Внутренние и внешние кризисы личности. Психологические кризисы личности. Возрастные кризисы и их характеристика

Личностный кризис в последнее время - довольно распространенное явление. В статье описаны факторы его появления, разновидности и способы, как от него избавиться.

Содержание статьи:

Личностный кризис - это особое душевное состояние, вызванное недовольством собой, окружающими, работой и даже миром, в котором живет человек. Такое психическое явление может появиться в любом возрасте, в любое время года и при любых обстоятельствах. Какая бы ни была жизненная ситуация, это всегда дается крайне тяжело, а в некоторых случаях возникают даже негативные последствия, которые может устранить только профессиональный психолог.

Причины появления личностного кризиса


Большинство людей хотя бы раз в жизни сталкивалось с ощущением, что их существование не имеет никакого смысла, и все действия абсолютно пусты. Это внутреннее ощущение имеет сильное воздействие на психику. И чаще всего определить причину и понять, как преодолеть личностный кризис, достаточно сложно.

Выделяют несколько ключевых факторов, которые способны подтолкнуть к столь сложному эмоциональному состоянию:

  • Недовольство собой . Достаточно распространенная причина, с которой сталкивается каждый второй человек. Дело в том, что масс-медиа активно навязывают определенные стандарты внешности, уровня достатка. В жизни добиться аналогичных показателей получается далеко не у всех.
  • Проблемы на работе . Человек может быть лучшим работником, но его труды остаются незамеченными. Или же, наоборот, он понимает, что его знания устарели, его услуги больше никому не нужны, а возраст и страх уже не позволяют начать что-либо новое. Не меньше повлияет на состояние и потеря хорошо оплачиваемой работы.
  • Восприятие себя . Обычно с кризисом сталкиваются люди среднего возраста. Это связанно с угнетением себя мыслями, что большая часть жизни прошла, что еще многое не успели из того, что хотелось, а время неумолимо бежит.
  • Проблемы в семье . Уход одного из пары к новому партнеру больно бьет не только по самолюбию, но и заставляет начать процесс самоугнетения. Ведь быть в роли брошенного очень непросто.
  • Сложности в школе . Кризис зачастую свойственен подростковому возрасту. Особенно ярко он проявляется у детей, которые «не такие, как все». Они становятся изгоями, их не принимает общество, а реализовать себя в других направлениях и с другими людьми они еще не могут или не умеют.
Кризис личностного роста способен перерасти в состояние глубокой эмоциональной депрессии, из которой выйти без помощи психологов просто не получится. Родным крайне важно своевременно заметить симптомы и помочь человеку справиться с ситуацией.

Основные симптомы личностного кризиса


То, что у человека начался кризис, можно заметить невооруженным глазом. Его признаками являются:
  1. Изменения эмоционального состояния . Такие люди крайне апатичны ко всему происходящему и не выражают чувств. У них очень сложно вызвать улыбку или услышать искренний смех.
  2. Отрешенность . Кризис личностного роста у людей, столкнувшихся с ним, вызывает абсолютное равнодушие ко всему происходящему. Их не волнуют заботы и проблемы вокруг, они полностью погружены в себя. В некоторых случаях наблюдается раздражительность, нервность и даже агрессивность при попытках родных и близких вывести их из этого состояния.
  3. Нарушения сна . Личности с подобной проблемой очень плохо спят, регулярно встают ночью, а утром не могут проснуться.
  4. Физиологические изменения . При кризисе человек начинает отказываться от пищи или есть ее в очень малых количествах, что становится причиной быстрой утомляемости. Из-за недостатка сна меняется цвет и состояние кожи. Психическое расстройство может негативно повлиять на физическое самочувствие. Такие люди часто болеют из-за ослабленного иммунитета.
Начать работу по выходу из состояния придется с корректировки поведения, ведь проблема всегда сказывается на нем в первую очередь.

Особенности преодоления личностного кризиса

Угнетенное состояние обязательно отразится как на самом человеке, так и на его взаимоотношениях с окружающими. Он может полностью погрузиться в себя, не ища помощи. Когда же он понял, что необходимо что-то менять, то пришло время действовать. Если разобраться, то преодоление личностного кризиса по силам каждому человеку. Главное, не терять контроль и добиваться постепенно своей цели.

Оценка ситуации и составление плана для выхода из личностного кризиса


Чтобы понять глубину проблемы, необходимо трезво посмотреть на происходящее, отключить чувства. Если самостоятельно сделать это сложно, то можно попросить помощи у близкого человека.

Некоторые психологи рекомендуют написать список того, что вызывает недовольство. Описать, какая именно сфера жизни находится на критической точке. В некоторых случаях проблема абсолютно очевидна. Это может быть потеря работы, смерть близкого человека, болезнь или что-либо другое.

В любой ситуации нужно попытаться отделить эмоции от фактов и составить себе план действий. Выход из личностного кризиса в большей мере зависит от грамотно продуманного поэтапного списка работы. Чтобы вернуть себя прежнего, важно понять, что же делать дальше и куда стоит идти.

План будет эффективен только в том случае, если:

  • Четко поставить цель . Необходимо выбрать себе реальную и достижимую цель, которая хоть немного исправит всю плачевность ситуации: найти работу, выучить английский язык, поступить в институт, встретить вторую половинку, завести друзей, путешествовать. Сделать все, что поможет выйти из кризиса и доставит положительные эмоции.
  • Найти основной мотив . Стоит отметить, что их может быть несколько, но важно определить главный. К примеру, новая работа - это путь к хорошему материальному положению. То есть ставить себе цель и объяснять, что она даст.
  • Определить параметры поиска . Какую конкретно работу необходимо найти, что там делать, кем быть? Как должны воспринимать окружающие, коллеги, друзья? Как должен выглядеть рабочий день? Какой уровень дохода будет устраивать? Чем можно пожертвовать, чтобы добиться поставленной цели? На все эти вопросы придется ответить. Так можно грамотно определить потенциальную цель и не отступать от нее.
  • Написать список дел, которые необходимы на пути для достижения цели . Чтобы найти новую работу, нужно зарегистрироваться на бирже труда и заниматься поиском вакансий самостоятельно. Также можно обзвонить друзей и знакомых, ведь очень часто работа появляется неожиданным образом. Чтобы достичь больших высот, рекомендуется пойти на курсы повышения квалификации, подтянуть иностранные языки и уделить время своему самообразованию. Если главная цель - это найти друзей, то важно посещать общественные места, больше общаться и проявлять интерес.
  • Не отступать от плана . После его составления ни в коем случае нельзя давать слабину и отступать даже на один пункт. И, несмотря на то, что сразу результата не видно, это не значит, что зря приняты действия. Иногда для получения желанного «плода» нужно подождать.
  • Не опускать руки . Даже если какой-то пункт плана не поддается с первого раза, то это не повод сомневаться в своих силах. Многие успешные люди в начале своего пути по несколько раз сталкивались с неудачами. Легкий путь не ведет к чему-то великому и светлому.
Помните, что из любой ситуации всегда есть два выхода: остаться в том же положении и все время жаловаться или же начать что-то предпринимать. Активно действовать может не каждый, но важно заставить себе не оставаться на мертвой точке. Не стоит стесняться пользоваться помощью других людей, тем более, если они сами проявляют желание в этом поучаствовать.

