Школьные стрессы. Причины школьного стресса. Оценки вызывают постоянный стресс

Отчасти это правда. Учителя многое определяют в жизни детей. Они могут быть слишком либеральны с учениками или слишком строги, опекающе заботливы или деловито отстраненны, дотошны в деталях и так далее.

Редко учитель целиком соответствует нашим представлениям о хорошем педагоге. Но один человек не определяет судьбу ученика, его жизненный успех или неудачу. Да и школа - при всем ее значении - не главное место в жизни ребенка.

Что делать? У родителей своя роль в учебном процессе. Они могут сделать начинающего школьника счастливее. Если ребенок боится учителя, признайте его переживания: он действительно боится! Объясните, что суровость учителя не направлена против него, взрослый человек тоже может нервничать и сердиться.

Если на каком-то уроке ребенок скучает, сами пробуждайте его интерес к этой области знания. Читайте ему хорошие книги, вместе бывайте в музеях, вместе смотрите по ТВ или видео документальные фильмы Discovery и BBC - это прекрасный способ поддержать любознательность.

Как только ребенок идет в школу, его день становится похожим на день взрослого человека. В результате он устает, чаще болеет. Иногда усталость - результат неправильного распределения энергии и времени. Маленькие школьники вообще делают много лишнего, ведь они еще не умеют учиться. Для них все еще важен режим дня. Некоторые трудно переносят долгую дорогу в школу.

Что делать? Главное здесь - выработать ежедневный алгоритм поведения: пришел домой, пообедал, отдохнул, в определенное время начал делать домашнее задание.

Начните с завтрака. Часто утренняя спешка не позволяет выйти из «ночного» состояния и «влезть в шкуру» ученика, а детям необходимо перестроиться от дома к школе. Совместный завтрак - это и время вашего эмоционального общения, и еда, подкрепляющая его силы. Не устраивайте утром «профилактических» бесед, не ворчите.

Ребенок вслух читает задание, вслух задает вопрос: «Что я должен сделать?» - и вслух отвечает на него

После уроков дайте выход детской энергии, прежде чем начнете напоминать о домашних заданиях. На уроках учителя говорят: «Достаем дневник, берем ручку, записываем...» Каждое действие так же надо проговаривать дома. Ребенок вслух читает задание, вслух задает вопрос: «Что я должен сделать?» - и вслух отвечает на него. Выполняя упражнение, он говорит то, что сейчас делает: «Пишу: 12 плюс 24 равняется...»

Особенно это важно, если предмет дается с трудом. Называя свои действия, он постепенно учится говорить «про себя», незаметно осваивает алгоритм выполнения заданий и начинает использовать его автоматически.

3. Оценки вызывают постоянный стресс

Многие школьники живут в страхе перед плохой отметкой, воспринимают ее не как оценку своей работы, а как некое клеймо. Часто повод для детской тревоги дают сами родители: «Опять тетрадь испачкал, не решил задачу, не выучил стихи, потерял учебник...» Они драматизируют ситуацию, и дети начинают верить, что никогда не смогут учиться так, чтобы родители были ими довольны.

Что делать? Даже самый любознательный и внимательный ребенок иногда не справляется с заданием. И это не означает, что он плохой ученик. Столь тонкую, но очень важную разницу надо чувствовать самому и объяснять сыну или дочери. Всегда оценивайте работу, но не ребенка. Когда задание сделано хорошо, не забывайте замечать его старания.

Важно знать, что у младших школьников время от времени происходит как бы «откат назад». У детей 8-9 лет, например, наступает период, когда почерк становится небрежным, непонятным, неаккуратным. Зная об этой особенности возраста, эмоционально поддержите ребенка: «Ты научился так быстро писать!» - и помогите вновь освоить «забытый» навык чистописания.

4. Его дразнят одноклассники

Что делать? Выслушайте ребенка, но не комментируйте его рассказ. Воздержитесь от соблазна немедленно решить его проблему. Попытайтесь понять, что он чувствует: боль, обиду, злость? Назовите это чувство: «Это очень обидно, когда тебя так называют» или «Трудно выносить такие тяжелые чувства».

