Такт и размер такта. Слильные и слабые доли. Виды долей и их разновидности. Сложные метры и размеры. относительно сильные доли. группировка длительностей в тактах сложных размеров



Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя

Работа двигателя внутреннего сгорания может быть представлена в виде систематически повторяющихся процессов, которые принято называть рабочими циклами. Рабочим циклом двигателя называется ряд последовательных, периодических повторяющихся процессов в цилиндрах, в результате которых тепловая энергия топлива преобразуется в механическую работу. При этом каждый полный рабочий цикл может быть разделен на одинаковые (повторяющиеся) части – такты.

Часть рабочего цикла, совершаемого за время движения поршня от одной мертвой точки до другой, т. е. за один ход поршня, называется тактом . Двигатели, рабочий цикл которых совершается за четыре хода поршня (два оборота коленчатого вала), называются четырехтактными.
В головке блока цилиндров, над камерой сгорания (рис. 1) карбюраторного двигателя устанавливаются впускной 4 и выпускной 6 клапаны, управляемые газораспределительным механизмом, а также свеча зажигания 5 .

Рабочий цикл карбюраторного четырехтактного двигателя состоит из последовательных тактов впуска, сжатия, расширения и выпуска.

Такт впуска

В результате вращения коленчатого вала при пуске двигателя (вручную или с помощью специального устройства - например, заводной рукоятки или электродвигателя - стартера) поршень совершает движение от верхней мертвой точки (ВМТ) к нижней мертвой точке (НМТ). При этом впускной клапан 4 открыт, а выпускной клапан 6 закрыт.
Так как объем цилиндра при движении поршня вниз (к НМТ) быстро увеличивается, давление над поршнем уменьшается до 0,07...0,09 МПа , т. е. внутри цилиндра создается вакуум – избыточное разрежение.
Впускной клапан 3 сообщается со специальным устройством – карбюратором, который приготавливает горючую смесь из топлива и воздуха. Вследствие разности давлений в карбюраторе и цилиндре горючая смесь всасывается через открытый впускной клапан в цилиндр двигателя.

Если двигатель уже работает, то горючая смесь, попадая в цилиндр из карбюратора, смешивается с остаточными продуктами сгорания от предыдущего цикла, и образует рабочую смесь. Смешиваясь с остаточными продуктами сгорания и соприкасаясь с нагретыми деталями цилиндра, рабочая смесь нагревается до температуры 75...125 ˚С .

Такт сжатия

При подходе поршня к НМТ впускной клапан закрывается. Далее поршень начинает перемещаться вверх (к ВМТ), сжимая смесь воздуха, топлива и остаточных продуктов сгорания, которые не были удалены из цилиндра при выпуске. При движении поршня от НМТ к ВМТ вследствие сокращения объема цилиндра при закрытых клапанах повышаются давление, при этом возрастает температура рабочей смеси (в соответствии с законом Гей-Люссака).
В конце такта сжатия давление внутри цилиндра повышается до 0,9…1,5 МПа , а температура смеси достигает 270-480 ˚С .
В этот момент к электродам свечи зажигания 5 подводится высокое напряжение, которые вызывает между ними искровой разряд, результате чего рабочая смесь воспламеняется и сгорает.
В процессе сгорания топлива выделяется большое количество теплоты, из-за чего температура газов (продуктов сгорания) повышается до 2200-2500 ˚С , и давление внутри цилиндра достигает 3,0…4,5 МПа . Газы начинают расширяться, перемещая поршень вниз, к НМТ.

Такт расширения (рабочий ход)

Под давлением расширяющихся газов поршень движется от ВМТ к НМТ (при этом оба клапана закрыты). В этот промежуток времени (такт) происходит преобразование тепловой энергии в полезную работу, поэтому ход поршня в такте расширения называют рабочим ходом.
При движении поршня к НМТ объем цилиндра увеличивается, вследствие чего давление уменьшается до 0,3…0,4 МПа , а температура газов снижается до 900…1200 ˚С .

Такт выпуска

При подходе поршня к НМТ открывается выпускной клапан 6 , в результате чего продукты сгорания рабочей смеси вырываются наружу из цилиндра.
При дальнейшем вращении коленчатого вала поршень начинает перемещаться от НМТ к ВМТ. Выталкивая отработавшие газы через открытый выпускной клапан, выпускной канал 7 и выпускную трубу в окружающую среду. К концу такта выпуска давление в цилиндре составляет 0,11…0,12 МПа , а температура – 600…900 ˚С .

При подходе поршня к ВМТ выпускной клапан закрывается, впускной открывается и начинается такт впуска, дающий начало новому рабочему циклу.



Рабочий цикл четырехтактного дизеля

Рабочий цикл дизельного двигателя принципиально отличается от цикла карбюраторного двигателя тем, что рабочая смесь (смесь топлива, воздуха и остаточных продуктов сгорания) приготовляется внутри цилиндра, поскольку воздух подается в цилиндр отдельно, а топливо отдельно – через форсунку. В дизельном двигателе нет специального устройства для поджигания рабочей смеси – она самовозгорается в результате высокой степени сжатия.
Т. е. в дизеле, в отличие от карбюраторного двигателя, через впускной клапан подается не горючая смесь, а атмосферный воздух, а топливо впрыскивается через форсунку в конце такта сжатия. В цилиндре, как и в случае с карбюраторным двигателем, остаются продукты сгорания рабочей смеси, которые не удалось удалить продувкой.
Смесеобразование (перемешивание воздуха, топлива и остаточных продуктов сгорания) в дизеле протекает внутри цилиндра, что и обуславливает основные отличия череды тактов, составляющих рабочий цикл.


