Сравнение Тютчева и Фета: взгляд на природу и любовь. Сочинение на тему «сходства и различия с лирике тютчева и фета

Вопросы и задания для сопоставительного анализа

1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?

4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой по­этический смысл можно при этом заметить?

5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов этих стихотворений.

6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявив­шихся в эти стихотворениях.

В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщаю­щую таблицу, которая записывается в тетрадях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Тютчев Фет
Философский характер лирики, мысль в кото­рой всегда сливается с об­разом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человече­ского бытия Трагический характер лирики, домини­рующее чувство -- напряжение. Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и опти­мизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чув­ством гармо­нии мира
Жизнь, по Тютчеву, - это противо­борство враждебных сил. Но драматизм восприятия дейст­вительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безна­дежности и смерти, но именно любовь дает человеку величай­ший душевный взлет, ощущение счастья Жизнь в стихах Фета -- миг, закреплен­ный в веч­ности. Красота в его стихах -- это преодоленное стра­дание, радость, добы­тая из боли. Любовь -- это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, ко­торые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов
Человеческое "я" по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Не­зримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь -- это покровы, скрывающие пер­возданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изна­чально - это тоже хаос. Импрессионистский характер изобра­жения чувств, их фрагментарность и пре­дельная образность. Вместе с тем, строгая художественная структура сти­хов, их внут­реннее равновесие сочетаются с ощуще­нием эскизности, нарочитой оборванности
Образная система лирики сочетает предмет­ные реалии внешнего мира и субъективные впечат­ления от этого мира, производимые на поэта. Мас­тер­ство в изображении гармонии предмет­ных реа­лий мира внешнего и глубины мира внутреннего Неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной мета­форичностью стихов, ди­намичностью и му­зыкальностью художественных об­разов. Настроение преобладает над мыслью, мысль "растворена" в музыке, которая тоже есть проявление красоты
Мастерство поэта в создании фоне­тических и живописных образов, сочета­ние звукописи с неожи­данной палитрой красок, цветных образов Мастерство в использовании паралле­лизмов, по­второв, периодов, ритмических пауз, богатство и глу­бина поэтических ин­тонаций, звуковой инструмен­товки

Тематика сочинений по лирике Тютчева и Фета

1. Можно ли услышать в лирике Тютчева "биение души" поэта?

2. В чем диалектика природы и внутреннего мира человека в лирике Тютчева?

3. В чем "блаженство и безнадежность" последней любви в лирике Тютчева?

4. Как отразились в лирике Тютчева его историко-политические взгляды?

5. Как проявились в пейзажной лирике Тютчева его философские взгляды?

6. Почему лирический герой Тютчева любит "убийственно"?

7. Цвет и звук в лирике Тютчева.

8. Единство хаоса и космоса в поэзии Тютчева.

1. Цивилизация и судьба России в творчестве Тютчева.

2. "Край родной долготерпенья..." (по лирике Тютчева).

3. "Умом Россию не понять..." (по лирике Тютчева).

4. Мое любимое стихотворение Тютчева (Фета): восприятие, истолкование, оценка.

5. В чем "поэтическая дерзость" лирики Фета?

Афанасий Афанасьевич Фет

Федор Иванович Тютчев .


Афанасий Афанасьевич Фет

Поэт непосредственных переживаний и впечатлений. «...В лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область» (П. Чайковский). Стремление выразить «невыразимое» напряжение слуха и зрения, мгновенность восприятия, сменяемость красок и звуков («Тихо под сенью лесной...», «Ах, как пахнуло весной!..»).


Тема природы - сквозная у Фета. О чем бы он ни писал - о любви к женщине или о тоске по родине, о назначении поэта или смысле человеческого бытия, природа присутствует в его произведениях. Она не фон, на котором разворачивается лирический сюжет, она смысл и содержание текста. Исследователи давно заметили, что Фет чаще всего пытается передать моменты, мгновения перехода природы из одного состояния в другое. Из его стихотворений можно составить композицию, рассказывающую о всех временах года, о всех временах суток, о звуках и запахах, которые живут в окружающем его мире...