Может показаться невероятным, но мы действительно помогаем детям, когда слушаем их и признаем их чувства. Есть только одна ситуация, в которую необходимо вмешаться сразу: когда действия ребенка - вашего или другого - унижают достоинство человекаили просто опасны для жизни.

5. Он отказывается идти в школу

Такое случается все чаще. С одной стороны, наши дети более свободны в проявлении своих чувств и желаний. С другой - школа действительно не всегда удовлетворяет их потребности в свободном выборе, творчестве, развитии.

Что делать? Ребенок заявил, что в школу больше не пойдет. Поговорите с ним об этом, но не сразу. Дайте и себе, и ему время понять, что происходит на самом деле. С «забастовщиком» необходимо договориться: «Школа - это и правда сложно… Но там есть друзья, есть учителя, которые тебе нравятся. Давай еще какое-то время (уточните какое) походим, посмотрим, попытаемся что-то изменить...»

Лучшая школа та, где уважают детей, умеют их учить и одновременно не выжимают из них все соки

Ваша задача - попытаться отодвинуть как можно дальше перспективу ухода из школы. Если проблема останется, возможно, вы действительно учитесь не в той школе. И никакой драмы тут нет. Желательно все вопросы со сменой школы утрясти класса до шестого. До этого момента вопрос отношений, общения со сверстниками дети решают легко. В 7-8-м классах будет труднее.

Какая школа лучше? Возможно, поближе к дому или та, где меньше учебная нагрузка. Многим родителям трудно решиться сменить учебное заведение. Им кажется, лучше то, где задают много уроков и есть два иностранных языка. На самом деле лучшая школа та, где уважают детей, умеют их учить и одновременно не выжимают из них все соки.

6. Ребенок стал плохо учиться

Обычно это случается классе в пятом: дети начинают хуже учиться, многое не успевают. И сами очень переживают из-за этого. В начальной школе главное для ученика - выучить наизусть и рассказать. В средних классах увеличивается количество предметов, задания становятся объемнее, но главное - появляется новый тип учебника.

По сути это книга для чтения, причем чтения довольно скучного и не всегда понятного. Тут заучивание мало помогает, надо разбираться в теме самому, вникать в материал, анализировать новую информацию - только так можно понять и запомнить новое.

Что делать? Возможно, вам придется вернуться к началу и вновь учить его учиться. Если у ребенка что-то не получается, не стыдите и не понукайте его. Попробуйте иначе: «Давай сделаем это вместе». Ребенок должен чувствовать вашу поддержку и стремление ему помочь. Всегда поддерживайте его, старайтесь подходить к проблеме конструктивно - и она будет решена.

социального педагога МБОУ СОШ № 55 города Краснодара

Гайдадиной Т.П.

по теме: «Профилактика школьного стресса и формирование жизнестойкости у подростка»

В условиях социально- экономических преобразований в Российской Федерации обостряется противоречие межу растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и значительно ухудшающимся здоровьем детей и подростков.

Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться.

Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как приобщиться к культуре здоровья -ответы на все эти вопросы ребёнок хочет получить от взрослого. И тогда полученная информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий составляет единое целое- дорогу к здоровью.

Подростковый период, несмотря на относительную кратковременность, один из наиболее сложных периодов жизни человека. Именно в этот период преимущественно происходит формирование характера и разнообразных жизненных навыков, к одним из них относится формирование жизнестойкости.

Сегодня в сохранении здоровья человека особенно важную роль играет его поведение. Действительно, условия жизни большинства людей не идеальны: растут психологические нагрузки, стресс становится привычным явлением. Поведение человека способно воздействовать на здоровье, либо улучшая, либо ухудшая его.

Подростковый возраст (пубертатный период) считается одним из кризисных этапов в становлении личности человека. Именно в это время подросшему ребёнку тяжелее всего бороться со стрессом, а вызвать его может что угодно. Иногда стресс помогает «держать удары судьбы» и упорно добиваться поставленных целей. Но если стрессовые ситуации на прекращаются, становятся постоянными и переходят в хроническую фазу, последствия могут быть очень неприятными.