Изменение поведения для преодоления личностного кризиса


Своеобразная инфантильность в поведении может привести к образованию проблемы. Справиться с ней поможет смена манеры поведения, переосмысливание ценностей и взглядов на жизнь.

В этом случае план действий дополнится следующими советами:

  1. Возьмите ответственность на себя . Каждый должен отвечать как за поражение, так и за победу. Невозможно пройти длинный путь без этих двух составляющих. При поражении нельзя падать духом, нужно просто сделать вывод и не повторять свои ошибки в будущем. Не стоит искать виновных при поражении - это очень плохой спутник успеха.
  2. Перестаньте смотреть по сторонам . Очень многие современные люди находятся под влиянием социальных сетей, где одноклассники, друзья и знакомые выкладывают свои фотографии с ярких путешествий, счастливых моментов или удачных покупок. Коллеги также хвастаются поездками, приобретениями в дом. Никогда не нужно сравнивать свою жизнь с другими. Также молодые люди часто смотрят на своих школьных друзей и видят, как прекрасно сложилась их семейная жизнь и карьера. Человек может начать паниковать из-за того, что чего-то не имеет. Если регулярно сравнивать свою жизнь с более состоятельными людьми, то это прямой путь к личностному кризису.
  3. Избавьтесь от постоянных ожиданий . В большинстве случаев жизнь идет не по плану, и это нужно признать как неоспоримый факт. Некоторые ожидания оправдываются, а другие проходят мимо. В любом случае нет повода огорчаться и, тем более, погружаться в депрессию. Следует научиться избавляться от постоянных ожиданий, а если что-то не получилось, то смириться с этим и попробовать достигнуть цели еще раз.
  4. Прекратите надеяться на кого-то . Также не стоит возлагать большие ожидания на других людей. Это особенно актуально в том случае, если человек хочет завести отношения и семью.

Важно! Не бывает идеальных людей, а большие ожидания поражают лишь большие разочарования. Запомните одну простую истину: всегда будут лучше и хуже вас, не стоит гоняться и соревноваться с кем-то, лучше бороться с самим собой и каждый день покорять собственные вершины.

Работа над собой для выхода из личностного кризиса


Для людей очень важно чувствовать себя красивыми и успешными. Это придает уверенности, смелости и любви к себе. Поэтому огромное значение в борьбе с личностным кризисом играет усовершенствование личности, например:
  • Осуществление реальной мечты . Практически у каждого человека есть маленькая мечта, на которую не хватало сил или времени. Возможно, всегда хотелось научиться вязать, заняться флористикой или вкусно печь, отправиться на рыбалку в неизведанные места или покорить гору. Не ограничивайте себя, вдохновляйте свою натуру и занимайтесь тем, что приносит душевное удовольствие. Люди, которые уделяют время такому занятию, никогда не будут погружены в личностный кризис.
  • Занятия спортом . Это может быть не просто тренажерный зал, современная сфера позволяет найти занятие по душе. Для девушек прекрасным вариантом могут стать танцы, ведь они не только усовершенствуют фигуру, но и добавляют женственности. Если наблюдается личностный кризис у мужчин, то можно выбрать какие-то боевые виды искусства или бассейн. У некоторых людей нет времени посещать отдельные занятия, в таком случае идеальным вариантом станет утренняя пробежка. Плюс ко всему такое времяпровождение позитивно влияет на мозговую деятельность. Стоит отметить, что во время занятий спортом стимулируется выработка гормона, который отвечает за наше ощущение счастья.
  • Уход за собой . Как показывает статистка, личностный кризис у женщин очень часто появляется из-за недовольства своим внешним видом. Но и мужчины также подвержены этому фактору, хоть и в меньшей степени. Если не нравится отражение в зеркале, то нужно попытаться сделать из себя того человека, которого хотите видеть каждое утро. Конечно, для этого придется приложить немало усилий, но результат стоит того. Изменить прическу, стиль одежды, манеру разговора, цвет волос - это под силу каждому. Все, что угодно, лишь бы внешний вид вдохновлял выйти из дома и начать делать важные поступки.

Бывает и так, что все меры оказываются практически бесполезными. Зачастую с этим сталкиваются люди, которые ставят нереальные требования к себе и своей мечте. Поэтому неизбежным становится срыв.

Как избежать психического срыва во время личностного кризиса


Любой кризис доходит до своего апогея, и в этот момент крайне важно предотвратить психический срыв. В противном случае справиться с проблемой поможет только профессиональный психолог.
  1. Больше танцуйте . Психологи выяснили, что во время стресса человек сам себя помещает в так называемый панцирь, ему сложно раскрепоститься и выплеснуть негативные эмоции. Очень важно уметь эмоционально расслабиться. Чтобы не позволить негативу взять верх, нужно танцевать каждый день до тех пор, пока не появится расслабленность в мышцах. Тело должно двигаться легко, непринужденно, без лишней скованности. Для этого обязательно необходимо подобрать свою любимую динамическую музыку. Психологи считают, что если танцевать не менее пяти минут в день, то тело станет более гибким, а значит, у него начнет вырабатываться устойчивость к стрессу.
  2. Научитесь быстро «выдыхать» и расслабляться . Кризис - это именно то состояние, которое заставляет быть в постоянном напряжении. Поэтому важно научиться расслабляться и оставлять негатив позади. К тому же к решению любой проблемы лучше приступать после того, как полностью избавился от прошлого опыта. Напряжение - это болезнь, стресс, кризис и страх. Расслабление - это успех, радость, творчество и легкость. Сегодня можно найти огромное количество методов релаксации, которые помогут добиться поставленной цели. Если стресс застал врасплох, то есть один простой и действенный способ: максимально напрячь все мышцы тела и задержать дыхание на пять-десять секунд, а затем резко выдохнуть. Постарайтесь подышать глубоко хотя бы пару минут.
  3. Сосредоточьтесь на позитивных мыслях . Даже в кризисе есть позитивная сторона, и стоит думать только про нее. К примеру, в большинстве случаев заставляет начать действовать какой-то негативный момент. Он подталкивает на саморазвитие и усовершенствование своего внешнего вида. Поэтому кризис может заставить стать лучше. Необходимо настроить себя исключительно на положительные мысли. Даже если все это не помогает думать в позитивном ключе, стоит сочинить какую-либо историю с хорошим финалом и поверить в нее. Например, в то, что реально добились своей конечной цели и полностью счастливы. Многие психологи утверждают, что вера в себя - это половина пройденного пути.
  4. Хвалить себя обязательно ! Если концентрировать внимание исключительно на негативных моментах, то можно полностью потерять контроль над ситуацией. Плюс ко всему, это помещает достигнуть будущей поставленной цели. Каждый раз, когда маленькая цель будет успешно завершена, хвалите себя. Сосредоточьтесь и действуйте.
Как преодолеть личностный кризис - смотрите на видео:


Во время стресса важно сфокусироваться на конечном результате. Это позволит избежать всех неудач и добиться своего. Не обращайте внимания на внешние обстоятельства, а просто действуйте. Во время кризиса необходимо быстро расставить себе цели и добиваться их. Каждая покоренная вершина постепенно будет выводить из депрессивного состояния. Если вы начнете долго продумывать все плюсы и минусы конкретной ситуации, к примеру, смены работы, то принять решение будет крайне сложно. Поэтому действуйте быстро и думайте только о хорошем.

