Сочинение на тему: Философские мотивы в творчестве С. Сочинение «Философские мотивы лирики С.А. Есенина
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.4.148-152
КЕЛЬБЕХАНОВА Мадина Рагимхановна, кандидат филологических наук, доцент
ТЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА
В статье рассмотрены стихотворения С. Есенина «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни», «Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу», «Отговорила роща золотая», «Этой грусти теперь не рассыпать». Автор показывает, как в них сочетаются две темы: жизни и смерти. Лирический герой в большинстве стихотворений - человек, влюбленный в жизнь, в природу, но не забывающий и о том, что его ожидает смерть.
Основной композиционный прием, использованный в стихотворениях, - противопоставление. В статье показывается, что любимое поэтическое средство поэта - метафора, которую он использует мастерски.
Ключевые слова: поэт, Есенин, стих, сердце, душа, жизнь, смерть, природа, печаль, антитеза, метафора.
KELBEKHANOVA Madina Ragimhanovna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor
THE PROBLEM OF LIFE AND DEATH IN YESENIN’S WORKS
The article studies the problem of life and death in Yesenin’s verses “I Do Not Regret, And I Do Not Shed Tears”, “The Golden Birch-Tree Grove Has Fallen Silent”, “We’ll Depart This World For Ever, Surely”, “Now My Grief Won’t Be Split By The Ringing”, “I Am The Last Poet Of The Village”, “Forty Days Prayers For The Dead”.
Persona of the most of Yesenin’s verses is a man infatuated with love and nature, but abidingly aware of death, and this sadness penetrates all his poems. The poet skillfully employs antithesis as a compositional device and metaphor as a figure of speech.
Keywords: poet, Yesenin, verse, heart, soul, life, death, nature, sadness, antithesis, metaphor.
Тема жизни и смерти - вечная и общечеловеческая. Нет поэта или писателя, которого бы она не интересовала по той или иной причине, в той или иной мере. В творчестве С. Есенина эта тема занимает большое место, особенно до 1917 г. Было ли это стремлением разгадать ее тайну или уже в то время поэт предчувствовал смерть? Ответить на этот вопрос трудно.
Из стихотворений, в которых 15-17-летний автор пишет о смерти, особенно показательны «Подражание песне», «Покойнику», «Край любимый! Сердцу снятся...», «Я пришел на землю эту, чтоб скорей ее покинуть», «О дитя, я долго плакал над судьбой твоей», «Наша вера не погасла», «В том краю, где желтая крапива», «Устал я жить в краю родном».
В советское время С. Есенин написал немало замечательных стихотворений в жанре элегии; их содержанием является не только смерть, как в произведениях дооктябрьского периода, но и жизнь, в них дано сочетание жизни и смерти. Тут прежде всего следует отметить стихотворение «Я последний поэт деревни», написанное в 19201 г., в период «военного коммунизма» [о военном коммунизме см.: 1, с. 238-239] под впечатлением конкретного случая.
Из перечисленных нами стихотворений лучшее - «Край любимый! Сердцу снятся». Рассмотрим его первую строфу:
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
В этой строфе следует обратить внимание на метафоры. Именно они делают стихотворение настоящим поэтическим шедевром: «скирды солнца», «воды лонные», «зеленя стозвон-ные». Лирический герой словно заворожен красотой природы, вот почему он хочет затеряться в зеленях. Последняя строфа стихотворения - это выражение его основной мысли:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть,
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Здесь использована антитеза. Первые два стиха - мажорные, свидетельствующие о большой любви поэта к жизни, последующие два напоминают о смерти. Конечно, каждый чело-
1 В отдельных изданиях и в собраниях сочинений С. Есенина как год опубликования стихотворения указывается 1921 г. Это ошибка. В первый раз это стихотворение вошло в его книгу «Трерядница», вышедшую в 1920 г. Поэт, очевидно, забыл об этом.
век смертен. Но этот мотив, очень часто повторяющийся в стихотворениях Есенина этого периода, заставляет нас задуматься: отчего все-таки это?
Стихотворение «О дитя, я долго плакал над судьбой твоей» начинается и заканчивается обращением лирического героя к некоему ребенку («дитя»), над судьбой которого он долго плакал. Однако во втором двустишии трагическое переносится на лирического героя, который предсказывает свою смерть:
Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня...
Понесут с могильным пеньем хоронить меня...
Ты увидишь из окошка белый саван мой,
И сожмется твое сердце от тоски немой.
Следующие стихи опять заставляют задуматься: обращение «дитя» относится к тому, кого лирический герой оставляет на земле, или касается его самого? В этом двустишии внимание следует уделить метафорам «тайна теплых слов» и «слезы, ставшие бисером жемчугов», передающим состояние лирического героя. И завершается стихотворение опять обращением к «дитяти»:
И связал я ожерелье для тебя из них,
Ты надень его на шею в память дней моих.