Высокая степень сжатия приводит к тому, что поступивший в цилиндр через впускной клапан воздух, смешивается с остаточными газами и раскаляется (в буквальном смысле этого слова) до высоких температур. И в это время в цилиндр впрыскивается топливо, которое вспыхивает и начинает гореть.

Рабочие процессы в дизельном двигателе протекают в следующей последовательности (рис. 2) :

Такт впуска

В период такта впуска поршень 2 движется от НМТ к ВМТ. При этом впускной клапан 5 открыт, выпускной клапан 6 закрыт. В цилиндре 7 из-за разности давлений в окружающей среде и в цилиндре в конце такта впуска возникает разрежение 0,08...0,09 МПа , при этом температура внутри цилиндра не превышает 40…70 ˚С .

Такт сжатия

В процессе такта сжатия оба клапана закрыты. Поршень 2 движется от НМТ к ВМТ, сжимая смесь воздуха и отработавших газов. Давление в конце такта сжатия достигает 3…6 МПа , а температура – 450…650 ˚С (превышает температуру самовоспламенения топлива).

При подходе поршня к ВМТ, в цилиндр через форсунку 3 впрыскивается распыленное жидкое топливо. Топливо подается к форсунке (через трубку высокого давления) топливным насосом 1 высокого давления (ТНВД). Форсунка обеспечивает тонкое распыление топлива в сжатом воздухе. Распыленное топливо самовоспламеняется и сгорает. В результате сгорания температура в цилиндре достигает 1600…1900 ˚С , давление – 6…9 МПа .

Такт расширения (рабочий ход)

В конце такта сжатия, при подходе к ВМТ, оба клапана закрыты. После впрыска топлива происходит самовоспламенение рабочей смеси и ее сгорание, при этом поршень 2 под давлением расширяющихся газов стремительно движется от ВМТ к НМТ и через шатун воздействует на коленчатый вал, совершая полезную работу.
Топливо, не успевшее сгореть в конце такта сжатия, догорает в начале такта расширения. К концу рабочего хода давление газов уменьшается до 0,2…0,4 МПа , а температура снижается до 700…900 ˚С .

Такт выпуска

При подходе к нижней мертвой точке (НМТ) выпускной клапан 6 открывается и большая часть отработавших газов под воздействием высокого давления вырывается из цилиндра в атмосферу. Поршень начинает перемещение от НМТ к ВМТ и через открытый выпускной клапан выталкивает оставшиеся в цилиндре отработавшие газы в окружающую среду. К концу такта давление газов в цилиндре составляет 0,11…0,12 МПа , а температура – 600...700 ˚С .
Далее рабочий цикл повторяется.

Таким образом, в четырехтактном двигателе только один такт – рабочий ход является полезным с точки зрения совершения полезной работы, остальные три вспомогательные, они осуществляются за счет кинетической энергии маховика, закрепленного на конце коленчатого вала.

Рабочий цикл двухтактного двигателя

В двухтактных ДВС рабочий цикл осуществляется за один оборот коленчатого вала.
Схема двухтактного дизеля представлена на рис. 3 .
Воздух насосом 3 нагнетается через впускное (продувочное) окно 4 в цилиндр. В нижней части цилиндра напротив впускного окна имеется выпускное окно 7 . В головке 5 блока цилиндра установлены форсунки 6 .


Первый такт (рис. 3, а) совершается при движении поршня от НМТ к ВМТ за счет кинетической энергии маховика двигателя. Оба окна открыты. Нагнетаемый через впускное окно 4 воздух вытесняет из цилиндра оставшиеся в нем отработавшие газы, которые выходят через выпускное окно 7 . Таким образом происходит очистка цилиндра от отработавших газов (продувка) и заполнение его свежим зарядом.

Движущийся вверх поршень 8 сначала закрывает впускное окно, а затем выпускное окно. С этого момента начинается процесс сжатия, в конце которого через форсунку 6 впрыскивается топливо.
Таким образом, за первую половину оборота коленчатого вала совершаются процессы наполнения и сжатия, и начинается сгорание топлива.

Второй такт (рис. 3. б) происходит при движении поршня ВМТ к НМТ. В результате выделения теплоты при сгорании топлива повышается температура и давление внутри цилиндра. Поршень перемещается вниз, совершая полезную работу.
Как только поршень открывает выпускное окно, отработавшие газы под давлением начинают выходить в окружающую среду. К моменту открытия впускного окна давление внутри цилиндра снижается на столько, что возможна очистка цилиндра путем вытеснения отработавших газов свежим зарядом воздуха, подаваемым в цилиндр насосом 3 .
Этот процесс называется продувкой цилиндра . При этом одновременно с вытеснением отработавших газов происходит наполнение цилиндра свежим зарядом. Далее все процессы повторяются в той же последовательности.

Рабочий цикл двухтактного карбюраторного двигателя аналогичен рабочему циклу двухтактного дизеля. Отличие состоит в том, что в цилиндр поступает не чистый воздух, а горючая смесь, и в конце процесса сжатия в цилиндре посредством свечи зажигания подается искра, в результате чего происходит воспламенение горючей смеси.

