Стрессоры окружающей среды. Контрольные вопросы и задания. Влияние жизненных обстоятельств на здоровье

Стресс – комплекс физических, химических и иных реакций человека на стрессоры в окружающей среде, действие которых выводит из равновесия его физиологические и психические функции. Стрессы могут быть позитивными и негативными.

Позитивный стресс приводит к тому, что мы работаем лучше и более креативно. В этом случае все наши органы восприятия проясняются и готовы к работе. Такой позитивный стресс не только не опасен, нет, но даже полезен. Он способен повысить работоспособность. Негативный стресс, напротив, лишает человека сил и создает большие проблемы для индивида и организации.

Причины стресса формируются с воздействием двух групп факторов:

а) организационные факторы:

1) перегрузка работника во время рабочего дня приводит к возникновению беспокойства, чувства безнадежности и др.;

2) слишком малая нагрузка работника во время рабочего дня способствует появлению беспокойства относительно своей ценности, своего профессионализма;

3) неинтересная работа;

4) ролевой конфликт возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования;

5) неопределенность ролей при нечетком формулировании заданий и полномочий по использованию ресурсов;

6) плохие условия труда;

7) плохая информированность;

8) неопределенность положения работника, неизвестность в ожидании решения руководства.

б) личностные факторы, сопровождающие любые перемены:

1) положительные события (свадьба, назначение на новую должность, очень крупная покупка, беременность и др.);

2) негативные события (развод, заболевание, отказ руководства от повышения в должности, увольнение с работы, финансовые потери и т.д.).

Ученые выяснили, что от установки каждого человека зависит то, насколько быстро и сильно он реагирует на стресс. Честолюбивому человеку стресс и нагрузка вредят значительно больше, чем тому, кто более отстраненно воспринимает завышенные требования и ожидания. Решающим является то, чувствует ли себя человек в напряженной ситуации под давлением или же воспринимает ее скорее как вызов, как возможность доказать, чего он на самом деле стоит. У каждого человека свои критерии определения чего-либо как напряжения и давления. Некоторые только-только входят во вкус и заметно расцветают тогда, когда другие чувствуют себя совершенно измученными и дестабилизированными. Кто-то особенно чувствителен в определенных областях и именно здесь чрезвычайно быстро реагирует на стресс физическими симптомами. Известная мера напряжения нам необходима и даже полезна. Например, в ситуациях явной опасности важно, чтобы организм работал быстро и надежно, выбрасывая большую дозу адреналина и обеспечивая тем самым способность к реакции, необходимой в данный момент. Стресс помогает быстро реагировать в критической ситуации. И в менее опасные моменты часто полезно быть в особенном тонусе, чтобы быстро воспринимать и использовать важную информацию. Например: в ситуации экзамена или проверки, в случае важного разговора с коллегами или начальством, на дороге, при телефонных разговорах с клиентами, в случае общения с различными инстанциями и городскими службами, если речь идет о финансовых вопросах или отношениях. Даже в ситуациях, которые мы не стали бы связывать с понятием стресса, наш организм часто реагирует тем же напряжением, каким он реагирует в перечисленных выше ситуациях.

Именно ситуации, требующие приложения всей вашей энергии, учат вас гибкости и подталкивают к разработке иных стратегий. Но если вы будете стремиться решать новые задачи, справляться с новой нагрузкой при помощи старых стратегий, вы очень быстро натолкнетесь на собственные пределы. И почувствуете себя измученными и обессиленными, т.е. окажетесь в состоянии стресса.

Чем скорее вы решитесь отвечать на вызовы и справлять с задачами, которые ставить перед вами окружающий мир, тем стабильнее будет ваше здоровье и работоспособность. Эта уверенность в своих силах будет поддерживать вас тем больше, чем последовательнее вы будете стараться не предъявлять себе требований. Здесь большое значение имеют техники снятия стресса.

Огромное количество организаций уделяют большое внимание тренингам по управлению стрессами. Дело в том, что их сотрудники просто обязаны уметь справляться с подобными ситуациями. Ведь если они позволят стрессу победить себя, эффективность их труда станет гораздо ниже. А когда у сотрудников плохая производительность, то и организация теряет все свои преимущества на рынке. Эффективное управление стрессами сводится к следующему: изменяйте те вещи, которые можете изменить и принимайте те, которые вы изменить не в силах.

Факторы стрессов в окружающей среде: 1. Работа : количественная, перегрузка, качественная, перегрузка, необъясненные, переменная, плохое оборудование. 2. Структурный климат : слабая коммуникация, недостаток соучастия, неправильно определенная иерархия. 3. Внеорганизационные факторы : семья, экономика, общество, обстоятельства жизни, преступность, повышение цен 4. Роль на работе: ролевой конфликт, ролевая неясность, ответственность за людей, недостаток поддержки у менеджера, несоответствие статусу. 5. Проблемы карьеры : замедленное продвижение, слишком быстрое продвижение, несправедливость, недостаток подготовки, несоответствие квалификации 6. Отношения: с руководителями, подчиненными, сотрудниками, клиентами 7. Личные стрессы : потребности, надежды и достижения, эмоциональная неустойчивость, завышенная (заниженная) самооценка, неясность.

Можно выделить, как минимум, две классификации методов нейтрализации стрессов. В основу первой классификации положена природа антистрессового воздействия:

· физическая (баня, закаливание, водные процедуры, световое воздействие),

· биохимические (фармакотерапия, алкоголь, фитотерапия, др.),

· физиологическая (массаж, акупунктура, физические упражнения, др.),

· психологическая (аутотренинг, медитация, рациональная терапия, др.).

Наиболее простыми будут физические методы уменьшения стресса - воздействие высокими или низкими температурами, светом различного спектрального состава и интенсивности. Многочисленные наблюдения показывают, что закаливание, сауна и русская парная баня являются прекрасными антистрессорными методами, которые веками использовались в народной медицине. Солнечные ванные в умеренных дозах также оказывают благоприятное действие на психическое и физическое здоровье.

Биохимические методы снятия стресса включают в себя различные фармакологические препараты, лекарственные растения, наркотические вещества, алкоголь и ароматерапию.