  • Многие произведения Фета рисуют картины ночного пейзажа, точнее, передают чувства, мысли, пробуждаемые им в душе поэта. Сам он признается в своих стихах: «Ночью как-то вольнее дышать мне, как-то просторней». Или: «Каждое чувство бывает понятней мне ночью, и каждый образ пугливо-немой дольше трепещет во мгле». А в одном из стихотворений поэт признается в любви ночи:

Здравствуй! тысячу раз мой привет тебе, ночь! Опять и опять я люблю тебя, Тихая, теплая, Серебром окаймленная !

  • Такие особенности лирики Фета, как сложность, многозначность, глубина чувства, которое трудно определить словом, а можно только, по выражению Б. Я. Бухштаба, «навеять на душу читателя», яркое выражение нашли в так называемой «ночной» поэзии.


Тема любви

Певцом русской женщины называл себя Фет. Тема любви в его творчестве - одна из главных. Долгое время говорили о единственной возлюбленной поэта - Марии Лазич. Действительно, эта женщина стала трагической героиней его поэзии на долгие годы. История их отношений имеет печальный конец, который романтическим ореолом овеял события реальной жизни. Однако у поэзии Фета есть и другие адресаты. Поэт утверждал, что это чувство любви «всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая нить». Любовь - это тот волшебный кристалл, сквозь который поэт смотрит на мир. Этот божественный дар любить дан ему свыше, он делает его поэтом. Что такое любовь? Какой она может быть? Если вообще существуют ответы на эти вопросы, то Фет в своем творчестве ближе к истине, чем кто-либо другой.


Федор Иванович Тютчев

Для его поэзии характерно философское понимание мира. Природа предстает перед нами в постоянном движении, величественно-прекрасная и торжественно-трагическая. Человек сопричастен космосу. Поэт неудовлетворен современностью, в стихотворениях - мечта о духовной жизни, желание постичь русскую действительность («Умом Россию не понять...», «Русской женщине», «Слезы»). Мы читаем тютчевские произведения, строки любовной лирики, проникнутые всемирными идеями, видим пейзажи родной природы - все это непревзойденные шедевры, к которым хочется всегда возвращаться...


  • Любовь в лирике Тютчева - это всегда роковая страсть, которая может стать причиной гибели одного из любящих, и жертвой чаще всего оказывается женщина. Однако, несмотря на опасность разрушения, которую несет в себе любовь, поэт воспринимает ее как счастье. О такой любви рассказывает «Денисьевский цикл» Тютчева, который посвящен Е. А. Денисьевой, многолетней возлюбленной поэта, умершей от чахотки. Помимо этой потери, Тютчева подстерегало в жизни еще очень много утрат и потрясений. Поиски нравственной опоры в конце концов привели Тютчева к осмыслению жизни с христианской точки зрения.


Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как поэт-философ благодаря космической масштабности его образов. В лирике поэта сталкиваются и спорят день и ночь, жизнь и смерть, зима и весна, Космос и Хаос. Противоречия в лирике Тютчева отражают противоречия жизни, явления природы часто ассоциируются с определенными состояниями человеческой души. Для Тютчева поэзия была прежде всего средством самовыражения, общение с читателем имело гораздо меньшее значение. У Тютчева поэзия выражает собой поиск истины в самых разных ее проявлениях.


  • Тютчева можно назвать «ночным поэтом», потому что именно ночью у поэта открывается внутреннее зрение, и он прозревает стихию хаоса, наполненного катастрофами. Голос ночного хаоса не совсем понятен человеку, но тем не менее глубоко родствен его смятенной душе .

  • Для выражения сложного мира человеческой души поэт использует ассоциации и образы из мира природы . Он не просто рисует состояние души, а ее «биение», движение внутренней жизни, изображая незримую таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы.
  • Поэту присуще умение передать не сам предмет, а те его характерные пластические признаки, по которым он угадывается. Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе.
  • Звуковой и цветовой строй лирики Тютчева неповторим в нераздельности впечатлений от красок и звуков, в художественном образе интегрируется «звук цвета» и «цвет звука» («чуткие звезды»; луч, врывающийся в окно «румяным громким восклицаньем», и т. п.)

Тютчев

Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия

Жизнь, по Тютчеву, - это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни

Трагический характер лирики, доминирующее чувство - напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира

Человеческое «я» по отношению к природе - не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы

Красота в его стихах - это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета - миг, закрепленный в вечности

Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности

Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего

Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов

Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке

Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки


Домашнее задание

Сопоставительный анализ стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…»

Задания для сопоставительного анализа

  • Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
  • О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
  • Какие образы стихотворений можно считать образами-символами?
  • Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений.

