Психологические защиты или реактивное поведение человека. Навык номер один. От реактивности к проактивности

На человека постоянно оказывают влияние масса разных факторов, и наша реакция на них меняет нашу жизнь. Есть люди, которые плывут по течению, а есть, кто сам выбирает свой путь. Проактивность – это не навык и не умение, это не природный талант. Проактивность прежде всего это наш выбор. Этому слову сложно дать определение и описать его в одном предложении, но это очень важное качество человека.

Что такое проактивность

Проактивность – это осознанное желание человека влиять на происходящие вокруг него события, явления, процессы. Проактивность описал Стивен Кови, с книге « ». Именно после этого слово получило широкое распространение, ранее они использовалось в психологии.

Стивен Кови, выделил проактивность как первый навык высокоэффективных людей. Всю деятельность можно охарактеризовать как активность, а вот активность можно разделить на: проактивность и реактивность. Реактивность – это пассивная реакция на внешние условия, человек просто течёт по течению и не проявляет никаких усилий, чтобы поменять условия существования. Проактивный человек, воздействует на все события, которые находятся в зоне его влияния. Это очень важный момент, у проактивного человека все силы направлены на влияние на подконтрольные ему процессы. При этом он не тратит силы на то чтобы изменить, то на что он повлиять никак не может.
Здесь очень важно правильно расставлять зоны влияния, многие люди считают, что на многие вещи они не способны повлиять, а это оказывается не так. И наоборот, многие думают, что они могут повлиять на происходящее, и ошибаются. Для понимания приведу небольшой пример из жизни. Наверное, многие слышали, от людей жалобы на то, что им мало платят денег на работе. И повлиять на это они никак не могут. Это суждение реактивного человека, потому что из этой ситуации есть выходы: попросить надбавки или повышения, взять на себя больше ответственности или поменять работу. Реактивный человек будет сидеть, и ждать чуда, именно по этому, ему так мало и платят. На самом деле в жизни очень много процессов, на которые мы сможем повлиять.

Бывает и обратная ситуация человек, уделяет слишком много времени вещам на которые он не может повлиять и которые никогда не принесут ему прибыли и удовольствия. К примеру, встречаются индивиды, которые занимаются тем, что пытаются поменять власть в стране или изменить политику государства или компании.

Зачем нужна проактивность

Проактивность в делах и на работе серьёзно увеличит ваши результаты, проактивность по жизни приведёт вас к успеху. Плыть по течению намного проще, чем бороться, но только в борьбе можно достичь желаемого и превратить мечты в реальность. Проактивность это не залог успеха, без этого качества многие люди которые обладали талантами и способностями так и остались не известными, просто по тому что ждали когда всё произойдёт само собой.

На работе проактивный сотрудник это большая ценность и за таких стоит держаться и заниматься их развитием. Как правило, проактивность закладывается при воспитании, ещё в детстве, но есть люди которые изменили своё отношение к миру и в зрелом возрасте.

Как воспитать проактивность

Воспитать проактивность в себе крайне не просто, а в подчиненных и того сложнее. Кроме того если вы сам не проактивный человек, то и добиться этого от подчиненных никогда не сможете.

Если хотите чтобы вас окружали проактивные люди, начните с себя. Никогда не впадайте в уныние, учите своих людей во всем искать выгоду, и возможности извлечь из всего пользу. Для того чтобы воспитать проактивность начните обдумывать и взвешивать все свои решения. Вы должны хорошо понимать чего вы хотите достигнуть и принимать решения исходя из этого, нужно избегать принятия импульсных решений которые свойственны многим людям и которые, как правило преследуют текущий интерес и не направлены на перспективу.

Чем является реактивное поведение в общении? Каждый из нас реагирует на происходящие в нашем мире события двумя способами - эмоционально и ментально (или когнитивно). Эти реакции имеют собственные встроенные системы, помогающие нам справиться с различными событиями, которые происходят вокруг нас и могут заставить испытать стресс. Эти механизмы помогают нам поддерживать некий баланс, порядок в нашей жизни. Разнообразные способы, которыми мы эмоционально или ментально реагируем на события, могут быть описаны в очень сложных психологических терминах. Опытный психолог многое узнает о нашем психическом здоровье, проанализировав то, как мы используем эти механизмы. В более общем смысле можно сказать, что, наблюдая за вербальным и невербальным поведением человека в процессе общения, мы можем понять, как он справляется с конкретным стрессовым событием. Поведение человека делится на пять категорий - принятие, переговоры, гнев, депрессия и отрицание.

