Поведение славян в бою. Открытый урок истории "славянские воины и богатыри"

В наше время, когда весь мир пытается подражать американцам начиная от формы одежды, заканчивая тактикой и суточными сухими пайками, нашим воинам необходимо чаще смотреть в богатую копилку российских воинских традиций и использовать многовековой опыт русских воинов. Нет, я не призываю надеть лапти, отрастить бороды и взять в руки мечи и луки. Главное - умело выделить и обобщить те принципы, с помощью которых они побеждали более сильного и численно превосходящего их врага.

Основы и философия русской военной школы изложены в «Науке побеждать» А В.Суворова. К сожалению, не у многих современных командиров, что называется, доходят руки до этой книги. Но чтобы увидеть и понять суть принципов, изложенных Суворовым в своем безсмертном труде, стоит совершить экскурс в глубь веков и посмотреть, как же воевали древние Русичи.

Земля, на которой жили наши далекие Пращуры, была богатой и плодородной и постоянно привлекала с востока - кочевников, с запада - германские племена, к тому же наши предки старались осваивать новые земли. Иногда эта колонизация проходила мирно, но. зачастую, сопровождалась боевыми действиями.

Советский военный историк Е.А. Разин в своей книге «История военного искусства” так рассказывает об организации Славянского войска периода V-VI веков:
У Славян воинами были все взрослые мужчины. У славянских племён имелись дружины, которые комплектовались по возрастному принципу молодыми, физически сильными и ловкими воинами. В основе организации войска лежало деление на роды и племена, Возглавлял воинов рода старейшина (староста), во главе племени стоял вождь или князь

Прокопий из Кессарии в своей книге «Война с готами» пишет, что воины славянского племени «привыкли прятаться даже за маленькими камнями или за первым встречным кустом и ловить неприятелей. Это они не раз проделывали у реки Истр». Так, древний автор в вышеупомянутой книге описывает один интересный случай, как славянский воин, умело используя подручные средства маскировки, взял «языка».

И вот этот Славянин, ранним утром подобравшись очень близко к стенам, прикрывшись хворостом и свернувшись в клубочек, спрятался в траве. Когда подошел к этому месту гот, Славянин внезапно схватил его и принёс живым в лагерь.

Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне реки, дышат с помощью них; и это они могут проделывать в течение многих часов. Так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.

Местность, на которой Славяне обычно принимали бой, всегда была их союзником. Из тёмных лесов, речных заводей, глубоких оврагов Славяне внезапно атаковали своих противников. Вот что об этом пишет упомянутый ранее Маврикий:
Сражаться со своими врагами Славяне любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах. на обрывах, с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и дном и ночью изобретая много разнообразных способов… Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами с целью заманить противника.

Таким образом, мы видим, что древние воины брали верх над противником в первую очередь отсутствием шаблона, хитростью, умелым использованием окружающей местности.

В инженерной подготовке наши Пращуры также были признанными специалистами Древние авторы пишут, что Славяне в искусстве форсирования рек превосходили «всех людей». Находясь на службе в войске Восточной Римской империи, славянские отряды умело обеспечивали форсирование рек. Они бысгро изготавливали лодки и на них перебрасывали на другой берег крупные воинские отряды. Лагерь Славяне обычно разбивали на высоте, к которой не было скрытых подступов. При необходимости дать бой на открытом поле они устраивали укрепление из повозок.

Феофинат Сиомпатт сообщает о походе одного славянского отряда, который вёл бой с римлянами:
Так как это столкновение для варваров (Славян) было неизбежным (и не предвещало успеха), то они, составив повозки, устроили из них как бы укрепление лагеря и в середину этого лагеря поместили женщин и дотей. Славяне связали повозки, и получилось сомкнутое укрепление, с которого они метали копья в противника. Укрепление из повозок было надежной защитой от конницы.

Для оборонительного боя Славяне выбирали труднодоступную для противника позицию или же насыпали вал и устраивали засыпи.

