Основная мысль рассказа отрочество толстой. Толстой «Юность» главные герои

Трилогия Л.Н. Толстого — удивительное произведение. Здесь взрослый мудрый человек писал о своем детстве, поэтому часто мысли главного героя нехарактерны для ребенка. Здесь мы слышим голос самого автора.
Эту трилогию очень тщательно продумывал. Ему было важно высказать свои мысли о русской жизни, о русском обществе, о литературе. Поэтому в этих произведениях все очень важно, нет ничего ненужного — Толстой продумал каждую деталь, каждую сцену, каждое слово. Его задача — показать развитие личности человека, становление его характера, убеждений. Мы видим главного героя, Николеньку Иртеньева, в разные периоды его жизни. Это детство, отрочество и юность. Толстой выбрал эти периоды потому, что они самые важные в жизни человека. В детстве ребенок осознает свою связь с семьей и миром, он очень искренен и наивен; в отрочестве мир расширяется, происходят новые знакомства, человек учится взаимодействовать с другими людьми; в юности происходит осознание себя уникальной личностью, выделение из окружающего мира. Все эти этапы проходит и Николенька.
Место действия писатель построил так, чтобы оно совпадало с его основной идеей. Действие первой книги происходит в усадьбе Иртеньевых — родном доме мальчика; во второй книге герой посещает много других мест; наконец, в третьей книге на первый план выходят взаимоотношения героя с внешним миром. И здесь очень важна тема семьи.
Тема семьи — это ведущая тема трилогии. Именно связь с семьей, с домом сильно влияет на главного героя. Толстой намеренно показывает в каждой части какое-нибудь печальное событие в семье Иртеньевых: в первой части умирает мать Николеньки, и это разрушает гармонию; во второй части умирает бабушка, которая была для Николеньки опорой; в третьей части появляется мачеха, новая жена отца. Так постепенно, но неминуемо Николенька входит в мир взрослых отношений. Мне кажется, что он ожесточается.
Рассказ в трилогии идет от первого лица. Но это пишет не сам Николенька, а уже взрослый Николай Иртеньев, который вспоминает свое детство. Во времена Толстого все воспоминания писались от первого лица. К тому же рассказ от первого лица сближает автора и героя, поэтому трилогию можно назвать автобиографической. Во многом в этой книге Толстой пишет о себе самом, о взрослении своей души. После выхода всей трилогии писатель признавался, что он отошел от своего начального замысла.
В трилогии перед нами проходят шесть лет из жизни Иртеньева, но они не описаны день за днем. Толстой показывает самые важные моменты судьбы мальчика. Каждая глава несет какую-то идею. Они следуют друг за другом так, чтобы передать развитие героя, его эмоции и чувства. Толстой так подбирает обстоятельства, чтобы они показывали характер героя ярко и сильно. Так, Николенька оказывается перед лицом смерти, и тут уж условности не имеют значения.
Толстой характеризует своих героев через описание внешности, манер, поведения, потому что так проявляется внутренний мир героев. Даже иностранный язык служит для характеристики героя: аристократы говорят на французском, учитель Карл Иванович говорит на ломаном русском и немецком, простые люди разговаривают на русском.
Все это позволило Л.H. Толстому осуществить анализ психологии ребенка и подростка. В трилогии постоянно сопоставляются внутренний мир человека и внешняя среда. Толстой блестяще раскрывает перед нами душу своего героя. Многие мысли Николеньки схожи с мыслями сегодняшних ребят. Я считаю, что эта трилогия может помочь им разобраться в себе.

Повесть «Отрочество» Л. Н. Толстого была написана в 1852 – 1853 годах, став вторым произведением в псевдо-автобиографической трилогии автора. Повесть относится к литературному направлению реализм. В «Отрочестве» Толстой описывает события из жизни подростка – как он реагирует на окружающий мир и что чувствует по отношению к близким людям. Вместе с главным героем читатель преодолевает сложный путь становления и взросления личности.

Главные герои

Николай (Николенька) Иртеньев – эмоциональный юноша, тонко переживающий свое отрочество, от его лица ведется повествование. На момент начала событий ему четырнадцать лет.

Володя (Владимир) – старший брат Николая, «был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях».

Бабушка Николая по матери – у нее жила семья Николая в Москве.

Другие персонажи

Отец Николая.

Катя (Катенька), Любочка – сестры Николая.

