Статистика как наука представляет собой. Организация государственной статистики в Российской Федерации и международной статистики. Статистика - это общетеоретическая наука, изучающая количественные изменения в явлениях и процессах

Статистика

Статистика

Методология статистики. Понятие статистических данных и статистического наблюдения.

Статистическая методология – система приёмов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений.

Статистическое исследование состоит из трёх стадий:

1. Статистическое наблюдение;

2. Первичная обработка, сводка и группировка результатов наблюдения;

3. Анализ полученных сводных материалов.

Прохождение каждой стадии исследования связано с использованием специальных методов, объясняемых содержанием выполняемой работы.

1) Статистическое наблюдение – научно организованный сбор сведений об изучаемых социально-экономических процессах или явлениях. Полученные данные являются исходным материалом для выполнения последующих этапов статистического исследования. Эти данные необходимо обработать определённым образом. Такая обработка является следующей стадией статистического исследования.

2) Сводка исходных данных для получения обобщающих характеристик исследуемого процесса или явления. Результаты статистической сводки и группировки излагаются в виде статистических таблиц.

3) Статистический анализ – заключительная стадия статистического исследования. В его процессе исследуется структура, динамика и взаимосвязи общественных явлений и процессов. Выделяют следующие основные этапы анализа:

· Констатация фактов и их оценка;

· Установление характерных черт и причин явления;

· Сопоставление явления с другими явлениями;

· Формулирование гипотез, выводов и предположений;

· Статистическая проверка выдвинутых гипотез с помощью специальных статистических показателей.

Общая теория статистики – наука о наиболее общих принципах, правилах и законах цифрового освещения социально-экономических явлений. Она является методологической основой всех отраслей статистики.

Статистические данные – совокупность количественных характеристик социально-экономических явлений и процессов, полученных в результате статистического наблюдения, их обработки или соответствующих расчетов.

Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности. Процесс статистического наблюдения включает следующие этапы:

  1. Подготовка наблюдения. На этой стадии решаются научно-методологические (определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов, средств и времени получения данных и т.д.) и организационные вопросы (определение состава органов, проводящих наблюдение; подбор и подготовка кадров для проведения наблюдения; составление календарного плана работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; тиражирование документов для сбора данных и др.).
  2. Проведение массового сбора данных.
  3. Разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

3/ Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения.

Программно-методологические вопросы определяют цели и объекты наблюдения, признаки, подлежащие регистрации, разрабатываются документы для сбора данных, определяются методы и средства получения данных и другое.

Организационные вопросы подразумевают следующие виды работ: подбор и подготовка кадров; составление календарного плана работ по подготовке и проведению статистического наблюдения; обрабатываются материалы, которые будут использованы в статистического наблюдении.

Цель наблюдения – получение достоверной информации для выявления зависимостей развития явлений и процессов.

Объект наблюдения – некоторая статистическая совокупность, в которой проистекают исследуемые социально-экономические явления и процессы.

Для определения объекта необходимо определить границы изучаемой совокупности, для чего следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других схожих совокупностей. Каждый объект состоит из отдельных элементов, т.е. единиц наблюдения, которые являются носителем признаков, подлежащих регистрации.

Отчетная единица – это субъект, от которого поступают данные об единице наблюдения.

Программа наблюдения – это перечень признаков (вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения.

Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Примером могут быть переписной лист, опросный план, анкета и др. При этом различают две системы статистического формуляра:

1) Индивидуальный (карточный), который предусматривает запись ответов на вопросы только об одной единице наблюдения.

2) Списочный предусматривает ответы на вопросы о нескольких единицах наблюдения.

Выбор времени, когда будет проводиться наблюдение, заключается в решении двух вопросов:

– установлении критического момента (даты) или интервала времени.

– определение срока или периода наблюдения.

Критический момент (дата) – конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности.

Срок (период) наблюдения – это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т.е. время, необходимое для проведения массового сбора данных.

Абсолютные показатели

Абсолютные показатели отражают физические размеры изучаемых статистикой процессов и явлений, а именно их массу, площадь, объем, протяженность, временные характеристики. Всегда являются именованными числами. Выражаются в натуральных, стоимостных или трудовых единицах измерения.

Натуральные единицы – тонны, километры, литры, баррели, штуки.

Условно-натуральные единицы используются когда какой-либо продукт имеет несколько разновидностей и общий объем можно определить только исходя из общего для всех разновидностей потребительского свойства. Перевод в условные единицы осуществляется на основе специальных коэффициентов, рассчитываемых как отношение потребительских свойств отдельных разновидностей продукта к эталонному значению.

Стоимостные единицы измерения дают денежную оценку социально-экономическим явлениям (стоимость ВВП). Трудовые единицы измерения позволяют учитывать общие затраты труда на предприятии и трудоемкость отдельных операций технологического процесса (чел-дни, чел-часы).

Индивидуальные абсолютные показатели получают непосредственно в процессе статистического наблюдения как результат интересующего количественного признака.

Сводные объемные абсолютные показатели получают в результате сводки и группировки индивидуальных значений.

Относительные показатели

Относительный показатель – результат деления одного абсолютного показателя на другой и выражает соотношение между количественными характеристиками социально-экономических явлений.

Без относительных показателей невозможно измерить интенсивность развития изучаемого явления во времени, оценить уровень развития одного явления на фоне других, взаимосвязанных с ним явлений, осуществить пространственно-территориальные сравнения.

При расчете относительного показателя абсолютный показатель, находящийся в числителе получаемого отношения, называется текущим или сравниваемым , а показатель, находящийся в знаменателе, называется базой сравнения или основой .

Относительные показатели могут выражаться в коэффициентах, процентах, промилле, продецимилле, а могут быть именованными значениями. Проценты используются в тех случаях, когда сравниваемый абсолютный показатель превосходит базисный не более, чем в 2-3 раза. Если же превосходство больше, то используется коэффициент.