При штурме укреплений противника они применяли штурмовые лестницы и осадные машины. В глубоком построении, положив щиты на спину, Славяне шли на штурм. Из вышеприведённых примеров мы видим, что использование местности в сочетании с подручными предметами лишало противников наших предков тех преимуществ, которыми они первоначально обладали.

Многие западные источники утверждают, что у Славян не было строя, однако это не означает, что они не имели боевого порядка. Тот же Маврикий рекомендовал выстраивать против них не очень глубокий строй и атаковать не только с фронта, но во фланги и с тыла. Отсюда мы можем сделать вывод что для боя Славяне располагались в определённом порядке. Маврикий пишет:
…иногда они занимают очень крепкую позицию и, охраняя свой тыл, не дают возможности вступить в рукопашный бой, равно и окружить себя или ударить с фланга, или зайти к ним в тыл.
Приведённый выше пример даёт понять, что у древних Славян был определённый боевой порядок, что сражались они не толпой, а организованно, построившись по родам и племенам. Родовые и племенные вожди являлись начальниками и поддерживали в войске необходимую дисциплину. В основе организации славянского войска лежало общественное устройство - деление на родовые и племенные отряды. Родовые и племенные связи обеспечивали необходимую сплоченность воинов в бою.

Таким образом, использование славянскими воинами боевого порядка, дающего неоспоримые преимущества в бою с сильным противником, говорит о том, что Славяне но только проводили боевую подготопку со своими дружинами. Ведь для того чтобы быстро действовать в боевом порядке надо было это отроботать до автоматизма. Также, надо было знать противника, с которым придется воевать.

Славяне могли не только искусно сражаться в лесу и поле. Для взятия крепостей они пользовались простой и эффективной тактикой.

В 551 году отряд Славян численностью более 3000 человек, не встретив никакого противодействия, переправился через реку Истр. Навстречу Славянам было выслано войско, имеющее большие силы. После переправы через реку Марица Славяне разделились на два отряда. Римский военачальник решил разбить их силы поодиночке в открытом поле. Имея хорошо поставленную тактическую разведку и будучи осведомлёнными о передвижениях противника. Славяне упредили римлян и, внезапно атаковав их с двух направлений, уничтожили своего врага.
Вслед за этим император Юстиниан бросил против Славян отряд регулярной конницы. Отряд дислоцировался во фракийской крепости Тзуруле. Однако, этот отряд был разбит Славянами, которые имели в своих рядах конницу не уступавшую римской. Разбив регулярные полевые войска, наши предки начали осаду крепостей во Фракии и Иллирии.

Представляет большой интерес взятие Славянами приморской крепости Тойер, которая была расположена в 12 днях пути от Византии. Гарнизон крепости в 15 тысяч человек представлял собой грозную силу. Славяне решили прежде всего выманить гарнизон из крепости и уничтожить его. Для этого большая часть воинов расположилась в засаде недалеко от города, а незначительный отряд подошел к восточным воротам и начал обстреливать римских солдат.

Римляне, увидев, что врагов не так много, решили выйти за пределы крепости и разбить Славян в поле. Осаждающие начали отступать, делая вид для напавших, что, испуганные ими, обратились в бегство. Римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко впереди крепостных укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследовавших, отрезали им возможные пути отступления. А те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, атаковали их. Истребив преследователей, Славяне вновь бросились к стенам города. Гарнизон Тойера был уничтожен. Из сказанного можно сдедать вывод о том, что в славянском войске были хорошо поставлены взаимодействие нескольких отрядов, разведка, маскировка на местности.

Из всех приведенньх примеров видно, что в VI веке наши предки обладали совершенной по тем временам тактикой, они могли воевать и наносить серьёзный урон противнику, который был гораздо сильнее их, а зачастую обладал и численным превосходством. Совершенной была не только тактика, но и боевая техника. Так, при осаде крепостей, Славяне использовали железные тараны, установив осадные машины. Славяне под прикрытием метательных машин и стрелков из лука подвигали тараны вплотную к крепостной стене, начинали её расшатывать и пробивать бреши.