Вторая глава нашей работы будет посвящена основным видам кризиса личности. В психологической науке представлены различные подходы и взгляды на понимание сущности кризисных явлений и их типологизации. На наш взгляд, все кризисы личности, которые встречаются на жизненном пути, можно разделить на две большие группы, а именно «Кризисы материального и социального «Я» » и «Кризисы духовного «Я» »

Кризисы материального и социального «Я» мы рассмотрим через:

· профессиональные кризисы

А кризисы духовного «Я» мы будем рассматривать через:

· критически смысловые кризисы

· жизненные кризисы

По силе воздействия на психику можно условно выделить три ступени кризиса: этажное, углубленной и глубокое.

· Этажный кризис проявляется в росте беспокойства, тревоги, раздражения, несдержанности, недовольства собой, своими действиями, планами, взаимоотношениями с окружающими. Чувствуется растерянность, напряженность ожидания злополучного развития событий. Возникает безразличие ко всему, что волновало, теряются некогда устойчивые интересы, сужается их спектр. Апатия непосредственно влияет на снижение работоспособности.

· Углубленный кризис проявляется в чувстве бессилия перед тем, что происходит. Все падает из рук, теряется возможность контролировать события. Все вокруг только раздражает, особенно ближайшие, которые должны терпеть вспышки гнева и раскаяния. Деятельность, которая всегда была легкой, теперь требует значительных усилий. Человек устает, становится печальной, пессимистично воспринимает мир. В ней нарушаются сон, аппетит. В зависимости от индивидуальных особенностей могут возникнуть агрессивные реакции. Все эти симптомы усложняют контакты, сужают круг общения, способствуют росту отчужденности. Собственное будущее вызывает все более серьезные опасения, человек не знает, как ей жить дальше.

· Глубинный кризис сопровождается чувством безнадежности, разочарование в себе и других. Человек остро переживает собственную неполноценность, никчемности, ненужности. Впадает в состояние отчаяния, которое сменяется апатией или чувством враждебности. Поведение теряет гибкость, становится ригидностью. Человек уже не в состоянии спонтанно проявлять свои чувства, быть непосредственным и креативной. Она углубляется в себя, изолируется от родных и знакомых. Все, что ее окружает, кажется нереальным, ненастоящим. Смысл существования теряется.

Наша задача в данной главе заключается в рассмотрении и изучении основных видов «кризиса личности» встречающихся у человека.

Кризисы в материальном и социальном «Я»

Как говорилось ранее к кризисам материального и духовного «Я» мы относим такие кризисы как:

· кризисы психического развития

· профессиональные кризисы

Кризисы в материальном и социальном «Я» мы будем рассматривать через кризисы психологического развития.

Кризис развития -- это следующий основной элемент механизма развития человека. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.

В отечественной психологии термин «кризисы возрастные» был введён Л.С. Выготским. Сам Л.С. Выготский под возрастным кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис -- это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...»

В нашей работе мы выделяем следующие кризисы:

Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими - кризис социальных отношений».

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию.

Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может поступать вопреки своим желаниям.

Кризис 7 лет. Выделение этого кризиса в развитии ребенка связано с именем Л. С. Выготского. Он отметил, что старшего дошкольника характеризуют манерничание, капризность, нарочно вычурное, искусственное поведение, вертлявость и паясничание. И в целом его отличают общая немотивированность поведения, упрямство, негативизм.

Анализируя эти проявления, Л. С. Выготский объяснил их утратой детской непосредственности, непроизвольности поведения, которая исчезает как результат начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. Другой отличительной особенностью этого критического периода Л. С. Выготский считал возникновение осмысленной ориентировки в собственных переживаниях: ребенок вдруг сам открывает факт наличия собственных переживаний, открывает их принадлежность ему и только ему, и сами переживания приобретают для него смысл.

Л. И. Божевич писал, что у ребенка этого возраста появляется осознание своего «социального "Я"». Именно в это время появляются игры "в школу" и имитация "работы" взрослых. По мнению Л. И. Божович, в основе кризиса 6--7 лет лежит конфликт, возникающий в результате столкновения образовавшихся в процессе развития качественно новых потребностей с неизменившимся образом жизни ребенка и отношения к нему взрослых. Последнее препятствует удовлетворению возникающих у ребенка потребностей и вызывает у него явления фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются возникающими к этому времени психическими новообразованиями.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Подросток стремится к эмансипации.

Так же этом возрасте формируется «Я- Концепция». Она включает в себя «Я-реальное» и «Я-идеальное». «Я-идеальное» это некий «идеальный образ», с которым себя ассоциирует подросток.«Я-реальное» это то, кем на самом деле является подросток в социальной среде.Несоответствие «Я-реального» и «Я-идеального» приводит к пубертатному кризису.

Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие - на поиски работы. Ценность образования - большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время - уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем - мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Кризис середины жизни. (30 до 55 лет).

Кризис середины жизни - это особый возрастной этап в структуре жизненного пути человека, который может быть успешно преодолен лишь при условии осмысленного отношения к личностно значимым мотивам или потребностям, которые определены каждым как ведущие или основные. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис «середины жизни» возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность.

Кризис «середины жизни» нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».

Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис «середины жизни» нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов - непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них - способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса «середины жизни» человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис старения и смерти.

Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, трансформируясь в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни. Наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчетливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности.

Актуализация танатологических размышлений обусловлена не только патологическими изменениями, ведущими к ухудшению здоровья и повышению вероятности смерти, но и особенностями образа жизни старого человека. К последним можно отнести определенную монументальность внутренней субъективности, дистанцированность от сиюминутных социальных раздражителей, существенное ослабление мотивов достижения успеха, комфорта, карьеры. Человек, освободившийся от всего тривиального и поверхностного, может сконцентрироваться на сфере глубинного и существенного.

Старение, смертельные болезни и умирание воспринимаются не как составные части процесса жизни, а как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности возможностей управлять природой. С точки зрения философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и успеха, умирающий является потерпевшим поражение.

