Рекламное акций названия библиотека. Искусство создавать акции. Семья-главное в жизни

Библиотечные акции:
Как создать в библиотеке
Запоминающееся событие


Библиотечные акции как инструмент продвижения чтения: консультация с использованием презентации.

В последнее время в библиотеках широкое распространение получила такая активная форма работы с читателями как акция. Смысл любой акции – это возможность и умение донести свое видение проблемы через различный сюжет, действие, используя определенные формы, механизмы, последовательность действий.


Акция (лат. actio) – действие, направленное на достижение какой-либо цели.
Что отличает акцию от других форм массовых мероприятий?
Акция – это вовлечение (движение, действие), умение создать событие для достижения поставленной цели.
Акция – это должно быть ярко!
Акция – это большое комплексное мероприятие, продолжительность которого зависит от поставленных задач.


Существует 3 распространенных вида акций, которые чаще всего проводятся библиотеками.


Протестные:
«Нет наркотикам», «Зона риска», «Право на жизнь», «Погасшие звезды», «Территория тревоги», «Дымная петля» и др.

Благотворительные акции (в помощь библиотекам, другим нуждающимся):
«Поможем друг другу», «Библиотека - читателю, читатель - библиотеке», «С миру по книжке», «Подари книгу библиотеке» и др.


В помощь продвижению чтения можно выделить несколько видов акций:

Общего характера:


«Мир чтения», «Чтение – как фактор социального успеха», «Передай книгу другу», «Стань читателем», «Читать – это модно», «Читать — это здорово!», «Дед Мороз читает книгу», "Запиши друга в "Маяковку", «Виват, студент! Виват, библиотека!», «Самый читающий класс", «Читающий город», «Читающий трамвай, автобус, такси», «Письмо ровеснику: Я хочу рассказать о книге…», «Удиви родителей» и др.

Акции тематические:


"В согласии с природой - в согласии с собой", "Прочитай книгу о войне", «Прочитаем книгу по истории России», "Твой символ", «Район, в котором мы живем», «Письмо ветерану», «Чтобы помнили». «Поздравь ветерана», «Время читать классику» и др.

Акции для молодых родителей:


В последнее время в библиотеках большое распространение получили акции для малышей и их родителей: «Читаленок», «Чтение с рождения», «Расти с книгой, малыш», «Читай, я буду слушать!» и др.

Акции к юбилейным литературным датам.

Акции по одной книге, по творчеству одного писателя.


Рекламные акции (о библиотеке и ее возможностях).


Несколько деловых советов, как грамотно организовать акцию.


Чтобы придать важность акции, получить от нее не только общественный резонанс, но, прежде всего, эффективный результат, необходимо четко продумать цели, содержание и организацию проводимых в рамках акции мероприятий.


Для этого необходимо:
1. Понимание, каким должен быть результат (четкая цель – четкий результат);
2. Четкий сценарий с задачей для каждого участника и кульминационным событием в акции. Каждое крупное мероприятие программы акции должно иметь отдельный сценарий;
3. Яркий формат (удачное название, лозунг, необычная атрибутика, яркое действо и пр.);
4. Привлечение партнеров на взаимовыгодной основе;
5. Реклама мероприятий, информационная поддержка СМИ;
6. Состязательность (конкурсы, турниры)
7. Использование современный средств общения (Интернет, мобильная связь и т.п.);
8. Поощрение участников акции и демонстрация ее итогов.

Остановимся подробнее на пошаговом создании акции.



Шаг № 1. Определение информационного повода.

Поводом для библиотечной акции может быть:
  • Значимая (юбилейная) календарная дата: политическая, историческая, литературная и др. (в масштабах страны, региона, города и т.п.); ведущая тема года;
  • Проблема, волнующая всех (экология, наркомания, СПИД, нацизм и др.);
  • Проблема, волнующая отдельные категории населения: родителей, педагогов, библиотекарей (чтение детей, молодежи; правовое просвещение молодежи, семейное чтение и др.);
  • Проблема учреждения, в частности библиотеки: нехватка средств, книг; закрытие библиотеки и др.;
  • Реализация программы, проекта в библиотеке;
  • Иногда информационный повод находится на поверхности – освещается во всех СМИ, тревожит умы населения, активно обсуждается.
Шаг № 2. Определение целевой аудитории.
Определение главных участников акции очень важно. От этого зависит разработка всей программы акции. Чем конкретнее читательские группы (участники акции), тем нагляднее и эффективнее может быть полученный результат акции.
  • Молодежь (студенчество, работающая молодежь, старшеклассники);
  • Дети (дошкольники, школьники различного возраста, дети с ограниченными возможностями);
  • Молодые родители;
Читатели, условно поделенные на группы по профессиональным признакам:
  • Предприниматели,
  • Педагоги и воспитатели,
  • Муниципальные служащие и др.;
  • Массовый читатель. Это самая многочисленная группа, но на такую аудиторию рассчитаны чаще всего акции-однодневки, акции общего характера.
Шаг № 3. Ключевые моменты акции.
Определение ключевых моментов планируемой акции: что есть, что планируется, какие есть ресурсы, кто участники, на кого рассчитана акция, какие ожидаются результаты и т.п. Все эти моменты очень важны и должны быть конкретны.

Шаг № 4. Составление плана.
Он включает:
  • Определение темы акции;
  • Определение цели и задач акции;
  • Название, девиз;
  • Определение даты (место, время) проведения;
  • Разработка положения о проведения акции;
  • Распределение и закрепление ответственных за акцию;
  • Составление списков организаторов, участников, приглашенных гостей;
  • Рассылка пресс-релизов, привлечение СМИ;
  • Подготовка атрибутов акции;
  • Подготовка и тиражирование печатной продукции (плакаты, закладки, буклеты и пр.);
  • Определение сметы акции
Шаг № 5. Написание сценария (программы) акции.
Ранее уже говорилось, что акция – это большое и яркое комплексное мероприятие событийного характера. А чтобы оно было таковым, в сценарии должно быть ключевое событие: театрализованное действие, красочное шествие, концерт, игра-шоу и т.п.


Сценарий (программа) акции по насыщенности мероприятиями зависит от ее цели. От цели зависит и продолжительность акции.


Шаг № 6. Проведение акции.
В акции необходим один координатор (модератор, ведущий, организатор – тот, кто знает ответы на все вопросы и ведет всю акцию). Организатор должен знать все варианты проведения акции при непредвиденных обстоятельствах:
  • А что делать, если будет плохая погода?
  • А что делать, если участников будет меньше, чем планируется?
  • А что делать, если не хватит средств, призов? А что делать, если не придут СМИ?
ШАГ № 7. Анализ акции.
По завершении акции обычно готовится итоговый отчет, включающий в себя следующие важные компоненты:
  • Ход мероприятия в целом;
  • Наиболее удачные моменты и недостатки, а также трудности, с которыми пришлось столкнуться при организации мероприятия;
  • Общую эффективность мероприятия;
  • Отклики в СМИ на проведенную акцию;

Опыт, идеи в помощь планированию на 2017 год

Уважаемые коллеги!

Наступила горячая пора составления планов работы на 2017 год. Как всегда, в последний момент бросаемся найти что-то интересное и полезное, такое, чтобы самим хотелось провести в своей библиотеке и нервничаем, когда не находим. Хочу облегчить вашу задачу по поиску интересного материала в помощь планированию на 2017 год.

Предлагаю вашему вниманию разные идеи и опыт проведения различных мероприятий в библиотеках страны . Может быть, кому-то они понравятся, и вы захотите провести у себя что-то подобное. Я считаю, что самое главное – ухватить идею, а остальное уже можно придумать применительно к своей библиотеке . Удачи вам, дорогие коллеги, в планировании на 2017 год!

Дерево признания (ко ДНЮ МАТЕРИ)

В библиотеке №2 ЦБС г. Ельца прошла акция «Мама, я тебя люблю!» , которая была приурочена ко Дню матери , одному из самых трогательных праздников. В течение трёх недель читатели библиотеки признавались в любви своим мамам. Они писали поздравления-сердечки и прикрепляли их на Дерево признания, которое «выросло» в фойе библиотеки. Счастливые мамы благодарили детей и фотографировались с ними у дерева. Акция имела большой успех у читателей.

Библиотечное погружение (КВЕСТ-ИГРА)

Херсонская областная библиотека для детей регулярно «погружает» подростков в библиотеку, проводя воскресную квест-игру. Эффект «погружения» состоит в том, что читатели в течение определенного времени в разных отделах библиотеки ищут всю возможную информацию (как на традиционных носителях, так и на электронных) по заданному слову (теме) . Так, например, один из квестов был посвящен яблоку. Его участники разделились на 3 команды, каждая из которых получила яблоко своего цвета - маршрутный лист с заданиями. Во время квеста дети «погружались» в работу всех отделов библиотеки и узнали: символом чего является яблоко; о трех яблоках, которые изменили мир; в младшем отделе вспомнили названия песен и сказок; в секторе литературы на иностранных языках нашли «яблоко» Стива Джобса; в журналах прочитали полезную информацию о витаминах и микроэлементах; в клубной комнате провели свое расследование. После прохождения маршрутов все участники собрались для презентации результатов «яблочного погружения». За настойчивость и старания организаторы угостили их вкусными яблоками! А в завершение ребята украсили символическое дерево «Погружение в библиотеку» добытыми плодами . Его библиотекари заранее разместили в холле первого этажа. Кроме яблочного погружения в библиотеке прошли и другие: «Червячок», «Бабочка», «Чайка». И теперь сотрудники библиотеки обращаются к коллегам: «Погружайте и вы ваших читателей в библиотеку!» .