Помимо сухопутной армии, Славяне имели флот. Существует много письменных свидетельств использования ими флота при боевых действиях против Византии. В основном корабли применялись для транспортировки войск и высадки десантов.

За многие годы славянские племена в борьбе с многочисленными агрессорами с территории Азии, с могущественной Римской империей, с Хазарским каганатом и франками отстояли свою независимость и обьединились в союзы племён.

В этой многовековой борьбе складывалась военная организация Славян, возникло военное искусство соседних народов и государств. Не слабость противников, а сила и военное искусство Славян обеспечивали им победы.

Наступательные действия Славян вынуждали Римскую империю переходить к стратегической обороне и создавать по нескольку оборонительных линий, наличие которых не обеспечивало безопасности границ империи. Не достигали поставленных целей и походы византийской армии за Дунай, в глубь славянских территорий.

Эти походы обычно заканчивались поражением византийцев. Когда же Славяне, даже при своих наступательных действиях, встречали превосходящие силы противника, они обычно уклонялись от боя, добивались изменения обстановки в свою пользу и лишь тогда снова переходили в наступление.

Для дальних походов, переправ через реки и овладения приморскими крепостями Славяне пользовались ладейным флотом, который они строили очень быстро. Большим походам и глубоким вторжениям обычно предшествовала разведка боем силами значительных отрядов, проверявших способность противника к сопротивлению.

Тактика Русичей заключалась не в изобретении форм построения боевых порядков, чему придавали исключительное значение римляне, а в многообразии приёмов нападения на врага, как при наступлении, так и при обороне. Для применения этой тактики необходима была хорошая организация войсковой разведки, которой Славяне уделяли серьёзное внимание. Знание противника позволяло производить внезапные нападения. Умело осуществлялось тактическое взаимодействие отрядов как в полевом бою, так и при штурме крепостей. Для осады крепостей древние Славяне умели в короткий срок создать всю современную им осадную технику. Помимо всего прочего, славянские воины умело использовали психологическое воздействие на противника.

Так, ранним утром 18 июня 860 года столица Византийской империи Константинополь подверглась неожиданной атаке русского войска. Русы пришли морем, высадились у самых стен города и осадили его. Воины поднимали на вытянутых руках своих товарищей и те, потрясая сверкающими на солнце мечами, повергали в смятение стоящих на высоких стенах константинопольцев. Это “нападение” было исполнено для Руси огромного смысла - впервые молодое государство вступило в противоборство с великой империей, впервые, как покажут события, предъявило ему свои военные, экономические и территориальные претензии. А главное -благодаря этому демонстративному, психологически точно просчитанному нападению и последующему мирному договору о «дружбе и любви» Русь была признана равноправным партнёром Византии. Русский летописец записал позднее, что с этого момента «началася прозывати Руска земля».

Все перечисленные здесь принципы ведения боевых действий не потеряли своего значения и в наши дни. Разве маскировка и военная хитрость в век ядерных технологий и информационного бума потеряли свою актуальность? Как показали последние военные конфликты, даже имея разведывательные спутники, самолеты-шпионы, совершенную аппаратуру, компьютерные сети и огромной разрушительной силы оружие, можно долго бомбить резиновые и деревянные макеты и при этом громогласно вещать на весь мир о громадных военных успехах.

Разве потеряли свое значение скрытность и внезапность?

Вспомним, как были удивлены европейские и НАТОвские стратеги, когда, совершенно неожиданно, на Приштинском аэродроме в Косово вдруг оказались российские десантники, а наши «союзники» были безсильны что-либо предпринять.

Славянские воины храбро сражались, следуя решениям, принятым на собрании племени. Готовясь к отражению надвигающейся агрессии, они давали клятву: стоять насмерть за отца и брата, за жизнь своих сородичей.