Карл Иваныч – первый гувернер в семье Николая.

Сен-Жером (St.-Jérôme) – француз, второй гувернер в семье Николая.

Маша – горничная двадцати пяти лет, нравилась Николаю.

Василий – портной, возлюбленный Маши.

Дмитрий Нехлюдов – приятель Владимира, а затем и близкий друг Николая.

Глава 1

Семья Николеньки переезжает в Москву. За четыре дня поездки мальчик увидел множество «новых живописных мест и предметов» . Когда извозчик позволил Николеньке некоторое время править лошадьми, он почувствовал себя совершенно счастливым.

Глава 2

В один из жарких вечеров в дороге их застала сильная гроза. Николенька восхищен и одновременно боится буйства стихии, его переполняют эмоции: «Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа» .

Глава 3

Сидя в бричке, Николенька и Катя обсуждают, что по приезде в Москву будут жить у бабушки. Мальчику кажется, что сестра отдаляется от них, на что Катя отвечает: «нельзя же всегда оставаться одинаковыми; надобно когда-нибудь и перемениться» .

Николенька впервые в жизни понимает, что есть и другая жизнь людей, которые даже не знают о существовании его семьи.

Глава 4

Семья Николеньки приехала в Москву. Увидев постаревшую бабушку, мальчик испытывает к ней сострадание. Отец практически не занимался детьми, живя во флигеле.

Глава 5

Николенька «был только годом и несколькими месяцами моложе Володи» , но именно в это время мальчик начинал понимать различия между ним и братом. Володя «во всем стоял выше» Николеньки, братья постепенно отдаляются друг от друга.

Глава 6

Николенька начинает обращать внимание на двадцатипятилетнюю Машу. Однако будучи очень стыдливым и считая себя уродливым, мальчик так и не решается к ней подойти.

Глава 7

Бабушка узнает о том, что мальчики игрались с порохом. Женщина считает, что это недочет воспитания и, уволив гувернера-немца Карла Иваныча, заменяет его «молодым щеголем французом» .

Главы 8-10

Перед отъездом Карл Иваныч рассказал Николеньке, что его судьба была несчастлива с самого детства. Гувернер был внебрачным сыном графа фон Зомерблан, поэтому отчим его не любил. В 14 лет Карла отдали учиться к сапожнику, а затем ему пришлось пойти в солдаты вместо брата. Мужчина попал в плен, откуда ему удалось сбежать. Затем Карл долгое время проработал на канатной фабрике, но, полюбив жену хозяина, сам покинул привычное место.

В Эмсе Карл Иваныч знакомится с генералом Сазиным, который помогает ему уехать в Россию. После смерти генерала его наняла гувернером мать Николеньки. За годы службы Карл Иваныч очень привязался к своим воспитанникам.

Глава 11

В день рождения Любочки к ним приехали «княгиня Корнакова с дочерьми, Валахина с Сонечкой, Иленька Грап и два меньших брата Ивиных» . С утра Николенька получает единицу по истории.

Глава 12

За обедом отец попросил Николеньку принести из флигеля конфеты для именинницы. В комнате отца мальчика привлек маленький ключик от портфеля. По неосторожности Николенька, закрывая замок, ломает ключик.

Глава 13

После праздничного обеда дети играют в игры. Николеньке все время попадаются в пару или сестра или некрасивые княжны, что вызывает у него досаду.

Глава 14

Гувернер Сен-Жером узнает о полученной мальчиком утром единице и велит ему идти наверх. Николенька показывает воспитателю язык. Возмущенный гувернер грозит наказать мальчика розгами, но Николай не только не послушался, но еще и ударил воспитателя. Сен-Жером запирает мальчика в чулане.

Глава 15

Сидя в чулане, Николенька ощущает себя очень несчастным. Мальчик представляет, будто он не сын своих родителей, и как будет плакать гувернер, если Николай вдруг умрет.

Главы 16-17

Всю ночь Николенька провел в чулане и только на другой день его перевели в маленькую комнату. Вскоре St.-Jérôme отвел мальчика к бабушке. Женщина заставляет внука попросить прощения у гувернера. Однако Николенька, расплакавшись, отказывается извиниться, чем доводит бабушку до слез.

