Русский язык в татарстане изменения. Комитет русскоязычных родителей и Общество русской культуры РТ: "уравнивать "русских" и "татар" в разжигании — просто цинично". Дело пойдет по «башкирскому сценарию»

В школах республики Татарстан наступила вторая четверть, а вместе с ней - перемены и новая неразбериха с языковыми дисциплинами. Напуганные прокурорскими проверками школы наспех вносят изменения в учебные планы, меняя татарский язык на такие новообразования, как "казаневедение", "риторика", "наследие Татарстана" , иные и вовсе ничего не меняют, потому что "нет возможности". Родители, отчаявшиеся писать в прокуратуру запросы об отказе от изучения неродного татарского, недоумевают, почему вместо более глубокого изучения русского языка дети "шатаются по коридорам" в часы национального языка, а местные власти, как заколдованные, повторяют мантру про "компромиссный вариант с федеральным центром". Тем временем приближается 1 декабря - день, ставший для Татарстана "днем икс", - обозначенный президентом РФ срок, до которого власти республики должны довести объем изучения русского языка до рекомендованного Минобром уровня. За пару дней до этого острую проблему рассмотрят в Госсовете республики. Об особенностях нового этапа лингвистического конфликта в Татарстане читайте в материале Накануне.RU .

"Ничего не изменилось, только хуже стало, родители в отчаянии, не знают, что делать. Дети в коридорах, фактически беспризорные!" - рассказала мама восьмиклассника Инесса Гудочкина .

В школе, где учится ее ребенок, объемы изучения русского языка довели до рекомендованных Министерством образования объемов: три часа в неделю - "русского языка" и два часа - "родного русского языка" . Согласно образовательным программам школ Татарстана, это два разных предмета. У школ, а, следовательно, и у русскоязычных родителей, возникла новая проблема - отсутствие учебных планов и пособий для преподавания "родного русского". Из-за этого дети, чьи родители отказались от родного татарского языка, вынуждены бездельничать, пока их сверстники занимаются изучением национального языка республики. Этот факт вкупе с давлением на родителей приводит к тому, что они отзывают свои заявления, соглашаясь на возвращение к татарскому.

"Многие родители забрали свои заявления. Им звонили из школы домой, просили, они переписали заявления. Давление на родителей идет колоссальное. Предложили моего сына-отличника перевести в класс послабее. Он согласился. Пообещали, что там вместо татарского языка дети будут изучать какой-то другой предмет. В итоге другого предмета нет, он у меня остался "коридорным", девать его некуда. Он и еще два мальчика сидят на том же татарском, но на задних партах и делают свои уроки. Так во многих школах" , - поделилась Инесса.

Во многих, но не во всех. Мама второклассницы Рая рассказала о положительных изменениях в школе, где учится ее дочь.

"У нас довели количество уроков русского языка и литературы до требований, предъявляемых Министерством образования и науки РФ. И вместо татарского языка (которого раньше было четыре урока в неделю) сделали родной язык (в объеме два урока в неделю). В эти часы класс теперь делится на две подгруппы. Те, кто выбрал русский язык, изучают родной русский (в настоящий момент - без учебников), те, кто выбрал татарский - изучают родной татарский язык" , - рассказала она корреспонденту Накануне.RU .

Правда, возникла новая проблема: администрация школы не может угодить всем родителям - одни хотят, чтобы ребенок учился пятидневку, другие - исключить "родной русский".

"Учебные планы с родным языком невозможно реализовать при пятидневной учебной неделе - в СанПиН не укладываемся. У нас не вводят учебный план без родного языка, как я понимаю, в том числе и из-за того, что тогда русскоязычные дети начнут претендовать на пятидневку. А те, кто хочет изучать татарский язык, вынуждены будут учиться по шестидневке. А так - мол, никому не обидно. У всех шестидневка. А то, что наши дети чем-то непонятным занимаются на ненужных им уроках родного русского языка (потому что глупо это - делить русский язык на "государственный" и "родной" для детей - носителей русского языка), никого не волнует" , - добавила родительница.

Проходить на "родном русском" программу "русского языка" дети не могут: тогда возникнет перекос в скорости усвоения программы теми, кто выбрал для изучения русский язык как родной, и теми, кто выбрал для изучения татарский язык как родной, пояснила она.

Чтобы наполнить урок "родного русского" содержанием, директора исхищряются как могут. Где-то вводят "казаневедение", где-то "риторику", а где-то "наследие Татарстана".

"В одной из школ Татарстана на уроках родного русского языка даже на ложках играть учатся!" - добавила она.

Отдельного внимания заслуживает содержание уроков татарского языка, где зачастую отсутствует дисциплина. Это подтверждает и тот факт, что после выпуска из школы дети не владеют национальным языком на разговорном уровне. А в некоторых школах учителя татарского и вовсе пытаются заниматься политпросвещением .

"Меня волнуют национальные классы в школах. У сына есть друг из татарского класса, они встречаются на перемене. Он рассказывает, что им учительница по татарскому, она у них классный руководитель, говорит, что Путин плохой , что якобы государство Татарстан самостоятельно , что у нас свои законы и Путин не имеет право вмешиваться, говорит, что Иван Грозный был плохим, а татары самоотверженно защищались от него. Учителя татарского таким образом обрабатывают детей, воспитывают маленьких сепаратистов. А после родительского собрания, когда я написала отказ от изучения татарского, учитель сказала моему сыну: "Иди в класс, учись. А если не хочешь учиться, езжай в Москву и Россию" , - вспоминает Инесса Гудочкина откровенно сепаратистские высказывания.

"Как на Украине "онижедетей" воспитали, так и у нас. Когда я училась, у нас не было такого разделения, мы не задумывались, кто по национальности татарин, а кто русский. А теперь в школе делят на татар и на русских. Вроде, Кремль заявляет о принципе добровольности, но в реальности его нет" , - добавила она.

Кремль, действительно, выступает за добровольное изучение национальных языков в российских школах. Позицию федеральных властей на прошлой неделе напомнил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков .

"Все будет в соответствии с законодательством - национальные языки изучаются на добровольной основе. Это правило для всех национальных республик, исключений не будет ни для кого" , - заявил РБК федеральный чиновник.

Заявление Кремля местные власти проигнорировали, рассказал член родительского комитета русскоязычных родителей, председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов .

"Заявление Кремля никак не повлияло на ситуацию. Школы с этой нахлынувшей проблемой воюют в одиночку, воюют против родителей - не только русскоязычных, но и татар. Идет настоящая война школы против родителей. Действуют запугиванием, на детей давят, при проведении бесед требуют убрать мобильные телефоны, чтобы родители не могли записать на диктофон или на видео этот разговор и потом пожаловаться в прокуратуру. Больше никакого регулирования со стороны регионального руководства нет. Школы не допускают, чтобы во время отсутствующего у части школьников татарского языка они учили русский язык в полном объеме. Ведут себя как собака на сене. Конечно, ведь те дети, которые в это время будут учить русский и литературу, окажутся потом более конкурентоспособными, легче поступят в вузы, и так далее. Доходит до того, что требуют на это время покинуть школу!" - отметил в разговоре с Накануне.RU Михаил Щеглов.