Реактивное поведение в общении. Несколько лет назад врач, работавший с онкологическими больными, опубликовал интересное исследование о том, как пациенты и их родственники справляются с неизбежностью смерти. Доктор Элизабет Кюблер-Росс описала разнообразные реакции своих пациентов и их родственников. Ее книга стала бесценным источником информации для врачей, медсестер, психологов, священников, работников хосписов и всех тех, кому приходится иметь дело с пациентами и их родственниками, столкнувшимися с неизбежностью смерти. Спустя несколько лет Национальная организация помощи жертвам использовала работу доктора Росс для психологической помощи жертвам преступлений и их родственникам. Когда мы сталкиваемся с событиями, происходящими в нашей жизни и вызывающими стресс различной степени, то реагируем практически одинаково. В исключительно стрессовой ситуации, когда человек обманывает другого собственным поведением, всегда существует риск, что обман обнаружится. Такое обстоятельство создает неприятную перспективу необходимости отчитываться в собственных действиях, в обмане и во всех его последствиях.

Из пяти поведенческих реакций, которые могут присутствовать в разговоре, четыре - это некое сопротивление реальности. Я говорю о переговорах, гневе, депрессии и отрицании. Они могут проявляться в любой последовательности и неоднократно в течение одного разговора.

Принятие - реакция, к которой следует стремиться.

Каждая из пяти реакций - принятие, переговоры, гнев, депрессия и отрицание - проявляется в вербальном и невербальном поведении. Наблюдая за другими людьми в процессе общения и слушая их речь, вы понимаете их эмоциональные и когнитивные реакции на конкретные проблемы. Чем свободнее и комфортнее взаимодействие между людьми, тем менее выражены такие реакции. Понаблюдайте за двумя людьми в состоянии стресса или когда они обсуждают тему, жизненно важную для одного или обоих собеседников. Постарайтесь заметить перемены в интенсивности их реакций. Когда вы будете смотреть и слушать, эмоции собеседников буквально захлестнут вас. Точный диагноз этих эмоций - прекрасное средство для определения прогресса, достигнутого в разговоре. Вы можете использовать понимание этих эмоций, чтобы определить, как нужно реагировать на собеседника, и как преодолеть барьеры на пути эффективного общения.

Повышение эффективности отдела продаж за 50 дней Рязанцев Алексей

Реактивная и проактивная модели поведения в бизнесе

Крайне важным пунктом является прогнозирование ситуации на рынке. Надо регулярно анализировать рынок, чтобы выявить новые потребности клиента и новые тренды, тестировать новые продукты. В связи с этим приведу в пример небезызвестную компанию Kodak. Вспомните, когда вы слышали о ней в последний раз? Сегодня об этой компании мало кто знает, потому что она допустила две ошибки подряд в стратегическом планировании. Сначала Kodak не поверила в цифровые фотоаппараты и решила по-прежнему производить пленочные, осталась в этом сегменте (производство цифровой техники в свое время было дорогим). Но время показало, что цифровые технологии заменили пленочные на 99 %. Во второй раз компания не поверила в камеры мобильных телефонов: если они стоят всего несколько долларов, что на них можно заработать? Но производители не учли гигантские объемы нововведения – сейчас камера есть почти в каждом телефоне.

Существуют две модели поведения в бизнесе :

1) реактивная . Анализируя пример с компанией Kodak, можно понять, что ее поведение на рынке являлось реактивным: реакция на изменения была запоздалой. Если бы компания вложилась хотя бы в камеры для мобильных, может, и не успела бы снять сливки, но осталась бы на плаву;

2) проактивная . Это значит смотреть дальше и анализировать суть вещей, предсказывать цепь событий и потребности клиентов, тестировать и пробовать все новое. Здесь особенно важно «поймать волну», а для этого нужно ее искать.