Плен у славян считался величайшим позором. Слово чести ценилось очень высоко, оно обязывало воинов в любых условиях быть верными ратному побратимству — наиболее древнему обычаю взаимовыручки и взаимопомощи в бою.

Князь Святослав перед битвой с греками в 971 году обратился к воинам со словами: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться… Если же побежим, позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». Воины ответили: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». В той жестокой сечи десять тысяч воинов Святослава одолели стотысячное войско греков.

Воинские клятвы славян были скреплены именем бога Перуна, поскольку он был покровителем княжьим и дружинным. Находясь на чужбине, воины в честь Перуна втыкали в землю свои боевые мечи, и в этом месте становилось как бы его походное святилище.

Воинская культура славянских народов была и остаётся одной из неразгаданных тайн отечественной и мировой истории. Парадокс состоит в том, что даже в рамках единой концепции зачастую превозносится до небес мастерство славянских воинов, и ставится под сомнение боеспособность славянского войска, да и сам факт существования сколько-нибудь стройной военной организации. Сведения и мнения о вооружении, тактике, военно-социальной структуре славянского войска неоднозначны и противоречивы.

Основой славянской воинской системы были локальные действия, а не истребление противника, правильная тактика, плановый захват территории и действия, характерные для постоянных армий и оправдывающие их существование, поэтому задачей воинского обучения было выживание в бою: поединке, групповой схватке, стычке с превосходящим неприятелем одиночного бойца, а затем и согласованные действия отряда. Уступая иным народам в вооружении и профессионализме, славяне превосходили их в мастерстве, использовании условий местности, организации разведки, засад и внезапных нападений либо уклонении от нежелательного боя всего того, что обозначалось термином скифская война. Превосходство не количеством, а силой духа, выносливостью, умением терпеть лишения, обходиться малым для достижения большой цели вот основной стержень залога победы воинской культуры славянских народов.

Византийские историки отмечали, что славяне « очень высокого роста и огромной силы. Цвет волос у них очень белый и золотистый. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают». Далее: «Они превосходные воины, потому что военное дело становится у них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах погибнуть в битве. Умереть от старости или от какого случая - это позор, унизительнее которого ничего не может быть. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый».

«Величайшее их искусство состоит в том, что они умеют прятаться в реках под водою. Часто, застигнутые неприятелем, они лежат очень долго на дне и дышат с помощью длинных тростниковых трубок, конец которых берут в рот, а другой высовывают на поверхность воды и таким образом укрываются в глубине. Кто даже заприметит эти трубки, тот, не зная такой хитрости, сочтет их настоящими. Опытные люди узнают их по отрезу или по положению и тогда их придавливают ко рту или выдергивают и тем самым заставляют хитреца всплыть наверх».

Согласно ряду источников – арабских, персидских, византийских - воины русов, славян были в дохристианский период Руси-России грозой для огромных регионов: от самых западных частей Европы до южных стран, лежащих за Средиземным и Чёрным (тогда его называли Русским) морями. Так, в 844 году «язычники, которые зовутся ар-рус» ворвались и разграбили Севилью, в арабской Испании. В 912 году флот русов из 500 ладей огненным смерчем прошёлся по берегам Каспийского моря.

Что известно о воинских приёмах русов того времени?

1.Русы, славяне были отличными мореходами, их флотилии, флоты прекрасно себя чувствовали как на реках, так и в море. Они были хозяевами на Каспийском, Черном, Варяжском (Балтийском), Северном морях, совершали походы и в Средиземное море. Их корабли – ладьи (лодьи) вмещали от 40 до 100 бойцов в полном вооружении и нескольких лошадей, при необходимости. Поэтому, совершенно непонятно, почему, историю Русского флота ведут от Петра I. Русскому флоту как минимум полторы тысячи лет. Причём традиция не прерывалась – русские ушкуйники, казаки полностью повторяли маршруты своих пращуров. Использование лодий давало нашим предкам большую мобильность, позволяя наносить неожиданные удары прямо в сердце владений противника и перевозить при необходимости большие группы войск. Флотилии дополнялись сухопутными войсками, которые передвигались по суше.


