Шелякин м а справочник по русской грамматике. Справочник по русской грамматике. Шелякин М.А

Справочник по русской грамматике. Шелякин М.А.

5-е изд., стер. - М.: 2006. - 340 с.

Справочник является систематическим описанием самого существенного из области русской грамматики: фонетики, словообразования, морфологии и синтаксиса. Особое внимание уделяется трудным случаям русской грамматики, а также последовательной реализации принципа функционального описания грамматической системы русского языка.

Адресован иностранным студентам-филологам и преподавателям русского языка как иностранного.

Формат: djvu

Размер: 5 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
ГРАФИКА -ФОНЕТИКА -ОРФОЭПИЯ
§ 1. Русский алфавит. Соотношение между буквами и звуками в слове 5
§ 2. Состав русских гласных звуков и особенности их произношения в словах. 7
§ 3. Правописание гласных букв 9
§ 4. Состав русских согласных и особенности их произношения в словах 10
§ 5. Правописание букв ь, ь и и 14
§ 6. Русское ударение 15
МОРФОЛОГИЯ
§ 7. Состав русского слова... 16
§ 8. Образование сложных слов 19
§ 9. Чередование звуков в основе слова 20
§ 10. Основное правило русского правописания 22
§ 11. Об употреблении заглавных (прописных) букв 25
§ 12. Правила переноса слов. . ... 26
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
§ 13. Особенности русских существительных как части речи 27
§ 14. Несклоняемые существительные. 27
§ 15. Род имен существительных 28
§ 16. Основные суффиксы имен существительных и их правописание. . 32
§ 17. Число имен существительных 37
§ 18. Падеж имен существительных 40
§ 19. Типы склонений существительных в единственном числе. 44
§ 20. Склонение существительных во множественном числе. . 50
§ 21. Беглые гласные при изменении существительных по падежам. . 59
§ 22. Случаи падежной неизменяемости склоняемых существительных в речи 60
§ 23. Основные значения русских падежей. 61
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
§ 24. Особенности русских прилагательных как части речи 71
§ 25. Несклоняемые неизменяемые прилагательные 71
§ 26. Разряды прилагательных по значению и грамматическим особенностям 72 I
§ 27. Склонение качественных и относительных прилагательных... 73 I
§ 28. Склонение притяжательных прилагательных..... 76
§ 29. Краткие формы прилагательных 77
§ 30. Степени сравнения прилагательных 84
§ 31. Переход прилагательных в существительные. 89
§ 32. Правописание суффиксов прилагательных 89
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
§ 33. Образование числительных 92
§ 34. Склонение числительных и их синтаксическое употребление. 96
§ 35. Формы прилагательных в сочетаниях количественных числительных с существительными 100
§ 36. Сочетания количественных числительных с существительными человек, год, лет 101
§ 37. Употребление падежных форм количественных числительных с предлогом по 102
§ 38. Склонение собирательных числительных, их сочетание с существительными и употребление 103
§ 39. Склонение дробных числительных и их сочетание с существительными 104
§ 40. Склонение и употребление порядковых числительных 105
§ 41. Ударение при склонении числительных. . 107
МЕСТОИМЕНИЕ
§ 42. Состав русских местоимений... 107
§ 43. Личные местоимения 108
§ 44. Склонение и употребление возвратного местоимения себя 109
§ 45. Склонение и употребление взаимно-возвратного местоимения друг друга 109
§ 46. Притяжательные местоимения 110
§ 47. Указательно-выделительные местоимения 112
§ 48. Отождествляющие местоимения 113
§ 49. Определительно-уточняющие местоимения сам и самый 114
§ 50. Определительно-обобщающие местоимения 115
§ 51. Вопросительные местоимения 116
§ 52. Неопределенные местоимения 118
§ 53. Отрицательные местоимения 120
ГЛАГОЛ
§ 54 Особенности русского глагола как части речи 121
§ 55 Две основы глагола и образование глагольных форм 122
§ 56. Два спряжения глагола 124
§ 57. Словоизменительные группы (классы) глаголов 127
§ 58. Ударение в спрягаемых формах глагола 135
§ 59. Безличные глаголы и их синтаксическое употребление 136
§ 60. Особые случаи употребления 2-го лица ед. ч. и 3-го лица мн. ч. . . 137
§ 61. Виды глагола 138
§ 62. Видовая принадлежность глаголов 143
§ 63. Образование видовых пар 145
§ 64. Видовые формы парных глаголов движения 149
§ 65. Образование видовых пар при помощи приставок. . 153
