает эти сведения отцу, написав записку и привязав ее к шее собачки, что увязалась за нею. И тогда царь издает приказ разыскать Кожемяку и просить идти на бой со Змеем. Увидев, что к нему пришли царские посланцы, Кожемяка со страху разорвал двенадцать кож, которые мял в руках. Удрученный тем, что из-за этого понесет он огромный убыток, юноша сначала отказался спасать царевну. Тогда к нему привели сирот, оставшихся без родителей из-за проклятого Змея. Юноша, тронутый их горем, после недолгих приготовлений идет к Змею и убивает его. Таково сказание о юноше Кожемяке, победившем Змея.

Второй вариант

Другой пересказ содержит иную версию развития событий. Побежденный Змей просит у Кожемяки пощады и переделки земли, на что Никита соглашается. Запряженный в соху Змей начинает бороздить землю от города Киева и до моря Каспийского. Поделив землю, Змей решает поделить и море. Загнав змея на глубину, Кожемяка там его топит, тем самым освобождая народ от злодея. Согласно преданию, по сей день видны межи, проложенные Змеем. Люди их не трогают, оставляют на память о непобедимом Никите Кожемяке.

Различия между былинами и летописями

"Сказание о Никите Кожемяке" (в украинском варианте - о Кирилле Кожемяке) - это летопись. Хотя это герой не только летописей, но и былин. Между летописью и былиной есть и существенные различия, и сходные черты. Общее:

  1. Враг требует выставить молодца для поединка, а такового не находится.
  2. На поединок выходит не силач-богатырь, а малолетка-юноша.
  3. О юноше сообщает его отец.
  4. Враг - всегда богатырь великой силы и огромных размеров.
  5. Противник заранее торжествует победу, но оказывается побитым.
  1. Былинным героем является профессиональный боец, а героем летописи - простой ремесленник. Он одерживает победу только благодаря своим натруженным рукам.
  2. В летописи событие всегда привязано к историческому контексту. В былине этого нет.

ПИСЬ ­МЕН­НОСТЬ – со­во­куп­ность пись­мен­ных средств об­ще­ния, вклю­ча­ю­щих по­ня­тия си­сте­мы гра­фи­ки, ал­фа­ви­та и ор­фо­гра­фии ка­ко­го-ли­бо языка или груп­пы язы­ков, объ­еди­нён­ных одной си­сте­мой пись­ма или одним ал­фа­ви­том. (Боль­шая со­вет­ская эн­цик­ло­пе­дия, 1969–1978).

Пись­мен­ность – это ве­ли­кое изоб­ре­те­ние че­ло­ве­ка. Каж­дый народ стре­мил­ся к фор­ми­ро­ва­нию и раз­ви­тию сво­е­го род­но­го языка, к со­зда­нию пись­мен­но­сти.

До­ка­за­но, что пись­мен­ность на Руси су­ще­ство­ва­ла и до при­ня­тия хри­сти­ан­ства, но это было при­ми­тив­ное пись­мо: вы­ре­за­ли знаки на де­ре­ве, а также поль­зо­ва­лись гре­че­ски­ми и ла­тин­ски­ми бук­ва­ми. Но это было не очень удоб­но, так как эти буквы и знаки не пе­ре­да­ва­ли осо­бен­но­сти речи сла­вян (рис. 1).

Рис. 1. Пись­мен­ность сла­вян. «Го­ро­уш­на» – ам­фо­ра с древ­ней­шей рус­ской над­пи­сью

После при­ня­тия хри­сти­ан­ства (а это про­изо­шло в 988 году во время прав­ле­ния в Киеве князя Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­во­ви­ча) необ­хо­ди­мо было про­во­дить бо­го­слу­же­ние по свя­щен­ным кни­гам, но все они были либо на гре­че­ском, либо на ла­тин­ском или бол­гар­ском язы­ках. Эти языки были непо­нят­ны боль­шин­ству сла­вян, что вы­зы­ва­ло труд­но­сти во время про­ве­де­ния цер­ков­ной служ­бы.