2.На вооружении славянских воинов были, по сообщению ромейского автора Маврикия Стратега: лук со стрелами (причём луки были сложные, а не простые, они обладали большой дальнобойностью – средний «перестрел» 225 метра, и пробивной мощью – на этом же расстоянии стрела пробивала 5-сантиметровую дубовую доску; для сравнения: современные спортсмены прицельно бьют на 90 м; рекорд средневековой Западной Европы поставил Генрих VIII – около 220 метров; среднестатистический выстрел азиатского стрелка был равен 150 метрам), причём обучали мастерству стрельбы из лука чуть ли не с пеленок. Уже в 8-9 лет, а то и раньше, мальчик ходил и ездил с отцом, старшими братьями на охоту. Можно сделать вывод, что русы были лучшими «стрельцами» («лучниками» называли мастеров, делающих луки) Евразии того времени. Кроме того, в вооружение входили два копья – метательное(типа дротика) и тяжёлое для боя в «стене»; «труднопереносимый» щит, закрывавший все тело бойца от ног; кожаный доспех в ранний период, затем появились кольчуги; конические и полукруглые шлёмы-шеломы. У всех были ножи – «засапожники» и длинные боевые ножи типа «акинаков». Часть воинов могла биться топорами, булавами, мечи в ранний период были только у знати и отличившихся витязей.

3.В отличие от скандинавов русы, славяне знали и использовали конный бой. Тяжеловооруженные конные дружины князей были мощной ударной силой, которая могла внести перелом в бою, как в Куликовском сражении. Их мощь усиливали союзные легковооруженные отряды кочевых племен – печенегов, торков, берендеев, их ещё называли «чёрные клобуки»(по головному убору). Не надо думать, что Русь только воевала с племенами степи, мудрые князья, такие, как Святослав, успешно использовали их в борьбе с врагами. Откровенная вражда началась только после крещения Руси – вплоть до «крестовых походов» Владимира Мономаха в степь.


4.Русы использовали в сражении «стену», которой были обучены с самого детства. Бои «стенка на стенку» - это отголосок той практики. Чтобы понять, что такое «стена», надо вспомнить образы спартанской или македонской фаланги. Этому бою были обучены все мужчины Руси: «стена», закрывшись «труднопереносимыми» щитами, ощетинившись копьями, принимала на себя главный удар врага, с задних рядов врага осыпали стрелами стрельцы. Фланги и тыл прикрывала тяжёлая конница княжеской дружины и отряды союзных степняков. «Стена» выдерживала удар, а потом начинала шаг за шагом теснить противника, с флангов наносила удар конница, завершая разгром врага.

5.Русы и славяне считались специалистами в т.н. «партизанской войне» - нападения из засад, различные диверсии. Так, в византийских источниках описан случай, когда славянский разведчик из армии Велизария(полководца императора Юстиниана), проник во вражеский лагерь и выкрал одного из вождей готов, доставив его к Велизарию. Фактически это первое упоминание т.н. «пластунов», войсковой разведки Руси-России того времени.

6.Судя по всему, наши пращуры владели и основами т. н. «боевого транса», боевыми психотехниками. Описаны случаи, когда они вступали в бой в «божественной наготе», или только в шароварах. На Севере Европы таких воинов называли «берсерками» (в «медвежьей рубашке»), да и мифы о волколаках родились не на пустом месте. Речь идёт о боевом трансе, когда воин «преображается» в волка, медведя и не чувствуя страха, боли, резко повышает пределы возможностей человеческого тела. Противник, столкнувшись с такими воинами, чувствует мистический ужас, панику, теряет боевой дух. Запорожские казаки таких воинов называли «характерниками». Была и коллективная психотехника: воины русов, славян были прямыми потомками «богов», поэтому не имели равных в бою. Можно сказать, что эта воинская традиция очень живуча: Суворов превращал своих солдат в «чудо-богатырей», которые могут практически всё. Можно упомянуть еще и принцип ВДВ – «Никто, кроме нас».