ТЕМА: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ЛИРИКИ Ф.ТЮТЧЕВА И А.ФЕТА

ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА КЛАСС: 10

ЦЕЛИ: развивать умения учащихся сопоставлять разные художественные

произведения с точки зрения содержания и формы, находить в тексте

Ключевые слова, умение обосновывать свою точку зрения; развивать

Эстетическую культуру учащихся; воспитывать уважительное

Отношение к различным точкам зрения на анализируемые проблемы.

ТИП УРОКА: комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, карточки с текстами стихотворений и

вопросами к ним

ХОД УРОКА

Вечная красота природы и бесконечная сила любви –

и составляют главное содержание чистой лирики.

В.С. Соловьёв

1. ОРГМОМЕНТ

2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Позади уроки, посвящённые творчеству Тютчева и Фета в отдельности. Теперь вы знаете, что в творчестве обоих поэтов есть точки соприкосновения – это темы стихотворений. Сегодня на уроке путём сопоставления и сравнения мы попытаемся выяснить, в чём сходства и различия точек зрения поэтов на ту или иную тему.

Сначала вы будете работать в группах, отвечая на вопросы. Затем каждая группа представит итог своей работы.

3. РАБОТА В ГРУППАХ

1-ая группа анализирует стихотворения любовной темы.

2-ая группа – тема Родины.

3-я группа – тема поэта и поэзии.

4. ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП

1) Выразительное чтение стихотворений. Презентация.

2) Ответы на вопросы

5. ОБОЩАЮЩЕЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Итак, подводя итог всему сказанному, сделаем следующие выводы:

А) любовь не обошла стороной ни Фета, ни Тютчева. Оба были счастливы, оба страдали. Для Тютчева характерно изображение любви как трагического чувства. Стихи Фета о любви наоборот наполнены радостью, счастьем (кроме стихотворений, посвящённых Марии Лазич).

Б) Оба поэта сходятся в своём отношении к Родине. Для обоих образ Родины неразрывно связан с образом русской патриархальной деревни, только у Тютчева это крестьянская деревня, а у Фета – помещичья. Однако любовь к России омрачнена необразованностью народа, его смиренностью и долготерпением.

В) И для Тютчева, и для Фета поэзия – это божественный дар, божественная сила, дарованная избранным. А задача поэзии не в том, чтобы решать политические и социальные проблемы времени, а в том, чтобы воспевать прекрасное: природу, любовь, жизнь. Лирика Тютчева и Фета – поэзия чистого искусства.

Есть ещё одна общая тема в творчестве поэтов – это тема природы. Безусловно, и Фет, и Тютчев являются непревзойдёнными мастерами пейзажной лирики.

Но есть и отличительные черты поэтики. Поэзия Фета импрессионистическая: предметы, явления, чувства он изображает обрывками, штрихами, мазками слов, фраз. Тютчеву же свойственна философичность, нежели изобразительность.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить любое стихотворение Тютчева или Фета (не менее 20 строк)

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ

Ф. ТЮТЧЕВ А. ФЕТ

« SILENTIUM » * * *

Молчи, скрывайся и таи Как беден наш язык? – Хочу и не могу. -

И чувства и мечты свои – Не передать того ни другу, ни врагу,

Пускай в душевной глубине Что буйствует в груди прозрачною волною,

Встают и заходят оне Напрасно вечное томление сердец,

Безмолвно, как звёзды в ночи, - И клонит голову маститую мудрец

Любуйся ими - и молчи.Пред этой ложью роковой.

Как сердцу высказать себя? Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Другому как понять тебя? Хватает на лету и закрепляет вдруг

Поймёт ли он, чем ты живёшь? И тёмный бред души, и трав неясный запах;

Мысль изречённая есть ложь; Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Взрывая, возмутишь ключи, - Летит за облака Юпитера орёл,

Питайся ими – и молчи. Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

Лишь жить в себе самом умей – 1887 г.

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью – и молчи!..

1830 г.

ВОПРОСЫ

1) Выделите ключевое слово, на котором строится 1) На какие части можно разделить это стихотворение? всё стихотворение?

Какова основная мысль первой части?

2) Почему поэт призывает молчать, молча любоваться 2) В чём видит автор задачу поэта и

своими чувствами и мечтами? сущность поэзии?

