Первый русский царь иван 3. Вопрос о наследнике престола после Ивана III

Поход Ивана III на Великий Новгород
Статья рассказывает о краткой биографии Ивана III - великого московского князя, сыгравшего огромную роль в процесс объединения русских земель в единое государство.

Биография Ивана III: ранние годы

Иван Васильевич родился в 1440 г. и был сыном московского князя Василия II. Отец позаботился о престолонаследии и приказал с детства именовать Ивана великим князем. Мальчик с ранних лет начал совместно с отцом подписывать все важнейшие государственные указы. Раннее приобщение к государственной деятельности сформировало твердый характер и честолюбие будущего великого князя. Иван тонко разбирался в сложных политических вопросах и ставил перед собой четкие цели, осуществления которых упорно добивался.
В 1462 г. умер Василий II и Иван получил великое княжение, получив титул Ивана III. С первых лет княжения он повел решительную борьбу против оставшихся независимых князей. Через год он подчинил себе ярославских князей и объявил их земли своей вотчиной.
Другой важнейшей задачей нового князя стала борьба с независимой Новгородской республикой. Новгород до сих пор оставался крупнейшим центром Северо-Западной Руси и продолжал претендовать на ведущую роль в политике Древней Руси. Иван III направил послов в Новгород с твердыми требованиями о признании власти Москвы. Новгородцы опасались открытого столкновения с московским великим князем, поэтому стали искать союзников за рубежом. Началось сближение Новгородской республики с Литвой. На княжение был приглашен литовский князь, а с королем Казимиром был заключен договор, согласно которому Новгород переходил под власть Литвы, обязывающейся защищать его от посягательств Москвы.
Военное столкновение становилось неизбежным. В 1471 г. московское войско наголову разбило армию новгородцев на р. Шелони. Литва помощи не предоставила, и Новгород попросил пощады. В результате был заключен договор, по которому Новгород отрекался от Литвы, передавал Москве некоторые территории, обязывался уплатить контрибуцию.

Биография Ивана III: слияние с византийской династией

В 1467 г. умерла жена Ивана III. Начались переговоры с Византией о браке великого князя с царевной Софьей Палеолог. Брак состоялся в 1472 г. и имел огромное политическое значение. Благодаря родственной связи с династией византийских императоров Русь становилась в один ряд с европейскими монархиями. Титул великого князя значительно повышался в глазах современников. По многочисленных свидетельствам супруга Ивана III была очень опытной и хитрой женщиной. Она всячески стремилась к укреплению власти своего мужа. На Руси был значительно изменен придворный порядок, в который вошли многие черты и обычаи византийского церемониала.
Отношение к Ивану III стало гораздо более почтительным. Его правление приобретало характер самодержавной власти. Поведение великого князя также изменилось. Он стал вести себя как абсолютный повелитель. Именно Ивана III, а не его знаменитого внука, начали впервые называть Грозным.
Иван III с еще большим усердием продолжал политику объединения Руси. В 1474 г. он выкупил оставшиеся территории Ростовского княжества, которое теперь полностью находилось под властью Москвы.
Главным же направлением политики стало окончательное подчинение Новгорода. Воспользовавшись оговоркой новгородских послов, которые случайно назвали великого князя государем (обычно употреблялся термин "господин"), Иван III потребовал от Новгорода признания своей абсолютной власти. Получив отказ, он направил войска, которые принялись разорять и жечь новгородские территории. Вскоре московское войско осадило Новгород. Новгородские бояре направили послов для переговоров о сдаче города. Несколько раз Иван III не принял послов, выдвигая все более жесткие требования. Когда в городе начался голод, жители были согласны на любые условия. Самоуправление Новгорода было навсегда упразднено, город признавал абсолютную власть Ивана III. В знак особой покорности великий князь приказал снять вечевой колокол и увезти его в Москву. Присоединение Новгорода в 1478 г. означало полную победу Москвы в процессе "собирания" земель.
Новгород сделал еще одну попытку восстановления независимости через год. Иван III вновь совершил усмирительный поход. Главные зачинщики восстания были казнены, большое количество знатных людей выселено из Новгорода, на их место переселились сторонники великого князя.
Биография Ивана III: поздний период правления
В правление Ивана III произошло важное в русской истории событие - стояние на Угре (1480 г.). Москва уже давно не признавала власть ордынских ханов и не платила дань. Хан Ахмат, собрав войско, собирался покарать московского князя. Он заключил договор с Литвой и надеялся на удар объединенными силами. Король Казимир помощи не прислал. Иван III и Ахмат проявляли нерешительность, занимая противоположные берега р. Угра. С началом зимы войско хана отступило. Несмотря на то, что никаких боевых действий не произошло, стояние на Угре стало символом окончательного избавления от татаро-монгольского ига.
В 1485 г. после грабительского похода власть великого князя признала Тверь, где был посажен сын Ивана III. Через четыре года были присоединена Вятка.
Удачно складывалась политика Ивана III в отношении Литвы. Под его подданство постоянно переходили православные князья, проживающие на пограничных территориях. С 1492 по 1503 гг. успешно шли незначительные военные действия Ивана III против короля Александра. Присоединение осуществлялось в добровольном порядке. В результате по договору 1503 г. за Иваном III закреплялось право на все присоединенные территории.
В 1506 г. Иван III умер, оставив после себя значительно укрепленное русское единое государство.

28 марта 1462 года Иван III стал правителем Великого княжества Московского. Деятельность Государя вся Руси несла по-настоящему «революционный» характер для развития России. Деятельность Государя вся Руси.

Собирал земли

Неслучайно за Иваном III закрепилось прозвище «Великий». Именно ему удалось собрать вокруг Москвы разрозненные княжества северо-восточной Руси. При его жизни в состав единого государства вошли Ярославское и Ростовское княжества, Вятка, Пермь Великая, Тверь, Новгород и другие земли.

Иван III первым из русских князей принял титул «Государь всея Руси» и ввел в обиход термин «Россия». Своему сыну Великий князь передал территорию в несколько раз большую, чем получил в наследство сам. Иван III сделал решительный шаг к преодолению феодальной раздробленности и ликвидации удельной системы, заложил экономические, политические, юридические и административные основы единого государства.

Освободил Русь

Еще сто лет после Куликовской битвы русские князья продолжали платить дань Золотой Орде. Роль освободителя от татаро-монгольского ига выпала Ивану III. Стояния на реке Угре, случившееся в 1480 году, ознаменовало окончательную победу Руси в борьбе за свою независимость. Ордынцы не решились переправиться через реку и вступить в сражение с русскими войсками. Выплаты дани прекратились, Орда погрязла в междоусобицах и к началу XVI века прекратила свое существование. Москва же в очередной раз утвердила себя в качестве центра образующегося русского государства.