Религия, способная быть значительной поддержкой для умирающего, в значительной степени утратила смысл для среднего человека. Западные религии низведены до уровня формализованных обрядов и утративших внутренний смысл церемоний. Взгляд на мир, выработанный наукой, базирующейся на материалистической философии, усиливает тяжесть положения умирающего. Ведь согласно такому подходу за пределами материального мира ничего не существует. Физическое уничтожение тела и мозга есть необратимый конец человеческой жизни.

Пожилые и престарелые люди, как правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни.

В.В.Козлов, ЯрГУ

Если ты дашь проявиться тому, что есть в тебе,
То, чему ты дашь проявиться, спасет тебя.
Если ты не даешь проявиться тому, что есть в тебе,
То, чему ты не даешь проявиться, разрушит тебя.
Евангелие от Фомы

Н а мой взгляд, переживание кризиса, как и архаическое инициатическое путешествие героя, можно разделить на пять основных этапов, неких форм существования, отличающиеся по смыслу и силе переживания: обыденная жизнь человека с его привычными заботами и функциями, зов, смерть-возрождение, урок, завершение кризиса и возвращение к обычной жизни с новыми качествами.

Обыденное существование

Первая форма является обжитым способом жизни для каждого из нас. Мы существуем в соответствии условностями общества, без сильных напряжений – «как все». Общественные убеждения, мораль и ограничения нами или принимаются безоговорочно, как вполне естественные или мы их нарушаем настолько, насколько их нарушают все. Каждый человек в России знает, что добропорядочный гражданин не должен нарушать законы и правила (налоговые законы, правила дорожного движения и др.). Мы их нарушаем настолько, насколько это нарушение является мерилом здравомыслия и настолько, насколько это делают все.

В науке эта стадия развития человека называется линейной. В силу простоты и понятности это обозначение является правильным. На этой стадии мы далеки от необычных вопросов и глобальных проблем, если, конечно, они не являются привычным способом структурирования пространства и времени. Обыденность, понятность, серость, наполненная иллюзиями – вот характеристики этой формы жизни. Из этой стадии перспективы жизни встроены в привычное мировосприятие, поняты, мы обладаем предельным знанием, что хорошо, что плохо, как надо поступать, как не надо, куда надо стремиться, куда не надо… Все знания, умения, навыки, которые мы приобретаем на этой стадии, являются выражением наших привычных тенденций, мотивов, целей, интересов.

На Востоке это состояние, эту обусловленность обозначают ослабленным, затуманенным состоянием сознания, санскарой или майей. Азиатское продвинутое мышление обозначает как захваченность иллюзиями, в европейской философии и психологии это описывается как всеобщий гипноз, транс консенсуса или стадный менталитет, который не замечается, поскольку разделяется всеми.

Не знаем мы тревог, ни радости, ни боли… а если они и присутствуют в нашей жизни, то не имеют шокирующей интенсивности: «Бог страдал и нам велел». Все хорошо настолько, насколько это социально допустимо. Все плохо настолько, насколько бывает у всех…

Я бы сказал, что на этой стадии ничего не происходит, даже если кто-то умирает или рождается – это происходит со всеми и не нарушает ритма жизни.

Для основной массы жизнь является нормальной в той степени, насколько она привычна и обыденна. Более того, человек предпринимает все возможные усилия для того, чтобы сохранить эту «нормальность». В некотором смысле мы спим и видим сон, который жизнью зовется, и тихо ненавидим тех, кто хочет разбудить нас. В стабильном, линейном отрезке своей жизни люди, как правило, живут в зоне комфорта. В этой зоне ничего не происходит или просто происходит жизнь: время и пространство структурированы в соответствии с мотивационно-потребностной и ценностно-ориентационной системами личности. Смыслодеятельностные структуры самодостаточны и стабильны. В этой зоне наблюдается налаженность социально-психологических коммуникаций. Жизнь в комфортной зоне связана с привычным образом, стилем существования. Ассоциативно вспоминается человек-машина Гурджиева. Жизнь в комфортной зоне А.Пятигорский называл профанической, обычной, обыденной.

Интенсивность жизненных обстоятельств такова, чтобы поддерживать некую фоновую активность существования. Нельзя сказать, что в этой зоне нет проблем, напряжений, конфликтов. Они, вне сомнения, существуют, но имеют обыденный характер и являются некими характеристиками привычных способов взаимодействия с внутренней и внешней реальностью.

В комфортной зоне нет вызова, ситуаций, фрустрирующих личность. У личности существует запас прочности, запас опыта, система знаний, умений, навыков, чтобы линейно проструктурировать смыслодеятельностное поле и при этом не встречаться с неразрешимыми ситуациями. Помните: “Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет”. Именно такова стратегия жизни в комфортной зоне. Именно такова основная стратегия личности как сложной системы, стремящейся к гомеостазису. Более того, я думаю иногда, что многие психологические структуры на уровне восприятия жизни таким образом устроены, чтобы сохранить существование в комфортной зоне. Любая сложная система может функционировать только имея порог чувствительности. Мы как бы не замечаем или не присоединяемся, не хотим вовлечься в эмоциональные состояния с ситуациями, грозящими комфортному гомеостазису. Все защитные механизмы устроены в соответствии с этой логикой. Порог чувствительности часто специально снижается именно нашим стремлением к жизни в зоне комфорта.

Существование в зоне комфорта обеспечивается несколькими переменными:

а) бесконфликтностью между основными глобальными структурами “Я-материальное”, “Я-социальное”, “Я-духовное”. Вне сомнения, без всякого напряжения и конфликтов внутри этих сфер и и между ними существование личности невозможно. Конфликты и противоречия являются источником функционирования личности. Важно, что эти конфликты не обладают травмирующей интенсивностью, не имеют стрессогенного заряда. Существование внутри комфортной зоны всегда связано с идеей правильности жизни, с идеей стабильности “Я” .

б) тотальной отождествленностью с “Я” и табу на взаимодействие с “не-Я”.

в) снижением порога чувствительности и высокой селективностью к выражениям “не-Я” за счет увеличения внутренней жесткости и ригидности “Я”.

Во многих культурах существовали в переломные моменты жизни, которые являлись для членов сообществ критическими, кризисными, определенные ритуалы перехода из одного статусного состояния в другое.

Например, существовали ритуалы инициации подростков во взрослое состояние. Перед ним молодых людей специально готовили к этому важному моменту в их жизни. Они овладевали основными производственными навыками, усваивали основные традиции и нормы поведения в обществе, знали наизусть необходимые заклинания, молитвы, ритуальные церемонии. После прохождения этого ритуала молодой человек, до сих пор неполноценный член общества, становился его полноценным членом.