На Русь были при­зва­ны бра­тья Ки­рилл и Ме­фо­дий, про­ис­хо­див­шие из знат­ной гре­че­ской семьи, про­жи­вав­шей в Ма­ке­до­нии в го­ро­де Са­ло­ни­ки. И вот в 863 году Ки­рилл с по­мо­щью сво­е­го брата Ме­фо­дия, а также уче­ни­ков со­ста­вил сла­вян­скую аз­бу­ку и пе­ре­вел на сла­вян­ский язык Еван­ге­лие, Апо­стол и Псал­тирь. Бра­тья мо­на­хи при­чис­ле­ны к лику свя­тых, а в Бол­га­рии даже есть орден их имени. 24 мая счи­та­ет­ся днем свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия и в нашей стране празд­ну­ет­ся как День сла­вян­ской пись­мен­но­сти и куль­ту­ры. С 1991 года этому празд­ни­ку при­дан ста­тус го­су­дар­ствен­но­го. В 1992 году в Москве был от­крыт па­мят­ник Ки­рил­лу и Ме­фо­дию на сла­вян­ской пло­ща­ди у под­но­жия его уста­нов­ле­на неуга­си­мая лам­па­да – знак веч­ной па­мя­ти. Как уже го­во­ри­лось, пер­вы­ми кни­га­ми, были пе­ре­вод­ные цер­ков­ные книги, а вот уже с один­на­дца­то­го века на Руси по­яв­ля­ет­ся своя соб­ствен­ная рус­ская ли­те­ра­ту­ра. Эти про­из­ве­де­ния пи­са­ли вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ные мо­на­хи или же знат­ные люди.

По­че­му по­яви­лась необ­хо­ди­мость в по­яв­ле­нии соб­ствен­ных про­из­ве­де­ний?

Цель древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры – по­учать, на­став­лять, вос­пи­ты­вать. На Руси были свои ве­ли­кие герои, на при­ме­ре ко­то­рых можно было учить бла­го­че­стию, с ко­то­рых можно было брать при­мер. Про­ис­хо­ди­ли зна­чи­мые ис­то­ри­че­ские со­бы­тия, о ко­то­рых долж­ны были знать ру­си­чи и гор­дить­ся ими, это вос­пи­ты­ва­ло пат­ри­о­тизм и же­ла­ние за­щи­щать ро­ди­ну, от­дать за нее жизнь. Древ­не­рус­ская ли­те­ра­ту­ра про­су­ще­ство­ва­ла вплоть до конца сем­на­дца­то­го века.

На вы­со­ком бе­ре­гу Дне­пра сто­я­ла сто­ли­ца древ­ней Руси – Киев. Зо­ло­тые ку­по­ла бе­ло­ка­мен­ных хра­мов воз­вы­ша­лись и над избой бед­ня­ка, и над кня­же­ски­ми па­ла­та­ми. Въез­жа­ли в город через Зо­ло­тые во­ро­та. Во вре­ме­на прав­ле­ния Яро­сла­ва Муд­ро­го Киев стал куль­тур­ным цен­тром древ­ней Руси. Князь много читал и при­гла­шал к себе кни­го­пис­цев, ко­то­рые пе­ре­во­ди­ли с гре­че­ско­го, бол­гар­ско­го, ла­тин­ско­го язы­ков на рус­ский раз­лич­ные книги. Тогда же стали со­зда­вать­ся ле­то­пи­си.

ЛЕ­ТО­ПИСЬ – это опи­са­ние ис­то­ри­че­ских со­бы­тий по годам.

ЛЕ­ТО­ПИ­СЕЦ – со­ста­ви­тель ле­то­пи­си.

ЛЕ­ТО­ПИ­СА­НИЕ – со­став­ле­ние ле­то­пи­си.

Каж­дая ле­то­пись на­чи­на­лась со слов «В лето», а слово «лето» озна­ча­ет год, по­это­му мы и на­зы­ва­ем эти про­из­ве­де­ния ле­то­пи­ся­ми. Ле­то­пи­сец опи­сы­ва­ет со­бы­тия сво­е­го вре­ме­ни и про­шлых лет для того, чтобы люди знали, ка­ки­ми тру­да­ми и по­дви­га­ми со­зда­ва­лась наша земля, чтобы они лю­би­ли её и учи­лись на при­ме­ре про­шлых по­ко­ле­ний. Од­на­ко ле­то­пи­сец не толь­ко про­слав­лял за­щит­ни­ков ро­ди­ны, но и осуж­дал тех кня­зей, ко­то­рые под­ни­ма­лись про­тив своих бра­тьев.