Выделяют следующие виды относительных показателей .

1. Относительный показатель динамики (ОПД) – отношение уровня исследуемого процесса или явления за данный период времени и уровня этого же явления в прошлом. ОПД измеряется в процентах, либо выражается в виде коэффициента.

2. Данная величина показывает во сколько раз текущий уровень больше базисного или какую долю от базисного составляет. Если ОПД выражен кратным отношением, то он представляет собой коэффициент роста. При умножении этого коэффициента на 100 получают темп роста.

3. Относительный показатель плана (ОПП) – отношение планируемого уровня показателя к уже достигнутому показателю в прошлом. ОПП, также как и ОПД, выражается в процентах или в виде коэффициента.

4. Относительный показатель реализации плана (ОПРП) – отношение фактически достигнутого уровня к запланированному уровню показателя. ОПРП также выражается в процентах или в виде коэффициента.

5. Относительный показатель структуры (ОПС) – соотношение структурных частей изучаемого объекта и определяется отношением показателя, характеризующего часть совокупности к показателю, характеризующему всю совокупность. ОПС выражается в долях единицах или в процентах.

6. Относительный показатель координации (ОПК) – соотношение разных частей, принадлежащих одному объекту.

7. Относительный показатель сравнения (ОПСр) – соотношение одноименных абсолютных показателей, характеризующих разные объекты.

8. Относительный показатель интенсивности (ОПИИ) характеризует степень распространения изучаемого процесса или явления в присущей ему среде и определяется отношением показателя, характеризующего явление к показателю, характеризующему среду распространения этого явления. ОПИ измеряются в процентах, промилле, продецимилле. Данный показатель исчисляется, когда абсолютная величина оказывается недостаточной для формулировки обоснованных выводов о масштабах явления. Разновидностью ОПИИ являются показатели уровня экономического развития , характеризующие производство ВВП на душу населения, товарооборот на душу населения и т.д. Показатели уровня экономического развития являются именованными величинами и измеряются в рублях на душу и т.д.

Структурные средние

Характеристиками структуры совокупности являются следующие структурные средние:

1. Мода (Mo) – величина признака, наиболее часто встречающаяся в совокупности, т.е. имеющая наибольшую численность в ряду распределения.

мода определяется визуально.

визуально можно определить только интервал, в котором заключена мода, который называется модальным интервалом. Мода будет равна:

2. Медиана (Me) – значение признака, приходящееся на середину ранжированного ряда, т.е. делящее ряд распределения на две равные части.

а) В дискретном ряду распределения определяется номер медианы по формуле:

Номер медианы показывает то значение показателя, которое и является медианой.

б) В интервальном ряду распределения медиана рассчитывается по следующей формуле:

Понятие статистики как науки. Предмет статистики. Основные категории статистики

Статистика – одна из общественных наук, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям. Это учение о системе показателей, т.е. количественных характеристик, дающих, дающих всестороннее представление об общественных явлениях, о народном хозяйстве в целом и отдельных его отраслях. Статистика – это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.

Статистика – это также одна из форм практической деятельности людей, цель которой – сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях.

Предмет статистики - количественная сторона качественно определённых массовых социально-экономических явлений и процессов, их структура и распределение, размещение в пространстве, движение во времени. Статистика также выявляет действующие количественные зависимости, тенденции и закономерности развития явлений, причём в конкретных условиях места и времени. Статистикой называют также различного рода числовые данные, характеризующие различные стороны жизни государства: политические отношения, культуру, население, производство и т.д.

· Признак – это конкретное свойство единиц совокупности. Признаки классифицируются по характеру (на качественные (атрибутивные) и количественные)

· Статистический показатель – количественная оценка социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях места и времени.

· Статистическая закономерность – объективная закономерность сложного массового процесса, она является формой проявления причинной связи.

· Статистическая совокупность – это множество явлений, имеющих один или несколько общих признаков и отличающихся между собой по значениям других признаков.

· Единица совокупности - каждое отдельное явление, подлежащее статистическому изучению.

· Вариация – различные значения признака у единицы совокупности (разброс значения), наличие вариаций предполагает наличие статистической науки.

Слово «статистика» употребляется в нескольких значениях:

1) синоним слова «данные»

Именно в этом смысле говорят: «статистика рождаемости и смертности в России» или «статистика преступлений». Соответственно можно сказать: «мне не хватает статистики» или, наоборот, «я располагаю хорошей статистикой». Мы окружены количественными данными о различных явлениях, например, погоде (много раз в день получаем информацию о температуре воздуха, атмосферном давлении, направлении ветра, осадках и облачности), результатах спортивных матчей, игр, рейтингах политических деятелей и т.д.

2) практическая деятельность

Деятельность, направленная на сбор, накопление, обработку, анализ и публикацию цифровых данных, отражающих явления и процессы общественной жизни. В России, как и в большинстве стран, эту работу выполняют и возглавляют специальные государственные учреждения.

Статистика – это наука, которая изучает количественную сторону массовых социально-экономических явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени.

Между статистикой наукой и практикой существует тесная связь и зависимость. Статистическая наука использует данные практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теоретические положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач.

1.3. Предмет статистической науки

Статистика как наука имеет свой предмет исследования. Предметом исследования статистики являются массовые социально-экономические явления и процессы .

Явления и процессы в жизни общества изучаются с помощью статистических показателей. Статистический показатель – это обобщающая количественная характеристика изучаемых явлений. Атрибуты статистического показателя:

Качественная стороны: объект, его свойство;

Количественная сторона: число и единицы измерения;

Территориальные, отраслевые и иные границы;

Интервал или момент времени.