Фото-квест в стиле селфи

ЦБС г. Челябинска в августе-сентябре 2014 года провела фото-квест в стиле селфи. Суть квеста заключалась в том, чтобы познакомить участников с разнообразием библиотек в городе. Для участия и победы было необходимо:

1. посетить не менее 5 городских библиотек;

2. сделать фото себя на фоне библиотеки так, чтобы было видно номер,

название библиотеки;

Первые 5 участников , выполнивших задание, и участник, посетивший наибольшее количество библиотек, получили призы. Награждение участников и победителей квеста состоялось 7 сентября на Фестивале книги и чтения.

Сторитайм («время историй»)

Сторитайм – способ передачи информации в процессе рассказывания историй, сочетающий чтение вслух с элементами театрализации, музыкального сопровождения, игры, различного рода познавательной активности. В США сторитайм - это одна из главных форм приобщения детей к чтению в семьях нечитающих родителей.

Традиционно признается, что родители – это первые учителя ребенка, а библиотекарь в Америке - первый учитель родителей в формировании литературной грамотности.

Родители через участие в сторитайме в американских библиотеках видят грамотный подход к реализации процесса чтения в семье.

Подробнее: Азарова, Л. И. Сторитайм в библиотеке: из опыта американских коллег: выступление на конгрессе «Современная молодежь в современной библиотеке». – Режим доступа:

Классика на каждом шагу

В июле 2014 года детская библиотека им. А. С. Пушкина г. Сарова предложила своим читателям принять участие в летней уличной акции “Классика на каждом шагу”. Суть акции - выбрать понравившиеся цитаты из произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина и украсить ими улицы города, написав мелками на асфальте . К акции подключились и малыши-дошкольники, и учащиеся школ, и взрослые. В адрес библиотеки пришло более пятидесяти фотоподтверждений.

Подобная акция под названием «Пушкин в Липецке» прошла по инициативе Липецкой областной юношеской библиотеки с 26 мая по 6 июня 2014 года в преддверье Пушкинского дня России под девизом «Украсим город цитатами из произведений великого поэта» .

Поэтический батл

В Молодежном клубе BookClub библиотеки № 89 ГБУК г.Москва «ЦБС СВАО» состоялся «поэтический батл». Восемь поэтов были представлены в поединке: Уильям Шекспир, Артюр Рембо, Леся Украинка, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Иосиф Бродский и наша современница – Вера Полозкова. Японию представляли поэты в жанре хокку.

Каждого поэта представлял один из членов Клуба, который должен был выбрать по одному стихотворению в категориях: дружба; любовь; природа; воспевание жизни; отчуждение, разочарование, меланхолия. Были и оценочные баллы, и споры, и отстаивание своей точки зрения. В ходе батла в финал вышли два поэта – Уильям Шекспир и Иосиф Бродский. «Победил» Иосиф Бродский. Но главный итог встречи – творческая атмосфера, царившая в этот вечер. Ведь так приятно, когда в библиотеке собирается молодая интеллигентная публика - активная, начитанная, дружелюбная и откровенная.

Литературная печа-куча

Печа-куча – это новый, но активно развивающийся формат общения . Он был придуман в 2003 году в Токио австрийцами Астридом Кляйном и Марком Дитамом. Основав архитектурное бюро, Марк и Астрид по долгу службы постоянно присутствовали на презентациях коллег. Чаще всего это было утомительно, поэтому они придумали для выступающих жесткое правило:20×20. Автор демонстрирует презентацию из 20 слайдов, и на комментарий к каждому ему дается 20 секунд. Слайды сменяются автоматически.

Формат печи-кучи стал популярен во всем мире. В России к проведению подобных мероприятий подключились около 300 городов. В библиотеках этот формат используется в основном на профессиональных мероприятиях, но Вологодская областная юношеская библиотека в формате печа-куча проводит и встречи для читателей. Они проходят под общим названием «Литература и все, что ее окружает» . Спикеры представляют публике тематические доклады, а по итогам зрительского голосования определяется лучший спикер встречи.

Дресс-код для старой книги

Библиотекари Астраханской юношеской библиотеки им. Б. Шаховского решили оригинально продвигать классику, разработав проект «Дресс-код для старой книги». На его создание их вдохновила известная русская пословица «Встречают по одежке, провожают по уму ». Они «нарядили» книги в новые супер-обложки с иллюстрациями, так или иначе отражающими содержание книги или показывающими её главных персонажей. Естественно, без юмора не обошлось. Такое новшество уже привлекло внимание к классическим произведениям многих постоянных читателей и случайных гостей, впервые узнавших о проекте на праздновании Дня славянской письменности и культуры, где была организована отдельная выставка книг - участников проекта . Многие с удовольствием приняли участие в своеобразной литературной викторине - отгадывали по обложке вероятное название спрятавшейся за ней книги. Получалось, конечно, не всегда. Но зато было весело и интересно.

Супер-читатель

Для «выходных» мероприятий проекта «Библиотека без границ» библиотекари ЦБС «Юго-Запад» г. Москвы придумали игру «Супер-читатель» для горожан любого возраста.

Техника проста : на большом стенде последовательно наклеены все буквы алфавита; стрелочки ведут игроков от А до Я. Около каждой буквы перечислены литературные произведения, с нее начинающиеся. Всего на стенде собрано более 100 произведений для детей и взрослых. Учитывая, что с некоторых букв названия не начинаются, библиотекари использовали это для усиления игрового и воспитательного эффекта.

Например, к букве «Й» добавлена надпись: «Пролил Йогурт на книгу – три хода назад».

На букву «З» – «Загнул страницу – пропуск хода». Около буквы «Ъ» – «твердо решил записаться в библиотеку – 1 ход вперед», а рядом с буквой «Ь» – «Мягко посоветовал другу записаться в библиотеку – 2 хода вперед». Правила игры просты. В ней могут участвовать от 1 до 3 игроков (или семей). Каждый игрок (команда) получает флажок определенного цвета. Игроки поочередно бросают кубик. Выпавшая на нем цифра означает, сколько шагов может сделать игрок и сколько авторов перечисленных на его пути произведений он должен назвать. В конце игры победители получают призы. Игровой сюжет увлекает, но многие испытывают трудности: не всегда удается вспомнить автора.

Источник: Белоколенко, М. В. От Пушкина до Алигьери // Современная библиотека. – 2013. - № 8. – С. 83

Литературный кросс «Найди друга»

Сектор абонемента для учеников 5-9 классов Херсонской областной библиотеки для детей на Ярмарке библиотечных инноваций презентовал идею литературного кросса «Найди друга» . Условия игры: первый читатель - капитан команды, выбирает любую книгу из предложенного списка. Прочитав сам, он советует ее своему другу, а тот в свою очередь, следующему. В результате, вокруг одной книги «вырастает» команда сторонников. Пункт передачи книги - сектор абонемента, срок чтения - две недели, дистанция читательского забега - 10 недель. В финал выходят команды, в которые входят минимум 5 читателей. На финальном турнире «Книга собирает друзей» команды интересно представляют свою книгу, друзей и свой литературный кросс. Выбор победителя - команды, которая лучше всех представила себя и свою книгу, происходит путем голосования зрителей и болельщиков. В дополнительной номинации побеждает команда, которая привлекла наибольшее количество читателей к своей книге.

Презентация «Найди друга» была представлена на Ярмарке библиотечных инноваций в Херсонской областной библиотеке для детей в 2013 году (рубрика «Банк инноваций» блога «Библиокреатив» ).

«Книжный боец»

Городская детская библиотека г. Армянск на Ярмарке библиотечных инноваций презентовала идеи соревнования «Bookfighter» («Книжный боец») . Идеей к ее созданию послужило английское движение «Буккроссинг» . Только в этом соревновании участники не «отпускают» любимую книгу, а «бьются» за нее. Битва длится 3 раунда:

1 раунд – приветствие соперников;

3 раунд - «Битва» (ведущий задает каждому из участников вопросы по его теме).

«Бойцы» могут использовать 20-секундные паузы, но в случае задержки ответа после 20 сек. участнику объявляется:

нокаут - если «боец» не дает ответ на вопрос;

нокдаун - ответ есть, но неправильный или неполный;

аут - нет ответов на все вопросы, выход из битвы.

Если «бойцы» набирают равное количество баллов и жюри затрудняется в определении победителя «битвы», то используется “Экспресс-лото” (дополнительные вопросы от жюри). Как считают авторы игры, инновационность идеи заключается в возможности даже в такие традиционные мероприятия, как «Читатель года», внести немного новизны и свежести, сделать их ярче, динамичнее, зрелищнее.

Презентация «Bookfighter = Книжный боец» была представлена на Ярмарке библиотечных инноваций в Херсонской областной библиотеке для детей в 2013 году

Книжный дождь

Глядя на выставку, оформленную на абонементе 5-9 классов в Хакасской республиканской детской библиотеки к открытию Недели детской и юношеской книги, можно смело утверждать, что подготовили её люди с незаурядной фантазией и верящие в чудо.

Ведь это так чудесно: парящие в воздухе книги!