Принял Судебник

Принятый в 1497 году Судебник Ивана III заложил правовые основы для преодоления феодальной раздробленности. Судебник устанавливал единые юридические нормы для всех русских земель, тем самым закрепляя ведущую роль центральной власти в регулировании жизни государства. Свод законов охватывал широкий круг жизненных вопросов и затрагивал все слои населения. Статья 57 ограничивала право перехода крестьян от одного феодала к другому неделей до и неделей после Юрьева дня. Тем самым было положено начало закрепощению крестьян. Судебник имел прогрессивный характер для своего времени: в конце XV века далеко не каждая европейская страна могла похвастаться единым законодательством. Посол Священной Римской империи Сигизмунд фон Герберштейн перевел на латинский язык значительную часть Судебника. Эти записи изучались и немецкими юристами, которые составили общегерманский свод законов («Каролина») только в 1532 году.

Начал путь к империи

Объединение страны требовало новой государственной идеологии и ее основы появились: Иван III утвердил символом страны двуглавого орла, использовавшегося в государственной символике Византии и Священной Римской империи. Взятие в жены Софьи Палеолог – племянницы последнего византийского императора - дало дополнительные основания для появления идеи о преемственности великокняжеской власти от византийской императорской династии. Происхождение русских князей велось также и от римского императора Августа. Уже после смерти Ивана III из этих идей выросла теория «Москва – Третий Рим». Но дело не только в идеологии. При Иване III началось активное утверждение России на европейской арене. Серия войн, которые он вел с Ливонией и Швецией за господство на Балтике, знаменует первый этап на пути России к империи, провозглашенной Петром I спустя два с половиной столетия.

Спровоцировал архитектурный бум

Объединение земель под властью Московского княжества дало почву для расцвета русской культуры. По всей стране велось интенсивное строительство крепостей, церквей и монастырей. Именно тогда была возведена красная стена Московского Кремля, и он превратился в сильнейшую крепость своего времени. При жизни Ивана III была создана основная часть того архитектурного ансамбля Кремля, который мы можем наблюдать сегодня. В Россию были приглашены лучшие итальянские мастера. Под руководством Аристотеля Фиорованти был возведен пятиглавый Успенский собор. Итальянские же зодчие возвели Грановитую палату, ставшую одним из символов царского величия. Псковские мастера построили Благовещенский собор. При Иване III только в Москве было построено около 25 церквей. Расцвет русской архитектуры убедительно отразил процесс создания нового, единого государства.

Создал лояльную элиту

Формирование единого государства не могло происходить без создания лояльной государю элиты. Поместная система стала эффективным решением этой проблемы. При Иване III велся усиленный набор людей, как для военной, так и для гражданской службы. Именно поэтому, были созданы точные правила раздачи казенных земель (они передавались во временное личное владение как награда за службу). Таким образом, формировалось сословие служилых людей, которые были зависимы лично от государя и обязаны своим благополучием государственной службе.

Ввел приказы

Крупнейшее государство, складывавшееся вокруг Московского княжества, требовало единой системы управления. Ею стали приказы. Основные государственные функции были сосредоточены в двух учреждениях: Дворце и Казне. Дворец ведал личными землями великого князя (то есть государственными), Казна была сразу и министерством финансов, и канцелярией, и архивом. Назначение на должности происходило по принципу местничества, то есть в зависимости от знатности рода. Однако само создание централизованного аппарата государственного управления носило чрезвычайно прогрессивный характер. Основанная Иваном III приказная система, окончательно оформилась в правление Ивана Грозного, и просуществовала до начала XVIII века, когда и была заменена петровскими коллегиями.

Государь всея Руси Иван 3 родился в эпоху, наполненную драматическими событиями, связанными с непрекращавшимися набегами татар и с жестокой борьбой удельных князей, полной коварства и предательств. В историю России он вошёл как В этом со всей полнотой выражена его роль в становлении государства, занявшего впоследствии шестую часть мира.

Омрачённое детство

В морозный зимний день 22 января 1440 года над Москвой плыл колокольный звон - жена Великого князя Василия II Мария Ярославна благополучно разрешилась от бремени. Господь послал правителю сына-наследника, нареченного в святом крещении Иваном в честь святого Иоанна Златоуста, память которого должна была отмечаться в ближайшие дни.

Радостям счастливого и беззаботного детства юного княжича пришёл конец, когда в 1445 году под Суздалем дружина его отца была наголову разбита татарскими полчищами, а сам князь оказался в плену у хана Улу-Мухаммеда. Жители Москвы и её временный правитель Дмитрий Юрьевич Шемяка находились в ожидании скорого нашествия супостатов на их город, что неминуемо порождало панику и чувство отчаяния.

Вероломство недругов князя

Однако на этот раз Господь отвёл беду, и через некоторое время князь Василий вернулся, но за это москвичи были вынуждены послать в Орду выкуп, составлявший непосильную для них сумму. Недовольством жителей города воспользовались сторонники вошедшего во вкус власти Дмитрия Шемяки и составили заговор против своего законного повелителя.

Повествует о том, как по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру Василий III был вероломно схвачен и по приказу Шемяки ослеплён. Это послужило причиной укоренившегося за ним прозвища «Тёмный», с которым он и известен до наших дней. Для оправдания своих действий заговорщики пустили слух, что Василий намеренно привёл татар на Русь и давал им на откуп подвластные ему города и волости.

Союз с тверским князем

Будущий Великий князь Иван III Васильевич вместе со своими младшими братьями и боярами, сохранившими верность его отцу, спасался от узурпатора в Муроме, но вскоре тому удалось хитростью заманить юного княжича в Москву, а затем отправить в Углич, где томился в заточении его отец. Трудно установить причину его дальнейших действий - убоялся ли гнева Господнего или, что более вероятно, имел в том свои выгоды, но только по прошествии нескольких месяцев Шемяка освободил ослеплённого им пленника и даже пожаловал ему в удельное владение Вологду.

Расчёт на то, что слепота и месяцы, проведённые за решёткой, сломили узника, оказался для Шемяки роковой ошибкой, стоившей ему впоследствии жизни. Оказавшись на свободе, Василий и его сын направились к тверскому князю Борису и, заключив с ним союз, вскоре появились в Москве во главе многочисленной дружины. Власть узурпатора пала, а сам он бежал в Углич. Для большей безопасности была совершена помолвка шестилетнего княжича Ивана с дочерью Бориса княжной Марьей, которой к тому времени исполнилось всего четыре года.

