Проект крестьянской реформы аракчеева. Проект освобождения крепостных крестьян А.А. Аракчеева. Проект Аракчеева по освобождению крепостных крестьян

Деятельность реформаторов начала XIX века

3. Проект освобождения крепостных крестьян А.А. Аракчеева

Что же произошло? Почему Россия уже в начале XIX в. не стала конституционной монархией, хотя надеяться на это, как мы видели, были серьезные основания? Подобный же путь прошла в это время идея освобождения крепостных крестьян.

Вглядываясь в действия Александра I, мы замечаем, что начиная с 1816 г. он настойчиво пытался добиться дворянской инициативы в решении этого кардинального вопроса русской жизни. Толчком, возбудившим активность императора, была, без сомнения, инициатива эстляндского дворянства, заявившего в самом начале 1816 г. о своей готовности освободить крепостных крестьян.

Прибалтийские губернии (Лифляндская, Курляндская и Эстляндская) коренным образом отличались от всей остальной России. Здесь не существовало крепостного права в его крайних проявлениях. Уровень развития товарно-денежных отношений был значительно выше, чем в Европейской России. Главное же - помещики уже осознали экономическую невыгодность сохранения в неприкосновенности крепостного права. В предшествовавшее десятилетие самодержавие в Прибалтике шло по пути постепенного предоставления крестьянам определенных прав.

Рядом законодательных актов за эстляндскими крестьянами было закреплено право на движимую собственность и передачу по наследству хозяйства, а по закону 1804 г. были четко определены повинности крестьян в зависимости от количества и качества земли. Теперь формально было уничтожено и само крепостное право. 23 мая 1816 г. Александр I утвердил новое учреждение об эстляндских крестьянах. В соответствии с ним крестьяне получали личную свободу, но лишались права на землю, переходившую в полную собственность помещиков. Из-за запрещения свободного передвижения и выбора рода занятий крестьяне превращались фактически в бесправных арендаторов или батраков.

Положение их оставалось крайне тяжелым. Однако при всех очевидных издержках уничтожение крепостного права в Эстляндии, а затем и в Лифляндии и Курляндии открыло собой принципиально новый этап в истории крестьянского вопроса в России. Уложение 1816 г. было первым за несколько столетий русской истории актом, которым самодержавие не углубляло, не расширяло крепостное право, а, напротив, уничтожало его действие хотя бы на части территории огромной Российской империи. В 1816 г. самодержавие публично, не на словах, а на деле продемонстрировало свою готовность при определенных условиях пойти на конкретные меры для освобождения крепостных крестьян. Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России…. Спб., 2014. С.145.

Однако никаких практических результатов в собственно русских губерниях добиться не удалось. Неудачей закончилась и предпринятая в 1817г. попытка склонить дворянство двух украинских губерний (Полтавской и Черниговской) к выступлению с просьбой хотя бы обсудить проблему крепостного права.

Все это нисколько не охладило стремления Александра I добиться практических результатов в решении крестьянского вопроса. В 1817-1818 гг. началась работа над общим планом ликвидации крепостного права в России. О серьезности и фундаментальности намерений Александра I убедительно свидетельствует тот факт, что одним из исполнителей своего замысла он избрал не кого иного, как Алексея Андреевича Аракчеева. Аракчеев в роли автора проекта освобождения крестьян - явление неординарное. Это не вяжется с давно и прочно устоявшимися представлениями о роли и месте этого человека в отечественной истории. Ситуация, когда реализация прогрессивного замысла вверяется деятелю, имя которого для современников и потомства является символом реакции, поистине парадоксальна. Но именно она ясно и недвусмысленно доказывает, что стремление приступить на практике к ликвидации крепостного права было не «заигрыванием с либерализмом», не желанием Александра I понравиться Европе или прослыть там просвещенным монархом, а вполне определенной и целенаправленной государственной политикой: хорошо известно, что именно Аракчееву император доверял разрабатывать и осуществлять свои самые сокровенные замыслы.

В это время Александр I полностью находился в плену иллюзий, что освободить крестьян можно без всякого насилия над помещиками - стоит только предложить им выгодные условия (опыт Прибалтики только укреплял его в этой мысли). Самодержавные власти так и не смогли до конца понять истинные причины, которые заставляли прибалтийское дворянство добиваться освобождения крепостных крестьян и в то же время толкали их российских собратьев на пассивное, но непоколебимое сопротивление любым эмансипационным шагам правительства, причины, обусловленные разным уровнем социально-экономического и культурного развития собственно русских губерний и Прибалтики. Вот почему в рекомендациях, данных Аракчееву перед началом работы, Александр I настойчиво проводил мысль о недопустимости какого бы то ни было насилия со стороны государства по отношению к помещикам. Это было его единственным условием, все остальное полностью отдавалось на волю автора. Сахаров А.Н. Александр I и Аракчеев. // Отечественная история, 2014. №4. С.51.

Как и конституция, проект освобождения крестьян готовился в величайшей тайне потому, что верховная власть опасалась как мощного противодействия дворянства, так и крестьянских волнений. Как долго шла над ним работа - неизвестно, но любопытно, что в феврале 1818 г., незадолго до отъезда Александра I на открытие первого конституционного сейма в Варшаву, проект лежал на столе императора. Оказывается, попытка выработать общие принципы крестьянской реформы непосредственно предшествовала началу работы над конституцией. И в этом нельзя не увидеть прямого доказательства, что правительство хорошо понимало невозможность решения политических проблем в отрыве от социальных.

Как же думал решить крестьянский вопрос Аракчеев? Для освобождения крестьян от крепостной зависимости он предлагал начать широкую продажу помещичьих имений в казну «по добровольному на то помещиков согласию» и на некоторых «особенных правилах». Продавать государству крестьян и дворовых, как казалось Аракчееву, помещиков должно было заставить естественное стремление избавиться от долгов и вести хозяйство на рациональной основе - либо обрабатывая наемными рабочими оставшуюся у них часть земли, либо сдавая ее в аренду крестьянам. Аникин А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи России до марксизма. М., 2010. С.245.