Конкретику в разрешение наболевшего вопроса внес 24 ноября во время рабочей поездки в Казань полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Михаил Бабич .

"Минобразования РФ разработало методические указания по реализации права граждан на изучение государственных языков республик, входящих в состав РФ. Впервые в учебных планах в части, формируемой участниками образовательных отношений, предусматривается возможность до двух учебных часов в неделю на изучение государственного языка республики" , - сообщил Бабич журналистам.

Полпред добавил, что во всех республиках Поволжья изменены учебные планы, а количество часов русского языка доведено до установленного и рекомендуемого Министерством образования РФ, во всех регионах округа организована, а где-то уже завершена работа по выбору детьми и их родителями или законными представителями родного языка. Соответствующие методические указания, по его информации, Минобрнауки РФ направит в регионы в ближайшее время.

"Тем самым, вопросы изучения русского языка, а также родных языков и государственных языков республик и нормативно, и методологически будут окончательно урегулированы. И тем самым поручение президента РФ будет выполнено в полном объеме. Далее практической деятельностью органов государственной власти регионов необходимо довести эти вопросы до фактического исполнения" , - отметил полпред, его слова приводит РИА Новости.

При этом нельзя утверждать, что власти Татарстана игнорируют проблему. Языковой вопрос поднимался на заседаниях госсовета республики в конце ноября и начале октября.

"Как государственный язык может быть добровольным? Он добровольный в Швейцарии, где из четырех языков выбирают один. А у нас один государственный язык нашего субъекта . Я согласен, нам надо работать над риторикой, над количеством часов. Мы эти вопросы понимаем и эту работу ведем! Если кто-то хочет сказать, что президент республики не реагирует, не занимается - я работаю над этим вопросом, и не надо его политизировать!" - взволнованно заявил президент республики Рустам Минниханов и попросил прокуратуру все претензии адресовать ему, а не директорам школ.

"К директорам школ так относиться нельзя. Завтра я должен с ними организовывать выборы. В преддверии выборов разве такие вещи можно делать? Или специально это делается, чтобы в Татарстане было плохо по отношению к нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину?" - недоуменно вопрошал глава региона.

Минниханов согласился: за 20 лет законы республики несколько устарели и требуют внесения коррективов.

Обсуждение продолжилось 8 ноября на заседании госсовета. Тогда президент республики призвал школы "сохранять спокойствие" и заверил учителей татарского, что те не останутся без работы.

Разговор продолжится незадолго до знакового для республики дня - установленного президентом срока для проверки добровольности изучения татарского в школах. 29 ноября на заседании госсовета парламентарии рассмотрят "вопрос о преподавании и изучении государственных языков Республики Татарстан и родных языков народов, проживающих в Республике Татарстан".

Тем временем, министр образования и науки республики Энгель Фаттахов обивает пороги кабинетов Министерства образования РФ в попытках утвердить "компромиссный вариант". Об этом пишут местные СМИ.

"Во вторник на приеме у чиновника Минобрнауки РФ я рассказала о текущей ситуации в школах и поинтересовалась, что решено насчет татарстанского "компромисса". Он мне ответил, что вариант учебного плана от Татарстана у них "лежит"… По его словам, Энгель Фаттахов бывает в министерстве через день, "ходит из кабинета в кабинет" и всюду ему отвечают одно и то же: "Ваш вариант прекрасен, если его одобрит высшее руководство страны. Ведь ваш вариант с двумя часами обязательного татарского не согласуется с поручениями президента России" , - пересказала свой диалог с сотрудником Минобрнауки РФ активистка интернет-сообщества "Елабужский контроль образовательных организаций" Оксана Ермакова .

Успеют ли власти Татарстана смириться с необходимостью выполнять поручения президента РФ и вернется ли регион в правовое пространство остальной России, станет ясно уже скоро - 1 декабря. На следующий день после "дня икс" русскоязычные родители республики планируют масштабный митинг в поддержку решений Путина, но, как и следовало ожидать, его согласованию препятствуют местные власти. К слову, не в восторге они и от деятельности организаторов - комитета русскоязычных родителей. На днях человек, представившийся представителем МВД, звонил "за дачей показаний" администратору группы комитета "Вконтакте" Инессе Гудочкиной.

В противовес деятельности русскоязычных родителей активизируются татарские семьи, который выкладывают в сеть видео со страдающими без татарского языка детьми. Что странно, на одном из таких роликов девочка говорит на русском.

"Это настоящая информационная война, в которую суют детей" , - прокомментировала Инесса Гудочкина.

Подпишитесь на нас

Энгель Фаттахов заранее сказал Юрию Чайке твердое нет: татарский язык остается обязательным для всех предметом в школах республики

«Родители всех школьников Татарстана должны знать — появилась реальная возможность изучать татарский язык добровольно или не изучать его совсем», — на подобные сообщения, массово распространяемые через мессенджеры и соцсети, отреагировали власти РТ, заодно ответив и на документ, опубликованный на сайте Кремля. Прокуратура РТ пока не получала задания из Москвы о соответствующих проверках. Но, похоже, если политики и эксперты не сядут за стол переговоров, «лобовое столкновение» неизбежно.

Главный защитник татарского языка в школах Татарстана — вице-премьер и глава минобразования РТ Энгель Фаттахов — выступает последовательно / Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРИЗЫВЫ ПО ОТКАЗУ ОТ ИЗУЧЕНИЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ПРОТИВОРЕЧАТ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ»

Татарстанские власти прервали молчание по вопросу об обязательном изучении татарского языка в школах республики, продолжавшееся с момента поручения президента РФ в адрес российской генпрокуратуры, обнародованного 28 августа. Согласно ему ведомство Юрия Чайки до 30 ноября должно проверить обеспечение изучения «родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, на добровольной основе по выбору их родителей (законных представителей)». Аналогичного рода требование выдвинуто и главам регионов, срок доклада — до 1 декабря.

И вот вчера вечером минобрнауки РТ на своем сайте опубликовало «Разъяснение министерства образования и науки Республики Татарстан по вопросу обучения татарскому языку в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан». Поводом стало распространение в социальных сетях и мессенджерах призывов к отказу от изучения татарского языка в образовательных учреждениях.

Ведомство Энгеля Фаттахова непреклонно. «В качестве государственного языка Республики Татарстан Конституцией Республики Татарстан (статья 8) и законом Республики Татарстан „О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан“ устанавливается наряду с русским татарский язык. В соответствии с федеральным законодательством законами РТ „Об образовании“ и „О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан“ предусмотрено его изучение как государственного языка Республики Татарстан в сфере общего образования», — говорится в разъяснении минобрнауки Татарстана.

После этого вновь приводится известное постановление Конституционного суда России от 2004 года, согласно которому изучение в общеобразовательных учреждениях русского и татарского языков как государственных языков в Республике Татарстан признано не противоречащим Конституции Российской Федерации. Соответственно, татарский язык как обязательный предмет подлежит изучению во всех общеобразовательных учреждениях РТ. Таким образом, распространяемые в социальных сетях призывы (и образцы заявлений) по отказу от изучения татарского языка противоречат действующему законодательству и вводят в заблуждение родителей учащихся.