Первый военный поход

В те давние времена дети взрослели рано, и неудивительно, что уже в девятилетнем возрасте наследник начинает именоваться Великим князем, а в 1452 году будущий государь всея Руси Иван 3 возглавляет войско, направленное отцом на захват устюжской крепости Кокшенгу, где показывает себя вполне сложившимся воеводой.

Захватив цитадель и разграбив город, Иван возвращается в Москву. Здесь в присутствии высшего духовенства и при стечении многочисленной толпы он, двенадцатилетний жених, был обвенчан со своей десятилетней невестой. В это же время верные люди князя отравили в Угличе скрывавшегося там Шемяку, чем положили конец его притязаниям на власть и остановили кровавую междоусобицу.

На пороге самостоятельного правления

В последующие годы Иван III Васильевич становится соправителем своего отца Василия II и так же, как и он, именуется Великим князем. До наших дней сохранились монеты той эпохи с надписью «осподари всея Руси». В этот период его княжение являет собой цепь непрестанных военных походов, в которых, руководимый опытным воеводой Фёдором Басенком, он постигает полководческое искусство, навыки в котором будут столь необходимы ему впоследствии.

В 1460 году Василий Тёмный умирает, составив перед смертью завещание, согласно которому княжение Ивана Васильевича III простиралось на большую часть городов страны. Не забыл он и остальных своих сыновей, наделив каждого удельными вотчинами. После его кончины Иван в точности исполнил волю отца, раздав каждому из братьев причитающиеся ему земли, и стал новым единоличным правителем Московского княжества.

Первые самостоятельные шаги

Рано оказавшись втянутым во внутриполитические распри и внешние междоусобицы, двадцатилетний Иван III Васильевич, получив после смерти отца всю полноту власти, был вполне сложившимся правителем. Унаследовав от Василия II огромное, но административно слабо организованное княжество, он с первых дней правления повёл жёсткую линию по его укреплению и расширению.

Возложив на себя всю полноту власти, Иван прежде всего позаботился об усилении общих позиций государства. С этой целью он подтвердил ранее заключённые договоры с Тверским и Белозерским княжествами, а также укрепил своё влияние в Рязани, посадив на княжение своего человека и выдав к тому же за него свою родную сестру.

Расширение границ государства

В начале семидесятых годов Иван III приступил к главному делу своей жизни - присоединению к Москве остальных русских княжеств, первым из которых стало владение ярославского князя Александра Фёдоровича, скончавшегося в 1471 году. Его наследник счёл за благо, получив боярский чин, стать верным слугой московского владыки.

За Ярославским княжеством последовало Дмитровское, также перешедшее под юрисдикцию Великого князя Московского. Вскоре к нему присоединились и Ростовские земли, князья которых предпочли войти в число служилой знати своего мощного соседа.

Покорение Новгорода и рождение нового титула

Особое место в ряду «собирания земли русской», как этот процесс стал именоваться впоследствии, занимает захват Москвой независимого до той поры Новгорода, являвшегося, в отличие от многочисленных удельных княжеств, свободным торгово-аристократическим государством. Захват Новгорода растянулся на достаточно длительный период, с 1471 по 1477 год, и включил в себя два военных похода, первый из которых завершился лишь выплатой новгородцами значительной контрибуции, а второй привёл к полной потере самостоятельности этим древним городом.

Именно конец новгородских походов стал той вехой в истории, когда Иван 3 стал Государем всея Руси. Произошло это отчасти случайно. Двое новгородцев, прибывшие по делам в Москву, составляя челобитную на имя Великого князя, вопреки принятому до того времени обращению «господин», употребили слово «государь». Было ли это случайной опиской или умышленной лестью, но только всем, а в особенности самому князю, подобное выражение верноподданнических чувств пришлось по душе. К этому времени и принято относить принятие Иваном 3 титула Государя всея Руси.

Нашествие татарского хана Ахмата

На период, когда во главе Московского княжества стоял государь всея Руси Иван 3, выпадает важнейшее событие истории, положившее конец власти Орды. Оно известно как Ему предшествовал ряд внутренних конфликтов внутри самого татарского государства, следствием которого стал его распад и значительное ослабление. Воспользовавшись этим, Иван 3, первый государь всея Руси, отказался платить установленную дань и даже приказал казнить направленных к нему послов.

Столь неслыханная прежде дерзость дала повод татарскому хану Ахмату, предварительно договорившись с литовским правителем Казимиром, начать поход на Русь. Летом 1480 года он с многочисленным войском перешёл Оку и расположился станом на берегу Ему навстречу поспешило русское войско, которое возглавлял лично Иван 3, Государь всея Руси. Кратко описывая последующие события, следует отметить, что они не переросли в масштабные военные действия, а свелись лишь к ряду атак противника, отбитых россиянами.

Завершение татаро-монгольского ига и ослабление Литвы

Простояв на Угре до наступления зимы, не дождавшись обещанной Казимиром помощи и опасаясь княжеских дружин, поджидавших их на противоположном берегу, татары были вынуждены отступить. Преследуемые россиянами, они ушли вглубь литовских земель, которые безжалостно разграбили в отместку за нарушение их князем взятых обязательств.

Это стало не только последним крупным вторжением степных кочевников на Русь, завершившим период татаро-монгольского ига, но и существенным ослаблением Литовского княжества, постоянно угрожавшего западным границам государства. С этого периода конфликт с ним приобретает особую остроту, так как присоединение Иваном III к Московскому княжеству значительных территорий входило в противоречие с планами литовских правителей.

Политика в отношении Крымского и Казанского ханства

Умный и дальновидный политик Иван III Васильевич, годы правления которого стали периодом непрекращавшейся борьбы за независимость Российского государства, для пресечения агрессии литовцев вступил в союз с отделившимся в результате междоусобной борьбы от некогда могучей Золотой орды. Согласно заключённым с Москвой договорам, его правители не раз опустошали своими набегами враждебные россиянам территории, ослабляя тем самым их потенциальных противников.

Гораздо хуже складывались отношения Государя всея Руси с Частые набеги татар вынудили россиян предпринять ряд ответных действий, закончившихся неудачей. Эта проблема оставалась неразрешимой вплоть до конца княжения Ивана III и перешла по наследству его преемнику.

Постройка Ивангорода

Присоединение к Московскому княжеству Новгорода породило новую проблему - северо-западным соседом россиян стала Ливония. История отношений с этим государством знала разные этапы, среди которых относительно мирные периоды сменялись вооружёнными конфликтами. Среди мер, которые предпринял Государь всея Руси Иван 3 для безопасности границ, важнейшее место занимает возведение в 1492 году крепости Ивангород на реке Нарве.