Из книги Российская реклама в лицах автора Гольфман Иосиф

Из книги Управление жизненным циклом корпорации автора Адизес Ицхак Калдерон

Реактивная ориентация на сбыт На этапе Младенчества компании ориентируются на продукт, а на этапе «Давай–Давай» они поворачиваются лицом к своим рынкам. Однако поворот к рынку не означает наличия маркетинговой ориентации. Он указывает лишь на ориентацию на сбыт. Что же

Из книги Добавьте в корзину. Ключевые принципы повышения конверсии веб-сайтов автора Айзенберг Джеффри

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора

Модели позитивного трудового поведения В деловой сфере проявляется такая модификация поведения, как трудовое поведение. Установление типа или диспозиции типов трудового поведения работника позволяет прогнозировать его на уровне обобщенных, укрупненных

Из книги Организационное поведение: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Модели предпринимательского поведения Следует упомянуть и о так называемом предпринимательском поведении. Конечно, любой предприниматель, будучи живым человеком, проявляет разные формы поведения, однако при этом наблюдается некоторая специфика. Вот несколько

Из книги Начальники и подчиненные: кто есть кто, взаимоотношения и конфликты автора Лукаш Юрий Александрович

Модели ролевого поведения Человек играет роли в группе, его поведение зависит от того, насколько он органичен в роли, насколько она ему нравится и удовлетворяет его амбиции, насколько его исполнение роли соответствует ожиданиям других людей, членов группы. Неверное

Из книги Организация сервиса в сбытовой политике предприятия автора Мельников Илья

1.3. Теории психологии и психологические модели поведения человека в организации Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих

Из книги Прорыв в бизнесе! 14 лучших мастер-классов для руководителей автора Парабеллум Андрей Алексеевич

2.4. Модели трудового поведения и методы управления людьми в организации В деловой сфере проявляется такая модификация поведения, как трудовое поведение. Установление типа или диспозиции типов трудового поведения работника позволяет прогнозировать это поведение на

Из книги Чему не учат в российских школах бизнеса автора Богаченко Сергей Александрович

Лидерство в бизнесе Лидерство стало считаться одним из типов эффективного управления.В настоящее время развитие лидеров – одна из приоритетных задач многих корпораций. Лидеры, помимо всего прочего, должны обладать одним обязательным качеством – умением работать в

Из книги Пора проснуться. Эффективные методы раскрытия потенциала сотрудников автора Клок Кеннет

Модели покупательского поведения Чтобы работа была более успешной маркетолог должен знать некоторые особенности поведения покупателей и факторы влияния на него. Например, какие факторы влияют на процесс покупки, как принимается решение о покупке, какой может быть

Из книги Исполнение: Система достижения целей автора Боссиди Ларри

Модели поведения покупателей товаров конечного пользования Модель поведения покупателя товаров конечного пользования состоит из нескольких блоков. В первый блок входят факторы, оказывающие влияние на поведение покупателей; второй блок представляет собой процесс

Из книги автора

Модели поведения покупателя-предприятия Процесс принятия решения покупки покупателем-предприятием более сложный, чем процесс принятия решения у покупателей товаров конечного пользования. Он состоит из следующих стадий: возникновение и осознание потребности;

Из книги автора

Провалы в бизнесе Сет Годин написал небольшую книгу «Яма» (The Dip). Ее главная мысль сводится к следующему: при построении бизнеса в 100 % случаев между вложениями и результатами образуется яма.Когда бизнес начинается, от сильной мотивации и сознания, что это что-то новое и

Из книги автора

Карьера в шоу-бизнесе Поклонники, которые помогают творческим людям и коллективам и при этом зарабатывают деньги, организовали шоу-бизнес и менеджмент от искусства. Это целая профессия, столь же серьезная, как режиссура и книгоиздательство, которые тоже близки к

В этой статье я напишу о, как мне кажется, основополагающих вещах, о том, без чего любая попытка изменить свою жизнь окажется безрезультатной, об основе основ любых действий и движений — о важности правильного мышления.

Есть три типа людей: одни катят мир, другие бегут рядом и кричат «Боже, куда катится мир?!», а третьи бегут быстрее всех и думают «Задавят!».