Последний метод заключается в управлении психическим состоянием человека с использованием эфирных масел, которые обладают седативными и антистрессорными свойствами. Наиболее известными успокаивающими свойствами обладают запахи лаванды, валерианы, мелисы, иланг-иланга и нероли. Для проведения ароматерапии используют ароматическую водяную лампу, курящиеся палочки, душистые ванны или массаж с маслами.

Физиологические методы регуляции стресса заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организме, в частности, на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Они включают в себя массаж, акупунктуру, физические упражнения мышечную релаксацию и дыхательные техники.

Психологические методы уменьшения стресса это аутогенная тренировка, медитация, метод биологической обратной связи, дыхательные техники, мышечная релаксация, рациональная психотерапия, диссоциирование от стресса, использование позитивных образов (визуализация), нейролингвистическое программирование.

Кратко рассмотрим основные психологические методы. Аутогенная тренировка является одним из вариантов самовнушения, с её помощью человек может оказывать существенное влияние на психические и вегетативные процессы в организме. Система появилась в 1930-х г.г., благодаря Иоганну Шульцу, который создал своё направление на западной и восточной (в частности, система йогов).

Медитация имеет общие корни с аутогенной тренировкой, но всё же отличается от последней, требующей большого волевого усилия и сознательного контроля над процессом саморегуляции. Так во время занятий аутотренингом необходимо постоянное усилие воли для борьбы с неустойчивой модуляцией мыслей и ощущений, то в медитации волевой контроль отсутствует.

Под биологической обратной связью (БОС) понимают такие методы саморегуляции вегетативных функций человека, которые позволяют непосредственно наблюдать за собственными физиологическими показателями и влиять на них с использованием технических устройств.

Дыхательные техники также очень эффективно влияют на нормализацию психологического состояния человека. Наше психологическое состояние отражается на характере дыхания, а, с другой стороны, изменяя характер дыхания, мы можем изменить в нужном направлении наше настроение.

Способов нейтрализации стрессов немало. Одни способы предполагают осознание стрессовой ситуации, разработку этапов по преодолению стресса. Другие – релаксационные – мероприятия, методы по снижения напряжения (отдых, сон, специальные упражнения, общение с близкими), особо эффективны в ситуациях утомления, профессионального выгорания. В идеале использовать не один, а совокупность данных способов.

1. Итак, необходимо начать с анализа своих чувств, ощущений («Я чувствую усталость, подавленность, раздражение, агрессию, безразличие и т.д.»). Поиск источника стресса необходим. Именно знание источника определяет, следует ли с ним бороться.

2. Распространенная причина профессионального стресса – цейтнот. Проведение совещаний, переговоров, отъезды – все эти события регулярны. Эффективный тайм – менеджмент – большая ценность в современном мире. В данном случае следует планировать деятельность на каждый день (всем, не только руководителям!). Для этого необходимо ответить на вопросы: какие задачи нужно решить в первую очередь? Какие проблемы наиболее важные? Но также следует оставлять время и на непредвиденные ситуации.

3. Отдых, расслабление необходимо включать в список нужных дел. В данном случае речь идет как о кратковременном отдыхе (это различные упражнения для расслабления, которые можно использовать и во время работы), так и регулярном отдыхе – сне. И еще, что тоже очень значимо, необходимости отпуска для восстановления сил. Каждый из нас имеет такую же потребность в отдыхе, как и потребность в деятельности даже если вы очень работоспособны и эмоционально устойчивы, напряжение имеет свойство постепенно из «клубочка» превращаться в большой «снежный ком».

4. Занятие любимыми видами деятельности дает заряд энергии, приносит удовольствие. Занимаясь делом по душе, вы чувствуете определенную свободу: ведь это полностью ваш выбор. Хобби часто дает нам новую информацию, помогает чему-то научиться, что-то в себе развить, будь то чтение, коллекционирование чего-либо, путешествия, кулинария, спорт и многое другое.

5. Физические упражнения – давно известный способ сбросить негатив. Зарядка, плавание, спортивные игры – отличное средство для выхода отрицательной энергии.

6. Чаще бывайте на свежем воздухе: полезный эффект можно заметить и от пикника с друзьями, и от простой прогулки.

7. Слушаете музыку, посещайте концерты. Такая атмосфера помогает погрузиться в особый мир – мир фантазии. Кроме того, нахождение в кругу людей открывает возможность новых знакомств, общения.

8. Соберите дома небольшую коллекцию любимых книг, музыкальных произведений, фильмов, которые помогают вам расслабиться и приятно провести время.

9. Время от времени делайте подарки своим близким и себе в частности, когда у вас плохое настроение, вы чем-то угнетены. Делая приятно самым дорогим людям, вы сами почувствуете себя лучше, вместе порадуетесь. Проявляя заботу о близких, мы перестаем чувствовать себя одинокими, ощущаем свою значимость и ценность семейных и дружеских отношений.

10. Посмотрите на проблемную ситуацию с разных сторон: представьте, как вы обычно действуете в такие моменты, и как еще можно поступить. И чем больше вариантов вы сможете отыскать, тем лучше. Пусть в списке окажутся даже те решения, которые вам совершенно не свойственны, непривычны и, возможно, кажутся неприемлемыми. А вдруг это и есть наилучший выход? Часто бывает полезно отходить от привычных программ, схем поведения. Это способствует избавлению от зацикленности и шаблонности мышления, проявлению гибкости, а следовательно, и творчества.

11. Кстати о творчестве. Следует чаще обращаться к глаголу «создавать». Это могут быть идеи, предметы – все, что угодно. Создавая что-либо новое, человек развивает себя, повышает свою значимость. Поэтому чаще стоит подключать воображение, а поле для творческой деятельности всегда найдется на любой работе.

12. Попытайтесь относиться к некоторым ситуациям с юмором. Смех дает разрядку, снижает значимость стрессовой ситуации, помогает регулировать эмоциональное состояние.

13. Всегда пытайтесь из возникающих сложных ситуаций извлекать опыт. Это, во-первых, способствует личностному и профессиональному росту. Во-вторых, помогает адаптироваться к возможным стрессовым ситуациям в будущем.


Похожая информация.


КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ Стрессоры Последствия В окружающей среде Личные стрессоры Производственные: перегрузки (недогрузки); необъяснимые перемены; изменения расписания; плохое оборудование Потребности Надежды и достижения Субъективные: расстройства; утомленность; чувство тревоги; чувство вины; Ролевые: ролевой конфликт; ролевая неясность; ответственность за людей; недостаток поддержки; недостаток статуса Эмоциональна я устойчивость Поведенческие: опасность инцидента "нехорошие" разговоры Структурные: слабая коммуникация; недостаток соучастия; неправильно построенная иерархия Гибкость Когнитивные: слабые решения; плохая сосредоточенность


КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ Стрессоры Последствия В окружающей среде Личные стрессоры Карьерные: замедленное (слишком быстрое) продвижение по службе; несправедливость; недостаток возможностей для продвижения; отсутствие необходимой подготовки Толетарность Физиологические: высокое содержание холестерина; растущее кровяное давление; язвенная болезнь; коронарные заболевания Отношенческие: отношения с руководством; отношения с подчиненными; отношения с коллегами; отношения с клиентами; Неясности Внеорганизационные: отношения в семье; состояние экономики; обстоятельства жизни; рост преступности; рост цен Самооценка Организационные: прогулы; текучесть кадров; низкая производительность труда; неудовлетворенность работой


ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. п/п Жизненные события Оценка 1Смерть супруга 100 2Развод 73 3Разъезд супругов 65 4Заключение в тюрьму 63 5Смерть близкого родственника 63 6Серьезная травма или болезнь 53 7Брак 50 8Пожар на работе 47 9Примирение с супругом 45 10Увольнение с работы 45 11Серьезные изменение в здоровье или поведении члена семьи 44 12Беременность 40 13Сексуальные проблемы 39 14Появление нового члена семьи (рождение, усыновление, приезд и т.д.)39


ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. 15Серьезное деловое изменение (реорганизация, банкротство и т. д.)39 16Крупное изменение в финансовом отношении 38 17Смерть близкого друга 37 18Перевод на другое место работы 36 19Резкое изменение количества ссор с супругом 35 20Крупная закладная (на покупку дома и т. п.)31 21Лишение права пользования закладной или кредитом Крупное изменение в степени ответственности на работе (продвижение, перемещение, понижение) 29 23Сын или дочь покидают семью 29 24Юридические проблемы 29 25Крупные достижения на работе 28 26Жена начинает работать (оставляет работу)26 27Начало или окончание формального обучения 26 28Крупное изменение в условиях жизни 25


29Изменение личных привычек 24 30Трудности с шефом 23 31Крупное изменение в условиях расписании работы 20 32Смена места жительства 20 33Смена школы 20 34Смена обычного типа отдыха 19 35Крупные изменения в социальной деятельности 18 36Небольшой заем или закладная 17 37Изменения в привычках, связанные со сном 16 38Изменения в количестве членов семьи, живущих вместе 15 39Крупные изменение в привычках, связанные с едой 15 40Отпуск 13 41Рождество 12 42Небольшие неприятности с законом 11 ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.


Как пользоваться шкалой. Соответствующая инструкция гласит: подсчитайте очки по всем из перечисленных событий, если они имели у вас место за предыдущий год. Число 150 и ниже означает относительно низкое число изменений в жизни и низкую вероятность связанных со стрессами нарушений здоровья. Очки от 150 до 300 предупреждают о 50%-ном шансе значительных расстройств здоровья в течении предыдущих двух лет. Число очков свыше 300 повышает эту опасность до 80%.




«ВОПРОСЫ САМОМУ СЕБЕ» Этот прием нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путем создания новых перспектив в ситуациях прессинга (давления). Когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, задайте себе следующие вопросы: 1. Это действительно так важно? 2. Рискую ли я чем-нибудь очень важным для себя. 3. Будет ли это так же важно для меня через две недели, через месяц? 4. Стоит ли за это умереть? 5. Может ли что-то быть еще хуже? 6. Стоит ли из-за этого так сильно переживать?


Подготовка к стрессогенному событию Стресс могут вызывать и личностные факторы. Необходимо соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм: 1. Собрать достаточную информацию о возможности наступления подобных ситуаций. 2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения. 3. Не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения. 4. Осознать, что большую часть вызывающих стресс ситуаций клиент способен решить сам, не прибегая к помощи психолога. 5. Стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельность адаптационных организмов. 6. Понять и принять, что серьезные перемены – это неотъемлемая часть жизни. 7. Помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации.


Основные способы борьбы со стрессом Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. При психологическом консультировании страдающих от чрезмерного стресса на рабочем можно давать следующие советы: 1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. 2. Научитесь говорить нет, когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. 3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим начальником. 4. Не соглашайтесь с кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования. 5. Сообщите своему боссу и сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания не ясны. 6. Найдите день время для отключения и отдыха. 7. К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.


СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА 1. Динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим числом разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен лучше от невроза, чем человек, однозначно ориентированный на достижение этого и только этого результата. 2. Умение переоценить то, чего не смог достичь. Ослабить невроз и потерю работоспособности помогает умение принизить значимость потери, снизив ценность того, к чему стремился.


3. Объективация стрессов. Суть этого метода в умении отличить неудачи от катастрофы, неурядицу от беды, частный промах от крушения всех жизненных планов и т. д. Это способность объективно оценивать то, что в первом своем выражении чаще всего представляется катастрофическим или трагическим. Серьезным подспорьем в этом деле является составление того, что мы называем оценочными картами. Их структура довольно проста, а эффективность применения порой прямо-таки поразительна. Карта состоит из двух колонок. В левую в порядке убывания отрицательной значимости заносятся все мыслимые отрицательные события, которые могут коснуться данного человека; в правую, свободную от записей, после какой-либо неудачи либо вносится напоминание о реальном достижении, которое имело место недавно (еще свежо в памяти), либо делается запись об извлеченном из неудачи уроке (превратить вред в пользу). Человек, имеющий подобный масштаб для сравнения, сразу же ставит все на место. Если к тому же ему удается заполнить правую половину колонки, рациональное восприятие неудачи ему обеспечено, и невротические сбои в деятельности будут предотвращены. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА


4. Обучение на опыте. Здесь два главных момента: во-первых, надо научиться самому не становиться источником собственных стрессов, а, во-вторых, как говорят, не попадаться второй раз, т. е. уметь предвидеть возникновение от вас не зависящих стрессовых ситуаций и вовремя предотвращать или избегать их. Основные моменты: преодоление внутренних конфликте между высокой самооценкой и низкой оценкой окружающих (исторический конфликт); между потребностями и невозможностью их удовлетворения из-за чувства долга, морали (психастенический конфликт); между высоким уровнем притязаний или требований окружающих и недостаточно развитыми интеллектуально-психологическими возможностями (неврастенический конфликт). СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА


5. Возвращение «к себе». Жизнь заставляет нас играть самые различные психологические роли. Нередко вопреки тому, что заложено в нас природой. (Например, слабому меланхолику иногда приходится играть роль сильного сангвиника.) Естественно, с увеличением частоты подобных ролевых переключений возрастает внутреннее противоречие между темпераментными резервами личности и требованиями их деятельности. Сгладить остроту этого противоречия можно лишь одним путем находить время для возвращения себя к своему естественному состоянию (например, домашняя обстановка). СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА


6. Установка на принятие неудачи. Эта установка реализуется через превращение всего негативно влияющего на человека в объект изучения и через наработку системы способов поведения, предотвращающих подобное негативное влияние. 7. Позитивная акцентуация опыта. Практически это означает не игнорирование недостатков и неудач, а утверждение оптимистического подхода к возможностям их исправления на основе зафиксированных удач по преодолению трудностей. 8. Последовательное проведение в жизнь принципа взаимной каузальности. Его смысл в том, что во всех сложностях взаимоотношений партнеров почти не бывает случая, когда бы виновным в неудачах в каких-либо совместных делах был лишь один из партнеров. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА


9. Установка на избирательное забывание эмоционально болезненных моментов прошлых стрессовых ситуаций после их рационализации» преодоления и фиксирования способов недопущения. Хранить в памяти негативные представления равнозначно медленному самоубийству. 10. Методическая установка на стандартизованную схему осмысления стрессирующих ситуаций. Эта схема непременно должна включать анализ сути ситуации, ее причины, меру личной ответственности «жертвы» стресса, «вытяжку» позитивных обучающих моментов, способы прогнозирования возникновения подобных ситуаций, пути и средства недопущения или смягчения ее последствий. Одним из итогов этой «работы над собой» должно стать такое состояние, при котором человек не создавал бы своими действиями (в том числе и словами) ситуации, которые непосредственно или через опосредующие события превращались бы в источники настороженности, тревожности, страха. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА


Спектр средств и методов управления стрессорными реакциями, оказывающими на психику- и здоровье человека дезорганизующее влияние, довольно разнообразен. Перечислим основные из них. 1. Предварительная адаптация к коротким и относительно безвредным стрессам с целью стимулирования иммуногенеза. 2. Использование фармакологических средств и препаратов. 3. Объективная оценка человеком требований среды и собственных возможностей справиться с этими требованиями. 4. Перестройка среды в направлении исключения или уменьшения стрессогенных факторов. 5. Реконструкция уровня интеллектуальных или профессиональных спосбностей человека, для создания сгрессоустойчивости организма. 6. Сознательная модификация стресса,.его физиологической психологической силы воздействия. 7. Облегчение предъявляемых человеку требований. 8. Устранение стрессорных факторов в материально-предметном окружении. 9. Разработка и реализация социальных программ снижения негативных и расширения диапазона позитивных источников стрессовых состояний человека. 5. Об управлении стрессорными реакциями.


10. Применение разнообразных средств индивидуальной защиты от стрессогенных факторов. 11. Перестройка человеческих межличностных отношений по вер тикали и горизонтали. 12.Семейно-групповая терапия, т. е. создание в семье щадящих психологически комфортных отношений в условиях стрессовых травм членов семьи. 13. Перемена места жительства или места работы. 14. Реконструкция поведения человека, подвергающегося враждебному стрессовому воздействию. 15. Снижение нагрузок в трудовой деятельности. 16. Повышение квалификации и обновление запаса профессиональных знаний с ощущением личностного прогресса. 17. Осознание дисбаланса между требованиями к деятельности, нагрузкам и возможностью их выполнения. Корректировка того и другого. 18. Модификация состояния с помощью лекарственных средств 19. Рациональное и обоснованное применение лекарств. 20. Помощь консультантов и психотерапевтов. 21. Религиозные средства освобождения от стресса. 22. Изменение значимости для человека стрессогенных факторов.


7. Типичные заблуждения по поводу стрессов. 1. «Связанные со стрессом симптомы и психосоматические заболевания не могут причинить мне реального вреда, поскольку все они существуют только в моем воображении». Это широко распространенное убеждение ложно, так как стресс оказывает влияние не только на психику, но и на весь организм Психосоматические заболевания, развивающиеся в результате стресса, являются реальными заболеваниями, которые могут представлять реальную опасность для здоровья человека. 2. «Только слабые люди страдают от стресса». Неверное утверждение. Истина заключается в том, что в наибольшей степени подвержены воздействию чрезмерного стресса сверхзагруженные люди с очень высоким уровнем притязаний, своеобразного рода «наркоманы от работы». Следует не забывать, что все мы являемся потенциальными мишенями для стресса.


7. Типичные заблуждения по поводу стрессов. 3. «Я не несу ответственности за стресс в моей жизни. Стресс в наше время неизбежен - мы все его жертвы». В действительности мы сами ответственны за большую часть стрессов в нацией жизни. Это следует из того факта, что стресс является результатом того, что с нами происходит и как мы на это реагируем Такой стресс часто является нашим бессознательным выбором. 4. «Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс». Фактически, чем сильнее стресс, испытываемый нами, тем менее чувствительны мы к его симптомам - пока стресс не достигнет такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать.


7. Типичные заблуждения по поводу стрессов. 5. «Распознать источники чрезмерного стресса легко». Это утверждение верно только наполовину. Многие люди могут легко распознать причину стресса путем осознания стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У некоторых людей признаки стресса не развиваются до тех нор, пока не исчезнет стрессор. В таких ситуациях стрессовые симптомы проявляются в форме психического и физического истощения. 6. «Все люди реагируют на стресс одинаково». Это утверждение в высшей степени ошибочно. Все мы являемся индивидуальными существами. Мы отличаемся друг от друга по источникам стресса, симптомам и заболеваниям, развивающимся вследствие чрезмерного стресса, а также но эффективным формам его лечения.