Выбежавшего от бабушки мальчика встречает возмущенный отец – он заметил поломку ключа. Николай, жалуясь на гувернера, пытается все объяснить, но его рыдания переходят в конвульсии и он теряет сознание. Обеспокоенные здоровьем мальчика домашние простили его. Однако после случившегося Николай возненавидел Сен-Жерома.

Глава 18

Николенька наблюдает за «занимательным и трогательным романом» Маши и Василия. Дядя девушки запрещает им жениться, отчего влюбленные очень страдают. Николенька искренно сочувствовал печали Маши, но «никак не мог постигнуть, каким образом такое очаровательное создание, <…> могло любить Василья» .

Глава 19

Николенька много времени проводит в размышлениях о назначении человека, бессмертии души, человеческом счастье, смерти, идеях скептицизма.

Глава 20

Володя готовится к поступлению в университет. Николенька завидует брату. Володя отлично сдает экзамены, становится студентом. Теперь он «уже один в собственном экипаже выезжает со двора, принимает к себе своих знакомых, курит табак, ездит на балы» .

Глава 21

Николенька сравнивает Катеньку и Любочку, отмечая, как девочки изменились. «Катеньке шестнадцать лет; она выросла» , она кажется мальчику более «похожей на большую» . Любочка же совсем другая – она «во всем проста и натуральна» .

Глава 22

Отец Николая выигрывает крупную сумму, начинает чаще наведываться к бабушке. В один из вечеров, когда Любочка играла на фортепиано «мамину пьесу» Николенька особенно остро замечает сходство между сестрой и матерью.

Глава 23

Умирает бабушка. «Несмотря на то, что дом полон траурных посетителей, никто не жалеет о ее смерти» , кроме горничной Гаши. Через шесть недель стало известно, что свое имение бабушка оставила Любочке, назначив опекуном не отца, а князя Ивана Ивановича.

Глава 24

Николеньке остается несколько месяцев до поступления в университет на математический факультет. Он становится взрослее, начинает уважать гувернера. Николай просит у отца позволения на женитьбу Василия и Маши, и они женятся.

Главы 25-26

Николаю нравилось проводить время в обществе знакомых Володи. Внимание юноши особенно привлекает князь Дмитрий Нехлюдов, с которым у Николая завязываются дружеские отношения.

Глава 27

Николай и Дмитрий дают «себе слово никогда ни с кем и ничего не говорить друг о друге» . Юноша очень быстро перенял идеализированные взгляды Нехлюдова – считал возможным «исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастия людские» .

«А впрочем, Бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились?..»

Заключение

В повести «Отрочество» Толстой мастерски проанализировал и изобразил процесс взросления души главного героя. Отрочество Николая начинается после серьезной утраты – смерти матери, вслед за которой в жизни героя следуют не только значительные внешние (переезд в Москву), но и внутренние перемены. У героя меняется восприятие окружающего мира, он находится в постоянных размышлениях о смысле происходящего, старается познать все многообразие жизни. Через образ Николая автор передал тонкую психологию подростков, поэтому гениальное произведение остается актуальным и сегодня.

Тест по повести

Небольшой тест на знание краткого содержания повести Льва Толстого:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 1301.

В 1851 году состоялось путешествие Льва Николаевича Толстого на Кавказ. В этот момент там шли ожесточенные бои с горцами, в которых писатель принимал участие, не прерывая плодотворной творческой работы. Именно в этот момент Толстому пришла в голову идея создания романа о духовном росте и личностном развитии человека.

Уже летом 1852 года Лев Николаевич отправляет первую повесть «Детство» своему редактору. В 1854 году была напечатана часть «Отрочество», а через три года - «Юность».

Так и была оформлен автобиографическая трилогия, которая сегодня входит в обязательную школьную программу.

Анализ трилогии произведений

Главный герой

В основе сюжета жизнь Николая Иртеньева - дворянина из знатного рода, который пытается обрести смысл существования построить правильные отношения с окружающей средой. Характеристики главного героя довольно автобиографичны, поэтому процесс обретения духовной гармонии особенно важен для читателя, находящего параллели с судьбой Льва Толстого. Интересно, что автор стремится представить портрет Николая Петровича через точки зрения других людей, которых сводит с главным героем судьба.