В письме Е.И. Лившиц (август 1920 г.) С. Есенин писал: «Трогает меня... грусть за уходящее, милое, родное, звериное и незыблемая сила мертвого, механического. Вот вам наглядный случай из этого.
Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно и что же? Видим: за паровозом что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни и ликом Махно. Она и он в революции страшно походят на этого жеребенка, тягательством живой силы с железной» .
Другая реакция поэта на положение деревни приводится в статье М. Бабенчикова «Есенин»: «Зима 1922 года. Москва, Пречистенка, 20. Искаженное мучительной гримасой лицо, в красных отсветах от пылавшей кирпичной времянки. Бурный поток слов, образов, воспоминаний и заключительное: "Был в деревне. Все рушится.Надо быть самому оттуда, чтобы понять...Конец всему."» .
В 1922 г. Есенин написал одно из лучших своих элегических стихотворений «Не жалею, не зову, не плачу». История его создания, как пишет С. Толстая-Есенина, такова. «Есенин рассказывал, что это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в "Мертвых душах". Иногда полушутя прибавлял: "Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь". Место в "Мертвых душах", о котором говорил Есенин, это вступление к шестой главе, которое заключается словами: ".то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!"» .
Л.Л. Бельская справедливо отмечает: «Отрывок из "Мертвых душ" Гоголя, безусловно, не был единственным источником есенинского стихотворения. Традиционна сама тема прощания с юностью и размышления о быстротекущем времени и образы весны-молодости и осени-старости. В поэзии всех времен и народов мы находим бесчисленные вариации на эти темы» .
Однако в традиционную тему Есенин вдохнул новую жизнь и в этом отношении явился новатором. Обратим внимание на первые строки стихотворения:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Эти стихи выдержаны по принципу градации. Поэт с самого начала усиливает основную мысль произведения. Этому же подчинено замечательное сравнение «Все пройдет, как с белых яблонь дым». В этих стихах все прозрачно, и они не нуждаются в комментариях. Эти два стиха - удачный композиционный ход, определяющий все дальнейшее движение текста, что подтверждают и последующие два стиха:
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Теперь уже становится ясно, что стихи эти (да и все стихотворение) строится на противопоставлении прошлого и настоящего: молодость прошла, и она не вернется. Эта мысль передана с помощью замечательной метафоры «Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Отметим, что все последующие строфы - это ее вариации, в которых ключевым смыслообразующим поэтическим средством является тоже метафора. Проследим это. Две мысли выражены во второй строфе:
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.
Первая мысль стихотворения: «Тронутое холодком» сердце - синоним грядущей смерти. Другая мысль: молодость прошла и «не заманит шляться босиком», она уже ушла в прошлое. Эти строки свидетельствуют и о любви лирического героя к природе. Здесь мы уже имеем синтез двух планов - человеческого и природного.
Третья строфа по мысли близка второй:
Дух бродяжий, ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Однако поэт, как и в предыдущих строфах, продолжает говорить об «утраченной юности» и об ослаблении чувств, которые характерны для зрелой поры. Предпоследняя строфа - о быстротечности жизни. Отсюда - риторический вопрос: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» О быстро прошедшей жизни, в первую очередь юности, и предпоследние стихи элегии:
Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
Можно сказать, «Весенняя рань» - ранняя пора юности, начало жизни. А «розовый конь», который проскакал, - это романтические надежды, мечты, которые остались в прошлом. Заключительная строфа, с одной стороны, утверждает, что бессмертия нет, с другой - дает благословение всему, что «пришло процвесть и умереть». А это уже выражение великой любви к людям, ко всему живому, к природе - позиция, характерная для многих гуманистов.
У Есенина есть немало других стихотворений на рассматриваемую нами тему. Они тоже относятся к числу шедевров элегического жанра. В первую очередь тут следует назвать стихотворение «Мы теперь уходим понемногу...» Оно было написано на смерть поэта А.В. Ширяев-ца, близкого друга Есенина (15 мая 1924 года) и через несколько дней опубликовано в журнале «Красная новь» под заглавием «Памяти Ширяевца».
В своих воспоминаниях С.Д. Фомин пишет: «Я помню, как ошеломила Есенина смерть Ширяевца. Всем, кто вернулся в тот день с Ваганьковского кладбища на поминки Ширяевца в Дом Герцена, не забудется плакавший Есенин, с хрипотцой прочитавший весь ширяевский "Мужикослов"» .
Смысл первой строфы Есенина выражен ясно: пришедшие в мир рано или поздно уходят из него.
Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать.
Предположение поэта, что и ему, может быть, пора скоро в дорогу, куда ушел его друг, имело основание. Об этом же он говорит и в стихотворении «Я последний поэт деревни».
Вторая строфа по содержанию отличается от первой. Здесь на переднем плане - любовь поэта ко всему, что его окружает, что ему дорого. Это утверждение любви - главное в произведении. С другой стороны, поэт свидетель того, как люди (в первую очередь друзья) по-
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________
кидают мир. И это не может не оказывать психологического воздействия на него, что и приводит к тому, что он не в силах «скрыть» своей тоски.
В следующей строфе доминирует та же мысль, что и в первой. Поэт опять говорит о своей великой любви ко всему, что «душу облекает в плоть». Но эта мысль у него связана с природой, неотделимой от людей. Природа и люди у поэта составляют единство. Поэт не может мыслить себя вне этого единства.
Строфа композиционно делит стихотворение на две части и является связующей между ними. Тут утверждение «жизнь - счастье» является основным: «...на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил».
Следующая строфа - продолжение и развитие этой мысли. Здесь налицо восхищение поэта земной красотой, тем, что для него является самым важным, превалирующим в земной жизни. Красота для поэта - это не только люди, прежде всего женщины, к которым поэт никогда не был равнодушен, это и звери, наши «братья меньшие». И это опять-таки важная для поэта мысль о единстве человека и природы.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
В этих стихах поэт охватил суть жизни, а именно: во имя чего человек должен жить на
Дальше следует композиционный поворот: перекличка пятой строфы со второй. Во второй строфе доминирует тоска, в пятой - поэт испытывает дрожь перед «сонмом уходящих», эти чувства не противоречат друг другу, они взаимосвязаны:
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь,
Оттого пред сонмом уходящих,
Я всегда испытываю дрожь.
Два последних стиха из приведенных - вариация первых двух стихов начала стихотворения, но с усилением, утяжелением мысли.
В целом в стихотворении переплетены горькие и радостные чувства. Мастерство поэта заключается в том, что в его стихотворении невозможно исключить ни одно слово, каждое связано с другим. Такая целостность создает его гармонию.
Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
Лирический сюжет оказывается органически связан со всеми композиционными элементами стихотворения. Последняя строфа логически замыкает текст и подытоживает выраженную в нем философию жизни и смерти.
1. Советский энциклопедический словарь. - М., 1980. С. 238-239.
2. Есенин С. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 5. Автобиографии, статьи, письма. - М., 1962.
3. Белоусов В. Сергей Есенин. Литературная хроника. Часть 2. - М., 1970.
4. Есенин Сергей. Литературная хроника. - М., 1970.
5. Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. - М., 1990.
6. Фомин С.Д. Из воспоминаний / Памяти Есенина. - М., 1926.
1. Soviet Encyclopedia Dictionary . Moskva, 1980 Pp. 238-238 (in Russ.).
2. Esenin Sergey. Collection of works in five volumes. V.5. Autobiographies, articles, letters . Moskva, 1962 (in Russ.).
3. Belousov V. Sergei Esenin. Literary chronicles. Part 2. Moskva, 1970 (in Russ.).
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
4. Esenin Sergey. Collection of works in five volumes. V. 2. (Primechaniya V.F. Zemskova) Moskva, 1961 (in Russ.).
5. Belskaya L.L. The word of songs. Poetic mastership of Sergey Esenin . Moskva, 1990 (in Russ.).
6. Fomin S.D. Memoires Remembering Esenin. Moskva, 1926 (in Russ.).
Кельбеханова Мадина Рагимхановна, канди- Kelbekhanova Madina Ragimhanovna, Candi-дат филологических наук, доцент кафедры date of Philological Sciences, Associate Profes-русской литературы, Дагестанского государ- sor at the Chair of Russian Literature ственного университета, Махачкала Daghestan State University, Makhachkala city,
Философские мотивы лирики С.А. Есенина
У Сережи есть свой голос красивый. Он любит Россию по-своему, как никто другой. И воспевает ее по-своему. Березы, месяц, ржаные поля, озера - вот его песня. И поет он ее всем своим существом. А. Андреев За темную гряду леса садилось рыжее, нечесаное, будто спросонья, солнце. В последний раз осветило багровым ливнем луча раскиданные стога, пушистые облака, заглянуло мне в глаза. Может быть, оно хотело спросить, не слышала ли я что-нибудь о рязанском парне с русыми, цвета спелой ржи, волосами, синими, как небо, глазами и чистой, словно весенний проливной дождь, улыбкой. Солнце, остановись на мгновенье! Я расскажу тебе о Сергее Есенине, расскажу о его лирике, расскажу, почему я полюбила его стихи. Стихи Есенина стали мне дороги сразу, как только я вошла в волшебный мир поэзии. С тех пор многогранность, своеобразие его творчества не перестают удивлять меня. Все глубже изучая жизнь и творчество поэта, я полюбила его всей душой и хочу быть певцом его поэзии. Почему? Я часто задавала себе этот вопрос. Действительно, почему так близки и понятны его стихи и сегодня? Пожалуй, из-за его глубокой любви к своей родине, к своему народу, из-за безгра-ничной любви к природе, ее красоте, из-за того, что они учат меня понимать все прекрасное. Лирика поэта жива одной большой любовью - любовью родине. Чувство родины - основное в творчестве Сергея Есенина. Многие поэты пытались раскрыть тему родины в своих произведениях. Но так, как сделал это Есенин, по-мое-мy, не удавалось никому. Он с гордостью называл себя "крестьянским сыном" и "гражданином села". Где бы ни был Есе-нин, на какую бы вершину славы он ни поднимался, он всегда видел Русь крестьянскую, жил ее надеждами. В стихах Есе-нина не только "светит Русь", не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера человека в ее будущее, великое будущее родного народа. Есенин застыл на месте. Ему представилась огромная, без конца и края Русь, вся залитая березовым светом, встала рядом изб вдоль Оки. "Родина моя, - прошептали губы, - Родина". И вдруг замерли, потому что нашлись другие слова: Гоп ты, Русь моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края, Только синь слепит глаза. Есенин с откровенной теплотой воспевает неповторимую красоту родного края. Как он его любит! Он влюблен в бескрайние поля, леса, в свое рязанское небо, в полевые цветы. Уже давно все стихло вокруг. А он не мог заснуть. Ему вдруг захотелось увидеть маленькое лесное озерцо, где он, босоногий мальчишка, гонялся за косыми лучами солнца, молодую березку, что летом полоскала свои косы в воде, а зимой позванивала хрустально ими. Завтра - начало сенокосной поры. И сколько нужно сил, чтобы с рассвета дотемна махать косой. А человек ходит и ходит по родной земле. И невдомек звездам-проказницам, что не до сна поэту, что он безмерно счастлив, потому что весь мир - для него. Для него цветут травы, для него смеются озорные глаза озер, и даже они, звезды, светят для него. И невольно из сердца на волю рвутся слова: О Русь! Малиновое поле И синь, упавшая в реку - Люблю до радости, до боли Твою озерную тоску! Какая безграничная любовь к природе! Меня восхищает неповторимая есенинская лирика, понимание всех тонкостей родной природы и умение это передать в стихах. Свои стихи о природе Есенин создает по черновому рисунку, набросанно- му самой природой и сверенному с общей картиной природной жизни. Поэт сажает рябину у крестьянской избы. В "рябиновом костре" сгорают последние надежды: В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. У Есенина обострен взгляд на те черты природы, которые могут быть уподоблены вещественному миру. Даже небесные светила он приглашает на землю. Месяц схож с жеребенком, он тоже рыжий и "запрягается" в сани. Под луной происходят самые мучительные поиски и открытия самого себя. В стихах Есенина вся жизнь, со всеми поворотами, ухабами и взлетами. Есенин прошел небольшой, но тернистый жизненный путь. Он оступался, ошибался, впадал в народничество - это вполне естественные "издержки" молодости, личного характера. Однако Сергей Есенин всегда был в поисках, в дороге, на крутых поворотах истории. Все его личные переживания и неудачи отступают перед главным - любовью к родине. Что для человека самое дорогое в жизни? Я бы ответила: "Родина". И разве не счастье воспевать ее красоту! Нельзя жить на земле и не иметь дома, матери, родины. И нельзя ее не любить. На траву упала роса. Растаяли в небе звезды-насмешницы. Рассвет был какой-то розовый и звонкий. Казалось, скажешь слово тихо-тихо, а оно полетит через всю землю. Где-то далеко занялась песня. На нее звонко откликнулись лес, озеро, солнце. А Есенину захотелось к людям. Он выбежал на луг, поглядел на родные, знакомые до боли поля и замер. Теперь он твердо знал: в какие бы края ни забросила его судьба, он никогда не расстанется ни с этой землей, ни с березкой над прудом. Слова сами выстраивались в ряд: Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою". Это была его первая в жизни клятва в верности новой, стальной России. Слова поднимались в рассветной звонкой тишине к солнцу и летели над Русью вместе с вольными ветрами через леса, озера, луга, сквозь годы. Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное наследство. Наполненная любовью к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, предельной искренностью, добротой, поэзия Есенина актуальна и современна и в наши дни. Многие его стихи стали песнями. И по жизни с собой я пронесу томик стихов Есенина.
Рейтинг: / 1