По данным исследователей к десятому классу 45-50% школьников имеют различные формы неврозов, отклонения со стороны нервной системы. В последние годы наблюдается значительное ухудшение нравственно-психологического климата в школах. У подростков наблюдается высокий уровень тревожности, снижение оптимистического восприятия будущего, переживания душевного дискомфорта, агрессивность, конфликтность поведения. У большей части (около65%) школьников доминирует низкий уровень настроения, у трети- средний, высокий – у менее 10%.Многие семиклассники и девятиклассники переживают разочарование и жизненный пессимизм.

По классическому определению Г. Селье стресс – это неспецефический ответ организма на предъявленное ему требование. Этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникших трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Часто в школе может возникнуть эмоциональный стресс- это состояние напряжения физиологических функций организма, вызванное длительным воздействием эмоционально значимого для индивида раздражения. Основной причиной эмоционального стресса являются так называемые конфликтные ситуации, в которых человек по тем или иным причинам длительное время не может удовлетворить ведущую жизненно необходимую социальную и биологическую потребность. Это приводит к формированию непрерывного эмоционального возбуждения отрицательного характера.

Распространённые причины стресса у подростков.

Переход в другую школу . Когда родители переезжают из одного района города в другой или уезжают вовсе в другой регион, дети вынуждены следовать за ними и оставлять привычное для себя окружение ребёнок должен поменять школу, найти новых друзей, адаптироваться к новому окружению и вписаться в новые социальные группы. Бывает так, что дети трудно адаптируются к таким измене6ниям, и это может стать причиной тяжёлого стресса в жизни подростка.

Издевательства в школе. Запугивание одних детей другими- извечная школьная проблема. Обязательно найдётся один человек, который будет прилагать дополнительные усилия, чтобы удовлетворить свои эгоистические интересы. Чтобы получить то, что ему сильно хочется, он может прибегнуть к физическому насилию или словесным оскорблениям Если ребёнок стал жертвой издевательств, то для него это означает постоянный стресс. Он будет чувствовать себя загнанным в глухой угол, из которого нет выхода, и жить в постоянном страхе.

Трудности с учёбой. Неспособность понять определённые темы или трудности в изучении некоторых школьных предметов являются одной из распростанённых причин стресса у подростков. НЕ каждый ребёнок обладает способностями, позволяющими схватывать всё на лету. Некоторые дети нуждаются в дополнительном внеклассном обучении, чтобы ухватить суть темы или предмета.

Низкая успеваемость подростка может стать причиной высокомерного отношения к нему или насмешек как со стороны одноклассников, так и учителей. В результате подросток будет чувствовать себя изгоем. А если родители дома будут оказывать дополнительное давление, то всё это в совокупности даст стресс очень высокого уровня напряжённости, что ещё больше усугубит проблемы ребёнка.

Вопросы взаимоотношений. Стрессы, вызываемые результатами определённых взаимоотношений или событий, встречаются часто. Развод родителей, начало их раздельного проживания, смерть члена семьи и другие события могут спровоцировать стрессовое состояние. Неожиданные «открытия», когда подросток впервые узнаёт о том, что скрывалось отнего до сих пор, приводит к эмоциональным потрясениям.

Перегибы с внешкольной деятельностью. Занятия в спортивных секциях, музыкальных школах, кружках, студиях или посещение других внеклассных занятий, несомненно, оказывает воздействие на нервную систему подростка. Постоянное балансирование между школой и внеклассными занятиями может оказаться тяжёлым бременем для неокрепшего мозга ребёнка. Когда подросток, желая преуспеть везде, в конце концов, не выдерживает давления, наступает хроническая усталость, и все попытки сконцентрироваться не дают результатов.

Старание оправдать надежды. Старание постоянно соответствовать высоким ожиданиям родителей. «Ты должен быть лучшим во всём!», также может стать причиной хронического стресса. Несправедливо и неправильно ожидать, что ребёнок должен преуспеть в любом виде деятельности. Постоянные требования и мониторинг со стороны родителей2 всего, чем занимается ребёнок, может истощить его эмоционально и физически.

Различают следующие виды симптомов, которые указывают на возможное воздействие стрессовых факторов на школьника:

Эмоциональные – раздражительность, тревожность, различные страхи, низкий эмоциональный фон и др.