Дальнейшее расширение московского княжества

После завоевания Новгорода, когда Иван 3 стал именоваться Государем всея Руси, присоединение им новых земель значительно активизировалось. Начиная с 1481 года, Московское княжество было расширено за счёт включения в него территорий, ранее принадлежавших вологодскому правителю Андрею Меньшому, а затем Верейскому князю Михаилу Андреевичу.

Определённую сложность составило подчинение Москве Тверского княжества, вылившееся в конечном итоге в вооружённый конфликт, закончившийся победой Ивана. Не сумели сохранить независимость также рязанские и псковские земли, повелителем которых после долгой, но безуспешной борьбы стал Московский князь Иван III Васильевич.

Биография этого выдающегося правителя русской земли неразрывно связана с преобразованием доставшегося ему в наследство относительно небольшого удельного княжества в мощное государство. Именно это государство стало основой всей будущей России, в летопись которой он вошёл как Иван Великий. По масштабам совершённых им преобразований этот правитель занимает место в ряду наиболее заслуженных деятелей российской истории.

Жизненный путь он завершил в 27 октября 1505 года, лишь ненадолго пережив свою супругу Софью Палеолог. Предчувствуя скорую смерть, Иван Великий отошёл от дел. Последние месяцы он посвятил посещению святых мест. Прах «собирателя земли русской» уже четыре века покоится в Архангельском соборе, расположенном на территории Московского Кремля, стены которого были возведены в период его правления и на века остались памятником эпохе, творцом которой был Иван 3. Титул государя всея Руси после него вошёл в постоянный обиход и принадлежал всем, кому довелось восходить на российский престол.

Великая княгиня София (1455-1503) из греческой династии Палеологов была женой Ивана III. Она происходила из рода византийских императоров. Браком с греческой царевной Иван Васильевич подчеркнул связь собственной власти с константинопольской. Когда-то Византия дала Руси христианство. Брак Ивана и Софии замкнул этот исторический круг. Их сын Василий III и его наследники считали себя преемниками греческих императоров. Чтобы передать власть собственному сыну, Софии пришлось вести многолетнюю династическую борьбу.

Происхождение

Точная дата рождения Софии Палеолог неизвестна. Она появилась на свет около 1455 года в греческом городе Мистре. Отцом девочки был Фома Палеолог - брат последнего византийского императора Константина XI. Он правил Морейским деспотатом, располагавшимся на полуострове Пелопоннес. Мать Софии, Екатерина Ахайская, являлась дочерью франкского князя Ахеи Чентурионе II (итальянца по происхождению). Католический правитель конфликтовал с Фомой и проиграл ему решающую войну, в результате которой потерял собственные владения. В знак победы, а также присоединения Ахеи греческий деспот и женился на Екатерине.

Судьба Софии Палеолог определилась драматическими событиями, случившимися незадолго до ее рождения. В 1453 году турки захватили Константинополь. Это событие стало концом тысячелетней истории Византийской империи. Константинополь находился на перекрестке между Европой и Азией. Заняв город, турки открыли себе путь на Балканы и в Старый Свет в целом.

Если османы победили императора, то прочие князьки и вовсе не представляли для них угрозы. Морейский деспотат был захвачен уже в 1460 году. Фома успел забрать свою семью и бежать с Пелопоннеса. Сначала Палеологи попали на Корфу, затем перебрались в Рим. Выбор был логичным. Италия стала новым домом для многих тысяч греков, не пожелавших оставаться в подданстве мусульман.

Родители девочки скончались практически одновременно в 1465 году. После их смерти история Софии Палеолог оказалась тесно связанной с историей ее братьев Андрея и Мануила. Малолетних Палеологов приютил папа римский Сикст IV. Для того чтобы заручиться его поддержкой и обеспечить детям спокойное будущее, Фома незадолго до смерти принял католичество, отказавшись от греческой православной веры.

Жизнь в Риме

Обучением Софии занялся греческий ученый и гуманист Виссарион Никейский. Больше всего он был знаменит тем, что стал автором проекта унии католической и православной церквей, заключенной в 1439 году. За успешное воссоединение (Византия пошла на эту сделку, находясь на краю гибели и напрасно надеясь на помощь европейцев) Виссарион получил чин кардинала. Теперь он стал учителем Софии Палеолог и ее братьев.

Биография будущей московской великой княжны с ранних лет носила печать греко-римской двойственности, адептом которой был Виссарион Никейский. В Италии при ней всегда находился переводчик. Два профессора учили ее греческому и латинскому языкам. София Палеолог и ее братья содержались за счет Святого Престола. В год папа выдавал им больше 3 тысяч экю. Деньги тратились на прислугу, одежду, врача и т. д.

Судьба братьев Софии сложилась прямо противоположным друг от друга образом. Как старший сын Фомы Андрей считался юридическим наследником всей династии Палеологов. Он пытался продать свой статус нескольким европейским королям, надеясь, что те помогут ему вернуть трон. Крестового похода ожидаемо не произошло. Андрей так и скончался в бедности. Мануил же вернулся на историческую родину. В Константинополе он стал служить турецкому султану Баязиду II, а согласно некоторым источникам, даже принял ислам.

Как представительница угасшей императорской династии София Палеолог из Византии была одной из самых завидных невест Европы. Однако ни один из католических монархов, с которыми пытались договориться в Риме, так и не согласился жениться на девушке. Даже слава имени Палеологов не могла затмить опасности, исходившей от османов. В точности известно, что покровители Софии стали сватать ее с кипрским королем Жаком II, однако он ответил твердым отказом. В другой раз уже сам римский понтифик Павел II предложил руку девушки влиятельному итальянскому аристократу Караччоло, но и эта попытка сыграть свадьбу провалилась.

Посольство к Ивану III

В Москве о Софии узнали в 1469 году, когда в российскую столицу прибыл греческий дипломат Юрий Траханиот. Он предложил недавно овдовевшему, но еще совсем молодому Ивану III проект брака с царевной. Римское послание, переданное зарубежным гостем, было составлено папой Павлом II. Понтифик обещал Ивану поддержку, если тот захочет жениться на Софии.

Что заставило римскую дипломатию обратиться к московскому великому князю? В XV веке после долгого периода политической раздробленности и монгольского ига Россия вновь объединилась и стала крупнейшей европейской державой. В Старом Свете ходили легенды о богатствах и могуществе Ивана III. В Риме многие влиятельные лица надеялись на помощь великого князя в борьбе христиан против турецкой экспансии.