Таким образом, власти Татарстана продемонстрировали, что пока не собираются сдавать позиций в этом вопросе, несмотря на прямое поручение президента России Владимира Путина генпрокурору РФ.

В последние дни в родительских рассылках в популярном мессенджере было распространено сообщение с призывами к родителям отказаться от изучения татарского языка в школах и детских садах Фото: kpfu.ru

«НЕ ВЕДИТЕСЬ НА ЛОЖЬ»

Действительно, в последние дни в родительских рассылках в популярном мессенджере WhatsApp было распространено сообщение с призывами к родителям отказаться от изучения татарского языка в школах и детских садах. В нем, в частности, говорилось: «Родители всех школьников Татарстана должны знать — появилась реальная возможность изучать татарский язык в школах и детских садах добровольно или не изучать его совсем. Для этого нужно всего лишь написать заявление в свободной форме на имя директора школы или заведующей детским садом и зарегистрировать его у секретаря. Исполняя распоряжение президента России Путина В. В., они обязаны будут освободить вашего ребенка от обязательного изучения татарского языка. Распоряжение о добровольности изучения национальных языков входит в перечень поручений президента и находится на сайте Кремля... Исполнение контролируется Генеральной прокуратурой РФ и Рособрнадзором. И еще. Школьная администрация вводит в заблуждение (откровенно врет) об обязательном экзамене по татарскому языку в конце 9 класса. На самом деле это не экзамен, а ДОБРОВОЛЬНОЕ тестирование. Никакого отношения к ГИА, ОГЭ это не имеет и не является допуском к сдаче остальных экзаменов. Обязательны экзамены только по русскому языку и математике. Не ведитесь на ложь».

При этом участники сообщества «ВКонтакте» «Комитет русскоязычных родителей Татарии» — аналогичных сейчас на просторах соцсетей немало — выкладывают в своей группе подробные инструкции, куда и к кому обращаться с заявлениями об отказе изучения татарского языка с образцами этих самых заявлений.

В ответ на это сообщение появилось другое, рассылаемое уже не в родительских, а в учительских чатах, которое разъясняло, что поручение президента России касается не государственных языков республик, а родных. «Путин говорил о родных языках, в Татарстане это чувашский, марийский, удмуртский и так далее. Есть школы, где эти языки преподаются, естественно, добровольно. Татарский язык — государственный и преподается как государственный. Об этом есть решение Конституционного суда РФ. Быть против культуры и языка целого народа — это бытовой шовинизм». Впрочем, авторы этой рассылки заблуждаются: в поручении на сайте Кремля речь идет как раз и про родной, и про государственный язык.

Именно для того, чтобы поставить точку в этом споре, а также остановить нарастающую истерию, по всей видимости, и появилось вышеупомянутое официальное заявление министерства образования Татарстана.


В КАЗАНСКОМ КРЕМЛЕ НЕ ВСЕ ДОВОЛЬНЫ ЖЕСТКОЙ ПОЗИЦИЕЙ ЭНГЕЛЯ ФАТТАХОВА?

Главный защитник татарского языка в школах Татарстана — это вице-премьер и глава минобразования РТ Фаттахов, который выступает последовательно. Сразу же после известного заявления Путина в Йошкар-Оле он говорил журналистам, что никаких нарушений в республике нет: «У нас есть Конституция Республики Татарстан, есть закон о языках, закон об образовании, у нас два государственных языка: русский и татарский. Мы работаем по форме федерального стандарта, в этом плане у нас нарушений нет».

При этом во вчерашнем разъяснении ведомства Фаттахова присутствует и несколько двусмысленная формулировка: «На основании предложений межведомственной комиссии по реализации поручений президента Российской Федерации по итогам заседания совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, состоявшегося 20 июля 2017 года в городе Йошкар-Оле, премьер-министром Республики Татарстан А. В. Песошиным принято решение о доведении с 1 января 2018 года объемов изучения русского языка до объемов, рекомендуемых министерством образования и науки Российской Федерации. Также прорабатываются иные меры по совершенствованию языковой политики в Республике Татарстан». Получается, что до этого в республике все-таки игнорировали рекомендации федерального минобрнауки? Кроме того, в случае увеличения объемов изучения русского языка возникает вопрос о дополнительных часах татарского языка — требование о равных объемах изучения заложено в татарстанский закон о языках.

Также обращает на себя внимание, что последнее решение принимает Алексей Песошин , для которого сфера языка и культуры не близкая. С одной стороны, он таким образом прикрывает вышестоящую инстанцию, сохраняя люфт для дальнейшего маневра. С другой, русская фамилия премьер-министра РТ в данном случае выглядит некоторым реверансом в сторону Москвы.

При этом, по словам информированных источников «БИЗНЕС Online», в казанском Кремле есть и недовольные жесткой позицией Фаттахова. В частности, называют имена руководителя департамента аппарата президента РТ по вопросам внутренней политики Александра Терентьева и непосредственно подчиняющемуся ему главы управления по реализации национальной политики Данила Мустафина , которые якобы пишут на самый верх записки, призывающие к компромиссу с Москвой. Один из собеседников газеты утверждает, что Терентьев давний сторонник того, чтобы дети не из татарских семей изучали татарский на добровольной основе.

А сторонники позиции Фаттахова продолжают апеллировать к п. 3 ст. 14 федерального закона «Об образовании», где сказано, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации может вводиться в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. В ФГОСе сказано, что учебные планы «обеспечивают <...> возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации». Принцип добровольности нигде прямым текстом не оговаривается, как и по другим предметам школьной программы. Значит, если и можно вносить изменения в эту систему, то только через принятие новых федеральных законов, которые должны пройти через Госдуму и Совфед.

Федеральное минобразования, напомним, заняло двойственную позицию. Министр Ольга Васильева так и не дала ясный ответ на вопрос, должны ли быть национальные языки обязательными для изучения. «Когда мы говорим о насильственном, недобровольном [изучении языка]... Хотя я думаю, что каждый случай надо рассматривать отдельно... Мне кажется, не совсем правильно, если ты родился и живешь на территории Башкирии или Татарстана и не знаешь языка на бытовом уровне. А татарский язык такой богатый. Поэтому надо рассматривать каждый отдельный случай. И мы это делаем», — сказала она, вспомнив и про вышеупомянутое решение Конституционного суда. Но рецепт «рассматривать индивидуально» на практике не очень-то и работает.

Последнее решение принимает Алексей Песошин, то есть премьер-министр Татарстана с русской фамилией оказывается главным проводником политики изучения национальных языков / Фото: «БИЗНЕС Online»

ДЕЛО ПОЙДЕТ ПО «БАШКИРСКОМУ СЦЕНАРИЮ»?

Даже яростные сторонники сохранения нынешнего статуса-кво в отношении изучения татарского языка в школах признают, что в республике вполне возможно развитие событий по «башкирскому образцу», и оно в конечном счете приведет к тому, что татарский язык будет изучаться только на добровольной основе.

