Системы и концепции профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. Актуальные подходы к подготовке рабочих кадров

Мнемосхема

Концепция обучения одной профессии. Многопрофессиональное обучение

Согласно этой концепции, уже на первом году обучения происходит специальная подготовка по определенной профессии по единому плану в течение одного цикла обучения, который завершается сдачей экзамена. Концепция обучения одной профессии, с одной стороны, отличается последовательностью и непрерывностью, с другой стороны, является неподвижной и не способствует профессиональной мобильности.

Графически эту концепцию можно изобразить следующим образом.

Ступенчатое обучение

Основными признаками обучения являются следующие. Цикл профессионального обучения разрабатывается на несколько ступеней. На первой ступени осуществляется базовое профессиональное обучение в рамках группы профессий, которое является основой для дальнейшего специального профессионального образования. На второй ступени происходит общая профессиональная специализация. Здесь обучение проводится по нескольким специальностям одновременно. На третьей ступени проводится специальное профессиональное обучение с целью приобретения знаний и умений, необходимых для выполнения определений квалификационной профессиональной деятельности.

На каждой ступени обучения сдаются соответствующие экзамены, обучающийся может прекратить дальнейшее образование и начать профессиональную деятельность, имея соответствующую квалификацию. Сущность ступеней подготовки кадров графически представлена на рисунке:

I 1-я ступень (экзамен) основная профессия

Наиболее распространенными являются 2-3-х ступенчатые модели профессионального обучения. Например, при подготовке кадров для швейного производства могут быть такие ступени обучения: портной по пошиву готового платья (1-я ступень), технолог швейного производства (2-я ступень) модельер-закройщик (3-я ступень). В Российской Федерации установлены три ступени высшего образования: бакалавр (1-я ступень), дипломированный специалист (2-я ступень), магистр (3-я ступень).

Система профессионального обучения безработных граждан - это совокупность взаимодействующих нормативно-право­вых актов, преемственных образовательных программ различ­ного уровня и направленности; сети инфраструктуры для оказания населению широкого спектра профориентационных услуг; сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы профессионального обучения, органов управления.

В построении и выделении элементов системы особое значение приобретает системно-структурный подход. Суть: процесс создания системы включает теоретичес­кое обоснование иерархии ее целей и задач, структуры и принципов формирования; уточнение основных понятий, от­носящихся к системе, педагогическое обеспечение и построение целевых программ профессионального обучения; определение критериев конкурсного отбора учебных заведе­ний; разработку принципов построения модели управления Предложенной системой.

Главная цель системы профессионального обучения безра­ботных граждан - обеспечение права незанятого населения на широкий спектр образовательных услуг, направленных на повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности, содействие в трудоустройстве, а также поддер­жание сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.

Задача системы - оптимизировать процесс подготовки кадров с учетом социально-экономических, психолого-педа­гогических и организационно-управленческих факторов.

На основе сопоставительного анализа существовавших образовательных систем выделены следующие принципы по­строения системы:

· гибкость, многоуровневость и многофункциональность;

· учет общих тенденций развития образования;

· доступность для всех категорий незанятого населения
при одновременном приоритете для слабо защищенных
слоев;

· удовлетворение потребностей незанятого населения в
профессиональном обучении, предоставление им широкого
спектра услуг в выборе профессии, специальности, ориента­ция обучения на новые сферы трудовой деятельности;

· содействие трудовой активности, предпринимательству
и другим формам самозанятости;

· профориентация и психологическая поддержка насе­ления;

· расширение самостоятельности, оптимальность управ­ления;

· многоканальность источников финансирования, опти­мизация сроков и стоимости обучения;

· тесное взаимодействие с социальными партнерами.

«Профессиональная подготовка» (согласно Закону РФ «Об образовании») имеет целью ускоренное приобретение обу­чающимися навыков, необходимых для выполнения опреде­ленной работы, групп работ. Профессиональная подготовка, как правило, не сопровождается повышением образователь­ного уровня обучающегося. Профессиональная подготов­ка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися специальных знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения определенной работы, групп работ.