Существенными недостатками двухтактных двигателей является их низкая топливная экономичность и меньший срок службы по сравнению с четырёхтактными двигателями. Объясняется этот недостаток тем, что при продувке цилиндра (или цилиндров) свежая горючая смесь частично удаляется вместе с отработавшими газами, поскольку, в отличие от четырехтактного двигателя, выпуск и впуск газов протекает одновременно.
Этими недостатками, а также большей токсичностью отработавших газов объясняется ограниченное применение двухтактных двигателей на автомобилях.



Нотный стан

Ноты размещаются на пяти горизонтальных линейках, которые называются нотоносцем или нотным станом . Линейки нотоносца считаются всегда снизу вверх по порядку, то есть нижняя линейка - первая, следующая за ней - вторая и т.д.

Ноты на нотном стане располагаются на линиях или между ними. Нижняя линия нотного стана – Ми.
Любая нота, располагающаяся на этой линии играется как Ми, пока нет понижающих или повышающих знаков.
Следующая нота (между линейками) это нота Фа и т.д.

Ноты могут также распространятся за пределами нотного стана и записываются на добавочных линейках. Добавочные линейки над нотоносцем называются верхними добавочными линейками и считаются снизу вверх от нотоносца.
На этих добавочных линейках записываются высокие звуки. Низкие звуки записываются под нотоносцем и называются нижними добавочными линейками, а считаются сверху вниз от нотного стана.

Ключи

В начале нотоносца всегда выставляется ключ, определяющий в звукоряде высоту одного из звуков, от которого ведется отсчет высоты остальных звуков.

Скрипичный ключ (или ключ соль) определяет на нотоносце положение звука соль первой октавы, который пишется на второй линейке.

Басовый ключ (или ключ фа) определяет положение на нотоносце звука фа малой октавы, который записывается на четвертой линейке.

Такт и размер такта. Слильные и слабые доли.

Для удобства чтения нот музыкальная запись делится на равные отрезки времени (количество ударов) – такты .
Такт – это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами.

Первая нота каждого такта имеет ударение - акцент.

Эта акцентируемая доля служит началом счета в каждом такте.

Такты отделяются друг от друга вертикальными чертами, которые пересекают нотный стан. Эти вертикальные черты называются тактовыми чертами.

После ключа выставляется размер такта.

Размер обозначается двумя цифрами, одна под другой в виде дроби: 2/4; 3/6; 4/4 и т.д.
Верхняя цифра указывает на число долей в такте, а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета – четверть, половинная, и т.д.).

(Например: размер 2/2 состоит из двух нот половинной длительности, а размер 7/8 состоит из семи нот восьмой длительности.)

Как мы уже говорили, первые доли каждого такта выделяются, звучат сильнее других звуков – акцентируются.
При этом сохраняется периодичность звучания сильных и слабых долей, т.е. происходит равномерная смена ударений. Обычно такт состоит из нескольких долей, первой сильной (она в нотном стане отмечается знаком акцента >) и нескольких следующих за ней слабых.

В двухдольном такте (2/4) первая доля ("раз") – сильная, вторая ("два") – слабая.
В трехдольном такте (3/4) первая доля ("раз") – сильная, вторая ("два") – слабая, третья ("три") – слабая.

Двухдольные и трехдольные такты называются простыми. Четырехдольный такт (4/4) - сложный. Он образуется из двух простых тактов двухдольного размера. В таком сложном такте есть два сильных акцента на первой и на третьей долях, причем первый акцент - на наиболее сильной доле такта, а второй - на относительно менее сильной доле, то есть она звучит немного слабее первой.

Знаки альтерации

Для того, чтобы указать на тональность ноты, перед нотой могут ставиться знаки бемоля , диеза , дубль-бемоля , дубль-диеза и бекара .

Такие знаки называются знаками альтерации.

Если перед нотой стоит диез, то нота поднимается на половину тона, дубль-диез – на тон. Если бемоль, то нота понижается на полтона и если дубль-диез – на тон. Понижающие и повышающие знаки появившись один раз применяются ко всей партитуре, пока не отменятся другим знаком.

Существует специальный знак, отменяющий понижение или повышение ноты и возвращающий ей натуральную высоту – это бекар. Дубль-бемоль и дубль-диез используются редко.

Знаки альтерации применяются, в основном, в двух случаях: как ключевые и как случайные.

Ключевые знаки располагаются справа от ключа в определенном порядке: фа – до – соль – ре – ля – ми - си для диезов , для бемолей – си – ми – ля – ре – соль – до - фа .

Если в каком-либо такте насколько раз встречается одна и та же нота с диезом или бемолем, то бемоль или диез ставится только один раз и сохраняет свое действие на протяжении всего такта. Такие диезы и бемоли называются случайными.

Длительность нот и пауз

Заштрихована нота или нет, а также палочки, приставленные к ним, т.е. штили, указывают на длительность ноты. Основными длительностями нот являются целая (1) и обозначается незаштрихованной головкой без штиля, а также ее половинные деления: половина (2), четверть (3), восьмая (4), шестнадцатая (5) и т. д. При этом длительность целой ноты есть величина относительная: она зависит от текущего темпа произведения.

Еще к стандартным длительностям можно отнести двойную целую, обозначаемую небольшим незаштрихованным прямоугольником со штрихами возле углов.

Если подряд записаны несколько нот длительностью меньше четвертой и ни одна из них (кроме, может быть, первой) не приходится на сильную долю, то они записываются под общим ребром или вязкой - палочкой, соединяющей концы штилей.

