Русины кто они и откуда. Гуцулы - русины закарпатья. Русины и украинский флаг

Те, кто интересуется культурной жизнью разных стран мира, а особенно стран ближнего зарубежья, не раз задавились вопросом о том, что такие гуцулы и каково их происхождение. Но даже для коренных украинцев этот вопрос остается не достаточно известным. Максимальные знания, которым обладают рядовые жители Украины, это то, что русины Закарпатья живут в западных регионах страны, соблюдают вековые традиции, носят национальную одежду, поют народные песни.

Если вас интересует лепнина из гипса, то на сайте "Евина" вы можете ознакомиться с каталогом продукции, а также при необходимости заказать изготовление и монтаж лепного декора под фасад и интерьер своего дома. Благодаря этому вы сделаете внешний вид своего дома более оригинальным и интересным.

К сожалению, эта информация, не исчерпывающаяся. К тому же, под это описание подходят большинство славянских народов. Однако гуцульский народ очень самобытен и заслуживает особого внимания. Это связано с тем, что Русь Закарпатская уже многие годы находится под пристальным наблюдением историков и культуроведов всего мира. Это связано с их своеобразным стилем жизни и мировоззрением. Тайны гуцульских нравов, их жизни и современном положении нации раскрыть не так уж и сложно.

Кто такие русины Закарпатья

Для начала необходимо отметить, что гуцулы, по одному предположению относятся к карпато-русинской этнической группе, как лемки и бойки. Однако такое мнения ученых не мешает коренным жителям Закарпатья считать, что их первые предки появились на карпатских склонах еще в VI веке. Так считают прежде всего Галицкие и Буковинские представители русинов Закарпатья. На современно этапе большая часть представителей карпато-русинского этноса населяет приграничные зоны, находящие в соседстве с Польшей и Словакией. Другая часть этого этноса, около полумиллиона, живут в соседних европейских странах и США. За границей они живут небольшими общинами.

Этимология названия народности

Существует очень много предположений о том, почему русины Закарпатья носят название гуцулы. Однако ни одно из этих предположений не имеет достаточно оснований. Одно из основных предположений основывается на том, что гуцулы получили название от сарматского слова «гыццыл», т.е. маленький, малый. В древних письменных источниках это слово имело отношение именно к сарматскому народу, который жил в Закарпатской Руси в начале нашей эры.

«Гыццыл чизг/языг» - народ который не принял участие в походе в Европу и остался в Прикарпатье вместе с готами-грейтунгами и гепидами. Другой предположение основывается на том, что гуцулы произошли от слова «кочевать» и его словоформы «кочулы». Популярным предположением остается происхождение от имени Гуц или глагола «гуцати». Однако наибольшую распространенность получило предположение, что «гуцулы» произошло от сочетания двух слов - «гуцул» (движение) и румынского слова «разбойник». Именно поэтому считается, что это вольный или даже дикий народ.

Русь Закарпатская или где живую гуцулы

Также как бойки и лемки, гуцулы по праву принадлежат к коренным жителям Карпат. В современной Украине это:

  • Ивано-Франковская,
  • Черновицкая,
  • Закарпатская области.

В Ивано-Франковской области гуцулы занимают такие районы как Верховинский, Яремчанский, юг Косовского, а также Надворянского.

В Закарпатской области - это Рахоский район. Если говорить о площади, занимаемой Гуцульщиной, то это 6,5 тысяч кв.км. Но это только на Украине. Территорией гуцулов можно считать приграничные земли Румынии. Там эта этническая группа носит название марамошские гуцулы.

Важные исторические события

Долгое время, вплоть до 40-х годов XX столетия, гуцулы как народ были разделены между разными государствами. До Первой мировой войны, Русь Закарпатская относилась к Австрии и Венгрии. Позже попала под влияние Польши, Румынии и Чехословакии. В 30-х годах гуцулы стали входить в состав УССР.

В 2001 году, после проведения переписи населения, было выявлено, что 21,5 тысяча жителей относят себя к числу этноса гуцулов.

Образование Гуцульщины и первые упоминания

В XIV-XV вв в польских письменных источниках впервые была упомянута Гуцульщина и гуцульский народ. В то время Западная Украина была обременена натуральным и денежным сбором с населения. В связи с этим Западные земли охватило народное восстание опришков под предводительством Олексы Довбуша.

В 40-х годах разразилось другое восстание, в котором крестьянские интересы и отмена панщины снова встали на первом месте. Это восстание возглавил Лукьян Кобылица. Что касается других наиболее значительных событий в культурно-политической жизни Гуцульщины, то сюда можно отнести деятельность Украинской радикальной партии.