Поведенческие - отсутствие последовательности в действиях, неспособность сконцентрироваться на каком –либо занятии, проявление неуважения или повышенной агрессивности по отношению к другим людям.

Познавательные- нарушение концентрации внимания, снижение интеллектуальных способностей.

Заметив у подростка один из перечисленных признаков, мы не можем быть полностью уверены в стрессовом воздействии, необходимо более подробное изучение и наблюдение за школьником. Вместе с тем сочетание нескольких симптомов указывает на возможное стрессовое состояние, в котором находится подросток. В этом случае возникает необходимость снижения остроты переживаний трудных жизненных ситуаций, и превращение их в собственные ресурсы. И здесь неоценимую помощь может оказать такой мощнейший личностный ресурс как жизнестойкость. Он есть у каждого человека, однако не каждый может его обнаружить и использовать.

Используемая литература:

- «Профилактика наркомании среди детей и подростков в образовательных учреждениях». Информационно-методические материалы Краснодар 2014.

- «Формирование здорового образа жизни и безопасного поведения детей и подростков». Информационно-методические материалы Краснодар 2015.

Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди школьников. Авт. М.Ю.Григорьева, Е.В.Топоркова. Москва. «Школьная пресса, 2012

Цель: формирование знаний о причинах, проявлениях и последствиях подростковых стрессов.

Задачи:

  • научить распознавать стрессовую ситуацию и адекватно на нее реагировать;
  • учить формулировать и отстаивать собственную точку зрения;
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Форма проведение: подиум – дискуссия.

Участников – ученики 9-11классов, медик, психолог.

Оборудование: плакаты с высказываниями философов, психологов, известных людей на заданную тему.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово ведущего.

Одно из самых больших недоразумений, которое можно наблюдать в современных учебных планах образовательных учреждений, - это отсутствие такого учебного предмета, который бы готовил молодого человека к жизни самым непосредственным образом. Выпускник школы может обладать обширными познаниями в области литературы и истории, химии и физики, математики и географии, но он, по большому счету, не обладает теми знаниями, которые помогли бы ему ориентироваться в своей собственной судьбе. Беспомощность при планировании своей деловой карьеры и личной жизни, неумение разобраться в себе и в окружающих, равно как выявлять и разрешать разного рода конфликты, - все эти и многие другие знания, необходимые для самостоятельной жизни, выпускник школы за годы своего учения не приобретает. Как результат и следствие из всего этого – множество проблем, которые молодой человек имеет при вхождении в самостоятельную жизнь. Отсюда – неудовлетворенность жизнью, ведущая к невротическим отклонениям и компенсируемая потреблениям алкоголя, наркотиков и курением.

Житель Большого Города, желающий выстроить надежную защиту от разнообразных стрессов, должен владеть многими умениями, среди которых – правильное размышление и правильное воображение, правильное дыхание и правильное питание, правильное движение и правильное расслабление. Только в этом случае жизнь в Большом Городе может приносить удовлетворение и радость.

Стрессы стали постоянными спутниками современного человека. Психологи определяют стресс как состояние негативной нервно-психической напряженности, возникающее в ответ на сложные жизненные ситуации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что стресс – явление, характерное только для взрослых. Ну, какие у детей сложные жизненные ситуации, за них все решают родители, педагоги и другие взрослые. Так ли это, или все-таки детская нервная система тоже подвержена стрессам? в чем причины “странного” поведения детей и подростков, к чему такие странности могут привести и что можно предпринять, чтобы этого избежать? Итак, тема сегодняшнего ток-шоу: “Школьный стресс: что это такое и как с этим бороться”.

Как всегда в нашем зале присутствуют специально приглашенные гости. Встречайте, медицинский работник школы № 19 Леонова Л.З., педагог-психолог Кедровская Е.П., мама одной из учениц Юрченко Оксана Александровна, ученица 11а класса Варюшкина Екатерина.

II. Ведущий формулирует основные вопросы гостям.

Давайте для начала выясним главный вопрос – существует ли школьный стресс?

По мнению ученых, к ситуациям вызывающим стресс можно отнести следующие:

  • необходимость ускоренной обработки информации в условиях дефицита времени;
  • вредные экологические стимулы окружающей среды;
  • осознаваемая угроза значимых для человека ценностей и целей;
  • нарушение физиологических функций;
  • изоляция от коллектива, остракизм, бойкот;
  • отсутствие контроля над событиями и невозможность что-либо изменить в ситуации.

