Теория у син цигун. Теория У-син (5-Элементов). Система У-син и основные эмоции

К чему снится гранат – признанный фрукт мудрости, радости и чувственного наслаждения. Гранат – фрукт непростой и с крайне сложным и многозначным толкованием смысла. В некоторых легендах гранат – символ вселенной.

Тот, кому снится гранат – видит во сне всю вселенную и постигает ее своим разумом. В буддийских традициях – это святые, на которых держится мир. Буддийские традиции более мягкие по сравнению с христианством и не требуют немедленно отказа от жизненных удовольствий.

Нужно постижение мира, любовь к нему, а не отвращение и отрицание. Для постижения необходимо понимание и, самое главное, любовь. Поэтому гранат – знак любви. Не слепой, а именно мудрой и понимающей. И крайне разборчивой. Потому что женщина, понимающая слишком многое, некоторые вещи может просто не захотеть понимать.

Для толкования сна придется вдаваться в детали и исходить из контекста сновидения. Гранат еще называют гранатовым яблоком и есть версия, что библейским плодом искушения был именно гранат со множеством зерен.

Бесчисленные сочные зерна граната, наполненные соком, символизируют познание. Знаний много, как много и зерен, и каждое особенное и совершенное в своей форме. Пленки в гранате символизируют разделение мудрости и глупости. Хорошо, что у людей в древности было время, чтобы подумать об этих вещах, не в контексте рекламы или доклада, а просто для души.

Крайне важно, чтобы гранат во сне был не червивым и не испорченным.червивый гранат – знак ложной мудрости, коварства, обмана и хитрости. Испорченный гранат, плесень в гранате – ваши идеи никуда не годятся, можете начинать с самого начала.

Основные значения граната

  • В персидской мифологии гранат – плод созревшей любви. Поэтично, не правда ли?
  • Если гранат снится женщине – она достигла расцвета своих сил и красоты. Понимание привлекательности только добавляет очарования. Не стесняйтесь своих желаний, просто пусть они будут добрыми. Вы сумеете достичь многого.
  • Зеленые гранаты – поспешность, непродуманные решения, о которых вы пожалеете.
  • Поедать зерна граната – это значит, что вам сложно сопротивляться искушению, и вы уже подумываете уступить. Поддавайтесь искушению, но постарайтесь сделать это с умом, не подвергая риску свою репутацию. Многие мужчины не против прихвастнуть победами, показаться в свете с объектом увлечения. Будьте осторожны. Пока вы не примете окончательного решения и не получите твердых гарантий – никакой публичности. Это касается страстных желаний.
  • Одно из основных толкований поедания граната во сне – это исполнение обещаний. В том числе необдуманных, которые было даны вам сгоряча.
  • Видеть гранат во сне – обрести иммунитет к досужим вымыслам и подозрениям. Вы в расцвете силы и вправе получить все, что пожелаете.
  • Цветущий гранат показывает мир и благоденствие в семье, гармонию и благополучие. Увядающий гранат и засохшие деревья граната – гармония нарушена, вы должны вмешаться и поправить ситуацию.
  • Угощать гранатом или принимать угощение – это значит сталкиваться с крайне заманчивыми и выгодными предложениями. Внимательно изучите все детали, не бойтесь задавать неудобные вопросы. Обещания могут оказаться ложными, при внимательном рассмотрении.
  • Гранат – знак вечной юности. Если вы видите во сне гранат – вы молоды как минимум душой. Сохраняйте это состояние, вам не привыкать. Вы сумеете пронести пылающее страстью и огнем сердце через любые невзгоды.

Что значит гранат по сонникам

  • Сонник Миллера толкует гранат, как уступку мудрости в ущерб необузданности желаний. Возможно, страсти врут вас в клочки, но вы уже сделали выбор в пользу мудрости и разумного использования своих возможностей.
  • Миллер предупреждает, что если кто-то угощает вас гранатом – это значит огромное искушение, противостоять которому трудно. Если вам снится, что вы приняли и съели хотя бы несколько зернышек – вряд ли вы найдете силы для противостояния. Решение сдаться уже почти принято. Внимательно обдумайте сновидение. Соглашайтесь, только если это сулит вам выгоду. Требуйте гарантий. Просите подарки и не стесняйтесь.
  • Сонник Фрейда, разумеется, рассматривает гранат с точки зрения сексуальности. Это вполне соответствует древней традиции.
  • Согласно Фрейду, если вы едите гранат, предварительно очищая его, добывая зерна, вы искусны в любви. Очищение граната и стремление добраться до самой сути наслаждения, не повреждая сочных и сладких зерен означает умение балансировать на самых острых гранях наслаждения. Интрига с вами сулит огромное удовольствие и вы это прекрасно знаете. Это хорошо. Пользуйтесь плодами своей мудрости.
  • Семейный сонник рассматривает гранат как знак мудрой и дружной семьи, готовой постоять за свои интересы. Наверное, семью Корлеоне из книги Марио Пьюзо можно считать эталоном такой гранатовой семьи.

Заключение

Гранат – очень выгодный для сновидца сон. Он придает значимости. Если вас спросят, что вы видели во сне – вы можете сказать, что видели гранат или даже ели его. И посмотреть со значением. Если кто-то полезет смотреть по сонникам значение граната во сне – отношение к вам станет более уважительным.

Использовать гранат для обмана легковерных – это значит пользоваться его второй трактовкой, мудрость, обманом и хитростью. Почему бы и нет? пусть все считают, что вы полны жизненной и сексуальной энергией, мудры, искушены во многих вопросах, полны чувственности. Вас ждет удача, успех, любовные победы и финансовое благополучие. Это хорошая идея. Используйте при случае.

К чему снится граната? Обычно данный предмет снится к активным действиям врага, которые могут, воспользовавшись слабостью человека или его семейными обстоятельствами, атаковать его впрямую, без обвинений и проволочек. Также она снится к внезапным событиям.

Что если снится граната?

Если снится граната то, скорее всего, против человека которому она приснилась, замышляют недоброе. Если человек держит в руках гранату или раскручивает ее, а она впоследствии взрывается, то его экстравагантный поступок вызовет бурную реакцию в обществе, но она, как и действие гранаты, будет носить кратковременный эффект.

Если же приснилось, что человек в отчаянии хотел взорвать гранату, но этого не произошло, то его будут преследовать многочисленные проблемы в реальной жизни, которых можно избежать, постаравшись держать себя в руках.