В современной литературе и в законе «Об образовании» нет четкости в дифференциации понятий «профессиональ­ная переподготовка» и «стажировка». Можно предложить сле­дующие определения этих понятий:

«профессиональная переподготовка» - это получение
гражданами по соответствующим образовательным програм­мам дополнительных знаний и умений, необходимых для вы­полнения нового вида профессиональной деятельности и
присвоения им соответствующей квалификации;

«стажировка» - это формирование и закрепление на
практике профессиональных знаний и умений, полученных в
результате теоретического обучения.

Эффективное функционирование системы профессио­нального обучения незанятого населения требует реализации следующих условий:

· систематическое прогнозирование наиболее востребо­ванных профессий и специальностей, предоставление инфор­мации, проведение на этой основе консультаций и професси­ональной ориентации населения;

· создание инфраструктуры для осуществления профо­риентации и психологической поддержки населения;

· отбор на конкурсной основе учебных заведений и воз­можность оперативного обновления перечня профессий и
учебно-программной документации;

· разработка и использование в учебном процессе комп­лекта учебно-методических материалов как для обучаемых, так
и для преподавателей;

· разработка критериев эффективности обучения, систе­матическая оценка результатов обучения и внесение необхо­димых корректив в учебный процесс.

При этом должна учитываться специфика профессиональ­ного обучения безработных, заключающаяся в большом раз­нообразии профессий и специальностей (более 400) и форм обучения (подготовка, переподготовка, освоение смежных про­фессий, повышение квалификации, стажировка), в сжатых сро­ках обучения (до одного года), быстрых темпах обновления учебно-программной документации. Целесообразна двухуров­невая система разработки нормативных правовых актов и учеб­но-методических документов.

На первом уровне (федеральном) принимаются осново­полагающие документы, определяющие стратегию формиро­вания и развития создаваемой системы и обязательные для всех субъектов федерации. На втором уровне (субъектов фе­дерации) принимаются соответствующие нормативно-пра­вовые акты и документы, обязательные для данного региона. К настоящему времени в основном создана нормативная и правовая база профессионального обучения, позволяющая целенаправленно решать поставленные задачи.

Важным шагом для дальнейшего развития системы про­фессионального обучения принятие в 1999 г. «Концепции профессиональной подготов­ки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения». Суть:

· раскрыты сущность проводимой государ­ственной политики регулирования рынка труда;

· цели и зада­чи профессионального обучения безработных граждан, выс­вобождаемых работников и незанятого населения, профори­ентации и психологической поддержки населения;

· изложе­ны основные подходы к решению многогранных задач, сто­ящих перед службами занятости в части оказания услуг по профессиональной ориентации и профессиональному обу­чению безработным гражданам, высвобождаемым работникам и работодателям.

В основу Концепции положены следующие принципы:

· ориентация обучения граждан на новые сферы трудо­вой деятельности, социальная адаптация граждан;

· преемственность обучения и учет имеющегося образовательного потенциала и навыков трудовой деятельности;

· модульный принцип формирования содержания обу чения, многовариантность и гибкость форм, методов и средств обучения;

· опережающий характер обучения, способствующий со­кращению периода вынужденной безработицы;

· профориентационное сопровождение учебного процесса;

· разнообразие источников финансирования и оптими­зация затрат на оказание услуг по профессиональному обу­чению.

Концепция исходит из того, что молодежь (до 18 лет), впер­вые ищущая работу, должна получать профессию или специ­альность, как правило, в профессиональных образовательных учреждениях до начала трудовой деятельности. В этих целях служба занятости предоставляет молодежи информацию о специальностях и профессиях, пользующихся спросом на рын­ке труда, профессиональных образовательных учреждениях, способствует направлению на учебу.

В зависимости от ситуации на рынке труда будет форми­роваться различный качественный состав безработных по уров­ню образования и профессионально-квалификационному составу. Требуется применять вариативный подход к организации профессионального обучения. Суть:

При безработице в пределах 2% основные направления в работе с населением сводятся к сле­дующему:

Лица, не имеющие профессии, могут проходить пер­вичное обучение профессиям, имеющим спрос на рынке тру­да. Это обучение может осуществляться в учреждениях на­чального, среднего, высшего профессионального образования, учебно-курсовых комбинатах и непосредственно на предпри­ятиях, в учебных центрах службы занятости.

