«Учимся выдвигать гипотезы. Сценарий занятия по внеурочной деятельности (3класс). Если Варя выпустит чижа из клетки, то…

Занятие 8 Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез

Задачи:

Регулятивные УУД:

Развивать мыслительную деятельность обучающихся и познавательный интерес к занятию учебно-исследовательской деятельностью.

Познавательные УУД:

Учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;

Формировать у учащихся умения в целеполагании;

Учить работать с информацией; выполнять логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

Координировать свои усилия с усилиями других;

Задавать вопросы;

Учиться выполнять различные роли в группе;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться, приходить к общему решению.

Личностные УУД:

Формировать мотивацию к обучению, осуществлять самоорганизацию и саморазвитие;

Развивать познавательные навыки, критическое и творческое мышление.

Оборудование. Презентация к уроку, смайлики, тетрадь открытий, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

На первом занятии мы с вами говорили об исследовании предметов. Дома вы побывали в роли исследователей и наблюдали за различными объектами. А каким вы представляете себе исследователя?

Нарисуйте в «Тетради открытий» человека, который что-то исследует.

Расскажите, у кого получилось подобрать материал по выбранной теме. (Д.з – понаблюдать за поведением домашнего животного, подготовить рассказ о своем наблюдении)

Что вам показалось самым трудным?

Сумели ли вы правильно объяснить родителям, что вам нужно?

Какие сведения собрали?

Откуда вы брали информацию? Слайд 2. На слайде появляются изображения – телевизор, книга, человек, компьютер.

Давайте рассмотрим собранный вами дома материал.

Покажите, какие зарисовки вы выполнили в ходе исследования.

3. Целеполагание.

Эпиграф: Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы. (Дж. Тэрбер)

А как вы думаете, помогут ли ваши зарисовки определить тему нашего занятия? (К ним можно задать вопрос)

Цель: - Совершенно верно, мы сегодня будем учиться, правильно задавать вопросы.

Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь цели?

Задачи:

1. Учиться задавать вопрос.

2. Размышлять, Думать.

3. Логически мыслить.

4. Практическая работа.

Какие слова мы обычно используем, задавая вопросы? (Кто? Что? Где? Как? Почему?)

Проверим, умеете ли вы задавать вопросы.

Задание 1. Игра «Задай вопрос».

Какие вопросы помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе?

На слайде появляются изображения предметов.

Задайте как можно больше разных вопросов о каждом предмете.

Задание 2. Игра «Найди загаданное слово».

Цель: способствовать развитию умения устанавливать логическую связь.

Учитель загадывает слово, которое держит в тайне. Учащиеся пытаются угадать это слово, задавая вопросы, предусматривающие ответ «да» или «нет».

Пример. "Это животное? Оно живет в доме? Оно любит молоко? Оно мурлычет? С помощью этих вопросов учащиеся угадывают задуманное учителем слово - «кошка».

Задание 3. Игра «Угадай, о чем спросили».

Учащийся выходит к доске, ему дается карточка (или учитель шепчет вопрос на ухо ребенку). Не произнося вопроса вслух, учащийся дает ответ. Все остальные дети должны догадаться, каким был вопрос.

Вопросы могут быть следующие:

Почему медведи зимой спят?

Какой окрас обычно имеет белка?

Почему сова охотится ночью?

Почему осенью опадают листья?

Почему весной разливаются реки?

Кто такой ученик?

Что лежит в портфеле? И т. д.

Задание 4. Игра «Вопросы на все случаи жизни».

Учитель задает вопрос, а учащиеся отвечают одним словом.

Какие в речке камни? (Мокрые.)

Где живет крот? (В норе.)

Кто любит мед? (Медведь.) И т. д.

5. Итог занятия. Рефлексия.

Достигли цели занятия?

А как вы считаете, стоит ли еще раз возвращаться к этой теме? Все ли у вас получилось?

Мы продолжим учиться задавать вопросы на следующем занятие.

А теперь, ребята, встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. На столе лежат смайлики. Выберите одного, которого бы вы хотели взять с собой и нарисовать в тетради (смешного, серьёзного или грустного).