§ 66. Образование видовых пар от разных корней и основ 155 I
§ 67. Одновидовые глаголы. 155
§ 68. Изъявительное наклонение 15e
§ 69. Повелительное наклонение. . . 162
§ 70. Сослагательное наклонение 167
§ 71. Залоги глагола 168 I
§ 72. Непереходные глаголы с постфиксом -ся без страдательного значения 170
§ 73. Причастие 174
§ 74. Краткие причастия 178
§ 75. Ударение в причастиях 179
§ 76. Употребление временных и видовых форм в причастиях 180
§ 77. Правописание отрицания не с причастиями 181
§ 78. Переход причастий в прилагательные и существительные 181
§ 79. Правописание прилагательных, образованных от страдательных причастий 182
§ 80. Деепричастие 183
§ 81. Инфинитив 187
НАРЕЧИЕ
§ 82. Местоименные наречия русского языка 190
§ 83. Образование знаменательных наречий 191
§ 84. Степени сравнения наречий 193
§ 85. Предикативные наречия и их синтаксическое употребление 193
§ 86. Правописание наречий. 194
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГИ
§ 87. Состав русских предлогов. . . 195
§ 88. Основные типы значений предложно-падежных сочетаний 199
§ 89. Трудные случаи правописания производных предлогов 215
СОЮЗЫ
§ 90. Состав русских союзов 215
§ 91. Сочинительные союзы 215
§ 92. Подчинительные союзы 216
ЧАСТИЦЫ
§ 93. Частицы, которые служат для выражения отношения всего или части высказывания к действительности 216
§ 94. Частицы, которые выражают отношение говорящего к сообщаемому 217
§ 95. Синтаксическое употребление частиц 218
§ 96. Употребление отрицательных частиц не и ив 218
СИНТАКСИС
СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 97. Типы синтаксических связей слов и их роль в построении предложения 219
§ 98. Виды подчинительной связи слов 220
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 99. Понятие членов предложения и базовой структурной модели (схемы) предложения. Обязательные и факультативные члены предложения и их функции в предложении 222
§ 100. Порядок построения русского предложения. Нейтральный и измененный порядок членов предложения 225
§ 101. Главные члены предложения 228
§ 102. Распространяющие члены предложения и способы их выражения 237
БАЗОВЫЕ СТРУКТУРНЫЕ МОДЕЛИ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 103. Исходная модель: субъект предложения + изменяемое глагольное сказуемое (простое и составное) . . 241
§ 104. Модели: распространяющие члены + изменяемое сказуемое, выраженное глаголом быть и бытийными глаголами + И. п. субъекта предложения 244
§ 105. Модель: И. п. субъекта предложения + сказуемое, выраженное инфинитивом со связкой быть 250
§ 106. Модели: косвенные падежи субъекта предложения + неизменяемое по формам лица, числа и рода глагольное сказуемое (простое и составное) 251
§ 107. Модели: И. п. субъекта предложения + именное сказуемое 255
§ 108. Модели: косвенные падежи субъекта предложения + именное сказуемое с неизменяемыми по форме рода и числа вспомогательными словами и связкой. 258
§ 109. Модели: субъект предложения в форме инфинитива (одиночного или с распространяющими членами) + составное именное сказуемое. 259
§ 110. Модель: субъект предложения в форме инфинитива (одиночного или с распространяющими членами) + сказуемое в форме инфинитива (инфинитивно-сопоставительные предложения) 260
§ 111. Модели предложений без словесно выраженного субъекта (односоставные предложения) 261
§ 112. Модели предложений с двойным сказуемым 265
§ 113. Строение вопросительных предложений 268
§ 114. Строение отрицательных предложений 269
§ 115. Строение побудительных предложений 271
РАСПРОСТРАНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 116. Обязательные синтаксические связи глаголов с дополнениями объекта и обстоятельствами 272
§ 117- Обязательные синтаксические связи прилагательных с дополнениями объекта. Сильное управление кратких и полных прилагательных, выступающих в качестве именной части сказуемых 283
§ 118. Обязательные синтаксические связи существительных с дополнениями объекта 285
§ 119. Факультативные распространяющие члены предложения 286
§ 120. Обособленные члены предложения 293
§ 121. Вводные слова и словосочетания 296
§ 122. Однородные члены предложения. . 297
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§ 123. Сложносочиненные предложения 299
§ 124. Сложноподчиненные предложения 302
§ 125. Бессоюзные сложные предложения 334
§ 126. Прямая и косвенная речь 337 I
Литература 339