Насколько же реален был этот проект? Приходится признать, что однозначного ответа, видимо, просто не существует. Проект был реален, потому что экономический кризис, поразивший страну после Отечественной войны 1812 г., привел к резкому упадку помещичьего хозяйства. Росла задолженность, все большее число помещиков вынуждено было закладывать свои имения, проживая и проматывая проценты по закладным и вновь закладывая имения. Ежегодно за неуплату государственных и частных долгов объявлялись к продаже с публичных торгов десятки тысяч крепостных крестьян. Кстати, с большой долей вероятности можно предположить, что, предлагая выделять на покупку крепостных 5 млн руб. в год, Аракчеев как раз и исходил из количества крепостных, ежегодно объявляемых к продаже за долги. Так что вряд ли в первые годы могли бы возникнуть затруднения в этом деле. Но в дальнейшем поток неминуемо должен был иссякнуть, а никаких мер, которые заставили бы помещиков продавать крестьян, проект не предусматривал. Какие меры приняло бы правительство в этом случае - неизвестно. Но главное даже не в этом.

Ведь и в том фантастическом случае, когда все помещики добровольно решились бы расстаться с крепостными, процесс освобождения растянулся бы не менее чем на две сотни лет. Это неопровержимо доказывает элементарный расчет. Если оценить в среднем по России стоимость одной души в 100 руб. ассигнациями (что на самом деле не такая уж большая цена), то на 5 млн руб. в год можно было бы выкупить не более 50 тыс. крепостных. Двигаясь такими темпами, правительство не освободило бы всех крепостных и к 2018г. Совершенно очевидно, что решение крестьянского вопроса в России не могло ждать так долго. Наверняка это было ясно и Аракчееву. На что же он рассчитывал, выдвигая свои предложения? На желанные для Александра I постепенность и добровольность реформы крепостной деревни и скорее всего на то, что, раз начавшись, реформа обнаружит выгодные для помещиков стороны. А тогда первоначальные черепашьи темпы могли бы смениться иными. Да и само время внесло бы изменения.

Но все наши предположения остаются только догадками. Ведь одобренный царем проект (неизвестный автор записки об участии Аракчеева в решении крестьянского вопроса писал, что предположение «удостоилось, сколько известно, высочайшего одобрения государя») так и остался тайной Александра I и Аракчеева. Нам совершенно неизвестны конкретные обстоятельства его отклонения. Ясно только одно: не было сделано никаких попыток не то что приступить к его реализации, но даже представить на рассмотрение какого-либо официального органа.

И все же работа над проектом освобождения крестьян не прекращалась. Только завеса тайны, окружавшая конкретные шаги правительства по пути к разрешению крестьянского вопроса, становилась все более плотной. В 1818-1819 гг. под руководством министра финансов гр. А.Д. Гурьева начал разрабатываться новый проект крестьянской реформы. Для выработки его основ был создан специальный Секретный комитет - первый в чреде подобных комитетов, появлявшихся один за другим во второй четверти XIXв. Аникин А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи России до марксизма. М., 2010. С.249.

Окончательный проект так и не был создан, но сохранившиеся материалы показывают, что авторы стремились предложить такие меры, которые привели бы к разрушению общины и созданию в России капиталистического сельского хозяйства фермерского типа. В конце 1819 г. первый набросок плана реформы был готов. Оставалось только получить одобрение императора, и можно было приступать к продолжению работы. Но одобрения не последовало, и проект Гурьева так никогда и не был завершен. Больше мы не знаем ни о каких иных проектах решения крестьянского вопроса, выработанных правительством. Скорее всего их и не было.

Почему же Александр I, так активно и решительно взявшийся за подготовку реформ, вдруг отказался и от конституции и от планов освобождения крепостных крестьян? Ответ один - осуществлению намеченных реформ помешало мощное и вполне определенное сопротивление подавляющей части дворянства. К преобразованиям стремился очень узкий общественный слой. Число членов тайных противоправительственных обществ декабристов, боровшихся за освобождение крестьян и за устранение или ограничение самодержавия, за всю их десятилетнюю историю ограничивалось несколькими сотнями.

Даже спустя несколько десятилетий, накануне освободившей крестьян от крепостного ига реформы 1861 г., большинство помещиков было против освобождения. Среди правящей элиты переменам сочувствовала и к ним стремилась лишь ничтожная по численности группа высших бюрократов, правда, возглавляемая царем. Единственное, что могло в этих условиях обеспечить проведение реформ, - насилие правительства над своей собственной социальной опорой. Но именно этого больше всего страшился Александр I. Он так никогда на это и не решился.

Аракчеев Алексей Андреевич

Новым потрясением для Аракчеева стало известие о смерти Александра I в Таганроге. Оно достигло Петербурга 27 ноября 1825 года. Аракчеев понял, что могуществу его пришел конец. Все также ожидали скорого падения Аракчеева...

Борьба за Крым и Севастополь 1944

Возвышение Москвы и создание единого российского государства

Дмитрий Донской Дмитрий Иванович Донской (12.10.1350, Москва, -- 19.5.1389, там же), великий князь владимирский и московский с 1359, сын князя Ивана II Ивановича Красного, внук Ивана I Даниловича Калиты...

Восстание Чомпи во Флоренции

Значительная часть крестьянства Северной и Средней Италии вследствие раннего проникновения товарно-денежных отношений в деревне, небольшого удельного веса барщины и широкого распространения продуктовой и денежной ренты в XI - XII вв...

Деятельность Г.В. Плеханова и его партии "Освобождение труда"

Этот исторический феномен российского марксизма - дискуссионная историографическая проблема наших дней...

Капитуляция Японии и завершение войны на Тихом океане

К началу 1945 г. японские вооруженные силы и японское государство в целом находились на пороге катастрофы. Поражения на Марианских островах и Филиппинах в 1944 г...

Место и роль А.А. Аракчеева в политике Александра I

Заграничные кампании 1805 -- 1806 годов послужили возвышению Аракчеева. По признанию военных историков, во время управления военным министерством Аракчееву удалось достигнуть положительных результатов, обнаружившихся в войнах 1812 -- 1814 годов...

Политическая жизнь В.И. Вернадского

Известно участие В.И. Вернадского в работе тайного политического “Союза Освобождения”. Принимал участие в его учредительном съезде в Шаффхаузене, входит в состав редакции...

Приднестровье в годы Великой Отечественной войны

5 марта 1944 г. войска 2-го Украинского фронта под командованием маршала Советского Союза И.С. Конева начали Уманьско-Ботошанскую наступательную операцию. 17 марта они вышли в районе Ямполя к Днестру и приступили к освобождению Молдавии...

Реформы в России второй половины XIX века

Реформа получилась не такой, какой мечтали ее видеть Кавелин, Герцен и Чернышевский, и учитывала больше интересы помещиков, чем крестьян. Действие реформы было рассчитано на короткий промежуток времени, пожалуй, не более чем на два десятилетия...