Любые наши действия исходят из нашего мышления. Нет ничего такого, что происходило у нас само по себе (за исключением заложенных природой инстинктов и рефлексов). И от того, как мы мыслим, какие мысли и мысленные модели у нас преобладают, зависит вся наша жизнь. Для меня вообще очень интересно все, что касается мыслей и их влияния на нас. Это отдельная и очень важная тема и поэтому ей будет отведена целая рубрика.

Сегодня же я напишу о двух основных видах мышления, а соответственно и поведения, которые и определяют нашу жизнь.

Любое событие, которое происходит в нашей жизни, оказывает на нас влияние. В зависимости от того, как мы реагируем на события, наше мышление можно разделить на два вида: реактивное и проактивное . Что это значит?

Если быстро и на пальцах объяснить, то это означает, что мы либо считаем себя следствием всего, что случается в жизни, либо же мы считаем себя причиной. В первом случае, в случае реактивного мышления: жизнь — это то, что с нами случается . В случае проактивного мышления: жизнь — это то, что я сам выбираю делать .

Отсюда, как следствия, вытекают два вида поведения:

  1. реактивное поведение — когда мы просто приспосабливаемся к событиям, которые создаются другими людьми вокруг
  2. проактивное поведение — когда мы сами создаем события в своей жизни.

Люди с проактивным мышлением — это люди, которые понимают, что только они ответственны за свою жизнь, что никто другой не имеет на нее такого влияния, как они сами. И даже если обстоятельства складываются не так, как они хотят, то у них всегда есть выбор, как отреагировать на эту ситуацию и продолжить действовать исходя из новых условий.

Люди с реактивным поведением — это люди, которые считают, что их жизнь создают другие люди и обстоятельства. Они обычно во всем винят окружение, говорят, что вот если бы не это и не то, то было бы по-другому. Они всегда заложники внешних сил. Когда у них спрашиваешь, почему не получилось что-то сделать, всегда найдется крайний, из-за которого все сорвалось. Эти люди не принимают ответственность за свою жизнь и за то, что в ней происходит. Они из тех, кто бегут от мира и боятся, что их задавит.

Проактивность означает действовать самому, а не быть объектом воздействия. Причем под действием понимается не только создание обстоятельств, а и выбор реагирования на то, что уже произошло.

Когда случается какое-то неприятное или тяжелое событие в нашей жизни, у нас всегда есть выбор, как мысленно отреагировать на него: либо начать жалеть, сетовать на судьбу и все вокруг, почувствовать себя жертвой и впасть в уныние; либо увидеть, что можно сделать с ситуацией, начать искать выход или просто принять, что ситуация произошла, но она не имеет влияния на вашу самооценку и восприятие себя.

Как можно определить реактивного человека от проактивного?

Это легко увидеть, если посмотреть, как человек реагирует на новые поставленные задачи или сложившиеся обстоятельства .

Реактивный человек сразу начнет искать оправдания, почему задачу нельзя выполнить, искать подтверждения невозможности исполнения, делать все, чтобы избежать хоть малейшего действия.

Проактивный человек сразу начнет искать возможности решения поставленной задачи, а если это окажется сложным, то все равно продолжит варианты движения, главное, что он никогда не сложит руки и не скажет «Ну, так сложилось».

Пример.
Обстоятельства: Выросли цены на бензин.

Реактивный человек говорит: Я не могу позволить себе ездить на машине, потому что выросли цены, теперь мне это не по карману, как всегда правительство только и делает, что наживается на простых гражданах, а зарплату не повысили и т.д и т.п. Итог — машина в гараже, он ездит на общественном транспорте, при этом постоянно бубнит и жалуется на несправедливость.

Проактивный человек говорит: Так, цены выросли, теперь добираться на работу будет дороже. Что я могу сделать, чтобы продолжить ездить на машине? Как я могу поступить в этой ситуации? Я могу попробовать начать больше зарабатывать, могу найти себе попутчика, чтобы разделить траты, могу попробовать поговорить с начальником об оплате транспортных расходов, могу… и начинает придумывать еще варианты. Либо же он может решить, что теперь пора просто пересесть на велосипед. Либо придумает еще какой-нибудь выход. Главное, что в любом случае он будет понимать, что сам выбирает свои дальнейшие действия и мысли.