Так или иначе, но Иван III ответил согласием и решил продолжать переговоры. К «римско-византийской» кандидатуре благосклонно отнеслась его мать Мария Ярославна. Иван III, несмотря на свой крутой нрав, побаивался родительницы и всегда прислушивался к ее мнению. В то же время фигура Софии Палеолог, биография которой была связана с латинянами, не понравилась главе русской православной церкви - митрополиту Филиппу. Понимая свое бессилие, он не стал противодействовать московскому государю и дистанцировался от предстоящей свадьбы.

Свадьба

Московское посольство приехало в Рим в мае 1472 года. Во главе делегации был итальянец Джан Батиста делла Вольпе, в России известный как Иван Фрязин. Послов встретил папа Сикст IV, незадолго до того сменивший скончавшегося Павла II. В знак признательности за оказанное гостеприимство понтифик получил в дар большое количество собольего меха.

Прошла всего неделя, и в главном римском соборе святого Петра прошла торжественная церемония, на которой София Палеолог и Иван III заочно обручились. В роли жениха пребывал Вольпе. Готовясь к важному событию, посол допустил серьезную оплошность. Католический обряд требовал использования обручальных колец, но Вольпе не подготовил их. Скандал замяли. Все влиятельные организаторы помолвки хотели благополучно завершить ее и закрыли глаза на формальности.

Летом 1472 года София Палеолог вместе с собственной свитой, папским легатом и московскими послами отправилась в далекий путь. На прощание она встретилась с понтификом, давшим невесте свое финальное благословение. Из нескольких маршрутов спутники Софии избрали путь через Северную Европу и Балтию. Греческая царевна пересекла весь Старый Свет, приехав из Рима в Любек. София Палеолог из Византии достойно терпела тяготы дальней дороги - подобные путешествия были ей не впервой. По настоянию папы все католические города организовывали посольству радушный прием. Морем девушка добралась до Таллина. Далее последовали Юрьев, Псков, а за ним и Новгород. София Палеолог, реконструкция внешности которой была проведена специалистами в XX веке, удивляла россиян своей чужеземной южной внешностью и незнакомыми привычками. Всюду будущую великую княгиню встречали с хлебом и солью.

12 ноября 1472 года принцесса София Палеолог прибыла в долгожданную Москву. Церемония венчания с Иваном III прошла в тот же день. У спешки была объяснимая причина. Приезд Софьи совпал с празднованием дня памяти Иоанна Златоуста - святого покровителя великого князя. Так московский государь отдал свой брак под небесное покровительство.

Для православной церкви тот факт, что София - вторая жена Ивана III, был предосудительным. Священник, который венчал бы подобный брак, должен был рисковать своей репутацией. Кроме того, отношение к невесте как к чужой латинянке закрепилось в консервативных кругах с самого ее появления в Москве. Именно поэтому митрополит Филипп уклонился от обязанности провести венчание. Вместо него церемонией руководил протопоп Коломны Осия.

София Палеолог, вероисповедание которой оставалось православным даже во время пребывания в Риме, тем не менее приехала с папским легатом. Этот посланец, путешествуя по российским дорогам, демонстративно вез перед собой большое католическое распятие. Под давлением митрополита Филиппа Иван Васильевич дал понять легату, что не собирается терпеть подобное поведение, смущающее его православных подданных. Конфликт был исчерпан, однако «римская слава» преследовала Софию до конца ее дней.

Историческая роль

Вместе с Софией в Россию приехала ее греческая свита. Иван III с большим интересом относился к наследию Византии. Брак с Софией стал сигналом для многих других скитавшихся в Европе греков. Образовался поток единоверцев, стремившихся поселиться во владениях великого князя.

Что сделала для России София Палеолог? Она открыла ее для европейцев. В Московию ехали не только греки, но и итальянцы. Особенно ценились мастера и ученые люди. Иван III опекал итальянских архитекторов (например, Аристотеля Фиораванти), построивших в Москве большое количество шедевров зодчества. Для самой Софии были выстроены отдельный двор и хоромы. Они сгорели в 1493 году во время страшного пожара. Вместе с ними была утрачена сокровищница великой княгини.

В дни стояния на Угре

В 1480 году Иван III пошел на обострение конфликта с татарским ханом Ахматом. Результат этого конфликта известен - после бескровного стояния на Угре Орда покинула пределы России и больше никогда не требовала от нее дани. Ивану Васильевичу удалось сбросить многолетнее иго. Однако до того, как Ахмат с позором покинул владения московского князя, ситуация казалась неопределенной. Боясь нападения на столицу, Иван III организовал отъезд Софьи с их детьми на Белое озеро. Вместе с женой находилась великокняжеская казна. Если бы Ахмат захватил Москву, она должна была бежать дальше на север поближе к морю.

Решение об эвакуации, которое приняли Иван 3 и София Палеолог, вызвало возмущение в народе. Москвичи с удовольствием стали вспоминать «римское» происхождение княгини. Саркастические описания бегства государыни на север сохранились в некоторых летописях, например в Ростовском своде. Тем не менее все укоры современников сразу же забылись после того, как в Москву пришла новость о том, что Ахмат со своей армией решил отступить от Угры и вернуться в степи. София из рода Палеологов приехала в Москву месяц спустя.

Проблема наследника

У Ивана и Софии было 12 детей. Половина из них умерли в детстве или младенчестве. Остальные выросшие дети Софии Палеолог также оставили после себя потомство, однако ветвь Рюриковичей, начавшаяся от брака Ивана и греческой царевны, угасла приблизительно в середине XVII столетия. У великого князя был в том числе и сын от первого брака с тверской княжной. Названный в честь отца, он запомнился как Иван Младой. По закону старшинства именно этот княжич должен был стать наследником московской державы. Разумеется, такой вариант развития событий не нравился Софии, желавшей, чтобы власть перешла к ее сыну Василию. Вокруг нее сформировалась верная группировка придворной знати, поддержавшая притязания княгини. Однако до поры до времени она никак не могла повлиять на династический вопрос.

С 1477 года Иван Младой считался соправителем отца. Он участвовал в стоянии на Угре и постепенно учился княжеским обязанностям. На протяжении многих лет положение Ивана Младого как законного наследника было неоспоримым. Однако в 1490 году он заболел подагрой. Лекарства от «ломоты в ногах» не было. Тогда из Венеции был выписан итальянский врач Мистр Леон. Он взялся вылечить наследника и поручился за успех собственной головой. Леон пользовался довольно странными методами. Он давал Ивану некое зелье и жег ему ноги раскаленными стеклянными сосудами. От лечения недуг только усилился. В 1490 году Иван Младой умер в страшных муках в возрасте 32 лет. В гневе муж Софии Палеолог заключил венецианца в темницу, а через несколько недель и вовсе прилюдно казнил.