«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», — напомним, что эти громкие слова президента России на июльском совещании в Йошкар-Оле были спровоцированы ситуацией в соседней республике. Там в одной из школ Уфы возник комитет по защите прав русскоязычных школьников, который пожаловался прокурору РБ Андрею Назарову на навязывание преподавания башкирского языка. Тот учинил проверку свыше трехсот школ Башкортостана, по итогам которой 25 мая вынес представление на имя главы республики Рустэма Хамитова . Суть претензий заключалась в том, что башкирский язык школы вносили в обязательную часть программы, причем кое-где в ущерб русскому.

Далее последовала череда заявлений самого Хамитова, а также министра образования и науки РБ Гульназ Шафиковой , не всегда последовательных, а иногда даже противоречащих друг другу. Там тоже поначалу делали акцент на разнице в правовом статусе башкирского языка как «родного» и как «государственного». Мол, часы родного языка действительно должны быть по выбору, а часы государственного — для всех. Но в итоге это не сработало. 22 августа на сайте прокуратуры РБ появилось разъяснение по этому вопросу: «В школах может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации, граждане имеют право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации (ст. 14 федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“). Таким образом, законом закреплено право, а не обязанность по изучению родных языков и государственных языков субъектов Российской Федерации». И далее: «Преподавание родных языков, в том числе башкирского языка вопреки согласию родителей (законных представителей) учащихся не допускается. За нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина предусмотрена уголовная ответственность по ст. 136 УК РФ». В итоге вопрос спустили на уровень школ: с родителей правдами и неправдами собирают заявления о том, что они хотят учить башкирский. Министр образования РБ Шафикова недавно отрапортовала, что 80% родителей заявления написали.

В прокуратуре Республики Татарстан «БИЗНЕС Online» сообщили, что в настоящее время задание Генеральной прокуратуры Российской Федерации по данному вопросу не поступило, проверки в данной сфере прокуратурой республики пока не проводятся. Тем не менее обострение, похоже, становится неизбежным. Пока что разворачивается конфронтационный сценарий — на уровне властей идет юридический спор с обменом «любезностями» через опубликованные на сайтах документы. На уровне общественности и родителей идет усиленная эмоциональная накачка, которая может небезобидно кончится. Казалось бы, всем давно ясна аксиома: вопросы языка и национальной политики настолько тонкие и чувствительные, что обращаться с ними нужно предельно деликатно. Не пора ли сторонам сесть за стол переговоров и прийти к компромиссу, не накапливая счет взаимных обид и недопонимания?

Даже яростные сторонники сохранения нынешнего статус-кво в отношении изучения татарского языка признают, что в республике вполне возможно развитие событий по «башкирскому образцу»
Фото: Максим Богодвид, РИА «Новости»

«ВОПРОС О ЯЗЫКАХ — КАК ПОСЛЕДНЯЯ СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА ЗА СУВЕРЕНИТЕТ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» по-разному оценивают сложившуюся ситуацию.

Михаил Щеглов — председатель общества русской культуры РТ:

— К сожалению, в данном разъяснении минобраза РТ ничего не говорится о поручении генпрокуратуры исследовать добровольность преподавания татарского языка в республике. Вопрос о языках для нашей региональной власти — это как последняя сталинградская битва за суверенитет. Не мытьем, так катанием до последнего будут стараться сохранить его преподавание — может быть, до тех пор, пока Путин по столу не постучит пальцем или брови не сдвинет. Но сколько веревочке ни виться, все равно придется что-то делать. А реакция минобраза понятна, потому что со стороны родителей распространяется информация, что можно отказываться от татарского языка. Они боятся, что сейчас будет шквал таких заявлений, а что с ними делать, они не знают.

Что будет дальше? Худший вариант — это то, что прокуратура РТ напишет ответ, что законодательство не нарушается, а со стороны министерства будет команда «закручивать гайки». А дальше все будет зависеть от родительского сообщества, группа в соцсети «ВКонтакте» «Комитет русскоязычных родителей Татарии» за неделю в два раза увеличило число подписчиков, там все бурлит и кипит. Но интернет интернетом, а для того, чтобы родителям пойти на разговор с директором, это нужно личное мужество. На таких родителей, как правило, начинается давление, в том числе и со стороны других родителей, мол, вы «подставляете» весь класс и школу. Хотя с наиболее цепкими и принципиальными родителями директоры здороваются за руку, а детям разрешают валять «дурака» на уроках [татарского], а оценку потом «рисуют», чтобы только не поднимали бучу. Но таких родителей будет все больше и больше, и что-то с этим нужно будет делать.

Но, как я считаю, руководству республики упорствовать в этой ситуации нельзя. Думаю, упор сейчас нужно делать на носителей татарского языка, туда деньги вкладывать, а русские никогда не были носителями татарского языка и никогда ими не станут. Если бы преподавание татарского языка было добровольным, на позитиве, то может быть, процентов 20 русских знали бы язык, но сейчас, извините, насильно мил не будешь. Пять часов ненужного тебе предмета в неделю, да еще на грамматической основе, тебе преподается! В разъяснении минобраза пишется про совершенствование методик, но про них нам 20 лет говорят, и сейчас, как говорится, поздно пить «Боржоми». Но я хотел бы подчеркнуть, мы совершенно не против татарского языка, мы за добровольность изучения, пусть у татар он будет обязательным, но чтобы для русских оно было добровольным: хочешь учить — учи.

Ркаил Зайдулла — литератор и экс-главред журнала «Гаилә һәм мәктәп»:

— Думаю, что закон должен быть в приоритете. Есть Конституция Российской Федерации, есть Конституция Татарстана, есть решение Конституционного суда... Просто удивляюсь, что люди выступают против преподавания татарского языка, в Европе обычно изучают три-четыре языка, это естественно для них. А у нас почему-то население вообще против изучения других [нерусских] языков. Это насаждение имперского сознания, я считаю. Что русский народ великий, его язык великий и могучий, а другие языки — это якобы какие-то второсортные, это сознание еще действует. Думаю, что татарский язык должны изучать все граждане Татарстана. Но если давление Москвы будет усиливаться, то? думаю, нужно разделить школы по национальному, может быть, по конфессиональному принципу. Как делить детей из смешанных браков? Если человек по происхождению татарин, но считает себя русским, то ради бога: это зависит не от крови, а от культуры, самоидентификации. Если кто-то не хочет изучать государственный язык Татарстана, то, думаю, другого пути нет. Но это очень тонкая вещь. Мы же знаем, как в Молдавии и других странах война началась из-за языка, часть жителей там не хотела изучать молдавский язык, с пренебрежением к нему относилось. Важно не переступить эту тонкую грань.

Сам я родился в Чувашии, 18 лет жил там, и хотя я не изучал чувашский язык (сейчас в моей деревне преподают чувашский язык как государственный), я знаю чувашский язык до сих пор. С интересом читаю новинки чувашский литературы и чувствую себя комфортно, горжусь, что знаю чувашский язык. На моей малой родине все татары знают чувашский язык, а чуваши татарский, и прекрасно себя чувствуют. Надо интересоваться друг другом, знать культуру соседа — это прекрасно. Особенно не понимаю, когда татарские женщины выступают против: вчера только приехали из деревни в город, может быть, вышли замуж за русского, и считают себя больше русскими, чем сами русские, выступают против своего языка.