Домашнее задание: продолжить собирать материал по выбранной теме (понаблюдать за поведением домашнего животного, подготовить рассказ о своем наблюдении); сформулировать несколько вопросов по теме.

Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

Тема2-3. Культура мышления.

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.

Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Тема 10-11. Предмет и объект исследования.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч.

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч.

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч.

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

Тема21-22. Правильное мышление и логика – 2ч.

Задания на развитие мышления и логики.

Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч.

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

Тема28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.

Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.

Составление плана выступления.

Тема32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.

Выступление с проектами перед одноклассниками.

Тема33. Выступление на школьной НПК – 1ч.

Презентация проекта на школьной НПК.

Тема34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ исследовательской деятельности. Выводы.

XVII. Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимы следующие принадлежности:

· компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

· набор ЦОР по проектной технологии.

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или любой другой специалист в области проектирования, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

XVIII. Литература

Для учителя

1. Савенков исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

2. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

Сроки реализации программы «Что? Где? Когда?» составляют 4 года по 1 часу в неделю.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы – Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

Способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

Формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

Воспитание целеустремленности и настойчивости;

Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени ;

Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

Формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования . Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах , техникумах и т. д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки . Кроме того, это видеокассеты , энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии - это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т. д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Итог работы над темой - собранная и систематизированная картотека по теме.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Проекты отличаются друг от друга:

1. результатом:

· поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

· мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

· числом детей:

· индивидуальная деятельность (получаемый продукт - результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

· работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

· коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

2. продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

3. числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

4. набором и иерархией ролей;

5. соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

6. необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися - это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.

Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.

Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т. п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Занятие по внеурочной деятельности
«Мои первые проекты»
в третьем классе

Учитель начальных классов
МБОУ ООШ р.п. Сосновоборск
Малышева Н.И.

Данное занятие является частью социального проекта «Какие мы?» В рамках этого проекта рассматриваются ценностные ориентиры детей в сферах музыки, литературы, спорта, отношения к учебе, деньгам, родителям, хобби и другое.

ТЕМА « Дети и деньги »

Цель: изучение ценностных ориентиров детей, их отношение к деньгам.
Задачи:
рассмотреть проблему отношения детей к деньгам их глазами;
проанализировать результаты анкет;
выяснить значение дружбы, семьи, здоровья путем написания мини-сочинений «Чего за деньги не купишь»;
подготовиться к рассмотрению данной проблемы глазами родителей (анкеты для родителей)
Ход занятия
(Предварительно провожу анкету)
(Дети рассаживаются по группам, разбирая жетоны красного, синего и желтого цвета, т.е. делятся на 3 группы)

1.-Здравствуйте. Меня зовутСегодня занятие проведу у вас я. Я надеюсь на взаимное сотрудничество и поддержку с вашей стороны, и тогда наша работа будет плодотворной. Это занятие является частью работы одной из групп над проектом «Какие мы?».Чтобы определить тему занятия, нам потребуется отгадать загадку.
Штучка невеличка, а всякому нужна. (деньги)

У каждой из них достоинство есть,И по нему воздают каждой честь -По щепотке одной, другой же по пуду.Но сравнивать их я, конечно, не буду:Без маленькой самой не будет большой.И вам приходилось встречаться с такой.(Деньги, монета)

2.- Назовите тему нашего занятия. (деньги)
- Верно. Мы поговорим о деньгах, о вашем отношении к ним.
Деньги сопровождают человека всю его жизнь. Если вы думаете, что проблемы денег касаются только взрослых, то вы ошибаетесь. Проблемы денег напрямую касаются и детей. Общепринято считать, что чем больше денег у родителей, тем больше возможностей у детей. Фактически в стране выросло новое поколение, которое, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадывается о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами. Сегодня я хочу убедиться в другом. Вы то новое поколение, но измеряете жизнь не деньгами.

3. - Что такое деньги? (высказывание детей)
- А как они появились вам напомнит тетушка Сова. (фрагмент мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука денег.)
Деньги - это средство обмена. Люди принимают деньги в обмен на товары и услуги, которые они предоставляют.

4. Беседа. (подхожу к группам)
- Можно ли деньги у кого-нибудь отбирать? (1группа)
- А выпрашивать деньги можно? Почему? (2 группа)
-А воровать? Почему? (3 группа)
- Откуда у людей появляются деньги?
- Чтобы зарабатывать деньги, что нужно человеку? (профессия)
Деньги надо честно зарабатывать.

5. - У моей дочери на полке стоит вот эта вещь(показываю копилку). Какова её роль?
- То, что вы копите деньги, я узнала из ваших анкет. Как вы их копите?
(анализ некоторых пунктов анкеты)
- Могут ли деньги испортить вас? Что плохого они могут сделать? (если «да»)

6. – Но есть такие вещи, которые ни за какие деньги не купишь. Продолжите мои предложения тем, чего нельзя купить за деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы продолжаете: «Но не сон».
– за деньги можно купить часы (но не время)
– за деньги можно купить книгу (но не мудрость)
– за деньги можно купить телохранителя (но не друга)
– за деньги можно купить дом (но не семью)
– за деньги можно купить лекарство (но не здоровье)

– У нас получилось, что за деньги нельзя купить время, мудрость, друга, семью, здоровье.(список слов на доске) Этот список можно продолжить.

7. – Выполним задание. Каждая группа получает слово из списка и вписывает его в пустое место на листочках. Полученное предложение я советую вам еще раз прочитать. Оно будет первым предложением мини-сочинения «Чего за деньги не купишь» Вам надо продолжить это сочинение.

Мы считаем, что за деньги не купишь ___________________, потому, что(дети продолжают)

Прочитаем, что у вас получилось.
8. – В результате занятия я узнала о вашем отношении к деньгам. Вы убедили меня в том, что новое поколение, живя в мире ценников, понимает систему человеческих отношений и не всё измеряет деньгами. И повторю слова тетушки Совы, что богатеть надо не только материально, но и морально, нравственно, собирать знания, приобретать навыки и не делать обогащение целью всей жизни. Но мнение детей и взрослых не всегда совпадают. Я предлагаю дома придумать вопросы для анкеты с родителями. (на листочках у каждого) и электронный адрес сайта, где вы можете подобрать информацию по этой теме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .

9.-Я получила массу удовольствия от общения с вами. А что получили вы от этого занятия? Напиши и опусти в копилку.

13PAGE 14415


Приложенные файлы

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.

Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.

Составление плана подготовки к защите проекта.

Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.

Сообщение, доклад.

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу“Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.

Защита.Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч.

Тематическое планирование. 3 класс (34 часа)

Тема теория
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.
2-3 Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)
5-6 Какими могут быть проекты?
7-8 Формулирование цели, задач исследования, гипотез.
9-10 Планирование работы.
11-13 Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.
14-15 Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
16-18 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.
19-21 Анализ прочитанной литературы.
22-23 Исследование объектов.
24-25 Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.
26-27 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Как сделать сообщение о результатах исследования
29-30 Оформление работы.
31-32
Мини конференция по итогам собственных исследований
Анализ исследовательской деятельности.
Итого 34 часа

Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.

Работа на компьютере – создание презентации.

Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ своей проектной деятельности.

Тематическое планирование 4 класс (34 часа)

Тема занятия Кол-во часов
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
2-3 Культура мышления.
4-5 Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
6-7 Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
8-9 Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
10-11 Предмет и объект исследования.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.
13-14 Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.
15-16 Наблюдение и экспериментирование.
17-18 Техника экспериментирования
19-20 Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.
21-22 Правильное мышление и логика.
23-24 Что такое парадоксы
25-27 Обработка и анализ всех полученных данных.
28-30 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.
Защита исследования перед одноклассниками.
Выступление на школьной НПК.
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.
Итого – 34 часа

Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

Тема2-3. Культура мышления.

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.

Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Тема 10-11. Предмет и объект исследования.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч.

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч.

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч.

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

Тема21-22. Правильное мышление и логика – 2ч.

Задания на развитие мышления и логики.