Также значимой фигурой в истории остается Гнат Хоткевич и его Любительский театр, а также К. Трилевский и его общество «Сечи». Значимой остается деятельность Украинских сечевых стрельцов в 1914-1915 гг. Важным шагом к независимости остается образование Гуцульской Республики, которая просуществовала несколько месяцев. Однако несмотря на культурные и политические изменения в мире, основная часть гуцульского этноса и территории все-таки остается в Украине и Румынии. Там тоже осталось несколько деревень на Буковине и Марморощине.

На современном этапе жизнь гуцулов относительно стабильна и в политическом, и в социальном плане. В селах процветают народные промыслы, скотоводство и все виды работ на земле.

Русины Закарпатья имеют самый низкий среди всех украинце доход. Поэтому народное ремесло стало отличным видом дополнительного заработка.

Почти каждая семья занимается мастерством и продажей собственных сувениров для туристов со всего мира. Однако не смотря на финансовые трудности, гуцульский народ радушный и приветливый. Их самобытный нрав и беглая речь не оставят равнодушным ни одного туриста. К тому же гуцульская земля обладает богатой рекреационной базой, чем привлекает внимание любителей лесной природы и горных рек.

Сергей Чигирь, РИА Новости Украина

Политика Киева в отношении национальных меньшинств уже привела к конфликту с Венгрией, которая заблокировала заседание комиссии Украина-НАТО в знак протеста против Закарпатья. Вместе с тем, в регионе проживает другая проблемная для Банковой этническая группа — русины, которую центральная власть также не желает слушать. Мы попытались на месте разобраться, насколько острой стоит проблема самоопределения русинов в Закарпатской области.

Русины или Закарпатцы?

Русинами называют группу восточнославянского населения, проживающую на западной Украине, восточной Словакии, Сербской Воеводине, юго-восточной Польше, Венгрии и северо-западной Румынии.

Сами же русины неоднозначны в трактовке своего происхождения. Одни русинские организации причисляют себя к субэтносу украинцев, другие определяют себя самостоятельным народом, компактно проживающим на территории Украины, Словакии, Польши, Румынии и Сербии. Крупная диаспора русинов проживает в Канаде и США.

В 1992 и 2002 годах Закарпатский областной совет обращался к центральным властям Украины с просьбой признать русинов отдельной национальностью, а в начале 2007 года абсолютным большинством голосов принял аналогичное обращение к центральным органам власти и собственным решением признал русинов коренной Закарпатья.

В отличие от венгров, в Закарпатье по-прежнему нет средних школ или вузов с русинским языком обучения (работает несколько десятков воскресных школ), однако на нем издается периодическая пресса и литература.

Согласно переписи населения 2001 года, русинами себя признало не многим более 10 тыс. человек. Сами русинские организации считают, что данные переписи фальсифицировали. Мол, переписчики намерено не указывали слово "русин", записывая опрошенных в украинцы.

"В ходе переписи 2001 года русинам себя записали 386 тыс. закарпатцев, однако по итогам переписи оказалось, что тут проживает 10 тыс. русинов в качестве субэтноса украинцев. Никто русинов как отдельный народ не записывал. Наши права регулярно притесняются местной и центральной властью. Так, например, местные власти под предлогом ремонта отобрали у них Русинский дом, где происходили основные мероприятия русинских организаций" , — заявил Ладислав Лецович, замглавы Народной Рады русинов Закарпатья.

Тем не менее, данные переписи 2001 года позволяет Киеву игнорировать требования русинских организаций, заявляя, что такого народа не существует, а как субэтнос русины пользуются всеми возможными культурными правами.

В целом, ассимиляционные процессы, которые происходят в крае, не могли не отобразится на идентификации . Местный язык сильно перемешался с западным наречием украинского и теперь составляет отдельный, так называемый закарпатский диалект, который сильно отличается от украинского и русского языка. Несколько раз я не смог понять, что мне говорят жители сел, особенно когда они говорили быстро. Вместе с тем, речь жителей Ужгорода, Мукачево и Чопа, особенно молодого возраста понять достаточно легко, хотя закарпатский акцент коренного населения отчетливо слышно.

Простому человеку достаточно сложно определить, является ли русинский отдельным языком, или диалектом украинского. Существует также литературный русинский язык на базе церковнословянского, но, как я понял, им редко кто пользуется.

Ассимиляционные процессы идут необратимо, и поэтому целиком понятно желание русинов сохранить свою самоидентификацию. Дело в том, что только Украина не признала русинов самостоятельным этносом. В настоящее время власти рассматривают русинов как этнографическую группу украинцев. Русины в Словакии, Польше, Венгрии, Чехии и Сербии давно официально признаны национальным меньшинством.

Попытки русинских организаций потребовать для народа национально-культурную автономию закончились провалом. Сейчас русинское национальное движение находится в подвешенном состоянии — как из-за давления Киева, который считает русинское политическое движение сепаратистским, так и из-за ассимиляционных процессов внутри русинов. Молодые русины предпочитают себя называть или украинскими закарпатцами, однако не русинами.

"Для меня вопрос русинства — это вопрос спекулирования и зарабатывания денег. На русинах можно заработать грант, получить работу, или преподавание в Русинском университете в словацком городе Пряшево. Словацкие украинцы называются русинами. Пряшево является неформальной столицей русинов, регион так и называется Пряшевская русь. На противоположной части границы точно такая же местность, такие же названия в магазинах и такой же язык. Русины могут на своем зарабатывать, антирусины также могут зарабатывать — написать статью, вот есть якобы угроза русинства, и тоже заработать на этом политические и финансовые дивиденды. У нас здесь есть две партии ученых — одни русинов защищают, вторые антирусинов, и те и другие зарабатывают на этом", — заявил РИА Новости Украина местный политолог Виктор Пащенко .

Как живут русины?

Русины, которые сохранили свою национально-культурную идентичности, в основном проживают высоко в горах, занимаясь традиционными ремеслами — отгонным овцеводством, заготовкой древесины, охотой, сельским хозяйством. Посетив местный этнографический музей под открытым небом в Ужгороде (аналог киевского "Пирогово) я посмотрел на традиционные хаты закарпатских русин (лемки, бойки, долиняне). Они выглядят значительно проще, чем хаты низинных жителей (в основном, венгров), однако обладают уникальным внешним видом, а горные деревянные церкви стали известны на весь мир.

Русины недовольны тем, как распоряжаются их землями местные и центральные власти. Массовая вырубка лесов и бесконтрольная лесозаготовка приводят к частым паводкам и оползням, исчезновению флоры и фауны региона. По мнению русинских организаций, незаконные лесозаготовки организовывают люди из Киева, туда же отправляются деньги от продажи леса. Поэтому русины требуют большей автономии и децентрализации, чтобы иметь возможность влиять на местную власть.

Все противники русинов хором обвиняют их в том, что инициатором русинского национального возрождения является Москва. Но мало кто из них хочет знать настоящую правду: в России сегодня мало интересна судьба этого удивительного народа.

Когда-то давно жили на южных склонах Карпат славяне, которые поддерживали у себя древнерусские традиции. Попав в окружение народов, которые исповедовали разные религии и говорили на разных языках, они стремились сохранить всё то, что считали признаком Руси(нства) - византийский обряд и православную веру, славянский язык и культуру.

Жили русины себе, никого не трогали, пока потомок московского (!) рода Черкасских Александр Духнович не выдвинул теорию, что русины ближе по своей ментальности и духовности к русским Российской империи, чем к полякам, австрийцам, словакам или венграм. В тот же момент, как назло, часть малороссов, живших в географической области Украина, объявили себя отдельным народом. Они смело отказывались от русскости и начали писать по этому поводу много статей и стихов. Духнович, как истинный предводитель своего народа, целенаправленно исключил влияние украинофильских идей из русинской идеологии, так как считал, что новые украинцы используют чужие идеи в своем «украинстве». Чтобы противостоять этому влиянию, а также ассимиляции русинов среди венгров и словаков, Духнович, вместе со своими единомышленниками, приходит к выводу, что использование русского языка как литературного будет гарантией для русинов от пагубного влияние народов, проживающих возле.

Род Александра Духновича имел российское происхождение, его предок по мужской линии происходил из Москвы и имел фамилию Черкасский

Под действием идей первых русинских будителей в Подкарпатской Руси развиваются русофильские взгляды, где всех восточных славян считали одним русским народом. Но украинские мигранты (куда же без них), совместно с властями Австро-Венгрии, решили задавить у русинов любовь к России, как гаранта их (русинов) идентичности. Всех «любителей» России всячески преследовали и репрессировали.

Особенно раздражало австро-венгерские власти переход русинов из греко-католичества в православие, что для врагов русинов стало синонимом предательства, а для русинов - возвращение к истинной вере предков.

Русофильство с новой силой распространилось между двумя мировыми войнами. И не только в Карпатах. Русинские общины в Сербии, США, Канаде, Словакии так прониклись русофильской идеологией, что многие представители русинских организаций стали ощущать себя собственно этническими русскими, а русинство оставлять на втором плане (что нельзя, разумеется, считать позитивным для русинов примером, но для современных русских это должно вызвать гордость привлекательности русской идентичности того времени). Русский язык русины стали использовать как родной. Даже власти Чехословакии, в момент вхождения туда русинской автономии, считали русинов русскими (что видно из переписей населения).

После Второй мировой войны ситуация изменилась. Джугашвили - Сталин объявил русинов украинцами, а Подкарпатскую Русь в качестве Закарпатской области присоединил к Украинской ССР. Любовь русинов к России «советских русских» не интересовала. Особенно ярых русофилов советская власть посылала «любить Россию» в ГУЛАГи. Нерусская Россия (СССР) русских русинов боялась. Русофильство, основанное на русской духовной культуре, было чуждо строителям коммунизма. Срочным образом русинам делали новые паспорта с новой национальностью - украинец, а в школы стали присылать учительниц-украинок, которые учили детей «правильному языку».


Цвета флага русинов напоминает украинским националистам флаг России

Вот так и жили русины более сорока лет, без права на собственное имя и культуру, пока с конца 80-х русины снова не заявили о себе как об отдельном народе. И, о чудо, опять стали русофильствовать. Эта преданность к общерусской идеи и православной Цивилизации, привитая А. Духновичем и другими будителями, стала очень раздражать власти уже независимой Украины. И не удивительно, в момент расцвета украинского национализма, группа русинов мозолила глаза официальному Киеву. И она решила с этой проблемой что-то делать. Лучшего ничего не придумали, как провести в 1996 году насильственную культурную ассимиляцию русинов в украинской этнической среде. Для этого даже приняли особый План по «решению проблемы русинов-украинцев». Этот План, мягко сказать, провалился. А вот этих «русинов-украинцев» (русинов, которые считают себя украинцами) государство стало активно поддерживать, и не только внутри страны. В Польше, Словакии, Румынии, Сербии и в других странах, где русины проживают как национальные меньшинства, были созданы параллельные организации для развития украинской идеи. Русинов-русинов (русинов, считающих себя собственно русинами) не поддерживает никто. Даже не имея возможности развиваться в полном объеме, русинское движение приобретает новых сторонников и снова признается в любви к России, пока что в одностороннем порядке…

Россия официальная

Многие русины сегодня с сожалением говорят, что Россия на современном этапе в национальном вопросе унаследовала политику Советского Союза. «Дружба народов» выдавливает, по их мнению, русскость. И это не так уж далеко от правды. Любой человек, открыто заявивший о своей русской идентичности, обществом часто воспринимается как националист (в плохом смысле этого слова). Тема национальности в России табу. Быть открыто русским там - некультурно! Прячась за словами многонационального государства, уже сегодня многие политики выдвигают идеи об искусственном формировании в России «российской нации», но народ, к удивлению этих властей, активно сопротивляется «россиянизации». Поэтому русинам не стоит сильно обижаться на властные круги Российской Федерации. Когда Россия не может обеспечить развитие русского народа внутри страны, о каких русинах может идти речь? Русофильство русинов (как и в советские годы) воспринимается властью негативно и странно. Но, несмотря на свою слабую заинтересованность русинским вопросом, во время Всероссийских переписей населения в 2002 и 2010 годах, русинов выделили в качестве отдельной национальности. Это дает право говорить, что Россия признает русинский народ. Как признают его и другие государства, где русины проживают в качестве национального меньшинства. Естественно, кроме Украины.

Русинские активисты с грустью заявляют, что Россия, имея такой русофильский «подарок» в центре Европы, не хочет взять русинов под свое покровительство. Объяснений этому масса. Не желая портить отношения с официальным Киевом, Москва эту тему старается просто не трогать. Может быть это действительно правильно, с точки зрения глобальной политики. Но вот только в памяти всплывают многочисленные заявления украинских высокопоставленных политиков и чиновников, которые неоднократно делали заявления по поводу принадлежности к украинскому народу жителей Кубани, Воронежской области и некоторых других областей. Хотя население этих территорий себя украинцами даже не считает. А русины считают себя русинами. Как они говорят, самыми первыми русскими.