Пер­вым ле­то­пис­цем был монах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Никон (рис. 2), его на­зы­ва­ли ве­ли­ким. В конце жизни, когда он стал игу­ме­ном Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря, он со­ста­вил ле­то­пись «Пер­вая ис­то­рия Рос­сии». Уче­ные счи­та­ют, что это был 1073 год. Труд его про­дол­жи­ли дру­гие ле­то­пис­цы, а в пер­вой чет­вер­ти две­на­дца­то­го века монах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Нестор (рис. 4) со­ста­вил «По­весть вре­мен­ных лет» (рис. 3), ве­ли­кое про­из­ве­де­ние древ­не­рус­ско­го ис­кус­ства. До нас дошла эта по­весть, пе­ре­пи­сан­ная и от­ча­сти до­ра­бо­тан­ная мо­на­хом Вы­ду­биц­ко­го мо­на­сты­ря Силь­ве­стром, по­это­му можно сде­лать вывод, что «По­весть вре­мен­ных лет» – это плод дол­гих тру­дов несколь­ких по­ко­ле­ний ле­то­пис­цев. На­зва­ние «По­весть вре­мен­ных лет» в науке за­кре­пи­лось в во­сем­на­дца­том веке, а до этого это про­из­ве­де­ние на­зы­ва­лось так «Се по­ве­сти вре­мен­ных лет, от­ку­да есть пошла Рус­ская земля, кто в Киеве начал пер­вым кня­жить и от­ку­да Рус­ская земля стала есть».

Рис. 2. Ле­то­пи­сец Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Никон

Рис. 3. По­весть вре­мен­ных лет

Рис. 4. Нестор-ле­то­пи­сец

«По­весть вре­мен­ных лет» на­чи­на­ет­ся от биб­лей­ско­го все­мир­но­го по­то­па, когда Ной рас­пре­де­лил тер­ри­то­рии земли между сво­и­ми сы­но­вья­ми. Тер­ри­то­рия, на ко­то­рой потом рас­про­стра­ни­лись сла­вян­ские пле­ме­на, была от­да­на Иа­фе­ту, то есть от Иа­фе­та и пошел род сла­вян. Далее идут за­пи­си о сла­вян­ских пле­ме­нах, об их про­ис­хож­де­нии, о тех тер­ри­то­ри­ях, на ко­то­рых они жили, о нра­вах и обы­ча­ях, рас­ска­зы­ва­ет­ся о пу­те­ше­ствии апо­сто­ла Ан­дрея по Руси и о воз­ник­но­ве­нии Киева.

Не толь­ко кня­зья, но и про­стые люди опи­са­ны в «По­ве­сти вре­мен­ных лет». Одним из таких ге­ро­ев яв­ля­ет­ся юноша Ко­же­мя­ка, так его звали, по­то­му что он за­ни­мал­ся вы­дел­кой кожи (для того чтобы кожа ста­но­ви­лась мяг­кой и эла­стич­ной, её долго раз­ми­на­ли).

СКА­ЗА­НИЕ – по­вест­во­ва­тель­но-жи­тий­ный жанр древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры в ки­ев­ский и нов­го­род­ский пе­ри­о­ды с ис­поль­зо­ва­ни­ем ис­то­ри­че­ских и ле­ген­дар­ных ма­те­ри­а­лов. (По­э­ти­че­ский сло­варь. – М.: Со­вет­ская Эн­цик­ло­пе­дия. Квят­ков­ский А. П., науч. ред. И. Род­нян­ская, 1966).

Про­чи­та­ем «Ска­за­ние о Ко­же­мя­ке»:

«В лето 992. Князь Вла­ди­мир толь­ко воз­вра­тил­ся с войны, как на­па­ли на Русь пе­че­не­ги. Вы­сту­пил Вла­ди­мир (рис. 5) про­тив них и встре­тил их на бе­ре­гу реки Тру­беж у брода. И стоял Вла­ди­мир на этой сто­роне, а пе­че­не­ги – на той, и не ре­ша­лись ни наши пе­рей­ти на ту сто­ро­ну, ни те – на эту.

Рис. 5. Ки­ев­ский князь Вла­ди­мир Свя­то­сла­во­вич (Вла­ди­мир Крас­ное Сол­ныш­ко)

И подъ­е­хал князь пе­че­неж­ский к реке, вы­звал Вла­ди­ми­ра и ска­зал ему: «Вы­пу­сти ты сво­е­го воина, а я – сво­е­го, пусть бо­рют­ся. Если твой муж бро­сит моего на землю, то не будем во­е­вать три года, если же наш муж бро­сит тво­е­го оземь, то будем разо­рять вас три года».

И разо­шлись. А Вла­ди­мир, вер­нув­шись в свой стан, по­слал гла­ша­та­ев со сло­ва­ми: «Нет ли та­ко­го мужа, ко­то­рый бы схва­тил­ся с пе­че­не­гом?» Но ни­ко­го не на­шлось.