Уважаемые гости, попробуйте определить наиболее распространенную ситуацию, вызывающую школьный стресс.

Одновременно с гостями или после их выступления своим мнением делятся все желающие.

III. Ведущий подводит итоги обсуждения и формулирует следующую проблему.

Таким образом, мы видим, что в школьной жизни полно ситуаций и причин, приводящих к стрессу. Но как родителям, педагогам понять, что у ученика стресс? Спросим сначала мнение самих учеников. Екатерина, как вы думаете?

Свое мнение могут высказать все присутствующие.

После учеников слово предоставляется специалистам: медику и психологу.

IV. Ведущий подводит итоги обсуждения и формулирует следующую проблему.

Да, стресс – не просто плохое настроение, а серьезная угроза физическому и психическому здоровью. Но должен же быть выход из этого состояния. Конечно, специалисты могут нам рекомендовать некоторые методы. Но вот интересно, а что школьники сами знают о способах справиться со стрессом?

Вопрос к присутствующим в зале ученикам об эффективности снятия стресса с помощью алкоголя, сигарет, наркотиков. Свою точку зрения излагают специалисты.

V. Ведущий.

А в конце хотелось бы предложить вашему вниманию рекомендации, разработанные известными врачами и психологами.

Скорая помощь при остром стрессе (Бойко Ю.П., Петрушин В.И.; Классный руководитель, 2004, № 4)

Шесть правил, соблюдение которых позволит предотвратить усталость и беспокойство, а также поддержать высокий тонус и хорошее настроение. (Д.Карнеги. Как перестать беспокоиться и начать жить. Любое издание)

Метод Х. Алиева “Ключ”. (Первое сентября. 2004 г.)

Приложение 1

  1. Скорая помощь при остром стрессе.
  2. Умойтесь холодной водой.
  3. Выпейте воды или лучше сока.
  4. Найдите в теле напряженные мышцы и расслабьте их.
  5. Потрясите кистями, ногами, руками.
  6. Сожмите кисти в кулак что есть силы и продержите их так 10 секунд. Сбросьте напряжение. То же самое проделайте с локтями, плечами, ногами, животом.
  7. Вдохните животом и медленно выпускайте воздух. Мычите при этом, как будто стонете.
  8. Переведите нервное напряжение в мускульное – пробегитесь и помашите руками.
  9. Помассируйте тело – прогладьте себя с головы до ног, похлопайте и пощипите руки, ноги, тело, разотрите шею.
  10. Сделайте себе массаж лица и головы. Помассируйте мышцы радости, которые находятся в верхней части щек.
  11. Переключите внимание на посторонний объект. Это может быть блестящий шарик, на котором можно сконцентрировать внимание, или простая безделушка. Внимательно рассмотрите их. Найдите в них что-то новое.
  12. Нарисуйте вашу стрессовую ситуацию. Сожгите рисунок.
  13. Уменьшите значение события. Скажите себе: “Это не конец света! Мы еще поживем! Бывали дни и похуже! Я все равно себя люблю!
  14. Пошлите все к чертям и прогуляйтесь без спешки, смотря на толпу и красивых людей.
  15. Закройте глаза. Мысленно представьте себе тихое место, в котором вам хорошо и комфортно. Это то место, которое психологи называют “Безопасное место, в котором восстанавливаются ресурсы”. Побудьте в нем несколько минут.
  16. Подумайте о ваших друзьях и близких, которые вас любят несмотря ни на что. Улыбнитесь им!

Вы в полном порядке.

Приложение 2

Шесть правил, соблюдение которых позволит предотвратить усталость и беспокойство, а также поддержать высокий тонус и хорошее настроение.

Правило 1.

  • Отдыхайте, не дожидаясь усталости.

Правило 2.

  • Научитесь расслабляться на работе.

Правило 3.

  • Если вы домашняя хозяйка, оберегайте свое здоровье и внешность, расслабляясь дома.

Правило 4.