Увиденная вдали яркая вспышка гранаты означает опасное дело, которое предстоит совершить человека. Лучше всего задуматься стоит ли на него идти, не окажутся ли последствия подобными взрыву гранаты? Именно поспешные выводы и приведут к такому исходу дела, что нужно учитывать при обдумывании своих поступков.

Любой сон, в котором присутствует оружие, требует особого внимания, ведь оно несет смертельную опасность для человека. Но не следует паниковать после каждого такого сна, лучше всего понять, что данное сновидение предвещает, разобравшись в нем.

Граната - относительно недавнее изобретение человека, но ведь она представляет собой оружие, которое знакомо человек с незапамятных времен. Не стоит относиться ко всему оружию, как к злу, ведь во многих культурах оно священно и предназначается не столько для нападения, сколько для защиты и ритуальных целей.

Многие виды оружия представляют собой настоящие произведения искусства, по такому оружию можно судить о мировоззрении народа и его чувстве прекрасного. Некоторые мифы, касающиеся сотворения мира утверждают, что Вселенная была создана именно с помощью оружия.

Поэтому, как не парадоксально оно может служить символом… жизни. Недаром, некоторые воинственные племена перерезали пуповину своим новорожденным с помощью холодного оружия, способствуя появлению новой жизни.

Но, это не означает, что к оружию можно относиться без опасения и должного уважения, ведь, это чревато последствиям.

Что предвещает?

Граната предвещает изменения в жизни человека, но если граната не разорвалась, то изменения вероятны, но не неизбежны. При появлении гранаты во сне стоит ожидать быстрого развития событий, которые могут также стремительно закончиться, как и начаться, но оставить после себя разрушительные последствия.

Ведь граната предвещает большие неприятности от маленького и невзрачного на вид предмета или дела. Такой сон призывает человека относиться ко всему предельно осторожно.

Предвещать такой сон может и неординарный поступок близких или родственников, который не обязательно будет иметь пагубные последствия, но заставит про себя говорить это точно.

Если обобщить, то граната предвещает неожиданное для человека, которое, однако, не будет иметь длительного эффекта. Но не следует недооценивать предупреждение такого сна.

Трактую такой сон, не следует забывать, что во многих сонниках нет отдельной главы, посвященной гранате. Обычно в них дается пояснение сну, в котором приснилось оружие вообще, что не совсем верно. Ведь в гранате главное не то, что она оружие, а то, какой эффект она производит.

Сон, в котором приснилась граната, должен подготовить человека к неожиданным вестям и событиям. Они могут оказаться весьма кратковременными, но последствия от них могут запомниться на всю жизнь, что должно заставить человека заранее подготовиться к таким событиям.

Сонник Гранат Гранат, увиденный во сне: знак того, что Вы будете разумно пользоваться своими талантами для совершенствования разума, а не искать тех удовольствий, которые разрушат Вашу мораль и здоровье. Если возлюбленная дарит Вам гранат: опасайтесь искусительных чар и женского коварства, которые стремятся заманить Вас в гибельные сети. Возможно, внутренние силы. помогут Вам уберечься от такого рабства. Есть гранат: означает, что, поддавшись очарованию, Вы все же попадете в эти сети. Увидев во сне гранат, как минерал, или украшения с этими камнями, отбросьте грустные мысли: будущее к вам благосклонно. Ваша жизнь будет радостной и беззаботной.
Граната во сне Если вы видели во сне взрыв гранаты: задумайтесь еще раз, прежде чем возьметесь за опасное дело, ваши скоропалительные решения приведут к неудаче, помните, главное, все хорошо проанализировать. Современный сонник

Сонник Гранат Означает легкое получение денег. Иногда гранат - это женщина, а иногда это населенный пункт или процветающий район. Если гранат во сне в толковании символизирует женщину, то она обладает незаурядной красотой, а если гранат целый и не испорченный, то она девственна. Исламский сонник

Толкование сна Гранаты Бросать во сне армейские гранаты - наяву распускать недобрые слухи. Видеть разорвавшуюся гранату - избежать опасности, помочь кому-то в беде. Видеть во сне гранатовое дерево предвещает ссору, брань и рукоприкладство. Видеть плоды граната - значит, наяву вы мудро употребите свои дарования для нравственного самосовершенствования, а не станете предаваться пустым утехам, которые вредят душевному и физическому здоровью. Срывать незрелые плоды граната - получить покровительство и помощь мощных спонсоров. Спелые, брызжущие соком гранаты предвещают несчастье и болезнь, однако есть их - вполне благополучный знак, говорящий о том, что вы проведете прекрасный день с очаровательным человеком, который сделает все, чтобы воспоминание об этом вы сохранили в своей душе навсегда. Если во сне вы угощаете кого-то гранатом или угощают вас - значит, наяву вас будут искушать соблазном быстрой выгоды, но вы не станете искушать свою судьбу, и дальнейшие события подтвердят правильность вашего решения. Покупать во сне гранаты - вызвать всеобщее удивление. Сонник от А до Я

Сон Гранат Если мужчине снится, что любимая угощает его гранатом, это означает, что в реальной жизни ему придется противостоять коварным женским чарам. Если человек, которому приснился такой сон, проявит достаточное самообладание, он сможет с достоинством выйти из щекотливой ситуации, не скомпрометировав себя в глазах любимой. Сон, в котором вы съели гранат, означает, что вы влюбитесь в очаровательного человека. Сонник для влюбленных

Толкование сновидения Гранаты (фрукты) Гранаты (фрукты). Приснившиеся гранаты означают, что Вы мудро употребите свои дарования для нравственного самоусовершенствования, а не станете предаваться пустым утехам, которые вредят душевному и физическому здоровью. Если Ваша возлюбленная угощает Вас гранатом - это значит, что Вас будут искушать коварными и губительными женскими чарами, но у Вас достанет внутренних сил, чтобы спастись от их плена. Съесть во сне гранат - означает, что Вы поддадитесь чьему-то очарованию. Большой сонник

К чему снится Гранат Гранат (камень) Этот камень - символ порядка. Сон, в котором вы находите или получаете в подарок гранат, предвещает решение многих проблем. Проявите спокойствие при принятии важного решения, и тогда все получится.
Гранат (фрукт) Если вам приснились гранаты - вы правильно примените свои дарования, а не растратите их попусту. Если во сне возлюбленная угощает вас гранатом, то наяву вы устоите против коварных женских чар. Гранат считается символом страсти и наслаждения. Если он вам приснился, то впереди спонтанный секс, который подарит вам бездну удовольствия. Чистили гранат во сне - в сексе вы любите оттягивать удовольствие, чтобы таким образом усилить его. Вы весьма искусны в любовных делах, никто не поспорит!
Большой универсальный сонник

