Роль офицерского состава в их реализации. Отечество. Честь. Долг. Роль и место военнослужащих в успешном проведении военной реформы

Во все времена успех в бою решала не самая совершенная тех- ника, а люди. Они управляют могучей техникой, от их военно-боевого духа, патриотизма, моральной и нравственной силы зависит, в конечном счете, решение поставленных задач.

Поэтому вопросы воспитания военнослужащих всех категорий, поддержания у них вы- сокой профессиональной подготовки и крепкой воинской дисципли- ны, постоянной готовности и способности выполнить свой долг по защите интересов российского народа были, есть и будет главным со- держанием воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Объектом воспитательного воздействия в воинской части явля- ется весь личный состав, но особое внимание уделяется воспитанию офицерского коллектива, который составляет основу всего воинского коллектива части и заключает в себе огромные воспитательные воз-

можности.

В истории развития Вооруженных Сил России важное значение всегда придавалось офицерским кадрам. На разных этапах, в различ- ных исторических условиях нашей страны по-разному ставились во- просы подготовки офицерских кадров, но неизменным было понима- ние одной непреложной истины: офицеры - основа человеческого

фактора армии, фундамент морального духа войск. От уровня про- фессиональной подготовки офицерских кадров, их готовности и спо- собности с полной ответственностью выполнять возложенные на них задачи напрямую зависит успех в бою. Тысячи примеров из истории нашей армии и флота подтверждают это. Основу полка, бригады в социальном, профессиональном и нравственном плане всегда состав-

лял офицерский коллектив. Офицерский коллектив всегда выступал как высокоорганизованная группа профессиональных военных, объе- диненных едиными целями и интересами, совместной общественно полезной деятельностью, воинской дисциплиной, взаимной требова-

тельностью, ответственностью, помощью. Он призван всемерно под- держивать высокую боевую готовность полка (корабля), эффективно решать учебные и воспитательные задачи. Данное обстоятельство и предопределяет необходимость постоянной целеустремленной рабо- ты с коллективом офицеров в интересах повышения его педагогиче- ского потенциала. Она осуществляется на основе педагогически ар- гументированных воздействий организационного и содержательного порядка, включающих в себя комплекс мероприятий, имеющих целью обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности офицера и сплочения офицерского коллектива.

Функционирование системы воспитания офицеров предполагает тесное единство всех составных частей (направлений) воспитания, использование максимально возможного арсенала форм и методов работы, согласование усилий всех взаимодействующих субъектов воспитательного процесса по времени, проводимым мероприятиям и т. п.

В полку (на корабле) такая деятельность осуществляется в двух основных направлениях. Первое из них предполагает совершенство- вание личностных качеств офицера с особым военно-социальным статусом, общественной значимостью его деятельности, а также как руководителя и военного специалиста.

Офицерам как руководителям и участникам воспитательного процесса всегда были присущи беззаветная преданность идеалам за- щиты и служения Отечеству, демократический стиль в работе, глубо- кая, всесторонняя, профессиональная подготовленность, блестящие знания и мастерское применение оружия и боевой техники, высокие организаторские способности, широкий кругозор, масштабность мышления, чувство нового, умение в полной мере использовать мощ-

ный интеллектуальный потенциал в военно-профессиональной дея- тельности.

Второе направление - сплочение офицерского коллектива, повышение силы его воспитывающего влияния на весь личный состав полка (корабля).

Сплоченность есть важная характеристика офицерского коллек- тива, показатель его зрелости, дееспособности. Она представляет со- бой идейное, социально-политическое, морально-этическое, психоло- гическое и организационное единство офицеров. Именно на основе прочного единства названных компонентов сплоченности офицерско- го коллектива возможно осуществление эффективных воспитатель- ных мер в интересах боевой готовности части. И прежде всего мер по

обеспечению в коллективе здорового морально-психологического климата, воспитанию чувства гордости за принадлежность к своему коллективу, по внедрению и развитию традиций офицерского корпуса российской армии.

Следовательно, воспитание офицерского коллектива - это про- цесс формирования его качественных характеристик, которые в наи-

большей мере соответствовали бы потребностям военного дела, бое- вой готовности, совершенствованию личностных качеств офицера в коллективе, выполнение свойственных ему функций в сфере учебно- воспитательной работы и общественной жизни части.

Личностные качества офицера формируются и развиваются не- посредственно во время учебы в военно-учебном заведении, профес- сиональное становление и дальнейшее его развитие как командира, учителя и наставника своих подчиненных происходит во время про- хождения службы в частях (подразделениях). Именно в процессе

служебной деятельности многогранно раскрывается личность офице- ра, проявляются его качества, способности и склонности.

Проходя службу в войсках, офицер выполняет много задач, од

нако главное содержание его деятельности сводится к реализации следующих основных функций: общественно-политической, органи зационно-управленческой, военно-педагогической, военно- специальной и административно-хозяйственной.

Одной из важнейших функций деятельности офицера является общественно-политическая. Сложность реализации данной функции обусловлена следующими факторами.

Во-первых, российское военное строительство осуществляется в сложной и противоречивой общественно-политической, социально- экономической, национально-демографической, информационной, криминальной и религиозной обстановке.

Во-вторых, за последнее время существенно изменился соци- альный портрет армии. Среди молодого пополнения, поступающего

на военную службу, значительно снизился образовательный уровень. Ухудшилось физическое здоровье и психическое состояние призыв- ников. Возросли пацифистские и антиармейские настроения. Все большее значение приобретают религиозный и национальный факто- ры, проблемы пьянства и наркомании среди молодежи. На личный состав серь?зное влияние оказывает криминальная обстановка в стра- не. Динамика преступности в Вооруженных Силах соотносится с об- щей направленностью развития преступности в стране. Усиливается

тенденция проникновения организационной преступности в армей- скую среду.

В-третьих, реализация общественно-политической функции но- сит острый противоречивый характер. Основными составляющими противоречий являются: а) противоречие между необходимостью, обязанностью каждого офицера неуклонно проводить в жизнь поли- тику государства в области оборонного строительства и неопреде- ленностью, неконкретностью, отсутствием четких ориентиров этой политики; б) противоречие между заинтересованностью государства в сильной, боеспособной армии и отсутствием решительных мер в создании такой армии; в) противоречие между конституционной обя- занностью каждого гражданина защищать Отечество и преднамерен- ным разрушением идеалов воинской службы путем проведения анти- армейских компаний в средствах массовой информации; г) противо- речие между необходимостью укомплектовании Вооруженных Сил лучшими представителями народа и падением престижа службы офицера; д) противоречие между конституционными обязанностями офицера и социальным бесправием, социальной незащищенностью и т.д.

Существует еще ряд противоречий, которые усложняют реали- зацию общественно-политической функции деятельности офицера, а именно: между воинским долгом и гражданскими правами; между необходимостью для офицера сформированного научного мировоз- зрения и условиями, путями его формирования; между офицерским долгом, служебными обязанностями и обеспечением демократических прав личности и др.

В настоящее время в частях (подразделениях) необходимо остро ставить вопросы формирования и развития у офицеров научного ми- ровоззрения, идейной убежденности и политической зрелости, разви-

тия у них политической культуры, которая в самом общем виде рас- сматривается как единство политического сознания и политического действия (поведения), как всесторонняя политическая осведомлен- ность и способность отстаивать свои политические убеждения аргу- ментировано и убедительно.

Каждый офицер прежде всего военный руководитель, поэтому важное значение в его профессиональной деятельности имеет органи- зационно-управленческая функция. Содержание этой функции вклю- чает организацию, планирование, проведение учебных занятий и вос- питательных мероприятий, упорядочение, регулирование различных

видов деятельности подчиненных, постановку задач и их выполнение, контроль исполнения своих распоряжений, мобилизацию подчи- ненных на решение конкретных задач, управление различными соци- альными процессами в подчиненных подразделениях, руководство воинскими коллективами и отдельными военнослужащими и т.д. Противоречивость реализации этой важной функции в деятельности офицера состоит в том, что, с одной стороны, значительно усложни- лись процессы организации деятельности подразделений и частей, а с другой стороны, предъявляются новые требования к управленческой деятельности офицеров. Попытка решить новые, сложные задачи ста- рыми подходами и методами не всегда дает положительный резуль- тат. Поэтому личности современного руководителя должны быть присущи высокий идейно-теоретический кругозор и политическая зрелось, твердые моральные устои, способность убеждать и вести за собой людей, компетентность, организованность, деловитость, дис- циплина, самостоятельность, умение создавать условия для высоко- производительного труда людей, утверждать в коллективах атмосферу творческого поиска, нетерпимости к проявлениям грубости, нев- нимания к человеку.