Реформы государственного управления при Александре I

В 1818 году Александр I поручил адмиралу Мордвинову, графам Аракчееву и Гурьеву разработать проекты отмены крепостного права. Проект Мордвинова: · крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остаётся за помещиками...

Соборное Уложение 1649 года

Соборное Уложение от-неслось к крепостным крестьянам довольно поверхностно: статья 3 главы XI утверждает, будто «по нынешний государев указ государевы заповеди не было, что никому за себя крестьян (речь идет о беглых) не приимати»...

Становление конституционно-парламентского строя в Австро-Венгерской империи

Парламент, заседания которого были перенесены в небольшой городок Моравии, Кремниц, наученный горьким опытом венских событий, одобрил эту программу (27 ноября). Пять дней спустя он был поспешно созван на экстренную сессию и с изумлением узнал...

Существенные изменения земельной политики в период царствования Петра I

Произошло слияние крепостных крестьян и холопов в единое сословие. Как известно, холопство -- институт, близкий по своим чертам к домашнему рабству, имевший тясячелетнюю историю и развитое право...

Экономическая мысль в России в XIX веке

Но известно, что помещики не только в период разложения крепостничества (конец XVIII - начало XIX в.), но и в период кризиса крепостного хозяйства (середина XIX в.) выступали решительными противниками освобождения крестьян...

«Гроза двенадцатого года» пронеслась, и для правительства России первостепенное значение приобрела внутренняя политика.

Военные поселения и А. А. Аракчеев. Одной из мер александровского царствования послевоенной поры стало введение военных поселений. Власти намеревались сделать их образцовыми в хозяйственном отношении и таким образом обеспечить полноценное пополнение армии.

Создание военных поселений неразрывно связано с именем графа Алексея Андреевича Аракчеева (1769-1834). Он происходил из семьи мелкопоместного тверского дворянина.

В 1808 году он стал военным министром и превратился в самого влиятельного в империи человека. Жесткий характер, приверженность к военной муштре и неприятие им всех форм «вольнодумства» не вызывали симпатий к Аракчееву. Свое влияние на государя граф сохранял до самой смерти императора и получил отставку лишь после воцарения Николая I.

Первые военные поселения возникли в 1810 году, но широкое их распространение началось с 1815 года. К концу царствования Александра I треть русской армии была «поселена». Поселения формировались из солдат, прослуживших не менее 6 лет и женатых, а также из местных жителей в возрасте от 18 до 45 лет, имевших собственное хозяйство. Те и другие назывались поселянами-хозяевами. Их дети с семилетнего возраста становились военнообязанными, а в 18 лет переводились в военные части.

Все стороны жизни в военных поселениях строго регламентировались. Поселенцы носили военную форму, семьи размещались в одинаковых домах, в каждом из которых находилось по четыре семьи, обязанные вместе вести хозяйство. Жизнь поселенцев определялась расписанием: когда пробуждаться ото сна, чем заниматься в течение дня, как воспитывать детей и даже когда кому и на ком жениться.

Основная часть времени уделялась военным занятиям. Сельскохозяйственные работы проводились лишь с разрешения командира. Провинившихся ждало жестокое наказание шпицрутенами (ивовыми прутьями). Поселенцев использовали также на дорожных работах, в каменоломнях, на лесозаготовках.

1810 - основание военных поселений

Военные поселения не оправдали возлагавшихся на них надежд и не стали центрами образцового хозяйства. Несвоевременное выполнение сельскохозяйственных работ часто приводило к тому, что урожай погибал. Не превратились поселенцы и в надежную опору воинского порядка и дисциплины. Более того, жесткая муштра плодила недовольных, и дело не раз доходило до массовых протестов.

В 1819 году произошло волнение Чугуевского полка. Восставшие требовали вернуть их в прежнее состояние, захватывали отобранные у них земли, избивали и изгоняли начальников. То же вскоре повторилось в округе Таганрогского полка и в ряде других военных округов. Посмевших проявить недовольство нещадно секли, ссылали в Сибирь.

Военные поселения были упразднены в 1857 году.

Проект отмены крепостного права. Сложной проблемой оставалось крепостное право. Александр I был уверен, что с ним необходимо покончить. Но как? Если освободить крестьян без земли, предоставив им лишь формальные права свободного гражданина, чем станут они заниматься? Земля находится в собственности помещиков, а без нее земледелец обречен на голод. Кто будет обрабатывать угодья, производить сельскохозяйственные продукты, обеспечивать столь нужные стране поставки за границу?

Вопросов много, и ни один из предлагавшихся ответов на них не удовлетворял царя.

Проект закона по отмене крепостного права Александр I поручил разработать в 1818 гору А. А. Аракчееву при условии, что в законе не должно быть никаких насильственных действий со стороны правительства, а также стеснительных для помещиков мер.

А. А. Аракчеев полагал, что нельзя сразу отменить крепостную зависимость крестьян от помещиков. Он искал другой путь, экономический, - например, выкупать крестьян и дворовых людей по согласию с помещиком. Пусть это делает государство - приобретает на торгах земельные поместья и распределяет их между освобожденными крестьянами «по две десятины на душу», т. е. на каждого взрослого мужчину. Было подсчитано, что на эти цели государству потребуется 5 млн рублей ежегодно. Проект остался нереализованным.

1818 - проект А. А. Аракчеева по освобождению крестьян от крепостной зависимости

«Уставная грамота» Н.И. Новосильцева. Надежды на то, что Россия обретет правовые нормы общественной жизни, возродились в 1815 году, когда той части польши, которая вошла в состав империи, была дарована конституция. Царь объявил о своем намерении распространить подобные порядки на всю страну.

Составить проект конституции для России государь поручил своему другу - попечителю Петербургского учебного округа Николаю Николаевичу Новосильцеву (1768-1838). Так в 1819 году появилась «Уставная грамота Российской империи» с предложениями по реформированию политической системы страны. Проект предусматривал введение двухпалатного законосовещательного парламента, верхняя палата которого (сенат) назначалась бы императором, а нижняя - частично избиралась, а частично назначалась.

«Уставная грамота...» провозглашала свободу слова, печати, вероисповедания, равенство всех граждан перед законом, неприкосновенность личности и частной собственности. Но и этот проект не был реализован.

Историки много размышляли о том, почему же Александр I так и не сумел воплотить в жизнь те планы и мечты, которым симпатизировал с самого начала царствования. Приводились разные причины. Главным в этой, как казалось многим, двойственности, нерешительности Александра I было то, что он, понимая необходимость реформ, был уверен: Россия не дошла до той стадии своего развития, когда подданных следует наделить широкими гражданскими правами, государственный контроль за общественной жизнью страны - ослабить. Вполне вероятно, что боялся он и за свою личную безопасность.

1819 - создание Н. Н. Новосильцевым «Уставной грамоты Российской империи» - проекта конституции страны

Вопросы и задания

  1. Объясните, с какой целью создавались военные поселения. К каким последствиям привела их организация?
  2. Объясните, чем была обусловлена историческая необходимость отмены крепостного права. В чем состояла сложность решения этой проблемы?
  3. Охарактеризуйте проект А. А. Аракчеева по отмене крепостного права. Как вы думаете, почему он остался нереализованным?
  4. Когда и в связи с каким событием Александр I пришел к мысли о разработке конституции для России? Кем был составлен конституционный проект? Как вы считаете, что означало бы введение конституции для судьбы российского самодержавия?
  5. Какие нововведения планировались в России согласно «Уставной грамоте...»?

Цели:

  1. охарактеризовать деятельность А. А. Аракчеева в период правления Александра I;
  2. развивать навыки анализа исторических документов, учить выделять главное, сравнивать, разрешать проблемы;
  3. развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

“В жизни моей я руководствовался всегда одними правилами – никогда не рассуждал по службе и исполнял приказания буквально, посвящая все время и силы мои службе царской”.
А. А. Аракчеев

Урок – практическое занятие с элементами лабораторной работы.

Метод: поисково-исследовательский.

Новые понятия: “аракчеевщина”, военные поселения.

Средства обучения: таблица “Жизнь военных поселений”, портреты Александра I, А. А. Аракчеева.

План семинара.

  1. А. А. Аракчеев: особенности характера и взаимоотношения с царем.
  2. Проект А. А. Аракчеева об отмене крепостного права.
  3. Военные поселения – второе детище А. А. Аракчеева.
  4. Отношение общества к А. А. Аракчееву и проводимому им курсу.
  5. Отставка А. А. Аракчеева.
  6. Последние годы А. А. Аракчеева.

Литература для учителя:

  1. Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. М., 1994.
  2. П. А. Баранов. О. Н. Журавлева История России XIX века. Контрольные и проверочные работы. М., 2002.
  3. О. Н. Журавлева. Тесты по истории России XIX века. М., 2005.
  4. Е. В. Колганова, Н. В. Сумакова. Поурочные разработки по истории России. XIX век. М., 2007.
  5. А. Г. Важенин История России. XIX век. Конспекты уроков для учителя истории. 8 класс. М., 2001.

Литература для учащихся:

  1. Антонов В. Ф. Книга для чтения по истории России XIX века: 8 кл. М., 2000.
  2. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина Рабочая тетрадь к учебнику “История России”. XIX век. 8 класс. М., “Просвещение”, 2001.
  3. Имена из отечественной истории. Книга 1. Составитель А. П. Прохоров. М., “Школа-Пресс”, 1992.
  4. История Отечества: Справочник школьника. М., 1996.
  5. История России в портретах: В 2 т. Смоленск, Брянск, 1996.
  6. Российские самодержцы. 1801-1917. М., 1993.
I. Вступительное слово учителя.

В последние десять лет царствования Александра I вместо государя, впавшего в мистицизм и не склонного к тяжелому повседневному труду, Россией правил суровый артиллерийский генерал Аракчеев. Его ненавидела вся Россия – и за крайний консерватизм, и за то, что незнатный любимец императора, сосредоточивший в своих руках огромную власть, третировал сановных аристократов. Однако современные историки приходят к выводу, что Аракчеев был блестящим военным организатором и талантливым реформатором.

Наша с вами задача на уроке выяснить, кем же был А. А. Аракчеев: всесильным властителем или покорным исполнителем?

Вопросы и задания учащимся:

  1. Что означает понятие “аракчеевщина”? Почему Аракчеев занял место второго после царя человека в государстве?
  2. На основе текста источников выделите черты характера Аракчеева и определите его взаимоотношения с Александром I?

Документ 1.

“Внутренними делами в России заведовал в то время Аракчеев, и заведовал самовластно, так что без него и мимо него ничего сделаться не могло…Бездушие, презрение к человечеству, часто жестокость, суровость всегда, отсутствие всякого лоска образованности, непреодолимая наклонность к тиранству и грубость в обхождении, достигавшая таких размеров, что когда по случайному стечению обстоятельств ему приходилось кому-нибудь сделать добро или оказать услугу, то весьма часто облекал он свой поступок благодеяния в такие формы, что охлаждал чувство благодарности”.
П. Долгоруков

Документ 2.

“…Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести…”
А. С. Пушкин.

Документ 3.

“Надменный временщик, и подлый, и коварный…”
К. Ф. Рылеев

Документ 4.

“Государь – мой друг, и жаловаться на меня можно только Богу”.
А. А. Аракчеев

Документ 5.

“Аракчеев хотел из России построить казарму, да еще поставить фельдфебеля к дверям”.
В. О. Ключевский

Документ 6.

“Аракчеев никогда не решался учить Александра… Он был старше Александра на восемь лет, но он трепетал перед ним, как мальчишка. Входя в кабинет, он бледнел, вздрагивал и крестился, как…робкий посетитель, в первый раз попавший во дворец”.
Историк Г. И. Чулков

Документ 7.

“Все приказания начальника надлежит исполнять в срок и наилучшим образом”.
А. А. Аракчеев

Документ 8.

“Без лести предан” – девиз А. А. Аракчеева.

II. Проект Аракчеева об отмене крепостного права
  1. Чьи интересы защищал в первую очередь проект отмены крепостного права А. А. Аракчеева? (Помещиков. Продажа крестьян была для помещиков делом добровольным, необязательным.)
  2. Крестьяне по проекту освобождались бы с землей? (Количество земли – 2 десятины, которые давались освобожденным крестьянам, – было столь мало, что они были вынуждены арендовать дополнительную землю у бывшего помещика.)
  3. Был ли реален проект Аракчеева в условиях России первой четверти XIX века?

“Насколько же реален был этот проект? Приходится признать, что однозначного ответа, видимо, просто не существует. Проект был реален, потому что экономический кризис, поразивший страну после Отечественной войны 1812 года, привел к резкому упадку помещичьего хозяйства. Росла задолженность, все большее число помещиков вынуждено было закладывать свои имения, проживая и проматывая проценты по закладным и вновь закладывая имения. Ежегодно за неуплату государственных и частных долгов объявлялись к продаже с публичных торгов десятки тысяч крепостных крестьян. Кстати, с большой долей вероятности можно предположить, что, предполагая выделять на покупку крепостных 5 млн. руб. в год, Аракчеев как раз и исходил из количества крепостных, ежегодно объявляемых к продаже за долги. Так что вряд ли в первые годы могли бы возникнуть затруднения в это деле. Но в дальнейшем поток неминуемо должен был иссякнуть, а никаких мер, которые заставили бы помещиков продавать крестьян, проект не предусматривал. Какие меры приняло бы правительство в этом случае – неизвестно. Но главное даже не в этом. Ведь и в том фантастическом случае, когда все помещики добровольно решили расстаться с крепостными, процесс освобождения растянулся бы не менее чем на две сотни лет…Двигаясь такими темпами, правительство не освободило бы все крепостных и к 2018 году. Совершенно очевидно, что решение крестьянского вопроса в России не могло ждать так долго”.
(Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия. М., 1990)

1. Был ли принят проект Аракчеева? Почему?

(Проект Аракчеева не был принят. Министр финансов заявил, что денег на выкуп крестьян нет. К тому же в результате войны государство оказалось в тяжелом финансовом положении. Расходы на войну составили более 200 млн. рублей, общая сумма материальных потерь – более 1 млрд. рублей. Революционные события в Италии, Испании, боязнь, что реформы принесут революцию в Россию, заставили отказаться от задуманных изменений),

Вывод: Надежды и разочарование общества в политике властей в 1818 году выразил А. С. Пушкин в своем стихотворении “Сказки”:

От радости в постели
Распрыгалось дитя:
“Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?”
А мать ему:
“Бай-бай! Закрой свои ты глазки;
Пора уснуть уж наконец,
Послушавши, как царь-отец
Рассказывает сказки”.

III. Военные поселения – второе детище Аракчеева.
  1. Кому принадлежит идея создания военных поселений? Назовите цели создания военных поселений.
  2. Когда стали создаваться военные поселения? Как они создавались?

Материал для учащихся .

Первая попытка создания военных поселений относится к 1810 году, но война 1812 года прервала этот эксперимент. В 1816 году Аракчеев вновь приступил к выполнению задания царя. Солдат селили вместе с государственными крестьянами. Военные поселяне должны были учиться военному делу и выполнять сельскохозяйственные работы.

– Расскажите о жизни военных поселян. Составьте таблицу, показывающую жизненный путь военных поселян.

Рассказ учителя.

Военные поселения массово начали вводиться в 1817–1818 гг. с целью сокращения расходов на армию в экономически тяжелое послевоенное время. Инициатива учреждения военных поселений исходила от Александра I, который поручил их разработку, учреждение и управление А. А. Аракчееву. Первоначально Аракчеев возражал против их введения, но как только этот вопрос был окончательно решен царем, стал самым рьяным и последовательным проводником этой меры.

Решено было часть армии перевести на “самоокупаемость”: посадить солдат на землю, чтобы они наряду с несением военной службы занимались земледелием и таким образом содержали себя.

Формирование военных поселений проходило следующим образом. Жители мест, предназначенных под военные поселения, обращались в военных поселян и получали наименование “поселян-хозяев”. К ним подселялись солдаты действующей армии – по два солдата на семейство. Вся жизнь военных поселян строго регламентировалась: по команде военные поселяне должны были вставать, зажигать огонь, топить печь, выходить на работу, что коренным образом ломало их прежний привычный быт. Особенно тяжелым для военных поселян оказались обширные строительные и дорожные работы, поглощавшие массу труда, здоровья и времени.

Введение военных поселений воспринималось обществом как тяжелая, реакционная мера и приводила к сопротивлению со стороны крестьян и казаков (восстание военных поселян летом 1819 года в Чугуеве).

Несмотря на то, что инициатива создания военных поселений исходила от Александра I, общество связывало их с именем Аракчеева.

С устройством военных поселений во многом было связано появление термина “аракчеевщина”, символизирующего все реакционное и жестокое.

Материал для учащихся.

Жизнь в военных поселениях была очень тяжелой. Процветала мелочная регламентация, палочная дисциплина. Вся жизнь поселенцев протекала под надзором командиров, занятия, не предусмотренные регламентом, не допускались. Военные начальники не были знакомы с сельским хозяйством, поэтому уровень производства был низким. В результате хозяйства поселян были убыточными и требовали больших государственных расходов. Браки в поселениях заключались с согласия начальства, а иногда и по указанию, и имели целью не создание счастливой семьи, а пополнение армии новыми солдатами. В детях поселенцев видели будущих солдат. Тяжелая жизнь поселенцев провоцировала недовольство, выливавшееся в восстания, которые жестоко подавлялись.

Прочитайте документ:

“Военные поселения”.

“Все, что составляет внешность, пленяет глаз до восхищения, все, что составляет внутренность, говорит о беспорядке. Чистота и опрятность есть первая добродетель в этом поселении. Но представьте огромный дом с мезонином, в котором мерзнут люди и пища; представьте сжатое помещение – смешение полов без разделения; представьте, что корова содержится, как ружье, а корм в поле получается за 12 верст; представьте, что капитальные леса сожжены, а на строения покупаются из Порхова с тягостною доставкою, что для сохранения одного деревца употребляют сажень дров для обставки его клеткою.

В этом поселении повивальные бабки, родильные ванны, носилки, отхожие места – все царское. В больнице полы доведены до паркетов, но больные не смеют прикасаться к ним, чтобы не замарать, и, вместо того, чтобы выходить через дверь, прыгают прямо с кровати в окно. У каждого поселенного полка – богатая мебель и серебряный сервиз. Но мебель хранится, как драгоценность, и на ней никто не смеет сидеть. То же с офицерами – они не смеют ни ходить, ни сидеть, дабы не обтереть и не замарать того, что дано им в употребление”.

Из “Записок” генерал-майора С. И. Маевского

Задание к документу:

  1. Что возмущало генерала С. И. Маевского в военных поселениях? Приведите фрагменты из текста.
  2. Чем вы объясните подмеченную генералом особенность жизни поселян: у них “все царское”, но пользоваться им “не смеет” никто?
  3. Как вы думаете была ли эффективной организация труда в военных поселениях?

(Труд военных поселян не был эффективен, так как большая часть времени посвящалась военной муштре, что отрывало их от работы на земле. Сельскохозяйственные работы проводились по указке офицеров, которые ничего не понимали в этом деле.)

Последнее десятилетие царствования Александра I это период создания военных поселений, вызывавших нарекания со стороны общественности, влияния и всевластия Аракчеева, как казалось обществу.

Отношение общества к Аракчееву и проводимому им курсу нашло яркое отражение в эпиграмме А. С. Пушкина:

Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель;
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести –
Кто он? Преданный без лести,
…………… грошовый солдат.

В1818 году подготовлен проект А.А.Аракчеева об отмене крепостного права. Он предусматривал постепенный выкуп помещичьих крестьян казной. Крестьяне освобождались с землёй на правах аренды (по две десятины на душу). Помещики за отпускаемых на волю крестьян получали денежную компенсацию, которая способствовала бы развитию их хозяйства. Аракчеев считал, что такой путь освобождения крестьян выгоден для помещиков, так как у них остаётся большая часть земли и сохраняется рабочая сила, поскольку при двухдесятинном наделе крестьяне вынуждены будут арендовать у помещика землю. Однако этот осторожный проект так и не был осуществлен. Царь не решился его принять.

В1820 году подготовлен проект конституции, разработанный по поручению императора Н.Н.Новосильцевым. Проект назывался «Уставная грамота Российской империи». Провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. С другой стороны, право вносить законопроекты в парламент принадлежало только царю. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность. Но гражданами считались только свободные люди, крепостные к их числу не относились. Однако проект опять не был реализован. Александр, испытывая давление со стороны дворян и боясь народных выступлений, окончательно отказался от всех либеральных идей.

Метод: поисково-исследовательский.

Новые понятия: “аракчеевщина”, военные поселения.

Средства обучения: таблица “Жизнь военных поселений”, портреты Александра I, .

План семинара.

: особенности характера и взаимоотношения с царем. Проект об отмене крепостного права. Военные поселения – второе детище. Отношение общества к и проводимому им курсу. Отставка. Последние годы.

Литература для учителя:

Почкаев история от Екатерины Великой до Александра II. М., 1994. . История России XIX века. Контрольные и проверочные работы . М., 2002. . Тесты по истории России XIX века. М., 2005. , . Поурочные разработки по истории России. XIX век. М., 2007. История России. XIX век. Конспекты уроков для учителя истории. 8 класс . М., 2001.

Литература для учащихся:

Антонов для чтения по истории России XIX века: 8 кл. М., 2000. , Рабочая тетрадь к учебнику “История России”. XIX век. 8 класс. М., “Просвещение”, 2001. Имена из отечественной истории. Книга 1. Составитель. М., “Школа-Пресс”, 1992. История Отечества: Справочник школьника. М., 1996. История России в портретах: В 2 т. Смоленск, Брянск, 1996. Российские самодержцы. . М., 1993.

I. Вступительное слово учителя.

В последние десять лет царствования Александра I вместо государя, впавшего в мистицизм и не склонного к тяжелому повседневному труду, Россией правил суровый артиллерийский генерал Аракчеев. Его ненавидела вся Россия – и за крайний консерватизм, и за то, что незнатный любимец императора, сосредоточивший в своих руках огромную власть, третировал сановных аристократов. Однако современные историки приходят к выводу, что Аракчеев был блестящим военным организатором и талантливым реформатором.

Наша с вами задача на уроке выяснить, кем же был: всесильным властителем или покорным исполнителем?

Вопросы и задания учащимся:

Что означает понятие “аракчеевщина”? Почему Аракчеев занял место второго после царя человека в государстве? На основе текста источников выделите черты характера Аракчеева и определите его взаимоотношения с Александром I?

Документ 1.

“Внутренними делами в России заведовал в то время Аракчеев, и заведовал самовластно, так что без него и мимо него ничего сделаться не могло…Бездушие, презрение к человечеству, часто жестокость, суровость всегда, отсутствие всякого лоска образованности, непреодолимая наклонность к тиранству и грубость в обхождении, достигавшая таких размеров, что когда по случайному стечению обстоятельств ему приходилось кому-нибудь сделать добро или оказать услугу, то весьма часто облекал он свой поступок благодеяния в такие формы, что охлаждал чувство благодарности”.
П. Долгоруков

Документ 2.

“…Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести…”
.

Документ 3.

“Надменный временщик, и подлый, и коварный…”

Документ 4.

“Государь – мой друг, и жаловаться на меня можно только Богу”.

Документ 5.

“Аракчеев хотел из России построить казарму, да еще поставить фельдфебеля к дверям”.

Документ 6.

“Аракчеев никогда не решался учить Александра… Он был старше Александра на восемь лет, но он трепетал перед ним, как мальчишка. Входя в кабинет, он бледнел, вздрагивал и крестился, как…робкий посетитель, в первый раз попавший во дворец”.
Историк

Документ 7.

“Все приказания начальника надлежит исполнять в срок и наилучшим образом”.

Документ 8.

“Без лести предан” – девиз.

II. Проект Аракчеева об отмене крепостного права

Чьи интересы защищал в первую очередь проект отмены крепостного права? (Помещиков. Продажа крестьян была для помещиков делом добровольным, необязательным.) Крестьяне по проекту освобождались бы с землей? (Количество земли – 2 десятины , которые давались освобожденным крестьянам, – было столь мало, что они были вынуждены арендовать дополнительную землю у бывшего помещика.) Был ли реален проект Аракчеева в условиях России первой четверти XIX века?

“Насколько же реален был этот проект? Приходится признать, что однозначного ответа, видимо, просто не существует. Проект был реален, потому что экономический кризис, поразивший страну после Отечественной войны 1812 года, привел к резкому упадку помещичьего хозяйства. Росла задолженность, все большее число помещиков вынуждено было закладывать свои имения, проживая и проматывая проценты по закладным и вновь закладывая имения. Ежегодно за неуплату государственных и частных долгов объявлялись к продаже с публичных торгов десятки тысяч крепостных крестьян. Кстати, с большой долей вероятности можно предположить, что, предполагая выделять на покупку крепостных 5 млн. руб. в год, Аракчеев как раз и исходил из количества крепостных, ежегодно объявляемых к продаже за долги. Так что вряд ли в первые годы могли бы возникнуть затруднения в это деле. Но в дальнейшем поток неминуемо должен был иссякнуть, а никаких мер, которые заставили бы помещиков продавать крестьян, проект не предусматривал. Какие меры приняло бы правительство в этом случае – неизвестно. Но главное даже не в этом. Ведь и в том фантастическом случае, когда все помещики добровольно решили расстаться с крепостными, процесс освобождения растянулся бы не менее чем на две сотни лет…Двигаясь такими темпами, правительство не освободило бы все крепостных и к 2018 году. Совершенно очевидно, что решение крестьянского вопроса в России не могло ждать так долго”.
(Мироненко тайной истории самодержавия. М., 1990)

1. Был ли принят проект Аракчеева? Почему?

(Проект Аракчеева не был принят. Министр финансов заявил, что денег на выкуп крестьян нет. К тому же в результате войны государство оказалось в тяжелом финансовом положении. Расходы на войну составили более 200 млн. рублей, общая сумма материальных потерь – более 1 млрд. рублей. Революционные события в Италии, Испании, боязнь, что реформы принесут революцию в Россию, заставили отказаться от задуманных изменений),

Вывод: Надежды и разочарование общества в политике властей в 1818 году выразил в своем стихотворении “Сказки”:

От радости в постели
Распрыгалось дитя:
“Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?”
А мать ему:
“Бай-бай! Закрой свои ты глазки;
Пора уснуть уж наконец,
Послушавши, как царь-отец
Рассказывает сказки”.

III. Военные поселения – второе детище Аракчеева.

Кому принадлежит идея создания военных поселений? Назовите цели создания военных поселений. Когда стали создаваться военные поселения? Как они создавались?

Материал для учащихся .

Первая попытка создания военных поселений относится к 1810 году, но война 1812 года прервала этот эксперимент. В 1816 году Аракчеев вновь приступил к выполнению задания царя. Солдат селили вместе с государственными крестьянами. Военные поселяне должны были учиться военному делу и выполнять сельскохозяйственные работы.

– Расскажите о жизни военных поселян. Составьте таблицу, показывающую жизненный путь военных поселян.

Рассказ учителя.

Военные поселения массово начали вводиться в 1817–1818 гг. с целью сокращения расходов на армию в экономически тяжелое послевоенное время. Инициатива учреждения военных поселений исходила от Александра I, который поручил их разработку, учреждение и управление. Первоначально Аракчеев возражал против их введения, но как только этот вопрос был окончательно решен царем, стал самым рьяным и последовательным проводником этой меры.

Решено было часть армии перевести на “самоокупаемость”: посадить солдат на землю, чтобы они наряду с несением военной службы занимались земледелием и таким образом содержали себя.

Формирование военных поселений проходило следующим образом. Жители мест, предназначенных под военные поселения, обращались в военных поселян и получали наименование “поселян-хозяев”. К ним подселялись солдаты действующей армии – по два солдата на семейство. Вся жизнь военных поселян строго регламентировалась: по команде военные поселяне должны были вставать, зажигать огонь, топить печь, выходить на работу, что коренным образом ломало их прежний привычный быт. Особенно тяжелым для военных поселян оказались обширные строительные и дорожные работы, поглощавшие массу труда, здоровья и времени.

Введение военных поселений воспринималось обществом как тяжелая, реакционная мера и приводила к сопротивлению со стороны крестьян и казаков (восстание военных поселян летом 1819 года в Чугуеве).

Несмотря на то, что инициатива создания военных поселений исходила от Александра I, общество связывало их с именем Аракчеева.

С устройством военных поселений во многом было связано появление термина “аракчеевщина”, символизирующего все реакционное и жестокое.

Материал для учащихся.

Жизнь в военных поселениях была очень тяжелой. Процветала мелочная регламентация, палочная дисциплина. Вся жизнь поселенцев протекала под надзором командиров, занятия, не предусмотренные регламентом, не допускались. Военные начальники не были знакомы с сельским хозяйством , поэтому уровень производства был низким. В результате хозяйства поселян были убыточными и требовали больших государственных расходов . Браки в поселениях заключались с согласия начальства, а иногда и по указанию, и имели целью не создание счастливой семьи, а пополнение армии новыми солдатами. В детях поселенцев видели будущих солдат. Тяжелая жизнь поселенцев провоцировала недовольство, выливавшееся в восстания, которые жестоко подавлялись.

Прочитайте документ:

“Военные поселения”.

“Все, что составляет внешность, пленяет глаз до восхищения, все, что составляет внутренность, говорит о беспорядке. Чистота и опрятность есть первая добродетель в этом поселении. Но представьте огромный дом с мезонином, в котором мерзнут люди и пища; представьте сжатое помещение – смешение полов без разделения; представьте, что корова содержится, как ружье, а корм в поле получается за 12 верст; представьте, что капитальные леса сожжены, а на строения покупаются из Порхова с тягостною доставкою, что для сохранения одного деревца употребляют сажень дров для обставки его клеткою.

В этом поселении повивальные бабки, родильные ванны, носилки, отхожие места – все царское. В больнице полы доведены до паркетов, но больные не смеют прикасаться к ним, чтобы не замарать, и, вместо того, чтобы выходить через дверь, прыгают прямо с кровати в окно. У каждого поселенного полка – богатая мебель и серебряный сервиз. Но мебель хранится, как драгоценность, и на ней никто не смеет сидеть. То же с офицерами – они не смеют ни ходить, ни сидеть, дабы не обтереть и не замарать того, что дано им в употребление”.

Из “Записок” генерал-майора

Задание к документу:

Что возмущало генерала в военных поселениях? Приведите фрагменты из текста. Чем вы объясните подмеченную генералом особенность жизни поселян: у них “все царское”, но пользоваться им “не смеет” никто? Как вы думаете была ли эффективной организация труда в военных поселениях?

(Труд военных поселян не был эффективен, так как большая часть времени посвящалась военной муштре, что отрывало их от работы на земле. Сельскохозяйственные работы проводились по указке офицеров, которые ничего не понимали в этом деле.)

Последнее десятилетие царствования Александра I это период создания военных поселений, вызывавших нарекания со стороны общественности, влияния и всевластия Аракчеева, как казалось обществу.

Отношение общества к Аракчееву и проводимому им курсу нашло яркое отражение в эпиграмме:

Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель;
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести –
Кто он? Преданный без лести,
…………… грошовый солдат.

Комментарий: речь идет об Аракчееве, человеке, душой и сердцем преданном царю, беспощадном и бесчеловечном в исполнительности.