1 декабря президенту Владимиру Путину представят отчет на предмет добровольности изучения национальных языков в российских школах. Острее всего вопрос об обязательном двуязычии встал в Татарстане, где попытки властей разобраться с изучением татарского и русского языков поссорили родителей, учителей и школьников. 29 ноября прокурор республики Илдус Нафиков заявил о завершении проверки почти полутора тысяч школ и переходе преподавания татарского языка на новую систему - по два часа в неделю в качестве предмета по выбору. Региональные элиты говорят о крахе федерализма, а директор одной из лучших школ Татарстана пытается найти компромисс. Корреспондент «Новой» отправилась в Татарстан, чтобы узнать, как жители республики реагируют на «наведенный порядок».

Четыре месяца назад выступление президента Владимира Путина в Йошкар-Оле, посвященное добровольности изучения региональных языков в субъектах России, пошатнуло устоявшуюся модель двуязычия в национальных республиках. «Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», — заявил тогда глава государства. По итогам Совета по межнациональным делам он поручил прокуратуре провести в школах проверку и сообщить, соблюдается ли принцип добровольности при изучении языков.

Примечательно, что тогда Казань, привыкшая к своему особому положению, слова президента на свой счет не приняла. Министр образования Татарстана Энгель Фаттахов вплоть до сентября убеждал жителей республики, что регион федеральные законы не нарушает. Основания для таких рассуждений все-таки были. С 1990-х годов, согласно региональному закону, татарский и русский языки в Татарстане преподавались в школах в обязательном порядке. А в 2004 году Конституционный суд России в ответ на обращение недовольных «обязаловкой» родителей признал, что изучение татарского языка как государственного не противоречит Конституции РФ.

Лишь в октябре, когда в Казани появилась делегация из Генпрокуратуры, местные прокуроры начали проверки, а школы в разгаре учебного года стали экстренно «вырезать» из расписаний и обязательной части учебной программы татарский язык.

Дошло до того, что повсеместно для директоров школ проводились собрания, на которых объясняли, как правильно увольнять оказавшихся лишними учителей татарского языка.

Директор казанской школы “СОлНЦе» Павел Шмаков на одном из таких собраний публично отказался исполнять предписания прокуратуры, посчитав, что действия правоохранителей приведут к вражде по этническому признаку. Он заявил, что как минимум до конца учебного года сохранит работу учителям татарского.

«Уважать культуру народа, с которым ты живешь»

Позиция Павла Шмакова по языковому вопросу не могла остаться незамеченной. В школу пришло представление прокуратуры с требованием наказать заместителей директора за нарушение федерального законодательства из-за наличия в учебном плане обязательного татарского языка и литературы. Рособрнадзор по Республике Татарстан, не замечавший прежде, что в «СОлНЦе» нет спортивного зала и столовой, решил подать в суд на школу. С проверкой пожаловал и Роспотребнадзор. «У нас еще в этом году не было Госпожнадзора», — иронизирует Шмаков.

«Специализированному олимпиадно-научного центру» — школе «СОлНЦе» — противостояние с местной властью не в новинку. С момента основания в 2013 году школа успела побороться с муниципалитетом за выделение денег на зарплаты учителям, прошла множество инспекций, несколько судов разных уровней и даже проводила акции протеста против несправедливых решений надзорных органов. Все это не помешало стать «СОлНЦу» лучшей школой Татарстана в 2016 году.

Бездействовать сейчас Шмаков также не собирается. Он уже подал два судебных иска с обжалованием незаконных действий и бездействия надзорных органов. 29 ноября в Вахитовском районном суде Казани начнется рассмотрение первого иска школы к прокуратуре.

— Прокуратура перегибает палку. Двадцать пять лет она не следила за выполнением федеральных законов, а теперь решила свою задачу перевыполнить. Путин не сказал сделать все срочно и немедленно, он сказал принципиальный вопрос решить, — объясняет Шмаков.— С моей точки зрения, правильным было бы следующим летом с этим разобраться, без спешки, а не выгонять учителей на улицу на глазах у детей.

При этом директор «СОлНЦа» считает большое количество часов татарского в школах излишним. Он также не отрицает проблему некачественного преподавания данного предмета, но настаивает на двух часах «обязательного» татарского языка и для русских, и для татар.

— Необходимо знать и уважать культуру того народа, с которым ты живешь. Есть школьники, увлеченные историей, и они говорят, что им не нужна математика, но она нужна, хотя бы немножко. Просто в таком возрасте это еще не все способны понять. Надо изучать не правила татарского языка, а приветствия, самые популярные песни, стихи. Можно же сделать преподавание интересным и качественным! Но не должно быть так, чтобы татарин учил татарский, а русский в это время бежал играть в футбол, — рассуждает Шмаков.

К слову, родители в школе Шмакова единодушно согласились не писать заявления об отказе от татарского языка. Для Татарстана сейчас это завидная редкость.

Еще в сентябре было подано несколько тысяч заявлений с отказом от посещения татарского. Писали их и русские, и татарские семьи, недовольные дополнительной языковой нагрузкой на детей.

Ответ вышестоящих инстанций на родительские обращения сводился к тому, что татарский язык является обязательным для всех. Ситуация изменилась с началом прокурорских проверок. И уже во второй четверти «татарский язык» и «татарская литература» исчезли из расписания. Правда, появилась и новая дисциплина — «родной язык». На родительских собраниях директора вынуждали родителей назвать свои национальности и писать заявления на изучение родного языка. Тем, кто написал отказы, в это время все те же учителя татарского языка со своеобразным акцентом стали преподавать наспех придуманную «риторику».

— Нельзя предлагать родителям в течение учебного года писать заявления и решать, какой язык учить. Я сразу сказал, что вешать на детей клеймо «татарин» или «русский» наша школа не будет. Национальные чувства — очень тонкий момент, — говорит Павел Шмаков. — Начинаются родительские ссоры. В Татарстане у многих детей один родитель русский, а другой — татарин. И какой же ребенок национальности? Какой язык ему родной? Взрослые и сами на этот вопрос не смогут ответить.

Татарский уходит из городов

Учителя татарского языка в школе «СОлНЦе», узнав о проблемах с прокуратурой, сами пришли к Павлу Шмакову увольняться. Лилия Гиниятуллина и Лейсан Гараева убеждены, что в условиях, когда напряжение в обществе нарастает, прокуратура точно найдет нарушения и приостановит работу школы, а это, в свою очередь, вызовет негативное отношение родителей к учителям татарского. Однако директор и на этот раз отказался их увольнять.

— Поверить трудно в то, что за один месяц авторитет учителя татарского языка опустился так низко, — с сожалением говорит Гараева. — Все эти родительские споры отбивают у детей желание учить язык, а у педагогов его преподавать.