Офицеры осуществляют боевую и общественно-государственную подготовку, учебно-воспитательным процессом, проводят индивидуальную работу с подчиненными. Здесь успех командира не возможен без умения изучать личностные особенности воинов, их социальные, национальные и другие особенности, соблюдать принципы воспитания и обучения, правильно использовать их методы и формы, личный пример. Командиру важно знать, как спланировать боевую и общественно-государственную подготовку, само- стоятельную работу подчиненных. Продуманный план дисциплини- рует людей и мобилизует их на высококачественное выполнение по- ставленных перед ними задач.

В настоящее время повышается значение всестороннего разви- тия, эрудиции и общей культуры офицеров. Выдающийся отечест- венный полководец М. В. Фрунзе подчеркивал, что только тот ко- мандир, который своими знаниями и опытом будет вызывать уваже- ние, сможет по настоящему воспитывать, обучать и дисциплиниро- вать подчиненную ему часть. Только тогда, когда соответствующий командир опирается на знания, можно добиться настоящей дисцип- лины. Когда этих знаний нет, тогда можно рассчитывать только на

принуждение. В современных условиях это указание М. В. Фрунзе особенно актуально.

Многим офицерам - командирам подразделений, воинских кол- лективов, сегодня не хватает специальных знаний по теории управле- ния, у них подчас недостаточно сформированы организаторские ка- чества, умения эффективно руководить подчиненными. Должностной авторитет в работе с подчиненными предпочитается авторитету лич- ности руководителя, требовательность к подчиненным подчас не со- четается с уважением личного достоинства военнослужащего и про- явлением заботы о нем. В отношении с подчиненными часто допус- каются грубость, хамство, высокомерие. У многих руководителей слова расходятся с делом, отсутствует личная примерность в службе, поведении, общении и т.д. Это наносит серьезный вред авторитету офицера-руководителя, подрывает моральные основы управленческой деятельности офицерских кадров. Формирование и совершенст-

вование у офицеров управленческой культуры, основанной на демо- кратических и морально-нравственных принципах - важнейшая задача в воспитательной работе с офицерами частей и кораблей.

Реализация военно-педагогической функции в деятельности офицера занимает особое место. Организация, осуществление обуче- ния и воспитания подчиненных, в целях качественного решения задач служебной деятельности, поддержания боеготовности, укрепления воинской дисциплины, формирования морально-политических, бое- вых и психологических качеств военнослужащих требует от офицера специальных знаний педагогики и психологии, методических умений и навыков, педагогической культуры. Сложность и противоречивость педагогической деятельности офицера в части (подразделении) за- ключается в том, что, с одной стороны, к обучению и воспитанию во-

еннослужащих предъявляются высокие требования, а с другой - для реализации задач обучения и воспитания не хватает не только мате- риальных средств, учебной базы, но и нет возможностей качественно организовать учебно-воспитательный процесс. Сокращение личного состава не позволяет развернуть полноценную учебно-боевую дея- тельность, личный состав занят несением службы, выполнением раз- личных хозяйственных и иных работ. Хозяйственно-бытовые про- блемы отнимают все время, учеба остается только благим намерением. В этих условиях военнослужащие не получают полноценной боевой подготовки, учеба проводится формально, а офицеры теряют ква- лификацию учителей и участников воспитательного процесса, у них

пропадает всякий интерес к военно-педагогической деятельности. Нельзя допускать, чтобы так продолжалось и дальше. В армии может вырасти целое поколение офицеров, которое о настоящей боевой учебе будет иметь только опосредованное представление.

Военно-специальная функция в деятельности офицера предпо- лагает выполнение задач военного специалиста, знание теории и практики военного дела, оружия и боевой техники своего подразде- ления, части, корабля и вероятного противника, его сильных и слабых сторон. Противоречивость реализации этой функции состоит в том, что с каждым годом происходят изменения качественных и количест- венных характеристик техники и вооружения. Все меньше в войска поступает новой техники, все больше остается старой, выслужившей положенный срок. Новая сложная техника требует больших матери- альных и финансовых затрат, высокой квалификации специалистов. Несоблюдение этих требований ведет к несчастным случаям. Исполь- зование старой техники, выслужившей положенные сроки, также становится причиной аварий. Нарушение установленных правил экс- плуатации техники и вооружения тоже связано с квалификацией спе- циалистов, которая заметно снижается из-за сокращения сроков обу- чения специалистов, материальной необеспеченности их подготовки. Полеты, походы, боевые стрельбы, вождение техники проводятся все реже и реже.

В своей деятельности офицер реализует и административно- хозяйственную функцию. Быт военнослужащих, питание, одежда, размещение, проживание, экология воинской части и городков про- живания членов семей военнослужащих и много других вопросов яв- ляются предметом внимания офицеров. Здесь тоже много проблем, на их решение уходит очень много времени, материальных и финансо- вых средств. Проявление заботы о подчиненных, об их социальной защищенности, знание запросов, интересов, проблем каждого воен- нослужащего, оказание им помощи во многом способствуют качест- венному решению других очень важных проблем, связанных со службой.

Для реализации всех перечисленных функций офицеру недоста- точно быть только хорошим командиром или специалистом, знато- ком военного дела, уметь управлять подразделением. Необходимо еще быть и личностью с высоким нравственным потенциалом, образ- цом для подчиненных. Такие понятия, как честность, честь, скром- ность, простота, доступность, уважительность, доброжелательность,

принципиальность, убежденность, справедливость, офицерский долг должны быть наполнены для него глубоким содержанием. Высокий профессионализм офицера в сочетании с моральной чистотой, несо- мненно, привлекательны для подчиненных и вызывают у них, уваже- ние и стремление к подражанию.

Профессиональный портрет современного офицера в общем виде схематично можно представить

Социальный портрет офицера очень разноплановый, есть одна часть офицеров, которые отказались от идеалов военной службы и продолжают служить дальше, но к службе должного интереса не про- являют, многие из них готовы без раздумий уволиться из армии. Не-