При этом, если ноты восьмые, ребро одинарное, если шестнадцатые - двойное и т. д. В наше время встречается объединение нот из разных тактов, а также нот, идущих не подряд.

Бывает, что нужно записать ноту, длящуюся, например, три восьмых. Для этого есть два способа: если на время звучания ноты приходится сильная доля, то берутся две ноты, в сумме дающие три восьмых (то есть четверть и восьмая) и залиговываются, то есть между ними ставится лига - дуга, концами почти прикасающаяся к овалам нот.

Если же сильная доля осталась в стороне, то для продления ноты на половину ее звучания справа от овала ставится точка (то есть в данном случае три восьмых - это четверть с точкой). Ноты с точкой также могут объединяться под одним ребром.

Наконец, бывает необходимым поделить какую-либо длительность не на две половины, а на три, пять или другое количество равных частей, не кратное двум. В этом случае используются триоли, пентоли и другие аналогичные формы записи

.

Перерыв в звучании называется паузой . Длительность пауз измеряются так же, как и длительность звуков (нот). Целая пауза (8) равна по длительности целой ноте. Она обозначается короткой черточкой под четвертой линейкой нотоносца. Половинная пауза (9) равна по длительности половинной ноте. Она обозначается такой же черточкой, как и четвертная пауза, но записывается эта черточка над третьей линейкой нотоносца. Четверная пауза (10) равна по длительности четвертой ноте и обозначается ломанной линией по центру. Восьмая (11), шестнадцатая (12) и тридцать вторая (13) паузы равны по длительности восьмой, шестнадцатой и тридцать второй ноте соответственно и обозначаются косой чертой с одним, двумя или тремя маленькими флажками.

Точка справа у ноты или паузы увеличивает ее длительность на половину. Две точки у ноты или у паузы увеличивают длительность наполовину и еще на четверть.

Точки, стоящие над или под нотами, указывают на отрывистый характер исполнения или стаккато, при котором каждый звук теряет часть своей длительности, становится резче, короче, суше.

Лига (дуга, выгнутая вверх или вниз) связывает стоящие рядом ноты одинаковой высоты, суммируя их длительность. Лига, соединяющая две или несколько нот, находящихся на разной высоте, означает связное исполнение этих звуков или легато.

Фермата - знак, указывающий исполнителю, на то, что он должен увеличить длительность ноты или паузы на свое усмотрение.

Знаки повторений

При исполнении пьесы часто приходится повторять ее фрагмент или всю пьесу целиком. Для этого в нотной записи применяются знаки повторения – репризы. Музыка, изложенная между этими знаками, должна повторяться. Иногда при повторении бывают разные окончания. В этом случае в конце повторения применяются скобки – вольты. Это значит, что в первый раз играются такты окончания, заключенные в первую вольту, а при повторении – такты первой вольты пропускаются и вместо них играются такты второй вольты.

(Реприза)

Темп

В нотной записи также указывается темп композиции. Темп - это та или иная скорость исполнения музыкального произведения.

Различаются три основных скорости исполнения: медленная, умеренная и быстрая.

Основной темп указывается обычно в самом начале произведения. Существует пять основных обозначений этих темпов:

Медленно – адажио (Adagio),
Не спеша, спокойно – анданте (Andante),
Умеренно – модерато (Moderato),
Скоро – аллегро (Allegro),
Быстро – престо (Presto).
Средний из названных темпов – модерато – соответствует скорости спокойного шага.

Нередко при исполнении музыкального произведения приходится ускорять или замедлять его основной темп.
Эти изменения темпа чаще всего обозначаются словами:
Accelerando, сокращенно accel. (аччелерандо) – ускоряя,
Ritenuto, (ритэнуто) сокращенно rit. – замедляя,
а tempo (а темпо) – в прежнем темпе (восстановить прежний темп после предшествовавшего ускорения или замедления).

Громкость

При исполнении музыкального произведения следует помимо темпа учитывать и необходимую громкость (силу) звучания. Все, что связано с громкостью звучания, называется динамическими оттенками. Эти оттенки выставляются в нотах обычно между нотоносцами.
Наиболее употребительными обозначениями силы звука являются следующие:
pp (пианиссимо) - очень тихо,
p(пиано) – тихо,
mf (меццо-фортэ) - со средней силой,
f(форте) – громко,
ff (фортиссимо) - очень громко.
А также знаки:
< (крещендо) - постепенно усиливая звук
> (диминуэндо) - постепенно ослабляя звук.

Наряду с приведенными выше обозначениями темпов, в нотах часто встречаются слова, указывающие на характер исполнения музыки произведения, например: певуче, нежно, подвижно, шутливо, с блеском, решительно и т.д.