Сюжет

Детство

В повести «Детство» Коленька Иртеньев предстает скромным ребенком, который переживает не только радостные, но и скорбные события. В этой части писатель максимально раскрывает идею диалектики души. При этом «Детство» не лишено силы веры и надежды на будущее, поскольку автор описывает жизнь ребенка с нескрываемым умилением. Интересно, что в сюжете нет упоминания о жизни Николеньки в родительском доме. Дело в том, что на формирование мальчика оказывали влияние люди, которые не относились к его ближайшему кругу семьи. В первую очередь, это гувернер Иртеньева Карл Иванович и его экономка Наталья Савишна. Интересными эпизодами «Детства» является процесс создания синего рисунка, а также игра в гребцов.

Отрочество

Повесть «Отрочество» начинается с мыслей главного героя, посетивших его после смерти мамы. В этой части персонаж затрагивает философские вопросы богатства и бедности, близости и утраты, ревности и ненависти. В этой повести Толстой стремится передать идею, что аналитический склад ума неизбежно уменьшает свежесть чувств, но при этом не мешает человеку стремиться к самосовершенствованию. В «Отрочестве» семья Иртеньева переезжает в Москву, а Николенька продолжает общаться с гувернером Карлом Ивановичем, получать наказания за плохие оценки и опасные игры. Отдельной сюжетной линией является развитие взаимоотношений главного героя с Катей, Любой, а также другом Дмитрием.

Юность

Финал трилогии - «Юность» - посвящен попыткам главного героя выбраться из лабиринта внутренних противоречий. Планы Иртеньева относительно нравственного развития рушатся на фоне праздного и мелочного образа жизни. Персонаж сталкивается здесь с первыми любовными тревогами, нереализованными мечтами, последствиями тщеславия. В «Юности» сюжет начинается с 16-го года жизни Иртеньева, который готовится к поступлению в университет. Герой впервые познает радость исповеди, а также сталкивается со сложностями в общении с друзьями. Толстой стремится показать, что жизнь сделала главного героя менее искренним и добрым по отношению к людям. Пренебрежение, горделивость Николая Петровича приводит его к отчислению из университета. Череда взлетов и падений не заканчивается, но Иртеньев принимает решение создавать новые правила благой жизни.

Трилогия Толстого была реализована с интересной композиционной задумкой. Автор следует не хронологии событий, а этапам становления личности и переломным моментам в судьбе. Лев Николаевич передает через основного персонажа базовые ценности ребенка, подроста, юноши. В этой книге есть и назидательный аспект, поскольку Толстой обращается ко всем семьям с призывом не упускать важнейшие моменты воспитания нового поколения.

По мнению многих литературоведов, это книга о важнейшей роли доброты, которая помогает человеку находиться вдали от жестокости и равнодушия, даже не смотря на серьезные жизненные испытания. При кажущейся легкости повествования и увлекательности сюжета в романе Толстого скрывается глубочайший философский подтекст - не скрывая моментов из собственной жизни, автор стремится ответить на вопрос, на какие вызовы судьбы приходится отвечать человеку в процессе взросления. Более того, писатель помогает читателю определиться, какой именно ответ нужно дать.

Его отец, брат Володя, сестра Любочка и гувернантка Мими со своей дочерью Катенькой уезжают из имения Петровского в Москву. Толстой описывает их долгую дорогу в бричке и карете, от одного постоялого двора к другому.

Глава II. В пути семью Иртеньевых застигает сильная гроза, которая возбуждает в душе Николеньки одновременно ужас и счастье.

Лев Николаевич Толстой. Фото 1897

Глава III. В дорожном разговоре с Катенькой Николенька вдруг узнаёт: та не слишком рада переезду в Москву. Девочка опасается, что она и её мать, люди бедные, не сойдутся и не уживутся с богатой бабушкой Иртеньевых. Разговор с Катенькой даёт Николеньке новый взгляд на разницу в общественном положении людей, о которой в детстве он и не задумывался.

Глава IV. Иртеньевы поселяются у бабушки в Москве. Вся семья поневоле держит себя здесь строже и церемоннее, чем в деревне.

Глава V. Николенька всё чаще замечает, что его старший брат Володя ведёт себя всё более по-взрослому. Между ними двумя образуется не существовавшая в детстве незримая черта. Николенька начинает даже ссориться с братом, подозревая, что тот глядит на него свысока, но эти ссоры быстро кончаются примирением.