Если резюмировать, то реактивные люди мыслят словами «Это все потому что …» , проактивные люди мыслят вопросами «Как? Что я могу сделать?»

Тема реактивного и проактивного мышления очень обширна. О ней можно и нужно рассказывать много. О том, почему люди мыслят реактивно и что от этого они получают, что позволяет людям быть проактивными, какие есть основы, на которых строится проактивность, с помощью каких способов можно развить проактивность в себе.

Сегодня мне было важно положить начало этой теме, возможно, даже побудить вас задуматься о том, какое поведение больше свойственно вам. Ведь если вы собираетесь создавать свою жизнь, начинать новую, то это можно сделать только в том случае, если вы мыслите и действуете проактивно, если понимаете всю важность ваших действий и принимаете ответственность за свой выбор.

Можно сказать, что слоганом проактивного человека будет «Создаю свою жизнь» . (И это будет правдой, потому что он сам активно создает все события и обстоятельства.)

В то время как у реактивного — «Приспосабливаюсь к жизни, которую за меня создали другие» .

Что бы в жизни ни происходило, вы всегда можете выбрать, как реагировать на это, как воспринимать — как трагедию или как возможность.

Проактивность – первый и самый знаменитый из семи навыков.

Я не ставлю целью пересказывать или делать конспекты книги – лучше Кови мне не рассказать. Но, я ставлю цель кратко, простыми словами попытаться выделить основы. Чтобы это запомнилось и надолго (лучше навсегда)) запечатлелось в мозгу. Я убедительно прошу вас внимательно читать написанное в теоретических статьях, ибо это сироп/экстракт. Правильное понимание теории – ведёт к правильному выполнению на практике.

Итак:

Пункт первый: есть всего две модели подхода к своей жизни – проактивный и реактивный.

Проактивность означает, что, будучи людьми, мы несем ответственность за свою собственную жизнь. Наше поведение зависит от наших решений, а не от нашего окружения. Мы можем подчинять наши чувства нашим ценностям. Мы инициируем происходящее и несем за это ответственность. Высокоэффективные люди не уклоняются от ответственности. Они не объясняют свое поведение обстоятельствами и непростой ситуацией. Их поведение есть продукт их собственного сознательного выбора, базирующегося на ценностях, а не продукт окружающих условий, основанный на чувствах.

Реактивность. Если наша жизнь стала зависеть от различных обстоятельств, то это потому, что мы - сознательно или нет - сделали свой выбор и позволили внешним силам управлять нами. Делая такой выбор, мы становимся реактивными. Реактивные люди часто находятся в зависимости от физических условий окружающей среды. Если погода хорошая, они чувствуют себя хорошо. Если погода плохая, то это сказывается на их настроении и работоспособности. Реактивные люди, зависят от социальной среды, от «социальной погоды». Если окружающие относятся к ним хорошо, у них все в порядке, если же плохо, то они становятся закрытыми и занимают оборонительную позицию.

Примеры мышления и речи:

Проактивная модель: Посмотрим, какие есть возможности. Я могу выбрать другой подход. Я контролирую свои чувства. Я могу подготовить эффективную презентацию. Я приму соответствующее решение. Я выбираю… Я предпочитаю… Я сделаю…

Реактивная модель: Я ничего не могу поделать. Вот такой я есть. Он так меня раздражает. Они не согласятся на это. Мне придется это сделать. Я не могу… Я вынужден… Если бы только…

Главный вывод: всё что проактивно – правильно и ведёт к повышению эффективности, всё что реактивно – снижает эффективность и не даёт расти.

Пункт второй — фундаментальный принцип человеческой природы: между раздражителем и реакцией у человека всегда остается свобода выбора. Мы располагаем независимой волей-способностью действовать, опираясь на самосознание, независимо от какого-либо влияния извне.

Другими словами — независимо от того, в какой жизненной ситуации мы оказались:

— мы в любом случае имеем время на выбор реакции (подумай, прежде чем действовать)
— мы должны использовать это время на выбор наиболее проактивного сценария действий (я смогу изменить эту ситуацию)

Рекомендация: никогда не торопитесь моментально реагировать в любой критической, конфликтной, просто жизненной ситуации. Сначала подумайте. Выберите проактивную модель поведения для данных условий и действуйте по ней.