7. Типичные заблуждения по поводу стрессов. 7. «Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен сделать,- это сесть и расслабиться». Хотя релаксация (расслабление) представляет собой очень полезное средство борьбы со стрессом, мало кто умеет глубоко расслабляться. Такие методы, как медитация, хатха -йога и спокойное созерцание, являются наиболее эффективными способами достичь глубокого расслабления в противоположность таким видам досуга, как телевизор, радио или магнитофон.


Возьми на заметку Найдите открытую дверь. Измените Ваше отношение к окружающему! Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающим Перепрограммируй те свое сознание! Представьте себя абсолютно беззаботным, свободным как птица человеком, который безумно счастлив. Верьте, самый мощный фонтан радости находится внутри Вас!

Стресс – комплекс физических, химических и иных реакций человека на стрессоры. Стрессоры - (или стимулы) в окружающей среде, действие которых выводит из равновесия физиологические и психические функции человека. В определенных условиях он способствует мобилизации усилий работника на решение производственных задач или достижение личных целей. Стресс имеет как негативное, так и позитивное значение для человека. Стрессы неизбежны. Стрессы могут вывести из равновесия, привести к несоответствию его состояния окружающей обстановке. Это в свою очередь порождает утомление, чувство опасности, ослабление умственных способностей, растущее кровяное давление, пассивное отношение к работе, снижение уровня организованности, нарушение трудовой дисциплины. Это приводит к потерям в организации из-за несчастных случаев, снижение качества работы, роста текучести кадров, преждевременной смерти работников. Классификация стрессоров:

стрессоры Последствия
стрессоры в окруж. среде личные стрессоры Субъективные: расстройства, утомленность, чувство тревоги. чувство вины. Поведенческие: опасность инцидента, «нехорошие» разговоры. Когнитивные: слабые решения, плохая сосредоточенность. Физиологические: Коронарные заболевания, растущее кровяное давление, высокое содержание холестерина, язв. болезнь и т. д. Организационные: прогулы, текучесть кадров, низкая производительность труда, неудовлетворенность работой.
Производственные: перегрузки (недогрузки),необъясним. перемены, изменения расписания, плохое оборудование. Ролевые: ролевой конфликт, ролевая неясность, ответственность за людей, недостаток поддержки, недостаток статуса. Структурные: слабая коммуникация, недостаток соучастия, неправильно построенная иерархия Карьерные: замедленное продвижение по службе, несправедливость, недостаток возможностей продвижения, отсутствие необходимой подготовки. Отношенческие: отношения с руководством, с подчиненными, с коллегами, с клиентами, с рабочими. Внеорганизационные: состояние экономики, рост преступности, цен, обстоятельства жизни, отношения в семье. потребности, надежды, достижения эмоциональная устойчивость гибкость толерантность неясности самооценка

Создание условий для преодоления и предупр. стресс. ситуаций: Управление стрессами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранения источников стресса и овладения методами их нейтрализации всем персоналом организации.1 – это необходимо определить причины стрессов, которыми явл. стрессоры. Необходимо научиться справляться с ними методами нейтрализации, составление индивидуальных программ нейтрализации стрессов, проведение семинаров, обучение работников технике расслабления, способам изменения поведения. Методы нейтрализации стрессов: планирование (план решения задач –личностных, служебных, соотнесение с целями организации), физические упражнения, диета, психотерапия, медитация и расслабление. Создание условий бесперебойной работы организации путем защиты, сохранения и эффективного использования финансовых, материальных, информационных и человеческих ресурсов при уменьшении угроз и отрицательных последствий нежелательных событий обеспечивает экономическую безопасность организации



42. Формальные и неформальные группы в организации, их роль и динамика.

Группа - это относительно обособленное объединение нескольких людей (не более 10), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.

Группа - это среда самоутверждения и самопознания, это объективная потребность человека в коммуникациях.

В зависимости от целей объединения выделяют два типа групп:

· формальные;

· неформальные.

Формальные группы создаются для осуществления производственной деятельности в соответствии с выбранной стратегией по воле руководителей организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формальную структуру, позицию внутри группы, их задачи и функции описаны и формально закреплены в соответствующих документах. Эти группы могут быть созданы как на постоянной, так и временной основе.

В организации существует три основных типа групп: группы руководителей, рабочие группы и общественные организации.



Неформальные группы образуются членами организации, часто спонтанно, в соответствии с их взаимными симпатиями, общностью интересов, увлечениями, привычками и т. п. На большинстве предприятий существует множество неформальных групп. Их может быть столько, сколько основ для общения. Благодаря формальной структуре люди взаимодействуют друг с другом на протяжении многих лет.

Естественным результатом общения является спонтанное возникновение неформальных групп.

Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы оказывают существенное влияние на поведение членов группы, порою даже большее, чем формальные.

В формальной группе формальным лидером выступает руководитель. Успех работы группы во многом зависит от него, поскольку лидер формирует основные принципы взаимодействия, задает вектор развития, влияет на социально-психологический климат, взаимоотношения в коллективе, он имеет право и власть поощрять или наказывать членов группы по результатам работы.

В неформальной группе лидер тоже играет важную роль. Он вносит вклад в выполнение задач группы, позволяет ее членам удовлетворять свои потребности, воплощает в себе основные ценности группы, представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп, сглаживает противоречия в группе.

Стрессоры в окружающей среде Последствия

Самодиагностика соответствует пожеланиям персонала, и таким образом приносит ему большее удовлетворение, чем то, которое он ожидает. Менеджментом по результатам самодиагностики могут быть предприняты предупредительные меры и реорганизации, тем более что они будут определены заинтересованными лицами.

Однако такое партисипативное мероприятие имеет некоторые ограничения, поскольку выводы персонала о вредности здоровью не всегда наиболее справедливы и объективны. Так вред от шума и даже серьезная опасность глухоты широко недооцениваются рабо­чими, главным образом с наибольшим стажем. Звуковая обстановка часть многих профессий. Приспосабливаться к ней - доказатель­ство профессионализма.