Лев Толстой. Отрочество. Аудиокнига

Глава VI. Повзрослев и сам, Николенька впервые обращает внимание на то, что их красивая горничная Маша – не только слуга, но и женщина . Неравнодушен к Маше и Володя. Прячась под лестницей, Николенька становится свидетелем приставаний Володи к Маше на лестничной площадке.

Глава VII. Гувернантка Мими находит у Николеньки и Володи ружейную дробь. Думая, что это взрывоопасный порох, она жалуется на мальчиков их отцу и бабушке. Бабушка просит отца уволить неспособного воспитателя-немца Карла Ивановича и заменить его молодым, образованным французом.

Глава VIII. Расстроенный увольнением Карл Иванович, рассказывает Николеньке историю своей жизни – неизвестно, насколько правдивую, а насколько фантастическую. Он уверяет, что почти нищая мать родила его от графа фон Зомерблата, который потом пристроил её замуж за одного из своих бедных арендаторов. Отчим не любил Карла, отдавая всю заботу родному сыну, Иоганну. Карл чувствовал себя чужим в собственной семье. Когда был объявлен призыв в армию по случаю Наполеоновских войн , жребий идти на службу выпал Иоганну. Но никому не нужный в родном доме Карл сам вызвался заменить его.

Глава IX. Карл Иванович уверяет, что участвовал в знаменитых битвах под Ульмом, Аустерлицем и Ваграмом. При Ваграме он был взят в плен, однако один сердобольный французский сержант помог ему бежать. По дороге на Франкфурт Карл встретил хозяина канатной фабрики и понравился ему. Фабрикант поселил его у себя и дал ему работу. Но жена хозяина стала делать Карлу любовные предложения. Не желая делать зла своему благодетелю, он бежал из его дома.

Глава X. Карл пришёл в родной город и узнал, что его мать и отчим теперь держат питейную лавку. Родители не узнали его, когда он вошёл в их трактир и заказал рюмочку ликёра. Карл сообщил, кто он такой, и мать упала без чувств ему на руки. Но его счастье в родительском доме оказалось недолгим. Правительственный шпион подслушал в кофейне его вольные речи про политику Наполеона – и вечером пришёл его арестовывать. Карл Иванович сорвал со стены свою шпагу, ударил шпиона, выпрыгнул в окно и бежал в расположение русских войск, где его приютил генерал Сазин. Вместе с ним он потом приехал в Россию и начал там учить дворянских детей.

Глава XI. Новый гувернёр – строгий француз St.-Jérôme – делает Николеньке выговор за плохую учёбу у преподавателя истории Лебедева и грозит наказать, если он опять получит двойку. Однако Николенька не учит и нового урока. Рассерженный Лебедев ставит ему даже не двойку, а единицу.

Глава XII. В этот день отмечают именины Любочки. Отец, забывший в кабинете подарок – бонбоньерку, посылает за ней Николеньку со связкой ключей. Отперев в кабинете ящичек с бонбоньеркой, мальчик из любопытства открывает маленьким ключиком и отцовский портфель с документами. Однако при попытке закрыть его, ключик ломается и остаётся в замке портфеля. Николенька приходит в отчаяние из-за того, что к единице по истории добавилась ещё и эта, новая провинность.

Глава XIII. На обед к Иртеньевым приезжают дети-родственники. После обеда подростки затевают игру, в которой юные «дамы» выбирают себе «кавалеров». Некрасивого Николеньку почти никто из девочек не хочет выбирать. Его давнишняя любовь, Сонечка (см. главы XX-XXIV «Детства»), отдаёт предпочтение Серёже Ивину (см. главу XIX «Детства»). Николенька замечает, как они украдкой целуются – и негодует на изменницу Сонечку.

Глава XIV. К раздосадованному до глубины души Николеньке подходит St.-Jérôme. В наказание за единицу по истории он требует от него оставить общую игру и идти в свою комнату заниматься уроками. В сердцах Николенька отказывается уходить и показывает гувернёру язык. St.-Jérôme грозит ему розгами. Уже не владея собой, Николенька изо всех сил бьёт француза. Тот, как тисками, сжимает его руки, тащит вниз, запирает в чулане и приказывает дядьке Василию принести розги.