Во многом кризисное состояние напоминает обряд инициации, т.е. посвящения личности в новые тайны жизни. Именно кризисы приводят личность к глубинному переживанию тайны смысла жизни, духовные пространства культуры. Кризис это не просто способ переведения личности в новое качество и более полноценного социального индивида, но и нечто большее.

Кризисное состояние является посвящением в ядерную смысловую структуру, приводящее к включению в сознание личности новых жизненных ценностей и таким образом становится действительным преображением индивида.

Кризисное состояние является испытанием на соответствие новой ситуации в материальном, социальном, духовном Я., новым социальным требованиям. Психологически кризисное состояние требует концентрации воедино всех сил для решения задач, которые ставятся перед личностью. Позитивная дезинтеграция происходят тогда, когда у личности имеются силы и навыки организации активности по преодолению испытания, а также когда она может и умеет собрать их в одно целое в данный момент. Для позитивной дезинтеграции необходимы навыки осознания, самоконтроля, саморегуляции.

Кризисное состояние всегда является лишением, фрустрацией. Кризис в некотором смысле является хирургическим вмешательством в структуру личности. Человек привыкает к определенной структуре своей жизни и идентификаций, которые в основном являются внешними по отношению к психической реальности – образ и состояние тела, пища, одежда, более или менее комфортные условия существования, счет в банке, автомобиль, жена, дети, социальный статус, смыслы и духовные ценности. Кризисное состояние лишает некоторых элементов внешней опоры и именно при этом вычленяет, что человеческого останется от человека, что у него останется внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только убрать внешнюю поддержку. В психологии существует красивая метафора формирования «внутренней матери». При полноценном развитии ребенка у него формируется образ внутренней матери. Сначала есть реальная, “внешняя” мать, она любит ребенка, поддерживает, помогает, и ребенок знает, что всегда может к ней обратиться в трудную минуту, и она придет и поможет. И вот при правильном развитии у ребенка постепенно формируется образ внутренней матери. Он как бы вбирает в себя свою реальную мать и сам себе оказывает поддержку. Сначала мать оставляет после себя различные заместители (игрушки, например, которые напоминают ребенку о присутствии матери), затем постепенно формируется и внутренний образ матери. Мать свою любовь, свои навыки оказания помощи и правила принятия решения в трудную минуту оставляет ребенку. Так ребенок остается с матерью на всю жизнь.

А если такого образа у человека внутри нет, он будет все время цепляться за внешнее, искать поддержки и утешения вне себя.

Кризис всегда является вызовом для личности. Он является испытанием на укорененность, интроецированность каких-то важных установок личности.

Кризисное состояние это также и разрушение всего внешнего, неукорененного, всего, что сидит в человеке неглубоко. И одновременно - это проявление внутреннего, укорененного, действительно личного. Это разрушение внешнего и проявление внутреннего важно, прежде всего, для истинного созревания личности, становления Человеком. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, соприкосновение с истинной экзистенциальной глубиной человеческого существования.

Любой значимый шаг в развитии личности предполагает понимание своей ограниченности и выхода за свои пределы. Это не война всех против всех или бунт, предполагающий конфронтацию с социальными законами сосуществования и этическими нормами.

Это изменение места восприятия себя в жизни, смотрения на себя из-за пределов себя и честное признание своей ограниченности, иллюзий.

В конце концов, законом развития является то, что появляются какие предвестники изменений. Сперва незаметно, но затем все интенсивнее жизнь начинает указывать тебе, что то лоно, которое ты обжил, уже устарело или тесно ли от нее пахнет затхлостью. Слышишь ты, или не слышишь – зов к изменениям начинает заполнять пространство твоей жизни. И этот зов мы называем кризисом.

Зов кризиса многолик.

Это может быть ломка устоявшихся представлений о своем теле и других частей материального Эго: болезнь, угроза смерти, потеря дома или денег. Это может быть шокирующее столкновение с болезнью, старостью или смертью, как это было с Буддой. Иногда не само лишение значимой части своего материального существования, а даже угроза этого лишения становится причиной кризиса, его зовом.

Часто зов может реализоваться через ломку привычных социальных отношений и отождествлений с ролями и статусами: потеря работы, измена жены, невозможность заработать деньги, лишение перспектив профессионального роста, развод, потеря детей, друзей, близких родственников… Зов тем сильнее, чем более значимых частей социального тела касается его сметающая сила.

Еще интенсивнее зов кризиса проявляется в духовных измерениях личности. Это может быть зкзистенциальный кризис, ломающий все его привычные представления и убеждения. Иногда зов может прийти и как толчок изнутри: впечатляющее сновидение или видение, случайно кем-то оброненная фраза, отрывок из книги, либо как глубокий и искренний отклик на учение или учителя.

Зов может воплотиться в зловещие фигуры экзистенциальной тоски, чувства одиночества и отчужденности, абсурда человеческого существования, мучительного вопроса о смысле жизни. Духовный кризис может принять форму щемящей, как бы беспричинной божественной неудовлетворенности, лишающей смысла привычные интересы, малые и большие удовольствия жизни от секса, славы, власти, телесного наслаждения.

Мы можем предположить, что зов является по интенсивности проявлением гурманской зоны, которая менее обжита человеком, но более наполнена жизненностью и странной привлекательностью. Само название уже говорит о чарующей притягательности того, что редко встречается.

Гурман (фр.gourmand) – любитель и знаток тонких блюд, лакомств, то есть основная масса людей вполне удовлетворена яичницей с колбасой, но есть несколько человек среди тысячи, которым обязательно для полноценной жизни нужно попробовать внутренности тигровой змеи или шею летучей мыши. Гурманская зона притягательна необычными переживаниями и основное эмоциональное содержание – смесь любопытства и страха: «Страшно, но любопытно», «Любопытно, но страшно». Не зря самое пиковое выражение любопытства в русском языке «страшно любопытно».

Гурманская зона всегда является возможностью в некоторой степени опасного, но реального расширения внутреннего опыта.

Гурманская зона всегда связана с соприкосновением со стенками «не Я».

Интенсивность гурманской зоны прямо пропорционально связана со степенью напряжения между фрагментами «Я» и «не-Я» в материальном, социальном, духовном аспектах. С гурманской зоной имеют ассоциативную связь такие слова, как «встряхнуться», «взбодриться», «оторваться», «расслабиться»… Как показывает смысловой анализ, не так важно, каким образом повышается интенсивность, важно, что личность «прерывает» линейность комфортной зоны новыми состояниями. Гурманская зона является игрой «хочу» и «случается», то есть соприкосновение с этой зоной связано с субъективным желанием или объективными обстоятельствами.

Комфортная зона при всей своей стабильности, устойчивости и надежности, в конце концов вызывает тошноту и скуку. Эти чувства появляются особенно быстро, если в личности достаточно много жизненной энергии. Я думаю, что если человека еще раз поместить в рай, он и сегодня, при всем своем знании и опыте, опять найдет Древо Познания и вкусит запретный плод.