Например, численность населения РФ на 01.01.2012 г составляет 143,0 млн. чел. Показателем является не только число 143,0, а весь текст, поясняющий его содержание. Качественная сторона этого показателя – численность населения; количественная сторона выражается числом и единицей измерения – 143,0 млн. чел.; указание на территориальные границы объекта - население определенной территории – РФ; границы во времени – на 01.01.2012 г.

1.4. Основные понятия статистики

В статистике к важнейшим понятиям относятся: статистическая совокупность, вариация, признак, закономерность.

Массовое социально-экономическое явление, которое наблюдается в каждом конкретном случае называется статистической совокупностью. Статистическая совокупность – это множество единиц изучаемого явления, объединенных в соответствии с задачей исследования.

Статистическая совокупность состоит из единиц совокупности. Единица статистической совокупности – каждый отдельно взятый элемент данного множества, обладающий определенными признаками.

Например, статистической совокупностью можно считать население страны, студентов 2-го курса ПГУПС, продовольственные магазины СПб и т.п. Статистическая совокупность состоит из реально существующих материальных объектов.

Три основные черты совокупности любых явлений:

- массовость : множество явлений);

- однородность : множество явлений, объединенных общим качеством;

- наличие вариации : множество варьирующих явлений, отличающихся по своим характеристикам.

Именно наличие вариации предопределяет необходимость статистики, иначе вызывает необходимость изучения всего множества явлений одного вида. Если бы единицы совокупности были полностью тождественны друг другу, то не было бы потребности обращаться к множеству единиц: достаточно изучить лишь одну единицу, чтобы знать все о всех явлениях этого вида.

Вариация – колеблемость, многообразие, различие, индивидуальные особенности, изменяемость значения признака у отдельных единиц совокупности явлений.

Социально-экономические явления обладают, как правило, большой вариацией. Например, вариация городов страны по численности населения складывается под влиянием большого числа факторов: исторических, этнографических, экономических, социальных и множества других.

В большой совокупности индивидуальные разнообразия взаимно погашаются, и на первый план выступают закономерные свойства. Важнейшей категорией статистики является статистическая закономерность . Под закономерностью понимают устойчивость, повторяемость событий, которая проявляется при обобщении множества явлений. Статистическая закономерность устанавливается на основе анализа массовых данных, каждое единичное явление рассматривается статистикой как особый, частный случай изучаемой закономерности.

Например: кто дольше живет - мужчины или женщины? Можно привести случаи долгожительства мужчин: например, имеется свидетельство, что англичанину Фоме Карне, родившемуся в 1588 г., удалось прожить 207 лет. Известно, что азербайджанец Ширали Мислимов прожил 168 лет (1805-1973). Однако это лишь частные примеры. Только при обобщении данных по всему населению выявляются закономерные соотношения. Изучая ожидаемую продолжительность жизни при рождении, видим, что при всем различии в уровне развития стран, их культуры, времени расчета показателя общим является большая продолжительность жизни женщин (например, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2011 году в России у мужчин – 64,04 года, у женщин – 75,61 лет; в Японии у мужчин – 78,0 лет, у женщин – 86,1 лет.

Изучаемые статистикой закономерности проявляются в достаточно большом массиве данных на основе действия закона больших чисел. Закон больших чисел в наиболее простой формулировке гласит, что количественные закономерности массовых явлений отчетливо проявляются лишь в достаточно большом их числе. Например, 104-106 мальчиков рождаются на 100 девочек, однако в отдельной семье и даже в небольшом населенном пункте это соотношение может быть совершенно иным. В соответствии с природой массовой закономерности тенденции, вскрытые с помощью закона больших чисел, имеют силу лишь как массовые тенденции, но не как тенденции, действительные для каждого отдельного факта без исключения.

Единицы совокупности обладают определенными свойствами, качествами. Эти свойства принято называть признаками. Признак – характерное свойство единицы совокупности. Например, признаки человека: возраст, рост, вес, образование, семейное положение и т.д.; признаки предприятия: форма собственности, специализация (отрасль), численность работников, величина уставного фонда и т.д. Классификация признаков представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1 – Классификация признаков

Основание классификации

Виды признаков

Характер выражения

Атрибутивные (качественные, описательные) - выражаются смысловыми понятиями

Пол, национальность, место проживания, уровень образования, форма собственности

Количественные – выражаются числовыми значениями

Возраст, рост, вес, прибыль, стаж работы, заработная плата, объем перевозок грузов

Способ измерения

Первичные – измеряются непосредственно

Площадь помещения, численность населения города

Вторичные (расчетные) - рассчитываются

Себестоимость продукции, производительность труда

Характер вариации

Альтернативные – принимают только два значения

Пол (мужской или женский), место проживания (город или село)

Дискретные (прерывные) – принимают только целочисленные значения

Число членов семьи, количество этажей здания, количество комнат в квартире

Непрерывные – принимают любые значения (целые и дробные)

Себестоимость, прибыль, производительность, рентабельность

Отношение ко времени

Моментыне – характеризуют изучаемый объект по состоянию на определенный момент времени

Численность населения, стоимость основных производственных фондов, размер жилой площади

Интервальные - характеризуют изучаемый объект за определенный период (интервал) времени

Объем перевозок пассажиров, выручка, объем производства продукции

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

  • предмет и метод науки;
  • основные категории статистики;
  • генезис статистической науки, современное ее состояние, основные принципы организации статистической деятельности в Российской Федерации;

уметь

  • использовать теоретические знания и методы статистического исследования во всех областях профессиональной деятельности;
  • ориентироваться в современных источниках статистической информации;
  • правильно выбирать методы и средства работы со статистической информацией;

владеть

  • специальной статистической терминологией и навыками статистического мышления в контексте решения профессиональных и социально-экономических задач;
  • навыками обобщения и анализа статистической информации;
  • способностью анализировать и использовать различные источники статистической информации.