При разработке выставки за основу было взято слово «дождь», соответственно этому, с потолка свисают золотистые ленты, к которым при помощи канцелярских зажимов прикреплены книги . На таких же лентах размещено и название выставки . А верхняя часть, под потолком, украшена воздушными шарами, создавая праздничное настроение. Вся конструкция очень лёгкая и подвижная, вращается от малейшего прикосновения, делая книги загадочными и притягательными.

Ребята «окунаются» в книжный дождь, создающий иллюзию волшебства – каждая книга этой выставки притягательна необычностью своего парения в воздухе. У многих читателей возникает вопрос: «Можно ли брать книги с выставки?» Конечно, можно и нужно! И ребята с удовольствием берут книги для прочтения домой с необычной выставки. Можно смело утверждать, что ни одна выставка в библиотеке не обновляется так часто, как «Книжный дождь» - ещё ни один читатель не устоял перед искушением снять книгу с ленты.

И еще несколько идей из опыта работы библиотек Хакассии.

В г. Черногорске для детей в дни летних каникул продолжил свою работу читающий дворик. Библиотекари организовывали досуг детей на дворовых территориях города: проводили литературные викторины, игры, спортивные состязания.

Большой интерес у дошкольников и воспитателей вызвала интерактивная сказка-игра «Ослик Моёшка», которую придумали и провели сотрудники Усть-Абаканской ЦДБ. Для наглядности был оформлен красочный игровой стенд-поляна, на котором ребята вместе с осликом Моёшкой совершили путешествие в сказку. Чтобы путешествие ослика состоялось, дети выполняли задания, учились быть вежливыми, дружными и отзывчивыми.

Книжный марафон «Юбилей писателя – праздник для читателя».

1. Самая популярная книга писателя-юбиляра 2015 года (голосование в библиотеках города).

3. Читатели - победители «Книжного марафона – 2015».

Проект «Мобильная библиотека»

Инновационный проект «Мобильная библиотека» реализует ЦБС г. Челябинска в партнерстве с МТС и при поддержке управления культуры администрации г. Челябинска. Проект стартовал в мае 2014 г. Мобильная библиотека – это новый удобный способ популяризации среди горожан классической литературы с помощью новых технологий.

Виртуальные книжные полки с QR-кодами появились в пешеходной зоне улицы Кирова.

«Мобильная библиотека» насчитывает около 150 произведений русской и зарубежной литературы в электронном виде . Владельцы гаджетов могут скачать произведения за несколько секунд при помощи специального QR-кода, расположенного на корешках книг, и читать классическую литературу на своем планшете или смартфоне. Как загружать книги или настроить устройство покажут мобильные библиотекари, которые работают рядом с мобильной библиотекой . При необходимости они могут помочь подключиться к сети WI-FI, скачать бесплатные приложения для QR-сканирования, дать советы по поиску книг. Жители и гости города могут пользоваться мобильной библиотекой, как в пешеходной зоне улицы Кирова, так и в здании ЦГБ им. А. С. Пушкина: виртуальные книжные полки с QR-кодами размещены в окнах библиотеки.

Абонементная служба книжной навигации

«Читатель изменился. А мы?»

Эти слова директора библиотечной системы г. Майами можно считать своеобразной установкой для библиотечных специалистов в целом и для сотрудников Центральной городской библиотеки для детей г. Николаева.

Произвести впечатление на современного читателя и сделать его посещение библиотеки ярким событием – задача не из легких. Нужно уметь показать нестандартное содержание и форму, новое видение, новую лексику, новые способы коммуникации, внести ауру новизны и работать в опережающем режиме. Основной задачей нового структурного подразделения библиотеки – абонементной службы книжной навигации, является освоение дополнительных территорий для продвижения книги к тем, кто в силу объективных и субъективных причин не может прийти в библиотеку.

Служба осуществляет свою деятельность с помощью следующих форм :

«библиосада» (обслуживание воспитанников в детских садах, детских домах, других дошкольных учреждениях);

«библиорюкзачков» (обслуживание учащихся младших классов, групп продленного дня, детей из летних школьных лагерей в классах и отрядах);

book-боксов «Скорая книжная помощь» (обслуживание организаторов детского чтения педагогов, воспитателей в сервисном режиме, т.е. с доставкой литературы на параллельных носителях информации по заказу педагога в школу или внешкольное учреждение);

«библиодесанта» в места, где часто бывает молодежь (медиацентры, бюро по трудоустройству, кафе и т.д.);

«абонемента под открытым небом» (где каждый человек, проходящий мимо, может стать читателем без правил и условий);

«библиогастролей» (в отдаленные школы и внешкольные учреждения как с обменом книг, так и со зрелищной библиотечной программой).

Среди новых услуг для других групп пользователей – услуги «библиотечного гувернера» - библиотечная продленка; школа выполнения домашних заданий - в нее привлекаются учителя-пенсионеры, дети-волонтеры, библиотекари-педагоги; летний библиосад, в котором родители на время могут оставить своих детей, а библиотекари организуют для них интересный досуг.

Подробнее: Семилет, Н.В. «Нельзя быть увядающей фиалкой и работать в библиотеке» / Н. В. Семилет, Г. С. Гречко // Школьная библиотека.- 2011. - №5. - С. 17-20.

Повесть о культурном человеке или Библиотечный перформанс

Его Величество Зритель всегда критически относится к зрелищам, ему предлагаемым – будь то фильм, спектакль, концерт, представление, выставка картин или книг. Но Зритель всегда ждет для себя от зрелищ Удивления, Удовлетворения, Учения и Успеха. И всю эту игру ума, палитру чувств, гамму эмоций, галерею впечатлений, коллекцию знаний, умений и навыков можно было получить в Тульском государственном педагогическом университете имени Л. Н. Толстого 27 мая 2014, погружаясь в атмосферу праздника - Общероссийского дня библиотек . В этот день к себе притягивала, заставляла задуматься и улыбнуться выставка-шутка «Магия заглавия» , неожиданным был джазовый джем-сейшн, прошел буккроссинг «Культурная книга для культурных людей » и чемпионат по чтению вслух «Я читаю лучше всех, в жизни ждёт меня успех !». Кстати, во всех мероприятиях участвовали как студенты, так и преподаватели.

Подробнее:

«Цветок - РАДУГА»

В Новоодесской районной библиотеке для детей в рамках программы «Большое чтение малого читателя» была разработана интерактивная интеллектуальная игра «Цветок - РАДУГА», представленная на Ярмарке библиотечных инноваций в Херсонской областной библиотеке для детей . Инновационность игры в том, чтобы используя веру детей в чудеса, привить юным читателям любовь к книге, пробудить интерес к чтению литературы разной тематики .

По условиям игры «Цветок-РАДУГА» исполняет желания начитанных и эрудированных детей. Он имеет семь лепестков разного цвета, на обратной стороне каждого из которых прикреплен бумажный кармашек, в который вложен один из семи вопросов из разных областей знаний (родной край, литература, природа, сказочные герои и т.д.). Ребенок загадывает желание, вытягивает лепесток, зачитывает вопрос, отвечает.

Если ответ дан верно - желание сбудется .

План реализации : за несколько месяцев дать задание детям прочитать как можно больше книг различной тематики; оформить разнообразные книжные выставки; изготовить реквизит игры; разработать вопросы из разных областей знаний; подготовить музыкальное оформление проведения игры; изготовить и расклеить объявления о проведении игры в школах города; подготовить призы самым компетентным читателям.

Еще с первой экскурсии библиотекарь обращает внимание детей на то, что эмблемой и талисманом библиотеки является «Цветок-РАДУГА», который исполняет желания, но для этого нужно прочитать много интересных книг. Игра проводилась в Неделю детского чтения, во время летних каникул в библиотеке, школах, Доме детского и юношеского творчества.

Презентация «Квітка-райдуга» была представлена на Ярмарке библиотечных инноваций в Херсонской областной библиотеке для детей в 2013 году (рубрика «Банк инноваций» блога «Библиокреатив»). http://biblio-yarmarok.blogspot.ru/p/blog-page_14.html

Литературный подиум

В преддверии Дня библиотек центральная районная библиотека г. Борисова порадовала своих читателей серией оконных выставок «Литературный подиум». Всего было оформлено 7 тематических выставок: «Книги странствий», «Вкусные книги», «Умные книги», «Любимые книги детства», «Удивительные книги», «Духовная литература», «Об эпохе наполеоновских войн».

К читателю

Ток-шоу «Я свободен» (в рамках серии «Думать модно»)

Акция «Подвешенная книга»

Олимпийские игры по чтению

Акция-лотерея «Разложим все по книжным полочкам…»

Внутрибиблиотечная акция – «Вспорхнувшие со страниц: крылатые слова и фразы мировой литературы»

Фанфикшен-акция «Сам себе писатель»

Квесты «Литературная мафия» и «Литературный крокодил»

Квест «Голодные игры» в библиотеке

Акция "Литературное предсказание"

Акция «Земля – наш общий дом»

Акция «Ромашковое поле»

Акция в виде мини-опроса «Что для Вас значит библиотека».

Яркие креативные формы работы библиотек России

Топ оригинальных и интересных идей

Источники

К читателю

«Для меня нет интереса знать что-либо, хотя бы и самое полезное, если только я один буду это знать…», - эти слова философа Сенеки могли бы стать девизом библиодайджеста «Ярмарка библиотечных идей» - своеобразной копилки инновационного опыта работы публичных библиотек.