Зачастую как для русскоязычных, так и для татароязычных родителей аргументом против изучения татарского в школах является обязательный для всех ЕГЭ по русскому языку. До недавнего времени в республике оба предмета преподавались по пять часов в неделю, включая литературу, притом что в других российских регионах количество русского языка в расписании доходило до восьми часов в неделю. Родители сетовали на перекос в сторону татарского языка, который мешает школьникам готовиться к русскому. Тем не менее результаты ЕГЭ по субъектам России свидетельствуют о том, что изучение татарского едва ли мешает русскому. В 2017 году выпускники Татарстана сдали ЕГЭ по русскому языку лучше, чем в большинстве регионов страны. Разница с Москвой составила всего 0,7 балла.

— Во многих исследованиях подтверждается, что билингвальная база преподавания дает хорошие результаты. Татарский язык у нас преподают, опираясь на русский, и это позволяет детям лучше усваивать грамматику своего языка, — отмечает учитель Лилия Гиниятуллина.

В «СОлНЦе» признают, что с преподаванием татарского в республике были проблемы — его не смогли популяризовать.

— Каждый виноват в том, что сейчас происходит: и преподаватели, и родители, и государство, — говорит Лейсан Гараева. — Надо признать, что мы все виноваты, потому что были равнодушны. Мы же знали, что происходит с татарским языком, он вымирает, мы все должны были работать на то, чтобы сделать его привлекательным.

Педагоги считают, что если татарский язык сделают факультативным, он исчезнет из городской среды и останется только в селах и деревнях.

Такое утверждение кажется вполне реалистичным, учитывая, что на улицах Казани или Набережных Челнов татарская речь звучит значительно реже, чем русская.

— Язык — это единственный способ сохранить культуру. Но мы зашли в тупик: прокуратура говорит убрать татарский из школ, правительство Татарстана пытается его сохранить, Москва хранит молчание, и непонятно, куда начавшийся процесс брожения заведет. Возможно ли вернуть все назад? Мы сейчас даже не можем представить последствия исключения татарского из школьной программы. В этом случае сперва произойдет катастрофа для татарского народа, а потом она коснется и русского населения. Нельзя допускать разногласий, — предупреждает Лейсан Гараева.

— Дело даже не в родителях, детях, школах, учителях, а в политике, — замечает Гиниятуллина, — и решаться вопрос должен не на нашем уровне.

Последний бастион

Президент Татарстана Рустам Минниханов неоднократно просил «не политизировать» проблему татарского. Посетивший республику 24 ноября полпред Михаил Бабич призвал политиков и общественников к тому же. Тем не менее часть элит Татарстана все же видит здесь политическую проблему: языковой кризис лишь симптом конца российского федерализма.

Более трехсот представителей татарской интеллигенции в октябре подписали открытое письмо, в котором говорится: если местная власть уступит федеральному центру в вопросах языка, то в следующий раз, когда «заинтересованные люди придут за «Татнефтью», «ТАИФом» или за некоторыми руководящими персоналиями», Минниханова, как утверждают авторы письма, при этом никто не поддержит.

Несмотря на эти настроения, 29 ноября прокурор Татарстана Илдус Нафиков на заседании Госсовета республики заявил о том, что во всех школах региона введены новые учебные планы — соответствующие российскому законодательству и требованиям президента. «Министерство образования Российской Федерации с учетом предложений руководства Татарстана разработало вариант учебного плана, где конкретизирована возможность изучения государственных языков республик по всей территории страны добровольно на основе письменного согласия родителей в пределах до 2 часов в неделю», — заявил Нафиков.

Прокуратура, по его словам, провела проверку всех 1 тыс. 412 образовательных учреждений региона и обнаружила нарушения, связанные с недостаточным количеством часов русского языка, а также с добровольностью изучения татарского.

«Снижение объемов преподавания русского языка, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами, — из проверенных школ он соответствовал предъявляемым требованиям лишь в 24 школах», — заявил Нафиков. По его словам, во всех школах, кроме одной, нарушения уже устранены.

«Элита в Татарстане опирается на языковой фактор. Единственное, что позволяло им сохраняться, — национальная система образования. Здесь выработалось мнение, что язык — это последний бастион», — говорит политолог Руслан Айсин. По его мнению, проявление слабости в данном вопросе неизбежно приведет к отказу Татарстана от своего привилегированного положения в составе России. «Казань уже боится даже проговаривать идею федерализма, — утверждает политолог. — Раньше конференции проходили под лозунгами «Татарстан — флагман федерализма», «Россия федеративная страна», а сейчас говорить об этом не принято».

Новой угрозой для Казани, утверждает эксперт, станет поглощение «Татнефти», единственной нефтяной компании, которая не входит ни в одну из федеральных структур.

«Москва пытается действовать в Татарстане, как ранее в Башкортостане. Там перед продажей «Башнефти» раскалывали силовиков. Сейчас местная прокуратура практически выведена из подчинения Татарстана и выполняет эту функцию, — считает Айсин. — Процесс запущен, и Казань будет терпеть одну неудачу за другой. Остается надеяться, что перед выборами Москва притормозит».

Издержки из-за начавшихся в республике разногласий будет нести и Кремль, предупреждают политологи. Сам Минниханов уже дал понять, что языковой вопрос может повлиять на результаты мартовского голосования. «В преддверии выборов, когда все выборные процессы проводят наши школы, директора, мы создали вот такое. Или специально это делается… по отношению к Владимиру Владимировичу Путину?!» — восклицал он на заседании Госсовета, намекая, что необходимые результаты обеспечивают школы.

Казанский политолог Владимир Беляев отмечает, что

«между Казанью и Москвой действовал негласный договор: мы вам даем результаты выборов, которые вам нужны, а вы нам — возможность править в республике, как мы хотим».

— Теперь в отместку за язык Татарстан может ухудшить результаты, — говорит он. — В республике всегда завышалась явка и фальсифицировались голоса в пользу «Единой России». Наконец-то мы увидим реальные данные.

Ситуацией озаботились в парламенте республики. О противостоянии в родительском сообществе Business FM рассказали жители Татарстана - журналист, преподаватель татарского языка и мама школьника, с обращения которой к президенту и началась борьба

Вопрос преподавания татарского языка в школах дошел до Госсовета Республики Татарстан. Парламентариев беспокоит то, что ситуация раскалывает общество по языковому и национальному признаку.

Ранее прокуратура республики, ссылаясь на федеральное законодательство, назвала незаконным обязательное изучение татарского языка. В школах и родительском сообществе к этому отнеслись неоднозначно.

Противники обязательного изучения татарского языка начали громко заявлять о своей позиции после заявления Владимира Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям, которое он сделал в июле. Президент тогда сказал, что обязательным в российских школах может быть изучение только русского языка. Продолжает житель Казани, главный редактор информационного портала R16.ru Андрей Антропов:

Андрей Антропов главный редактор информационного портала R16.ru «Тут такое сразу же началось. Стихийно образовалось родительское сообщество Республики Татарстан. Начинали они с 300 человек, в обсуждениях шли бурные баталии, что законно, что незаконно. Эта группа стала стремительно расти, и сейчас там около 10 тысяч человек. И у них появились антагонисты — группа «Татар ата-аналары», то есть татароязычные родители Татарстана. Там тоже около 10 тысяч человек. Фактически можно сказать, что общество раскололось ровно надвое. Власть просто бросила на произвол судьбы директоров школ, они один на один остались с законом и родителями. Некоторые директора просто упираются и не хотят отменять обязательный татарский язык, некоторые идут навстречу. Таких, наверное, не более 20% по всему Татарстану. Дело дошло до того, что директора школ в Татарстане даже не боятся уголовных статей. Прокуратура в соседней Башкирии предупредила, что если будут такие подтасовки на изменение учебных планов без разрешения родителей и тому подобное и будет вводиться обязательный государственный язык республики, то это квалифицируется как статья 136 Уголовного кодекса Российской Федерации «нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина». Можно людей сажать до пяти лет с лишением права на тот же срок занимать данную должность. Даже этого не боятся».