Сонник Гранат Гранаты во сне: означают, что вы распорядитесь вашими дарованиями для нравственного самоусовершенствования. Съесть во сне гранат: означает, что вы поддадитесь чьему-то очарованию. Если вас угощает гранатом ваша возлюбленная: ждите искушений от коварной и соблазнительной женщины. К счастью, у вас достанет внутренних сил, чтобы устоять перед ней. Сонник современной женщины

Сонник Гранат Гранат: весть из-за границы.
Граната во сне Граната во сне: резкий конфликт в семье, который может привести к ее развалу (значение сна усиливается, если граната взорвалась). Новейший сонник

Сонник Гранат Если вам приснились гранаты: вы правильно примените свои дарования, а не растратите их попусту. Если во сне возлюбленная угощает вас гранатом: наяву вы устоите против коварных женских чар. Семейный сонник

Сонник Гранат Для женщин: Если женщине снятся ГРАНАТЫ, то ей не стоит переживать ни за свой моральный облик, ни за мнение окружающих о ее особе: настолько мудро она использует свои дарования. Однако, одно дело - собирать эти фрукты, а другое - их есть. В этом случае можно с уверенностью говорить о том, что в скором времени милой даме предстоит испытать какое-то сильное искушение, скорее всего, со стороны представителя противоположного пола. Но несмотря на все ее усилия противостоять сильному напору не удастся, и увидевшая сон уступит очарованию таинственного незнакомца.
Для детей: ГРАНАТ - к слезам.
Сонник для всей семьи

Сонник Гранат Сон, в котором вы видите гранат, означает удовольствие и наслаждение. Если вам снится, что вы лакомитесь гранатом, это говорит о том, что вы попробуете нестандартный секс и вам это понравится. Вы испытаете массу положительных эмоций, и вас охватят страсть и желание. Если вам снится, что вы очищаете гранат от кожуры, это означает, что вы любите откладывать удовольствие, чтобы потом насладиться им в полной мере. Это делает вас искусным любовником, а заниматься сексом с вами - настоящее удовольствие.

Мудрые люди говорят, что движение и правильное питание могут заменить любое лекарство, но ни одно лекарство не в состоянии заменить их. Именно поэтому необходимо уделять своему организму должное внимание и «подкармливать» его полезными веществами и элементами. Можно, конечно, просто питаться правильно и регулярно заниматься фитнесом, но лучше проводить процедуры по комплексному оздоровлению и поддержанию работы внутренних органов в соответствии со своими внутренними биоритмами и временем года. В этой статье мы ознакомим вас с основами древнекитайской теории У-СИН (6–3 века до нашей эры). Это не просто свод правил оздоровления, это целая система, согласно которой человек в зависимости от сезона должен проводить соответствующие мероприятия для улучшения работы определенных органов и систем организма. От Вас не требуется соблюдения какой-либо диеты, все что нужно – это употреблять ту или иную пищу в «свое» время. Ученые столетиями накапливали знания о том, как продукты действуют на организм человека, и выяснили – чтобы организм работал без «сбоев», необходимо в зависимости от времени года есть пищу с определенным вкусом и питательными свойствами.

Врачи древнего Китая рассматривали человека как часть природы. Они утверждали, что мы находимся в тесном взаимодействии с ней, и те изменения, которые происходят в природе, протекают и в человеческом организме. Все болезни, изменения в настроении врачи древности объясняли с позиции пяти элементов, которые являются материальной основой мира. Сам термин «У-СИН» часто переводиться как «пять элементов». Однако правильнее переводить этот термин как «пять движений». Ведь в Китае испокон веков обращали внимание на цикличность явлений природы (ночь и день, утро и вечер, зима и лето, холод и тепло) и цикличность функций человека (бодрствование и сон, вдох и выдох).

Каждый из этих циклов состоит из чередования Инь (женская энергия, пассивные силы) и Ян (мужская энергия, активные силы):
рождение или возрастание (весна, утро, восход солнца, восток);
максимальная активность (лето, полдень, юг);
упадок или угнетение (осень, вечер, заход солнца, запад);
минимальная активность (зима, ночь, север).

Максимально обобщая и абстрагируясь от конкретных явлений, древневосточные ученые разделили мир на пять больших категорий. Каждому из четырех последовательных состояний природы был дан символ: Дерево, Огонь, Металл, Вода. Затем, был добавлен пятый символ – Земля, поскольку все циклические изменения происходят на земле.

Дерево – символ рождения, роста (переход от пассивной силы Инь к активной – Ян)

Огонь – символ максимальной жизненной активности (максимальное выражение активной силы Ян)

Металл – символ начинающегося упадка (от Ян к Инь)

Вода – символ минимальной активности (пассивной силы Инь)

Земля – центр и ось циклических изменений всего мироздания

Каждому элементу соответствует определенный сезон времени года. В отличие от традиционного деления на четыре сезона, в древнем Китае было еще и пятое время года – это межсезонье (конец лета), задача которого – подготовить все окружающее к грядущим переменам.

Древневосточные врачи применяли концепцию У-СИН к анализу жизнедеятельности организма человека и для упорядочения многообразных взаимоотношений человека и природы. Сходства между этими отношениями и пятью первоэлементами устанавливались исключительно на основании аналогий. Количество таких аналогий может быть безгранично. В таблице приведены наиболее используемые из них.

Пять первоэлементов Пять видов вкуса Пять цветов Пять измерений Пять энергий Пять сторон света Пять времен года
Дерево
Огонь
Земля
Металл
Вода
Кислый
Горький
Сладкий
Острый
Соленый
Зеленый
Красный
Желтый
Белый
Черный
Рождение
Развитие
Зрелость
Увядание
Смерть
Ветер
Жар
Влажность
Сухость
Холод
Восток
Юг
Середина
Запад
Север
Весна
Лето
Межсезонье
Осень
Зима

Концепция У-СИН демонстрирует непрерывную связь всех пяти первоэлементов. При этом каждый из первоэлементов связан с другими посредством созидающих и подавляющих (деструктивных) процессов. Смысл созидающих процессов заключается в следующем: Вода способствует росту Дерева, Дерево может произвести Огонь, Огонь создает Землю (пепел), Земля производит Металл, Металл превращается в Воду (жидкость). Деструктивность проявляется в том, что Вода может погасить Огонь, Огонь может размягчать Металл, а Металл может резать Дерево, Дерево подчиняет Землю, а Земля впитывает Воду. Каждый из пяти первоэлементов связан с четырьмя остальными первоэлементами созидающими и подавляющими влияниями.

Представление об организме человека также выведено из представления о пяти космических первоэлементах, а поскольку космические первоэлементы взаимосвязаны, то и все части организма связаны между собой, организм представляет собой единое целое. Древневосточные врачи обнаруживали целостный подход к пониманию сущности природы человека и его заболеваний. Они утверждали, что человек является составной частью окружающей природы и находится с ней в постоянных и тесных взаимоотношениях.

Пять первоэлементов Пять органов Инь Пять органов Ян Пять отверстий (окон) Пять тканей тела Пять эмоций
Дерево Печень Желчный пузырь Глаза Мышцы, суставы Гнев
Огонь Сердце Тонкая кишка Язык Сосуды Радость
Земля Селезенка Желудок Рот Лимфа Тревога
Металл Легкие Толстая кишка Нос Кожа Печаль
Вода Почки Мочевой пузырь Уши Кости Страх

Несмотря на кажущийся нелепым набор разных по своему качеству явлений в системе У-СИН наблюдается определенный смысл и порядок, а практическая значимость подтверждена даже не веками, а тысячелетиями.

Итак, каждому сезону соответствует два органа (один Инь, другой Ян). Это значит, что в каждый сезон соответствующие два органа более всего нуждаются в правильном питании для регенерации (восстановления своих функций). К примеру, весной это печень и желчный пузырь, а зимой почки и мочевой пузырь. С другой стороны, если у нас есть хронические заболевания, то именно в сезон соответствующий больному органу наиболее вероятно обострение. Это не значит, что надо заботиться о своей печени только весной, наоборот, заботиться надо всегда, но весной ей стоит уделять повышенное внимание.

Как мы видим по системе У-СИН органы у нас парные. Из этого следует, что если у нас страдают почки, то это может негативно отразиться на мочевом пузыре. Поэтому зная слабые места в своем организме, можно заранее подстраховаться с профилактикой парных органов.

Также не стоит забывать о созидающих и подавляющих связях в круге У-СИН. К примеру, больной желудок и селезенка будут негативно воздействовать на легкие и толстый кишечник, а также на почки и мочевой пузырь.

Таким образом, можно разработать для себя сезонные диеты, которые будут максимально щадить больные органы и наиболее эффективно подпитывать другие. Однако выводы из концепции У-СИН могут относиться не только к питанию. Вся прелесть этого подхода заключается в том, что он может сочетаться с любыми аспектами деятельности человека. Приведем несколько разнообразных примеров:
Хорошо известно, что гневаться очень вредно для своего здоровья, но намного разрушительней для себя делать это весной.
С возрастом, мы часто теряем свою гибкость, чтобы восстановить ее следует не только подобрать нужные упражнения, но и заняться своей печенью, которая отвечает за наши мышцы и суставы.
При занятиях оздоровительной гимнастикой (йогой) или медитацией , направленной на свое здоровье, круг У-СИН может использоваться для составления правильной и эффективной программы занятий на год.

Примеров можно привести бесконечное множество, так как концепция У-СИН является не просто подбором правил, а представляет сложную динамическую модель взаимосвязей организма человека с окружающей средой.

Рекомендуем:
Правильное питание зимой по системе У-СИН
Правильное питание весной по системе У-СИН

ТЕОРИЯ У-СИН

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, НА КОТОРЫХ БАЗИРУЕТСЯ ВОСТОЧНАЯ МЕДИЦИНА

Исторически сложилось так, что народы, заселившие территории в бассейнах рек Инда и Ганга (Индия), Желтой реки (Китай), среднего и нижнего течения Нила (Египет), Тигра и Евфрата (Вавилония), раньше других вступили на путь перехода от первобытнообщинного строя с его кочевой жизнью к рабовладельческому, для которого характерна оседлость, развитие сельского хозяйства и ремесел. Земледелец вынужден был давать оценку всем отдельным элементам природы - почве, рельефу местности, животным, населяющим эту местность, растительности, климату, временам года и т. д. Это и определило, по всей видимости, то, что именно на Древнем Востоке стала зарождаться культура.

Как показывает история, теоретические представления мыслителей Древнего Китая и Древней Индии оказались более развитыми и развивались по стихийно материалистическому пути. В общефилософской литературе Древней Индии и Древнего Китая на рубеже конца второго и начала первого тысячелетий до нашей эры вопрос о субстанции бытия решался на основе пяти первоэлементов, или стихий. По представлению древних индийцев и китайцев, наряду с «воздухом» (в древней Индии - животворное дыхание - прана) как носителем «начала» рассматривались и другие элементы природы - так называемые космические первоэлементы: земля, вода, огонь, металл, дерево. При этом вода, земля, металл относились к элементам, из которых слагаются тела, дерево овеществляло «принцип роста», а огонь являлся признаком «движения и развития». Воздух, поступающий при дыхании, оказывает «одушевляющее» действие. Между всеми этими первоэлементами существуют связи (по принципу пентаграммы) и все соотносится с окружающей средой, течением времени и космическими влияниями. В индийской философии к пяти первоэлементам прибавляется шестой - «сознание». В Древней Греции и Древнем Риме также существовало учение о первоэлементах, лежащих в основе мира (Эмпедокл, Сенека, V в. до н. э.). Все мировые явления укладывались в представление о первоэлементах. В Древнем Китае учение о пяти первоэлементах излагалось Цзы Сы (V-IV вв. до н. э.), Мэн-цзы (IV-III вв. до н. э.); более строгую форму это учение обрело в изложении Цзоу Яна (III в. до н. э.).

КОНЦЕПЦИЯ У-СИН

Этот Связи суточного цикла определялись следующим образом: день «рождает» вечер, вечер - ночь, ночь - утро и т. д., т. е. считалось, что в основе организации природы лежат циклы чередования инь - пассивной силы и ян - активной силы, а каждый из этих циклов состоит из чередования последовательных состояний: рождение или возрастание (весна, утро и т. д.), максимальная активность (лето, полдень и т. д.), упадок или угнетение (осень, вечер и т. д.), минимальная активность (зима, ночь и т. д.). Аналогично этому восток (восход солнца, утро) соответствует рождению, юг - максимальной активности, запад - упадку (заход солнца, вечер), север - минимальной активности.

Максимально обобщая и абстрагируясь от конкретных явлений, древневосточные ученые разделили мир на пять больших категорий; эти категории (закон пяти первоэлементов). Каждому из четырех последовательных состояний природы был дан символ: дерево, огонь, металл, вода, затем был добавлен пятый символ - земля, поскольку все циклические изменения происходят на земле, т. е., по представлению древневосточных мыслителей, каждый из пяти первоэлементов - это символ жизненных процессов, протекающих как в природе, так и в человеке, которые находятся в зависимости от пассивной и активной сил. Дерево - символ рождения, роста (переход от пассивной силы инь к активной - ян); огонь - символ максимальной жизненной активности (максимальное выражение активной силы ям); металл - символ начинающегося упадка (от ям к инь); вода - символ минимальной активности (пассивной силы инь); земля - центр и ось циклических изменений всего мироздания.

В окружающем мире (большой мир, макрокосмос) человек является миром в миниатюре (малый мир, микрокосмос) и состоит из тех же пяти первоэлементов, которые попадают в организм с пищей, и подчиняется законам природы, отличаясь от всего остального только разумом. Тело человека состоит из анатомо-физиологических единиц - органов, взаимодействующих между собой и с окружающей средой. Каждый из органов соответствует определенному первоэлементу и взаимодействует с другими органами.

Древневосточные врачи применяли концепцию у-син к анализу жизнедеятельности организма человека и для упорядочения сущности многообразных отношений человека и природы; сходства между этими отношениями и пятью первоэлементами устанавливались исключительно на основании аналогий. Эти аналогии были обобщены и впервые представлены в виде таблиц в трактате «Хуанди нэй-цзин» (табл. 1), однако список подобных аналогий практически неисчерпаем.

В представлении древневосточных мыслителей дерево имело следующие свойства: возникновение путем роста в теплый период, зеленый цвет и т. д., поэтому все вещи (явления), обладающие такими свойствами, относились к первоэлементу дерево. Огонь имеет свойства жары и поднимающегося вверх пламени, поэтому этот элемент в медицине обозначает локализацию жара, или воспаление, в верхней части тела, а все вещи (явления), обладающие свойствами огня, отнесены к первоэлементу огонь. Для земли свойственны плодородие, питание и превращения, поэтому под первоэлементом земля объединены сходные явления. Свойства металла - пустота, чистота, хрупкость, стройность и легкость; поэтому вещи (явления), сходные по свойствам с металлом, отнесены к первоэлементу металл. Вода обладает текучестью, прохладой (холод), способностью к движению назад, поэтому явления, обладающие такими свойствами, объединяются под символом первоэлемент вода.

Главным практическим выводом из учения у-син является признание неразрывной связи всех пяти первоэлементов. При этом каждый из первоэлементов связан с другими посредством продуктивных и разрушающих процессов («друг - враг»). Смысл продуктивных процессов заключается в следующем: вода способствует росту дерева, дерево может произвести огонь, огонь дает землю (пепел), земля производит металл, металл превращается в воду (жидкость). Деструктивность проявляется в том, что вода может погасить огонь, огонь может размягчать металл, а металл может резать дерево. Поскольку каждый из первоэлементов связан с четырьмя остальными первоэлементами продуктивными и деструктивными влияниями, то каждый из этих процессов зависим и связан с другими процессами, находится под их влиянием.

Очевидно (с современной точки зрения), можно говорить о том, что смысл продуктивных и деструктивных влияний и взаимозависимости пяти первоэлементов близок к представлению о законах сохранения массы и сохранения энергии; в условиях равновесия системы инь - ян каждый из пяти первоэлементов не может ни разрушаться полностью, ни беспредельно возникать.

Некоторые исследователи при рассмотрении закономерностей связи органов в рамках цикла у-син отмечают некоторую их правомочность с позиций современной физиологии. Так, функциональные связи между почками и мочевым пузырем, печенью и желчным пузырем, желчным пузырем и желудком, желудком и тонкой кишкой, тонкой кишкой и толстой кишкой не требуют доказательств. Последовательная стимуляция может быть интерпретирована как «функциональная помощь», а разрушающая - как «функциональное угнетение». Например, цепочка сердце - легкие - печень - селезенка: постоянная и интенсивная работа сердца требует энергии, которая в виде кислорода поступает из легких, легкие поглощают энергию в виде сахаров из печени, при необходимости в печень нагнетается дополнительное количество крови, депонированной в селезенке. С позиций современной физиологии такой подход к исследованию взаимодействия и взаимосвязей внутренних органов может быть отнесен к системному подходу, при котором изучение жизнедеятельности организма человека производится в целом, а не отдельных его структур, функционирующих независимо друг от друга.

Классификация аналогий макрокосмоса и микрокосмоса по концепции У-СИН

Природа (макрокосмос)

Пять перво- элементов

Пять видов вкуса

Пять цветов

Пять измерений

Пять влияний погоды

Пять сторон света

Рождение

Рождение

Развитие

Развитие

Коричневый

Изменение

Изменение

Середина

Белый (желтый)

Увядание

Увядание

Исчезновение

Исчезновение

Человек (микрокосмос)

Пять органов инь (чжан)

Пять органов ян (Фу)

Пять отверстий (окон)

Пять структур тела

Пять эмоций

Желчный пузырь

Тонкая кишка

Селезенка

Раздражение

Толстая кишка

Кожа и волосы

Мочевой пузырь

С этих позиций цикл у-син представляет сложную динамическую модель взаимосвязей организма человека с окружающей средой. Она может быть представлена в виде паутины, в которой сотни кругов, обозначающих разные уровни мировых явлений, как бы нанизаны и связаны пятью радиальными линиями, характеризующими функциональную связь всех явлений. Каждая такая радиальная линия обозначает один из пяти первоэлементов; например, вдоль радиальной линии дерево располагаются последовательно печень, желчный пузырь, ногти, весна, восток, кислое, тухлое, звезда, ветер, зрение, слезы, гнев, зеленое и т. д. Несмотря на кажущийся нелепым набор разных по своему качеству явлений, здесь наблюдается определенный смысл и порядок.

Современные исследователи древней восточной медицины относят концепцию у-син к философии метафизического характера. Концепция у-син включается в настоящее время в концепцию инь - ян: первоэлементы металл и вода относят к инь, дерево и огонь - к ян, первоэлемент земля образует как бы поворотную точку между инь и ян.

Основой взаимосвязи частей целостного организма служит «жизненная энергия», возникающая в процессе взаимодействия организма с окружающей средой, одной из форм проявления этой жизненной энергии является единство и борьба двух противоположных начал - ян и инь.

Другими словами, представление об организме человека выведено из вполне материального представления о пяти космических первоэлементах, а поскольку космические первоэлементы материальны, то и организм материален, и, наконец, поскольку все части организма связаны между собой, организм представляет собой единое целое. Древневосточные врачи обнаруживали целостный подход к пониманию сущности природы человека и его заболеваний. Они утверждали, что человек является составной частью окружающей природы и находится с ней в постоянных и тесных взаимоотношениях. В книге «Су-вей» сказано, что жизнь человека образована чи Неба и Земли и находится под влиянием четырех времен года. Пищу, воздух человек получает из окружающей его природы, к условиям которой он должен приспосабливаться.

КОНЦЕПЦИЯ ИНЬ-ЯН

Мировоззренческую основу древней китайской медицины составляло учение о двух противоположных началах инь и ян. Первоначально иероглифы, используемые для их написания, обозначали явления повседневной жизни. Например, инь означало затемненную сторону предмета, ян - освещенную. Позже инь и ям стали рассматриваться как «силы» или «энергии», или как материальные взаимодополняющие явления (стороны) предметного мира, в связи с чем любое явление, любое существо и каждое из его состояний можно отнести к двум противоположным формам - инь или ян. Все то, что можно отнести к сильному, горячему, твердому, тяжелому, высокому, блестящему, а также те или иные весомые признаки - это ян, а все противоположное - инь. Так, деятельность и покой, свет и тьма, возбуждение и торможение, неосязаемость и телесность и многие другие пары взаимопротивоположных явлений, предметов и свойств могут быть восприняты с позиции концепции инь - ян как единство и борьба двух противоположностей, или «полярных сил» - ян (активная сила) и инь (пассивная сила). При этом ни ян, ни инь не могут существовать изолированно друг от друга.

Короткий

Радостный

Печальный

Внутренний

Холодный

С помощью концепции инь - ян можно выразить противоположные стороны явления. Например, летом царит жара (ян), после летнего солнцеворота постепенно начинает преобладать погода инь, которая борется с жарой (ян) и ограничивает ее; зима является вершиной холода (инь), а после зимнего солнцеворота постепенно устанавливается погода ян, ограничивая инь зимы. В классическом китайском медицинском трактате «Лей-цзин фу-и», относящемся к периоду династии Мин (1368-1644 гг.), говорится, что состояние повышенной активности следует регулировать покоем; если ян достигло кульминационного пункта, его следует преодолевать с помощью инь. В этом находит выражение взаимный контроль покоя и движения, т. е. инь и ян.

Одно из основных положений концепции инь - ян заключается в том у что инь и ян находятся в состоянии противоборства и ограничивают друг друга. Если одна сторона преобладает, возникает недостаток другой стороны и, наоборот, при ослаблении одной стороны наступает чрезмерное усиление другой. Без этой борьбы невозможен необходимый контроль противоположностей. В книге «Су-вэнь» написано, что инь борется внутри, а ян вызывает волнение снаружи (т. е. указывается на то, что инь ведает внутренней средой, а ян - внешними проявлениями). В этой же книге написано, что когда инь и ян противоборствуют друг с другом вверху и внизу, возникают явления пустоты и заполнения; при этом инь и ян «сменяют друг друга» (т. е. оба противоположных начала никогда не остаются без взаимодействия и противоречий, более того, они противоборствуют и вытесняют друг, друга). Постоянная борьба и стремление к вытеснению друг друга, существующие между инь и ян, являются движущей силой изменения и развития вещей.

Как полярные противоположности инь и ян зависят друг от друга например, ян означает верх, инь - низ (без верха не может быть и низа» и наоборот). В соответствии с традиционными древними представлениями левая сторона тела соответствует ян, а правая - инь («без правой стороны нет левой, без левой нет правой»); жара соответствует ян, холод - инь («без жары нет холода, без холода нет жары»). Переполнение, или избыточная функция, соответствует ян; опорожнение, или слабость функции, соответствует инь («без переполнения нет опорожнения, без пустоты нет наполнения»). Традиционная восточная медицина учитывает многочисленные соотношения в человеческом организме и в природе, основанные на отношениях между инь и ян. Каждая из сторон создает важнейшее условие существования другой стороны. Эта взаимозависимость инь и ян обозначается в китайском языке «взаимным корнем» и раскрывает представление о том, что инь и ян служат друг для друга производным началом, т. е. взаимно вызывают друг друга: инь не в состоянии произвести себя, нуждается для этого в ян, и наоборот.

В отношении структур и функций человеческого организма инь означает материальные составляющие тела, а ян - его функции. Деятельность организма относится к категории ян, а пищевые вещества - к инь: инь сохраняется внутри и является материальной основой для ян, а ян внешне функционирует как проявление деятельности инь. Поскольку материальное начало находится внутри тела, в традиционной медицине говорится «инь внутри». Поскольку функции тела проявляются преимущественно с внешней стороны тела, говорят: «ян сидит снаружи»; ян становится, таким образом, «вестником инь». В соответствии с представлениями современной западной медицины структуры органов, находящихся внутри организма, образуют материальную основу различных функций, что в традиционной медицине находит выражение в словах: «инь является сторожем ян».

Инь и ян никогда не находятся в покое; они постоянно дополняют и из-меняют друг друга. По восточным представлениям действует правило: «Если ян отступает, увеличивается инь, а если отступает инь, происходит увеличение ян». Например, погода претерпевает изменения от зимы через весну к лету, становясь все жарче,- это соответствует отступлению инь и нарастанию ян; при похолодании погоды от лета через осень к зиме происходит процесс, равнозначный отступлению ян при увеличении инь.

В традиционной медицине считается, что функции органов (ян) возникают за счет потребления продуктов питания (инь), при этом происходит увеличение ян и ослабление инь. В то же время обмен веществ, полученных с продуктами питания (инь), требует расхода некоторого количества энергии (ян). В этом случае происходит усиление инь и ослабление ян. В нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии. Если же ослабление или усиление переходит известные границы, может нарушиться состояние равновесия - возникает избыток инь или ян, что ведет к возникновению различных патологических процессов.

Обе стороны отношений между инь и ян могут претерпевать развитие, которое выражается в их превращении в собственную противоположность. Так, инь может превратиться в ян, а ян - в инь, и если процессы сокращения и увеличения инь и ян состоят в количественных изменениях, процесс превращения инь и ян (и наоборот) представляет собой изменение качест-ва. В книге «Су-вэнь» говорится: «Когда инь достигает максимума, он превращается в ян... Когда холод достигает своей вершины, он становится жаром, когда жар достиг вершины, возникает холод». Однако инь не может претерпеть превращения без наличия некоторого количества ян, а ян не может подвергнуться превращению без инь, т. е. условием того, что превращение вообще может произойти, является наличие определенного количества противоположного начала.

Таким образом, концепция инь - ян включает следующие элементы, дополняющие друг друга и не мыслящиеся друг без друга:

1) наличие противоположности между инь и ян;

2) взаимозависимость инь и ян;

3) взаимные дополнение и ограничение инь и ян;

4) взаимное превращение инь и ян.

Диалектическую модель инь - ян необходимо рассматривать в единстве ее отдельных элементов, не упуская из виду их внутреннюю зависимость и взаимное влияние. Нужно учитывать также то, что оба полюса (инь и ян) могут быть как причиной, так и следствием.

Концепция инь - ян служит основой не только теоретических представлений древней восточной медицины, но и основой диагностики и лечения. При этом исходили из следующих положений. В основе жизнедеятельности человеческого организма лежит уравновешенное соотношение инь и ян, полная «гармония» их проявления. Нарушение этого равновесия ведет к патологии, выражаясь (в общем виде) либо в преобладании ян или инь, либо в ослаблении ян или инь. В целом, любое физическое или психическое состояние, при котором наблюдается избыточность по сравнению с принятой нормой, относят к ян-состояниям, а недостаточность - к инь-состояниям (например, жар это ян-состояние, а озноб - инь-состояние). Другими словами, все типичные симптомы различных болезненных состояний можно разбить на две основные группы, определяющие два из основных, «руководящих», синдромов - ян-синдром и инь-синдром.

Исходя из принципа равновесия инь и ян главной задачей лечения являлось восстановление нарушенного баланса инь - ян, обеспечение «гар-монии» (что, по современным представлениям, является задачей восстановления гомеостаза, стимуляции защитных сил и реактивной способности организма), чему древние восточные медики придавали основное значение.

УЧЕНИЕ О ГЛАВНЫХ ОРГАНАХ И ГЛАВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА

Известно с какими трудностями развивались анатомические знания, сталкиваясь с мистическими и религиозными представлениями о право-мочности исследования трупов человека. Анатомические исследования проводились редко, в крайних случаях, и это, естественно, не стимулировало развитие анатомической и патологоанатомической науки.

В древних китайских книгах имеются специальные анатомические таблицы, где в примитивной форме схематически изображены строение и взаимоотношения полостных органов человеческого тела. По этим таблицам можно установить, что древним врачам были известны следующие органы: мозг, сердце, сердечная сумка (которую не отделяли от сердца) и сосуды, трахея, легкие и плевра, пищевод и желудок, тонкие и толстые кишки, печень и желчный пузырь, почки и мочевой пузырь, диафрагма, матка; кроме того, были известны нервы. Однако схемы строения внутренних органов и представления об их функциях не соответствуют современным представлениям. Например, несмотря на то, что еще в древности знали, что кровообращение совершается по замкнутому кругу, считалось, то кровь оттекает от кончика сердца у мужчин в левую сторону, а у женщин в правую. Более того, из этих анатомических таблиц можно установить, что древневосточным врачам не были известны такие жизненно важные органы, как железы внутренней секреции, и очевидно, что функции различных желез внутренней секреции приписывались другим органам. Так, безусловно, надпочечники воспринимались вместе с почками, поджелудочная железа - с селезенкой, зобная, щитовидная и паращитовидные - с какими-либо другими органами. Очевидно, поэтому каждому из «основных» органов приписывалось значительно большее число функций. Например, нарушения менструального цикла объясняются в традиционной медицине пустотой инь печени и почек, при которой нарушается равновесие между чудесными меридианами чжун-май и жэнь-май (считается, что эти чудесные меридианы связаны с маткой).

Можно предположить, что в связи с тем, что анатомические знания были недостаточны, а медицина в целом развивалась по стихийно материалистическому и диалектическому пути, исходя из описанных выше общефилософских представлений того времени, основы медицинской теории стали базироваться на представлении о функциях целостного организма. Следовательно, можно также предположить, что анатомические схемы показывают связи между органами и их функциями, выражением чего является учение о меридианах и протекании по ним «жизненной энергии».

Помимо отдельных анатомических образований в прямом смысле этого слова, стало складываться представление о «главных» органах, являющихся анатомо-физиологической системой. Для традиционной медицины «орган» - это не только органическая структура, но также и функциональная система; органы нужно понимать как функции, а не наоборот. Кроме того, в тесном единстве с внутренними органами воспринимались и психические функции организма.

По этой теории были выделены две категории главных органов - чжан и фу, остальные органы отнесены к добавочным». В соответствии с этой теорией в организме существует пять органов чжан (основные «органы») и пять органов фу. Органы чжан характеризуются плотностью, являются иньскими и соответствуют пяти первоэлементам: сердце (огонь), легкие (металл), селезенка (земля), почки (вода), печень (дерево).

Характеристика органов чжан. «Сердце» - вся сердечно-сосудистая система, выполняющая в организме функцию кровообращения и теснейшим образом связанная с психической деятельностью человека; «селезенка» - вся пищеварительная система, включающая функцию восприятия и переработки пищи, всасывания и использования ее в организме, выделения образующихся плотных шлаков; «легкие» - вся система дыхания, включающая и кожу; «почки» - вся система мочеобразования и мочевыделения, водного обмена в организме, система факторов гуморальной регуляции (желез внутренней секреции) и выделения образующихся жидких шлаков, костная система, почки считаются также «первичным началом врожденной энергии»; «печень» - центральная, вегетативная и периферическая нервная система с ее функцией связи организма с внешней средой и регуляцией деятельности внутренних органов, с ее «желчью» как гуморальным фактором регуляции нервной системы, как «орган», в значительной мере определяющий состояния взаимоотношения ян-инь в организме и вследствие этого - особенности темперамента организма. Исходя из закономерностей як - инь и закономерностей «пяти первоэлементов» (у-син), считается, что все органы тела неразрывно связаны между собой и взаимодействуют как в процессах синергизма и стимуляции, так и в процессах антагонизма и подавления.

К инь-органам относится также условный орган «перикард». В это понятие не входит анатомическое образование сердечная сумка; орган «перикард» (в теории органических функций) является функциональной системой, регулирующей кровообращение (вместе с сердцем), дыхание и половые функции. Ян-органы называют органами накопления, так как они как бы накапливают часть переработанной пищи как резерв энергии организма.