7.Русы, славяне были лучшими мастерами рукопашного боя, к сожалению христианизация, запреты царей, императоров почти прервали традиции массовой боевой культуры русов. Но в настоящее время идут интенсивные поиски и постепенная реконструкция многих видов русского рукопашного боя.

1)деревянная основа лука:

а - концы с вырезом для тетивы

б – сухожилия

в - березовая планка

г - можжевеловая планка

и - узел или место соединения концов, планок и сухожилий

к - узел или место соединения сухожилий и костяных накладок рукояти лука

2)вид деревянной основы лука с внутренней стороны и схема расположения костяных накладок:

д - концевые накладки с вырезом для тетивы

е - боковые накладки рукояти

ж - нижние накладки рукояти с внутренней стороны лука

3)схема расположения костяных накладок на луке(вид сбоку):

д - концевые накладки

е – боковые

ж – нижние

и - место соединения у концов лука

к - место соединения у рукояти лука

4)закрепление стыков деталей лука путем обмотки сухожильными нитями по клею и оклейка лука берестой

5)лук с тетивой после оклейки

6)лук в поперечном разрезе:

а - берестяная оклейка

б – сухожилия

в - березовая планка

г - можжевеловая планка;

Источники :
Мандзяк А. С. Боевая магия славян. М., 2007.
Седов В.В. Славяне в древности. - М., 1994.
Селидор (Александр Белов). Кулачное дело на Великой Руси. 2003.
Серебрянский Ю. А. Боевая магия славян. Путь волхва. М., 2010.
http://silverarches.narod.ru/bow/bow.htm

Класс: 7-А (8 человек)

Возраст учащихся: 13-14 лет.

Урок № 16.16.

Дата проведения: 23 октября 2015 год. ( I четверть)

Тема урока: Славянские воины и богатыри.

Тип урока: комбинированный.

Цель: дать представление о военном искусстве славян, тем самым, воспитывая у обучающихся чувства патриотизма и восхищения мужеством славян.

Задачи:

Образовательные:

Формировать образное представление о славянских воинах и богатырях;

Показать храбрость, военные умения славян;

Познакомить с вооружением славян.

Коррекционно-развивающие:

Обогащать словарный запас учащихся в ходе изучения новой темы;

Развивать умение слушать учителя и использовать полученный материал в работе;

Продолжать развивать умения учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы;

Продолжать формировать умение работать с лентой времени, исторической картой, текстом учебника.

Воспитательные:

Воспитывать чувство уважения к славянским воинам, чувство гордости за родную страну, поощрять стремление изучать историю нашей Родины.

Планируемые результаты:

К концу урока учащиеся должны знать :

Кто такие славянские воины и богатыри;

Как были вооружены славянские воины;

Как вели себя славянские воины в бою.

Должны уметь :

Показывать на карте соседей восточных славян;

Давать описание вооружения славянских воинов;

Рассказывать о военном искусстве воинов, выражать свою оценку их действий.

Основные термины и понятия: богатыри, ратники, засеки, дозорный, дружинники, предметы вооружения.

Оборудование и материалы: ПК, интерактивная доска, мультимедийная презентация (18 слайдов), раздаточный материал (смайлики, клипарт-набор «Одень воина», карточки с кроссвордом для контроля полученных знаний, геометрические фигуры для саморефлексии, конверты с дифференцированными заданиями для самоподготовки).

Ход урока:

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приложение

1. Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку.

Используя прием «Смайл» создает эмоциональный настрой для активизации учебной деятельности учащихся.

Отчет дежурного.

С помощью карточек-смайликов демонстрируют изображение своего настроения в начале урока.

слайд 1

2. Актуализация знаний.

Закрепление ранее изученного материала.

Организует повторение ранее усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала.

- Сегодня мы с вами продолжим говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках. Кто такие предки?