Личность осваивает новые области переживаний, приобретает новые знания, умения, знания именно в гурманской зоне. Л.С. Выготский писал о зоне ближайшего развития как наиболее оптимальном варианте обучения. Гурманская зона и есть зона ближайшего развития.

Обучение или сверхобучение происходит именно в той жизненной ситуации, когда незнание или неумение опасны. Это хорошо знают студенты во время сессии.

Гурманская зона имеет огромный положительный потенциал в силу того, что вызывает к жизни ресурсы личности, повышает физические, интеллектуальные, эвристические и другие психологические возможности. Одновременно гурманская зона – тренировка новых возможностей, открытие новых перспектив жизни и узнавание ее новых граней.

Существуют две неприятные закономерности во взаимодействии с гурманской зоной:

– чем больше мы исследуем ее, тем дальше сдвигаются ее границы, тем большей интенсивности нам нужен опыт для достижения новых состояний или воплощенного проживания старых. То есть каждое взаимодействие с гурманской зоной раздвигает зону комфорта и нужна все большая интенсивность опыта, чтобы достигнуть гурманской зоны.

– длительное пребывание в гурманской зоне приводит не только к “наркомании интенсивностью” и девальвации комфортной зоны, но и к психобиологическому истощению, к формированию привычки жить на пределе возможностей и как следствие – к кризисным состояниям с негативной дезинтеграцией.

Не так важно, какую форму принимает зов кризиса. Важно, что он слышен в интенсивности опыта большем, чем при обыденном существовании. Важно, что он задевает самые важные струны личности, извлекая душераздирающий крик отчаяния и показывает ограниченность возможностей Эго, привычного восприятия жизни и зовет человека к новым просторам развития. Важно, что он вызывает страх и панику, одновременно любопытство и воодушевление.

Этот вызов ставит человека перед выбором:

· идти вслед за зовом в непонятные и неизведанные области реальности, к новым территориям личности, сознания, деятельности, к новому качеству жизни;

· не принимать вызова, как бы не замечать надвигающегося кризиса и глубже закрыться в привычном.

И в том, и в другом случае человек находится в ситуации кардинального выбора, который только при первом приближении кажется выражением свободы человека. Выбор не только высший дар. Часто он становится проклятием для рефлексирующего и сомневающегося человека. Именно в момент зова нужно вспомнить слова Ницше: «Созидающие – будьте тверды».

Зов – это послание судьбы о демиурговом предназначении человеческого духа.

Глухота к зову, вызванная анестезией любопытства страхом может обернуться для человека сожалением об упущенных возможностях, что все могло быть по другому – лучше, сильнее, глубже, ярче…

И тот покой, выбранный в какой-то момент ради привычного дивана и лежания в сытой лености перед телевизором, может оказаться отравленным чувством нереализованности, никчемности, блеклости привычного существования.

Если вызов услышан, то, по большому счету, человека может ждать более незавидная судьба, чем привычная обыденность. Но таков путь мистерии кризиса – все пять форм осваиваются только воинами по духу или неистовыми в своей решимости пережить и стать другими.

Смерть и возрождение

Эта фаза является кульминационной в переживании кризиса. Опыт этой фазы заключается в безжалостном уничтожении важных прежних опор и основ в жизни человека. Эту форму мы можем обозначить как смерть прежней структуры, содержания Эго, его оценок, отношений. Смерть прежней структуры может являться следствием интенсивного физического переживания (сексуального, болевого, изменения образа я), эмоциональной катастрофы, интеллектуального поражения, морального крушения. Смерть и возрождение наступают только в шоковой интенсивности опыта или кумулятивном эффекте сильных переживаний из гурманской зоны.

При кумулятивном эффекте гурманской зоне и истощении биопсихического потенциала шоковый эффект может индуцироваться мгновенной «последней каплей». При истощающем кризисе человек сначала эффективно справляется с серией отдельных или связанных со стрессом событий, следующих одно за другим. Но в конце концов сопротивление ослабевает, и человек может дойти до точки, когда уже не имеет достаточных сил и ресурсов - внешних и внутренних - для того, чтобы справиться с кумулятивным эффектом последующих ударов. В такой ситуации состояние острого кризиса неизбежно.

При шоковой интенсивности внезапный катаклизм в материальном, социальном или духовном Эго может вызвать сильную эмоциональную реакцию, которая подавляет адаптивные механизмы индивида. Поскольку событие происходит неожиданно и человек обычно не имеет времени подготовиться к страшному удару, он может впасть в эмоциональный шок и "чахнет". Шоковая интенсивность всегда связана с воздействием кризиса на важные ядерные конструкты личности – образ я, интегративный статус, экзистенциальные ценности.

Рис. Три зоны интенсивности опыта.

j – интенсивность, t – временной континуум

Из шоковой зоны всего 4 выхода:

Позитивная дезинтеграция с переходом на новый качественный уровень целостности сознания и личности,

Сумасшествие с различным возможным содержанием,

Негативная дезинтеграция с потерей социальных коммуникаций, жизненности и возвратом в комфортную зону с минимальным уровнем витальности,

При позитивной дезинтеграции смерть Эго воспринимается не как исчезновение с его метафизическим страхом небытия, а качественное преобразование, уход от привычного восприятия мира, чувства общей неадекватности, необходимости сверхконтроля и доминирования. Смерть Эго - это процесс самоотречения. Эта форма нам раскрывается через переоценку всех ценностей, изменение целей жизни. На этой стадии многое из того, что казалось ценным, таковым больше не является. Многие важные смыслы «сдувает ветром перемен» и человек может с ними расстаться. Символизм смерти и возрождения на уровне индивидуального осознания вызывает к жизни манифестации мифологических аспектов разрушения и жертвенных персонажей.

Кризис это смерть прежней идентичности, уже не соответствующей задачам текущего этапа личностного развития. И в смерти возрождается новая ткань жизненности. Старый образ себя должен умереть, а из его пепла должна прорасти и раскрыться новая индивидуальность, более соответствующая эволюционной, материальной, социальной и духовной цели.

В новом, принятом качестве возникает чувство духовного освобождения, спасения и искупленности. Человек воспринимает глубинный смысл свободы, как состояния. Содержание этого этапа связано с непосредственным рождением новой личности. На этой стадии процесс борьбы за новые качества подходит к своему концу. Движение по передрягам кризиса достигает кульминации и за пиком боли, страдания и агрессивного напряжения следует катарсис, облегчение и наполнение жизни новыми смыслами.

Одновременно с этим, нужно учесть, эта фаза является не только стадией психобиологической или социально-психологической эволюции человека, но также реальным переживанием психодуховной эволюции. Этот этап кроме включенных в них индивидуальных личностных переживаний имеет выраженное архетипическое, мифологические, психодуховное, мистическое содержание, имеет отчетливо нуминозный характер и связан с глубокими экзистенциальными инсайтами, которые открывают всеобъемлющее единство за миром разделенности.