  • Применяйте эти четыре хороших трудовых навыка:
    • Освободите свой письменный стол от всех бумаг, кроме тех, которые имеют отношение к решаемой сейчас проблеме.
    • Выполняйте дела в порядке их важности.
    • Когда перед вами возникает проблема, решайте ее немедленно, если располагаете фактами, необходимыми для принятия решения.
    • Научитесь организовывать работу, делегировать ответственность и осуществлять контроль.

Правило 5.

  • Чтобы предотвратить беспокойство и усталость, старайтесь трудиться с энтузиазмом.

Правило 6.

  • Помните, что еще никто не умер от недостатка сна. Беспокойство по поводу бессонницы вреднее, чем сама бессонница.

Приложение 3

Метод Х. Алиева “Ключ”.

Упражнение 1 “Расхождение рук”.

Встаньте и вытяните расслабленные руки перед собой. Настройтесь мысленно на то, что они начинают расходиться в стороны. Не ждите немедленного результата, не спешите, сосредоточьтесь. Установите свой “образ” расхождения рук. Например, представьте, что они отталкиваются друг от друга, как однополюсные магниты. Когда руки начинают расходиться, возникают приятные ощущения. Их важно запомнить и не утерять “ниточку” внутренней связи. В конечном счете, пользуясь таким установившимся внутренним контактом, можно управлять не только движением рук, но и снимать головную боль, регулировать артериальное давление, улучшать настроение.

Упражнение 2. “Схождение рук”.

Разведите руки в стороны и настройтесь на их автоматическое движение друг к другу. Если в процессе такого движения возникает ощущение, будто руки тянет какая-то сила, значит – наступает расслабление.

Упражнение 3. “Левитация рук”.

Руки опущены. Внутренне представьте, что рука стала легкой и поднимается, всплывает. Прием получается легче после двух предыдущих. И, когда рука начинает всплывать, приходят приятные ощущения. Главное, не прервать внутреннюю связь между волей и рукой. Когда рука начинает всплывать, как у космонавта в невесомости, вам в первый раз трудно будет удержаться от улыбки.

Упражнение 4. “Полет”.

Если одна рука начинает всплывать, позвольте сделать это и другой руке. Представьте, что вы летите. Старайтесь дышать свободно и полной грудью. Вспоминайте приятные ощущения, доставляющие вам радость. “Полет” - главное упражнение, ибо развивает у человека умение генерировать в себе чувство внутренней свободы.

Упражнение 5. “Покачивание”.

При правильном выполнении названных упражнений наступает релаксация, и возникает явление покачивания тела. Качайтесь и не бойтесь – никогда не упадете. Это упражнение является уникальным приемом для быстрого развития координации и способности управлять своим состоянием. Все упражнения на развитие координации формируют устойчивость к стрессу.

Упражнение 6. “Движение головой”.

Сидя или стоя, начинайте вращать головой и ищите приемлемый, приятный ритм, а также амплитуду поворота. Вы как бы выполняете лечебное упражнение для мышц шеи. Но обязательно с поиском именно приятного ритма. Через некоторое время человек отключается от проблем, его нервная система успокаивается, становится легче дышать.

В состоянии саморегуляции настраивайте себя на успех, повторяйте мысленно то, что хотите сами пожелать. Перед выходом из саморегуляции необходимо обязательно убеждать себя: у меня ясная и свежая голова.