И не переживайте, что вас могут назвать «тормозом» из-за того, что вы долго раздумываете, в казалось бы, простой ситуации.

Мы носители шаблонных реакций на стандартные проблемы, в большинстве своём – эти реакции реактивны. Если Вы хотите повысить эффективность – реакции необходимо изменять на проактивные.

Пункт третий: есть круг забот и круг влияния – круг влияния необходимо постоянно расширять.

Определить степень нашей проактивности мы можем, посмотрев, на что тратится большая часть времени и энергии. Каждого из нас волнует или заботит широкий спектр вопросов и явлений; здоровье, дети, служебные проблемы, налоги, угроза ядерной войны. Все эти вещи мы можем отделить от того, что не оказывает на нас особого эмоционального или интеллектуального влияния, поместив их в круг забот. Если мы присмотримся к нашему кругу забот, то увидим, что некоторые из входящих в него вещей мы контролировать не можем, в то время как другие подвластны нашему влиянию. Эту последнюю группу забот мы можем объединить, поместив их в меньший по размеру круг влияния. Проактивные люди фокусируют свои усилия на круге влияния. Они расширяют, увеличивают круг влияния. Реактивные люди, напротив, растрачивают свои усилия в круге забот. Их круг влияния сокращается.

Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, относятся к одной из трех категорий:

1) проблемы, находящиеся под нашим прямым контролем (т.е. те, решение которых зависит от нас);

2) проблемы, находящиеся под нашим косвенным контролем (их окончательное решение зависит от других людей);

3) проблемы, находящиеся вне нашего контроля (на которые мы никак не можем повлиять: например, наше прошлое или уже сложившаяся ситуация).

————-
Проблемы, находящиеся под нашим прямым контролем, можно решить, совершенствуя наши навыки эффективности. Эти проблемы находятся в нашем круге влияния.

————-
Для решения проблем, находящихся под нашим косвенным контролем, можно прибегнуть к изменению наших методов влияния. Это «общественные победы» о которых мы поговорим во второй части тренинга.

————
Проблемы, находящиеся вне нашего контроля, требуют от нас лишь того, чтобы мы приняли на себя ответственность и спокойно приняли эти проблемы такими, каковы они есть, и научились жить с ними. Отличительной чертой реактивных людей является стремление уйти от ответственности.

————
Один из способов определить, к какому кругу относится та или иная наша проблема, заключается в разграничении понятий «иметь» и «быть». Если круг забот наполнен различными иметь, например: «Если бы я имел начальника без диктаторских замашек…» — это является проявлением реактивной модели.
Всякий раз, когда мы думаем, что проблема «где-то там», сама эта мысль и является проблемой. Мы позволяем тому, что находится вне нас - «где-то там», - управлять нами. Это - парадигма изменения «снаружи внутрь», согласно которой мы сможем измениться только после того, как изменится то, что вне нас.

Главный вывод: общее повышение личной эффективности напрямую зависит от расширения круга влияния. Чем шире ваш круг влияния – тем вы становитесь эффективней.

Проактивность – расширение круга влияния.

1. Составляем весь список своих проблем/вопросов, которые нас волнуют на данный момент.

Например (мой неполный/примерный список) того, что волнует:

a) Непроглядный идиотизм системы ЖКХ
b) Партнер не оправдывает ожиданий
c) Недостаточно денег на реализацию нового проекта
d) Хочу постоянно радовать моих близких, чтобы им было со мной хорошо
e) В стране тупая налоговая система
f) Программист по одному из проектов сорвал сроки

Список неполный, написал шесть пунктов для наглядности.

2. Теперь раскладываем проблемы по группам:

Первая группа — пункты a) и e):

Я не могу влиять на — ЖКХ и налоговую систему.

Если я сейчас пойду на форумы и потрачу день на обсуждение их несовершенства – это ничего не изменит.

Если я буду постоянно дёргаться и расстраиваться по их поводу (отчёты/непонятные начисления/некомпетентные сотрудники) – я только наврежу своей нервной системе.