Справочник по русской грамматике. Шелякин М.А.

5-е изд., стер. - М.: 2006. - 340 с.

Справочник является систематическим описанием самого существенного из области русской грамматики: фонетики, словообразования, морфологии и синтаксиса. Особое внимание уделяется трудным случаям русской грамматики, а также последовательной реализации принципа функционального описания грамматической системы русского языка.

Адресован иностранным студентам-филологам и преподавателям русского языка как иностранного.

Формат: djvu

Размер: 5 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
ГРАФИКА -ФОНЕТИКА -ОРФОЭПИЯ
§ 1. Русский алфавит. Соотношение между буквами и звуками в слове 5
§ 2. Состав русских гласных звуков и особенности их произношения в словах. 7
§ 3. Правописание гласных букв 9
§ 4. Состав русских согласных и особенности их произношения в словах 10
§ 5. Правописание букв ь, ь и и 14
§ 6. Русское ударение 15
МОРФОЛОГИЯ
§ 7. Состав русского слова... 16
§ 8. Образование сложных слов 19
§ 9. Чередование звуков в основе слова 20
§ 10. Основное правило русского правописания 22
§ 11. Об употреблении заглавных (прописных) букв 25
§ 12. Правила переноса слов. . ... 26
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
§ 13. Особенности русских существительных как части речи 27
§ 14. Несклоняемые существительные. 27
§ 15. Род имен существительных 28
§ 16. Основные суффиксы имен существительных и их правописание. . 32
§ 17. Число имен существительных 37
§ 18. Падеж имен существительных 40
§ 19. Типы склонений существительных в единственном числе. 44
§ 20. Склонение существительных во множественном числе. . 50
§ 21. Беглые гласные при изменении существительных по падежам. . 59
§ 22. Случаи падежной неизменяемости склоняемых существительных в речи 60
§ 23. Основные значения русских падежей. 61
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
§ 24. Особенности русских прилагательных как части речи 71
§ 25. Несклоняемые неизменяемые прилагательные 71
§ 26. Разряды прилагательных по значению и грамматическим особенностям 72 I
§ 27. Склонение качественных и относительных прилагательных... 73 I
§ 28. Склонение притяжательных прилагательных..... 76
§ 29. Краткие формы прилагательных 77
§ 30. Степени сравнения прилагательных 84
§ 31. Переход прилагательных в существительные. 89
§ 32. Правописание суффиксов прилагательных 89
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
§ 33. Образование числительных 92
§ 34. Склонение числительных и их синтаксическое употребление. 96
§ 35. Формы прилагательных в сочетаниях количественных числительных с существительными 100
§ 36. Сочетания количественных числительных с существительными человек, год, лет 101
§ 37. Употребление падежных форм количественных числительных с предлогом по 102
§ 38. Склонение собирательных числительных, их сочетание с существительными и употребление 103
§ 39. Склонение дробных числительных и их сочетание с существительными 104
§ 40. Склонение и употребление порядковых числительных 105
§ 41. Ударение при склонении числительных. . 107
МЕСТОИМЕНИЕ
§ 42. Состав русских местоимений... 107
§ 43. Личные местоимения 108
§ 44. Склонение и употребление возвратного местоимения себя 109
§ 45. Склонение и употребление взаимно-возвратного местоимения друг друга 109
§ 46. Притяжательные местоимения 110
§ 47. Указательно-выделительные местоимения 112
§ 48. Отождествляющие местоимения 113
§ 49. Определительно-уточняющие местоимения сам и самый 114
§ 50. Определительно-обобщающие местоимения 115
§ 51. Вопросительные местоимения 116
§ 52. Неопределенные местоимения 118
§ 53. Отрицательные местоимения 120
ГЛАГОЛ
§ 54 Особенности русского глагола как части речи 121
§ 55 Две основы глагола и образование глагольных форм 122
§ 56. Два спряжения глагола 124
§ 57. Словоизменительные группы (классы) глаголов 127
§ 58. Ударение в спрягаемых формах глагола 135
§ 59. Безличные глаголы и их синтаксическое употребление 136
§ 60. Особые случаи употребления 2-го лица ед. ч. и 3-го лица мн. ч. . . 137
§ 61. Виды глагола 138
§ 62. Видовая принадлежность глаголов 143
§ 63. Образование видовых пар 145
§ 64. Видовые формы парных глаголов движения 149
§ 65. Образование видовых пар при помощи приставок. . 153
§ 66. Образование видовых пар от разных корней и основ 155 I
§ 67. Одновидовые глаголы. 155
§ 68. Изъявительное наклонение 15e
§ 69. Повелительное наклонение. . . 162
§ 70. Сослагательное наклонение 167
§ 71. Залоги глагола 168 I
§ 72. Непереходные глаголы с постфиксом -ся без страдательного значения 170
§ 73. Причастие 174
§ 74. Краткие причастия 178
§ 75. Ударение в причастиях 179
§ 76. Употребление временных и видовых форм в причастиях 180
§ 77. Правописание отрицания не с причастиями 181
§ 78. Переход причастий в прилагательные и существительные 181
§ 79. Правописание прилагательных, образованных от страдательных причастий 182
§ 80. Деепричастие 183
§ 81. Инфинитив 187
НАРЕЧИЕ
§ 82. Местоименные наречия русского языка 190
§ 83. Образование знаменательных наречий 191
§ 84. Степени сравнения наречий 193
§ 85. Предикативные наречия и их синтаксическое употребление 193
§ 86. Правописание наречий. 194
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГИ
§ 87. Состав русских предлогов. . . 195
§ 88. Основные типы значений предложно-падежных сочетаний 199
§ 89. Трудные случаи правописания производных предлогов 215
СОЮЗЫ
§ 90. Состав русских союзов 215
§ 91. Сочинительные союзы 215
§ 92. Подчинительные союзы 216
ЧАСТИЦЫ
§ 93. Частицы, которые служат для выражения отношения всего или части высказывания к действительности 216
§ 94. Частицы, которые выражают отношение говорящего к сообщаемому 217
§ 95. Синтаксическое употребление частиц 218
§ 96. Употребление отрицательных частиц не и ив 218
СИНТАКСИС
СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 97. Типы синтаксических связей слов и их роль в построении предложения 219
§ 98. Виды подчинительной связи слов 220
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 99. Понятие членов предложения и базовой структурной модели (схемы) предложения. Обязательные и факультативные члены предложения и их функции в предложении 222
§ 100. Порядок построения русского предложения. Нейтральный и измененный порядок членов предложения 225
§ 101. Главные члены предложения 228
§ 102. Распространяющие члены предложения и способы их выражения 237
БАЗОВЫЕ СТРУКТУРНЫЕ МОДЕЛИ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 103. Исходная модель: субъект предложения + изменяемое глагольное сказуемое (простое и составное) . . 241
§ 104. Модели: распространяющие члены + изменяемое сказуемое, выраженное глаголом быть и бытийными глаголами + И. п. субъекта предложения 244
§ 105. Модель: И. п. субъекта предложения + сказуемое, выраженное инфинитивом со связкой быть 250
§ 106. Модели: косвенные падежи субъекта предложения + неизменяемое по формам лица, числа и рода глагольное сказуемое (простое и составное) 251
§ 107. Модели: И. п. субъекта предложения + именное сказуемое 255
§ 108. Модели: косвенные падежи субъекта предложения + именное сказуемое с неизменяемыми по форме рода и числа вспомогательными словами и связкой. 258
§ 109. Модели: субъект предложения в форме инфинитива (одиночного или с распространяющими членами) + составное именное сказуемое. 259
§ 110. Модель: субъект предложения в форме инфинитива (одиночного или с распространяющими членами) + сказуемое в форме инфинитива (инфинитивно-сопоставительные предложения) 260
§ 111. Модели предложений без словесно выраженного субъекта (односоставные предложения) 261
§ 112. Модели предложений с двойным сказуемым 265
§ 113. Строение вопросительных предложений 268
§ 114. Строение отрицательных предложений 269
§ 115. Строение побудительных предложений 271
РАСПРОСТРАНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 116. Обязательные синтаксические связи глаголов с дополнениями объекта и обстоятельствами 272
§ 117- Обязательные синтаксические связи прилагательных с дополнениями объекта. Сильное управление кратких и полных прилагательных, выступающих в качестве именной части сказуемых 283
§ 118. Обязательные синтаксические связи существительных с дополнениями объекта 285
§ 119. Факультативные распространяющие члены предложения 286
§ 120. Обособленные члены предложения 293
§ 121. Вводные слова и словосочетания 296
§ 122. Однородные члены предложения. . 297
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§ 123. Сложносочиненные предложения 299
§ 124. Сложноподчиненные предложения 302
§ 125. Бессоюзные сложные предложения 334
§ 126. Прямая и косвенная речь 337 I
Литература 339

Том 1. Фонетика и морфология

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

В настоящее издание Институтом русского языка Академии наук СССР внесены некоторые исправления.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Задача настоящего издания - дать возможно широкую грамматическую характеристику современного русского литературного языка как языка национального.

Общие грамматические положения, грамматические законы и отдельные грамматические правила выводятся из самой языковой практики, но вместе с тем они направляют и упорядочивают языковую практику, речевую деятельность говорящих на данном языке.

Сознательное отношение к грамматическому строю языка, к основным его законам и отдельным частным правилам способствует более правильному пользованию родной, усвоенной с детских лет речью, более точному выражению мыслей и лучшему пониманию всего слышимого и читаемого. Вместе с тем сознательное отношение к грамматическому строю речи способствует совершенствованию общенационального языка, поднятию его культуры. Поэтому описательная нормативная грамматика, опирающаяся на научную разработку вопросов языкового строя, имеет большое практическое значение для широких кругов говорящих и пишущих.

Грамматический строй языка создается веками, он непрерывно, хотя л очень медленно, изменяется; при этом непрерывном медленном процессе рядом с сохраняющимися старыми явлениями возникают явления новые, вследствие чего в языке наблюдаются вариапты произношения, ударения, форм слов, разновидности в области синтаксического строя. Варианты появляются в литературном языке также в результате постоянного общения и взаимодействия литературного языка с иародньши говорами, особенности которых в той или иной степени всегда проникали и продолжают проникать в литературный язык...........

Том 2 (1). Синтаксис

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

«Грамматика русского языка» в двух томах (трех книгах) была подготовлена к изданию Сектором современного русского языка Института языкознания Академии наук СССР и вышла в свет в 1952 - 1954 гг.

В связи с многочисленными требованиями читателей Издательство АН СССР производит выпуск дополнительного тиража «Грамматики».

В настоящее издание Институтом русского языка Академии наук СССР внесены некоторые исправлении.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Второй том академической «Грамматики русского языка», содержащий синтаксис, ставит перед собой задачу подробного описания основных типов словосочетаний и предложений (простых и сложных) в современном русском языке.

Для выполнения зтой задачи было необходимо привлечь как можно больше синтаксического материала из языка классической русской и современной советской литературы. Обилие примеров и иллюстраций оправдывается стремлением авторов не только описать, но и наглядно показать типические случаи употребления разнообразных синтаксических конструкций. Это не могло не отразиться на объеме второго тома «Грамматики русского языка».

Работа по классификации и описанию синтаксических явлений современного русского языка, относящихся к строю простого и сложного предложений, началась еще в Институте русского языка с 1946 года. Результатом этой работы был ряд написанных глав из разделов, содержащих описание структуры простого предложения и разных видов сложного предложения (общим объемом более 30 печатных листов). С учреждением Института языкознания АН СССР направление и организация работы над вторым томом «Грамматики русского языка» коренным образом изменились. Отсутствовавший в прежнем плане отдел синтаксиса, содержащий описание типов и форм словосочетаний, занял подобающее ему место. В связи с расширением и углублением синтаксического учения о словосочетании должен был подвергнуться существенным изменениям и план исследования, а также изложение тех вопросов русского синтаксиса, которые относятся к учению о простом предложении, его членах, его разновидностях, о сложном предложении и его типах. Прежде приготовленные главы синтаксиса были в корне переработаны, ряд глав написан заново.

Коллектив авторов, принимавших активное участие в подготовке академического «Синтаксиса», значительно расширился. Теоретическое введение в «Синтаксис» написано акад. В. В. Виноградовым. Авторами глав, посвященных описанию разрядов и форм словосочетаний, являются: В. А. Белошапкова («Словосочетания имен существительных с именами существительными», «Словосочетания имен существительных с наречиями», «Словосочетания имен существительных с инфинитивом»), Е. А. Земская («Глагольные словосочетания с инфинитивом»), Н. Н. Прокопович

(«Словосочетания имен существительных с именами прилагательными, местоименными прилагательными, порядковыми числительными и причастиями», «Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова», «Словосочетания с местоимением в роли главного слова», «Словосочетания с именем числительным в роли главного слова») и В. М. Филиппова («Глагольные словосочетания с именами существительными», «Глагольные словосочетания с наречиями», «Словосочетания с наречием в роли главного слова»), В написании глав, относящихся к изложению учения о простом предложении, участвовали следующие авторы: Е. М. Галкина-Федорук («Виды предложений по цели высказывания. ..............

Скачать учебник СССР - Грамматика русского языка. Тома 1 и 2 - 1960 года

Скачать....том 1

Скачать....том 2

Программа STDU Viewer - это универсальный инструмент позволяющий легко просматривать документы многих форматов, в том числе и файлов DjVu, PDF и TIFF ............

ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИКИ ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Изучение лексики в школьном курсе русского языка имеет важное значение для познания лексической системы, взаимосвя-зей между грамматикой и лексикой, создает условия для раз-вития речи учащихся - овладения лексическими нормами и обо-гащения словарного запаса.

В школе лексика (словарный состав) русского языка изуча-ется в следующих направлениях: лексическое значение слова; употребление и происхождение слов. Все, что связано с лекси-ческим значением слова, изучается в IV классе, а с употребле-нием и происхождением - в V классе.

В IV классе изучаются такие лексические понятия: «лекси-ческое значение слова», «многозначные и однозначные слова», «прямое и переносное значение слова», «омонимы», «синонимы», «антонимы». Кроме того, в IV классе учащиеся знакомятся с некоторыми понятиями лексикографии: «толковый словарь», «словарная статья» (без определения этих понятий).

В процессе изучения лексики школьники учатся: 1) опреде-лять лексическое значение общеупотребительных слов; 2) раз-личать в слове лексическое и морфологическое значения; 3) на-ходить в тексте изученные лексические явления; 4) подбирать к словам синонимы, антонимы; 5) пользоваться толковым сло-варем.

Слово рассматривается с точки зрения его функции (роли) в языке (является средством наименования чего-либо) и с точки зрения его лексического значения (служит для обозначения кон-кретного предмета, признака, действия, например: стол, крас-ный, писать, пять, он).

В школьном курсе лексики используются в качестве дидакти-ческого материала почти все лексико-грамматические группы самостоятельных слов, так как они являются носителями лекси-ческого значения, непосредственно связанного с реальным ми-ром. Две лексико-грамматические группировки самостоятельных слов - числительные и местоимения - не привлекаются для ана-лиза в школьном курсе лексики в силу специфичности их лекси-ческого значения - наименование элементов числового ряда (у числительных) и указание на предмет, признак, количество (у местоимений).

Слова рассматриваются с точки зрения глубины их семан-тики (однозначные и многозначные), а также с точки зрения ассоциаций, возникающих между ними, в результате чего слова объединяются в синонимические и антонимические ряды. Важ-ную роль в школьном курсе лексики играет работа над эмоцио-нально окрашенными значениями слов, р помощью которых вы-ражается отношение к кому-, чему-либо говорящего и пишу-щего.

В процессе ознакомления с лексическими явлениями, изучае-мыми в IV классе, необходимо учитывать следующие методи-ческие принципы: соотнесение слова с обозначаемым им пред-метом, признаком или действием, соотнесение лексического зна-чения с грамматическими (словообразовательным и морфологи-ческим). Для реализации первого принципа в учебнике приво-дятся рисунки, иллюстрирующие такие понятия, как «многознач-ные и однозначные слова», «синонимы», «антонимы».

Чтобы научить детей отграничивать сходные в чем-либо лек-сические явления, необходимо опираться на соотношение лекси-ческого значения и морфологических особенностей слов. Напри-мер, раскрывая сущность омонимии слов (в отличие от полисе-мии), целесообразно обратить внимание детей на одинаковость написания омонимов (ключ1 и ключ2) и на принадлежность их к одной и той же части речи (оба имена существительные) при совершенно несходном лексическом значении этих слов.

Для изучения лексикологических понятий используются объ-яснение учителя и наблюдения над лексическими явлениями. Объяснение используется применительно к тем лексикологиче-ским понятиям, при изучении которых нельзя опираться на со-отношение слова и предмета, обозначаемого этим словом, напри-мер при изучении таких понятий, как «слово», «словарный со-став», «лексическое значение», «переносное значение слова». Наблюдения применяются к тем лексическим явлениям, при изучении которых можно опереться на соотношение слова и обозначаемого им предмета, например: «многозначные и одно-значные слова», «омонимы», «синонимы», «антонимы». Объясне-ние представлено в учебнике в виде изложения готовых теоре-тических сведений. Материал для наблюдений позволяет уча-щимся извлечь все необходимые сведения об изучаемом яв-лении.

Определения языковых явлений, сущность которых раскры-вается учителем, включаются в авторский текст. Определения тех языковых явлений, сущность которых разъясняется на ос-нове наблюдений, даютсяютдельно, после материала для наблю-дения. В сильном классе определение может быть выведено на основе анализа материала для наблюдения с последующей про-веркой его правильности по учебнику, а в слабом классе опре-деление читается по учебнику с последующим анализом эле-ментов его содержания и структуры.

Для закрепления полученных знаний о лексических явлени-ях используются упражнения следующих видов: 1) поиск в тек-сте изученных лексических явлений; 2) группировка изученных лексических явлений; 3) подбор слов, относящихся к тем или иным изученным явлениям; 4) составление таблиц изученных лексических явлений; 5) выявление функций изучаемых лекси-ческих явлений в тексте; 6) использование в собственной речц изученных лексических явлений.

В работе по лексике в IV классе выделяются два этапа: изучение лексикологических понятий на специальных уроках и работа по лексике при изучении нелексикологических тем.

При изучении лексики необходимо повторять пройденное по фонетике и орфографии, по синтаксису и пунктуации, используя для этого как упражнения учебника, так и тексты обучающих диктантов.

ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ УРОКАХ

На этом этапе работы по лексике учащиеся усваивают опре-деления лексикологических понятий, познают системные связи между словами и овладевают лексикологическими умениями.

В начальных классах в практическом плане (без терминов и определения понятия) изучались близкие и противоположные по значению слова. Фактически весь материал по лексике явля-ется новым для учащихся. Это необходимо иметь в виду при разъяснении сущности лексикологических понятий.

Первый урок по лексике имеет большое значение в развитии у учащихся интереса к новому разделу науки о язы-ке и к лексике русского языка (он проводится на основе § 42),

Ставятся задачи ознакомить учащихся: 1) с одной из основ-ных единиц языка - словом; 2) с разделом науки о языке - лек-сикой; 3) со словарным богатством русского языка; 4) с тол-ковым словарем русского языка; развить у детей:1) интерес

к слову и к лексике как особому разделу науки о языке; 2) стремление обогащать свой словарный запас и правильно употреблять слова в собственной речи.

Для объяснения и закрепления нового материала использу-ются объяснение учителя и беседа, перемежающиеся друг с дру-гом. Новые сведения целесообразно сообщить в такой последо-вательности: 1) слова - строительный материал языка; 2) что такое лексическое значение слова; 3) толковый словарь; 4) лек-сическое и морфологическое значение в слове; 5) слово и сло-восочетание.

I. Повторение изученного: «Какие единицы языка мы изуча-ли?» (Звук в фонетике; словосочетание, предложение, текст -

в синтаксисе.) В слабом классе: «Что мы изучали в фонети-ке? В синтаксисе?»

1Г. Объяснение нового. 1. Беседа:

Изучая звуки, словосочетания, предложения, текст, мы имели дело со словами. Сегодня мы познакомимся с новым раз-делом науки о языке, в котором специально изучаются слова, их значение, употребление слов. Слова являются как бы строи-тельным материалом языка. Без них нет языка. Не зная слов, нельзя знать языка и пользоваться им как средством общения. Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику (слово лексика учитель записывает на доске). Слов в русском языке много. Сколько же? Прочитаем текст упражнения 282, и мы получим ответ на этот вопрос (выполняются также письмен-ные задания).

Затем проводится беседа по тексту данного упражнения:

Сколько слов в большом словаре русского языка? Все ли слова русского языка зафиксированы в нем?

Заканчивается эта часть урока следующим сообщением учи-теля:

Точное количество слов в языке неизвестно, так как они постоянно возникают, а некоторые из них исчезают из языка. Очень много специальных слов, собственных имен, которых на-считывается сотни тысяч. Каждый человек владеет лишь частью всего словарного состава языка. У одних словарный запас большой. Например, словарь произведений А. С. Пушкина со-ставляет около 22 тысяч слов. У других словарный запас неве-лик. Чем большим количеством слов владеет человек, тем речь его богаче, точнее. Нужно постоянно пополнять свой словарный запас, а для этого следует больше читать, интересоваться зна-чением и употреблением незнакомых слов.

Слова служат в языке для называния отдельных пред-метов, их признаков, действий. Например, словом голубь мы называем «птицу с серовато-голубым или белым оперением и большим зобом»1. То, что обозначает слово, есть его лексиче-ское значение. Из слов мы строим по правилам грамматики предложения. Так слово участвует в выражении мысли.

Для проверки того, усвоены ли основные сведения о слове, целесообразно поставить следующие вопросы: для чего служат слова в языке? (Для обозначения предметов, их признаков, дей-ствий.) Чем слова отличаются друг от друга? (Своим звучани-ем и лексическим значением.)

2.Сообщение учителя о толковом словаре:

Слова собраны в особых книгах, называемых словарями. В них разъясняется значение и употребление слов, поэтому та-

Ожегов С. И. Словарь русского языка. 9-е изд. М., 1972.

  • Грамматические игры и загадки 1961 год скачать Советский учебник
  • РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ 1894 год скачать досоветский учебник

Название : Говорите и пишите по-русски правильно.

В пособии в занимательной форме излагаются важнейшие вопросы речевой культуры, связанные с нормативностью речи, ее благозвучием, выразительностью. Многочисленные живые примеры помогут без труда усвоить лексические, грамматические, стилистические и орфоэпические нормы русского языка, то есть научиться писать по-русски не только правильно, но и красиво.
Книга адресована школьникам, преподавателям русского языка, студентам-филологам, журналистам и всем, кто интересуется русским языком.

Название : Грамматика русского языка в таблицах и схемах.

В пособии в конспективной табличной форме изложен материал по курсу Русский язык. Пособие может быть использовано как краткий справочник для работы дома, а также при подготовке к экзаменам и тестированию.


Скачать и читать Грамматика русского языка в таблицах и схемах - Новичёнок И.К.

Название : Грамотность за 12 занятий - Русский язык.

Новая система обучения практической грамотности позволяет повторить, систематизировать и обобщить знания по орфографии и пунктуации, сформировать устойчивые навыки грамотного письма, создать базу, на основе которой можно продолжить углубленное освоение норм русского правописания.
Пособие предназначено для учащихся 8-11 классов, абитуриентов и всех желающих в кратчайшие сроки научиься писать грамотно.


Скачать и читать Грамотность за 12 занятий - Русский язык - Фролова Т.Я.

Название : Интенсивный курс русского языка - Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках.

В пособии представлены наиболее трудные правила русской орфографии и пунктуации с комментариями и инструкциями, облегчающими их запоминание и применение. Анализируются типичные речевые ошибки. Цель авторов - помочь выпускникам школ и поступающим в вузы закрепить и усовершенствовать навыки правописания и подготовиться к централизованному тестированию по русскому языку. Может быть использовано на уроках русского языка в средних школах и гимназиях, а также для самоподготовки к сочинению и тестированию.


Скачать и читать Интенсивный курс русского языка - Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках - Иссерс О.С., Кузьмина Н.А.

Название : Пунктуационный разбор предложения.

Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие поможет восполнить пробелы, связанные с изучением пунктуации.
Материал пособия подобран и сгруппирован тематически, с учетом тех типичных пунктуационных ошибок, которые часто допускаются учащимися.


Скачать и читать Пунктуационный разбор предложения - Ушакова О.Д.

Название

Учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом для средних специальных заведений. Он включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения; расширяет представление о русском языке, его возможностях; знакомит с особенностями звучащей речи, с невербальными средствами общения; обучает правилам речевого этикета. Для студентов средних специальных заведений.


Скачать и читать Русский язык и культура речи - Введенская Л.А., Черкасова М.Н.

Русский язык и культура речи - Максимов В.И.

Название : Русский язык и культура речи.

Учебник в развернутом виде представляет теоретический материал, очерченный программой, имеет практическую направленность, учит выполнению действий, приводящих к формированию умений и навыков делового общения. К каждой главе приложены контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы.
Предназначен для студентов высших учебных заведений.

Справочник является систематическим описанием самого существенного из области русской грамматики: фонетики, словообразования, морфологии и синтаксиса. Особое внимание уделяется трудным случаям русской грамматики, а также последовательной реализации принципа функционального описания грамматической системы русского языка.
Адресован иностранным студентам-филологам и преподавателям русского языка как иностранного.

РУССКОЕ УДАРЕНИЕ.
Ударение характеризуется следующими особенностями:
1. В русском языке ударение разноместное (свободное), т.е. его место не прикреплено к одному определенному слогу слова.

Разноместность ударения является важным средством различения слов. В одних случаях местом ударения различаются два слова: мука (размолотые хлебные зерна) и мука (сильное страдание), замок (приспособление для запирания) и замок (крепость), хлопок (удар в ладоши) и хлопок (волокно), орган (часть организма) и орган (музыкальный инструмент), атлас (сборник географических карт) и атлас (ткань). В других случаях местом ударения различаются отдельные грамматические формы: пища- существительное, но пища-деепричастие (от глагола пищать), белка - И.п. ед.ч., но белка-Р.и. ед.ч. существительного белок...

2. Ударение является подвижным, т.е. при образовании разных грамматических форм оно может переноситься с одного слога на другой. Например: город - И.и. ед.ч., но города-И.п. мн.ч., голова-И.п. ед.ч., но голову - В.и. ед.ч. и т.д. Подвижность ударения представляет собой добавочное средство, сопровождающее основное средство образования грамматических форм - изменение слов по окончаниям.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
ГРАФИКА -ФОНЕТИКА -ОРФОЭПИЯ
§ 1. Русский алфавит. Соотношение между буквами и звуками в слове 5
§ 2. Состав русских гласных звуков и особенности их произношения в словах 7
§ 3. Правописание гласных букв 9
§ 4. Состав русских согласных и особенности их произношения в словах 10
§ 5. Правописание букв ь, ь и и 14
§ 6. Русское ударение 15
МОРФОЛОГИЯ

§ 7. Состав русского слова 16
§ 8. Образование сложных слов 19
§ 9. Чередование звуков в основе слова 20
§ 10. Основное правило русского правописания 22
§ 11. Об употреблении заглавных (прописных) букв 25
§ 12. Правила переноса слов 26
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
§ 13. Особенности русских существительных как части речи 27
§ 14. Несклоняемые существительные 27
§ 15. Род имен существительных 28
§ 16. Основные суффиксы имен существительных и их правописание 32
§ 17. Число имен существительных 37
§ 18. Падеж имен существительных 40
§ 19. Типы склонений существительных в единственном числе 44
§ 20. Склонение существительных во множественном числе 50
§ 21. Беглые гласные при изменении существительных по падежам 59
§ 22. Случаи падежной неизменяемости склоняемых существительных в речи 60
§ 23. Основные значения русских падежей 61
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
§ 24. Особенности русских прилагательных как части речи 71
§ 25. Несклоняемые неизменяемые прилагательные 71
§ 26. Разряды прилагательных по значению и грамматическим особенностям 72
§ 27. Склонение качественных и относительных прилагательных 73
§ 28. Склонение притяжательных прилагательных 76
§ 29. Краткие формы прилагательных 77
§ 30. Степени сравнения прилагательных 84
§ 31. Переход прилагательных в существительные 89
§ 32. Правописание суффиксов прилагательных 89
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
§ 33. Образование числительных 92
§ 34. Склонение числительных и их синтаксическое употребление 96
§ 35. Формы прилагательных в сочетаниях количественных числительных с существительными 100
§ 36. Сочетания количественных числительных с существительными человек, год, лет 101
§ 37. Употребление падежных форм количественных числительных с предлогом по 102
§ 38. Склонение собирательных числительных, их сочетание с существительными и употребление 103
§ 39. Склонение дробных числительных и их сочетание с существительными 104
§ 40. Склонение и употребление порядковых числительных 105
§ 41. Ударение при склонении числительных 107
МЕСТОИМЕНИЕ
§ 42. Состав русских местоимений 107
§ 43. Личные местоимения 108
§ 44. Склонение и употребление возвратного местоимения себя 109
§ 45. Склонение и употребление взаимно-возвратного местоимения друг друга 109
§ 46. Притяжательные местоимения 110
§ 47. Указательно-выделительные местоимения 112
§ 48. Отождествляющие местоимения 113
§ 49. Определительно-уточняющие местоимения сам и самый 114
§ 50. Определительно-обобщающие местоимения 115
§ 51. Вопросительные местоимения 116
§ 52. Неопределенные местоимения 118
§ 53. Отрицательные местоимения 120
ГЛАГОЛ
§ 54 Особенности русского глагола как части речи 121
§ 55 Две основы глагола и образование глагольных форм 122
§ 56. Два спряжения глагола 124
§ 57. Словоизменительные группы (классы) глаголов 127
§ 58. Ударение в спрягаемых формах глагола 135
§ 59. Безличные глаголы и их синтаксическое употребление 136
§ 60. Особые случаи употребления 2-го лица ед. ч. и 3-го лица мн. ч. 137
§ 61. Виды глагола 138
§ 62. Видовая принадлежность глаголов 143
§ 63. Образование видовых пар 145
§ 64. Видовые формы парных глаголов движения 149
§ 65. Образование видовых пар при помощи приставок 153
§ 66. Образование видовых пар от разных корней и основ 155
§ 67. Одновидовые глаголы 155
§ 68. Изъявительное наклонение 15e
§ 69. Повелительное наклонение 162
§ 70. Сослагательное наклонение 167
§ 71. Залоги глагола 168
§ 72. Непереходные глаголы с постфиксом -ся без страдательного значения 170
§ 73. Причастие 174
§ 74. Краткие причастия 178
§ 75. Ударение в причастиях 179
§ 76. Употребление временных и видовых форм в причастиях 180
§ 77. Правописание отрицания не с причастиями 181
§ 78. Переход причастий в прилагательные и существительные 181
§ 79. Правописание прилагательных, образованных от страдательных причастий 182
§ 80. Деепричастие 183
§ 81. Инфинитив 187
НАРЕЧИЕ
§ 82. Местоименные наречия русского языка 190
§ 83. Образование знаменательных наречий 191
§ 84. Степени сравнения наречий 193
§ 85. Предикативные наречия и их синтаксическое употребление 193
§ 86. Правописание наречий 194
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГИ

§ 87. Состав русских предлогов 195
§ 88. Основные типы значений предложно-падежных сочетаний 199
§ 89. Трудные случаи правописания производных предлогов 215
СОЮЗЫ
§ 90. Состав русских союзов 215
§ 91. Сочинительные союзы 215
§ 92. Подчинительные союзы 216
ЧАСТИЦЫ
§ 93. Частицы, которые служат для выражения отношения всего или части высказывания к действительности 216
§ 94. Частицы, которые выражают отношение говорящего к сообщаемому 217
§ 95. Синтаксическое употребление частиц 218
§ 96. Употребление отрицательных частиц не и ив 218
СИНТАКСИС
СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 97. Типы синтаксических связей слов и их роль в построении предложения 219
§ 98. Виды подчинительной связи слов 220
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 99. Понятие членов предложения и базовой структурной модели (схемы) предложения. Обязательные и факультативные члены предложения и их функции в предложении 222
§ 100. Порядок построения русского предложения. Нейтральный и измененный порядок членов предложения 225
§ 101. Главные члены предложения 228
§ 102. Распространяющие члены предложения и способы их выражения 237
БАЗОВЫЕ СТРУКТУРНЫЕ МОДЕЛИ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 103. Исходная модель: субъект предложения + изменяемое глагольное сказуемое (простое и составное) 241
§ 104. Модели: распространяющие члены + изменяемое сказуемое, выраженное глаголом быть и бытийными глаголами + И. п. субъекта предложения 244
§ 105. Модель: И. п. субъекта предложения + сказуемое, выраженное инфинитивом со связкой быть 250
§ 106. Модели: косвенные падежи субъекта предложения + неизменяемое по формам лица, числа и рода глагольное сказуемое (простое и составное) 251
§ 107. Модели: И. п. субъекта предложения + именное сказуемое 255
§ 108. Модели: косвенные падежи субъекта предложения + именное сказуемое с неизменяемыми по форме рода и числа вспомогательными словами и связкой 258
§ 109. Модели: субъект предложения в форме инфинитива (одиночного или с распространяющими членами) + составное именное сказуемое 259
§ 110. Модель: субъект предложения в форме инфинитива (одиночного или с распространяющими членами) + сказуемое в форме инфинитива (инфинитивно-сопоставительные предложения) 260
§ 111. Модели предложений без словесно выраженного субъекта (односоставные предложения) 261
§ 112. Модели предложений с двойным сказуемым 265
§ 113. Строение вопросительных предложений 268
§ 114. Строение отрицательных предложений 269
§ 115. Строение побудительных предложений 271
РАСПРОСТРАНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 116. Обязательные синтаксические связи глаголов с дополнениями объекта и обстоятельствами 272
§ 117. Обязательные синтаксические связи прилагательных с дополнениями объекта. Сильное управление кратких и полных прилагательных, выступающих в качестве именной части сказуемых 283
§ 118. Обязательные синтаксические связи существительных с дополнениями объекта 285
§ 119. Факультативные распространяющие члены предложения 286
§ 120. Обособленные члены предложения 293
§ 121. Вводные слова и словосочетания 296
§ 122. Однородные члены предложения 297
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§ 123. Сложносочиненные предложения 299
§ 124. Сложноподчиненные предложения 302
§ 125. Бессоюзные сложные предложения 334
§ 126. Прямая и косвенная речь 337
Литература 339.