Для безработных граждан, которым невозможно предло­жить подходящую работу, и лиц, не способных трудиться по прежней профессии (специальности), должна быть организо­вана профессиональная переподготовка или обучение вто­рым профессиям. В этом случае переподготовку либо повы­шение их квалификации, обучение вторым профессиям, целе­сообразно проводить на предприятиях, в ПУ, на различного рода межотраслевых курсах и в центрах.

При высоком уровне безработицы система профессиональ­ного обучения должна обеспечивать частичную аккумуляцию резерва рабочей силы и противодействовать росту застойной структурной безработицы. Решение этих задач потребует уста­новления дифференцированных сроков обучения, использова­ния интенсивных учебных технологий.

Концепция определяет основные стратегические направ­ления формирования системы профессионального обучения безработных и носит открытый характер. Она предполагает гибкую реакцию территориальных служб занятости на конъ­юнктуру рынка труда, внесение дополнений с учетом специ­фики регионов.

Реализация Концепции позволила:

· создать эффективную систему социальной защиты без­
работных граждан путем предоставления широкого спектра
образовательных услуг, направленных на повышение их профессиональной мобильности и конкурентоспособности на
рынке труда;

· повысить эффективность трудоустройства безработных
граждан и сократить сроки безработицы;

· совершенствовать механизм взаимодействия с соци­альными партнерами;

· создать равные возможности занятости для различных
социальных групп населения;

· сформировать необходимые предпосылки для эффек­тивного функционирования системы профессионального обу­чения безработных.

Формирование системы профессионального обучения безработных требует новых подходов к построению содержа­ния, методов и организационных форм обучения.

Выходные данные сборника:

КОНЦЕПЦИИ П РОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБ Р А ЗОВАНИЯ И МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Иваненко И.А.

канд. э кон. наук, доцент СГПА, г. Стерлитамак

E-mail:

В развитие теории профессионализации управленческого труда внесли вклад многие отечественные исследователи. В настоящее время также продолжаются исследования и обоснования системы базовых нормативов для управления. Анализ данных исследований показал, что одни из них базируются на инженерных стандартах, другие на сложившихся характеристиках и традициях, третьи на стандартах качества. Большинство разработанных стандартов носят рекомендательный характер.

Сам же процесс стандартизации закрепил понятийный аппарат управления и позволил определить документы, которые необходимы в профессиональной управленческой деятельности. Таким образом, управленческая деятельность получила формализацию, что позволило более четко выделить нормы деятельности и создать для этой сферы труда квалификационные характеристики работы.

В аналитических исследованиях характера и специфики управленческой деятельности, кроме стандартных классификаторов используются и другие способы анализа управленческой деятельности:

Микроанализ. Проанализировать деятельность – значит описать из каких по возможности более мелких, дробных операций она состоит и как они организованы во времени («терблиги»). Другой вариант микроанализа управленческой деятельности –временной анализ.

Эмпирический анализ управленческой деятельности. Подход направлен на выделение и описание крупных блоков, компонентов деятельности. Больший масштаб анализа позволяет установить содержательные, наполненные специфическим управленческим смыслом компоненты деятельности.

Структурно-морфологический анализ деятельности. Действие как основной компонент деятельности выделяется по признаку наличия двух главных свойств: 1) действие представляет собой компонент деятельности, имеющий самостоятельную и обязательно осознаваемую цель; 2) цель действия обязательно должна не совпадать с целью всей деятельности.

Ролевой подход к анализу управленческой деятельности. Деятельность руководителя представляет собой выполнение системы определенных социальных ролей. Изучить деятельность руководителя – значит выявить и охарактеризовать управленческие роли, которые он выполняет.

Дименсиональный подход. Предполагает анализ управленческой деятельности на основе специфических функциональных единиц – измерений менеджерского поведения ("дименсий") – в частности, ("внимания к дисциплине", "решения проблем", "представительства", "управления конфликтами" и т. д. – всего около 20 "дименсий").

Нормативный подход. Процедура включает два основных этапа. На первом анализируется содержание "нормативно-одобренного способа деятельности" в плане закрепленных в нем основных должностных обязанностей и требований к их выполнению. На втором этапе анализируется индивидуальный способ деятельности руководителя, а также выявляются и интерпретируются расхождения между нормативным и индивидуальным способами. Затем результаты двух этапов обобщаются.