Аналогичное явление имеет место в «огненных» профессиях: «жара - это характеристика работы, ты не настоящий литейщик, если не умеешь ее выдержать».

Предприятия, опробовавшие метод самодиагностики рабочих мест, быстро оценили его достоинства и стали испытывать потребность пользоваться им для сбора и обсуждения полученной информации.

Аудит может проводиться в пять этапов:

1. Знакомство с предприятием (инвентаризация списка напря­женных мест и нарушений в работе).

2. Анализ общей ситуации по отделам (сравнительное состояние секторов и выбор объектов для подробного исследования).

3. Разработка и распространение анкет на местах, которая помо­жет определить подробное состояние сектора и дать оценку.

4. Составление диагностического баланса сектора с целью вы­явить причины плохих рабочих условий.

Руководство фирмы дает необходимые пояснения, советы по спо­собам сбора информации, таблицы ввода информации, таблицы об­работки и синтеза.

Например, на фазе анкетирования руководству фирмы могут быть заказаны сведения по следующим направлениям:

Рабочее место;

Организационное окружение;

Распределение работ;

Выполнение задач;

Оценка и продвижение персонала;

Общественные отношения;

Индивиды и группы;

Стиль руководства.

По каждому из них составляется анкета из десятка вопросов, адресованных работникам и их руководителям, в которых даны три варианта ответов. Ответы затем обобщаются в документе об оценке настоящего состояния.

Метод самодиагностики позволяет составить справочник, некую базу, известную наибольшему количеству людей, что может стать основой для составления программы развития.

Нет другого психологического термина, так прочно вошедшего в нашу жизнь, как стресс.

Стресс Называют проблемой XX века, плавно перешедшей в XXI. Обеспокоенные состоянием здоровья своих подчиненных, владельцы американских компаний бросились на борьбу со стрессом. "Cigna Corporation" предлагает устраивать перерыв в течение рабочего дня, во время которого сотрудники слушают музыку, танцуют и делают зарядку. А испытывающие перенапряжение работники "Lipschultz, Levin and Gray" могут поиграть в дартс, мини – гольф или покрутить хула-хуп прямо в офисе.

По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний, связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы.
По данным ВЦИОМа, две трети москвичей постоянно находятся в состоянии стресса, а треть населения страны – в состоянии сильного стресса, который не только снижает работоспособность человека, но и приводит к тяжелым заболеваниям.

Каждый человек испытывал его, все слышали о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на повседневное поведение или на образ наших мыслей по коренным жизненным вопросам. В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или предпринимательской деятельностью, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Но задумывались ли Вы над тем, что такое стресс?

Слово "стресс", так же как "успех", "неудача" и "счастье", имеет различное значение для разных людей, поскольку мы все – разные, и у каждого из нас свой жизненный опыт и свои ценности. Поэтому дать определение стрессу очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Не является ли "стресс" просто синонимом "дистресса"*? Что это, усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада? Ответ на этот вопрос – и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса. Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но, ни одно из них нельзя выделить и сказать: вот это и есть стресс, потому что этот термин в равной мере относится и ко всем другим.

Первым определение стресса дал канадский физиолог Ганс Селье, согласно которому, стресс – это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни.
Р. М. Грановская определяет стресс как совокупность стереотипных, филогенетических запрограммированных неспецифических реакций организма, подготавливающих его к физической активности, то есть к сопротивлению, борьбе или бегству. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стресса превосходит обычные приспособительные возможности человека.

/* Distress (англ.) – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда; Stress (англ.) – давление, нажим, напряжение/

Энциклопедический словарь дает следующее толкование: "Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов".

В современной психологической науке и практике закрепилось разграничение понятий «физиологический стресс» и «психологический стресс», введенное известным исследователем стресса Рихардом Лазарусом.

1. Физиологический стресс (исходя из концепции «общего адаптационного синдрома» Г. Селье) – состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т. п.

По Г. Селье, «адаптационный синдром» включает 3 стадии:

тревога,
сопротивление,
адаптация или истощение.

2. Психологический стресс – состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс-факторов (информационной перегрузка, ситуации обиды, угрозы, неопределенности и т. п.).

Существует достаточно большое количество концепций, моделей стресса как у отечественных, так и у зарубежных исследователей:

– когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаруса, основу которой составляет позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения через призму когнитивных процессов;

– концепции профессионального стресса (А. Н. Занковский, Т. Сох, W. Schorpflug и др.),

– социально-психологические теории стресса (концепции: D. Mechanik, R. Darendor, B. P. Darenwend и др.) и многие другие.

Приведенные выше примеры концепций отражают существующую в психологической науке и практике тенденцию к дифференцированию понятия «психологический стресс» в различные типы классификаций в зависимости от области психологических знаний. В качестве одного из вариантов такой классификации рассматривают:

Межличностный психологический стресс – характеризуется субъективной оценкой межличностного взаимодействия, наличием конфликтов или их угрозой;

Профессиональный, или организационный стресс – связан со сложностью, опасностью, ответственностью выполнения рабочих задач, нарушением в организации и условиях труда;

– социальный или общественный психологический стресс – связан с социальными, социально-экономическими проблемами, безработицей, вредными привычками (алкоголь, наркотики), национальными или региональными конфликтами и войнами;

– семейный психологический стресс – включает все трудности по поддержанию семьи – супружеские проблемы, взаимодействие с детьми, родственниками и прочее;

Внутриличностный психологический стресс – отражает «Я-конфликт», нереализованные притязания, потребности, бесцельное существование;

– экологический психологический стресс – возникает в связи с неблагоприятными воздействиями окружающей среды – суровые климатические условия, скученность проживания и тому подобное.

Все определения по данной классификации (то же самое относится и к другим классификациям) отражают зависимость названия типа стресса от обуславливающих его доминирующих факторов. Тем не менее, любой тип психологического стресса включает в себя:

· общие факторы (характерные для всех видов стресса),

· специфические факторы (характерные только для данного типа стресса),

· внешние или объективные факторы, под которыми выступают объективно фиксируемые условия для возникновения стресса (ограничение времени, большой объем нагрузки и так далее),

· субъективные, личностные факторы, которые в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями человека (неадекватная самооценка, мотивационные особенности, темперамент, высокие уровни личностной напряженности, тревожности, агрессивности и другие).