Проблемные и познавательные задания:

Как вы считаете, почему Александр I, начавший свое царствование с либеральных реформ и считавший себя человеком, воспитанным на европейской культуре, приблизил к себе такого солдафона, как Аракчеев? Александр I заявлял: “Военные поселения будут, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чугуева”. Почему с такой настойчивостью в русскую жизнь внедрялись военные поселения? Проводником политики самодержавия после войны 1812–1815 гг. являлся. Согласны ли вы со следующей характеристикой, данной ему: “…Аракчеев хотел из России построить казарму, да еще поставить фельдфебеля к дверям. Следствием всего этого было тягостное настроение, которое все более овладевало обществом”. Свою точку зрения обоснуйте. Прокомментируйте слова, сказанные им: “Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования (Александра I), как гении Зла и Блага”.

Основное содержание ответов:

Во-первых, Александр I очень быстро забыл о своих либеральных порывах. В 1815 году он стал одним из авторов Священного союза, направленного против любых проявлений свободомыслия. Во-вторых, не лишено смысла и высказывание: “В механизме государственного организма нужны эти люди, как нужны волки в организме природы, и они всегда есть, всегда являются и держатся, как ни несообразно кажется их присутствие и близость к главе правительства. Только этою необходимостью можно объяснить то, как мог жестокий, лично выдергивавший усы гренадерам и не могший по слабости нерв переносить опасность, необразованный, непридворный Аракчеев держаться в такой силе при рыцарски-благородном и нежном характере Александра”.

Внедрение военных поселений было обусловлено тем, что правительство надеялось с их помощью сократить расходы на содержание армии, насчитывавшей в 1821 году более миллиона человек. И в самом деле, все затраты на создание “новых войск”, которые составляли до одной четвертой регулярных, скоро окупились, и к 1825 году особый капитал “военных поселений” насчитывал 32 млн. рублей.

IV. Отношение общества к и проводимому им курсу.

V. Отставка.

Сообщение учащегося.

Аракчеев не принял участие в подавлении восстания декабристов, за что и был отправлен в отставку Николаем I. Сохранив звание члена Государственного совета, Аракчеев отправился путешествовать за границу; его здоровье было надломлено отставкой и убийством дворовыми> в Грузине – наложницы Аракчеева и управительницы его имением. В 1833 Аракчеев внес в государственный заемный банк 50 т. руб. асс. с тем, чтобы эта сумма оставалась в банке девяносто три года неприкосновенною со всеми процентами: три четверти из этого капитала должны быть наградою тому, кто напишет к 1925 г. (на русском языке) историю (лучшую) царствования имп. Александра I, остальная четверть этого капитала предназначена на издержки по изданию этого труда, а также на вторую премию, и двум переводчикам по равной части, которые переведут с русского на немецкий и на французский языки удостоенную первой премии историю Александра I. Аракчеев соорудил Благословенному перед соборным храмом своего села великолепный бронзовый памятник, на котором сделана следующая надпись: “Государю-Благодетелю, по кончине Его”. Последним делом Аракчеева на пользу общую было пожертвование им 300 т. руб. для воспитания из процентов этого капитала в Новгородском кадетском корпусе бедных дворян Новгородской и Тверской губерний.

Здоровье Аракчеева между тем слабело, силы изменяли. , узнав о его болезненном состоянии, прислал к нему в Грузино лейб-медика Вилье, но последний не мог ему уже помочь, и накануне Воскресения Христова, 21 апреля , граф Алексей Андреевич Аракчеев скончался, “не спуская глаз с портрета Александра, в его комнате, на том самом диване, который служил кроватью Самодержцу Всероссийскому”. Лейб-медик, присланный Николаем I, ничем не мог помочь ему, а он все кричал, чтобы ему продлили жизнь, хотя бы на месяц. Наконец, вздохнув, проговорил: “Проклятая смерть”. И умер. Прах Аракчеева покоится в храме с. Грузина, у подножия бюста императора Павла I.

VI. Последние годы жизни.

Сообщение учащегося.

В последние годы жизни Аракчеев особенно много занимался устройством имения, старался вникнуть во все стороны хозяйственной жизни, читал много литературы по экономике. Благодаря его патронажу, крестьяне в Грузине жили в основном в достатке, многие дома были крыты железом, имелся госпиталь, где крестьяне могли получить бесплатную медицинскую помощь, здесь же по инициативе Аракчеева был создан заемный банк для крестьян, где они были обязаны брать ссуды для покупки семян, скота и т. д. При этом Аракчеев был строгим хозяином и наказывал за пьянство и лень. Само Грузино было обустроено по проектам лучших архитекторов и художников того времени.

После смерти Александра І Аракчеев составил завещание на сумму 50 тыс. руб. для написания полной и достоверной книги о жизни и деятельности своего покровителя, которую следовало издать через 100 лет, когда этот капитал должен был вырасти минимум до 800 тыс. руб. Очевидно, что он не боялся суда истории и ждал времени, когда страсти вокруг его имени улягутся и он мог бы рассчитывать на взвешенную и объективную оценку своей деятельности. Незадолго до смерти Аракчеев внес в казну 300 тыс. руб. На проценты с них должны были постоянно учиться 12 воспитанников Новгородского кадетского корпуса. После смерти Аракчеева, поскольку он не вписал в завещание имени наследника, Николай І особым указом передал Грузино, а также деньги, вырученные от продажи принадлежавших Аракчееву недвижимого и движимого имущества с аукциона, в распоряжение Новгородского кадетского корпуса, который стал именоваться Аракчеевским. Сюда же была передана значительная часть богатейшей библиотеки Аракчеева, составляющей 15 тыс. томов, в т. ч. на иностранных языках , и его архива.

VII. Подведение итогов.

Итоги деятельности.

Современники видели в “змие Аракчееве” главное зло России эпохи Александра. Русский мемуарист отзывался об императоре как о “помещике, сдавшем имение управляющему”, в полной уверенности, что в этих руках “люди не избалуют”.

Следует все же подчеркнуть, что вдохновителем реакционного курса был сам царь, а Аракчеев лишь претворял эту политику в жизнь. Возможно, что одаренный генерал оставил бы о себе лучшую память, если бы самодержцы, которым он честно служил, не использовали его способности столь односторонне.

Конечно, Аракчеев был и останется в истории противоречивой фигурой. Но он, безусловно, был русским патриотом, выступал за укрепление России и многое для этого сделал практически. Его честное имя должно быть защищено перед лицом современников и потомков.

Домашнее задание: написать эссе на тему: Аракчеев: всесильный властитель ил