Уважаемые коллеги! В представленном вам библиодайджесте вы найдете интересные идеи из опыта российских библиотек различного уровня, «найденные» нами в интернет-источниках и профессиональных изданиях. Надеемся, что что-то из предложенного вас заинтересует и будет успешно реализовано в ваших библиотеках. Или же послужит толчком для рождения новых идей, поможет обновить работу и сделает библиотеку просто незаменимой.

Ток-шоу «Я свободен» (в рамках серии «Думать модно»)

Молодые люди в возрасте 14–25 лет не очень активно посещают библиотеку, так что библиотека сама выходит на активную молодёжь города. Центральной городской библиотекой города Берёзовский Свердловской области регулярно проводятся ток-шоу «Думать модно!»

ОДНО ИЗ ТОК-ШОУ под названием «Я свободен, я ничей!», специалисты централизованной библиотечной системы совместно с отделом по делам молодёжи разработали и провели ко Дню молодёжи. Мероприятию предшествовала большая подготовительная работа, которая началась за два месяца до ток-шоу. Горожанам было предложено заполнить анкеты, в которых было всего два вопроса: «Что хотят молодые от взрослых?» и «Что хотят взрослые от молодых?» Эти два вопроса также задавали на улицах города представители местного телевидения, анкетирование проводилось в социальных сетях и блогах, в том числе в блоге «Как пройти в библиотеку» наших коллег из Свердловской областной библиотеки для детей и юношества. В итоге было опрошено более 100 человек. Вот главное, что выяснили посредством анкетирования:

  • взрослые хотят, чтобы молодёжь учитывала их опыт, уважала и заботилась о них;
  • молодёжь желает, чтобы их любили, понимали, помогали, не орали на них, не поучали, признавали значимыми.

Но одно желание оказалось общим. Это желание быть услышанными. Получается, мы не умеем слушать и слышать друг друга.

Само мероприятие проходило в преддверии Дня молодёжи - 26 июня. В зале собралось около 80 человек, для города это очень хороший показатель, особенно учитывая то, что на дворе стояло лето. В начале разговора была обозначена проблема, вкратце подведены итоги анкетирования и организаторы мероприятия вывели ребят на диалог, спрашивая у них, что же им кажется наиболее важным во взаимоотношениях взрослых и молодёжи.

В диалоге приняли участие не только молодые люди, но и взрослые. Затем была проведена игра «Клубок», цель которой заключалась в том, чтобы выявить умение слушать и слышать. Суть игры такова. На сцену при- гласили 15 человек. Ребятам дали клубок ниток. Каждый участник должен сказать, что для него оказалось важным на этом ток-шоу. Затем он обматывает нить вокруг пальца и передаёт клубок следующему участнику. После того, как высказались все, клубок сматывается обратно, и тот, кто снимает нить с пальца рядом стоящего, вспоминает, что же говорил этот игрок.

В итоге из 15 человек только двое сумели повторить высказывания участников. Наши коллеги хотели показать ребятам, что они не слышат людей, находящихся рядом.

Игра заставила их задуматься над этой проблемой. Следующим этапом стал поиск точек соприкосновения. Оценивали уровень взаимодействия в работе между взрослыми и молодёжью. Ребятам раздали листы, где были описаны восемь уровней взаимодействия. После ознакомления с результатами опроса стало ясно, что точки взаимодействия есть. Больше всего баллов набрал пункт №4 «Уровень информирования», где говорится, что, взрослые принимают решения о проекте и привлекают молодёжь к выполнению отдельных ролей в качестве добровольцев, адекватно информируют молодых людей и уважают их взгляды. Молодёжь заинтересована в своём будущем в нашем городе, да и взрослые тоже заинтересованы передать молодому поколению стабильный и процветающий городом. И это самое главное.

Ток-шоу получилось неоднозначным. В конце выступила приглашённый эксперт. В течение всего разговора она провоцировала молодёжь, задавала «неудобные» вопросы, пыталась вывести аудиторию на диалог. В итоге они так и не пришли к единому мнению по таким непростым вопросам, как: «Свободны ли мы?» и «Чьи мы?», но молодые люди ушли с ток-шоу, дискутируя, обдумывая все сказанное и услышанное, и наверняка у каждого из них сформировалась собственная позиция.

В данных ток-шоу главное - это активность аудитории, а активность была почти стопроцентная, завязалась оживленная дискуссия. Коллеги уверены, что практически все, кто принимал участие в этом мероприятии, задумались над прозвучавшими. А это и было нашей основной целью. Ребята хоть ненадолго, но задумались над важным, сделали для себя определённые выводы относительно того, как строить взаимоотношения друг с другом, в семье, со старшими. Да и взрослые задумались: а всегда ли они прислушиваются к мнению молодых? слышат их? Слушают? Ток-шоу «Думать модно!» выявило основные проблемы в общении поколений, и, надеемся, дало первый толчок для решения этих проблем.

Из опыта работы Центральной детской библиотеки им. А.П. Гайдара
г. Клин)

Акция «Подвешенная книга»

Акция проводится по аналогии с удивительной неаполитанской традицией «подвешивать кофе». Человек, подходящий к стойке бара человек скажет "Мне два кофе: обычный и «подвешенный», возьмет чашку кофе, выпьет и уйдет.

Оказывается, в Неаполе есть такая местная традиция: заранее оплачивать кофе для тех, у кого не всегда есть деньги даже на чашку кофе…

Такая акция была проведена издательством «Розовый жираф», суть которой состояла в том, что покупатель книжного магазина может оплатить любую книгу, которую потом доставят в Детские дома, Онкологические центры и т.д.

В библиотеке эта акция проходила несколько иначе.

Условия акции:

Любой читатель может «подвесить» на неделю свою самую любимую книгу, со своей рецензией (мнением, эмоциями). Акция запускается на 3 месяца, по результатам акции будут составлены именные рекомендательные списки любимых книг активных участников, а также создан список самых рейтинговых книг библиотеки! Для библиотекарей интерес состоит в том, что данная акция призвана активизировать книговыдачу, помогает в создании рекомендательных списков чтения, позволяет вести дневник чтения своих читателей.

В начале акции подвесить книгу может любой читателей, в ходе же акции, отбираются только наиболее активные читатели.

К тому произведению, которое участвует в акции, читатель-«подвешиватель» пишет небольшую аннотацию с оценкой или мнением о произведении. Сама книга ставится на определенно отведенное место, оформленное в духе акции. Книга выставляется максимум на неделю.

В случае заинтересованностью ею или наоборот не проявленному к ней интересу, ставится следующая по списку. Ведется список книг участниц акции.

На саму книгу ставиться стикер-отметка «Подвешенная книга».

Дополнительно фиксируется выдача акционных книг, а также фиксируется очередь из желающих на ее прочтение. Для уведомления о появлении книги в библиотеки используется смс и e-mail рассылки.

Предполагаемые результаты:

  1. Активизация чтения, увеличение книговыдачи абонемента.
  2. Создание читательских рентингов лучших книг (например, «В. Иванов рекомендует…»)
  3. Создание рейтингов лучших читателей.
  4. Проведение творческого конкурса по самой читаемой книге.

Проект «Скорая семейная помощь»

Новороссийской сельской библиотекой разработан и реализован проект «Скорая семейная помощь». Проект объединил всю деятельность библиотеки по работе с семьёй в единое целое и при этом он стал общедоступен для широкого практического использования не только пользователями библиотеки, но и совершенно незнакомыми людьми, связанными одной значимой темой - темой «семьи».

В рамках реализации проекта в библиотеке были оформлены и предложены пользователям книжные выставки и обзоры «Прежде всего мы - родители», «Секреты семейного счастья», книжная выставка-совет "Остров семейных сокровищ». Разработаны и напечатаны информационно-библиографические буклеты и дайджесты для разных групп читателей: «Многодетные семьи: социальная поддержка», «Семейный ликбез: порядок расчёта декретных и детских пособий», «Молодая семья-2014. Всё начинается с дома…», «О вас и для вас, родители», «Заботливым родителям», «Советы родителям о чтении детей» и др.. Проект включил в себя создание страницы в соц. сетях «Скорая семейная помощь», на которой каждый пользователь смог бы найти информацию о федеральных и региональных программах для молодых семей, будущих мам, для неполных семей. Здесь же можно найти информацию по профилактике вредных привычек у детей, советы психологов, воспитателей, духовных наставников.

Также в проект Семейная скорая помощь вошла акция "Узелок семейного чтения". Были подготовлены 5 ярких узелков с книгами для детей и родителей для разных читательских групп (для семей, где дети дошкольного и младшего школьного возраста, для среднего и для старшего школьного возраста). В узелки вошли: книги для детей и родителей, диски "Семейное кино", "Любимые мультфильмы", паззлы для самых маленьких по детским сказкам, способствующих творческому развитию. В узелках представлены лучшие произведения детской современной и классической литературы. В комплект литературы для родителей вошли книги и статьи по психологии детского чтения, полезные советы, памятки по детскому воспитанию, буклеты, анкета, рекламные листовки.