Стресс связан с позитивными и негативными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть). Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса (но, не обязательно дистресса).

Деструктивный стресс, или дистресс (distress), разрушает поведение, является источником многочисленных неприятных переживаний и болезней. Бороться с его внешними проявлениями не только бесперспективно, но и вредно. Дистресс нужно стараться предотвратить, или, если человек уже оказался в состоянии дистресса, его необходимо лечить.

Основные симптомы дистресса: 1. рассеянность
2. повышенная возбудимость
3. постоянная усталость
4. потеря чувства юмора
5. резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет с одновременно появившимся пристрастием к алкогольным напиткам
6. пропажа сна и аппетита
7. ухудшение памяти
8. иногда возможны, так называемые «психосоматические» боли в области головы, спины, желудка
9. полное отсутствие источников радости.

Если Вы отметили у себя хотя бы один из перечисленных признаков или любую их комбинацию, значит, пришло время вмешаться в собственную жизнь – спокойно подумать, обсудить ситуацию (желательно с близким человеком), попытаться выяснить и устранить причины, вызвавшие Ваше психофизическое перенапряжение.

Стрессор (синоним стресс-фактор, стресс-ситуация) - чрезвычайный или патологический раздражитель или значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающие стресс. Раздражитель становится стрессором либо в силу приписываемого ему человеком значения (когнитивной интерпретации), либо через низшие мозговые сенсорные механизмы, через механизмы пищеварения и метаболизма.

Существуют различные классификации стрессоров. В наиболее общей форме различают: 1. Стрессоры физиологические (чрезмерные боль и шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например, кофеина и др.);

2. Стрессоры психологические (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.);

3. Стрессоры социальные (изменения в правительстве, природные катаклизмы, курс доллара, пробки на дорогах, привычки других людей и др.).

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Пример: Мать, которой сообщили о гибели ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым.

Другой из возможных классификаций является разделение стрессоров на три группы по степени нашего влияния на них.

1. Стрессоры, которые нам неподвластны : это ваш пол и возраст, погода, страна проживания, законы, налоговая система, устоявшийся уровень цен на рынке, покупательная способность населения и т. д.

2. Стрессоры, которые вызывают стресс только из-за нашей интерпретации . Примерами могут служить беспокойные мысли о маловероятных будущих событиях («А вдруг сорвется поставка товара?») а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить.

3. Стрессоры, на которые мы можем непосредственно влиять : взаимодействие с деловыми партнерами и конкурентами, собственные неконструктивные действия, нехватка времени, отсутствие навыка постановки целей в жизни и бизнесе. Сюда также можно отнести показатели здоровья, избыточный вес, уровень артериального давления при начальных стадиях гипертонии и другие факторы.

Стрессоры могут быть как реальные, так и надуманные. Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Так же нужно отметить, что человек легче переносит неудачи, потери, огорчения, когда причины кажутся ему чисто внешними, не зависящими от его собственных поступков, и тяжелее переживает свое неправильное поведение, вследствие которого и возникла психотравмирующая ситуация.

Стрессор – это некий рычаг, запускающий механизм стресса. Причем, не обязательно это фактор, действующий на всех одинаково. Главное – это воздействие, которое достает именно Вас.

Пример: Вы не переносите, когда кто-то оставляет мусор на обеденном столе. Все остальные реагируют на это совершенно нормально, а Вы настаиваете на чистоте и порядке. Что ж имеете полное право.

Мишени – это наши внутренние убеждения, представления, взгляды и стереотипы – та «педаль», нажимая на которую, стрессор добивается стрессовой реакции. Ян Мак-Дермотт и Джозеф О’Коннор приводят градацию стресс-мишеней в зависимости от логического уровня, на котором они возникли:

1. Окружение

Те факторы, что вызывают у вас стресс в вашем окружении. Длительная поездка на работу, тесный и шумный офис, неработающие бытовые приборы, ссора с близким человеком. Ваша работа может вызывать стресс, если к вам предъявляется множество требований, а у вас недостаточно возможностей для их разрешения.

2. Поведение

Ваши действия способные привести к стрессу. Может быть, выезд на встречу в последнюю минуту и связанное с этим постоянное напряжение, или необходимость отвечать требованиям людей в то время, когда вам не хотелось бы этого делать. Изменения в заведенном порядке могут вызвать стресс.

3. Способности

Если у вас есть способность включать беспокойство у самого себя, следовательно, вы развили определенное умение. Вы почти наверняка сможете легко представить, как что-нибудь приводит к неудовлетворительному результату. Наверное, вы делаете это, создавая мысленные фильмы о том, как все может расстроиться, а затем представляя себе устрашающие последствия. И это тоже определенное умение. Оно демонстрирует вашу способность представлять себе картины настолько живо, чтобы вызывать существенные химические изменения в своем теле. Вероятно, для этого таланта существуют другие точки приложения. Что произойдет, если ту же способность живого воображения вы примените для того, чтобы представить себе, что будет через 15 минут после удовлетворительного разрешения события, а затем подумать о том, как бы вы могли этого достичь?

4.Убеждения и ценности

Быть может, вы не думали о том, что убеждения и ценности способны вызвать стресс или оказаться ресурсами против него, но это именно та область, изменения в которой могут привести к значительному эффекту. Мы носим свои убеждения с собой, поэтому они будут вызывать стресс, где бы мы ни находились. Чем жестче наши убеждения и ожидания, тем сильнее переживаемый нами стресс, поскольку мир вокруг нас не свернет со своего пути только для того, чтобы удовлетворить наши нужды.

Убеждение в том, что люди недостойны доверия и готовы обманывать вас при первой возможности, будет держать вас "на взводе" и провоцировать стресс. Убеждения, ставящие вас в зависимость от других людей или событий или означающие отсутствие выбора в реагировании на различные события, будут способствовать стрессу.