К категории фу отнесены пять органов: желудок, толстая кишка, тонкая кишка, желчный пузырь, мочевой пузырь, а также условный орган, именуемый «три обогревателя». Органы фу характеризуются тем, что они полые; нормальная функция желудка считается основой здоровья человека. Органы фу являются ян-органами, они взаимодействуют между собой и с органами инь (чжан}; на них также распространяется цикл у-син. Ян-органы называют рабочими органами, так как они, по теории органических функций, служат для восприятия пищи, ее размельчения, пищеварения, всасывания и активного выделения шлаков.

К категории добавочных органов отнесены головной, спинной и костный мозг, кости, мышцы, матка, диафрагма, так как считалось, что функция их постоянна и не подвержена значительным и быстрым изменениям. При этом понятие «диафрагма» имело больше топографическое значение, чем значение органа; отмечалось, что диафрагма находится в тесной связи с легкими, желудком, печенью и желчным пузырем.

«Главные органы» являются физиологической системой, выражением чего служит понятие «меридиан». В пользу этого говорит тот факт, что в число «главных органов» входит представление об органе, вернее о меридиане трех обогревателей, не имеющем морфологического значения, а только являющегося «функциональным кругом», который объединяет функции органов грудной полости, брюшной полости и полости малого таза. Функциональный круг «три обогревателя» влияет на все органы; он контролирует энергию дыхания, подачу энергии мочевыделительным и половым органам, энергию полового импульса. Инь-органы перикарда, вернее меридиан перикарда, также не имеет своего морфологического значения и также является функциональным кругом, охватывающим всю систему кровообращения, контролирует кровеносные сосуды, в том числе фильтрующие органы почек. Этот меридиан находится в противоположности к меридиану трех обогревателей. Физиологическое действие меридиана перикарда заключается в «управлении» всей кровью, поэтому этот меридиан имеет связи со всеми внутренними органами.

Инь-органы нечувствительны к боли; боль - это функция органов ян. Каждый орган, как и относящийся к органу меридиан, имеет определенную часть ян и часть инь. Если имеет место боль, то это состояние относится к ян-части данного органа. Ян-органы могут подвергаться сильным влияниям со стороны сознания (аффекты), эмоций и подсознательных влияний.

СЕМЬ ЭМОЦИЙ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ОРГАНАМ ЧЖАН И ФУ

1. Сердце - радость, проявляется на лице через кровеносные сосуды и кровь, заключает в себе разум, открывается через язык, сердцу соответствует красный цвет, запах горелого, горький вкус, среди звуков речь, выделяется пот. Элемент огонь. Поэтому красные пятна на коже - болезни сердца, речи, восприятия запахав и т. д. Сердцу подчиняется тонкий кишечник.

2. Легкие - эмоции беспокойство, управляет всем, что рассеивается и опускается вниз в теле, определяет состояние кожи н волосков, контролирует циркуляцию жидкости. Легким соответствует: белый цвет, запах прогорклый (сырого мяса), вкус острый, звук плачь. Элемент стихни металл. Легкие хранят дух. Входные ворота нос, выделяется слизь. Легким подчиняется толстый кишечник.

3. Селезенка (переживание) - печаль. Управляет транспортом веществ. Контролирует состояние крови входные ворота рот, состояние можно определить по губам, ей соответствует желтый цвет, запах ароматный, вкус сладкий, звук пение, выделение слюна. Хранит сознание, связана с желудком. Элемент - земля. Показатель: плохой аппетит, чувство вздутия живота, вялость, истощение, жидкий стул (возможно).

4. Печень - функция накопления крови и обеззараживания шлаков, эмоция - гнев, входные ворота глаза, симптомы ногти, цвет сине-зеленый. Хранит дух. Элемент дерево Симптомы: спазмы, судороги. Ухудшение зрения, чувство онемения, у женщин нарушение месячных, у мужчин потенция.

5. Почки - эмоции страха, функция управление циркуляцией жидкости, сексуальная энергия, развитие костного мозга и волос. Входные ворота уши. Цвет черный, запах гнили, вкус соленый, звук стон, выделения моча Элемент вода.

Левая почка отвечает за выделительную функцию, правая за половую энергию. Три обогревателя - это дорога для твердой, жидкой пищи и энергии.

1-й обогреватель - это область от сердца до мечевидного отростка. Точка воздействия четвертый энергетический центр. Это область от макушки до диафрагмы. Вид обогревателя дымка, туман, управляет входом и выходом энергии. Ян согревает кожу, но не мышцы. Оценивает все поступления в организм.

2-ой обозреватель - от мечевидного отростка до пупка. Зона воздействия от середины пупка до мечевидного отростка (сердца), Пузыри на воде, отвечает за переваривание, обработку пищи и жидкости, а так же за образование крови и в эту область входит три органа: желудок, печень и селезенка.

3-ий обозреватель - от середины пупка до лобка (от пупка до кончиков пальцев ног). Точка воздействия второй энергетический центр. Вид черный тоннель. Управляет выделениями и обменными процессами. Входят почки.

СИМПТОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ЧЖАН И ФУ

1. Избыток ян: голос громкий, чистый, высокий, глаза блестящие (не грустные) подвижные, движения быстрые, резкие, часто угловатые, нерасторопность, повышенная игривость, веселость, активность при разговоре, предрасположенность к лихорадкам, жару, спазмам, боли в мышцах, скованность, судороги. Часто локальные боли (почечные) особенно при нажатии второй области.

2. Избыток инь: характерен красный цвет лица, прожилки в области щек и крыльев носа, часто при этом люди полные, крепко сбитые. Предрасположенность к воспалительным заболеваниям кожи. Локальные припухлости, ощущение внутренней дрожи.

3. Недостаток ян: голос охрипший, нет чистоты, звонкости, глаза не ясные, тусклые, тело дряблое, рыхлое, кожа бледная, движения мед-ленные как бы через силу, леность, речь вялая, часто без причины плачет, характерно ночное отделение пота, жар, часто ночной удуш-ливый кашель, чувство парестезии (бегания мурашек).

4. Недостаток инь: кожа лица синюшна, иногда серо-пепельного цвета, дряблость лица, одутловатость, состояние внешнего вида бледное, ощущение немощи, вялости, сопротивляемость инфекции низкая, характерны беспорядочные падения артериального давления, склонность к обморокам.