Глава XV. Запертый в чулане Николенька впадает в исступлённое полузабытье. Ему кажется, что окружающие специально сговорились мучить его – потому, что он, наверное, не настоящий сын своих родителей, а подкидыш, взятый из милости. Он мечтает посрамить своих недругов геройскими подвигами на войне и потом умолить, чтобы Государь разрешил ему убить St.-Jérôme. Николенька воображает, как к утру умрёт в чулане, а родственники будут жалеть, что довели его до смерти…

Глава XVI. Николеньку не выпускают из чулана целый день, хотя наказания розгами так и следует. Назавтра St.-Jérôme открывает дверь чулана и ведёт мальчика к бабушке. Та корит его за дерзкое поведение, требует извиниться перед гувернёром, но видя неудержимое и искреннее отчаяние внука, сама начинает плакать. Николеньку отпускают. На лестнице его хватает отец и строго спрашивает, как он смел открыть без спросу портфель с документами. Рыдания Николеньки переходят в конвульсии. Его относят в постель, и он засыпает до вечера.

Глава XVII. Проснувшись, Николенька пылает лютой ненавистью к легкомысленному и высокомерному St.-Jérôme, который так не похож на прежнего добродушного и простого учителя Карла Ивановича.

Глава XVIII. Горничная Маша тем временем без памяти влюбляется в лакея Василия. Однако их браку противится машин дядя, Николай, считающий Василия «человеком несообразным и необузданным ». С горя Василий время от времени запивает, и эти проявления тоски ещё усиливают любовь Маши к нему. Грустный Василий ходит посидеть к Маше в девичью, но оттуда его гонит другая горничная, Гаша. Жалея несчастных влюблённых, Николенька мечтает побыстрее вырасти и стать хозяином имения: тогда он разрешит своим крепостным Маше и Василию сыграть свадьбу и подарит им тысячу рублей.

Глава XIX. Перейдя из детского возраста в отроческий, Николенька начинает обнаруживать склонность к философским размышлениям о смысле жизни, о сущности счастья, о том, существуют ли предметы мира помимо нашего воображения. Он считает себя первооткрывателем многих давно известных мыслей о морали и бытии, но под конец запутывается в своих многосложных рассуждениях.

Глава XX. Старший брат Николеньки, Володя, прилежно занимается с учителями и вскоре с успехом сдаёт вступительный экзамен в университет. Черта, разделяющая уже почти взрослого Володю с Николенькой, становится теперь ещё заметнее. Володю посещают умные товарищи, с которыми он ведёт серьёзные разговоры. Между ним и Катенькой помимо детской дружбы появляются какие-то другие, таинственные отношения.

Глава XXI. Катенька и Любочка уже не девочки, а девушки. Обе они сильно меняется – внешне и внутренне. При этом резче проявляется разница их характеров. Любочка во всём проста и натуральна, Катенька же склонна к церемонности, жеманству и кокетству.

Глава XXII. С переходом от детства к отрочеству меняется и взгляд Николеньки на своего отца. Прежнее безусловное преклонение перед ним исчезает. Николенька начинает замечать, что у отца немало слабостей и недостатков.

Глава XXIII. Бабушка тяжело заболевает и вскоре умирает, оставив всё имение в завещании Любочке и поручив опеку до ее замужества не игроку-отцу, а князю Ивану Иванычу.

Глава XXIV. Николенька готовится поступать в университет. Науки даются ему легко. Николеньку ободряют и слова отца о том, что у него умная рожа . Горничной Маше наконец разрешают выйти замуж за Василия, и они венчаются.

Глава XXV. Из всех друзей Володю чаще всего посещают адъютант Дубков и князь Нехлюдов. Первый – человек ограниченный, но весёлый и самоуверенный. Нехлюдов, напротив, молчалив и стыдлив. Николеньке нравится его задумчивость. Он хотел бы сойтись с Нехлюдовым поближе, но тот поначалу не обращает на него сильного внимания.

Глава XXVI. Нехлюдов и Дубков заезжают за Володей, чтобы вместе с ним ехать в театр. Но у них на троих оказывается лишь два билета. Нехлюдов уступает Володе свой билет, а сам остаётся с Николенькой и заводит с ним разговор о самолюбии и других свойствах человеческой души. Николенькины рассуждения кажутся Нехлюдову весьма неглупыми. Оба они чувствуют немалого общего в своих характерах.