Олимпийские игры по чтению

В 2010 году, в преддверии Зимней Олимпиады в Сочи, в ЦБС г. Нефтекамска прошли первые Олимпийские игры. Здесь не катались на лыжах и коньках, не играли в хоккей - читали. Вернее, читали наши юные читатели - дошкольники с 3-х до 7-и лет. Соревновали в ходе Олимпиады в чтении на скорость. Участники распределялись по возрастным категориям: с 3-х до 4-х лет; с 4-х до 5-ти лет; от 5-ти до 6-ти лет; с 6- ти до 7-ти лет. Как на настоящих Олимпийских играх разгорались нешуточные страсти. Ежедневно ставились новые рекорды, и в итоге, на пьедестале почета чествовали победителей и утирали слёзы проигравшим. Хотя в этой Олимпиаде нет проигравших; здесь каждый ребёнок проявляет себя и показывает свои способности. «Олимпийские игры по чтению» стали не только традиционными, но и очень популярным в городе. С 2012 г.

Такие игры проводятся не только в Нефтекамске, но и в библиотеках-филиалах. Количество участников растёт год от года, и в этот раз попробовать свои силы пришли уже 363 ребёнка. Но главное не то, что растёт количество участников, а то, что появляется больше юных читателей, у детей возникает интерес к книгам, к чтению.

Конкурс «Олимпийские игры по чтению» стартует традиционно в феврале месяце в Центральной детской и юношеской библиотеке и проходит в течение недели. Как и настоящая Олимпиада, начинается он с торжественного открытия. С раннего утра приходят родители с детьми, бабушки и дедушки с внуками, воспитатели из детских садов со своими воспитанниками. Всех юных читателей регистрируют и вручают памятные эмблемы «Юный книгочтей», представляют членов экспертной комиссии, которые отводят детей в читальный зал для проверки скорости чтения. В читальном зале стоит тишина, только слышно как читают дети. С каждым участником, за отдельным столом, сидит член экспертной комиссии, перед ним часы с секундной стрелкой.

Всё строго, как на настоящих олимпийских играх. Пока одни дети читают, другие тоже не скучают. Для них организуются развлекательно-познавательные игры и конкурсы. Гости конкурса с удовольствием участвуют в слайд-викторине «Литературные герои», «Сказки в картинках», игре «ДА-НЕТ-ки», в викторине «Загадки-обманки». Интеллектуальные игры сменяются просмотром мультфильмов и весёлой зарядкой-дискотекой. Время ожидания пролетает незаметно. Для всех желающих библиотекари детской библиотеки проводят ознакомительные экскурсии.

Многие приходят в библиотеку в первый раз и зачастую очень удивлены современным интерьером, обилием красочных детских книг, журналов, уютной и доброжелательной обстановкой. Привлекают внимание красочные книжные выставки с лучшими детскими книжками. Удивительно и радостно, что в играх участвуют двух- и трёхлетние малыши. Вроде бы человек только-только начал говорить, а вот уже читает - и как читает! Некоторые малыши читают лучше 6–7-тилетних и ставят настоящие рекорды. На торжественном закрытии конкурса подводятся итоги и вручаются почётные грамоты и памятные призы победителям. Все участники получили сертификаты участия, памятные эмблемы, подарки от спонсоров: воздушные шары, блокноты, разовые абонементы на каток и сладости «Олимпийские игры по чтению 20--» закончились. До новых встреч.

Акция-лотерея «Разложим все по книжным полочкам…»

Сотрудники ЦГБ имени Н.К. Крупской г. Самара в рамках Недели молодежной книги провели акцию-лотерею «Разложим все по книжным полочкам…», которая была ориентирована на молодежную аудиторию. На лотерейных билетах, оформленных в виде книжной закладки, были написаны «ключевые слова» (имена героев, литературные артефакты, географические названия из произведений и т.д.). Все эти слова вполне узнаваемы для тех, кто прочитал известные литературные произведения, представленные на выставке. Здесь были классические произведения, современные бестселлеры, сказки зарубежных писателей, рассчитанные на самый разный уровень начитанности.

Участникам акции было предложено выбрать понравившуюся ему закладку, найти на выставке книгу, к тексту которой она имеет отношение, и вставить закладку в книгу. На закладке был обозначен выигрыш, который участник акции-лотереи может получить в случае правильно сделанного книжного выбора.

Большая часть молодых пользователей, посетивших библиотеку в этот день, восприняла акцию как веселую игру с призами, участники с удовольствием отвечали на вопросы. Сотрудники библиотеки надеются, что акция позволила молодым читателям прийти к мысли, что начитанность – важное качество человека.

Внутрибиблиотечная акция – «Вспорхнувшие со страниц: крылатые слова и фразы мировой литературы»

В вестибюле библиотеки была организована книжная выставка произведений, крылатые фразы из которых использовались в акции. Прочитав фразу на выбранном билете, пользователи должны были назвать автора и произведение, из текста которого она заимствована. На специально оформленной выставке-подсказке были подобраны книги и словари крылатых фраз. Каждый, кто угадывал правильно, получал маленький приз. Данная акция была рассчитана на читателей всех возрастов. И здесь лучшие результаты показали представители старшего поколения. Что же касается молодых, то для многих стало открытием, что расхожая фраза впервые появилась на книжной странице.

Фанфикшен-акция «Сам себе писатель»

В Липецкой областной детской библиотеке отдел обслуживания 5-11 классов провел фанфикшен-акцию «Сам себе писатель». Фанфикшен – довольно старый литературный жанр, включающий любое произведение, посвященное объекту поклонения и являющееся его продолжением. По содержанию фанфики могут быть различными, написанными в любом литературном стиле. Ведь зачастую читателю интересно узнать, что происходило с героем до или после описываемых событий, а жанр фанфика как раз и позволяет создать свою версию.

Наиболее интересными оказались фанфик «Война миров-2», диалог Ромео и Джульетты «После жизни, и благополучное завершение истории любви «Собор Парижской богоматери. Часть 2». По окончании акции проводилась творческая мастерская «Сам себе писатель», где были представлены все работы и распределены места. Но главной наградой для всех участников стало размещение их сочинений на сайте Липецкой ОДБ.

Квесты «Литературная мафия» и «Литературный крокодил»

В последнее время у молодёжи повысился интерес к проведению интеллектуального досуга. Молодые библиотекари – не исключение. Команда библиотечных работников г. Омска принимала участие в городском турнире «Импровизация», городском чемпионате «Крокодил», геоквестах.

В 2015 году молодые библиотекари были привлечены для организации четырёх крупных городских исторических квестов, участниками которых стала рабочая молодёжь города Омска. На поиски приключений вместе с омскими муниципальными библиотеками отправилось более 200 человек. Посещая тематические станции на исторических площадках города, омичи не отчитываются о знаниях, полученных из книг, а в увлекательной форме знакомятся с невероятными фактами из истории Омской области и проникаются чувством гордости за свою малую Родину.

На основе популярных в молодёжной среде игр «Мафия» и «Крокодил» омскими библиотекарями были разработаны их библиотечные версии – «Литературная мафия» и «Литературный крокодил».

Правила в «Литературном крокодиле» такие же, как и в обычном «Крокодиле»: не произнося ни звука и не проговаривая слово губами, исключительно жестами, мимикой и движениями за определённый период времени игроку необходимо объяснить своей команде загаданное слово. Только в отличие от традиционной игры, в нашем «Литературном крокодиле» в качестве заданий выступают не просто слова, а названия литературных произведений, фамилии писателей, имена и прозвища книжных героев.

Участниками «Литературной мафии» становятся персонажи из известных литературных произведений. Главными мафиози в данной версии являются: Вито Корлеоне – предводитель мафиозного клана, герой книги Марио Пьюзо, Павел Чичиков из поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души», Родион Раскольников, персонаж романа «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского и другие злодеи литературного преступного мира. Мирные жители – Анна Каренина, Гарри Поттер, Александр Чацкий и др. Участник, который выбывает из игры, озвучивает литературную цитату, написанную на карточке с ролью. Эрудированные в литературе игроки, сразу определяют кто покинул игру – мирный житель или один из отрицательных персонажей.

Квест «Голодные игры» в библиотеке»

В ноябре Липецкой областной научной библиотеке исполняется 95 лет. И именно поэтому библиотека решила подарить липчанам новый образовательный квест "Голодные игры».

Сюжет таков: далекое будущее, человечество научилось питаться с помощью информации, отказавшись от обычной пищи. Необходимые для питания и жизни «вещества» люди добывают из Интернета, электронных СМИ, электронных книг. Но в результате крупнейшей техногенной катастрофы человечество осталось без электричества. Потеряв доступ к привычным средствам получения информации, люди стали умирать от голода.

Все попытки добыть «пищу» обычным путем не увенчались успехом. И тут один из старейших жителей планеты предложил спасительный выход: он напомнил людям о древних хранилищах информации - библиотеках. Заброшенные, покрытые вековой пылью, библиотеки были найдены. В хранилища снаряжается специальный отряд, миссия которого - добыть информацию, способную «накормить» всех жителей планеты.

В ходе игры участникам предстоит выполнить задания, связанные с поиском информации: искать ответы на вопросы в каталогах, справочных изданиях, журналах и книгах из фонда библиотеки. Все задания так или иначе будут связаны с жанром антиутопии. Чтобы войти в число храбрецов, желающих спасти человечество от голодной гибели, нужно зарегистрироваться (лично или через Интернет). Финал запланирован на 5 декабря. Победителя ждет электронная книга.

Акция "Литературное предсказание"

По сложившейся традиции в День знаний сотрудники Центральной детской библиотеки г.Алапаевска стремятся удивить юных жителей города чем-то неординарным, создать атмосферу праздника и хорошего настроения. И поэтому они организовали необычную акцию «Литературное предсказание или гадание на воздушных шариках».