Конфликт с Еленой

Смерть Ивана Младого ненамного приблизила Софию к исполнению ее мечты. Умерший наследник был женат на дочери молдавского государя Елене Стефановне и имел сына Дмитрия. Теперь Иван III оказался перед сложным выбором. С одной стороны, у него был внук Дмитрий, а с другой - сын от Софии, Василий.

На протяжении нескольких лет великий князь продолжал колебаться. Бояре вновь раскололись. Одни поддерживали Елену, другие - Софию. У первой сторонников было значительно больше. Многим влиятельным русским аристократам и вельможам не нравилась история Софии Палеолог. Некоторые продолжали укорять ее за связанное с Римом прошлое. Кроме того, София сама старалась окружать себя родными греками, что не шло на пользу ее популярности.

На стороне Елены и ее сына Дмитрия была добрая память об Иване Младом. Сторонники Василия сопротивлялись: по матери тот был потомком византийских императоров! Елена и София стоили друг друга. Обе они отличались честолюбием и хитростью. Хотя женщины соблюдали дворцовую пристойность, их обоюдная ненависть друг к другу не была секретом для княжеского окружения.

Опала

В 1497 году Ивану III стало известно о готовившемся за его спиной заговоре. Юный Василий попал под влияние нескольких неосторожных бояр. Среди них выделялся Федор Стромилов. Этот дьяк смог уверить Василия, что Иван уже собрался официально объявить своим наследником Дмитрия. Безрассудные бояре предложили избавиться от конкурента или захватить в Вологде государеву казну. Количество вовлеченных в затею единомышленников продолжало расти, пока о заговоре не узнал сам Иван III.

Как всегда, страшный в гневе великий князь приказал казнить основных знатных заговорщиков, в том числе и дьяка Стромилова. Василий избежал темницы, однако к нему была приставлена стража. В опалу попала и София. До мужа дошли слухи, что она водит к себе мнимых колдуний и пытается получить зелье, чтобы отравить Елену или Дмитрия. Этих женщин нашли и утопили в реке. Государь запретил супруге попадаться ему на глаза. В довершение Иван действительно объявил пятнадцатилетнего внука своим официальным наследником.

Борьба продолжается

В феврале 1498 года в Москве прошли торжества по случаю коронации юного Дмитрия. На церемонии в Успенском соборе присутствовали все бояре и члены великокняжеской семьи за исключением Василия и Софии. Опальных родственников великого князя на коронацию демонстративно не пригласили. На Дмитрия надели Шапку Мономаха, а Иван III устроил в честь внука грандиозный пир.

Партия Елены могла торжествовать - это был ее долгожданный триумф. Однако даже сторонники Дмитрия и его матери не могли чувствовать себя слишком уверенно. Иван III всегда отличался импульсивностью. Из-за крутого нрава он мог ввергнуть в опалу кого угодно, в том числе и жену, однако ничто не гарантировало, что великий князь не изменит своих предпочтений.

После коронации Дмитрия прошел год. Неожиданно к Софии и ее старшему сыну вернулась милость государя. В летописях нет свидетельств, говорящих о причинах, побудивших Ивана примириться с супругой. Так или иначе, но великий князь приказал пересмотреть дело против жены. При повторном расследовании открылись новые обстоятельства придворной борьбы. Некоторые доносы на Софию и Василия оказались лживыми.

Государь обвинил в клевете самых влиятельных заступников Елены и Дмитрия - князей Ивана Патрикеева и Симеона Ряполовского. Первый из них был главным военным советником московского правителя на протяжении более чем тридцати лет. Отец Ряполовского защищал Ивана Васильевича в детстве, когда ему грозила опасность со стороны Дмитрия Шемяки во время последней русской междоусобной войны. Эти великие заслуги вельмож и их семей не спасли их.

Спустя шесть недель после боярской опалы уже вернувший благосклонность к Софии Иван объявил их сына Василия новгородским и псковским князем. Дмитрий все еще считался наследником, но члены двора, чувствуя перемену настроения государя, стали покидать Елену и ее ребенка. Боясь повторить судьбу Патрикеева и Ряполовского, прочие аристократы начали демонстрировать лояльность Софии и Василию.

Триумф и смерть

Прошло еще три года, и наконец, в 1502 году борьба Софии и Елены завершилась падением последней. Иван приказал приставить к Дмитрию и его матери стражу, затем отправил их в темницу и официально лишил внука великокняжеского достоинства. Тогда же государь объявил своим наследником Василия. София торжествовала. Ни один боярин не посмел перечить решению великого князя, хотя многие продолжали сочувственно относиться к восемнадцатилетнему Дмитрию. Ивана не остановила даже ссора с его верным и важным союзником - отцом Елены и молдавским правителем Стефаном, возненавидевшим хозяина Кремля за страдания дочери и внука.

Софии Палеолог, биография которой представляла собой череду взлетов и падений, удалось добиться главной цели своей жизни незадолго до собственной кончины. Она умерла в возрасте 48 лет 7 апреля 1503 года. Великую княгиню похоронили в саркофаге из белого камня, помещенном в усыпальницу Вознесенского собора. Могила Софии оказалась рядом с могилой первой супруги Ивана, Марии Борисовны. В 1929 году большевики разрушили Вознесенский собор, а останки великой княгини перенесли в Архангельский собор.

Для Ивана кончина супруги стала сильным ударом. Ему было уже за 60. В трауре великий князь посетил несколько православных обителей, где усердно предавался молитвам. Последние годы совместной жизни омрачились опалой и взаимными подозрениями супругов. Тем не менее Иван III всегда ценил ум Софии и ее помощь в государственных делах. После потери супруги великий князь, чувствуя близость собственной смерти, составил завещание. Права Василия на власть были подтверждены. Иван последовал за Софией в 1505 году, скончавшись в возрасте 65 лет.

Досье: отец, Иван III Васильевич

Иван Васильевич, будущий великий князь и государь всея Руси, родился 22 января 1440 года, в самый разгар войны за великое княжение между его отцом Василием II Васильевичем Московским и сыном Юрия Дмитриевича Звенигородского (ум. 1434) Дмитрием Шемякой. Как раз в том же 1440 году скончался брат Шемяки - Дмитрий Красный, и претендентов на власть осталось всего двое.

Через несколько лет, в 1446 году, отец Ивана Василий II будет схвачен своим врагом, ослеплен, после чего получит прозвище Темный. Однако он не смирится с поражением и начнет создавать антишемякинскую коалицию. И хотя мальчик рос в княжеском тереме, вдали от этих потрясений и передряг, кто знает, как он улавливал тревоги и страхи взрослых, как осмыслял случайно услышанные разговоры и как переживал ослепление отца?