Фаза урока требует от личности дисциплины и умения быть «учеником кризиса». Для нее очень существенен конструктивный опыт. За смертью и возрождением важен поиск новых целей, стратегий жизни, новых ценностей. Нахождение их может стать прорывом, который круто меняет восприятие мира. Это могут быть новые социальные проекты, прозрения, касающиеся экзистенциальных смыслов существования, понимание своего места в обществе и своей миссии. В духовном пространстве это может выражаться в просветлении, саттори, освобождении, единении с Богом, или в чувстве необычной легкости, ясности и простоты жизни.

В период осознания и прояснения перспектив в новом качестве люди особенно чувствительны к помощи. Привычные защитные механизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными, и человек становится более открытым для внешних влияний. Минимальное усилие в этот период часто может дать максимальный эффект, и соответствующим образом направленная небольшая помощь может улучшить ситуацию эффективнее, чем более интенсивная помощь в периоды меньшей эмоциональной восприимчивости.

За счет опыта кризиса в этой фазе у личности появляются новые механизмы разрешения конфликта и развиваются новые адаптивные способы, которые помогут человеку в будущем более эффективно справиться с такой же или подобной ситуацией.

Главным уроком кризиса, на мой взгляд, является Равностность. Это состояние равного ко всем и ко всему отношения - глубинное выражение фактуальности жизни. Для нас жизнь это всегда вовлеченность в отношения. Мы кого-то любим, кого-то ненавидим, к кому-то равнодушны, кого-то презираем, что-то считаем правильным, что-то неправильным... В Равностности нет разницы между людьми независимо от пола, возраста, расовой, кастовой или этнической принадлежности, достатка, образования, родственных отношений... Из точки Равностности нет различия между негром и русским, японцем и чеченцем, евреем и татарином, моей женой и матерью, моим сыном Вадимом и эвенком, сидящим в чуме, миллиардером и нищим, сущностного различия между Христом и Буддой Шакьямуни, Мохаммедом и Ошо. Из пространства Равностности нет различия между человеком и другими живыми существами. В этом смысле кот Максим, лежащий прямо сейчас рядом на кресле, на сущностном уровне равен Бодхидхарме и обладает той же природой. Равностность это не равнодушие. В православной религии аналогом этого состояния является Великое смирение. Равностность это состояние беспристрастного отношения к реальности - к живой и неживой, пробужденной и спящей, к духовной и бездуховной, к словесной, эмоциональной, перцептивной, символьной, знаковой... Человек наблюдает за рекой жизни и является наблюдением вне отношений и вовлеченности.

Он ни за что не хватается и ничего не считает своим, у него ничего нет, и в то же время есть все. В нем все есть: все состояния, все идеи, все реакции - он ничем не является. Он встал над полем человеческих переживаний. И уже из этой точки имеет возможность входить в любую форму, в любое переживание, в любое состояние, в любое отношение, в любой контакт с реальностью, не теряя связи с состоянием Равностности.

Одновременно это состояние, когда главным остается служение другим людям и человек полностью проявлен в своей духовной потенции. Он свободен от отождествлений, желания быть кем-то и чем-то, но урок мудрости, полученный из кризиса, делает его проводником высших ценностей человеческого существования – любви, милосердия, сострадания, понимания, сопереживания. Именно кризис выявляет сущностное понимание гуманизма как признания самоценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Урок кризиса в высших проявлениях является уроком добродетели – священной обязанности служения каждому человеку на жизненном пути.

Завершение.

Когда кризис завершен, человек становится «умудренным опытом». Я предельно уверен, что личность не может пробрести качество мудрости в обыденности. Учитель рождается в горниле кризиса. Более того – любая стоящая личность формируется только через опыт кризиса.

Собственно – кризис закончился. Во внутреннем пространстве уже есть ясность понимания и «соль жизни на твоих ладонях».

Но внутренняя ясность недостаточна для полного завершения. Кризис имеет завершенность только в том случае, когда его опыт проявляется в возвращении в привычный социум и служении другим людям.

Ценность людей, которые прожили глубокий кризис, чрезвычайно велика не только для духовной, но и социальной, материальной жизни общества. Есть мудрая поговорка «За одного битого двух небитых дает». Часто опыт переживания личностного кризиса имеет такое качество, что является бесценным даром прозрения для сотен тысяч людей. Для многих людей моего поколения опыт Павки Корчагина был образцом преодоления трудностей. И сейчас, когда многие акценты оценок сместились, я чувствую его героический дух воина еще и потому, что он смог преодолеть эгоцентрические мотивы и для него потребность служить обществу была основной и непреодолимой.

Прохождение кризиса может быть и менее драматичным. Многие переживают кризис, но немногие достигают мудрости. Не всегда кризис вплетает в себя все пять форм в пиковой интенсивности. Мы переживаем в своей жизни много кризисов. Они похожи на серии кругов, подобно спирали, в которой личность возвращается снова и снова к своей обыденности, но каждый раз достигая более высокой перспективы, если конечно, какой-то из кризисов не приведет полному уничтожению личности и невозможности возврата в привычное лоно жизни.

Какое же значение имеет для нас этот время от времени повторяющийся опыт агонии эго, который мы обозначаем как личностный кризис?

Для меня ясно, что кризисы являются эволюционным вызовом. Это последний механизм селекции наиболее мощных и сильных личностей в борьбе социального выживания. Это мощное, извечное переживание, испытание которого приводит к предельной эффективности человека как носителя человеческого. Мы можем вспомнить в связи с этим Лао-Цзы, Будду, Махавиру, Бодхдхарму, Христа и тысячи других имен, для которых кризис стал горнилом нового понимания жизни. Но всех их объединяет то, что благо человека - это критерий оценки всего происходящего в жизни, а сам человек может быть для другого человека только целью, а не средством.

Ко многим кризис приходит непрошеным гостем. Но это ситуация является именно тем зовом, который ты можешь услышать и следовать за ним.

Кризис представляет собой сакральный процесс, скрытый в человеческой психике и таящий в себе эволюционный потенциал.

Именно он может привести к реконструкции психики, личности и сознания того порядка, который эволюционно необходим для человека и человечества.

И потому – да здравствует кризис и возможность пережить его мистерию во всех пяти формах.

Именно он рождает личность менее конфликтную, свободную от прошлого, менее привязанную к своим обусловленностям и к стадной ментальности, более здоровую и целостную.

Именно кризис рождает все лучшее в человеческом.

Наступает период, когда судьба, кажется, вызывает тебя на дуэль. Выиграешь – станешь победителем, проиграешь – так тому и быть. От этого испытания под названием кризис личности еще не удавалось уйти никому. Как распознать начало переломного этапа и каковы причины его появления? Как пройти черту с наименьшими потерями? Предлагаем вооружиться полезными советами, заранее готовясь к роковой встрече.