В разноцветные шары были помещены списки-рекомендации с названием книг, прочитав которые можно обязательно найти ответы на все важные и сокровенные вопросы. Мальчишки и девчонки выбирали понравившийся шарик, внутри которого находилось предсказание на новый учебный год. Кому-то шарики предсказали счастье от встречи с одноклассниками и новыми открытиями, кому-то здоровье, дружбу, интерес к природе, а барышням постарше шарики напророчили первую любовь.

Всё получилось здорово. За то время, что длилась акция, детвора фотографировалась у кареты, как символа путешествия и странствий по стране Знаний, угощались сладкими призами, с интересом читали предсказания.

Акция «Земля – наш общий дом»

В библиотеке-филиале №5 г. Ельца продолжилось проведение летней акции «Земля – наш общий дом»для учащихся 1 – 8 классов. Экологический поезд совершил остановку на станции «Парад домашних животных» (6+). Юные читатели могут познакомиться с литературой, которая расскажет о разнообразии пород собак и кошек, научит правильно ухаживать за домашними животными, правильно кормить и дрессировать питомцев.

Много интересного ребята узнают о сельскохозяйственных животных, издавна живущих рядом с человеком: лошадях, козах, овцах, а также домашних птицах.

Все желающие могут принять участие в весёлой лотерее «Как зовут моего питомца?». Юные пользователи библиотеки, у которых дома живут кошки и собаки, пишут их клички на листочке, который опускается в конверт.

Главной особенностью этой лотереи является то, что победителями по жребию будут объявлены сами животные, хозяева которых получат поощрительные призы. Итоги лотереи будут подведены по окончании летней акции.

Акция «Ромашковое поле»

Свадьба и свадебные торжества в этом году стали темой IVежегодной акции «Ромашковое поле» традиционно проводимой в детской библиотеке-филиале №2 г. Ельца ко Дню семьи, любви и верности. На абонементе были организованы выставки «Святые покровители семьи» и «Вечные истории любви» . В читальном зале книжная выставка «С доброй книжкой вся семья», литературу для которой подбирали читатели.

В ходе конкурса рисунков на асфальте «Белый лепесток» ребятам предложили нарисовать букет из ромашек. На абонементе в творческой мастерской «Дарите ромашки любимым» ребята делали открытки ко Дню семьи, любви и верности. А в библио-чате «Со свадьбы начинается семья?» сотрудники библиотеки предложили читателям и их родителям порассуждать на тему: «Насколько в современном мире важны свадебные торжества для создания семьи».

В читальном зале действовали традиционный мультпарад и аквагрим «Символ дня» (ромашка и флаг России).

После перерыва учащихся 1 – 6 классов пригласили на праздничную программу «До самой свадьбы золотой» . Ребята читали стихи о семье, разгадывали свадебные загадки, участвовали в игре «Свадебные шарады», викторине «Литературные свадьбы», конкурсе «Ах, юбилей!» (пытались сопоставить дату и название годовщины свадьбы). В исполнении Матюхиной Елизаветы прозвучала песня «Дарите ромашки любимым».

Ученикам старших классов предложили принять участие в викторине «Свадебные традиции» , состоявшей из разделов «Россия современная», «Россия дореволюционная», «Народы мира», «Свадебные атрибуты», «Свадебные юбилеи».

Несмотря на хмурое небо, день для ребят и их родителей получился веселый и запоминающийся.

Акция «Что для Вас значит библиотека?».

Накануне Общероссийского дня библиотек сотрудники центральной и детской библиотек провели рекламно-имидживую акцию на улицах поселка Новый Торъял. Цель проведения акции – накануне праздника - прорекламировать еще раз библиотеку, её возможности и ресурсы, творческий потенциал, а самое главное – подарить жителям нашего поселка хорошее настроение.

А проходило все это вот так:

23 мая уличная акция прошла в виде мини-опроса «Что для Вас значит библиотека». Всего встречным было задано 6 вопросов на которые надо было дать ответ одним-двумя словами: «Я пришел в библиотеку и…», «Библиотекарь встречает меня…»,
«В библиотеке чувствую себя…», «Для меня библиотека - это…», «Я ухожу из библиотеки…», «Я желаю библиотеке…». Опрошено было более 40 человек. Итоги, конечно, очень радуют. Библиотека, по мнению жителей поселка – это место встречи с интересными людьми, Храм книги, источник знаний. И уходят они из библиотеки: окрыленными, с приподнятым настроением, в предвкушении новых встреч, удовлетворенными. Желали библиотеке процветания, творчества и чтобы она была вечно. В библиотеке читатели чувствуют себя: как дома, комфортно, уютно, как в гостях. Это говорит о том, что никакой Интернет, никакие другие услуги не смогут заменить БИБЛИОТЕКУ. А это значит, что главную функцию библиотек - согревать сердца и просвещать умы - коллеги наши выполняют.

Яркие креативные формы работы библиотек России

ЛИБМОБ является весёлой игрой-акцией. Цель этой формы – повышение имиджа библиотеки. Основой Либмоба является блиц-опрос жителей города про дорогу в библиотеку. Тот, кто знает дорогу к библиотеке, тот получает что-то приятное, например, смайлик. Тот, кто не знает где находится библиотека, тот получает календарик с адресом библиотеки и контактной информацией.

ЭКРАН ПРОЧИТАННЫХ КНИГ. Данная форма позволяет продемонстрировать динамику чтения книг читателями библиотеки. На экране вместе с изображением рекомендуемых книг размещены фотографии читателей, прочитавших их. Эта форма позволяет отразить читательскую картину конкретной библиотеки. Читатели на экране могут увидеть своих близких, друзей, тем самым интерес к книге, которая будет изображена с их фотографией, появится у них и возможно это станет поводом взять ее на прочтение и будущей темой беседы с человеком с экрана.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАРАОКЕ. Это конкурс чтецов, проводимый под музыкальное сопровождение. Как в караоке- звучит мелодия, и мы поем песню, так в литературном караоке- звучит музыка, и мы читаем стихи. Музыкальное сопровождение подобрано к ритму, размеру стихотворения, и даже к тому настроению, которое оно несет. Чтец заранее не знает, какое он будет читать стихотворение и под какую мелодию. Он должен интуитивно уловить ритм стиха и музыки, и тогда получиться прекрасное литературно-музыкальное исполнение поэзии.

СЧАСТЛИЫЙ НОМЕР. Это акция в основе которой лежит лотерея. В течение января после перерегистрации, каждому читателю выдавался именной номер, который потом участвовал в итоговой лотерее. Назначается день подведения итогов. В этот день читателям предлагается вытащить из стеклянного шара 25 «счастливых» номеров. Их обладатели получают полезные призы: канцтовары, закладки для книг, книги и др. Благодаря такой акции процесс перерегистрации читателей ускаривается, у библиотеки появляются новые читатели и помощники.

КНИЖНЫЙ АУКЦИОН Здесь участники представляют в наиболее выигрышном свете одну, самую любимую книгу. Путем подсчета желающих прочесть книгу выбирается победитель.

Библиофреш (с английского - «свежий») - библиографический обзор новинок литературы. Может быть как общим, так и узконаправленным.

Библиотечный квилт - стенд с информацией в виде отдельных частей-лоскутков. Темой квилтов можно выбрать любую, при условии ее актуальности.

Пример оформления библиотечного квилта «Пристрастия, уносящие жизнь»

Топ оригинальных и интересных идей

Пойти с книжками в детские садики и школы.

Организовать «Сказкотерапию» для самых маленьких.

Устроить цикл мастер-классов/ лекций по разным темам.

Устроить при библиотеке бесплатные курсы чего-нибудь современного и очень крутого.

Попросить читателей оставлять отзыв о книге в виде уголка-закладки.

Провести именины: устроить выставку книг, посвященную историческим личностям, носившим определенное имя. Как вариант – день редкого имени.


В последнее время в библиотеках широкое распространение получила такая активная форма работы с читателями как акция.
Акция (лат. actio) – действие, направленное на достижение какой-либо цели. В зависимости от поставленных целей акции, проводимые в библиотеках, можно условно классифицировать на несколько видов:
· благотворительные,
· протестные,
· в поддержку чтения.
Что отличает акцию от других форм массовых мероприятий?
Акция – это вовлечение (движение, действие), умение создать событие для достижения поставленной цели.
Акция – это должно быть ярко!
Акция – это большое комплексное мероприятие, продолжительность которого зависит от поставленных задач.
Чтобы придать важность акции, получить от нее не только общественный резонанс, но, прежде всего, эффективный результат, необходимо четко продумать цели, содержание и организацию проводимых в рамках акции мероприятий. Для этого необходимо:
1. Понимание, каким должен быть результат (четкая цель – четкий результат);
2. Четкий сценарий (программа) с задачей для каждого участника и кульминационным событием в ходе акции. Каждое крупное мероприятие программы акции должно иметь отдельный сценарий;
3. Яркий формат (удачное название, лозунг, необычная атрибутика, яркое действо и пр.);
4. Привлечение партнеров на взаимовыгодной основе;
5. Реклама мероприятий, информационная поддержка СМИ;
6. Состязательность (конкурсы, турниры);
7. Использование современных средств общения (Интернет, мобильная связь и т.п.);
8. Поощрение участников акции и демонстрация ее итогов.

Пошаговое создание акции:

Шаг № 1 . Определение информационного повода .
Повод для акции может быть любой:
· значимая (юбилейная) календарная дата: политическая, историческая, литературная и др. (в масштабах страны, региона, города и т.п.); ведущая тема года;
· значимое событие в стране, мире (новый законопроект, выборы, военный конфликт, катастрофа и др.);
· проблема, волнующая всех (экология, наркомания, СПИД, нацизм и др.);
· проблема, волнующая отдельные категории населения: родителей, педагогов, библиотекарей (чтение детей, молодежи; правовое просвещение молодежи, семейное чтение и др.);
· проблема учреждения, в частности библиотеки: нехватка средств, книг; закрытие библиотеки и др.;
· реализация программы, проекта в библиотеке.
Иногда информационный повод находится на поверхности – освещается во всех СМИ, тревожит умы населения, активно обсуждается.

Шаг № 2 . Определение целевой аудитории .
Определение главных участников акции очень важно. От этого зависит разработка всей программы акции. Чем конкретнее читательские группы (участники акции), тем нагляднее и эффективнее может быть полученный результат акции.
· Молодежь (студенчество, работающая молодежь, старшеклассники);
· дети (дошкольники, школьники различного возраста, дети с девиантным поведением, дети с ограниченными возможностями);
· молодые родители. Многие библиотеки начинают работать с этой аудиторией буквально с первых месяцев беременности мам;
· читатели, условно поделенные на группы по профессиональным признакам:
Ø предприниматели,
Ø педагоги и воспитатели,
Ø служащие и др.;
· массовый читатель. Это самая многочисленная группа, но на такую аудиторию рассчитаны чаще всего акции-однодневки, акции общего характера.

Шаг № 3. Ключевые моменты акции .
Определение ключевых моментов планируемой акции: что есть, что планируется, какие есть ресурсы, кто участники, на кого рассчитана акция, какие ожидаются результаты и т.п. Все эти моменты очень важны и должны быть конкретны.

Шаг № 4 . Составление плана.
Он включает:
· определение темы акции;
· определение цели и задач акции;
· название, девиз;
· определение даты (место, время) проведения;
· разработка положения о проведении акции;
· распределение и закрепление ответственных за акцию;
· составление списков организаторов, участников, приглашенных гостей;
· рассылка пресс-релизов, привлечение СМИ;
· подготовка атрибутов акции;
· подготовка и тиражирование печатной продукции (плакаты, закладки, буклеты и пр.);
· определение сметы акции.

Шаг № 5. Написание сценария (программы) акции .

Акция – это большое и яркое комплексное мероприятие событийного характера. А чтобы оно было таковым, в сценарии должно быть ключевое событие: театрализованное действие, красочное шествие, концерт, игра-шоу и т.п..
Сценарий (программа) акции по насыщенности мероприятиями зависит от ее цели. От цели зависит и продолжительность акции.
Примерные формы мероприятий программы акции:
Ø праздники, презентации, экскурсии, шествия;
Ø встречи с писателями, известными людьми;
Ø дискуссии, конкурсы, фотоконкурсы, викторины;
Ø опросы, анкетирования, тестирования;
Ø игры, кукольные и др. театрализованные спектакли;
Ø книжные выставки-просмотры, громкие чтения.

Шаг № 6 . Проведение акции.
В акции необходим один координатор (модератор, ведущий, организатор – тот, кто знает ответы на все вопросы и ведет всю акцию). Организатор должен знать все варианты проведения акции при непредвиденных обстоятельствах:
Ø А что делать, если будет плохая погода?
Ø А что делать, если участников будет меньше, чем планируется?
Ø А что делать, если не хватит средств, призов?
Ø А что делать, если не приедут СМИ?

Шаг № 7 . Анализ акции.
По завершении акции обычно готовится итоговый отчет, включающий в себя следующие важные компоненты:
· ход мероприятия в целом;
· наиболее удачные моменты и недостатки, а также трудности, с которыми пришлось столкнуться при организации мероприятия;
· общую эффективность мероприятия;
· отклики в СМИ на проведенную акцию;
· отзывы участников акции.

Умение создавать акции заключается в умении сочетать форму и содержание. В этом заключается основной алгоритм акции: СОДЕРЖАНИЕ – ЧТО?; ФОРМА – КАК?



Акция "Нескучные сумерки в библиотеке"

(примерный план проведения)

НОВАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК ПО ПРОДВИЖЕНИЮ КНИГИ И ЧТЕНИЯ
(аттестационная работа)

Белогорцева А. Г.,
библиотекарь Недвиговской библиотеки № 9
МУК « Библиотека Недвиговского сельского поселения»,
2011 г.

В настоящее время инновации затронули абсолютно все виды человеческой деятельности. Библиотечное дело не явилось исключением.

Основная тенденция последних лет – утрата исключительной роли чтения в жизни общества. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без чтения немыслима интеграция личности в многонациональную российскую культуру, включающую весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных черт, систем мировоззрения, традиций, характеризующих общество. От уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.


В условиях информационной глобализации ослабление интереса к чтению – общемировая тенденция, а в России эта проблема приобретает более острый характер. Происходит не только отчуждение молодежи от книги, падение общей книжной культуры, но и утрата национальных традиций книжности. Рост числа« нечитателей», потеря интереса к книге и чтению у различных возрастных и социальных категорий требует пристального внимания. Сегодня в России проблемы чтения столь серьезны, что в их решении должны принимать участие и государство, и все общество.

Чтобы в корне переломить намечающиеся кризисные явления, необходимо переосмыслить организацию библиотечного дела, ведь будущее библиотек – это не только владение фондами, но и качественное обеспечение читателя информацией. И потому надо постоянно стремиться быть интересными, привлекательными для пользователей и многое менять в библиотеке в соответствии со временем.

Основная цель поддержки чтения – создание распространенного среди общественности позитивного мнения о чтении.

Национальная программа поддержки и развития чтения породила всплеск творческой активности: целый ряд библиотек порадовал своими новыми проектами и высоким уровнем осмысления сложных проблем. Фестивали, конкурсы, праздники выплескиваются из библиотек на городские площади и улицы, создавая вокруг книги атмосферу радости. Все чаще библиотекари выступают в печати, на радио и телевидении, помогая людям понять, что чтение – это удовольствие, счастье познания и творчества.

Продвижение книги, чтения – основное направление в деятельности каждой библиотеки.

Программы по популяризации книги и чтения реализуются с привлечением в библиотеки всех категорий населения, но особое внимание уделяется содействию чтению детей, подростков и молодежи. Необходимой составляющей современной просветительской деятельности библиотек сегодня должна стать мотивация детей и молодежи к чтению полезной литературы, участию в различных конкурсах, творческой самореализации.

Современный подросток, прежде всего, потребитель компьютерных продуктов, личность, ориентированная на восприятие виртуальной, а не вербальной информации. Сегодняшнему школьнику надо, чтобы информация подавалась ярко, динамично, и желательно коротко. Главное для библиотекаря – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, желание взять книгу в руки.

Воспитать в детях « привычку к библиотеке» – процесс, требующий постепенности. Надо, чтобы при подготовке к урокам им было « не избежать» библиотеки – и это совместная работа библиотекарей с педагогами. Эта работа должна начинаться у нас с самого раннего возраста, с детского сада. А дальше детям обязательно станет в библиотеке попросту интересно, их будет туда тянуть…

Необходима серьезная работа, направленная на создание комфортной среды для интеллектуального общения. Для этого книжные фонды должны комплектоваться преимущественно высокохудожественной литературой различных форматов: книгами, периодикой, электронными изданиями с обязательным привлечением лучших и проверенных ресурсов Интернета.

На первый план сегодня выходит проблема организации библиотечного пространства. Сегодняшняя библиотека призвана быть многоликой и разной: с « шумными» и « тихими» зонами, с открытыми пространствами и уединенными местами отдыха. Поэтому необходимо пересмотреть организацию библиотечного пространства, буквально каждого уголка помещения, сделав его как можно удобнее и привлекательнее для пользователей.

Планировка и размещение подразделений и служб в библиотеке должны обеспечивать комфортность пребывания и работы в ней.

Немаловажный момент в создании открытого комфортного библиотечного пространства и раскрытия фондов для пользователей – это хорошо продуманная расстановка мебели, прежде всего, книжных и выставочных стеллажей. Именно расстановка и внешний вид стеллажей определяют стиль всей библиотеки. Способы расстановки стеллажей могут быть самыми разнообразными: ровными параллельными рядами, « галереями», « зигзагами». Особую притягательность в настоящее время имеет расстановка стеллажей « полукругом» или « полуовалом».

Необходимо создавать в библиотеках рекреационные зоны для читателей с удобной для отдыха и чтения мебелью: столиками, креслами, банкетками и диванчиками. В этих зонах можно создать уголки интеллектуального отдыха, где можно разгадать кроссворд, поиграть в шахматы, познакомиться со свежими номерами журналов и газет.

Но не только современный дизайн делает комфортным библиотечное пространство. Главное – это хорошо продуманная, понятная даже мало искушенному читателю организация фондов.

Доступность фондов считается выражением доверия, уважения к читателям, поэтому даже неизбежные потери не должны служить основанием для ограничения доступности в библиотеке. Особого внимания требует расстановка фонда свободного доступа. В открытом фонде, где читатели сами просматривают и выбирают книги, необходимо « подстроиться» под них.