Функциональный анализ управленческой деятельности. Фиксирует главное в деятельности – наличие некоторой постоянной, инвариантной системы функций. Они составляют суть и специфику деятельности в целом – как типа трудовой деятельности, независимо от конкретных разновидностей. Данный подход не только не противоречит всем остальным, но позволяет их интегрировать в целостную методологию изучения управленческой деятельности.

Каждый из этих подходов воздействует на разработку моделей управленческого труда, каждый из них воздействует на программы подготовки менеджеров. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов по этим проблемам позволяет выделить модели подготовки менеджеров в различных странах, тенденции трансформации менеджерского образования.

До настоящего времени исследователи выделяют три типа макромоделей подготовки менеджеров:

1.«Традиционная» (европейская континентальная) модель, которую называют «квалифицированный руководитель». Она основана на четком разделении высшего профессионального образования по инженерным, экономическим, гуманитарным наукам в университетах, политехнических и других институтах, с одной стороны, и подготовки кадров по бизнесу и менеджменту в системе дополнительного (послевузовского) образования – с другой.

2. «Новая» (американская) модель, называемая «профессиональный менеджер», базируется на создании школ бизнеса как главных центров образования и исследований по бизнесу и менеджменту. В них на разных программах обучаются и студенты после средней школы, и люди с высшим образованием по любым специальностям, уже имеющие опыт практической работы. В рамках этой модели соответствующими учебными центрами также осуществляются разнообразные программы повышения квалификации менеджеров вне зависимости от того, окончили они школу бизнеса или нет.

«Традиционную» модель, используют Австрия, Бельгия, Германия, Финляндия и некоторые другие страны. Ее также используют в Японии (со своей «внутрифирменной» спецификой).

«Новая» модель, кроме Соединенных Штатов Америки, используется в Великобритании, Дании, Норвегии, на Кипре и других странах.

3. Большинство стран Европы (Испания, Италия, Нидерланды, Франция и др.), используют «смешанную» модель, в которой имеются традиционные и новые сектора бизнес-образования, и соответственно образовательные учреждения разных типов (университеты, школы бизнеса, институты повышения квалификации и т.д.) .

В России программы высшего профессионального образования по специальности «Управление» в государственных вузах и институтах повышения квалификации, начиная с середины прошлого века, были преимущественно отраслевые для формирования и обновления знаний и навыков уже работающих руководителей и специалистов. В постперестроечный период стал характерен рост новых специализированных, в том числе негосударственных, образовательных учреждений в области бизнеса и менеджмента. В российском законодательстве последних лет фактически уже произошла институционализация «смешанной» модели.

Содержание программ подготовки менеджеров во всех трех моделях разнообразно. Наука управления характеризуется теоретико-методологическим плюрализмом, который проявляется в многообразии подходов, школ и моделей, существующих в рамках специальных предметных научных теорий. Эти подходы, школы и модели различно (а иногда с противоположных позиций) объясняют различные стороны жизни организаций, функционирование и развитие управляемых структур, и закономерности самой управленческой деятельности. Особенность теории управления сказывается на многообразии содержания учебных курсов при подготовке управленческих кадров. Даже появление различных квалификаций и специализаций в программах подготовки менеджеров носят различное название, что связано не столько со спецификой профессиональной деятельности управленческих кадров, сколько с теориями ролевых функций в управлении.

В международной практике профессионального образования – это программы подготовки профессиональных лидеров или руководителей организаций. В реальности управленческой работы границы между указанными ролями не столь очевидны. Во многих организациях и учреждениях можно наблюдать случаи универсальной управленческой профессионализации, когда весь репертуар ролей исполняется одним человеком .

Даже если мы обратимся к государственным требованиям в России к подготовке менеджеров высшей квалификации по программе «Мастер делового администрирования» (MBA), то заметим, что цели программы предполагают подготовку к выполнению всех названных выше функций.

Если обратиться к стандартам программы «Менеджмент организации» в системах высшего образования, то выделенные в ней функции и роли будущей деятельности выпускника программы, также будут касаться роли администратора.

Поэтому, несмотря на то, что программы подготовки кадров для выполнения профессиональной управленческой деятельности разнообразны, по уровню образования, по структуре и содержанию в них теоретических знаний, но набор компетенций в них может быть сходен.