Знаки мелизмов

Знаки мелизмов не меняют темп или ритмический рисунок мелодии, а лишь украшают ее. Существуют следующие виды мелизмов:

Звукоряд и октава

Музыкальные звуки образуют музыкальный звуковой ряд, который начинается от самых низких звуков до самых высоких. Всего основных звуков звукоряда семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

- (нем. Takt, от лат. tactus - прикосновение) - с 17 в. осн. единица метра в музыке, отрезок муз. произведения, начинающийся с сильного метрич. акцента. В нотном письме Т. выделяются стоящими перед этими акцентами вертикальными линиями - тактовыми чертами. Музыкальная энциклопедия

  • такт - такт I м. 1. Метрическая музыкальная единица - каждая из обычно равных по длительности долей, на которые делится музыкальное произведение в соответствии с числом метрических ударений в нём; единица ритмического движения (в музыке). Толковый словарь Ефремовой
  • такт - Такт, такты, такта, тактов, такту, тактам, такт, такты, тактом, тактами, такте, тактах Грамматический словарь Зализняка
  • Такт - I (французский tact или немецкий Takt, от лат. tactus - прикосновение, осязание, чувство) чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо; умение держать себя подобающим образом. II в музыке, единица метра. Размер... Большая советская энциклопедия
  • ТАКТ - ТАКТ - специфическая форма и единица музыкального метра. В соответствии с типами метра различают простые (2- или 3-дольные) - сложные (4-, 6-, 9-, 12-дольные) - смешанные (напр., 5-дольные) такты. 1-я доля такта - сильная; в сложных тактах выделяют... Большой энциклопедический словарь
  • ТАКТ - ТАКТ (от лат. tactus - прикосновение, осязание, чувство) - англ. tact; нем. Takt. Чувство меры, подсказывающее правильное отношение к кому-либо; умение вести себя подобающим образом; соблюдение правил приличия. Социологический словарь
  • такт - ТАКТ - БЕСТАКТНОСТЬ Тактичный - бестактный тактично - бестактно тактичность - бестактность Такт в поведении - бестактность поведения. ○ Я вам только что говорил о такте, а вы сейчас же начинаете бестактность! Н. Лесков. Человек на часах. Словарь антонимов русского языка
  • такт - Род. п. -а. Через нем. Таkt с теми же значениями или непосредственно из франц. tасt от лат. tāctus "прикосновение, осязание" (ср. Гамильшег, ЕW 828; Клюге-Гётце 609). Этимологический словарь Макса Фасмера
  • такт - ТАКТ, см. такта. Также см. такта Толковый словарь Даля
  • такт - 1. ТАКТ1, а, м. 1. Метрическая музыкальная единица каждая из долей, обычно равных по длительности, на к-рые делится музыкальное произведение по числу метрических ударений в нём. Сбиться с такта. Толковый словарь Ожегова
  • такт - орф. такт, -а Орфографический словарь Лопатина
  • такт - ТАКТ 1. ТАКТ, -а; м. [нем. Takt от лат. tactus - прикосновение] 1. Метрическая музыкальная единица - музыкальное движение между двумя соседними ударными моментами (долями). Двудольный т. Заключительные такты увертюры. Держать ноту три такта. Толковый словарь Кузнецова
  • такт - 1) -а, м. 1. Метрическая музыкальная единица - музыкальное движение между двумя соседними ударными моментами (долями). Двудольный такт. Заключительные такты увертюры. Держать ноту три такта. Малый академический словарь
  • такт - I. такта, м. [латин. tactus – прикосновение]. 1. Метрическая единица музыкальной речи – каждая из мелких, равных по длительности частиц, на к-рые делится музыкальное произведение по числу метрических ударений в нем (муз.). Большой словарь иностранных слов
  • такт - сущ., кол-во синонимов: 15 вежливость 32 выдержка 48 деликатность 22 дисциплина 12 душевная тонкость 5 каданс 4 осторожность 30 политичность 12 пульс 9 ритм 22 тактичность 22 тонкость 50 удар 151 чувство 32 чувство меры 2 Словарь синонимов русского языка
  • Здравствуйте уважаемые читатели блога . Сегодня мы начинаем второй этап подготовки к игре на . Сейчас я хочу рассказать вам о такте и его размере.

    Что такое такт, размер такта и длительности нот?

    Такт — это такая единице в музыке, которая начинается с сильной доли, (то есть удар ногой, кивок головой), далее идёт слабая доля. Так происходит чередование. Следующий такт опять же начинается с сильной доли. В нотной граммоте такт — это совокупность написания нот и пауз.

    Каждый такт отделяется тактовыми вертикальными чертами.

    Длительности нот

    Размер такта — это отношение долей в такте к, непосредственно, длительностям этих долей.

    Вообще сам по себе размер такта- это абстрактная величина, которую нужно почувствовать. Ошибочно, когда размер такта называют ритмом. Когда вы слышите музыку, вы непроизвольно начинаете кивать головой, притопывать ногой, хлопать в ладоши. Всё это выделение сильных долей, то есть размер такта.

    Вот к примеру самые распространённые тактовые размеры:

    Рассмотрим первый случай: 4/4. Произносится это как четыре четверти. Значит в такте четыре доли, длительностью четверти. Считать при игре лучше как

    1-и-2-и-3-и-4-и

    То есть там, где произносятся цифры — сильные доли.

    Со временем сложилось, что к каждому размеру такта можно сразу подобрать музыку. Например к размеру три четверти (3\4), мы сразу же вспоинаем вальс. При игре будет следующий счёт:

    Раз два три

    Первая доля сильная, вторая и третья слабые.

    ******Задание*******

    Определить размеры тактов:

    Темп

    Кроме самих нот и ритма, существует множество других нюансов, о которых композитор стремится сообщить исполнителю, чтобы тот максимально точно воплотил в музыке и донес до слушателей его замыслы.

    Примерами таких «подсказок» композиторов могут служить обозначения динамики и использование терминов «rit» и «rall». Общая же скорость, с которой должно исполняться музыкальное произведение (его темп), и описание его характера в целом обычно указываются на партитуре с помощью определенных итальянских терминов.