Таким образом, создаваемые в библиотеках « многоуровневые» модели с зонами работы и отдыха максимально учитывают запросы и интересы читателей. Каждый пользователь занимает свой уровень – определенную зону « распахнутого» пространства. При этом зонирование не будет иметь « жестких» границ и каждый читатель при желании сможет свободно переходить с уровня на уровень, пока не найдет для себя самое удобное место. Он будет с удовольствием посещать ту библиотеку, где комфортно, уютно и современно не только благодаря инновационным методам работы, но и современному внешнему виду, внутреннему функциональному дизайну.

Массовые мероприятия, выставки – самые эффективные формы привлечения внимания читателей. Зрелищная информация хорошо воспринимается аудиторией, увеличивает приток пользователей, побуждает многих людей обращаться к литературным первоисточникам, способна улучшить имидж библиотеки. Приоритет следует отдавать презентационным, интерактивным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления, что позволит позиционировать чтение как неотъемлемую часть жизни современного человека, необходимое для успешной образовательной, профессиональной и творческой деятельности. Именно эти формы проведения мероприятий позволят активизировать читательскую и творческую заинтересованность реальных и потенциальных посетителей, сделают чтение и книгу привлекательной и актуальной в глазах пользователей, особенно молодёжи, зачастую воспринимающей печатный аналог как устаревший формат.

Никто уже не сомневается в том, что развитие компьютерных технологий дает возможность библиотеке быть конкурентоспособной на рынке информационных услуг. Компьютеризация библиотек позволила применять новые для формы работы – видеочасы , медиапутешествия , медиакалейдоскопы , электронные презентации , которые подняли библиотечные мероприятия на иной качественный уровень.

Сегодня библиотеками страны активно используются новые, нетрадиционные формы просветительской деятельности. Среди них:

Фестивали – « Весь мир – библиотека!», « Читающий край».

Различные конкурсы – творческих работ « С книгой по жизни», виртуальной рекламы « Читаем с умом», конкурс читательских пристрастий « Лидер чтения года», « Твой выбор, читатель!», креатив-конкурс « Молодое лицо читающей страны», фотоконкурс « Фотография с любимой книгой».

Акции – « Как пройти в библиотеку», « С книгой – в будущее», « Подарите книгу детям», « Признание в любви любимому писателю», « Вы еще не читаете – тогда мы идем к вам!», « Запиши в библиотеку друга», « Давайте читать вместе!».

Дни открытых дверей – « Библиотек5а – это здорово!..», « Библиотека знакомая и незнакомая», « Для вас открыты наши двери и сердца!», « Да что может быть прекраснее, чем наша библиотека?!!».

Культурно-досуговые программы – « Воскресенье в библиотеке», « Библионочь», « Библиотечная продленка».

Литературные брейн-ринги – « В кругу любимых книг», « Писатели нашего детства».

Комплексные формы продвижения книги и чтения – « День читательских удовольствий», « День с писателем», « День литературного гурмана», « Нескучная классика», « День читателя».

Круглый стол – сложная форма, обогатившая себя новым содержанием: « Молодежь и книга: остались ли точки соприкосновения?», « Читающая молодежь – надежда новой России», « Читать или не читать: в поисках компромисса».

Популярными формами в последние годы стали Молодежные уличные флешмобы : « Любимая книга», « Минута чтения», « Как пройти в библиотеку?», « Открой свою книгу». Преимущество таких акций – в массовости, быстроте и красочности. Мы планируем в будущем организовать и провести совместно со школьной библиотекой флешмоб или, точнее сказать, флешбук « Минута для чтения». Суть его в том, что на большой перемене старшеклассники наденут яркие майки с нашитым слоганом « В компьютере – новости, в книге – жизнь» и распространятся по всем коридорам школы. В определенное время прозвучит сигнал, школьник одновременно раскроют свои любимые книги и в течение минуты будут читать их вслух, своим примером показывая, что читать модно и интересно.

Продвижение книги и чтения в транспорте и местах отдыха – « Литературная беседка в парке», « Читающий бульвар», « Книжная аллея», « Читай-дворик», Литературные чтения « На ступеньках», « Летний читальный зал под открытым небом», « С книжкой на скамейке», « Книга в дорогу!», « Читаем без остановки», « Читающий маршрут», « Литературный автобус» и др.

Программы летнего чтения – « Каникулы без книги – лето без солнца».

Мероприятия, направленные на возрождение семейных традиций чтения : акции « Чтение в подарок маме», « Чтение с пеленок», « Первые книжки для нашей малышки» (в роддомах всем новорожденным оформляют читательский билет, а родителям вручаются наборы литературы, буклетов, памяток и списков); конкурс « Папа, мама, книга, я: вместе – книжная семья»; час размышления для родителей « Что читают наши дети?»; родительский час « Будет в семье лад, коль книге рад», семейный праздник « Возьмите книгу в круг семьи»; кружок семейного чтения « Почитай-ка»; вечер-встреча с книгой « Что читали мои родители»; викторина « Тема семьи в художественных произведениях»; комплексные формы « Бенефис семьи», « День семейного чтения».

Яркие инновационные формы работы по продвижению книги привлекают молодежь. Поэтому специалисты библиотек в своей работе ищут новое, творчески подходят к проведению мероприятий для подрастающего поколения. Во всех библиотеках для юношества проводятся поэтические ринги, литературные дилижансы, досье, Дни новой книги, Дни литературных игр, Дни книг-именинников, книжное дефиле, литературные салоны, поэтические качели, литературные салоны и т. д., развивается буккроссинг .

Продвигая книгу и чтение, библиотекари постоянно изучают мнение читателей о литературе, выявляют их пристрастия и оценки, проводят опросы. Например, блиц-опросы « Десять книг, которые потрясли Вас», « Какую роль играет чтение в Вашей жизни?», « В моей семье читают»; телефонные опросы о читательских пристрастиях, блиц-опросы с видеокамерой « Вы любите читать книги?»; анкетирования « Культура, чтение, библиотека глазами молодежи», « Библиотека моей мечты», « Ты и твоя библиотека», « Книга, чтение, библиотека в Вашей жизни»; мониторинг « Кто Вы, наш читатель?»

Выставочная деятельность становится информационно более емкой, лаконичной, нешаблонной, с привлечением художественных и декоративных элементов, природного материала, рисунков, поделок, вещей и предметов, помогающих создать образ человека или эпохи.

Библиотекам следует принимать самое активное участие в акциях, проводимых книгоиздательскими и книготорговыми организациями, направленных на популяризацию чтения . Таких, как проекты издательства АСТ « Читайте книги!» и издательства ЭКСМО « Читайте книги – вредно не читать!». Они предоставляют нам богатейший иллюстрированный материал, рассказывая о пользе чтения. В первом проекте с призывом читать книги обращаются современные модные писатели, во втором своим видением проблемы чтения делятся читатели. Кто такой « человек читающий»? Как совместить чтение и динамику жизни? Что ждет того, кто забросил книги? Что получит тот, кто находит время читать? Все эти вопросы, несомненно, вызовут интерес у постоянных и привлекут к чтению потенциальных читателей. Наша библиотека приняла активное участие в проведении данных акций, популяризирующих книгу и чтение.

При разработке любой рекламной продукции важно уделить внимание разработке слогана. Слоган – рекламный лозунг или девиз, содержащий сжатую, легко воспринимаемую, эффектную формулировку рекламной идеи. Он придает эмоциональный смысл всей рекламной кампании. Например: « Пришёл. Увидел. Прочитал!», « Иди по жизни с книгой!», « Успешные люди много читают!», « Заходите! Смотрите! ЧИТАЙТЕ!», « Человек читающий – человек успешный!», « Создай свое будущее – читай!», « Читать – это здорово!», « Быть читателем стремись – в библиотеку запишись!», « Пришёл. Увидел. Прочитал!», « Читай всегда, читай везде!» и т. д.

Продвижение книги и чтения в электронной среде.

Сегодня библиотечное пространство – это еще и виртуальное пространство библиотеки. Библиотекари в электронной среде создают свои сообщества, группы по интересам, обсуждают актуальные темы, обмениваются опытом работы. Наличие Web-сайта в библиотеке значительно повышает ее статус. Ведь сайт библиотеки – это ее имидж в информационном пространстве. Библиотечные блоги выступают инструментом для продвижения библиотечных новостей, обмена опытом по продвижению книги и чтения, информирования о грядущих мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, привлечения новой аудитории, создания он-лайнового клуба любителей чтения, где можно обсуждать книги.

Библиотеки формируют и повышают информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучая их компьютерной грамотности в библиотечных ресурсах и основам работы в сети Интернет. При многих библиотеках создаются Службы информационной культуры, работают бесплатные компьютерные курсы для различных слоев населения, на которых преподаются основы компьютерной и информационной грамотности. Эти курсы становятся очень востребованными, особенно у пожилых людей.

И, конечно, не следует забывать о фирменном стиле, который включает в себя разработку логотипа, бланков, визитных карточек, приглашений, грамот, дипломов для награждения читателей и т. п. Совокупность графических элементов, которые библиотеки используют на фирменных бланках-заказах, рекламных материалах, издательской продукции позволяет создать целостное представление о деятельности библиотеки, чтобы ее запоминали и узнавали как доброго и хорошего знакомого.