Уж кто действительно активно и с радостью поддерживает русинское движение, так это русские национальные и православные организации. Легко почувствовав русофильство русинов, они активно начали информационно поддерживать все русинские проекты и начинания. Но и тут есть проблемы. Настойчивое и часто навязчивое отождествление русинов как русских (великороссов) вызывает отторжение среди русинского движения. И их можно понять. Борьба за национальные права больно ударила по русинскому самосознанию, поэтому грубо влезать в русинскую самоидентификацию неправильно.

В сухом остатке

Смотря на историю русинов можно констатировать, что оно формировалась на русофильских идеях, которые помогали русинам сохранять свою идентичность. Это могло быть интересно российским властям по разным причинам, но они практически не интересуются русинским движением. Русинское движение смотрят на Россию, как на государство, сохраняющее традиции Древней Руси. Русины верят, что решив идеологические противоречия внутри страны, Россия вспомнит о своей русскости, а значит и о своих братьях по языку, культуре, истории и вере.

Русины - народ, живущий на западной Украине, в Чехии, восточной Словакии, Венгрии, Сербской Воеводине, юго-восточной Польше, Венгрии и северо-западной Румынии.

Правда ли, что они не считают себя украинцами?

Кто они?

Правда ли, что россиянину легче понять русина, чем русину украинца?

Почему русинов называют «сепаратистами» и чего они хотят на самом деле?

Какое влияние оказывает русинская диаспора США на американскую политику в отношении Украины?

И что такое русинская кухня?

На эти и другие вопросы в программе Аркадия Бейненсона «Мир - наш» радио МедиаМетрикс ответил Петр Гецко, один из лидеров сетевой Русинской общины:

Справка


Руси́ны (русин. Русини, укр. Русини, словацк. Rusíni, польск. Rusini, серб. Русини, Rusini) - группа восточнославянского населения Карпат, проживающая в основном в Закарпатской области Украины и на востоке Словакии.

В энциклопедических изданиях русинов относят как к украинцам, так и к отдельной от украинцев этнической группе. Часть самих русинов и русинских организации считают себя отдельным народом, часть - украинцами. В СССР рассматривались (а на Украине продолжают официально рассматриваться) как этнографическая группа украинцев.

РАССЕЛЕНИЕ, ПОДГРУППЫ И ЧИСЛЕННОСТЬ


Этническая территория карпатских русинов

Русины населяют Закарпатскую область Украины, Восточную Словакию (северо-восток Прешовского края; некоторая их часть проживает в странах, куда они переселились на протяжении последних нескольких столетий - Венгрии, Сербии (в Воеводине, где их язык признан одним из официальных языков края), Хорватии, США, Канаде, Австралии, России. Помимо самоназваний «русины», «русские», «руськие» и «руснаки», другими народами русины также называются как угрорусины, угрорусы, карпатороссы, рутены.

Всеукраинская перепись населения 2001 года зарегистрировала 10 183 русина, перепись 2002 года в Польше - 62 русина, перепись 2002 года в Воеводине - 15 626 русинов, перепись 2001 года в Венгрии - 2 079 человек.

Русины известны так же под именами: руснаки, руськие, угрорусины, угрорусы, карпатороссы, рутены, русины, русские. На заре становления государственности восточных славян - Киевской Руси, земли русин населяли славяне: белые хорваты, а черные хорваты населяли Чехию и южную Польшу. Земля русин с тех времён называется Закарпатская Русь. В составе Чехословакии её называли Подкарпатская Русь, а в составе Венгрии называлась Русская Крайна. В X-XI веках Закарпатская Русь входила в состав Киевской Руси и с той поры восточные славяне Закарпатья сохраняют свой этноним «русины», несмотря на перипетии истории. Австровенгерские власти использовали латинизированный этноним: «рутены» производное от «русины». На протяжении XI-XIII веков венгерские феодалы поэтапно захватывали земли русин за «засечной линией» - государственной границей, постепенно продвигая её по Закарпатью к подножью гор. Юридическое включение Закарпатской Руси в состав Венгерского королевства произошло в XIII-XIV веках. Грамоты зафиксировали обширную категорию восточнославянских названий поселений, говорящих о проживании там в рассматриваемое время восточных славян. А Киевская Русь, ослабленная сепаратизмом местных властей - княжеской междоусобицей, пала под ударами татаро-монгольского нашествия. В результате этих событий Закарпатская Русь до начала XX века входила в состав Венгерского королевства.

Земли современной Белоруссии и бо́льшая часть земель современной Украины вошли в состав нового центра собирания Земли Русской - Великого Княжества Литовского. Червоная Русь вошла в состав Польского королевства. Северо-восток Руси (Владимиро-Суздальская Русь) оказалась под властью Золотой Орды, и только на севере Господин Великий Новгород - «республика» народного веча сохранила независимость (эту землю скандинавы называли «страной городов» - Гардарикой).

В дальнейшем Великое Княжество Литовское объединилось с Королевством Польским в двуединую федерацию - Речь Посполитую («Общее Дело») Обоих Народов. Позднее южная часть Великого Княжества Литовского была передана под управление Польши, а земли будущей Белоруссии вместе с собственно литовскими землями остались под управлением Вильны, что и послужило толчком к разделению западнорусских земель и обособлению белорусского и украинского народов.

Православная Церковь Закарпатской Руси вынужденно вступила в унию с Римом, образовав униатскую греко-католическую церковь после оформления 24 апреля 1646 года Ужгородской унии. С того момента принадлежность к униатству стало этническим сигналом принадлежности к славянскому этносу русин. Как и раньше, русины подвергались ассимиляции. В результате ассимиляции русин и утраты ими русиноязычия, униаты появились среди румын, венгров и словаков. Этническая территория русин постепенно сокращалась и к середине XIX века она немного превышала 50 тысяч кв. км.

В 1910 году доля в многонациональном Венгерском королевстве русиноязычного населения сократилось до 2,6 % в результате ассимиляции русин, а доля униатов с 5,4 % снизилась незначительно до 5,2 %. Потомки русинов, утрачивая язык, старались сохранить принадлежность к униатству. В 1910 году численность русин была такова: униатов 472 тысячи, католиков 3 тысячи, а православных сохранилось только 7 тысяч. Принятие униатства повидимому защитило русинов от более быстрых темпов ассимиляции. Численность униатов у других этносов региона в результате ассимиляции русин в 1910 году стала таковой: венгероязычные униаты 247 тысяч, румыноязычные униаты 121 тысяча, а словакоязычные составили 102 тысячи. Во взаимоотношениях русин со словаками скорее шёл процесс не ассимиляции, а процесс консолидации славян Венгрии, языки которых очень схожие. Образовался переходный субэтнос словако-рутены по вере греко-католики, а по языку переходный диалект словацкого языка. Численность словако-рутенов в 1830 году была 12 тысяч, а к 1910 достигла уже 110 тысяч человек. В результате ассимиляторской политики австровенгерских властей в Закарпатской Руси шёл интенсивный процесс сокращения числа русиноязычных деревень, аналогичный таким же процессам в Германии, сокращения числа славяноязычных деревень у лужичан в Полабской Сербии и поморян-кашубов в Поморянии (Померании). В 1810 году в Закарпатье было 776 русиноязычных деревень, в 1830-756, а в 1880 их уже осталось 517. Несмотря на ассимиляцию русин и их эмиграцию за океан, падения доли русин в населении края, их численность всё-таки увеличивалась. В 1810 году русин-униатов было 430 тысяч, в 1910 русин было 482 тысячи, в 1930 их число достигло 570 тыс., а в 1979 - 978 тыс. человек. На территории Словакии численность русин уменьшилась, в 1810 году их было 153 тыс., в 1900 - 83 тыс., а в 1980 их осталось 47 тысяч. В Румынии сейчас осталось 32 тысячи человек русиноязычного населения, которое сосредоточено в основном на реке Русковой. В Венгрии русинский язык вышел из употребления. В Румынии живут также украинцы в Буковине и Липоване - русские в дельте Дуная и городе Тульча. В Кошице в Словакии русины проводят национальные собрания. Венгерские феодалы приглашали в Закарпатскую Русь на поселение украинцев из польской Галиции, по-видимому, в связи с существованием контактов с Галицией можно рассматривать русин, как субэтнос украинской нации, которые смогли сохранить древний этноним - русские - русины. По площади Закарпатская область Украины составляет 12,8 тыс. км², в 1979 году там проживало 978 тыс. русин.

В СЛОВАКИИ

На востоке в сёлах преобладают русины, на западе же встречаются лишь отдельные русинские деревни. Крайними западными точками считаются деревни Литманова и Остурня (49°20′00″ с. ш. 20°14′00″ в. д.) у Старой Любовни.

Перепись 2001 в Словакии зафиксировала 24 201 русина. Наиболее высокая концентрация русинского и украинского (по выбранным во время переписи национальностям) населения наблюдается в районах Медзилаборце и Свидник. Русинское население Словакии сосредоточено главным образом в деревнях в горных массивах Спишска Магура, Левочске Врхи, Чергов, Низкие Бескиды, Сланске Врхи, Вигорлат, Буковске Врхи.

Данные переписи 2001 года в Словакии, русинское и украинское население в процентах

Район %

Район Медзилаборце 45,4

Район Свидник 13,0

Район Снина 11,6

Район Стропков 6,1

Район Гуменне 5,0

Район Бардейов 4,2

Район Стара Любовня 4,5

Район Прешов 1,4

В среде карпатских русинов происходят сильные процессы ассимиляции. Более точную картину прошлого состояния заселения края русинами может дать процентное соотношение православных и грекокатоликов:

Данные переписи 2001 года в Словакии, православное и грекокатолическое население в процентах

Район Медзилаборце 84,5

Район Свидник 56,3

Район Стропков 48,3

Район Собранце 43,9

Район Снина 43,2

Район Стара Любовня 33,0

Район Михаловце 25,6

Район Бардейов 24,5

Район Вранов-над-Топлёу 24,4

Район Требишов 24,2

Район Гуменне 21,2

Район Сабинов 11,3

Район Гелница 10,6

Район Прешов 8,8

ЭТНОНИМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ


Российская карта Европы 1907 года, на которой украинцы называются: «малоруссы или русины».


Польская карта Европы 1927 года, на которой украинцы называются: «Rusini»-«русины».

Русины - потомки древнерусской народности, из которой, как указывала советская историография, выделились русские, украинцы и белорусы. Русин - самоназвание населения Древней Руси. Как этноним слово русин - производное от слова Русь

В письменных источниках впервые встречается в Повести временных лет и употребляется наряду с руський, людий руских - так именуются русские люди, относящиеся к Руси; встречается также в договорах Олега с греками 911 года (упоминается 7 раз) и Игоря 945 года (упоминается 6 раз), договорах Смоленска с немцами, и позже употребляется как этноним в Галицко-Волынском княжестве, Великом Литовском княжестве, название русских людей в польских текстах XIII-XX веках. Так же этот этноним употреблялся и в Русском царстве.

К середине XIX в. этноним «русин» оставался широко распространённым в качестве самоназвания населения Карпатской Руси (Галичина, Буковина, Угорская Русь), чьи земли находились под владением Австро-Венгрии, а также населения севера Бессарабии и Холмщины.

До начала XIX века проблема национальной идентификации не поднималась, и населению края грозила полная утрата самостоятельности - в местах проживания русинов проводилась агрессивная полонизация и мадьяризация. Но в 1848 году, во время венгерской революции, произошёл подъём национального самосознания в среде подкарпатской интеллигенции, началось распространение «русофильских» настроений в обществе. «Будители» заявляли о том, что русины это тот же народ, что и население Малороссии, а следовательно часть единого русского народа.

Австро-венгерские власти, обеспокоенные венгерскими и польскими антиправительственными выступлениями, решили заручиться поддержкой русинов и оказывали поддержку их самоорганизации. Но австрийцы видели опасность в возрождении общерусского национального сознания, и за русинами был официально закреплён термин «Ruthenen» (рутены), в отличие от «Russen» - русских (российских подданных). Губернатор Галиции граф Стадион фон Вартгаузен заявил русинам, что они должны отречься от национального единства с остальной Русью и развивать свою культуру как самостоятельную.

Сами русины называли себя в единственном числе русин, а во множественном числе - русскими (с орфографическими вариантами - руськими, рускими), веру свою - русскою, свой народ и язык - русскими. В свою очередь русины подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойки, лемки, подоляне, гуцулы, покутяне, верховинцы, долиняне и другие. Второй этноним населения Карпатской Руси - руснак. Население Карпатской Руси издавна проживало в соседстве с католиками-поляками. Само слово «руснак» возникло как противопоставление этнониму «поляк».

В 1860-х гг. в Галичине произошёл раскол национального движения на «русофилов» и «украинофилов». Вначале разногласия были незначительными, и не носили системного характера. Русофилы продолжали отстаивать идею единства русинов с остальным русским народом, пользовались «язычием», а позже - литературным русским языком, а украинофилы выступали за создание / принятие украинского литературного языка на народной основе, то есть «принять наш письменный язык с Украины» (в то время входившей в Российскую империю). Но впоследствии два эти направления превратились во враждующие лагеря. В конце XIX века австрийское правительство поддержало украинофилов, а против русского движения была развязана борьба. Русофилы подвергались судебному преследованию, начало чему положил «Процесс Ольги Грабарь», их организации, школы и типографии закрывали, а самих сажали в тюрьмы и высылали из страны.

В мае 1910 года австрийские власти закрыли все русинские организации Буковины, а также русские бурсы (общежития для учащейся молодёжи) в Черновцах и Серете. Имущество организаций было конфисковано. Причиной запрещения деятельности русских организаций были голословные обвинения в шпионаже и государственной измене.

Во время Первой мировой войны многие (не менее 20 тысяч) русины были заключены австрийскими властями в концентрационные лагеря Талергоф и Терезин.

После распада Австро-Венгрии и появления возможности легализовать русское движение в декабре 1918 во Львове был создан Русский исполнительный комитет, который стоял на антибольшевистских позициях и способствовал созданию военного подразделения из русских галичан в составе деникинской Добровольческой армии.

Значительная часть населения Буковинской Верховины во время румынской переписи населения 1930 года выбрало этноним гуцул, а не украинец или русин. После территориального раздела 1940 года на территории Румынии оказалась значительная часть гуцулов, составляющих сейчас по разным оценкам около трети или чуть более всего украинского населения Южной Буковины. Контакты между обеими группами были существенно затруднены в силу различных причин. Вследствие чего украинцы, проживающие в высокогорных и труднодоступных районах, в значительной мере вообще были исключены из общеукраинского контекста.

КАРПАТСКИЕ РУСИНЫ

Перепись 2001 года в Словакии показала довольно сложную картину принятия разных идентичностей среди в прошлом однородного русинского населения: 24 201 гражданин Словакии считал себя русином (в том числе 1178 с родным языком словацким и 83 - с родным языком украинским), 10 814 - украинцами (из них 2996 - с родным языком русинским), 28 885 - словаки с родным языком русинским, 1342 - словаки с родным языком украинским.

Исходя из этого некоторые русинские организации Словакии провели в 2001 году сбор подписей за объединение в бюллетенях переписи населения граф «русин» и «украинец» в одну графу, но это предложение было отклонено. В настоящее время процесс ассимиляции словацких русинов идёт быстрыми темпами, причиной является отток населения в благополучную западную Словакию из-за высокого уровня безработицы в русинских районах (которая может доходить в некоторых местах до 80 %).

Печальным «рекордом» является деревня Прикра у Свидника, где осталось всего 5 жителей и которая стала, таким образом, самым маленьким населённым пунктом Словакии.

До 1918 года в отношении коренного населения Галичины, Буковины и Карпатского региона редко употреблялся этноним «украинец, украинский», хотя существовало много различных названий. После 40-летней украинизации украинское самосознание приобрела только часть русинских жителей восточной Словакии.На сегодняшний день исконный русинский этнос разделился на две составляющие, вместо одной - существуют две национальности, с одинаковым происхождением и прошлым, так как при переписи населения в 1991 г. к русинам причислили себя 16937 человек, а к украинцам 13847 по происхождению русинов.

НЕОДНОРОДНОСТЬ РУСИНСТВА

Русинское политическое движение в силу исторических и экономических причин изначально неоднородно. Ныне можно вести речь как минимум о четырёх:

Прословацкое течение, исходящее из того, что русины являются особым восточнославянским народом наравне с русскими, украинцами, белорусами и имеют независимую от Украины историческую и политическую традицию Подкарпатской Руси. В частности, оно ориентируется на положительный опыт автономии Закарпатья в составе Чехословакии в 1920-1938 годах. Словакия поддерживает русинское движение, признавая русинов на входящей в её состав части Закарпатья национальным меньшинством, содействует его развитию на государственном уровне. Многочисленная зарубежная (американская и западноевропейская) русинская диаспора находится, в основном, на этих позициях. Активным деятелем этого движения является канадский учёный Пол Ро́берт Маго́чий - исследователь истории Украины и Подкарпатской Руси, этнических групп современной Канады (словак по матери).

Мадьярофильское (провенгерское) течение, пропагандирующее концепцию происхождения русинов в результате славянизации венгров. В соответствии с этой версией венгры обрели в Закарпатье новую Родину.

Пророссийское течение, имеющее сходную теоретическую базу с прословацким, но ориентированное на более тесные связи с Россией по примеру ПМР и др. Оно вобрало в себя много русофильских элементов XIX века как осознание своей принадлежности к единому русскому народу «от Карпат до Камчатки».

Проукраинское течение, признающее русинов этнической группой в составе украинской нации, но отстаивающее необходимость более выраженного сохранения русинской культуры, наречия, самобытности. Это течение активно сотрудничает с украинскими организациями и государственными структурами. Представители этого течения рассматривают слово «русины» как старинное, первоначальное самоназвание украинцев.