- Наши предки называли себя славянами. Что вы знаете про славян?

Работа с лентой времени. (задача – отметить исторический период).

- Ребята, в каком веке мы с вами живем? А в каком веке нам нужно оказаться, чтобы встретить своих давних предков – славян?

Организует повторительно-обобщающую беседу по темам «Занятия восточных славян», «Соседи восточных славян».

- Внимание на экран. Опишите деятельность восточных славян по картинке. (работа с изображениями)

- А как жили восточные славяне? Отметьте на карте их соседей. (работа с исторической картой)

- Ребята, а что вы можете рассказать о варягах?

Отвечают на вопросы учителя.

Стараются формулировать высказывания полным ответом.

Работают с лентой времени, отмечают исторический период.

Приводят примеры по теме «Занятия восточных славян».

Работают с картой у доски.

Дают полный ответ на вопрос.

слайд 2

слайд 3

слайд 4

3. Сообщение темы и цели урока.

Постановка цели и задач урока.

Подводит учащихся к теме урока, побуждает их ее сформулировать.

- Итак, как мы видим, несмотря на то, что враги славян были смелыми и храбрыми, наши предки не только не давали им себя в обиду, но и уважали их, старались жить в мире с соседями.

Давайте посмотрим, как же воевали восточные славяне. (просмотр видеофрагмента)

- Просмотрев видеофргамент, сможете ли вы сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

- Сегодня мы поговорим о славянских воинах, узнаем, как они были вооружены, в чем проявлялось их военное искусство.

Сосредотачиваются на просмотре видеофрагмента, после просмотра которого, стараются сформулировать тему урока.

Делают запись темы урока в тетрадь.

слайд 5 (видеозапись)

слайд 6

4. Изучение нового материала.

Реализация основной цели урока и поставленных задач.

Обеспечивает мотивацию восприятия нового материала.

- Славяне всегда отчаянно сражались. Они смело пробирались в тыл врага, устраивали засады. Умирали в бою без стонов и жалоб. Воевали не только дружинники, все мужское население вставало на защиту своей земли.

Ребята, а кто такие дружинники?

Формулирует задание - работа с текстом для дополнительного ознакомления «Дружинники» (просмотровое чтение)

Напоминает учащимся о необходимости сделать запись словарного слова в тетрадь.

Дружинники – это защитники людей и родной земли.

Продолжает знакомить с новым учебным материалом по теме, используя рассказ-описание.

- Действительно, дружинники не занимались ни земледелием, ни скотоводством. Их основное занятие было – защищать свою землю от врагов.

Давайте познакомимся с воинским вооружением славянских дружинников.

Побуждает делать записи терминов в тетрадь.

Рассказ учителя:

- Основным оружием славян был лук со стрелами. Лук носили на левом плече, а на правом плече была сумка со стрелами, которая называлась колчан. Стрелу делали из дерева, с железным наконечником, а к ее хвосту привязывали орлиные или гусиные перья, чтобы лучше летела.

Другим оружием славян было копье. Оно было похоже на стрелу, только размер больше.

Также в бою славяне использовали меч, секиру и палицу. А для защиты у них был щит.

Самые сильные воины имели при себе булав у . Одеты воины были в кольчугу и шлем .

Во время рассказа выдвигает задачу – создать кластер «Оружие славян».

Организует физкульминутку.

- Чтобы быть сильными и здоровыми как славянские воины, предлагаю выполнить несколько упражнений. Внимание на экран!

Акцентирует внимание учащихся на репродукции картины В.М.Васнецова «Три богатыря».

- Ребята, кого мы видим на этой картине? Среди славянских воинов в бою всегда кто-нибудь отличался своей силой, боевым умением и смелостью. Вот таких-то и называли на Руси богатырями. О них слагали песни, былины и легенды. А что вы читали о подвигах богатырей на уроках чтения?

- Итак, как мы видим, наши предки были очень сильными и смелыми. Я думаю у нас должно быть чувство гордости за них.