Предмет и метод статистики

Статистика - одна из древнейших отраслей знаний, которая возникла па базе хозяйственного учета. Первые примитивные учетные операции проводились еще в древности: получение данных о численности населения, его составе и имущественном положении. Такие данные использовались при налогообложении и в военных нуждах. По мере развития производительных сил в обществе возрастал интерес к различного рода знаниям, расширялся круг учитываемых явлений и собираемых о них сведений, усложнялись сами учетные операции, они стали более регулярными. Постепенно накапливался опыт, появлялись рекомендации о том, каким образом организовать отдельные учетные операции и обработать собранные сведения, чтобы обобщить их и выявить различные закономерности. Так сформировалась отрасль знаний, названная впоследствии «статистикой».

Понятие «статистика» в научный обиход ввел немецкий ученый Г. Ахенваль в 1746 г. Первоначально это слово обозначало сумму знаний о государстве, необходимых купцам, военным, политикам, ученым. Становление статистической науки осуществлялось в такой последовательности:

  • 1) государствоведсние (описательная школа);
  • 2) политическая арифметика;
  • 3) математико-статистическое направление (представляет собой синтез первых двух направлений).

Важнейшими представителями государствоведеиия были Г. Конринг (1606-1681), Г. Ахенваль (1719-1772), А. Шле- цер (1735-1809). Становление политической арифметики обычно связывают с именами У. Петти (1623-1687), Дж. Гра- унта (1620-1674), Э. Галлея (1656-1742). Математико-статистическое направление формировалось усилиями таких ученых, как А. Кетле (1796-1874), Ф. Гальтон (1822-1911), Ф. Эджуорт (1845-1926), К. Пирсон (1857-1936) и многих других.

В России последователями школы государствоведе- ния были И. К. Кириллов (1689-1737), В. Н. Татищев (1686-1750), М. В. Ломоносов (1711-1765), К. Ф. Герман (1767-1838), К. И. Арсеньев (1789-1865) и др. К направлению «политическая арифметика» можно отнести таких знаменитых ученых-статистиков, как Д. П. Журавский (1810-1856) и П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914). Вторая половина XIX - начало XX в. в России были периодом бурного развития статистической науки и практики. Большая заслуга в этом принадлежит представителям так называемой академической статистики, к числу которых относят П. Л. Чебышева (1821 - 1894), Ю. Э. Янсона (1835-1893), А. И. Чупрова (1842-1908), А. А. Чупрова (1874-1926), А. А. Маркова (1856-1922), Я. М. Ляпунова (1857-1918). Многие идеи представителей академической статистики получили дальнейшее развитие в трудах их учеников и последователей и были предметом научного спора, обсуждения и обобщения на протяжении всего XX в.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в нескольких значениях:

  • 1) общеметодологическая наука, изучающая особенности массовых процессов и явлений, в которых необходимость сочетается со случайностью;
  • 2) отрасль практической деятельности, направленная на сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных об общественных и природных явлениях;
  • 3) цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных или природных явлений, или отдельные статистические показатели.

В России (СССР) статистика как научное знание традиционно подразделяется на два крупных раздела: (общая) теория статистики и социально-экономическая статистика. Первый раздел предназначен для описания и систематизации научного инструментария; в рамках второго раздела разрабатываются методики и индикаторы статистического анализа закономерностей и особенностей развития социально-экономических процессов в различных сегментах общества и экономики. Во второй половине XX в. вследствие широкого применения математики в экономике получило мощное развитие новое направление - эконометрика, представляющая собой, по сути, свод методов математической статистики, потенциально применимых для исследований в экономике.

Теория статистики - это основополагающая дисциплина, определяющая основные понятия, принципы и методы статистики. Статистика, как и любая другая наука, оперирует определенными понятиями, категориями. Важнейшими категориями являются следующие: статистическая совокупность; единица статистической совокупности; статистическая единица наблюдения; признак; статистический показатель; система статистических показателей; статистическая закономерность.

Статистическая совокупность - это совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга значениями признака. Примерами являются совокупность населения, совокупность работников (например, в секторе экономики) и т.д. Совокупности могут быть однородными и разнородными. Совокупность называется однородной , если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц. Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении и разнородна в другом. В каждом конкретном случае однородность статистической совокупности устанавливается путем проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого явления.

Единица статистической совокупности - это первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета. Примеры: в совокупности населения единицей совокупности будет отдельный человек, в совокупности работников - отдельный работник.

Статистическая единица наблюдения - это часть объекта наблюдения, т.е. часть статистической совокупности, в которой протекают исследуемые процессы. Примерами являются население Санкт-Петербурга, группа работников отдельного предприятия и т.д.

Качественная особенность единицы совокупности называется признаком. Примеры: пол, возраст, образование и т.п. Признаки, которыми отдельные единицы совокупности могут отличаться одна от другой, носят разный характер. Они могут быть количественными (возраст, стаж работы, рост, вес и др.), и тогда отдельные единицы отличаются друг от друга по величине данного признака. Признаки могут быть качественными (пол, семейное положение, занятия и т.п.), и тогда отдельные единицы наблюдения отличаются друг от друга наличием или отсутствием того или иного качества, т.е. признаки не поддаются прямому количественному (числовому) выражению. При статистическом наблюдении отдельных статистических единиц регистрируется наличие или отсутствие тех или иных качественных признаков и определяется величина количественного признака.