5. Идентичность

Единственным стрессом на этом уровне может быть ложный образ. Он может проявляться двумя способами. Первый – касается отношений между людьми, когда человек не позволяет кому бы то ни было увидеть себя настоящего, и скорее всего работает в тех случаях, когда человек не может выразить себя полностью в своей работе. Второй способ проявления ложного образа – это маска, надетая для своей или чужой пользы, чтобы защитить настоящую личность. Такая маска может возникнуть в детстве, когда человек не знал, как справиться с чем-то, и в качестве средства использовал ложный образ. Когда это происходит, человек еще раз переживает ощущение пустоты, и его поведение утрачивает дополнительную степень свободы для поддержания равновесия

Попробуйте проследить за изменениями, которые происходят с вами, когда вы попадаете в стрессовую ситуацию. Вы группируетесь, как будто ждете удара, напрягаются мышцы лица, груди и живота. Дыхание учащается, потому что клеткам требуется больше кислорода. Вследствие сужения мелких кровеносных сосудов повышается кровяное давление. Частота и сила сокращений сердца увеличивается, заставляя кровь бежать намного быстрее. Эти изменения обусловлены физиологией стресса, а вот другие проявления строго индивидуальны. И зависят они от состояния нервной системы: сильная или слабая; от преобладания процессов торможения или возбуждения в коре головного мозга; от умения человека владеть собой, своими эмоциями; от воспитания; и даже от семейных, национальных традиций.

Возникающие при стрессе сдвиги – это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции, оборонительной реакции. Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него. Такая мобилизация была очень удобной для пещерных людей или в другие суровые времена, когда стресс означал, что человек должен быть готов к физическим действиям. В настоящее время это приводит к появлению дополнительных проблем. Сегодня, когда при стрессе вам нужны не физические, а эмоциональные ресурсы, организм продолжает реагировать так, как будто вам понадобилась физическая активность. В результате, оправданное ситуацией реальной опасности временное повышение кровяного давления превращается в болезненное состояние из-за затянувшегося негодования по поводу того, что ушло в прошлое и чего уже нет или по поводу того, чего еще нет и, возможно, не будет вообще.

Вопрос в том, когда и каким образом обстоятельства становятся по-настоящему стрессогенными. Два человека, оказавшиеся в одной и той же ситуации, будут реагировать на нее по-разному, в зависимости от характера, опыта, эмоционального настроя и других факторов. Один не увидит в ситуации никакой угрозы для себя и останется спокоен, тогда как у другого возникнет ощущение безотчетной тревоги или явного страха. Стресс возникает в том случае, если обстоятельства субъективно воспринимаются как угрожающие. При этом неважно, реальная это угроза или мнимая – важно то, что угроза психологически существует для человека, который начинает искать способы выхода из положения. Формы преодоления трудных ситуаций, или копинг-стратегии (от англ. глагола to cope – "справиться", "совладать"), могут быть самыми разными, такими как бурный аффект (гнев, агрессия, слезы, смех), переосмысление ситуации (новая интерпретация значимости событий, попытка увидеть их "в другом свете", рационализация) и действия, непосредственно направленные на разрешение проблемы.

В зависимости от того, насколько эффективна выбранная копинг-стратегия, проблемная ситуация с успехом преодолевается или же, напротив, усугубляется еще больше. В первом случае переживания стресса заканчиваются, пополнив "копилку" полезного опыта, во втором – нарастают и переходят в деструктивную, потенциально опасную для здоровья форму.

Американский психолог Т. Кокса выделил два типа личности (он назвал их "тип А" и "тип В") по реакции на стресс.

Тип А:
– Настойчивое желание достичь намеченных, но обычно нечетко поставленных целей.
– Сильное желание и готовность соревноваться.
– Стремление быть признанным и продвинуться в чем – то дальше.
– Исполнение множества разнообразных функций в условиях ограниченного времени.
– Склонность увеличивать темп работы.
– Способность быстро принимать решения и начинать действовать.

Тип В: – Четкая постановка целей, спокойное обдумывание методов их достижения.

– Отсутствие желания соревноваться.
– Признание не имеет особого значения.
– Выполнение определенных функций в течение не ограниченного жесткими рамками времени.
– Спокойный, размеренный темп работы.
– Решения принимаются после предварительного обдумывания.

Личности типа "А" постоянно вертятся "как белка в колесе". Их жизнь насыщена событиями и проблемами. Они часто становятся "трудоголиками", как правило, очень любят свою работу и отдают ей себя без остатка, превращая любую ситуацию в бег наперегонки (например, любят постоянно перемещаться с одной полосы автодороги на другую, чтобы выиграть несколько минут времени); круглосуточно пребывают в "заведенном" состоянии; выполняют одновременно несколько дел. Они не могут вовремя остановиться и расслабиться, в результате чего нервное истощение и риск сердечно – сосудистых заболеваний для них чрезвычайно велики.
В противоположность им, люди типа "В" живут размеренно, не торопясь. Им удается совмещать работу, развлечения с семейными обязанностями. Они четко планируют свой день, не пытаясь "объять необъятное". В выходные предпочитают не думать о работе, стараются расслабиться и заняться чем – либо приятным. У них, как правило, хорошее здоровье, высокая самооценка, опыт успешного преодоления стресса и позитивный подход к жизни. Отрицательные эмоции частично или полностью компенсируются.

Преодоление и коррекция стресса могут вестись самыми разными средствами: это могут быть и попытки максимально снизить стрессогенные условия работы и повседневной жизни, и лечение уже возникших заболеваний, вызванных длительным переживанием стресса, и собственно психологическое "управление стрессом", позволяющие повысить устойчивость к стрессу. В каждом конкретном случае рецепт борьбы со стрессом может быть очень индивидуален, но должен основываться на комплексном анализе, как самой психологической ситуации, так и психофизиологического состояния.

Не нужно забывать и о потенциальной благотворности стресса, приводящего, при некоторых условиях, к росту психологической и биологической выносливости человека. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических свойств – отмечает Р. М. Грановская – Улучшении внимания, в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоциональной окраске процесса работы.

Датские ученые, например, установили, что ежедневный стресс снижает риск развития рака молочной железы. Исследователи полагают, что это связано с гормональным дисбалансом, в частности, со снижением уровня эстрогена, возникающим при хроническом стрессе.

Помните, стресс связан практически с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но кому приятна бездеятельная жизнь?

Стресс, если он, конечно, не связан с физической угрозой, – есть реакция не на факт, а на приписываемое ему значение. Измените значение, и вы измените свою реакцию на происходящее. Как говорил о стрессе Ганс Селье, «стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете».