Тема и идея произведения чехова степь. Тема и идея произведения чехова степь В гостях у Тоскуновой

Чехов - русский талантливый писатель - никогда не стремился дать ответы читающей публике, а считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них.

Об авторе

Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганрог Ростовской области. Чехов написал множество невероятных произведений: рассказов, повестей, пьес и т.д. Сегодня Антона Павловича Чехова считают одним из самых величайших писателей мира "большой литературы".

Следует отметить, что знаменитый русский писатель успешно совмещал писательскую деятельность с врачебной. Практически всю свою жизнь Чехов лечил людей. Сам автор любил говорить, что медицину он считает своей законной супругой, а литература для него - любовница, от связи с которой он не может отказаться.

Антона Павловича можно назвать "новатором" в литературе: в своих произведениях он создавал уникальные ходы, которые в значительной мере повлияли на произведения будущих писателей.

Наверное, нет такого человека, который не читал бы ни одного произведения этого талантливого писателя. Одним из таких произведений является повесть А. П. Чехова "Степь". Анализ повести позволяет выявить некоторые новаторские "ходы" писателя.

Автор любил отпускать свои мысли и записывать этот "нескончаемый поток сознания". "Степь" Чехова, краткое содержание которой приводится в данной статье, отражает один из известных приемов Чехова - его умение уйти от ответа в произведении: автор считал, что писатель не должен отвечать на вопросы, а должен задавать их, тем самым заставляя читателей задуматься о важных жизненных вещах.

Повесть "Степь" Чехова: краткое содержание

"Степь" (Чехов Антон Павлович) - это произведение, которое стало дебютом писателя в литературе. Именно оно принесло тогда еще молодому Антону Павловичу Чехову первое признание критиков его как состоявшегося автора. Современники автора писали, что прорыв, который он совершил, станет началом новой жизни автора, в которой все то и дело будут говорить: "Смотрите! Это - тот самый А. П. Чехов!" "Степь", краткое содержание которой приводится в данной статье, трогает читателя не действом. Повесть трогает читателя другим. Здесь приводится трогательное описание и руссского человека (коим был и А. П. Чехов). Степь (краткое содержание повести представлено ниже) автор описывает с особым благоговением, с особенной любовью. Эту любовь читатель видит на лице героя повести Егорушки, который букально чувствует каждый шолох веточки, каждый взмах крыла пролетающей птицы... Все то, что чувствовал Чехов А. П. "Степь", краткое содержание по главам которой сегодня легко можно найти при желании, необходимо читать в оригинале. Только так можно понять и прочувствовать произведение.

"Степь" Чехова: краткое содержание истории путешествия настоятеля церкви, купца и его племянника

На старой бричке из уездного города N отправились Иван Иванович Кузьмичёв вместе с о. Христофором, настоятелем церкви в данной губернии, который был невысокого роста с длинными волосами 80-ти лет от роду. В путь они собрались для того, чтобы продать шерсть. С ними в дорогу отправился племянник Кузьмичёва, его звали Егорушка. Это был мальчик 9 лет, совсем еще ребенок. Его мать, сестра Ивана Ивановича, Ольга Ивановна, вдова коллежского секретаря, настояла на том, чтобы её сын поступил в гимназию в другом, более масштабном городе и стал образованным человеком. Перед путниками открывается вид на город и церковь, в которую Егор ходил вместе с матерью на службу. Мальчик очень расстроен, он не хочет уезжать. Отец Христофор решил поддержать ребёнка, вспоминая свою юность и ученье, он был достаточно образованным человеком с хорошими задатками, у него была отменная память, прочитав несколько раз текст, он уже знал его наизусть, хорошо знал языки, историю, арифметику. Но родители не поддержали его стремление учиться дальше, поэтому о. Христофор ученье дальше продолжать отказался. А у Егорушки ещё вся жизнь впереди, и ученье пойдет ему на пользу. Кузьмичёв же, наоборот, считает прихоть сестры необоснованной, ведь племянника он мог научить своему делу и без образования.

В гостях у помещика Варламова

Кузьмичёв и о. Христофор стремятся догнать самого богатого и наиболее влиятельного в уезде помещика Варламова. Для временного ночлега путники остановились в скромном жилище Моисея Моисеича, еврея по национальности. Он старается угодить гостям в максимальной степени, даже Егорушке достался пряник. В доме Моисея Моисеича кроме его семьи (жены и детей) проживает его брат Соломон. Гордый человек, на которого деньги и положение в обществе не оказывают ни малейшего влияния. Отец Христофор, с вою очередь, жалеет молодого человека, Кузьмичев же относится к нему презрительно, а родной брат не понимает его.

Появление графини Драницкой

Гости (Иван Иванович и о. Христофор) решили пересчитать деньги во время чаепития. В это время постоялый двор посетила знатная особа, графиня Драницкая. Иван Иванович считает ее довольно глупой особой, у которой только ветер в голове. Не считает странным то, что поляк Казимир Михайлыч всячески намеревается обвести ее вокруг пальца.

Знакомство Егорушки с новыми людьми

После Кузьмичев и отец Христофор отправляются в путь, решив оставить Егорушку с другими обозчиками в надежде догнать их позже.

В пути Егорушка знакомится с разными людьми, у него складывается о них свое особое впечатление. Со стариком Пантелеем, у которого часто болят ноги, он имеет привычку пить воду из лампадки; Емельяном, относительно спокойным человеком; по фамилии Дымов, отец часто посылает его с обозом, чтобы тот не был уж слишком избалован; Васей, некогда имевшим прекрасный голос, к сожалению, из-за болезни связок так, как раньше, петь он больше не мог; Кирюхой - молодым человеком, не имеющим практически никаких особенностей. Всех этих людей объединяет одно - они когда-то жили намного лучше, боязнь бедности принудила их идти работать в обоз.

Описание русской степи

Особое внимание автор повести уделяет живописной природе русской степи, достаточно красочно описывая ее. Егорушка по мере путешествия как будто с новой, совершенно незнакомой ему стороны узнает русский народ. Даже он, в силу своего ещё маленького возраста понимает, что рассказы Пантелея о его, якобы, жизни на севере России и старой работе кучера более похожи на выдумку, чем на правду. Вася, парень, обладающий соколиным зрением, видит степь намного шире, чем остальные люди. Мимо него ничего не ускользает, он наблюдает поведение животных, в естественной среде их обитания. Он обладает некоторыми «звериными качествами», и многие сочтут его не похожим на большинство людей. Кроме Пантелея, Егорушка побаивается практически всех мужиков, а особенно Дымова, который невыносимо страдает от избытка сил и убивает ни в чем не повинного ужа.

Болезнь Егорушки

В дороге путников настиг сильный дождь с грозой, вследствие этого Егорушка заболел. Приехав в город, о. Христофор проявляет истинную заботу к мальчику, стараясь улучшить его общее состояние. В то время как родной дядя мальчика Кузьмичев считает это ещё одной проблемой. Его голова забита другим, он жалеет о том, что продал дома шерсть не так выгодно, как это удалось сделать недавно. О. Христофор вместе с Иваном Ивановичем продали свой товар по достаточно высокой цене. В свою очередь об о. Христофоре можно сказать, что он выступает самым гармоничным героем повести, в котором стоят ниже любви к Богу и стремления к знаниям.

В гостях у Тоскуновой

Дом близкой приятельницы матери мальчика, Тоскуновой Настасьи Петровны, выступает его следующим пристанищем на время учебы в гимназии. Женщина живет там со своей внучкой. Интерьер квартиры достаточно прост, радует глаз множество свежих цветов, и повсюду видны образа. Кузьмичев Иван Иванович справился со всеми возложенными на него делами. Документы в гимназию поданы, скоро начнутся экзамены на поступление, и для совсем еще юного Егорушки также начнется новая, не знакомая для него дорога в неизведанный мир. Каждый из взрослых, Кузьмичев и о. Христофор, выделили своему подопечному гривенник и оставили его впредь на попечительство Тоскуновой. Мальчик как будто предчувствует то, что встреча с этими людьми в его жизни не повторится. Он не может понять причину своей грусти: все, что пришлось пережить в дни его детства, теперь останется в далеком прошлом.

Для него теперь открывается дверь в совершенно другой, не знакомый ему мир. Каким он будет, никому не известно. Мальчик сильно расплакался, сидя на лавочке, таким образом словно «встречая» все то новое, что ждет его впереди.

Резюмируя статью ""Степь" Чехова: краткое содержание повести", хочется отметить, что каждый, кто уважает творчество автора, должен прочесть данную повесть в оригинале. Не зря все-таки современники автора высоко оценили сие произведение. Действительно, "Степь" Чехова в кратком изложении никоим образом не передает все те ощущения, которые получает читатель при погружении в оригинальный вариант повести.

Антона Павловича Чехова по праву называют художником жизни. Он создал формы произведений, новые по содержанию и глубине проникновения в душу человека. Главной отличительной чертой его творчества является любовь к жизни. Он не учит, не проповедует, а просто и лаконично рассказывает о людях, независимо от их сословной и профессиональной принадлежности. Вечная потребность счастья – одно из самых высоких стремлений писателя. «Делайте добро!» – восклицает он.

Во второй половине 80-х годов Чехов уходит из журнала «Осколки» в «Новое время» А.С. Суворина. Печатает лучшие из ранних рассказов, которые впоследствии вошли в его литературные сборники. Один из них, «В сумерках», в 1888 году был удостоен Пушкинской премии.

В этом же году написана повесть «Степь». Автор посылает её в солидный журнал «Северный вестник». Путь писателя к успеху длился семь лет, и повесть «Степь» открыла Чехову дорогу в «большую» литературу. Описание поездки Егорушки вместе с дядей и отцом Христофором даёт возможность познакомиться с простыми русскими людьми, и публика того времени оценила «народность» и живость произведения чрезвычайно высоко.

«Степь» как бы выплыла из глубины детства. Сокровенной мечтой Чехова была мысль о том, чтобы показать девятилетнему мальчику его суровую, прекрасную родину.

Жанр, направление

«Степь» — это поэзия в прозе. Жанр – лирическая повесть, а направление — реализм.

Лирические описания, философские размышления, бытовые зарисовки, вставные новеллы, коротенькие эпизоды соединены под одним заглавием «Степь». Философско-лирические монологи связаны в основном с картинами природы. Сам Антон Павлович Чехов говорил, что каждая часть повести существует самостоятельно, и связующим звеном между ними является Егорушка.

Суть

Человек разобщён с миром природы, но она обладает какой-то магнетической тягой, зовущей людей объединиться, слиться с ней. Ведь только став частью мироздания, можно обрести душевный покой, понять свое предназначение.

В русской степи вместе с Егорушкой Князевым оказывается и сам автор, и все читатели. Знакомство с миром и его познание возможны только при условии движения, как в прямом смысле, так и в символическом. Жизнь – это та же безбрежная, неоглядная степь. Надо только научиться всмотреться в неё – и тогда душа откликнется на её красоты, даст тот заряд энергии, который необходим человеку, чтобы достойно пройти свой жизненный путь и быть счастливым.

«Степь» — повесть о русской земле, возвращение на большую дорогу истории, берущую начало у истока времени, а конец – за манящей далью.

Главные герои и их характеристика

  1. Егорушка Князев «путешествует» по степи вместе с дядюшкой и отцом Христофором. Конечная цель этого странствования — поступление в гимназию. Благодаря этой «поездке», он знакомится с представителями разных социальных групп, познаёт жизнь со всеми её перипетиями и радостями. Чехов часто передаёт ощущения героя, его рассуждения, воспоминания, но характер Егория лишь слегка намечен, так как изображение законченного характера персонажа не являлось задачей автора. Егорушка выполняет в повести в основном сюжетно-композиционную роль.
  2. Вася наделён особым слухом и зрением, поэтому у него свой, не доступный никому мир. Вася тих, смирён. Он единственный из всех персонажей воспринимает «музыку» степи: различные перепевы птиц, переклички сусликов, перезвоны, стрёкот и жужжание насекомых.
  3. Не все персонажи замечают окружающую природу и пытаются к ней приблизиться. Так, человеком дела предстаёт Варламов . Как челнок, постоянно передвигается он по степи, озабоченный своими делами. Ему чуждо чувство любования природой, он постоянно «кружит» по дорогам в поисках своей выгоды. И невольно возникает образ человека-коршуна.
  4. Под стать ему по своей деловой хватке дядюшка Егорушки – Иван Иваныч Кузьмичов . Он постоянно думает о прибыли, лицо его всегда сосредоточено, и других эмоций не выражает. Человек однообразный. Однообразие и равнодушие ко всему позволяют провести параллель со степными грачами, которые также равнодушны ко всему происходящему вокруг.
  5. Есть в повести и неравнодушные люди: Пантелей, Емельян, Дымов . Но каждый из них ощущает себя в природном мире по-своему. Как не разгуляться в степи богатырским натурам! Именно к таким былинным молодцам относится Дымов. Но разве идти за обозом в степи – это его стезя? Некуда выплеснуть эту силушку, потому он и озорничает. Но, главное, душа у него добрая. Он готов раскаяться в содеянном, попросить прощения. Такие характеры, скорее, относятся к трагическим.
  6. Пожалуй, самый трагический характер в повести – Емельян. Болезнь лишила его голоса. Раньше он был певчим в церковном хоре. Душа его поёт, а недуг не позволяет развернуться и обрекает человека на одиночество и страдания.
  7. Персонажем, живущим в согласии с современной жизнью, является Пантелей , имеющий свою философию, которую он передает Егорушке. Старик считает, что счастливым станет только тот человек, у которого есть три ума: от матери, от учения и от хорошей жизни. Последнего ума найти на свете сложно, поэтому нет и счастливых людей.
  8. Описание степи

    Чехов с теплотой и сердечностью относится к природе, он инстинктивно понимает её язык. Можно с уверенностью сказать, степь – один из главных персонажей произведения. И, как всякий «персонаж», она живёт собственной жизнью, имеет свои черты и характеристики.

    Степь представлена в разное время суток: утром, в полдень, на закате, ночью. Для их описания Чехов находит свои краски, ароматы и звуки. Меняется и настроение этого необъятного пространства: в знойный полдень степь тоскует, на рассвете – ликует и смеётся, исполненная жизненных сил и красоты, на закате затихает, во всём наступает умиротворение и покой.

    Мастерство Чехова в изображении степи поистине уникально. Любое явление природы воспринимается им как живое, а не фантастическое лицо. Так, голос поющей женщины рождает вопрос: действительно ли поёт она? В реальности оказывается, что песня исходит не только от неё, но и от травы.

    Автор не просто перечисляет населяющий эти места пернатый мир, он даёт птицам точные характеристики с точки зрения эмоционально-психологической: хохочет сова, плачут чибисы, пищат бекасы, играют на своих скрипках кузнечики. Так рождается неповторимый образ степи.

    Равнинная местность практически безлюдна. Но у неё есть свои охранители – пастухи, которые, помимо своих прямых обязанностей, защищают этот первородный мир.

    Степь существует не сама по себе, она чаще всего оказывает благотворное влияние на человека. Босыми больными ногами идёт по степи Пантелей, земля дарит ему физическое облегчение. Для божьего человека Васи степь полна жизни и содержания, это его родная стихия. Дымова тишина и покой в степи уравновешивают.

    Образы и символы

    Образ степи околдовывает своим великолепием. Он многогранный, вбирающий в себя множество смыслов. Это символ пространства, распахнутого в космос. Человек как маленькая песчинка, сталкиваясь с мирозданием, теряется. Как найти себя в этом мире? Что для этого нужно сделать? Какой путь выбрать?

    Степь подвластна силам стихии. Образ ветра – символ вселенского хаоса, навевающего страх, ужас, вызывающего напряжение всех душевных сил, рождающего ту неизвестность, которая часто способствует разладу с окружающей действительностью, приводит к потере своего «я» в человеке.

    Одиночество и трагизм – неотделимые составляющие степного пространства. Символом одиночества выступает тополь, обречённый на трагическую участь.

    Образ мельницы, машущей своими крыльями, как руками, передаёт ритм времени, его необратимый ход в степном пространстве.

    Темы

    Невозможно перечислить темы, которые затрагивает в своём произведении Антон Павлович, в строгом, определённом порядке. Они тесно переплетаются между собой, одна вытекает из другой, и, пожалуй, все они объединяются, и образуется основная тема повести — Человек и природа. Важными составляющими этой объёмной темы являются:

    1. сострадание к человеку, природе;
    2. свобода человеческой личности, причём понятие «свободы» неразрывно связано с пространством;
    3. одиночество в бренном мире и во Вселенной;
    4. поиск своего места в жизни;
    5. жизнь и смерть;
    6. любовь к своей Родине.

    Проблематика

    Как сориентироваться человеку в огромном мире, как найти своё место? Как понять людей? Разве можно провести грань, разделив всех на «правых» и «виноватых»? В каких взаимоотношениях находится степь и люди, в ней живущие? Все эти вопросы ставит автор перед своими читателями.

    Основная идея – философская: человек и мир должны быть в родстве. Но между ними – драматический разлад. Люди не чувствуют красоты мироздания. Тенденция разрыва, распада связей личности и природы, может привести к необратимым негативным последствиям.

    На окраине городка мелькает вишнёвый сад – символ весны, молодости, счастья. В большом городе его может не быть. Как же важно сохранить красоту природы, красоту души человеческой.

    Чехов считает, что человек должен жить не ради достижения какой-то определённой цели. Важно — наслаждаться жизнью, тем даром, который послал нам всевышний.

    Повесть пронизана мечтой о человеке, который сможет преодолеть одиночество во Вселенной, стать её частицей и полностью насладиться отведённым ему сроком пребывания на земле. Главное – он должен стать счастливым. Так сам автор обозначил свою главную мысль:

    Человек должен быть не «маленьким» и не «лишним»… а Человеком (Чехов).

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Вася из повести «Степь» — подводчик с «деревянной» походкой и «палкообразными руками», у него «тусклое», больное лицо и красный, сильно опухший подбородок — из-за того что когда-то он работал на спичечной фабрике, а там «воздух нездоровый». К Егорушке Вася относится с умилением и любовно называет его «паничек». Так же любовно относится он и к живому миру степи: никак не может примириться с тем, что Дымов «ужика» убил; увиденную им в степи лисицу называет «лисичкой-матушкой». У Васи необычайно острое зрение, так что он может видеть жизнь животных и птиц степи, не различаемую глазом обычного человека. В нем и самом есть что-то звериное, животное, и, когда Егорушка видит, как Вася живьем съедает сырого пескаря и вытаскивает изо рта рыбий хвостик, ему становится рядом с ним неприятно и «скучно».

Дымов Микола — подводчик, «рослый, широкоплечий мужчина лет тридцати, русый, кудрявый», «очень сильный и здоровый». Этот герой повести «Степь» Чехова - сын зажиточного мужика, гулявший до двадцати лет в свое удовольствие, пока отец не послал его в извоз работником, боясь, как бы он не избаловался дома. Дымову явно некуда девать свою невероятную силу и жизненную энергию, и, постоянно томясь и не находя себе дела, он растрачивает ее на пустяки, действуя при этом, как правило, жестоко и грубо: убивает ужа, исхлестав его кнутом; во время купания в пруду из озорства дергает за ногу Егорушку, которого вообще недолюбливает из-за того, что он «барин»; на привале, придираясь к Емельяну и называя его тоже «барином», потому что тот «образованный» и был в певчих, вырывает из его рук ложку и швыряет далеко в сторону. Егорушка «всей душой ненавидит» Миколу Дымова за его жестокие выходки и презрение к людям. В сцене с выброшенной ложкой он вступается за Емельяна, бросаясь на Дымова со словами: «Ты хуже всех! Я тебя терпеть не могу!» После этого злоба Дымова неожиданно проходит, и он даже просит Егорушку не обижаться на него, объясняя свой поступок постоянно одолевающей его «тоской».

Егорушка (Князев Георгий Николаевич) — мальчик 9 лет. Его отец, из дворян, служивший в N , уездном городе Z -й губернии коллежским секретарем, умер. Мать Егорушки, Ольга Ивановна, «любившая образованных людей и благородное общество», единственного сына воспитывает как «благородного», хотя сама по происхождению мещанка. Желая дать ему образование, она уговаривает своего брата, купца Ивана Иваныча, едущего продавать шерсть, взять с собой Егорушку и отдать его в гимназию — в губернский город, с тем чтобы он, поступив учиться, столовался и жил у ее старинной подруги Настасьи Петровны Тоскуновой. Отправляя сына в дорогу, мать одевает его богато и красиво: на нем яркая «кумачовая рубаха» и шляпа с павлиньим пером.

Путь героя лежит через степь, по которой, чтобы добраться до цели, нужно ехать несколько дней и ночей. Вместе с Егорушкой и его дядей Иваном Иванычем в той же бричке едет и настоятель N -ской Николаевской церкви о. Христофор. Егорушку с момента расставания с матерью и родным городом не покидает грустное настроение, за время путешествия не раз заставляющее его то плакать, то болезненно остро ощущать себя брошенным и одиноким. Это, однако, не мешает ему с жадностью впитывать новые впечатления, в изобилии предоставляемые путешествием по летней приазовской степи. Впечатления эти двух родов: от людей и от природы. Перед глазами мальчика проходит множество самых разнообразных человеческих типов; помимо дяди и о. Христофора, открывшихся перед ним новыми своими сторонами, он встречается с «ветхозаветной фигурой» старого чабана; с мальчиком-рахитиком по имени Тит, говорящим «сиплым басом»; с братьями-евреями Мойсеем Мойсеичем и Соломоном, на постоялом дворе у которых останавливаются путешественники; со случайно оказавшейся там же графиней Драницкой, молодой красивой женщиной, которая, увидев спящего Егорушку и тронутая его миловидным обликом, целует его в обе щеки; с подводчиками, везущими шерсть, Которых Иван Иваныч просит взять с собой мальчика, так как сам он с о. Христофором вынужден — в поисках «таинственного» Варламова — отклониться от прямого пути; с самим Варламовым, довольно старым «малорослым серым человечком», оборотистым местным купцом и, видимо, богатым землевладельцем, перед которым все трепещут и заискивают, потому что он «имеет денег гораздо больше, чем графиня Драницкая»; с пришедшим на костер к подводчикам Константином Звоныком, богатым крестьянином-украинцем, «счастливым до тоски» оттого, что ему удалось жениться на девушке, которая три года перед тем отказывала ему, и др.

Природа степи Егорушку восхищает и подавляет одновременно. Степь населена огромным количеством разнообразных живых существ: сусликов и куропаток, чибисов и грачей, коростелей, стрепетов, сов, сверчков и кузнечиков; и сама она, с ее «поющими» травами и пряными запахами, огромна: ей нет конца; и даже дорога, по которой движется обоз подводчиков, так широка, что по ней, думает герой, впору было бы ездить былинным богатырям на их «богатырских конях». В то же время Егорушка неизменно «насыщает» пространства и природу степи собственными переживаниями и мыслями (некоторые из них плавно переходят в авторские, т. е. серьезные и «взрослые», лирические отступления, явно превышающие умственный уровень Егорушки), и она уже воспринимается им либо как усугубляющая его страдания, и тогда он чувствует себя потерянным посреди ее необъятных просторов, либо — очеловечивается и отчасти превращается в его страдающего двойника. Так, в течение всего дня степь изнемогает от зноя, а ночью, когда спадает жара и она вроде бы пробуждается к жизни, то и в этом оживлении чувствуется «напряжение и тоска», «как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира».

Пронесшаяся над степью, к концу путешествия Егорушки, страшная гроза также не приносит ей облегчения. Сам мальчик, застигнутый вместе с обозом грозой, сильно заболевает. Выздоравливает он уже в городе, где вновь встречается с дядей и о. Христофором, остановившимися в «торговой» гостинице. Грусть не оставляет Егорушку, когда они с дядей находят Настасью Петровну, у которой ему теперь предстоит жить. Хотя она хорошо принимает мальчика, он, сосредоточенный на горьком чувстве утраты, после прощания с дядей и о. Христофором, плачет; с этих слез и начинается его «новая, неведомая жизнь», о которой можно сказать, что едва ли она будет радостной.

Емельян — подводчик лет сорока, с длинным лицом «с жидкой козлиной бородкой» и «с губчатой шишкой под правым глазом»; двигаясь за обозом, он помахивает обеими руками, как будто дирижирует, и «что-то гудит себе под нос»; у него «сиплый, придушенный голос». Когда-то Емельян был обладателем удивительного голоса и 15 лет пел в церковном хоре, но однажды, выкупавшись в Донце, застудил горло и потерял голос. Считает себя «пропащим человеком». Когда подводчики купаются в жаркий день, Емельян, наученный горьким опытом, опасается входить в воду глубже, чем по колено.

Кирюха — подводчик, приятель Дымова, «низенький», «коренастый» и «чернобородый», в его голосе и смехе «чувствовалась непроходимая глупость». Он не отстает от сильного Дымова и готов одобрять все его выходки. Так, например, став свидетелем убийства ужа, он разражается «басистым, кашляющим смехом». В прошлом Кирюха «жил в кучерах у хороших людей и на весь округ считался лучшим троечником».

Кузьмичев Иван Иваныч — N -ский купец, дядя Егорушки по матери. Хотя внешне (он бреет бороду и носит очки) Кузьмичев «больше похож на чиновника, чем на купца», типично купеческая жажда получения скорейшей торговой прибыли составляет главный стержень его жизни, он «фанатик своего дела», с его лица практически никогда не сходит выражение «деловой сухости», придающее его чертам что-то «неумолимое, инквизиторское». Не разделяя стремлений своей сестры к «дворянству» и «образованию», он убежден, что и Егорушке лучше было бы пойти не «в ученые да благородные», а по «торговой» части. Саму поездку с племянником и хлопоты по его устройству в городе он воспринимает как известную обузу для себя, отвлекающую от более важных дел. Перед Варламовым, как фигурой более крупного ранга, Кузьмичев чувствует себя «маленьким и зависимым», и тогда на его лице появляется выражение «заботы и страха».

Мойсей Мойсеич — хозяин постоялого двора, немолодой еврей с бледным лицом и черной, «как тушь», красивой бородой, высокий и тощий, когда говорит, то всплескивает руками и «взмахивает фалдами». Останавливающихся на его постоялом дворе богатых русских, таких как Кузьмичев и о. Христофор, встречает преувеличенными комплиментами, беспорядочно хлопочет и всячески суетится, стараясь им угодить. У него есть жена Роза и шестеро детей. К Егорушке Мойсей Мойсеич и его жена относятся с нежностью, как к оставшемуся «без маменьки»; посовещавшись, они решают угостить его большим пряником в виде сердца, так как ему «некому теперь гостинца дать».

Соломон — брат Моисей Мойсеича, невысокий молодой еврей, с большим птичьим носом, хитрыми, насмешливыми глазами и презрительной улыбкой на «жирных губах». Одно время на ярмарке в N , в балагане, этот герой повести «Степь» Чехова «представлял жидов» — рассказывал сцены из еврейского быта и пользовался большим успехом. Но потом прекратил эти выступления, скорее всего под влиянием выработанной им самим жизненной философии, согласно которой главное зло в мире — это деньги, заставляющие менее богатого лакейски пресмыкаться и заискивать перед более богатым. Эту философию Соломон, сам сжегший в печке все деньги, оставленные ему в наследство отцом, в лицо излагает всем, кого подозревает в таком заискивании. Он открыто презирает своего брата, называя его «лакеем у проезжающих», открыто намекает на то, что таким же «лакеем», только у Варламова, является Кузьмичев. По словам Мойсея Мойсеича, считающего своего брата сумасшедшим, потому что он «никого не почитает» и «никого не боится», — Варламов за подобную откровенность однажды побил Соломона, а заодно и самого Мойсея Мойсеича кнутом.

Холодов Пантелей Захарович — подводчик, тощий и малорослый старик с седой бородой и «строгим, сухим» выражением лица. Родился в городе Тиме Курской губернии. Как приверженец «старой веры», Пантелей в бытовом поведении отличается от других подводчиков; кашу ест не из общего котла, а из своей «деревянной чашечки», воду пьет из специальной лампадки, не ест раков. Сопровождая обоз, он безостановочно говорит о чем-то, мало заботясь о том, слышат ли его окружающие. Почти всю дорогу он идет босиком, потому что у него больные ноги, а при ходьбе босиком боль, по его словам, отпускает.

О. Христофор Сирийский — настоятель N -ской Николаевской церкви, «маленький длинноволосый старичок» лет 70 с небольшим. Мягкий, легкомысленный и смешливый, он с радостным умилением взирает на мир Божий, в котором готов видеть одну только светлую сторону; на его лице то и дело появляется «широкая» восторженная улыбка. В отличие от Кузьмичева этот герой повести «Степь» Чехова уважает науки и образование и едущего учиться Егорушку сравнивает с Ломоносовым. В молодости он сам подавал в этом отношении блестящие надежды; уже в 14 лет «говорил и стихи сочинял по-латынски, все равно как по-русски», потом научился читать «и по-гречески, и по-французски, знал философию, математику и гражданскую историю», и ему уже пророчили, что из него выйдет «ученейший муж, светильник церкви». Однако родители не благословили его продолжать учение, что о. Xристофор воспринял со смирением, как должное: «ученый из меня не вышел, да зато я родителей не ослушался». Он и в старости вполне доволен своей жизнью. Помимо отправления своих прямых обязанностей как священника отец Христофор занимается еще и торговлей — «продает шерсть», но и в коммерческих делах (в которых он умеет разбираться не хуже, чем Кузьмичев) его интересует не столько прибыль, сколько суета и общение с людьми, а в деловой поездке — прежде всего новые впечатления, доставляемые ею.

Когда о. Xристофор во время привала снимает с себя облачение и остается в заправленных в высокие сапоги брюках и «кургузой курточке», то кажется Егорушке похожим на Робинзона Крузо.

Год: 1888 Жанр: повесть

Главные герои: мальчик Егорушка, купец Иван Иванович Кузьмичёв, настоятель церкви Христофор Сирийский.

В этой повести показано путешествие по степи главных героев на обшарпанной бричке. Все трое разных возрастов, поэтому воспринимают жизнь, мир, степь, свое путешествие по-разному. Для Ивана Ивановича как для купца это привычный путь. Для отца Христофора это странная поездка, ведь он – священник, а должен, чтобы помочь бестолковому молодому родственнику, продавать шерсть. Для мальчика Егорушки, которого мать отправила на учение, это целый необыкновенный путь… Им встречается множество интересных людей, они переживают разные приключения. После грозы в степи Егорушка простужается, но его всё-таки оставляют в гимназии, а он понимает, что старая его жизнь, связанная с теми людьми, закончилась.

Вывод. Чехов, неожиданно для читателей и критиков, полно и красочно изобразил путешествие по степи. Оно как вольная жизнь, которую должен оставить ребенок, поступив в гимназию.

Читать краткое содержание Степь Чехова

В повести раскрываются характер и история каждого персонажа. Конечно, ярко, будто еще один персонаж, представлена и прекрасная степь. Здесь Егорушка бегает, купается в пруду, ловит лягушек. Ведёт себя как ребенок, пока это ещё ему позволено.

Вот отец Христофор мог бы сделать прекрасную карьеру, так как обладал удивительной памятью с детства. Однако по воле родителей он остался при них, учебу бросил. Сейчас он советует Егорушке учиться.

Когда путешественники заезжают к евреям на чай, Егорушка знакомится с бытом этой многодетной семьи. Брат хозяина выражает всем своим видом презрение к русским гостям, он готов спорить и обличать. Вот только заметно, как его невзрачная внешность и смехотворные манеры контрастируют с его «высокими» чувствами.

Егорушку впечатляет вид благородной барышни, которая тоже на минуту заглядывает сюда. Ребенок будто прикасается к другой жизни…

В конце пути они догоняют неуловимого до этого Варламова, к которому у купца дело. Показана сильная и смелая личность Варламова.

Из встреч, разговоров, ощущений, даже пейзажей складывается по кусочку жизнь Егорушки, с которой он должен проститься ради будущего.

Картинка или рисунок Степь

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Гарри Поттер и Тайная комната книги Роулинг

    «Гарри Поттер и Тайная комната» - вторая часть серии книг о мальчике, который выжил. В ней повествуется о втором годе обучения Гарри в школе чародейства и волшебства Хогвартс.

  • Паустовский

    Константин Паустовский, 1892 года рождения, начал свое творчество до революции. Свой первый рассказ На воде написал во время учебы в киевской гимназии.

  • Краткое содержание Некрасов Крестьянские дети

    очаровательная поэма «Крестьянские дети», в которой говорится о том, что однажды в деревенскую сараюшку зашел охотник, который от усталости забылся сном

  • Краткое содержание На краю Ойкумены Ефремов

    Вся жизнь – игра, и в ней люди – совсем не актеры, а только единое целое, которое если убрать, то не будет никакой игры. Все начинается с правления Джедефра Четвертого.

  • Краткое содержание История Тома Джонса, найдёныша Филдинг

    Самый известный роман Генри Филдинга «История Тома Джонса, найдёныша» был опубликован в 1749 году. Произведение реалистичное. В нём нет места преувеличениям или прикрасам

Повесть обычно считают одним из эпических жанров. По объёму текста, произведения, относимые к этому жанру, немногим больше рассказа, но меньше и соответственно проще романа. В центре повести часто стоит ключевая фигура или некое событие, сюжет нередко воспроизводит естественное течение жизни.
Таково современное литературоведческое определение повести. В древности же на Руси вообще любое прозаическое повествование называли повестью, если оно отражало или стремилось к отображению реальности. Однако, реальность средневекового обывателя не равна тому, что считается реальностью в наши дни. Реальность в сознании тогдашнего человека предполагала присутствие чудесного. Чудо было частью реальности, поэтому «правдивая» повесть в то время могла содержать в себе всевозможные мистико-фантастические составляющие. То есть изначальные повести обладали неким налётом сакральности, тогда как фольклор не выходил за рамки развлекательного элемента. Это были чётко структурированные священные хроники, что-то вроде сегодняшних выпусков новостей с их поклонением Путину.
«Если для лирических произведений <…> главным был не рассказ о событии, а его эмоциональное восприятие, то сюжетная повесть стремилась именно к тому, чтобы показать событие, и показать его в движении. Острое сюжетное построение было свойственно не только чисто беллетристическим памятникам (“неполезным” повестям), но и историческим (летописным и внелетописным), и житийным повестям древней Руси»
Во фрагменте литературоведческого текста, представленном выше, кроме указания на особую роль сюжета для жанра повести дано перечисление старинных её разновидностей. Наиболее генетически близки к современной повести в этом списке жития святых. Что такое житие?
Житие – это биографическая повесть о том или ином святом, канонизированном церковью. В центре жития всегда стоит биография. Биография – это описание жизненного пути. Жизненный путь это череда испытаний, всегда заканчивающихся смертью и переходом в другое качество. Следовательно, любое житие можно уложить в нечёткую схему. И такая примерная схема выделена и описана, абсолютное большинство житийных повестей строится вот так: рождение от благочестивых родителей, овладение премудростью, аскетические или подвижнические подвиги, борьба с искушениями и страстями, наконец, кончина, похвальное слово святому и посмертные чудеса.
В качестве классического примера житийной повести можно рассмотреть житие Александра Невского. Первое, о чём в ней рассказывается - благодетельность матери и отца Александра, и как следствие этого, - его ум и статность. Начало жития необходимо увязываем с первым пунктом в схеме. Все достоинства молодого, ни в чём ещё не проявившего себя, Александра – заслуга его благочестивых родителей. Далее по тексту на земли Александра приходит «король страны Римской» с намерением завоевать и поработить. Александр, помолившись в храме, принимает благословение от епископа, а также помощь святых Бориса и Глеба. Эта часть сюжета очень похожа на то, что в схеме названо «овладением премудростью». Далее в повести идёт перечисление бесконечных военных побед Александра, что конечно соотносится с 3 и, отчасти, с 4 пунктом в схеме. Наконец, Александр заболевает и, перед смертью, становится схимником. После смерти, по свидетельству неких служителей храма, где упокоили его тело, Александр принял из рук митрополита грамоту, что символически свидетельствует о его продолжающейся жизни, но в другом состоянии.
Эта схема оставалась неизменной до 17 века, когда в русских жизнеописаниях впервые стали появляться светские по духу украшательства. Образ мысли, образ действий и мотивировки персонажей снеслись с жизнью. В героях появилась до того едва видимая характерность. Сама логика описываемых событий потянулась к жизнеподобию. Естественно это не касалось и не касается до сих пор строго канонических церковных текстов. Все эти нововведения хорошо видны в «Повести о Горе-Злосчастии» и «Повести о Савве Грудцыне». Фабулы у них схожи. И там и там вариация сюжета притчи о блудном сыне с той заметной разницей, что герои обоих повестей в финале оказываются в монастыре, что, впрочем, вполне укладывается в уже знакомую схему, ведь жизнь в монастыре то же своего рода посмертное бытие.
К моменту появления чеховской «Степи», благодаря процессам жанровой трансформации, начатым в 17 веке, житийная схема выкристаллизовалась и нашла применение в ряду не духовных текстов. По схожему плану выстроена «Шинель» Гоголя, «Очарованный странник» Лескова, некоторые другие тексты писателей «золотого века».
«Степь» тоже имеет видимые структурные сходства с этой схемой. Егорушка проходит путём взросления. Он – сын достойных родителей и, вынужденный отправиться в жизнь, он получает в дороге опыт, а этот опыт становится для него подобием тайного знания, владея которым можно победить любой страх, то есть подняться к инобытию. Кроме того, всё чудесное, как в истинной старорусской повести у Чехова сакрализовано. Это значит, что писатель серьёзен, он претендует на историческую достоверность (Егорушка едет из Таганрога).
К особенностям художественного осмысления действительности в «Степи», в первую очередь следует отнести её обрядовую суть. В исследовании С. Телегина прямо говорится, что: «Повесть Чехова “Степь” в деталях воспроизводит древний ритуал посвящения.
Повесть имеет подзаголовок – “История одной поездки” и начинается с того, как “ранним июльским утром” Егорушка в сопровождении своего дяди, купца Ивана Иваныча Кузьмичова, и о. Христофора выезжает из родного города (с. 7). Стоит напомнить, что всякое путешествие, странствие мифологически понимается как модель посвящения. Мифологема странствия-посвящения прямо связана с идеей духовного роста. Поездка по степи – это переживание Егорушкой духовной эволюции. Сам жизненный путь – это странствие от материнского лона к лону могилы. В обряде инициации странствие – это путешествие в трансцендентное.»
То есть всё совершающееся в «Степи» осмысляется, как таинство, а значит – мир Егорушки, о чём уже сказано, сверхъестествен. И, исходя из этого, мы сталкиваемся с другой художественной особенностью повести: мир показан глазами Егорушки, сквозь призму его сознания. Егорушка – центр вселенной, микрокосм, вмещающий в себя степь – макрокосм. Но вначале повести, так как обряд инициации, о котором пишет Телегин, мальчиком ещё не пройден, он может только наблюдать за внешним порядком, но никак не – влиять на него. От этого Егорушку удерживают не только внешние силы, в лице наставников отца Христофора и купца Кузьмичова, но и силы внутренние – страх и незнание. Само путешествие, так как оно таинство посвящения, должно своим итогом соединить микро- и макрокосм, то есть пустить пока ещё девственное сознание Егорушки во взаимодействие с жизнью, с судьбой.
Если бы Чехов был писателем-модернистом, то он, возможно, начал бы повествование от первого лица (я-перспектива) с тем, чтобы закончить его от третьего (он-перспектива). Так формально можно было бы подчеркнуть то, что даётся иносказательно: болезненный уход из-под крыла матери, опытное научение премудростям, индивидуация вообще. Все эти изменения в душе Егорушки, что опять же является характерным для жанра повести, подаются опосредованно, без лишних лирических вставок. Лирические фрагменты органично смотрятся вначале повести, но чем ближе к финалу, тем большую роль по логике развития действия должны играть внешние раздражители. Так и происходит: через связь Егорушки и возчиков, с которыми у него впервые с начала рассказа устанавливаются некие обоюдные отношения, Чехов рисует картину взаимопроникновения двух миров – внешнего и внутреннего. А это в свою очередь свидетельствует о том, что обряд посвящения Егорушкой успешно пройден.
С. Телегин в своём исследовании «Великий круг посвящения» детально прорабатывает каждый эпизод повести, соотнося его с тем или иным ритуальным элементом из широкого перечня разнородных обрядовых церемоний прошлого. Ничто, как выясняется, не случайно в тексте «Степи». Провожатые Егорушки оказываются ни много ни мало носителями двух важнейших для мужчины представлений, представления о ремесле, о профессии и представления о духовности, внутреннем порядке. Это в том числе и образы отца и матери с их критичной и не критичной любовью. Функция провожатых - показать и насколько это возможно подготовить Егорушку к бытию-в-мире и пояснить, что избежать этого нельзя, поскольку того требует дхарма Вселенной. Далее Егорушка должен погибнуть для прошлой жизни, чтобы из этого пепла родился новый Егорушка, ещё не Георгий Победоносец, но уже и не желторотый мальчик. Так совершается первый этап посвящения. Следующий этап – обретение своего тела в пустой, враждебной, ещё пока безжизненной степи. Это осознание своей вещности. Оно происходит в четыре этапа, по числу стихий. Мальчик должен познать себя как тело, существующее под неустанным воздействием земли, огня, воздуха и воды. Потом случается встреча с первопредками и она формирует сознание будущего человека. Память предков должна заложить в голову Егорушки все достижения эволюции, базовые нравственные и общественные заповеди, но вместе с тем и не изжитые пороки. Всё это даётся Егорушке разом, так что ему ещё предстоит отделить зёрна от плевел и разобраться во всех житейских нюансах. В решении этой задачи ему должны помочь возчики. Каждый из них подобен определённой составляющей, согласованном взаимодействием которых, создаются удивительнейшие вещицы, такие, к примеру, как компьютер.
Тогда Пантелей воплощает собой самый сложный и важный элемент компьютера, потому что он поясняет, даёт интерпретацию происходящему. Его можно сравнить с операционной системой.
Дымов, чья фамилия прямо указывает на буйство нрава («Дыма без огня не бывает») даёт мальчику необходимые знания о собственных инстинктах, которыми во что бы то ни стало нужно научиться владеть. Его можно сравнить с деталью перегревающейся и оттого требующей постоянного охлаждения.
Хозяин степи Варламов даёт Егорушке представление об иерархии в мире людей, то есть одновременно формирует убеждение о возможностях человека с сильным личным началом и показывает их нужность, потому что они – гаранты общего порядка. Это видно по тому, как его строгость характеризует Пантелей:
« - Крутой старик... - бормотал Пантелей. - Беда, какой крутой! А ничего, хороший человек... Не обидит задаром... Ничего...»
Он - корпус и вся система защиты компьютера.
Последним этапом на пути к себе новому в «Степи» является болезнь Егорушки. Она служит метафорой закалки получившейся личности, болезнь придаёт мальчику необходимый запас прочности. Претерпев всё это, Егорушка спасается, то есть начинает взрослеть, но это уже другая история и о ней Чехов умалчивает. Последняя сцена повести – плач выздоровевшего Егорушки. Символически это плач новорождённого.
Последнее, что особо отмечается Телегиным в его монографии, это то, что само чтение повести является своего рода инициацией для читателя.
«Переломы в жизни Егорушки соотносятся с переломными этапами в ритуале посвящения, а сам текст является воспроизведением этого обряда. Чтение этого произведения уже само по себе имеет силу посвящения. Читающий вслед за Егорушкой проходит по пути таинства инициации.»
В связи с этим необходимо заметить, что и изначальные духовные повести создавались как средство познания веры Христовой, через приобщение к жизням тех, кто эту веру обрёл. Следовательно, даже в этом повесть Чехова наследует великой традиции.
В кино аналогом повести о духовном (или бездуховном) странствии является роуд-муви (досл. «дорожное видео»). Интересно, что, как и жанр повести, роуд-муви – достаточно условная категория. Фильм роуд-муви в жанровом отношении может быть и комедией и фантастикой и трагифарсом. По строению роуд-муви – череда дорожных эпизодов, часто не имеющих других драматургических связей кроме как – фигуры самого странника. Так скроены повести «Путешествие из Петербурга в Москву», «Жизнь Василия Фивейского», «Река Потудань», «Москва-Петушки» и некоторые другие. Каждая из них по-своему касается темы инициации, овладения неким тайным знанием, которое дарует жизнь в другом качестве. И ту же задачу своими средствами выполняют фильмы роуд-муви, например такие как: «Беспечный ездок», «Тельма и Луиза» и «Маленькая мисс Счастье»; среди русских лент - «Бумер», «Коктебель», «Овсянки».
В «Овсянках» в роли инициируемой выступает труп жены одного из героев. По сюжету он и его спутник везут хоронить труп по выдуманному сценаристом Денисом Осокиным, обычаю народа «меря». То есть, как видно, задействуется всё тот же инструментарий, что и в житийной повести. Труп жены общается с мужем и его другом, вызывая к жизни воспоминания о прошлом, а те символически отвечают, передавая зашифрованные послания, с помощью ряда сложных местно-мифологических образов. В финале, проведя ритуал посвящения, герои принимают достойную в данной системе координат смерть, смерть от воды.
Житийная, или, что вернее, «смертийная» схема и в данном случае не претерпела сколько-нибудь серьёзных изменений. Она будет выглядеть так: смерть после благочестивой жизни, символическое овладение премудростью, духовные подвиги, совершаемые в душах провожатых, борьба с искушениями и страстями в дороге, наконец, сожжение, и похвальное слово образу умершей в виде переселения мужа и его спутника в иной мир.