    Вот наиболее часто встречаемые из них:

    Presto (Престо) - быстро
    Allegro (Аллегро) - бодро, или весело
    Vivace (Виваче) -живо, оживленно
    Andante (Анданте) - свободно, легко, плавно
    Moderato (Модерато) -умеренно, подобно анданте
    Lagro (Ларго) - медленно, широко, величаво
    Adagio(Адажио) -тихо, медленно (быстрее, чем ларго)
    Lento (Ленто) - медленно
    Grave (Граве) - медленно и торжественно

    Существуют и некоторые вариации этих терминов, усиливающие или ослабляющие их значения:

    Adagissimo (Адажиссимо) - чрезвычайно медленно
    Prestissimo (Престиссимо) - очень быстро
    Allegretto (Аллегретто) - довольно бодро, но в меньшей степени, чем аллегро
    Larghetto (Ларгетто) - медленно, но не настолько, как ларго.

    С изобретением метронома (Мельцелем, современником Бетховена) темп стал часто обозначаться конкретным числом, соответствующим количеству счетов в минуту.
    Например, 60 (60 четвертных нот в минуту) соответствует темпу с одним счетом в секунду: Этот вид указания темпа называется метрономным значком и иногда записывается так: ММ = 60. ММ - это сокращение от «Метроном Мельцеля».

    Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев

    АКЦЕНТ. МЕТР. РАЗМЕР. ТАКТ.
    ТАКТОВАЯ ЧЕРТА. ЗАТАКТ.

    В музыке звуки, как Вы сами понимаете, организованы во времени. В связи с этим речь идет о двух терминах, довольно близких по применению, но имеющих все же фундаментальное различие. Это ритм и метр , с которыми мы уже встретились на предыдущем уроке. Повторим на всякий случай: ритм - это соотношение длительностей, или, вернее, моментов взятия звуков в музыке. То есть, некий "рисунок" или "узор", который разворачивается во времени. Сравним это с понятием "метра". Метр - в теории музыки означает абстрактную пульсацию, которая всегда подразумевается в музыке, хотя и может не воплощаться в реальных звуках. Ритм - это рисунок, а метр - это координатная сетка. Одно понятие воплощается нотами, а другое - абстрактно.

    Отдельные щелчки воображаемого метронома называются "долями". Из долей складывается каждый такт произведения. Количество долей в такте может быть разным, но главное, на что нужно сейчас обратить внимание - эти доли неравнозначны между собой. Независимо от жанра и других параметров музыки, всегда первая доля (первый метрический удар) каждого такта имеет бо льшую смысловую нагрузку, больший вес, чем все остальные доли. Поэтому первая доля такта называется сильной долей - это тоже устоявшийся термин. Собственно, тактом и называется промежуток между двумя соседними сильными долями. А то невольное ударение, которое Вы делаете на сильной доле при исполнении музыки, называется акцентом . Впрочем, акцент Вы можете сделать на любой ноте, если это требуется характером мелодии. Просто, чтобы Вы не путались: сильная доля - вещь нерушимая, а акцент - всего лишь манера исполнения.

    Доли, не имеющие ударений, называются слабыми долями.

    Равномерное чередование сильных и слабых долей времени называется метром - тот же смысл, но другими словами.

    Доля метра может быть выражена различной длительностью: метр (или, если угодно, единица измерения времени) в музыкальной пьесе может выражаться целыми, половинными, восьмыми или шестнадцатыми длительностями. В принципе, любыми длительностями, но лично я не встречал ни разу произведений с метром более мелким, чем шестнадцатые.

    Пойдем дальше и познакомимся с понятием размера . Говоря языком программистов, указание размера для музыкальной пьесы аналогично загрузке файла инициализации - это похоже на предварительную настройку параметров перед стартом. Размер принято изображать простой дробью, то есть двумя числами, одно над другим. Эти цифры пишутся сразу после ключа (и ключевых знаков, если они имеются) так, чтобы средняя линия нотоносца служила для них разделителем дроби. В числителе пишется количество долей, то есть, сколько ударов метронома должно прозвучать в каждом такте. В знаменателе - длительность, которая будет служить единицей измерения. Например:

    В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперек нотного стана. Эта черта называется тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы ее выделить.

    Если музыка начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт, который называется затактом . В большинстве случаев затакт не превышает половины такта. Затакт может образоваться и в середине произведения перед любой его частью.

    В конце, а иногда и по окончании части произведения, ставится двойная тактовая черта.

    В большинстве случаев произведения или отдельные части их, начавшиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт. Это - традиция. Это делается даже тогда, когда для создания заключительного неполного такта уже не остается собственно нотного материала - просто неполный такт "дописывается" с помощью пауз.

    ПРОСТЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ. ГРУППИРОВКА
    ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ ПРОСТЫХ РАЗМЕРОВ

    Метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно через одну долю, называется двухдольным .

    Метр, в котором акценты повторяются равномерно через две доли, называется трехдольным .

    Двухдольные и трехдольные метры, имеющие один акцент, называются простыми. Все размеры их, выражающие то же, называются простыми размерами. К простым размерам относятся:
    а) двухдольные размеры -
    размер называется также alla breve и имеет другое обозначение: .
    б) Трехдольные размеры - , реже встречается

    Образование ритмических групп внутри такта называется группировкой длительностей .