3) Найдите созвучные строчки в этих стихотворениях. Какая мысль роднит эти два произведения?

ТЕМА ЛЮБВИ

Ф. ТЮТЧЕВ А. ФЕТ

«ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ» * * *

Любовь, любовь – гласит преданье – Шёпот, робкое дыханье,

Союз души с душой родной – Трели соловья,

Их съединенье, сочетанье, Серебро и колыханье

И роковое их слиянье, Сонного ручья,

И… поединок роковой…

Свет ночной, ночные тени,

И чем одно из них нежнее Тени без конца,

В борьбе неравной двух сердец, Ряд волшебных изменений

Тем неизбежней и вернее, Милого лица,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет, наконец… В дымных тучках пурпур розы,

1851 г. Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!...

1850 г.

ВОПРОСЫ

  1. 1) Выделив ключевые слова, определите общую тональность стихотворений.
  2. 2) Как Тютчев отвечает на вопрос: 2) В стихотворении нет слова «любовь», но мы

что такое любовь? понимаем, что именно об этом чувстве идёт

  1. 3) Кто, по мысли Тютчева, страдает речь. Нет конкретных образов героев. Опишите

сильнее? их чувства и настроения.

  1. 4) Охарактеризуйте авторскую идею стиха.

ТЕМА РОДИНЫ

Ф. ТЮТЧЕВ А. ФЕТ

* * * «ДЕРЕВНЯ»

Эти бедные селенья, Люблю я приют ваш печальный,

Эта скудная природа - И вечер деревни глухой,

Край родной долготерпенья, И за лесом благовест дальний,

Край ты русского народа! И кровлю, и крест золотой.

Не поймёт и не заметит Люблю я немятого луга

Гордый взор иноплеменный, К окну подползающий пар,

Что сквозит и тайно светит И тесного, тихого круга

В наготе твоей смиренной. Не раз долитой самовар.

Удручённый ношей крестной, Люблю я на тех посиделках

Всю тебя, земля родная, Старушки чепец и очки;

В рабском виде царь небесный Люблю на окне на тарелках

Исходил, благословляя. Овса золотые злачки;

1855 г.

На столике близко к окошку

Корзину с узорным чулком,

И по полу резвую кошку

В прыжках за проворным клубком;

И милой застенчивой внучки

Красивый девичий наряд,

Движение бледненькой ручки

И робко опущенный взгляд;

Прощанье смолкающих пташек

И месяца бледный восход,

Дрожанье фарфоровых чашек

И речи замедленный ход;

И собственной выдумки сказки,

Прохлады вечерней струю

И вас, любопытные глазки,

Живую награду мою!

1842 г.

ВОПРОСЫ

1) Выделите ключевые слова. Какова общая тональность стихотворений?

2) Как вы думаете, «что сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной»?

3) Какой образ Родины предстаёт перед читателями в стихотворении Тютчева? Фета?

4) Что общего? В чём различие?