Глава XXVII. Нехлюдов и Николенька становятся друзьями. Чтобы устранить между собой всякую тень неоткровенности, они даже решают сознаваться друг другу в самых гадких мыслях, приходящих каждому в голову. Николенька ощущает некоторое превосходство Нехлюдова над собой, однако всё равно очень рад дружбе с ним.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека . Читайте также статью Толстой «Детство» – краткое содержание по главам . Ссылки на материалы о других произведениях Л. Н. Толстого - см. ниже, в блоке «Ещё по теме...»

Повесть «Отрочество» Льва Николаевича Толстого стала второй книгой в псевдоавтобиографической серии автора.

Она была напечатана в 1854 году. В ней описываются моменты, происходящие в жизни обычного подростка того времени: предательство и смена ценностей, первые любовные переживания и так далее. Итак, Лев Толстой, «Отрочество»: краткое содержание произведения.

Перемены в душе Николеньки после переезда в Москву

Как только Николенька приехал в Москву, он ощутил, что не только мир вокруг него изменился, но и он сам тоже. Мимо него не проходят ни слезы бабушки, горюющей после смерти дочери, ни ожесточение старшего брата Володи. Николенька завидует его внешней красоте, стараясь убедить себя в том, что внешность никак не влияет на личное счастье. Наш герой ссорится с братом, но находит в себе силы простить его. Все свои мысли Николенька прячет глубоко в своей душе. Он считает, что обречен на одиночество. Так описал главного героя Лев Толстой. «Отрочество», краткое содержание которого приведено в этой статье, отражает не только часть событий, проходивших в жизни юного автора когда-то, но и его помыслы и думы.

Расставание с дедом Карлом Иванычем

Однажды братья нашли свинцовую дробь и имели неосторожность играть с нею. Об этом тут же стало известно их бабушке.

Та, в свою очередь, обвинила в халатности деда Володи и Николеньки Карла Иваныча. Результатом ссоры взрослых стало их решение взять в дом гувернера для воспитания мальчиков. Николенька очень сильно переживал по поводу того, что теперь ему придется очень редко видеться с дедом. Несмотря на то, что характер у Карла Иваныча был нелегкий, он по-своему любил детей и внуков и старался научить их жизни. В XIX веке написал свою повесть Толстой («Отрочество»). Краткое ее содержание вряд ли сможет передать всю полноту ощущений и переживаний взрослеющего мальчика. Времена меняются, а мы легко узнаем в этих взглядах подростка того времени свои собственные мысли.

Переживания и ожесточенность Николеньки

После того как в доме появился француз-гувернер, все изменилось. Отношения Николеньки с ним не складывались. Порой он и сам не понимал, почему в нем столько агрессии и ожесточенности вызывает этот человек. Однажды он даже ударил гувернера. Когда Володя пытается узнать у него, что же с ним случилось, Николенька отвечает, что все ему стали вмиг отвратительны. Следующая выходка юного отрока - это попытка проникнуть в портфель отца. При этом он ломает ключ, и об этом сразу же становится всем известно. Николеньке грозят розгами и запирают его в темном чулане. С нашим героем случаются конвульсии. Его укладывают на кровать и дают возможность как следует выспаться. После сна Николенька встает здоровым. Очень ярко описал главного героя автор Толстой. «Отрочество», краткое содержание которого вполне позволяет проследить цепочку событий, приведших к возникновению этой непонятной болезни, не теряет своей актуальности и в наши дни.

Влияние друга Нехлюдова на взгляды юного Николеньки

Вскоре Володя поступает в университет. Николенька искренне радуется этому. Ему до поступления в это учреждение остается несколько месяцев. Наш герой прилежно учится и готовится сдать экзамены на математический факультет. У него появляются приятели: студент Нехлюдов и адъютант Дубков. Николенька все чаще беседует с Нехлюдовым.

Ему близки его взгляды, направленные на создание нового общества. Отныне наш герой считает, что исправление человечества - это его призвание. С этого момента, как ему кажется, начинается его новый жизненный этап. «Отрочество» Толстого, краткое содержание которого мы рассматриваем, является отражением мыслей и стремлений молодежи тех лет. Здесь можно проследить, как кардинально меняются взрослеющего человека. Читая это произведение, приходишь к мысли, что каждая эпоха по-своему воздействует на людей.

В позапрошлом веке написал Лев Толстой «Отрочество». Краткое содержание произведения дано в этой статье. В главном герое, может быть, многие узнают себя в юности. Поэтому я рекомендую прочесть произведение в оригинале.