    При группировке длительностей в простых размерах основные доли такта (метрические доли) должны быть отделены друг от друга. Например:

    В порядке группировки длительностей в простых размерах допускаются следующие исключения:

    1) Объединение всех длительностей общим ребром возможно в тех случаях, когда эти длительности одинаковые. Например:

    В размере 3/8 ввиду мелких долей такта допускается следующая группировка:

    2) Звук, длительность которого занимает весь такт, пишется одной нотой без применения лиги.

    3) В том случае, когда у ноты, начинающей собой метрическую долю, стоит точка, например:


    СЛОЖНЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ. ОТНОСИТЕЛЬНО СИЛЬНЫЕ ДОЛИ. ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ СЛОЖНЫХ РАЗМЕРОВ

    При слиянии простых однородных метров образуются сложные метры .

    Сложный метр может состоять из двух или более простых метров. Благодаря этому сложный метр может иметь несколько сильных долей. Количество сильных долей в сложном метре соответствует количеству простых метров, входящих в его состав.

    Акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной , а доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными долями.

    Все размеры, выражающие сложные метры, тоже называются сложными размерами. Поэтому сказанное выше о составе сложных метров в одинаковой мере относится и к сложным размерам.

    Наиболее употребительными размерами, выражающими сложный метр, являются следующие сложные размеры:

    а) четырехдольные размеры: 4/4, 4/8, реже встречается 4/2

    б) шестидольные размеры: 6/4, 6/8, реже встречается 6/16

    в) девятидольные размеры: 9/8, очень редко встречаются 9/4 и 9/16

    г) двенадцатидольные размеры: 12/8 , реже встречается 12/16

    Вы можете использовать и другие размеры, поскольку принципиальных запретов тому не существует. Вам придется учитывать все-таки, что "воспринимаемость" Вашей музыки будет сильно ухудшаться по мере усложнения размера. Все размеры, как видно из объяснений выше, так или иначе восходят двух- или трехдольности, или, иными словами, к жанрам марша или вальса. Эти, самые простые, танцевальные и привычные движения в два или три шага, воспринимаются слушателем наиболее естественно, благодаря чему такая музыка легко запоминается, вызывает больше эмоционального отклика. Размеры же, которые не имеют родственной связи с двух- и трехдольными, например 5/4, 11/4, 7/8 и т.п., воспринимаются на слух как очень необычные, экзотические, трудные. Вам потребуется немалая одаренность, талант внушения и личное обаяние, чтобы придать музыке в таких метрических условиях настоящую естественность и запоминаемость...

    Группировка в сложных размерах заключается в том, что простые размеры, составляющие их, не объединяются в общие ритмические группы, а группируются отдельно, образуя самоcтоятельные группы; как бы скрытые такты, не выделенные тактовыми чертами. Звук, длительность которого занимает весь сложный такт, пишется в виде общей длительности (одной ноты), но иногда также - нотами, связанными лигой, длительность которых равна простым тактам. Этот последний прием более соответcтвует закономерностям группировки в сложных размерах.

    СМЕШАННЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ. ГРУППИРОВКА
    ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ СМЕШАННЫХ РАЗМЕРОВ

    Как мы уже знаем, простые метры могут объединяться в сложные. От слияния двух или нескольких простых разнородных метров образуются сложные смешанные метры. Для большей простоты их называют смешанными метрами, а размеры, их выражающие, - смешанными размерами.

    Смешанные размеры встречаются в музыке значительно реже простых и сложных размеров. Наиболее употребительные из них пятидольные и семидольные: 5/4, 5/8, 7/4, 7/8.

    Изредка встречаются и другие смешанные размеры, например 11/4. Например, в финале оперы "Снегурочка" Н.Римского-Корсакова есть большой торжественный хоровой номер в размере 11/4 - звучит очень свежо. Еще, большинство из Вас, наверняка, слышало мелодию "Take Five" в размере 5/4, которую неизменно используют для своих импровизаций джазовые исполнители.

    Смешанные размеры отличаются от сложных размеров некоторыми особенностями:

    1) строение смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров, их составляющих, что влияет на чередование сильных и относительно сильных долей такта;

    2) чередование сильных и относительно сильных долей такта следует неравномерно.

    Например:

    а). Пятидольные размеры:


    Обратите внимание на "зависимость" сильных долей (под нотой сильная доля выделена "птичкой на боку" - знак акцента) от размера, указанного при ключе.

    В первом случае акценты приходятся на первую и третью доли, во втором случае - на первую и четвертую доли такта.

    б) Семидольные размеры: 7/4 (3/4+2/4+2/4) и 7/4 (2/4+2/4+3/4). Попробуйте определить самостоятельно сильные и относительно сильные доли, пользуясь примером выше.

    Здесь в первом случае акценты приходятся на первую, четвертую и шестую доли такта, во втором случае - на первую, третью и пятую доли такта.

    Строение такта - 7/4 (2/4+3/4+2/4) в музыке почти не встречается.

    Бывают случаи, когда в одном и том же музыкальном произведении меняется порядок чередования простых размеров, составляющих смешанный размер.

    Для удобства чтения нот в смешанном размере, иногда рядом с основным обозначением размера пишут в скобках вспомогательное обозначение в виде чередования простых размеров в такте, как мы уже только что видели.

    Встречаются также переменные размеры. Допустим, один такт имеет три чеверти, а следующий - четыре. В этом случае новый размер выставляется в начале такта.

    СИНКОПА

    Ритмическая фигура, при которой происходит несовпадение ритмического и метрического акцентов, называется синкопой. В музыке синкопы встречаются часто, они возникают в тех случаях, например, когда звук слабой доли метра продолжает звучать на последующей сильной доле. В результате происходит перемещение акцента на эту слабую метрическую долю.

    То же самое наблюдается и в тех случаях, когда звук слабого времени любой метрической доли сохраняется на сильном времени следующей метрической доли. Например:

    Чаще встречаются следующие формы синкоп, они считаются основными:

    а) междутактовые синкопы двухдольные и трехдольные;

    б) внутритактовые синкопы двухдольные и трехдольные.

    Кроме того, синкопа может образоваться после паузы, приходящейся на акцентируемую долю. В правописании внутритактовых синкоп допускается отступление от правила группировки длительностей. Так, например, внутритактовую синкопу обычно пишут, сливая слабую и сильную доли в одну ноту, но иногда пишут и при помощи лиги, двумя нотами, придерживаясь правила группировки. Междутактовые синкопы записывают двумя нотами, связывая их лигой через тактовую черту.

    ГРУППИРОВКА В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ

    В музыке для голоса с текстом группировка длительностей связана с слоговым составом речи. Отдельная длительность, приходящаяся на слог, не объединяется в группу с соседними длительностями. Если один слог распевается несколькими звуками, то их длительности объединяются в группы согласно общему правилу. Не буду приводить лишних примеров. Эта тема совсем не сложная, поэтому для закрепления, если Вам необходимо, посмотрите на любую песню "Битлз" или в "Вокальных произведениях" библиотеки нашего сайта, и Вам все станет ясно.

    ТЕМП

    Скорость движения называется темпом . В музыке темп как одно из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения (или, скорее, наоборот: содержание зависит от темпа). Темпы подразделяются на три основные группы: медленные умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом итальянские обозначения. За последнее время в российских изданиях стали применяться обозначения темпов на русском языке. В джазовых же нотах традиционно применяются англоязычные термины. Ниже приводится перечень основных обозначений темпов.

    Медленные темпы: Largo - широко, Lento - протяжно, Adagio - медленно, Grave - тяжело.

    Умеренные темпы: Andante - спокойно, не спеша, Andantino - подвижнее, чем анданте , Moderate - умеренно Sostenuto - сдержанно, Allegretto - оживленно, Allegro moderato - умеренно скоро.

    Быстрые темпы: Allegro - скоро, Vivo - живо, Vivace - живо, Presto - быстро Prestissimo - очень быстро.

    Для уточнения оттенков движения при отклонении от его основных темпов применяются некоторые дополнительные обозначения: molto - очень, assai - весьма, con moto - с движением, commodo - удобно, non troppo - не слишком, non tanto - не столь, sempre - все время, meno mosso - менее подвижно, piu mosso - более подвижно, tranquillo - спокойно.

    Для большей выразительности при исполнении музыкального произведения нередко применяются постепенные ускорения или замедления общего движения. Они обозначаются в нотном тексте следующими словами:

    а) Для замедления: ritenuto - сдерживая, ritardando - запаздывая, allargando - расширяя, rallentando - замедляя

    б) Для ускорения: accelerando - ускоряя, animando - воодушевляя, stringendo - ускоряя, stretto - сжато, сжимая

    Для возвращения движения в первоначальный темп применяются следующие обозначения: a tempo - в темпе, tempo primo - первоначальный темп, tempo I° - первоначальный темп, l"istesso tempo - тот же темп.

    Все темпы, применяемые в музыке соответственно словесным обозначениям, приблизительны или, как говорят, условны. Для установления более точного темпа применяется метроном. Наиболее распространен метроном изобретателя Мельцеля - в виде четырехгранной пирамиды с маятником. Поэтому метроном сокращенно обозначается - М. М., что значит "Метроном Мельцеля". Метроном отсчитывает посредством маятника нужное количество ударов в минуту. Скорость регулируется передвижной гирькой. Маятник метронома приводится в движение заводным механизмом. Каждый удар принимается за единицу времени - долю данного метра и соответственно размеру считается как длительность, равная половинной, или четверти, или восьмой и т. п. Композитор выставляет обозначение темпа по метроному после словесного обозначения. Например: Allegro М. М. = 18.

    Допускаемые исполнителем незначительные отклонения от указанных автором темпов зависят от его художественной индивидуальности и его личного понимания исполняемой музыки.

    ПРИЕМЫ ДИРИЖИРОВАНИЯ

    Под дирижированием, в широком смысле этого слова, подразумевается управление исполнением музыкального произведения хором, оркестром или другими крупными ансамблями.

    В применении к пению или сольфеджио под дирижированием подразумевается средство: во-первых, счета, то есть указания времени продолжительности и смены долей такта; во-вторых, установления темпа для данного произведения. Как это ни может показаться странным, но можно дирижировать даже для самого себя, когда Вы читаете незнакомые ноты, поете или записываете мелодию по памяти. В этих случаях дирижирование себе не только сильно облегчает Вам ориентирование в метре - и всю Вашу работу, но и неожиданно сильно ускоряет процесс обучения, привыкания, развития и т.п. Дирижируйте себе - и практически все новые понятия из курса теории музыки усвоятся Вами вдвое скорее и прочнее.