  1. В мире подростка / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Медицина, 1982 г.
  2. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. – М.: Знание, 1991 г.
  3. Косицкий Г.И. , Дьякова И.Н. Резервы нашего организма: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993 г.
  4. Селье Г. Стресс без дистресса. / пер. с англ. А.И. Лука и И.С. Хорола. – М.: “Прогресс”, 1979 г.
  5. “Стресс – враг нервной системы: полезная смесь. // Директор школы. – 2003. - №6.
  6. Бойко Ю., Петрушин В. Практическая психотерапия выживания в большом городе // Классный руководитель. – 2004. – 2004. - №4.
  7. Григорьева Е. Страх страшнее опасности // Директор школы. – 2004. - №9.
  8. Ермолаева Л. Психотерапия личного самочувствия // Воспитание школьников. – 1994. - №6.
  9. Ефремова Н. Как женщины снимают стресс // Первое сентября. – 2004. - №40 (5 июня).
  10. Жуков Д.А. Стресс // Биология в школе. – 2004. - №2.
  11. Кирина М. Укрощение драчливых // Здоровье детей: Приложение к “ПС”. – 2004. - №9.
  12. Ключников С. Как уберечься от стресса? // Народное образование. – 2003. - №5.
  13. Пауэлл Дон. Как победить стресс? // Наука и жизнь. – 1992. - №4.
  14. Потапов В. Депрессия – это не каприз, а заболевание. // Директор школы.- 2002. - №8
  15. Потапов В. Школьный невроз: причины и последствия. // Директор школы. – 2002. - №2.
  16. Хухласта О. Душевное здоровье школьников: типичные нарушения и способы их профилактики. // Директор школы. – 2003. - №2.
  17. Шипицина П. Социально-эмоциональные нарушения у школьников: причины, средства помощи. // Народное образование. – 1998. - №9/10
  18. Широкова И.Б. Школьный невроз – недуг, мешающий детям нормально учиться. // Директор школы. – 2003. - №8.

По данным института возрастной физиологии, школа является причиной до 40% всех факторов, ухудшающих условия жизни детей. Известно, что в школу приходят около 20% детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера, а уже к концу первого класса их оказывается 60–70%.

Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья детей играет школьный стресс. Одна из главных причин его возникновения — проблемы с адаптацией у детей. Поступление в первый класс, переход в среднюю школу (5 класс), «профилизация» в старшей школе или переход из одной школы в другую в связи с переездом приводят к серьезным проблемам: ребенок лишается поддержки старых друзей, ему приходится привыкать к новым одноклассникам и педагогам.

Функция начальной школы – не только развить индивидуальные способности детей, научить необходимому, но помочь им адаптироваться. Адаптированный ребенок болеет гораздо реже. Специалисты по детскому здоровью отмечают, что в российских школах часто оказываются дети, просто не получившие элементарных навыков общения. Ситуация, когда ребенок из богатой семьи почти не общается со своими сверстниками, так как родители считают это «вредным», не так уже редка. Поэтому при выборе школы необходимо обращать внимание на социализацию маленьких детей в дошкольном отделении и начальной школе. Такая социализация ребенка в коллективе с самого раннего возраста – очень важный фактор сохранения его здоровья в последующих классах».

Однако даже адаптировавшийся к коллективу учащийся не всегда готов заниматься в режиме «нон-стоп». Непродуманная структура учебных курсов, острая нехватка времени, сопровождающая школьную жизнь детей с первого до последнего года учебы и другие факторы тоже ведут к стрессу и болезням. По данным Министерства образования, за последние 60 лет ежемесячная учебная нагрузка увеличилась на 100%. Еще один деструктивный фактор – «школьное соревнование», следствием которого становится стремление к успеху любой ценой. Хорошо, если учеба дается ребенку легко, и он учится с интересом. Но иногда участие в таком «соревновании» дается ценою огромного напряжения сил или превращается в унизительное «вымаливание» хорошей оценки. Учащиеся нередко становятся «заложниками» таких явлений, как настроение учителя, его отношение к данному ребенку или субъективности его личных представлений о критериях оценивания.
Некоторые склонны полагать, что на здоровье ребенка в школе влияет сопутствующее медицинское сопровождение. Однако это лишь верхушка айсберга. Корни проблем здоровья ребенка редко бывают исключительно медицинскими. Если дети перегружены, они заболевают быстрее. Некоторые школы (в основном частные) применяют специальные методики, развивающие память, внимание, мышление, воображение, предметно-речевые навыки (слушание, говорение, чтение, письмо).

В то же время далеко не только стресс становится причиной болезней школьников. Часто за это «ответственны» хирургическая и ортопедическая патология (нарушение осанки, плоскостопие), а также ЛОР-патология и глазные болезни. Довольно часты вегето-сосудистая дистония, неврологические нарушения, аллергические заболевания, эндокринные нарушения. Установлено пятикратное увеличение распространенности нарушений осанки у школьников от начала до окончания обучения. Считается, что 64% случаев сколиоза формируется из-за неудобной школьной мебели.