На сле­ду­ю­щее утро при­е­ха­ли пе­че­не­ги и при­ве­ли сво­е­го мужа, а у наших не ока­за­лось. И стал ту­жить Вла­ди­мир, по­сы­лая по всему вой­ску сво­е­му. И при­шел к князю один ста­рый муж и ска­зал ему:

– Князь! Есть у меня один сын мень­шой дома. С са­мо­го дет­ства никто его не бро­сил еще оземь. Од­на­ж­ды я бра­нил его, а он мял кожу, так он рас­сер­дил­ся и разо­драл кожу ру­ка­ми.

Услы­шав об этом, князь об­ра­до­вал­ся и по­слал за ним. И при­ве­ли его к князю, и по­ве­дал ему князь все. Юноша ска­зал:

– Князь! Не знаю, могу ли я с ним бо­роть­ся – ис­пы­тай меня. Нет ли боль­шо­го и силь­но­го быка?

И нашли быка боль­шо­го и силь­но­го. И по­ве­лел он разъ­ярить его. При­жгли быка ка­ле­ным же­ле­зом и пу­сти­ли, и по­бе­жал бык мимо него, и схва­тил он быка рукою за бок, и вы­рвал кожу с мясом, сколь­ко рука за­хва­ти­ла. И ска­зал ему Вла­ди­мир: «Мо­жешь с ним бо­роть­ся».

На сле­ду­ю­щее утро при­шли пе­че­не­ги и стали звать: «Где же муж? Вот наш готов!» Был пе­че­нег очень велик и стра­шен. И вы­сту­пил муж Вла­ди­ми­ра, и уви­дел его пе­че­нег и по­сме­ял­ся, ибо был он сред­не­го роста. И раз­ме­ри­ли место между обо­и­ми вой­ска­ми, и пу­сти­ли их друг про­тив друга. И схва­ти­лись, и на­ча­ли креп­ко жать друг друга. И уда­вил юноша пе­че­не­жи­на ру­ка­ми до смер­ти. И бро­сил его оземь. Раз­дал­ся крик, и пе­че­не­ги по­бе­жа­ли, а рус­ские по­гна­лись за ними и про­гна­ли их.

Вла­ди­мир же рад был, и за­ло­жил город у брода того, и на­звал его Пе­ре­я­с­лавль, ибо пе­ре­нял славу отрок тот. И сде­лал его Вла­ди­мир ве­ли­ким мужем и отца его тоже. И воз­вра­тил­ся Вла­ди­мир в Киев с по­бе­дой и со сла­вой ве­ли­кой».

Мы видим: ста­рый муж и его сын – про­стые, не знат­ные люди.

По­че­му Вла­ди­мир вы­брал имен­но юношу Ко­же­мя­ку?

На­вер­ное, в первую оче­редь, по­вли­я­ла ис­то­рия отца о коже, ведь разо­рвать кожу прак­ти­че­ски невоз­мож­но, это может сде­лать толь­ко очень силь­ный че­ло­век. Ради по­бе­ды над вра­гом отец готов по­жерт­во­вать своим сыном, он любит его, гор­дит­ся им, но от­да­ет князю для по­дви­га во имя Ро­ди­ны. Ко­же­мя­ка не уве­рен, что может по­бе­дить пе­че­не­га, по­это­му про­сит ис­пы­тать его – в этом про­яви­лась и его храб­рость, и от­вет­ствен­ность.

Князь Вла­ди­мир, ста­рик отец и юноша Ко­же­мя­ка го­то­вы по­жерт­во­вать жиз­нью ради Ро­ди­ны, в этом про­явил­ся их пат­ри­о­тизм, пре­дан­ность род­ной земле, лю­бовь к ней и го­тов­ность к са­мо­по­жерт­во­ва­нию.

Ле­то­пис­цу было важно рас­ска­зать имен­но эту ис­то­рию как до­ка­за­тель­ство того, что на Руси есть ве­ли­кие герои, есть свои бо­га­ты­ри, не усту­па­ю­щие ге­ро­ям дру­гих на­ро­дов, про­дол­жа­ю­щие по­дви­ги слав­ных пред­ков.

В ле­то­пис­ном пре­да­нии есть одно су­ще­ствен­ное от­ли­чие от бы­ли­ны: в роли бо­га­ты­ря вы­сту­па­ет не про­фес­си­о­наль­ный воин, а про­стой ре­мес­лен­ник: он по­беж­да­ет бла­го­да­ря своим рукам, при­вык­шим мять кожу и по­то­му осо­бен­но силь­ным (впро­чем, в ле­то­пис­ном рас­ска­зе ре­аль­ная сила Ко­же­мя­ки явно пре­уве­ли­че­на - в духе былин или ска­зок). Самое глав­ное от­ли­чие от бы­ли­ны за­клю­ча­ет­ся в том, что в ле­то­пис­ной за­пи­си по­двиг без­вест­но­го от­ро­ка-бо­га­ты­ря со­от­не­сен с точно да­ти­ру­е­мым, ре­аль­но быв­шим ис­то­ри­че­ским со­бы­ти­ем и как бы под­твер­жден до­ку­мен­таль­но.