Алсу Газизова из Набережных Челнов составила петицию на имя президента России с просьбой отменить обязательное изучение татарского языка в школах. Что было после, рассказывает сама Алсу:

Алсу Газизова жительница Набережных Челнов «У моего ребенка в четвертом классе было три часа русского языка и шесть часов татарского, представляете? Я уже 4 сентября написала заявление в школу об отказе от изучения татарского языка. 9 сентября пришел ответ. Нам сказали, что Марк может не изучать татарский язык, будет сидеть тихонько на уроке. Когда я об этом сообщила в социальные сети, поднялась шумиха, и после этого, видимо, у директора школы был какой-то разговор с министерством образования, и она пошла в отказ. Меня вызвали, сказали, он будет изучать. И с этого началась наша эпопея, борьба. Руководство до последнего говорило, что такого никогда не будет в республике, потому что это государственный язык, он не будет добровольным. Об этом говорили все, начиная от президента Татарстана и заканчивая депутатами. Родителей держали в большом напряжении. Сейчас я увидела новое расписание. Часов русского добавили, теперь пять часов в неделю, и три часа оставили на новый предмет — родной язык и родная литература. Оказалось, что в рамках этого предмета те, кто не писал отказ от татарского языка, будут изучать татарский язык, а те, кто написали отказ, они будут изучать предмет риторика на русском языке».

Преподаватель татарского языка Эльза говорит, что за годы ее работы ни ученики, ни родители не жаловались на количество часов татарского языка и литературы.

Эльза преподаватель татарского языка «В последние две недели первой четверти во всех школах провели родительские собрания, как раз этот вопрос поднимали. До этого практически во всех школах прошла проверка прокуратуры и Рособрнадзора. Проверяли, сколько часов преподаются татарский и русский языки. В той школе, где я работаю, в плане татарского языка почти ничего не меняется. Лично меня это как учителя не коснулось. Но есть школы, где сокращают уроки татарского языка, и вместо десяти учителей остаются только два-три, остальные попадают под сокращение. У нас каждый день меняется сценарий: прокуратура говорит одно, потом юристы начинают защищать учителей, каждый день какая-то игра продолжается. Уроки татарского языка уже в течение 25 лет, может, даже чуть больше преподавались в основной школьной программе. Например, в начальных классах их было больше, четыре-пять уроков, татарский язык плюс татарская литература. Чем старше классы, тем меньше часов. Например, к девятому классу два-три урока татарского и один урок татарской литературы. Может быть, у кого-то возникал вопрос, почему мы это изучаем, но всем было ясно, что это как второй государственный язык, как язык народа Татарстана, то есть это был естественный процесс. Мне редко приходилось слышать даже от учеников, не говоря уже о родителях, почему нам надо изучать татарский язык».

Business FM попыталась выяснить, как местные языки изучают в других российских регионах. Получить официальные комментарии от профильных региональных министерств на момент публикации материала не удалось. Однако, как говорят журналисты ряда республик, местные языки там изучают в обязательном порядке и к конфликтам это не приводило.

Сегодняшнее заседание Госсовета Татарстана еще накануне в местных СМИ анонсировалось как историческое: в парламенте должны были вынести окончательное решение по обязательному преподаванию татарского языка в школах республики. В итоге, вопрос с языковой «принудиловкой» поставили в повестке первым пунктом . Но, вопреки ожиданиям, обсуждение прошло на редкость буднично - быстро и без прений. Вопрос рассматривали меньше 15 минут, после чего оперативно перешли к обсуждению бюджета на 2018 год.

В качестве главного (и единственного) спикера выступил прокурор Татарстана Илдус Нафиков, зачитавший с трибуны сухой по стилистике, но разгромный по содержанию пятиминутный доклад. «Абсолютным приоритетом является обеспечение реализации конституционных прав граждан, - напомнил Нафиков. - Зафиксировано снижение объемов преподавания русского языка в школах республики. Нормы соблюдались лишь в 24 школах . Также отмечено нарушение прав и свобод на добровольное изучение татарского языка с навязыванием итоговых тестирований, влияющих как на перевод в 10 класс, так и на средний балл аттестата . Отмечено вмешательство республиканских и муниципальных органов в автономность образовательных учреждений . Совокупность этих нарушений не только нарушала образовательные нормативы, но и негативно влияла на обеспечение свободы передвижения и выбора места жительства гражданами в пределах Российской Федерации».

В общей сложности, по словам Нафикова, при проведении проверки всех 1412 школ республики прокуратурой и Рособрнадзором зафиксированы 3856 нарушений . Все почти четыре тысячи случаев касались того, о чем предупреждал ранее президент России - лишения русскоязычных граждан России их конституционных прав на свободу выбора русского языка в качестве родного и навязывания им в качестве обязательного татарского языка . Как итог, в Татарстане было выявлено высокое снижение объема изучения русского языка - государственного языка Российской Федерации .

Илдус Нафиков сообщил, что с начала проверки (середина октября - EADaily) в адрес прокуратуры поступило 1716 жалоб по фактам «обязаловки» в школах в ущерб русскому . «Все они проверены и разрешены. Обеспечена добровольность изучения родного языка там, где учебными планами предусмотрено его преподавание». Прокурор поблагодарил педагогов, которые в ходе проверки оперативно сигнализировали в прокуратуру и Рособрнадзор о языковых перекосах в учебном процессе, о силовом нажиме на учителей, учеников и родителей, когда Москва «взялась за язык» . «В сложных условиях вы реагировали по государственному, мудро и правильно. Не допустили разжигания розни, обеспечили непрерывность процесса образования».

Нафиков, излагая ситуацию с русским языком в Татарстане, основной акцент сделал на слове «рознь» - синониме понятия «экстремизм» (ст. 282 УК РФ - прим. EADaily). «Должен предостеречь „горячие головы“ от незаконных действий и высказываний экстремистского характера. Они будут жестко и решительно пресечены, с чьей бы стороны ни исходили. Прокуратура против разжигания страстей и конфликтных ситуаций».

В социальных сетях уже отметили поразительное сходство интонации, с которой Нафиков обещал кару «языковым экстремистам», с интонацией Владимира Путина, когда он в 1999 году предрек террористам смерть в отхожем месте . Из этого народные наблюдатели сделали вывод: Нафиков в парламенте говорил не от себя, а от президента России . Что логично - по Конституции России, прокурор Татарстана подотчетен Московскому Кремлю, а не Казанскому. Да и назначил Нафикова в 2013 году прокурором Владимир Путин, а не Рустам Минниханов .

Из сухого тона прокурора в республике сделали правильный вывод: Москва взялась за языковую проблему в Татарстане всерьез и, как говорится, будет карать, невзирая на статус, положение, рейтинги «Единой России» и прочие атрибуты общефедеральной «табели о рангах» .

Показательна реакция аудитории в Госсовете на речь Нафикова. Сидевший в зале Госсовета госсоветник Минтимер Шаймиев скорбно молчал. Хотя обычно экс-президент Татарстана, если дело касается атрибутов «татарского суверенитета», на эмоции не скупится. Из этого наблюдатели сделали вывод, что Шаймиев сам, скорее всего, решил не лезть на рожон и предостерег от этого других членов «старой гвардии» . Куда, в частности, входят президент Татарстана Рустам Минниханов (бывший при Шаймиеве министром финансов) и нынешний министр образования Татарстана (инженер-механик по специальности) Энгель Фаттахов. Судя по тому, что Энгель Навапович также не отреагировал на доклад прокурора, он молчание Шаймиева оценил правильно.

Верно услышал высказанное Нафиковым ы и еще один «ветеран» - спикер Госсовета Фарит Мухаметшин. Он обратился к депутатам с предупреждением «не политизировать проблему». Политизация - еще одно ключевое слово «языкового» заседания Госсовета, своего рода жупел. Хотя многолетнее навязывание татарского языка школьникам многонационального Татарстана нельзя назвать иначе, как национализмом , да и объяснить можно только националистическими прихотями руководства. Татарский язык в ущерб русскому - символ Татарстана как «суверенного государства» . В остальном, «отцы суверенитета» с начала девяностых пестовали «суверенитет» лишь с одной целью - обеспечить себе статус пожизненных хозяев Татарстана вместе со всеми вытекающими - правовой неприкосновенностью и возможностью торговаться с Москвой.

«Угроза смерти татарского языка» вследствие русификации, ассимиляции, глобализации… а также другие надуманные тезисы националистов в руководстве Татарстана - не более чем пафос. Значительная часть депутатов Госсовета давно в курсе нюансов «по языковому вопросу». Скорее всего, народные избранники именно поэтому предпочли не спорить с тем, как оценили в Москве языковое «благополучие» Татарстана, а одобрить то, что предложила Москва в лице Минобрнауки РФ. Согласно заявлению Нафикова, отныне татарский язык можно будет изучать в регионе «только добровольно, на основании письменного согласия родителей или законных представителей учащихся в пределах двух часов в неделю за счет части, формируемой участниками образовательных отношений».

Правда, без реплики спикера Мухаметшина все же не обошлось. По его словам, вопрос изучения татарского языка в школах республики «очень волнует общественность», и к депутатам поступало много заявлений от «неравнодушных граждан». От кого именно, каким депутатам, и что в этих обращениях говорилось, Мухаметшин не сообщил. Он также сказал: «Министерству образования и науки предстоит большая работа по принятию в школах учебных планов с включением в них татарского языка в объеме 2 часов. Необходим комплекс мероприятий, включающий в себя изменения в рабочие программы по татарскому языку, обновление татарской литературы, методических документов, повышению квалификации и переподготовки кадров».
Отметим, что с 2012 года школа каждого субъекта РФ совместно с родителями учеников выбирает план обучения из нескольких, предлагаемых федеральным государственным образовательным стандартом и федеральным законом «Об образовании». В случае с Татарстаном (как и с любым национальным регионом) дирекции школ и родители имеют право выбрать себе как пресловутую «региональную компоненту», так и общефедеральный план - без часов на национальный язык, но с упором на русский, литературу и один европейский язык. Однако ж Фарит Мухаметшин как раньше умалчивал о таких нюансах, так и сейчас не сообщил об этом. Как и о том, что упомянутый «объем 2 часов» становится добровольным.

Капитуляцию этнократии было забавно наблюдать со стороны. До доклада Илдуса Нафикова в Госсовете в республике еще пытались с помощью админресурса создавать иллюзию протестной волны. Раньше в образе рукотворной защиты «языкового суверенитета» была условная «преподавательница нацязыка», оставшаяся без работы. Когда этот ресурс себя исчерпал, этнократы прикрылись русскими педагогами, назначенными на роль «беззаветных защитников» татарского в ущерб русскому . В авангард антифедерального педагогического фронта попал директор специализированного лицея в Казани Павел Шмаков - «российский и финский педагог» (в 2000 году Шмаков уехал на ПМЖ в Финляндию, но в 2011 году вернулся в Казань - прим. EADaily), «икона» либерально-ориентированных родителей казанских школьников. Связанный с «Радио Свобода» портал «Идель.Реалии» охотно процитировал Шмакова, вставшего на «защиту культурного многообразия», трансформировавшегося в сознании педагога-директора в защиту языковой «принудиловки»: «Мы считаем, что нельзя делить детей на татар и русских, что татары идут на свой татарский, а русские идут играть в футбол». По мнению Шмакова, учить татарский должны все школьники, и в его школе СОлНЦе так и будет.

Прокурорские проверки Шмаков сравнил с хождением в солдатских сапогах по нежным цветам. Прокурорские проверки возмутили педагога, который в своем желании наказать инспекторов-солдафонов договорился до абсурда: «Они фотографировали детское нижнее белье, личные предметы…». Но сверхэмоциональное и сбивчивое видеоинтервью Шмакова имело воздействие разве что на людей, которые совсем не в курсе реалий Татарстана. А то, как вертикаль республики, выслушивая Нафикова, взяла под козырек, только подтверждает известное выражение «своя рубашка ближе к телу»: перепуганные этнократы, чтобы сохранить личную безопасность, быстро «сдали» родной татарский язык, на принудительном обучении которому еще вчера настаивали чуть ли не с пеной у рта.

Отметим, что точно также - ради «сохранения всего нажитого непосильным трудом» (за 27 лет этнократии) был тихо сдан пресловутый договор о разграничениии полномочий между федеральным центром и республикой, в начале этого года пошла под суд целая когорта ранее «неприкосновенных» национал-активистов. Долгожители высоких кабинетов Казани ради спокойствия и благополучия себя оказались готовы проявить «многовекторность», превратившись из защитников «государства Татарстан» в «патриотов России». На этом фоне в республике в компетентных кругах все отчетливее звучат мнения, что Рустаму Минниханову не досидеть свой срок в президентах Татарстана, а «старой гвардии» за все прошлые этнократические «шалости» все-таки придется отвечать перед российским правосудием.

Эти мнения отчасти подкрепляются ранними выкладками некоторых московских экспертов. Согласно им, от отставки президента Рустама Минниханова раньше спасали только статус Татарстана как «суперблагополучного» региона и отсутствие конфликтов . Иллюзия «суперблагополучия» лопнула в начале 2017 года вместе с крахом «империи» Татфондбанка . А стремление Казани во что бы то ни стало следовать старым этнократическим курсом привело к выступлению Владимира Путина в Йошкар-Оле и комплексным «языковым» проверкам в школах региона. Согласно итогам этих проверок, отставка - самое простое наказание, которое может ожидать высших чиновников республики .