Слушают доклад учителя, извлекая необходимую информацию.

Находят в тексте учебника определения понятий, делают записи терминов в тетрадь.

По ходу рассказа учителя составляют кластер в тетради «Оружие славян».

Выполняют зарядку, имитируя движения, представленные на экране.

Актуализируют в памяти знания, полученные ранее на уроках чтения и внеклассных мероприятиях.

слайд 7

слайд 8

слайд 9 (видеозапись)

слайд 10

5. Первичное осмысление и закрепление материала.

Первичное усвоение новых знаний, проверка понимания, закрепление полученных на уроке знаний.

Организует работу с текстом учебника (выборочное чтение).

Вопросы:

1. Зачем славянам была нужна дружина?

2. Какое основное занятие было у дружинников?

3. Чем был вооружен славянский воин?

Организует работу с интерактивной доской. Задание «Исключи лишнее».

- На доске изображены оружия и доспехи славянских воинов. Ваша задача – исключить лишнее, то, что, по вашему мнению, им не принадлежало.

Предлагает учащимся в парах выполнить задание творческого характера «Одень воина». (подготовка проходит под музыку М.П. Мусоргского «Богатырские ворота – гимн Великой Руси»)

- Перед вами набор с картинками, предлагаю вам создать своего славянского воина.

Организует коллективную проверку проектов учащихся.

Работают с учебником: находят в тексте ответ на вопрос. Допускается самостоятельная формулировка ответа.

Выбирают правильный ответ. Объясняют свой выбор.

Работают в парах. Создают мини-проект.

Каждая пара демонстрирует результат своей работы, поясняя ход своих действий.

слайд 11

слайд 12

слайд 13

(аудиозапись)

6. Контроль усвоения полученных знаний.

(резервный этап – на усмотрение учителя)

Коррекция знаний.

Осуществляет индивидуальный контроль в виде самостоятельной работы «Кроссворд».

Организует взаимопроверку.

Выполняют задание индивидуально устно.

Осуществляют взаимопроверку.

слайд 14

(резервный)

7. Итоги урока.

Подведение итогов урока.

Подводит учащихся к выводу по теме урока.

- Сегодня мы поговорили о наших предках – славянах, о героях – богатырях, от которых и пошла слава русских воинов. Эти герои сражались, защищая русскую землю и, конечно, они достойны того, чтобы ими до сих пор восхищались и помнили.

Работа с пословицами.

- На доске пословицы, я хочу, чтобы каждый из вас выбрал себе одну и записал в тетрадь, чтобы эта пословица стала девизом по жизни.

Высказывают свое мнение.

Самостоятельно делают выбор пословицы, записывают в тетрадь. Желающие зачитывают вслух, объясняют свой выбор.

слайд 15

слайд 16

8. Домашнее задание.

Информация о д/з, инструктаж по его выполнению.

Раздает учащимся конверты с дифференцированным домашним заданием. Дает установку о его выполнении.

- В качестве домашнего задания я подготовила вам конверты-сюрпризы. Каждый получит сегодня индивидуальное задание, а какое вы узнаете, открыв его на самоподготовке.

Знакомятся с домашним заданием.

9. Рефлексия.

Оценка и самооценка деятельности учащихся на уроке.

Побуждает учащихся сделать оценочную и эмоциональную рефлексию своей деятельности на уроке.

- Ребята, подошел момент, когда нам нужно оценить работу на уроке. Я предлагаю это сделать вам самим с помощью геометрических фигур.

1. Прием «Геометрическая фигура»

- Спасибо, за работу! Вы старались быть активными сегодня. Чтобы вы не забывали о том, что наши предки были храбрыми и смелыми, я хочу подарить вам обереги-талисманы от врагов, пусть они напоминают вам о нашем сегодняшнем уроке.

2. Прием «Смайл»

- Вернемся к смайликам. Итак, с каким настроением мы заканчиваем наш урок?

- Всем спасибо, до свидания.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

слайд 17