Потому, я просто принимаю их такими, какие они есть и играю по их правилам (какими несовершенными бы они не были) – раз в месяц плачу квитанции ЖКХ до 10-го числа и раз в квартал сдаю отчёты в налоговую до 20-го.

Вторая группа:

Я могу достаточно эффективно влиять на действия партнера (пункт b) и работу программиста (пункт f). Но, это косвенное влияние — сейчас мы не будем подробно останавливаться на этой группе проблем/вопросов – для них будет вторая часть нашего тренинга.

Третья группа:

Я могу лично порадовать своих близких(d) и заработать денег (с), это возможно сейчас и зависит только от меня.

Подробнее:

Деньги. На личный проект до конца сентября необходимо 20 000 рублей сверх расчётного заработка.

Для этого:

— расширил рекламную кампанию в директе
— обновил объявления о написании продающих текстов на форумах
— провел акцию по разработке сайтов по рассылке
— устроил распродажу текстов на текстовой бирже
— напомнил о себе старым клиентам
— протестировал новую схему привлечения клиентов

Результат от действий – около 10 предварительных заявок, 3 подтверждённых конверсии, налички пока 5 800 рублей.

Порадовать родных и близких. Я их люблю – они у меня самые классные .

— заказал маме пчелиный подмор, растирать колени. Сегодня привезли с пасеки – завтра ей отдам (реально классная штука).

— поинтересовался у любимой, чем её порадовать. Она попросила портреты, фотографии и рисунки в квартире развесить и полку в кухне починить. У нас ремонт в мае закончился, а до этого всё руки не доходят (фи мне!:)) . Сейчас статью допишу и пойду развешивать.

Проактивность – момент выбора реакции

Никто не может меня обидеть, если я сам этого не позволю (с) Ганди

Основной момент проактивности в том, что мы сами можем выбрать свою реакцию на внешний раздражитель. Не действовать по шаблону, не позволять первой эмоции захватить себя, не прогнуться под проблемой, а выбрать самый приемлемый и эффективный вариант действий. Тот вариант, который будет наиболее эффективен в плане достижения цели.

Это позволяет после (и во время) любого конфликта/сложной жизненной ситуации/стресса – чувствовать себя великолепно и ощущать, что и в этой ситуации – ты «был человеком» и поступил правильно/эффективно.

Быть проактивным – несложно, сложнее – не забывать, что ты собрался быть проактивным. У меня это всегда было проблемой – не забывать. Напоминалка на компьютере, кстати, помогает, а ещё очень помогает любимая жена, которая тоже прочитала Кови и теперь напоминает мне в любой сложной ситуации: «Будь проактивным!».

Мой сегодняшний личный пример:

17 часов 45 минут. Открыл почту и прочитал, что клиент внезапно прислал деньги за разработку вместо перевода на банковский счёт – по системе экспресс-переводов «Золотая корона».

Потому за 7 минут оделся, спустился с этажа, добежал до банка. Когда вошёл в банк – на часах было 17:57 .

Один человек обслуживался на выдаче переводов и девушка-оператор сказала:

— Вы не успеете, не занимайте очередь… уже касса закрылась.

Что делать? Развернуться и уйти? До другого пункта выдачи – надо заводить машину и ехать, либо пробежаться пару остановок.

Но — я же хочу быть высокоэффективным)). И у меня есть несколько секунд на выбор правильной реакции. И сегодня получилось выбрать реакцию действительно как надо.

Я перегнулся через стойку и доверительно сказал:

— Девушка… а вы знаете… если я буду у Вас последним клиентом – это к счастью. Это значит, что вечер у Вас сегодня точно удастся.

Она на несколько минут зависла – у неё тоже случился разрыв шаблона. Потом сняла трубку внутренней связи и сказала кассирше.

— Открой, пожалуйста, кассу – тут последний клиент. Да… я знаю, что уже шесть часов. Ну, лично для меня…

Так я сегодня получил перевод).

Проактивность, это когда…

…всё валится из рук…
…возникла проблема…
…что-то не получается…

…но, ты всё равно находишь правильную реакцию/способ решения.