По­дроб­нее о Ки­рил­ле и Ме­фо­дии

Рис. 6. Ико­но­пис­ное изоб­ра­же­ние бра­тьев Ки­рил­ла и Ме­фо­дия

Из жиз­не­опи­са­ний со­зда­те­лей сла­вян­ской пись­мен­но­сти мы знаем, что бра­тья Ки­рилл и Ме­фо­дий (рис. 6) были родом из го­ро­да Со­лу­ни, сей­час это город Са­ло­ни­ки. Ме­фо­дий был стар­шим бра­том из семи бра­тьев, а Кон­стан­тин (впо­след­ствии Ки­рилл) – млад­шим. Кон­стан­тин по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние при дворе им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­но­по­ля: изу­чал бо­го­сло­вие и фи­ло­со­фию, его даже про­зва­ли фи­ло­со­фом, то есть муд­ре­цом. Он овла­дел несколь­ки­ми язы­ка­ми, по окон­ча­нии уче­ния был на­зна­чен хра­ни­те­лем биб­лио­те­ки, затем он стал учи­те­лем фи­ло­со­фии в Выс­шей Кон­стан­ти­но­поль­ской школе. Его ждала бле­стя­щая ка­рье­ра, но он пред­по­чел уда­лить­ся в мо­на­стырь.

Од­на­ко Кон­стан­ти­ну не уда­ва­лось много вре­ме­ни про­во­дить в уеди­не­нии – как луч­ше­го ве­ро­про­по­вед­ни­ка его часто по­сы­ла­ли в со­сед­ние стра­ны. По­езд­ки эти были успеш­ны­ми: од­на­ж­ды пу­те­ше­ствуя к ха­за­рам, Кон­стан­тин по­се­тил Крым, там он окре­стил около двух­сот че­ло­век, а также взял с собою от­пу­щен­ных на сво­бо­ду плен­ных гре­ков.

Но у Кон­стан­ти­на было сла­бое здо­ро­вье, и в сорок два года он силь­но за­бо­лел. Пред­чув­ствуя свой близ­кий конец, он при­нял мо­на­ше­ство и, как уже го­во­ри­лось, пе­ре­ме­нил свое мир­ское имя Кон­стан­тин на Ки­рилл.

После этого он про­жил еще пять­де­сят дней, про­стил­ся с бра­том и уче­ни­ка­ми и тихо скон­чал­ся че­тыр­на­дца­то­го фев­ра­ля 869 года.

Изоб­ра­же­ние ки­рил­ли­цы и гла­го­ли­цы

Ки­рилл и Ме­фо­дий со­зда­ли сла­вян­скую аз­бу­ку, хотя во­прос о том, кто же на самом деле, яв­ля­ет­ся со­зда­те­лем ки­рил­ли­цы оста­ет­ся нере­шен­ным. Было две сла­вян­ские аз­бу­ки – ки­рил­ли­ца (рис. 7) и гла­го­ли­ца (рис. 8). Гла­го­ли­ца, как по­ла­га­ют уче­ные, яв­ля­ет­ся более древ­ней. Гла­го­ли­ца не при­жи­лась на Руси, хотя была из­вест­на.

По­ла­га­ют, что Ки­рилл со­здал имен­но гла­го­ли­цу, а ки­рил­ли­че­ская аз­бу­ка, ко­то­рой мы поль­зу­ем­ся и по сей день, была со­зда­на одним из его уче­ни­ков, Кли­мен­том, ко­то­рый на­звал её ки­рил­ли­цей в честь сво­е­го учи­те­ля.

В ки­рил­ли­це сорок три буквы, часть ко­то­рых имеют чис­ло­вое зна­че­ние, то есть неко­то­рые буквы обо­зна­ча­ли числа. Ки­рил­ли­ца про­су­ще­ство­ва­ла прак­ти­че­ски без из­ме­не­ния до вре­мён Петра Ι, при нём были вне­се­ны из­ме­не­ния в на­пи­са­ния неко­то­рых букв, а один­на­дцать букв были во­об­ще ис­клю­че­ны из ал­фа­ви­та. В 1918 году ки­рил­ли­ца по­те­ря­ла еще че­ты­ре буквы: i(«и» с точ­кой), ѵ (ижицу), ѳ (фиту) и ѣ (ять).

Рис. 7. Ки­рил­ли­ца

В год 20…, в день…