Исполнение обязанностей военной службы в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения относится к грубым дисциплинарным проступкам.
Основным направлением работы офицерского состава по предупреждению правонарушений на почве употребления военнослужащими спиртных напитков является социальная диагностика негативного явления.
Она рассматривается как способность офицеров распознавать предпосылки к употреблению спиртных напитков, выявлять причины их возникновения и живучести, прогнозировать тенденции в поведении подчиненных.
Врач ставит диагноз на основе знания человеческого организма. Так, офицеры подразделений, диагностируя взаимоотношения, обязаны опираться на глубокое знание индивидуальных особенностей подчиненных, использовать рекомендации педагогики, психологии, учитывать свой служебный опыт, накопленную практику по сплочению воинских коллективов.
Целями диагностического этапа работы являются: выявление степени алкогольной зависимости, причин употребления спиртного, желания и самостоятельных попыток прекращения пьянства, характера влияния на военнослужащих различных социальных групп и отдельных лиц, условий, провоцирующих тягу к алкоголю и т.д. Результатом такого изучения личности и социального окружения является диагноз, на основе которого осуществляется выбор целей, средств и методов социальной работы.
В интересах диагностики поведения применяются методы:
- наблюдение,
- анализ документов,
- социологический опрос.
Не менее важными в плане профилактики пьянства и алкоголизма являются мероприятия социальной терапии, предполагающие решение таких задач, как формирование в воинских коллективах антиалкогольного общественного мнения, нетерпимости к пьяницам, коррекцию социальной структуры воинских подразделений.
Организационные формы работы по профилактике пьянства заключаются в осуществлении строгого контроля за военнослужащими, склонными к употреблению спиртных напитков, со стороны командиров, ограничении их доступа к спиртным напиткам, созданию пространственно-временных барьеров на пути к выпивке, прежде всего в рабочее время, применению различного рода санкций к лицам, склонным к употреблению спиртных напитков, и тому подобное.
При работе с лицами, склонными к употреблению спиртных напитков, офицерский состав должен соблюдать ряд правил.
Во-первых, не проводить консультаций, мероприятий педагогического и психологического характера с лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
Во-вторых, осуществлять психокоррекционные действия только с военнослужащими, изъявляющими желание измениться. В противном случае более эффективными окажутся организационные и социальные меры.
В-третьих, помнить, что ни один человек не признает себя алкоголиком добровольно, поэтому следует ожидать сопротивления со стороны последнего при проведении с ним психодиагностических и психокоррекционных мероприятий.
В-четвертых, для излечения алкоголика мало вызвать у него отвращение к спиртному, надо создать вокруг него такую микросреду, которая всячески поощряла бы его трезвость, поддерживала его усилия в борьбе с алкогольной зависимостью, выставляла барьеры на пути к рецидиву.
В-пятых, понимать и разъяснять должностным лицам, что алкоголизм - это стойкое заболевание всего организма, нервной системы, психики человека, что невозможно излечиться по приказу командира или посредством применения исключительно мер принуждения и наказания.
Таким образом, профилактика алкоголизма в воинских частях состоит из комплекса организационных, социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий. Она заключается в своевременном выявлении и оценке фактов злоупотребления военнослужащими спиртными напитками, создании социальных и организационных барьеров на путях развития этого негативного явления, оказании медицинской и психологической помощи больным, квалифицированном разъяснении военнослужащим и членам их семей физических, психологических и социальных последствий пьянства и алкоголизма, одним словом, лучше узнать человека.
В этом плане помогает изучение автобиографических данных, характеристик с места работы или учебы, из военных комиссариатов; документов об образовании; материалов профессионального отбора; медицинских книжек; служебных карточек.
Но самые достоверные данные дает, конечно же, личное общение с подчиненными. При умелом проведении беседы можно выявить истинные переживания военнослужащего, его мнение о положении дел в коллективе, о сослуживцах, о командирах. Результаты беседы помогают составить более полное представление о воине, на основании чего и строится индивидуальная воспитательная работа с ним.
Наилучший эффект дает комплексное использование различных методов изучения индивидуальных особенностей личности военнослужащего.
Получить необходимую информацию кратким и эффективным способом позволяет опрос военнослужащих. Это один из важнейших методов диагностики их поведения.
В интересах выявления склонных к употреблению спиртных напитков необходимо опрашивать все категории военнослужащих подразделения.
Важно знать также их настрой, готовность, способность и возможность к службе. Опрос проводится в форме собеседования. Надо спрашивать, как бы советуясь с собеседником.
Наблюдение - это целенаправленное восприятие поведенческих характеристик военнослужащего с целью выявления предрасположенности к употреблению спиртных напитков.
В его ходе фиксируются особенности поведения военнослужащего в различных ситуациях его служебной деятельности, в неофициальной обстановке. Наблюдение должно быть систематическим и целенаправленным. Оно позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развития поведенческих характеристик, помогает изучить скрытые процессы в воинском коллективе.
Анализ документов позволяет сделать предположение о склонности некоторых военнослужащих к изменению поведения. В совокупности с методом наблюдения и другими методами выявления предрасположенности к неуставным действиям он дает положительный результат.
Офицеры обязаны узнать каждого военнослужащего подразделения буквально с первого дня его службы. Постарайтесь выяснить, в каких условиях рос и воспитывался военнослужащий до прихода в армейскую среду, какие привычки у него сложились, нет ли среди них отрицательных. Словом, необходимо увидеть подчиненных такими, каковы они на самом деле, со всеми их сильными и слабыми сторонами характера, будничными заботами и нуждами.
В повседневном общении с подчиненными тщательно учитывайте их сложившиеся особенности характера, привычки. Особую сложность представляют взаимоотношения с военнослужащими с неопределенными или непостоянными взглядами на жизнь, воинскую службу, дружбу и товарищество. У них, как правило, нет своего мнения. Они ориентируются на более сильную личность. Офицер должен стать для них примером. Строгая требовательность, развенчание отрицательных привычек как у них самих, так и у тех, кого они считают лидером, постоянный личный контроль, общественное осуждение неуставных действий по употреблению спиртных напитков -вот путь борьбы с пьянством и алкоголизмом.
Решение основных задач по предупреждению правонарушений на почве употребления военнослужащими спиртных напитков невозможно без коренного укрепления воинской дисциплины, обеспечения высокой дисциплинированности.
Обязательным условием такой деятельности является оценка ее состояния.
Она должна строиться с учетом следующих требований.
Требование первое. Организаторская и воспитательная работа по обеспечению дисциплинированности военнослужащих должна вестись исключительно на основе законов и во имя их исполнения, требований военной присяги, общевоинских уставов, наставлений, инструкций, приказов командиров и начальников.
Требование второе. Необходимость четкой организации боевой учебы и службы, быта и досуга личного состава в строгом соответствии с уставными положениями, а также строгом распределении должностных и служебных функций между исполнителями.
Требование третье. Связано с развитием способности воинского коллектива анализировать и оценивать с позиций уставных норм и правил поведения как каждого военнослужащего в отдельности, так и подразделения, экипажа, расчета в целом.
Требование четвертое. Целеустремленность, активность, постоянство и согласованность дисциплинирующих воздействий на личность со стороны командиров и армейской общественности.
Требование пятое. Решительная и бескомпромиссная борьба в части, в подразделении с лицами, склонными к употреблению спиртных напитков.
Систематическая индивидуально-воспитательная работа, проводимая офицерами подразделения, позволяет проводить комплексные меры, направленные на предупреждение правонарушений, совершаемых военнослужащими на почве употребления спиртных напитков.
Особое место в системе профилактики пьянства и алкоголизма среди военнослужащих занимает их правовое воспитание.
Это целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию в целях формирования у военнослужащих устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.
Правовое воспитание способствует выработке высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества.
Работа по предупреждению пьянства и алкоголизма среди личного состава Вооруженных Сил должна вестись дифференцированно, главная роль в этом процессе отводится воинской дисциплине.
Место и значение этого процесса в воинском воспитании определяются прежде всего тем, что речь идет о привитии военнослужащему одного из важнейших качеств, без которого немыслима личность воина, специфическая деятельность армии и флота - это понятие дисциплинированности как воинского долга.
Воинское воспитание как бы раскрывает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение военной присяги и воинских уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение в жизнь их конкретных требований.
Этот единый воспитательный процесс призван способствовать утверждению и поддержанию уставного порядка.
Воспитательный процесс - это форма обучения, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы, в которой осуществляется воздействие, направленное на развитие личности, способствующее личностному росту военнослужащего и максимальному использованию своего потенциала в жизни и служебной карьере.
С учетом этого приказом министра обороны Российской Федерации введено в действие Положение о работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации. В этом документе предусмотрено проведение мероприятий по поддержанию высокого морального духа и психологической устойчивости войск, боевого дежурства и разнообразных видов учебно-боевой деятельности в войсках и подчиненных воинских подразделениях.
В целях повышения роли сержантов (командиров отделений в подразделениях) в профилактике отрицательных явлений, в том числе правонарушений на почве употребления спиртных напитков, желательно рассмотреть вопрос о подготовке и назначении на должность командиров отделений военнослужащих, призванных на службу на контрактной основе.
Необходимо сделать все, чтобы младшие командиры были опорой офицера. Они должны постоянно находиться со своими подчиненными и в полном объеме выполнять свои должностные обязанности.
В связи с тем что многие конфликтные ситуации возникают из-за неудовлетворенности бытом личного состава, следует сосредоточить усилия офицерского состава подразделений на поддержание уставного воинского порядка, добиваться своевременного и полного удовлетворения всем необходимым по установленным нормам.
Сплоченный воинский коллектив оказывает существенное влияние на решение задач боевой подготовки, укрепление воинской дисциплины и организованности.
Успех приносят не случайные мероприятия, не авральный метод, когда за наведение порядка иные командиры берутся лишь после серий нарушений - употреблений военнослужащими спиртных напитков, а постоянная, целенаправленная, тщательно спланированная работа, скоординированные усилия всего командного, инженерного и технического состава, воспитательных структур.
Только она позволяет в комплексе решать задачи профилактики правонарушений на почве употребления военнослужащими спиртных напитков, а также активно влиять на все слагаемые, обеспечивающие достижение крепкой воинской дисциплины.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1990, стр. 36-43

В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию

Профессиональная культура офицера

Полковник В. Ф. КОВАЛЕВСКИЙ ,

доктор философских наук, профессор

ПРИНЦИП оборонной достаточности, ориентация на качественные параметры совершенствования Вооруженных Сил ставят по-новому проблему личности военнослужащего как специалиста, профессионала. «Практически все проблемы,- отмечает министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д. Т. Язов,- связанные с углублением перестройки Вооруженных Сил, их качественным совершенствованием, непосредственно выходят на человека, его внутренний мир, его мировоззренческий и нравственный облик» .

Повышается роль офицерского состава. Современная военная техника, усложняющиеся условия обслуживания боевых комплексов, боевой учебы выдвигают на передний план такие качества офицеров, как высокая общая и техническая грамотность, педагогическое мастерство, идейность, развитые чувства воинского долга, профессиональной чести. Одним словом, сейчас особенно нужна высокая военно-профессиональная культура.

Исходя из общепринятого философского определения культуры (лат. cultura - возделывание, обрабатывание), военно-профессиональная культура - это совокупность выработанных на протяжении всей военной истории организационно-технических, социально-психологических и духовных ценностей, связанных с военной деятельностью и обеспечивающих ее.

Понятие «культура офицера» отражает уровень усвоения этих ценностей, владение знаниями, умениями и навыками, сформированными индивидуально-психологическими особенностями, а также нравственно-эстетическими свойствами личности, необходимыми для успешной военно-профессиональной деятельности. Культура офицера, его профессионализм относятся к числу наиболее важных факторов военной деятельности, боевого могущества любой армии. Недаром издавна живет изречение: «Каковы офицеры, такова и армия». Недостаточно высокая профессиональная культура командных кадров снижает боевой потенциал вооруженных сил, может явиться причиной неудач и крупных поражений. Так было не раз в военной истории.

Невысокими профессиональными качествами характеризовалась определенная часть командного состава царской армии особенно в период, предшествовавший событиям 1905 года. С большой художественной глубиной и правдивостью изобразил офицерство той поры А. И. Куприн в романе «Поединок». Давая характеристику офицерскому составу в отчете Военному министерству за 1898 год, командующий войсками Киевского военного округа генерал М. И. Драгомиров писал: «По-прежнему между старшими начальниками, начиная с бригадных командиров, все еще много таких, которые в мирное время бесполезны, а в военное будут вредны. Слабый состав высших войсковых начальников требует серьезного внимания».

Исход вскоре разразившейся войны с Японией был во многом предопределен именно этим обстоятельством. Одной из очевидных и непосредственных причин поражения России в этой войне была профессиональная непригодность начальствующего да и всего офицерского состава. «Офицерство,- писал В. И. Ленин, анализируя причины падения Порт-Артура,- оказалось необразованным, неразвитым, неподготовленным, лишенным тесной связи с солдатами и не пользующимся их доверием» (Поли. собр. соч., т. 9, с. 155).

Случаи непрофессиональных действий отдельных наших военачальников имели место и в Великой Отечественной войне, особенно в начальный ее период, Она с особой силой показала огромную роль офицерского состава, безжалостно обнажила всегда действующую закономерность - военный успех, цена победы прямо зависят от боевого мастерства офицеров и в конечном счете от профессиональной культуры военных руководителей всех рангов: от командира взвода до командующего. Уроки войны являются суровым предупреждением против благодушия и грубых ошибок в военно-кадровой сфере, умаления роли офицерского корпуса, его качественных характеристик.

Было бы опасным заблуждением в современных условиях недооценивать те изменения, которые происходят в армиях стран блока НАТО. Фактом большого военного значения является переход США я других стран НАТО к комплектованию вооруженных сил путем найма. Профессионализация воинской службы означает существенное повышение уровня боевой подготовки войск. Надежным противовесом этому должно быть профессиональное мастерство советских воинов.

Ядром военно-профессиональной культуры офицера является его компетентность. В это понятие входит высокая степень профессионально-деловой надежности офицера, его способность принимать безошибочные решения в рамках своих служебно-должностных функций. Культура офицера, военного специалиста - понятие емкое и многогранное. Она не сводится только к наличию сугубо деловых, функциональных показателей, а предполагает анализ всех сторон личности, и прежде всего его морально-политических качеств, высоких социальных чувств. Профессиональная культура немыслима без опоры на обширные общеобразовательные и общенаучные знания, широкую общую, культуру. «Кто не понимает ничего, кроме химии, - писал Г. Лихтенберг, - тот и ее понимает недостаточно».

Общая культура включает основательные знания истории, философии, политологии, права, предполагает владение богатствами мировой и отечественной литературы, музыки, живописи и театра, способность отличать подлинные духовные ценности от подделок. Об общей культуре можно судить по тому, есть ли у офицера потребность в чтении; классиков литературы, видит ли он глубину в сочинениях Гомера, А. Данте, В. Шекспира, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, испытывает ли наслаждение от музыки И. Баха, Л. Бетховена, М. Мусоргского, П. Чайковского, Г. Свиридова. В век научно-технического прогресса неотъемлемыми гранями личности офицера являются высокая техническая культура, компьютерная грамотность.

Общая культура - это фундамент личности офицера. Она дает верную ориентацию в человеческом мире, позволяет быть, как говорят, на уровне своего времени, развивает глубину суждений, аналитические способности и концептуальное мышление. Ее роль в структуре личности офицера особенно велика сейчас, когда идет процесс утверждения нового политического мышления и общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных. «Сила ума, - писал Шарль де Голль, - требует разнообразия, которого нельзя найти в исключительных навыках определенной профессии. Истинной школой командования является общая культура... Не было ни одного знаменитого полководца, который не черпал, бы своего искусства из сокровищницы человеческого разума. В основе побед Александра Македонского мы в конце концов всегда находим Аристотеля».

Большинство русских офицеров всегда отличалось высокой общей культурой. Это - одна из национальных традиций. Многие из них сами стали гордостью отечественной культуры, ее блистательными представителями. Офицерами были писатели М. Ю. Лермонтов и Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович, At И. Куприн, художники Н. А. Ярошенко и К. А. Трутовский, скульптору Н.К. Клодт. Известный больше как композитор, Цезарь Антонович Кюи был выдающимся военным инженером. Инженер-генерал Ц. Кюи преподавал в Николаевской инженерной академии. Он оставил не только ценнейшие труды по полевой фортификации, но и прекрасные оперы и романсы.

Конечно, в любое время можно найти среди офицерского состава людей ограниченных и даже безнравственных. Но не они определяют облик отечественного офицерства. Русским офицерам принадлежит честь пионеров освободительного движения в России. Имена П. И. Пестеля, К. Ф. Рылеева, Н. А. Бестужева, П. Г. Каховского, братьев М. И. и С. И. Муравьевых-Апостолов, других декабристов стали символом чести, самоотверженности, порыва к свободе. Все они были истинными русскими интеллигентами, людьми просвещенными, поставившими целью своей жизни служение Отечеству, народу. Известна их подвижническая просветительно-культурная деятельность - строительство школ для крестьянских детей, учительство в российской глубинке, создание картинных галерей.

Блистательным символом любви и верности стали жены декабристов. Их гражданский подвиг - не только бесценный нравственный урок для всех последующих поколений офицерских жен, но и достояние отечественной духовно-нравственной культуры. Вся история революционно-освободительного движения в России хранит имена офицеров армии и флота. Среди них - выдающийся русский марксист Г. В. Плеханов, теоретик народничества, друг К.Маркса профессор Михайловской артиллерийской академии Петр Лавров.

Необходимо отметить, что военно-учебные заведения сыграли выедающуюся роль в истории отечественной культуры. А. С. Пушкин называл их питомником сынов Отечества. Не кузницей кадров, как называем мы их сейчас, а питомником! Чувствуется разница? Не массовая, поточная ковка специалистов, а органическое, долговременное пестование, образование военной интеллигенции. Военно-учебные заведения были не только центрами военного образования, но и очагами отечественной науки и культуры.

Богатство, разносторонность личности, глубокая духовная культура способствуют развитию у человека желания реализовать свои силы и способности на благо общества, утвердить свою личность в каком-то определенном деле. Высокий профессионализм порождается, как правило, высокой, общественно значимой целью. Такие замечательные русские полководцы и флотоводцы, как А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Ф. Ф. Ушаков, П. С. Нахимов, военные ученые, инженеры, врачи, как А. Ф. Можайский, Н. Е. Жуковский, А. Д. Засядко, Н. И. Пирогов, всецело подчинили свой талант, знания, мастерство, всю свою жизнь служению Отечеству. В этом они видели смысл своего существования, возможность заслужить у народа доброе имя. А. В. Суворов наставлял своих соотечественников «посвятить |жизнь общественному благу... Не пещись о собственной нашей персоне, презирать превратности фортуны и жертвовать собою для блага Отечества и человечества».

Понимание общественной значимости своей деятельности и ответственности перед страной, народом было свойственно выдающимся советским полководцам Г. К. Жукову, А. М. Василевскому, К. К. Рокоссовскому, Л. А. Говорову, И. С. Коневу, А. И. Ерёменко, Р. Я. Малиновскому, создателям могучей оборонной техники и оружия И. В. Курчатову и С. П. Королеву. Это были горячие патриоты, люди большой общей и профессиональной культуры, неисчерпаемой душевной щедрости.

С утверждением нового политического мышления обновляется политический словарь офицера. В его жизнь и деятельность вошли такие понятия, как военно-стратегический паритет, оборонная достаточность, качественные параметры строительства Вооруженных Сил, военная безопасность в структуре новой модели безопасности, оборонное сознание, гласность и демократизация в армии и на флоте. Без их усвоения невозможны правильная ориентация офицера в динамично изменяющихся условиях службы, выбор наиболее действенных, современных форм обучения и воспитания личного состава. Впрочем, речь идет не просто об обновлении багажа политических знаний. Нет, наши представления о мировых процессах, о состоянии, путях и перспективах развития общества, о характере и способах обеспечения безопасности страны, о военной политике и военной доктрине претерпевают столь глубокие, фундаментальные изменения, что, пожалуй, было бы правильнее говорить о необходимости формирования у офицеров новой политической культуры.

Такое понимание ситуации предполагает нетрадиционные подходы к организации политической учебы офицеров. На наш взгляд, настала необходимость преобразовать программы идейно-теоретической подготовки офицеров в войсках, поставив в центр проблематику нового политического мышления, военной реформы, воспитания офицеров в духе патриотизма, верности Конституции СССР, присяге и воинскому долгу.

Трудно переоценить роль военно-учебных заведений, и особенно академий, в формировании общей и гуманитарной культуры офицеров. Военная академия представляется мощно оснащенной кафедрами общественных наук - всемирной и отечественной истории, философии, политологии, социологии, политической экономии и военной экономики. В стенах академий - «университетов Вооруженных Сил» - должны звучать лекции по литературе и искусству, этике и военному этикету, эстетике и военной риторике. Стоит серьезно подумать над тем, как сделать военные академии любимым местом выступлений видных государственных и общественных деятелей, ученых, поэтов и писателей Пока они - редкие здесь гости.

Речь идет о возрождении всего исторически сформировавшегося комплекса гуманитарного знания, ибо именно гуманитарная подготовка делает офицера обладателем «всех богатств, которые выработало человечество», приобщает к общечеловеческим ценностям, высокой нравственности, определяя уровень его интеллигентности. Гуманизация образования, преодоление бездуховности, технократизма в подготовке кадров - это центральная мысль, которая проходит через все документы о перестройке высшей школы. Процветание нового комплекса общественных наук, общественно-политическая, духовно-нравственная, просветительская деятельность педагогов-обществоведов помогут превратить каждую академию, каждый ввуз в подлинный очаг культуры и науки, в центр идей обновления всей военной организации общества, путей военной реформы.

Существенным мировоззренческим и идейно-нравственным компонентом культуры офицера является его отношение к военной профессии своему делу, без страстной привязанности к которым невозможно достичь вершин мастерства ни в одной области. Важно поэтому на протяжении всего служебного пути офицера поддерживать и развивать это социальное чувство, заботиться о том, чтобы в выбранной профессии офицер видел прежде всего возможность наиболее полно реализовать свои патриотические устремления. Вместе с тем нельзя забывать о том, что профессиональное самочувствие офицера, его отношение к службе зависят и от того, насколько своевременно и объективно оцениваются его служебно-трудовые усилия, качество работы, уровень квалификации, как идет его должностное продвижение. Офицер, как и любой советский человек, вправе рассчитывать на справедливую оценку и общественное признание его деятельности, на соответствующее получение материальных и социальных благ.

Непременным условием и важным слагаемым военно-профессиональной культуры является правовая грамотность офицера. В своей работе офицер-военачальник сталкивается с решением множества вопросов, требующих и хорошо развитого правового сознания, и конкретных административно-правовых знаний, иточного выполнения требований воинских уставов, наставлений, приказов. Правовая подготовленность офицера помогает ему чувствовать себя лицом, ответственным за свои решения и действия, оценивать любой факт армейской действительности в свете задач, стоящих перед Вооруженными Силами. Правосознание и высокая нравственность офицера не могут позволить ему давать в вышестоящие инстанции неверные, приукрашенные сведения, искажать отчетность, «проталкивать» вверх по службе людей, не достойных этого, совершать другие антиправовые поступки.

Сейчас, когда шаг за шагом формируется правовое государство ивместе с этим укрепляются правовые отношения в Вооруженных Силах, расширяется правовая служба, изменяются ее функции, на первый план выдвигается защита не только государственных, служебных интересов, но и прав военнослужащих, строгой законности действий командиров и начальников. Этот процесс нуждается в людях, обладающих современными правовыми знаниями. Только такие офицеры способны строить работу и отношения между военнослужащими на правовой основе.

Абсолютное большинство офицеров имеет в своем подчинении личный состав, управляет воинскими коллективами, организуя их труд, обучение и воспитание. А это требует определенной психолого-педагогической культуры, владения искусством воздействия на духовный мир человека, умения создавать и поддерживать боевое настроение, стремление к победе в самых трудных условиях боевой обстановки. Лучшие отечественные полководцы и военачальники знали дорогу к сердцу солдата, могли формировать высокий дух войск, полное доверие к себе.

Психолого-педагогическая подготовленность проявляется в способности изучать личностные особенности и возможности воинов, передавать им необходимые знания, вырабатывать у них приемы и навыки воинской, боевой деятельности, Для реализации этого на практике офицер должен обладать педагогической наблюдательностью, педагогическим воображением и тактом, уметь организовать учебно-воспитательный процесс.

Психолого-педагогическая культура оказывает непосредственное влияние на уровень методического мастерства офицера. Методическое мастерство - это система общих и специальных знаний, высокоразвитых умений и навыков, которые в единстве с личностными качествами позволяют успешно решать учебно-воспитательные задачи. Оно характеризуется: во-первых, глубоким знанием офицерами требований приказов и директив министра обороны СССР, других руководящих органов к боевой подготовке войск, ее целей и задач на определенный период; во-вторых, способностью грамотно руководствоваться программами боевой и политической подготовки, психолого-педагогическими принципами обучения и воспитания; в-третьих, основательным, свободным владением предметом обучения (будь то эксплуатация конкретного вида техники, строевая или физическая подготовка и т. д.), достижениями современной военной науки; в-четвертых, практическим умением организовать процесс обучения и воспитания и лично в нем участвовать.

Базовую методическую подготовку офицеры получают в ввузах. Однако практической школой здесь являются учения, морские и океанские походы, боевые стрельбы, учебные пуски ракет, авиационные летно-тактические учения, командно-штабные игры. В ходе их проходят проверку сложившиеся формы боевой подготовки, осуществляется поиск новых, более эффективных способов обучения войск. Важно, чтобы при организации учений и маневров строго соблюдался один из основных принципов советской военной дидактики «Учить войска тому, что необходимо на войне», искусству воевать не числом, а умением, не допускать послаблений и упрощенчества. Такой подход к организации учений - непреходящее требование профессиональной подготовки офицеров, имеющее особое значение в условиях качественного совершенствования Вооруженных Сил.

Важной гранью военно-профессиональной культуры офицера является оперативно-тактическая и тактико-специальная грамотность, способность эффективно управлять войсками и силами флота. Жизнь, войсковая практика подсказывают необходимость повышения штабной культуры офицеров. «Некомпетентность офицеров, - писал Ф. Энгельс, - нигде не приносит столько вреда, как на штабной службе» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 11, с. 456). В современных условиях она недопустима не только для офицеров штабных органов, командиров. Штабная культура нужна в определенной мере всем офицерам. В самом деле, оценка боевой обстановки, принятие решений, оформление боевых документов - все это должен уметь любой офицер, а не только офицер штаба. Жизнь показывает необходимость вооружать будущих офицеров прочными навыками штабной работы. Этот пробел в настоящее время успешно устраняется.

Что же касается современного штаба, особенно крупного, то в нем может работать только профессионал, человек, получивший специальное образование. Ведь если прежде на вооружении офицера штаба были в основном карта, линейка, курвиметр и карандаш, то сейчас работа штаба невозможна без автоматизированной техники боевого управления, компьютеров, разнообразных систем связи, включая спутниковую. Вывод один: офицер штаба - это не только должность, но и профессия.

Важной стороной общепрофессиональной культуры офицеров ныне является определенное эргономическое и экологическое образование. Для слушателей же военных академий число общепрофессиональных дисциплин должна пополнить, на наш взгляд, военная профессиология - наука, изучающая закономерности профессионализации воинской деятельности и являющаяся теорией военно-кадровой работы. Центральным компонентом профессиональной культуры офицеров является их специальная подготовка, суть которой заключается в углублении общей военно-профессиональной подготовки, сосредоточении ее на главном, конкретном деле. Военно-прикладная направленность обучения обеспечивает формирование высокой культуры профессионального мышления, разносторонних практических навыков и помогает выполнять учебно-боевые и боевые задачи в любых условиях обстановки.

Обретение и повышение военно-профессиональной культуры - процесс, который длится на протяжении всей службы и жизни. Известно, что в ходе перестройки общеобразовательной и высшей школы в стране ставится задача создания системы непрерывного образования. В этой связи следует заметить, что первой формой такого образования исторически является командирская подготовка офицеров, введенная еще в 60-е годы прошлого столетия в ходе милютинской военной реформы. Она была вызвана насущными потребностями перестройки системы профессиональной подготовки офицеров, глубоким осмыслением итогов Крымской войны и стала традицией русской, а затем и Советской Армии.

Утверждая большую роль командирской и самостоятельной подготовки офицеров, генерал А. А. Брусилов писал: «Нужно... беспрерывно Следить за военной наукой и продолжать изучать ее, так как военная техника быстро совершенствуется, и тот, кто успокоится сложа руки по окончании какой бы то ни было академии, быстро отстанет от своего времени и дела и сделается более опасным для своей работы, нежели неуч, так как будет обладать отсталыми, а следовательно, воображаемыми, но не действительными знаниями». В ходе идущей в Вооруженных Силах перестройки командирская подготовка меняет свои формы, наполняется новым содержанием, становится все более эффективной.

Перестройка создает условия для применения всех талантов, способностей и личностных возможностей каждого военнослужащего. Особую ценность сейчас приобретает такое качество специалиста, военного руководителя, как деловитость. Деловитость - лучшая сторона культуры военных кадров, качество, противоположное пустому многословию, сочинению бесчисленных директив и предписаний, заседательской «деятельности» всевозможных комиссий и «штабов» на общественных началах.

К сожалению, среди офицеров нередко встречаются люди, не обладающие практической хваткой и даже слабохарактерные, хотя это никак не вяжется с обликом офицера. Ибо офицер - это воплощенное единство слова и дела. Для утверждения атмосферы деловитости в воинском коллективе одинаково важно, достаточно ли грамотно и оперативно офицер-военачальник рассматривает служебные вопросы, берет ли на себя ответственность за их решение, хватает ли ему самостоятельности, не увлекается ли он всякого рода «согласованиями», подает ли пример организованности, дисциплины. Подчиненные очень чутко улавливают малейшую нерешительность, нежелание браться за новое дело. Неуверенность, выжидательность офицера-руководителя сразу сказываются на настроении людей: снижается служебная активность, угасает интерес к делу, повсюду начинают проникать равнодушие, инертность, а то и раздражение, досада.

Нельзя не остановиться еще на одном аспекте личности офицера, в большой мере обусловливающем уровень его профессиональной компетентности. Речь идет о нравственных качествах, профессиональной этике. Еще в уставе Петра I предписывалось: «Офицеру надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву...» Многовековая практика показывает, что культура офицера - не просто сумма знаний и умений, а интегральная характеристика его личности. Она неотделима от нравственности, слита с такими качествами, как честь, достоинство, профессиональная совесть и гордость офицера. Офицер, обладающий высоким профессионализмом, сформировавшейся воинской этикой, считает безупречное выполнение своего служебного долга, мастерское владение техникой и оружием, повышение своей квалификации, мужество на поле боя делом чести. Военный человек, дорожащий своим достоинством, осознающий свой долг защитника Родины, никогда не согласится на застойное, рутинное служебное прозябание, не уронит себя неумением, профессиональным невежеством.

Способность с высокой ответственностью относиться к своим служебным обязанностям, делать все, чтобы не допустить неграмотного, непродуманного решения или действия, поднимать честь офицера в глазах окружающих является важным показателем его профессиональной культуры. Честь - это острое, деятельное чувство, побуждающее офицера ревниво заботиться о своем добром имени, репутации. Оно несовместимо с бюрократически равнодушным отношением к подчиненным, беспринципной пронырливостью, приспособленчеством иугодничеством. Вместе с тем это антипод дилетантства, безответственности, служебной и общественно-политической пассивности военнослужащих.

Нужно заметить, что профессиональная деятельность, особенно боевая, - сфера интенсивной нравственной жизни, ярких динамично изменяющихся эмоционально-волевых состояний личности. И если высокая профессиональная культура, компетентность сопрягаются с понятиями чести, достоинства, счастья, восхищения (вспомним, какой редчайшей способностью такого эмоционально-нравственного переживания воинской деятельности обладал А. В. Суворов: «Господа офицеры, какой восторг!»), то малоквалифицированные, неграмотные, а тем более безответственные действия бесчестят, дискредитируют звание офицера. И это понятно: профессиональная непригодность военного руководителя, специалиста - это прямой, иной раз трудно предсказуемый ущерб боевой готовности части, подразделения, а в бою - поражение, неоправданные жертвы. Цену же ипоследствия профессиональной безграмотности военачальника в современной войне вообще невозможно представить. Поэтому правильно говорят: непрофессионально - значит, безнравственно, а подчас преступно.

Высокая профессиональная культура обусловливает общественное признание, авторитет специалиста, его вес и значимость в глазах военной общественности, побуждая окружающих высоко ценить и считаться с его мнением. Она придает поведению офицера особый стиль: достоинство, уверенность в своих действиях, способность принимать решения самостоятельно, смело. Она не имеет ничего общего с ограниченностью, заскорузлостью, мещанским педантством. Напротив, мастер своего дела - это человек, как правило, беспокойный, недовольный собой, ищущий новые формы и способы деятельности, смело идущий на риск. Примеров такого революционно-творческого отношения к делу в отечественной военной истории множество. Вот один из них.

Знаменитый русский военный летчик П. Н. Нестеров в августе 1913 года впервые в мире на самолете выполнил «мертвую петлю». Многие изумлялись «отчаянной храбрости» П. Нестерова, но причисляли его поступок к «безрассудным». В этом подвиге проявились, конечно, и храбрость, и русский задор, и романтический порыв. Однако чего в нем не было, так это дилетантского безрассудства. П. Нестеров вначале всесторонне теоретически доказал возможность такого воздушного маневра, убедился в успехе предстоящего эксперимента, а затем твердо, вопреки существующей инструкции, провел его. «Я не фокусник, - говорил летчик своим друзьям, - моя «мертвая петля» - доказательство- моей теории: в воздухе везде опора». Подлинными новаторами в своей профессии были продолжатели нестеровской традиции, прославленные военные летчики, трижды Герои Советского Союза А. И. Покрышкин, И. Н. Кожедуб. Мастера-профессионалы, специалисты-новаторы, люди с творческой жилкой, беспокойным характером особенно нужны сейчас, когда общество пришло в движение, повсюду решаются большие неординарные проблемы.

Наряду с личностным аспектом профессиональной культуры офицеров надо видеть и более широкий смысл этого феномена. Ведь советские офицеры - особая социально-профессиональная общность со специфическим укладом жизни, традициями, обычаями служебной и семейной жизни, интересами. У нее наряду с общими для всех советских людей есть своя мораль, свои идеалы.

Офицерская субкультура включает также профессиональную лексику, фольклор, праздники и даже (что свойственно больше женам офицеров) свои бытовые приметы и предрассудки. В этой культуре запечатлено своеобразное отношение военной среды к жизни, обществу, другим профессиональным группам. Да и у народа тоже свое особое отношение к военным. Выражается оно по-разному: от почтительного тона признания их дела до игриво-ироничного.

При всем своеобразии советские офицеры как особая социально-профессиональная группа не представляет сколько-нибудь резкого отличия от других социальных слоев ни по уровню материальной обеспеченности, ни по социально-бытовым условиям жизни. Все атрибуты жизни офицеров складывались по мере развития общества и в целом соответствуют его возможностям. Они вполне гармонируют со средними, типичными показателями жизни советских людей, органически вписываются в картину общесоюзного быта с его дефицитом жилья, продуктов в магазинах и избытком бытовых невзгод. Только невзгод у офицеров, пожалуй, гораздо больше, чем у гражданских людей.

Среди сотен тысяч беженцев из Закавказья, не имеющих «своего угла», большую группу составляют жены и дети военных. А как «устраиваются» офицерские семьи после вывода войск из стран Восточной Европы? В тех же казармах, общежитиях. Кто где! Просто в силу присущей офицерам сдержанности они мало и неохотно говорят о своих бытовых трудностях, относя их к «естественным» особенностям военно-кочевой жизни. Мол, сам выбирал профессию - значит, надо терпеть, «стойко переносить тяготы и лишения воинской службы».

Правда, нельзя больше закрывать глаза на дальнейшее снижение престижа профессии офицера, о чем свидетельствуют многочисленные рапорты об увольнении. Наиболее частым мотивом ухода из армии называют неудовлетворительные условия жизни, отсутствие социальной защищенности офицеров и их семей.

В ходе военной реформы предстоит основательно проанализировать состояние офицерского корпуса, выработать систему организационных, правовых и социальных мер, которые обеспечили бы каждому офицеру достойный уровень жизни, надежно защитили бы его от произвола иных начальников, протекционизма, гарантировали бы продвижение по службе в соответствии с принципом «От каждого по способностям, ..каждому по конечному результату труда».

Военная реформа должна, создать новые, более благоприятные условия для дальнейшего развития профессиональной культуры офицеров. В частности, большие возможности для этого открываются в связи с учреждением Офицерских собраний как самодеятельной военно-общественной организации. Решение о их создании возобновляет традицию отечественного офицерства: ведь первые подобные собрания появились в России более 200 лет назад, а широкое распространение они получили с 70-х годов прошлого столетия.

Прежде они были местом повседневного общения офицеров во внеслужебное время. Даже в отдаленном гарнизоне молодой офицер не ломал голову, чем занять свободный вечер? Шел в Собрание - в здание хорошей архитектуры, построенное и содержащееся на средства самих офицеров, как в родной дом. Там его ожидал стол, бильярд, танцзал, зал для фехтования. А главное - товарищи по службе, люди одной с ним судьбы. Начальники и подчиненные сходились сюда просто как люди одного ремесла.

Собрание было незаменимой формой поддержания духа офицерского братства, школой чести, своеобразного полкового патриотизма. В них царил дух полковых традиций, офицерского молодечества и щегольства. Молодые офицеры усваивали уроки достойного поведения, светских манер и учтивости. Сейчас, когда идет становление Офицерских собраний на новой*социальной почве, важно максимально использовать опыт старых Собраний.

Здесь, пожалуй, главное - не свести их деятельность к запланированным мероприятиям и заседаниям. В одной из брошюр 70-х годов прошлого столетия об устройстве Офицерских собраний подчеркивался их самодеятельный характер: «...если устройство офицерских Собраний, в смысле инициативы и ведения самого дела, пойдет сверху... нечего и затевать этого дела: офицеры будут посещать свой клуб разве в том случае, когда будет отдано приказание по полку».

К этому предостережению, полагаю, нужно прислушаться и теперь, отдав инициативу в деятельности Собраний самим офицерам.

Стоит также подумать и над тем, как перестроить работу Домов офицеров. Ведь не секрет, что некоторые из них функционируют как простые кинозалы. Как привлечь в них по вечерам и выходным дням офицеров, их жен и детей? И не по приказу, а по потребности в общении, совместном досуге. Да и название - Дом... Может быть, все-таки - Собрание?

Преобразующаяся в ходе военной реформы войсковая практика предъявляет все новые требования к уровню профессиональной культуры военных кадров. Сегодня для профессионального успеха необходимо работать с полной отдачей, творчески, научиться строить службу, руководить воинскими коллективами в условиях растущих требований, расширяющейся демократии и гласности. Это удается далеко не всем. Предстоит дальнейшее совершенствование и повышение профессиональной культуры офицеров. Это - один из магистральных путей активизации человеческого фактора в Вооруженных Силах, укрепления их боевого могущества. Это - и условие, и вместе с тем один из ожидаемых результатов военной реформы.

Я з о в Д. Т. Новая модель безопасности и Вооруженные Силы // Коммунист. - 1989 - № 18.- С. 70.

ЦГВИА, ф. Канцелярии Военного министерства, оп. 2, д. 511, л. 2.

Шарль де Голль. Профессиональная армия. - М.: Гос. военное изд-во, 1935.- С. 77.

Суворов А. В. Письма.- М.: Наука, 1986.-С. 294.

Брусилов А. А. Мои воспоминания, - М.: Воениздат, 1963. г- С. 73.

Военный сборник. - СПб, 1872. - С. 16.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Деятельность каждого общества более всего зависит от его руководителей. Эта психологическая аксиома тем более довлеет в армии, где царит дисциплина.

Одни офицеры служат теперь долго, они воспитывают, они источник знаний, они высшие начальники и в них залог побед и поражений.

Основой всей жизни и боевой деятельности армии должны быть ее офицеры.

Если характер нации падает, то и великие чувства, одушевляющие воинов, понижаются: на первое место выдвигаются материальные блага мира.

Счастливы те нации, где есть сознание, что не все покупается за деньги, счастливы те, где есть сословие рыцарей, которые ценят железо и сталь дороже серебра и золота.

Такое сословие всегда дает энергию от идеи, сословие мучеников, которое не чета энергии процента, сословию от мещан. Усилия лжефилософов и подчиненных народов, мечтающих о самостоятельности, всегда будут направляться к уничтожению основ армии.

Наконец, многие штатские люди не любят еще офицеров просто из-за житейских мелких причин.

Таким образом, с различных сторон, и внешних и внутренних, пытаются помешать, сознательно и бессознательно, развитию армии и улучшить состав ее офицеров.

А между тем кто не знает аксиомы, что для государства проигранная кампания всегда будет дороже, чем подготовка к победоносной войне. Да и кто посмеет воевать с нами, когда будет знать нашу силу и готовность.

Еще до несчастной Русско-японской войны казалось, что в жизни нашей армии и ее головы - офицеров - много есть сторон, где необходимы и возможны улучшения.

В начале 1903 года я выпустил свою работу «Статистика генералов» где, исследуя условия прохождения службы высшего командного элемента, старался найти пути к усовершенствованию.

Хотя книга была написана весьма сдержанно и, как мне казалось, справедливо, тем не менее пришлось претерпеть неприятности. Суть же заключалась в том, что какой-то неизвестный осмелился искать новых путей в подготовке корпуса офицеров и не говорил, что все благополучно.

Мне казалось, что наша армия уклонилась с пути, указанного великими полководцами, великими знатоками человека. Ее стали не так воспитывать и учить не тому, что надо для войны.

В ней было обращено главное внимание на внешность, частью - на быт солдата, но в ней было мало обращено внимания на сущность усовершенствования офицера.

Исчезла духовная сила, великая связь отцов-командиров со своими подчиненными детьми. Умение руководить и управлять, умение заставить всех и все пойти на смерть перестало цениться на деле. Надобности не встречалось, а в будущее глядеть не хотелось. Обращалось более внимание на точное знание форм, на умение вести хозяйство, одним словом, на доблести мирного гражданина и хорошего хозяина.

Повторяю, хороший состав офицеров - основа хорошей боевой деятельности армии. Русская армия никогда не имела лучшего солдатского материала, чем в настоящее время, и тем не менее испытала только поражения.

6.1.1. Воспитание офицерского состава

Во все времена успех в бою решало не самое совершенное оружие, а люди. Они управляют могучей военной техникой, от их морально-боевых качеств, патриотизма, духовных сил зависит в конечном счете решение поставленных задач. Поэтому вопросы воспитания военнослужащих всех категорий, поддержания у них высокой профессиональной подготовки и крепкой воинской дисциплины, постоянной готовности и способности выполнить свой долг по защите интересов российского народа были, есть и будут главным содержанием воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Объектом воспитания выступают все военнослужащие, но особое внимание уделяется воспитанию офицеров, которые составляют основу воинского коллектива части и сами являются главными воспитателями военнослужащих.

В истории Вооруженных Сил России особое значение всегда придавалось офицерским кадрам . На разных этапах развития нашей страны по-разному ставились вопросы подготовки офицерских кадров, но неизменным было понимание одной непреложной истины: офицеры – основа человеческого фактора армии, фундамент морального духа войск. От уровня профессиональной подготовки офицерских кадров, их готовности и способности с полной ответственностью выполнять возложенные на них задачи напрямую зависит успех в бою. Тысячи примеров из истории нашей армии и флота подтверждают это.

Основу воинской части, соединения в социальном, профессиональном и нравственном плане всегда составлял офицерский коллектив. Он выступал как высокоорганизованная группа профессиональных военных, объединенных едиными целями и интересами, совместной общественно полезной деятельностью, воинской дисциплиной, взаимной требовательностью, ответственностью, помощью и был призван всемерно поддерживать высокую боевую готовность, эффективно решать учебные и воспитательные задачи. Данное обстоятельство предопределяет необходимость постоянного целенаправленного процесса воспитания офицеров в интересах повышения результативности решения стоящих задач, их педагогического потенциала.

Воспитание офицеров осуществляется посредством педагогических взаимодействий и воздействий организационного и содержательного порядка, включающих комплекс мероприятий, направленных на обеспечение разностороннего и гармоничного профессионального и личностного развития офицеров, сплочение офицерского коллектива.

Функционирование системы воспитания офицеров предполагает тесное единство всех ее составных частей (направлений), использование максимально возможного арсенала форм и методов работы, согласование усилий всех взаимодействующих субъектов воспитательного процесса по времени, проводимым мероприятиям и т. п. В подразделениях (частях) такая деятельность осуществляется в двух основных направлениях.

Первое из них предполагает совершенствование личностных качеств офицера как военнослужащего с особым военно-социальным статусом, общественной значимостью его деятельности, как руководителя и военного специалиста.

Второе направление – сплочение офицерского коллектива , повышение силы его воспитывающего влияния на весь личный состав подразделения (части).

Сплоченность – важная характеристика офицерского коллектива, показатель его зрелости, дееспособности. Она представляет собой идейное, социально-политическое, морально-этическое, психологическое и организационное единство офицеров. Именно на его основе возможно осуществление эффективных воспитательных мер в интересах боевой готовности части, прежде всего мер по обеспечению в коллективе здорового морально-психологического климата, воспитанию чувства гордости за принадлежность к своему коллективу, по внедрению и развитию традиций офицерского корпуса российской армии.

Воспитание офицеров – процесс формирования качественных характеристик (свойств) личности, которые в наибольшей мере соответствовали бы потребностям военного дела, боевой готовности, выполнению свойственных офицеру функций в боевой, служебной, учебно-воспитательной, общественной, хозяйственной и других видах военно-профессиональной деятельности.

Личностные качества, военно-профессиональные знания, навыки, умения офицера как военного специалиста, воспитателя подчиненных формируются и развиваются непосредственно во время учебы в военно-учебном заведении. Профессиональное становление и дальнейшее его развитие как командира, учителя и наставника своих подчиненных происходит во время прохождения службы в подразделениях (частях). Именно в процессе служебной деятельности многогранно раскрывается личность офицера, проявляются его навыки, качества, способности и склонности.

Проходя службу в войсках, офицер выполняет много задач, при этом основное содержание его деятельности сводится к реализации следующих функций: организационно-управленческой, военно-педагогической, военно-специальной и административно-хозяйственной.

Каждый офицер – прежде всего военный руководитель, поэтому в его профессиональной деятельности особую роль играет организационно-управленческая функция . Это организация, планирование, проведение учебных занятий и воспитательных мероприятий, упорядочение, регулирование различных видов деятельности подчиненных, постановка задач и их выполнение, контроль исполнения распоряжений, мобилизация подчиненных на решение конкретных задач, управление различными социальными процессами в подразделениях, руководство воинскими коллективами и отдельными военнослужащими и т. д.

Сложность реализации данной функции заключается в том, что, с одной стороны, значительно усложнилась организация деятельности подразделений и частей, а с другой – предъявляются новые требования к управленческой деятельности офицеров. Поэтому личности современного военного руководителя должны быть присущи организаторские и коммуникативные способности, умение принимать решения и организовывать их исполнение, теоретический кругозор и жизненная зрелость, твердые моральные устои, способность убеждать и вести за собой людей, компетентность, организованность, деловитость, дисциплина, самостоятельность.

Офицеры организуют учебно-воспитательный процесс, осуществляют боевую и общественно-государственную подготовку, проводят индивидуальную работу с подчиненными. Здесь успех невозможен без умения изучать личностные особенности воинов, их социальные, психологические, национальные и другие особенности, соблюдать принципы воспитания и обучения, правильно использовать их методы и формы, личный пример. Командиру важно знать, как спланировать боевую и общественно-государственную подготовку, самостоятельную работу подчиненных. Продуманный план дисциплинирует людей и мобилизует их на высококачественное выполнение поставленных перед ними задач.

Ныне повышается значение всестороннего развития, эрудиции и общей культуры офицеров. Выдающийся отечественный полководец М. В. Фрунзе подчеркивал, что только тот командир, который своими знаниями и опытом будет вызывать уважение, сможет по-настоящему воспитывать, обучать и дисциплинировать подчиненную ему часть. Только тогда, когда соответствующий командир опирается на знания, можно добиться настоящей дисциплины. Когда этих знаний нет, остается рассчитывать лишь на принуждение. Формирование и совершенствование управленческой культуры офицеров, основанной на демократических и морально-нравственных принципах, – важнейшая задача в воспитательной работе с офицерским составом.

Реализация военно-педагогической функции занимает особое место. Организация, осуществление обучения и воспитания подчиненных, направленные на качественное решение задач служебной деятельности, поддержание боеготовности, укрепление воинской дисциплины, формирование морально-боевых, психологических качеств военнослужащих, требуют от офицера специальных педагогических и психологических знаний, методических умений и навыков, педагогической культуры.

В педагогической деятельности офицеров есть определенные сложности. Они, в частности, связаны с тем, что изменился социальный портрет армии, среди молодого пополнения, поступающего на военную службу, снизился образовательный уровень, ухудшилось физическое здоровье и психическое состояние призывников. При этом значительно увеличилось количество военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту.

Военно-специальная функция в деятельности офицера предполагает выполнение задач военного специалиста, знание теории и практики военного дела, оружия и боевой техники своего подразделения, части, а также знание вероятного противника, его сильных и слабых сторон. Сложность состоит в том, что с каждым годом происходят изменения качественных и количественных характеристик техники и вооружения. Это требует больших материальных и финансовых затрат, высокой квалификации специалистов.

В своей деятельности офицер реализует и административно-хозяйственную функцию . Быт военнослужащих, питание, одежда, размещение, проживание, бытовое обслуживание, экология, проживание членов семей военнослужащих и много других вопросов – все становится предметом внимания. Проявление заботы о подчиненных, об их социальной защищенности, знание запросов, интересов, проблем каждого военнослужащего, оказание им помощи во многом способствуют качественному разрешению других очень важных затруднений, связанных со службой.

Для реализации всех перечисленных функций офицеру недостаточно быть только хорошим специалистом, знатоком военного дела. Необходимо быть еще и личностью с высоким нравственным потенциалом, образцом для подчиненных. Такие понятия, как честность, честь, скромность, простота, доступность, уважительность, доброжелательность, принципиальность, убежденность, справедливость, офицерский долг, должны наполняться для него глубоким содержанием. Высокий профессионализм офицера в сочетании с моральной чистотой, несомненно, привлекательны для подчиненных и вызывают у них уважение и стремление к подражанию.

Особая роль в организации воспитания офицеров части (подразделения) принадлежит ее командиру. Свои усилия он направляет на то, чтобы у подчиненных офицеров сформировались готовность беспрекословно выполнить приказ; возникло чувство офицерского долга, чести, гордости за Вооруженные Силы Российской Федерации; стремление к повышению профессионального мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих; заботливое и уважительное отношение к ним. Требовательность должна быть обоснованной, справедливой, целесообразной, принципиальной и сочетаться с уважением личного достоинства подчиненного. Это основная целевая установка в воспитании офицеров.

Важной целью воспитания офицерского состава в части следует признать создание и поддержание такого морально-психологического климата, когда в центре внимания будет каждый офицер: молодой и прослуживший уже много лет, холостой и семьянин. Главное – создать обстановку доверия, уважительности друг к другу, сохранить и приумножить лучшие традиции офицерского корпуса, и в этом немаловажная роль принадлежит как командирам, так и офицерам-воспитателям.