Разноуровневость компетенций в менеджерском образовании отрабатывалась в рамках проекта Евротюнинг, где рассматривались вопросы согласования бизнес программ различного уровня . В данном случае имеется в виду программы «Деловое Администрирование», «Менеджмент».

Было определено, что в образовательных учреждениях существует сходство относительно целей, содержания и взглядов на компетенции предметных специфик в программах первого цикла, а в программах второго цикла существует еще много разногласий. К третьим же циклам бизнес программ формально еще не обратились из-за большого их разнообразия. Содержание программ в данной области образования ориентируется на характеристики работ и целей бизнес организаций (частной или общественной), которые могут быть описаны на основе множества различных позиций.

В целом, профессионализация управленческой деятельности имеет свою специфику в практическом и научном плане. Изучение управленческой деятельности и определение ее квалификационных характеристик возможно по функциям, предмету управления, ролевым позициям и типам проблем для решения. В связи с этим, программы подготовки менеджеров отличаются разнообразием в содержании, уровнях подготовки, но менее просматривается отличие в характере и уровней компетенций.

Список литературы:

1.Всемирный банк. Национальный фонд подготовки кадров. Центр мониторинга человеческих ресурсов Академии народного хозяйства. Москва 2006. Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики (Серия ―Актуальные вопросы развития образования‖) − М.: ―Алекс‖, 2006. − 264 с.

2.Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях: Европейское образовательное пространство: от Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса". / Под ред. Лукичева Г.А. − М.: Готика, 2004. − 384c.

3.Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Система квалификаций в странах ЕС // Среднее профессиональное образование / Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу ―СПО‖. − 2006. − №3. − С. 4-259.

1

Научно-технический прогресс, объединение стран во ВТО, жесткая конкуренция в мире и т.п. создают проблему экологии человека, природы и коррупции общества. Многие проблемы - следствия ограничений мировоззрения «классической» науки. Но наука готова для экспертного пересмотра основ культуры мышления и создания условий для разработки современного мировоззрения. Не дожидаясь разрушительных аномалий биосферы, нужно раскрыть механизмы движущих сил этих проблем и обеспечить нормы нравственности. Достижение эффективных методов образования и конкурентоспособности требует мобилизации внутренних ресурсов человека. Новое мировоззрение формируется на базе ведущих современных открытий, методов и концепций. Важна законодательная оперативность деятелей государства и их гуманность. Обсудим эффективный инновационный метод образования, успешно прошедший апробацию /3,4/.

Ниже обоснован пересмотр классического метода познания современной на планетарном (1), социальном (2) и личностном (3) уровнях с целью прояснения процесса формирования современного сознания и образовательных методов и систем. Представим требующиеся аргументы науки.

1. Новые подходы, проясняющие нравственно-экологические проблемы, приняты нами ввиду ограниченности классических форм восприятия мира. Для познания в науке Р.Декартом и основоположником классного метода обучения Я.Коменским востребованы были только функции логики и этики, определяющие внешнюю сферу жизни - ресурсы природы (материя, энергия). Они являются «вторичными». А ресурсы человека (его «первичный» пространственно-временной ориентир!) - сенсорно-интуитивное восприятие тогда, будучи не востребовано из-за избытка ресурсов природы, названные иррациональной - остались «за бортом». На заре 17-го века и применение в науке только «вторичных» функций, названные «рациональной» (?), признано эффективным. И этот «успех» был «воспет» писателями-классиками. Так, на века, системно закрепились «классические» традиции. Недоработанность классической науки, связанной с неполнотой познавательных процессов, формирующие в человеке индивидуализм, в обществе - потребительскую цивилизацию, упорно сохраняются и поныне. Хотя и неоднократно были тщетные попытки мыслителей (А.Пуанкаре, Б.Рассел и др.) их реанимации. Недостаточная системность и глубина исследований в науке не привели к успеху. И система образования пришла в упадок, переживая кризис и «революцию в обучении» /1/. Современный мир в тисках ограниченно признанного познания, лишенный щадящей планету идеологии, приводит сообщество мира и цивилизацию к тупиковому развитию: налицо аномалии биосферы природы. Ухудшается ее, социума и человека экология. Неуправляемость природы, общества опасна: может приводить в итоге к разрушению устойчивости биосферы. Новые методы образования снимут эти проблемы. Так как иная, более эффективная, альтернатива - не просматривается.

В разработках критериев к образованию нужно принять достижения науки - универсальные законы естествознания: дихотомии и целесообразности, самоорганизации и цикличности, глубоко осознавая взаимосвязанную системность науки, цивилизации, норм демократии, расширяя их до уровня планеты. Начала разработок заложены выдающимися учеными: В.Вернадским (1879-1945) (Учение о «ноосфере») и Д.Радьяр (1895-1985), усмотревшие возможность объединения коллективного разума. «Одна из основных таких целей участие в построении нового общества, основанного не на «локальных» условиях социальной, культурной или религиозной исключительности, а на глобальном понимании целостности человечества и Земли» /Д.Радьяр. Планетаризация сознания. Изд.: США, 1945. Русск. изд., -М.: «Ваклер», 1995, с.81/.

Прогресс в технологической сфере с участием человека при преобразовании природы формирует «техносферу». Она, осваивая космос и охватывая «кладовую погоды», губит природу: осложняются проблемы экологии. Непродуманное воздействие на среду возникает из-за ущербности системы образования, переходя в производство и быт, приводя к порочному социально-экономическому управлению, коррупции. В осмыслении проблем человека (и природы) отсутствует системность взаимосвязи естественных и общественных наук, а во взаимодействии стран - мудрость восточно-западного мышления, действия, организованности! Согласно закона естествознания о целесообразности, в научно-образовательной сфере следует принять законы общепризнанных в мире: принципов и правовых норм (с санкцией за невыполнение), в которых утверждается: а) принцип мудрости Востока (Евразийства): «Мир - един, целостен, разумен. Все в мире взаимосвязано и взаимодействует»; б) принцип «Дао» - «Одно во всем, все в одном»; в) международный девиз экологов - «Мыслить глобально, действовать локально!», «Природа знает лучше!»; г) «Международная декларация о праве наций и народностей на самоопределение» (Вена, 1986г.), принятая нами (Москва, 1988г.).

В рамках этих принципов важным является установление энергии (духа, души) по циклу жизни человека с определением уровня функций сенсорики и интуиции (1), «коридора профориентации» - области конкурентоспособности (2), мотивов, наравне с определением его внешних функций (3). Новая концепция образования должна содержать для Человека (А) и Общества (Б) те механизмы, которые гарантированы законом: А) - приоритет фундаментальных прав, свобод и обязанностей человека, пересмотрев их с учетом нового мировоззрения; - восстановление духовно-нравственных начал в науке и образовании; - открытое восприятие, понимание и принятие прогрессивного мирового культурно-образовательного опыта; Б) - единство образовательного пространства и стандартов на основе их экспертного отбора по принципу полезности, научной обоснованности и практической целесообразности по: а)социальной и природной обоснованности; б) экономической и экологической эффективности; - построение образовательных стандартов на идеологии экологического гуманизма (предложенного ниже) и общечеловеческих ценностей, современных прогрессивных методах познания, принципах технологизации, информатизации (компьютер, Интернет), планетаризации системы образования и социализации (мудрости в практике жизни) человека.

Анализ эффективности инноваций системы профобразования и многолетний (42, 20 и 17 лет) опыт работы авторов приводит к идее: система образования должна быть организована одновременным использованием (с эффектом симбиоза, подобно резонансу в технике!) универсальных открытий естествознания и эффективными методами общения преподавателя, предварительно установившего свои характеристики «мастера», с молодежью, осознанно определившей цели, мотивы и методы своей профориентации /3,4/. К ведущим относятся концепции: системного метода в науке, самоорганизации, глобального эволюционизма (цикличности) и учет фундаментальных учений: Р.Сперри, В.Степина, Э.Хамитова, И.Разумовской, А.Деркач и др. Нобелевский лауреат Р.Сперри раскрыл механизм функционирования полушарий мозга, показал, что они равнозначны. И правое полушарие ответственно за иррациональные познавательные функции /3/. Уровень проявления их и энергию натуры по циклу жизни человек (студент, учащийся, рабочий и др.) определяет сам на основе самоанализа (см. пункт 2) /4/. Комплект функций познания формирует в его мозге адекватное мировоззрение и он становится способным к творчеству, отражая явления и процессы, происходящие в природе и планетарном социуме.