В 1447 году семилетний Иван Васильевич впервые почувствует себя пешкой в большой политической игре: в этом году его обручили с дочерью тверского князя Марией Борисовной, тем самым заручившись если не поддержкой, то по крайней мере нейтралитетом могучей Твери. Свадьба состоится позже, в 1452 году, когда жениху исполнится 12 лет (невеста была еще младше).

В этом отношении судьбы Софьи и будущего Ивана III были немного схожи: оба с младых лет узнали, что представители императорского и великокняжеского родов - не хозяева своей жизни и их судьбы - не более чем разменная монета в планах сильных мира сего. Может быть, поэтому оба потом с такой силой и стремились стать этими самыми «сильными мира сего», творцами своего будущего?

Ранний брак не пошел на пользу Марии Тверской. В 1467 году она умерла. От нее остался всего один сын, Иван, родившийся 15 февраля 1458 года. Именно Иван Молодой считался наследником престола и опорой Ивана III. Его мы видим рядом с государем во многих политических акциях начиная с конца 1470-х годов.

В последующих строках вряд ли возможно описать все деяния Ивана III, взошедшего на московский престол 28 марта 1462 года. Об этом написаны многие тома. Но эскизно сказать о них все-таки надо, чтобы стала более понятной та историческая атмосфера, в которой подрастал будущий Василий III. По завещанию Василия II Иван III получил больше половины территории страны, в том числе такие крупные центры, как Москву, Владимир, Нижний Новгород, Суздаль и др. Остальные владения были распределены между четырьмя его братьями: Юрием, Андреем Большим, Борисом и Андреем Меньшим. Таким образом, борец за централизацию государства - Василий II Темный - своей последней волей фактически возродил удельную систему.

В этом Иван III видел угрозу новой междоусобной войны. Поэтому он принял решение покорить как можно больше княжеств и земель Руси своей власти. Первоначально механизм собирания территорий представлял собой поглощение более сильным Московским княжеством более слабых. То есть Иван III как бы строил свою огромную личную вотчину. Однако изменения политического строя, сопровождавшие этот процесс, оказались столь серьезными, что в их ходе возникло принципиально новое образование - единое Русское государство.

Масштаб и скорость собирания земель впечатляют. Около 1464 года было присоединено Ярославское княжество, в 1471–1478 годах - Великий Новгород, в 1472-м - Пермь, в 1474-м - Ростов, в 1485-м - Тверь, в 1489-м - Вятка, в 1500-м - Югорская земля (район Печоры - Урала, населенный ханты, манси, ненцами и самоедами). В 1503 году, после победы в русско-литовской войне, к России отошли Северские земли. Всего во время правления Ивана III подвластная ему территория выросла более чем в шесть раз (с 430 тысяч квадратных километров до 2800 тысяч).

Необходимо обратить внимание на две особенности процесса объединения русских земель под властью Москвы. Во-первых, он был в значительной степени насильственным. Очереди из земель, желающих добровольно войти в состав государства всея Руси, не наблюдалось. Политика центра была жесткой, недаром о московской династии Калитичей Рогожский летописец применительно к более ранним событиям XIV века писал: московские князья, «…надеясь на свою великую силу, князей русских начали приводить в свою волю, а которые не повиновались их воле, на тех начали посягать злобою».

Но эта злоба в большинстве случаев касалась элит. От присоединения к Москве страдали местные княжеские роды и связанная с ними региональная служилая аристократия, которой надо было искать свое место уже в новой, общерусской иерархии. Во избежание сопротивления Москва широко практиковала «вывод», то есть принудительное переселение представителей местной элиты с семьями на другое место. Тем самым разрушались корпоративные и служилые связи и аристократия становилась неопасна.

Рядовое же население - крестьян, посадских людей и мелкий служилый люд - эти перемены в большинстве случаев затрагивали мало (если они не попадали под карательные акции устрашения, которых, впрочем, было немного). Менялись сборщики податей и военные командиры, но жизнь и занятия оставались прежними. Поэтому объединительная политика Москвы не встречала серьезного сопротивления: локальные элиты не смогли поднять свое население на борьбу с «агрессией».

На этом фоне резко выделяется только одна акция, сопровождавшаяся серьезным конфликтом с населением, - присоединение Великого Новгорода (1471–1478). Здесь ярко проявилась вторая особенность объединительного процесса. Ее можно охарактеризовать как трагедию непонимания. Историческая правда - создание единой Руси, сильного государства, способного защитить свободу русского народа перед лицом любых врагов, - была за Москвой. Но кирпичами в величественное здание «Всея Руси» должны были лечь региональные культуры, земли, народы с их свободами. И там, где политическое сознание населения было более развито, - как, например, в Новгородской республике с ее вечевыми традициями, - «к Москве не хотели», не понимали, зачем надо поступаться своим частным, новгородским, во имя торжества целого - но чужого, московского.

Взаимоотношения Москвы и Новгорода в XV веке с каждым годом становятся все более непримиримыми. Показательна летописная оценка похода 1456 года великого князя Василия II на Новгород. Воеводы великого князя Московского, оказавшиеся перед лицом превосходящих сил новгородцев, говорят себе: «…помрем с ними за правду своего государя, а за их измену ». То есть противопоставляются понятия «правды» (она за Москвой) и «измены» интересам Москвы (ее совершают новгородцы).

Понятно, что в городе на Волхове на ситуацию смотрели диаметрально противоположно, с точки зрения защиты своих прав и свобод - но в этом и заключалась трагедия непонимания, что оценки были противоположенными и непримиримыми и консенсус был возможен только путем истребления или по крайней мере покорения одной из сторон. Московский летописец, описывая поражение Новгорода, изображает его жителей сокрушающимися о том, что они наказаны «за свою измену к великому князю». То есть новгородские свободолюбивые мотивы в Москве просто не рассматривались и не воспринимались: какая там борьба за свободу? - это дьявол их попутал, и только поражение заставило протрезветь и раскаяться.

Показательны оценки и подбор фактов, которые приводятся о событиях 1471 года в московской летописи. Сторонников новгородской независимости московский летописец называет «…наученными дьяволом изменниками, прельстителями хуже бесов». Он обращает внимание на приезд в Новгород литовского князя Михаила Олельковича, сына киевского князя Александра Владимировича, потомка знаменитого Ольгерда, - вот он, несомненный признак готовящейся измены! Столкновения в ноябре 1470 года на новгородском вече «промосковской» и «пролитовской» «партий» летописец изображает как торжество коварства предателей: победили «литовцы», нанявшие специальных людей, в давке коловших своих противников шилами - «шильников». Люди в давке кричали от боли, а другие думали, что они криком голосуют за нужные предателям решения.