  1. 1. Поэзия «чистого искусства». А. А. Фет, Ф. И. Тютчев 1 . Особенности поэзии «чистого искусства» 2. Основные темы поэзии «чистого искусства» 3. Поэзия А. А. Фета 4. Поэзия Ф. И. Тютчева 1 . Особенности поэзии «чистого искусства» Признаки 1 Поэзия намеков, догадок, умолчаний. 2 Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта. 3 Искусство не должно быть связано с жизнью. 4 Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира. 5 Это поэзия для избранных. 2. Основные темы поэзии «чистого искусства» Любовь Природа Искусство Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душевная теплота. Образность, нетрадицион- ность сравнений,эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим настроениям и чувствам. Певучесть и музыкальность. 3. Поэзия А. А. Фета Природа в стихотворениях поэта: Время года Как представлено в творчестве русская весна пушистыми вербами, первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», журавлями, кричащими в степи русское лето сверкающим жгучим воздухом, синим, подернутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром,
  2. 2. лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью русская осень пестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанныхжнивьях русская зима бегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле Явления природы у А. А. Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционныхптиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии. Сравнение поэзии о природе у Фета и Некрасова Природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом. Природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку. Особенности пейзажной лирики стремление к фиксации изменений в природе; наблюдения об изменениях в природе постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы; изображение более частных, более коротких и более конкретных отрезков сезонов; точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России. Фет любит описывать точно определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе. Что сближает поэзию Фета с импрессионизмом? 1 преклонение перед чистой красотой 2 нарочитая красивость, даже банальность. 3 постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный» 4 стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих
  3. 3. каждое ощущение штрихах 5 поэта интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом Фет говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление». Что такое природа в стихотворениях Фета? сумрачные осенние дни первый весенний цветок томительный среднерусский полдень короткая северная ночь плач комара хриплый призыв коростеля Фет о творчестве: «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит». «Целый мир от красоты». «Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться» 4. Поэзия Ф.И. Тютчева Особенности поэзии Ф.И. Тютчева Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлеченных, абстрактных категорий. Тютчев - открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен. Наиболее ярко «двойное бытие» расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева. Любовная лирика Что такое любовь? «самоубийство» «блаженство и безнадежность» «поединок роковой» «буйная слепота страстей» это стихия Стихи, вошедшие в «Денисьевский цикл»
  4. 4. «Весь день она лежала в забытьи...» Неотвратимое угасание любимой: «и всю ее уж тени покрывали» на фоне летнего буйства природы: Лил теплый дождь - его струи По листьям весело звучали. «Близнецы» Мотив смерти нерасторжимо переплетается с мотивом любви: И кто в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений - Самоубийство и Любовь. «Предопределение» Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него: Любовь, любовь - гласит преданье - Союз души с душой родной - Их единенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И... поединокроковой. А.А. Фет "Учись у них - у дуба, у берёзы" Стихотворение написано в 1883 году. А. А. Фет расширил возможности поэтического изображения действительности, показав внутреннюю связь мира природы и мира человека, одушевляя природу, создавая пейзажные картины, отражающие во всей полноте состояние души человека. И это было новым словом в русской поэзии. Пейзаж у А. А. Фета не самоценен, он выявляет жизнь души. «Оригинальность Фета, - приходит к выводу один из исследователей его поэзии Н. Н. Скатов, - состоит в том, что очеловеченность природы встречается у него с природностью человека». «Человеческое» и «природное» в некоторых стихотворениях А.А. Фета или слиты воедино, или, развиваясь параллельно, стремятся к единству. Законы природы, по А. А. Фету, несомненнее общественных идей, и поэт должен помн ить это. В стихотворении «Учись у них - у ду ба, у березы...» природа являет пример поучительной для человека стойкости: «Учись у них - у ду ба, у березы. / Кругом зима. Жестокая пора! / Напрасные на них застыли слезы, / И треснула,сжимался, кора». Здесь и укор, и урок страдающему человеку: «Они стоят, молчат; молчи и ты!» И далее: «Но верь весне. Ее промчится гений, / Опять теплом и жизнию дыша, / Для ясных дней, для новых откровений/ Переболит скорбящая душа». Ф.И. Тютчев "Не то, что мните вы, природа..." В известном стихотворении«Не то, чтомнитевы,природа...» (непозднееапреля 1836года)лирическая мысль Ф.И. Тютчева наиболее близка натурфилософииШеллинга.Этостихотворение явилось полемически страстным выступлением противопубликованных воФранциидвух эссе Г. Гейне «Романтическая школа» (1 833) и «Кисториирелигиии философиив Германии»,где знаменитыйпоэт обру шился не толькона натурфилософиюШеллинга,нои на поэзию «шеллингианцев»Новалиса и Гофмана, утверждая,что «обсу ждать их поведение делоне критика, а врача». «Не то, чтомните вы, природа: / Не слепок, не бездушный лик -/ В ней есть душа, в ней есть свобода, / В ней есть любовь, в ней есть язык...». Убеждение во всеобщей одухотворенности природы наибол ее ярко выражено
  5. 5. в этом стихотворении - своеобразном манифесте натурфилософской поэзии Ф. И. Тютчева. Эссе Г. Гейне - лишь повод, адресаты стихотворения - люди, равнодушные к природе, видящие в ней только «слепок», «бездушный лик», не способные понять ее «язык». В стихотворении Ф. И. Тютчева мы сталкиваемся не с романтической метафоризациейи психологизациейприроды,а с одухотворением ее.

Два величайших поэта своей эпохи - Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого.

Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны. Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе.

Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.

Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие.

Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор. Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности.

Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.