2. Идея планетаризации сознания (то есть, создание коллективного творчества в обществе) представлена в концепции гуманистического подхода к жизни астропсихологом и мыслителем 20-го века Д.Радьяр. Он реализовал идею «гармонии сфер» мыслителя Пифагора (580-500 до н.э.), который развил учение о Космосе («макрокосм») как о закономерном, стройном целом, подчиненном законам гармонии («музыка сфер») и числа. Наука построена на основе чисел от 1 (символ Солнца) до 9 (Марс). Для человечества интересны его устремления гармонизировать человека («микрокосм») и человеческое бытие, органично вписывая их в ритмы планетарных циклов. Для изучения внутренних характеристик человека: представления графика изменения энергии на протяжении цикла жизни, изучения его профессиональных закономерностей и т.п., широко используется психоматрица, построенная по карте (календарная дата и координата) рождения /4, с.35-39/. Календарь построен по Солнечно-Юпитерианскому циклу. Д.Радъяр установил процессы соответствия космических явлений с земными сущностями по циклам планет через изучение биопсихологических эффектов и «принцип синхронизации» К.Юнга. По Д.Радьяру в течение года каждому дню (и 5, 10, 30, 360 дням) рождения имеется планетное соответствие, определяющее энергетику и биопсихологическое состояние человека, называемые «гениями дня рождения» («сабианские градусы»), «гениями пятидневки» («ангел-хранитель»), «гениями десятидневки» (комплексы натуры) и т.д., в совокупности с которыми формируется его психика, комплексы, деловое предпочтение («профессиональный коридор»)-направление «гениальности». Напр., символ сенсорного восприятия мира (функция сенсорики с оценкой уровня - «хорошо»), представленная цифрами 22 (Биоэнергия) -44 (Здоровье) -66 (Трудолюбие) -88 (Надежность) в психоматрице в виде ромба (круга), означает, что этот человек - «мастер дела» и т.д. Символ ромба есть знак отличия о высшем образовании. Наука соционика основана на символах функции познания («базис Юнга»). Важно, что Д.Радъяр осознал два момента, влияющих на земные процессы и жизнь: «1) время циклично, закон циклов охватывает все цивилизации и все стороны бытия; 2) западная цивилизация вступила в «осеннюю» фазу своего развития» /Д.Радъяр. Планеты и личности: астрологическое изучение психологических комплексов и эмоциональных проблем. -М.: КЛАССИК, 2002, с.190/. К.Юнг разработал методологию психоанализа и фундаментальную типологию человека, «сформулировал один из основополагающих принципов научной астрологии - «принцип синхронизации». Обосновал идею о том, что «космические периоды не формируют судьбу, а синхронизируются с ней» /Астрологический толковый словарь.-М.:РИМЕКС, 1992, с.135/. Функции таланта и творчества человек определяет по тестам соционики, а профориентацию - с учетом всей (планетарно-циклической, наследственно-генетической и определением графика энергетики) совокупности характера факторов /3, с.7-12; 97-104; 4, с.34-40/. Все гениальное - просто! Полнокровное изучение натуры (астропсихосинтез Д.Радьяр, психоанализ К.Юнга) позволяет человеку стать «самим собой», достигнуть успехов в интеллектуальной сфере и в сфере спорта высших достижений.

Итак, в познавательной теории человека, основанной на разработках К.Юнга и Д.Радьяра, учитываются новые важные факторы: 1) процессы соответствия космических явлений с биопсихологическими, 2) наследственно-генетический. Они дополняют «классику», не противоречат учениям А.Эйнштейна и Н.Винера, И.Пригожина и А.Аустинавичюте и др. Сложение разработок и достижений науки соционики в методе «возрожденного мастер-класса» позволяет изучение в человеке сознания и формирование планетарного мировоззрения /2,3,4/.

Отметим открытия и инновации, которые положены в основу современной парадигмы науки и концепции экологического образования /4,5/. Это: а) концепция системного метода на 4 функциях познания (логика, этика, сенсорика, интуиция) вместо «классических» функций (логики и этики). Функционализм и законы управления в живом и неживом мире есть законы кибернетики (Н.Винер, 1948г.), б) универсальное явление самоорганизации в науке. Наука синергетика (Г.Хакен, 1970) раскрывает механизм сущности природных и общественных явлений и процессов (И.Пригожин. Нобелевское открытие, 1977) /2/; в) специфика функционирования полушарий мозга (Р.Сперри. Нобелевское открытие, 1981). Обоснованность положений К.Юнга и Д.Радьяра исходит из целесообразности учета циклов планет (мыслителя Пифагора); г) учет элементов инстинкта и традиций в процессе обучения и формирования разума и цивилизации (Ф.Хайек. Нобелевское открытие, 1983); д) разработка компьютера(США, 1976). Основа информационных технологий и обмена планетарной информацией по Интернету (предсказано в учении В.Вернадского); е)наука соционика (А.Аустинавичюте, 1979, регистр. в АН СССР как перспективное направление).

Предложенная концепция позволяет преподавателю: овладеть современными методами познания, а студенту - также и надежной профориентацией и конкурентоспособностью, показав высокую эффективность обучения. Так, апробация потока студентов ХГФ за 1998-2003 г.г. дала 200% дипломы с отличием по отношению к 11 другим факультетам Башгоспедуниверситета и замечательных традиций: вручение «красных» дипломов Ректором и Министром образования РБ, организацию галереи постоянно действующей выставки художественного творчества студентов, активизацию защиты диссертаций преподавателями, поступление в аспирантуру студентов и др. Позитивные примеры оказались полезными и для других факультетов, и вузов региона /4,6/.

3. В современном системном подходе человек рассматривается как частица более крупной общности - социума и природы, коэволюционируясь вместе с ними, и он сам, устанавливающий профессиональную предрасположенность, сохраняет свою уникальность, свободу выбора и остается демократичной личностью: имеет право на собственные мысли, чувства, вкус, воспитание, но придерживается общими принципами природы, общества /4/.

Выводы. Важно, что способность человека к планетарному мышлению сохраняет его индивидуальные качества, что способствует мировоззренческому прогрессу общества и осознанному восприятию парадигмы науки. Повышается эффективность самопознания человека и его причинно-следственных связей в новых разработках нравственно-экологических норм общества /2,3,5/. При решении задач практики требуется акмеизм мышления /5/. Наши методы способствуют преодолению проблем. Результаты апробации приводят к выводам, имеющим научно-прикладное значение для природы (1) и общества (2), и утверждающим следующие закономерности /2-4,6/:

(1) - закон повышения экологической устойчивости природы за счет четко установленного разнообразия людей планеты путем раскрытия их таланта и творчества (определением профориентации), предсознания и социальной роли. Эту закономерность можно называть законом экологического гуманизма;

(2) - основной демократический принцип - равенство людей планеты, справедливость, возможность коллективного творчества во благо человека, общества и природы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Г.Драйден, Д.Вос. Революция в обучении. М., Парвине, 2003, с. 155, 216, 226.
  2. Э.Зиннуров, Ф.Файзуллин. Разрешение глобальных проблем экологии через систему образования /Сб.:Материалы Междун. конгресса «ЭКОЧЕЛ-98», Госдума РФ, Саки, 1998, с.34-35.
  3. Э.Зиннуров, Т.Масалимов. Установление профпредрасположения студентов как метод развития их способностей и творчества. /Сб.:Инновационные методы преподавания социально-психологических дисциплин. Уфа, БГПУ, 2001, с. 28-36, 94-104; там же: Э.Хамитов, с. 7-12.
  4. Э.Зиннуров. Мировоззренческая основа и современная концепция профессиональной образовательной системы./Сб.:Актуальные проблемы исследования сложных систем. Уфа, БИСТ, 2006, с.30-40.
  5. А.Деркач, В.Зазыкин. Акмеология. -СПб.:Питер, 2003.- с.53-54, 135-137, 184-198.
  6. Э.Зиннуров, Т.Масалимов. Концепция современного профессионального образования по методу «возрожденного мастер-класса». /Современные наукоемкие технологии, №5, 2007, с.45-49.

Библиографическая ссылка

Зиннуров Э., Масалимов Т., Бартдинова Г. КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 12-1. – С. 132-135;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11891 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»