Признаков, которыми можно охарактеризовать каждую единицу наблюдения, может быть множество. Качественные признаки в свою очередь могут быть атрибутивными и альтернативными. В случае, когда имеется несколько вариантов признака, говорят об атрибутивном признаке. Например, цвет автомобиля может быть черным, белым, серебристым, синим, красным, предприятие может заниматься различными видами деятельности и т.п. В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да - нет). Например, предприятие может быть прибыльным или убыточным; работник может иметь высшее образование или не иметь, состоять в браке или не состоять в нем, иметь детей или нет, у товара гарантия может быть или отсутствовать и т.д. Количественные признаки делятся на дискретные (прерывные) и непрерывные. Особенностью статистического исследования является то, что в нем изучаются только варьирующие признаки, т.е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.

Статистический показатель - это обобщающая характеристика какого-либо свойства совокупности, единицы или группы. Статистические показатели могут быть объемными (численность работников на предприятии) и расчетными (средняя заработная плата работника в цехе). Они могут быть плановыми, отчетными, прогностическими. Статистические показатели следует отличать от статистических данных. Статистические данные - это конкретные численные значения статистических показателей.

Совокупность показателей, отражающих взаимосвязи, которые существуют между изучаемыми явлениями, называется системой статистических показателей. Примерами являются система показателей анализа вариационного ряда, система показателей прибыли на предприятии и т.д.

Статистическая закономерность - это закономерность, которая проявляется не в каждом отдельном случае, а лишь в большой массе явлений (как средняя или как тенденция). Примеры: 1) жилая площадь зависит от количества членов семьи; 2) при повышении цен на определенный товар спрос на него уменьшается; 3) при увеличении дохода семьи в ее бюджете снижается доля расходов на питание. Статистические закономерности обнаруживаются при массовом наблюдении благодаря действию так называемого закона больших чисел , который выражает диалектику случайного и необходимого. Сущность закона заключается в том, что по мере увеличения числа наблюдений влияние случайных факторов (причин), определяющих значение признака у единиц совокупности или соотношение между численностями единиц с определенными признаками, взаимопогашается в сводных (общих) характеристиках совокупности и на поверхность выступает действие основных факторов, которые и определяют закономерность.

Предметом теории статистики выступает количественная сторона массовых явлений различных сторон социальной и экономической жизни общества в их неразрывной связи с качественной стороной или их содержанием, а также количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Метод статистики - это система приемов и способов, направленных на изучение количественных характеристик (структуры, распределений, взаимосвязей, динамики). Метод статистики реализуется в три этапа (стадии):

  • 1) статистическое наблюдение;
  • 2) сводка и группировка статистических данных;
  • 3) анализ, моделирование и прогнозирование изучаемых явлений.

Все эти этапы связаны между собой, отсутствие одного из них ведет к разрыву целостности статистического исследования. Так, проведение статистического наблюдения бессмысленно без дальнейшего анализа, а анализ невозможен без информации, полученной на стадии сводки и группировки статистических данных. Прохождение каждого этапа исследования связано с использованием специальных методов, объясняемых содержанием выполняемой работы.

Статистическое наблюдение является основой статистики и одной из составляющих ее метода. Наблюдение как начальная стадия статистического исследования представляет собой научно организованный сбор сведений об изучаемых социально-экономических процессах или явлениях. На этом этапе формируются цели и задачи наблюдения, разрабатываются программы исследования в целом и по вышеуказанным стадиям, определяются конкретные способы и методы, используемые на каждом этапе исследования, составляется организационный план его проведения, определяются объект (совокупности общественных явлений или процессов) и единица наблюдения. Характерным для этой стадии является метод массовых наблюдений , поскольку статистика изучает закономерности, которые выделяются через исследование многочисленных массовых явлений под действием закона больших чисел. Результатом статистического наблюдения является получение данных, характеризующих каждую единицу наблюдения. Целью исследования является получение характеристики объекта наблюдения в целом. Поэтому результаты статистического наблюдения представляют собой лишь исходный статистический материал, который требует обработки. Такая обработка является следующей после наблюдения стадией статистического исследования и представляет собой сводку исходных данных для получения обобщающих характеристик исследуемого процесса или явления, проводимую с помощью использования метода группировок и таблиц.

Статистические сводки и группировки , выражающие суть второй стадии статистического исследования, представляют собой комплекс последовательных действий по обобщению конкретных единичных фактов, образующих совокупность в целях выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом. Важнейшим специфическим методом на этой стадии является метод сводки и группировки данных.

Статистическая сводка представляет собой научно организованную обработку материалов наблюдения (по заранее разработанной программе), включает в себя кроме обязательного контроля собранных данных систематизацию, группировку данных, составление таблиц, получение итогов и производных показателей (относительных, средних величин). Кроме групповых и итоговых показателей сводка дает основу для последующего анализа и выявления различного рода закономерностей, поэтому от того, насколько правильно осуществлены сводка и группировка, зависят результаты исследования, проводимого на последующих этапах.

Группировкой называется метод, в результате которого происходит либо расчленение единиц изучаемой совокупности на группы по определенному существенному признаку, либо объединение отдельных единиц совокупности в группы. Двойственное определение группировки объясняется состоянием и качеством информационной базы.

На правильность выводов, получаемых в результате исследования, оказывает существенное влияние обоснованный выбор груииировочных признаков. Для правильного выделения качественно однородных групп следует выбирать основные, наиболее существенные для данного явления или процесса признаки. В зависимости от числа и вида признаков, решаемых задач и исходных данных группировки подразделяются на простые и комбинационные; по количественным и качественным признакам выделяют следующие типы группировок: 1) типологические, структурные и аналитические; 2) одномерные и многомерные; 3) первичные и вторичные.

Одним из этапов процесса группировки является построение рядов распределения, т.е. группировка единиц наблюдения но величине или значению признака. Результаты статистической группировки и сводки излагаются в виде статистических таблиц, являющихся наиболее рациональной, систематизированной, компактной и наглядной формой представления массовых данных. Разновидностью табличных построений можно считать и различного рода матрицы абсолютных и относительных статистических показателей, построение которых связано с процессом компьютерной обработки информации.