6 июня 1471 года начался поход московских войск под командованием Д. Д. Холмского и Ф. Д. Хромого против мятежного Новгорода. Вскоре выступили еще две группировки - под началом Стриги-Оболенского и самого Ивана III. Против Новгорода двинулись и силы Тверского княжества. Была взята и сожжена Русса, разгромлена судовая рать новгородцев на озере Ильмень. Пленным новгородцам воеводы велели «носы, уши и губы резати».

Данный жестокий акт, если он в самом деле имел место, показывает, в каком смысловом контексте оценивали москвичи поведение новгородцев. В Библии сказано: «Так говорит Господь Бог: вот, Я возбужу против тебя любовников твоих, от которых отвратилась душа твоя, и приведу их против тебя со всех сторон… красивых юношей, областеначальников и градоправителей, сановных и именитых, всех искусных наездников. И придут на тебя с оружием, с конями и колесницами и с множеством народа, и обступят тебя кругом в латах, со щитами и в шлемах, и отдам им тебя на суд, и будут судить тебя своим судом. И обращу ревность Мою против тебя, и поступят с тобою яростно: отрежут у тебя нос и уши, а остальное твое от меча падет ; возьмут сыновей твоих и дочерей твоих, а остальное твое огнем будет пожрано; и снимут с тебя одежды твои, возьмут наряды твои. И положу конец распутству твоему и блужению твоему… Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я предаю тебя в руки тех, которых ты возненавидела, в руки тех, от которых отвратилась душа твоя. И поступят с тобою жестоко, и возьмут у тебя все, нажитое трудами… Это будет сделано с тобою за блудодейство твое с народами, которых идолами ты осквернила себя» (Иез. 23:22–30 ).

Пророк Иезекиль говорил здесь о Иерусалиме, который за свои грехи, прежде всего грех неверности Богу, был низвергнут и подвергся нашествию иноплеменных. То есть в глазах Москвы Новгород был «изменником веры», который просто обязан за свой грех, за осквернение контактами с католической Литвой чистоты православия быть подверженным позорному насилию и разграблению. Москвичи, совершая на берегах реки Шелони страшный обряд и отрезая новгородцам носы и уши, чувствовали себя исполнителями Божьего суда. О том, что чувствовали и думали новгородцы, мы не знаем, но вряд ли они ощущали себя и свой город библейской блудницей, заслуживавшей Небесной кары… Московский летописец далее пишет, что в знак презрения к изменникам москвичи не брали себе их доспехи, как того требовала средневековая традиция, а метали оскверненное оружие в воду. Новгородцы, вышедшие на берега Шелони отстаивать свою вольность, воспринимались как носители грязи, греха.

Трагедия непонимания - иными словами трудно это назвать. И такими трагедиями эпоха отца Василия, Ивана III, была пропитана. Наверное, иначе было невозможно - великие государства всегда строятся железом и кровью. Государство всея Руси Ивана III - еще сравнительно мягкий вариант по сравнению с кровавыми сценариями объединения Англии в Войну Алой и Белой розы или Бургундскими войнами во Франции {1} . Но новгородцам (да и другим) от этого было не легче.

Территориальный рост сопровождался созданием общерусского аппарата управления, общерусского Судебника (1497), государственной символики (двуглавый орел, первое упоминание - 1497 год). Успешной была и внешняя политика: Россия в 1480 году свергла татарское иго, выиграла две войны с Литвой (1487–1494 и 1500–1503), одну войну с Ливонским орденом (1500–1503). В 1487 году под протекторат России попала Казань. Именно при Иване III налаживаются постоянные дипломатические отношения России как единого суверенного государства с европейскими державами: в 1491 году - со Священной Римской империей, в 1493-м - с Данией, в 1496-м - с Турцией и т. д.

Причем великий князь использовал как политический инструмент и династические браки: в 1483 году Иван Молодой женился на Елене Волошанке, дочери молдавского господаря Стефана. Тем самым между Россией и Молдавией был заключен политический союз, к которому примкнула Венгрия. То есть Иван III вышел на международную арену как создатель и участник европейских военно-политических коалиций.

Каковы были черты характера, особенности личности этого человека? Среди главных я бы назвал ум и способность быстро принимать решения, ориентируясь по ситуации. Иван III вовсе не был храбрецом - по некоторым источникам, в 1480 году при известии о приближении татарского войска хана Ахмата он хотел бежать из Москвы, но бояре, горожане и церковь доходчиво объяснили ему, что сражаться придется, пути назад уже нет. Иван III осознал, что позволить себе струсить будет куда хуже, чем рискнуть и выступить против татар с оружием в руках - в 1480 году у бежавшего от врага московского князя просто не было бы будущего. Иван III смог это понять, превозмочь свой страх, отринуть лукавые советы «сребролюбцев», шептавших князю, что татар невозможно победить, - выступил и победил. Данный эпизод очень четко характеризует Ивана Васильевича и дает ответ на вопрос, почему же он смог стать «государем всея Руси». Потому что в критических ситуациях был способен быстро принять верное решение и поступиться личными чувствами и эмоциями во имя общегосударственных задач.

Политиком Иван III был весьма жестким - недаром прозвище «Грозный» впервые зафиксировано как относящееся именно к этому правителю. Он мог проявлять твердость характера и даже злопамятность (так и не простил митрополита Филиппа за его неприязнь к Софье Палеолог). Отличался широким кругозором, проницательностью и дальновидностью, гордостью и в то же время гибкостью. Однако не был чужд и эмоциям - в конце жизни заработал инсульт из-за припадка гнева в ходе обсуждения с монахами пустячного земельного спора. Болезнь он воспринял как знак свыше, стал каяться в грехах, прощать опальных (чем осложнил политическую ситуацию в стране и вызвал немалую досаду сына, великого князя Василия III).

Мы не знаем подробностей семейной жизни Ивана III. Ясно лишь, что она была непростой и в очень значительной мере подчинялась принципу политической целесообразности. Жертвой этого принципа сначала стали братья Ивана III, чьи удельные права и земельные владения были сильно урезаны. В 1486 году братья официально признали Ивана III своим господином и государем всея Руси. Это им помогло мало: в 1491 году был арестован Андрей Большой, через два года скончавшийся в тюрьме в оковах. Не безоблачными были и отношения с Софьей Палеолог: известен случай, когда великий князь наложил на нее опалу, а приближенных к ней «баб» приказал утопить в Москве-реке (подробнее об этом речь пойдет ниже). Но самой большой проблемой в конце жизни, когда отношения с братьями были более-менее урегулированы (в основном в результате смерти последних), для Ивана III стала следующая: что же делать с собственными детьми?