Что такое кризис личности

Кризис личности (личностный кризис) - это переломный момент, который определяет дальнейший ход жизни и характеризуется сильными эмоциональными переживаниями. Это период выбора нового направления и перехода на другой уровень восприятия действительности. Личностный рост имеет четкое требование – изменить стиль, образ мышления, отношение к миру, а также самому себе. Распознать начало переходного этапа можно с помощью конкретных симптомов.

Кризис развития: признаки, которые настораживают:

  • Чувство собственной неполноценности, чрезмерная закомплексованность
  • Беспомощность, страх перед решениями
  • Чувство одиночества (« …»)
  • Изменчивость в настроении, непостоянство
  • Противоречивость, двойственность мнения
  • Неспособность объяснить причины несвойственных своему характеру поступков

Причины кризиса

Существует три основных типа кризисов, каждый из которых имеет свои причины возникновения.

Возрастной порог

Личности имеют такое название, потому что переломные этапы поджидают человека в определенном возрасте, знаменуются рядом характерных особенностей и достаточно предсказуемы. Существуют детские возрастные ступени (3, 7, 14 лет), основные причины появления которых – это скачки в росте и становлении личности.

Взрослые сталкиваются с ответственными моментами в 18, 30, 40 и 60 лет, но они могут начаться раньше или позже. Это – периоды переосмысления своей жизни и перехода на новый уровень восприятия себя в окружающем мире. Они могут сопровождаться депрессиями, кардинальными имениями, переосмыслением прошлого.

Традиционно возрастной кризис развития поджидает накануне Дня рождения, когда вместо радостного настроения, накатывает паника и неконтролируемое желание подвести черту: «Что я успел сделать?», «Ну, чего я добилась в свои …», «Эх, сколько времени упущено…»

Достаточно знать особенные черты каждого из возрастных ступеней, чтобы подготовиться заранее, наперед знав, как пережить кризис.

Конкретная ситуация или их множественное число

Потеря близкого, резкое ухудшение материального положения, или переезд вызывают появление ситуативных кризисов, сложность которых состоит в их непредсказуемости. Начиная новый жизненный этап, мы не знаем, с чем придется столкнуться, а неопределенность всегда пугает.

Кроме того, чаще всего происходит так, что, беда не приходит одна, а приносит за собой цепочку разных неудач. Это наваждение способно загнать в тупик, выход из которого не всегда прост. Именно об этом этапе можно сказать: «Что не убивает, то делает нас сильнее».

Переоценка ценностей

Пересмотр сложившейся системы ценностей и поиск новых жизненных ориентиров приводят к экзистенциальному (духовному) кризису. Он может возникнуть впоследствии переживания двух предыдущих этапов или независимо от них.

Экзистенциальный кризис считается важным периодом в становлении личности.

Этапы развития кризиса личности

Независимо от типа, любой кризис личности имеет начало, пик и завершение. Естественно, эти фазы размыты и условны, но они позволяют понять или предугадать эмоционально состояние человека, переживающего переломный момент.

Этап погружения

  • Происходит эмоциональный взрыв
  • Ухудшается общее физическое здоровье
  • Путается алгоритм действий, решения — хаотичны
  • Возможен «уход в себя»
  • Одолевает бездействие, апатия

Этап тупика

  • Приходит осознание проблемы
  • Вопрос, что делать, остается нерешенным
  • Начинается поиск причин сложившейся ситуации
  • Будущее представляется серым
  • Происходит поиск новых решений

Переломный этап

  • Появляется новый взгляд на проблему
  • Возникает тяга к переменам
  • Ситуация не кажется тупиковой
  • Постепенно «лед рушится»

Это классическая модель кризиса, пережив который, человек выходит на новый уровень. Но существуют и другие варианты развития ситуации – психические расстройства, суицид, наркотическая или алкогольная зависимости. Эти негативные последствия вызваны игнорированием сложного состояния. Чтобы этого не произошло, желательно каждому заранее знать, как выжить в кризис.

Первой ошибкой, которую делает человек, переживающий кризис личности, психологи считают попытку убежать от проблем и непонятного состояния. Прячась, человек замыкается, перестает быть честным с собой, а также подвергается различным фобиям.

Бегство не стоит путать с желанием отвлечься или переключится, что, наоборот, способствуют улучшению эмоционального состояния. Для успешного преодоления переломных этапов важно взглянуть своему страху в глаза, отобразив готовность к борьбе.

Найти точку опоры

Самому тяжело справиться с любым кризисом и принятие этого факта должно препятствовать проявлениям гордости. Ощущения следует проговаривать и обсуждать. Понимание, что существуют люди, переживающие похожие истории, подбадривает, мотивирует, организовывает.

Природа человека такова, что он просто нуждается в обретении точки опоры. Ее можно найти в общении с близкими, наставниками, профессиональными менторами, духовниками или психологами.

Увидеть оттенки

Мы привыкли все разделять на хорошее и плохое, белое и черное, забывая о том, что всегда присутствует «но», а также множество разных оттенков и полутонов. И человек — не исключение. Важно постараться принять и полюбить себя неидеального, а такого, какой есть. И отлично, если критики в сторону собственного «Я» окажется много – значит, есть куда расти и к чему стремиться.

Создать фильтр

Кризис личности – удачное время для того, чтобы отфильтровать лишние вещи, обязанности и «ненужных» людей вокруг себя. Нас хаотично окружает то, что мы хотим видеть и то, что забирает много сил, выпивая последние соки. От последней категории пора избавиться, тем более, если она навязана кем-то со стороны. Переживая непростой период, лучше делать то, что действительно приносит удовольствие.

Заняться собой

Взаимосвязь между физическим состоянием и внутренним самочувствием ощутил на личном опыте каждый. Заботясь о своем теле (массаж, здоровый сон, вкусная здоровая пища, оздоровительные процедуры), мы исцеляем душевное состояние. А, общение с близкими, посещение театра, занятие любимым делом способствуют выздоровлению всего организма. Если эта формула беспроигрышно работает, то почему бы не воспользоваться ней?

Стать Колумбом

Каждого человека можно назвать первооткрывателем внутри себя. Кто-то готов к экспедициям или экспериментам больше, кто-то меньше, но, в общем, это нужно всем. Пребывание на распутье мотивирует отправиться за новыми эмоциями, ведь открыв для себя, например, ёгу, дайвинг или вязание крючком, мы рискуем навсегда избавиться от депрессии и менее болезненно перешагнуть кризис развития.

На кризис личности можно смотреть как на полупустой стакан, содрогаясь от одной только мысли о встрече с ним. Но и есть и другой вариант, когда тот же стакан кажется наполовину полным. В последнем случае переломный этап больше похож на шанс изменить себя и реализовать скрытый ранее потенциал. Ведь освоив искусство мастерского прохождения личностных кризисов, мы можем изменить свою жизнь к лучшему. Как бы тривиально это не звучало, но все зависит от нас самих.