Статистический анализ является заключительной стадией статистического исследования. В процессе анализа исследуются структура, динамика и взаимосвязи общественных явлений или процессов. Выделяют следующие основные этапы анализа:

  • 1) констатация фактов и их оценка;
  • 2) установление характерных черт и причин явления;
  • 3) сопоставление явления с другими явлениями, принятыми за базу сравнения (нормативными, плановыми и др.);
  • 4) формулирование гипотез, выводов и предположений;
  • 5) статистическая проверка выдвинутых гипотез с помощью специальных статистических показателей (характерным для статистических методов на этой стадии является применение обобщающих показателей - абсолютных, относительных и средних величин).

Изучение структуры сложных явлений представляет собой исходный пункт статистического исследования. Конечной задачей статистического исследования структуры является выявление внутренних связей в объекте исследования. Характер этих связей более наглядно проявляется в динамике структурных изменений. Некоторые общие черты формирования обобщающих показателей устанавливаются посредством измерения их вариации. Изучение вариации наряду с применением средних и относительных величин имеет большое практическое и научное значение. Показатели вариации дополняют средние величины, за которыми скрываются индивидуальные различия. Они характеризуют степень однородности статистической совокупности по данному признаку. Показатели вариации определяют степень и границы вариации признака. Соотношение показателей вариации может выражать взаимосвязь признаков.

Фиксация в динамике состояний явления образует динамический ряд, который исследуется на основе обобщающих аналитических показателей, специальных приемов обработки и моделирования рядов динамики. Прогнозирование дальнейшего хода развития общественных явлений осуществляется с помощью экстраполяции. Закономерности причинно- следственных связей общественных процессов и явлений устанавливаются с помощью регрессионно-корреляционного анализа. Взаимосвязи явлений также изучаются с помощью статистических группировок, сопоставления параллельных рядов, построения систем взаимосвязанных индексов и т.д. Широкое применение в статистике находят графические и табличные методы, позволяющие в наглядной форме представлять результаты статистических исследований. Большое значение для развития статистической методологии имеет компьютеризация статистических исследований, позволяющая создавать базы статистических данных и программы их обработки, в значительной мере сокращать сроки обработки информации, широко использовать многомерные методы, улучшать качество и наглядность проводимого анализа.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях.

Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.

Статистика – это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.

В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1749 г., в его книге о государствоведении.

Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

1) статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

2) статистика – наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.

Статистика – это инструмент познания. Особенности статистики:

1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;

2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;

3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.

2. История и особенности развития статистической науки

Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620-1674 гг.), Э. Галлей (1656-1742 гг.) и В. Петти (1623-1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей – знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

Политические арифметики стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки – статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796-1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822-1911 гг.) и К. Пирсон (1857-1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890-1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

На Руси в период Х-ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.

В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.

В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689-1737 гг.), М. В. Ло

моносов (1711-1765 гг.), В. Н. Татищев (1686-1750 гг.), К. Ф. Герман (1767-1838 гг.).

Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

Особый вклад в статистическую науку внес М. В. Ломоносов, Написанная в 1755 г. книга «Слово похвальное императору Петру Великому» давала оценку Петровской ревизии. В своих трудах он рассматривал ряд вопросов, непосредственно касающихся населения, финансов, природных богатств и многого другого.

Особой заслугой М. В. Ломоносова считается усовершенствование программы обследования и подготовки данных, которые характеризовали бы географию, население, экономику страны в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте и т. д. Первоначально эта программа была разработана В. Н. Татищевым для создания «Атласа Российского».

По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

В начале XIX в. выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книге «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К. Ф. Герман изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большая роль принадлежит трудам К. И. Арсеньева (1789-1856 гг.), он считал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.

Д. П. Журавскому (1810-1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835-1893 гг.), А. И. Чупров (1842-1908 гг.).

А. А. Чупров (1874-1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849-1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864-1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821– 1894 гг.), А. А. Маркова (1856-1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857– 1919 гг.).

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892-1937 гг.), В. С. Немчинова (1894-1964 гг.), В. Н. Старовского (1905-1975 гг.), А. Я. Боярского (1906-1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877-1962 гг.), Л. В. Некраша (1886-1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

3. Органы статистики в Российской Федерации

В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) – это федеральный орган исполнительной власти.

Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.

Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.

Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.

Основная деятельность Госкомстата – это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.

Основные задачи Госкомстата:

1) координация статистической деятельности в государстве;

2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).

4. Предмет изучения статистики

Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.

Предметом статистической науки являются:

1) массовые социально–экономические явления жизни;

2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.

Количественная оценка свойства изучаемого объекта – это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.

Учетно–оценочные показатели – это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.

В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.

Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека – мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.

Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

В статистическом исследовании признаки подразделяются на:

1) основные – определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;

2) второстепенные – это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.

Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.

Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.

Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

1) объемными (численность населения);

2) расчетными (средние величины);

3) плановыми;

4) отчетными;

5) прогностическими.

Статистические показатели нужно отличать от понятия «статистические данные», так как статистические данные – это конкретные численные значения статистических показателей. Статистические данные зависят от конкретных условий места и времени и определены как количественные и качественные.

Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.

5. Метод статистики

В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.

Статистическая методология – это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.

Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.

Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.

Основные этапы экономико–статистического исследования.

1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.

Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.

Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.

2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.

После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.

На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.

Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.

6. Задачи статистики в современных условиях

Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.

Основные задачи статистической науки:

1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;

2) выявить резервы эффективности общественного производства;

3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.

Предмет статистики менялся на протяжении всей истории развития статистической науки, и вопрос о его сути остается спорным до настоящего времени. Существует множество определений статистики, однако среди современных ведущих ученых-экономистов нет единого мнения по вопросу о предмете статистики.

Предмет статистики - массовые явления и природы, и общества, т.е.

Статистика - универсальная наука. Данное определение слишком широко, так как природа изучается не экономическими, а естественными науками.

Статистика - наука о методах, а не о экономических явлениях. Отсюда следует ее универсальность, применимость не только в общественных науках, но и в науках о природе.

Аналогичной точки зрения придерживаются английские статистики Дж. Э. Юла и М. Дж. Кендэл, которые утверждают: «Независимо от того, в какой отрасли знания получены числовые данные, они обладают определенными свойствами, для выявления которых может потребоваться особого рода научный метод обработки. Последний известен как статистический, или, короче, статистика».

Статистику признают и особым методом, используемым в различных сферах деятельности, в решении разнообразных задач и определяемым как «собирание, представление и интерпретация числовых данных».

Огромное значение статистики как практической деятельности подтверждено всей историей ее развития. Статистическая методология и практика неразрывно связаны, дополняют и развивают друг друга. Статистическая теория обобщает опыт практической работы, развивает новые идеи и методы, обогащающие практическую статистическую деятельность. Статистическая практика - это научно организованная работа.

Особенности методов социально-экономической статистики обусловлены содержанием экономических явлений и процессов, хотя нельзя не признать универсальность статистических методов и возможность их применения в том или ином объеме и аспекте для анализа различных явлений, не только экономических и социальных.

Статистика - информационная база, совокупность цифр. Это определение недостаточно полно, так как статистика рассматривает экономические явления не только с количественной стороны, но и с качественной.

1.2. Предмет статистики

Существует мнение, что статистика - дополнение к бухгалтерскому учету, что не совсем корректно, поскольку методы статистики и учета различны и, следовательно, это разные"науки.

На наш взгляд, наиболее точно содержание предмета «статистики» отражено профессором H.H. Ряузовым, чей учебник «Общая теория статистики» выдержал многократные издания и не потерял актуальности в настоящее время. В качестве предмета статистики он определяет количественную сторону качественного содержания массовых общественных явлений в конкретных условиях времени и места.

Из приведенного определения следует:

1. Изучаются не все явления, а общественные, социально-экономические. Эти явления сложны, многообразны (производство, труд, ресурсы, результаты деятельности, рынок, инфляция, население, окружающая среда как фактор деятельности и ее последствия) и отличаются от явлений природы, имеющих сравнительно устойчивый характер и повторяемость во времени.

2. Исследуются массовые социально-экономические явления, а не единичные, поскольку закономерности развития проявляются через множество фактов, при обобщении данных по достаточно большому числу единиц (закон больших чисел).

3. Явлениям дается количественная оценка, на основе которой раскрывается их качественное содержание. Например, инфляция оценивается статистикой путем расчета индекса цен и потребительской стоимости рубля; для количественного анализа безработицы применяется показатель занятости и коэффициент безработицы; эффективность использования основных фондов изучается исчислением фондоотдачи и фондоемкости.

При изучении и применении статистических методов всегда необходимо помнить о единстве количественной и качественной сторон изучаемого явления. Для иллюстрации данного положения приведем пересказ статистической сказки, изложенной в книге «Занимательная статистика» под редакцией Г.И. Бакланова, Г.С. Кильди-шева.

Жил-был король. У короля была дочь на выданье. Король решил, что отдаст дочь замуж за человека," который богат сейчас, а через 10 лет будет еще богаче. Явился принц, который был наслышан о красоте королевской дочери и готов был жениться на ней. Но сначала ои должен был поговорить с королем о своем имущественном положении в настоящее время и о видах на будущее. Представ перед королем, принц объяснил, что у него два источника дохода - земля и рудник. Если взять доход по обоим источникам в настоящее время за 100%, то через 10 лет доход от земли увеличится в два раза, а доход от рудника уменьшится в два раза, т.е. будет картина, представленная в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Рассуждения принца Источник дохода Доход в настоящее время, % Доход через 10 лет, % Земля 100 200 Рудник 100 50 Итого средний доход 100 125 Найдя затем средний арифметический доход по обоим источникам, который равен соответственно 100 и 125%, принц гордо заявил, что через 10 лет он будет богаче на 25% и надеется поэтому получить согласие короля на брак с его дочерью.

Немного подумав, король предложил вести расчет в обратном направлении, т.е. считать за 100% доход, который будет получен через 10 лет, ато, что получает принц сейчас, изменять в тех же соотношениях. Получится новый результат (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Рассуждения короля Источник дохода Доход в настоящее время, % Доход через 10 лет, % Земля 50 100 Рудник 200 100 Итого средний доход 125 100 . Вычислив среднюю по обоим источникам, которая для настоящего времени составляет 125%, а для будущего 100%, король воскликнул; «Как я могу вручить счастье моей дочери человеку, который через 10 лет будет бедней, чем сейчас?» Король верит только своим расчетам и не верит расчетам принца, а итоги расчетов, как мы видим, прямо противоположны. Таким образом, свадьба расстраивается.

Но принц очень понравился принцессе, и ответ отца ее очень огорчил. Тогда королева, видя, как расстроилась ее дочь, говорит: «В расчетах королю помогает один человек. Он статистик. Давайте позовем его, он поможет». Пришел статистик, который привык не брать количественные соотношения вообще, а привязывать количество к определенному содержанию показателя. Он спросил принца о том, какие доходы дают в настоящее время отдельно земля и рудник. Изменяя их в соответствующих пропорциях на будущее, получил следующее (табл, 1.4).

Таблица 1.4

Расчеты статистика Источник дохода Доход в настоящее время, тыс. Доход через 10 лет, долл. тыс. долл. Земля 10 20 Рудник I 0,5 Итого доход 11 20,5 Подсчитав итог, статистик сказал, что доход принца сейчас составляет 11 тыс. долл., а через 10 лет он будет равен 20,5 тыс. долл., т.е. возрастет почти в два раза. Об этих расчетах доложили королю, и свадьба состоялась.

Принц и король подходили к расчетам математически, с точки зрения количественных соотношений, и пришли к разным выводам. Статистик, исходя из экономического содержания дохода, представил его в денежных единицах, а затем количественно оценил динамику доходов принца.

1.2. Предмет статистики

4. Числовые значения показателей выступают базой исследования качественного содержания явлений.

Так, значение фондоотдачи, равное 1,2, свидетельствует о том, что на каждый рубль среднегодовой стоимости основных фондов произведено продукции стоимостью 1,2 руб. Месячный, индекс цен 1,02 означает рост цен в 1,02 раза, или на 2% за месяц. Коэффициент безработицы 4% показывает долю численности безработных на определенную дату в общей численности экономически активного населения, т.е. населения, предлагающего свой труд для производства товаров и услуг.

5. Числовые характеристики одного и того же явления различны в пространстве и во времени. Фондоотдача неодинакова для разных предприятий и отраслей, безработица зависит от территории, где проживает население, экономической ориентации региона. Цены изменяются неравномерно во времени и по регионам. Отсюда возникает необходимость в конкретизации статистических данных с точки зрения времени, места и объема исследуемой совокупности единиц. Статистический показатель «безработица» должен исчисляться на определенную дату для определенной группы экономически активного населения определенной территории. Фондоотдача рассчитывается за определенный временной интервал (например, год) по определенной совокупности основных фондов определенного цеха, предприятия, отрасли.

6. Социально-экономические явления изучаются в динамике с целью выявления тенденций, направленности развития и прогнозирования будущих ситуаций. Если сравнить показатели фондоотдачи за ряд лет, можно выявить общую закономерность изменения эффективности использования основных фондов.

7. Отличительной особенностью статистики является изучение явлений во взаимосвязи и взаимозависимости. Статистическими методами не просто исчисляется фондоотдача, но показывается, как изменение этого показателя влияет на динамику выпуска продукции на предприятии. Существует большая группа специальных статистических методов для изучения взаимосвязей: балансовый, корреляция, аналитические группировки, регрессионный анализ. Комплексным является индексный метод, позволяющий выявить не только динамику показателей, но и их взаимосвязи.

Статистическая совокупность

Любое социально-экономическое явление складывается из множества факторов, носителями которых выступают определенные единицы. Безработица - результат отсутствия работы у некоторого мно

Глава 1. Введение в статистику

жества людей. Цена - характеристика определенных товаров. Себестоимость исчисляется для готовых изделий. Множество изучаемых статистикой единиц одного вида (население, продукция, основные фонды, предприятия), объединенных каким-то существенным признаком, но различающихся по другим признакам, называется статистической совокупностью. Население России - статистическая совокупность, людей роднит проживание в стране; Статистическую совокупность «студенты» объединяет род занятий. Множество коммерческих предприятий занимаются определенным видом деятельности - торговлей. Объемной характеристикой любой совокупности выступает численность ее единиц, в учебной литературе, как правило, обозначаемая п. Объем совокупности может быть представлен численностью населения, числом предприятий или работающих, количеством произведенной продукции или реализованного товара. В статистике эти количественные показатели, характеризующие размеры исследуемой совокупности, нередко называют физическим объемом.

Отдельная единица может рассматриваться как элемент различных статистических совокупностей. Человек может изучаться как единица населения страны, как работник предприятия, как потребитель товара. Включение единиц в совокупность определяется изучаемым явлением: демография, рабочая сила, потребление товаров.

Признаки единиц совокупности

Единицы совокупности характеризуются набором признаков; например, каждый житель России имеет возраст, национальность, пол, род занятий. Значения перечисленных показателей меняются, варьируются от единицы к единице. Статистика изучает явления, оценивая варьирующие признаки единиц совокупности. Если наблюдается отдельная единица (определенный товар), то варьируемость значений признака связана с периодом времени (цена определенного товара колеблется во времени).

Значение признака может задаваться на дату (численность населения, остатки продукции или материалов на складах, остатки вкладов на банковских счетах) или за период, равный месяцу, кварталу, полугодию, году и т.д. (количество родившихся или умерших за год, численность эмигрировавшего и иммигрировавшего населения за квартал, уровень заработной платы работников за месяц).

Значение признака у отдельных единиц совокупности называется вариантой и обозначается х Варианта может принимать описательные значения, выражаемые словами: национальность - русский, татарин, чуваш, мариец. Такой признак называется атрибутивным.

1.2. Предмет статистики

Если атрибутивный признак принимает только два значения, то обозначается как альтернативный. Признак «пол» имеет только два значения: мужской или женский. Альтернативный признак «качество» принимает также два значения: либо продукция бракованная, либо нет. При рассмотрении статистической совокупности можно задать некоторое значение количественного признака и анализировать подмножества единиц с большим или меньшим значением. Например, выбрать из совокупности рабочих предприятия тех работников, у которых стаж свыше 5 лет. В этом случае совокупность рабочих будет характеризоваться альтернативным признаком: стаж либо свыше 5 лет, либо до 5 лет.

Количественный признак имеет значения, выражаемые числами: возраст, стаж работы, уровень заработной платы. Количественные характеристики единиц совокупности и совокупности в целом называются показателями. Значения могут задаваться дискретными числами или некоторыми интервалами значений. Стаж работы можно определить перечислением полного числа лет (1, 2, 3, 4, 5 лет)"или интервалами: до 3 лет, 3-5, 5-7, 7 и выше.